Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экспертиза как средство повышения эффективности процесса правореализации: вопросы теории и практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако эта тенденция имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Отсутствие общей концепции института экспертизы и стихийность нормотворчества в этой области привели к тому, что накоплен значительный правовой материал при отсутствии единых законодательно закрепленных задач, функций и принципов экспертной деятельности, ее четких отграничений от смежных видов деятельности. Нормативные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экспертиза как объект теоретико-правового исследования
    • 1. Понятие и общая характеристика института экспертизы
    • 2. Юридическая природа и виды правовой экспертизы
    • 3. Нормативно-правовое регулирование экспертной деятельности в
  • Российской Федерации
    • 4. Принципы экспертной деятельности
  • Глава 2. Правовая экспертиза и юридическая практика: соотношение и взаимосвязь
    • 1. Экспертиза проектов нормативно-правовых актов как фактор повышения их качества и законности
    • 2. Общественная экспертиза как форма участия граждан в принятии государственно-правовых решений
    • 3. Роль правовой экспертизы в процессе правоприменения: проблемы установления истины и справедливости судебных решений

Экспертиза как средство повышения эффективности процесса правореализации: вопросы теории и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Усложнение социально-экономических отношений в обществе, совершенствование методов и средств их исследования, процессы интеграции и дифференциации научного знания различных сфер человеческой деятельности обусловили для государственных органов, общественных организаций и граждан необходимость обращения к институту экспертизы.

Решаемые посредством экспертизы вопросы весьма разнообразны, поскольку их постановка определяется потребностями практической деятельности субъектов правореализационного процесса. Так, экспертизы качества и безопасности товаров, а также экспертизы по фактам нарушения прав потребителей обеспечивают государственную и общественную защиту прав и интересов потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В области строительства проводятся технико-экономические экспертизы для оценки проектно-изыскательских и строительных работв торговле — товароведческие экспертизы для определения качества и сортности товаров, причин их порчи и т. п.- врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают степень утраты трудоспособности, группу инвалидности в связи с назначением пенсии.

Существуют и многие другие виды экспертиз: патентные, историко-культурные, религиоведческие, этнологические, медико-социальные, экспертизы применяются в правотворческой деятельности, в страховании и т. д. И это, не говоря о судебных экспертизах, которые широко используются на практике не только в раскрытии и предупреждении преступлений, в доказывании по уголовным делам, но и в гражданском, арбитражном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня экспертиза как инструмент поддержки управленческих, правовых и иных решений нашла широкое применение во многих сферах человеческой деятельности.

Однако эта тенденция имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Отсутствие общей концепции института экспертизы и стихийность нормотворчества в этой области привели к тому, что накоплен значительный правовой материал при отсутствии единых законодательно закрепленных задач, функций и принципов экспертной деятельности, ее четких отграничений от смежных видов деятельности. Нормативные акты изобилуют противоречиями, неоднозначной трактовкой понятия экспертизы, ее задач и принципов, искажением сущности экспертизы как процессуально правового института, смешением его функций с контрольными, исследовательскими, управленческими процедурами.

Проведение экспертизы — весьма сложная, ответственная и трудоемкая деятельность, предполагающая соблюдение определенных правил, процедур и условий. Поэтому эффективность экспертизы может быть достигнута лишь при наличии критериев и принципов, которые позволят регламентировать этот вид деятельности, обеспечить ее нормативно-правовую базу, придать ей необходимый юридический статус. Этому может способствовать рассмотрение экспертизы как правового института в аспекте общей теории права.

Степень научной разработанности темы. До настоящего времени институт экспертизы в юридической литературе рассматривался преимущественно применительно к задачам судебного процесса в рамках теории уголовного и гражданского процесса как инструмент по оказанию содействия судьям, следователям, прокурорам и т. д. в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.

Сегодня судебные экспертизы отличаются наибольшей научной разработанностью, существует даже наука о судебной экспертизе — судебная экспертология, основоположниками которой являются А. И. Винберг и Н.Т. Малаховская1.

Однако как объект теоретико-правового исследования институт экспертизы уже давно вышел за рамки судопроизводства. Экспертизы широко используются во многих отраслях российского права, где их значение и роль ни чуть не меньше, чем в уголовном и гражданском судопроизводстве.

В последнее время появился целый ряд монографических работ, посвященных проблемам использования экспертизы в правотворческом процессе2, а также проблемам экологической экспертизы3 и др.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования является экспертиза как институт системы российского права.

Предметом исследования являются характерные черты и признаки института экспертизы, ее юридическая природа, проблемы нормативно-правового регулирования экспертной деятельности в Российской Федерации, а также ее место и роль в современном правореализационном процессе.

Учитывая многогранность проблемы, автор не стремился к рассмотрению всех аспектов выбранной 1емы, поэтому работа посвящена исследованию наиболее актуальных, базовых теоретико-правовых вопросов.

Цель и задачи исследования

Вопрос об институте правовой экспертизы как средстве повышения эффективности процесса правореализации не столько вопрос обособления в особое подразделение данного явления правовой действительности, сколько его особого видения в строго определенном ракурсе ее функционального предназначения, ее роли как инструмента оптимального решения социальных задач.

1 См: Винберг, А И, Малаховская Н. Т. Судебная экспертология Общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз Учебное пособие / Отв ред Б, А Викторов Волг оград, 1979.

2 См, например Калинина Н, А Лингвистическая экспертиза законопроектов омыт, проблемы и перспективы. М, 1997, Р&тдугин Н В Правовая экспертиза проектов федеральных законов М, 2001, Васильев М, А Правовая и лингвистическая экспертиза проектов актов местного самоуправления Обнинск, 2002, Надеев Р. К. Правовая экспертиза законопроектов в Государственной Думе Учебное пособие. М, 2005 и др

3 См, например Эколо1ическая экспертиза / Под ред ВМ Питучько М, 2005, Дьяконов KB 'Эколошчсскос проектирование и экспертиза / KB Дьяконов, А В Допчева М, 2005, Гутников В, А Эколошческая экспертиза/В, А Гутников, В Н Седых М, 2005 идр

Целью данного диссертационного исследования является комплексный теоретико-правовой анализ института экспертизы, определение его места и роли в системе российского права и в современной юридической практике, а также выработка необходимых научно-практических положений и рекомендаций по совершенствованию российского законодательства в области экспертизы.

В соответствии с указанной целью автором были поставлены следующие задачи:

— изучить и обобщить накопленный отраслевыми науками и юридической практикой материал, касающийся темы диссертационного исследования;

— дать общую характеристику институту экспертизы: а) проанализировать различные подходы к определению понятия «экспертиза" — б) разобраться с соотношением понятий «специалист» и «эксперт" — в) раскрыть сущность таких понятий, как: предмет экспертизы, объекты экспертизы, задачи и методы экспертного исследованияг) выявить основные признаки, характеризующие экспертизу как особую форму использования специальных знаний в различных сферах человеческой деятельностид) сформулировать общее определение «экспертизы»;

— выявить юридическую природу института правовой экспертизы: а) провести отраслевой анализ действующего законодательства Российской Федерации регламентирующего экспертную деятельностьб) дать общую характеристику правовой экспертизе как институту права и правовому средствув) определить общеправовое значение института правовой экспертизыг) осуществить классификацию видов правовой экспертизырассмотреть проблемы нормативно-правового регулирования экспертной деятельности в Российской Федерации, а также выработать необходимые научно-практические рекомендации по дальнейшему его совершенствованию;

— сформулировать общие принципы экспертной деятельности и гарантии их реализации;

— исследовать роль экспертизы нормативно-правовых актов как средства повышения их качества и законности в правотворческом процессевыявить сущность общественной экспертизы как института гражданского общества и формы участия граждан в принятии государственно-правовых решенийрассмотреть значение правовой экспертизы в процессе правоприменения (на примере судебной экспертизы).

Методологическую основу исследования составили как общенаучные (диалектико-материалистический, исторический, логический), так и частнонаучные методы познания правовой действительности: системный, формально-юридический, структурно-функциональный, статистический и конкретно-социологический. В работе широко использовался сравнительный анализ отраслевого законодательства: конституционного, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, уголовно-процессуального, гражданского, семейного, финансового, экологического и других отраслей права.

Теоретическую основу диссертационного исследования составила специальная юридическая литература, посвященная проблемам нормативно-правового регулирования экспертной деятельности в различных отраслях российского права, вопросам организации и проведения экспертизы, использования ее результатов в современной правоприменительной и правотворческой деятельности. Кроме того, автором использовались научные разработки в области общей теории судебной экспертизы (судебной экспертологии) и литература по теории государства и права — в той мере, в которой она способствовала разрешению поставленных задач.

В частности, теоретическую основу исследования составили труды таких российских ученых, как: С. С. Алексеев, Т. В. Аверьянова, JI. Е. Ароцкер, М. И. Байтин, В. М. Баранов, Р. С. Белкин, А. И. Винберг, Н. В. Витрук, JT. Е. Владимиров, Г. А. Воробьев, В. М. Галкин, Л. Д. Гаухман, Н. А. Громов, А. Г. Давтян, Ю. М. Жуков, А. М. Зинин, В. Н. Карташов, Д. А. Керимов, В. Я. Колдин, В. Н. Кудрявцев, Т. А. Лилуашвили, Н. П. Майлис, Н. Т. Малаховская, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Ю. К. Орлов, А. Я. Палиашвили, И. Л. Петрухин, А. С. Пиголкин, С. В. Поленина, В. А. Притузова, Н. В. Ралдугин, Р. Д. Рахунов, Е. Р. Российская, В. М. Савицкий, Т. В. Сахнова, М. Я. Сегай, Е. В. Селина, И. Н. Сенякин, М. С. Строгович, В. М. Сырых, П. Ф. Тельнов, Ю. А. Тихомиров, В. А. Толстик, М. К. Треушников, М. А. Чельцов, Н. В. Чельцова, А. Р. Шляхов, И. Я. Фойницкий, А. А. Эйсман, Н. П. Яблоков, П. С. Яни и других.

Эмпирическую основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, законы субъектов РФ, акты Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также международно-правовые документы.

Научная новизна работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования и заключается в том, что настоящая диссертация представляет собой одну из первых работ монографического плана, выполненную в рамках общей теории государства и права, посвященную проблеме исследования экспертизы как средства повышения эффективности процесса правореализации.

На защиту выносятся следующие основные положения, отражающие новизну диссертационного исследования:

1. Обосновываются характерные признаки экспертизы, к которым автор относит: а) экспертиза — это одна из форм использования специальных знанийб) их использование представляет собой исследованиев) экспертное исследование проводится компетентным, сведущим лицом.

— экспертом, т. е. лицом, владеющим специальными знаниями в различных отраслях науки, искусства, ремесла или техникиг) экспертиза имеет процессуальную природу, так как проводится по поручению заинтересованных лицд) целью экспертного исследования является получение необходимой информации об обстоятельствах, существенных для принятия правильного и обоснованного решения лицом (лицами), назначившим экспертизуе) проведенное экспертом исследование оформляется особым документом.

— экспертным заключением.

Таким образом, под экспертизой следует понимать основанное на применении специальных познаний исследование, осуществляемое сведущими лицами (экспертами), выполненное по поручению заинтересованных лиц, с целью установления обстоятельств, существенных для принятия правильных и обоснованных решений и дачи заключения по результатам такого исследования.

2. Главным признаком юридической природы правовой экспертизы является ее нормативно-правовое регулирование. На основе отраслевого анализа законодательства, автор делает следующий вывод: правовая экспертиза является межотраслевым институтом права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особый вид общественных отношенийдеятельность по назначению, организации и производству экспертизы (экспертную деятельность).

Кроме того, правовая экспертиза характеризуется следующими чертами:

— экспертиза как институт права существует только в сфере правового регулирования при решении конфликтных правовых и управленческих ситуаций;

— целью правовой экспертизы является выяснение (установление) юридически значимых фактов и обстоятельств;

— правовая экспертиза имеет процессуально-правовую природу;

— экспертное заключение служит основанием (или одним из оснований) принятия конкретного решения в сфере юридической деятельности.

3. Предлагается следующая классификация видов правовой экспертизы: 1) по отраслевой принадлежности (экспертизы, назначаемые в конституционном праве, в гражданском, в административном, в земельном праве, в трудовом праве, в уголовно-процессуальном праве и др.) — 2) по связи с судопроизводством (судебные экспертизы и экспертизы, не связанные с судопроизводством) — 3) в зависимости от поставленных перед экспертом задач (фактологические, диагностические, оценочные, прогностические, классификационные и др.) — 4) по числу объектов исследования (однообъектные и многообъектные) — 5) по объему исследования (основные и дополнительные) — по последовательности проведения (первичные и повторные) — 6) по численности и составу исполнителей (единоличные, комиссионные, комплексные).

4. Отмечая проблемы нормативно-правового регулирования экспертной деятельности в Российской Федерации, автор обосновывает необходимость принятия специального закона «Об основах экспертной деятельности в Российской Федерации». Прежде всего в законодательном закреплении нуждаются правовые основы (определение понятий «эксперт», «экспертиза», «экспертная деятельность», «объект экспертизы», «задачи экспертной деятельности» и т. д.), принципы экспертной деятельности, а также условия и основания прекращения деятельности эксперта (экспертной организации) и ряд других вопросов.

Принятие данного закона будет способствовать совершенствованию не только экспертной деятельности, но и правоприменительной (правотворческой) деятельности в целом.

5. К числу основополагающих принципов экспертной деятельности относятся: принцип законностипринцип соблюдения прав и свобод человека, гражданина и юридического лицапринцип компетентностипринцип независимостипринцип научностипринцип объективности и принцип ответственности.

Каждый из указанных принципов представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющее одну или несколько сторон экспертной деятельности.

6. По той роли, которую экспертиза призвана играть в подготовке и принятии законов, ее следует отнести к важнейшему технологическому этапу законотворческого процесса. Экспертиза законопроектов позволяет обеспечить их должное качество, так как способствует созданию научно обоснованной системы принимаемых законов, их согласованности, помогает выявить возможные негативные социальные, экономические, юридические, экологические и другие последствия, которые может вызвать реализация этих актов.

7. Экспертиза законопроектов должна носить комплексный характер, т. е. включать в себя помимо экспертных оценок технико-юридического характера (правовая экспертиза) и специализированные экспертизы: экономическую, криминологическую, финансовую и др.

8. Общественная экспертиза является важным элементом социального контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Это инструмент обеспечения прозрачности, ответственности и качества правотворческой деятельности.

Общественная экспертиза является «общественной» только по форме, но по содержанию это должна быть профессиональная экспертиза.

9. Использование судебных экспертиз в современной правоприменительной практике — один из эффективных способов проверки имеющихся и получения новых доказательств по уголовному, гражданскому и арбитражному делу, по делам об административных правонарушениях.

10. Правовая природа обязательности назначения судебной экспертизы заключается не в особом требовании допустимости доказательств, не в ограничении установления некоторых обстоятельств дела определенными средствами доказывания, а в настойчивом напоминании того, что данные обстоятельства в подавляющем большинстве случаев без экспертизы установить нельзя.

11. Доказывается, что абсолютизация правила о недопустимости постановки перед судебным экспертом «юридических вопросов» устарела и требует своего законодательного разрешения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проблема правовых средств, их своевременного и качественного совершенствования в правотворческом и правореализационном процессах становится все более актуальной, научно и практически значимой. Без ее должного разрешения будет невозможно оптимизировать механизм правового регулирования, настроить российскую правовую систему на социально плодотворную работу1.

Решение многочисленных проблем юридической практики путем обобщения данных отраслевых юридических наук и применения различных методов научного познания приближает теорию государства и права как науку к осуществлению своей конечной цели — служить государственно-правовой практике, способствовать активному и творческому использованию государственно-правовых институтов.

Разработка проблем правовой экспертизы, как средства повышения эффективности процесса правореализации, в рамках общей теории государства и права обеспечит:

— правильное и единообразное понимание экспертизы как средства оптимизации правовых и управленческих решений, повышения их объективности и обоснованности;

— создание научных основ унификации существующего и вновь создаваемого законодательства, региональных и ведомственных нормативных.

1 См. Малько, А В. Правовые средства вопросы теории и практики //Журнал российского права 1998 №.

8 С 66 актов, регулирующих отношения в сфере организации, производства и использования экспертизы во всех областях хозяйственной, управленческой и правовой деятельности;

— формирование основ правового статуса всех участников экспертной деятельности, что является необходимым условием гарантии их прав и законных интересов;

— создание оптимальных условий и повышение качества экспертной деятельности, укрепление авторитета экспертной работыв итоге, это позволит повысить эффективность самого правореализационного процесса, в рамках которого используется тот или иной вид экспертизы.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории государства и права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», на заседаниях которой было проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные теоретические положения и выводы, сделанные в исследовании, изложены автором в опубликованных работах.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, и библиографии.

Оценка достоверности заключения эксперта предполагает выяснение его научной обоснованности, а именно: имеет ли данная экспертиза необходимую научную основу? основано ли заключение эксперта на данных науки и специальных познаниях эксперта? соответствуют ли выводы эксперта проделанному исследованию, связаны ли логически содержание исследования и выводы из его результатов? применены ли экспертом наиболее эффективные методы исследования, соответствуют ли они требованиям современной науки и техники? достаточен ли исследуемый материал? правильно ли выявлены и оценены экспертом признаки и свойства исследуемых объектов?

В этой связи возникает вопрос: может (и обязан) ли суд проверять и оценивать научную состоятельность заключения эксперта, в частности научную обоснованность примененных им методик? Одни ученые презюмируют за судом такое полномочие — другие полагают, что вменение суду подобной обязанности недопустимо4. Так, например, Т. В. Сахнова пишет: «На наш взгляд, эксперт свободен в выборе научных методов исследования — это вытекает из принципа независимости эксперта. Кроме того, оценка содержания научных положений, из которых исходил эксперт, равно как и научной состоятельности избранных им методик, ведет к вторжению в сферу специальных знаний, носителем которых в процессе — в силу выполняемых функций — предполагается эксперт, но не суд"5.

1 См: Лупинская П Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе // Российская юстиция 2002 № 7 С 8.

2 См.: Кудрявцев BJ1 Судебная экспертиза в арсенале защиты, особенности оценки и пути использования в доказывании // Современное право 2005. № 12 С. 57−60.

3 См, например Петрухин ИЛ Экспертиза как средство доказывания в советском уголовном процессе. М, 1964 С. 17- Притузова В, А Заключение эксперта как доказательство в угоювном процессе М, 1959. С 9899, 1еория доказательств в советском уголовном процессе/Под ред НВ Жогина М, 1973 С 726.

4 См, например Лилуашвили Г, А Экспертиза в советском гражданском процессе Тбилиси, 1967 С. 150 151, Сахнова I В Судебная экспертиза М, 1999. С. 243, Подольный Н А. Особенности оценки заключения // Российский судья. 2000 № 4 С 10−12.

5 Сахнова Т В. Судебная экспертиза М, 1999 С 243.

Что касается нашего мнения, то мы считаем, что определение надежности экспертных методик, соответствия их современным достижениям науки является необходимым условием правильной оценки экспертного заключения. Другой вопрос: способен ли суд самостоятельно оценивать научную обоснованность заключения эксперта?

В соответствии с законом в случае возникновения сомнения по поводу обоснованности экспертного заключения или наличия противоречий в выводах эксперта (экспертов) суд вправе назначить повторную экспертизу, производство которой поручается другому эксперту или другим экспертам (ч. 2 ст. 207 УПК РФ, ч. 2 ст. 87 ГПК РФ, ст. 87 АПК РФ). Таким образом, повторная экспертиза является процессуальным средством проверки первоначального заключения.

Но ситуация, когда назначается повторная экспертиза, может оказаться не менее спорной. Почему вторая или третья экспертиза «лучше», чем предыдущая?

В криминалистической и процессуальной литературе высказывается мнение, что при повторном исследовании эксперты не вправе подвергать критическому анализу фактические основания заключения первой экспертизы, ссылаясь на то, что оценка доказательств, в том числе выводов экспертов, принадлежит только суду и следователю. Так, JI.E. Ароцкер считает, что «у экспертов, производящих повторную экспертизу, нет и не может быть морального права оценивать выводы первого эксперта», ибо это «ставит экспертов в неравное положение, способствует возникновению чувства превосходства и т. п."1.

Отсутствует в судебно-экспертной практике и инстанциональность — не следует считать, что заключение «вышестоящей» экспертной инстанции всегда более полны и обоснованы, чем заключения «нижестоящих"2.

1 Ароцкер JI L. Об этике судебного эксперта // СборникКриминалистика и судебная экспертиза Киев, 1968 № 5. С. 209−211.

2 См. Теория доказательств в советском угоювном процессе / Под ред II В. Жогина М, 1973. С. 726, Треушников М К Судебные доказательства М, 1997 С 224.

Как быть суду, когда он сталкивается с такой коллизией экспертов? Возникает ситуация, в которой суд должен, оценивать заключения нескольких экспертиз и выступать по отношению к ним в роли некоего «арбитра».

Порекомендовать ему решать вопрос по своему внутреннему убеждению — значит, ничего не сказать. Для того чтобы отдать предпочтение, например, фрейдистскому или бихевиоритскому подходу в судебно-психиатрической экспертизе, нужно, как минимум, иметь соответствующее высшее образование, а еще лучше — ученую степень. Поход, исходя из принципа презумпции невиновности, т. е. выбора той позиции, которая более выгодна обвиняемому, тоже не всегда пригоден, так как иногда достаточно существование одной единственной концепции, напрочь отвергающей все остальные, чтобы, например, практически всех обвиняемых, в отношении которых назначена экспертиза, признавать вменяемыми (или наоборот, невменяемыми)1.

По нашему глубокому убеждению, следователь и суд не в состоянии самостоятельно оценить ни научную обоснованность выводов, ни правильность выбора и применения методов исследования, ни соответствие этого метода современным достижениям данной области научного знания, поскольку такой оценки они должны обладать теми же познаниями, и эксперт2. Вместе с тем, мы не исключаем и необходимости их оценки судом.

Выход из сложившегося положения многие ученые видят — либо в оценке заключения эксперта, производимой с участием специалиста должного профиля, либо в институте конкурирующей экспертизы: «Именно в состязательности экспертных заключений заложена объективная возможность их достоверной оценки следователем и судом"3.

1 См: Орлов К), Шишков С, Гришина С Оценка судом достоверности заключения эксперта II Российская юстиция 1995 № 11. С 29.

2 Примечание Разумеется, далеко не всякое экспертное заключение является настолько сложным, что недоступно для оценки субъектом, нашачившим эксперту, Но все усложняющиеся задачи судебной эксперты, появление новых родов и видов экспертиз, башрутощихся на самых современных технолшиях, развитие и усложнение судебно-экспертных методик ведет к неуклонному росту сложностей в оценке научной состоятельности экспертных исследований.

Криминалистика Учебник для вузов / Под ред PC Ьелкина — 2-е изд М, 2003. С 406−407.

По мнению Е. Р. Российской, для достижения реальная состязательности экспертов необходимо предоставить право назначения судебных экспертиз не только, суду и стороне обвинения, но и стороне защиты, которая пока может только ходатайствовать о назначении экспертизы. Право назначать экспертизы должны иметь и стороны в гражданском и арбитражном процессе1.

Отметим также, что немаловажное значение имеет создание каталогов стандартизованных и унифицированных экспертных методик, утвержденных на межведомственном уровне, а также такой способ оценки достоверности экспертного заключения, как сопоставление его с другими материалами дела, комплексный анализ всех собранных по делу доказательств.

Завершить тему оценки заключения эксперта судом хотелось бы словами Н. Громова: «С помощью судебных экспертиз следователь, суд и стороны получают возможность познания (установления, объяснения, удостоверения) обстоятельств, входящих в предмет доказывания, вместе с тем, они должны избегать двух крайностей: во-первых, слепой веры в непогрешимость экспертов, дающих заключение, и, во-вторых, недооценки особенностей рассматриваемого источника доказательств по сравнению с иными источниками фактических данных. И то, и другое может привести к ошибкам в правоприменении, неправильному разрешению дела"2.

Подводя общий итог, можно констатировать, что использование судебных экспертиз в современной правоприменительной практике — это один из эффективных способов проверки имеющихся и получения новых доказательств по уголовному, гражданскому и арбитражному делу, по делам об административных правонарушениях.

Представляется, что основными направлениями развития института судебных экспертиз станут:

1 См.: Российская F Р Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М, 2005 С 275−276.

2 Громов H, Смородинова, А, Сотовьев В. Заключения эксперта от мнения правоведа до выводов медика (обзорпрактики)//Российская юстиция 1998 № 8 С 29.

1. Совершенствование процессуального законодательства, обусловливающее расширение сферы применения специальных познаний (существенное повышение роли судебных экспертов в гражданском и арбитражном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях, в том числе по делам о нарушениях таможенных правил).

2. Развитие общей теории судебной экспертизы в плане совершенствования методологии экспертных исследованийуточнение содержания общих задач судебной экспертизысудебно-экспертных классификаций.

3. Расширение возможностей исследования, увеличение доказательственного значения экспертных выводов, при анализе как традиционных, так и новых объектов уже существующих классов, родов и видов судебных экспертиз.

4. Возникновение новых видов, родов и классов судебных экспертиз, обусловленное внедрением в сферу судопроизводства достижений новых отраслей знания.

5. Информатизация и компьютеризация судебно-экспертной деятельности.

6. Совершенствование организации производства судебных экспертиз, материальной базы экспертных учрежденийобеспечение возможности выполнения частными экспертами альтернативной экспертизы.

7. Совершенствование подготовки и переподготовки судебно-экспертных кадров1.

1 См: Российская Е Р. Специальные познания и современные проблемы их использования в судопроизводстве //Журнал российскою права 2001. № 5 С 42.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4924.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 16.10.2006) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 2.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-Ф3 (ред. от 27.12.2005)// Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4531.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3487.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 45-ФЗ (ред. от 16.10.2006) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  9. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3702.
  10. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (ред. от3112.2005) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  11. Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2004, с изм. и доп. от 05.01.2005) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
  12. Федеральный закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ (ред. от 18.06.2001) «О землеустройстве» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.
  13. Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ (ред. от2507.2006) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 167.
  14. Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-Ф3 (ред. от 30.12.2001) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.
  15. Федеральный закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 39. Ст. 4857. (утратил силу)
  16. Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 (ред. от 27.12.2005) «Об Общественной палате РФ» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.
  17. Федеральный закон от 8 мая 1994 года № З-ФЗ (ред. от 25.07.2006) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
  18. Федеральный закон от И июля 2001 года № 95-ФЗ (ред. от 12.07.2006) «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
  19. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 222. (утратил силу)
  20. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 (ред. от 23.09.2005) «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года (ред. от 28.05.2004) «О мерах по совершенствованию деятельности Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3337.
  22. Указ Президента РФ от 20 августа 2004 года № 1086 «Об утверждении Положения об экспертном управлении Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3542.
  23. Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г. № 1457) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1996. № 43. Ст. 4886.
  24. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 года № 2134−11 ГД (ред. от 10.03.2006) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
  25. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 года № 33-СФ (ред. от 06.10.2006) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
  26. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 года № 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 15. Ст. 1432.
  27. Положение о порядке проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 18. Ст. 1716.
  28. Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. № 418) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3554.
  29. Правила обращения с ломом и отходами и их отчуждения (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 21. Ст. 2084.
  30. Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий) (утв.
  31. Приказом Госатомнадзора РФ от 7 апреля 1994 г. № 41) // «Российские вести». 27.05.1994. № 76.
  32. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (утв. Постановлением Федерального горного и промышленного надзора РФ от 6 ноября 1998 г.) // Российская газета. 1998. 16 декабря.
  33. Распоряжение Председателя Государственной Думы от 15 апреля 1995 года № 588р-1. «О совершенствовании правового обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы».
  34. Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой с 10 по 17 мая 1995 г. (утв. Постановлением Государственной Думы от 26 апреля 1995 г.) // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 608.
  35. Регламент Общественной палаты Российской Федерации от 22 января 2006 года // http://www.oprf.ru/rus/docurnents/reglament/
  36. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.2. Монографии
  37. Т.В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р. С. Белкина. 2-е изд. М.: Норма, 2003.-992 с.
  38. М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков), изд. 2-е, доп. М.: ООО ИД «Право и государство», 2005. 544 с.
  39. Р.С. Курс криминалистики. Т. 2. М.: Юристъ, 1997.-464 с.
  40. Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. Сущность и методы. М.: Наука, 1966. 296 с.
  41. В.В. Методы науки. М.: Наука, 1974. 215 с.
  42. М.А. Правовая и лингвистическая экспертиза проектов актов местного самоуправления. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. 84 с.
  43. А.И. Теория доказательств в советском уголовном процессе. М.: Юрид. лит., 1973. 840 с.
  44. А.И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология: Общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз:
  45. Учебное пособие / Отв. ред. Б. А. Викторов. Волгоград: Высшая следственная школа МВД СССР, 1979. 155 с.
  46. JI.E. Учение об уголовных доказательствах. Тула: Автограф, 2000. 464 с.
  47. Н.А. Основы законодательной техники: практическое руководство. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1995. 54 с.
  48. В.М. Соотношение заключения эксперта с другими средствами доказывания в уголовном процессе. М.: Юрид. лит., 1971. 47 с.
  49. В.М. Средства доказывания в уголовном процессе. М.: Госюриздат, 1968.-255 с.
  50. А.Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 592 с.
  51. В.А. Экологическая экспертиза / В. А. Гутников, В. Н. Седых. М.: ЭНЕРГОСЕРВИС, 2005. 560 с.
  52. А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. М.: СПАРК, 1995. -83 с.
  53. К.В. Экологическое проектирование и экспертиза / К. В. Дьяконов, А. В. Дончева. М.: Аспект-Пресс, 2005.-384 с.
  54. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Городец, 2000. 271 с.
  55. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Р. Ф. Васильев. М.: Юриспруденция, 2000. -320 с.
  56. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей. В 2 т./ Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород: «Нижполиграф», 2001.
  57. A.M. Судебная экспертиза: Учебник / А. М. Зинин, Н. П. Майлис. М.: Юрайт-Издат: Право и закон, 2002.-320 с.
  58. В.В. Региональное правотворчество и законодательство. Иркутск: Изд-во Иркут. экон. акад., 1996. 77 с.
  59. М.Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской федерации: Проблемы становления и опыт проекта законодательного кодекса. Екатеринбург: РАН Урал, отделение, ин-т философии и права, 1998. 274 с.
  60. Как готовить законы (научно-практическое пособие) / Ю. А. Тихомиров и др. М.: Известия, 1993. 58 с.
  61. Н.А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспективы: Научно-практическое пособие. М.: Известия, 1997. -48 с.
  62. .М. Классификация наук. В 3-х томах. T.l. М.: Мысль, 1965.-544 с.
  63. Д.А. Законодательная техника. М.: РИЦИПСПИ РАН, 1997.- 136 с.
  64. С.Н., Потапов В. А. Законность и правопорядок в российском обществе. Н. Новгород: Нижегор. юрид. ин-т., 1997. 54 с.
  65. М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.: Изд-во МГУ, 1980. 116 с.
  66. И.Ф. Судебная экспертиза в уголовном процессе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963.-213 с.
  67. И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза: Научно-практическое руководство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. -494 с.
  68. В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. 144 с.
  69. В.В., Липень С. В. Теория государства и права. М.: СПАРК, 2000.-448 с.
  70. С.Г., Хохлова Н. Н. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ Грачев С., 2001. — 896 с.
  71. Т.А. Экспертиза в советском гражданском процессе. Тбилиси: Мецниереба, 1967.-216 с.
  72. В.О., Доронина О. Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М.: Изд-во ЮНИТИ, 1999. 260 с.
  73. А.П. Гражданский лоббизм. Процедуры и технологии обращений граждан. М.: Мэйн, 1998. 120 с.
  74. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2003. 512 с.
  75. Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 448 с.
  76. М.В. Философия и методы научного познания. Л.: Лениздат, 1972.-263 с.
  77. Р.К. Правовая экспертиза законопроектов в Государственной Думе: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 2005.-80 с.
  78. А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. В двух томах. Т. 2. Особенная часть. М.: Юрид. лит-ра, 2004. 832 с.
  79. А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.: Прогресс, 1974.-256 с.
  80. И.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов: Львовск. ун-т, 1959. 169 с.
  81. В.М. Экспертиза в советском уголовном процессе. М., 1947.
  82. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т. 2. М., 1998.
  83. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. — 520 с. 248.0рлов Ю. К. Заключение эксперта и его оценка по уголовным делам: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1995. 64 с.
  84. И.Л. Экспертиза как средство доказывания в советском уголовном процессе. М.: Госюриздат, 1964. 264 с.
  85. А.С. Подготовка проектов нормативных актов (Организация и методика). М.: Юридическая лит-ра, 1968. 166 с.
  86. С.В. Законотворчество в Российской федерации. М.: Ин-т гос. и права РАН, 1996. 145 с.
  87. С.В. Качество закона и эффективность законодательства / Под ред. Я. А. Кунина. М., 1993.
  88. Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород: «Нижполиграф», 2000. 823 с.
  89. Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. 2-е изд., доп. М.: Изд-во МГУ, 2001. — 80 с.
  90. Е.Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». М.: Право и закон: Юрайт-Издат, 2002. 384 с.
  91. Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М.: Норма, 2005. 656 с.
  92. В.М. «Язык процессуального закона». Вопросы терминологии / Под ред. А. Я. Сухарева. М.: Изд. Наука, 1987. 286 с.
  93. Т.В. Судебная экспертиза. М.: Юрид. бюро «Городец», 1999.-365 с.
  94. Е.В. Доказывание с использованием специальных познаний по уголовным делам / Под ред. А. А. Хмырова. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2003.-128 с.
  95. Ю.В. Экспертиза сегодня и завтра. М., 1997.
  96. В.Н. Российская правовая система. Саратов: ГП «Полиграфист», 1994. 494 с.
  97. М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М.: Наука, 1968.-450 с.
  98. В. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
  99. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1999. 672 с.
  100. Теория доказательств в советском уголовном процессе / Белкин Р. С. И др./ Под ред. Н. В. Жогина. М.: Юрид. лит, 1973. 734 с.
  101. М.К. Судебные доказательства: Монография. М.: Юрид. бюро «Городец», 1997. 320 с.
  102. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. А. И. Рарога. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. — 672 с.
  103. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л. Д. Гаухмана, С. В. Максимова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Эксмо, 2005. -704 с.
  104. Философия: учебное пособие / Отв. ред. В. П. Кохановский. 6-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 576 с.
  105. М.А., Чельцова Н. В. Проведение экспертизы в советском уголовном процессе. М.: Госюриздат, 1954. 279 с.
  106. А.Ф. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт, 2000.-422 с.
  107. А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. М.: Юрид. лит., 1979.-168 с.
  108. А. А. Заключение эксперта (Структура и научное обоснование). М.: Юриздат, 1967. 152 с.
  109. Экологическая экспертиза / Под ред. В. М. Питулько. М.: Изд-во Академия, 2005.-475 с.
  110. Явич J1.C. Общая теория права. Л.: Юрид. лит., 1971. 286 с. 3. Статьи
  111. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 2002. № 1. С. 103−116.
  112. Л.Е. Об этике судебного эксперта // Сборник: Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1968. № 5. С. 209−211.
  113. В. Заключение эксперта как средство доказывания по уголовному делу // Законность. 1999. № 1. С. 37−40.
  114. Д.А. Значение экспертных заключений в конституционном судопроизводстве//Журнал российского права. 2003. № 11. С. 146−152.
  115. С.В. К вопросу о криминологической экспертизе законов и иных нормативных правовых актов // Государство и право. 2003. № 5. С. 127.
  116. Более половины россиян не понимают, зачем нужна Общественная палата ВЦИОМ // http://www.regnum.ru/news/577 155.html
  117. С.В., Лунеев В. В. О криминологической экспертизе законов и иных нормативных актов // Государство и право. 2002. № 6. С. 40−45.
  118. В. Путин: «Результативность Общественной палаты в немалой степени определяется ее персональным составом» // http://www.h-rights.ru/text/1476/
  119. Виды экспертизы // Закон. 2003. № 3. С. 98−102.
  120. Р. Назначение судом повторной либо дополнительной экспертизы // Законность. 2003. № 4. С. 18.
  121. Л. Нужна правовая экспертиза по уголовным делам // Законность. 2000. № 4. С. 21−24.
  122. В.И. Гносеологические и процессуальные вопросы комплексных исследований в свете теории судебных доказательств // Криминалистика и судебная экспертиза. Вып. 35. Киев, 1986.
  123. Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. № 6. С. 27−34.
  124. В.В. Развитие института криминологической и социально-правовой экспертизы: теория и практика // Российский следователь. 2005. № 7. С. 26−31.
  125. Н. Заключение эксперта как источник доказательств // Законность. 1997. № 9. С. 42−45.
  126. Н., Смородинова А., Соловьев В. Заключения эксперта: от мнения правоведа до выводов медика (обзор практики) // Российская юстиция. 1998. № 8. С. 29−30.
  127. Е. Президент посоветовался с Советами // Парламентская газета. 2005. 4 августа. № 135(1752).
  128. Н. Юридическая экспертиза в практике работы органов юстиции // Российская юстиция. 2001. № 7. С. 54−55.
  129. И., Леви А. Эксперт в суде присяжных США // Российская юстиция. 1999. № 7. С. 46−47.
  130. Н. Президентский «оценщик» // Российская газета. 2004. 25 августа.
  131. Е. Общественная палата муляж гражданского общества // http://aermolin.ru/articles/civarticles/1075
  132. И.Ф., Поленина С. В. «Закон о законах»: проблемы издания и содержания // Советское государство и право. 1989. № 12. С. 3−9.
  133. В.Я. Экспертиза как инструмент права // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород: «Нижполиграф», 2000. С. 669−692.
  134. Ю. Допустимы ли правовые и юридические экспертизы в уголовном процессе // Законность. 2000. № 1. С. 39−40.
  135. В.Л. Судебная экспертиза в арсенале защиты: особенности оценки и пути использования в доказывании // Современное право. 2005. № 12. С. 53−62.
  136. А., Лившиц Ю. Доказательственное значение «правовых» экспертиз в уголовном процессе // Российская юстиция. 2003. № 1. С. 36−38.
  137. А. Заключение на законопроект «Об Общественной палате Российской Федерации» // Парламентская газета. 2005. 27 января. № 15(1632).
  138. С.А. Проблемы реализации депутатами государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации права законодательной инициативы // Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. 2004. № 3. С.89−100.
  139. Е.А. Закон о законах // Законодательство. 1999. № 11. С. 34.37.
  140. П. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе // Российская юстиция. 2002. № 7. С. 5−8.
  141. С.К. Технико-правовые аспекты законотворчества // Адвокат. 2002. № 7. С. 24−27.
  142. Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып. 4. М., 1995. С. 26−32.
  143. А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 66−77.
  144. А.А. Специфика экспертного заключения как судебного доказательства // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 9. С. 35−38.
  145. Р. Законотворческие ошибки // Российская юстиция. 2001. № 5. С. 20−22.
  146. Р. Правовая экспертиза законопроектов // Российская юстиция. 1998. № 1. С. 38−40.
  147. Л. Документы для ипотеки на юридической экспертизе // Бизнес Адвокат. 2004. № 10 (178).
  148. В., Богомолова С. Эксперт психолог в суде Германии: оценка достоверности показаний // Законность. 2003. № 1. С. 50−52.
  149. Общественная палата механизм демократии или уступка Западу? Мнения политологов // http://news.orel.tv/news/539 191.html
  150. Общественная палата: какой она должна быть // Российская газета. 2004. 23 сентября. № 208.
  151. А. Исторический завет для Общественной палаты // http://www.nigru.ru/docs/class/514.html
  152. Ю.К. Объекты судебной экспертизы // Труды ВНИИСЭ. М., 1974. Вып. 8.
  153. Ю. Спорные вопросы судебной экспертизы // Российская юстиция. 1995. № 1.С. 11−13.
  154. А.С., Рахманина Т. Н. Демократические основы создания нормативных актов//Советское государство и право. 1989. № 11. С. 10−18.
  155. А.С., Рахманина Т. Н., Абрамова А. И. Законопроекты должны проходить проверку на зрелость // Журнал российского права. 1997. № 10. С. 16−23.
  156. А.С. Федеральные основы системы российского законодательства // Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003. С. 28−30.
  157. С.Г. Интерпретационные ошибки, возникающие при осуществлении грамматического способа толкования // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород: «Нижполиграф», 2000. С. 249−256.
  158. Н.А. Особенности оценки заключения // Российский судья. 2000. № 4. С. 10−12.
  159. С.В., Лазарев Б. М., Лившиц Р. З., Козлов А. Е., Глушко Е. К. Инициативный проект федерального Закона о законах и иных нормативно-правовых актах // Государство и право. 1995. №. 3. С. 57−68.
  160. С. Решения Общественной палаты будут носить рекомендательный характер // http://www.kreml.org/interviewface/73 699 877?mode=print&usersession=6b75ab4 125fb381 есЗ 128f647e4f9aal
  161. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета. 2002. 19 апреля. № 71.
  162. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2005. 26 апреля. № 86.
  163. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 года «Общими силами к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российской газета. 1998. 24 февраля. № 36.
  164. Предупреждение организованной и коррупционной преступности средствами различных отраслей права (Международная научно-практическая конференция) // Государство и право. 2001. № 5. С. 103−105.
  165. П.Д. Диалектика как общая методолгическая теория // Вопросы философии. 1974. № 12. С. 61−67.
  166. Р.А., Хабибулина Н. И. Проблемы семиотического анализа государственной власти и языка закона // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород: «Нижполиграф», 2000. С. 282−301.
  167. Роль гражданского и смежных с ним отраслей права в предупреждении коррупционной и организованной преступности (Материалы научно-практической конференции, 29−30 октября 2001 г.) // Государство и право. 2002. № 3. С. 100−114.
  168. Роль гражданского и смежных с ним отраслей права в предупреждении коррупционной и организованной преступности (Материалы научно-практической конференции, 29−30 октября 2001 г.) // Государство и право. 2002. № 4. С. 90−115.
  169. Е.Р. Законодательное регулирование назначения и производства судебной экспертизы // Закон. 2003. № 3. С. 3−9.
  170. Е.Р. Специальные познания и современные проблемы их использования в судопроизводстве // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 32−43.
  171. М.Н. О содержании понятий, обозначаемых термином «объект (экспертизы, экспертного исследования)», «качество», «свойство» и «признак» // Методология судебной экспертизы: Сборник научных трудов. М.: Изд-во ВНИИСЭ, 1986. С. 41−55.
  172. Ряд НКО отказываются участвовать в деятельности Общественной палаты РФ // http://www.hro.org/ngo/about/2005/01/! l-2.php
  173. .И. Социальные, организационные и правовые основы механизма действия закона//Государство и право. 1993. № 1. С. 23−32.
  174. И. В Госдуме на заседании рабочей группы приняли концепцию деятельности комиссии по СМИ Общественной палаты РФ // http://www.mediacratia.ra/owa/mc/mc j-egmnjiews.html?aid=923
  175. Т. Доказательственное значение специальных познаний // ЭЖ-Юрист. 2004. № 21.
  176. А. Самый советник // http://www.pchela.ru/podshiv/45/adviser.htm
  177. О.В. К вопросу о целях и содержании правовой экспертизы // http://www.refua.narod.ru/04.htm
  178. Системность законодательства как фактор повышения его качества // Государство и право. 2002. № 3. С. 5−15.
  179. А.А. Обеспечение законности нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 11. С. 66−74.
  180. Совет Федерации одобрил Закон «Об Общественной палате» // http://www.ruric.ru/index.shtml?p=l&category=24&newsID=611
  181. Спикер Госдумы подчеркивает, что Общественная палата должна быть // http://gryzlov.ru/index.php?page=events&id=1308
  182. Стенограмма заседания Совета Федерации 23 марта 2005 года (извлечение) по вопросу «О Федеральном законе «Об Общественной палате Российской Федерации» // http://www.dumask.ru/SFfiles/march/SF20050323zsfstenObpalata.doc
  183. А.Ю. Общественная экспертиза социально значимых проблем // http://www.eurekanet.ru/ewww/ru-full/page-view?obj=l 217
  184. А.Ю. Что такое «Общественная экспертиза» и чем она отличается от «экспертизы профессиональной» // http://strategy-spb.ru/vtt/?do=lib&doc=612
  185. Ю.А. О правилах законодательной техники // Журнал российского права. 1999. № 11. С. 110−116.
  186. В.А. Технико-юридические приемы выявления, устранения и преодоления формально-логических противоречий // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород: «Нижполиграф», 2000. С. 108−130.
  187. А.Х. Экспертный эксперимент // Методология судебной экспертизы: Сборник научных трудов. М.: Изд-во ВНИИСЭ, 1986. С. 124−133.
  188. А.В. Понятие и классификация доказательственных презумпций // Журнал российского права. 2001. № 4. С. 45−55.
  189. Ю.Б. О формировании судебно-экспертного права: постановка проблемы // http://mysite.com.ua/xdem5066/pagesxdem5066/23.html
  190. Н. Нужен Закон о нормативных актах // Российская юстиция. 1996. № 6. С. 27−28.
  191. И.И. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 87−97.
  192. А.А. Специальные познания в уголовном процессе и их нетрадиционные формы//Вестник криминалистики. Вып. 2. М., 2001.
  193. Юристы России ждут закон о нормативных правовых актах (Проект Федерального закона) //Журнал российского права. 1997. № 10. С. 156−167.
  194. Яни П. «Правовая» экспертиза в уголовном деле // Законность. 2001. № 9. С. 21−24.
  195. Авторефераты диссертаций и диссертации
  196. Ю.А. Участие в уголовном судопроизводстве лиц, обладающих специальными познаниями. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1981.
  197. А.П. Правовая квалификация: основы, понятие, значение, этапы: Автореф. дис. канд., юрид. наук/ СГАП. Саратов, 2005. 22 с.
  198. И.Л. Сущность и предмет экспертизы в Советском уголовном процессе // Автореф. дис. .канд. юрид. наук / Ин-т гос. и права АН СССР. М., 1961.-31 с.
  199. А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: Автореф. дис. .док.юрид.наук. М., 1972.-41 с.
  200. В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект) // Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1995. 17 с.
  201. В.Н. Экспертиза в суде по уголовным делам в свете нового законодательства и перспектив ее развития: Автореф. дис.. канд., юрид. наук / Московский гос. ун-т путей сообщения. Краснодар, 2003- 25с.5. Словари и энциклопедии
  202. Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти томах. М., 1978. Т. 24,30.
  203. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. — 704 с.
  204. С.И. Словарь русского языка. 10-е изд. М.: «Советская энциклопедия», 1973. 534 с.
  205. Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. Т. 4. М.: Русский язык, 1998. — 800 с.
  206. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983. 1614 с.
  207. JI.B., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Изд-во г-на Тихомирова М. Ю., 1999 526 с.
  208. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1980. — 444 с.
  209. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Попов. М.: «Советская энциклопедия», 1983. -840 с.
  210. Энциклопедия судебной экспертизы / Под ред. Т. В. Аверьяновой, Е. В. Российской. М.: Юристъ, 1999. 552 с.
Заполнить форму текущей работой