Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление политическими процессами в общественной мысли России второй половины XIX — начала XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До последнего времени исследователи редко обращались к трудам отечественных ученых конца XIX — начала XX века, которые занимались изучением роли и значения психологического фактора в общественной жизни. Первую успешную попытку решить эту задачу предприняли В. А. Алексеев и М. А. Маслин в своей монографии «Русская социальная философия конца XIX — начала XX века: психологическая школа». Они… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I.
  • Макиавеллизм" как социально-психологическая, политическая и культурная проблема. Методологические основы и историографическая база исследования
  • Раздел II.
  • Проблема манипулятивного управления в общем контексте российской истории второй половины XIX — начала XX вв
  • Раздел III.
  • Макиавеллизм" в общественной мысли России пореформенного периода: концепции «отолпления» и «заразительных идей»
  • Ф Раздел IV
  • Тема мифологизации сознания в российской общественной мысли конца XIX — начала XX вв
  • Раздел V.
  • Проблемы речевого насилия и языка как инструмента идеократии в теориях манипулятивного управления начала XX в

Управление политическими процессами в общественной мысли России второй половины XIX — начала XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XX век стал временем развертывания многочисленных массовых движений, без которых немыслим ни один социально-политический процесс. Вторжение масс во все сферы социальной жизни достигло невиданного размаха. Все чаще можно говорить об отрицательных последствиях массовизации общественного бытия и общественного сознания. В этих условиях управление политическим сознанием рассматривается как существенное средство корректировки поведения людей.

Проблема управления политическими процессами была одной из актуальнейших в общественно-политической жизни России второй половины XIX — начала XX вв. Публицисты, ученые, политики активно обсуждали ее на страницах газет и журналов, посвящали ей специальные научные труды. Термин «макиавеллизм» (или «макиавеллианизм») активно употреблялся в теоретических работах и публицистических выступлениях отечественных авторов данного периода. С одной стороны, в узком смысле, «макиавеллизм» понимался как искусство достижения целей невидимыми средствами, рассматривался в качестве особой системы навыков и умений государственного деятеля любыми (даже недозволенными) способами. В данном контексте «макиавеллизм» связывался с набором достаточно циничных политических установок, которые подробно описываются в знаменитой работе «Государь» Никколо Макиавелли.

С другой стороны, «макиавеллизм» означал продуманное, целенаправленное воздействие на массы с целью решения ими определенных социально и политически значимых задач. Иными словами, в широком смысле содержание этого понятия охватывало комплекс социально-психологических способов, средств и технологий, призванных обеспечить эффективное управление политическими процессами.

В любом случае «макиавеллизм» увязывался с проблемами социально-политического управления, с вопросами манипулятивного воздействия на поведение больших групп людей, социальных общностей.

Отношение к этой проблеме было далеко неоднозначным, таким оно сохраняется и сегодня. С одной стороны, в специальной литературе можно встретить восторженные отзывы об этом явлении, позволяющем корректировать хаотические процессы в обществе, уменьшать меру непредсказуемости социальных реакций масс в условиях повышенной неопределенности (или катастрофически развивающихся) социальных событий. С другой стороны, любое скрытое, неосознаваемое людьми воздействие социально-политического характера резко осуждается и отвергается.

Между тем, важность изучения феномена управления большими группами людей не вызывает сомнения. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, возрастанием удельного веса и роли социально-массовых явлений в различных сферах жизни современного общества. Мы все живем в сложном, противоречивом мире, где вмешательство масс в решение социально-политических проблем часто приводит к непредсказуемым и катастрофическим последствиям. Социогенные катаклизмы нуждаются в корректировке, корреляции и купировании, а это предполагает развитие разнообразных управленческих стратегий социально-политического характера. Для их разработки и эффективного применения необходим всесторонний анализ накопленного опыта и прошлых теоретико-практических наработок в данной области.

Во-вторых, управление большими массами людей приобретает особый смысл в переходные, транзитивные эпохи, испытывающие последствия модернизационных воздействий. Такая ситуация имела место во второй половине XIX — начале XX вв., характерна она и для современной России. Поэтому изучение тех концепций «макиавеллизма», которые были разработаны отечественными мыслителями в указанный период российской социально-политической истории, имеет колоссальное значение, так как позволяет лучше понять общественно-политические особенности нашего общества, те свойства русской ментальности, которые придали узнаваемые черты нашей социально-политической истории.

До сих пор указанные теории практически не изучены, их осмысление не нашло своего отражения в специальной научной литературе. Настоящая диссертация — одна из первых работ, посвященных этой проблеме.

В-третьих, в контекстах современного бытия интерес к означенной теме обусловлен необходимостью разработки методологических основ анализа управления политическими процессами. В условиях отсутствия привычных ориентиров, четких социальных идеалов, неуверенности в будущем, отсутствия достоверной информации о происходящих в социуме процессах, создаются благоприятные условия для манипулирования массовым сознанием со стороны политических элит, стремящихся мобилизовать в своих интересах широкие слои населения. Знание того, как и при помощи чего эти установки осуществляются, дает возможность не только защититься от нежелательного социально-политического воздействия, но и диагностировать начало манипулятивных влияний, установить порог их актуализации и выработать меры по их блокировке или коррегированию.

В силу вышесказанного, изучение проблем «макиавеллизма» в контексте общественно-политической мысли на рубеже XIX — XX вв. представляется исключительно актуальными как в теоретическом, так и в социально-практическом планах.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является анализ основных подходов и особенностей понимания сущности манипулятивного управления политическими процессами, сложившихся в отечественной общественно-политической мысли второй половины XIX — начала XX вв.

В связи с этим в исследовании предпринято решение следующих задач:

— провести методологический анализ проблемы манипулятивного управления общественно-политическими процессами, прояснить социально-политическое и социокультурное значение данного феноменавыяснить основные факторы становления понятия «макиавеллизм» и смыслы, закладываемые в него представителями различных направлений русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв.;

— опираясь на труды русских ученых и мыслителей пореформенной России, осуществить комплексную реконструкцию отечественной теории социально-политического управления в единстве ее мировоззренческих, структурных, технологических и семантических сторонна основе изучения работ отечественных ученых и политических деятелей рассматриваемого периода, публиковавшихся в различных массовых и научных изданиях, выявить средства, способы и механизмы управления политическими процессами и вскрыть их сущностные особенности;

— с помощью тех же источников исследовать основные технологии манипулятивного воздействия, разработанные в трудах русских мыслителей на рубеже XIX — XX вв.

Объект н предмет исследования. Объектом исследования является идейное наследие крупнейших представителей российской общественно-политической и социально-психологической мысли второй половины XIX — начала XX вв. по проблемам управления политическими процессами.

Предметом изучения являются социально-политические концепции теоретиков «макиавеллизма» данного периода российской истории, их формирование и эволюция.

Хронологические рамки диссертации охватывают временной промежуток, начинающийся с реформ Александра II и заканчивающихся первыми десятилетиями XX века. Это специфический период развития российского общества. Реформы 60−70-х гг. XIX в. дали толчок к быстрому экономическому развитию России. Но видоизменение социальной структуры российского общества способствовало политической активности больших групп населения страны. Это обусловило рост внимания общественной мысли к проблеме выработки теории и методов управления этими группами.

Методология исследования. В ходе исследования использовался системный подход, структурно-функциональный и текстологический анализ, метод системной реконструкции. Широко применялся комплексный социально-политический анализ, имеющий особое значение для диссертационной проблематики, а также диалектический подход, требующий изучения предмета исследования в развитии и взаимосвязи с другими социальными и политическими феноменами. Предмет исследования потребовал обращения к трудам крупных мыслителей прошлого и работам современных специалистов.

Степень разработанности проблемы. В советской историографии длительное время господствовало мнение о кризисе российской общественно-политической мысли второй половины XIX — начала XX в. Исключение делалось лишь для представителей марксистского направления научной общественной мысли. Тем не менее, ряд работ отличался высоким научным уровнем1.

С середины 1980;х годов в обществоведении началось активное изучение истории общественно-политической мысли пореформенной России, что объяснялось сменой идеологических концепций и введением в оборот закрытых ранее источников по данной проблеме. Этому способствовал выход в свет капитальных монографий Н. Г. Думовой, М. Г. Вандалковской, Е. П. Толмачева и других авторов .

Либеральная альтернатива развития России рассматривается в трудах В.В. Шелохаева3. Общественно-политическая мысль либералов исследовалась в работах Л. Г. Березовой, И. К. Пантина, И. Н. Сиземской, В. А. Кувшинова, А. Н. Медушинского, М. А. Шпаковской и др .

Реформы правительства Б. Ельцина — Е. Гайдара надолго дискредитировали идеи либерализма в России. В то же время другой путь либеральных преобразований, как справедливо отмечает Р. А. Арсланов в своей монографии5, был предложен одним из крупнейших российских мыслителей второй половины XIX в. — К. Д. Кавелиным. Он разработал методологические принципы либеральных реформ в России, сочетающиеся с историческими, политическими и социально-психологическими особенностями русского национального менталитета.

Определенный интерес был проявлен историками к российской консервативной мысли. В трудах П. А. Зайончковского, В. А. Твардовской, В. Н. Костылева была предпринята попытка отказаться от некоторых заидеологизированных марксистских определений, хотя и они считали идеи «консерваторов» реакционными6.

Среди исследователей 90-х годов XX века следует отметить работы А.В. Репникова7. Автор сосредоточился на анализе консервативной концепции общественного развития и религиозно-философских принципах ее обоснования. Интересна идея А. В. Репникова об «охранительном социализме» К. Н. Леонтьева, своеобразном предшественнике сменовеховцев.

Заметный вклад в изучение консервативной общественно-политической мысли на рубеже XIX — XX вв. стала монография «Русский консерватизм XIX века. Идеология и практика"8. Ее авторы, сотрудники Института российской истории РАН, всесторонне рассмотрели основные направления российской консервативной мысли с 1760 по 1905 годы на фоне социально-политической борьбы в России.

Однако в отечественной историографической традиции проблематика «макиавеллизма» вплоть до конца XIX века носила оценочно-описательный характер. Деятельность социальных масс рассматривалась преимущественно как деструктивная, а характеристики толпы экстраполировались на иные формы массовых взаимодействий. Ситуация стала меняться в последней трети XIX — первой трети XX вв. после появления фундаментальных работ Н. К. Михайловского, акцентировавшего социально-психологическую природу манипулятивного управления. Именно его труды в первую очередь получили разностороннее освещение в современной отечественной литературе (около 400 наименований библиографических источников).

Постепенно к концу XIX века в русской общественно-политической мысли возобладало особое внимание к социально-политическим и социально-психологическим аспектам исследования «макиавеллизма», а в 10−20-е годы XX в. в связи с революционной ситуацией и послереволюционными задачами общества на первый план вышли праксеологические аспекты «макиавеллизма». Все проблемы, с этим связанные, разрабатывались в многочисленных работах русских мыслителей данного времени. Но большинство их идей, в том числе, представленных в фундаментальных и глубоких трудах В. М. Бехтерева, К. Д. Кавелина, Н. Н. Кареева, М. М. Ковалевского, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, В. А. Попова, Е.В. де Роберти, В. К. Случевского, С. И. Смирновой, П. Б. Струве, К. М. Тахтарева, Н.Ф. Ухач-Огоровича, В. М. Хвостова в контексте выделенной в диссертации проблематики почти не исследованы в отечественной и зарубежной специальной литературе9.

Отдельные вопросы или некоторые аспекты концепций управления политическими процессами, развиваемых российской общественно-политической мыслью на рубеже XIX — XX вв. представлены в сочинениях современных авторов: В. Э. Багдасаряна, Е. А. Котеленец, Г. М. Пономаревой, В. В. Тяна и др10.

Вклад Н. К. Михайловского в изучение теории «героя и толпы» рассмотрел в своей монографии В.В. Блохин11. Автор проследил эволюцию взглядов известного народника на эту проблему, начиная с одной из ранних его работ «Иероним Савонарола», ранее неизвестной исследователям. Принципиально важным Н. К. Михайловский считал изучение «механики» взаимодействия между коллективом и лидером, народом и человеком, способным в силу каких-то качеств вести его за собой.

Социально-политический аспект российского «макиавеллизма» почти не отрефликсирован и представлен в ограниченном числе работ (В.А.

Алексеев, М. А. Маслин, М. В. Донской, С.Г. Кара-Мурза, E.JT. Кукушкина, 1.

Ю.И. Семенов, А.И. Соловьев) .

До последнего времени исследователи редко обращались к трудам отечественных ученых конца XIX — начала XX века, которые занимались изучением роли и значения психологического фактора в общественной жизни. Первую успешную попытку решить эту задачу предприняли В. А. Алексеев и М. А. Маслин в своей монографии «Русская социальная философия конца XIX — начала XX века: психологическая школа». Они подчеркнули, что «появление этой школы в русской социальной философии не является результатом культурно-духовного влияния западноевропейского позитивизма, разновидностью которого в целом и принято считать психологическую школу. Своеобразие русской социальной философии указанного времени заключается в том, что на ней лежит печать существенного влияния условий самой России"13.

Социально-философские вопросы данного явления изучаются в трудах И. А. Микешиной, С. И. Малеева, В. Л. Соболева и некоторых других авторов14.

Относительно хорошо изучены праксиологические аспекты управления политическими процессами15.

Психологическая компонента манипулятивного влияния и управления нашла освещение в большом количестве работ как отечественных, так и зарубежных авторов16.

Социальные аспекты управления политическими процессами стали предметом пристального интереса отечественных специалистов сравнительно недавно, в то же время за рубежом данная проблематика достаточно хорошо проработана17.

Отдельные психологические приемы манипулятивного воздействия рассмотрены в трудах А. В. Брушлинского, Е. А. Сергеенко, Ю. П. Ивонина, С. В. Туманова и др.18.

Аспекты этнонациональной идентичности, имеющие большое значение для формирования социально-политических практик в различных этнокультурных средах, ставятся и решаются в публикациях В. А. Авксентьева, С. А. Арутюнова, А. Р. Багдасарова, В. П. Булдакова, А. П. Самойлова и др.19.

Вопросы, связанные с массовым сознанием и поведением масс в различных социально-политических ситуациях, способы корректировки их поведения и эффективного воздействия на них с помощью мифологизации и неорелигиозных систем рассматривается в достаточно многочисленных работах, из которых следует отметить исследования Б. А. Грушина, Л. Г. Судаса, Г. Г. Дилигенского, А. Н. Кольева, А. К. Уледова, С. Н. Кострина и.

ДР.20.

Таким образом, можно отметить, что отдельные аспекты и стороны управления политическими процессами достаточно хорошо проработаны, но научные исследования, в которых бы реконструировалась целостная система взглядов русских мыслителей второй половины XIX — начала XX вв. на феномен «макиавеллизма», практически отсутствуют.

На основе проведенных научных изысканий можно сделать вывод о явно недостаточном уровне изучения проблем манипулятивного управления политическими процессами в контексте отечественной общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв. в современной специальной литературе. До сих пор нет ни одной монографии или целевого исследования выделенных в диссертации проблем. В рамках исторической литературы нет ни одного научного издания, в котором бы в комплексе рассматривались отечественные теории «макиавеллизма».

Источннковую базу исследования составляют опубликованные и неопубликованные источники.

Изданные работы В. М. Бехтерева, К. Д. Кавелина, Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, Н. К. Михайловского, Е.В. де Роберти, П. Б. Струве, К. М. Тахтарева, В. М. Хвостова в полной мере отражают существенные стороны их исторических и политических взглядов и позволяют реконструировать варианты управления политическими процессами на рубеже XIX — XX вв.

Опубликованные источники можно условно разделить на 4 группы:

1. Социально-философские и методологические работы.

2. Историографические труды.

3. Общие исторические и специальные исследования.

4. Общественно-политическая публицистика.

Архивные источники (центральные и региональные архивы) вводятся в научный оборот преимущественно впервые. Но и уже использованные документы часто содержат важную информацию, мало задействованную учеными из-за слабой изученности данной проблематики.

Научная новизна исследования. В ходе исследования были получены следующие новые результаты:

• Раскрыто содержание и определен статус понятия «манипулятивное управление политическими процессами» («макиавеллизм») в контексте русской общественно-политической мысли второй половины XIX — начала XX вв. Выявлены основные факторы его становления и формирования, к которым относятся:

— социально-политическая ситуация в России в конце XIX — начала XX вв., сопряженная с реформационными и модернизационными воздействиями, нарастанием социально-политической неопределенности и латентной агрессии масс;

— выход на историческую арену традиционалистских групп населения, не имеющих соответствующего социально-политического опыта и политико-правовой культуры и нуждающихся в целенаправленном управлении и «водительстве»;

— сложная диалектика соотношений либеральных и народнических ориентаций в российском обществе, нацеленных на разработку новых управленческих стратегий при построении «новой социальности», соответствующей основным характеристикам национального характера;

— целесообразность разработки концепций «народной идеи» и «народного характера», по отношению к которым должны были быть приведены в соответствие социально-политическая жизнь и государственное устройство России;

— необходимость результативного воздействия на люмпенизированную, 'деклассированную и революционизированную массу, имеющую выраженные маргинальные ориентации и деструктивную социально-политическую направленность;

— потребность в усовершенствовании политических форм деятельности государственной элиты России и тех отрядов интеллигенции, которые были активно задействованы в социально-политической жизни страны.

• Проведен анализ управления политическими процессами в единстве его методологического, социально-исторического, политического и культурологического аспектов, показана связь особенностей социального управления с чертами национального русского характера, а также специфическими доминантами социально-политического развития России конца XIX — начала XX вв., и основными направлениями развития русской научной и общественно-политической мысли данного периода.

• В ходе исследования впервые акцентировано внимание на новизне социально-психологической школы в области изучения стратегий и средств «макиавеллизма»;

• Подробно и всесторонне проанализировано явление «отолпления», вскрыты его типологические, социологические, культурные, психологические детерминанты, показаны отличия в понимании данного явления русскими и европейскими мыслителями на рубеже XIX — XX вв.

• Впервые всесторонне исследовано понятие «заразительных идей», показана их функциональная значимость в процессе политического управления, проведена их типология, выявлена связь между типом распространяемых «заразительных идей» и типом «вожака» — манипулятора, целенаправленно воздействующего с их помощью на массы.

• Определена сложная природа «идеократической» и «аттракционной» функций языка в процессе манипулятивного воздействиявыявлены стратегии «языкового управления» в качестве основания для унификации социальных контекстов и построения «новой социальности», разрабатываемые в русской общественно-политической мысли второй половины XIX — начала XX вв.

• Выявлены и подробно исследованы особенности управленческих технологий, разрабатываемых в рамках русского «макиавеллизма» конца XIX — начала XX вв.: речевого насилия, мифологизации массового сознания, насаждения коллективных верований. Показано особое значение теории «макиавеллизма» для развития социально-политических доктрин и социально-психологических практик в контексте русского общества на рубеже XIX — XX вв.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Положения и выводы, полученные в диссертации имеют теоретическое, методологическое и практическое значение.

Теоретическое значение работы обусловлено тем, что она призвана восполнить пробел, который существует в изучении «макиавеллизма» как целостного явления в контексте русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв. Полученные результаты могут способствовать решению фундаментальных социально-политических проблем, прежде всего при изучении управленческих тактик и стратегий различного уровня, их средств, способов и механизмов.

Положения диссертации могут иметь методологическое значение для исследования социально-политических систем и теорий манипулятивного управления, а также для ретроспективной реконструкции процессов их становления и развития.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке и чтении основных и специальных курсов по истории России, социологии, политологии, истории социально-политических учений, социально-политическому менеджменту. Некоторые выводы, содержащиеся в работе, могут помочь при разработке программ по социально-политическому стратегическому планированию, при прогнозировании социально-политических реформ и инициатив.

Апробация работы. По теме диссертации соискателем опубликовано 8 монографий и более 30 статей, общим тиражом свыше 60 п.л. Отдельные проблемы изложены автором в выступлениях на международных, общероссийских и региональных конференциях, связанных с тематикой работы, в курсах лекций. Основные положения диссертации рассматривались на заседании кафедры политической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и на заседании кафедры «Право и культурология» Московского института коммунального хозяйства и строительства.

Учебным пособиям по истории России, написанным в 1998;2001 гг. в соавторстве с рядом известных ученых Московского института коммунального хозяйства и строительства присвоен гриф Министерства образования Российской Федерации.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка литературы.

Заключение

.

1 Корсаков М. А. Стереотипы социального управления. СПб., 2001. С.5−6.

2 Там же. С. 8.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографин, брошюры, учебные пособия.
  2. Августин Блаженный. О граде Божьем. Т.1−4, М., 1994.
  3. В.А. Этническая конфликтология. В поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001.
  4. Т.И. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследования культуры, 2001. 407с.
  5. Т.А. Социальные аспекты манипулирующих практик. Киев, 2000.
  6. А.В. Русская социально-психологическая школа о природе социальных воздействий. Самара: АСТ-Поль, 2000. 214с.
  7. А.А. Средства манипулятивного управления в современном обществе. СПб.: Лань, 2001.-219с.
  8. В.А., Маслин М. А. Русская социальная философия конца XIX начала XX века: психологическая школа. М., 1992.
  9. Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998 635с.
  10. А.В. Русская социальная школа начала XX века: психологическое направление. Саранск, 2001.-178с.
  11. Г. К. Доктрина «массового общества». М: Политиздат, 1971— 129с.
  12. Анатомия кризисов. М.: Наука, 2000.-238с.
  13. Анатомия революции: массы, партии, власти. СПб: Лань, 1994.-459с.
  14. Д. Роза мира. М., 1992.-575с.
  15. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000−288с.
  16. М.Т. Гносеологический анализ веры. Владимир, 1982.— 183с.
  17. Г. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.:. Мысль, 1998.-253с.
  18. Ю.М. Миф и вечность. М: Республика, 2001 -343с.
  19. Антропология насилия. СП б.: Питер, 2001.-508с.
  20. X. Истоки тоталитаризма. М.: Психологические исследования. 1996.-314с.
  21. X. Что такое власть? М.: Социс, 2002.-311с.
  22. Аристотель. Политика // Соч. в 4-х т. Т.4. М., 2002.-393с.
  23. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категория. Минск, 1998.-615с.
  24. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика, 1992.-608с.
  25. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект-Пресс, 1999.-517с.
  26. Р.А. К.Д. Кавелин: человек и мыслитель. М., 2000.
  27. С.М. Философские основания манипулятивных технологий воздействия в современном обществе. М., 2001.-221с.
  28. С.А., Багдасаров А. Р., Белоусов В. Н. Язык. Культура. Этнос. М., 1994.
  29. А.Г. Президент по выбору: моделирование желаемого будущего. М., 2002.
  30. Г. В. Социально-философский анализ массового сознания. М.: Наука. 1995.-405с.
  31. Ачкасов В. А, «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб.: СПбГУ, 1997.-160с.
  32. М.В. Философский анализ манипулятивных стратегий. СПб., 1999.
  33. А.Б. Социально-философские аспекты формирования этнанационального сознания и самосознания. Ставрополь: СтГУ, 1999.-213с.
  34. В.Э. «Теория заговора» в отечественной историографии второй половины XIX—XX вв.. М., 1999−515с.
  35. Н.Н. Габриэль Тард. Личность, идеи, творчество. М.: б/и, 1905−202с.
  36. Н.Н. Психология и политика. М.: б/и 1906.-304с.
  37. М.А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма. Становление истории. М., 1998.-306с.
  38. Р., Гриндер Дж. Структура магии СПб., 1993.
  39. Бен-Ито X. Ложь, которая не хочет умирать: «Протоколы сионских мудрецов»: Столетняя история. М., 2001.-312с.
  40. А. Два источника морали и религии. М., 1994.- 382с.
  41. А. Творческая эволюция. М., 1998.-382с.
  42. Н.А. Избранное. Киев: Наукова думка, 1995.-429с.
  43. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Политиздат, 1994.-201с.
  44. Н.А. Конец Европы // Бердяев Н. А. Судьба России. М. Харьков, 1999.-204с.
  45. Н.А. О русской культуре. М.: б/и, 1994.-212с.
  46. Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М.: б/и, 1918.-104с.
  47. Н.А. Философия неравенства. М.: Имка-Пресс, 1995.-318с.
  48. Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // «Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Новое время, 1990−1-22.
  49. .Н. Идеология духовного подавления. М., 1971.
  50. В.М. Гипноз. Внушаемость. Телепатия. М.: Сталкер, 1994−519с.
  51. В.М. Гипноз. Д.: Сталкер, 1999−343с.
  52. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-514с.
  53. В.М. Социальное и психологическое. Сборник научных трудов. М., 2001.-622с.
  54. В.М. Социальное и психологическое. Сборник научных трудов. Минск: Наука, 2001.-411с.55. Библия. Книга Даниила.
  55. М.М. Роль общественного мнения в формировании национальных традиций. М.: АсТ, 2003−208с.
  56. В.В. Историческая концепция Николая Михайловского (к анализу мировоззрения российской народнической интеллегенции XIX в.) М., 2001.
  57. Г. Коллективное поведение // Психология масс. Самара, 1 998 535−588.
  58. А.А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990.-308с.
  59. А.А. Из психологии общества. СПб.: б/и, 1906.-119с.
  60. А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. В 2-х кн. М: Наука, 1989.-503с.
  61. А.А. Эмпириомонизм: Статьи по философии. М.: Республика, 2003.-396с.
  62. Н.А. Смысл истории. М.: Политиздат, 1990.-254с.
  63. Р.А. Социально-психологическая традиция в России в конце Х1Х-началеХХ вв.-292.
  64. . Метод легкого познания истории. М., 2000.-159.
  65. Бойтасик J1. Психология политической пропаганды. М., 1981.
  66. Н.А. Подражание как социологическое понятие. Б/м, 1908— 194с.
  67. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер народа и судьба страны. СПб.: Лениздат, 1992.-218с.
  68. А.В., Сергиенко Е. А. Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Институт психологии РАН, 1998—147с.
  69. Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983−232с.
  70. С.Н. Апокалиптика и социализм (Религиозные параллели) // Сочинения в двух томах. Т.2. СПб.: Наука, 1993.-С.368−434.
  71. С.Н. Война и русское самосознание // Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии в двух томах. Т.2. М.: Наука, 1999.-143—171.
  72. С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: РХГИ, 1997.-398с.
  73. С.Н. Интеллигенция и религия. М., 1908.-31с.
  74. С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. М.: Итоги, 2000 — 98с.
  75. С.Н. Православие. Киев: Лыбидь, 1991.-235с.
  76. С.Н. Религии и политика (К вопросу об организации политических партий) // Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии в двух томах. Т.2. М.: Наука, 1999.-39−45.
  77. С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994 — 414 с.
  78. Н.И. Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии. 3-е изд. М.-Пг., 1924.-216 с.
  79. Н.И. Экономика переходного периода // Избранные произведения. М., 1990.-462 с.
  80. A.M. Феномен массовых демократических движений. М.: Позиция, 1995−300с.
  81. М.Г. П.Н. Милюков, А. А. Кизеветтер: история и политика. М., 1992.
  82. М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М., 1997−349с.
  83. А.И. О видах веры и ее отношении к знанию // Избранные работы русских философов. СПб.: Лань, 1999.-618с.
  84. М. Избранные произведения. М., 1990 804с.
  85. А. Сопоставление культур посредством лексики и прагматики. М.: Языкознание, 2001.-310с.
  86. Г. В. История России. Московское царство. Ч. 1−2. М — Тверь, 1997.
  87. Г. В. История России. Россия в средние века. М.-Тверь, 1997.-346с.
  88. Г. В. Начертание русской истории. Ч. 1. СПб., 2000 318с.
  89. Вехи // Вехи. Из глубины. М., 1991 606с.
  90. Р. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на западе. СПб., 1900.- 311с.
  91. П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: Гнозис, 2002.-190с.
  92. JI.H. Роль чувства в коллективной психологии. Киев: Покров, 1904.-209с.
  93. Д. Ленин. Политический портрет. В 2-х кн. М., 1994.
  94. Л. Политическая антропология. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов. СПб., 1905(М., 2000).-440с.
  95. В.К. Воздействие на поведение. СПБ., 2002.
  96. В. Задачи и методы психологии народов. М.: Дело, 1999.-78с. ЮО. Гаджиев К. С. Введение в геополитику. М., 1998.
  97. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993, 2000−477с.
  98. А.И. Собрание сочинений. В 10-ти т. М.: АН СССР-Энциклопедия, 1954−1964.
  99. В.В. Ритуал в советской культуре. М.: РГН, 1998.-224с.
  100. П. Здравый смысл, или естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным // Гольбах П. Письмо к Евгении. Здравый смысл. М., 1956.
  101. К.И. Проблема «Россия-Запад» в философии русского религиозного ренессанса XX в. М.: ИФ РАН, 2000.-201с.
  102. Дж. Лекции о человеческом счастье // Сочинения. М., 1995−155с.
  103. П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995 -208с.
  104. .А. Масса как субъект исторического и социального действия // Рабочий класс и современный мир. 1984. № 5.
  105. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987−368с.
  106. А.В. Консервативность в массовом сознании. М.: Политиздат, 1994−264с.
  107. Ш. Губман, Б. Л. Смысл истории. Очерк современных западных концепций. М., 1991.- 189с.
  108. Гумилев J1.H. География этноса в исторический период. Л. Д990.-278с.
  109. JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.- 781с.
  110. Гумилев J1.H. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 1992.-334с.
  111. Гумилев J1.H. Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»). М., 1970.-431с.
  112. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.-526с.
  113. Л. Основы социологии. СПб., 1899−360с.
  114. Л. Социология и политика. М., 1895.-222с.
  115. А .Я. Проблема ментальности в современной историографии//Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып.1. М., 1989.
  116. А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.-402с.
  117. П.С. Буржуазная идеология и массовое изгнание. М.: Наука, 1980.-396с.
  118. А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.: Республика, 2003.-418с.
  119. Ю. Апокалипсис атеистической религии. СПб.: СПбГУ, 1999.-101с.
  120. Н.Я. Горе победителям. М., 1998.-158с.
  121. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М., 1991- СПб., 1995.-513.
  122. Ч.Р. Происхождение человека и половой отбор//Соч. Т.5. М., 1953.-371.
  123. У. Воля к вере. М.: Республика, 1997.-408с.
  124. Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке»//Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1991.-418.
  125. Г. Г. В поисках смысла и цели: Проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М.: Политиздат, 1986.-301с.
  126. А.В., Латыков В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М.: Социс, 1996.-398с.
  127. Довнар-Запольский М. В. Исторический процесс русского народа в русской исторической науке (вступительная лекция, прочитанная в 1901 г.). М., 1905.-32.
  128. М.В. Философия истории большевизма. М., 2003.
  129. Е.Л. Психология манипуляции. М.: Психологические исследования, 2003−202с.
  130. А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.-599.
  131. А.Г. Конспирология (Наука о заговорах, тайных обществах и оккультной войне). М., 1993.-130.
  132. Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. М, 1993.285.
  133. Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. М., 1993.
  134. И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.-382.
  135. Э. О разделении общественного труда. Метод в социологии. М., 1991.-572.
  136. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.-180.
  137. ЕвстифееваЕ.А. Феномен веры. Тверь: ТГУ, 1994.-201с.
  138. В.В. Геополитика и русский вопрос. М., 1998.-494.
  139. П.А. Русское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.
  140. Ф., Ляйппе Ф. Социальное влияние. СПб., Питер. 1999−648с.
  141. Р.А., Келасьев В. Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб.: СПбГУ, 1996.-88с. 147.3обова В. Н. Национальное самосознание как объект философского анализа. СПб.: СПбГУ, 2000.-129с.
  142. Г. География победы: Основы российской геополитики. М., 1997.-303.
  143. Г. Держава. Изд. 2-е, дораб. И доп. М., 1994.-189.
  144. Г. Уроки жизни. М, 1997.-387.
  145. Ю.П. Между гармонией и восстанием. Новосибирск: АНРФ, 1997−200с.
  146. Из истории реформаторства в России. М.: ИФ РАН, 1991 -214с.
  147. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.^464с.
  148. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.^431с.
  149. Интеллигенция. Власть. Народ. М.: Наука, 1993.^409с.
  150. Иоанн (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Битва за Россию. Саратов, 1993.-119с.
  151. Иоанн (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. Саратов, 1995.^405с.
  152. И.Н., Хачатурян В. М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. СПб., 2002.-298с.
  153. Исаев И.А. Politica Hermetica Скрытые аспекты власти. М., 2002.
  154. История психологической мысли. Минск: Политика, 2001.-705с.
  155. История русской общественно-политической мысли XIX первой трети XX вв. СПб.: Питер, 1999.-418с.
  156. История русской общественно-политической мысли. XIX век. Самара: Бахрах, 1999.-526с.
  157. История русской социально-психологической школы конца XIX-начала XX вв. СП б.: Питер, 2001.-459с.
  158. История социалистических идей и стереотипы массового сознания. М.: ИНИОН, 1990.-211с.
  159. Исход к Востоку. М., 1997.-264с.
  160. К.Д. Задачи этики. М.: б/и, 1902.-178с.
  161. К.Д. Наш умственный строй. М.: Политиздат, 1989.-202с.
  162. К. Традиции русской гуманитарной школы начала XX века. М.: Социс, 2002.-218с.
  163. В.В. О духовном в искусстве. М.: Искусство, 1992.-89с.
  164. В.Х. Общепонятные психологические этюды. М.: б/и, 1881−199с.
  165. Э. Психология масс. М.: Идрис, 2001.-213с.
  166. И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане//Соч. в 6-ти т. Т.6. М., 1966.-334с.
  167. Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием М.: Эксмо, 2003 .^14 8с.
  168. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо-пресс, 2001 — 832с.
  169. В.В. Социальные мифы и манипулятивное управление. Минск: Политика, 2001.-518с.
  170. А.С., Хренов Н. А. Фольклор и кризис общества. М.: Хронос, 1993.-128с.
  171. Н.И. Основные вопросы философии истории. Критика исторических идей и опыт научной теории исторического прогресса. Т. 1−2. М., 1883- 2-е изд., перераб. 4.1−2, СПб., 1887.
  172. Н.И. Сущность исторического прогресса и роль личности в истории (Основные вопросы философии и истории. Ч.З.). СПб., 1890- 1914.
  173. Н.И. Великая французская революция. Пг., б/и, 1918.—97с.
  174. Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.-368с.
  175. Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб., б/и, 1914.-197с.
  176. Н.И. Теория исторического знания. СПб., ГУ, 1913—107с.
  177. Карл Густав Юнг о современных мифах. М.: Практика, 1994.-252с.
  178. М.А. Манипуляция. СПб.: Питер, 2002.-424с.
  179. Л.П. Философия истории. Берлин, 1923- СП б., 1993.-350с.
  180. Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Республика, 1998.-426с.
  181. К. О русском национальном характере. М.: ИНМЭ, 1994 — 367с.
  182. К. Материалистическое понимание истории. Т.2. Государство и развитие человечества. М.-Л., 1931.
  183. К. Маски бога. Созидательная мифология. М.: Республика, 1997.-311 с.
  184. Э. Масса и власть // Человек нашего столетия. М.: Прогресс, 1990.-24с.
  185. Ю.А. Философия религии. М.: NB, 1998.-424с.
  186. И.В. Девятнадцатый век // Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979- 1998.-462.
  187. И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Там же.
  188. Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1995.-89с.
  189. Клемперер В. LTI. Язык третьего рейха. Записная книжка филолога. М.- Социс, 1998.-298с.
  190. В.О. Методология русской истории // Цивилизации: Прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988.-342.
  191. М.А. Становление психологической науки в России. М.: Владос, 2000.-118с.
  192. Г. А. Стратегии психологического воздействия. М., 1999.
  193. М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века // История нашего времени. Т.7. Пг.: б/и, 1914.-509с.
  194. М.М. Современные социологии. СПб.: б/и, 1910.—212с.
  195. М.М. Социология. В 2-х т. СПб., ГУ, 1910.-Т.1 -300с.
  196. М.М. Теория заимствования. Б/м, б/г. Т.1−209с. Т.2−296с.
  197. Ю. Голгофа России. Завоеватели: Краткая хроника преступлений мирового сионизма, масонства и Запада против России. От Петра I до Сталина. М., 2001.-479с.
  198. JI. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, 2000−208с.
  199. А.А. Тард и его теория общества. Киев, изд-во Штоля, 1897.— 57с.
  200. Д.В. Человек и толпа. М.: Моск. психол.-соц. ин-т., 2001 .— 214с.
  201. А.Н. Политическая мифология: Реализация социального опыта. М., 2003.
  202. Кон Н. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов», М., 1990.-245с.
  203. О. Дух позитивной философии (извлечение) // Западноевропейская социология XIX века. Тексты. М., 1996.—412с.
  204. О. Курс положительной философии (извлечение) // Западноевропейская социология XIX века. Тексты. М., 1996.-391с.
  205. О. Общий образ позитивизма (извлечение) // Западноевропейская социология XIX века. Тексты. М., 1996.-356с.
  206. А. Чем должна быть коллективная психология. Одесса, б/и, 1908.-58с.
  207. Н.М. Указ и закон. СПб., изд. Собашникова, 1894.-115с.
  208. А.В. Факторы социальной эволюции. М., 1997.^17с.
  209. А.С. Социологические проблемы манипулятивных воздействий. Спб., 2000.
  210. С. Политическая мифология. М.: Социс, 2000.-249с.
  211. В. Н. Ренегатство Л.А. Тихомирова и русское общество в конце 80-х начале 90-х гг. XIX в. М., 1980.
  212. В.Г. Представительная власть в России: Формирование и функционирование (1905−1907гг.).- М.: Университетский гуманитарный лицей, 2000.^118с.
  213. С.А. Манипулятивное поле политики. М.: Полис, 2001.-318с.
  214. П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. СПб.: БМ, 1907.-1 Юс.
  215. Н.К. Денежная держава. Тайные механизмы истории. М., 2002.-311с.
  216. В.А. Кадеты в России и за рубежом (1905−1943гг.).- М. Университетский гуманитарный лицей, 1997.—411с.
  217. Д.А. Психология и языкознание. СПб.: б/и, 1904.-190с.
  218. Е.В. Социально-философский анализ лидерства. М.: Наука, 1996.-360с.
  219. Е.И. Русская социология XIX-начала XX века. М.: Из-во МГУ, 1993 .-79с.
  220. П.А. Исторические письма // Избр. Соч. на социально-политические темы. Т.1. М., 1934- П. Л. Лавров. Философия и социология. Избр. Произв. в 2-х т. Т.2. М., 1965.
  221. У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон, 1994.
  222. А. Очерки материалистического понимания истории. М., 1960.
  223. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып.1. СПб., 1 910 292- Вып. 2. 1913.-799с.
  224. М. Французская философия и Россия: история взаимовлияний. Минск: Политика, 1999.-349с.
  225. Г. Психологические законы эволюции народов. СП б.: б/и, 1906.-114с.
  226. Г. Психология масс. Самара: Бахрах, 1998.-218с.
  227. Г. Психология народов и масс. СП б.: Питер, 1995.-294с.
  228. Г. Психология народов и масс. СПб., 1895- 1995−342с.
  229. Г. Психология социализма. М.: Психологические исследования, 1995.-202с.
  230. Г. Психология толп // Психология толп. М., 1998.-279с.
  231. А.А. Из истории кризиса русской буржуазно-либеральной историографии. М., 1982.
  232. Р. Человеческая индивидуальность: Генетика и среда. М., 1993.-206.
  233. К.Н. Византзм и славянство // Избранное. М., 1993.-214с.
  234. К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996.-798с.
  235. К.Н. Поздняя осень Россия. М., 2000.-334с.
  236. М.Е. Психологическое айкидо. Ростов на Дону, 1992.
  237. Д.С. О языке. Киев: Наследие, 1999.-158с.
  238. A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Аспект-пресс, 1997. -642с.
  239. Л.М. Положительные задачи философии. М.: б/и, 1886−1891, ч.1−2.-420с.
  240. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Наука, 1991.-684с.
  241. Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994 418с.
  242. Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: Наукова думка, 1993.-140с.
  243. Г. Б. де. Об изучении истории. О том, как писать историю. М., 1993.-414с.
  244. В.П. Аналитическая политическая философия. М., 2002.
  245. Н. Государь (сочинения). М.-Харьков, 1998.
  246. Н. Государь. М., 1990.-79с.
  247. Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996- Минск, 1998.-664с.
  248. Н. История Флоренции. Л., 1973- 1987.-446с.
  249. Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (В новом переводе). Государь. М., 2002.-543с.
  250. Н. Сочинения. СПб., 1998.
  251. С.А. Понятия веры. Киев: Наукова думка, 2000.-215с.
  252. А.В. Философия истории в России. СПб., 2001.-389с.
  253. Т. Опыт о законе народонаселения (в сокращении) // Антология экономической классики. Т.2. М., 1993.
  254. Манифесты художников. М.: б/и, 1918.—214с.
  255. Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науке о человеке. М., 1994.-299с.
  256. Н.Е. Война темных сил. М., 1993- 2002. -156с.
  257. Н.А. За культуру комсомольского языка. М.: б/и, 1926−38с.
  258. К. Введение (Из экономических рукописей 1857−1858 годов) // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т. 12.
  259. Массовое создание и массовые действия. М.: Ин-т социологии РАН, 1987.-412с.
  260. Массовое сознание и массовые действия. М.: ИС РАН, 1994 149с.
  261. Массовое сознание: структура и функции. М.: Социс, 2000.-303с.
  262. Между Эдипом и Осирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. М.-Львов: Новые исследования, 1998.-319с.
  263. А.Н. История русской социологии. М., 1993.
  264. Д.И. Заветные мысли. СПб., 1903−1905- М., 1995.-413с.
  265. Д.И. К познанию России. СПб., 1900- 1906- 1907- М., 2002.
  266. Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: ИП РАН, 1998.-320с.
  267. Л.И. Цивилизация и великие исторические реки (Географическая теория прогресса и социального развития). М., 1924- 1995.-459с.
  268. Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002.-624с.
  269. Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного знания. М.: Прометей. 1990.-212с.
  270. Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997.-238с.
  271. Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
  272. П.Н. Из истории русской интеллигенции. СПб.: изд. Собашниковой, 1902.-73с.
  273. П.Н. Очерки по истории русской культуры. T.l. М., 1993−527.- Т.2. ч.1-с.415.- Т.2. ч.2. 1994.^91.- Т.З. 1995.-477с.
  274. Г. Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
  275. Т.А. Эволюция геополитических идей. М., 1999.-179с.
  276. Н.К. Герои и толпа // Соч. Т.2. СПб., 1896.- Избр. труды по социологии. Т.2. СПб., 1998.
  277. Н.К. Поли. собр. соч. в 10-ти т. СПб.: Типогр. М. М. Стасюлевича, 1860−1914.
  278. Н.К. Сочинения. СПб.: Из-во А. Я. Панафидина, 1894.
  279. .Г. Политические и методологические идеи русской либеральной медиевистики середины 70-х годов XIX в. начала 1900-х годов. Томск, 1969.
  280. К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.-447с.
  281. .Г. Политические и методологические идеи русской либеральной медиевистики середины 70-х годов XIX в. — начала 900-х годов. Томск, 1969.
  282. М. Опыты. Кн. 1−3. М., 1954−1960.
  283. Ш. О духе законов (сочинения). М., 1999—672с.
  284. Мор Т. Утопия. М., 1953.-270с.
  285. Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1934.-401с.
  286. Морелли. Кодекс природы или истинный дух ее законов. М.—Л., 1957.-254с.
  287. А. Механизмы психологических влияний. СПб., 2002.
  288. М.Ю. Коллективное верование как социокультурное явление // Социально-гуманитарные исследования. Вып.1. М.: Прометей, 2001.-301 с.
  289. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.^180с.
  290. С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.-560с.
  291. Н.А. Бердяев о русской культуре и русском народе. Киев: Наследие, 2002.-318с.
  292. А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. М—СПб.: Питер, 2003.-189с.
  293. А.П. Психология стихийного массового поведения. М.: Психологические исследования, 2001.-112с.
  294. Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. М.: МГУ, 1996.-211с.
  295. С.А. Близ есть, при дверях: О том, чему не желают верить и что близко. Сергиев-Посад, 1917- СПб., 1997.-320с.- М.-СПб., 1999.-382с.
  296. С.А. Великое в малом и антихрист как близкая политическая возможность. Записки православного. 2-е изд. испр. и доп. Царское село, 1905- Сергиев-Посад, 1992- СПб., 1996.-333с.
  297. Ф. О пользе и вреде для жизни // Соч. в 2-х т. T.l. М., 1990.
  298. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М., 1997- 1999.-3 81с.3050 русских и русском. Самара: Бахрах, 1997—311с.3060 русском национальном характере. М.: Республика, 2000.—502с.
  299. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Избранные труды. М., 1997 —419с.
  300. Ортега-и-Гассет X. Идеи и верования // Ортега-и-Гассет X. Избранное. Минск: Практика, 2002.
  301. Ортега-и-Гассет X. О культуре и искусстве. М.: Искусство, 1994−602с.
  302. ЗЮ.Осаченко Ю. С., Дмитриева JI.B. Введение в философию мифа. М.: Интерпракс, 1994.-176с.
  303. ЗП.Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.
  304. А.С. Революция или реформация? // Из истории реформаторства в России. М.: ИФ РАН, 1991.-308с.
  305. Т. Система современных обществ. М., 1997—270с.
  306. . Мысли. М., 1995- СПб., 1995.-572с.
  307. В.Я. Идеология евразийства. М., 2000.-445с.
  308. Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб.: б/и, 1905.-218с.
  309. Л.И. О мотивах человеческих поступков. СПб., б/и. 1904.-115с.
  310. Ю.С. Николай Данилевский: В Русской культуре и мировой науке // Мир России. 1992. Т.1.
  311. В.М. Философия мифа. Петразаводск: СКИФ, 1994.-196с.
  312. Пирогов и вопросы естествознания. М., Наука, 1993.-317с.
  313. Д.И. Физиологические эскизы Молешотта // Соч. 4.6. Пб., 1866.
  314. О.А. Тайная история России. XX век. М., 1996.-320с.
  315. О. А. Терновый венец России. Загадка синонских протоколов. М., 1999.-782с.
  316. О.А. Терновый венец России. Тайная история массонства. 1731−1996. 2-е изд. испр. и доп. М., 1996.-702.
  317. С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1917- 1993.-735.- 2000.-741с.
  318. Р.В. К вопросу о развитии манистического взгляда на историю // Избр. философ, произв. в 5-ти т. Т.1. М., 1956.-244с.
  319. А.В. Способы и средства влияния на массовое поведение людей. М.: Политика, 1999.-410с.
  320. К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002.-311с.
  321. В. Миф. Религия. Государство. М.: КРОНОС, 1999.-212с.
  322. Л. Арийский миф. Исследование истоков расизма. СПб., 1996.-353с.
  323. Г. М. Русский утопизм: История и перспективы. М.: Прометей, 1996. -220с.
  324. В.А. Психология толпы. М.: б/и, 1902.-119с.
  325. К. Нищета историцизма. М., 1993.-185с.
  326. К. Открытое общество и его враги. Т.1.-446, Т.2.-525. М., 1992.
  327. А.В. Граф Витте и политические процессы в России. Минск: Политика, 2002.-611с.
  328. А.А. Культура русского народа. Киев: Наукова думка, 2001 -301с.
  329. А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.-102с.
  330. Проблемы информационно-психологической безопасности. М.: Политика, 1996.-392с.
  331. Г. В. Манипуляция в обществе. Петрозаводск: Янтарный сказ, 2000−329с.
  332. Психология масс. Самара: Бахрах, 1998.—315с.
  333. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьба России. М., 1992.-427с.
  334. С.Н. Историософия евразийства. СПб., 1999 -329с.
  335. С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Нижний Новгород, 1998.
  336. Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: РХГИ, 1999.-312с.
  337. В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997.-379с.
  338. В. Сексуальная революция. СПб.-М., 1997 -350с.
  339. Ф.А. Социалистическая революция и власть. Саратов: СГУ, 1990.-248с.
  340. Л.П. Социальная история в историографии XX столетия. М., 2001.-387с.
  341. А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999.
  342. Римский клуб. История создания. Избранные доклады и выступления. Официальные материалы. М., 1997.-377с.
  343. Роберти де Е. В. Новая постановка вопросов социологии. М.: б/и, 1909.-119с.
  344. Роберти де Е. В. Понятия разума и законы вселенной. СПб.: б/и, 1914−98с.
  345. A.M. Русская социально психологическая школа рубежа XIX -XX вв. Томск, 2001.
  346. Н.А. Основные законы развития общественных явлений. М.: б/и, 1907.-225с.
  347. В.В. Ослабнувший фетиш. Психологические основы русской революции. СПб.: б/и 1906.-114с.
  348. А. Миф XX века. Оценка духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени. Таллин, 1998.-344с.
  349. Российский менталитет: вопросы теории и практики. М.: Изд-во «Институт психологии» РАН, 1997.-275с.
  350. H.JI. Русская историография. М., 1941.
  351. Н.Ф. Теории истории. М., 2002.-353с.
  352. Русский консерватизм XIX в. Идеология и практика. М., 2000.
  353. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. М., 1997.-525с.
  354. .А. О преодолении самообмана (по поводу книги JI.H. Гумилева «Поиски вымышленного царства». М., 1970) // Вопросы истории. 1971. № 3.
  355. Дж. Народные низы в истории. 1730−1848. М.: Прогресс.-311с.
  356. П.Н. Континент Евразия. М., 1997.-412с.
  357. С.А. Социально — психологические основания манипулятивного управления, СПб., 2002.
  358. Ю.Ф. По поводу мнения «Русского вестника» о занятиях философией, о народных началах и об отношении их к цивилизации // Избранные произведения. М., 1996.-379с.
  359. А.А. Развитие русского общества и проблемы русского национального характера. М.: Правда, 2001.-221с.
  360. А.А. Развитие русского общества и проблемы русского национального характера. М.: Правда, 2001.-221с.
  361. Э. Как Орден организует войны и революции. М., 1995.-127.
  362. A.M. Историография истории СССР. М., 1978.
  363. С.А. Социология и проблемы управления. М., 2001.
  364. A.M. Язык революционной эпохи. М.: б/и, 1928.-229с.
  365. Ю.И. Введение во всемирную историю. Вып.1. Проблема и понятийный аппарат возникновения человеческого общества. М., 1997 — 202с.
  366. Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. М., 1996.-179с.
  367. Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М., 2003.
  368. Сен-Симон. Избранные сочинения. (1819−1825). М.-Пг., 1923.-212с.
  369. Сен-Симон. Избранные сочинения. Т. 1−2. M.-JL, 1948−272с.
  370. И.М. и русская общественно-политическая мысль. Киев: Наукова думка. 2001 -319с.
  371. И.М. Избранное. Киев: Наследие, 1999.-612с.
  372. И. Н. Новикова Л.И. Три модели развития России. (В русской общественной мысли сер. XIX нач. XX вв.) М., 2000.
  373. Н.В. Третий Рим: История и эволюция русской средневековой концепции. XV—XVI вв. М., 1998.-403с.
  374. А.В. Основы манипулятивного управления большими группами людей. Киев: Наукова думка, 2001.-314с.
  375. Слово и власть. М.: б/и, 1915.-129с.
  376. С.И. Царство толпы. СП б., б/и, 1906.-177с.
  377. В.Л. Вера и ее социокультурное пространство. Пермь: ПТУ, 1996.-202с.
  378. М.Н. Современная французская историография. Основные тенденции в объяснении исторического процесса. М., 1979.-211с.
  379. B.C. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990.
  380. B.C. Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории // Там же.
  381. B.C. Философские начала цельного знания // Соч. в 2-х т. Т.2.М., 1990.
  382. А.А. Неформальное воздействие и социальная среда. М., 2000.
  383. Солсо P. J1. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.-600с.
  384. . Введение в изучение современного хозяйства. М.: б/и, 1908.-222с.
  385. . Размышления о насилии. М.: б/и, 1907.—198с.
  386. П. Социальная и культурная динамика. М., 1999.-77с.
  387. П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997−351с.
  388. П.А. Голод. М.: Республика, 2003.-707с.
  389. П.А. Дальняя дорогия. Автобиография. М.: Политиздат, 1992.-201с.
  390. П.А. и социальная философия в России. XIX—XX вв. М.: Сосис, 2000.-399с.
  391. П.А. Избранное. М.: Прага, 1990.-300с.
  392. П.А. Основные проблемы социологии. Пг., б/и, 1920.-237с.
  393. П.А. Система социологии. В 2х т. М., Республика, 2002.
  394. П.А. Современное состояние России. Прага, 1920.-108с.
  395. П.А. Современные проблемы социологии. Минск: Политика, 2003.-704с.
  396. П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., Сосис, 2000−611с.
  397. П.А. Социальное и психологическое. Киев: Наследие, 2001 -400с.
  398. П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1994.-270с.
  399. П.А. Социологические теории современности. М., 1992.
  400. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.-542с.
  401. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Прогресс, 1992−467с.
  402. Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX- начала XX вв. М.: Наследие, 2000.-255с.
  403. Социально-политические процессы в России (конец XIX-начало XX вв.) М.: Республика, 1991.-459с.
  404. Социально-психологическая детерминация исторического процесса. М.: Полис, 2001.-357с.
  405. . Политический трактат // Избр. произв. в 2-х т. Т.2. М., 1957.-251с.
  406. М. Философия истории в главнейших ее системах. СПб., 1908.-344с.
  407. Стереотипы обыденного сознания и динамика социокультурных процессов. М.: APS. 2002.-209с.
  408. П. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. Вып. 1. СПб., 1894.-351с.
  409. Структура общества и массовое сознание. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.-214с.
  410. Л.Г. Массовое сознание современного российского общества. М.: Социс, 1996.-220с.
  411. Г. Законы подражания. СПб.: б/и, 1892.-205с.
  412. Г. Общественное мнение и толпа. М.: б/и, 1902—199с.
  413. Г. Преступная толпа. М.: Психологическое общество, 1902 — 254с.
  414. Г. Психология и социология. // Новые идеи в социологии. Сб.2. СПб.: 1914−27с.
  415. К.М. Наука об общественной жизни. Пг., б/и, 1919.—295с.
  416. В.А. Идеология пореформенного самодержавия. Периодические издания М. Н. Каткова. М., 1978.
  417. С.М. Философия мифа. М.: Владос, 1994−201с.
  418. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х-90-х годов. М.: ИНИОН РАН, 1996.-115с.
  419. В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983−218с.
  420. Тит Левий. История Рима от основания города. T.l. М., 1989.-451с.
  421. А.Дж. Постижение истории. М., 1991.^147с.
  422. Е.П. Александр II и его время. В 2-х кн. М., 1998.
  423. А.А. Психологические эпидемии. М.: 1893.—199с.
  424. Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2001 .-669с.
  425. Г. Н. Россия как великая держава. СПб., 1910.—395с.
  426. Е.Н. Национальный вопрос, Константинополь и София. М., 1915- // Е. Н. Трубецкой. Смысл жизни. М., 1994.-257с.
  427. Н.С. Европа и человечество. София, 1920 // Н. С. Трубецкой. История. Культура. Язык. М., 1995.—411с.
  428. Н.С. Избранные труды. Киев: Наследие, 1998.-489с.
  429. Н.С. История. Культура. Язык. М.: Наука, 1995.-715с.
  430. Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999.-554с.
  431. Н.С. Об истинном и ложном национализме // Исход к востоку. М.: APT, 1997.-С.190−197.
  432. А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998.-203с.
  433. Тян В. В. Россия на изломе веков: самодержавный режим на весах системных кризисов (вторая половина XIX нач. XX вв.) М., 2002.
  434. А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980.-217с.
  435. Ухач-Огорович Н. А. Психологические факторы цивилизации // Русское богатство. -1895−12с.
  436. Ухач-Огорович Н. А. Психология и армия. Киев.: б/и, 1911.-213с.
  437. JI. От Шпенглера к Тойнби // JT. Февр. Бои за историю. М., 1991.-629с.
  438. Ф. Власть. М.: Политика, 2002.-308с.
  439. А. Опыт истории гражданского общества. М., 2000.-389с.
  440. П.А. У водоразделов мысли. В 2х т. М.: Наука, 1990.
  441. СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-511с.
  442. СЛ. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1988.-313с.
  443. СЛ. Франк. Духовная жизнь общества. М., 1992.^27с.
  444. СЛ. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1964.-102с.
  445. Фрейд 3. Избранное в 2-х кн. М.: Поиск, 1990.-349с.
  446. Фрейд 3. Тотем и табу-221. // 3. Фрейд. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1.-396. Тбилиси, 1991- СПб., 1997.
  447. Фрейд. 3. Я и Оно. М.-Харьков, 1998.-103с.
  448. Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия // 3. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1993−171с.
  449. Ф. Конец истории? // Философия истории. Антология. М., 1995 .-258с.
  450. Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000.-287с.
  451. Ф.А. фон. Пагубная самонадеянность. Ошибка социализма. М., 1992.-3 02с.
  452. С.П. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
  453. В.М. Нравственная личность и общество. М.: б/и, 1911—128с.
  454. В.М. Социальная связь. Б/м, 1910.—214с.
  455. В.М. Теория исторического процесса. М.: б/и, 1914.-311с.
  456. В.М. Теория исторического процесса. Очерки по философии и методологии истории. Курс лекций. 2-е изд. М., 1914.
  457. А.С. Работы по историософии // Соч. в 2-х т. T.l. М., 1994−589с.
  458. Э. Истинно верующий. Мысли о природе массовых движений. М.-Н-Й, РЕХ, 1951.-212с.
  459. Е.Н., Перевозчиков И. В. Антропология. 2-е изд., перераб. И доп. М., 1999.-149с.
  460. К. Истина мифа. М.: Республика, 1998.-342с.
  461. А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма. Л., 1985.
  462. Т. Мифологическое программирование повседневной жизни // Этнические стереотипы поведения. М.: 1985.-27с.
  463. П.Я. Философические письма. // Сочинения. М., 1989.-73. 474. Чалдени Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2001 —708с.
  464. Чернов ГЛО. Проблема «массового»: анализ, контуры подходов. Брянск: БГПУ, 1997.-156с.
  465. Чернов ГЛО. Социально-массовые явления: исследовательские подходы. Дубна: Политические исследования, 2002.-199с.
  466. Н.Г. Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X // Избр. философ. Соч. Т.2. М., 1950.
  467. Н.Г. Июльская монархия. Т.З. М., 1951.-107с.
  468. Е.Б. Цивилиография. Наука и цивилизации. М., 1996−381с.
  469. А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга- 1992.-72с.
  470. П. Делать мнение. Новая политическая игра. М.: СоцИс, 1997.-89с.
  471. А. Умственное развитие русского народа // О русском национальном характере. М.: Республика, 2000.
  472. В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии 1907−1914 гг. М., 1991.
  473. Г. Манипуляторы сознанием. М.: Политиздат, 1980—212с.
  474. Э. Человек манипулятор. М., 1992.
  475. Г. Сочинения. М.: Республика, 1998.-349с.
  476. Г. И., Лацарус М. Мысли о народной психологии. Вронеж, б/и, 1865.-209с.
  477. М. Аспекты мифа. М.: Контекст, 2003.-309с.
  478. Н. Общество индивидов. М.: Практис, 2001.-330с.
  479. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Практис, 1991.-402с.
  480. Юнг К. Г. Душа и миф. Киев-М., Слово, 1997.-401с.
  481. Юнг К.Н. О современных мифах. М.: Политика, 1996.-218с.
  482. Я.Н. Фокусы языка. Киев: Наукова думка, 1999.-499с.
  483. Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Политиздат, 1987.-406с.1. Статьи в научных сборниках и журналах.
  484. А.Ю. О специфике мифологической ориентации // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: РХГИ, 1999, с.149−159.
  485. А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии.-2000.-№ 9.-С. 29−45.
  486. А.С., Давыдов А. П., Шуровский М. А., Яковенко И. Т., Якоркова Е. Н. Большевизм социокультурный феномен (опыт исследования) // Вопросы философии.-2001.-№ 12.-С. 28−39.
  487. Л.Г. Самосознание либеральной интеллигенции в начале XX в. // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы. М., 1999.
  488. И. Стремление к идеалу // Вопросы философии.-2000-№ 5-С.51−62.
  489. В.М. О личном и общем сознании // Вестник психологии, криминальной антропологии и спиритизма-1904. -Вып.8.
  490. В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки// Вестник знания.—1911—№ 1.--С. 7−15.
  491. В.П. Кризис империи и революционный национализм начала XX века в России // Вопросы истории.-2000.-№ 1.- С. 29−45.
  492. Н.И. К постановке проблемы теории исторического материализма // Вестник Социалистической академии. 1923. Кн.З.
  493. В. Биология и психология толпы // Образование.-1905.-№ 9.
  494. П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс» // Вопросы философии -1989.-№ 4.
  495. .А. Массовое сознание: феномен информированности // Вопросы философии.-1971.-№ 6.
  496. .А. Процессы массовизации в современных обществах // Рабочий класс и современный мир.-1986.-№ 5.
  497. А.Я. Исторический синтез и «Школа» Анналов. М., 1993.-С. 301.
  498. М. Психологическая жизнь толп // Открытая политика — 1997.-№ 2−3.
  499. Г. Российские архетипы и современность // Сегодня — 1996.-№ 117.
  500. Г. Г. Феномен массы и массовые движения: социально-психологические аспекты//Рабочий класс и современный мир—1987—№ 3.
  501. Д.М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения // Полис.-2000.-№ 3.
  502. .С. Массовое сознание в развивающихся странах: содержание и динамика сдвигов // Вопросы философии.-1981.-№ 9. 514.3дравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологического конфликта и динамика массового сознания // Социс-1993. № 8.
  503. П.Ф. Толпа и отдельная личность // Образование.-1893.-№ 12.
  504. Н.И. Заметки об общественных животных // Юридический вестник.-1882.-№ 5.
  505. Г. Л. Массовое сознание в странах Запада // Рабочий класс и современный мир 1989.-№ 1.
  506. М.С. Вера и знания. Проблема границы // Вопросы философии.-1991.-№ 2.
  507. Е.И., Насонова Л. И. Обыденное и массовое сознание // Вестник Моск. Ун-та Сер. 12.-1991 .-№ 1.
  508. А. Язык и власть // Дружба народов—1992.-№ 3.
  509. Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии-2001.—№ 4.
  510. В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии-1994-№ 2.
  511. Д.В. Массовые настроения переходного времени // Вопросы философии.-1992.-№ 4.
  512. И.К. Драма противостояния. Демократия и либерализм в старой и новой России // Полис. 1994. — № 3.
  513. А.В. Социальные идеи в работах К.Н. Леонтьева // Материалы межвузовской научной конференции «Россия в Новое Время. Образованное меньшинство и крестьянский мир: поиск диалога». М., 1995.
  514. А.В. Оценка социалистической перспективы в работах Л.А. Тихомирова // Общественная мысль и политические деятели России XIX XX вв. Материалы международной научной конференции. Смоленск, 1996.
  515. Роберти де Е. В. Современное состояние социологии // Новые идеи в социологии. СПб.-1913.-№ 1.
  516. И.С. Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: западная парадигма и российский контекст// Полис.-2000.-№ 3.
  517. И.Н. «Новый либерализм». Учение о правах человека и государственной власти // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы. М., 1999.
  518. B.C. Вера, разум и опыт // Вопросы философии.-1994.-№ 1.
  519. Ф. Россия накануне 1914 // Вопросы философии.-1992.-№ 9.
  520. Н.Н. Исторические взгляды Г. Рюккерта и Н. Я. Данилевского // Русский вестник. -1894. -Октябрь (№ 10).
  521. ШаповаловВ.Ф. «Восстание масс» по российски // Свободная мысль-1993.-№ 12.
  522. В.В. Социальная программа русского либерализма // Кентавр. — 1994. № 6- Он же. Либеральная модель переустройства России. М., 1996- Он же. Крестьянское движение в России в 1901—1904 гг. // Вопросы истории. — 2000. — № 6.
  523. С.В. Особенности массового сознания в условиях социального кризиса // Вестник Моск. ун-та. Сер 6.-1993.-№ 5.
  524. М. Б. Туровский С.В. Мифология и философия как формы знания//Философские науки—1991.-№ 10.
  525. С.Л. Нравственный водораздел в русской революции // Свободная мысль. -1992.-№ 4.
  526. С. Столкновение цивилизаций?// Полис.-1994.-№ 1.-С. 59.
  527. С.П. Запад уникален, но не универсален // МЭМО. 1997. -№ 8.1.I. Диссертации.
  528. Р.А. К.Д. Кавелин и становление национальной либеральной традиции в России. Автореферат дис. докт. ист. наук. М., 2000. 37 с.
  529. Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальное&trade-: социально-философский анализ. Автореферат дис. канд. фил. наук. М., 1996. 23 с.
  530. В.В. Социально-психологические особенности мифологизации политического сознания. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1997.-24 с.
  531. Я.А. Историко-философские основания русской либеральной мысли второй половины XIX начала XX веков. Автореферат дис. канд. фил. наук. Мурманск, 2002. — 20 с.
  532. К.А. Политико-правовые концепции русского либерализма (конец XIX начало XX вв.) Автореферат дис. канд. полит, наук. СПб., 2000.-23 с.
  533. Д.С. Миф в культуре: истоки и современность. Автореферат дис. канд. культурологи. Нижневартовск, 2003. -22 с.
  534. Н.Е. Формирование мировоззренческих позиций К.П. Победоносцева. Автореферат дис. канд. ист. наук. Казань, 2000. 23 с.
  535. В.А. Духовные основы экономической жизни общества (Русская социология конца XIX середины XX вв. в контексте современности). Автореферат дис. докт. социолог, наук. Тюмень, 2001. — 41 с.
  536. А.А. Либеральная общественно-политическая мысль конца XIX начала XX в. о проблеме российской идентичности. Автореферат дис. канд. ист. наук. Нальчик, 2001. -26 с.
  537. Г. Г. Проблема человека в философии И. Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX первой трети XX века. Автореферат дис. канд. фил. наук. Екатеринбург, 2003. — 24 с.
  538. Е.И. Массовое сознание и массовая культура (на примере российского общества). Автореферат дис. канд. фил. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 23 с.
  539. Е.Д. История эволюции российского либерального политического сознания в начале XX века (1905−1914 гг.) Автореферат дис. канд. ист. наук. Курск, 2003. —27 с.
  540. И.В. Духовно-академическая философия в России XIX в. (историко-философский анализ). Автореферат дис. докт. фил. наук. М., 2002. 54 с.
  541. М.М. Общественно-политические взгляды К.Н. Леонтьева в системной реконструкции и интерпретации. Автореферат дис. канд. полит, наук. Владивосток, 2001. 23 с.
  542. Н.А. Общественный идеал в русской философской публицистике пореформенного периода (60−80 годы XIX века). Автореферат дис. канд. фил. наук. СПб., 2002. 21 с.
  543. М.А. А.А. Кизеветтер в отечественной историографии. Автореферат дис. докт. ист. наук. М., 1996. 37 с.
  544. А.В. Психологические воззрения К.Д. Кавелина. Автореферат дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2003. 19 с. 1. Архивные документы
  545. Российский государственный исторический Архив (РГИА).
  546. Комитет министров (ф. 1263).
  547. Департамент общих дел (ф. 1284).
  548. Государственный архив Калужской области (ГАКО).
  549. Канцелярии Калужского губернатора (ф. 32).
  550. Калужская городская управа (ф. 87).
  551. Государственный архив Рязанской области (ГАРО). 3.1. Канцелярия Рязанского губернатора (ф. 5).
  552. Государственный архив Смоленской области (ГАСО).
  553. Канцелярия Смоленского губернатора (ф.1).
  554. Смоленская губернская земская управа (ф. 7).
  555. Государственный архив Тульской области (ГАТО).
  556. Канцелярия Тульского губернатора (ф.90).
  557. Тульская городская управа (ф. 174.).
  558. Тверской областной государственный архив (ТОГА). 6.1. Тверская городская дума (ф.21).
  559. Канцелярия Тверского губернатора (ф. 56).
  560. Бежецкая уездная земская управа (ф. 790).
Заполнить форму текущей работой