Отлучение Гуса от церкви; его литературные труды в Таборе
Отчаявшись местными силами и средствами одолеть Гуса и его приверженцев, враги его решились обратиться за помощью к самому папе. Через своего прокуратора в Риме они донесли папе, что Гус, уже два года осужденный, пренебрегая всякою церковною властью, не перестает защищать учение признанного архиеретика Уиклифа и возбуждать народ против духовенства, а в последнее время осмелился даже публично… Читать ещё >
Отлучение Гуса от церкви; его литературные труды в Таборе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отчаявшись местными силами и средствами одолеть Гуса и его приверженцев, враги его решились обратиться за помощью к самому папе. Через своего прокуратора в Риме они донесли папе, что Гус, уже два года осужденный, пренебрегая всякою церковною властью, не перестает защищать учение признанного архиеретика Уиклифа и возбуждать народ против духовенства, а в последнее время осмелился даже публично лаять против булл и индульгенций, провозглашенных его святейшеством, и рассыпать свои исполненные яда сочинения по всем краям Чехии, Моравии, Польши и Венгрии, так что уже много христианских душ им заражено. Поэтому необходимо-де, чтобы папа серьезно взглянул на это дело и охранил овчарню от хищного волка. Результатом этого представления было отлучение Гуса от церкви, которое папа приказал обнародовать во всех пражских церквах с приказанием верующим не иметь с ним никакого общения. Папа приказывал, если Гус будет упорствовать в своем непослушании, проклинать его во всех церквах по воскресеньям и праздничным дням при торжественном звоне колоколов и тушении свечей; никто под страхом того же проклятия не должен давать ему пищи, питья и крова; куда только он ни явится, везде должно быть приостанавливаемо богослужение; если умрет, не может быть сподоблен церковного погребения. Папа предписывал вместе с тем верным чадам церкви, овладев особою Гуса, выдать его пражскому или литомышльскому епископу, а Вифлеемскую часовню разрушить до основания. Попытки в этом роде были сделаны ревностными католиками. Но приверженцы Гуса горою стали за него. В городе готовилось настоящее междоусобие. Тогда король Вацлав, опасаясь кровавых столкновений, упросил Гуса на время покинуть Прагу, обещаясь стараться уладить все миром. Гус охотно исполнил просьбу короля и удалился в Козий Городок, лежавший в том месте, где позже возникла резиденция крайних его последователей, — Табор.
Пользуясь досугом, Гус всецело отдался литературным трудам и переписке с своими друзьями. В это время Гус написал большую часть своих наиболее крупных сочинений, богословских и полемических, на латинском и чешском языках, каковы: De ecclesia, в котором он высказывал свое мнение о папской власти; объяснение Символа веры, десять заповедей и молитвы Господней на чешском языке, трактат о симонии (О svatokupectvi), в котором были изображены все недостатки духовенства и испорченность иерархии, Posiffia, т. е. объяснения церковных чтений в воскресные и праздничные дни. В то же время, не встречая препятствий, Гус проповедовал народу, стекавшемуся со всех сторон его слушать. Все это, несомненно, способствовало тому, что в этом месте возник вскоре после смерти Гуса новый очаг гуситнзма, резиденция его крайних последователей.