Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Типология женских образов в народническом романе: На материале творчества Н.А. Арнольди, С.И. Смирновой, Н.Д. Хвощинской, О.А. Шапир

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эстетическая ориентация на изображение обыкновенности героини привела писательниц к расширению частной жизни, в которой важную роль играет любовь. Сюжеты романов «Василиса», «Огонек», «Одна из многих» основаны на истории любви героинь, в которой они обнаруживают душевное благородство, искренность, чувств. Любовь в изображении писательниц является одновременно проверкой… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Художественное воплощение образа личности «новой женщины» в народничом романе jtf 1.1. Концепт «новой женщины» в общественно-литературном проце 70−80-х гг. XIX в. в литературоведении
    • 1. 2. Воплощение идеала «новой женщины» в романе
  • Н.Д. Хвощиой «Большая Медведица» (1871)
    • 1. 3. Духовная эволюция героини в романе С.И. Смирновой
  • У пристани" (1879)
  • 2. Тип «женщины на перепутье» вжетно-композиционнойруктуре народничого романа
    • 2. 1. Мотив «перепутья» в романе С. И. Смирновой (Сазоновой) «Огонек» (1871)
    • 2. 2. Мотив «новообращения» в романе Н. А. Арнольди «Вл» (1879)
    • 2. 3. Мотив «rendez-vous» в романе О.А. Шапир
  • Одна из многих (1879)

Типология женских образов в народническом романе: На материале творчества Н.А. Арнольди, С.И. Смирновой, Н.Д. Хвощинской, О.А. Шапир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В русском историко-литературном процессе 70−80-х гг. XIX в. заметную роль сыграла народническая беллетристика. Являясь ветвью демократической литературы второй половины XIX в., литературное народничество возникло как художественная реакция ее создателей на формирование и развитие народнического движения и его идеологии.

Отечественное литературоведение рассматривает народническую беллетристику как объект исследования с момента ее возникновения до настоящего времени. При этом далеко не всегда литературное народничество получало адекватное всестороннее освещение и оценку в филологической науке. Идеологический и социологический подходы в изучении литературного процесса особенно ярко проявились в исследованиях, посвященных народнической беллетристике, испытавшей значительное воздействие исторических и политических реалий 70−80-х гг. XIX в.

В настоящее время созданы все предпосылки для подлинно научного осмысления народнической литературы в ее многообразных связях с философскими, этическими, социальными учениями второй половины XIX века. В полной мере это относится к романам, созданным писателями-женщинами. Ученые обоснованно рассматривают эти романы в контексте истории народнического романа о герое-интеллигенте, центральной проблемой которого является проблема героя нового типа, воплощенного в образе мужчины.

Русская литература 1870−1880-х гг. развивалась в тесной связи с общественным сознанием. Ее отличительной чертой является художественное осмысление роли личности в общем социальном движении. Писатели в своих произведениях обратились к изображению исторической эпохи, осознаваемой ими как эпоха перемен, и стремились выразить свои представления о нормах человеческого бытия. Наряду с художественным исследованием народной жизни народническая беллетристика создала образ героя.

Образ «лишнего человека», запечатленный литературным сознанием эпохи 20−40-х гг. XIX в., в последующие десятилетия исчерпал свой потенциал и был вытеснен на периферию общественной и литературной жизни.

Первыми постигли закономерность появления героя нового типа беллетристы-шестидесятники, которые в своем творчестве исследовали процесс его формирования, социально-историческую обусловленность, нравственно-психологический облик, воплотив свои искания в образах «новых людей» и «особенного человека».

Писатели-народники в образ героя нового типа внесли свое понимание в свете народнических идеалов. На протяжении первой половины 70-х гг. XIX в. в народнической беллетристике были созданы многочисленные образы героев, в которых воплотился народнический идеал личности: «герой покаяния» Н. К. Михайловского, «золотые сердца» Н. Н. Златовратского, «интеллигентный неплательщик» Г. И. Успенского, «ни пава, ни ворона» А.О.Осиповича-Новодворского. Начиная с середины 1870-х гг., в народнической литературе на смену рефлектирующему герою пришел герой-деятель, наделенный цельным мировоззрением и высокими нравственными чертами. В это время беллетристы-народники предприняли попытку создания образа нового положительного героя. Наибольшую известность в 70-х — нач. 80-х гг. приобрели рассказы и повести И. И. Ивановича.

Сведенцова) «Исправницкая дочь», «Пришел, да не туда», «Сердце велело»,.

А.О.Осиповича-Новодворского «Тетушка», «Роман», «Мечтатели», «История», романы К. М. Станюковича «Два брата», С. И. Смирновой (Сазоновой) «У пристани», Н. А. Арнольди «Василиса», Ф. М. Юрковского «Булгаков», П. В. Засодимского «По градам и весям», О. А. Шапир «Одна из многих», очерковые циклы С.М.Степняка-Кравчинсокго «Подпольная Россия», «Революционные профили» (позднее появились роман С.М.Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» и повесть С. В. Ковалевской «Нигилистка»). Эволюцию образа героя в народнической беллетристике литературоведы условно определяют как линию «от Тяпушкина к Кожухову».

1). Причем объектом внимания ученых являются, как правило, мужские образы. Женские же персонажи в исследованиях занимают более скромное место.

Между тем именно в женской народнической беллетристике в связи с актуализацией проблемы эмансипации женщины в русском обществе второй половины XIX в. образы героинь часто выступают идейно-эстетическим центром произведения, организуют его сюжет и композицию, являются выражением авторского идеала. Обращение писательниц-народниц к созданию таких образов было вызвано потребностью переосмыслить духовный облик женщины, ее социальный, общественный и личный статус в новых исторических условиях.

Изучение специфики образов женских персонажей в народнических романах не являлось до настоящего времени самостоятельным направлением в народниковедении, а занимало эпизодическое место в рамках исследования отдельного произведения или творчества отдельной писательницы. Сказанное объясняет назревшую необходимость изучения системы женских образов, представленных в творчестве писательниц-народниц, как цельного художественного явления с позиций современной научной методологии.

Актуальность диссертационного исследования, таким образом, связана с тем, что автор ставит перед собой задачу раскрыть своеобразие романов, созданных писательницами-народницами, акцентируя внимание на исследовании женских образов. Кроме того, процессы, происходящие в современном обществе, активизация научного интереса к жизни личности, оживление женского направления в художественной литературе на рубеже ХХ-ХХ1 вв., убеждают нас в необходимости реконструкции выработанного Н. Г. Чернышевским и его последователями типа «новой женщины», его дальнейшей разработки и осмысления в контексте русской литературы последней трети XIX в.

В осмыслении специфики литературного народничества современное литературоведение опирается на богатый положительный опыт, накопленный филологической наукой. Уже в последние десятилетия XIX. внародническая беллетристика оказалась в эпицентре литературно-критических споров и дискуссий, свидетельствовавших о неоднозначном отношении к ней. Так, А. И. Введенский, давая характеристику ведущему направлению в современной русской литературе, писал: «Народничество стойко, постоянно перед невзгодами и непризнанием, имеет место в литературе, а это значит, что оно не напрасно, есть, значит, в русском обществе умственные и нравственные запросы, для которых оно служит откликом и удовлетворением» (2, с.257).

Свою точку зрения на роль народничества в литературном процессе последней трети XIX в. высказал критик М. А. Протопопов: «Содержание так называемых 70-х гг. вполне исчерпывается этим народническим движением, т. е. не движением народа, а движением значительной части русской интеллигенции во имя народа, во имя его права на самоопределение, на самодеятельность. С исторической точки зрения ничего не может быть логичнее этого движения. <.> Да, широкая народническая струя в нашей литературе делает честь не только литературе, но и всему русскому обществу, потому что свое начало эта струя берет в чувстве чистейшего альтруизма» (3, с.32).

Авторы «Истории русской литературы XIX века» (под ред. Д.Н.Овсянико-Куликовского) констатировали современность исследуемого периода литературы: «Когда жизнь с ее ежедневными заботами так врывается в литературу, творческую деятельность, как это было в 70-х гг., когда художественные произведения как бы торопятся отразить перемену настроений и надежд общества, тогда и критическая литература неизбежно носит на себе неизгладимые следы требований момента» (4, с.96−97). Так, многочисленные суждения литераторов, критиков, философов этого периода заложили основы научных исследований в XX в.

Попытка объективного изучения народнической беллетристики, определения ее места в историко-литературном процессе последней трети XIX в. была предпринята во второй половине XX в. В 60−70-х гг. в трудах М. С. Горячкиной, М. Д. Зиновьевой, Т. П. Маевской, Н. В. Осьмакова,.

М.Т.Пинаева, Н. И. Пруцкова, Н. И. Соколова были сформулированы основные положения концепции литературного народничества в его связях с общественным движением и русской литературой второй половины XIX в. (5). В работах таких исследователей, как М. С. Горячкина, Т. П. Маевская, И. Н. Сухих, Л. М. Шкаруба, Е. А. Шпаковская, был выделен роман как ведущий жанр народнической литературы (6). В 1980;е гг. внимание народниковедов привлекают вопросы, связанные с изучением традиций и новаторства народнической литературы, ее жанровой природы и стилевого своеобразия.

7).

Кризис отечественной филологической науки в последнее десятилетие XX в., связанный с переосмыслением традиционных методологических подходов в изучении историко-литературного процесса и назревшей необходимостью выработки новой научной методологии,. свободной от идеологической и политической ангажированности, также сказался на состоянии народниковедения, о чем свидетельствуют достаточно редкие публикации, посвященные в этот период литературному народничеству.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. начинается новый этап в осмыслении специфики народнической литературы, намечаются новые подходы в изучении творческих связей беллетристов-народников с ведущими идеями эпохи 70−80-х гг., в исследовании жанровой и стилевой специфики народнической литературы (8). Так Т. В. Затеева, рассматривая генезис и эволюцию народнического романа, полагает, что одним из направлений современного литературоведения является «изучение народнической романистики в контексте современной науки о человеке, включая исследования методологических (философских) проблем художественного творчества и акцентируя внимание на необходимости выработки систематического, комплексного подхода, интегрирующего опыт философии и литературоведения» (9).

Актуализация личностного фактора в развитии современного общества ставит в настоящее время перед народниковедением задачу осмысления проблемы героини, в образе которой отразилось представление народников о личности женщины нового типа. Решение этой проблемы необходимо рассматривать в рамках процессов, характерных для современного литературоведения. Во-первых, героини народнической литературы в системе персонажей романов являются, как правило, главными действующими лицами. Во-вторых, проблема героини-народницы тесно связана с эволюцией образа положительного героя в русской литературе второй половины XIX в. В-третьих, современная историко-литературная наука ставит и решает вопрос о возвращении женского творчества в историю русской литературы. В настоящее время усилиями исследователей, представителей гинокритики (гинокритика — повторное открытие и анализ творчества писательниц) в русскую литературу возвращаются намеренно замалчивавшиеся или незаслуженно забытые имена писательниц, а также литературно-критические исследования их жизни и творчества. Читатели открывают для себя творчество писательниц, добившихся в XIX в. общественного признания в России, но оставшихся за пределами истории русской литературы. Современные литературоведы, такие как М. В. Михайлова, И. Л. Савкина, А. М. Грачева и др. (10), проводят огромную по своей значимости работу по возвращению в историю отечественной литературы наследия писательниц XIX и начала XX вв. За последние годы в России и за рубежом вышли антологии по русскому женскому литературному творчеству, включающие в себя произведения тгжих писательниц XIX в., как Н. Д. Хвощинская, АЛ. Панаева, Е. Н. Водовозова, В. Н. Фигнер.

Критико-библиографическая работа подобного типа никогда не была проста. Сложность исследовательской позиции заключается в том, что происходит столкновение живого интереса к женской литературе и ее истории и традиционно патриархатной точки зрения, которая априорно вытесняет женское творчество в область малозначимого, неоригинального, маргинального. Этому способствовало мнение критиков XIX в. о том, что «природа уделяет женщинам искру таланта, но никогда не дает гения» (11). Исчерпывающим ответом на этот аргумент можно считать слова Вячеслава.

Иванова: «Неважно, что говорит статистика о женской гениальностиважно одно, — что женщина достигает тех же вершин интеллектуального развития, как и мужчина, и что ни эмпирически, ни априорно нельзя установить границу ее духовных потенций, за которою простиралась бы заповедная для нее, но открытая для мужчины область. Всякое сравнение полов в этом отношении было бы научным только при одинаковых условиях опыта для обоихусловия же выявления срытых условий духа были, несомненно, в эмпирической действительности всех эпох далеко не равны для обеих сравниваемых величин» (12, с. 139).

На создание образов героинь народнических романов также оказали влияние следующие факторы. В своей художественной практике народнические писатели опирались на современные им концепции личности, в частности, на теорию личности П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, ГШ. Ткачева (13). Писатели-народники также широко использовали в своих произведениях личные впечатления, реальные факты из истории народнического движения 70−80-х гг. XIX в. Наконец, становление образа героини в народнической беллетристике было связано с проблемой самоопределения женщины, формирования ее нравственно-психологического облика и новой модели поведения.

Таким образом, изучение проблемы специфики женских образов в народнических романах является важным и современным.

В изучении специфики образа героини в народническом романе мы опираемся на понимание героя литературного произведения как персонажа, который трактуется как «целостный образ человека, в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира» (14, с. 195). По словам В. Е. Хализева, литературный персонаж имеет двоякую природу: «он, во-первых, является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. <.> Во-вторых, .персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета событийного рода: он выступает как носитель стабильных и устойчивых. свойств, черт, качеств» (15, с. 160). Кроме того, в определении персонажа мы учитываем характеристику героя как воплощения авторского идеала личности.

Наряду с понятием «литературный герой (персонаж)» мы обращаемся к понятиям «литературный тип» и «художественный характер». «Тип литературный — художественный образ определенного индивидуума, в котором воплощены черты, характерные для той или иной группы, класса, народа, человечества. Обе стороны, составляющие органическое единство, -живая индивидуальность и общезначимость литературного типа, — одинаково важны» (16, с.251). «Характер литературный — образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются обусловленный данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступковмыслей, переживаний, речевой деятельности), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования» (16, с.252). О литературном герое, характере, типе, персонаже писали в своих работах М. М. Бахтин, Л. Я. Гинзбург, Ю. М. Логман, Л. А. Колобаева, Л. Кричевская, Ю. В. Манн, М. ПХрапченко и др. (17).

Цель и задачи исследования

.

В диссертации ставится цель — исследовать специфику художественного воплощения женского образа в народническом романе.

Данная цель включает в себя решение следующих задач:

1. рассмотреть генезис термина «новая женщина» в литературоведении, его эволюцию в историко-литературном процессе второй половины XIX в.

2. определить содержание образа «новой женщины» и проследить эволюцию женских образов в романах С. И. Смирновой и Н. Д. Хвощинской;

3. определить содержание типа трагической героини и показать способы создания женских образов в романах Н. А. Арнольди, О. А. Шапир, С. И. Смирновой;

4. обосновать типологическую общность женских образов в народническом романе.

Объектом исследования явились народнические романы Н. А. Арнольди, С. И. Смирновой, Н. Д. Хвощинской, О. А. Шапир, как наиболее характерные образцы женской романистики 70−80-х гг. XIX века.

Основной метод исследования — историко-типологический. При написании работы были учтены имеющиеся в литературоведении труды по избранной проблематике В. Г. Белинского, В. М. Жирмунского, Н. И. Пруцкова, М. М. Бахтина, М. Б. Храпченко, Н. А. Вердеревской, И. А. Дергачева, А. А. Жук,.

В.М.Марковича, В. А. Недзвецкого, В. Г. Одинокова, М. Т. Пинаева,.

Н.Д.Тамарченко, А. Я. Эсалнек и др. В работе учитывались возможности социокультурного подхода к анализу народнических романов.

Научная новизна работы состоит в том, что женская народническая романистика 70−80-х гг. XIX в. впервые исследуется как самобытное литературное явление. Принципиальная новизна исследования заключается в создании типологии женского образа в народнических романах на основе типа «новой женщины». На конкретном материале романов писательниц-народниц Н. А. Арнольди, С. И. Смирновой, Н. Д. Хвощинской, О. А. Шапир проведено исследование содержания и поэтики женского образа, выявлены и охарактеризованы основные художественные способы создания характеров.

Практическая значимость диссертации. Содержащиеся в работе материалы, обобщения и выводы могут быть использованы для дальнейшего освоения специфики женского образа в русской литературе XIX в., а также при подготовке курсов лекций, курсов по выбору и спецсеминаров по истории русской литературы XIX в.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях: 1) международной конференции «Россия-Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточных культур» (Улан-Удэ, 2002), 2) XI11 Пуришевских чтениях «Всемирная литература в контексте культуры» (Москва, 2001), 3) второй научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2001), 4) региональной научно-практической конференции «Высшая школа: проблемы преподавания словесности» (Улан-Удэ, БГУ, 2000), 5) ежегодных научнопрактических конференциях преподавателей, сотрудников и аспирантов ¿-ГУ (Улан-Удэ, 1999;2004), на заседаниях кафедры русской литературы МГУ (Москва, 2001) и кафедры русской литературы БГУ (Улан-Удэ, 2003).

Результаты исследования изложены в статьях и тезисах докладов на конференциях.

Структура диссертации определена спецификой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Художественное творчество Н. А. Арнольди. С. И. Смирновой, Н. Д. Хвощннской, О. А. Шапир внесло значительный вклад в становление и развитие народнической беллетристики. Они вошли в историю русской литературы XIX в. как писатели и общественные деятели, сыгравшие видную роль в борьбе за эмансипацию женщины. Писательницы народнического направления первыми осознали, что общественное движение — это не только удел «великих мужей» «нового» или «рахметовского» типов, но и женщин. В их романах нашли отражение реальные факты из истории народнического движения 70−80-х гг. XIX в., воплотились эстетические идеалы, гражданские стремления, личный опыт.

Романическое содержание произведений писательниц-народниц определяется созданием наряду с образами героев-мужчин, воплощающих в своем облике идеал личности героического типа, образов женщин. Беллетристки-народницы раскрыли в созданных ими женских образах стремление к духовному развитию, поиск цели и смысла жизни, показали готовность к практической общественной деятельности, запечатлели богатство и самобытность женской души, потребность личного счастья. Ч.

Героини народнических романов оказались в эпицентре важнейших проблем своего времени: социальных, политических, философских, этических, в решении которых они приняли активное участие. Их объединяет стремление быть выше обывательских представлений окружающего их общества, желание идти в ногу со временем, страстная мечта о счастье.

Анализ романов Н. А. Арнольди, С. И. Смирновой, Н. Д. Хвощинской, О. А. Шапир позволяет выделить две основные типологические разновидности образа героини, определяемые нами как тип «новой женщины» и тип «женщины на перепутье». В основу предлагаемой нами 4 типологии образа героини положена модель личности «новой женщины», созданная Н. Г. Чернышевским в романе «Что делать?».

Тип «новой женщины» определил круг основных проблем в содержании анализируемых романов. Это проблемы духовного пробуждения, самоопределения, становления женщины как личности нового типа в духе народнических идеалов, проблема любви и брака, проблема творческой активности. Героини были важны своим создательницам с точки зрения формирования в них качеств «новой женщины» — идейности, жажды истины, готовности к самоотречению во имя общественных идеалов, способности к духовному развитию. Следствием этого явились представленные в их творчестве образы женщин, мировоззрение и характер которых находятся в стадии формирования (Клавдия Ракитина, Нина Огнева, Василиса Загорская, Ева Симборская).

Принципиальным отличием женских народнических романов является установка их авторов на изображение внутреннего мира героинь. Романы Н. А. Арнольди, С. И. Смирновой, Н. Д. Хвощинской, О. А. Шапир изобилуют внутренними монологами, позволяющими авторам проникать в психологию их героинь, выявлять индивидуальные черты характеров. Значительное место в романах занимают описания душевного состояния женщин. Преобладание исследования внутреннего мира героини над изображением ее в процессе общественной деятельности обусловлено творческой задачей писательниц показать сложный и противоречивый характер процесса становления облика «новой женщины». I.

Обращение к романам «У пристани», «Большая Медведица», «Огонек», «Василиса», «Одна из многих» позволило дифференцировать героинь, на основе различия их нравственно-психологического облика. Так, героини Нина Огнева С. И. Смирновой, Екатерина Багрянская Н. Д. Хвощинской изображены писательницами как натуры сильные, волевые, целеустремленные. Их характеризует новое отношение к жизни, основанное на переоценке своей роли и назначения, ориентации на новые духовные ценности. Писательницы изобразили своих героинь убежденными в необходимости демократических преобразований, настойчивыми в достижении поставленных целей, преодолевшими скепсис и разочарование.

Героини этой типологической разновидности выходят из сферы личных, семейных отношений в большой мир идейных, социальных и этических исканий. Их воодушевляют идеи служения народу, общего блага, они ищут новые пути преобразования жизни и совершенствование человека. По ряду основных признаков мы относим этих героинь к типу «новой I женщины».

К другой разновидности относятся Василиса Загорская Н. А. Арнольда, Клавдия Ракитина С. И. Смирновой, Ева Симборская О. А. Шапир, которые были изображены писательницами нежными, утонченными,. эмоциональными натурами. В их внутреннем мире авторы акцентировали внимание на противоречии между их рефлектирующим сознанием, углубленным самоанализом, привязанностью к прежним идеалам и новыми жизненными обстоятельствами, ставящими перед ними задачу переустройства собственной жизни. Результатом противоречия является неспособность приобщиться к новой жизни, стать «новой женщиной», реализовать свой потенциал. Писательницы показали в их облике черты трагической раздвоенности, духовной слабости, присущее им расколотое сознание, обусловившее драматизм их душевного состояния. Любовь в изображении Н. А. Арнольди, С. И. Смирновой, О. А. Шапир — это путь освобождения героинь, но одновременно и путь, обнаруживающий обреченность их натур. Внутренний мир героинь Загорской, Симборской, Ракитиной находится в состоянии духовного кризиса, который приводит их к, трагическому жизненному финалу — самоубийству. Это трагический тип личности, находящейся в разладе со своим внутренним миром. «Мы определяем данную типологическую разновидность как «женщины на перепутье».

Эстетическая ориентация на изображение обыкновенности героини привела писательниц к расширению частной жизни, в которой важную роль играет любовь. Сюжеты романов «Василиса», «Огонек», «Одна из многих» основаны на истории любви героинь, в которой они обнаруживают душевное благородство, искренность, чувств. Любовь в изображении писательниц является одновременно проверкой нравственно-психологического потенциала героинь и стимулом движения к новой жизни. Испытание любовью для Василисы Загорской, Евы Симборской, Клавдии Ракитиной в сюжетах народнических романов завершается трагически: разочарованием в избраннике, несчастливым браком, самоубийством. Писательницы в своем творчестве указывали на важность любви в жизни женщины, рассматривали чувство любви как составную нравственно-психологического комплекса «новой женщины».

Тема любви в романах «У пристани», «Большая Медведица» реализуется в традиционных для демократической литературы второй половины XIX в. сюжетных ситуациях «rendez-vous» героини с мужчиной и «новообращения» героини. В анализируемых произведениях указанные мотивы имеют ряд особенностей. Так, мотив rendez-vous представлен двумя основными модификациями: во-первых, это встреча героини с мужчиной, под влиянием которого она приобщается к новой жизни, как Нина Огнева. В этом случае сюжетная ситуация обнаруживает общность взглядов, жизненных позиций, целевых установок героев. Во-вторых, ситуация rendezvous обнаруживает преимущество женщины в выборе жизненного пути и демонстрирует неспособность мужчины выполнить свое назначение (Екатерина Багрянская).

Особенностью реализации ситуации «русский человек на rendez-vous» в народнических романах Н. А. Арнольди, С. И. Смирновой, Н. Д. Хвощинской, О. А. Шапир является отсутствие сюжета о невесте революционера. Данный сюжетный мотив характерен для народнических романов, созданных писателями-мужчинами (А.О.Осиповичем-Новодворским, Ф. Н. Юрковским, В. Берли-Флеровским и др., исключение составляет повесть С. В. Ковалевской «Нигилистка»).

Мотив «новообращения», связанный с сюжетной ситуацией rendezvous, также развивается в двух направлениях. В романах «У пристани», «Большая Медведица» ситуация «новообращения» обнаруживает нравственно-психологический потенциал героини (Нины Огневой, Екатерины Багрянской), логически завершает переход женщины в статус новообращенной", реализующей на практике народнические идеалы.

В других романах («Огонек», «Василиса», «Одна из многих») писательницами показан трагический исход «новообращения», который свидетельствовал о сложности процесса перехода женщины на новую ступень развития, а также о незавершенном характере морально-этических норм «новых людей».

В развертывании сюжетной ситуации «новообращения» важную роль играют мотив замужества и мотив «перепутья». Писательницы рассматривают «новообращение» своих героинь в тесной связи с их личной жизнью. Выбор спутника, таким образом, выявляет способность или неспособность героини к новой жизни. В перипетиях любовно-семейпого сюжета романов «Василиса», «Огонек», «Одна из многих» героини являются, как правило, жертвами своих чувств, обнаруживают душевную слабость, психологическую неустойчивость.

Мотив замужества в данных романах оказался тесно связан с мотивом «перепутья». Мучительный процесс самоопределения женщин как в личном, так и в общественном плане, утрата героинями гармонии во внутреннем мире определила их остановку на «перепутье», символизирующем переломность их жизненного момента, предчувствие катастрофичности бытия. В целом мы рассматриваем развертывание сюжетных ситуаций rendez-vousи «новообращения» и связанных с ними мотивов замужества и «перепутья» как художественный способ выявления характеров и мировоззрения героинь. Таким образом, в романах «У пристани», «Большая Медведица», «Василиса», «Огонек», «Одна из многих» реализован важнейший ' принцип реалистической литературы — объективный показ действительных чувств, мыслей, переживаний личности, психологически и социально достоверных.

Создание различных типов личности обусловило применение писателями различных принципов и способов изображения образов героинь. Это выразилось на уровне содержания и поэтики.

В создании образов героинь авторы народнических романов прежде всего обратились к портретным описаниям, не только фиксирующим внешние черты молодых женщин, но и являющимся их «социокультурным знаком» и отражающим глубину внутреннего мира личности. Писательницы использовали разные формы портретной характеристики: портрет-опис?ние (портреты Клавдии Ракитиной, Василисы Загорской, Евы Симборской) — портрет-впечатление (портрет Екатерины Багрянской, Евы Симборской) — портрет-сравнение (портрет Нины Огневой), — которые в равной степени являются характерологичными, психологичными и отражающими авторскую оценку персонажей. В этом смысле многочисленные портретные описания героинь входят составной частью в структуру художественного образа.

В искусстве портретирования писательницы-народницы в ряде случаев следовали классическим образцам. Для их художественной манеры была свойственна установка на иллюстративность женского персонажа, проявившаяся в акцентировании женственности, эротической красивости (Ева Симборская, Клавдия Ракитина, Василиса Загорская), в тяготении к статическим портретам (Нина Огнева, Клавдия Ракитина), к их излишней или, наоборот, недостаточной детализированности.

При создании характера героинь беллетристки использовали разные приемы психологического анализа. Стремление изобразить характер «изнутри» привело Н. А. Арнольди, С. И. Смирнову, О. А. Шапир к использованию приема самораскрытия женских образов, в частности через внутренние и произнесенные монологи, представленные формами прямой речи героини или несобственно-прямой речи героини. Разные виды монологов обнаруживают сложность и противоречивость внутреннего облика героинь, склонность к самоанализу и рефлексии. Нормативность-мышления писательниц-народниц, их последовательная ориентация на заданный идеал «новой женщины» в то же время сообщали высказываниям и размышлениям героинь черты публицистичности, декларативности, резонерства (Нина Огнева, Клавдия Ракитина, Екатерина Багрянская).

Героини на протяжении романа рассматриваются и оцениваются одновременно с нескольких позиций: повествователя, других героев и 4 самовосприятия. Такая многозначность оценок служит углублению психологизма, проявляющегося в неоднозначном и многостороннем раскрытии женских образов. Для народнической беллетристики характерны эмоциональная окрашенность, субъективизм, зачастую являющийся порождением автобиографического плана их произведений.

Важную роль в романах С. И. Смирновой, Н. Д. Хвощинской, О. А. Шапир играет символика. Символы огня («Огонек»), пристани «У пристани»), перекрестка («Одна из многих»), звездного неба («Большая Медведица») призваны углубить содержательную сторону женских образов, придать их облику и деятельности метафорический смысл.

Созданная в диссертации типология женских образов в творчестве писательниц-народниц открывает перспективы для дальнейших исследований концепта «новой женщины» в русской культуре второй половины XIX в.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Л. Роза мира. М., 1997.
  2. H.A. Василиса. Берлин, 1879.
  3. H.A. Василиса. Роман в 4-х частях. Второе издание. 1909.
  4. H.A. Василиса. (Предисловие Б.П. Козьмина). Харьков, 1927.
  5. A.B. Женское настроение. СПб., 1908.
  6. П.А. Запоздалый голос 40-х гг. (По поводу женского вопроса). СПб., 1881.
  7. И.Е. Женщины в демократическом книжном деле 60−70-х годов XIX века // Феминизм и российская культура. СПб., 1995.
  8. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  9. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  10. Ю.Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
  11. М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.
  12. В.Г. Собр. соч.: В 9 тт. Т. 7. М., 1981.
  13. Г. Е. Для чего нам нужны женщины? СПб., 1869.
  14. Н.Ф. Роман И.С.Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов. Л., 1983.
  15. H.A. Русская проза 70−80-х годов XIX века и мемуары русских народников. (К проблеме положительного героя). Дисс. .канд. филол. наук. Л., 1985.
  16. С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых от начала русской образованности до наших дней. Пг., 1915−1918 Т. 1−2.
  17. H.A. Русский роман 1840−1860-х годов. (Типология жанровых форм). Казань. 1980.
  18. Э.С. Н.К.Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х начала 80-х годов XIX века. М., 1979.
  19. Л.С. Анализ эстетической реакции. М., 2001.
  20. О.Г. Романы И.С.Тургенева: проблемы культуры. М., 2001.
  21. .Е. Искусство портрета. М., 1967.
  22. Г. Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории художественного образа. М., 1972.
  23. Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.
  24. Гинзбург Л Л. О психологической прозе. М., 1999.
  25. М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
  26. H.H. Библиографический словарь русских писательниц. СПб., 1889.
  27. Головин (Орловский) К. Ф. Русский роман и русское общество. СПб., 1907.
  28. И.А. критик. М., 1981.
  29. М.С. Художественная проза народничества. М., 1970.
  30. Г. З. Кое-что о женских типах в современных произведениях русской поэзии и беллетристике // Отечественные записки. 1863, № 4.
  31. Н.П. «Отечественные записки» Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина (1868−1884). Л., 1986.
  32. А.Б. Развитие повествовательного психологизма в 80−90-е годы //
  33. .И. Русская журналистика 70−80-х годов XIX века. М., 1963.
  34. Женские образы в русской культуре. Сб. науч. ст. // Под ред. Т. А. Мелешко, Н. В. Налегач. Кемерово, 2001.
  35. Женщина. Тендер. Культура. М., 1999.
  36. Т.В. Типология личности в народническом романе. Улан-Удэ, 2000.56.3имовец С. Тургеневская девушка: генеалогия аффекта // Логос. 1999, № 2.
  37. М.Д. Идейно-художественные особенности революционнодемократического романа 60−80-х годов XIX века. Авторефдисс. канд.филол. наук. М., 1968.
  38. М.Д. К проблеме стиля романа Арнольди «Василиса» // Русские писатели и народничество. Межвуз. сб., Вып 1, Горький, 1975.,
  39. В.Р. Н.Д.Хвощинская. Из воспоминаний старого журналиста // Исторический вестник. 1889, № 10.
  40. Т.Н. «Новый тип» русской женщины в изображении И.С.Тургенева и Н. С. Лескова (романы «Накануне» и «Некуда»). Дисс. .канд. филол. наук. Орел, 2002.
  41. История русского романа: В 2-х тт. // Под ред. Б. П. Городецкого, Н. И. Пруцкова. М. Л., 1964.
  42. И. Проблема счастья в произведениях русских писательниц рубежа веков // Женщина и культура: Материалы конференции «Новые возможности для женщин»" // Сост. Трофимова Е. И., М., 1997.
  43. Карен Хоркни. Женская психология. СПб., 1993.
  44. А. Из воспоминаний о Н.Д.Хвощинской-Зайончковской (В.Крестовский-псевдоним) // Женское дело. 1889, № 9,11,12.
  45. Т.А. Характерология Достоевского: типология эмоционально-ценностных ориентаций. М., 1996.
  46. К. О русском национальном характере. М., 1994.
  47. В. Поэтика Л.Толстого. М., 1995.
  48. С.В. Воспоминания. Повести. М., 1986.
  49. Е.А. Женские силуэты: писательницы и артистки. СПб., 1912.
  50. .О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
  51. С. Тургеневские женщины. Витебск, 1996.
  52. ПЛ. Софья Васильевна Ковалевская. М., 1981.
  53. В. псевдоним. Большая Медведица. Роман. ПСС: В 6 тт., Т. 5, СПб., 1912−1913.
  54. Л. Портрет героя. М., 1994.
  55. П.А. Записки революционера. М., 1906.
  56. В.И. Типология русского романа. М., 1973.
  57. Г. Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф. М. Достоевского. М., 1988.
  58. А. Вместе врозь.: Лев Толстой, Николай Чернышевский и «женский вопрос"//Прометей. 1980, № 12.
  59. Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1985.
  60. А.М. Автор образ — читатель. Л., 1977.
  61. Леффлер А.-Ш. Воспоминания. Софья Ковалевская. СПб., 1893.
  62. Ли Хи Су. Типология женских характеров в романах и повестях И. С. Тургенева. Диссканд. филол. наук. М., 1999
  63. Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб., 1994.
  64. Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. СПб., 1996.
  65. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999.
  66. Л.В. Проблема женских характеров в рассказах А.П.Чехова: в свете дискуссии по «женскому вопросу»: Автореф. дисс. .канд. филол.наук. М., 1996.
  67. Т.П. Слово и подвиг. Жизнь и творчество С.М.Степняка-Кравчинского. Киев. 1968.
  68. Т.П. Идеи и образы русского народнического романа (70−80-е годы XIX века). Киев, 1975.
  69. Э.А. М.Е.Салтыков-Щедрин и молодые писатели-демократы
  70. Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы теории русского реализма. М., 1969, С. 241−305.
  71. Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.
  72. В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982.
  73. A.B. Библиографический указатель. СПб., 1902, Ч. 2.
  74. М.Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе // Современник, 1860, № 3−4.
  75. Мифология и повседневность: тендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы науч. конф. СПб., 2001.
  76. H.H. Тургенев и женщины-писательницы // Российские женщины и европейская культура. СПб., 1994.
  77. В.А. Салтыков-Щедрин и народническая демократия. Л., 1984.
  78. H.H. Женщина в изображении современных женщин-писательниц // Новый мир. 1902, № 92.
  79. А. Русская писательница пионерка // Ежемесячные сочинения. 1901 № 5, С.29−39, № 6.
  80. В.А. Русский социально-универсальный роман XIX бека. Становление и жанровая эволюция. М., 1997.
  81. В.А. Романы И.А.Гончарова. М., 1996.
  82. H.A. Поэтика русской автобиографической прозы. М., 2002.
  83. A.A. «Новые люди» в творчестве П.В.Засодимского конца 70-х — начала90-х годовXIX века. Дисс. .канд. филол. наук. М., 1985.
  84. Новости по женскому вопросу // Отечественные записки. 1869, № 5.
  85. Новости по женскому вопросу // Отечественные записки. 1970, № 1.
  86. В.В. Поэтика народнического романа 70−80-х годов XIX в. (Характер и сюжетно-композиционная структура). Киев, 1989.
  87. О.Н. Достоевский и русский демократический роман XIX века. Дисс. .докт. филол. наук. Орел, 1999.
  88. А.Н. По поводу женских характеров в некрасовских повестях // Современник, 1862, № 5.
  89. В. Этюды о русских женщинах // Женское образование. 1880, № 6−7.
  90. Н.В. Поэзия революционного народничества. М, 1961.
  91. И.В. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996.
  92. Т.Н. Разночинцы 60-х годов XIX века: феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999.
  93. Н. Вопросы жизни // Морской сборник. 1856. № 9.
  94. Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова // Писарев Д. И. Собр. соч. Т. 1. М., 1955.
  95. A.B. Женский вопрос в романном пятикнижии Ф.М.Достоевского. Диссканд. филол. наук. М., 1993.
  96. М.А. Женское дело (Хвощинская — Зайончковская) // Русская мысль. 1891, № 2,4, Отд. 11.
  97. М.А. Критические статьи. М., 1902.
  98. Н.Л. Русская женщина: история и современность. М., 2002.
  99. А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991.
  100. Ровенская Т. А. Женская проза конца 1980 начала 1990-х годов
  101. Проблематика, ментальность, идентификация). Диссканд. филол. наук.1. М., 2001.
  102. Русские повести XIX века 70−90-х годов: В 2-х тт. М., 1957.
  103. Русские повести XIX века. История и проблематика жанра // Под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1973.
  104. Русские писатели. 1800−1917. Биографический словарь: В 4-х тт. // Гл. ред. П. А. Николаев. М., 1989.
  105. Русские писатели XIX века. Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. // Под ред. П. А. Николаева. М., 1996.
  106. Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990.
  107. И.Л. Автодокументальные русские тексты первой половины XIX века. Тампере, 2000.
  108. Свидание: Проза русских писательниц 60−80-х годов XIX века. М., 1987.
  109. К. Н.Н.Златовратский. Очерк жизни и творчества. Ярославль, 1976.
  110. А.М. Беллетристы-народники. Критические очерки. СПб., 1888.
  111. А.М. Волны русского прогресса (Романы и повести В. Крестовского) // Отечественные записки. 1872, № 1, Отд. 11.
  112. С.И. Огонек. Роман в 3-х частях. СПб., 1875.
  113. С.И. У пристани. Роман 1879 года // Отечественные записки. Журнал А. А. Краевского. 1879, № 10, И, 12. Переизд. 1942 г., Т.242−247.
  114. A.C. Писатели-народники. M., 1968.
  115. H.H. Образ человека в русском полемическом романе 1860-х годов. Ч. 1. М., Йошкар-Ола, 1996.
  116. Степняк-Кравчинский С. Сочинения: В 2-х тт. М., 1968, Т. 1.
  117. A.C. Принципы изображения человека в прозе А.ПЛехова: социально-психологический тип «барышни». Дисс. .канд. филол. наук. СПб., 2001.
  118. М.С. Автор герой — читатель и проблема жанра. Калинин, 1989.
  119. Структура и семантика художественного текста. Доклады VII Междунар. конф.М., 1999.
  120. Г. Е. Чернышевский —романист. Л., 1976.
  121. Н.Д. Реалистический тип романа. Кемерово, 1985.
  122. Г. А. Женский вопрос в России: 50−60-е годы XIX века. Л., 1984.
  123. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1985.
  124. А.И. Поэтика прозы Н.Д.Хвощинской. Диссканд. филол.наук. М., 1997.
  125. В. Аналитика художественного. М., 2001.
  126. П. Имена. М., 2001.
  127. АЛ. Софья Ковалевская. М., 1989.
  128. Н.Д. . Крестовский — псевдоним). Повести и рассказы. М., 1984.
  129. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976.
  130. М.Б. Горизонты художественного образа. M., 1986.
  131. М.К. (Николаева) Беллетристы-фотографы // Отечественные записки. 1873, № 11,12.
  132. М.К. Гуманный защитник женских прав. О романе Писемского «Люди сороковых годов» // Отечественные записки. 1870, № 2.
  133. М. К. Художник-психолог (Романы и повести В. Крестовского-псевдоним) // Образование. 1900, № 1.
  134. М.К. Наши бабушки: По поводу женских характеров в романе «Война и мир» // Отечественные записки. 1868, № 6.
  135. М.К. Превыспренные героини // Русское богатство. 1891, № 12.
  136. Чебышева-Дмитриева Е.А. О. Шапир: Ее жизнь и деятельность // Вестник Европы, 1916, № 10.
  137. Н.Г. Что делать? Роман. М, 1981.
  138. A.B. Ритм образа. Стилистические проблемы. М., 1973.
  139. В.В. Крестовский-псевдоним: Критический очерк // Наблюдатель. 1889, № 8.
  140. В.В. Современные женщины-писательницы (Г-жи О. Шапир, МКрестовская, Н. Назарьева, О. Чумина) // Наблюдатель, 1889, № 4.
  141. O.A. Одна из многих. Собр. соч.: В 10 тт., Т. 1−2, СПб., 1910.
  142. С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.
  143. Е.А. Дневники и записи (1854−1886). М., Л., 1937.
  144. Энциклопедический словарь А. Ф. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т.ХХХ. СПб., 1900.
  145. АЛ. Типология романа. М., 1991.
  146. И.И. Историко-социологический анализ женского движения середины XIX века. Дисс. .канд. социол. наук. СПб., 2000.
Заполнить форму текущей работой