Экономическая жизнь Османской империи
Таблица специализации регионов мед, воск и зерно — Молдавия, Валахия груши и виноград —Дамаск яблоки — Синоп абрикосы — Анталия каштаны — Бурса орехи, каштаны и лук — Изник инжир — Айдын и Сарухан изюм — Смирна и Коринф финики — Египет и нижний Ирак оливки, кунжут и фрукты различных сортов — побережье Средиземного моря (оливковое масло используется для освещения и для изготовления мыла) мак… Читать ещё >
Экономическая жизнь Османской империи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реферат по истории Турции Экономическая жизнь Османской империи
Экономическая мощь Османской империи держится на широком разнообразии сосредоточенных здесь ресурсов, а также на политической стабильности и безопасности, которые в османском укладе вообще господствуют. Эта империя представляет собой необъятный внутренний рынок. Фернан Бро-дель усматривал в такой системе своеобразную «мир-экономику» — от Польши до Йемена, от Персии до севера Венгрии, рынок, который стимулирует развитие связей не только со странами Запада, но и с остальной частью Востока; кстати, влияние восточной торговли на судьбу Империи, для более точной оценки, потребует дальнейших исследований. На этом внутреннем рынке есть крупные центры потребления: прежде всего, это дворец султана и столица, которая во второй половине XVI в. насчитывает 600 000 жителей.
Экономическая жизнь у османов тщательно контролируется. Присутствие государства чувствуется повсеместно, прежде всего на уровне ремесленных цехов (корпораций), деятельность которых жестко регламентируется; от государства зависит установление цен, реквизиция рабочих рук, товаров и капиталов, авторитарное распределение части торговых потоков, запрет на экспорт некоторых видов продукции.
Все эти меры имеют целью защитить подданных султана от «несправедливостей» — мошенничества, вымогательства, нищеты, нужды, дороговизны и безработицы, обеспечить мощь государства и поступление доходов в государственную казну. Снабжение продовольствием городов, особенно столицы, должно быть регулярным; то же касается снабжения армии, и местные власти в провинции должны четко следовать декретированным предписаниям.
Фактически в Османской империи каждый человек имеет какую-либо определенную профессию, а иметь профессию — значит быть уважаемым. Это вообще мусульманская традиция, потому что все ав-раамические пророки занимались ремеслами, которые они прославили, став их святыми покровителями: Адам был земледельцем, Ной — плотником, Авраам — ткачом, Давид изготовлял кольчуги, Соломон плел корзины из ветвей финиковой пальмы…
Османские султаны также имели увлечения: Мех-мед I мастерил луки, Мехмед II был садовником, Селим I и Сулейман Великолепный — ювелирами (их изделия сохранились), Мехмед III и Ахмед I вытачивали ложки и дарили янычарам, Махмуд II был блестящим каллиграфом, Селим III писал стихи…
В османской экономике главное место занимает сельскохозяйственный сектор, а в нем важную роль играют земледелие и животноводство. Ремесла и торговля сосредоточены в городах, которые хозяйственные функции сочетают с политическими, военными, административными, религиозными.
В этой главе речь пойдет о различных областях экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля), а также о мерах измерения и денежных единицах.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ЖИВОТНОВОДСТВО
В экономике Османской империи основную роль играет сельское хозяйство, в котором соотношение земледелия и животноводства варьируется в зависимости от местности, населения и исторической эпохи.
Реайя христианской и мусульманской веры живут в небольших деревнях; самые крупные насчитывают не больше нескольких десятков дворов. Они не являются собственниками земельных участков (чифт, буквально означает площадь земли, которую можно обработать с помощью пары быков), которые обрабатывают: не могут их ни продать, ни отдать в залог, ни передать благотворительным заведениям, ни завещать наследникам согласно исламским правилам наследственного раздела. Самая большая часть пахотной земли принадлежит государству; она называется мири. Зато крестьянин обладает на своей земле правом пользования (тасарруф), неотъемлемым, так как он ее обрабатывает, и передаваемым своим наследникам, хотя и без права раздела. Пока земледелец добросовестно выполняет свои обязанности, нельзя ни лишить его земли, ни нарушить его прав. К тому же он может обладать на правах полной собственности (мюлк) другим недвижимым имуществом: домом, виноградником, фруктовым садом, огородом, мельницей, пекарней, пасекой и т. д.
За право пользования землей крестьянин должен уплачивать большое количество налогов и повинностей, деньгами и натурой, которые он вносит частью в государственную казну, частью — «хозяину земли», от которого зависит. Последний мог быть самим султаном, если участок относится к владениям короны, содержателем церковного надела или управляющим богоугодным заведением. Если хозяин сдает землю в аренду, реайя имеют дело с арендаторами.
В отличие от крепостных средневековой Европы, подданные империи, или реайя, абсолютно не прикреплены к земле. В некоторых случаях они могут покинуть свою деревню и поселиться в другом месте. Тем не менее свобода передвижения ограничена и остается строго регламентированной. Например, если реайя бросает сельскохозяйственные работы, чтобы стать ремесленником в деревне или в городе, он должен заплатить «переселенческий налог» {чифтбозап акчесиилилевепдакчеси) от80 до 120 аспр (в зависимости от своих финансовых возможностей), иначе его будут преследовать за неуплату и он может быть возвращен к тимариоту в течение десяти лет. Однако реайя, живущий в городе более двадцати лет, должен быть зарегистрирован уже как горожанин. И еще, реайЯу покинувший свою землю не менее пятнадцати лет назад, не может быть возвращен туда силой.
С оседлыми крестьянами соседствует значительное кочевое население, занимающееся в основном скотоводством в горах, на обширных равнинах, в степях или пустынях: туркмены и курды Анатолии, йюрюки Румелии, бедуины арабских провинций. Контроль над этими племенами, их учет и обложение налогами составляют целую проблему.
Сельскохозяйственное производство полностью зависит от естественных условий. Техника почти не развивается, орудия труда остаются примитивными (соха, борона, коса, мотыга, лопата и т. д.), а производительность и урожаи скромными. Ирригация применяется редко (например, орошаются рисовые поля в долине реки Сакарья).
Таблица специализации регионов мед, воск и зерно — Молдавия, Валахия груши и виноград —Дамаск яблоки — Синоп абрикосы — Анталия каштаны — Бурса орехи, каштаны и лук — Изник инжир — Айдын и Сарухан изюм — Смирна и Коринф финики — Египет и нижний Ирак оливки, кунжут и фрукты различных сортов — побережье Средиземного моря (оливковое масло используется для освещения и для изготовления мыла) мак — Афьонкарахисар и Бейшехир сахарный тростник — Египет, Кипр (только для христиан) вино —Албания, Венгрия, Кипр (только для христиан) мастика — Хиос (Сакиз) лен — Египет конопля — эгейские провинции Анатолии, Фракия, Кипр, побережье Черного моря дерево — Измит, Гейнюк и горы Тавра Всюду, где растениеводство ориентируется на внутреннее потребление, преобладают злаковые культуры, в основном пшеница и ячмень. Рожь, овес и просо выращиваются в небольших количествах в основном в Болгарии и Египте. В деревнях часто выращивают фуражные культуры, фрукты и овощи, а также разводят пчел из-за меда и, особенно, воска, нужного для изготовления свечей. Из сезама, льна, мака и оливок получают растительное масло, необходимое как в кулинарии, так и для производства мыла и смазки оружия.
В некоторых районах сельскохозяйственное производство дает столько продукции, что она поступает на рынок. Так, например, обстоит дело с рисом, многочисленные плантации которого распространены в Египте, Сирии, Анатолии (возле Синопа и Анкары) и в Румелии, в долине реки Марицы; и с хлопком, распространенным на Среднем Востоке, на Кипре и в Малой Азии (район Адана), где он во второй половине XVI в. начинает заменять пшеницу.
Мощным стимулом для развития не только сельского хозяйства, но и внутренней и внешней торговли служит внедрение новых культур — кукурузы, кофе, табака в XVII в.
В животноводстве преобладает повсеместное разведение овец и коз, в то время как свиней держат только в христианских селениях Балкан; рогатый скот дает мясо, молоко, масло; из овечьего молока делают сыр (бейаз пейпир) и йогурт. Быки, ослы, мулы, лошади используются как вьючные животные и как тягловая сила. В некоторых районах скотоводство служит основой хозяйства: например, многочисленные стада овец на равнинах Болгарии, Македонии, Западной Фракии, в степях Причерноморья, Файюме, Центральной Анатолии и в долинах Тавра; табуны лошадей в Буджаке, Молдавии и Центральной Анатолии; стада «ангорских» коз — вокруг Анкары и верблюдов у кочующих бедуинов.
Наконец, море и реки дают много рыбы, которую солят и развозят по рынкам империи; икра и осетровые из Дуная и Черного моря, равно как и анчоусы (хамси) из Трабзона пользуются большим спросом.
ТИМАР
Введение
тимара, о котором мы уже упоминали, составляет одну из основ не только военной системы империи, но и социально-экономической. По своей сути, система тимара давала возможность содержать многочисленную армию при скромных финансовых ресурсах и не столь развитой фискальной системе, чтобы облагать всех производителей налогами и собирать их полностью. Европейские ленные владения поначалу тоже служили тем же целям: феодалам землю предоставляли в обмен на участие в военной или гражданской службе.
Но тимар, собственно говоря, не вотчина средневекового типа, а фискальная концессия: когда султан жалует, временно, одну, или несколько деревень, или часть деревни какому-то частнику, он уступает ему не территорию и крестьян, связанных с ней, а десятины и другие налоги в деньгах и натурой, которые тот собирает с крестьян. Кроме того, тимариот имеет — но такой порядок сохранится только до конца XVI в. — уже на правах собственности (земли, фруктовые сады, виноградники, огороды, мельницы и т. д.), что составляет «тимариальный резерв» (хасса), который он эксплуатирует, получая чистый доход.
Воинская обязанность устанавливается в зависимости от годовой прибыли, получаемой с предоставленного тимара. Вобщем различают три типа тимара:
хасс, обычно предоставляемый визирям и беям, с годовым доходом свыше 100 000 аспр;
зеамет, предоставляемый военачальникам, с годовым доходом между 20 000 и 100 000 аспр;
собственно тимар с годовым доходом менее 20 000 аспр.
Такая система предполагает, что государство будет знать о налоговых поступлениях, которых оно может ожидать от каждого населенного пункта, города или деревни, и планировать их расход. В этом и состоит цель масштабных операций по переписи населения, которые проводятся регулярно.
После периода завоеваний XVI в. тимары, постепенно утрачивающие свое значение с военной точки зрения, вновь причисляют к владениям короны и иногда сдают — не без подкупа или фаворитизма — в аренду без возложения на обладателя каких-либо обязанностей по службе; некоторые превращают их в личную собственность. Таким образом, постепенно складывается категория землевладельцев (деребейили айяп), в большинстве случаев не крестьянского происхождения, но приобретших землю либо по службе, либо путем покупки. Они образуют своего рода провинциальную аристократию, которая начиная с XVII в. начнет проводить глубокие преобразования в структуре землевладения. В сравнении с ними у крестьян средств нет; они вынуждены платить налоги помещикам и отдавать им часть своей продукции; остаются две возможности: либо брать взаймы и в конечном счете разоряться, либо уступать земли. Крестьянину приходится идти в батраки, или уезжать в город, или же присоединяться к шайкам разбойников. Учреждение системы тимаров, таким образом, имело глубокие последствия не только для экономики Империи, но и для социально-политических устоев.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Говорить о промышленности в Османской империи до XIX в. конечно нельзя. Здесь более уместен термин «ремесла», за исключением металлургии.
а) Металлургия Подземные богатства принадлежат государству, которое передает свои права амилям и назначает управляющих (эмии) для того, чтобы они контролировали и координировали деятельность частных предпринимателей в отрасли. Труд на открытых разработках и в шахтах почти каторжный. Рабочие набираются из близлежащих деревень — и либо получают зарплату, либо освобождаются от налогов. Для добычи и транспортировки используются также военнослужащие вспомогательных армейских подразделений (иайа и мюселлем). С другой стороны, рабы, судя по всему, используются редко. В этой области османы выглядят последовательными учениками своих предшественников; на Балканах, например, из богатой металлургической традиции этого региона они перенимают систему организации, технику, терминологию; без колебаний переносят действующее саксонское горное право на разработку сербских и боснийских рудников со второй половины XIII в. Известно, что при Мехмеде II и при Байязиде II продолжительность рабочего дня составляла семь часов при пятидневной рабочей неделе. Таким образом, рабочие-христиане трудились тридцать пять часов в неделю, имея выходные по субботам и воскресеньям и отпуск два раза в год: пятнадцать дней на Новый год и столько же на Пасху. Заметим также, что в голодные времена мясники должны были обслуживать рудники в первую очередь. И наконец, горняки освобождались от многих видов налогов.
В Османской империи несколько металлургических районов:
В Анатолии находятся месторождения меди высокого качества, которую добывают в провинции Кастамону (Кюре, Чанкири), неподалеку от черноморского побережья; серебряные рудники в Гюмюш-хане, к северо-западу от Эрзурума.
На Балканах — месторождения серебра, меди и свинца, особенно богатые залежи в Сербии (Ново-Брдо, Стара-Планина), в Боснии (Фойница, Кресе-во, Сребреница), во Фракии (Сидрекапси, Правис-та) и в Македонии (Ускюб/Скопле, Кратова). Из руды, добываемой в Самокове (ранее Самаков) к юго-востоку от Софии, производят много железа превосходного качества, которое идет на изготовление вооружения и оборудование крупных мечетей (оконные решетки, задвижки и петли, гвозди, замки и т. д.).
Золото привозят из Западного Судана.
Османская империя не нуждается в завозе важнейших металлов, за исключением необходимого при литье пушек олова, которое привозят из Англии.
б) Ремесленничество В сельской местности ремесленничество и некоторая торговая активность служат удовлетворению текущих нужд населения: прядильное дело, ткачество, гончарное производство широко распространены в деревенских дворах и рассчитаны в основном на внутреннее потребление. К тому же некоторые кочевники, помимо скотоводства и некоторых форм растениеводства, занимаются прядением шерсти, кожевенным делом и работой по металлу.
Ремесла сосредоточены в городах. Там представлены все виды мелкого мануфактурного производства: мыловарни, выделка кожи, красильни, маслобойни (из оливок и льняного семени), свечное производство, изготовление напитков, кузни, сукновальные мельницы, сапожные мастерские, булочные, канатное производство и т. д. Больше всего работников по текстилю, а именно красильщиков, производителей фетра и других изделий из шерсти, хлопковых тканей, шелка. Городское население главным образом живет за счет этих мелких мануфактур, мастерских, лавок. Предприятия, выходящие за рамки семейного дела или эксплуатирующие более десятка подмастерий, а иногда и рабов, редки.
Как и в земледелии, в производстве существует разница между натуральным хозяйством — удовлетворение своих потребностей и узкий обмен на местном уровне — и сравнительно крупным производством некоторых товаров, ориентированным на широкий рынок, будь то внутри государства или за его пределами. Среди признанных товаров фигурируют: мыло из Алеппо, Триполи, Ирака, Урлы и, в XVIII в., из Крита; стеклянная посуда из Хеврона и Дамаска; медная домашняя утварь из Кюре, которую делали во всех концах Кастамону (в Токате, Сивасе, Амасии); якоря из Самокова (под Софией); фаянс из Изника, Кюта-хьи и Диярбекира; кирпич из Гелиболу…
Именно текстильная промышленность, самая важная область ремесленного производства, характеризуется очень большой региональной специализацией в XVIII в.: шелкоткацкие фабрики Бурсы (первоклассный товар, пользующийся большим спросом в самой Османской империи и за границей), Дамаска, Алеппо, Каира и Хиоса (1800 станков в 1740 г.); производство из шерсти ангорских коз, из которой в районе Анкары и Тосья делают знаменитую ткань мохер. Эдирне, Салоники и, в меньшей степени, Сафед и Галилея специализируются на изготовлении сукна и шерстяных тканей. Например, Салоники производят сукно (привилегия, предоставленная евреям этого города в 1509 г.), в которое одеваются янычары и другие войска Порты. Из шерсти также ткут килим и ковры, в том числе знаменитые ковры из Кютахьи, Учака и Гердеса.
Хлопок также достаточно распространен: важные центры его производства находятся на Ближнем Востоке, на Кипре и в Фессалии, а также в разных районах Анатолии. Ассортимент хлопчатобумажного производства весьма разнообразен — рубашки, покрывала, полотенца, носовые платки, подушки и т. д. Эгейское побережье Анатолии, Центральная Греция и Алеппо специализируются на производстве газовой ткани и парусины; Мосул славится изысканной хлопчатобумажной тканью, из которой делают тюрбаны. Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны Индии, османское государство в XVIII в. развивает производство набивной хлопчатобумажной ткани.
В целом техника достаточно примитивна. Гидравлические приспособления используются мало, за исключением региона Салоники, где в XVI—XVII вв. их применяют для валяния шерсти и на лесопильнях в районе Бурса — Измит.
Османские монархи содействуют развитию городского хозяйства, переселяя в основные промышленные центры квалифицированных профессиональных работников и создавая в городах необходимую инфраструктуру— крытые рынки (бедестеи), караван-сараи (хаи или кервапсарай). Наряду с этим они защищают ремесленников и покровительствуют им.
За исключением янычар, правительственных служащих и духовенства, все жители города, занимающиеся каким-то одним ремеслом, объединены в профессиональные корпорации (эспаф). При этом не имеет значения принадлежность к этническому или религиозному сообществу, не важно мусульманин это или «неверный». Корпорация состоит из сложно структурированных групп: внизу —учителя (уста), компаньоны (калъфа), ученики (чирак), а над ними — группа руководителей и ответственных, которую подстраховывает совет старейшин. В экономическую жизнь на местах корпорации вносят некоторую скованность из-за их негибкости, поскольку у каждой есть свои привилегии, свои места продажи и производства. В XVII и XVIII вв. городские ремесленные объединения упрочивают свое положение, их влияние в обществе достигает апогея. В Стамбуле в середине XVII в. было 1109 гильдий, объединявших от 126 000 до 260 000 ремесленников.
в) Государственные предприятия Вся деятельность, осуществляемая в рамках корпораций, имеет ремесленный характер. Дело, однако, обстоит по-другому на некоторых предприятиях, требующих более совершенной системы организации труда. Это касается случаев крупных строительных работ, необходимость в которых возникает, когда, например, султан, князь или другой сановник затевает возведение комплекса религиозных, благотворительных или торговых (кюялийе) зданий и сооружений или когда начинается строительство или ремонт крепостей, акведуков, мостов и т. д.
К тому же в империи были настоящие фабрики (кархаие) с большим персоналом рабочих и подмас-терий. Это имперские арсеналы Касимпаша в Стамбуле и Гелиболу (Галлиполи) в проливе Дарданеллы, оружейные мастерские, пороховые заводы, производства селитры, повозок и пушечных лафетов на имперском литейном заводе Топхане в Стамбуле, мастерские по пошиву одежды для янычар, а также мастерские по чеканке монет, работающие на правах аренды у государства.
Наконец, многие мастерские специализируются на обслуживании султанских дворцов, обеспечивая султана и его двор всем необходимым, они же следят за поддержанием в порядке имперских зданий и сооружений и за нуждами прислуги.
ТОРГОВЛЯ
Основная забота османских государственных деятелей — следить за тем, чтобы в Империи было достаточно продовольствия и товаров и чтобы не уменьшались доходы государства.
Стамбул являлся главным центром притяжения товаров. Они доставляются и морским путем, но больше по земле: с Балкан их везут на телегах и повозках. В Малой Азии преобладают караваны из лошадей, мулов и верблюдов.
Обеспечение столицы продуктами первой необходимости имело приоритетное значение. До XIX в. пшеница и ячмень привозятся в основном с западных берегов Черного моря. Фрукты, свежие и сушеные, поступают, главным образом, из западной Анатолии и из Фессалии, тогда как мясной скот перегоняют в Стамбул с Балканского полуострова и, значительно меньше, из Анатолии. Потребности столицы в строительном лесе и дровах для отопления удовлетворяет северо-западная Анатолия, где часть лесов зарезервирована для султанских арсеналов. Топленое масло везут в столицу из района степей северного Причерноморья.
С другой стороны, Стамбул импортирует большое количество предметов роскоши и товаров категории люкс, которые поступают с других концов света:
С запада: сукно и шерсть из «Берберии», т. е. Северной Африки, из Майорки, Каталонии, Англии, Бергамы, Флоренции и Франции (Лангедок); скобяные изделия из Центральной Европы; олово и сталь из Англии; бумага и стекло идут из Италии; серебряные монеты также идут из стран Запада.
С востока: пряности, благовония, красители, индийские ткани, китайский шелк и фарфор.
С севера: ценные меха (соболь, куница, горностай, рысь, белка, лиса, бобер), кожа, охотничьи птицы (соколы, ястребы, кречеты), моржовые клыки, амбра с Крайнего Севера и из России; белые рабы, захваченные во время татарских набегов и угнанные с Кавказа и Крыма, южной России.
С юга: золото из Судана и чернокожие рабы.
С другой стороны, Османская империя экспортирует: шерсть, хлопок, кожи, меха, зерно, волокно, красители, пряности, опиум в каплях и растворах, духи, оливковое масло и, с XVI в., йеменский кофе. В некоторых областях текстильного производства наблюдается настоящий расцвет. В XVII— XVIII вв. особенно прогрессируют шелкоткацкие мастерские в Бурсе и фабрики по производству шерсти в Салониках и Сафеде (Галилея); другие отрасли поднимаются в XVII—XVIII вв.: фабрики по производству шерсти и войлока в Болгарии или мохера в районе Анкары. Например, город Воскопое в Албании насчитывает в XVIII в. около двадцати гильдий, часть которых специализируется на производстве грубой шерстяной ткани, экспортируемой в Венецию. В производстве хлопчатобумажной ткани османские промышленники успешно конкурируют с индийскими производителями, наладив выпуск дешевой имитации.
Можно выделить два типа торговли:
—мелкая (розничная) торговля; это область лавочников и гильдий, сбывающих свои товары на крытых рынках (бедестеи, чарши) в городах и на открытых рынках (пазар) в деревнях; ранки работают от одного до нескольких раз в неделю. В Стамбуле и Бурсе есть рынки, специально предназначенные для женщин. Некоторые рынки постепенно превращаются в местные ярмарки (панайир), другие— в центры межрегиональной торговли и даже международного масштаба (как, например, ярмарки Фракии и Фессалии);
— крупная (оптовая) торговля; это сфера крупных торговцев (тюджар, базиргап) — мусульман, христиан и иудеев, уже обладающих капиталами, которым высокопоставленные деятели из политической элиты оказывают содействие путем заключения контрактов и кредитования {мудараба). Самые богатые обязаны своим процветанием торговле предметами роскоши: дорогими тканями, мехами, пряностями, красителями, благовониями.
По крайней мере, с XV в. в империи есть уже и торговый флот. На каждом море преобладает свой тип торгового корабля, но самый распространенный — кайик, его можно видеть и в Эгейском, и в Мраморном морях. На Мраморном море встречается карамюрселъ, судно с полупалубой, тремя парусами и веслами. Есть также махон, большая турецкая галера, иногда в две палубы, с 26 распашными скамьями для гребцов, с одним или двумя латинскими парусами; кирлаигич («ласточка»), изящное и быстроходное судно; галиоты и галионы. Это неполное перечисление показывает большое разнообразие судов, используемых османскими моряками. Эти корабли служат обеспечению Стамбула зерном из Фракии и рисом из Египта, на них также перевозят войска в период конфликтов и паломников, направляющихся в Мекку.
Для хранения своих товаров на суше, в городах или вне их, мелкие и крупные торговцы пользуются караван-сараями (хаи или кервапсарай). Эти помещения чаще всего принадлежат богоугодным учрежденям.
Наконец, с зарубежными коммерческими партнерами султан заключает соглашения (ахдиаме). Эти документы предусматривают взаимные обязательства о разрешении свободной перевозки товаров, безопасности людей и сохранности имущества, о возвращении законным наследникам имущества умерших в пути купцов, об условиях выплать! таможенной пошлины и иных налогов. Эти соглашения, более известные под названием «капитуляции», заключались и регулярно возобновлялись с Францией в 1569 г. (затем в 1581, 1604, 1673,1740 гг.), с Англией в 1580 г. и «Объединенными провинциями Нидерланды» в 1612 г.; с австрийцами и поляками в XVII в.; со Швецией (1737 г.), Данией (1746 г.), Пруссией (1761 г.) и Испанией (1782 г.), с Россией (1783 г.). В XVIII в. таможенная пошлина для этих стран — обычно 5% для «вольных государств» — будет со временем установлена на уровне 3%; консульства этих государств находятся в разных точках империи: в Смирне (Измире), сирийском Триполи, в Алеппо, Александрии и т. д.
Зарубежные торговцы должны учитывать многочисленные ограничения на экспорт, вводимые Османской империей из военных соображений или для того, чтобы защитить товары первой необходимости: оружие, лошадей, серебро, золото, медь, свинец, железо, сера, зерно, лес…
Главное, что отличает османскую торговлю, это то, что в ней сочетаются самые различные составляющие. Внешняя торговля, конечно, одна из этих составляющих экономической жизни империи, но не стоит придавать ей преувеличенное значение, как это имели склонность делать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадак Александ Николаевич, Войнич Игорь Евгеньевич, Волчек Наталья Михайловна, Воротникова О. А., Глобус А. Всемирная история: В 24 т. / И. А. Алябьева (ред.) — Минск: Литература. Т. 15: Эпоха просвещения. — Минск: Литература, 1996 — 512с.
2. Бирюлев Илья Михайлович. Всемирная история: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Ф. Г. Турченко (ред.) — 4. изд. — К.: Генеза, 2004.Ч. 1: Новое время (ХVІконец ХVІІІв.). — К.: Генеза, 2004 — 256с.
3. Егер Оскар. Всемирная история: В 4 т. — Изд. испр., доп. — М.: АСТ, 2000. — На обл. авт. не указан. На обл. загл. тома. Т. 3: Новая история. — М.: АСТ, 1999 — 719с.
4. Коллас. История Турции. — К.; М.: ЕВРОЛИНЦ, 2003. — 331с.