Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка эффективности информационно-консультационных систем в АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексный подход используемый нами для анализа деятельности ИКС шести регионов показал, что обследованные ИКС разделяются на две группы: одна группа — это достаточно эффективно функционирующие службы (Нижегородская, Бурятская и Ленинградская). По всем основным показателям они лидируют. Во вторую группу попали службы регионов, работающих менее эффективно. При этом, Тверская и Волгоградская… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы и зарубежный опыт организации информационно-консультационной службы
    • 1. 1. Место и роль информационно-консультационных систем в управлении АПК
    • 1. 2. Теоретические положения и основные принципы организации и критерии оценки эффективности информационно-консультационных систем
    • 1. 3. Зарубежный опыт создания и развития информационно-консультационной службы
  • Глава 2. Анализ функционирования региональных информационноконсультационных систем
    • 2. 1. Методические основы анализа эффективности функционирования информационно-консультационных систем
    • 2. 2. Анализ сравнительной эффективности функционирования региональных ИКС
    • 2. 3. Анализ сравнительной эффективности функционирования региональных СИР и обобщенная интегральная оценка эффективности деятельности ИКС и СИР
  • Глава 3. Совершенствование региональных информационноконсультационных систем
    • 3. 1. Рекомендации по совершенствованию организационно-правовой структуры региональных ИКС
    • 3. 2. Методические рекомендации по развитию региональных информационно-консультационных систем

Оценка эффективности информационно-консультационных систем в АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Устойчивое развитие аграрного сектора в значительной степени.

• определяет состояние экономики и продовольственную безопасность государства, уровень жизни населения.

Опыт многих развитых стран мира показывает, что одним из важных факторов, способствующих повышению эффективности сельскохозяйственного производства является информационно-консультационная деятельность, осуществляемая специализированными службами. Информационно-консультационные службы обеспечивают товаропроизводителей правовой, технологической, экономической, рыночной и другой информацией, повышают степень обоснованности принимаемых управленческих решений, влияют на все стороны хозяйствен-ной деятельности и соответственно на все производственные, финансовые, экономические показатели сельскохозяйственного производства.

В настоящее время в стране идет интенсивная работа по формированию информационно-консультационной системы в АПК. В ее состав входят информационно-консультационная служба (ИКС) и система информации о рынке (СИР).

Большое значение для развития информационно-консультационной системы имеет оценка эффективности ее функционирования, системный анализ фактического влияния ее деятельности на повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства.

Проблема оценки эффективности деятельности информационно-консультационных систем недостаточна изучена. Существующие методики оценки эффективности носят односторонний характер, учитывая лишь один из факторов, определяющих эффективность функционирования служб ИКС и СИР: это либо эффект от информационно-консультационной деятельности, либо оценка эффективности деятельности ИКС со стороны потребителей услуг. При определении оценки эффективности важен комплексный подход, позволяющий учитывать как основные экономические, производственные и другие показатели функционирования системы, так и отзывы пользователей, а также влияние деятельности служб ИКС и СИР на развитие предприятий пользователей.

Необходимость разработки комплексного подхода к оценке эффективности деятельности региональных информационно-консультационных систем и на ее основе определение направления дальнейшего их совершенствования и определили актуальность темы диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационной работы. Цель работы — разработать методические основы анализа эффективности функционирования региональных информационно-консультационных систем.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

— уточнить роль и место информационно-консультационных систем в управлении АПК;

— выявить основные принципы организации и оценки эффективности информационно-консультационных систем;

— проанализировать зарубежный опыт создания и развития информационно-консультационной службы и возможность применения его для регионов России;

— разработать и реализовать методики оценки эффективности деятельности региональных информационно-консультационных систем;

— определить направления дальнейшего развития региональных ИКС и совершенствования их организационно-правовых форм.

Объектом исследования явились региональные информационноконсультационные службы АПК и система информации о рынке.

Предмет исследования. Предметом исследования являются процессы формирования, функционирования и повышения экономической эффективности региональных ИКС и СИР.

Методика исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области информационно-консультационного обслуживания в сельском хозяйстве. В их числе: Д. С. Алексанов, В. М. Баутин, А. М. Гатаулин, В. М. Кошелев, Э. Н. Крылатых, В. В. Козлов, М. В. Кузнецов, В. В. Лазовский, В. И. Меденников, С. Б. Огнивцев, Б. И. Пошкус, Б. А. Рунов, И. С. Санду, В. Я. Узун, А. В. Чаянов и другие.

В работе использовались различные методы исследования: системный анализ, экономико-статистический, экономико-математическое моделирование, сравнительный анализ, монографический, анкетирования.

Научная новизна исследований состоит в следующем:

— Обоснована обобщенная интегральная оценка эффективности деятельности информационно-консультационных служб (ИКС), позволяющая учесть финансово-экономические показатели функционирования службы, отзывы пользователей и влияние деятельности службы на развитие организаций пользователей.

— Разработана и обоснована методика оценки деятельности системы информации о рынке (СИР), позволяющая определить эффективность функционирования системы по ее влиянию на динамику цен, отзывам пользователей и экономическим показателям деятельности СИР.

— Разработана методика комплексной оценки эффективности функционирования региональных информационно-консультационных систем, включающая в себя обобщенную интегральную оценку эффективности деятельности региональных ИКС и СИР.

— Разработаны рекомендации по выбору наиболее эффективных организационно-правовых форм, исходя из критериев стимулирования труда консультантов, независимости консультационных оценок, финансово-экономической самостоятельности и заинтересованности в результатах деятельности.

— Определены направления дальнейшего развития региональных информационно-консультационных систем, включая внедрение научно-технических достижений, освоение инновационных проектов, консультационные услуги физическим лицам, повышение знания, квалификации консультантов, применение новых информационных технологий.

Теоретическая и практическая значимость работы. Комплексный подход к оценке эффективности деятельности региональных информационно-консультационных систем позволит определять направления совершенствования информационно-консультационного обслуживания с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства, на основе освоения современных технологий и использования достижений научно-технического прогресса. Предложенные методики оценки эффективности ИКС и СИР могут быть использованы в практической деятельности федеральных и региональных служб для объективного сравнения результатов деятельности и для ее совершенствования. Теоретические и методические положения диссертационной работы могут быть использованы при чтении лекций в курсах «Принципы и методы деятельности ИКС», «Управление и планирование ИКС» для студентов аграрно-экономических вузов.

Апробация и реализация результатов исследований. Основное содержание работы было представлено на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Научные основы функционирования и управления АПК» (6-ая конференция НАЭКОР, Москва, 2002 г.), «Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия» (Никоновские чтения, Москва, 2002 г.), «Островские чтения — 2002» (Саратов, 2002 г.), «Экономико-математические методы в практике прогнозирования и планирования АПК», (Ростов-на-Дону, 2003 г.). По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Выводы и предложения.

1. Информационно-консультационная служба является одним из эффективных средств для повышения конкурентоспособности аграрного сектора, а, следовательно, и экономики в целом. Это служба, обеспечивает товаропроизводителей информацией, повышает уровень их знаний для выбора оптимальных, экономически выгодных решений, способствует успешному ведению производства, повышению жизненного уровня сельского населения. Зарубежный опыт показывает, что страны, где государство уделяло большое внимание развитию эффективно действующих информационно-консультационных служб (США, Дания, Великобритания, Канада, Германия), в настоящее время имеют высокорентабельное сельское хозяйство.

2. Важным фактором развития информационно-консультационной службы является оценка эффективности ее функционирования. Для решения этой проблемы предлагается комплексный подход к оценке эффективности деятельности региональных ИКС. Преимуществом этого подхода является возможность формализации процесса оценки эффективности деятельности информационно-консультационных систем путем стандартизации отчетных форм, разработки стандартных компьютерных программ автоматизации учета работы различных служб в ИКС, анализа статистических данных, ранжирования отдельных служб по ряду признаков и выявления характерных и специфических особенностей их деятельности. Этот подход позволяет оценить потребности пользователей ИКС в определенных видах информационно-консультационных услуг. Достоинством данного подхода является также возможность оценки фактического влияния деятельности ИКС на эффективность работы пользователей ИКС.

3. Предлагаемые методики оценки эффективности деятельности региональных информационно-консультационных систем позволят решать следующие задачи: определять направления совершенствования информационно-консультационного обслуживанияформировать систему рыночной информацииобновлять перечень услуг, за которые товаропроизводители готовы платитьоценивать значимость используемой информации и консультационных услугопределять эффективность работы консультационных структур.

4. Исследования, проведенные в шести регионах Российской Федерации показали, что развитие служб ИКС проходило разными путями и их эффективность оказалась далеко неодинаковой. Каждый из регионов по-разному оценивал значение сфер интересов товаропроизводителей и, исходя из этого, распределял свои усилия и ресурсы. Как показывают результаты данного исследования, консультирование является самой популярной формой деятельности ИКС. Форма деятельности в виде консультаций и выпуска бюллетеней освоена и стабилизировались во всех регионах. Анализируя деятельность информационно-консультационных служб, можно сделать вывод, что для сильных хозяйств важен комплексный подход при оказании консультационных услуг: на предприятиях внедряются новые технологии и составляются ТЭО, бизнес-планы для их реализации. Для слабых в финансовом отношении предприятий важны консультации по реструктуризации долгов и финансовому оздоровлению.

5. Комплексный подход используемый нами для анализа деятельности ИКС шести регионов показал, что обследованные ИКС разделяются на две группы: одна группа — это достаточно эффективно функционирующие службы (Нижегородская, Бурятская и Ленинградская). По всем основным показателям они лидируют. Во вторую группу попали службы регионов, работающих менее эффективно. При этом, Тверская и Волгоградская служба мало отличаются по своим показателям, а Краснодарская отстает значительно. Службы, относящиеся к первой группе, активно занимаются демонстрационной деятельностью, которая является одним из самых эффективных методов консультирования товаропроизводителей. Статистическая обработка производственно-экономических показателей пилотных хозяйств, которым оказывались услуги ИКС и хозяйств-аналогов показала, что случаи роста и падения значимых показателей за период 1998;2000 годы распределились следующим образом. Пилотные: случаев роста — 331, падения — 47- хозяйства-аналоги: 109 против 255, что служит доказательством достаточно эффективной деятельности службы ИКС.

6. На основе анализа функционирования ИКС и СИР представляется целесообразным объединение этих служб под эгидой службы ИКС. Такое объединение вполне естественно, поскольку ИКС по необходимости снабжают информацией о ценах своих пользователей. В то же время, служба СИР начинает оказывать сложные услуги, которые сейчас входят в компетенцию ИКС. В ходе обследования выявилась потребность в оказании не только простых услуг по предоставлению информации о ценах и объемах. Многим предприятиям сейчас необходимо оказание комплексных услуг по крупным инвестиционным проектам. Для этого консультант должен оценить не только новые рынки сбыта и цены поставщиков продукции, но и надежность этих поставщиков, возможность приобретения материально-технических ресурсов и гарантийного обслуживания новой техники. Оказание таких сложных услуг возможно при объединении службы СИР и ИКС.

7. Анализ эффективности деятельности информационно-консультационных систем различных организационно-правовых форм позволяет сделать следующий вывод. Наиболее предпочтительной формой информационно-консультационной службы, в условиях существующего законодательства и налогообложения, является некоммерческая организация (например, учреждение, автономная некоммерческая организация, фонд) не основанных на членстве. Эти формы обеспечивают наиболее сбалансированные интересы органов управления АПК, сельхозпроизводителей и непосредственно работников информационно-консультационной службы. В рамках этих форм достигается, как показывает опыт, наиболее эффективная работа службы, во многом обусловленная возможностью задействовать мотивационные стимулы работников службы.

8. Анализ функционирования служб СИР показал, что необходимо усиливать работу по распространению конъюнктурных данных с более активным использованием средств массовой информации, что является особенно важным в связи с очень низким уровнем компьютеризации сельскохозяйственных предприятий, отсутствием средств на оплату каналов связи и, соответственно, невозможностью получить необходимые данные. Выпускаемые службами рыночные отчеты должны более полно отражать конъюнктуру рынка (объемы реализации, уровень спроса, предложения и т. п.).

9. Информационно-консультационные службы должны осуществлять поиск альтернативных источников финансирования, так как недостаточное бюджетное финансирование сдерживает укрепление материально-технической базы ИКС и привлечение высококвалифицированных специалистов, что, в конечном итоге, сказывается на уровне работы этой службы. Частичный переход на оказание платных услуг, в частности, по таким направлениям, как: разработка инвестиционных и календарных бизнес-плановпереоценка и определение рыночной остаточной и ликвидационной стоимости основных фондовразработка и внедрение систем управления предприятиемавтоматизация бухгалтерского, складского учетаобучение работе с компьютером, абонентское обслуживание компьютерной техники, программного обеспечения. Следует перенимать опыт западных стран, где в структуре финансирования консультационных служб определенную долю занимают гранты.

10. На основе анализа эффективности деятельности ИКС предлагается считать приоритетными следующие направления:

— внедрение научно-технических достижений и передового опыта в сельскохозяйственное производство, освоение инновационных проектов и технологий, обеспечение обратной связи с сельскими товаропроизводителями и формирование портфеля заказов для науки;

— демонстрационную деятельность, которая является одним из самых эффективных методов консультирования товаропроизводителей.;

— консультационные услуги владельцам ЛПХ, фермерам, мелким сельским предпринимателям, занимающимся несельскохозяйственным бизнесом;

— необходимо повышать навыки, знания, квалификацию специалистов консультационных служб — организовывать на постоянной основе различного рода обучение. Необходимо наладить процесс обмена опытом, накопленным в различных регионах;

— компьютеризация службы, применение новых информационных технологий, развитие современных средств связи.

Реализация данных предложений позволит повысить эффективность деятельности самих ИКС и улучшить количественные и качественные показатели деятельности сельскохозяйственных производителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.С. К вопросу о частичном самофинансировании информационно-консультационной деятельности // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2000 — №№ 7−8 — С. 42−47.
  2. Д.С. О роли ИКС в распространении инновационных технологий // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2002-№ 8.- С. 31−34.
  3. Д.С., Матвеичева Т. Н. Анализ инвестиционных проектов в информационно-консультативной службе: обучение и исследования // Информационный бюллетень Минсельхоза России.-1999.- №№ 3−4.- С. 35−38.
  4. Д.С., Яшкова Е. А. Анализ бюджетной эффективности инвестиционного проекта // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 1999.-№№ 9−10.-С. 3−417.
  5. Н.П. Служба полевых консультантов // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2000 — №№ 3−4.- С. 65−69.
  6. С.И., Козлов В. В. Опытно-демонстрационная деятельность Нижегородской консультационной службы АПК // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2000 — №№ 1−2 — С. 37−39.
  7. Э.Л. Привлечение фондов и зарубежных программ для развития ИКС в АПК России // Техника и оборудование для села 2000-№ 6.-С. 31−32.
  8. М.А., Козлов В. В. Проблемы и пути введения платы за консультационные услуги в АПК Нижегородской области // Информационный бюллетень Минсельхоза России- 1999- №№ 7−8 С. 45−47.
  9. В.М. Совершенствование информационно-консультационной деятельности в АПК России // Экономика, управление.-2000.-№ 3.- С. 20−25.
  10. В.М., Веселовский М. Я. Информационно-консультативная служба АПК: итоги работы, проблемы, задачи // Экономика, управление — 2001.- № 3 С. 16−20.
  11. В.М., Веселовский М. Я. Эффективность различных организационно-правовых форм центров ИКС АПК // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2001.- № 6 — С. 39−40.
  12. В.М., Клименко Ю. И. Эффективное сельское хозяйство Германии М.: Росинформагротех, 2000 — 50 с.
  13. В.М., Красногир JI.K. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве М.: Информагротех, 1995 — 72 с.
  14. В.М., Лазовский В. В. Инновационно-инвестиционная деятельность в рамках ИКС М.: Росинформагротех, 2001.- 83 с.
  15. В.М., Лазовский В. В. Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса России М.: Колос, 1996. — 448 с.
  16. В.М., Лазовский В. В. Крестьянское подворье резерв товарного производства — М.: Росинформагротех, 2000 — 97 с.
  17. В.М., Лазовский В. В. Сельскохозяйственное консультирование в России в XX веке. От общественной агрономии до информационно-консультационной службы АПК М.: Колос, 1999. 140 с.
  18. О.Л. Датская модель организации консультационной службы фермеров // Информационный бюллетень Минсельхоза России-1999.-№№ 9Ю.-С. 46−51.
  19. Т.А. Организационно-правовые формы деятельности информационно-консультационной службы в АПК России, путивзаимодействия и развития ИКС // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2000 — №№ 1−2 — С. 39−43.
  20. Е.И., Романова Н. С. Создание информационных служб АПК в рамках проекта поддержки осуществления реформы в сельском хозяйстве (АРИС) // Информационный бюллетень Минсельхоза России.-1997.- Ms 7−8.- С. 44−46.
  21. М.Я. Организация информационно-консультационной службы // Аграрная наука 2001 — № 7 — С. 24−25.
  22. М.Я., Андреева Н. П. О проведении Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы АПК России» // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 2000.- №№ 1−2 С. 28−32.
  23. М.Я., Андреева Н. П., Демишкевич Г. М. Платные услуги как важный источник финансирования информационно-консультационных служб // Информационный бюллетень Минсельхоза России, — 2000.- №№ 7−8.- С. 40−42.
  24. М.Я., Зятьков Ю. И. Структура и функции информационно-консультационной службы АПК // Достижения науки и техники АПК.- 2002.- № 1.- С. 40−42.
  25. М.Я., Зятьков Ю. И., Блюмин A.M. Эффективность информационно-консультационной службы // Тракторы и сельскохозяйственные машины 2002 — № 6. С. 43−44.
  26. М.Я., Колотов Л. С., Демишкевич Г. М. О работе региональных информационно-консультационных служб в 1999 г. // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 2000 №№ 3−4.- С. 56−63.
  27. М.Я., Колотов JI.C., Ямщиков А. В. Особенности формирования и развития региональных информационно-консультационных центров // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 2000.- №№ 11 -12.- С. 49−51.
  28. М.Я., Санду И. С. Информационно-консультационная деятельность в АПК и ее задачи на современном этапе // Вестник РАСХН.-2002.-№ 1. С. 10−12.
  29. М.Я., Эйдис A.JI. Приоритеты в организации информационно-консультационной деятельности // Тракторы и сельскохозяйственные машины-2001 -№ 12. С. 38−41.
  30. И.А., Вострухин К. А., Романова Н. С. Анализ эффективности системы информации о рынке в АПК // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2000 — №№ 1−2 — С. 43−47.
  31. В.В. Организация инфраструктуры информационного обеспечения АПК Орловской области // Информационный бюллетень Минсельхоза России 1999-№№ 1−2.-С. 38−41.
  32. Г. М. Информационно-консультационное обслуживание личных подсобных хозяйств сельского населения // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2002 — № 3 — С. 50−52.
  33. Должностные обязанности сотрудников районных информационно-консультационных центров (Р-Н.ИКЦ).- М.: АМБ-агро, 1998.- 13 с.
  34. Должностные обязанности сотрудников региональных информационно-консультационных центров (РИКЦ).- М.: АМБ-агро, 1998.-25 с.
  35. А. Региональные особенности информационной поддержки сельского предпринимателя // Международный сельскохозяйственный журнал 2000 — № 4. С. 27−29.
  36. Ипп J1.C., Ипп С. Л., Лазаренко Л. А., Система распространения агрознаний информационно-консультативными службами // Техника и оборудование для села 2000- № 1. С. 28−30.
  37. Козенко 3., Беляков А., Информационно-консультативная служба в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства 2001 — № 6. С. 27
  38. В .В. Влияние информационно-консультативной службы АПК региона на изменение роли его органов власти и управления // Информационный бюллетень Минсельхоза России 1999- №№ 5−6- С. 41−47.
  39. В.В. Выбор организационно-правовой формы региональной ИКС // Информационный бюллетень Минсельхоза России.-2000.-№№ 5−6.-С. 61−63.
  40. В.В. Объекты и предмет консультационной деятельности // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 2002 № 4 — С. 4449.
  41. В.В. Перспективы развития информационно-консультационной службы АПК России с позиций региона // Информационный бюллетень Минсельхоза России 1999 — №№ 11−12 — С. 49−52.
  42. В.В. Результаты независимой оценки деятельности Нижегородской консультационной службы АПК // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2000 — №№ 9−10.- С. 41−46.
  43. В.В. Создание и организация деятельности информационно-консультационной службы АПК (На примере Нижегородской области).-М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000 381 с.
  44. В.В. Сущность и основные принципы организации сельскохозяйственного центра // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 2002.-№ 1.-С. 41−46.
  45. В.В., Кондратьева Н. Е., Горяйнов Д. Н. Нижегородская консультационная служба АПК первые итоги введения платных услуг // Информационный бюллетень Минсельхоза России — 2000.- №№ 7−8 — С. 48−51.
  46. В.В., Маковецкий В. В. Проблемы кадрового обеспечения информационно-консультационных служб России и пути их решения // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2002 — № 7 — С. 40−42.
  47. Колотов J1.C. Опыт работы региональных информационно-консультационных служб по расширению информационных ресурсов // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 2001.— № 10.-С.33−36.
  48. JI.C., Крупский И. В. Обзор межрегиональной конференции «Опыт создания и работы информационно-консультационной службы АПК в современной России» // Информационный бюллетень Минсельхоза России 1999.- №№ 3−4 — С. 42−45.
  49. Концепция развития информационно-консультационной службы АПК России.- М.: АМБ-агро, 1998.
  50. Концепция развития системы рыночной информации в АПК М.: АМБ-агро, 1998.
  51. В.М. Формы и модели информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей // Информационный бюллетень Минсельхоза России- 1999 №№ 7−8.- С. 39−45.
  52. B.C. Опыт создания информационных систем в агропромышленном комплексе Республики Беларусь для маркетинговой, консультационной и других видов деятельности // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2000 — №№ 3−4 — С. 54−56.
  53. И.Г. Опыт и проблемы функционирования ИКС Краснодарского края // Информационный бюллетень Минсельхоза России.-- 1999.-№№ 1−2,-С. 36−37.
  54. В.В. Сельскохозяйственные консультационные службы в Англии и Уэльсе // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 1998.-№№ 5−6.-С. 51−54.
  55. В.В. Сельскохозяйственная служба «Экстеншн» в США // Информационный бюллетень Минсельхоза России 1997 — №№ 7−8.-С. 51−53.
  56. В.В., Платонова М. А., Рассохина О. А. Механизм обратной связи в деятельности Центра обучения кадров информационно-консультационной службы АПК Российской Федерации // Информационный бюллетень Минсельхоза России- 1999.- №№ 1−2 С. 41−45.
  57. И.Р. Опыт работы информационно-консультационной службы Республики Бурятия по организации учета и отчетности // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2002-№ 8, — С. 34−39.
  58. А.С., Колотов JI.C. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров для АПК // Информационный бюллетень Минсельхоза России 1999.-№№ 11−12-С. 55−59.
  59. Методика нормирования работ в информационно-консультационной службе АПК России М.: АМБ-агро, 1998 — 11 с.
  60. И.М. Агропромышленный комплекс: реформа. Грядет новый передел собственности // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 2000- №№ 9−10 С. 50−52.
  61. И.М. Вопросы инновационного обеспечения АПК Ленинградской области // Информационный бюллетень Минсельхоза России.-2001.-№ 9.-С. 34−37.
  62. И.М. Конъюнктура рынка услуг и планирование деятельности ИКС // Информационный бюллетень Минсельхоза России-2000.- №№ 7−8.-С. 51−54.
  63. И.М. Опыт работы ИКС Ленинградской области // Информационный бюллетень Минсельхоза России 1999 — №№ 11−12 — С. 45−49.
  64. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX в.в.).- М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.-574 с.
  65. Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы АПК России М.: Росинформагротех, 2000— 239 с.
  66. Основные направления агропродовольственной политики правительства на 2001−2010 годы.- М.: Центр стратегических разработок.
  67. Основы организации и функционирования информационно-консультационной службы в АПК / Под ред. В. М. Кошелева. Учебное пособие.- М.: МСХА, 1999.- 268 с.
  68. Особенности налогообложения предприятий и организаций АПК, занимающихся сельскохозяйственным производством. СКЦ- Нижний Новгород., 1999.
  69. И.В. Обзор опыта по реструктуризации задолженности сельскохозяйственных организаций в Пензенской области // Информационный бюллетень Минсельхоза России 1999 — №№ 11−12 — С. 52−55.
  70. И.В., Бурлаков А. В., Юняева P.P., Разуваев С. А. Современные критерии оценки эффективности сельскохозяйственных предприятий // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 1999-№№ 9−10.-С. 32−36.
  71. И.В., Юняева P.P., Бурлаков А. В., Разуваев С. А. Современные критерии оценки эффективности сельскохозяйственных предприятий // Информационный бюллетень Минсельхоза России 2000-№№ 1−2.-С. 32−36.
  72. Пирумова JL, Соколова Ж. Информационные ресурсы ЦНСХБ. Реферативная база данных по опыту ИКС в АПК зарубежных стран. Ч. З. Помощь ИКС // Информационный бюллетень Минсельхоза России 1999-№№ 7−8.-С. 50−53.
  73. Положение о районном информационно-консультационном центре (Р-Н.ИКЦ).- М.: АМБ-агро, 1998.- 12 с.
  74. Положение о региональном информационно-консультационном центре (РИКЦ).-М.: АМБ-агро, 1998.- 10 с.
  75. Положение об учебно-методическом совете информационно-консультационной службы АПК России М.: АМБ-агро, 1998 — 4 с.
  76. В.Е. Интерактивные обучающие программы: новые возможности в работе информационно-консультационных служб // Информационный бюллетень Минсельхоза России 1999 — №№ 3−4.- С. 38−42.
  77. Пособие для консультантов информационно-консультационных служб- Сергиев Посад.: ВАКЗО НП Центр Гражданских Инициатив-Агроинициатива, 1999- 144 с.
  78. Рекомендации о порядке образования и использования имущества информационно-консультационных служб (ИКС) АПК- М.: АМБ-агро, 1998.-5 с.
  79. О.А. Организация передачи опыта и стажировки специалистов ИКС на базе Нижегородской информационно-консультационной службы АПК // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 2000.- №№ 9−10.- С. 46−49.
  80. .А. Информационно-консультационная служба в АПК /тезисы лекций/ М.: НПЦГИ — АГРО, 1999.- 67 е.
  81. .А., Нерсесян Н. В. Работа районных информационно-консультационных служб // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 1999.- №№ 7−8.- С. 48−50.
  82. Самоучитель сельского предпринимателя- М.: Мобилцентр «И.К.С.».- 2000.- 154 с.
  83. И.С. Роль аграрной науки в информационном обеспечении информационно-консультационной службы АПК // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 2000.- №№ 5−6 — С. 64−68.
  84. И.С., Веселовский М. Я. Информационно-консультационная служба АПК // Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы-М., 2001. С. 412−414.
  85. Сборник нормативно-методических материалов по развитию и деятельности информационно-консультационной службы АПК- М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001.- 86 с.
  86. В.Ф., Помогаев В. М. Региональная инфраструктура информационно-консультационных услуг Омск.- 2001.- 118 с.
  87. А.И. Применение методики расчетов валового дохода (Gross Margin) в работе ИКС // Информационный бюллетень Минсельхоза России, — 1998.- №№ 1−2.-С. 41−42.
  88. А.И. Система консультационной службы в сельском хозяйстве Германии // Информационный бюллетень Минсельхоза России.-1997.-№№ 7−8.-С. 49−51.
  89. Е.К. Информационно-консультационная служба по сельскому хозяйству как инструмент политики развития сельского хозяйства и сельских районов // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 2000.- №№ 5−6.- С. 68−74.
  90. В. Информационно-консультационная служба краевого АПК // Экономика, управление 2000 — № 10. С. 29−36.
  91. А.В. Избранные произведения М.: Московский рабочий, 1989.-368 с.
  92. А.В. Основные идеи и методы работы Общественной агрономии-М., 1922 135 с.
  93. A.W. Van Den Ban. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства // Информационный бюллетень Минсельхоза России.- 1998.- №№ 5−6.- С. 39−42.
  94. A.W. Van Den Ban. Формы и методы работы информационно-консультационной службы в России // Материалы конференции по ИКС-М., 1998.
  95. A.W. Van Den Ban, Кошелев В. М. Информационно-консультационная служба АПК и ее связь с организациями сельских товаропроизводителей // Информационный бюллетень Минсельхоза России, — 1998.- №№ 9−10, — С. 40−44.
Заполнить форму текущей работой