Государственное управление структурными преобразованиями сферой таможенного регулирования в условиях активизации российской внешнеэкономической деятельности
Принцип комплексного подхода и детализации государственной политики, направленной на реформирование в сфере таможенного регулирования можно реализовать только в рамках сложной модели. При этом конкретные мероприятия и процедуры объединяются в направления политики, которые в совокупности образуют целостную систему. Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы организации управляемой системы таможенного регулирования ВЭД
- 1. 1. Теоретические основы формирования государственного регулирования в сфере таможенного дела
- 1. 2. Зарубежный опыт таможенно — тарифного регулирования
- 1. 3. Международные организации как неотъемлемый элемент при формировании современной системы таможенного регулирования
- Глава 2. Концептуальные основы реформирования системы государственного регулирования в сфере таможенного дела России
- 2. 1. Исторический анализ состояния проблемы государственного регулирования в сфере таможенного дела России
- 2. 2. Направления решения актуальных проблем таможенного регулирования ВЭД
- 2. 3. Методологические подходы к изменению законодательной базы в интересах развития сбалансированной экономики в условиях управляемого таможенного регулирования
- Глава 3. Организационно-экономические аспекты реализации функций государственного управления структурными преобразованиями в сфере таможенного регулирования
- 3. 1. Направления государственной политики преобразований в сфере таможенного регулирования
- 3. 2. Система мероприятий реализации государственной концепции управления преобразованиями в сфере таможенного регулирования и их специфика
- 3. 3. Административные преобразования как элемент общей программы преобразований и условие ее эффективной реализации
Государственное управление структурными преобразованиями сферой таможенного регулирования в условиях активизации российской внешнеэкономической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному регулированию — одному из базовых институтов экономики. Термин «таможенное регулирование» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Закономерный процесс интеграции и интернационализации мирового хозяйства требует нового уровня таможенного регулирования многосторонних экономических взаимоотношений. На современном этапе развития мирового хозяйства ни одна страна не способна развиваться изолированно. Усиление интеграционных процессов объясняется возросшей взаимозависимостью экономик отдельных стран. В связи с этим актуальной становится проблема участия и степени включенности России в процессы внешнеэкономического воздействия стран, определения той роли, которую она будет играть в мировом сообществе.
В России ведется непрерывная работа по совершенствованию таможенного законодательства, проводится административная реформа, существенно расширились связи России по таможенному сотрудничеству со странами ближнего и дальнего зарубежья. Однако на современном этапе развития мировой экономики происходит быстрое расширение экономических отношений, углубление интеграционных процессов, расширение форм и методов сотрудничества. Эти процессы требуют адекватного уровня развития таможенного дела.
Цель и задачи исследования
Основной задачей настоящей работы является выработка рекомендаций в отношении государственного управления проведением процедур преобразования сферой таможенного регулирования в условиях расширения масштабов внешнеэкономической деятельности.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач: проведение исторического анализа развития таможенной системы с целью выявления ее современных особенностей и тенденций развитияисследование международного опыта регулирования в сфере таможенного дела и опыта зарубежных стран в данной отрасливыявление актуальных проблем сегодняшней таможенной системы.
Россииформирование направлений государственной политики и государственных мероприятий по совершенствованию функционирующей системы таможенного регулированияразработка системы мероприятий реализации государственных реформ, направленных на повышение эффективности таможенного регулирования России.
Объект исследования является механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В качестве предмета исследования выступает система мероприятий государственного управления преобразованиями в сфере таможенного регулирования, обусловленными динамичным ростом масштабов внешнеэкономической деятельности и развития процессов интеграции и глобализации.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили опубликованные научные труды отечественных и зарубежных экономистов, данные, опубликованные в научной литературе и в периодической печати. В исследовании используются методы исторического, институционального, статистического анализа, экспертные оценки специалистов, системный анализ.
Эмпирическую базу составили статистические данные и аналитические документы (справочники, программы, статистические отчеты), а также материалы международных конгрессов и конференций, посвященных проблемам регулирования внешнеэкономической деятельности.
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том, что ее выводы могут быть использованы при разработке стратегических программ развития и реформирования таможенной системы России.
Кроме того, материалы, содержащиеся в работе, могут послужить базой для более углубленных и детальных научных исследований, а так же при чтении лекционных курсов по дисциплинами: «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Таможенное дело».
Научная новизна работы заключается в проведении комплексного исследования по проблеме реформирования таможенной системы России, с целью создания механизма, отвечающего требованиям современной экономики. В качестве элементов новизны выступают: исследование эволюции таможенного законодательства с целью выявления его недостатков, их причин и направлений корректировкианализ нового Таможенного кодекса с позиций соответствия его международным требованиям и перспектив эффективного использованияразработка на основании комплекса мероприятий по совершенствованию системы таможенного регулирования ряда направлений государственной политики преобразования сферы таможенного регулированияиспользование в качестве одного из критериев разработки направлений реформ специфики мирохозяйственных связей России и перспективных направлений их развития.
К результатам, полученным лично автором, в ходе исследования относятся: выявление приоритетных направлений развития мирохозяйственных связей России с целью внесения их в концепцию преобразований таможенного регулированиясинхронизация принципов административной реформы и основных элементов реформирования сферы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельностивыработка системы мероприятий государственных преобразований в сфере таможенного регулирования, объединяющей в севе как направления политики, так и конкретные мероприятияописание направлений, принципов и мероприятий административных преобразований, направленных на формирование механизма управления как таможенной службой, так и процессами преобразований.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были изложены в ходе научно-практических конференций и семинаров, а так же опубликованы в ряде статей.
Выводы, полученные по разделам, позволяют сформулировать выводы по главе в целом: таможенное регулирование является одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельностисуществующая на сегодняшний день в России система таможенного регулирования значительно уступает в своем развитии таможенным системам развитых страннепременным условием интеграции России в мировое экономическое сообщества в качестве одной из ведущих держав является глубокая реформа системы таможенного регулирования и как ее следствие участие в основных международных организациях в роли полноправного члена.
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ.
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА.
2.1. Исторический анализ состояния проблемы государственного регулирования в сфере таможенного дела.
Сегодняшнее состояние таможенной системы России является следствием длительного и сложного процесса развития таможенных органов. Лишь по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили в дальнейшем ядро российской таможенной службы.
Издавна существовало правило взимать мыт или мыто — сбор за провоз товаров через заставы. Завоевание русских земель татаро-монгольскими племенами привело к укоренению в русском языке слова «тамга», означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на имуществе, принадлежавшем определенному роду. От слова «тамга» был образован глагол «таможить», т. е. облагать товар пошлиной, а место, где товар «тамжили» стало называться таможней1.
Со временем совершенствовалась организация таможенного дела в России. Управление таможенными сборами с 1718 г. начало осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Правительство Петра I для того, чтобы обеспечить проведение таможенных мероприятий, укрепляло государственные границы, на западе их охраняли регулярные войска. В 1754 году была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявшая границу на Украине и в Лифляндии, а позднее в дополнение к ней — казачья и.
1 Таможенное дело: словарь — справочник / А. В. Аграшенков, Н. М. Блинов, С. Н. Гамидулаев и др. -СПб.: Логос, 1994. таможенная стража, состоявшая из таможенных объездчиков. В 1782 году Екатерина II учредила пограничную таможенную стражу для отвращения набегов на западной границе1. В 1819 году был принят таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов. В 1827 году по Положению об устройстве пограничной таможенной стражи, последняя была сведена в особые части бригады, полубригады и роты, которые делились н отряды, а иногда на подвижные колонны. Систему таможенных органов середины 19 века можно представить по Таможенному уставу. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе — по границе России с Финляндией. В 1860 году был учрежден Государственный банк, в 1862 году единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 году подчиненный Министерству финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов2.
31 декабря 1910 года был утвержден Таможенный устав, который был обнародован 1 марта 1911 года. Данный устав внес изменения в таможенную систему того времени. Этим уставом детализировались процессуальные вопросы разбирательства, обжалования и исполнения дел о контрабанде. Таможенную систему России 1910 года возглавлял Департамент таможенных сборов при Министерстве финансов, далее шли окружные и участковые таможенные управления и таможенные учреждения (таможни, таможенные заставы, таможенные посты и переходные пункты). Таким образом, к началу XX века таможенные учреждения представляли следующую систему.
1 Марков JI.H. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987.
2 Моргалин С. Программная служба в России в ХУЛ в.// Пограничник, 1944, № 5.
Революционные события 1917 года вызвали расслоение в среде таможенных чиновников. Этому способствовало бедственное положение служащих, эвакуированных из западных таможен и оставленных без помощи Временным правительством. Военно-революционный комитет принял временные меры по закрытию границ республики. Затем последовали неотложные мероприятия по защите советской власти от проникновения в страну «всякого рода имущества, могущего повредить интересам молодого государства и по охране национального достояния от разбазаривания устремившимися за границу эксплуататорами». 29 декабря 1917 года В. И. Ленин подписал декрет СНК «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров», согласно которому в деятельности таможенных органов первостепенное значение стали иметь контрольные функции за ввозом товаров. 29 мая 1918 года Ленин подписал декрет «О разграничении прав центральной и местных властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений». СНК РСФСР постановил, что обложения таможенной пошлиной с другими сборами товаров, провозимых через границу, принадлежит исключительно центральной государственной власти. Таможенные учреждения являются органами центральной Советской власти и управляются непосредственно Комиссариатом финансов по департаменту таможенных сборов1.
В связи с активизацией торговых связей РСФСР остро встает вопрос о регламентации процесса таможенного оформления пропуска внешнеторговых грузов через границу. И 12 ноября 1920 года Ленин подписал декрет СНК «О порядке приема хранения, отпуска импортных, экспортных товаров», который вскоре стал основой для Таможенного Устава 1924 года. Декрет СНК от 31 марта 1922 года касался организационных вопросов таможенной системы. Этим декретом было утверждено временное положение о местных таможенных учреждениях, согласно которому НКВТ и НКФ согласовывают перечень.
1 Набричидзе Б. Н., Полетаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве //Государство и право, 1992, № 10. таможенных округов, начальники которых подчинены исключительно НКВТ. В жизнь проводилась задача укомплектования аппарата таможен рабочими от станка, повышения квалификации сотрудников местных таможенных учреждений путем систематических инструкторских объездов проверок на местах опытными сотрудниками таможенных органов. 14 декабря 1924 года был утвержден Таможенный Устав СССР. Данным уставом устанавливалось, что управление таможенных делом в СССР принадлежит Наркомату внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенное управление и иные учреждения и через состоявший при НКВП Таможенно-тарифный комитет. Кроме того, в союзных республиках непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений возлагалось на уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик, которые могут быть вносить представления об учреждении распоряжением НКВТ отделений Главного таможенного управления в союзных республиках. 19 декабря 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР, просуществовавший с некоторыми изменениями почти 36 лет1.
Во время Великой Отечественной войны деятельность многих таможен была прекращена или прервана. После Великой Отечественной войны работа советских таможен была подчинена главной задаче — восстановление народного хозяйства.
В 1964 году был принят Таможенный кодекс СССР, который подтвердил, что управление таможенным делом в СССР относится к ведению Министерства внешней торговли и осуществляется через входящее в его состав Главное Таможенное управление. Таможенные учреждения стали осуществлять контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и совершать таможенные операции, вести борьбу с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Важной правовой основой для деятельности таможенных учреждений СССР явился принятый 24 ноября 1982 г. закон «О государственной границе СССР». Этот закон неоднократно подчеркивал роль.
1 Развитие таможенного дела в России / под ред. П. В. Дробенко. —М.: РИО РТА, 1995. таможенных учреждений и закрепил их участие и взаимодействие с пограничными войсками в охране границы. Реформой таможенного дела в СССР явилось создание в 1986 году Главного управления государственного таможенного контроля. Оно учреждалось как самостоятельный орган государственного управления и приобрело статус союзного ведомства. Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловил в 1987;1990 гг. значительный рост количества местных таможенных учреждений. Принятый в 1991 г. Таможенный кодекс легализовал фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов1.
Становление таможенной службы Российской Федерации неотъемлемая составная часть формирования атрибутов российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой и организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О Государственном таможенном комитете РСФСР». Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.
Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и становления российской таможенной службы (1991 — 1993 гг.). От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не.
1 Ноздрачев А. Таможенные органы Российской Федерации // Право и экономика., 1997,№ 1720. оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение системы таможенных органов России пришлось начинать прежде всего с разработки новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Потребности становления рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 — 1995 гг., разработанной ГТК. Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела.
Намеченная программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали как динамичный рост сети таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее состава (рисунок 3). Особенно результативными в этом плане были 1992 — 1993 гг. Значительно более разветвленной стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. В течение 1992;1994гг. были созданы и развернули свою работу еще 10 региональных таможенных управлений: Северо-Кавказское.
Ростов-на-Дону), Восточно-Сибирское (Иркутск), Западно-Сибирское (Новосибирск), Московское (Москва), Калининградское (Калининград), Уральское (Екатеринбург), Поволжское (Нижний Новгород), Татарское (Казань), Дагестанское (Махачкала), Западное (Москва).
Новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.). В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. неденоминированных рублей.
600 500 400 300 200 100 0.
J2JA.
101 Ю".
81 >¦ J.
12 шг.
14-! J.
Региональные управления.
ЕЗ Таможни.
Таможенные посты.
1991 1992 1993 1994.
Рисунок 3. Динамика развития таможенных органов в 1991;1994 годах.
Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики и таможенного дела.
В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) — ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств — участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами.
ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ в таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур. Таможенный кодекс содержал положения об атрибутах и символах таможенной службы, утверждаемых на государственном уровне.
Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 1997 г. На 1 января 2000 г. его численность составила 56 613 человек. 1999 год для таможенной службы отмечен реализацией значительных организационных и управленческих решений. Осуществлена кардинальная реорганизация структуры ГТК России. Его разросшиеся структурные подразделения были объединены в семь блоков: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составили новые звенья в структуре.
ГТК — Главные управления, в которые перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы. Эти меры позволили повысить статус структурных подразделений ГТК, непосредственно влияющих на собираемость таможенных платежей, повышение эффективности таможенного контроля и усиление борьбы с экономическими преступлениями. Была укреплена вся вертикаль управления. Повысилась роль ГТК России в совершенствовании и реализации таможенной политики.
В 2000 г. внешнеторговый оборот России по сравнению с 1999 г. увеличился на 32 процента и составил почти 137 млрд. долларов США. Экспорт вырос на 42 процента (до 103 млрд. долларов США). Таможенные органы собрали и перечислили в бюджет почти 359 млрд руб. Если в 1999 г. каждый таможенник в среднем обеспечивал перечисление в бюджет 3,3 млн руб., то в.
2000 г. — 6,5 млн руб. Основные усилия таможенных органов были сосредоточены на том, чтобы выявить и перекрыть существовавшие каналы ухода от уплаты таможенных платежей или уплаты их не в полном объеме.
В 1999 г. была разработана «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999 — 2000 гг. по развитию и укреплению сотрудничества с зарубежными таможенными службами и международными организациями». Особенность этой программы в том, что она нацелена на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. Сделан заметный шаг в сторону либерализации таможенно-тарифной политики России. В качестве приоритетной задачи рассматривается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Осуществляя таможенную реформу, ГТК России разработал и утвердил Целевую программу развития таможенной службы Российской Федерации на.
2001 — 2003 годы. Основное звено реализации этой программыкомпьютеризация и автоматизация таможенных технологий, оснащение таможенных органов современными средствами передачи данных, информационного взаимодействия со смежными службами. В связи с этим ГТК сосредоточил усилия Главного научно-информационного вычислительного центра на создании комплексного проекта развития Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов. Она предусматривает сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности и обеспечивает централизованное управление процессом таможенного оформления и контроля, принятие управленческих решений и оперативное доведение их до исполнителей по всей вертикали «сверху вниз». Такая система позволяет внедрить технологии сквозного контроля и управления «рисками», эффективно использовать современные информационные технологии, материальные и людские ресурсы. Она включает применение WEB-технологий — новейших информационных технологий мирового уровня. Приказом ГТК России от 8 июня 2000 года был утвержден «План мероприятий по организации внедрения в опытную эксплуатацию системы комплексной автоматизации таможенной деятельности „АИСТ-РТ21“ в регионе деятельности Московского таможенного управления». ГТК России и территориальные таможенные органы заметно активизировали свою информационную деятельность. Этому способствовало создание пресс-службы ГТК России, а также предприятия «Ростаможинформ». Они обеспечивают выпуск официальных изданий ГТК России («Таможенный тариф Российской Федерации», газета «Таможня», бюллетени «Таможенные ведомости», «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации»),.
В настоящее время система «АИСТ-РТ21» успешно эксплуатируется в ряде таможенных органов ЦТУ, а в течение 2001 года планируется ее дальнейшее поэтапное внедрение и в другие РТУ. Базой внедрения таких технологий должны стать Центры таможенного оформления, в которые будут трансформироваться таможенные посты, осуществляющие фактический контроль в местах таможенного оформления, доставки и хранения товаров. Неотъемлемой составной частью совершенствования таможенного администрирования является структурная реорганизация всей таможенной системы.
Административная реформа, осуществляемая в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 г. потребовала изменений и в системе таможенных органов. Вызвано это, прежде всего учреждением института полномочных представителей Президента Российской Федерации и созданием в стране семи федеральных округов. В связи с этим 13 региональных таможенных управлений были реорганизованы в 7 управлений, действующих на территориях федеральных округов. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507).
Очевидно, что проведенные мероприятия явно недостаточны. Необходима не просто реорганизация, а комплексная политика, направленная на формирование механизмов функционирования таможенной системы, отвечающей современным требованиям. Особенно данная проблема актуальна в условиях увеличения внешнеторгового оборота России (таблицы 4,5) и роста интеграции страны в мировое хозяйство.
Таможенное регулирование в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества. Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а таюке порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Кроме того, таможенная политика — это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и управлять ввозом импортных товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подводя итоги проведенного исследования полученные результаты позволяют сформулировать нам основные положения и выводы работы.
1. Таможенное регулирование является одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенное регулирование в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества. Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
2. Существующая на сегодняшний день в России система таможенного регулирования значительно уступает в своем развитии таможенным системам развитых стран. За последнее десятилетие таможенные службы зарубежных государств накопили огромный позитивный опыт модернизации и развития таможенно-тарифного регулирования. Этот опыт сконцентрирован в национальных законах и практике их применения, в международных договоренностях различного уровня, «архитектуре» таможенных тарифов, наконец, в организации и технике применения таможенных тарифов. На этом уровне организации, требований и практики современные таможенные службы добились значительного ускорения движения грузов через таможни, сократили издержки обращения во внешней торговле и, в конечном итоге, подняли конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров товаров и услуг. Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможни.
3. Непременным условием интеграции России в мировое экономическое сообщества в качестве одной из ведущих держав является глубокая реформа системы таможенного регулирования и как ее следствие участие в основных международных организациях в роли полноправного члена. В этих условиях анализ зарубежного опыта и его применение в практике российской таможенной службы имеет первостепенное значение. Однако, проблема использования иностранного правового и административного опыта получила новое измерение с момента начала переговоров России о присоединении к ВТО.
4. Таможенная политика является важнейшим инструментом регулирования ВЭД, при этом являясь сложным комплексом методов и инструментов, требующим постоянного совершенствования и нуждающимся в грамотном руководстве.
5. Анализ актуальных проблем таможенного регулирования показал, что политика модернизации управления таможенной системы должна включать в себя три компонента: модернизацию законодательства, внедрение прогрессивных методов организации и управления, раскрытие кадрового потенциала. Таможенные правила должны быть написаны четко и ясно в целях избежания произвольного толкования. Процесс разработки таможенных правил должен проходить в условиях гласности и предусматривать возможность участия общественности. Разработанные таким образом правила и надлежащие инструкции по их выполнению должны быть наиболее эффективным образом доведены до всех таможенных органов и общественности с заблаговременным уведомлением о введении соответствующих новых или пересмотренных правил. Новые правила должны повсеместно применяться, последовательно и единообразно. Гласность, ясность и единообразие способствуют добровольному исполнению не только четкостью указаний и ориентиров поведения всех сторон, но и вызывают уважение и доверие к таможенной системе и ее должностным лицам. По мере роста объемов торговли и повсеместного использования информационных систем возникает необходимость использовать в работе таможенной службы автоматизированные и электронные средства. Процессы автоматизации непременно должны сопровождаться организационными и структурными преобразованиями. По мере внедрения более современных форм организации работы таможенников с использованием средств информатики будет сокращаться время таможенного оформления, что также будет способствовать более эффективному и единообразному соблюдению таможенных правил повсеместно. И, наконец, хорошо подготовленные и должным образом оплачиваемые кадры, получающие работу на условиях конкурсного отбора и находящиеся в поле зрения внутренней системы контроля профессиональной этики, также обеспечивают более уверенное и последовательное выполнение таможенных правил.
6. Важнейшей проблемой российского таможенного регулирования является громоздкая, сложная и устаревшая нормативная база, а шаги же предпринимаемые в этом направлении явно недостаточны. Работе в данном направлении государственные органы должны уделять больше внимания, при этом грамотно просчитывая каждый шаг на пути интеграции в мировую хозяйственную систему. В большинстве стран мира правовое обеспечение таможенно-тарифного регулирования было решительно пересмотрено и модернизировано в сторону создания более простых, ясных и четко работающих законов, а также в сторону их сближения с рекомендациями, нормами и положениями международных соглашений, конвенций и других межгосударственных договоренностей. В течение ряда лет происходит своеобразная международная унификация правовых, административных, организационно-технических систем таможенного регулирования. Интенсивное развитие международной торговли в последние десятилетия во многом стало возможным в силу того, что национальные таможенные системы подавляющего большинства стран мира формировались вокруг близких, во многом общих, правовых и организационных норм и правил. В международном плане эта правовая совместимость была достигнута благодаря созданию целой системы многосторонних межгосударственных соглашений и договоренностей.
7. Принцип комплексного подхода и детализации государственной политики, направленной на реформирование в сфере таможенного регулирования можно реализовать только в рамках сложной модели. При этом конкретные мероприятия и процедуры объединяются в направления политики, которые в совокупности образуют целостную систему. Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями. Ключевым звеном в этой работе является переход на новую систему организации таможенного контроля и таможенного оформления, применение которой позволит снизить затраты времени на проведение таможенного контроля, повысить его эффективность и осуществлять максимально быстро таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Работа в этом направлении будет вестись на основе принципов, предусмотренных в концепции управления рисками. Основой Системы являются порядок и условия проведения таможенного оформления и таможенного контроля, которые должны быть максимально понятными и «прозрачными», иметь единое информационное пространство, эффективное информационно-техническое обеспечение, правоохранительную поддержку.
8. При реализации политики таможенного регулирования нельзя не учитывать обозначенные тенденции. Механизм реализации функций таможенной системы непременно должен учитывать приоритеты интеграции России в мировое хозяйство. Только таким образом может проводиться политика стимулирования экспорта и защиты национальных интересов России.
9. Последовательность и методичность реформ может быть достигнута в рамках четкого алгоритма управления процессами преобразований. Важнейшим элементом модернизации системы государственного управления является реформирование административной системы, и прежде всего, исполнительной власти. Радикальные изменения в экономической системе, произошедшие в России за последнее десятилетие, привели к трансформации и разрушению старых, созданию новых экономических институтов. В то же время, принципы принятия решений, механизмы и структура исполнительной власти не претерпели значительных изменений. На сегодняшний день это стало одним из основных тормозов на пути эффективного функционирования экономики и построения гражданского общества. Данный момент особенно актуален для реализации предложений настоящей работы. В рамках реализуемой концепции происходят преобразования в сфере управления таможенными органами. Кроме того, в условиях существующей практики администрирования следует выработать разумный алгоритм проведения в жизнь намеченных преобразований.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 2003.
- Таможенный кодекс Российской Федерации // Ведомости народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 31.
- Таможенный кодекс Российской Федерации (новая редакция). М.: Проспект, 2004.
- Таможенный кодекс Союза ССР. — М.: Юрид. лит., 1973.
- Федеральный закон «О таможенном тарифе» // Ведомости народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 23.
- Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Российская газета, 1995, 24 октября.
- Федеральный закон «О прохождении службы в Таможенных органах» // Российская газета, 1997, 31 июля.
- Положение о Государственном Таможенном комитете // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27.
- Общее положение о региональном таможенном управлении Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27.
- Общее положение о таможне Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27.
- Общее положение о таможенном посте Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27.
- Габричидзе Б.Н., Черниховский А. Г. Таможенное право. М.: Издательство «Данилов и К»., 2004.1. Монографии и статьи
- Авдашева С. Б., Астапович А. 3. и др. Обзор экономической политики России за 2001 г. М.: ТЕИС, 2002.
- Н.Аксенов В. Интеграционное противоборство.// Независимая газета, 2001, № 54.
- Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь, 1993,32.
- Архипов А.Ю. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов в условиях глобализации // Экономический вестник ростовского государственного университета, 2003, № 3.
- Ашурков О. Роль таможенных органов России в охране интеллектуальной собственности//Интеллектуальная собственность, 2002, № 4.
- Балацкий Е., Евсеев В. Перспективные направления роста внешнеэкономической активности России // Экономист, 2002, № 2.
- Барсукова С.Ю. Таможня и бизнес: от теневого тандема к легализации // Мир России, 2002, № 2.
- Батанин В.В. Проблемы интеграции стран с переходной экономикой в Международную торговую систему. //БИКИ, 1999, № 16
- Борко Ю. Европейский союз: углубление и расширение интеграции //МЭиМО, 2000, № 8.
- Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала. // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, № 3.
- Вахромеев А.В. Национальная безопасность (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания, 2001. № 1, № 2, № 3.
- Волосатов В.В., Жабко JI.C. Проблемы вхождения России в ВТО.// Экономист, 2003, № 2.
- Габричидзе Б.Н. Современная Россия обретает таможню // Российская газета, 02.11.1991.
- Габричидзе Б.Н., Суслов Н. А. Таможенные органы Российской Федерации: правовой статус и пути его совершенствования // Государство и право, 1995, № 3.
- Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны- альтернативный реформационный курс. РЭЖ, 1997. № 1−2
- Глазьев С.Ю. Очередной установочный документ прежнего реформационного курса // Российский экономический журнал, 2002. № 4.
- Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран // Внешняя торговля, 1996, № 4−6.
- Европа предлагает сырьевой путь. // Российская бизнес-газета, 2004,24.31.3агладин Н. «Новый мировой беспорядок» и внешняя политика России // Мировая экономика и междунар. отношения, 2000, № 1.
- Зотова Н., Гусаков Н. Современные проблемы национальной безопасности // Национальная безопасность, 2001, № 8−9.
- Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине XX века // Вопросы экономики, 1997, N10.
- Илларионов А. Экономическая свобода и благосостояние народов // Вопросы экономики, 2000, № 4.
- Кивилери У. Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации России // Вопросы экономики, 1997, № 8.
- Киотский протокол: торопиться не надо. // Время новостей, 31.52 004.
- Козик Л. «Проходой балл».//ДЕЛО. ВОСТОК+ЗАПАД, 2001, № 10
- Косачев К., Никонов В. Внешняя политика России: тезисы к стратегии. // Стратегия России, 2004, № 4.
- Кормнов Ю. Оценка внешнеэкономических связей России // Экономист, 2002, № 4.
- Кудров В.М. Современная мировая экономика и Россия // Вопросы Экономики, 2003, № 3.
- Кузнецов В. Что такое глобализация // Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 3.
- Кучуков Р., Савка А. Некоторые особенности процессов глобализации // Экономист, 2003, № 5.
- Лисов А., Пресняков В. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России: цели и пути решения // Внешняя торговля, 1997, № 4−6.
- Моргалин С. Программная служба в России в XVII в.// Пограничник, 1944, № 5.
- Набричидзе Б.Н., Полетаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве // Государство и право, 1992, № 10.
- Некипелов А.Д. Влияние глобализации на реаллокацию ресурсов в переходных экономиках // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 2.
- Новожилова Е.С. Что сулит ВТО.//НЭГ, 2000, № 16.
- Ноздрачев А. Таможенные органы Российской Федерации // Право и экономика., 1997, № 17−20.
- Осипов А.Н. Стратегия управления внешнеэкономической деятельностью региона в новых условиях хозяйствования // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М., 1999. — Ч. 2.
- Пахомов А. Всемирная торговая организация // Мировая экономика и мировые отношения, 1997, № 7.
- Пахомов А. А. Тарифные переговоры в рамках присоединения России к ВТО//. Внешняя торговля, 2000, № 2.
- Рубченко М. Не акт, а процесс.//"Эксперт", 2001, № 14
- Рыбакова Т. Иностранцев допустят к российскому госзаказу. // «Известия», 12.05.2004.
- Сотников А. Обустройство таможенного союза России и Беларуси как условие создания союзного государства// Общество и экономика, 2001,№ 5.
- Тайгунов А. Как вступают в ГАТТ // Внешняя торговля, 1990, № 6.
- Терентьев Н.Е. Перспективы интеграции России в мировой рынок.// Вызовы эпохи: Россия в поиске оптимальных решений: Научные труды ИМПЭ им. А. С. Грибоедова: Выпуск 2003 г. М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 2003.
- Федоренко Н., Шагалов Г. Эффективность включения России в международное разделение труда (методология вопроса)//Вопросы экономики, 2002, № 7.
- Филиппенко С.В. Экономические и административные методы регулирования в открытой экономике // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М., 1999,—4.2.
- Фридкин Л. Вступление в ВТО: 3-й раунд.//НЭГ, 2001, № 22
- Чернышев С.В. «Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ», Сборник научных трудов, Всесоюзный Научно-исследовательский Конъюнктурный Институт, М. 1991.
- Чистосердов А.В. Присоединение России к ВТО: ожидаемые выгоды и возмоясные издержки // Экономическая наука современнной России, 2001, № 2.
- Шепенко Р. Антидемпинговый процесс и применение антидемпинговых пошлин в ЕС // Внешняя торговля, 1997, № 4, 5, 6.
- Шишков Ю.В. Внешнеэкономические связи в XX в. от упадка к глобализации // МЭиМО, 2001, № 8.
- Шуберт Т.Э. Некоторые аспекты эффективности системы национальной безопасности США // Право и политика, 2001, № 6.
- Шумилов В.М. Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву Всемирной торговой организации // Юрист-международник, 2003, № 4.
- I Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты.
- Абакумова О. Г. Управление внешнеэкономической деятельностью. -М.: ПРИОР, 2004.
- Артемов Н. М. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности. -М.: Из-мо МЦУПЛ, 1999.
- Арутюнян Г. В. Правовое регулирование таможенных платежей. Учебное пособие М.: Юриспруденция, 2000.
- Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2000.
- Беляшов В. А. Таможенные процедуры М.: Приор, 2004.
- Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутних. — М.: Инфра-М, 1997.
- Боровиков В. И. Денежное обращение, кредит и финансы. М.: Центр, 2002.
- Бурмистров В.Н. Актуальные проблемы международной торговли. -М.: Издательство «Весть», 2004.
- Бурмистров В. Н. Холопов К. В. Внешняя торговля Российской Федерации. М.: Юрист, 2001.
- Буров А. С. Конъюнктура мировых рынок товаров и услуг. М.: Экзамен, 2005.
- Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М.: «Консалтинг», 2000.
- Габричидзе Б.Н., Зобов B.C. Таможенная служба в Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993.
- Голованова С.В. Влияние мирового рынка нефти и нефтепродуктов на политику российских нефтяных компаний. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2001 г.
- Гравина А.А. Современное таможенное законодательство. — М.:1. ИнфраМ, 1996.
- Данильцев А. В. Международная торговля: инструменты и регулирование. М: Палеотип, 2004.
- Додонкин Ю. В., Жебелева И. А., Криштафович В. И. Таможенная экспертиза товаров. М.: Академия, 2003.
- Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003.
- Дюмулен И. И. Международная торговля услугами М.: Экономика, 2003.
- Дегтярева О.И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. -М.: Дело, 2000.86.3именков Р. И. Россия: интеграция в мировую экономику. М.: Финансы и статистика, 2003.
- Интернационализация на мезоуровне: региональные интеграционные процессы/Под ред. Акопова Е. С. и др. М.:МЭИМО, 2001.
- Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. М.: Владос, 2001.
- Карпухина Е. А. Международные стратегические альянсы. М.: Из-во «ДИС», 2005.
- Кириллова Д. А. Учебное пособие для подготовки специалистов по таможенному оформлению. М.: Из-во «Европейский дом», 2003.
- Козырин А. Н. Таможенные режимы. М.: Статус, 2000.
- Конотонов М. В. Сметанин С. И. История экономики зарубежных стран. -М.: Палеотип, 2003.
- Краснолуцкая Н. Т. Таможенный контроль. Принципы и формы. М.: Благовест — В, 2002.
- Краснолуцкая Н. Т. Товар и его декларирование. М.: Благовест-В, 2004.
- Краснолуцкая Н. Т. Платежи и налоги. М.: Благовест — В, 2004.
- Краснолуцкая Н. Т. Таможенная стоимость товара: Таможенныйальманах. М.: Благовест — В, 2004.
- Кругликов В.Ф. Таможенное дело России. М.: Автор, Юпапс, 2000.
- Кумишер И. М. Основные вопросы международной торговой политики. М.: Социум, 2002.
- Ларичев В. Д. Гильмутдинова Н. С. Таможенные преступления М.: Экзамен, 2001.
- Лодыженский К. Н. История русского таможенного тарифа . -М.: Социум, 2005.
- Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987.
- Марков Л.Н. Таможенное право СССР. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1973.
- Миляков Н. В. Таможенная пошлина. М.: М.: Финансы и статистика, 2004.
- Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможенного дела. -М.: МЦФЭР, 2005
- Журин А. Г. Основы внешнеэкономической деятельности. -М: Тирекс, 2005.
- Основы таможенной политики и особенности ценообразования во ВЭД РФ / Чибинев В. М., Очередько В. П., Чибинев A.M. М.: Ценообразование, 2000.
- Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.: ИМЭМО РАН, 2002.
- Покровская В.В. Организация и регулирование ВЭД. Учебник. -М.: Юристъ, 2000
- Петров Ю., Кудрявцева И. Практика таможенного регулирования: Учебное пособие. М: Автор, 1999.
- Пошлины, акцизы 2004: Таможенный альманах. М.: Благовест — В, 2004.
- Развитие таможенного дела в России / под ред. П. В. Дробенко. — М.: РИО РТА, 1995.
- Романова Е. В. Таможенные платежи. С-Пб.: Питер, 2005.
- Ростовский Ю. М. Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность. -М.: Экономист, 2004.
- Рубинская ЭТ. Управление внешнеэкономической деятельностью. М.: ПРИОР, 2001.
- Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Семенов К.А. Международные экономические отношения. -М.: Экономист, 1998.
- Современное состояние отношений ЕС Россия. Дискуссии. М.: ООО «Издательство и типография «Пробел-2000», 2002.
- Рубинштейн Т.Б. ВТО: Практический аспект М.: «Гелиос АРС», 2004.
- Сапир Е.В. Мировая экономика: геоэкономический подход: Учебное пособие. Ярославль.: Яросл. гос. ун-т., 2003.
- Соболевская С. Ю. Схемы налогообложения в в рамках таможенных режимов. М.: Бератор-Пресс, 2002.
- Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А. В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
- Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.
- Стровский JI. Е. Основы внешнеэкономической деятельности -М.: ЮНИТИ, 2003.
- Таможня: Вопросы — ответы: справочно-методическое пособие. — М.: Федеральная книготорговая компетенция, 1997.
- Таможенное дело: словарь — справочник / А. В. Аграшенков, Н. М. Блинов, С. Н. Гамидулаев и др. СПб.: Логос, 1994.
- Таможенная служба России: Таможенный альманах. М.: Благовест — В, 2003.
- Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой —М.: Международные отношения, 1981.
- Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Фомин С.В. Международные экономические отношения. М.: «Юркнига», 2004.
- Халевинская Е. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. -М.: Экономист, 2004.
- Халипов С. В. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры М.: Таможня.Ру, 2004.
- Храбсков В.Г. Таможня и закон. —М.: Юрид. лит., 1979.
- Чекмарева Г. И. Основы таможенного дела. М.: Из-во «МарТ», 2003.
- Чипуренко Е. В. Уплата НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. М.: Из-во «Налоговый вестник», 2004.
- Шепенко Р. А. Антидемпинговый процесс. М.: Дело, 2003.
- Шумилов В. М. Международное экономическое право. М.: Из-во «ДеКа», 2002.
- Arnade, С., Pick, D., Gopinath, M., Testing Oligopoly Power in Domestic and Export Markets, Applied Economics, vol. 30,1998
- Bowen, H. P., Hollander, A., Viane, J. M., Applied International Trade Analysis, 1999
- Bhagwaty, J.N., Srinivasan, T.N., Lectures on International Trade, 1994
- Charnovitz S. The World Trade Organization and social issues // Journal of world trade, Geneva. 1994, № 5.
- International business law: text, cases and resdings / R/ August/ -Upper Saddle River (NJ) Prentice Hall, 1997.
- Sabelnikov L. Russia on the way to the World Trade Organization// International Affairs. 1996, № 5.
- Sanford J. World Trade Organization opens global markets // Business America, Washington. 1995, Jan.
- Russia and the World Trade Organization // Materials of Seminar in Carleton University, Ottawa, Canada. 1996, Nov.
- Designing new trade policies in the New Independent States: The Case of Russian Federation.// OECD: Paris, 1996.
- Trade Barriers in the Russian Federation. // OECD. Paris, 1996.
- Walters R., Blake D., The Politics of Global Economic Relations.
- Бертиль О. Межрегиональная и международная торговля. -М.: Дело, 20 004.
- Долан Э.Д., Линдсей Д. Е. «Рынок: микроэкономическая модель» М., 1996.
- Иендалл Э. Канада заинтересована в развитии связей с Россией в самых различных областях//США-Канада, 2002, № 1.
- Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.
- Внешняя торговля России с развитыми странами (млрд.долл.)1994 1995 1996 1997 1998 1999 20 001. Всего
- Экспорт из России 34,3 38,4 41,0 41,3 35,6 36,1 51,2
- Импорт в Россию 20,1 22,2 23,2 27,2 22,7 16,1 16,01. Евросоюз
- Экспорт 23,2 26,7 27,1 28,4 23,9 24,4 36,7
- Импорт 15,3 17,9 17Д 19,8 16,4 11,6 11,11. Германия (ФРГ)
- Экспорт 6,4 6,0 6,7 6,5 6,1 6,4 9,2
- Импорт 5,7 6,5 5,8 6,7 5,9 4,5 3,91. Италия
- Экспорт 3,0 3,4 2,8 3,6 з, з 3,7 7,2
- Импорт 1,6 1,8 2,4 2,7 1,9 1,2 1,21. Великобритания
- Экспорт 4,3 3,1 2,9 3,0 2,9 2,9 4,5
- Импорт 0,9 и 1,2 1,5 1,2 0,7 0,81. Франция
- Экспорт 1,3 1,5 1,6 1,6 1,5 1,2 1,9
- Импорт 1,0 1,1 1,3 1,6 1,6 1,2 1,21. Финляндия
- Экспорт 2,0 2,4 2,5 2,8 2,1 2,4 3,1
- Импорт 2,0 1,8 1,9 1,5 1,0 1,01. США
- Экспорт 3,6 4,5 5,1 4,8 5,4 5,0 4,6
- Импорт 2,0 2,6 3,0 4,1 4,2 2,4 2,71. Япония
- Экспорт 2,8 3,6 3,4 3,1 2,3 2,2 2,8
- Импорт ц 0,8 1,0 1,0 0,8 0,5 0,5
- Доля стран в мировом ВВП и экспорте товаров и услуг
- Страны Число стран ВВП Экспорт товаров н услуг Население1. Мир 184 100 100 100
- Развитые 23 53,9 67,9 14,1
- Большая семерка 7 45,8 48,9 11,61. США 21,9 14,0 4,61. Япония 7,6 6,7 2,11. Германия 4,7 9,0 1,41. Франция 3,3 5,5 1,01. Италия 3,2 4,4 1,0
- Великобритания 3,2 5,4 1.01. Канада 2,0 4,0 0,5
- Европейский союз 15 20,3 39,3 6,31. Еврозона 11 15,8 31,2 4,9
- Развивающиеся 133 40,3 27,7 79,"1. Африка 51 3,2 1,8 12,01. Азия 31 24,4 17,8 53,41. Китай 11,2 3,1 21,11. Индия 4,6 0,6 1С./.1. НИС ЮВА 4 3,3 9,5 1,3
- Средний Восток и Европа 18 4,0 3−4 5,0
- Западное полушарие 33 8.4 4,5 8,5
- С переходной экономикой 28 5,8 4,4 6,8
- Центральная и Восточная Европа 16 2,3 2,5 2,0
- Белоруссия и Украина 2 0,6 0,4 1,1
- Закавказье и Центральная Азия 9 0,5 0,3 1,31. Россия 2,4 1,3 2,5
- Масштабы международной торговли в 1970 2000 гг.1970 1980 1990 2000
- ЭКСПОРТ 313,7 1992,5 3435,0 6323,7
- Развитые 232,2 1251,5 2450,0 4219,6
- США 43,2 220,8 394,0 754,6
- ЕС-15 115,8 680,7 1358,0 2311,3
- ФРГ 34,2 192,2 399,6 642,3
- Япония 19,3 129,8 286,0 427,8
- Развивающиеся 56,0 558,6 790,0 2007,31. ОПЕК 18,0 306,7 180,0
- НИС ЮВА 4,9 56,6 195,0 750,4
- Члены СЭВ 31,0 156,5 195,0
- СССР/Россия 12,8 76,4 88,5 90,8
- ИМПОРТ 331,7 2051,1 3503,0 6573,7
- Развитые 234,8 1406,6 2154,0 4422,9
- США 40,0 257,0 513,5 1153,4
- ЕС 124,1 765,9 1413,0 2367,91. ФРГ 29,9 188,0 342,8 549
- Япония 18,9 140,5 235,2 437,0
- Развивающиеся 55,8 455,1 781,0 2020,11. ОПЕК 9,9 124,5 120,0
- НИС ЮВА 7,4 68,3 205,0 896,6
- Члены СЭВ 31,7 161,6 208,0
- СССР/Россия 11,7 68,5 94,8* 31,4*
- Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговымипартнерами2004г. Справочно 2003 г. млн. долларов США в%к 2003 г. в % к итогу млн. долларов США в %к 2002 г. в%к итогу
- Внешнеторговый оборот 257 122 134,6 100 191 002 124,9 100 В том числе: страны вне СНГ 210 014 133,5 81,7 157 365 123,9 82,4из них: страны Евросоюза 115 916 136,6 45,1 69 144 123,0 36,2из них: Великобритания 7704 121,1 3,0 6362 129,2 3,3
- Германия 23 874 128,8 9,3 18 532 126,4 9,7
- Италия 15 274 139,9 5,9 10 920 112,9 5,7
- Нидерланды 16 623 167,4 6,5 9932 115,6 5,2
- Финляндия 8157 132,1 3,2 6173 138,6 3,2
- Франция 7497 128,4 2,9 5837 128,1 зд
- Швеция 3177 147,6 1,2 2152 106,2 1,1
- Китай 14 851 128,4 5,8 11 566 125,2 6Д
- США 9783 136,3 3,8 7178 103,0 3,8государства-участники СНГ 47 108 140,0 18,3 33 637 130,0 17,6страны ЕврАзЭС 26 405 141,2 10,3 18 700 128,4 9,8 В том числе:
- Белоруссия 17 605 141,0 6,8 12 482 126,1 6,5
- Казахстан 8125 141,2 3,2 5754 132,3 3,0
- Киргизия 416 156,9 0,2 265 148,9 0,1
- Таджикистан 259 130,4 од 199 148,5 одстраны ЕЭП 42 598 140,7 16,6 30 271 129,6 15,8из них Украина 16 868 140,2 6,6 12 035 132,0 6,3