Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика определения эффективных параметров тоннельных обделок из набрызгбетона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные темпы транспортного строительства, требующие высоких скоростей проходки тоннелей и оптимального расходования трудовых и финансовых средств, вызывают потребность в разработке эффективных конструкций набрызгбетонных крепей (обделок), параметры которых (толщины, армирования), обеспечивая необходимую несущую способность крепи, являлись бы оптимальными. Добиться эффективных значений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА НАБРЫЗГБЕТОННОЙ КРЕПИ В ТОННЕЛЕСТРОЕНИИ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Общие положения
    • 1. 2. Конструктивные особенности набрызгбетонной крепи
    • 1. 3. Напряжено-деформированное состояние (НДС) системы «крепь -массив» в процессе сооружения тоннеля
    • 1. 4. Методы расчета набрызгбетонной крепи
    • 1. 5. Методики учета частичной разгрузки грунтового массива в призабойной зоне тоннельной выработки при проведении расчетов
  • НДС системы «крепь — массив»
    • 1. 6. Выводы по главе
    • 1. 7. Постановка задач исследования
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПАРАМЕТРОВ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЯ НА НДС ГРУНТОВОГО МАССИВА В ПРИЗАБОЙНОЙ ЗОНЕ
    • 2. 1. Общие положения
    • 2. 2. Пространственная конечно-элементная модель исследований
    • 2. 3. Методика проведения численных экспериментов на пространственной конечно-элементной модели
    • 2. 4. Влияние основных механических характеристик грунта
    • 2. 5. Плоская конечно-элементная модель исследований
    • 2. 6. Влияние размеров поперечного сечения тоннеля
    • 2. 7. Влияние длины строительной заходки
    • 2. 8. Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ НАБРЫЗГБЕТОННОЙ КРЕПИ
    • 3. 1. Цель проведения экспериментальных исследований
    • 3. 2. Описание объекта исследований
    • 3. 3. Методика проведения натурных измерений деформаций крепи тоннеля
    • 3. 4. Расчет деформаций набрызгбетонной крепи тоннеля-объекта экспериментальных исследований
    • 3. 5. Сравнительный анализ данных экспериментальных исследований и результатов расчетов
    • 3. 6. Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК ИЗ НАБРЫЗГБЕТОНА
    • 4. 1. Основные положения методики
    • 4. 2. Пример расчета набрызгбетонной крепи согласно разработанной методике
    • 4. 3. Выводы по главе

Методика определения эффективных параметров тоннельных обделок из набрызгбетона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в отечественной практике строительства транспортных тоннелей наблюдается рост объемов применения набрызгбетона в качестве временной крепи и постоянной конструкции (обделки).

Так, за последние десятилетия на набрызгбетонной крепи были пройдены подходная выработка и перегонный тоннель между станциями «Киевская» — «Парк Победы» Московского метрополитена (1993г.), калоттная часть станции «Геологическая» Екатеринбургского метрополитен (1998г.), в настоящее время ведется сооружение автодорожного тоннеля в г. Уфе, калоттной части станции «Чкаловская» Екатеринбургского метрополитена и ряда автодорожных тоннелей, расположенных вблизи г. Сочи [1, 10, 20, 51, 63, 65, 77].

Современные темпы транспортного строительства, требующие высоких скоростей проходки тоннелей и оптимального расходования трудовых и финансовых средств, вызывают потребность в разработке эффективных конструкций набрызгбетонных крепей (обделок), параметры которых (толщины, армирования), обеспечивая необходимую несущую способность крепи, являлись бы оптимальными. Добиться эффективных значений конструктивных параметров крепи возможно при учете в расчетах с большей точностью и достоверностью технологических особенностей сооружения тоннелей, влияющих на распределение и значения расчетных внутренних усилий в крепи.

Так, важной особенностью ведения проходческих работ горным способом является неизбежное отставание возведения набрызгбетонной крепи от разработки грунта, приводящее на длине передовой неподкрепленной заходки к частичной разгрузке грунтового массива. Разгрузка массива заключается в изменении бытовых напряжений в грунтовом массиве, действующих до начала строительства в зоне тоннеля, и сопровождается деформациями контура тоннельной выработки. Благодаря этому крепь тоннеля, установленная с некоторым запозданием, подвергается меньшему по сравнению с бытовым горному давлению.

На современном этапе развития методов расчета учесть с достаточной степенью достоверности величину частичной разгрузки грунтового массива в призабойной зоне тоннельной выработки позволяют пространственные численные модели, в которых разгрузка массива учитывается автоматически при задании этапов расчета, включающих продвижение забоя на длину очередной строительной заходки и устройство крепи на длине предыдущей. Но, несмотря на это, в настоящее время для практических целей на стадии проектирования прибегают в основном к плоским расчетным схемам, в которых частичная разгрузка грунтового массива в призабойной зоне тоннельной выработки учитывается в исходных параметрах процесса расчета.

Обзор современного состояния вопроса показал, что назначение степени разгрузки грунтового массива при проведении расчетов плоских численных моделей системы «крепь — массив», как правило, носит эмпирический характер из-за отсутствия рекомендаций по выбору ее величины для многих частных значений технологических параметров сооружения тоннелей.

В связи с этим возникает необходимость в проведении научных исследований напряженно-деформированного состояния грунтового массива в призабойной зоне тоннельной выработки и разработке на их основе методики определения эффективных параметров тоннельных обделок из набрызгбетона.

Актуальность темы

.

Актуальность диссертационной работы обусловлена увеличением объемов применения в отечественной практике строительства транспортных тоннелей набрызгбетона в качестве временной крепи и постоянной конструкции (обделки).

При этом возрастающие темпы транспортного строительства, требующие высоких скоростей проходки тоннелей и оптимального расходования трудовых и финансовых средств, вызывают потребность в разработке эффективных конструкций набрызгбетонных крепей (обделок), параметры которых (толщина, армирование), обеспечивая необходимую несущую способность крепи, являлись бы оптимальными. Добиться эффективных значений конструктивных параметров крепи возможно при учете в расчетах с большей точностью и достоверностью технологических особенностей сооружения тоннелей, влияющих на распределение и значения расчетных внутренних усилий в крепи.

Для решения этой задачи и разработки на его основе методики определения эффективных параметров тоннельных обделок из набрызгбетона возникла необходимость проведения научных исследований.

Цель и задачи диссертации.

Цель диссертационной работы заключается в создании методики определения эффективных параметров тоннельных обделок из набрызгбетона.

Для достижения цели диссертации необходимо решить следующие задачи:

— выполнить анализ существующих методов расчета набрызгбетонной крепи;

— выполнить теоретические исследования напряженно-деформированного состояния грунтового массива в призабойной зоне тоннельной выработки, используя метод конечных элементов;

— провести экспериментальные исследования в натурных условиях деформированного состояния системы «крепь — массив»;

— выполнить численные расчеты напряженно-деформированного состояния системы «крепь — массив» для объекта экспериментальных исследований, используя установленные в ходе теоретических исследований закономерности в поведении грунтового массива на длине призабойной зоны;

— произвести на основании сравнительного анализа данных экспериментальных исследований и соответствующих численных расчетов оценку достоверности результатов теоретических исследований;

— разработать методику определения эффективных параметров тоннельных обделок из набрызгбетона*.

Методика исследований.

В основе методики заложен комплексный подход, включающий проведение теоретических и экспериментальных исследований.

Теоретические исследования выполнены с использованием пространственных и плоских численных моделей, построенных в программном геотехническом комплексе «PLAXIS 3D Tunnel», реализующем метод конечных элементов.

Экспериментальные исследования проведены в условиях строящегося станционного тоннеля односводчатой станции глубокого заложения «Чкаловская» Екатеринбургского метрополитена с привлечением специалистов филиала ОАО ЦНИИС «НИЦ «Тоннели и метрополитены» при участии автора диссертации. Маркшейдерские измерения на объекте исследований осуществлялись силами ООО «Метрострой-ПТС» (г.Екатеринбург).

При обработке результатов теоретических и натурных экспериментов использованы методы математической статистики.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— разработаны математические пространственные и плоские модели системы «крепь — массив», отражающие основные технологические этапы ведения проходческих работ применительно к транспортным тоннелям, сооружение которых осуществляется в скальных устойчивых грунтах горным способом сплошного забоя с набрызгбетонной крепью;

— проведены теоретические исследования методом математического моделирования, по результатам которых установлены степень и характер влияния основных механических характеристик грунта, размеров поперечного сечения тоннельной выработки и длины строительной заходки на напряженно-деформированное состояние грунтового массива в призабойной зоне тоннеля;

— на основании результатов теоретических исследований выявлено и подтверждено данными экспериментальных исследований, что при аналогичных параметрах сооружения тоннелей (технологии ведения проходческих работ, характеристиках набрызгбетонной крепи, величине бытовых напряжений в зоне проходки тоннельных выработок) точки на диаграмме равновесных состояний «деформации — напряжения», соответствующие моментам включения в работу набрызгбетонной крепи, лежат на одной линии, для которой автором диссертации предложено название «линия начальной разгрузки грунтового массива» («JIHPM»);

— по результатам теоретических исследований выявлена экспериментальная экспоненциальная зависимость для ориентировочного определения степени падения бытовых напряжений в грунтовом массиве на длине призабойной неподкрепленной зоны тоннельной выработки, проходка которой осуществляется способом сплошного забоя;

— разработана методика определения эффективных параметров тоннельных обделок из набрызгбетона.

Практическую ценность работы составляют:

— установлена функциональная зависимость имеющих место в момент включения в работу набрызгбетонной крепи деформаций неподкрепленного контура тоннельной выработки и соответствующих им напряжений в окружающем грунтовом массиве на диаграмме равновесных состояний «деформации — напряжения» (JIHPM);

— определена экспериментальная экспоненциальная зависимость для ориентировочного определения степени падения бытовых напряжений в грунтовом массиве на длине призабойной неподкрепленной зоны тоннельной выработки, проходка которой осуществляется способом сплошного забоя;

— разработана методика определения эффективных параметров тоннельных обделок из набрызгбетона.

Достоверность полученных результатов обусловливается:

— строгостью исходных предпосылок применяемых методов исследований;

— учетом требований действующих нормативных документов;

— сходимостью результатов теоретических и экспериментальных исследований, подтвержденной сравнительными расчетами с данными натурных наблюдений.

Реализация результатов.

Результаты работы нашли применение:

— в учебном процессе кафедры мостов и транспортных тоннелей Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ);

— в ОАО ЦНИИС «НИЦ «Тоннели и метрополитены» при проектировании конструкции и разработке проекта мониторинга первичной набрызгбетонной обделки свода станции «Чкаловская» Екатеринбургского метрополитена, а также при проведении поверочных расчетов набрызгбетонной крепи автодорожного тоннеля № 1 первой очереди строительства Дублера Курортного проспекта от р. Агура до ул. Земляничная в г. Сочи.

Апробация работы.

Результаты исследований и основные научные положения диссертационной работы доложены:

— на ежегодных научно-технических конференциях Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) №№ 67, 68, проходивших в 2009 и 2010 г. г.;

— на заседании Секции НИЦ «Тоннели и метрополитены» Ученого совета ОАО ЦНИИС, 2010 г.

Публикации.

Основные положения диссертационной работы опубликованы в шести печатных работах:

1. Меркин В. Е., Чеботаев В. В., Щекудов Е. В., Щелочкова Т. Н. Оптимизация конструкции обделки большепролетных подземных выработок, сооружаемых по технологии НАТМ. // Транспортное тон-нелестроение. Современный опыт и перспективные разработки: сб. науч. тр. ОАО ЦНИИС, вып. 248. — М., 2008. — С.7−11.

2. Чеботаев В. В., Щелочкова Т. Н. Расчетное обоснование па-раметров первичной набрызг-бетонной обделки станции метрополи-тена. // Транспортное тоннелестроение. Современный опыт и пер-спективные разработки: сб. науч. тр. ОАО ЦНИИС, вып. 248. — М., 2008. — С.12−17.

3. Меркин В. Е., Чеботаев В. В., Щекудов Е. В., Гиренко И. В., Щелочкова Т. Н., Дозорец Ю. И., Смирнов В. А., Веселовский В. Н., Ляхов С. В. Эффективная конструкция односводчатой станции Екатеринбургского метрополитена с первичной обделкой из набрызг-бетона. // Особенности освоения подземного пространства и подземной урбанизации в крупных городах мегаполисах: сб. тр. междунар. конф. — М, 2008. — С.100−101.

4. Маковский Л. В., Щекудов Е. В., Страхов. A.M., Щелочкова Т. Н. Оптимизация конструкции двухслойной обделки тоннелей. // Наука и техника в дорожной отрасли, № 1. — М., 2009. — С. 10−11.

5. V. Merkin, V. Chebotaev, Ye. Shchekudov, Т. Shchelochkova, Yu. Dozorets, V. Smirnov, V. Veselovsky, S. Liahov. The efficient construction of single-vault station with primary shotcrete lining used for the underground in Yekaterinburg. // Proceedings of ITA-AITES World tunnel congress 2009 and the 35th ITA-AITES General Assembly. — Budapest, Hungary, 2009. — C. l 12−113.

6. Щелочкова Т. Н. Исследование напряженно-деформированного состояния грунтового массива в призабойной зоне тоннеля, сооружаемого горным способом: // Транспортное строительство, № 3. — М., 2010. — С. 10−12.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Объем работы составляет 120 страниц, включая 43 иллюстрации и 8 таблиц.

Список литературы

содержит 118 наименований.

7. Результаты работы применяются в учебном процессе на кафедре мостов и транспортных тоннелей Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Отдельные результаты работы использованы в филиале ОАО ЦНИИС «НИЦ «Тоннели и метрополитены» при проектировании конструкции и разработке проекта мониторинга первичной набрызгбетонной обделки свода станции «Чкаловская» Екатеринбургского метрополитена, а также при проведении поверочных расчетов набрызгбетонной крепи автодорожного тоннеля № 1 первой очереди строительства Дублера Курортного проспекта от p. Aiypa до ул. Земляничная в г. Сочи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей диссертационной работе представлены данные и результаты теоретических и экспериментальных исследований, позволивших разработать методику определения эффективных параметров тоннельных обделок из набрызгбетона на основе статических расчетов системы «крепь — массив», выполняемых численными методами.

Теоретические исследования проведены с использованием пространственной и плоской конечно-элементных моделей, построенных в программном геотехническом комплексе «PLAXIS 3D Tunnel», реализующем метод конечных элементов. В ходе исследований были установлены степень и характер влияния параметров сооружения тоннеля (основных механических характеристик грунта, размеров поперечного сечения тоннельной выработки и длины строительной заходки) на напряженно-деформированное состояние грунтового массива в призабойной зоне тоннельной выработки.

Экспериментальные исследования выполнены в натурных условиях строительства односводчатой станции глубокого заложения «Чкаловская» Екатеринбургского метрополитена путем маркшейдерских измерений вертикальных смещений контура набрызгбетонного свода станционного тоннеля в процессе проходки его калоттной части. Эксперименты в основном подтвердили достоверность результатов теоретических исследований.

Основные научные и практические результаты диссертационной работы заключаются в следующем:

1. Разработаны математические пространственные и плоские модели системы «крепь — массив», отражающие основные технологические этапы ведения проходческих работ применительно к транспортным тоннелям, сооружение которых осуществляется горным способом сплошного забоя с набрызгбетонной крепью в скальных устойчивых грунтах.

2. На основании результатов теоретических исследований установлено, что при аналогичных параметрах сооружения' тоннелей (технологии ведения проходческих работ, характеристиках набрызгбетонной крепи, величине бытовых напряжений в зоне проходки тоннельных выработок) точки на диаграмме равновесных состояний «деформации — напряжения», соответствующие моментам включения в работу набрызгбетонной крепи, лежат на одной линии, для которой автором диссертации предложено название «линия начальной разгрузки грунтового массива» («ЛНРМ»).

3. По результатам численных экспериментов выявлена экспоненциальная зависимость для ориентировочного определения степени падения бытовых напряжений в грунтовом массиве на длине призабойной неподкрепленной зоны тоннельной выработки, проходка которой осуществляется способом сплошного забоя.

4. Проведены натурные экспериментальные исследования деформированного состояния системы «крепь — массив», сравнительный анализ данных которых с результатами соответствующих численных расчетов, выполненных с использованием установленной в ходе теоретических исследований зависимости деформаций неподкрепленного контура тоннельной выработки и напряжений в окружающем грунтовом массиве в момент включения в работу набрызгбетонной крепи (ЛНРМ на диаграмме равновесных состояний «деформации — напряжения»), подтвердил принципиальную возможность применения данной зависимости для определения степени падения бытовых напряжений в грунтовом массиве на длине призабойной зоны тоннельной выработки в расчетах, выполняемых на плоских конечно-элементных моделях.

5. Экспериментальные исследования позволили установить, что на этапе проходки калоттной части тоннельной выработки вертикальные напряжения в грунтовом массиве в области шелыги свода тоннеля при включении в работу набрызгбетонной крепи должны составлять 60 — 80% от бытовых напряжений, действующих в грунтовом массиве до начала строительства. При этом размеры поперечного сечения, инженерно-геологические условия на участке строительства, характеристики обделки и технология сооружения тоннеля должны соответствовать параметрам станции «Чкаловская» Екатеринбургского метрополитена.

6. На основании результатов теоретических и экспериментальных исследований разработана методика определения эффективных параметров тоннельных обделок из набрызгбетона на основе статических расчетов системы «крепь — массив», выполняемых численными методами, в которых с большей точностью и достоверностью учитывается степень разгрузки грунтового массива в призабойной зоне тоннельной выработки. Область применения методики распространяется на тоннели, сооружение которых осуществляется способом сплошного забоя в неоднородных скальных грунтах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П., Педчик А. Ю., Баранов Н. В., Бочаров В. Ф. Строительство автодорожного тоннеля в г.Уфе. // Метро и тоннели. — 2003. — № 6.-С. 6−8.
  2. С. И. Механика грунтов: учеб. пособие для студентов вузов. -СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2007. -111 с.
  3. .З. Метод конечных элементов при решении задач горной геомеханики / Амусин Б. З., Фадеев А. Б. — М.: Недра, 1975.
  4. .З. Учет влияния торца при расчете нагрузок на крепь протяженных выработок и камер // Шахтное строительство. — 1979. — № 12. — С. 15−18.
  5. B.C., Гиренко И. В., Рзянский Д. Б., Курисько А. С. Набрызгбетон для тоннелей. // Транспортное строительство. — 1986. — № 4. — С. 24−26.
  6. И.В. Механические процессы в породных массивах / Баклашов И. В., Картозия Б. А. — М.: Недра, 1986.
  7. Ф.С. Заглубленные сооружения: статическая и динамическая прочность. М.: Стройиздат, 1991. — 240 с.
  8. М.Г. Новоавстрийский метод: методика определения параметров временного крепления при строительстве гидротехнических тоннелей // Метро и тоннели. 2001. — № 5. — С. 15−17.
  9. Г. Г. Определение деформационных характеристик грунтов в полевых и лабораторных условиях / Болдырев Г. Г., Гордеев А. В., Арефьев Д. В. ООО «НПП Геотек». — 8 с.
  10. С.В. НАТМ. Опыт применения в Москве // Метро и тоннели. -2003.-№ 5. с. 24−26.
  11. Н.С. Механика подземных сооружений: учеб. для вузов. -2-е изд., М.: Недра, 1994. — 382 с.
  12. Н.С. Механика подземных сооружений в примерах и задачах. М.: Недра, 1989.-270 с.
  13. Н.С. Расчет крепи капитальных горных выработок / Булычев Н. С., Амусин Б. З., Оловянный А. Г. М.: Недра, 1974. — 320 с.
  14. В. Механика скальных пород / пер. с нем. — М.: Недра, 1990.
  15. С.Н. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов / Власов С. Н., Маковский Л. В., Меркин В. Е. М, 2000.
  16. С.Н., Меркин В. Е. Совершенствование технологии сооружения горных тоннелей // Метрострой. — 1978. № 8. — С.1−3.
  17. Н.П. Измерение напряжений в массиве крепких горных пород / Влох Н. П., Сашурин А. Д. М.: Недра, 1970.
  18. С.В. Руководство по строительству тоннелей новоавстрийским способом. Фирма «Тогисима» / пер. с яп. — М.: 1983. 33 с.
  19. Временные технические условия по проектированию и строительству перегонного тоннеля НАТМ / Меркин В. Е, Чеботаев В. В., Гиренко И. В. и др. -М.: НИЦ ТМ ОАО ЦНИИС, 1998. 9 с.
  20. ВСН 129−90. Крепление выработок набрызг-бетоном и анкерами при строительстве транспортных тоннелей и метрополитенов. Нормы проектирования и производства работ, Минтрансстрой СССР. С. 108.
  21. А.Н. Применение средств ЭВМ при обработке активного эксперимента / Гайдадин А. Н., Ефремова С. А. Волгоград, 2008. 16 с.
  22. В.А. Научные основы проектирования тоннельных конструкций с учетом технологии их сооружения. М.: НИЦ ТМ ОАО ЦНИИС, 1996.
  23. В.А. Тоннели и метрополитены: наука, проектирование, строительство, эксплуатация. — М., 2008. — 167 с.
  24. Д. Новый австрийский метод сооружения туннелей // Izgradnja. 1981. — № 10. — С. 23−35.
  25. В.А. Строительство метрополитенов: учеб. пособие для вузов железнодорожного транспорта / Главатских В. А., Молчанов B.C.- под ред. Главатских В. А. — М.: Маршрут, 2006. — 680 с.
  26. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М, 2008.-480 с.
  27. Д.М., Иванес Т. В. К вопросу расчета набрызгбетонных обделок // Сборник трудов ЛИИЖТ. Л., 1977. — Вып. 419.
  28. Д.М., Маренный Я. И. Набрызгбетон в транспортном строительстве. — М.: Транспорт, 1993. — 152 с.
  29. Д.М. Научные основы проектирования и возведения набрызгбетонных обделок транспортных тоннелей в слабоустойчивых грунтах: дис.. д-ра техн. наук. — Ленинград, 1983. — 450 с.
  30. А., Чеботаев В., Карамышев М. Новоавстрийский способ сооружения тоннелей. — 1989. — № 4. — С. 26−30:
  31. ГОСТ 10 180–90. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам. — М., 1991.
  32. ГОСТ 12 248–96. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости. М., 1996.
  33. ГОСТ 20 276–99. Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости. — М., 1999.
  34. ГОСТ 24 026–80. Исследовательские испытания. Планирование эксперимента. Термины и определения. — М., 1981.
  35. ГОСТ 24 451–80. Тоннели автодорожные. Габариты приближения строений и оборудования. Госстрой СССР. — М., 1982.
  36. ГОСТ 25 100–95. Грунты (классификация). М., 1995.
  37. A.B. Два подхода к расчету тоннельных обделок, алгоритмы программ, исследования работы обделок в упругой, упруго-пластической и упруго-вязкой среде: дис.. канд. техн. наук. — М., 2004. 186 с.
  38. С.С. Расчет и проектирование подземных конструкций. М.: Стройиздат, 1950.-376 с.
  39. К.С. Конструирование и расчет набрызгбетонной крепи / Ержанов К. С., Айталиев Ш. М., Шилкин П. И. — М.: Недра, 1971. 176 с.
  40. И.Ю., Киндур В. П. Механизм взаимодействия набрызгбетонной крепи с массивом горных пород // Межвузовский сборник. Вып. 5. Л.: ЛГИ, 1978. — С. 93−95.
  41. Ю.З. Набрызгбетонная крепь / Заславский Ю. З., Быков А. В., Компанец В. Ф. М.: Недра, 1986. — 198 с.
  42. Ю.З. Новые виды крепи горных выработок / Заславский Ю. З., Дружко Е. Б. М.: Недра, 1989. — 256 с.
  43. О.С. Метод конечных элементов в технике. — Мир, 1975.
  44. М.Г. Механика грунтов (введение в механику скальных грунтов). М.: АСВ, 2006 364 с.
  45. , М.Г., Дейнеко А. В. Инженерная классификация скальных массивов и возможности ее использования для оценки надежности и безопасности туннелей, сооружаемых ТПМК./ Гидротехническое строительство, № 2, 2009.
  46. М.Г., Конюхов Д. С. Систематизация подходов к освоению подземного пространства крупных и крупнейших городов. / Вестник МГСУ, спецвыпуск № 2, 2009.
  47. О. Метод конечных элементов в теории сооружений и в механике сплошных сред / Зинкевич О., Чанг И. — М.: Недра, 1974.
  48. В.Ю. Оценка устойчивости пород, обнажаемых при строительстве подземных сооружений // Межвузовский сборник. Вып. 5. JL: ЛГИ, 1978. С. 6−9.
  49. . и др. Опыт применения набрызгбетона при строительстве Московского метрополитена // Метро. — 1992. — № 2. — С. 12—14.
  50. A.M., Павлов О. Н., Шилин А. А. Прогнозирование эксплуатационных характеристик и проектирование долговечности конструкций тоннелей. / Труды международной конференции, Тула, 2000.
  51. Ю.М. Давление на крепь капитальных выработок. — М.: Недра, 1969.
  52. Ю.В. Метод наименьших квадратов и основы теории обработки наблюдений. — 1958. 336 с.
  53. Л.В. Городские подземные транспортные сооружения: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985. — 439 с.
  54. Л.В. Перспективы развития транспортного тоннелестроения.-М.: Транспорт, 1991.
  55. Л.В. Прогрессивный опыт и тенденции развития современного тоннелестроения / Маковский Л. В., Меркин В. Е. М.: ТИМР, 1997.-192 с.
  56. Л.В., Лушников А. А. Тоннельные обделки из набрызгбетона с решетчатыми арками // Транспортное строительство. — 1985. -№ 3.-С. 55−56.
  57. Л.В. Экономичный способ строительства тоннелей мелкого заложения // Метрострой. 1998. — № 4. — С. 30−32.
  58. Н.Н. Основы механики грунтов и инженерной геологии. М.: Автотрансиздат, 1961.
  59. В.Е., Зерцалов М. Г., Устинов Д. В., Щекудов Е. В. Исследование влияния строительства объектов городской инфраструктуры насооружения метрополитена на математических моделях. / Метро и тоннели, № 2, 2009.
  60. Методические рекомендации по методам исследований скальных пород и массивов. СК МОМСП. 1984.
  61. Метрострой-ПТС Электронный ресурс. — Электрон, дан. — [Екатеринбург, 2007]. Режим доступа: http://metropts.ru/presscentre/news, свободный.
  62. А.С. Экспериментально-аналитический метод определения рациональных параметров крепления при строительстве транспортных тоннелей: дис.. канд. техн. наук. М., 1993. — 165 с.
  63. В.М. Подземные сооружения большого поперечного сечения. Изд-е 2, перераб. и доп. — М.: Недра, 1974. — 320 с.
  64. Методические рекомендации по расчету временной крепи тоннельных выработок. М.: ЦНИИС, 1984. — 62 с.
  65. В.М. Применение набрызгбетона при проведении горных выработок / Мостков В. М., Воллер И. Л. М.: Наука, 1968.
  66. Л. Инженерная геология. Механика скальных процессов. — М.: МИР, 1971.-255 с.
  67. X. Новый способ поддержания подземных горных выработок // Глюкауф. 1971. — № 25.
  68. Научно-техническое сопровождение работ по проектированию и строительству станции метрополитена «Чкаловская» в г. Екатеринбург. Этап 4- расчеты арочно-набрызгбетонной обделки станции. Науч.-техн. отчет ЦНИИС, ТМ-07−7077 / Чеботаев и др. 2007.
  69. Н.М. Сооружение и реконструкция горных выработок. Ч. I. — М.: Госгортехиздат, 1962.
  70. Проект конструкции временного крепления свода станции «Геологическая» метрополитена г. Екатеринбурга: науч.-техн. отчет ЦНИИС, ТМ -96−4-294 / Чеботаев В. В. и др. 1996. — 70 с.
  71. Проходка туннеля с арочной крепью и выдвижными подхватами // Гражданское строительство. — 1964. — № 2.
  72. В.В. Основы физики горных пород / Ржевский В. В., Новик Г. Я. -М.: Недра, 1973. 286 с.
  73. И.Е. Метод расчета обделок тоннелей большого поперечного сечения, сооружаемых при поэтапном раскрытии сечения : дис.. канд. техн. наук. Тула, 2000. — 140 с.
  74. Руководство пользователя. Plaxis 3D Tunnel / под. ред. Р. Б. Дж. Бринкгреве и др.- пер. с англ. компании «НИП-Информатика». СПб., 2002.
  75. К.В. Введение в механику горных пород / Руппенейт К. В., Либерман Ю. М. -М.: Госгортехиздат, 1960. — 356 с.
  76. К.В. Деформируемость массивов трещиноватых горных пород. М.: Недра, 1975.
  77. Г. М., Мак-Клур. Применение набрызгбетона взамен металлической арочной крепи при сооружении туннелей // Гражданское строительство. — 1969. — № 11. — С. 11−17.
  78. .Е. О горном давлении при сооружении тоннелей в трещиноватых скальных породах // Метрострой. — 1966. — № 3.
  79. В.А. Отчет по определению модуля деформаций пород на ст. Чкаловская I линии метрополитена в г. Екатеринбурге / Смирнов В. А., Строев Ю. М. Екатеринбург: ООО «Метрострой-ПТС», 2007. — 31 с.
  80. СНиП 2.03.01−84*. Бетонные и железобетонные конструкции. — М.: Стройиздат, 1984.
  81. СНиП 32−03−2003. Метрополитены. -М.: Стройиздат, 2004.
  82. СНиП 32−04−97. Тоннели железнодорожные и автодорожные. М.: Стройиздат, 1997.
  83. СНиП И-94−80, Ч. II. Подземные горные выработки. Нормы проектирования. -М.: Стройиздат, 1982.
  84. А.Б. Метод конечных элементов в геомеханике. — М.: Недра, 1987.-221 с.
  85. Н.Н. Расчет обделок тоннелей некруглого поперечного сечения. — М.: Стройиздат, 1974. — 240 с.
  86. В.В., Лыткин В. А., Фотиева Н. Н., Тарасенко Е. Н. Определение нагрузок на крепь по измеренным деформациям // Устойчивость и крепление горных выработок. Вып. 2.— Л.: ЛГИ, 1976. С. 108−114.
  87. В.В. Исследование деформативности массива горных пород применительно к расчетам тоннельных конструкций метрополитенов глубокого заложения: автореферат дис.. канд. техн. наук. М., 1969. — 17 с.
  88. Н.С., Зведенюк Б.Н, Силкин А. С., Шемардов А. П., Чеботаев В. В., Воробьев J1.A. Мониторинг напряженно-деформированного состояния тоннельных конструкций. // Метро и тоннели. 2003. — № 5. С. 24−26.
  89. А. Расчет двухслойных облицовок тоннелей, с учетом связи между набрызгбетонном и литым бетоном. — Bauingenieur, 1986. Т. 61. — № 2. -С. 63−72.
  90. С.А. Механические процессы в природных массивах и взаимодействие их с подземными сооружениями: автореферат дис.. д-ра техн. наук. — М., 1991.-36 с.
  91. Barton N. The main causes of the Pinheiros cavern collapse. ITA-AITES World tunnel congress 2009 and the 35th ITA-AITES General Assembly. -Budapest, 2009.
  92. Bezuijen A. Calculation Models based on Monitoring during Tunnel Construction. ITA-AITES World tunnel congress 2006 and the 32th ITA-AITES General Assembly «Safety in the underground space» / Bezuijen A., Talmon A. -Seoul, 2006.
  93. Braun W.M. Application of the NATM in deep tunnels and difficult rock conditions. Tunnels & Tunneling, 1980/3. — P. 17−20
  94. Brown E.T. Putting the NATM into perspective / special issue. — Tunnels & Tunneling, 1990/9. P. 9−13.
  95. David M. P. Finite Element Analysis in Geotechnical Engineering: Theory and Application. Thomas Telford Ltd / David M. P., Zdravkovic L. — 2001. — 500 p.
  96. Fiumara С. Settlements control in driving a shallow tunnel. ITA-AITES World tunnel congress 2006 and the 32th ITA-AITES General Assembly «Safety in the underground space» / Fiumara C., Pizzarotti E. M., Verzani L. P. Seoul, 2006.
  97. Golser J. Another view of the NATM. Tunnels & Tunneling, 1979/3.1. P. 41
  98. Karaku§ M. An insight into the New Austrian Tunnelling Method (NATM) / Karaku§ M., Fowell RJ. ROCKMEC'2004-Vnth Regional Rock Mechanics Symposium, 2004. Sivas, Tiirkiye.
  99. Lunardi P. The design and construction of tunnels using the approach based on the analysis of controlled deformation in rocks and soils. // T&T International special supplement in conjunction with Rocksoil spa. May, 2000. — 30 p.
  100. Moller S. Basic Understanding of Constitutive Models in PLAXIS. Plaxis Users Meeting. St. Petersburg, 2008. 25 p.
  101. Moller S. C. Tunnel induced settlements and structural forces in lining. -Stuttgart: 2006.- 174 p.
  102. Myers K. The collapse of NATM tunnels at Heathrow Airport. HSE BOOKS. 2000- 110 c.
  103. Powell D., Clayton C. SQL tunnelling in stiff clays: recent experience and future needs. Tunel. Keynote lectures. ITA-AITES WTC. Prague, 2007. P. 33−50.
  104. Rabcewicz L.Y. The New Austrian Tunnelling Method. Water Power. 1964/11. P. 453−457 (Part 1) — 1964/12. P. 511−515 (Part 2), 1965/1. P. 19−24 (Part 3).
  105. Schikora K., Fink T. Berechnungsmethoden moderner bergmannischer Bauweisen beim U-Bahn-Bau. Bauingenieur, 57. 1982. — P. 193−198.
  106. Sprayed concrete for primary tunnel lining. ITA-AITES World tunnel congress 2007 and the 33th ITA-AITES General Assembly / Polak P., Cyron D., Vlasimsky J., Mika V. Prague, 2007.
  107. Stability analysis of tunnels an approach using random set theory. ITA-AITES World tunnel congress 2009 and the 35th ITA-AITES General Assembly / Pottler R., Marcher Т., Nasekhian A., Schweiger H.F. — Budapest, 2009.
  108. Training lectures on engineering geology and NATM tunneling. Geoconsult / Tekfen Impresit J.V. Vol. 1,2.- 1994. — 495 p.
  109. Wittke W. New Austrian Tunneling Method (NATM) — Stability Analysis and Desing / Wittke W., Pierau В., Erichsen C. Aachen (Germany): 2002. — 424 p.
Заполнить форму текущей работой