Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Юридическое образование в пореформенной России: Вторая половина XIX — начало XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Захаров В. В. Модернизация юридического образования в российских университетах в середине XIX столетия // Юридическое образование и науки. — 2003. — № 4 -С. 48. универсального характера. Реформаторская деятельность системы юридического образования в середине рассматриваемого столетия не представляла собой единого механизма. Юридическое образование как часть права была направлена государством… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕЗ
  • ГЛАВА 1. Юридическое образование в политике Российского государства во второй половине XIX века
    • 1. 1. Состояние юридического образования к 50-м годам
    • XIX. века
      • 1. 2. Правовые основы юридического образования в пореформенной России
      • 1. 3. Эволюционный процесс организации и управления юридическим образованием
  • ГЛАВА 2. Сема юридичих учебных заведений и нормативные овы их деятельни во второй половине XIX века
    • 2. 1. Униветеое юридичое образование
    • 2. 2. Ведовенная подготовка правоведов
    • 2. 3. Обучение юриспруденции в негосударственных (вольных) учебных заведениях

Юридическое образование в пореформенной России: Вторая половина XIX — начало XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена процессами обновления правовой системы, крайне сложными и противоречивыми тенденциями во всех сферах общественной жизни. Поэтому возникает необходимость осмысления богатого теоретического и практического опыта России. Система образования, отмечается в национальной доктрине образования Российской Федерации 2000 года, призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России1.

Право является продуктом общественного развития и общенациональной культуры. Юридически оно выступает, как регулятор общественных отношений. Важнейшей функцией государства является правовое регулирование человеческого общества через информационное обеспечение социума, в котором взаимодействуют разные социальные группы. Чтобы определиться в этой проблеме, обратимся к трактовке понятия слово «образование». Педагогический термин образование ввел основоположник теории обучения Иоган Генрих Пес-талоцци в 1780 г. В русском языке в том значении применил его Н. И. Новиков. Со второй половины XIX века образование рассматривается как результат всех педагогических влияний на развивающиеся души, это совокупность педагогической работы, а также правовая констатация государством достижения обучения определенного уровня.

Традиционно юридическое образование рассматривается в нескольких ипостасях. Являясь составной частью общей системы образования, юридическое образование представляет: а) совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых дает основание для профессионального занятия юридической деятельностьюб) систему подготовки специалистовюристов в.

1 Российское образование: проблемы реформирования. Выпуск II Аналитический вестник Совета Федерации //ФС РФ. — 2000. — № 12 (79). — С.75−88. юридических учебных заведениях. Это и особый вид социальной деятельности, и социальный институт, выполняющий непреложные социальные функции. На наш взгляд, правильным будет сказать, что юридическое образование — важнейшая часть государственно-регулируемого правового пространства, механизм обеспечения правового здоровья нации. Поэтому одной из важнейших функций юридического образования является воспитание и формирование юридического самосознания. А юридическое (правовое) самосознание (правосознание) — является фундаментом любой правовой науки.

Изучение дореволюционного отечественного опыта юридического образования в процессе реформ второй половины XIX века становится наиболее актуальным на современном этапе и в связи с проводимой реформой образования: разработкой новых государственных стандартов, учебных планов, созданием негосударственных учебных заведений, подготовкой правоведов на всех уровнях системы образования, получением образования за границей, подготовкой юристов для всех сфер деятельности общества и государства.

Исследование отечественного опыта реформирования системы юридического образования второй половины XIX века становится наиболее актуальным на современном этапе и в связи с проводимой реформой высшего образования. Конституция 1993 года, новые нормативные акты во всех областях правового регулирования составили основу реформирования современного Российского государства, поставили вопрос о необходимости проанализировать процесс взаимодействия и преемственности юридического образования и российских реформ, выявить их характер и тенденции. На наш взгляд, несмотря на принятие целого ряда законодательных документов, направленных на реформирование системы образования в России1, не удалось добиться полной определенности национальной концепции образования и модели системы юридического образования в России. В настоящее время отношения в сфере юридического образования регулируются рядом законодательных актов, основными среди кото.

1 См. напр.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Управление школой 2000. -№ 2. рых являются законы РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.03.2004 г. № 9 — ФЗ) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19 июля 1996р (от 07.07. 2003 г. № 119 — ФЗ). Возрастает активность законотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации, велико количество актов подзаконного характера. Практическая необходимость систематизации законодательства об образовании, восполнения имеющихся в нем пробелов порождает и теоретические проблемы. Неоднозначность современных взглядов, противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций разного рода политиков ведет к снижению роли социальной функции отечественного юридического образования.

Разрешение любого дискуссионного вопроса эффективно только при обращении к его истокам. В процессе становления, реформирования Российского государства, накоплен немалый опыт участия юридического образования в подготовке специалистов, создании правовой культуры, в обновлении и переустройстве общества. На протяжении двух последних веков характерно стремление опереться на научный авторитет и рациональную программу коренных изменений условий существования российского общества. Важным и существенным моментом является то, что юридическое образование всегда активно реагировало на политический заказ: и в начале XIX столетия (реформы графа М.М. Сперанского), и во второй половине XIX века — «Эпоха реформ» Александра II (крестьянская, судебная, земская, городского самоуправления, финансовая, образования, военная и др.). Правоведы принимали непосредственное участие в разработке правовых основ переустройства России. Поэтому данный полезный опыт не может оставаться без внимания и при ответах на такой актуальный вопрос, как эффективность юридического образования в системе подготовки государственных служащих. На практике это означает, что диплом юридического факультета императорского университета становился условием для получения соответствующих классных чинов государственной службы.

Рассматривая реформу системы высшего образования, как следствие общих экономических и политических изменений в России, следует учитывать и достаточно созревшие предпосылки изменений в самой образовательной системе. Правовую политику в сфере образования долгие годы предпочитали рассматривать как производную от общих политических и идеологических установок и доктрин, формируемых в партийно-государственных структурах. Социально-экономические и политические реформы, в результате которых в системе образования распалось централизованное управление и планирование подготовки кадров, ликвидирован институт государственного заказа специалистов, привели к изменению статуса высших учебных заведений, в том числе и в системе подготовки юристов. Именно в XIX веке были заложены и сформированы общетеоретические основы процесса реформирования системы юридического образования, которые требуют рассмотрения и пристального научного анализа с современных позиций.

Однако не всегда результаты, к которым приводило участие отечественных правоведов в становлении системы высшей школы, можно оценивать как позитивныечасто они носили драматический характер, но всегда оказывали мощное влияние на юридическое образование страны1.

Исследовательский проект посвящен изучению развития системы юридического образования в России во второй половине XIX — начале XX вв. Реформа 19 февраля 1861 года привела не только к экономическому освобождению огромного социального слоя населения России, но и к личному освобождению. Становление рыночных отношений, получение личной свободы (реформы образования и печати), систематизация Российского законодательства явились стимулом к овладению населением России юридическими знаниями. Как следствие, все это нам дает основание говорить об изменении модели юридического образования.

1 См. напр.: Смыкалин A.C. Юридическое образование в СССР и Российской Федерации: исторический аспект. // Юридическое образование и наука. — 2000. — № 2. — С.41−43.

Считаем необходимым обратиться к истории русского юридического образования, особенно тех периодов, когда страна переживала сходные с современными процессы модернизации. Это позволит выделить положительный российский опыт, который станет основой для выработки концепции юридического образования. Изучений истории юридического образования важно еще по той причине, что в проекты государственных стандартов после вузовского профессионального образования включена такая дисциплина, как история и методология юридического образования и наук, а соответствующих публикаций практически нет. Наконец, данный проект дополнит имеющиеся исследования по правовой системе Российского государства «.общероссийская университетская реформа 1863 г. и основные положения университетского устава 1863 г., .должны рассматриваться в контексте всех остальных буржуазных реформ в Империи и составляют, равно как и законодательство об университетах пореформенных десятилетий, самостоятельную тему для исследований"1.

Интеграция российской высшей юридической школы в мировой образовательный процесс ставит задачи унификации академических и ученых степеней исследовать нормативную базу в подготовке научно-педагогических кадров. Тенденция развития мировой экономики ставит сходные проблемы перед большинством стран мира, имеющих как национальные особенности, так и общие закономерности функционирования юридических образовательных систем. В качестве примера можно привести интеграционные проблемы юридических систем образования в объединенной Европе, попытка создать единое правовое образовательное пространство в странах.

СНГ. Для успешного решения этих проблем полезно провести ретроспективный и сравнительный анализ становления и развития систем юридического образования в исследуемый период. Это позволит выявить позитивный опыт подготовки юристов и эффективно использовать его при совершенствовании национальных систем образования.

1 Зипунникова Н. Н. Правовое регулирование университетского образования в России в ХУШ-первой половине XIX века. Автореф. Дисс. .канд. юр. наук. 12.00.01. Екатеринбург., 1998. — С. 10.

2 См.: Протокол IX Конференции министров образования государств — участников содружества независимых государств. 10 июня 2004 года. // Бюллетень министерства образования и науки Российской федерации. -2004;№ 9.-С. 26 -39.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования показывает, что изучение историографии по вопросам юридического образования в России во второй половине XIX — начале XX века являлось популярным предметом исследования. Историография, особенно в области истории университетского образования, насчитывает достаточно широкий круг исследователей. Особый интерес по так называемой университетской историографии представляют труды Д. И. Багалея, H.H. Булича, М.Ф. Владимирского-Буданова, В. В. Григорьева, Н. П. Загоскина, Е. В. Петухова, С. П. Шевырева, В. Я. Шульгина и других. Большой вклад в изучение проблем юридического образования второй половины XIX века внесли такие ученые, как С.ЦиЯ.И. Баршевы, Б. В. Виленский, В. В. Гармиза, П. Д. Калмыков, Н. И Крылов, А. П. Куницын, К. А. Неволин, П. Г. Редкин, А.А.Федотов-Чеховский и другие, работы которых посвящены анализу определенных сторон юридического образования. Научным венцом изучения истории университетского образования явилась составленная в 1915 г. С. Г. Сватиковым специализированная Программа русской университетской библиографии. Исследованием по ведомственной подготовке правоведов во второй половине XIX века занимались Н. И. Ленц, М. М. Молчанов, Е. В. Петухов, И. А. Сребницкий, С. М. Шпилевский, В. И. Соболевский, Сюзор Г. П., Щеглов В. Г., М. Н. Катков, П. М. Леонтьев, Е. И. Лихачева и другие, труды которых посвящены различным сторонам деятельности ведомственных и негосударственных учебных заведений.

В советский период конкретные вопросы, связанные с российским юридическим образованием проанализированы в многочисленных трудах Р.Г. Эй-монтовой, историков Ю. Н. Егорова, А. Е. Иванова, Е. М. Косачевской, С. М. Михайловой, В. В. Украинцева и других. На данном этапе в исторических очерках и исследованиях в основном акценты смещались к критике реакционного характера российского университетского образования, в том числе и юридического.

Особый интерес к данной проблеме значительно fl?&@8M№JlB 90-е гг. XX века. Предметом фундаментальных исследований в рамках дореволюционного университетского образования являются работы юристов: А. Ю. Андреева, A.B. Борисова, И. А. Емельяновой, В. Г. Кинелева, C.B. Кодана, H .Я. Куприц, E.A. Скрипилева, В. А. Томсинова, A.C. Смыкалина, В. В. Захарова, H.H. Зи-пунниковой и других.

Анализ историографии проблематики диссертационного исследования позволяет подчеркнуть достаточно большой и устойчивый интерес исследователей к вопросам юридического образования. Немалый интерес в связи с изучением традиций российского высшего образования представляет солидный «пласт» отечественных и зарубежных исследований историко-философского и социально-политического характера.

Исследованием состояния и развития русской правовой мысли в указанный период занимались В. Д. Зорькин, Н. Я. Куприц, А. И. Экимов, в трудах которых раскрываются политические ориентиры русских юристов, дается характеристика особенностей этапов развития правоведения, степени влияния западноевропейской юридической науки на российскую правовую мысль.

Особое место занимают исследования политических и правовых учений И. А. Исаева, B.C. Нерсесянца, С. А. Пяткиной, В. А. Твардовской, характеризующие складывающиеся правовые доктрины, в них проводится параллель между появляющимися новыми тенденциями в научной мысли и в общественно-политической жизни.

Для данного диссертационного исследования определенный интерес представляли посвященные анализу реформирования отдельных институтов государства работы: Б. В. Виленского, С. М. Казанцева, C.B. Донской, Н. В. Черкасовой. Автор диссертации опирался также на труды российских ученых в области теории государства и истории права, (A.B. Васильева, Е. И. Голубевой, H.A. Крашенинниковой, Д. А. Керимова, Г. В. Мальцева, Т. Е. Новицкой, В.И. Смо-лярчука, JI.A. Стешенко, В. М. Серых, В. А. Туманова, P.C. Хачатурова, О. И. Чистякова и др,). В работе использованы исследования таких зарубежных ученых, как Р. Вортмана, Ф. Б. Кайзера, Т. Тарановски, А. Валенски).

Однако в своих исследованиях из-за обширности предмета они лишь частично смогли затронуть проблемы юридического образования в России второй половины XIX века. Специально вопросами комплексного подхода к данной теме, к сожалению, практически исследователи не занимались, зачастую их работы были посвящены всестороннему исследованию университетского' юридического образования. Поэтому, данный исследовательский проект посвящен изучению процесса реформирования правовых и организационных основ развития системы юридического образования в России во второй половине XIXначале XX вв., не только юридических факультетов императорских университетов, а в целом включая лицейское, ведомственное, негосударственное (вольное), а также получение юридического образования за границей. При этом в диссертации исследуется не только общеимперское законодательство, но местные (учебных округов, учебных заведений) правовые акты.

Объектом исследования является развитие юридического образования во второй половине XIX — начале XX вв., отношения, складывающиеся в процессе разработки нормативно-правовой базы системы юридического образования и правовой культуры в ходе проводившихся буржуазных реформ в России, отразившихся в реформах результаты реализации нововведений.

Предметом исследования является законодательная база системы юридического образования, нормы права, закрепленные в нормативно-правовых актах и процесс их применения при регулировании отношений периода реформ середины XIX начала XX века.

Новизна исследования заключается в том, что в данной работе впервые на монографическом уровне предпринята попытка рассмотреть законодательство, особенно на уровне правительственных и локальных нормативно — правовых актов, в рамках которого осуществлялось правовое регулирование реформ юридического образования со второй половины XIX столетия по октябрь 1917 года.

Целью исследования является комплексный анализ тенденций взаимодействия и взаимообусловленности юридического образования в процессе радикального реформирования Российского государства во второй половине XIX века.

Исходя из цели исследования, автор поставил перед собой следующие задачи:

— обобщить историко-правовые материалы по проблеме исследования, определить степень теоретической разработанности темы;

— охарактеризовать состояние юридического образования накануне реформ в России второй половины XIX века на основе выделения ее характерных особенностей и определить уровень готовности различных правовых школ к участию в политических процессах реформирования государственности;

— проанализировать и дать оценку нормативно-правовым актам реформирующих систему юридического образования;

— определить степень влияния подготовки правоведов на правительственный курс реформ и его корректировку;

— исследовать процесс изменения и развития юридического образования в России во второй половине XIX века;

— на основе проведенного исследования выявить воздействие буржуазных реформ на характер и темпы развития юридического образования и правовой мысли в конце XIX — начале XX века.

Методологическая основа диссертации представлена системой современных методов познания, среди которых базовым является диалектический, позволяющий раскрыть степень взаимовлияния юридического образования и реформ, рассмотреть их взаимообусловленность. В рамках данного исследования использованы общенаучные (социологический, системного анализа, системно-структурный, сравнительный), а также частно-научные методы познания социально-политических и социально-правовых явлений и процессов (сравнительно-правовой, историко-правовой, ретроспективной реконструкции). Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.

Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют различные группы источников, среди которых, как официальные, так и неофициального характера: труды ученых в области теории и истории права и государства, истории политических и правовых учений, отраслей права, философии права, истории, политологии, социологии, где анализируются общеметодологические и теоретические основы историко-правовых исследований в России.

Автор стремится поддержать позицию той части современных правоведов, которые считают государство, его политические и административные институты ответственными за формирование и развитие информационного поля в стране, создание правовой культуры общества. Идея государства, как систематизирующей силы в области юридического образования, представляется эффективной как в прошлом, так и в настоящее время1.

В своем диссертационном исследовании автор опирался на различные группы источников.

Источники формально-юридического характера: законодательные акты об университетском, ведомственном и негосударственном образовании. В процессе исследования было изучено более 200 актов. В результате проведенной официальной инкорпорации во второй половине XIX в. законодательных актов, принятых в связи с созданием отдельной отрасли государственного управления образованием явились специализированные сборники постановлений (Т.т. 1−17, СПб., 1864−1904 г.) и распоряжений по Министерству народного просвещения (Т.т. 1−17. СПб., 1866−1907 г.). Данные документы явились основным источником исследования о проанализированных актах, утвержденных Императором, и более 100 министерских распоряжения^.

В группу официальных источников вошли: архивные материалы Российского государственного исторического Архива — документы департамента на.

1 См.:Томсинов В. А. Развитие юриспруденции в России, в кн. Развитие русского права второй половины XVIIXVIII в.в. М., 1992; Кодан C.B. Становление юридического образования в России // РЮЖ. № 3 -2001.-С.98−108- Москвина А. Г. Становление русской юриспруденции. СПб., 2000. 342 с. родного просвещения, который включает в себя делопроизводство с 1841 по 1855 гг. — 1 стол I отделения, с 1856 по 1862 гг. 1 стол III отделения, после 1863 года разряд высших учебных заведений (Ф.733, Ф.734, Ф.744 и т. д.), среди которых находятся: «главные законы учебных заведений» — Положения об учебных округах, Уставы императорских университетов, «Временные правила» 1905 г., Уставы лицеев, училища правоведенияа также приказы, распоряжения, правила и инструкции, регламентирующие внутреннюю деятельность учебных заведений, которые составляют особую малоизученную базу документов. Представляется, что анализ этих материалов в контексте законодательной регламентации деятельности в подготовке юристов позволит устранить этот недостаток. Были изучены и использованы некоторые материалы того же архива представляющего собой Высочайшие указы, всеподданнейшие доклады по Министерству народного просвещения, подготовительные материалы, составленные в ходе подготовки реформ 1863 г., контрреформ 1884 г., революции 1905;07 гг.: проекты университетских, лицейских уставов, объяснительные записки к ним, отзывы, мнения и замечания, а также переписку министерств и ведомств по введению уставов в действие. Немалый интерес представляют документы Российского государственного военно-исторического архива фонды канцелярии военного министра (Ф.1, Ф.725.), по которым можно проследить законодательную динамику становления военно-юридического образования в России. Благодаря сведениям Центрального исторического архива г. Москва (Архив Московского университета), документам и материалы, хранящиеся в рукописном отделе Российской национальной библиотеки (РО РНБ), Государственной публичной исторической библиотеке России, Научной библиотеке им. Горького Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова стала возможной более объективная характеристика реформирования юридического образования, как в столичных городах, так и на окраинах России. Анализ данных материалов позволил раскрыть особенности российского законодательного процесса исследуемого периода на примере различных форм получения юридического образования.

Особый «пласт» исследования представляют отчеты по министерству народного образования, министерские статистические данные, которые позволяют создать представление о практических результатах учебной деятельности государства в области юридического образования, в том числе — по реализации в жизнь соответствующих правовых норм.

Важным источником для цфОДМОД общей правовой культуры, правовых традиций в процессе реформирования юридического образования является эпистолярное и мемуарное наследие (письма, воспоминания, дневники), периодика (газеты, журналы).

Обширный спектр исследований представляют труды российских ученых-юристов, принадлежавших к различным научным направлениям и школам: К. Д. Кавелина, В. Д. Спасовича, Я. И. Баршева, Б. Н. Чичерина, С. С. Алексеева, В. М. Баранова, Р. Г. Эймонтовой, С. П Глушаченко, Е. А. Скрипилева, А. Ю. Андреева, В. А. Томсинова, A.C. Смыкалина, В. Г. Кинелева, C.B. Кодана, А. Е. Иванова, А. Ф. Шебанова, В. В. Захарова, H.H. Зипунниковой и др., которые с позиций современников эпохи преобразований и с позиций сегодняшнего времени дали свою научную оценку основным социальным преобразованиям в сфере юридического образования. Среди использованных материалов особо можно выделить документы и публикации в internete (документы и источники по Министерству народного просвещения России, тексты и статьи В. А. Змеева, В. В. Захарова, Самусь В. В. и др.).

Автором был также изучен ряд диссертаций и авторефератов, основные идеи, которых также связаны с темой данного исследования1.

См.: Комина О. В. Развитие образования на территории Мордовии во второй половине XIX — начале XX века. Социокультурный анализ: Дис. канд. пед. наук: 05.25.03. — Саранск., 2001. -151с.- Миридонова B.C. Юридические общества в России (1865−1917): Дис. .канд. юр. наук: 12.00.01. — Нижний Новгород., 2000. -168 е.- Маслов Ю. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX* начале XX веков.:Дис. .канд. пед. наук: 05.25.03, — Курск., 2001. -172 е.- Зарипова З. Н. Правовое регулирование образовательной реформы в России второй половины XVIII века.:Дис. кан^, юр. наук. 12.00.01. — Нижний Новгород ., 2000. 157 е.- Станкевич Г. В. Юридическая наука и российские реформы во второй половине XIX века: Дис.канд. юр, > наук: 12.00.01. Москва., 2002. — 167 е.: Зипунникова H.H. Правовое регулирование университетского образования в.

России в XVIIIпервой половине XIX века. АЙЬреф. дисс.канд. юрид. .наук: 12.00.01, — Екатеринбург., 1998.

25 е.- Алексеева Н. Ю Развитие юридического образования в России в XVIII—XIX вв.: Автореф. дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01.-СПб., 2000. -21с.

В трудах названных дореволюционных исследователей истории государства и права и современных ученых неизученным практически остался вопрос законодательного регулирования реформ юридического образования во второй половине XIX века в России. Отсутствует исследование правовой базы образовательных реформ подготовки правоведов, государственного регулирования системы юридического образования в России, анализ законодательных актов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые специально исследуется процесс взаимодействия юридического образования и правительственных реформ во второй половине XIX века, рассматриваются система и взгляды правоведов на реформаторские нововведения, дается оценка их влияния на систему подготовки юристов (преподавателей и студентов), а также становление новой общетеоретической фундаментальной модели соединения науки и образования в условиях реформирования и перехода государства к новым экономическим отношениям.

На защиту выносятся следующие содержащие определенные элементы новизны положения и выводы:

1. В первой половине XIX века с образованием в 1802 году министерства народного просвещении в России законодательно сложилась единая отрасль государственного управления юридическим образованием, в том числе университетским (юридические факультеты), ведомственным (Царско-Сельский (Александровский), Демидовский, Ришельевский, Нежинский лицеи, Императорское училище правоведения, Аудиторская школа). Создание законодательной системы управления образованием (учебные округа и попечительство) определяло стремление государства к централизации образовательных процессов, в том числе и при подготовке правоведов. Сложилась государственная система юридического образования, целью которой было обеспечить юристами укрепление права крепостного самодержавного строя на основе систематизированного законодательства России, что особенно характерно проявилось в период реакции на деятельность учебных заведений на рубеже 1840−1850-х гг.

2. Система российского юридического образования складывалась как по инициативе государства, так и частных лиц. Однако государственное регулирование обусловило специфические черты юридического образования в России в 50-х гг. XIX века: а) юридические факультеты университетов, лицеи, училище правоведения, аудиторское училище (1846−1867) имели определенные функции, штаты, бюджетное финансирование, делопроизводство, учебно-воспитательная деятельность контролировалась министерством народного просвещения, попечителями, учебными округами и т. дб) внутренняя деятельность учебных заведений по подготовке правоведов регламентировалась уставами, положениями, инструкциями, актами ректоров.

3. Во второй половине XIX века система юридического образования выполняет новый государственный заказ — создание и укрепление правовых основ капиталистических отношений, правовой государственности, прав человека и гражданского общества. Реформирование юридического образования в России в результате апробации нескольких моделей привело к созданию мощной правовой базы деятельности университетов и учебных заведений по подготовке правоведов. В исследовании проведена научная классификация законодательных актов по таким критериям, как юридическая сила, внешняя форма акта, содержательная наполненность, адресная направленность. В результате анализа университетских уставов исследованы основные черты законодательного процесса в Российской Империи.

4. Исследование законодательства юридического образования в правовой системе Российской Империи во второй половине XIX века позволяет сформировать новые представления по данной проблеме. Принципиальные особенности состоят в следующем, а именно вкрапления в законодательные акты преимущественно административного характера норм других отраслей права, централизованную специфику управления и финансирования, в рамках законодательства возникает новый нормативный массив, тяготевший к оформлению в самостоятельное подразделение структуры законодательства. Это позволяет объяснить, по крайней мере, в историческом плане дискуссию о необходимости создания единой концепции юридического образования в России.

5. В середине XIX века меняется модель юридического образования, суть которой заключается: в фундаментальном формировании теоретических знаний, в котором важное место занимает история права. Развитие юридических учебных заведений способствовало становлению во второй половине XIX века российского правоведения, развитию и направлению в изучении юриспруденции, формированию научных школ. До эпохи реформ можно говорить о создании основ юридического образования, '. базы подготовки юридических кадров, благодаря которым и было реформировано все правовое здание обновленной государственности России в новых экономических условиях. Таким образом, речь можно вести о преемственности в законодательном процессе, а не отрицании правовых основ российского юридического образования.

6. Особенностью реформирования юридического образования во второй половине XIX века явилась своеобразная стандартизация образования, преподавание дифференцировалось, рост количества кафедр произошел не за счет отраслевых, а за счет теоретико-исторических, кафедра государственного права отделилась от кафедры энциклопедии права. В уставах государственных учебных заведений формируется правовой статус профессорско-преподавательского состава (включение их в систему государственной службы) и правовой статус студентов (получение диплома давало право на государственную службу). Проводимые государством политические и социально-экономические реформы не способствовали увеличению количества учебных заведений для подготовки правоведов, а дали толчок перевода ряда учебных заведений в статус университета, что привело к качественной подготовке юристов, их государственной заинтересованности, сделав профессию востребованной. Однако реформирование юридического образования сопровождалось и рядом негативных последствий (1884 г.) таких как ограничение инициативы и независимости учебных заведений, содержательная ограниченность преподавания, сословная ограниченность студенческого состава, различие между нормативным регулированием и реализации законодательных предписаний, между правом писанным и правом действительным.

7. Вводимые императором и правительством нормативные акты позволили найти новые источники в подготовке юристов в государственных и негосударственных «вольных» учебных заведениях, получение юридического образования за рубежом, обучение юриспруденции женщин. В России в середине XIX века была законодательно создана система подготовки юристов в университетах, ведомственных учебных заведениях, а также «законоведцев» с хозяйственно-правовой подготовкой. Существенным недостатком считаем отсутствие продуманной стратегии в законодательной и бюджетной политике государства в период реформирования лицейркого юридического образования и негосударственного (вольного).

8. Участие профессиональных юристов в подготовке и проведении буржуазных реформ в России, особенно судебной реформы, стало серьезным завоеванием системы юридического образования, и появлением нового начала в официальных сферах, так как до этого времени не было оппозиционных выступлений представителей юриспруденции в печати. Впервые система юридического образования доказала, что она способна не только обслуживать интересы правительства, но и идти дальше него, выступать в интересах всего общества, личности.

Научная и практическая значимость исследования определяется его новизной, тем, что результаты позволяют по-новому взглянуть на ряд важных процессов, происходивших в России в XIX — начале XX веков, дают возможность определить вклад представителей отечественной правовой мысли в разработку и реализацию системы юридического образования. С учетом потребностей практики в диссертации рассмотрены вопросы, которые имеют актуальное значение на современном этапе развития юридического образования в России. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по проблемам истории правовых доктрин и теории права, а также в процессе преподавания истории отечественного государства и права, стать основой для создания новых учебных пособий. Настоящее исследование будет небезынтересно и практическим работникам системы юридического образования, а также научным работникам для более эффективного социально-политического анализа сложных общественных процессов и прогнозирования дальнейшего развития юридического образования.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и рекомендована к защите на кафедре теории и истории государства и права Уральской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные идеи излагались автором в научных докладах на научно-практических конференциях «Духовные истоки воинской славы России» (Тюмень, 1997) — «Избирательное право: взгляд молодых» (Тюмень, 2001) — Уральских историко-правовых чтениях (Екатеринбург, 2003, 2004) — «Конституционное развитие России: история и современность» (Екатеринбург, 2004) — «Государственное и местное управление социально-экономическими процессами на территории муниципальных образований» (Екатеринбург, 2004) — «Государственно-правовое реформирование России: итоги и перспективы» (Екатеринбург, 2004): нашли отражение в опубликованных работах автора. Фактический материал использовался автором при проведении учебных занятий по отечественной истории, теории и истории государства и права в Военно-инженерном университете г. Тюмени, в Современном гуманитарном университете (Московский филиал в г. Тюмени), в Уральской академии государственной службы (г. Екатеринбург).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, научной литературы, приложения и вспомогательных указателей.

Заключение

.

В результате проведенного диссертационного исследования автор отмечает, что российское юридическое образование развивалась во второй половине XIX века в соответствии с общеевропейскими традициями, что позволило ей создать в начале XX века свою правовую идеологию, поиск которой еще был начат в эпоху правления Петра I. Диссертант отмечает, что во второй половине XIX века в России сложилась сильная система юридического образования, однако ей присущ ряд проблем: сильное влияние европейских правовых школ, экстенсивный характер ее развития, неразвитость юридической практики и использовании достижений юриспруденции, невысокий уровень правовой культуры у населения Российского государства. Существенным недостатком реформирования юридического образования «.можно считать слабую профессиональную ориентацию юридического образования"1, которая была необходима в связи с меняющимися условиями деятельности юристов. Указанные проблемы имели не только юридический характер, так как их появление связано с социально-политическими и экономическими факторами развития российского общества: отсталость России по причине существования крепостного права, низкий уровень правосознания, ограниченность правовой информации. Переход от традиционного общества к цивилизационному, совершаемый в особых условиях российской действительности, превратил страну в сосредоточие острейших проблем и глубоких противоречий.

Предложенная конкретная программа М. М. Сперанским подготовки преподавателей и студентов правоведов была направлена на внедрение в жизнь систематизированного Свода законов, причем на подготовку юристов общего и.

1 Захаров В. В. Модернизация юридического образования в российских университетах в середине XIX столетия // Юридическое образование и науки. — 2003. — № 4 -С. 48. универсального характера. Реформаторская деятельность системы юридического образования в середине рассматриваемого столетия не представляла собой единого механизма. Юридическое образование как часть права была направлена государством обслуживать проводимые реформы в России. Проведенный нами анализ показывает, что практически при неизменном количестве учебных заведений, подготовка правоведов качественно улучшилась через коренную трансформацию в других подсистемах общества. Реформа отмены крепостного права в России стала отправной точкой в государственном заказе правоведов. Система юридического образования подготовила квалифицированные кадры, которые приняли участие в разработке проектов отмены крепостного права, но и обосновании научной концепции преобразований и ее фундаментальных положений по отмене крепостничества, которые совершили переворот в жизни страны, законодательстве. Однако опосредственное воздействие на деятелей реформы, слабой подготовкой и разработанностью правил юридической техники качество принятых актов осталось невысоким.

Небольшой по времени опыт деятельности камеральных отделений на юридических факультетах показал, то в периоды реформирования необходимы «законоведы» умеющие эффективно управлять государственным имуществом и извлекать из него прибыль.

Высокая активность правоведов подготовленной системой образования была проявлена в подготовке и проведении судебной реформы. Благодаря участию юристов судебная система стала реальностью, а созданные институты мировых судей, суда присяжных, адвокатуры были чисто русским нововведениями, не являясь слепым подражанием европейского опыта. Практически никто из правоведов не остался в стороне от процесса коренного изменения суда, многим удалось принять в нем непосредственное участие, остальные же бурно обсуждали достоинства и недостатки юридических институтов, не имевших аналогов в российском прошлом. Непосредственная деятельность юристов-ученых в союзе с практиками в комиссии по составлению Судебных уставов свидетельствует о возрастающей роли и значении юридической науки в жизни общества, о признании ее заслуг.

Реформы второй половины XIX века, не могли уже идти в направлении, отличном от выбранного, а бюрократически-чиновничий аппарат, занимавшийся их разработкой, вынужден был внедрять новые буржуазные принципы, так как процесс реформирования основных сфер общественной жизни представлял единое целое, а вводимые институты могли функционировать только в системе.

Степень государственного регулирования системы юридического образования в разных странах различнакроме того, различны принципы доступа в данную систему, разные принципы и механизмы распределения бремени расходов между государством и частными лицами, получающими образование правоведов.

За период реформирования методика преподавания юридических дисциплин очень сильно изменилась: она отошла от описания юридической и законодательной практики, став на путь их анализа, теоретизации получаемых данных, так как демократические реформы создали объективные предпосылки для теоретического и исторического анализа права и правовых отношений.

Реформы, стимулируя интерес к изучению права и его институтов, дали новый мощный импульс развитию специальных научных направлений: юридический позитивизм (Г.Ф. Шершеневич, К. Д. Кавелин, В. И. Сергеевич и др.), социологическая юриспруденция (М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев и др.), психологическая школа права (Л.И. Петражицкий и др.), «воз-рожденое естественное право» (П.И. Новгородцев., Б. А. Кистяковский, И. В. Гессен и др.).

Буржуазные реформы имели своим последствием оживление отечественного юридического образования, его научного интереса, так как за годы реформ она обогатилась новыми знаниями, отрасли правовой науки пополнились крупными достижениями, именно реформы 60-х годов XIX столетия активизировали интерес к правам человека, а с ними и к возрождению естественного права, к идее правового государства, в концепцию которого внесли свою лепту труды русских юристов (Г.Ф. Шершеневича, Н. М. Коркунова и др.). За короткий период с 50-х по 90-е годы XIX столетия российская система юридического образования совершила резкий скачок вперед — на смену догматизму пришел теоретический анализ не только существующего законодательства, но и всей правовой материи. После реформ, обогатившись новой информацией, в правоведении выделились и стали самостоятельными многие современные научные направления: теория права, философия права, социология права.

Свойства системы юридического образования исследуемого периода проявились как характеризующие:

1) структуру — ступенчатость, разветвленность, непрерывность, пропедев-тичность (преемственность), наличие сквозного компонента;

2) присутствие противоположных тенденций — маргинтальность и приверженность к национальным традициямдемократичность и тоталитарностьгуманность и обезличивание, зомбирование человека.

Юридическое образование как часть всего образования, является системообразующим фактором общественного развития. Эта социальная система упорядочивает в своих границах правовые отношения, превращает их в устойчивые формы знания о мире, повторяющиеся формы поведения, формирует традиционную систему правой культуры, что дает возможность дальнейшего развития правового общества. Юридическое образование по своей сути — инерционная, запаздывающая часть социальной системы, запаздывающая закономерно, чтобы общество в целом имело возможность закономерно развиваться.

Конституционная идеология явилась научной основой для модернизации российского общества. Конституционализм в понимании Б. А. Кистяковского и С. А. Муромцева стал фундаментом для конституционного движения в России. Правовому нигилизму русские конституционалисты в лице представителей юридического образования противопоставили доктрину правового государства.

Материалы проведенного нами исследования юридического образования в России (вторая половина XIX — начало XX веков) позволили установить, что в указанный период была сформирована специфическая модель подготовки правоведов, определяемая как адаптацией к изменившимся условиям, связанной (для государства, частных лиц) с ожидаемой отдачей от инвестиций в систему образования и (для учебных заведений) с возможностями реагировать на увеличивавшийся и изменившийся качественно спрос на их услуги. Анализ данной практики может быть полезен для оценки возможных последствий проводимой образовательной реформы в современной России.

Данное диссертационное исследование составляет лишь малую часть огромного и сложного процесса по изучению взаимодействия и взаимного влияния юридического образования и политических процессов, протекающих в российском обществе. Преобразования, происходящие в современной России и в России царской, имеют много общего и дают обширный материал для продолжения научных изысканий в этом направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Высочайший манифест 19 февраля 1861 года. СПб., 1911.
  2. Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения 1803−1864 гг. -Спб., 1867.- 1096 с.
  3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1996. 63 с.
  4. Манифест об учреждении Министерств 8 сентября 1802 года. СПб., 1802.
  5. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1849. С. 6.
  6. Общий Устав Императорских Российских Университетов. СПб., 1884. -46с.
  7. Полное собрание законов Российской империи Т. XXXVIII. Отд. 1, № 21 498, № 39 752. Университетские уставы 1835 г. и 1884 г. также (Тексты уставов см.: ПСЗ-2, Т. X, Отд. 1, № 8337, ПСЗ-З, Т.1У, № 2404).
  8. Положение об учебном округе. СПб., 1835.- 65 с.
  9. Положение об общежитии лицея утверждено министром народного просвещения А. А. Сабуровым. 11 ноября 1880 г. Ярославль. 1883 г. 7с.
  10. Ю.Правила для испытания студентов Демидовского лицея, составленные на основании правил утвержденных Министром народного просвещения. Ярославль.-1871. -7с.
  11. Правила о производстве испытаний в юридических испытательных комиссиях. //Журнал министерства народного просвещения. 1911, № 8. СС.104−108.
  12. Предварительные Правила Народного Просвещения. 24 января 1803 года. -СПБ., 1803.
  13. РГВИА (Рос. гос. воен. ист. арх.) Ф.1. (Канцелярия военного министра). Оп.1.ед.хр.958. Л.242 -248. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений.
  14. РГВИА (Рос. гос. воен.ист. арх.) Ф.725. Оп. 48.Д.339. Положение о военно-юридической академии.
  15. РГИА (Рос. гос.ист. арх. в Санкт-Петербурге) Ф.733. Оп.95 Л.117.Устав высшего училища науки (Ярославль).
  16. РГИА.Ф.733.0п.50.Д.614.Л.2−3. Инструкция Ректорам и Деканам факультетов.
  17. РГИА. Ф.733. 0п.50. Д. 613. Л. 12−17.Наставление Ректорам и Деканам.
  18. Россия Государственный совет. Департамент законов. Материалы. Т.83 (1874) № 89 /4/. Устав Демидовского Юридического лицея.
  19. Россия. Министерство народного просвещения. Департамент, Разряд высших учебных заведений. О преобразовании Лицея князя Безбородко в Нежине. В Государственный совет (17 мая 1874 г. № 5.097).- Спб., 1874.-С.39−40.
  20. Российское законодательство. В 9 томах. /Отв. ред. Б. В. Виленский. Т.8. Судебная реформа.- М., 1991.- 496 с.
  21. Сборник законодательных работ по составлению военно-судебного устава. С.-Петербург., 1877. — 98 с.
  22. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора Александра II, 1855−1864 гг.- Спб.: Тип. АН, 1865. Т.З.- 1434,140- 218 с.
  23. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора Николая I. 1825 1855 гг. — Спб. Тип. АН. (1839 -1864 гг.) Т. З, отделение I. 1881.- 1224, 63, 42 с.
  24. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование Александра 11,1855−1864 гг. — Спб.:Тип. АН, Т.- 1434, 140. 42 с.
  25. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения за 1850−1864 гг. Спб.: Тип. АН, 1867. Т. З -1068, 124.-С.36.
  26. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора Николая I, 1825 -1855 гг. Спб.: Тип. АН. (1840 -1855 гг.). Т.2, отделение 2. 1864. -1352, 12, 105, -С.23.
  27. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения //Царствование императора Николая I, 1825−1855 гг. Спб.: Тип. АН, (1840−1855 гг.). Т.2, отделение 2. 1864.-13 552,12,105, -С.29.
  28. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора Александра И, 1865−1870 гг. Спб.: Тип АН, 1871. Т.4−1752, 44,44.-С. 1083.
  29. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора Александра II. 1855−1864 гг.- Спб.: Тип. АН, 1865. Т. 3.- С. 444.
  30. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения за 1850−1864 гг.- Спб.: Тип. АН. 1867. Т.З.- 1068, 124.- С. 42.
  31. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора Александра II. 1865 1870 гг.- Спб.: Тип. АН. 1871. Т.4, — 1752, 144,44, .-С.1116.
  32. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора Александра II 1871- 1873 гг.- СПб.: Тип. В. С. Балашова, 1877. Т.5.-С.1116.
  33. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора АлександраШ, 1889−1890 гг. -СПб.: Тип. т-ва «Печатня С. П. Яковлева», 1895 Т.И.-С.1198.
  34. Сборник постановлений по министерству народного просвещения // Царствование государей императоров Александра III и Николая II, 1894−1895 гг.-Спб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1898 .Т. 13.225 8, № 8624.
  35. Собрание узаконений и распоряжений правительства издаваемых при Правительственном Сенате. СПб., 1910, № 15,ст. 112.
  36. Собрание узаконений и распоряжений правительства издаваемых при Правительственном Сенате. СПб., 1911, № 237, ст. 2253.
  37. Собрание узаконений и распоряжений правительства издаваемых при Правительственном Сенате. СПб., 1913, № 73, ст. 609.
  38. Собрание узаконений и распоряжений правительства издаваемых при Правительственном Сенате. СПб., 1915, № 334, ст. 2474.
  39. Собрание узаконений и распоряжений правительства издаваемых при Правительственном Сенате. СПБ., 1917, № 132, ст. 706.
  40. Собрание узаконений и распоряжений правительства издаваемых при Правительственном Сенате. СПб., 1917, № 104, ст. 577.
  41. Собрание узаконений и распоряжений правительства издаваемых при Правительственном Сенате. СПБ., 1917, № 39, ст. 210.
  42. Собрание постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1875, т.1,-С.1633.
  43. Судебные Уставы Александра И. //Свод законов Российской империи. В XVI томах. T.XVI.- СПб., 1883.
  44. Университетский Устав 1863 года. СПб., 1863. 130 с.
  45. Устав императорского Московского университета 5 ноября 1804 г. М., 1804.-27с.
  46. Устав императорских Российских Университетов 26 июня 1835 г. М., 1835.-32 с.
  47. Устав Демидовского юридического лицея. Россия. Государственный совет. Департамент законов. Материалы. Т.83. (1874), 1874. — № 89 /4/. -14 с.
  48. У став лицея князя Безбородко. //Постановление Министерства народного просвещения № 13 415. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб.: Тип. АН, (1840−1855 гг.).Т.2, отделение 2.48 с.
  49. Устав лицея цесаревича Николая (Утв. 12 июля 1869 г. с доп. 30 декабря 1872 г. и 28 ноября 1895 г.) М., 1889.-17 с.
  50. Утвердительная Грамота Императорского Московского университе-Ta.htt// museum/ quru. ru/isnfvy/ 1804 biq/ htm.
  51. Утвердительная Грамота Императорского Харьковского университета. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения за 1802 1834 гг. — СПб.: АН. 1866. Т. 1.- 998, 32с.
  52. Утвердительная Грамота Императорского Казанского университета. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения за 1802 1834 гг. — СПб.: АН. 1866. Т. 1.- 998, 32с.
  53. Учебные руководства для военно-учебных заведений. Руководство законоведения. Курс II спецкласса. Военные законы. СПб., 1854.-15с.
  54. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.03.2003 г. № 119-ФЗ).
  55. Акт лицея князя Безбородко и Нежинской гимназии состоявшийся в 1850 г. 1 июля. Киев. Университетская типография.- 1850.- 65 е.
  56. A.C. К учению о юридической природе государства и государственной власти. М., 1895. 287 с.
  57. И.Е. Русское государственное право. СПб., 1866, — 374 с.
  58. Г. Юридическая энциклопедия.-М., 1863.- 524 с.
  59. К.К. Законодательство о печати.- СПб., 1903.- 263с.
  60. Я.И. Историческая записка о содействии Второго отделения Собственной е.и.в. канцелярии развитию юридических наук в России. СПб., 1876.
  61. И. Избранные сочинения. Т.1. Введение в основы нравственности и законодательства.- СПб., 1867.- 678 с.
  62. С.А. История философии права.- Спб., 1884.- 235 с.
  63. Г. Движение законодательства в России.- СПб., 1869.С.- 300 с.
  64. Ю.Великая реформа. В 6 томах.- М., 1911.
  65. Вестник Европы. // 1883. — № 11. -СС.334.
  66. И.В. Судебная реформа.- СПб., 1905.- 267 с.
  67. З.Глинский Б. Б. Борьба за конституцию 1612−1861 гг.-СПб., 1908.-619с.
  68. Годовой отчет по императорскому С.-Петербургскому университету за 1882 г. С.- Петербург. Тип. Стасюлевича. -1883. 72 с.
  69. Годичный торжественный акт в лицее князя Безбородко и Нежинской гимназии, бывший 4-го сентября 1860 года.-Киев: Университет, тип., 1860.-С.18.
  70. A.A. Десять лет реформы 1861−1871 гг.- СПб., 1872.- 400с.
  71. А.Д. Собрание сочинений. В 9 томах.- СПб., 1899−1908.
  72. Н. Канцлер князь A.A. Безбородко в связи с событиями его времени. Т.Н./ Сборник императорского Русского исторического общества.-Спб., 1881. Т. 29.-С 10.
  73. Дегай. Пособия и правила изучения российских законов или материалы к энциклопедии методологии и истории российского права.- М., 1831.
  74. И.И. Статьи по истории русского права.- СПб., 1895.- 632 с.
  75. Докладная записка «О положении младших преподавателей и оставленных при университете историко-филологического, физико-математического и юридического факультетов Императорского Московского Университета. Сергиев Посад, Тип. И. И. Иванова.1916.-10 с.
  76. К.О. Опыт государственного права Российской империи.- СПб., 1833.-256 с.
  77. H.JI. Источники права и суд в древней России. М., 1869 320 с.
  78. Журнал Государственного Совета. -1862. -№ 48.
  79. Журнал Министерства Юстиции. -I860, — № 11., -1864.- Т.22.
  80. Журнал министерства народного просвещения. Часть CXVII. -С.-Петербург.Тип. Тосафата Огризко. 1863.-720 с.
  81. Журнал министерства народного просвещения. 1913, № 6. СС.70−72.
  82. Задачи науки уголовного права. //Временник Демидовского юридического лицея.-Т.4.- 1873.29.3аписка о необходимости преобразования лицеев: Демидовского и князя Безбородко. -Спб.: Тип. П. А. Кулиша, 1863.-С 49.
  83. ЗО.Зверев H.A. Энциклопедия права.- М., 1898.- 494 с. 31 .Иеринг Р. Борьба за право.- М., 1874.- 77 с.
  84. Р. Интерес и право, — Ярославль, 1880. Предисловие. //Журнал гражданского и уголовного права.- 1882.- Кн.2, XII. Заметки. «Письмо Иеринг Р. к русским издателям его книги «Цель в праве».
  85. Историческая записка Императорского Лицея в память цесаревича Николая (Лицей цецаревича Николая) за XXX лет (1868 13 янв. 1898). М.: Унив. тип.1899.- VIII.-C. 213.
  86. Историческая записка Императорского лицея в память цесаревича Николая (Лицей цесаревича Николая) за XXX лет (1868−13 янв. 1898).- М.: Унив. тип. 1899.-VIII, -С 116.
  87. Историческая записка Императорского лицея в память цесаревича Николая (Лицей цесаревича Николая) за XXX лет (1868−13 янв. 1898).- М.: Унив. Тип. 1899.-VIII.-365 с.
  88. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802−1902. СПб., 1902. -.710 с.
  89. К летописи нашей учебной реформы // русский вестник. 1879-июнь. — М., Унив. — Тип., 1879. -.833 е.
  90. К.Д. Политические призраки.- Берлин, 1878. 240 с.
  91. К.Д. Собрание сочинений. В 4-х томах.- СПб., 1900.
  92. Календарь Императорского лицея в память цесаревича Николая на 1894 -1895 уч. год. Серия II, год.1.- М.: Унив. тип, 1894.
  93. М.Н. Теория права. Т.1. Общая догматика.- М., 1868., «Введение».
  94. А.Ф. Избранное.- М., 1989.- 495 с.
  95. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Управление школой.- 2002. -№ 2. СС. 4 -7.
  96. Н.М. Лекции по общей теории права.- СПб., 1909.- 364 с.
  97. . Н.М. Русское государственное право: В 2-х т. М., 1892.
  98. Н.М. История философии права.- СПб., 1896 г.- 267 с.
  99. Кузьмин-Караваев. В. Военно-юридическая академия 1866−1891 гг. С.-Петербург.Тип. B.C. Болашов, 1891, — 175 с.
  100. А.П. Право естественное. В 2-х частях.- СПб., 1818−1820.
  101. H. И. Учебно-воспитательные заведения, из которых образовался Ри-шельский лицей, 1804−1817. Одесса: «Экономическая» тип. И литография, 1903.-VIII, 386 с.
  102. Е.И. Материалы для истории женского образования в России. 1856−1880. Спб., 1901, — 594с.
  103. П.Н. Второе отделение Собственной е.и.в. канцелярии .- СПб., 1902. -2010с.
  104. А.И. Двадцатипятилетние императорского Новороссийского университета. Одесса, 1890. 289с.
  105. Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань., 1855. — 126 е.
  106. М.М. Новый Устав Училища Правоведения // Юридическая газета. СПб., -1894. -№ 53.
  107. Московские ведомости -1867. -№ 209.
  108. И. Энциклопедия законоведения.- М., 1839−1840.- 647 с.
  109. Новые идеи в правоведении.- СПб., 1914.- 546 с. 580 политической власти. //Санкт-Петербургские ведомости. 1862. № 94.
  110. Обзор деятельности ведомства Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений в 1862, 63 и 64 годах (с приложениями).-Спб.: Тип. Ф.С. .Сущинского, 1865.- 198 с.
  111. C.B. История кодификации гражданского права: В 2 т.- СПб., 1876.
  112. Первый женский календарь П. Н. Ариян на 1899 год. Спб., 1899. 150 с.
  113. Л.И. Теория права в связи с теорией нравственности. В 2-х т.-СПб., 1907.- Т.1.- 308 е., Т.2.- 349 с.
  114. А.Н. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и императорского военно-сиротского дома. 17 981 898. СПб., 1898.
  115. Е.В. Гимназия Высших наук кн. Безбородко в Нежине. 1820−1832,-СПб., 1895.-310 с.
  116. К.П. Сочинения.- СПб., 1996.- 600 с.
  117. С.И. Наши писательницы. Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. T.LII. № 7. Спб., 1891, С. 9.
  118. Пятидесятилетний юбилей императорского училища правоведения. СПб., 1886.- 380 с.
  119. Н.К. Юридическая энциклопедия.- Казань, 1889.- 291с.
  120. Реформы Александра II. Сборник нормативных актов. /Сост. О. И. Чистяков и Т. Е. Новицкая.- М., 1998.- 464 с.
  121. Н. Энциклопедия законоведения.- Спб., 1863.- 680 с.
  122. С. Исторический обзор по Министерству народного просвещения, 1802 1902. -Спб, 1902.-785 с.
  123. Романович-Славатинский A.B. Пособие по изучению русского государственного права. СПб., 1871.
  124. Русский Вестник. М., 1859. Т.21.
  125. Российское образование: проблемы реформирования. Выпуск II Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. — № 12 (79). — С.75−88.
  126. РГИА (Центр, гос. ист. архив в С.-Петербурге). Ф.733 (Эп.70.Д.771.Дело об упразднении юридического института при Киевском Университете.
  127. РГИА. Ф.733. 0п.207. Д. 2520. Диаграммы и таблицы по ведомству народного просвещения.
  128. РГИА. Ф.733. 0п.70. Д. 290. Материалы о прекращении преподавания в университете философии, введении преподавания логики и психологии.
  129. РГИА. Ф.733. Оп.95. Д. 117.0тчеты по Министерству народного просвещения и приложения.
  130. РГИА. Ф.733. 0п.50. Д. 983. Письмо бывшего попечителя Харьковского учебного округа Г. А. Катакази.
  131. РГИА. Ф.733. Оп.26. Д. 327. Л.2. Дело о предложении принять меры Совету Петербургского университета и юридического факультета.
  132. РГИА. Ф.733.0п.50. Д. 614. Д. 13. Заключение декана юридического факультета Харьковского университета о состоянии и направлении преподавания учебных предметов за 1849−50 гг.
  133. РГИА. Ф.733. 0п.50 Д. 983.Доклад А. С. Норова Александру II с заключениями по замечаниям.
  134. РГИА. Ф. 733. 0п.50. Д. 614. Донесение попечителя Харьковского учебного округа министру народного просвещения и заключения деканов факультетов о состоянии и направлении преподавания учебных предметов в университете.
  135. РГИА. Ф.733.0п. 50.Л.613. Дело Департамента народного просвещения отд.И.стол 2.
  136. РГИА. Ф.733. Оп. 26. Д. 73. Краткие отчеты о занятиях профессоров и преподавателях Петербургского университета за 1851−1855 уч. гг
  137. РГИА.Ф.733 .Оп.46. Д. З. Отчет Казанского университета за 1851−1852 уч.гг.
  138. РГИА. Ф.733. 0п.205. Д. 4843. Отчет о состоянии Томского Университета за 1916 год.
  139. РГИА. Ф.733. Оп.27. Д. 18, 231. Дело о столкновении студентов университета и замечания Александра II по поводу непочтительного отношения к нему при встрече на улице.
  140. РГИА.Ф.733. Оп.95. Д. 117. Л.74.Торжественный годичный акт в Демидовском лицее.
  141. РГИА. Ф.733. 0п.203.л.637.0тчет о состоянии Демидовского юридического лицея в Ярославле за 1874 год.
  142. В.А. Государственное право, общее и русское. 4.1. Варшава, 1912.
  143. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878−1918гг.) -310 с.
  144. Замечания на проект общего устава Императорских российских университетов. Ч. 1-Н. Спб., 1862.
  145. Я.С. По поводу пересмотра уставов университетов. Казань., -1878.
  146. И.А. Очерки из истории лицея кн. Безбородко (1832−1875).-Нежин: Типо-лит. Е. Ф Венгера, 1895.- 428 е.
  147. И.А. Лицей князя Безбородко. С. 222. // Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко. 2-е изд.- Спб.: Тип. В. Безобразова, 1881. 473. CXCII с.
  148. В.Д. За много лет 1859−1871 гг.Сборник статей.- СПБ., 1872.-665 с.
  149. М.М. Краткое руководство к познанию отечественных законодательств.- М., 1845.- 359 с.
  150. А.Н. Научное значение всеобщей истории законодательств // Юридический вестник. 1879. — № 10.
  151. A.A. Реформы Александра II и их судьба.- М., 1910.- 199 с.
  152. E.H. Энциклопедия права.- М., 1908.- 223 с.
  153. Устав императорских Российских Университетов (Проект, выработанный совещанием профессоров, под председательством Министра Народного Просвещения графа И. И. Толстого в 1906 г.) СПб. 1906.- 28 с.
  154. М.А. Судебная реформа в России. В 2-х томах. Т.1.-СП6., 1871.623 с. Т.2.- СПб., 1875.- 332 с.
  155. .Н. Опыты по истории русского права.- М., 1858.- 389с.
  156. ЦГА (Центр.гос. арх. г. Москва).Ф.418. Оп.1153.Ед. хр.1. Л. 17. Муравьев М. Н. Проект устава Московского Императорского университета.
  157. С.П. История Императорского Московского университета. М., 1855. (Репритное издание с указателем: М., 1977. 390 с.)
  158. Г. Ф. Наука гражданского права в России.- Казань, 1893.-163с.
  159. Г. Ф. История кодификации гражданского права в России. -Казань, 1898.-189 с.
  160. С.М. Столетие училища имени Демидова: Демидовское училище высших наук. Демидовский юридический лицей. 1803−1903 .- Ярославль.: Тип. Губернского правления. 1903.- 246 с.
  161. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890−1907. Т.24, кн. 48.С.922−923.
  162. Н.М. История юридической мысли России.- М., 1999. С. 526.
  163. H.B. История правоведения: становление, развитие в России в 30−70 годах XIX века. Саратов, — 2000. С. 175
  164. А.Ю. Лекции по истории Московского университета (1755−1855) .М.: Московский университет, 2001. -237 с.
  165. В.Ю. Права человека в российской правовой мысли второй половины XIX начала XX века. //Диссер. канд. юрид. наук — М., 1995.
  166. Л.А. «Высшие женские курсы профессора .Герье» в Москве (1872 -1888 гг.) //Труды Московского государственного историко-архивного института. Т. 16. М., 1961, 457 с.
  167. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права.- Ростов-на-Дону, 1995.-400 с.
  168. Великие реформы в России 1856−1874гг.- М., 1992.- 333 с.
  169. Высшие женские (Бестужевские) курсы. Библиографический указатель. М., 1966, — 170с.
  170. В.В. Негосударственные высшие учебные заведения России в конце XIX -начале XX вв.// Право и образование., — 2000., — № 1. СС.42 — 48.
  171. А.Д. Лицеи России. (Опыт исторической хронологии). В пяти книгах. Иваново, инж. строит, ин-т. 1993.
  172. .Ф. Очерки по истории русской культуры. М.: изд. Языки русской культуры. -2000.- 480 с.
  173. А.Д. История лицеев в России от основания до закрытия (даты, события, факты). Иваново, 1992.-233 с .
  174. Журнал министерства народного просвещения.-СПБ., — 1917, -№ 1, -С.31−32.
  175. Журнал министерства народного просвещения. СПб.,-1917, — № 7−8, -С.69−72.
  176. Журнал министерства народного просвещения.-СПб., -1908, — № -10, -С.106.
  177. З.Н. Правовое регулирование образовательной реформы в России второй половины XVIII века: Автореф. дис. .канд. юр. наук: 12.00.01 / Нижний Новгород. 2000.-24 с.
  178. В.В. Модернизация юридического образования в российских университетах в середине XIX столетия // Юридическое образование и науки. — 2003 № 4.-СС.41 — 47.
  179. H.H. Правовое регулирование университетского образования в России в XVIII первой половине XIX века. Автореф. дис. .канд. юр. наук: 12.00.01 / Екатеринбург., 1998. -21 с.
  180. А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. М., 1991.- 420 с.
  181. А.Е. За право быть студенткой.//Вопросы истории. 1973.- № 1. -СС.204−207.
  182. Императорское училище Правоведения в 1885—1910 гг.// памятная записка составленная и.д. инспектора классов В. И. Соболевским. С.-Петербург. 1910. ст.24−27, 33.
  183. Н.П. Первые шаги русских женщин к высшему образованию. // Вопросы истории. 1983.- № 5. СС.71−76.
  184. А.Е. Пионерки высшего женского образования и Петербургский университет .// Исторический вестник. 1910.- № 1.- СС. 211−218.
  185. В.Г. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года. -М.: Нииво.1995. — 480 е.
  186. C.B. М.М. Сперанский и систематизация законодательства в России. // Сов. государство и право.-1989.- № 6. -СС. 18−21.
  187. C.B. Юридическая наука России 1800−1850-е гг.// Юридическая наука в свете новых задач.-Свердловск, — 1990.-СС.14 23.
  188. C.B. Кузница императорских кадров. Царскосельский Александровский лицей в системе подготовки государственных служащих в России в XIX -начале XX вв.// Чиновник — 2003.-№ 1(23)-СС. 70−78.
  189. О.В. Развитие образования на территории Мордовии во второй половине XIX-начале XX века. Социокультурный анализ: Дис. канд. пед. наук: 05.25.03. / Саранск., 2001. 182 с.
  190. A.A. Граф М.М.Сперанский и Университетский устав 1835 года. // Вестник Европы. -1997.- № 4. СС. 24−27.
  191. Красинская-Эльяшева С.А., Рубашова-Зорохович А. И. Юридический факультет. //Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878−1918). Л., 1965, -СС. 148−150.
  192. С.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России.- М., 1980.- 168 с.
  193. C.B. Идеи «свободного права» в юридической науке дореволюционной России. //Диссер. .канд. юрид. наук 12.00.01./-М., 1994.
  194. Ю.Н. Коммерческое образование в России в конце XIX начале XX веков. Дис. .канд. пед. наук: 05.25.03./ - Курск., 2001. — 175 с.
  195. B.C. Юридические общества в России (1865−1917) Дис. .канд. юр. наук: 12.00.01 / Нижний Новгород., 2000. 190 с
  196. А.Г. Становление русской юриспруденции.- СПб., 2000.- 342 с.
  197. B.C. Право и закон: из истории правовых учений.- М., 1983.366 с.
  198. Т.Е. Великие реформы Александра II. //Российская юстиция.-1998.-№ 4.- СС.59−62.
  199. Т.Е. Реформы Александра II. //Вестник МГУ. Серия 11. «Право».- 1998.-№ 6.- СС. 38−53.
  200. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX- начало XX в. М., 1991.С.134.
  201. C.B. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. Санкт-Петербург. -Паритет.-2002.- 252 с.
  202. Памятная книжка лицеистов Александровского лицея.1811−19 окт.- 1911. / Изд. собрания курсовых представителей Императорского Александровского лицея.- Спб.: Тип. м-ва внутренних дел. 1911.- VI, 247.-С.48−49.
  203. Первый женский календарь на 1909 год П. Н. Ариян. Спб., -1909, 360 е.
  204. Сведения об окончивших Высшие женские (Бестужевские) курсы в 18 821 916 годах». //Высшие женские (Бестужевские) курсы. Библиографический указатель. М., 1966, 170 с.
  205. A.B. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века.-М., 1957.- 243 е.
  206. Развитие русского права во второй половине XIX — начале XX века. /Под ред. Е. А. Скрипилева.- М., 1997.- 366 с.
  207. Г. Л. Первая русская женщина доктор права. //Советская юстиция.- 1991, — № 5, — СС. 29−30.
  208. В.В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990.-С.196.
  209. Русская политическая и правовая мысль XI—XIX вв. /Под ред. Н. Н. Разумовича.- М., 1987.- 208 с.
  210. В.В. Чтобы по правде праву служить.// Как готовили юристов в России в XIX начале XX веков, file:// А: Во Славу Родины чтобы по правде праву служить.Ыт.
  211. В.Н. Российская правовая система.- Саратов, 1994.- 496 с.
  212. Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII начало XIX века). //Государство и право.- 2000.- № 9.- СС.81−89.
  213. A.C. Юридическое образование в СССР и Российской Федерации: исторический аспект. // Юридическое образование и наука. 2000. -№ 2. — СС.41−43.
  214. Г. В. Юридическая наука и российские реформы во второй половине XIX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 12.00.01 / Рос. акад. гос.службы. М., 2002.- 25с.
  215. Г. П. Ко дню 75-летия Императорского Училища Правоведения (1835−1910). СПб, 1910.-213 с.
  216. Г. А. Первые студентки Петербургского университета. //Проблемы отечественной и всеобщей истории. Сб. статей. Вып.З. Л., 1976.- 198 с.
  217. В.А. Развитие юриспруденции в России. В кн. развитие русского права второй половины XVII -XVIII вв.-М., 1992.- 438 с.
  218. В.А. Иван Дмитриевич Беляев // Вестн. Моск. ун-та.-Сер.Права.1996 СС.41−44.
  219. В.А. Владимир Павлович Безобразов. //Законодательство.-1999.-№ 8.- СС.86−89.
  220. Труды 1-го Всероссийского Съезда по образованию женщин, организованного Российской Лигой Равноправия Женщин в С.Петербурге. Т. 1. Спб., 1914,187 с.
  221. Труды 1-го Всероссийского Съезда по образованию женщин, организованного Российской Лигой Равноправия Женщин в С.Петербурге. Т.1. Спб., 1914,-205 с.
  222. С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского. М., 1989. — 325 с.
  223. К. К вопросу о развитии высшего женского образования в России // журнал Министерства народного просвещения.-1912., № 8, — С. 165.
  224. К. К вопросу о развитии высшего женского образования в России. //Журнал министерства народного просвещения. 1913, — № 7, -СС. 4 -9.
  225. С.М. Воспоминания юристки первого выпуска. //Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы. Л., 1965. -СС. 250 253.
  226. В.Г. Высшее учебное заведение в г. Ярославле (6 июня 1803 -1903 года). Ярославль. Тип. Губернского правителя 1903.- 395 с.
  227. А. И. Коркунов Н.М.- М., 1983.- 396 с.
  228. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани двух веков.- М., 1985.-350с.
  229. Р.Г. Русские университеты на путях реформ. Шестидесятые годы XIX века.- М., 1993. 320 с.
  230. Barr N. The Welfare State as Piqqy Bank- Information Risk, Uncertainty and the Role of the State. N. Y., 2001.
  231. Bollaq B. Reforns in hidher edu cation eastern europpeans // The chronicle of hiqher educatin/ N/Y.1999. Dezember 3. V.XLVI. № 15. P. A55 -A56.
  232. Taranovski T. Reform in modern Russian history: Progress or cycle? Cambridge
  233. Schneider A. Widenninq qap in public private pay // The chronicle of hidher education/ N.Y. 1999/ September 24. V. XLVI. № 5. P. A18.
Заполнить форму текущей работой