Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование бракосочетания в Исламской Республике Афганистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная цель обусловила постановку следующих задач: исследование понятия брака с точки зрения ислама и законавыявление особенностей стадий подготовки к бракосочетанию и их правового значениярассмотрение бракосочетания как юридического процессаанализ обстоятельств, препятствующих заключению бракаисследование финансовых элементов заключения бракаанализ законодательства Исламской Республики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие бракосочетания и его основные элементы по законодательству Исламской Республики Афганистан
    • 1. 1. Брак с точки зрения ислама и закона
    • 1. 2. Стадии подготовки к бракосочетанию и их правовые моменты: сватовство, помолвка, заключение брака
    • 1. 3. О бракосочетании как юридическом процессе
  • Глава 2. Условия и порядок заключения брака в современной Исламской Республике Афганистан
    • 2. 1. Действительность (достоверность) брака в современной Исламской Республике Афганистан
    • 2. 2. Обстоятельства, препятствующие заключению брака в Афганистане
    • 2. 3. Финансовые элементы заключения брака в Исламской Республике Афганистан: махр, калым и личные вещи супругов
  • Глава 3. Юридические последствия брака в области личных и имущественных прав
    • 3. 1. Личные и публичные права супругов
    • 3. 2. Взаимные права и обязанности супругов в отношении детей
    • 3. 3. Имущественные права и обязанности супругов

Правовое регулирование бракосочетания в Исламской Республике Афганистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в последние годы в Афганистане с момента прекращения гражданской войны и построения нормальной системы государственной власти возникла противоречивая ситуация, в соответствии с которой каждый гражданин страны для регулирования своих имущественных и личных неимущественных отношений должен сделать выбор между системой права Афганистана и нормами шариата. Это особенно заметно в сфере семейных отношений. Безусловно, семья является специфичным социальным институтом, ценность и важность ее никогда не подвергались сомнению в истории существования любого государства, в том числе и Исламской Республике Афганистан. Многие государства выражают свое отношение к данному институту в Конституции страны и иных нормативных правовых актах, в частности, Исламская Республика Афганистан заявила в своей Конституции о верности принципам ислама. То обстоятельство, что правовому регулированию подвергаются семейные отношения, которые по своей природе оказываются под влиянием норм морали, нравственности, традиций и обычаев, дополнительно свидетельствует о важности этих отношений с точки зрения общественных и государственных интересов. Несмотря на то, что мусульманское право является неизменным и «продолжает оказывать заметное влияние на правовое развитие тех стран, где преобладающая часть населения исповедуют ислам1», под влиянием современных реалий законодательные органы Афганистана предпринимают серьезные законодательные реформы. Тем более, бракосочетание, несмотря на то, что является одним из старейших социальных институтов, подвергается изменениям и гармонизации в соответствии с международными стандартами прав человека. Социальное признание брака реализуется в.

1 Сюкияйнен Л. Р. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока// Правовое положение личности. М., 1987. С. 28. государственном регулировании половых отношений и сохраняется на протяжении всей дальнейшей истории брака. Для заключения действительного брака имеет существенное значение не только наличие необходимых условий и отсутствие препятствующих обстоятельств, но и соблюдение установленного государством порядка его заключения, поскольку, как правило, охрана предоставляется только тем супружеским отношениям, которые возникли из надлежаще оформленного брака.

В современных условиях развития семейных связей, характеризующихся интеграцией в мировое сообщество, применение к брачным отношениям лишь определенных толкований норм мусульманского права вошло в противоречие с интересами самих участников этих отношений, в частности, женской части населения Афганистана. Поэтому внесение существенных корректив в правовое регулирование бракосочетания как одного из важных основ создания семьи, является своевременным.

Правовой основой для развития подобных отношений явилось подписание Исламской Республикой Афганистан Всемирной декларации прав человека и Конвенции «О недопущении всех форм дискриминации в отношении женщин» и других международных договоров, которые возложили на нее определенные обязанности по реализации международных обязательств перед мировым сообществом.

Весьма важной составляющей этого процесса является приведение в соответствие с международными договорами семейного законодательства Исламской Республики Афганистан, регулирующего бракосочетание и необходимость комплексного правового регулирования этих отношений, учитывающих особенности норм шариата.

В современных условиях исследование проблем бракосочетания актуально, как с научной, теоретической, так и с практической точек зрения. Поскольку до настоящего времени комплексные научные исследования правового регулирования бракосочетания не проводились, а отдельные работы, посвященные этим вопросам, имели фрагментарный характер. В 4 свою очередь, необходимость всестороннего исследования бракосочетания в Исламской Республике Афганистан продиктовано велением времени.

Важным является тот факт, что в условиях формирования новой правовой системы изучение как международных, так и национальных норм иностранных государств позволит осмыслить и интегрировать их лучшие и прогрессивные положения в семейное законодательство Афганистана.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что имеющаяся-научная основа для определения пробелов в семейном законодательстве Афганистана, регулирующего бракосочетание и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства недостаточна.

Вышеуказанные факторы определили актуальность, проблем и выбор темы для диссертационного исследования.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретическая основа исследования включает труды афганских, иранских, таджикских и российских ученых-юристов. Кроме того, изучена-и проанализирована соответствующая литература по философии, религиоведению, философии, и социологии. Фундаментальные исследования семейно-правовых норм шариата и его реформирования правового регулирования бракосочетания были проведены в 60−80-е годы XX века Мухаммедом Абдо, Рашидом Рида, Касимом Амином и другими. Однако указанные исследования проводились либо с позиций тендерного равноправия, либо касались правового регулирования бракосочетанияв отдельно взятой стране, а комплексного рассмотрения проблемы брака в шариате, в общем, и в Афганистане, в частности, не проводилось.

Теоретические проблемы бракосочетания с позиций ислама и закона, а также порядка и условий заключения брака были подняты в работах таких ученых как А. Массэ, Л. Сюкияйнен, Г. Керимов, М. Б. Мустафаев, М. Г. Мустафаева, Ю. Кардави и других. ~~~.

В своем диссертационном исследовании автор опирается на теоретические положения, изложенные в трудах известных теоретиков семейного 5 права России, Таджикистана, Ирана иАфганистана: Н. Абдуллох, М. В. Антокольской, A.M. Беляковой, О.Ю. ИльинойН. Кутузияна, Марышевой, М. Г. Масевич, В. П. Мозолина, М. А. Махмудова, Ш. М. Менглиева, А. Мунохиб, A.M. Нечаевой, Л. М. Пчелинцевой, Саид> Хусайни Сафои, О. Н. Садикова, Ш. Т. Тагайназарова, Ф. Т. Тахирова, О. У. Усманова и других.

В общеметодологическую основу исследования положены:

— общенаучные методы" познания (логический, исторический, анализ, синтез);

— частно-научные методы познания (сравнительно — правовой, формально-логический и социологический).

Диссертационное исследование выполнено на основе действующего семейногозаконодательства Исламской Республики Афганистан, норм шариата и обычного права, а также международно-правовых актов, в области* заключения брака, а также иных нормативно-правовых актов зарубежных государств, содержащих подобные нормы.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ теоретических положений, касающихся правового регулирования бракосочетания, а также действующего семейного законодательства Исламской Республики Афганистан, регулирующего бракосочетание как юридический процесс.

Данная цель обусловила постановку следующих задач: исследование понятия брака с точки зрения ислама и законавыявление особенностей стадий подготовки к бракосочетанию и их правового значениярассмотрение бракосочетания как юридического процессаанализ обстоятельств, препятствующих заключению бракаисследование финансовых элементов заключения бракаанализ законодательства Исламской Республики Афганистан, регулирующего бракосочетаниераскрытие особенностей правовых последствий бракосочетания как юридического процессаразработка предложений1 и рекомендаций по совершенствованию семейного законодательства в исследуемой области.

Объектом исследования являются отношения лиц, решивших вступить в брак и правовые последствия данного волеизъявления.

Предметом исследования являются теоретические и законодательные вопросы заключения брака в Исламской Республике Афганистан.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно является первым в юридической науке Исламской Республики Афганистан самостоятельным теоретическим исследованием, посвященным правовому регулированию бракосочетания. Отсутствие научных исследований в этом направлении показывает, что объективно назрела необходимость изучения разных аспектов этой проблемы.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней сформулирован ряд новых положений, выводов и рекомендаций по совершенствованию семейного законодательства Афганистана, регулирующего брачные отношения. В диссертации имеются научно-теоретические положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту.

Научная новизна содержится в следующих выносимых на защиту положениях:

1. На основе анализа института брака в Исламской Республике Афганистан дается авторское определение брака: «брак — это сделка в виде правомерных действий лиц, вступающих в брак и их опекунов, направленная на установление, изменение или прекращение имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей у брачующихся».

2. Обосновывается целесообразность внесения изменения в законодательство Исламской Республики Афганистан об обязательной регистрации браков в государственных органах.

3- Выявляются специфические для Афганистана: причины отсрочкизаключения" брачного договора: а) экономические, б) связанные с получением образования • в) нахождением запределами страны, г) связанные с болезнью и родственников иблизких лиц.

4. Выявляются особенности^ правоприменительной" практики по заключению браков, в-Исламской? Республике АфганистанАвтором делается, вывод, что при регулировании брачных отношенийприменяютсямнениявидных знатоковмусульманского права хаиафитского фи юса, а при необходимости, принципы и нормы джафаристкого толка шиитского направления ислама.

5. В целях предотвращения* нарушения прав несовершеннолетних, обосновывается предложениео необходимости установления брачного возраста в отношении девушек, с семнадцатилетнего возраста.

6. Обосновывается вывод, что действительность брака в Исламской Республике Афганистан обусловлена? сочетанием таких условий: как достижение брачного возраста, согласием лицвступающих в, брак, отсутствием препятствий к заключению брака, определением выкупа и соблюдением законных формальностей:

7. Аргументируется вывод, о том, что калым является разновидностью махра и, следовательно, выступает в качестве института мусульманского права. Делается вывод, что предметом? калыма могут быть лишь вещи, а не имущественные права. .

8. Обосновывается вывод, а том, что имущественные отношения супругов, в Исламской Республике Афганистан соответствуют нормам шариата, согласно которым содержание жены является обязанностью мужа и имущественным правом жены, возникающее в результате заключения бракш.

Практическая значимость работы определяется тем, что теоретические положения и выводы, практические предложения: и рекомендации могут быть использованы для дальнейшей научной разработки института заключения бракав учебном процессе при изучении соответствующих 8.

разделов курса семейного и гражданского права, разработке учебных программ и учебных пособий по этим курсам.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре гражданского права Таджикского национальногоуниверситета (ТНУ)' и обсуждена на заседаниях кафедры гражданского права юридического факультета ТНУ.

Основные положения исследования являлись предметом выступления автора на различных конференциях и семинарах, в том числе научной конференции на тему: «Право женщин — инвалидов на брак», проведенной в марте 2009 года Кабульским государственным университетом, Континентальной конференции на тему: «Право женщин на экономическое участие и улучшения экономического положения семьи» (декабрь 2009, г. Кабул), конференции повышения знаний женщин в социальной сфере на тему: «Роль женщин и семьи в развитии социальной сферы» (март 2010, г. Нинганхор), регионально — координационной конференции на тему: «Роль женщин в воспитании детей в обществе» (июль 2010, г Герат), а также на других конференциях и семинарах и изложены в опубликованных научных работах.

Полученные автором выводы использовались также при разработке учебно-методических материалов по курсу «Семейное право», при чтении курсов лекций и проведении занятий по учебным дисциплинам «Международное частное право», «Семейное право» и «Мусульманское право» на юридическом факультете Кабульского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем" диссертации составляет 183 страниц машинописного текста.

Заключение

.

По итогам исследования проблем правового регулирования бракосочетания в Исламской^ Республике Афганистан могут быть сформулированы следующие выводы и рекомендации:

1. Несмотря, на различные дефиниции, понятие «брак» в разных правовых системах имеет много общего. Прежде всего, брак определяется как соединение женщины и мужчины, основу которого составляет согласие сторон. Эта соединение или юридическая связь предоставляет мужчине и женщине взаимные права и обязанности. Опираясь на нормы шариата, юридическую литературу по мусульманскому праву и на труды известных русских и западных цивилистов" брак можно определить как сделку, имеющую как материальную, так и нематериальную основу, то есть как договор, обладающий своими особенностями, связанными с нравственной и моральной^ составляющей.

2. Законодательство Исламской Республики Афганистан при регулировании брачных отношений основной упор делает на исламское право. Афганское законодательство, официально признавая роль, ислама в регулировании семейно-брачных отношений, не допускает ни малейшего противоречия его ценностям и догмам.

В случае обнаружения пробела в законодательстве, при регулировании брачных отношений Гражданский закон Исламской Республики Афганистан допускает обращение судьи к ханафитскому фикху. Последнее допускается не всегда и в любых случаях, а только при необходимости, когда восполнение законодательство нормами ханафитской школы права способствует наилучшему решению юридического казуса и реализации справедливости.

Наряду с ханафитским толком ислама при регулировании семейно-брачных отношений в отношении шиитского населения Афганистана при необходимости допускается использование принципов и норм джафарит-ского толка шиитского направления ислама.

3. В. Исламской Республики Афганистан подготовка к бракосочетанию состоит из трёх этапов: сватовства, помолвки и заключения брака. Обряды помолвки и свадьбы не имеют законной окраски, но они распространены среди населениях давних времен и вошли в обычай. Помолвка является лишь предложением, обращением о заключении брака, и стороны могут отказаться от нее. Однако она имеет важное значение в последующем при заключении брака, и позволяет исключить возможность возникновения условий, при которых брак может быть признан недействительным.

4. Возможность вступления в брак предполагает наличия определенной физическойи психологической зрелости лица. Исходя из этого, представляется необходимость, внести изменения в Гражданский закон Афганистана в части брачного возраста, установив, брачный возраст для девушек с 17 лет.

5. Афганское законодательство предусматривает ряд норм, гарантирующих устойчивость и стабильность брака, защищающих права и свободы женщин. В частности, органы правосудия-обязаны контролировать соблюдение условий действительности брака и его официальной регистрации в соответствующих органах. Тем не менее, различные факторы способствуют нарушению прав и свобод женщин и других членов семьи.

В связи с этим делается вывод о необходимости принятия соответствующих правовых актов на государственном уровне с целью соблюдения предписания закона об обязательной регистрации брака и защите судом официального брака, создания более компетентных семейных судов, повышения доверия населения к семейным судам, осведомления населения о законном и дозволенном браке.

6. Гражданский закон Исламской Республики Афганистан предусматривает временный запрет для заключения брака. Так, брак между мусульманином и женщиной, не являющейся представительницей «небесной книги», временно запрещается. Норма Гражданского Закона Исламской.

Республики Афганистан, предусматривающая действительность брака.

167 мусульманина с представительницей народов, имеющих священную «небесную книгу», в частности, иудеями и христианами, заимствованаиз шариата. В то же время, для вступления в брак с такими женщинам необходимо, чтобы женщина действительно была последовательницей одной из небесных религий и была целомудренной, а также не была из числа врагов^ или из числа народов, которые состоят в состоянии войны с мусульманами.

7. Одним из оснований, который представляет собой финансовый элемент брака по Гражданскому Закону Исламской Республики Афганистан, является калым являющийся имуществом, которое муж предоставляет в исключительную собственность жены. В качестве калыма может выступать любая вещь, использование которой разрешено законом.

8. В мусульманском семейном праве при заключении акта бракосочетания стороны обладают конкретными личными и имущественными правами и имеют обязанности, которые предусмотрены как в первоисточниках ислама, так и нормативно-правовых актах исламских государств. Неимущественные права состоят из привилегий, целью которых является обеспечение эмоциональных, нравственных потребностей человека и не связаны и имуществом и финансами.

9. В мусульманском праве нормы морали и нравственности имеют большое значение и тесно переплетаются с нормами права. В частности, в области личных неимущественных прав женщина имеет право требовать от своего мужа достойного обращения, порядочного поведения и достойного обеспечения, что включает и элементы имущественных прав.

10. В Гражданском законе Исламской Республики Афганистан мало внимания уделено вопросу совместной собственности супругов, в связи, с чем на практике возникают проблемы, связанные с вопросами определения полномочий супругов в отношении их собственности. В целях приведения норм Гражданского закона Исламской Республики Афганистан в соответствие с требованиями времени и более конкретного определения полномочий супругов в отношении супружеской собственности необходимо внести в него изменения и дополнения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Основной Закон Афганистана. Кабул. 1374 (2003).
  2. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 1966 г. // Электронная система «Гарант».
  3. Исламская Декларация прав человека от 5. 08.1381 г.
  4. Гражданский закон Исламской Республики Афганистан, Министерство Юстиции, 1355 г.
  5. Гражданский закон Ирана, ст. 1040.
  6. Закон Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» от 8 июня 2007 г. № 272 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — 2007. № 6. Ст. 428.
  7. Абдел Рахим Омран. Планирование семьи в толковании ислама. Перевод с англ. Душанбе. 2001. 96 с.
  8. Абдул Кадыр Тураби. Права супруги в отношении супруга. Кабул, 1374.-309 с.
  9. Али Мохиб. Исламское правоведение. Т.1. Кабул, 2003. 270 с.
  10. Аломаи Маджлиси, Мухаммад Бакир. Баджар уль — Анвар. Бейрут, 1310.-290 с.
  11. М. В. Семейное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. — 336 с.
  12. Г. А. Право общей собственности как институт гражданского права Республики Казахстан // Государство и право. Душанбе.2003. № 4.-С. 36−43.
  13. Ашраф Расули. Брак или священный союз. Кабул, 1376. 480 с.
  14. А.М. Вопросы, советского семейного права в судебной практике. М.'.Знание, 1989. 144 с.
  15. Бех Хангом Растгор. Подтвержденные права женщин в законах и мусульманском законоведении. Тегеран, 1379. 227 с.
  16. С.Н. Семейное право. М.: Закон и право, 2002. 319 с.
  17. Ван ден Берг Л.В. С. Основные начала мусульманского права. М.: Наталис, 2005.-240 с.
  18. Вахба Зухайли. Семейное право в современном мире. Кабул. 1382.370 с.
  19. Вахба Зухайли. Фикхи хонавода дар чахони муосир. Техрон. 1379. —263 с.
  20. М.В. Постатейный комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. М.: Гросс Медиа, 2007. 392 с.
  21. Л.Н. Международное частное право. Л., 1983. 233 с.
  22. Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. 352 с.
  23. Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханова М.: Волтерс Клувер, 2004. 816 с.
  24. Гражданское право: Учебник в 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 1998.-720 с.
  25. Г. Э. Классический ислам. М.: Наука, 1986. — 216 с.
  26. А. Таърихи ислом: аз огоз то хичрат. Техрон, 1361.-310 с.
  27. Джафарии Лангаруди, Мухаммад Джафар. Правовая терминология. Тегеран: Кладезь знания, 1367. — 340 с.
  28. И.А. Права ребенка. М.: Госсмедиа, 2008. 74 с.
  29. Н. М. Имущественные правоотношения в семье. М.: Издательство «Наука», 1979. — 160 с.
  30. Женщина в исламе/ Под ред. Нуруллиной.Г. М.:Умма, 2003. 384 с.
  31. А.И. Курс семейного права. Одесса, 1902. — 460 с.
  32. Замхашри ибн — Умар, Акашофи ан хакаик гавамиз — ат — танзиль ва уюн ал — акавил фи вуджухал — тавиль. Бейрут, 1315. — 196 с.
  33. Ибн Аль — Тураб, Марьям. Права женщин в семье. Тегеран, 1380.334 с.
  34. Имами Ассадулло. Краткое семейное право. Тегеран, 1382. — 230 с.
  35. О.С. Советское гражданское право. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.347 с.
  36. Ислам: Энциклопедический словарь. / Отв. ред. С. М. Прозаров.: М., 1991.-315.
  37. Ю. Дозволенное и запретное в исламе. М.: Андалус, 2004.336 с.
  38. Г. М. Шариат закон жизни мусульман. СПб., 2008. 512 с.
  39. Н. А Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Издательство «Наука», 1969. 240 с.
  40. И.А. Правовое значение действий, предшествующих бракосочетанию (нужен ли России институт помолвки или следует возродить обручение) /Семейное и жилищное право. 2007. № 3. С. 99 -101.
  41. Котузиён Носир. Гражданское право. Тегеран, 1380. 221 с.
  42. Малуф Луис, Аль Мунджад. Пироста, Техрон, 1374. — 334 с.
  43. Ю.К. Современное семейное право Российской Федерации и шариат. Ростов-на-Дону: АПСН, 2003. 518 с.
  44. М. Права и обязанности супругов в семье. Душанбе: ЭР-граф, 2003.- 164с.
  45. М. Правовые средства сохранения и укрепления семьи в Таджикистане / Отв. ред. О. У. Усмонов. Душанбе: Ирфон, 1998. — 165 с.
  46. М.А. Семейный суд в США. Душанбе: Сино, 1996. 20 с.172
  47. М., Худояров Б. Комментарий к Семейному кодексу Республики Таджикистан (на тадж. языке). Душанбе: Эр-граф, 2005.- 366 с.
  48. М. А., Худояров Б. Т. Брачный договор. Душанбе. 2001.67 с.
  49. Махризи Мехди. Личность и права женщин в исламе. Тегеран, 1382.230 с.
  50. Международные акты по правам человека, 1381. — 370 с.
  51. Ш. М. Источники международного частного права// Государство и право. Душанбе, 2002, № 2. С. 5 -15.
  52. Д.И. Русское гражданское право. В 2-х ч. 4.1. М.: Статут, 1997.-290 с.
  53. Мудир ние Джавод. Опека ребенка. Тегеран, 1379. — 250 с.
  54. Муин Мухаммад. Персидская культура. Тегеран: Амири Кабир, 1381. -380 с.
  55. С. А., Тарсамаева Н. Ю. Семейное право: Учебное пособие. М.: Новый Юрист, 1999. — 272 с.
  56. Муртаза Мутахарри. Правовая система женщин в исламе. Кабул, 2001.-325 с.
  57. Мусави Ахмад. Опека ребенка. Национальная ассоциация защиты детей. Тегеран, 1342. 261 с.
  58. Мухаммад Ашраф Расули. Издивоч ё паймони мукаддас. Пешовар, 1376.-358 с.
  59. Мухаммад Факи Расул. Женщина с точки зрения ислама. Тегеран, 1383.-274 с.
  60. Мухтасари тафсири Куръони Карим: Аз руи «Тафсири Хусайни» ва «Тафсири ал имомайн-ал-чалолайн» / Тахияи С.Ахмад. Душанбе, 1992.-420 с.
  61. Наджафи Мухаммад Хасан. Джавахир уль — Калом. Бейрут, 1318.350 с.
  62. Насир Катозиан. Семейное право. Тегеран, 1382. — 474 с.
  63. Неверным женам откусывают носы// Курьер Таджикистана от 15 июля 2009 г. С. 3- 4.
  64. А. М. Семейное право. Курс лекций. М.: Юристъ, 1999.336 с.
  65. А. М. Новый Семейный кодекс // Государство и право. 1996. № 6. С. 56 66.
  66. А. М. Семейное право: Проблемы и перспективы развития // Государство и право. 1999. № 3. С. 69 — 75.
  67. А.М. Семейное право. М.: Юристъ, 2001. 318 с.
  68. Низомиддин Абулло. Баррасии масоили хонавода (Рассмотрение семейных проблем). Техрон, 1382.-251 с.
  69. Носир Котузиён. Хукуки мадани хонавода / 4.1. Никох ва талок. Техрон, 1378. — 355 с.
  70. В.А. Воля и волеизъявление. Душанбе, Дониш, 1983. -256 с.
  71. Омели, Мухаммад Бин Аль — Хасан. Васаил — уш — шайъа / Абдурахимат Рабани Шерози. Техрон, 1403. — 235 с.
  72. А. Куръони Карим /Перевод на тадж. яз. Техрон, 1370. 424 с.
  73. К.П. Курс гражданского права. Т. 2. М., 2003. 622 с.
  74. Л. Международное частное право. М.: Иност. лит., 1960.607 с.
  75. Растагор Абдулкарим. Тайны семейного права. Изд. первое, Тегеран, 1383.-356 с.
  76. Расули Мухаммад Ашраф. Расторжение брака. Тегеран: Камони Тиллои, 1380.- 196 с.
  77. Реза Нури. Семья. Кабул, 1379.-230 с.
  78. М. Основы мусульманского права. М., 1968. — 268 с.
  79. Сайд Мустафо. Брак и расторжение брака. Тегеран, 1368. — 312 с.
  80. Сайд Хусайни Сафои. Мухтасари хукуки хонавода. Техрон, 2004.170 с.
  81. Сайд Мустафо Нафак. Семейное право. Кабул, 1998. — 208 с.
  82. Сайд Хусейн Сафои, Асадулло Имами. Краткое семейное право. Тегеран, 1379. — 136 с.
  83. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1994. — 180 с.
  84. Сайид Мустафо Мухаккик. Домод ва хукуки хонавода. Техрон, 1348. -538 с.
  85. Сайид Хусайн Имоми. Хукуки мадани. Техрон, 1348. — 325 с.
  86. Самарканди Джалолиддин Мухаммед. Шархи мухтасари викоя. Лакнав, 1895.-256 с.
  87. А. П. Семейное правоотношение // Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2000. — 276 — 315.
  88. Советское гражданское право. В 2 — х томах. Под. ред. Илларионова Т. И., Кириллова М. Я. и др., Т. 2. М.: Госюриздат, 1985. 544 с.
  89. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права. М., 2002. -426 с.
  90. Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока // Правовое положение личности. М.: Наука, 1987. С. 28−51.
  91. С.Н. Брак и развод в международном частном праве. Душанбе: Ирфон, 2007. 143 с.
  92. Ш. Т. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных прав граждан в СССР. Душанбе: Дониш, 1990. 171 с.
  93. Ш. Т. Защита личньгх неимущественных прав граждан. Душанбе: Ирфон, 1991. 88 с.
  94. Н. Н. Защита семейных прав: Учебное пособие. -Ярославль: Ярославский государственный университет, 1985. 63 с.
  95. Ф.Т. История государства и права Таджикистана. Т.2. ч 1. Душанбе: Амри илм, 2001. 492 с.
  96. Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана. Душанбе: ТГНУ, 1998. 70 с.
  97. Ф.Т. Пятнадцать вопросов и ответов по шариату. Душанбе: ТГНУ, 1997.-10 с.
  98. Ф.Т., Халиков А. Г. Шариат и регулирование брачных и семейных отношений (на тадж. языке). Душанбе: Диловар, 1999. 87 с.
  99. Л.В., Владимирова И. А. Защита семейных прав в Европейском суде по правам человека. М.: Городец, 2007. — 208 с.
  100. Умар Абдулло. Положения исламского шариата о состоянии личности. Т.1. Каир, 2004. 420 с.
  101. О., Махмудов М. А. Хукуки оилавии Чумхурии Точикистон. Душанбе: Сино, 1994. 178 с.
  102. А. Мунозира. Душанбе, 1992. 157 с.
  103. Французские просветители XVIII в. о религии*. М., 1961. — 392 с.
  104. А.Г. Хадис как источник мусульманского права (суннитское направление). Душанбе: Шарки Озод, 1998. 152 с.
  105. Ханиф Мухаммад Ханиф. Ислам и права женщин. Тегеран: Ахмад, 1383.-336 с.
  106. Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву. М., 2000. — 164 с.
  107. Хидая. Комментарии мусульманского права в 2-х томах. Т. 1- 2. М.: Волтерс Клувер, 2008. 808 с.
  108. Х.Н. Правовое регулирование имущественных отношений супругов: проблемы и перспективы развития. Душанбе: ЭР-граф, 2009.-186 с.
  109. . Т. Защита прав и интересов детей по семейному праву Республики Таджикистан. Душанбе: НПИЦентр, 2000. — 108 с.
  110. Шариатмадорои Али. Воспитательная психология. Тегеран, 1374. —215 с.
  111. Шароеъ-ул-ислом ва Джавохир-ул-алом. Техрон, 1381. — 315 с.
  112. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Статут, 2005. 923 с.
  113. К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. Гражданско-правовая защита личных и имущественных прав граждан. М., 1990. 174 с.
  114. Авторефераты и диссертации
  115. M.JI. Проблемы гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. Дисс. канд.юрид.наук. Санкт-Петербург, 2001. 144 с.
  116. Бадхои Мехди. Укрепление семьи (докторская диссертация). Тегеранский университет, 1346.- 196 с.
  117. М.А. Роль советского семейного права в сохранении и укреплении брака. Автореф. Дис. канд. юрид. наук. М., 1986. 24 с.
  118. Нгуен Ван Куен. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в договорах о правовой помощи между Социалистической Республикой Вьетнам и другими государствами. Дис. канд.юрид.наук. Киев. 1991.-123 с.
  119. С.С. Международная унификация права, регулирующего заключение и прекращение брака. Автореф. канд. дисс. Саратов. 2003. — 25 с.
  120. С.Н. Правовое регулирование брачных отношений в международном частном праве. Дис. канд. юрид. наук. Бишкек, 2007. 151 с.
  121. Х.Н. Проблемы правового регулирования имущественных отношений супругов (по материалам Республики Таджикистан). Автореф. Дис. канд. юрид. наук. Душанбе, 2008. 25 с.
Заполнить форму текущей работой