Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ветеринарное снабжение в период формирования рынка ветеринарных товаров: По материалам Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировой рынок ветеринарных товаров существует более 150 лет. Однако принципы его формирования и этапы совершенствования изучены недостаточно. В России до Октябрьской революции были частные предприятия по реализации парфюмерных изделий и лекарственных препаратов. Они осуществляли снабжение медицинских и ветеринарных учреждений и частнопрактикующих медицинских и ветеринарных врачей необходимыми… Читать ещё >

Содержание

  • Обзор литературы
  • Собственные исследования
  • 1. Материалы и методы исследований
  • 2. Результаты собственных исследований
    • 2. 1. Общая характеристика торговых предприятий на рынке ветеринарных товаров
    • 2. 2. Экономическая эффективность деятельности
  • ГУП «Биоветфарм». 2.3. Ценовая политика торговых предприятий и ценообразование на товарную продукцию
    • 2. 4. Коммерческие усилия торговых предприятий по сбыту ветеринарных товаров
    • 2. 5. Маркетинговые исследования рынка ветеринарных товаров
  • — 2.5.1. Характеристика потребителей
  • — 2.5.2. Структура рынка ветеринарных товаров
  • — 2.5.3. Рыночный спрос на ветеринарные товары
  • — 2.5.4. Факторы, влияющие на рыночный спрос ветеринарных товаров в базовых сельских районах

Ветеринарное снабжение в период формирования рынка ветеринарных товаров: По материалам Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Мировой рынок ветеринарных товаров существует более 150 лет. Однако принципы его формирования и этапы совершенствования изучены недостаточно. В России до Октябрьской революции были частные предприятия по реализации парфюмерных изделий и лекарственных препаратов. Они осуществляли снабжение медицинских и ветеринарных учреждений и частнопрактикующих медицинских и ветеринарных врачей необходимыми инструментами, медикаментами иностранного производства, не имея конкуренции со стороны отечественных производителей ветеринарных товаров. В течение 70 лет советской власти функцию ветеринарного снабжения осуществляла монопольная система «Зооветснаб», исключающая существование рынка ветеринарных товаров. Вся система была направлена на плановое, централизованное обеспечение средствами ветеринарного назначения государственной, ведомственной и производственной ветеринарных служб. Потребители ветеринарных услуг вынуждены были соглашаться на ассортимент товаров и услуг, предлагаемых государственными ветеринарными учреждениями на бесплатной основе, так как в Ветеринарном уставе СССР была узаконена бесплатная ветеринарная помощь.

С началом перестройки экономики страны, Госагропром СССР разработал новую систему снабжения, в том числе и ветеринарными товарами, без предварительных заявок, лимитов и фондов. В начале девяностых годов двадцатого столетия в сфере ветеринарного снабжения нашей страны появились рыночные структуры. Создавались многочисленные филиалы иностранных фирм, которые осваивали рынок ветеринарных товаров в России. В виду отсутствия конкуренции со стороны отечественных ветеринарных аптек, иностранные фирмы захватили рынок ветеринарных товаров в центральных субъектах, успешно завоевали рынок и в восточных, сибирских субъектах Российской Федерации. Качество товаров реализуемых на рынке, было низкое, вследствие чего проникновение иностранных фирм на рынок ветеринарных товаров не всегда 4 происходило успешно. Более того, ассортимент ветеринарных товаров не удовлетворял потребности наших ветеринарных специалистов и владельцев животных. В этих условиях стали создаваться отечественные кооперативные и частные ветеринарные аптеки, которые были призваны осваивать пустующий рынок, изучать рыночный спрос на ветеринарные товары, определять стратегию маркетинга, устанавливать цены и удовлетворять потребность населения в ветеринарных товарах. Это новое дело формировалось стихийно, отсутствовал опыт их организации, не разработаны научные и методические принципы и подходы, теоретические проблемы формирования, совершенствования рынка ветеринарных товаров. Опыт, накопленный медицинскими аптеками, изложенный в работах О. А. Васнецовой, Н. Н. Каревой, М. В. Рыжковой и других, не мог обеспечить научно-практические и методические проблемы развития рынка ветеринарных товаров.

Изучение проблем возникновения и развития рынка ветеринарных товаров, описание исторических этапов его формирования в нашей стране сделали И. Н. Никитин, В. И. Калугин. Непосредственно вопросами ветеринарного снабжения и материально-технического оснащения учреждений и организаций отечественной ветеринарной службы при социализме и в условиях переходной экономики занимались В. И. Касюк, А. Д. Третьяков, А. А. Трефилов, А. П. Храпов. По мере развития экономической реформы в России появились работы В. М. Авилова, Н. М. Василевского, В. Ф. Воскобойника, где рассматриваются сущность и концепция маркетинга в ветеринарии как эффективной системы организации ветеринарного обслуживания животноводства и комплексное изучение рынка, планирование товарного ассортимента, разработка мероприятий для полного удовлетворения потребностей, планирование и осуществление сбыта, воздействие на организацию и управление производством. Особенности развития рынка ветеринарных товаров на региональном уровне в условиях переходной экономики в силу незавершенности институционализации и недоработки федерального законодательства, интересовали ученых в области экономики и управления народным хозяйством, этим занимались Е. Л. Ющук и другие.

Необходимо комплексное изучение рынка ветеринарных товаров, обобщение имеющегося опыта, теоретическое обоснование проблем развития этого рынка и на этой основе разработка рекомендации по его совершенствованию.

Цель и задачи исследований. Целью научных исследований явилось теоретическое обоснование и совершенствование рынка ветеринарных товаров.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

— теоретическое обоснование формирования рынка ветеринарных товаров: общая характеристика торговых предприятий, направления их деятельности, участники рынка ветеринарных товаров;

— анализ экономической эффективности деятельности ГУП «Биоветфарм» Республики Татарстан;

— изучение ценовой политики торговых предприятий и ценообразования на ветеринарную продукцию;

— анализ коммерческих усилий торговых предприятий по сбыту ветеринарных товаров;

— осуществление маркетинговых исследований рынка ветеринарных товаров: характеристика потребителей, рыночная структура и спрос на ветеринарные товары, факторы, влияющие на рыночный спрос и структуру.

Научная новизна работы. Впервые проведено комплексное исследование рынка ветеринарных товаров Республики Татарстан. Установлено, что за последние 10−15 лет в Республике Татарстан формировался рынок ветеринарных товаров, в котором участвуют отечественные, иностранные фирмы, совместные предприятия, частные ветеринарные аптеки. Ценообразование осуществляется на основе олигополистической конкуренции. Рыночный спрос на ветеринарные товары зависит от обеспеченности сельскохозяйственных предприятий кадрами ветеринарных специалистов, численности животных, эпизоотического состояния животноводства, платежеспособности потребителей ветеринарных услуг.

Впервые установлена структура ветеринарных товаров в условиях Республики Татарстан.

Работа выполнена в соответствии с планом научных исследований Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана (государственный номер регистрации 10 960 003 760).

Практическая ценность работы. По результатам научных исследований разработана:

— Рекомендация по совершенствованию рынка ветеринарных товаров в Республике Татарстан.

Документ составлен в соавторстве с научным руководителем профессором Никитиным И.Н.

Основные положения диссертации, выдвигаемые на защиту:

— теоретическое обоснование формирования рынка ветеринарных товаров;

— результаты комплексного исследования рынка ветеринарных товаров в Республике Татарстан;

— оценка факторов, влияющих на рыночный спрос ветеринарных товаров.

Апробация работы. Основные результаты исследований доложены на научно-практических конференциях Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана (2002;2003), конференции молодых ученых и специалистов Республики Татарстан (Академия наук Республики Татарстан, 2001).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, в которых изложены основные положения и выводы.

Объем и структура диссертации. Работа изложена на 191 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследований, результатов исследований, заключения, выводов, практических предложений, библиографического списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Ветеринарное снабжение в Республике Татарстан осуществляли Государственное унитарное предприятие «Биоветфарм», ООО «Экофарм», ООО «Компания Медбиофарм», ООО «Максат», ветеринарные аптеки городских и районных государственных ветеринарных объединений, частные ветеринарные аптеки, а также иностранные фирмы и совместные предприятия по реализации товаров ветеринарного назначения.

2. Государственное унитарное предприятие «Биоветфарм» с 8 дочерними предприятиями и 5 ветеринарными аптеками является лидером рынка ветеринарных товаров, который определяет уровень потребления ветеринарных товаров государственными, кооперативными и частными сельскохозяйственными предприятиями.

3. Ценообразование на рынке ветеринарных товаров в Республике Татарстан осуществляется на основе олигополистической конкуренции, где ГУП «Биоветфарм» определяет свои цены методом «издержки плюс», а другие предприятия ориентируются на цены лидера рынка, применяя различные формы поощрения потребителей ветеринарных товаров.

4. Маркетинговыми исследованиями установлено, что в условиях Республики Татарстан рыночный спрос на ветеринарные товары формируют ветеринарные врачи, которые определяют товарооборот оптового и розничного звена, влияют на ассортимент ветеринарных товаров, устанавливают профилактическую и лечебную эффективность препаратов.

5. В структуре ветеринарных товаров в ГУП «Биоветфарм» достаточно большой удельный вес занимают медикаменты (43%), биопрепараты (18,1%), меньший — дезинфицирующие средства (12,2%) и товары хирургического, зоотехнического, лабораторного назначения (11%). Среди медикаментов препараты иностранного производства занимают 24,4%.

Структура ветеринарных товаров в крупных и стабильных предприятиях ветеринарного снабжения достаточно близка к таковой в ГУП «Биоветфарм»: медикаменты занимают в ЧП «Садыкова Х.М.» 50,7%, аптеке Балтасинского госветобъединения 47,8%, биопрепараты 17,7% и 42,5%, дезинфицирующие средства 14% и 4%, товары хирургического, зоотехнического, лабораторного назначения 17,6% и 5,7%.

В мелких и нестабильных торгующих организациях структура ветеринарных товаров имеет значительные отличия. Медикаменты занимают в Арском дочернем предприятии ГУП «Биоветфарм» — 41,6%, аптеке Арского госветобъединения — 14,2%, Высокогорского — 43%- биопрепараты соответственно 3,8 -72,4 — 51,7%, дезинфицирующие средства 6,3 — 0 — 4,2%- товары хирургического, зоотехнического, лабораторного назначения 8,7 — 13,4 -1%.

6. В структуре медикаментов наибольший удельный вес занимают анти9 биотики и сульфаниламидные препараты, в среднем в крупных и стабильных предприятиях 46,85% (1 группа), в мелких и нестабильных торгующих организациях 46,95% (2 группа) — несколько меньше антгельминтные, противопара-зитарные и инсектоакарицидные препараты (21,7 в первой и 42,06% во второй группе), витаминные препараты, а также вещества, корректирующие процессы иммунитета, роста, развития и продуктивность животных, влияющие преимущественно на обмен веществ (11,25 в первой и 4,05% во второй группе), еще меньше мази и мягчительные средства (5,88 и 1,62%), гормональные, внутри-маточные и противомаститные препараты (2,93 и 1,61%), и средства, влияющие на кроветворение (1,86 и 1,96%).

7. На рыночный спрос ветеринарных товаров оказывает существенное влияние обеспеченность предприятий кадрами ветеринарных специалистов, поголовье животных, уровень развития животноводства, заболеваемость животных инфекционными, инвазионными и незаразными болезнями, платежеспособность потребителей ветеринарных услуг. Увеличение показателя каждого из этих факторов сопровождается ростом рыночного спроса на ветеринарные товары.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Рекомендация по совершенствованию рынка ветеринарных товаров в Республике Татарстан, утвержденная Главным управлением ветеринарии Кабинета министров Республики Татарстан 4 июня 2003 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. На перепутье: Размышления о судьбах России. М.: Ин-т Экономики, 1993. — 247 с.
  2. Г. П. Рынок, маркетинг и формирование рыночных отношений в АПК // Экономика сельскохоз. и перераб. предприятий. 1992. — № 7.- С. 3136.
  3. Г. П., Жигалин М. М., Семенова Е. И. и др. Маркетинг в АПК. М.: Колос, 1997.-240 с.
  4. В.М. Состояние и задачи агробиологической промышленности в обеспечении стойкого противоэпизоотического благополучия Российской федерации // Ветеринария. 1996. — № 8.- С. 5−8.
  5. В.М., Воскобойник В. Ф. Организация и экономика ветеринарного дела в условиях рыночной ориентации // Ветеринария. 1996. — № 9.- С. 3−7.
  6. А.Г. Советская экономика взгляд в будущее. — М.: Экономика, 1988.-219 с.
  7. В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. М.: Маркетинг, 2001. — 516 с.
  8. Г. Г. Планирование затрат материально-денежных средств на противоэпизоотические мероприятия в молочных комплексах с помощью ЭВМ // Тез. докл. Республ. науч.-практ. конф. Казань, 1988. — С. 166.
  9. Г. Г. Совершенствование планирования противоэпизоотических мероприятий в молочных комплексах: Дисс. канд. вет. наук. Казань, 1988. -215 с.
  10. Ю.Ананьев Ю. Н. Работа производственной лаборатории на хозрасчете // Ветеринария. 1990. — № 6.- С.9−12.
  11. П.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  12. Л.В., Сребник Б. В. Маркетинг // Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Мосу, 1994. — 158 с.
  13. М.Г., Сергеев М. П. Рынок и организация новых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Казань.: Таткнигоиздат, 1993. -282 с.
  14. М.Ахметов М. Г. Ветеринарную службу на более высокий уровень // Ветеринарный врач. — 2000. — № 3.- С. 4−6.
  15. М.Г., Никитин И. Н. Организация платных ветеринарных услуг в Республике Татарстан // Материалы науч.-практ. конф. по актуальным проблемам ветеринарии и зоотехнии Казань: КГАВМ им. Н. Э. Баумана, 2001. -С. 247−249.
  16. М.Г., Никитин И. Н. Эффективность использования доходов отплатных ветеринарных услуг в Республике Татарстан // Материалы науч.практ. конф. по актуальным проблемам ветеринарии и зоотехнии Казань: КГАВМ им. Н. Э. Баумана, 2001. — С. 246−247.
  17. JI.E. Маркетинг: Курс лекций. М.: Инфра -М, 1999. — 218 с.
  18. А.И. Практикум по курсу «Маркетинг». Казань: Изд-во КФЭИ,, 1999.-40 с.
  19. А.И. и др. Маркетинг. Казань: Изд-во КФЭИ, 1998. — 168 с.
  20. Г. С. Ветеринарная служба сельских районов в условиях формирования рынка ветеринарных услуг: Дис. канд. вет. наук. Казань, 2000. -275 с.
  21. Г. С., Никитин И. Н. Рыночные взаимоотношения в ветеринарных учреждениях сельского района // Материалы IV науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов РТ. Казань, 2001.- С. 63.
  22. И. Маркетинг сегодня. М.: Менеджер, 1996. — 126 с.
  23. А.О. Малое предпринимательство: Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось — 89, 1997. — 335 с.
  24. Большой экономический словарь / под редакцией А. Н. Азриляна. М.: Фонд «Правовая культура», 1999. — С.422.
  25. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: Методология и практика. М.: Экономика: Комаркт Лтд., 1997. — 639 с.
  26. П.Г. Самофинансирование. М.: Финансы и статистика, 1989. — 216 с.
  27. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Интерэкспорт: Экономика, 1995. — 344 с.
  28. Н.М. Хозрасчетные взаимоотношения в ветеринарных учреждениях // Тр. ин-та КВИ: Экономические основы совершенствования ветеринарных и зоотехнических мероприятий в животноводстве. Казань, 1992. -С. 21−24.
  29. Н.М. Научные основы и результаты совершенствования ветеринарной службы сельского района: Дис. докт. вет. наук. Казань, 1996. -398 с.
  30. Н.М. Затраты на ветеринарное обслуживание животноводства в сельском районе // Матер. РНПК по проблемам ветеринарии и животноводства. Казань, 1996. — С. 170.
  31. Н.М. Информационное обеспечение ветеринарной службы // Труды Второго съезда вет. врачей Республики Татарстан. Казань, 2001. -С. 66−71.
  32. Н.М., Леонтьев А. Ю., Хафизов А. И. Автоматизированная система определения численности ветеринарных работников и стоимости ветеринарных услуг //Ветеринарный врач. 2002. — № 3 (11).- С. 58−64.
  33. Н.М., Муллахметов P.P. Структура рынка ветеринарных услуг в сельском районе // Матер. Международной науч.-практ. конф. (часть 1). -Казань: КГАВМ, 2001. С. 254−255.
  34. О.А. Маркетинг в фармации. М.: Здравоохранение, 1999. — 334 с.
  35. Э.В. Методы планирования, управления промышленным производством и маркетинг // Учеб. пособие. М., 1990. — 73 с.
  36. Ветеринарная энциклопедия, т. 5. М.: «Советская энциклопедия», 1975. — С. 756 — 757.
  37. В.В. Малые предприятия и ветеринария // Ветеринария. 1991. -№ 7.- С.11−15.
  38. В.В., Жунушов А. Т. О порядке разработки и установления расценок (тарифов) на услуги и работы, выполняемые организациями и учреждениями ветеринарной службы Киргизской ССР (методические рекомендации). Фрунзе, 1990. — 12 с.
  39. А. Особенности государственного регулирования переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 6.- С. 20.
  40. В.М., Беренгольц Л. И., Лященко А. Т. О государственном хозрасчетном районном предприятии ветеринарной медицины // Межвуз. сб. научн. тр.: Экономические основы совершенствования меропр. в жив-ве. 1. Казань, 1992. С.25−27.
  41. В.Ф. Правовые вопросы ветеринарного предпринимательства без образования юридического лица И Ветеринария. 1998. — № 6.- С. 18−19.
  42. Д.В. Применение ЭВМ для расчета потребности ветеринарных препаратов в овцеводческих хозяйствах // Межвуз. сб. научн.тр.: Экономич. совершенств, вет. и зоот. меропр. в жив-ве. Казань, 1992. — С.44−47.
  43. Д.В., Акмуллин А. И. Нормирование материально-денежных средств на противоэпизоотические мероприятия в овцеводческих хозяйствах // Сб. науч. тр. КВИ. Казань, 1992. — С.92−97.
  44. Н.А. Методика определения расценок на ветеринарные услуги // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. -1990. № 9.- С. 42−43.
  45. Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. М.: Наука, 1990.-216 с.
  46. И.Н. Маркетинг. Организация. Технология. М.: МГИМО, 1990.
  47. С.Ю. Теория долгосрочного технико экономического развития. -М.:Владар, 1993.-310 с.
  48. Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура. М.: Акад. Нар. Хозяйства при Правительстве Рос. Федерации: Дело, 1995. — 189с.
  49. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. — 224 с.
  50. П.И., Никитин И. Н., Василевский Н. М. и др. Расценки на ветеринарные работы. Воронеж, 1991. — 118 с.
  51. В.А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998. — 248 с.
  52. А.Ф. Работа ветеринарной службы в условиях рынка // Ветеринария.- 1993.-№ 1, — С.15−17.
  53. А.А. Проблемы прогнозирования мировых товарных рынков. М.: Международные отношения, 1981. — 200 с.
  54. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 1997.-436 с.
  55. А.А. К вопросу о совершенствовании ветеринарного обслуживания // Ветеринария. 1993. — № 6.- С. 14−16.
  56. С.И., Крячков И. Т., Удалов В. А. и др. Предпринимательство в АПК / Под ред. С. И. Грядова М.: Колос, 1997. — 351 с.
  57. С.И., Удалов В. А. Предпринимательство в сельском хозяйстве: правовые и экономические вопросы: Учеб. пособие // Моск. сельскохозяйст. акад.- Под ред. М.: ДеКа, 1998. — 344 с.
  58. В.Е. Почему именно ФОССТИС? Роль мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта в маркетинге на внешнеторговых рынках. М.: Легпромбытиздат, 1990.
  59. Д. Принципы и практика маркетинга // Учебное пособие для вузов.- М.: ЭКМос, 2000. 679 с.
  60. Е., Хершген X. Практический маркетинг // Пер. с нем. А. М. Макарова. М.: Высш. Шк., 1995. — 255 с.
  61. Д. Как создавать предприятия. Таллин, 1991. — 115 с.
  62. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Совмест. предприятие «Бук Чембэр Интернешнл», 1992. — 349 с.
  63. А. Аграрный сектор на пути к рынку // Вопросы экономики.1991,-№ 6.- С. 68.
  64. Жих Е. М. Маркетинг: как завоевывать рынок? JL: Лениздат, 1991. — 138 с.
  65. А.Т. Ветеринарная служба в условиях перехода на рыночные отношения // Ветеринария. 1993. — № 2.- С. 3−5.
  66. Ф. Директ Маркетинг: 99 практ. советов, как найти потребителя // Пер. с нем. Н. А. Врублевская — М.: Интерэксперт, 1999. — 254 с.
  67. А.В. Задачи сложные, но выполнимые // Ветеринарный врач. 2000. -№ 1.-С. 8−12.
  68. А.В. Задачи и перспективы развития ветеринарной службы Республики Татарстан // Ветеринарный врач. 2001. — № 4.- С. 3−10.
  69. А.В. Задачи ветеринарной службы Республики Татарстан // Ветеринария. 2002. — № 1.- С. 3−7.
  70. А.В. От Первого до Второго съезда // Ветеринарный врач. 2000. -№ 3.-С. 7−11.
  71. А.В., Никитин И. Н. В ногу со временем // Ветеринарный врач. -2002. -№>3.- С. 3−16.
  72. Л.И. Нормативно-ресурсный метод планирования ветеринарных мероприятий // Тезисы докл. Респ. науч.-практ. конф., Казань, 1991.- С. 172.
  73. Л.И. Методика установления расценок на ветеринарное обслуживание животноводства в условиях хозрасчета // Тезисы докл. Респ. науч.-практ. конф. Казань, 1989. — С. 177−178.
  74. О.З., Юшкова Л. Я., Копылова В. Д. Анализ экономических исследований в ветеринарии // Ветеринария. 1993. — № 2.- С.60−63.
  75. Н.С., Кожуховский И. С. Ценообразование в условиях рынка. Киев, 1991.-58 с.
  76. Н.Н. Организационные и экономические основы перехода аптечной службы к рынку: Автореф. дис. д-ра фарм. наук, 1996.
  77. В.И. Совершенствовать зооветеринарное снабжение // Ветеринария. -1988. № 5.- С.3−4.
  78. В.И., Трефилов А. А. Зооветеринарное снабжение: становление, развитие, переспективы // Ветеринария. 1989. — № 12.- С. 7.
  79. К.К. Совершенствование ветеринарной службы Западно-Казахстанской области в период перехода к рыночной экономике: Дис. канд. вет. наук. Уральск, 1998. — 254 с.
  80. К. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы // Пер. с анг. Под общ. Ред. Н. А. Макашевой. М.: РГГУ, 1994. — С. 26.
  81. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997−2000 годы // Вопросы экономики. 1997. № 1.- С. 9.
  82. Я. Тенденции постсоциалистического развития: общий обзор // Вопросы экономики. 1996. — № 1, — С. 5−16.
  83. В.А., Кожемякин С. И. О нормировании затрат на ветмедикаменты и биопрепараты //Экономика и организ. с.-х. 1987. — № 81- С.34−37.
  84. Ф. и др. Маркетинг // Пер. с англ. Р. Б. Ноздревой. М. ЮНИТИ, 1998.-787 с.
  85. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. М.: Act, 2000. — 271 с.
  86. Ф. Основы маркетинга. Новосибирск: «Наука» Сибирское отделение, 1992. — 666 с.
  87. И.И. Маркетинг на предприятии. М.: Финстатинформ, 1994. — 223 с.
  88. . Стратегический маркетинг. Еропейская переспектива // Пер. с французского. Спб.: Наука, 1996. — 589 с.
  89. А.Я., Курак А. Я. Ценообразование в новых условиях хозяйствования П Рынок и торговля Киев, 1990. -65 с.
  90. А.Г. Организация ветеринарного обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств // Ветеринария. 1993. — № 5.- С.11−13.
  91. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. — 127 с.
  92. С.Ю., Сергеев Ю. А. Международный маркетинг американской технологии. М.: Наука, 1985. — 286 с.
  93. .З. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  94. Д.Ф. Биоветфарм Республики Татарстан на рынке ветеринарных товаров // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2002. — С. 193−194.
  95. Д.Ф. Ветеринарное снабжение в Республике Татарстан // Матер. IV науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов РТ Казань, 2001. -С. 184.
  96. Д.Ф. Маркетинговые исследования рынка ветеринарных товаров // Матер. Международной науч.-практ. конф. по актуальным проблемам АПК (часть 1). Казань, 2003. — С. 216−217.
  97. Д.Ф. Структура рынка ветеринарных товаров в Республике Татарстан // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2002. — С. 191−193.
  98. Д.Ф. Экономическая эффективность деятельности ГУП «Биоветфарм» Республики Татарстан // Матер. Международной науч.-практ. конф. по актуальным проблемам АПК (часть 1). Казань, 2003. — С. 214−215.
  99. Ф.Ф., Миннебаев Д. Ф. История Биоветфарма // Ветеринарный врач. 2002.-№ 3.-С. 31−35.
  100. Р. Маркетинг: ситуации и примеры. М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1994.- 187 с.
  101. И.Н. Ветеринарная служба в условиях рыночной экономики// Тез.докл. Респ. науч.-практ. конф. Казань, 1991. — С. 163.
  102. И.Н. Научные и правовые основы ветеринарного бизнеса // Ветеринария. 1996. — № 3.- С.3−7.
  103. И.Н. Хозяйственный расчет в ветеринарных учреждениях // Тез. докл. Респ. науч.-практ. конф. Казань, 1989. — С. 176−177
  104. И.Н. Взаимоотношения ветеринарных специалистов с потребителями ветеринарных услуг // Матер. Международной науч.-практ. конф., посвященной 125-летию академии Казань, 1998. — Часть 2.- С. 195.
  105. И.Н. Маркетинг в сфере ветеринарного бизнеса // Ветеринария, -1998.- № 7.- С. 16−19.
  106. И.Н. Первый съезд ветеринарных врачей Республики Татарстан // Ветеринария. 1995. — № 9.- С. 3−10.
  107. И.Н., Акмуллин А. И., Габдраупова Д. В. Типовые нормативы и нормы материально-денежных средств на противоэпизоотические мероприятия в овцеводческих спецхозах. М., 1988. — 11 с.
  108. И.Н., Василевский Н. М. Ветеринарное предпринимательство // Учеб. пособие. Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. Казань, 1999.- 227 с.
  109. И.Н., Василевский Н. М. Нормативная база перевода ветеринарной службы сельского района на хозрасчет // Респ. науч.-практ. конф.: Достижения Казанской вет. школы в практику жив-ва Казань, 1991. — С. 164.
  110. И.Н., Василевский Н. М. Ценообразование в сфере ветеринарного бизнеса //Ветеринария. 1998. -№ 6.- С. 13−17.
  111. И.Н., Воскобойник В. Ф. Организация и экономика ветеринарного дела. Учеб. для студ. вузов. // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -384 с.
  112. И.Н., Воскобойник В. Ф., Василевский Н. М. и др. Организация и экономика ветеринарного дела. // Практикум. Под ред. И. Н. Никитина. М.: Колос, 1998.- 192 с.
  113. И.Н., Калугин И. В. История ветеринарии. М.: Агропромиздат, 1988.
  114. И.Н., Миннебаев Д. Ф. Рынок ветеринарных товаров Республики Татарстан // Ветеринарный врач. 2002. — № 4.- С. 3−8.
  115. И.Н., Сибагатуллин Ф. С., Василевский Н. М. Организация ветеринарного сервиса в государственных ветеринарных учреждениях // Матер, науч.-практ. конф. по пробл. вет. и жив-ва. Казань, 1995. — С.234.
  116. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991. — 298 с.
  117. О ветеринарии: Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. // Ветеринария. 1993. — № 9.- С. 3−10.
  118. О ветеринарном деле в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 13 июля 1993 г. // В кн.: Сибагатуллин Ф. С., Никитин И. Н. Ветеринарная служба и рыночная экономика. Казань, 1994. — С. 9−26.
  119. О внесении изменений и дополнений в закон Республики Татарстан «О ветеринарном деле в Республике Татарстан»: Закон Республики Татарстан от 14 сентября 2000 г. // Республика Татарстан от 20 октября 2000 г.
  120. О налоге на добавленную стоимость: Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1991. -№ 52.-ст. 1871.
  121. Л.М. Опыт работы районной ветеринарной службы // Ветеринария. 1990. — № 8.- С.9−10.
  122. Ю.М. и др. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. -М., 1992.-432 с.
  123. А. Россия: рождение рыночной экономики / Пер. с англ. М.: Республика, 1996. — С. 29.
  124. Н.Я. Русская рулетка: экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней. М.: Экономика, 1998. — 286 с.
  125. В.Д. Ветеринарная служба совхоза и хозрасчет // Ветеринария. -1990.-№ 6.- С. 12−15.
  126. Правила оказания платных ветеринарных услуг. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г.
  127. Правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств списка, А и Б, предназначенных для ветеринарных целей // Ветеринарная газета, Апрель 2000, № 8 (178).-С.4−5.
  128. Н.Д., Романов С. Г. Маркетинговые исследования на рынке ветбиопрепаратов для птицеводства // Ветеринария. 2000. — № 9, — С. 15−17.
  129. Е.М., Фрэнсис Дж. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек Фирма -Маркетинг / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — 279 с.
  130. А.Н., Корлюгов Ю. Ю., Красильников С. А. и др. Маркетинг. М.: «Банки и биржи». Издат. объед. «ЮНИТИ», 1996. — 558 с.
  131. М.В. Новые формы хозяйствования в фармации при переходе к рыночной экономике: Автореф. Дис. канд. наук, 1995.
  132. Дж. Рыночная экономика и Россия / Пер. с англ. М.: Экономика, 1994.-С. 54.
  133. Л. Страны Восточной и Центральной Европы в следующем десятилетии. М.: Экономика, 1993. — С. 60.
  134. П. Экономика. М.: Прогресс, 1990. — 365 с.
  135. Ю.А., Белявский И. А. Применение маркетинга в планировании и организации производства на предприятии // Учеб. пособие для студентов вузов. СПб.: Из-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1994. -250 с.
  136. И.М. Ветеринарная служба Чувашии в условиях рынка // Ветеринария. 1995. — № 1.- С. 3.
  137. Ф.С., Никитин И. Н. Ветеринарная служба и рыночная экономика. Казань, 1994. — 303 с.
  138. Ф.С., Никитин И. Н. Ветеринарное предпринимательство в Республике Татарстан / Тез. докл. Респ. науч.-практ. конф. Казань, 1994. -С.108.
  139. Ф.С., Никитин И. Н., Василевский Н. М. и др. Нормативные документы по внедрению платного ветеринарного обслуживания животноводства в Республике Татарстан. Казань, 1992. — 56 с.
  140. А.А. Ветеринария США // Ветеринария. -1993. № 10, — С. 55−57.
  141. Н.Д., Максимова В. Ф., Акуленок Д. Н. и др. Рыночная экономика: Учебник: В 3 т. Основы бизнеса. М.: СОМИНТЭК. 1992. — с. 155.
  142. П.П. Основы сельскохозяйственного маркетинга: Учебное пособие.-М., 1991.-89 с.
  143. Ю.Р. Какой быть ветеринарной службе? // Ветеринария. 1990. — № 2.- С.5−10- - № 9.- С. 17−21.
  144. Ю.Р. Читатель пишет, размышляет, предлагает // Ветеринария. 1989. — № 6.- С. 16−20- - № 8.- С.21−22.
  145. Теория потребительского поведения и спроса: Хрестоматия / сост. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000. — 380 с.
  146. Т.М. О новых формах организации труда и управление ветеринарной службой в Самарской области. // Ветеринария. 1991. — № 10.- С.11−15.
  147. О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. СПб.: Питер, 1992. — 159 с.
  148. А.Д. Важные задачи ветеринарной службы // Ветеринария. -1983.-№ 6.- С.3−6.
  149. А.Д. и др. Ветеринария СССР. М.: Колос, 1979.
  150. Э.А. и др. Маркетинг // Учебное пособие для вузов. М.: ЭКМос, 2002. — 320 с.
  151. Э.А., Кочеткова А. И. Рекламное дело: Учеб. М.: ЭКМос, 1997. -271 с.
  152. У., Беркет Д., Мориарти С. Маркетинг. СПб.: Питер, 1996. — 735 с.
  153. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика // Пер. с англ. Под общ. ред. Г. Г. Сапова. М.: Дело, 1993. — 829 с.
  154. И.Х. Нужны ли России импортные ветеринарные препараты? //Ветеринария. 1995. — № 4.- С. 8−10.
  155. В.П. Основы маркетинга. М.: Приор: экспертное бюро, 1999. -159 с.
  156. К., Эриашвили Н. Д., Соловьев Б. А., Цыпкин Ю. А. Маркетинг: принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учеб. -М.: Банки и Биржи: Юнити, 1998. 255 с.
  157. А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993.-256 с.
  158. А.П., Трефилов А. А. Материально-техническое снабжение ветеринарной службы // Ветеринария СССР, под редакцией А. Д. Третьякова и В. П. Шишкова. М.: Колос, 1979. — С.97.
  159. А.П., Трефимов А. А. На уровень современных требований // Ветеринария. 1985. — № 7.- С.3−4.
  160. В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 2000. — 528 с.
  161. Ю.А., Люкшинов А. Н. Агромаркетинг // Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Колос, 1998. — 310 с.
  162. Ю.А. Эффективный маркетинг. М.: Колос, 1994. — 126 с.
  163. С.Е. Маркетинговая деятельность сельскохозяйственного предприятия. М.: МСХА, 1996. — С. 46.
  164. Черчилль, Гильберт А. Маркетинговые исследования. СПб: Питер, 2000. — 752 с.
  165. Н.П., Денисов В. Г. Ветеринарная служба Мордовии в переходный период // Ветеринария. 1995. — № 11.- С. 6.
  166. А.К. Некоторые особенности конкуренции иностранных компаний за рынок сбыта ветеринарных препаратов в России // Ветеринария. -1994.-№ 2.-С. 60.
  167. П.А. Нормирование затрат труда и материально-денежных средств на противоэпизоотические мероприятия. // Вестник с.-х. науки. -1987.-№ 6.- С. 104−110.
  168. П.А., Валиева Г. А., Лобас Н. Д., Никитин И. Н., Иванов Л. И. Типовые нормативы и нормы материально-денежных средств на противоэпизоотические мероприятия в животноводческих комплексах по производству свинины. // М., 1988. 11 с.
  169. Л.Б. Маркетинг на потребительском рынке России: Моногр. // М-во торговли Рос. Федерации, Казан, ин-т (фил.) Моск. гос. ун-та коммерции. Казань: Тан-Заря, 2000. — 135 с.
  170. Шмелев Н. П Экономика и общество // Вопросы экономики. 1996. — № 1 .-С.17−32.
  171. Н.П., Попов В. В. На переломе: экономическая перестройка в СССР. М.: Изд-во Агенства печати «Новости», 1989.
  172. Дж., Берджес Дж. Основы управления малым бизнесом // Пер. с англ. под общ. ред. Ю. В. Шленова. М.: БИНОМ, 1997. — 493 с.
  173. Е.Э. Вопросы ветеринарного обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств в Ленинградской области // Матер. Всерос. НПК: Гигиена, ветсанитария и экология ж-ва Чебоксары, 1994. — С.491−492.
  174. В.И. Новый подход к управлению: крупные объединения. М.: Экономика, 1990. — 350 с.
  175. Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер. с англ. / Авт. Предисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993. — 335 с.
  176. Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю. А. и др. Маркетинг // Учеб. для студентов вузов. М.: Юнити — Дана, 2000. — 623 с.
  177. Л.Я. Организационно-правовые основы хозрасчета в ветеринарии //Ветеринария. 1991. -№ 9.- С.64−65.
  178. Е.Л. Категория «ветеринарные товары»: дефиниция и содержание // Человек общество — окружающая среда: Сборник научных трудов. Часть 1 / Под ред. Чл.-кор. РАН А. И. Татаркина. — Екатеринбург: УрО РАН, 2001. С.104−106.
  179. Е.Л. Рынок ветеринарных товаров: между гуманизмом и бизнесом // Проблема нового гуманизма в мировом и российском контекстах: IV ежегодная науч.-практ. конф. Тез. докл. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2001. С. 136−138.
  180. Е.Л. Рыночный спрос на ветеринарные товары // Ветеринарный врач. 2002. — № 1(9).- С.9−13.
  181. Е.Л., Берсенев В. Л., Никитин И. Н. Правовые основы рынка ветеринарных товаров // Ветеринарный врач. 2002. — № 2(10).- С. 17−21.
  182. С., Китова Е. Управление маркетингом // АПК: экономика, управление. 1994. — № 4. — С.26−28.
  183. Н.М., Васильев В. П., Минниханов Р. Н. Аграрный сектор Татарстана в условиях развития рыночной экономики. Казань. 1997. — 313с.
  184. Е.Г. Как поднять экономику России. М.: Вита Пресс, 1996. — С.9.
  185. Allen G.C. A Short Economic History of Modern Japan. London, 1985. — P. 247.
  186. Ansoff I.H. Strategies for diversification // Harvard Business Review. 1957. -September-October.-P. 113−124.
  187. Arnold U. Global soursing an indispensable element in worldwide competition // Manag. Int. Rev. — 1989. — Vol 29, № 4.- P. 14−28.
  188. Branch M.C. The corporate planing process. N.Y.: American Management association, 1962. — P. 48−49.
  189. Brooks J.K., Barry A.S. How to Write a Succesfull Business Plan. New York: AMAKOM, 1986.-242 S.
  190. Coleman J., et al. Diffusion of an innovation among physians // Socimetry. -1967.-№ 12.-P. 253−270.'
  191. Drucker P. Management tasks, responsibilities, practices. NY.: Harper & Row, 1973. — P. 64−65.
  192. Howe K.S. The economics of veterinary services: A perspective. Britveter. -NY., 1988. Vol. 144, № 4.- P. 343−350.
  193. Lancaster K.J. A New Approach to Consumer Theory // Political Economy. -1966.-№ 14.- P. 132- 157.
  194. Levitt T. The globalization of marketing // Harvard Business Review. 1960. -May-June. — P. 92−102.
  195. Parks В., Philip D. Olson, Donald W. Bokor. Don’t Mistake Business Plans for Planning // Small Business Strategy. 1991. — № 2.- 56 S.
  196. Redmond W.H. Effects of new product pricing on the evolution of market structure // Prod. Innov. Manag. 1989. -Vol 6, № 2.- P. 99−108.
  197. Rogers E.M. Diffusion of innovations. New York: «Free Press», 1962.
  198. Smith A. Planning the layout Design of a pharmacy, principles and metods of pharmacy management // 3 rd ed., Philadelphia, Lea and Febiger, 1986. P. 130 154.
  199. Stanton, William J., Futrell, Charles. Fundamentals of marceting. NewYork, 1987.-666 p.
  200. Traynor K., Traynor S. Marketing approaches used by high tech firms // Ind. Market. Manag. 1989. — Vol 18, № 4.- P. 281−287.
  201. Turner J.D. Strategy and organisation // Manag. Update. 1989. — Vol 14, № 3. -P. 1−8.
  202. Waldhols M. How a’Detail Man’Promotes New Drugs to Tennessee Doctors // Wall Street. 1982. — № 11.- P. 8. ветеринариио / '-/, *, f I > / • .¦ ,.1. Щ У*:1. V. ¦ /л
  203. Утверждаю Главного управления Т, профессор А. В. Иванов 2003 г.
  204. Рекомендация по совершенствованию рынка ветеринарных товаров в Республике Татарстан1. Казань 2003 г. 1. Общие положения
  205. Участники рынка ветеринарных товаров в Республике Татарстан
  206. Клиентами на рынке ветеринарных товаров являются сельскохозяйственные предприятия и индивидуальные владельцы животных, фермерские (крестьянские) и личные подсобные хозяйства граждан.
  207. Ветеринарный врач сельскохозяйственного предприятия ищет конкретный препарат, конкретной фармакологической группы. Главным для него фактором является цена. Поэтому он предпочитает покупать антибиотики, антгельминтные и др. оптом по более низкой цене.
  208. Основные направления развития и совершенствования рынка ветеринарных товаров в Республике Татарстан
  209. В системе мер по совершенствованию рынка ветеринарных товаров следует обращать внимание на следующие основные направления:
  210. Маркетинговая стратегия и коммерческие усилия по сбыту.
  211. Реклама ветеринарных товаров.
  212. Ценообразование на рынке ветеринарных товаров в Республике Татарстан осуществляется на основе олигополистической конкуренции, где ГУП
  213. Биоветфарм" определяет свои цены методом «издержки плюс», а другие предприятия ориентируются на цены лидера рынка ветеринарных товаров, применяя скидки на платеж наличными, премии и сувениры для проталкивания товаров.
  214. Структура ветеринарных товаров.
  215. Преимущественный спрос на ветеринарные товары.
  216. Динамика товарной структуры.
  217. Кадровый потенциал ветеринарной службы.
  218. ЗЛО. Уровень развития животноводства.
  219. Увеличение емкости рынка ветеринарных товаров в Республике Татарстан, за счет положительного роста «условного» поголовья и повышения рыночной устойчивости производителя сельскохозяйственной продукции, прямо сказывается на его покупательной способности.
  220. Эпизоотическое состояние животноводства.
  221. Заболеваемость животных незаразными болезнями.
  222. Платежеспособность потребителей ветеринарных услуг.
  223. Установлена зависимость спроса на ветеринарные товары от платежеспособности потребителей ветеринарных услуг, которая проявляется непосредственно или через предпринимательские ветеринарные структуры.
  224. Влияние каждого из перечисленных факторов сопровождается ростом или снижением рыночного спроса на ветеринарные товары как отдельно, так и в совокупности с другими факторами.
  225. Таким образом, приведенная рекомендация, является частью обязательных маркетинговых исследований, которые определяют эффективную систему организации ветеринарной службы, ее финансирование и материально-техническое обеспечение.
Заполнить форму текущей работой