Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Особенности процесса осознания единства целей общества и человека проявляются в характерной для юноши ситуации выбора путей своего дальнейшего развития и возможностей, предлагаемых обществом. Эта ситуация стала исходной при выборе методов исследования, адекватных поставленным задачам. В ходе исследования использовалась комплексная методика, включающая в себя: сочинение… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Проблема самоопределения личности в советской психологии
    • 1. 1. Основные детерминанты процесса самоопределения
    • 1. 2. Самоопределение в структуре особенностей, личности
    • 1. 3. Психологические механизмы самоопределения
  • Глава II. Характер процесса самоопределения на разных этапах онтогенеза
    • 2. 1. Развитие самоопределения в дошкольном Возрасте
    • 2. 2. Развитие самоопределения в младшем школьном возрасте
    • 2. 3. Развитие самоопределения у подростков
    • 2. 4. Развитие самоопределения в раннем юношеском возрасте
  • Глава III. Эспериментальное изучение самоопределения как процесса мотивообразования и целеполагания при переходе от детства к взрослости
    • 3. 1. Этап перехода от детства к взрослости и его психологические особенности
    • 3. 2. Изучение особенностей личностного самоопределения на этапе перехода от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту
      • 3. 2. 1. Организация и методика исследования
      • 3. 2. 2. Результаты и обсуждение
  • Заключение
  • Т) Т} Т71 Т!1 тл т Т ТД и О Р, -Ъ П, а Л/

Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ходе развития личности, с необходимостью возникают вопросы, связанные с ее самоопределением, т. е. с поиском своего места в жизни, определением «себя в обществе» и «себя для общества» /Д.И. Фельдштейн/. Это наиболее ярко проявляется на этапе перехода от детства к взрослости. Характер самоопределения, его динамика во ¦ многом зависит от того, какой видит себя личность, какие цели перед собой ставит, какими мотивами руководствуется.

Самоопределение личности является в настоящее время предметом разнопланового изучения в системе философско-социологических /М.Н.Руткевич, М. С. Каган, М. Х. Титма, А. Г. Спиркин, А. И. Титаренко, В. Н. Шубкин и др./, социально-психологических /К.А.Абульханова-Славская, И. С. Кон, А. В. Петровский, В. А. Ядов и др./, психолого-педагогических знаний /А.Г.Асмолов, А. В. Мудрик, Т. В. Кудрявцев,. В. Ф. Сафин, В. В. Чебышева, П. А. Шавир и др./. В то же время еще недостаточно исследованы возрастные и индивидуальные особенности личностного самоопределения, и в частности, то, как влияет на него ход предшествующего развития индивида. Хотя от этого зависит определение путей формирования личности, в том числе утверждение ее активной жизненной позиции. Особую актуальность проблема самоопределения приобретает на этапе перехода от детства к взрослости, который осуществляется в старшем подростковом возрасте и раннем юношеском возрасте. Поэтому изучение процесса самоопределения является важным направлением психолого-педагогических исследований, призванным обеспечить оптимизацию процесса воспитания.

Научная база для развертывания исследований создана трудами советских психологов, раскрывших особенности и механизмы процесса развития личности растущего человека. Именно глубокое и разностороннее рассмотрение проблемы формирования человека как личности дает возможность специального рассмотрения личностного самоопределения при переходе от детства к взрослости и его связи с особенностями онтогенетического развития человека.

Объектом исследования является процесс самоопределения4 личности в онтгенезе.

Предметом исследования стало рассмотрение взаимосвязи между особенностями ведущей деятельности и характером процесса самоопределения личности.

Основная цель работы заключается в выявлении влияния на процесс самоопределения при переходе от детства к взрослости особенностей развития деятельности, ставшей ведущей для индивида.

Гипотеза исследования. В работе проверяется предположение о том, что самоопределение является единым процессом образования мотивов и целей /формирования личностных смыслов/, опосредованным особенностями ведущей деятельности личности. Ситуация необходим.

— ь мости самостоятельного выбора дальнейшего жизненного пути, в которую попадает юноша, актуализирует специфическую для этого возраста активность по оценке и упорядочению содержания собственного сознания, ее результатом являются ценностные ориентации., личности.

Предполагается, что в ходе онтогенеза при освоении различных типов ведущей деятельности происходит формирование определенного способа отбора мотивов и целей. Проходя последовательно через различные ведущие деятельности, индивид осваивает присущие им способы отбора мотивов и целей. К моменту наступления взрослости освоенные способы представляют собой упорядоченную систему, иерархия которой определяется деятельностью, являющейся ведущей для индивида. Ею может быть любая из освоенных в ходе онтогенеза деятельностей, которая и будет детерминировать характер самоопределения индивида. Согласно выдвинутому предположению ожидалось существование нескольких типов самоопределения в онтогенезе, причем преобладающим должен быть тип, соответствующий характерной для исследуемого возраста ведущей деятельности.

В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи: .

1. Провести теоретический анализ проблемы личностного самоопределения с целью проверки предположения о том, что в основе самоопределения лежит способ образования мотивов и целей, формирующийся на основе ведущей деятельности.

2. Выявить психологические характеристики процесса самоопределения и определить показатели /критерии/, дающие возможность выделить его различные типы.

3. Осуществить эмпирическое изучение особенностей самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости. 4. Наметить практические рекомендации для учета характера самоопределения в профориентационной и коррекционной работе с подростками и юношами.

Методологическую основу исследования составили диалектико-материалистические положения об общественной сущности личности и общества, развивающегося как в системе объективных отношений, так и в системе субъективного индивидуального сознания. Связь общих методологических положений с конкретным психологическим подходом осуществляется на основе положений советской психологической науки о структурной целостности личности, развития психики в процессе деятельности, единства внешних и внутренних факторов, определяющих развитие психики индивида,^особенности ее развития на разных этапах онтогенеза. Исходным основанием анализа закономерностей хода самоопределения выступает, с нашей точки зрения, соотношение между реализацией индивидом своей неповторимости /индивидуализация, обособление/ и реализацией индивидом в самоопределении требований общества /социализация, идентификация/. Особенности соотношения этих моментов и находят свое отражение в характере самоопределения личности.

Методы исследования. Особенности процесса осознания единства целей общества и человека проявляются в характерной для юноши ситуации выбора путей своего дальнейшего развития и возможностей, предлагаемых обществом. Эта ситуация стала исходной при выборе методов исследования, адекватных поставленным задачам. В ходе исследования использовалась комплексная методика, включающая в себя: сочинение на тему «С кого бы я хотел делать жизнь», которое выполнялось по специальной инструкции, позволяющей выделить особенности ориентаций испытуемых в выборе примера для подражания в устройстве своей собственной жизниметод мотивацион-ной индукции Нюттена, дающий возможность выявить характер целе-полагания на разных уровнях перспектив /ближняя, средняя, дальняя/- исследование самооценки по методу Будаси-Алексееваметодика П. М. Якобсона на определение социальных установокметод ЦГО, построенный на базе 8-ми цветного теста М. Люшера /34 понятия, предложенные для оценивания этим методом, наиболее часто встречались в свободных ассоциациях на слово «будущее» /.

Базой для проведения исследований служили школы № 261 и № 73 Кунцевского района г. Москвы- № 4 и № 17 Новокубанского района Краснодарского краяУПК г. Тольятти, а также студенты 1-х курсов МОПИ им. Н. К. Крупской и Армавирского пединститута. Исследованием, проведенным в 1983;1986 годах было охвачено 457 человек, в том числе учащихся школы — 318 человек, студентов -139 человек.

Научная новизна работы заключается в том, что предметом социального анализа выступило самоопределение и его связь с особенностями развития личности в раннем юношеском возрасте, когда активность, направленная на поиск своего места в жизни, начинает играть определяющую роль в целокупной жизнедеятельности индивида. В качестве основополагающего фактора, влияющего на характер самоопределения, рассматривается ведущая деятельность. Использованные автором методики позволили проследить динамику развития самоопределения в зависимости от смены в ходе онтогенеза ведущих деятельностей.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ведущая деятельность с присущим ей способом образования мотивов и целей рассматривается как основа самоопределения. При этом характер самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости рассматривается зависящим от деятельности, ставшей к этому моменту ведущей для индивида.

Практическая ценность работы заключается в выявлении возрастных характеристик самоопределения, их зависимости от ведущей деятельности индивида. В исследовании получены данные, которые могут быть использованы педагогами-практиками с целью оптимизации индивидуального подхода к воспитанию школьников.

Разработанные автором в ходе исследования подходы дают возможность более эффективно строить профориентационную работу и коррекционную работу с подростками и юношами. Положения, выносимые на защиту:

1. Освоение индивидом ведущей деятельности предполагает формирование определенного способа образования мотивов и целей. При этом ведущая на каждом этапе возрастного развития деятельность задает свой специфический способ мотивообразования и целеполага-ния.

2. Способ образования мотивов и целей служит основанием для выделения различных типов самоопределения при переходе от детства к взрослости.

3. Объективная необходимость включения индивида в систему общественных отношений в качестве полноправного субъекта, возникающая в раннем юношеском возрасте, стимулирует его активность, направленную на поиск своего собственного, только ему присущего места в жизни.

4. Характер самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте зависит от особенностей деятельности, ставшей к этому моменту ведущей для индивида.

— 1393 А К Л Ю Ч Е н и е.:

Теоретический анализ, сопоставление и обобщение подходов к самоопределению личности позволили нам сформулировать представление о нем как о едином процессе мотивообразования и целеполага-ния. Ход этого процесса рассматривался в зависимости от особенностей ведущей деятельности, которую реализует индивид на том или ином этале онтогенеза. Известно, что полноценное освоение индивидом какой-либо деятельности предполагаёт формирование адекватной данной деятельности мотивационной сферы. Мотивы как предметы потребностей отбираются индивидом из окружающей ©-го объективной действительности. Для осуществления выбора необходимо произвести сопоставление возможных мотивов и целей, что в свою очередь, предполагает шделение некоторого признака, по которому производится сравнение — аспекта оценкиа также оценочного стереотипа, который содержит оптимальное количество оцениваемого качества. Аспект оценки и оценочный стереотип составляют оценочную систему, от которой зависит характер реализуемых мотивов и целей, составляющих сущность процесса самоопределения.

Поскольку формирование оценочной системы индивида осуществляется в рамках его ведущей деятельности, постольку смена, в ходе онтогенеза, одной ведущей деятельности на другую сопровождается изменениями в основаниях отбора мотивов и целей, т. е. оценочных систем. Таким образом, каждому возрастному этапу развития личности можно поставить в соответствие свой тип самоопределения.

Согласно нашей теоретической модели, в ходе самоопределения индивид, в зависимости от специфики ведущей деятельности, может либо идентифицироваться с общественными нормами и установлениями, либо развивать свою автономность как субъекта деятельности,. Выбранные мотивы и цели могут иметь как одинаковый обособляющеидентифицирующий характер, так и различный. Для каждой из ведущих деятельноотей, освоенных в ходе онтогенеза имеется свое специфическое соотношение между мотивами и целями, что формирует тип самоопределения.

Согласно нашей гипотезе, на основании различий в способах мотивообразования и целеполагания, формирующихся в ходе освоения ведущей деятельности и сменяющихся вместе с ней, нами выделено чёткиеосновных типа самоопределения, которые получили условные названия: эмоциональный, прагматический, общественно полезный и самореализующий.

Эмоциональный тип самоопределения формируется в игровой деятельности, характерные для него’обособляющие мотивы и идентифицирующие цели отбираются в зависимости от уровня их эмоциональной привлекательности.

Для прагматичесюго типа, реализующегося в учебной деятельности, свойственен обособляющий характер как мотивов так и целейих сравнение, и'отбор осуществляется на обнове соблюдения некоторых формально-логических принципов.

В подростковом возрасте формируется общественно полезный тип самоопределения, мотивы и цели которого имеют идентифицирующий характер и сравниваются между собой на основе выраженности в них общественной значимости.

С переходом-к раннему юношескому возрасту идентифицирующий характер мотивации сохраняется, а целеполагание становится обособляющим, что характерно длй самореализующего тщщсамоопределения.

К моменту наступления взрослости, пройдя определенные этапы онтогенеза и освоив соответствующие этим этапам ведущие деятель— ности, индивид, таким образом, осваивает нескольке) способов мотивообразования и целеполагания. Оценочные системы, лежащие в основе способов отбора мотивов и целей, образуют упорядоченную иерархическую, структуру, в которой вышележащий уровень оказывает преимущественное влияние по сравнению с нижележащим. Иерархия способов отбора мотивов и целей зависит от характера освоения ведущей деятельности в ходе онтогенеза, на ее вершине находится тот способ, который соответствует деятельности, ставшей ведущей для индивида. При этом ведущая деятельность индивида, находящегося на определенном этапе возрастного развития, может быть не’тождественна нормативной ведущей деятельности, характеризующей этот этап. Эта особенность будет определять и другую: процесс самоопределения будет протекать в рамках индивидуально ведущей деятельности.

Результаты ¡-!Ьпериментального исследования, направленного на изучение особенностей мотивообразованйя и целеполагания у старших подростков показали, что для них характерно стремление к идентификации с социально принятыми нормативами поведения. Отбор из окружающей действительности мотивов и целей осуществляется в зависимости от характера их общественной значимости. Согласно нашим данным, только при условии освоения. общественно полезной деятельности в качестве ведущей может сформироваться соответствующий тип самоопределения.

Переход к раннему юношескому возрасту. сопройождается изменением в характере целеполагания: оценочный стереотип цели становится обособляющим, т. е. направленным на развитие автономии субъекта. Характер мотивообразования остается тем же, что ивподростко-вом возрасте — идентифицирующим. Проявляется это в том, что для раннего юношеского возраста характерной становится активность, направленная на формирование своего собственного отношения к миру. При этом юноши стремятся найти общественно приемлемые способы реализации своей собственной индивидуальности, — т. е. найболее полноценно и оптимально включиться в жизнь общества/Такое сочетание мотива и цели является, на наш взгляд, более всего отвечающим целям и задачам общества, рассматривающего человека в качестве одной из своих основных ценностей. При таком типе самоопределения человек стремится найти свои собственные пути достижения общественно значимых целей, т. е. он осуществляет поиск возможности реализации себя в соответствии с общественной необходимостью.

Нам представляемся, что для формирования необходимого типа самоопределения, помимо адекватного освоения соответствующей дея-тельнбсти, нужно создать условия для ее становления в качестве ведущей. Один из путей достижения этого связан с обязательным наличием этой' деятельности в жизни индивида, однако это условие не является достаточный, т.к. кроме этого нужно, чтобы преобладающе ценности сощальной микросреды, в которой находится человек, занимающийся этой деятельностью, не противоречили характеру мотивов и целей деятельности, претендующей на статус ведущей.

Знание схЁщфического влияния ведущей деятельности индивида на характер самоопределения дает возможность более глубокого понимания особенностей поведения подростков и юношей. Выделение обособ-ляюще-идентифицирующего характера мотивообразования и хреполагания, осуществляемое в исследовании при помощи методов проективного характера /метод мотивационной индукции Нюттена, цветовой тест отношений и т. п./, а также изучение самооценки /по методу Будаси-Алек-сеева/ дает возможность диагностировать указанные выше типы самоопределения. Таким образом, на основании предложенной совокупности диагностических методик представляется возможным получение данных, необходимых для оптимизации воспитательного процесса, направленного на формирование типа самоопределения, адекватного возрасту. Кроме того, применение этой совокупности диагностических методик может способствовать, на наш взгляд, большей эффективности профилактической и психокоррекционной работы с подростками и юношами.

В случаях проведения профориентационной работы, помимо информирования учащихся о различных профессиях и выявления их склонностей к тем или иным видам деятельности, знание о типе самоопределения подростка дает возможность выявить и показать ему какими преимуществами обладает определенная профессия или группа профессий в плане его личностного развитият.к. желательно, чтобы в рамках профессиональной деятельности человек мог осуществлять свою индивидуально ведущую деятельность и тем самым реализовать прису! ций ему тип личностного самоопределения, что обеспечит его поступательное личностное развитие.

Подводя итог проведенному исследованию, надоотметить, что особенности мотивообразования и целепо латания, рассматриваете в/исследовании, служат внутренними: уеловияуЩ обеспечиваюприми процесс самоопределения молодежи. При этом их нельзя рассматривать как исчерпывающе пезт) логические характеристики, объясняющие процесс самоопределения. Существуют и другие факторы, влияющие на процесс самоопределения, изучение которых в контексте поставленной проблемы является перспективой дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Размышления- юношж прж выборе профессии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е азд.-Т.40.-С.3−7.
  2. К. Различи©- между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура// Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.-М.:Гос. изд. полит, лат., 1956.-С.12−168.
  3. К. Тезжсы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.20.-С.1−4.
  4. К. Капитал// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.46,4.Н.
  5. Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е жзд.-Т.20.-С.5−342.
  6. Материалы ПУН съезда КПСС.-М.:Политиздат, 1986.- 352 с.
  7. Материалы XIX Всесоюзной конференция КПСС.-М. ¡-Политиздат, 1988.- 124 с.
  8. М.С. О ходе реализация, решений. ХХУН съезда КПСС ж задачах по углублению пере стройки.-М.:Полжтжздат, 1988.- 94 с.
  9. К.А. О субъекте психической деятельности.-М.: Наука, 1973.- 288 с.
  10. Абульханова-Славскаж К. А. Деятельность и психология личности .-М.:Наука, 1980.- 334 с.
  11. XI. Аверьянов А. Н, Системное познание мжра.-М.:Политиздат, 1985.339 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания.- Л.:йзд-во Лен. ун-та, 1968.- 339 с.
  13. .Г. О псжхологжче скжх эффектах с оцжалж зацжи// Человек и общество: Проблемы социализация жндйвжда/ Под ред. Ананьева Б.Г.- Л.:Изд-во Лен. ун-та, 1971.- С.3−21.
  14. П.К. Философские аспекты теоряж функциональной сжстемы.- М.:Наука, 1978.-400 с.
  15. Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. -М.: Наука, 1974.-359 с.
  16. Л.И. К психологии личности как развивающейся сис-темы//Психологйягформирования и развития личности.-М.: Наука, 1981.-С.3−19.
  17. Л.Й. Эпигенетическая концепция личности Зрмка Эриксона//Принцип развития в психологии.-М.:Наука, 1978.-С.212−242.
  18. Аристотель. Категории// Аристотель. Соч. в 4-х тт.-Т.2.-М.:Мысль, 1976.-С.51−91.
  19. Артемьева ЕЛО. Психология, субъективной семантики.-М.:Изд-во Моск. ун-та.- 124 с.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.: Мысль, 197©.-158 с.
  21. А.Г. Бремя выбора//Молодой коммунист.-1981.-ЖЗ.-С. 62−67.
  22. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984.-96 с.
  23. А.Г. Основные принципы психологической теории: деятельности// А. Н. Леонтьев и современная психология.-м.:Изд-во Моск. ун-та, 1983.-С.118−128.
  24. А.Г. Психология индивидуальности: Нетодологические основы развития, личности в историко-эволюционном процессе.-ш.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-96с.
  25. Еекше 3. Социально психологическая активность молодежи и проблема формирования на современном этапе /на материале СССР и ВНР/: Автореферат дис. канд. философ, наук.-09.00.01.-М., 1978.-25 с.
  26. H.A. Очерки физиологии движений и физиология активности. -М.:Медецйна, 1966.-349 с.
  27. Н.М., Ожегов Ю. П., Шерети Ф. Э. Политическая, культура ж молодежь.-М.:Молодая гвардия*, 1982.-175 с.
  28. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.-М. ¡-Наука, 1972.- 312 с.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.:Педагогика, 1968.-435 с.
  30. Л.И., Ендовицкая Т. В., Славина Л. С. Цель ж намерения ж их побудительная, сила// Проблема формирования социогенных потребно стек. -Тбилиси, 1974.- С.12−28.
  31. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. психологии. -1978. -М.-С. 23−35.
  32. В. Особености формирования общественно, политической активности молодежи: Автореферат дис. канд. философ, наук.-09.00.01.-Киев, 1981.-24 с
  33. .С. О механизмах, целеполатания// Вопр. психологии.-1977.-№ 2.-С.I2I-I24.
  34. .С. Нравственное со знание личности.-М.:Знание, 1985.64 с.
  35. .С., Сидоров II.И. Психология, клиника ж профилактика раннего алкоголизма.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984.-144 с.
  36. В.В. Марксистская теория оценки.- М. ¡-Прогресс, 1982.262 с.
  37. С.А. К проблеме формирования личности в групп@//Н0вы© исследования в психологии.-1972.-II.-С.14−16.
  38. Ф.Е. Психология- переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984.-200 с.
  39. К.В. Проблема формирования жизненных планов старшеклассников: Автореферат дне.канд. педагог, наук.-13.00.01.-М., 1972.-24 с.
  40. В.К. Психология- эмоциональных, явлений.-М. :Изж-во Моск. ун-та, 197Й.~ 143 с.
  41. Возрастная- ж педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского.-2-е изд.-М.:Просвещение, 1979.-288 с.
  42. Л.С. Детская: психология//Выготский Л. С. Соч. в 6-тм тт.-Т.4.-М.:Педагогика, 1984.-433 с.
  43. Л.С. Соч. в 6-ти тт.-Т.2.-М.:Педагогика, 1982.-504с.
  44. Т.А. Новые зарубежные исследования особенностей подросткового и юношеского возраста//Аопр. психологии.-1984.-Щ.-С. 152−157.
  45. Гальперин- П. Я. Введение в психологию.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1976.-150 с.
  46. Гегель Г. В. Ф. Наука логики.-В 3-х тт.-Т.2.-М.Мыель, 1971.-248 с.
  47. Гегель Г. В. Ф. Философия религии.-В 2-х тт.-Т.1.-М.:Мысль, 1975.-356 с.
  48. В.Б. Подготовка молодежи к труду как социальная-, социально-психологическая ж педагогическая проблема: Автореферат дис. психолог, наук.-19.00.07.-М., 1977.-20 с.
  49. В.П. Необходимость ж свобода.-М.: Наука 1974.200 с.
  50. Г. К. Смысл жизни, счастье, мораль.-М.:Знание, 1981.-64 с.
  51. С.С., Тульчинскяй ГЛ. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ.-М.?Политиздат, 1985.-192 с.
  52. В.В. Виды обобщения, в обучении.-М.:Педагогика, 1972.1. С"
  53. В.В. Категория деятельности и психическое отражение в теории А.Н.леонтьева// Вестн. МГУ.-Серия «Психология».-1979.-М.-С. 28−36.
  54. В.В. Личности надо «выделаться»// С чего начинается личность.-М.:Политиздат, 1978.-С.83−112.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического ж экспериментального психологического исследования.-М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  56. В.В., Марков а, А.К. Концепция, учебной деятельности школьников// Вопр. психологи.-1981.-С.13−26.
  57. Десев Любен К. Некоторые социально-психологические особенности школьников юношеского возраста// Вопр. психологии.-1973.-^2.-0.99−104.
  58. М.В. Природа деятельности.-м.:Изд-во Моск. ун-та, 1984.167 с.
  59. В.И. Диалектика становления, личности: теоретические аспекты формирования: молодого поколения: Автореферат дно. доктора философ, наук.-09.00.01.^1., 1982.-33 с.
  60. .И. Эмоций как ценность.-М.Политиздат, 1978.-272 с.
  61. А.И. Самовоспитание личности: Философско-этическже прблеш. -М.:Политиздат, 1984.-285 с.
  62. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопр. психологии. -1972. -Ш. -С. 18−27.
  63. О.Г. Проблемы нарвственности.-М.:Наука, 1977.-333с.
  64. . Д.И. Проблема ядеаяьного.-М.:Мысль, 1983.- 224 с.
  65. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы.-Ростов/Д:Изд-во Рост, ун-та, 1972.-199 с.
  66. Запорожец, A.B. Значение периодов детства для формирования детской личности// Принцип развития в психологии.-М.-.Наука, 1978.-С.243−267.
  67. A.B., Неверович ?.3. К вопросу о генезисе, функциии структуре эмоциональных, процессов у ребенка// Вопр. психологии.-Ï-974. -Щ. -С. 58−73.
  68. . C.B. Философско-социологические проблемы формирования политического сознания молодежи развитого- социалжстическонто общества: Автореферат дис. канд. философ, наук.-09.00.01.-Киев, 1978.-25 с.
  69. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии! аномального развития личности.-М.:Изд-во Моск. ун-та, I960.-159 с.
  70. И.П. Воспитывать коллективжбтов.-М.:Педагогика, 198 280 с.
  71. Н.Я. Философский анализ проблемы бытия человека.-Киев:Наукова думка, 1980.-187 с.
  72. Ф.И. Психология трудовой деятельности старших школьников /на материалах полеводства/Автореферат дис. доктора психолог, наук.-19.00.Ol.-JI., 1982.-33 с.
  73. A.A. Основания. Логики оценок.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1970.-230. с.76-. Иконникова С. Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ.-Л. :йзд-во Ленин, ун-та, Х984.-I6.& с.
  74. С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. -Л. :Лениздат, 1982.-176 с.
  75. Э.В. Что же такое личность?//С чего начинается личность .-М.:Политиздат, 1983.-С.319−358,
  76. И.И. Структура процесса учения.-М.:Изд-во Моск. унта, 1986.-200 с.
  77. В.А. Нравственный смысл жизни ж деятельности человека. -Л.: Изд-во Ленин, ун-та, 1975.-150 с.
  78. В.А. Воспитай гражданина:/Записки директора школы. -М.:Москов, рабочий, 1987.-144 с.
  79. Г. Г. Диалектика развития личности, в социалистическом обществе.-М. Лель, 1985,-231 с.
  80. Каган. М. С. Человеческая деятельность /Опыт системного анализа/ .-М.:Поли тжздат, 1974.-328 с.
  81. В.Е. Проблема личности: методология исследования ж жизненный смысл.-М.:Политиздат, 1977.-256: с.
  82. . М.Л. Ориентация: молодежи на общение. Проблемы формирования1 ценностного содержания-: Автореферат дне. канд. психолог, наук.-19.00.03.-М., 1981.-19 с.
  83. Й.М. Конфликт: за м против.-М.:Молодая гварджя, 1978.~ 224 с.
  84. Л.Н. Цель и смысл жизни человека.-М.:Мысль, 1984.-252 с.
  85. Л.Н., Поляничко В. Молодой рабочий и культура.-М., 1975.-224 с.
  86. Ю. Психологическая теория решений.-М.:Прогресс, 1979.-504 с.
  87. Ю.Н., Никифоров В. И., Орехова И. М., Орлова Л. Л. Выбор профессии: прогнозы и реальность// Социологические исследования профессиональной ориентации молодежи.-М.:Наука, 1975.1. С.42−58.
  88. Кон И.О. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М.:Политиздат, 1984.- 335 с.
  89. Кон ЖС. Открытие «Я».-М.:Политиздат, 1978.-367 с.
  90. Кон И. О. Постоянство ж изменчивость личности// Психологический журнал.-1987.-М.-С. 126−137.
  91. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования! личности.-М.:Просвещение, 1979.-175 с.
  92. Кон И. О. Социология личности.-М.:Политиздат, 1967.-383 с.
  93. .Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации// Во пр. пежхологжж. -1984. -Щ. -С. 16^-23.
  94. Краткий психологический словарь/ Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М.Б.-М.:Политиздат, 1985.-431 с.
  95. Крякк де Матео С. О возможностях использования результатов социологического исследования1 в преподавании общественных наук в ВУЗе// Молодежь в общественных отношениях социализма.-Таллин, 1984.-С.182−184.
  96. Крятжка буржуазных, теорий молодежи/Под ред. В.Фрждржха.-М.:Прогресс, 1982.-335- с.
  97. H.H. Нравственные потребности личностж.-М.?Знание, I98I.-63 с.
  98. Я.И. Профессиональная ориентация учащейся1 молодежи как проблема нравственного воспитания// Вопр. пежхологжж.-1973.-М. -С. 16−23.
  99. В.П. Принцип системности в теормж ж методологии К. Маркса.-М.:Полжтжздат, 1980.-312 с.
  100. A.M. Самооценки учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: Автореферат джс. канд. психолог, наук.-18.00.07.- Минск, 1973.-23 с.
  101. В.Л. Проблемы руководства жизненным самоопределением старшеклассников:. Автореферат дио. канд. педагог, наук.1300.01.-М., 1974.-21 с.
  102. В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма.-М. Политиздат, 1977.-246- с.
  103. А.Н. Деятельность.Сознание. Личность.-М. .'Политиздат, 1975.-304 с.
  104. A.II. К теории развития психики ребенка// Леонтьев А. И. йзбр. психологические произведения в 2-х тт.-Т.I.-М.:Педагогика, 1983.-С.281−302.
  105. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций.-М.:йзд-во Моск. ун-та, 1971.-126 с.
  106. Леонтьев А. Н* Проблемы развития психики.-М.:Кзд-во Моск. ун-та, 1981.-583 с.
  107. . Е.Б. Самоактуализарующаяся личность// Научно-техническая- революция м социальная психология.-М., 1981.-С.80−92.
  108. A.B. Социально-психологические исследования образа жизни студента: Автореферат дис. канд. психолог, наук, 1900.03.-Л.- 1980.-20 с.
  109. В.Т. Эскиз к портрету. Жизненные планы, интересы, стремления- советской молодежи.-М.:Молодая: гвардия, 1969.-208 с.
  110. В.Т. Что значит быть современным?-М.:Политиздат.-1983.-222 с.
  111. A.B. Интересы и жизненные позиции молодежи//Со-циалистжческий образ жизни.-Таллин, 1978.-С.93−112.
  112. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии .-М.:Наука, 1984.-445 с.
  113. A.A. Очерки психического развития ребенка.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-545 с.1X8. Маковка Н. М. Проблема выбора в диалектике возможности: и действительности.-Ростов/Д, :Изд-во Рост. ун-та, 1978.-196, с.
  114. , Т.Н. Духовные интересы старшеклассников.-!.: Изд-во Ленин, ун-та, 1969.-200 с.
  115. . А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте .-М.:Просвещение, 1985.-96 с.
  116. A.A. Включение молодежи в социальную сакуру.-Вильнюс :Минтис, 1983.-208 с.
  117. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности.-М.?Просвещение, 1985.-319 с.
  118. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности// Учен, записки Пермского пед. ин-та, Т.77.-Пермь, 1970.
  119. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М. :Педагогика, 1986.-256: с.
  120. Молодежь в общественных: отношениях развитого- социализма. Тез. конференций Тарту-Кяэрику, май-1984 г.-Тарту, 1984.-4.1,2.-592 с.
  121. Молодежь ее интересы, стремления, идеалы.-М.:Молодая гвардия, 1969. -430 с.
  122. Молодежь. Образование, воспитание, профессиональная ориентация. -Л.:Наука, 1973.-203 с.
  123. Моральный.выбор/А.А.Гусейнов, Р. И. Александрова, С.Ф.Аниси-мов и др. Под общ. ред. Титаренко А.И.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1980.-344 с.
  124. С.Г. Проблема мотивации в психологическом исследовании. -Кие в: Наукова думка, 1975.-143 с.
  125. К. Психология ответственности/Под ред. В. Е"Семенова.-Л. ¡-Наука, I9O3.-240 с.
  126. A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределе нжя. -М.:Знание, 1977.-54 с.
  127. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как формаусвоенжя социального опыта.-М. .'Педагогика,!981.-239 с.
  128. В.Н. Личность и неврозы.-Л.:Из-во Ленин, ун-та, 1960.242 с.
  129. Наука и ценности: Сб. ст./Отв. ред. А. Е. Кочергин.-Новосибирск: Наука, 1987.-242 с.
  130. Не мировекни В. Г. Образ желаемого будущего как фактор формирования будущего старшеклассников и подростков// Социологические исследования. -1984. -№ 2. -С. 85−90.
  131. Нравственная: жизнь человека: искания, позиция, поступки/ В. Н. Сагатовский, А. В. Розин, Ю. В. Согомонов ж др.-М.:Мысль, 1982.-296 с.
  132. К. Психология влечений человека.-М.:Прогресс, 1972.248 с.
  133. В.II. Познание необходимости: Детерминизм как принцип научного мировоззрения.-М.:Мысль, 1985.-206 с.
  134. Д.В. Политическая культура молодежи /психологические аспекты/.//Полжтичеекая культура трудящихся /опыт формирования и проблема исследования/. М., 1982.-С.126−139.
  135. Особенности обучения ж психического развития.'школьников 13−17 лет/Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова.-М.?Педагогика, 1988.-192 с.
  136. Р.И. Проблема смысла: Современный логжко-философский анализ языка.-М.:Мысль, 1983.-286 с.
  137. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование репрезентации форм в обыденном сознании.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1983.-177 с.
  138. A.B. К проблеме самоопределения личности в груп-пе//Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. -М., 1972.-С.I49-I54C.
  139. A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельно сти//Вопр. психологии.-1987.-ЖЕ.-С. 15−26'.
  140. В.А. Психология- активности личности.-М.:Политиздат, 1986.-253 с.
  141. Г. П. Жизненные планы как фактор профессионального самоопределения- молодежи/Опыт социологического исследования- выпускников средней школы/:Автореферат дис. канд. философ, наук.-09.00.QI.-М., 1984.-19 с.
  142. И. Развитие общественно-политической активности д.: формирование.- социалистического образа жизни молодежи /На материалах ЧССР ж СССР/?Автореферат дис. канд. философ, наук.-09.00.01.-М., 1979.-25 с.
  143. JI.B. Становление и. развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии: Автореферат дис. канд. психолог, наук.-19.00.07.-М., 1987.-19 с.
  144. Проблема ценности в философии.-М-Л.:Наука, 1966.-261 с.
  145. Проблемы мотивации общественно полезной деятельности: Сб. ст./О.тв.ред. Д. И. Фельдштейн. -М., 1984.-160 с.
  146. Проблемы психологии субъективных суждений и оценок: Сб.ст. /Отв. ред. Ю. М. Забродин.-Саратов:йзд-во Сарат. ун-та, 1984.-101с.
  147. Проблемы общей, возрастной ж педагогической психологии/Под ред. В. В. Давыдова.-М.:Педагогика, 1978.-238 с.
  148. Психологический словарь.-М.:Педагогика, 1983.-448 с.
  149. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б.Гжп-пенрейтер.-М.:йзд-во Моск. ун-та, 1984.-288 с.
  150. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/ Под ред. А. В. Запорожца и Я.З.Не-верович.-М. :Педагогика, I98&-. -176 с.
  151. Й.И. Личность. Индивидуальность. Общество.-М.:1. Мысль, 1984.-141 с. 15?. Рейковский Я. Экспериментальная-.психология эмоций.-М.:Прогресс, 1979.-392 с.
  152. М.А. Проблемы эмипирического анализа научных знаний.-Новосибирск: Наука, 1977.-221 с.
  153. А.Т. Формирование профессиональной пригодности.-Минск: Вышейн школа, 1984.-176. с.
  154. Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк.-М.:Мысль, 1981.-207 с.
  155. С.Л. Бытие ж сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального: мира.-М.:Изд-во АН.1. СССР, 1957.-328 с.
  156. С.Л. Основы общей психологи-.-М.:Учпедгиз, 1946.704 с.
  157. Рубинштейн С. Л, Принципы ж пути развития психологии.-М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354 с.
  158. . С.Л. Проблемы общей. псжхологмж.-М.:Педагогика, 1973.- 423 с.
  159. М.Н., Флмппов Ф. Р. Социальные.- перемещения.-М:Мысль, I97Q.-253 с.
  160. Ё.Ф., Волкова H.A. Динамика ценностных ориентации у старшеклассников ж студентов//Молодежь в общественных отношениях социализма.-Тарту, Х984.-С.258−259.
  161. Саморегуляция ж прогнозирование социального поведения личное ти/Л.В.Борзикова, В. В. Водзинекая, Л. Д. Докторова и др.-Л.:Наука, 1979.-264 с.
  162. СафинВ.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределе^ нжя лично стм//Психологжче ский журнал.-1984.-М.-С.65−73.
  163. П.В. Эмоциональный мозг.-L1.:Наука, 1981.-215 с.
  164. Словарь русского языка. В 4-х тт.-2-е изд.-М.:Русский язык, I98I-I984.-Т.4.-1984.-794 с.
  165. В.М. Сощологжя нравственного, развития личности.-М.?Политиздат, 1986.-240 с.
  166. Е.Т. Проективные методы исследования личности.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1980.-174 с.
  167. Стечкин 0-Я. Цель как философская ж этическая категория.-Тула, 1975.-90 с.
  168. В.В. Самосознание личности.-М.:!®д-во Моск. ун-та, 1983.-284 с.
  169. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований// Be ст. Моск. ун-та. -Серия Х1У, «Психология». -1977. -М. -С. 62−72. 180. Сухомлинский В. А. Избр. произведения, в 5-ти тт.-T.I.-Кмев, 1979.-456 с.
  170. Т.Б. Жизненные позицша учащейся, молодежи: Автореферат джс. канд. психологических наук.-19.00.07.-Л., 1985.-21 с.
  171. А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт эжи-ко-фмлософских исследований.-М.:Мысль, 1974.-278 с.
  172. М.Х. Выбор, профессии как социальная проблема.-М.: Шсль, 1975" — 198 с.
  173. ТмтмаМ.Х., Саар Э. А. Молодое поколе шш.-М. -.Мысль, 1986.1. Q С •
  174. S. Тихомиров O.K. Исследование целеобразования//Вестн. Моск. ун-та. -Серия Ш, «Психология-». -I98U, -II. -17−26.
  175. Ткачева ILIO. Профессиональная, направленность как личностное новообразование юношеского, возраста: Автореферат дне. канд. психолог, наук.-19.00.07.-М., 1983.-21 с.
  176. Толстых 11.11. Жизненные планы подростков и юношей//Вопр. психологии. -1984. -Ш. -С. 79−86.
  177. В.П. Теория ценностей в маоизме:.-!. :Издво Ленин, ун-та, 196.8.-122 с.
  178. А.й. Развитие проблемы обособления и отчуждения как механизма: онтогенеза, личности в возрастной психологии: Автореферат дис. канд. психолог, наук.-19.00.07.-М., 1987.-21 с.
  179. . Л. Избранные^ философские произведения в 2-Х тт.-T. I. -М. ¡-Госполитиздат, 1955. -676 с.
  180. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков,-М.:Педагогика, 1982.-224 с.
  181. Д.И. Психологические закономерности социального развития, личности в онтогенезе//Вопр психологии.-1985."-№ 6.-С.26−37.
  182. Ф.Р. Социолог о молодежи: Молодежь в социальной структуре развитого социалистического общества.-М.: Знание, 1977.-63 с.
  183. A.A., Кондратьева Л. Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности// Активность личности в общении и профессиональном самоопределении.-М., 1976.-С. 65−76,.
  184. Философская энциклопедия/Глав. ред. Ф. В. Константинов.-М.: Советская энциклопедия, 1983.-830. с.
  185. Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедмя, 1983.-830 с.
  186. Формирование интереса к учению у школьников/ Под ред. А. К. Марковой.-М.?Педагогика, 1986.-192 с.
  187. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/А.Д.Андреева, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина и др.- М.:Педагогика, 1987.-184 с.
  188. Формирование социально-активной позиции молодежи. Тезисы докладов научно-практической конференции /27−28.III.1984/.-Архангельск, 1984. -89 с.
  189. Фрейд 3. О психоаншшзе. Пять лекций/Д^естоматмя по истории психологии.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1980.-С.148−184,
  190. И.Т. О смысле жизни, о смерти ж бессмертии человека.-М.:Пола ти здат, 1984.-252 с.
  191. Харчев А, Г., Алексеев В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание.-М.:Политаздат, 1977.-143 с.
  192. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности// Проблемы со знания:. -М.: Наука, I966-. -С. 228−239.20A. Чебышева В. В. Психологические проблемы профориентации школьников//Вопр. психологии.-1971.-ЖЕ.-С.14−19.
  193. И.И. Проблемы самосознания в психологии.-М.:Наука, 1977. -144 с.
  194. P.A., Шубкын В. Н. Молодежь вступает в жнзнь/Со-вдол. исследование проблем выбора профессии и трудоустройства/.-М.:Мысль, 1985.-239 с.
  195. И.Д. Ценностные ориентации городской молодежи внепроизводственной сфере жизнедеятельности: Автореферат дшс. канд. психолог, наук.-19.00.07.-Минск, I9SQ.-25 с.
  196. В.Э. Нравственная устойчивость личности.-М.Педагогика, 1981. -168 с.
  197. П. А, Психология. пр офе с си о наль н о г о самоопределения в ранней юности.-М. ¡-Педагогика, 1981.-96 с.
  198. В.Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема// Философ, науки.-1985.-№ 2.-С.41−50.
  199. В.Н. К проблеме смысла жизни// Философ, науки.-1985.-№ 2.-С.35−40.
  200. Школа-ПТУ-Завод: Демограф, факторы профессионального, становления молодежи/ О. Н. Кашина, Н. Ф. Гейжан, М. И. Ййанюк идр.-М.:Финансы ш статистика, 1982.-112 с.
  201. Е.В. Социальная, детерминация. поведения//11сихологи-ческие проблемы социальной регуляции поведения'.-М. :Наука, 1976.-С.2−28.1.2Ж Шубкин В. Н. Начало пути.-М.-.Мысль, 1979.-224 с.
  202. Е.А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте: Автореферат дне. докт. психологических: наук.-19.00.07.-М., 1982.-38 с.
  203. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассников .-М.:Педагогика, 1979.-151 с.
  204. Г. II. К методике педагогического исследования игры.-М.:Знание, 1963.-75 с.
  205. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника//Вопр. психологии.-1971.-М.-С.16−28.
  206. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Вопросы обучения и воспитания/ Под ред. Г. С. Костюка и П. Е. Чаматы.-Киев, 1961.
  207. Д.Б. Психология, игры.-М.:Педагогика, 1978.-304 с.
  208. Д.Б. Психология обучения младшего школьного, возраста .-М.:Знание, 1974.-64 с.
  209. Эмоционально-волевая, регуляция, поведения: и деятельности,.
  210. Тезмсы дорого Всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь,. лай I98S г.-М., 1966.-161 с.
  211. Эмог-юнально-волевая регуляция, поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых.-М.:Наука, 1983.-167 с.
  212. В.А., Саганенко Г. И. Ценностные ориентации как отраже-шае . овий образа жизни// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения: личности.-Л. :11аука, 1979.-С. 88−100.
  213. U.M. К характеристикам оценок качеств личности ж жизненных установок старшими школьниками// Вопр. психологии--1975* ¦-т,. -С. 43−53.
  214. М.Г. История: психологии.-2-е изд.-М.:Просвещение, 1976:. —464 с.
  215. М.Г. Психология в XX столетия. Теоретические проблемы развития: психологической науки.-2-е изд.-М. .'Политиздат, 1974.- 474 с.
  216. М.М. Формирование личности старшего школьника.-М.: .^шо, 1978.-40 с.
Заполнить форму текущей работой