Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика профессионального становления менеджеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе проведенного теоретического анализа в первых двух главах и метода экспертной оценки, нами были выделены и сформированы в предварительный список ПВК необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности менеджеров страхования. Комплекс примененных диагностических методик подобранных в соответствии с программой исследования, был направлен на максимальное раскрытие… Читать ещё >

Содержание

Актуальность исследования. Непрерывная потребность в профессиональных управленческих кадрах вызвала необходимость подготовки менеджеров, занятых в различных сферах труда, в том числе и в сферехового бизнеса. На сегодняшний день психологические исследования особенностей профессиональной деятельности, относящейся к субъект-субъектным типам, занимают особое место в психологии труда, психологии управления и психологии менеджмента. В силу специфичности профессиональной деятельности менеджеров, а также ее субъект-субъектного характера важной является проблема учета психологических особенностей данной деятельности, в том числе и на этапе профессионального становления, являющегося важной стороной жизнедеятельности человека и одной из центральных проблем отечественной и зарубежной психологии (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев,

A.К. Маркова, JI.M. Митина, Ю. П. Поваренков, Г. Беккер, Э. Гинцберг, У. Джейд, К. Зейферт, У. Мозеру, К. Роджерс, Э. Роу, Д. Сьюпер, Д. Холланд и др.). Следует отметить, что процесс становления профессионала не является линейно однонаправленным. Этапы профессионализации включают в себя и прогрессивные, и регрессивные стадии (В.Е. Орел), что определяет значимость изучения вопросов, связанных с профессиональным здоровьем менеджеров (И.П. Бобровицкий, С. А. Бугров, Н. Е. Водопьянова, Г. С. Никифоров,

B.А. Пономаренко, А. Н. Разумов и др.).

Профессиональная деятельность управленца, включая менеджеров, занятых в сфере страхования, отличается особой синтетической природой, т. е. в ней интегрируются индивидуальные и совместные виды деятельности. Данная деятельность характеризуется высокой напряженностью, когнитивной сложностью, необходимостью быстрого включения в проблемные ситуации, внедрения инноваций в рабочий процесс, а так же принятия решений в условиях неопределенности, риска (П. Дракер, Дж. Еквалл, Д. Канеман, A.B. Карпов, Т. В. Корнилова, С. И. Маричев, А. Тверски, О. К. Тихомиров и др.). Однако вопросы профессионального становления менеджеров, связанные с формированием системы профессионально важных качеств (ПВК) на разных этапах профессионализации, обеспечивающих успешность и эффективность деятельности, остаются открытыми и малоизученными.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной психологической литературе в основном раскрыты внешние проявления управленческой деятельности, а не внутреннее ее содержание. Но в большинстве случаев полный (развернутый) анализ деятельности менеджеров не может проводиться без рассмотрения (учета) личностных характеристик, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, касающейся процесса управления (A.JI. Журавлев, A.B. Карпов, М. Х. Мескон, Г. С. Никифоров и др.). Исследования динамики профессионального становления менеджеров только как длительного, многомерного и поэтапного процесса недостаточны.

Вместе с тем очевидна и практическая значимость исследований ПВК, которая связана с ситуацией востребованности в квалифицированных менеджерах страхового бизнеса. Менеджеры, занятые в сфере страхования, ежедневно сталкиваются с интересами физических и юридических лиц в области страховых услуг, где от их профессионализма, репрезентации и способности налаживать устойчивые деловые связи зависят экономическое благополучие страховой компании, психологическое благополучие клиентов. Это свидетельствует о социальной значимости данного вида труда.

Исследование проблемы динамики формирования ПВК менеджеров на разных этапах профессионализации является значимым в теоретическом и практическом аспектах, а недостаточная изученность проблемы подтверждает актуальность исследования.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной психологической литературе в основном раскрыты внешние проявления управленческой деятельности, а не внутреннее ее содержание. Но в большинстве случаев полный (развернутый) анализ деятельности менеджеров не может проводиться без рассмотрения (учета) личностных характеристик, необходимых для осущест вления профессиональной- деятельности, касающейся процесса управления (A.JI. Журавлев, A.B. Карпов, М. Х. Мескон, Г. С. Никифоров и др.). Исследования динамики профессионального становления менеджеров t только как длительного, многомерного и поэтапного процесса недостаточны.

Вместе с тем очевидна и практическая значимость исследований ПВК, которая связана с ситуацией востребованности в квалифицированных менеджерах страхового бизнеса. Менеджеры, занятые- в сфере страхования, ежедневно сталкиваются с интересами физических и юридических лиц в области страховых услуг, где от их профессионализма, репрезентации и способности налаживать устойчивые деловые-связи зависят экономическое благополучие страховой* компании, психологическое благополучие клиентов. Это свидетельствует о социальной значимости данного вида труда.

Исследование проблемы динамики формирования ПВК менеджеров на разных этапах профессионализации является значимым в теоретическом и практическом аспектах, а недостаточная изученность проблемы подтверждает актуальность исследования.

Цель работы — раскрытие психологических особенностей, профессионально важных качеств менеджеров страхования в динамике их профессионального становления, в первую очередь — важных психологических качеств, обеспечивающих эффективную деятельность на всех этапах профессионализации.

Цель работы реализуется через следующие задачи:

1. Выявление теоретико-методологических оснований изучения^ психологических составляющих профессионального становления менеджеров страхования в его динамике через анализ и обобщение основных подходов к проблеме профессионального становления и профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Проведение психолого-направленного анализа профессиональной деятельности менеджеров страхования и выявление психологического содержания деятельности.

3. Разработка программы эмпирического исследования динамики профессионального становления менеджеров страхования.

4. Определение корреляционных и детерминационных взаимоотношений в структуре ПВК менеджеров страхования, выявление закономерностей системогенеза психологической системы их профессиональной деятельности, связанных с динамикой профессионального становления.

5. Разработка практических рекомендаций по повышению эффективности профессиональной деятельности менеджеров, занятых в сфере страхования.

Основная гипотеза работы заключается в следующем.

Становление системы ПВК менеджеров страхования синтезируется как из общих, выявленные в теории системогенеза * закономерностей, так- и из специфических, характерных для менеджеров, занятых в сфере страхования, детерминируемых психологическим содержанием их деятельности и обеспечивающих высокую эффективность труда:

Общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах: а) профессиональное становление менеджеров, страхования происходит посредством формирования системы-ПВК, которая, характеризуется такими общими закономерностями ее развития- как неоднородность, гетерохрон-ность, нелинейность, комплексность- б) психологические структуры ПВК менеджеров страхования на' всех этапах профессионального становления имеют как сходства с ПВК менеджеров-других (различных) сфер труда, так и существенные отличия, характерные для данной профессиональной деятельности.

Объект исследования — менеджеры, занятые в сфере страхования, как субъекты труда и их профессиональная деятельность на разных этапах профессионального становления и развития.

Предмет исследования — психологические аспекты динамики профессионального становления менеджеров страхования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили следующие теоретические положения и концепции:

— общая теория систем и ее применение в психологии (П.К. Анохин, Л. И. Анцыферова, В. А. Барабанщиков, Д. Н. Завалишина, A.B. Карпов, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, Э. Г. Юдин и др.) —

— деятелъностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, A.B. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) —

— субъектно-деятелъностный подход (Л.И. Анцыферова, A.B. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) —

— системный подход к исследованию деятельности (П.К. Анохин, A.B. Карпов, Б. Ф. Ломов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков и др.) —

— концепции профессионального становления личности (В.А. Бодров, Л. И. Божович, Е. П. Ермолаева, Э. Ф. Зеер, М. М. Кашапов, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, В. Е. Орел, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Ф. Парсонс, Дж. Сьюпер, Д. Холланд и др.) —

— психологические концепции безопасности личности и теории принятия решения в условиях неопределенности (Г.В. Грачев, П. Дракер, Д. Канеман, A.B. Карпов, Т. В. Корнилова, С. И. Маричев, Л. Ю. Субботина, А. Тверски и др.),

— теоретические подходы и исследования управленческой деятельности (Р. Блейк, А. Л. Журавлев, A.B. Карпов, Р. Лайкерт, С. Л. Леньков, М. Х. Мескон, Г. С. Никифоров и др.).

Диссертационное исследование выполнялось в течение 2008−2010 гг. и включало в себя следующие этапы

1. Поисковый (2008−2009 гг.) — накопление эмпирического материала- анализ научной литературы- определение цели, задач и гипотез исследования.

2. Теоретико-методологический (2008−2009 гг.) — формирование теоретико-методологических оснований исследования.

3. Экспериментальный (2009−2010 гг.) — выполнение экспериментальной части исследования на выборке менеджеров, занятых в сфере страхования.

4. Прикладной (2009−2010 гг.) — разработка практических рекомендаций.

5. Завершающий (2011 г.) — теоретическое обобщение результатов и формулирование выводов исследования.

Эмпирическая база исследования. Экспериментальная часть работы выполнена на выборках менеджеров страхования, менеджеров по продажам (контрольная группа) и студентов специальности «Менеджмент организации» специализации «Управление в страховании». Общее число исследуемых — 218 человек:

Характеристики респондентов Менеджеры, занятые в сфере страхования Менеджеры по продажам Студенты

Количество 78 75 65

Пол (муж./жен.) 26/52 33/43 11/54

Возраст, лет 25−56 20−35 19−21

Стаж, лет 5−16 3−5 3-й, 4-й, 5-й курсы

Методы и методики исследования: теоретический анализ, экспертная оценка эффективности деятельности, анкетирование, профессиографирование, структурный анализ, метод «экспресс-%2», статистические методы анализа данных. Психодиагностический комплекс включает в себя следующие методики: методика определения типов мышления [131, с. 159−163], методика определения готовности к риску Шуберта [131, с 15], методика определения коммуникативной социальной компетентности (КСК) [185, с. 138−148], мето-дика диагностики предприимчивости [58, с. 146−155], личностный опросник № 0-Р1-К. в адаптации В. Е. Орла, И. Г. Сенина [123], методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко [145, с. 161−169], методика определения интегральной удовлетворенности трудом [185, с. 470].

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась опорой на фундаментальные теоретико-методологические положения, комплексным сочетанием количественных и качественных методов, использованием методик, адекватных целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутых теоретических положений и применением математических методов обработки результатов исследования с помощью компьютерного пакета прикладных программ «SPSS-16» (дескриптивный, корреляционный, факторный и регрессионный анализы).

Научная новизна исследования определяется использованием комплексного (теоретического, методологического и прикладного) подхода к исследованию динамики профессионального становления менеджеров страхования — мало изученной в этом направлении профессиональной группы.

На основе проведенного теоретического анализа впервые выявлены особенности профессионального становления менеджеров с точки зрения его динамики у менеджеров, занятых в сфере страхования. Проведенное комплексное исследование динамики профессионального становления менеджеров страхования позволило впервые выявить следующие закономерности:

— конкретизированы основные принципы системогенеза на примере анализа функционального блока психологической системы профессиональной деятельности субъект-субъектного вида менеджеров страхования, а именно подсистемы ПВК на этапах профессионального становления менеджеров страхования-

— выявлены специфические закономерности формирования структуры ПВК менеджеров страхования на различных стадиях профессионализации: от профессиональной подготовки на этапе вузовского обучения до стадии профессионального мастерства-

— в результате проведенного структурного анализа ПВК менеджеров страхования выявлены особенности их базовых ПВК, а также ПВК, поддерживающие эффективность профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем.

Результаты проведенного исследования расширяют сферу обобщения концепции системогенеза посредством включения в нее типичного представителя субъект-субъектных видов деятельности — менеджера страхования. Было 9 установлено, что выявленные закономерности и принципы системогенеза, характерные для субъект-субъектных видов деятельности, характерны и для деятельности менеджеров страхования, отличающейся высоким уровнем гетерогенности и сложности работы с клиентами.

В результате исследования было показано, что на всех этапах профессионализации развитие системы ПВК у менеджеров страхования определяется не только аналитическими, но и структурными закономерностями, что вносит вклад в дальнейшую экспликацию и верификацию концепции структурно-генетического строения деятельности A.B. Карпова.

Данные проведенного исследования вносят определенный вклад в расширение знаний об особенностях профессиональной деятельности субъект-субъектного типа на примере деятельности менеджеров страхования, в дальнейшее развитие теории профессиональной деятельности, связанной с вопросами профессионального становления и развития профессионала.

Практическая значимость работы

1. На основе полученных данных исследования менеджеров страхования были разработаны социально-психологические тренинги для студентов специализация «Управление в страховании» и для менеджеров страхования, направленные на формирование и поддержание системы ПВК, необходимых для эффективной работы с клиентской базой (составом клиентов, уже заключивших или обсуждающих вопросы заключения договоров страхования).

2. Представленные в работе практические рекомендации, разработанные на основе выявленных психологических закономерностей динамики профессионального становления менеджеров страхования, позволяют совершенствовать их профессиональную подготовку, отбор кадров, повышать квалификацию менеджеров страхования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование системы ПВК менеджеров страхования подчиняется основным принципам системогенеза: гетерохронность, неравномерность, нелинейность. При этом обнаружено, что на этапе вузовского обучения доми

10 нирует развитие качеств на аналитическом уровне, тогда как на стадии самостоятельной профессиональной деятельности происходит переход ПВК в структурный уровень.

2. К основным формируемым качествам стадии вхождения в профессиональную деятельность относятся качества, необходимые в деятельности субъект-субъектного вида: коммуникабельность, поведенческая активность, открытость, самодисциплина- на стадии самостоятельной профессиональной деятельности формируются базовые ПВК менеджеров, связанные с принятием рисковых решений в условиях неопределенности и с удовлетворением базовых потребностей в безопасности и защищенности у клиентов: хозяйственный риск, гуманистическая направленность, хозяйственная самостоятельность, ответственность, компетентность, воля, настойчивость, лидерство, инновационный подход, организованность, эмоциональная стабильность, рефлексия.

3. Развитая структура ПВК в психологическом комплексе личности менеджера страхования обеспечивает ему переход от одной стадии профессионального становления к другой, а также способствует успешному осуществлению и развитию профессиональной деятельности. Несмотря на то, что в деятельности менеджера страхования присутствует фактор неопределенности, связанный с продвижением страховых услуг и принятием рисковых решений как на стадии вхождения в профессиональную среду, так и на стадии профессионального мастерства профессиональных деструкций личности, симптомы профессионального «выгорания» и стресса, не наблюдаются. При этом на стадии адаптации выявлены изменения со стороны эмоционального реагирования на многочисленные контакты с людьми, связанные со спецификой работы с клиентами. В связи с этим целесообразно организовывать для менеджеров страхования психологическую поддержку, состоящую в проведении социально-психологических тренингов, направленных на формирование ПВК, необходимых для успешной деятельности.

Апробация результатов. Основные положения и полученные результа ты исследования были представлены на Межрегиональной научнопрактической конференции «Психология управления в современной России» (Тверь, 2008-й год), Межрегиональной научно-практической конференции «Социальные риски» (Тверь, 2008-й год), Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие гражданского общества в России средствами образовательного процесса» (Тверь, 2009-й год), УШ межвузовской студенческой научно-практической конференции «Контроверзы современности: риск и безопасность» (Тверь, 2010-й год), Межрегиональной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Интердисциплинарные исследования в науке: опыт неклассической рациональности» (Тверь, 2010-й год), Всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции «Подготовка менеджера в условиях перехода на многоуровневую систему высшего профессионального образования» (Ярославль, 2010-й год), на Межвузовской научно-методической конференции «Научно-методические проблемы развития социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин» (Тверь, 2010-й год), на Всероссийской научно-теоретической конференции «Современные формы культурных коммуникаций: вызов информационного общества» (Тверь, 2011-й год).

Структура диссертации определяется логикой исследования, его целью и задачами. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (всего 242 наименования, из них 35 — на иностранных языках) и 5-ти

приложений. Текст диссертации изложен на 172-х страницах и включает в себя 9 таблиц, 16 рисунков и 1 схему. В

приложениях представлены:

глоссарий рабочих терминов, исходные эмпирические данные, вспомогательные материалы статистической обработки эмпирических данных, профессиограмма менеджера страхования.

Динамика профессионального становления менеджеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выводы по главе 3.

Выполненное нами эмпирическое исследование динамики профессионального становления менеджеров страхования, проводилось согласно принципам системного подхода к изучению ПВК специалистов в области страхового бизнеса на стадиях профессионального обучения и самостоятельной профессиональной деятельности.

Испытуемыми выступили студенты специальности «Менеджмент организации», специализация «Управление в страховании» и менеджеры страхования, работающие в филиалах страховых фирм г. Твери и Тверской области, а также менеджеры по продажам (контрольная группа).

На основе проведенного теоретического анализа в первых двух главах и метода экспертной оценки, нами были выделены и сформированы в предварительный список ПВК необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности менеджеров страхования. Комплекс примененных диагностических методик подобранных в соответствии с программой исследования, был направлен на максимальное раскрытие структуры комплекса ПВК менеджеров обеих групп и студентов.

Далее, для определения системы базовых, ведущих и связанных с эффективностью профессиональной деятельности ПВК менеджеров страхования, нами были применены следующие методы: дескриптивный, корреляционный, метод «экспресс-/ «, факторный и регрессионный анализы. В качестве критериев эффективности выступили: объективные — количество заключенных договоров менеджерами страхования, за лонгитюдный период — 3 месяцасубъективные — интегральная удовлетворенность трудом.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили выявить лишь небольшую часть закономерностей формирования системы ПВК у респондентов всех групп. На разных этапах профессионализации разные качества имеют максимальный (минимальный) уровень развития.

Исследование формирования профессионального выгорания на этапах профессионального становления на стадиях профессионального обучения и самостоятельной профессиональной деятельности, выявило общие моменты. Психологическая система ПВК менеджеров страхования на разных этапах профессионального становления обеспечивает, не только успешное выполнение профессиональной деятельности, поддерживая ее эффективность, но и способствует переходу от одной стадии профессионального становления к другой без напряженности связанной с характером работы (многочисленные контакты, взаимодействия с разной категорией людей, высокой ответственностью).

Выявленный нами психологический системокомплекс ПВК менеджеров страхования и разработанный на его основе тренинг способствуют эффективности профессиональной деятельности менеджеров, обеспечению их профессионального долголетия и успешности на страховом рынке.

Практические рекомендации.

Специфика профессиональной деятельности менеджера страхования предполагает уделение особого внимания профессионально важным качествам при приеме на работу новых сотрудников. Поэтому следует учитывать все психологические характеристики менеджера страхования, связанные с динамикой профессионального становления в соответствии с системогенезом ПВК. На основе проведенного исследования мы разработали следующие рекомендуемые мероприятия.

1. Планирование специальных дисциплин и курсов по выбору способствующих развитию ведущих и базовых ПВК:

— формированию деловых качеств «коммуникабельность», «воля», «лидерство», «хозяйственная самостоятельность», «инновационный подход» (наиболее высокий уровень развития в фазах «Освоение», «Готовность», «Адаптация») способствуют дисциплины «Инновационный менеджмент», «Коммуникационный менеджмент и связь с общественностью», учебная практика;

— формированию ПВК «поведенческая активность», «общительность», «организованность», «идеи» (наиболее высокий уровень развития в фазе «Освоение») способствуют тренинги, а также дисциплина «Психология менеджмента» и учебная практика;

— формированию ПВК «альтруизм», «самодисциплина», «уступчивость» (наиболее высокий уровень развития в фазе «Готовность») способствуют дисциплины «Введение в профессию», «Психология и педагогика»;

— формированию ПВК «хозяйственный риск» (наиболее высокий уровень развития в фазах «Освоение», «Готовность» и в периоде «Адаптация») способствуют дисциплины «Стратегический менеджмент», «Моделирование рисковых ситуаций»;

— формированию ПВК «эмоциональная стабильность» (наиболее высокий уровень развития в фазах «Освоение», «Готовность» и в периоде «Адаптация») способствуют дисциплины «Этика и культура управления», «Организационное поведение», «Управление конфликтом в организации», «Поведение потребителя».

2. Проведение в рамках специальных дисциплин социально-психологических тренингов, направленных на формирование и поддержание ведущих и базовых ПВК.

3. Осуществление психологического сопровождения профессиональной деятельности менеджера страхования, периодическое проведение занятий с применением системы психологических тренингов (СПТ), семинаров для предотвращения негативных изменений в структуре ПВК и предупреждения возникновения стрессовых состояний.

1. Абдуллаева, М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2004. — № 2. — С. 86−95.

2. Абульханова-Славская К. А. Сознание как жизненная сила способности личности // Психологический журнал. 2008. — № 1. — С. 32−43.

3. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — С. 19−44.

4. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. М.: «Институт психологии РАН», 2011.-624 с.

5. Андреева, Н. Ю. Особенности профессионального выгорания как нарушение идентичности // Среднее профессиональное образование. 2009. — № 9. — С. 65−67.

6. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев. М: ЮНИТИ — ДАНА, 2006. — 303 с.

7. Анцыферова, Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова и др. -М.: Наука, 1991.-224 с.

8. Артемьев, A.A., Палъцева, Г. Н. Статистические данные и данные опросов как основа составления социально-психологического портрета современного страхового агента // Вестник Тверского государственного университета. 2008. — № 13. — С. 28−36.

9. Арцев, М. Н. Психодиагностическая модель профессиональной компетентности менеджера инновационного образовательного учреждения: Автореф.. кан. псих. наук. Тверь, 2002.

10. Асмолов, А. Г. Психология личности. М.: Наука, 1998. — 386 с.

11. И. Баева, И.А., Семиникин, В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. — № 5 (12). — С. 7−19.

12. Барабанщиков, В. А. Идея системности в современной психологии. — М.: «Ин-т психологии РАН», 2005. 495 с.

13. Барабанщиков, В. А. Системный подход в психологии // Вопросы психологии. 2007.-№ 2. — С. 145−151.

14. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения. СПб.: «Але-тейя», 2007. — 773 с.

15. Батаршев, А., Алексеева, И., Майорова, Е. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: «Питер», 2007. — 192 с.

16. Богоявленский, С. Б. Страхование. М.: «Экономистъ», 2004. — 875 с.

17. Бодалев, А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: ФлинтаНаука, 1998. — 167 с.

18. Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. — 623 с.

19. Бодров, В. А. Современные исследования функциональных и прикладных проблем психологии. Часть II. // Психологический журнал. 2008. № 6. С. 66−74.

20. Бодров, В. А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2007. -№ 3. — С. 23−28.

21. Бодров, В. А. Психологический стресс. М.: ПЕР-СЭ, 2006. — 523 с.

22. Бодров, В. А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека // Психологический журнал. 2010. — № 3. — С. 46−57.

23. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Д. И. Фельдштейн.- М.: Ин-т практ. психол., 1995. 352 с.

24. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Л. И Анцыферова. М.: Наука, 1981. — 172 с.

25. Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта. — М.: Ин-т психологии РАН, 1994. 109 с.

26. Буякас, Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -2001.-№ 2.-С. 69−77.

27. Васильева, Н.И., Гусев, А.Н. К проблеме саморегуляции деятельности страхового агента // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 2006. Т.1.-С.116−120.

28. Всемирова, Ю. В. Модель компетентности менеджера по продажам // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 2006. Т.1.-С. 125−129.

29. Геберт, Д., Резетитиль, Л. Ф. Организационная психология: человек и организация труда. М.: Гуманитарный центр. 2006. — 624 с.

30. Ганиатулина, Е. И. Сформированность профессиональной идентичности и послевузовская профессиональная адаптация психологов // Психологический журнал. 2009. — № 2. — С. 57−66.

31. Голованевская, В. И. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения // Вестник МГУ. 2003. -№ 4. — С. 30−36.

32. Голиков, Ю. Я. Методологический анализ субъектно-объектных отношений в сфере высоких технологий // Психологический журнал. 2009. — № 3. — С. 63−72.

33. Голиков, Ю.Я., Костин, А. Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: ИП РАН, 1996. — 160 с.

34. Головей JT.A. Психология становления субъекта деятельности в периодыюности и взрослости: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — СПб., 1996.

35. Городецкая, О. С. Теневая экономика и коррупция в произвол ствен-ных, финансовых организациях и в сфере страховой деятельности в Российской Федерации // Вестник московского университета. — 2009. — № 22.-С. 154−156.

36. Готтхард, Б. Современное общество: общество риска, информацион-ноеобщество, общество знаний. — М.: Логос, 2010. — 248 с.

37. Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности ивозможности психологической защиты. — М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с.

38. Денисова, В. А. Психологические ресурсы менеджера // Менеджмент России и за рубежом. 2003. — № 4. — С. 45−58.

39. Деркач, A.A., Орбан, Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости. — М.: РАГС, 1995. 186 с.

40. Дружилов, С. А Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 6. — С. 56−60.

41. Дружинин, В. Н. Структура и логика психологического исследования.1. М.: Наука, 1994. 169 с.

42. Дружинин, В. Н. Учет свойств человека в моделях технологий. — М.:1. Наука, 2000.' 327 с.

43. Душков, Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной, организационной деятельности: Словарь: М.: «Академ. Проект», 2003. — 846 с.

44. Ермолаева, Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты про-фессиогенеза // Психологический журнал. — 1998. — № 4. — С. 80−87.

45. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепции и реальность // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4.-С. 51−59.

46. Ермолаева, Е. П. Психология социальной реализации профессионала. -М.: ИП РАН, 2008. 347 с.

47. Ермолаева, НА. Социально-психологический тренинг как способ укрепления профессионального здоровья педагога // Журнал прикладной психологии. 2006. — № 1. с. 104−106.

48. Жигинас, Н. Этапы формирования профессиональной идентичности педагога // Высшее образование в России. 2007. — № 8. — С. 120−122.

49. Журавлев, А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности // Психологический журнал. 2007. — № 1. — С. 6−16.

50. Журавлев, А. Л. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия / В. П. Поздняков. М. ИП РАН, 1995. — 58 с.

51. Забродин, Ю. М. Психология личности и управление человеческим ресурсом. М.: Наука, 2002. — 186 с.

52. Завалишина, Д.Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 6. — С. 5−15.

53. Завалиишна, Д. Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. М.: ИП РАН- 2005. -31 В с.

54. Занковский, А. Н. Организационная психология. М.: ФлинтаМПСИ, 2000.-649 с.

55. Зараковский, Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966. — 110 с.

56. Захарова, А. Н. Ценностная переориентация менеджеров в системе психологической подготовки // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. — Вып.¾ (42/43). — С. 345−357.

57. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. М.- Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-336 с.

58. Зеер, Э.Ф., Павлова, A.M., Сыманюк, Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетенционный подход. — М.: Моск. Психол.-социал. Ин-т., 2005. -216 с.

59. Зинченко, В. П. Образ и деятельность. М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-608 с.

60. Зинченко, В.П., Гордон, В.М., Смирнов, С Д. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1976. — С. 82−127.

61. Знаков, В. В. Проблема субъекта в психологической науке / A.B. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин — М.: «Академический проект», 2000. 320 с.

62. Знаков, В.В., Рябинкина, З. И. Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. — 384 с.

63. Иванова, Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987. 124 с.

64. Иванова, Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 93 с.

65. Иванова, Е. М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник Моск. унив. Сер. 14. ПСИХОЛОГИЯ. -1989 № 3. — С. 13−20.

66. Иванова, Е. М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕРСЭ, 2006.-382 с.

67. Иванова, H.JI. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2008. — № 1. — С. 89−100.

68. Иванова, H.H. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. 2004. — № 4. — С. 65−69.

69. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. — 42 с.

70. Истомина И. П., Анварова Г. З. К вопросу о профессиональном самоопределении личности в условиях профильного обучения // Психология обучения. 2010. — № 4. — С. 49−56.

71. Кабаченко, Т. С. Психология управления. М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2003.-293 с.

72. Казспщева, Т.А., Олейник, Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов психологов // Психологический журнал. — 2002. — Т. 23. -№ 6. — С. 51−59.

73. Канеман, Д., Тверски, А, Словик, П. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Харьков: Гумунитар. центр, 2005. — 632 с.

74. Канеман, Д., Тверски, А. Рациональный выбор, ценности, фреймы // Психологический журнал. 2003. — № 4. — С. 31.

75. Карпов, A.B. Метасистемное строение уровневых структур деятельности: реальность и концептуация // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научн. трудов / В. А. Барабанщиков,.

76. A.B. Карпов. Вып.2. М.: ИП РАН, 2002. — С. 64−97.

77. Карпов, A.B. Психология менеджмента М.: «Гардарики», 1999. — 582 с.

78. Карпов, A.B. Психология принятия управленческих решений /.

79. B.Д. Шадриков. М: Юность, 1998. — 435 с.

80. Карпов, A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности. -М.: Ин-т психол. РАН, 2004. 424 с.

81. Карпов, A.B., Леньков, С.Л. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера. Тверь: Твер. гос. унив., 2006. — 448 с.

82. Карпов, A.B. Психологическая структура деятельности: реальность и концептуализация // Сб. научн. трудов / В. А. Барабанщиков, A.B. Карпов. Вып. 2. М.: ИП РАН, 2002. — С. 64−97.

83. Кашапов, М. М. Психология педагогического мышления. — СПб.: «Але-тейя», 2000. 463 с.

84. Климов, Е.А.

Введение

в психологию труда. М.: МГУ, 1988. — 197 с.

85. Климов, Е. А. Психология профессионала. М.- Воронеж, 2003. — 455 с.

86. Климов, Е.А. О становлении профессионала, приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). М.: Моск. псих.-соц. ин-т., 2006.-173 с.

87. Климов, Е. А. Пути в профессионализм. — М.: Флинта, 2003. 318 с.

88. Клюева, Н.В., Свистун, М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль: Гос. Ярослав, ун-т, 1992. — 66 с.

89. Кондаков И. М., Сухарев A.B. Методологическое основание зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. с. 158−164.

90. Коновалов, Д. В. Особенности проблемных ситуаций в деятельности менеджера // Современные проблемы прикладной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. Ярославль, 2006.-С. 182−187.

91. Корнилова, Т. В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003.-285 с.

92. Корнилова, Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску. — М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 232 с.

93. Красникова, Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности М.: ИНФРА-МФорум, 2003. — 267 с.

94. Красовский, Ю. Д. Управление поведением в фирме. М.: Инфра — М., 1997.-361 с.

95. Кудрявцев, Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1986. — 178 с.

96. Кузьмин, И. М. Психотехнологии и эффективный менеджмент. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. 190 с.

97. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, 2000.-310 с.

98. Ларичев, О. И. Теория и методы применения решений. — М.: Логос, 2000.-295 с.

99. Лишин, O.B. Понятие «Направленность личности» в отечественной и мировой психологии // Мир психологии. 2008. — № 2. — С. 175−185.

100. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: АкадемияСмысл, 2004. — 346 с.

101. Леонтьев, Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. -2001.-№ 1.-С. 57−65.

102. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука, 1999. — 350 с.

103. Лукина, B.C. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии 2004 — № 5. — С. 25−33.

104. Львов, В.М., Багрецов, С.А., Шлыкова, Н. Л. Управление человеческими ресурсами в эргатических системах. Тверь: ООО «Изд-во» Триада", 2004.-228 с.

105. Майстеренко В. И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности трудом профессиональных потребностей учителей // Психологическая наука и образование. -2010;№ 1.-С. 21−29.

106. Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998.-208 с.

107. Марищук, В. Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Л., 1982.

108. Маркова, А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 312 с.

109. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / Е. А. Климов М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 448 с.

110. Мескоп, М.Х., Альберт, М, Хедоури, Ф. Основы менеджмента. — М.: Диалектика, 2006. 672 с.

111. П. Мещерякова, Е. В. Психология управления. Минск: Вышэйшая школа, 2005.-236 с.

112. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-С. 28−38.

113. Михайлов, Ф. Т. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. — № 5.-С. 110−122.

114. Мокин, Ю. Н. Психологические факторы профессиональной успешности менеджеров по персоналу: Автореф.. к. психол. наук. — СПб, 2004.

115. Мороз, М. В. Профессиональное становление социального работника: Автореф.. к. психол. наук. Ярославль, 2007.

116. Мясищев, В. Н. Психология отношений. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. 356 с.

117. Никулина, H.A., Березина, C.B. Финансовый менеджмент страховой организации. М.: ЮНИТИ, 2008. — 430 с.

118. Новиков, В.В., Мануйлов, Г. М., Козлов, В. В. Психологическое управление в кризисных социальных сообществах. М.: ГАЛА-Издательство, 2009.-436 с.

119. Орел, В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии-Ярославль, 1999.

120. Орел, В.Е., Сенин, ИГ. Личностные опросники NEO PI-R и NEO FFI. Руководство к применению. Ярославль.: «Психодиагностика», 2008. — 38 с.

121. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. — 330 с. 2 M.

122. Орел, В. Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. Екатеринбург, 1999. — С. 113−115.

123. Поваренков, ЮЛ. Периодизация профессионального становления и реализации субъекта труда // Материалы V научно-практической конференции «Человек-Образование-Профессия», 2010. С. 18−22.

124. Поваренков, Ю. П. Соотношение профессионального развития и саморазвития личности // Материалы III научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров» 24−25 июня 2010.-С. 58−60.

125. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002, — 160 с.

126. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль: Канцлер, 2008. — 200 с.

127. Полукаров, В. Л. Психология менеджмента/ под ред. Г. С. Никифоровой, В. М. Дмитриевой, В. М. Снеткова. М.: КноРус, 2008. — 240 с.

128. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров, В. М. Дмитриева, В. М. Снетков. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. — 272 с.

129. Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности: Материалы Российской научно-практической конференции / под ред. Ю. П. Поваренков. Ярославль, 2002.

130. Прокофьева, С. Г. Психологические закономерности деятельности менеджера по управлению трансакционными издержками фирмы: Авто-реф.. к. психол. наук. Тверь, 2004.

131. Пряжников, КС, Пряжникова, Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: «Академия», 2001. — 480 с.

132. Пряэюников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: МОД ЭК, 1996.-253 с.

133. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. СПб.: Санкт-Петер. ун-т, 2008. — 679 с.

134. Психология менеджмента / Г. С. Никофоров. СПб.- Питер, 2004. — 639 с.

135. Психологические основы профессиональной деятельности / В .А. Бодров. М.: ПЕРСЭЛОГОС, 2007. — 854 с.

136. Психология труда/В.М. Львов. Тверь: «Триада», 2004. — 188 с.

137. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. М.: «Ас-трель»: ACT: Хранитель, 2001. — 480 с.

138. Психология труда / A.B. Карпов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с.

139. Психология управления персоналом / A.B. Батаршев., A.C. Лукьянов. -М.: Ин-т психотерапии, 2005. 613 с.

140. Психология труда в условиях проблемных ситуаций. Саратов: Саратовский университет, 1996. — 229 с.

141. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / A.A. Деркач, Э. А. Манушин. М., 1997.

142. Райгородскгш, Д. Я. Практическая диагностика. Методики и тесты. -Самара: «БАХРАХ-М», 2007. 672 с.14 В. Раковщик ДГ., Саркисов С. Э. Управление менеджерскими группами // PECO газета. Корпоративная газета. № 2 28., июнь 2010.

143. Решетова, O.K. Профессиональная деятельность менеджера по управлению мотивацией персонала: Автореф. дисс. к-та психол. наук. -Тверь. 2004.

144. Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: Вла-дос-Пресс, 2003. — 336 с.

145. Родыгина, У. С Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. -2007.-№ 4. -С. 39−51.

146. Романова, Е. С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — М., 1992.

147. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. СПб.: Издательство ПИТЕР, 2005.-464 с.

148. Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб: Питер, 2003.-508 с.

149. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2008. — 705 с.

150. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.

151. Рубцова, Н.Е., Ленъков, С. Л. Статистические методы в психологии. -М.: УМК «Психология», 2005. 384 с.

152. Рябинкина, З. И. Развитие личности и профессиональный рост: Авто-реф. дисс. д-ра психол. наук. Минск, 1997.

153. Савина НС Специфика психического выгорания в управленческой деятельности: Автореф. дисс. кан. псих. Наук. — Ярославль, 2009.

154. Самоукина, HB Психология профессиональной деятельности. СПб.: ПИТЕР, 2004″ - 220 с.

155. Семенов, А.К., Маслова, E.JI. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Дашков и К, 2006. — 237 с.

156. Семенова, Л. Э. Особенности самопрезентации мужчин-педагогов средней школы в контексте их профессиональной деятельности // Психологическая наука в образовании. 2008. — № 1. — С. 82−89.

157. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Питер, 2000. 350 с.

158. Славное, C.B. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции // Психологический журнал. 2003. — № 1. — С. 82−90.

159. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин Мн.: Харвест, 2003. — 976 с.

160. Смирнова А. Е. Динамическая модель профессионального развития // Материалы III научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров» 24−25 июня 2010. С. 63−64.

161. Социальная психология труда / Л. Д. Дикой, А. Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2010. — 488 с.

162. Столяренко, A.M., Амаглобели, Н. Д. Психология менеджмента. — М.: ЮНИТИ, 2005.-608 с.

163. Столярчук, Е. А. Формирование профессиональной модели менеджера по туризму // Вестник СПб. ун-та. Сер. 12. 2009. — Вып. 1.4.1. — С. 280−287.

164. Стрелков, Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Академия, 2001. 360 с.

165. Субботина, Л. Ю. Психологические защиты. Ярославль: Акад. РазвитияАкад. холдинг, 2000. — 108 с.

166. Танаев, В.М., Карнаух, И. И. Практическая психология управления. -М.: ACT ПРЕСС книга, 2003. 293 с.

167. Суходолъский, Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Вып.2. Л., 1982.

168. Суходолъский, Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л., 1988.

169. Тарасова, Л. В. Специфика профессиональной компетенции менеджера и сферы ее реализации // Журнал прикладной психологии. 2006. -№ 2.-С. 38−42.

170. Телятников, Г. В. Методологические вопросы психологии управления // Записки практических психологов города Твери и области. 1997. — № 4.

171. Теплое, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: МОДЭК: Моск. псих.-соц. ин-т., 2004. — 638 с.

172. Толочек, В. А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2005. 478 с.

173. Толочек, В. А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. — 199 с.

174. Торн, К, Маккей, Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2008.-240 с.

175. Тягунов, A.A. Теория принятия риска. Тверь: Компания «Форум», 2001.-192 с.

176. Уитпкин, Э. А. Профессия менеджер. М.: Экономика, 1992. — 176 с.

177. Урлик, Б. От индустриального общества к обществу риска / Пер. с нем. А.Д. Ковалева//THESIS. 1992. — Вып. № 5. — С. 161−168.

178. Филинова, И. М. Психологическая подготовка менеджера к профессиональной деятельности в условиях обучения в ССУЗЕ: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Тверь, 2002.

179. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, П.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. Ярославль, 2005.

180. Фонарев, А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.: МОДЭК: Моск. псих.-соц. ин-т., 2005. — 2005.

181. Фрейд, А. психология «Я» и защитные механизмы. М.: «Педагогика-Пресс», 1993.-140 с.

182. Хакер, В. Психология труда и инженерная психология: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности / под ред. А. А Крылова, В. Ф. Венды. М.: «Машиностроение», 1995,-376 с.

183. Чавкин, С. Н Психологические особенности личности менеджеров по маркетингу и их взаимосвязь с успешностью профессиональной дея-тельностьи: Автореф. дисс. к-та психол. наук. СПб., 2004.

184. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-320 с.

185. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М: Логос, 2007. — 192 с.

186. Шадриков, В.Д., Дружинин, В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации / Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1979.

187. Шарухин, А. П. Психология менеджмента. СПб.: Речь, 2005. — 347 с.

188. Шахов, В.В.

Введение

в страхование. М.: Финансы и статистика, 1999.-287 с.

189. Шахова, В.А., Шапиро, С. А. Мотивация трудовой деятельности. М.: ООО Вершина, 2003. — 224 с.

190. Шекшня, C.B. Управление персоналом современной организации. М.: Бизнес-школа, «Интел-синтез», 2002. — 368 с.

191. Шипилова, O.A. Психологический портрет менеджера" по персоналу // Кадры предприятия. 2005. — № 5. — С. 55−61.

192. Шляков, Д. В. Профессиональная идентификация как социальное явление: основные характеристики // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. — № 4. — С. 116−120.

193. Шнейдер, Л. Б. Личностная, тендерная, профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: МПСИ, 2007. — 124 с.

194. Шпалинский, В. В. Психология менеджмента. М.: Ун-т Рос. акад. образования, 2003. 183 с.

195. Шрейдер, Р. В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально важных качеств // Проблема системо-генеза деятельности. Ярославль, 1980.

196. Шувалов, В. И. Социальная психология менеджмента. М: Бизнес-школаИнтел-Синтез, 1997. — 252 с.

197. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 342 с.

198. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: 1978. — 246 с.

199. Юпитов, A.B., Золотое, A.A. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социс. 1997. — № 3 — С. 84−90.

200. Юрисое, И.А. Социально-психологический портрет современного менеджера по персоналу // Кадры предприятия.- 2009. — № 4. С. 83−86.

201. Ярославская, Е. В. Образование как основа формирования национально-культурной идентичности личности // Среднее профессиональное образование. 2007. — № 4. — С. 2−3.

202. Arend, U. Wissenserwerb und Problemlosen bei der Mensch-Computer-Interaction. Regensburg: S. Roderer Verlag, 1990. — 295 s.

203. Argule, M. The social psychology of work. L.: Allen Lane, 1972.

204. Bastardi, A., Shfir, E. On the pursuit and misuse of useless information I I Journal ofPersonality and Social Psychology. -1998. -V. 75. -N 1. -P. 19−32.

205. Bverie P.E. Gender, motivational forces, level of decision-making and risk-taking: A phenomenological study of risk-taking in college students // Dissertation Abstracts International. 1989. — V. 50. — P. 782.

206. Bragger, J, Bragger, D, Hantula, D, Kirnan, J. Hysteresis and uncertainty: The effect of uncertainty on delays to exit decisions // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1998.-V. 74.-№ 3.-P. 229−253.

207. Busch, R. N The Resolution of Conflict. New Haven: Yale University Press, 1973.

208. Castellan, N.J., Sawyer, T.A. Multiattribute decision models: task order and group effects // Acting under uncertainty: multidisci plenary conceptions. G.M. Von Fursttenberg (Ed). 1990. — P. 355−373.

209. Cooper, R., Payne, R. Extraversion and some aspects of work behavior // Personnel Psychology. 1967. — V. 20. — P. 45−47.

210. Decision-making in action: models and methods / G. Klein, J. Orasunu, R. Calerwood, C. Zsambook (Eds.). New-Jersey, 1993. — 342 p.

211. Dykeman, C., Dykeman, J. Big Five personality profiles of executive recruiters // J. of Employment Counseling. 1996. — V. 33. — P. 77−86.

212. Edwards, W. The theory of decision making // Psychological Bulletin. -1954. — V.5. P. 380−417.

213. Evance, R. Russel, P. The creative manager. London, 1989.221 .Erikson, E. Identity end the life cycle: Selected papers // Psychological Issues. 1951. -№ 5.

214. Finchman, R, Rhodes, P. The individual, work, and organization: Behavioral studies for business and management. OxfordN.Y.: Oxford University Press, 1994.

215. French, J.R.P., Caplan, R.D. Organizational stress and individual strain // A.J. Marrow (Ed.) The failure of success. -N.J.: AMAGON, 1973.

216. Ghiselli, E.E. Intelligence and Managerial success // Psychol. Rep. 1963. -V. 121. -№ 3. P. 23−33.

217. Grandjean, E. Fitting the Task to the man. An ergonomic approach. London, 1969.

218. Emmison, M Social class and cultural mobility // Journal of sociology. -Volume 39. 2003, September. — № 3, 2003.

219. Haber, R.N. Discrepancy from adaptation level as a source of affect // Journal of experimental Psychology. 1958. — 370−375 p.

220. Harrison, R. V. Person-environment fit and job stress // Stress at work / Eds. G. Cooper and R. Payte. -N.J.: Wiley, 1978.

221. Hersey, R., Blainshard, K. Management and organizational behavior. Utilizing human resources. Englewood Cliffs. — Prentice Hall, 1982.

222. Hant, J. McV Intrinsic motivation and its role in psychological development // Nebraska Symposium on Motivation / Eds. D. Levin. Lincoln, Nebraska, 1965.232 231 Joyce, J.M. The foundations of causal decision theory. Cambridge Univ. Press, 1999. — 268 p.

223. Joshel, S.R. Work, identity, and legal status an Rome. Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1992.

224. Kahneman, D, Tversky, A. On the reality of cognitive illusions // Psychological Review. 1996.-V. 103.-№ 3.-P. 582−591.

225. Kahneman, D, Tversky, A. Prospect theory: an analysis of decision under risk // Econometrica. 1979. — V. 47. — № 2. — P. 263−291.

226. Kelly, G.A. The Psychology of Personal Constructs. Vols an 2. Norton. -N.Y., 1955.

227. Kelly, G.A. The role of classification in personality theory. In «Clinical Psychology and Personality: the Selected Papers of Gorge Kelly». (Ed. B. Maher). Wiley, N.J., 1969.

228. Kim, Y.Y. Communication and cross-cultural adaptation. Philadelphia, 1988.

229. Levin, K. Grundlage der topoiogischen Psychologie. Bern, 1969.

230. Lloyd. T.C., Mullen, P.B. Lake Erie fisherman: work, identity, and tradition. -Urbana, IL: University of Illinois Press, 1990.

231. Meilers, В. A., Schwartz, A., Cooke, A.D. Judgment and decision making 11 Ann. Rev. Psychol. 1998. — V.49. — P. 447−477.

232. Milton, M., Goldberg, M.A. Qualification or the Marginal Man Theory // American Sociological Review. 1941. — № 6.

233. Ulrich, Век. From Industrial Society to the Risk Society // Theory, Culture and Society Электронный ресурс. http://igiti.hse.ru/data/421/313/1234/5 2 3Beck.pdf.

234. Профессиограмма менеджера страхования Информационная профессиограмма менеджера страхования.

235. Название профессии «менеджер» произошло от английского выражения to manage, что в переводе с английского обозначает «управлять», «справлять».

236. Однако одними из самых важных умений являются коммуникативные, склонность к работе с людьми и организаторские способности, эмпатия, гуманистическая направленность.

237. Подготовка специалиста должна осуществляется в высших учебных заведениях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой