Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование механизма управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кадры управления, большую долю которых составляют руководители, менеджеры и специалисты, являются основной частью производственных ресурсов и, соответственно, оказывают непосредственное влияния на конечные результаты деятельности предприятий и, следовательно, в значительной степени определяют эффективность их функционирования. При этом чем эффективнее используются указанные кадры управления, тем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ. ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
    • 1. 1. Проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса в современных условиях
    • 1. 2. Концептуальные основы управления предприятиями гостиничного бизнеса
    • 1. 3. Зарубежный опыт управления предприятиями гостиничного бизнеса
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
    • 2. 1. Критерии и показатели оценки эффективности управления предприятиями гостиничного бизнеса
    • 2. 2. Анализ существующих методов управления предприятиями гостиничного бизнеса
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
    • 3. 1. Автоматизированные системы управления и бронирования на предприятиях гостиничного бизнеса
    • 3. 2. Логистические аспекты управления предприятий гостиничного бизнеса
    • 3. 3. Основные направления использования информационных технологий в гостиничном бизнесе

Совершенствование механизма управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Гостиничный бизнес как неотъемлемая часть рынка туризма занимает важное место в экономике многих стран. Туризм, став глубоким социальным и политическим явлением, сегодня вносит существенный вклад как в экономическое развитие отдельной страны, так и в повышение качества жизни человека. Развитие отечественного туристского рынка также характеризуется как количественным, так и качественным ростом, однако, надо отметить, значимость этого сегмента для отечественной экономики в целом пока существенно ниже, чем это имеет место в развитых странах. Создание современной индустрии туризма невозможно без предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса, которые занимают важное место в этой сфере деятельности.

В последнее десятилетие рынок гостиничных услуг стал активно осваиваться частным бизнесом: сформировался верхний ценовой сегмент, представленный высококлассными гостиницами, в котором уже существует реальная и достаточно острая конкуренциястроятся и реконструируются гостиницы среднего класса, хотя и не столь быстрыми темпами, осваиваются новые ниши, например ниша малых гостиниц высокого классапредпринимаются попытки создания отечественных гостиничных цепей. Формирование в России рыночных отношений обусловило существенные изменения в содержании управления предприятиями гостиничного бизнеса.

В связи с этим все более актуальной становится проблема совершенствования механизма управления предприятиями гостиничного бизнеса.

Значительный разрыв между потенциалом гостиничного сектора и существующим положением дел в данной сфере деятельности в Российской Федерации обусловлен недостатками в управлении предприятиями гостиничного бизнеса что, безусловно, свидетельствует об актуальности и важности данного исследования, учитывая значительные выгоды от развития гостиничной индустрии как для российского туризма, так и для национальной экономики в целом, особенно при правильной организации управления гостиничным бизнесом.

Степень разработанности проблемы. Теоретическим и методическим вопросам управления гостиничным бизнесом посвящено достаточно большое количество публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов. Среди наиболее значимых публикаций следует упомянуть работы зарубежных авторов: Б. Марвина, К. Эгертона-Томаса, Ф. Котлера, разработки Ассоциации школ гостиничного бизнеса и общественного питания в Европе (EURHODEP), а также работы отечественных авторов А. Д. Чудновского, А. С. Запесоцкого, Ю. Ф. Волкова, Н. И. Кабушкина, B.C. Янкевича, С. С. Скобкина, Л.П. Ворон-ковой и др., посвященные тем или иным проблемам ведения гостиничного бизнеса: истории гостеприимства, маркетинговой политике, стратегическим и экономическим аспектампредставлены редакционные сборники статей отечественных и зарубежных авторов, посвященные частным вопросам развития и управления гостиничным бизнесом.

В то же время ряд специфических проблем управления предприятиями гостиничного бизнеса остался недостаточно исследованным, что предопределило цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ совершенствования механизма управления предприятиями гостиничного бизнеса.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— анализ состояния и перспектив развития российского гостиничного бизнеса;

— исследование особенностей управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях;

— исследование факторов конкурентного преимущества предприятий гостиничного бизнеса;

— анализ существующих методов управления предприятиями гостиничного бизнеса;

— исследование логистических аспектов управления предприятиями гостиничного бизнеса;

— разработка комплекса мер по совершенствованию управления предприятиями гостиничного бизнеса.

Объектом исследования является гостиничный комплекс Российской Федерации и Республики Дагестан.

Предметом диссертационного исследования является механизм управления предприятиями гостиничного бизнеса.

Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента и маркетинга в сфере гостиничного бизнеса, работы ведущих исследователей и специалистов по вопросам совершенствования механизма управления и развития гостиничного бизнеса, нормативно-методические материалы, материалы международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций.

В процессе проведения исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы экономического, логического анализа и системного подхода, экономико-математического моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и уточнении теоретических и методических положений по совершенствованию механизма управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

— проведен анализ состояния и перспектив развития российского гостиничного бизнеса в условиях усиления конкуренции на рынке гостиничных услуг, позволивший выявить особенности и сформулировать наиболее острые проблемы управления предприятиями гостиничного бизнеса;

— уточнены факторы конкурентного преимущества предприятий гостиничного бизнеса, влияющие на эффективность управления предприятиями гостиничного бизнеса, которые стали составной частью концепции управления предприятиями гостиничного бизнеса;

— исследованы концептуальные основы управления предприятиями гостиничного бизнеса и определено, что концепция управления конкурентоспособностью предприятий гостиничного бизнеса включает в себя несколько взаимосвязанных элементов, которые в своей совокупности обеспечивают эффективную деятельность предприятий гостиничного бизнеса на конкурентном рынке;

— определены логистические аспекты управления предприятиями гостиничного бизнеса, которые стали основой для создания комплексной системы управления предприятиями гостиничного бизнеса, что способствует усилению конкурентоспособности предприятий в долгосрочном периоде;

— определены место и роль информационного обеспечения в развитии гостиничного бизнеса, что является составной частью маркетинговой стратегии продвижения комплексного гостиничного продукта на внутренний, российский и международный рынки гостиничных услуг.

Практическая и теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные в работе теоретические и прикладные результаты можно применить при разработке и реализации механизма управления предприятиями гостиничного бизнеса. Содержащиеся в диссертации анализ, выводы и предложения могут быть использованы различными предприятиями сферы услуг, научно-исследовательскими организациями и другими учреждениями, занимающимися проблемами реализации гостиничных услуг в условиях развивающегося рынка.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и получили одобрение на ежегодных региональных и всероссийских научно-практических конференциях и семинарах профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и аспирантов, проводимых в 2005;2008 годах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование по совершенствованию механизма управления предприятиями гостиничного бизнеса позволяет нам сделать следующие выводы и предложения:

1. Гостиничный бизнес является системным и многоаспектным. Системность гостиничного бизнеса означает, что он представляет собой механизм со сложной структурой, обладающий всеми свойствами, присущими такого рода системам. В частности, у данной системы существует взаимосвязанность и взаимозависимость всех ее элементов, которые являются подсистемами более низкого ранга. Системность гостиничного бизнеса проявляется в том, что он является одновременно и видом деятельности, и формой рекреации, и способом проведения досуга, и видом информации, и бизнесом.

Комплексность гостиничного бизнеса тесно связана с его системностью и означает его взаимообусловленность с такими основными науками, как социология, экономика, психология, география, педагогика и т. д., а также разделами научного познания. Изучением гостиничного бизнеса занимаются такие направления как гостеприимство, туризм, экскурсоведенпе, школа управления и другие.

Многоаспектность гостиничного бизнеса означает, во-первых, что помимо того, что он сам является составным понятием, он также подвержен влиянию со стороны многочисленных эндои экзогенных факторов, и сам, в свою очередь, оказывает влияние на различные аспекты внешней среды. Во-вторых, гостиничный бизнес является явлением, находящимся в постоянной динамике, то есть он постоянно изменяется и развивается. Под влиянием различных факторов возникают закономерные сочетания уже существующих форм гостиничного бизнеса и появляются новые. В-третьих, гостиничный бизнес является относительно «молодым» явлением, что привело к сравнительно позднему обращению внимания науки во всем мире на это сложное, но интересное и многообещающее направление деятельности^ со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, такими как: достаточно слабый существующий инструментарий для исследованийзначительная разобщенность в научных исследованиях организаций, занимающихся изучением гостиничного бизнесанедостаточность и несопоставимость соответствующих статистических данных.

2. Гостиничный бизнес как объект управления есть организация со своей структурой, культурой и уровнем развития, которая функционирует в федеральной внешней среде, испытывая на себе ее правовое, экономическое и общее регулирующее воздействие, и в то же время решает ряд внутренних проблем, связанных с использованием территориальных ресурсов, решением комплекса социально-экономических задач, а также вопросов самообеспечения и самодостаточности. В этих условиях руководство гостиничных предприятий должно находить такие управленческие решения, которые способны кардинально улучшить их деятельность.

3. Основу построения новой системы управления должны составить те общие принципы, на базе которых разрабатываемая методика будет: соответствовать характеру и уровню развития общественного производства в стране и в регионахотражать и наиболее полно реализовывать цели развития управляемой экономической системыинтегрировать различные экономические интересы всех участников хозяйственного процесса в экономическое поведениевыражать все стоимостные категории производства в денежных формах как конечных экономических формах воспроизводственного процессаоптимизировать комбинацию факторов регионального производства и обеспечивать эффективность их использования во всех фазах общественного воспроизводстваобеспечивать высокую мотивацию работников и их ориентирование на высокоэффективный труд.

4. Конкуренция предприятий гостиничного бизнеса — это соперничество предприятий гостиничного бизнеса на рынке услуг за привлечение потребителей, нуждающихся во временном жилье, с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей, результатом которого является получение стабильной прибыли для обеспечения дальнейшего развития предприятий.

Конкурентоспособность гостиничной услуги — способность услуги эффективно и качественно удовлетворять жилищные потребности покупателей, превосходя конкурентов на рынке гостиничных услуг по потребительским характеристикам услуги при минимальных затратах на их удовлетворение, обеспечивая при этом коммерческий успех предприятиям гостиничного бизнеса.

Конкурентоспособность предприятий гостиничного бизнеса — способность предприятий гостиничного бизнеса осуществлять свою деятельность по оказанию гостиничных услуг в рыночных условиях и противостоять конкурентам, получая при этом прибыль, достаточную для развития предприятия и обслуживания потребителей на высоком качественном уровне.

5. Управление конкурентоспособностью предприятий гостиничного бизнеса — это управленческая деятельность, связанная с осуществлением планирования, организации, координации, контроля и стимулирования мероприятий по сохранению и улучшению положения предприятия гостиничного бизнеса в конкурентной борьбе.

Концепция управления конкурентоспособностью предприятий гостиничного бизнеса включает в себя несколько взаимосвязанных элементов, которые в своей совокупности обеспечивают эффективную деятельность предприятий гостиничного бизнеса на конкурентном рынке. Содержание концепции управления конкурентоспособностью предприятий гостиничного бизнеса можно рассматривать как единство следующих элементов:

1) классификация факторов конкурентных преимуществ предприятий гостиничного бизнеса;

2) трехуровневая модель конкурентоспособности предприятий гостиничного бизнеса;

3) процесс управления конкурентоспособностью предприятий гостиничного бизнеса;

4) система управления конкурентоспособностью.

6. На сегодняшний день в мире существует множество гостиничных ассоциаций, предлагающих своим членам весь спектр услуг, традиционно включаемых во франчайзинговый пакет, в том числе маркетинговые исследования как внутреннего национального рынка, так и глобальных тенденций. Независимые гостиницы и национальные гостиничные цепи присоединяются к таким организациям с целью продвижения своей торговой марки или своего продукта. Такие организации обычно классифицируются как добровольные гостиничные цепи/ассоциации. Наиболее известная на российском рынке ассоциация такого рода — Leading Hotels of the World, которая объединяет только 5-звездочные отели Кл асса «де люкс» в 60 странах мира.

7. В настоящее время сегмент делового туризма индустрии гостеприимства — это опыт успеха: поездки на конгрессы, выставки, поездки с целью изучения рынка, индивидуальные деловые путешествия. В глобальном туристическом процессе наблюдается постоянное увеличение их объема, и они представляют собой один из наиболее динамичных сегментов рынка, который обслуживает очень важный для предприятий индустрии гостеприимства тип клиентов. В мировом туристическом обороте сегмент делового туризма составляет 26,86%.

8. В организации и разви гии рынка гостиничных услуг в нашей стране целесообразно использовать зарубежный опыт, в том числе формы и методы государственного регулирования развития гостиничного комплекса.

Проблемы эффективной инвестиционной политики особенно остро стоит в регионах с низким экономическим потенциалом и в значительной степени зависимых от федерального центра. Для таких регионов жизненно важно разработать механизмы привлечения инвестиционных ресурсов в экономику, механизмы организации и эффективной реализации инвестиционных программ. Республику Дагестан в полной мере можно отнести к таким регионам.

9. На сегодняшний день состояние гостиничного бизнеса в России и ее субъекте — Дагестане, с одной стороны, расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления гостиничных услуг, сокращением материальной базы гостиничной сферы, неразвитостью туристской инфраструктуры, устойчивым мифом о России и Дагестане как о зоне повышенного риска и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугахс другой стороны, характеризуется высокими темпами строительства туристских и гостиничных объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительным увеличением выездов россиян в зарубежные поездки, ростом числа туристических и гостиничных организаций.

10. Основными причинами слабого развития рынка туристских и гостиничных услуг в Республике Дагестан являются следующие:

— низкий уровень реальных денежных доходов населения;

— сфера гостиничных услуг не получает от государства финансовой поддержки;

— практически отсутствует системное управление функционированием и развитием данной сферы как на уровне государства, так и на уровне республики и муниципальных образований;

— производство гостиничных услуг имеет хаотический характер развития;

— не согласованы экономические интересы производителей услуг, потребителей услуг и местных органов власти.

11. Эффективность любой системы может быть представлена в общем виде показателем, характеризующим отношение результата, полученного этой системой, к затратам производственных ресурсов, послужившим для его обеспечения. Это в полной мере относится и к сфере гостиничного бизнеса.

Показатель результата представляется как итоговая характеристика, отображающая всю совокупность действий, решений, мероприятий, осуществляемых в рамках производственно-хозяйственной деятельности.

12. Эффективность управления в первую очередь определяется эффективностью функционирования управляющей подсистемы, где главная роль отводится кадрам управления. Именно они и определяют качество управления. От того, как эффективно используются кадры управления, как эффективно принимаются и реализуются ими управленческие решения, будет зависеть эффективность всей системы управления.

Кадры управления, большую долю которых составляют руководители, менеджеры и специалисты, являются основной частью производственных ресурсов и, соответственно, оказывают непосредственное влияния на конечные результаты деятельности предприятий и, следовательно, в значительной степени определяют эффективность их функционирования. При этом чем эффективнее используются указанные кадры управления, тем результативнее осуществляется производственный процесс при соответствующем ресурсном обеспечении. Поэтому одной из важнейших экономических проблем управления деятельностью в целом является правильное обоснование показателей эффективности использования кадров управления (эффективности управленческого труда) с целью позитивного воздействия с их помощью на конечные результаты.

13. Перспективы совершенствования механизма управления предприятиями гостиничного бизнеса в Дагестане связываем с необходимостью широко использования информационных технологий в деятельности гостиничных предприятий.

В самом общем виде информационная технология представляет собой структурированное, выраженное в программной форме (т.е. в формализованном виде, пригодном для практического использования) концентрированное использование научных знаний, сведений и практического опыта, позволяющего рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. В результате достигается экономия затрат труда, энергии или материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса. При этом, совокупность информационных технологий, формализующих и автоматизирующих различные виды деятельности субъектов гостиничного бизнеса и требуемые для их реализации технические средства, представляют собой информационный ресурс совершенствования механизма управления предприятием гостиничного бизнеса. Основной задачей информационного ресурса является обеспечение процесса управления деятельностью предприятий гостиничного бизнеса необходимой информацией для принятия эффективных решений. Не являясь материальным ресурсом, информационный ресурс выполняет функцию средства эффективного задействования материальных средств в предоставление гостиничных услуг путем обеспечения субъектов рынка гостиничных услуг необходимой информацией для оптимального управления предприятием. Тем самым нами определены место и роль информационного обеспечения в управлении предприятиями гостиничного бизнеса в Республике Дагестан, что является составной частью маркетинговой стратегии продвижения комплексной гостиничной услуги на внутренний, всероссийский и международный рынки услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н., Буров В.П. pi др. Бизнес-план фирмы. Комментарий методики составления. — М.: Гноя — Пресс, 1998.
  2. М.М. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. — 248 с.
  3. А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства.— М.: Барс, 1995.-228 с.
  4. .П. Современные проблемы организационного управления и качества результатов деятельности предприятий. Качество: теория и практика // Академия проблем качества. 2001. — № 3−4.
  5. Бизнес-план: методические материалы- под ред. Р. Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1995. — 78 с.
  6. М.Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2002 — 192 с.
  7. М.Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: перевозки. -СПб.: Герда, 2001.-400 с.
  8. Борисов.К. Г. Международный туризм и право: учебное пособие. М.: НИМП, 1999.-352 с.
  9. Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. -М.: Аспект-Пресс, 1996. 382 с.
  10. Г. Н., Каморджанова Н. А. Гостевой и туристский бизнес: учебное пособие. М.:ФИНИСТ, 1999. — 352 с.
  11. В помощь экскурсоводу: сборник методических и справочных материалов. -М.: РМАТ, 1998.
  12. М.В. Основы организации туристских гостиниц на плановых маршрутах различного населения. — М.: ЦРИБ «Турист», 1999.
  13. Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  14. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности: учебное пособие. М.: Изд-во РМАТ. 1997. — 119 с.
  15. Д.М. Организация управления. — М.: Наука, 2002. —536 с.
  16. Т.В., Кармашкова Н. В. Эффективный менеджмент. Личность в системе управления. Часть I: учебное пособие. — Хабаровск: ХГАЭП, 1996.-80 с.
  17. Гостиничный и туристический бизнес- под ред. профессора А. Д. Чудновского. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Эксмос, 1998.-352 с.
  18. Гостиничный и ресторанный бизнес. 2004. — № 4.
  19. Ю.Н. Правила выезда за границу. М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 1998. — 336 с.
  20. В.Г. Организация туристской деятельности: учебное пособие. М.: Нолидж. — 1996. — 312 с.
  21. . Введение в науку управления. М.: Прогресс, 2001,360 с.
  22. Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства -М.: Academia, 2003. 185 с.
  23. Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Модели формирования организационных структур. СПб.: На>ка. 2002. — 376 с.
  24. Е., Хершгсн X. Практический менеджмент: учебное пособие- пер. с нем. A.M. Макарова- под ред. И. С. Минко. — М.: Высшая школа, 1995.-255 с.
  25. Т.И., Яворская А. О. Зарубежный опыт малых гостиниц. Выпуск 3. М., 1997.
  26. А., Анасгасова JI. Маркетинговые исследования в туризме: учеб.-практ. пособие. М.: Новое знание, 2002. — 348 с.
  27. С.В. Управление социально-культурной сферой и туризмом: учебное пособие. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2002. — 130 с.
  28. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
  29. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: постатейный комментарий. Парция Я. Е. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. 216 с.
  30. А.С. Стратегический маркетинг в туризме: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1999. — 348 с.
  31. И.В., Каверина Т. П. и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 с.
  32. И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2001.
  33. Е.В., Виноградов П. А., Ильина Е. Н. и др. Туризм и отраслевые системы: учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 178 с.
  34. В.В., Волов А. Б. Использование маркетинговых инструментов для управления гостиничным продуктом // Пять звезд. Отели. Рестораны. Туризм. Журнал для профессионалов. 2000. — № 3.
  35. В.В., Волов А. Б. Исследование современных систем управления в гостиничном бизнесе // Пять звезд. Отели. Рестораны. Туризм. Журнал для профессионалов. 2003. — № 4.
  36. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок: учебное пособие для работников туристских фирм, предприятий и учащихся учебных заведений. М.: НОУ «Луч», 1996. — 136 с.
  37. Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: учебное пособие для вузов. М.: Мастерство, 2002. — 192 с.
  38. Д.К. Международное гостиничное хозяйство: по материалам зарубежных публикаций. М.: ВШТГ, 1998. — 86 с.
  39. Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. «Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству „Луч“». — М.: НОУ «Луч», 1994.
  40. Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учебное пособие Минск: Новое знание, 2001. — 180 с.
  41. Г. А. Экономика и управление в сфере туризма: учебное пособие. Часть 1.-СП6., 1997.
  42. В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 1999.-312 с.
  43. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 2000.
  44. Котлер.Ф. Основы маркетинга- пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.
  45. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: учебник для вузов- пер. с англ.- под ред. Р. Б. Ноздревой. — М.: ЮНИТИ, 2003.-787 с.
  46. О.В. Клиент всегда прав: как потребителю защитить себя самому. — СПб.: Невский проспект, 2002. — 192 с.
  47. С.И., Янкович JT.B. Российский авиатуризм и рынок туристских авиаперевозок: методические рекомендации. — М.: РИБ «Турист», 1999. — 65 с.
  48. Лесник A. JL, Чернышев А. В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. М.: Товарищ, 2000. — 286 с.
  49. А.Л., Смирнова M.I1. Методика проведения маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе. М.: САС ПЛЮС, 2002. — 126 с.
  50. А.Л., Чернышев А. В. Организация и управление гостиничным бизнесом. -М.: Альпина, 2001. 212 с.
  51. Линн Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  52. Ляпина И.Ю.Органiнация и технология гостиничного обслуживания: учебник для нач. проф. образования- под ред. к.п.н. А. Ю. Ляпина. -М.: ПрофОбИздат, 2001. 208 с.
  53. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания- сост. Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин, Ю. В. Забаев, А. И. Сеселкин. М.: РМАТ, 1997.
  54. Менеджмент организации: учебное пособие- под ред. З. П. Румянцевой и Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2003.
  55. Менеджмент туризма: учебно-методические материалы по программе переподготовки специалистов с высшим образованием. — М.: РМАТ, 1998.- 144 с.
  56. .З., Евенко Л. И., Раппопорт B.C. Системный подход и организация управления. М.: Экономика, 2003. — 224 с.
  57. Н.А., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 170 с.
  58. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление- в 2-х т. — М.: Внешторгиздат, 1993.
  59. Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  60. Е.Я., Тихонова Э. Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
  61. А.С. Система моделей прогнозирования деятельности предприятий и отраслей сферы услуг: автореферат дис.. докт. экон. наук. -М., 2002.
  62. .Л. Модели формирования организационных структур. СПб.: Наука, 2001. — 159 с.
  63. Основы управления в индустрии гостеприимства М.: Аспект Пресс, 1995.
  64. Основы управления предприятиями и организациями индустрии гостеприимства- под ред. А. Браймера. М., 1994.
  65. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. М.: Экономика, 2000. — 111 с.
  66. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2004. — 208 с.
  67. Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 160 с.
  68. Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности» в Российской Федерации. — М.: Фонд «Правовая культура», 1998. 208 с.
  69. Профессия «Экскурсовод»: учебно-методические материалы по программе переподготовки специалистов с высшим образованием. М.: РИБ «Турист», 2000. — 150 с.
  70. М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 5.
  71. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
  72. В. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. — М.: Ось-89, 1997.
  73. B.C. Организация международного туризма: учебник. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  74. B.C., Зворыкин И. Э., Бижанова Т. А. и др. Методические рекомендации по проведению идентификации и сертификации туристических услуг и услуг гостиниц. М.: МЭС11. 1996.
  75. B.C., Бижанова Т. А., Хорошилов А. В. Некоторые аспекты сертификации туристических услуг и услуг гостиниц. -М.: МЭСИ, 1997.
  76. B.C., Хорошплов А. В., Кленова О. В. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристического комплекса (от ечественный и зарубежный опыт). -М., 1997.
  77. .Л., Толстова J1.A. Менеджмент гостеприимства: спра-вочно-методическое пособие. М.: РМАТ, 1997. — 108 с.
  78. Требования к индустрии гостиниц, ресторанов и кафе в 1192 году: По материалам Белой Книги ХОТРЕК. М., 1991.
  79. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001.
  80. Туризм: нормативно-правовые акты: сборник актов- составитель Н. И. Волошин. — М.: Финансы и статистика, 1998. 432 с.
  81. Туризм. Транспорт (комментарий адвокатской практики по делам о защите прав потреби гелей). М.: ИИФ «СПРОС» Конф. ОП, 1997. — 192 с.
  82. Дж.Р. Введение в гостеприимство: учебник- пер. с англ. Н. Н. Михайлова. М: ЮНИТИ, 2002. — 463 с.
  83. Управление человеческими ресурсами в европейском гостиничном бизнесе: учебное пособие: пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2002. — 120 с.
  84. О.А. 11редпринимательство в сфере услуг- ред. А. И. Добрынин. СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1999.
  85. Л.Ф. Мировое гостиничное хозяйство. -М., 1991.
  86. В.В. Экологический туризм: учебно-методическое пособие. —М.: Финансы и стлпстика, 2003. 208 с.
  87. Н.Б. Основы туризма и индустрии гостеприимства: учебно-методическое пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002.
  88. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы- под ред. Е. Н. Жильцова. М.: Изд-во МГУ, 2004.
  89. Экономика современного туризма- под ред. Г. А. Карповой. -СПб.: Герда, 2005. е^б -о/ C^O-L. е- y^J^^V-^
Заполнить форму текущей работой