Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие системы взаимодействия институтов государственного регулирования и саморегулирования страхового рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы, связанные с неопределенностью и риском в экономике, рассматривались такими экономистами как: Р. Кантильон, Дж. М. Кейнс, Ф. Х. Найт. Среди основополагающих работ в области общей экономической теории и роли государства в функционировании экономических систем в первую очередь следует отметить труды: Дж. Гильдера, Дж. М. Кейнса, А. Лаффера, Фр. Перру, А. Смита, М. Фридменаинституциональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Государственное регулирование экономики и страхового институционального пространства
    • 1. 1. Неопределенность и риск как факторы, вызывающие необходимость и особенности института страхования
    • 1. 2. Эволюция научных взглядов на роль государства в экономике
    • 1. 3. Институциональные изменения системы государственного регулирования страхового рынка России
  • Глава 2. Современное состояние и эффективность системы государственного регулирования страхового рынка Российской Федерации
    • 2. 1. Система государственного регулирования страхового рынка России
    • 2. 2. Анализ государственных программ развития страхового рынка
    • 2. 3. Международный опыт регулирования страхового рынка
    • 2. 4. Эндемичные предпосылки появления института саморегулирования на страховом рынке
  • Глава 3. Научно-практические рекомендации по достижению оптимального соотношения государственного регулирования и саморегулирования страхового рынка
    • 3. 1. Совершенствование государственных программ по развитию страховой отрасли
    • 3. 2. Реформирование федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью — создание мегарегулятора
    • 3. 3. Совершенствование института защиты прав и интересов страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц

Становление и развитие системы взаимодействия институтов государственного регулирования и саморегулирования страхового рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении-последних нескольких лет российскими экономистами все чаще обсуждается вопрос об оптимальном соотношении, государственного регулирования и саморегулирования, как на уровне государства, так и" на уровне субъектов экономической деятельности. Данный интерес обусловлен реализацией государственной политики, направленной на оптимизацию функций государства в экономике. Впервые данная задача была поставлена в программе правительства России на долгосрочную перспективу, а затем имела место и в других государственных программах развития как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей.

Международный и отечественный опыт использования механизма саморегулирования в различных отраслях экономики, свидетельствует о его двойственном характере воздействия на экономику. С одной стороны, саморегулирование, являясь альтернативой государственного регулирования экономики, позволяет минимизировать государственные расходы на регулирование и обеспечить максимальную гибкость по отношению к участникам рынка и учет их интересов. С другой стороны, саморегулируемые институты способствуют появлению дополнительных ограничений входа на рынок и минимально учитывают интересы аутсайдеров. Таким образом, для эффективного развития экономики необходим оптимальный вариант соотношения саморегулирования и государственного регулирования экономики в целом, и соответствующей отрасли в частности, с учетом ее специфики.

Наметившийся до мирового финансового кризиса 2008 года рост российской экономики и уровня жизни населения способствовали повышению значимости экономических факторов, поддерживающих стабильность достигнутого уровня национальной экономики и способствующих ее дальнейшему устойчивому развитию. Одним из таких экономических факторов является страхование.

Страхование, будучи одним из основных элементов системы финансовых механизмов защиты общества от неблагоприятных событий, является важнейшей ' отраслью экономики государства. В настоящее время1 страхование в странах с развитой рыночной экономикой является одной из наиболее динамично развивающихся, отраслей, обеспечивая устойчивое развитие экономик государств в целом.

Система регулирования отечественного рынка страховых услуг является частью системы государственного регулирования экономики страны в целом. В настоящее время система государственного регулирования страхового рынка России, несмотря на более чем двадцатилетний срок, сформировалась еще не полностью. В отечественной страховой литературе вопросам государственного регулирования страхового рынка уделяется небольшое внимание, что связано с историей отечественного страхового рынка и господства на нем длительное время государственной монополии. Это привело к подмене понятия «государственное регулирование» на прямое государственное управление страховой отраслью. С проведением рыночных реформ возникла необходимость создания системы государственного регулирования страхового рынка, сочетающей в себе как элементы саморегулирования, так и прямого государственного регулирования.

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью проанализировать и структурировать текущую систему государственного регулирования и предложить мероприятия, направленные на развитие системы взаимодействия институтов государственного регулирования и саморегулирования страхового рынка.

Степень разработанности проблемы. Диссертационная работа выполнена на базе изучения и использования трудов отечественных и зарубежных ученых.

Вопросы, связанные с неопределенностью и риском в экономике, рассматривались такими экономистами как: Р. Кантильон, Дж. М. Кейнс, Ф. Х. Найт. Среди основополагающих работ в области общей экономической теории и роли государства в функционировании экономических систем в первую очередь следует отметить труды: Дж. Гильдера, Дж. М. Кейнса, А. Лаффера, Фр. Перру, А. Смита, М. Фридменаинституциональной экономической теории' и теории государственного регулирования экономики следует выделить: Л. И. Абалкина, A.A. Аузана, Дж. Бьюкенена, Т. Веблена, P.C. Гринберга, Дж. К. Гэлбрейта, Б. А. Денисова, Р: И. Капелюшникова, Р. Коуза, В. И. Кушлина, Д. С. Львова, A.M. Марголина, Ф. Найта, Д. Норта, А. Н. Олейника, М. Олсона, А. Г. Поршнева, И. В. Розмаинского, Дж. Стиглица, Г. А. Тосуняна, О. Уильямсонагосударственного регулирования страхового рынка и страхования, как экономической категорией следует отметить труды: Ю. Т. Ахвледиани, В. Ю. Балакиревой, К. Г. Воблого, С. Л. Ефимова, М. С. Жилкиной, Е. И. Ивашкина, Е. В. Коломина, В. Ф. Конышша, И. Б. Котлобовского, А. Ю. Лайкова, Л.А. Орланюк-Малицкой, Л. И. Рейтмана, К. Е. Турбиной, В. В. Шахова, Т. А. Федоровой, Г. В. Черновой, A.A. Цыганова, Р. Т. Юлдашева.

Правовую основу работы составляет конституционное законодательство, кодексы и федеральные законы, приказы различных министерств, указы Президента Российской Федерации.

Вместе с тем, в научной литературе, посвященной вопросам страхования, государственного регулирования страхового рынка и его воздействия на развитие национальной экономики, анализируются вопросы теории страхования. В недостаточной степени уделяется внимание адаптации общих принципов государственного регулирования экономики применительно к страховому рынку. В целом, вопросы государственного регулирования страхового рынка и системы надзора за ним рассмотрены в недостаточной степени в отечественной экономической литературе.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего диссертационного исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на обеспечение развития системы взаимодействия государственного регулирования и саморегулирования страхования, с использованием посткейнсианского и институционального подходов.

В соответствии с заданной целью в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

— проанализировать современные тенденции развития отечественной страховой отрасли, основываясь на нескольких подходах экономической теории к неопределенности рыночного хозяйства;

— определить роль государства в процессе трансформации экономики государства и страхового институционального пространства;

— систематизировать этапы развития системы государственного регулирования института страхования в России;

— проанализировать и оценить существующую систему отечественного государственного регулирования института страхования и международный опыт его регулирования;

— сформулировать и предложить варианты совершенствования существующей системы государственного регулирования страхового рынка, направленные на эффективное развитие системы взаимодействия институтов государственного регулирования и саморегулирования на страховом рынке;

— выявить возможность более активного использования института страхования в социальной политике государства;

— проанализировать современные проблемы страхового институционального пространства и сформулировать комплекс мер, направленных на повышение уровня его развития.

Объектом исследования является система взаимодействия рыночного саморегулирования и государственного регулирования экономики.

Предметом исследования является система государственного регулирования страхового институционального пространства.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляет монографический, аналитический, статистический материал отечественных и зарубежных ученых по общей экономической’теории, методам и принципам государственного регулирования экономики в целом и страховой отрасли, исследования, проводимые независимыми организациями, а также положения законодательных и нормативных актов. Методология исследования основана на посткейнсианском подходе к неопределенности рыночного хозяйства, синтезе посткейнсианских и институциональных инструментов экономического анализа.

В процессе исследования использовались научные методы сравнения, обобщения, экспертных оценок, системно-логического и экономического анализа.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты, данные государственных органов статистики Российской Федерации, материалы союзов и ассоциаций страховщиков и страхователей, периодической печати, а также аналитические и статистические обзоры. В работе были использованы данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы страхового надзора (ФССН), Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS), Агентства экономических исследований и консалтинга Швейцарского перестраховочного общества (Swiss Re).

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических, методологических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования страхового рынка. К наиболее существенным результатам, выносимым автором на защиту, относятся:

По специальности 08.00.01 — Экономическая теория: доказано, что институт страхования является важным инструментом снижения неопределенности экономической жизнидля эффективного функционирования данного института необходимо оптимальное соотношение государственного регулирования и саморегулирования, так как преобладание мер государственного регулирования приводит к отсутствию предпринимательского выбора (свободное формирование ценыобъем и ассортимент производимых товаров, работ, услугустановление хозяйственных связей) у хозяйствующих субъектов и технологических, организационных, маркетинговых, продуктовых инноваций на рынке, а преобладание саморегулирования влечет за собой возможную частную монополию и прекращение процессов развития рынка (стр. 13−21) — определены значимые институциональные особенности страхового рынка, которые способствуют увеличению вероятности возникновения институциональных ловушек: обязательные виды страхования, при которых необходимо формирование страхового фондасложность и избыточность формализации институтов на уровне законоввозникновение саморегулируемых организаций исключительно по государственной инициативе (стр.37−43) — на основе анализа текущего уровня институционального развития страхового рынка выявлены предпосылки (противоречивая судебная практика урегулирования страховых спороврост числа жалобпреобладание формального подхода при рассмотрении жалоб органами государственной властиотсутствие механизма по принятию мер, направленных на защиту интересов страхователей при неисполнении обязательств страховщиком), обуславливающие необходимость создания института по защите прав потребителей страховых услуг — страхового омбудсмена (стр. 136−146) — систематизированы факторы, сдерживающие в условиях трансформации социально-экономической системы Российской Федерации развитие страхового институционального пространства: неэффективность мер государственной политики, преобладание неформальных институтов над формальныминизкий уровень жизни и страховой культурынеразвитость институтов саморегулированияинформационная асимметрия страхового рынка. Данные факторы свидетельствуют о необходимости уточнения границ государственного регулирования и саморегулирования, а также развития института саморегулирования, при поддержке страховых организаций, страхователей и органов государственной власти (стр.60−65) — обоснованы рекомендации по трансформации страхового институционального пространства, заключающиеся в создании правового обеспечения институтов инфраструктуры страхового рынка в целях снижения экономических рисков субъектов экономики, удовлетворения постоянно возрастающего спроса на страховые услуги у граждан и хозяйствующих субъектов (стр. 116−125).

По специальностям 08.00.01 — Экономическая теория и 08.00.10 -Финансы, денежное обращение и кредит: выявлены предпосылки появления института саморегулирования на страховом рынке, обусловленные особенностями страховых отношений: большая зависимость страхового рынка от действий одного или нескольких участников рынканеобходимость страхования крупных рисковстабильно высокий уровень страхового мошенничестваразработка единых правил и стандартов деятельности на страховом рынкенедостаток квалифицированных сотрудников в сфере страховых услугучастие в лоббистской деятельности (стр. 104−115).

По специальности 08.00.10 -Финансы, денежное обращение и кредит: обосновано создание единого органа исполнительной власти по регулированию и надзору за финансовыми рынками (мегарегулятора) для эффективного развития системы взаимодействия институтов государственного регулирования и саморегулирования экономики (стр. 99−102, 126−136) — предложен комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности субъектов страхового рынка с помощью повышения уровня информационной открытости, разработки новых информационных стандартов (стр. 146−154).

Практическая значимость исследования заключается в разработке методологических и практических рекомендаций по совершенствованию системы регулирования страхового институционального пространства. Российской Федерации при помощи государственного регулирования и саморегулирования. Полученные результаты исследования могут быть использованы страховыми компаниями при формировании стратегии развития, с точки зрения информационной открытости. Разработанный теоретический и методологический аппарат, предназначен для использования органами государственного управления: Правительством, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой по финансовым рынкам, при разработке стратегии развития страхового и финансового рынков Российской Федерации.

Апробация научных результатов. Результаты и выводы диссертационного исследования докладывались на российских научно-практических конференциях. Основные теоретические и практические материалы использовались в учебном процессе при преподавании дисциплины «Страховое дело» в институте «Управления и предпринимательства в социальной сфере» Государственного университета управления. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ общим объемом 2,8 п.л.

Заключение

.

Страховой рынок, как особая социально-экономическая среда, принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся отраслей экономики. В настоящее время реализуется государственная политика по оптимизации функций государства в экономике и ее отраслях, что вызывает определенный интерес к развитию саморегулирования хозяйственной деятельности.

Вопросы, связанные с ролью государственного регулирования в рыночной системе экономических отношений, волновали многих ученых на протяжении всей истории развития мирового хозяйства. Представители ведущих экономических школ (неоклассическая, кейнсианская, институциональная) придерживались различных мнений по оценке сущности, целей, форм и других вопросов, связанных с государственным регулированием экономики. Поиск оптимального соотношения государственного регулирования и саморегулирования экономики осуществляется непрерывно, с учетом прошлого опыта и текущей экономической ситуации.

Из всех рассмотренных экономических школ и их взглядов на роль государства в экономике, автором предлагается использовать понятийный аппарат институциональной экономики для разработки теоретико-методологических и практических мероприятий, направленных на достижение оптимального соотношения государственного регулирования и саморегулирования страхового рынка. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, ограниченностью некоторых предпосылок экономике: полная рациональность, абсолютная информированность, совершенная конкуренция, установление равновесия при помощи ценового механизма. Во-вторых, необходимостью рассмотрения текущих экономических процессов комплексно и всесторонне, что не могут обеспечить традиционные методы анализа. Институциональная экономическая теория говорит о главном отличии рыночной экономики — разделении властных и хозяйственных функций в специализированных социальных долях.

Как и любая другая экономическая теория, институционализм построен на соответствующих понятиях, образующих понятийный аппарат, который был скорректирован с учетом специфики страхования.

Государство играет существенную роль во всех сферах экономической деятельности на протяжении всей истории их развития. Роль государства в формировании и развитии страховой отрасли, являющейся одним из элементов, способствующей развитию экономики государства, достаточна велика. Это обусловлено тем, что отечественный страховой рынок создавался по инициативе государства, а не по инициативе частных инвесторов. Таким образом, страховой рынок и система его государственного регулирования возникли одновременно. Представленная эволюция развития системы государственного регулирования страхового рынка основывается на экономико-правовых изменениях в сфере страхования, а также на изменениях рыночной среды.

Рассмотренные этапы эволюции системы государственного регулирования страхового рынка позволяют сделать определенные выводы. Во-первых, система государственного страхового регулирования на протяжении всей истории своего развития развивалась с некоторым отставанием от иностранных аналогов. Во-вторых, система отечественного государственного регулирования создавалась дважды, так как при второй государственной страховой монополии потребности в ней не было. В страховой сфере того времени имело место прямое государственное управление страховыми компаниями. В-третьих, созданная на этапе перехода к «регулируемому рынку» современная система государственного регулирования страхования основывается на жесткой централизованной модели регулирования, требующей пересмотра с учетом быстро меняющихся макроэкономических условиях развития.

Существующая система регулирования страхового рынка построена в соответствии с жесткой континентальной моделью и характеризуется высокой степенью вмешательства государства в развитие рынка страховых услуг. Данная модель практически не предусматривает регулирование рыночных отношений на страховом рынке самими экономическими агентами, без прямого вмешательства государства.

Однако проводимая государственная политика по оптимизации функций государства в экономике, предусматривает мероприятия, направленные на снижение административного давления на бизнес. Из проведенного анализа программ государственного регулирования страхового рынка за последние 20 лет можно сделать вывод о том, что страхованию, как одной из основных отраслей экономики государства, уделялось достаточное внимание со стороны государства. Таким образом, национальная система страхования рассматривается как часть комплекса основных направлений социально-экономической политики государства. Также следует отметить некоторую пассивность субъектов страхового рынка в рамках решения целей и задач, представленных в программах развития страховой отрасли и их нежелание самостоятельно, без участия государства, развивать рынок страховых услуг по намеченным направлениям.

Однако основные программы, действующие в настоящее время («Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2013 года», одобренная поручением Председателя Правительства РФ от 18.11.2008 г. №ВП-П13−6891, «Концепция развития страхования в Российской Федерации», одобренная распоряжением Правительства РФ от 25.09.2002 г. № 1361-р), не содержат всего комплекса основных мероприятий, направленных на реализацию, поставленных в них целей и задач, направленных на оптимальное соотношение государственного регулирования и саморегулирования рынка. Это подтверждает необходимость мер, направленных на достижение такого оптимального соотношения.

Комплекс мер, направленных на достижение оптимального соотношения государственного регулирования и саморегулирования включает в себя создание института страхового обмудсмена и единого органа исполнительной власти по регулированию и надзору за финансовыми рынкамиобязательное раскрытие информации, предоставляемой в орган регулирования и надзора за страховым рынковраскрытие информации, характеризующей деятельность субъектов институциональной структуры страхового рынка.

Реализация данных мер возможна в рамках Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2013 года и дополнения соответствующего плана ее реализации соответствующими мероприятиями направленными на:

— совершенствование налогового законодательства;

— развитие страховой посреднической деятельности;

— совершенствование деятельности оценщиков, сюрвейеров, аварийных комиссаров;

— развитие деятельности страховых актуариев.

Одним из основных ограничений развития институциональной структуры страхового рынка является низкий уровень развития института защиты прав потребителей страховых услуг. Необходимость создания системы внесудебного вынесения решений по страховым спорам или институт страхового омбудсмена, а также выработке единых позиций в подходе к урегулированию убытков при наступлении страховых случаев, обусловлена:

1. противоречивая судебная практика урегулирования страховых споров;

2. рост числа жалоб граждан на деятельность страховых организаций;

3. низкий уровень эффективности деятельности обществ по защите прав страхователей, выгодоприобретателей, застрахованных;

4. некорректная оценка количества жалоб, поступающих от клиентов страховых компаний, так как они могут обращаться одновременно в несколько структур;

5. не распространение действия положений, закрепленных в Законе РФ от 07.02.1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей», в части органа государственного контроля за соблюдением прав страхователей на страховом рынке;

6. преимущественно формальные ответы органов государственной власти на жалобы страхователей;

7. отсутствие механизма по принятию мер, направленных на защиту интересов страхователей, застрахованных при неисполнении страховой компании в полном объеме своих обязательств.

В сложившейся ситуации, по нашему мнению, необходимо создать институт уполномоченного по правам страхователей или омбудсмена, создание которого возможно в нескольких вариантах: на базе союзов или ассоциаций страховщиков, на базе судебных органов, а также при федеральном органе исполнительной власти.

Еще одним важнейшим фактором защиты прав страхователей, выгодоприобретателей, застрахованных является информационная открытость и прозрачность страхового рынка. Проблема повышения информационной прозрачности экономики Российской Федерации в целом и ее определенных отраслей, в частности страхования, существует достаточно давно. Для потенциального страхователя должна быть доступна информация, характеризующая деятельность страховой компании ее положение на рынке, специализацию, основные направления развития и так далее. Сегодня отечественный рынок страховых услуг, можно охарактеризовать как информационно закрытый, так как не установлены принципы раскрытия информации, ее виды, подлежащие раскрытию.

Таким образом, введение институтов саморегулирования страхового рынка, на фоне постепенного сокращения роли государства в экономике способствует снижению государственных расходов на регулирование, большую гибкость и больший учет интересов институтов страхового рынка. Однако следует отметить, что государство продолжает устанавливать определенные «правила игры» на рынке, так как использование института саморегулирования как альтернативного государственному, может привести к существенному ограничению конкуренции, созданию новых или увеличению уже существующих барьеров вхождения на рынок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Приказ Минфина России от 02.11.2001 г. № 90н «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» (в ред. от 14.01.2005).
  2. Приказ Минфина России от 08.08.2005 г. № 100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов».
  3. Поручение Правительства Российской Федерации от 18.11.2008 г. №ВП-П13−6891 «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2013 г».
  4. Книги, монографии, учебные пособия, энциклопедические словари, сборники
  5. Л.И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. М: Институт Экономики РАН, 2000. — 21 с.
  6. В.Ю., Грызенкова Ю. В., Кушелев Ю. Ф., Смородина H.A., Цыганов A.A., Швецова И. М. Постановка и развитие филиальной сети и представительств страховой компании: Методическое пособие. М.: Издательский дом «Регламент», 2007. — 184 с.
  7. Н.Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации. М.: МГИМО, 2004.-591 с.
  8. Г. Л. Управление организацией / Азоев Г. Л., Баранчеев В. П., Гунин В. Н. М.: Инфра-М, 2008. — 736 с.
  9. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 207 с.
  10. .А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001. — 144 с.
  11. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. — 480 с.
  12. Т. Теория праздного класса. Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. / Под общ. ред. В. В. Мотылева. М.: Прогресс, 1984. — 367 с.
  13. В.Б. Основы страхового дела: учеб. пособие для вузов. М.: СОМИНТЕК, 1998. — 383 с.
  14. Государство и экономика: факторы экономического роста. / Науч. ред. А. Г. Зельднер. М.: Институт экономики РАН, 2002. — 209 с.
  15. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Под общ. ред. В. И. Кушлина. М.: Изд-во РАГС, 2006. -616 с.
  16. К.А., Лунц JI.A. Страхование. М.: Госюриздат, 1960. — 175 с.
  17. А. Эпоха потрясений: Проблемы и перспективы мировой финансовой системы. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 496 с.
  18. .А., Богачева Г. Н. Десять очерков по политической экономии. М.: ГУУ. Ин-т фин. менеджмента, 2001. — 90 с.
  19. Э. Дж., Линдей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. СПб.: Автокомп, 1992. — 496 с.
  20. B.C. Стратегическое планирование в бизнес системах. — М. Финпресс, 2001.-240 с.
  21. М.С. Государственное регулирование страхового рынка. -М.: Издательство Спутник+, 2002. 301 с.
  22. Институциональная экономика: Учебное пособие / Под рук. акад. Д. С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001. — 318 с.
  23. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. / Под обще. ред. A.A. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005. -416 с.
  24. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002. — 352 с.
  25. Р. Фирма, рынок и право. Пер. с англ. Б. Б. Пинскера. / Науч. ред. Р. Капелюшников. -М.: Дело, 1993. 192 с.
  26. Е.А. Страховой менеджмент: управление деятельностью страховой компании. М.: Рконсульт, 2005. — 304 с.
  27. К.Р., Брю C.JI. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. -М.: Республика, 1992. 983 с.
  28. Н.П. Управление развитием организации. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. — 304 с.
  29. Мировой и отечественный опыт организации совместного предоставления страховых и банковских услуг / Под общ. ред. A.M. Марголина, А. А Цыганова. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 186 с.
  30. В.А. Управление качеством в бизнесе. М.: Финансы и статистика, 2006 — 384 с.
  31. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко- предисл. и науч. ред. Б. 3. Мильнера. М.: Фонд экономической книги Начала, 1997. — 180 с.
  32. Основы страховой деятельности. / Отв. ред. Т. А. Федорова. М.: БЕК, 2002. — 768 с.
  33. А.Н. Институциональная экономика: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.-416 с.
  34. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИСД999. — 272 с.
  35. Очерки экономической теории страхования / В. Б. Гомеля / под ред. Е. В. Коломина. М.: Финансы и статистика, 2010. — 352 с.
  36. Политическая экономия и история экономических учений: Учебник. -2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. А. Г. Поршнева, Б. А. Денисова. М.: Государственный университет управления, 2005. — 390 с.
  37. Рот А., Захаров А., Миркин Я., Бернард Р., Баренбойм П., Борн Б. Основы государственного регулирования финансового рынка. Зарубежный опыт. Учебное пособие для юридических и экономических вузов. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. — 411 с.
  38. З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник. М.: Инфра-М, 2001. — 304 с.
  39. Страхование: учебник / Под. ред. Т.А. Федоровой- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2004. — 875 с.
  40. Страховое дело: учебник / Под ред. Л.И. Рейтмана- М.: Банк, и биржевой науч.-консульт. центр, 1992. 524 с.
  41. В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М.: Анкил, 2006. — 113 с.
  42. САО «Ингосстрах» 1947 1997. Исторический очерк, а 50-летию деятельности. / Под общ. ред. В. П. Кругляка. — М.: ЗАО «Издательский дом Русанова», 1997. — 248 с.
  43. В.Л. Введение в экономическую теорию контрактов. М.: ИНФРА-М, 2004. — 144 с.
  44. В.Л. Государство и переходная экономика: Пределы управляемости. М.: ТЕИС, 1997. — 125 с.
  45. Ю.А. Страховое дело. Конспект лекций. М.: ЮТАС, 2008.- 142 с.
  46. A.B. Менеджмент: теория и практика в России. Учебник.- М.: ФБК-Пресс, 2003. 528 с.
  47. С.А. Международная экономика: Теория и российская практика. Учебное пособие. М.: Юридическая книга, 2006. — 343 с.
  48. К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М.: «Анкил», 2000. — 320 с.
  49. А.А. Развитие институтов защиты и обеспечения прав страхователей в России: монография / А. А. Цыганов. М.: Изд-во РАГС, 2009. -188 с.
  50. Г. В. Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования. СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
  51. А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. — 591 с.
  52. В.В. Страхование: учебник для вузов. М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.-311 с.
  53. А.К. Страховое право: Уч. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. — 304 с.
  54. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). Монография / Под. Ред. P.M. Нуреева. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. — 804 с.
  55. Р.Т. Страховой бизнес. Словарь справочник. — М.: Анкил, 2000. — 272 с.
  56. Р.Т. Организационно экономические основы страхового бизнеса. — М.: Анкил, 2002. — 248 с.
  57. JI.A. Финансовый менеджмент страховщика. Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 199 с.
  58. Arthur, W. Brian. «Self-Reinforcing Mechanisms in Economics». In Anderson, Philip W., Arrow, Kenneth J. and Pines, David (eds.) The Economy as an Evolving Complex System. Reading M.A.: Addison-Wesley, 1988.
  59. Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge: Belknap Press, 1990.- 120 p.
  60. Pressman S. A new guide to post Keynesian economics. London and New York: Routledge, 2001.- 160 p.
  61. Статьи в периодических и электронных изданиях, тезисы докладов
  62. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6
  63. В.Ю. Земства и пожарно-страховое дело // Страховое дело. -1996. № 2.
  64. A.A., Крючкова П. В. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. -№ 5.
  65. В.Ю., Цыганов A.A. О создании системы по урегулированию споров в страховой отрасли // Управление в страховой компании. -2006. -№ 1.
  66. Л.В., Смородина H.A. Организационно-правовые и экономические основы деятельности субъектов страхового рынка. // Юридическая и правовая работа в страховании. 2005. — № 1.
  67. В.Н. О доктринальных положениях стратегии социального развития России // Уровень жизни населения регионов России. 2008. — № 5.
  68. А., Кормош Ю. Шаги к созданию финансового мегарегулятора в России // Рынок ценных бумаг. 2006. — № 15.
  69. О.Ю. Необходимость создания мегарегулятора финансового рынка в России сегодня // Аудит и финансовый анализ. 2008. — № 1.
  70. А. Повышение качества обслуживания клиентов через использование института омбудсмена // Банковский вестник. 2006. — № 8.
  71. К.А. Страховой омбудсмен: практика разрешения страховых споров // Юридическая и правовая работа в страховании. 2009. — № 4.
  72. С. Развитие и регулирование финансового рынка // Финансовая газета. 2009. — № 41,42.
  73. Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы//Менеджмент в России и за рубежом. -2000. № 4.
  74. М.С. Государственное регулирование страхования в дореволюционной России // Российский страховой бюллетень. 1999. — № 3.
  75. М.С. Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах // Финансовый бизнеса. 2001. — № 1.
  76. М.С. Финансовые, кредитные и страховые инструменты государственного регулирования экономических процессов // Финансовый бизнес. -2001. № 7.
  77. М.С. Трансформация государственного регулирования в условиях глобальной экономики Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.insuranceconsulting.ru/publik/global.html, свободный.
  78. М.С. 175 лет назад // Русский полис. 2002. -№ 11.
  79. Е. Нормативное регулирование страховой деятельности в ЕС Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.pravo.ru/store/interdoc/doc/ 107/т5игапсе1?, свободный.
  80. П.В. Саморегулирование бизнеса как способ управления контрактными отношениями // Вопросы экономики. 2001. — № 6.
  81. В.И. Движущие силы эволюции национальной экономики // Экономист. 2003. — № 8.
  82. П. Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования // Рынок ценных бумаг. 2008. — № 9.
  83. П. Мега- и саморегулирование финансового рынка // Рынок ценных бумаг. 2007. — № 9.
  84. К. Формирование механизма защиты прав страхователей в России // Страховое ревю. 2005. — № 12.
  85. И. ¥-НО 18 мегарегулятор? // Рынок ценных бумаг. 2007.
  86. Т. Риск и неопределенность экономической среды как системные факторы страхования // Страховое ревю. 2005. — № 5.
  87. Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. — Вып. 2.
  88. H.A., Цыганов A.A. Институт страхового омбудсмена // Страховое дело. 2010. — № 6.
  89. H.A., Павлов A.A. Слияния и поглощения на страховом рынке // Страховое дело. 2008. — № 9.
  90. H.A. Оформление коллективных договоров в страховых компаниях // Кадровик. 2010. — № 2.
  91. A.B. Корпоративный менеджмент // Аудит и финансовый анализ. -2000. № 4.
  92. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. — Выпуск 2. Том 2.
  93. И.В. Неопределенность в трех основных разновидностях сложных экономических систем: посткейнсианский подход //Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. 2008. — Выпуск 34−1.
  94. И.В. К формированию посткейнсианской теории государства // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. — № 1, том 8.
  95. A.B. Мегарегулятор и страховой рынок России // Финансы. -2005. -№ 11.
  96. H.A. Существующие проблемы регулирования страхового рынка России и основные задачи его развития // Материалы 20-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления 2005» Выпуск № 1.
  97. H.A. Организация структуры управления страховой организации, как один из факторов совершенствования ее деятельности. //
  98. Материалы 21-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления 2006» Выпуск № 4.
  99. В.Л. Институциональный рынок как механизм институциональных изменений//Общественные науки и современность. 2001. -№ 5.
  100. К.Е. Правовые способы и законодательные основания защиты прав и интересов граждан в договорах страхования//Страховое право. 2004. -№ 1.
  101. A.A. Финансовая прозрачность и раскрытие информации в страховом деле // Финансы. 2004. — № 6.
  102. A.A. Организация внесудебной защиты прав страхователей и застрахованных лиц в России // Финансы. 2004. — № 9.
Заполнить форму текущей работой