Биографический очерк в современной российской журнальной периодике
Рабочая гипотеза исследования. В современных газетах очерк в целом и биографический очерк в частности встречается редко и имеет не совсем полноценную форму. Однако этот жанр не совсем исчез со страниц нынешних печатных изданий, так как он переместился в журналы, где биографии в последнее время закрепились довольно прочно. На рынке периодической печати после «перестройки» появились журналы… Читать ещё >
Содержание
- 1. Становление и развитие биографического очерка в журналистике
- 1. 1. История зарождения жанра биографии
- 1. 2. Жизнеописания в дореволюционной русской литературе и журналистике
- 1. 3. Биографический очерк в советской печати
- 2. Жизнеописания в современной российской периодике
- 2. 1. Трансформация биографического очерка в российских печатных СМИ
- 2. 2. Модели жизнеописаний в разных типах периодических изданий
- 3. Технология работы над журнальным биографическим очерком
- 3. 1. Способы сбора и обработки информации для жизнеописаний
- 3. 2. Особенности написания текста биографий
Биографический очерк в современной российской журнальной периодике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Биографические тексты появились очень давно, в начале становления мировой культуры. Они присутствовали в литературе всех исторических периодов, однако в связи с постепенным изменением общественной ситуации и отношения к индивидуальности, менялось и изображение человека, его жизни и внутреннего мира. В каждом из типов мировых культур существовали свои тенденции в изображении личности и соответственно свои особенности биографических текстов.
Поскольку мы исследуем определенный вид текстов, возникает необходимость определения жанра, поэтому сразу оговорим: под термином «биография» мы подразумеваем биографический очерк. Само понятие очерка появилось примерно в начале XIX века и определило ведущую современную жанровую форму биографического содержания. Учитывая цель нашей работы, мы будем рассматривать не все виды очерка, а только те его разновидности, которые сосредоточены на изображении личности и ее жизненного пути. В Современном толковом словаре русского языка понятию «очерк» даются следующие толкования:
1. Небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание реальных фактов, лиц. Биографический о. Физиологический о. 2. Описание, обзор, беглый набросок. О. развития русской поэзии. 3. мн: очерки, -ов. Название научного труда. 4. Очертание (1 зн.)"1.
Большинство теоретиков сходится в том, что существует такой вид очерка как портретный очерк. Одни из них считают биографический очерк разновидностью портретного, другие характеризуют его как самостоятельный вид очерка наряду с портретным, третьи идентифицируют портрет и биографию. Мы согласимся с последними, так как считаем, что создать полноценный портрет человека, не обращаясь к его биографии, практически невозможно. Чтобы изобразить характер, внутренний мир личности, нужно показать поступки героя и события, произошедшие с ним, которые являются важной частью жизни человека, а, следовательно, частью его биографии. Поэтому мы не будем проводить четкой границы между понятиями портретного и биографического очерка и часто будем использовать их как синонимичные.
Тема диссертации — современные тенденции развития биографического очерка в журнальной периодике. В работе прослеживается взаимосвязь особенностей биографических текстов разных исторических периодов, исследуются традиции и новшества в современных очерках.
Актуальность исследования обусловлена тем, что за последние 12 лет на рынке периодической печати с небольшой разницей во времени появилось шесть специализированных журналов, посвященных биографиям известных людей. Автор диссертации обращает внимание на возникновение нового типа «биографических» журналов, то есть изданий, основанных на концепции «биографизма» и обладающих сходными характеристиками. Кроме того, в данной работе изучаются причины повышения интереса к жанру биографического очерка в современном журналистском и читательском сообществе.
Степень разработанности темы. Гуманитарные науки создали достаточно широкую базу для того, чтобы можно было рассмотреть различные аспекты развития жанра биографического очерка. Выдающиеся отечественные литературоведы и историки, такие как Д. С. Лихачев2, В. О.
3 4.
Ключевский, С. С. Аверинцев, изучали развитие жанра биографии и Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. — М.: Наука, 2006.
3 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Астрель: ACT, 2003.
4 Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. — М.: Наука, 1973. изображение человека в литературе в разные, наиболее значительные периоды истории жанра и выявляли характерные черты текстов. Крупнейшие отечественные теоретики литературы и журналистики глубоко проникали в вопросы жанровой специфики очерка и, в частности, портретного, биографического (Е. И. Журбина5, М. С. Черепахов6, Т. А. Беневоленская7 и другие). Философские основания этой темы были возведены М. М.
О А.
Бахтиным, Г. О. Винокуром, интерпретацию и методологию биографии исследовали Ю. М. Лотман10, И. Я. Лосиевский11 и другие.
Большой вклад в исследование портретного очерка как жанра журналистики внесли современные теоретики и практики жанра А. А. Тертычный12 и М. Н. Ким13. История русской журналистики представлена в трудах Б. И. Есина14, теория журналистики и публицистики разносторонне исследована Е. П. Прохоровым15. Типология периодической печати составлена М.В. Шкондиным16, основы творческой деятельности журналиста.
5 Журбина Е. И. Искусство очерка. — М., 1957.
6 Черепахов М. С. Работа над очерком. — М., 1966.
7 Беневоленская Т. А. Портрет современника: очерк в газете. — М.: Мысль, 1983. о.
Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 2000.
9 Винокур Г. О. Биография и культура. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
10 Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Избранные статьи: В 3 т. — Таллин, 1992. — Т. 1. Лосиевский И. Я. Научная биография писателя: проблемы интерпретации и типологии.
— Харьков: Крок, 1998. 10 — Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс,.
2000.
13 Ким М. Н. Жанры современной журналистики. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
14 Есин Б. И. История русской журналистики (1703−1917): Учеб.-метод. комплект: Учеб. пособие. Хрестоматия. Темы курсовых работ: Для студентов-журналистов и филологов.
М.: Флинта, 2001.
1 7 проанализированы Г. В. Лазутиной. Социологический аспект темы был.
1 Я рассмотрен в работах Г. Е. Соловьева, Е, Ю. Мещеркиной и В. В. Семеновой19.
Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на постоянный интерес к портретному очерку разных исследователей, до сих пор еще не было написано отдельной работы, посвященной именно биографическому очерку и биографическому методу, которая бы включала исторический экскурс с выявлением взаимосвязи между тенденциями прошлого и современности. Кроме того, в данной работе проводится анализ существующего сейчас направления «биографизма» и того, как оно реализуется в конкретных журнальных текстах.
Объект и предмет исследования. Теоретическим объектом данного исследования являются основные способы изображения личности в письменных текстах разных исторических периодов, зависящие от общего отношения к индивидуальности в обществе. Теоретический предметразвитие жанра биографического очерка в русской журналистике. В качестве эмпирического объекта выступает современная российская журнальная периодика, в частности журналы двух типов: общественно-политические еженедельники («Итоги», «Русский репортер», «Огонек») и глянцевые «биографические» ежемесячники («Биография», «Имена», «Интервью», «Караван историй», «Коллекция Каравана историй», «Story»). Эмпирический предмет исследования — публикации в указанных журналах, посвященные описанию жизни известных людей, то есть их биографиям.
Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры авторского журналистского творчества в современных российских СМИ. — М., 2010.
18 '.
Соловьев Г. Е. Личность, биография, судьба (методики биографического исследования личности). — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2002.
19 Биографический метод в социологии: история, методология, практика/под ред. Мещеркиной Е. Ю., Семеновой В. В. — М.: Ин-т социологии РАН, 1994.
Хронологические рамки исследования. Исторический период изучения теоретического объекта и предмета начинается со времени появления биографических материалов в их традиционной форме, то есть со времен античности, и заканчивается настоящим временем. Это позволяет проследить трансформацию жанра биографии на разных этапах развития мировой литературы. Однако подробное исследование всех стадий развития биографии и всех ее форм было бы невозможно в пределах данной работы, поэтому мы фиксировали внимание на основных, ключевых вехах развития жанра, которые необходимо осветить для выявления общих закономерностей биографии и связей между традициями и новшествами. Также мы не ставили своей целью анализ всех форм мировой биографии, а сосредоточились на русской, отечественной концепции «биографизма». При этом иногда нам приходилось обращаться и к зарубежным образцам исследуемого жанра для того, чтобы лучше понять некоторые тенденции и сравнить их с русскими биографическими материалами. Однако такое обращение носит эпизодический характер и не претендует на полноту и глубину анализа.
Что касается эмпирического объекта и предмета исследования, то здесь временные рамки гораздо уже — мы в целом рассматриваем общие тенденции современного портретного очерка в российской печати (начиная с «перестройки») и приводим детальный анализ биографий в современной журнальной периодике.
Рабочая гипотеза исследования. В современных газетах очерк в целом и биографический очерк в частности встречается редко и имеет не совсем полноценную форму. Однако этот жанр не совсем исчез со страниц нынешних печатных изданий, так как он переместился в журналы, где биографии в последнее время закрепились довольно прочно. На рынке периодической печати после «перестройки» появились журналы, специализирующиеся именно на биографической тематике, и количество этих изданий постепенно увеличивается. Таким образом, мы предполагаем, что возник новый тип журналов, которые можно условно назвать «биографическими» журналами или журналами биографического направления. Несмотря на однобокость подхода к выбору героев, наличие этой группы изданий все же свидетельствуют о том, что внимание к индивидуальности в современном обществе находится на достаточно высоком уровне.
При этом можно констатировать изменение основной функции биографического очерка: вместо морально-поучительного у Плутарха в античности, религиозно-проповеднического в средневековье и идеализирующе-агитационного в советское время, биографии стали носить развлекательно-познавательный характер и это связано в первую очередь с изменением жизни общества в целом.
Цель и задачи исследования
Цель данной работы — доказать или опровергнуть гипотезу о качественном и количественном изменении статуса жанра биографического очерка в современной периодической печати. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
— проследить, как трансформировалось отношение к индивидуальности и вместе с ним жанр биографии, начиная от античности и заканчивая настоящим временем;
— выявить основные вехи в развитии жанра и характерные черты биографических текстов каждого из ключевых периодов;
— определить черты сходства и различия между современными биографиями в журналах и жизнеописаниями прошедших времен, обозначив, где в нынешних текстах традиции, а где новаторство.
Методы исследования. Для достижения вышеуказанных задач мы применяли методы систематизации, дедукции, индукции, анализа, сравнения. Систематизация использовалась для обобщения существующих знаний о сущности и многообразии портретного очерка как жанра, а также об особенностях самого биографического метода, используемого в разных гуманитарных науках. Современные биографии анализировались и сравнивались с биографиями прошлых лет.
Эмпирическая база исследования. Для достижения цели исследования было изучено значительное количество биографических очерков и интервью в современной журнальной периодике и различные Интернет-ресурсы, посвященные биографическому методу и очерку. В процессе исследования автор диссертации провел собственное интервью с редактором журнала «Караван историй» — глянцевого издания, которое специализируется на биографиях.
Положения, выносимые на защиту.
— Интерес к биографии отдельного человека, к уникальности его личности достигает особенно высокого уровня на переломных этапах истории.
— Популярность биографических очерков возрастает во время перехода общества от тенденций коллективизма к тенденциям индивидуализма.
— В современной прессе наблюдается увеличение общего числа, биографических текстов и их неравномерное распределение по разным типам печатных изданий. Жизнеописаний сейчас много в книгах и журналах, а в газетах (особенно ежедневных) полноценные портретные очерки встречаются редко.
— Целостное, разностороннее изображение личности и динамики ее развития стало возможным благодаря достижениям психологии и других гуманитарных наук, а также использованию «биографического метода», который повысил достоверность биографий.
— На рынке периодической печати появились специализированные 1 издания, посвященные биографической тематике («биографические» журналы), героями которых становятся люди, известные широкой аудитории.
Несмотря на наличие во многих биографиях морально-психологической идеи, современные журнальные издания руководствуются в основном коммерческими интересами. Это может вести к излишней сенсационности в ущерб этическим нормам.
— Кроме развлекательной и познавательной функций биографические очерки выполняют также и функцию ценностно-ориентирующую. Поэтому требования к этической стороне подачи биографической информации в журналистике должны быть достаточно высоки.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что в ней обращается внимание на растущее количество журналов биографического направления, проводится их анализ, выявляются основные причины повышения в обществе интереса к индивидуальности, исследуется взаимосвязь тенденций «биографизма» в прошедшие исторические периоды с современным состоянием биографических текстов. Выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы при разработке учебных и научных материалов по типологии печати, публицистическим жанрам и смежным темам. Также результаты исследования могут применяться при создании учебных курсов, тренингов, лекций, связанных с вопросами изображения человеческой личности и ее жизненного пути. Кроме того, материалы диссертации могут быть полезны практикующим журналистам-биографам, для которых в данной работе даны методологические рекомендации.
Апробация исследования. Отдельные аспекты темы были освещены в ряде научных статей, некоторые тезисы диссертации также были представлены в виде докладов на международных и всероссийских конференциях. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ. Кроме того, часть результатов исследования была депонирована в ИНИОН РАН.
Основные положения исследования отражены в следующих научных публикациях:
1. Григорьева Л. М. Биографический метод в современных глянцевых журналах // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. -2010. -№ 4.
2. Григорьева Л. М. Расцвет биографической журналистики // Сборник материалов Международной научно-практической конференции 24−25 декабря 2009 «Современная журналистика: тенденции и особенности развития». — М.: ИГУ МО, 2010.
3. Григорьева Л. М. Использование биографического метода в современных журналах // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции — 2009 «Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ». — М., 2009.
4. Григорьева Л. М. Основные средства создания образа современника в журнальной периодике // Материалы докладов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». — М.: Изд-во МГУ, 2008.
5. Григорьева Л. М. Герои биографий в современных журналах // Материалы докладов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009». — М.: Изд-во МГУ, 2009.
6. Григорьева Л. М. Традиции Плутарха в современных биографиях // Материалы докладов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010». — М.: Изд-во МГУ, 2010.
7. Григорьева Л. М. Биографический очерк: возникновение и развитие жанра. — М., 2010. — Деп. в ИНИОН РАН 30.08.2010, № 60 908.
Общий объем авторских публикаций по теме исследования — 2,5 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Первая глава разделена на три параграфа, а вторая и третья главы включают в себя по два параграфа каждая.
выводы. Однако у журналиста есть право на отбор этих фактов, жизненного материала. Обозначив наиболее существенные, характерные моменты, найдя среди множества людей типичного героя, очеркист исследует и отображает их художественно-публицистическими средствами. Очеркист стремится понять, чем жил герой, что он говорил по тому или иному поводу, но, в отличие от автора художественного произведения, он не имеет права изложить поток сознания персонажа. В очерке мы видим внутреннюю жизнь 1 героя только через внешние проявления .
Говоря о достоверности очерка, стоит отметить, что жизнь ярких, влиятельных личностей, которыми обычно являются герои биографий, часто сопровождается мифами, легендами о них. Эти мифы, нередко созданные намеренно самим публичным человеком, становятся частью его жизни и могут многое сказать о его характере. Поэтому совсем отказываться от описания легенд и мифов об известных личностях в биографических очерках не стоит, однако необходимо четко отделять их от фактической информации. Современные качественные журналы обычно успешно справляются с этой задачей, сообщая читателям, что является мифом, а что соответствует реальности. К примеру, в биографии знаменитого парфюмера Ива Роше, опубликованной в журнале «Итоги"169, целый раздел посвящен мифам об.
168 Фомичева Е. Г. Автор и герой в очерке: приемы портретизацииДне. .канд. филол. наук: 10.01.10 / Санкт-Петербургский гос. ун-т. — СПб., 2003. С. 98. этом талантливом человеке, часть из которых он придумал о себе сам, чтобы поддерживать интерес к своей персоне.
В античности (в риторическом типе биографий) и в средневековье важную роль в характеристике человека, в строении его образа играло отношение к нему автора, его эмоциональная характеристика, которая обычно была ярко выраженной, преувеличенной. В эллинистических энкомиях и псогосах, как и в древнерусских житиях, было много экспрессии, психологической оценки событий. Современные авторы биографий гораздо спокойнее, сдержаннее в плане выражения чувств: они не поучают, а показывают факты из биографии героя, предоставляя читателю самому составить мнение о человеке. Прямая оценка героя дается редко, чаще биограф старается выразить свое отношение через построение материала, демонстрируя при этом ход своих мыслей, свои философские рассуждения. После прочтения жизнеописания в глянцевом журнале чаще всего остается ощущение уважения к герою, нередко и восхищения тем, как он преодолел множество трудностей и достиг самореализации и признания. Также у читателя может возникнуть и такая мысль, которую можно сформулировать словами актрисы Марины Зудиной: «С возрастом я поняла, что невозможно все просчитать и запланировать. Многое происходит независимо от нас. В.
170 жизни все гораздо сложнее и гораздо интереснее!" .
Чтобы отличаться от конкурентов и привлечь внимание читателей, авторы современных биографий стараются сделать свой текст необычным и запоминающимся. Для этого может использоваться нестандартная завязка, как в одном из материалов «Коллекции Каравана историй»:
Сквозь полуопущенные жалюзи пробивается слабый утренний свет. На часах шесть пятьдесят девять, и спустя минуту электронный будильник подаст сигнал, что пора. Пора снова жить. Поднять свое тело из-под одеяла, ногами нащупать тапочки, доплестись до ванной. Включить радио, поставить на плиту чайник. Обычная схема действий, которая внезапно перестала работать. В системе произошел сбой, и Эдриан Броуди больше не видит в ней смысла."171.
В упомянутом выше биографическом очерке о парфюмере Иве Роше в «Итогах» вступление выполнено в лучших традициях Плутарха: оно непринужденно подводит читателей к теме материала издали. В нем говорится о Бретани (регионе Франции, в котором родился Роше), об особенностях склада личности жителей этой местности, и только потом автор плавно переходит к рассказу о самом герое очерка.
Кроме традиционных выразительных средств, современные журналисты периодически обращаются к другим приемам. В одном из номеров журнала «Коллекция Каравана историй» были опубликованы воспоминания Киры Прошутинской о необычной и трагической любви ее двоюродной сестры к известному актеру, имя которого ни разу не называется в тексте. Вместо.
177 этого употребляется слово «маэстро» Читателям предлагается угадать, чья личность скрывается за этим «псевдонимом». Этот прием интригует и окружает героя ореолом загадочности и величия.
Материал в другом номере этого же журнала, повествующий о жизни актера Мэтта Дэймона, построен как детективная история с элементами.
171 Рыбинская Н. Эдриан Броуди: Охота на пианиста // Караван историй. — 2009. — № 4. — С. 44−45.
172 триллера. В нем переплетаются эпизоды из разных периодов жизни героя. Основная сюжетная линия — линия телефонного шантажа со стороны репортера, с которым Дэймон в свое время заключил сомнительную сделку. Теперь звонки репортера мучают актера и представляются как расплата за прошлые ошибки. Однако в конце материала Мэтт находит в себе силы простить себя за то, что однажды оступился, разорвать круг преследования и начать новую жизнь уже без страха.
Используют журналисты и достижения современной психологии, знания о специфике внутреннего мира человека. К примеру, в очерке о певице Бейонсе Ноулз рассказывается о том, как в детстве она, будучи очень стеснительной девочкой, вела себя во время пения и танца артистично и уверенно, как будто это была не она, а другой человек. В этом проявлялся ее дар творческого перевоплощения. «Несколько секунд Бейонсе стояла, скованная ужасом, но как только заиграла музыка, в ней словно рухнул какой-то барьер. «Я танцевала и понимала, что мое тело живет собственной жизнью. Как будто я уже не совсем я, — так Бейонсе описывала свой дебют, когда стала взрослой. — Это трудно объяснить, но я вдруг почувствовала, что во мне живет кто-то более сильный и смелый, чем я. И теперь эта другая личность вырвалась на волю"174.
Маленькая Бейонсе рассказала об этом школьному хореографу, и учительница ее успокоила, сказав, что в таком возрасте нормально иметь воображаемого друга. Они с педагогом даже дали имя этой «субличности» (так этот феномен называется в психологии) — Саша Фирс. Она была красивой, остроумной, обаятельной, то есть именно такой, какой хотела быть Бейонсе. С тех пор она не покидала девочку и появлялась каждый раз, когда.
См.: Андреева А. Идентификация демонов // Коллекция Каравана историй. — 2007. -№ 4.-С. 156−180.
174 Викторов А. Бейонсе Ноулз: «Мне хотелось провалиться сквозь землю» // Биография. -2009.-№ 3.-С. 16. она выступала перед публикой. В современной психологии нередко прибегают к этому приему в случаях, когда нужно справиться с излишней стеснительностью, скованностью и страхом.
Нередко в биографиях делается акцент на символичных, знаковых случаях жизни персонажа. Например, актриса Лидия Савченко-Филатова в рассказе о своей нелегкой семейной жизни с Леонидом Филатовым упоминает такой момент: «У нас была собачка, которую однажды привела в театр Марина Неелова. Мы с Леней взяли ее к себе и очень полюбили. Она жила с нами еще с общежития. Однажды она попала под машину, и я твердо.
175 поняла — мы точно разведемся". Не самое значительное событие (смерть общего домашнего питомца) дало толчок к принятию героиней важного решения.
Подсказки интуиции, моменты душевного просветления, понимания истины также отмечаются в современных жизнеописаниях, так как представляют большой интерес для читателей. Вот пример изображения такого эпизода:
Я переживала — для меня это был тяжелый удар, искала нового партнера, но понимала, что затея пустая: подготовиться к сезону, который начинался через месяц, я не успевала. Попыталась даже встать в пару с Жулиным, но он не подходил мне по росту. Я была в отчаянии. И вдруг однажды как будто кто-то шепнул мне: судьба не зря дает тебе паузу в спорте — это шанс родить ребенка"176.
Затрагиваются в биографических очерках и вопросы веры героев. Кому-то из известных людей, как актрисе Евгении Добровольской, ближе христианская религия:
Вера — большое подспорье, она дарит душе спасение и покой. Ломаешь над чем-нибудь голову день за днем, а батюшка произносит фразу, и понимаешьБог ты мой, как же просто! Раз говорю духовнику — мол, вот этого нету в моей жизни и того, только это есть. А он отвечает: «Так и этого не достойна». Я улыбнулась и вышла из храма просветленная и успокоенная"177.
Другие герои очерков суеверны: например бразильский миллиардер Эйке Батиста178 полагает, что между людскими жизнями и числами существует некая мистическая связь. Поэтому он выбрал своим детям имена, состоящие из четырех букв (число четыре в нумерологии означает силу и прочность). Еще одним счастливым числом Батиста считает 63: все его многомиллионные ставки на аукционах по покупке нефтяных лицензий кончались 63 центами.
При написании биографических очерков всегда стоит помнить, что кроме развлекательных и познавательных задач жизнеописания выполняют и существенную ценностно-ориентирующую функцию: они помогают людям в поисках смысла жизни и секретов успеха и счастья, показывают позитивные примеры преодоления сложных ситуаций. В связи с этим к этической стороне подачи материала должны предъявляться строгие требования. На журналистах-биографах во многом лежит ответственность за формирование у аудитории смысловых, ценностных ориентиров, поэтому в погоне за коммерческим успехом нельзя забывать о морально-нравственной направленности биографических материалов.
Добровольская Е. «Улыбнись, дура!» // Коллекция Каравана историй. — 2007. — № 4. — С. 108−109.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализируя биографические тексты разных исторических периодов, можно заметить, что отношение к феномену индивидуальности и изображение человека и его жизни менялось в зависимости от социально-политических условий, однако общий интерес к отдельной личности в большей или меньшей степени присутствовал всегда. Биографический очерк распространен и популярен, он обладает большим потенциалом влияния на читательскую аудиторию. Несмотря на то, что в целом этот жанр разносторонне изучен, единого взгляда на специфику очерка нет до сих пор. Во многом это связано с тем, что его природа очень сложна. Этот жанр художественной публицистики имеет синтетический характер, объединяя в себе черты искусства и науки. «Именно благодаря синтезу художественных и научных методов отображения действительности становится возможным комплексное рассмотрение человеческого мира. Не случайно очерк выделяют в особую отрасль «человекознания""179.
Очерк призван чутко реагировать на изменения жизни и демонстрировать новые тенденции развития общества с помощью различных образных средств. И хотя жизненные перемены и проблемы времени ярче всего отражаются в проблемных очерках, портретный очерк, как мы видели, также может дать ценнейшую информацию о состоянии социума, его ценностях. Таким образом, можно констатировать, что статус и особенности биографического очерка в письменной культуре определенного исторического периода зависят от отношения общества к феномену индивидуальности в целом.
179 Ким М. Н. Жанры современной журналистики. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2004. С. 203.
Сейчас многие журналистские материалы сосредоточены на частной жизни отдельных людей, и биографические тексты пользуются особенным успехом у читателей. Из этого мы сделали вывод, что в современном обществе тенденции индивидуализма преобладают над тенденциями коллективизма. Сегодняшняя ситуация похожа на ту, которая сложилась после перехода Древней Греции от полисной системы к эллинистической государственности, когда Плутарх заявил о себе принципиально новым типом жизнеописаний, основанном на цельной психологической характеристике великих людей и на их моральной оценке.
Нечто подобное произошло и в древнерусской литературе ХУТ-ХУП веков, когда обществом была осознана сложность и противоречивость человеческого характера, признана непосредственная ценность личности, что вело к разрушению средневековой идеализации, искусственности и обобщенности изображения человека. В то время изменились представления об истории и об исторической личности: если до XVI в. в летописях и в исторических повестях князья изображались только потому, что они вершили историю, то в XVI в. возникает самостоятельный интерес к индивидуальной судьбе исторического лица. И этот интерес был настолько силен, что уже не человек воспринимался как часть истории, а история воспринималась как часть жизни выдающегося человека.
Во всех этих случаях наблюдается «расцвет» биографического очерка. Эти наблюдения дают основания говорить о цикличности развития общества и его ценностных ориентиров, в том числе отношения к отдельно взятому человеку. Однако, как известно, история движется не по кругу, а по спирали. Поэтому каждое новое повышение интереса к индивидуальности сопровождается не только количественным ростом числа биографических материалов, но и их качественными изменениями.
До XIX века жизнеописания считались (а зачастую и были) недостаточно надежными, недостоверными источниками информации. А в XIX веке статус биографий изменился, возникла новая концепция изображения личности, характеризовавшаяся в первую очередь сближением биографий с наукой и возникновением понятия «биографический метод», который стал активно использоваться в разных областях гуманитарного знания.
В современной газетной периодике полноценных биографий и портретов очень мало. Потребность читателей в информации о жизни какого-либо человека удовлетворяется в этом случае с помощью биографических справок, зарисовок или интервью. Портретные очерки переместились в журналы. Можно выделить две основных модели биографического очерка в современной журнальной периодике, которые связаны с двумя основными типами прессы: деловой и развлекательной.
Первая модель периодически встречается в еженедельных общественно-политических журналах, таких как «Итоги», «Огонек», «Русский репортер», The New Times («Новое время»). В некоторых из них («Итоги», «Русский репортер») есть специальные рубрики, посвященные развернутым портретам влиятельных личностей. В других журналах (например, в «Огоньке») подобной рубрики нет, но портретные очерки можно увидеть нередко. Героями биографий в названных изданиях становятся крупные политики, бизнесмены и другие богатые и влиятельные люди. Появление историй их жизни обычно связано с каким-либо информационным поводом. В портретных очерках деловых изданий акцент делается на профессии героя, его социальной активности, личной жизни персонажей уделяется гораздо меньше внимания.
Вторая модель биографического очерка представлена в развлекательной прессе. Примечателен тот факт, что за последние 12 лет на рынке российской периодической печати появилась группа глянцевых журналов, имеющих целый ряд общих признаков. К этим признакам, прежде всего, относятся:
— биографическая тематика (основным предметом описания является жизненный путь человека, динамически развивающая история героя);
— целевая аудитория (это журналы для всей семьи, но в большей степени ориентированные на женщин);
— политика в выборе героев (ими чаще всего становятся «звезды» шоу-бизнеса или другие влиятельные персоны);
— периодичность (эти издания выходят ежемесячно).
Так как подобные журналы обладают множеством схожих характеристик, их можно объединить в отдельный новый тип «биографических» журналов. Наличие этой группы изданий свидетельствует о том, что внимание к индивидуальности в современном обществе находится на достаточно высоком уровне.
Биографическая тематика имеет высокий познавательный и ценностно-ориентирующий потенциал. Однако упорная сосредоточенность на успешных и влиятельных героях делает современные журналы биографического направления довольно однообразными. На рынке печатных СМИ ощущается недостаток биографического издания, которое было бы посвящено не богатым и знаменитым, а «обычным» людям с разными судьбами, опыт которых был бы интересен и поучителен для читателей.
В современных биографических очерках есть черты сходства с самыми ранними образцами жанра. У традиционной эллинистической биографии они заимствовали развлекательные и познавательные цели и любопытство к нетипичным, противоречащим общественным нормам формам поведения. От плутарховских жизнеописаний в очерки наших дней перешло наличие какого-либо психологического тезиса, «урока», параллельная структура биографий (она нечасто, но встречается в «биографических» журналах), а также нестандартные вступления и другие приемы, привлекающие внимание читателей. Таким образом, античные жизнеописания заложили в этот жанр очень важные традиции, которые сохраняются до сих пор.
Конечно, в сегодняшних биографиях есть и уникальные, свойственные только настоящему времени особенности. Благодаря развитию психологии и других наук, у биографов появилось больше средств для изображения человека и его жизни. Авторы современных биографических очерков стараются по возможности создать целостный образ героя, вникнуть в суть характера человека во всей его противоречивости, проследить путь развития личности. Но при этом нельзя не заметить нацеленность многих изданий на коммерческую выгоду, что влечет за собой упомянутое выше однообразие в выборе героев, а иногда и неумеренное стремление к сенсационности. Здесь как в зеркале отражаются широкие общественные тенденции: в современном мире во главу угла часто ставятся материальные ценности, а моральные нормы нередко отходят на второй план.
По сравнению с античной полисной гражданственностью, духовным диктатом церкви в средние века и коммунистической идеологией советского времени, сейчас человек больше предоставлен самому себе в мировоззренческом плане, ему приходится самому определять жизненные ориентиры, и это еще одна из причин массового обращения к феномену индивидуальности. Знакомясь с подробностями жизни богатых и знаменитых, тех, кто достиг успеха в современных условиях, читатель пытается понять ценности сегодняшнего общества, узнать критерии благополучия и способы его достижения. В связи с этим жизнеописания в журнальной периодике нашего времени выполняют еще и существенную ценностно-ориентирующую функцию. Это повышает ответственность журналистов-биографов за моральную сторону их работы и соответственно увеличивает требования к ней.
Список литературы
- Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. — М.: Наука, 1973.
- Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука-классика, 2008.
- Барманкулов М. К. Познать современника (очерк в газете, на телевидении, радио, в документальном кино). Алма-Ата: Казахстан, 1985.
- Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
- Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.
- П.Беневоленская Т. А. Портрет современника: очерк в газете. М.: Мысль, 1983.
- Биографический метод в социологии: история, методология, практика/под ред. Мещеркиной Е. Ю., Семеновой В. В. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.
- Биографический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2001.
- Винокур Г. О. Биография и культура. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
- Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1971,
- Добин Е. С. Герой. Сюжет. Деталь. М., Л.: Сов. писатель, 1962.
- Есин Б. И. История русской журналистики (1703−1917): Учеб.-метод. комплект: Учеб. пособие. Хрестоматия. Темы курсовых работ: Для студентов-журналистов и филологов. М.: Флинта, 2001.
- Есин Б. И. Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702−2002). М.: Изд-во МГУ, 2002.
- Журбина Е. И. Искусство очерка. -М., 1957.
- Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
- Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Астрель: ACT, 2003.
- Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры авторского журналистского творчества в современных российских СМИ. М., 2010.
- Левидов А. М. Автор образ — читатель. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.
- Майер В. Газетный практикум. Мюнхен, 1985.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, Мир и Образование, 2008.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. М.: Наука, 1994.
- Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Прохоров Е. П. Искусство публицистики. М., 1984.
- Современный толковый словарь русского языка. М., 2004.
- Соловьев Г. Е. Биографический метод в деятельности социального педагога и социального работника. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2002.
- Соловьев Г. Е. Личность, биография, судьба (методики биографического исследования личности). Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2002.
- Стилистика газетных жанров/под ред. Розенталя Д. Э. М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 2000.
- Типология периодической печати/под ред. Шкондина М. В., Реснянской Л. Л. М.: Аспект Пресс, 2007.
- Ученова В. В., Шомова С. А. Полифония текстов в культуре. М.: Омега-Л, 2003.
- Ученова В. В. От вековых корней: Становление публицистики в русской культуре. М.: Сов. Россия, 1985.
- Черепахов М. С. Работа над очерком. М., 1966.
- Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста. М.: Мысль, 1984.1. Диссертации
- Фомичева Е.Г. Автор и герой в очерке: приемы портретизации- Дис. .канд. филол. наук: 10.01.10 / Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб., 2003.1. Авторефераты диссертаций
- Березкина О. П. Портретный очерк в журнале: социолингвистический аспект («Юность» 1955−1989): Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.10/Л., 1990.
- Валевский А. Л. Методологические основания биографии: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.01 / Киев, 1990.
- Караван историй. 2009. — № 4.
- Коллекция Караван историй. 2008. — № 4.
- Коллекция Караван историй. 2009. — № 1.13. Story.-2007. -№ 1.14. Story.-2009.-№ 10.15. Story.-2010. № 21. Статьи
- Алексеева E. Трагикомедия с элементами фарса // Биография. -2008. № 2.
- Андреева А. Идентификация демонов // Коллекция Каравана историй. 2007. — № 4.
- Архангельский А. Обрист будущего // Огонек. 2010. — № 30. Чернов В. Итак, мы начинаем. // Story. — 2007. — № 1.
- Боссарт А. В присутствии любви и смерти // Story. 2007. — № 1.
- Быков Д. Мифический Депп // Story. 2009. — № 10.
- Викторов А. «Зовите меня Жемчужина» // Биография. 2009. — № 1.
- Викторов А. «Мне хотелось провалиться сквозь землю» // Биография. 2009. — № 3.
- Викторов А. «Я хочу вас навечно» // Биография. 2009. — № 3.
- Добровольская Е. «Улыбнись, дура!» // Коллекция Каравана историй. 2007. — № 4.
- Зайчик И. Лидия Савченко-Филатова: «Моя жизнь с Леней была мучительна, но и прекрасна» // Караван историй. 2009. — № 4.11.3ельцер М. Марина Зудина: «Будущее мне приснилось в десятом классе» // Имена. 2007. — № 6.
- Зимин Н. Киндл-сюрприз // Итоги. 2010. — № 35.
- Зимин Н. В ритме самбы // Итоги. 2010. — № 15.
- Измайлова М. Королевское лакомство // Story. 2007. — № 1.
- Кравченко И. Долгая короткая любовь // Story. 2010. — № 2.
- Кравченко И. За Далем Даль // Story. — 2009. — № 10.
- Кузьменко Е. Гений или обманщик? // Story. 2007. — № 1.
- Маслова В. Женщина до кончиков ногтей // Имена. 2007. — № 8.
- Навка Т. Мой жаркий лед // Коллекция Каравана историй. 2007. -№ 4.
- Опимах И. «Последняя роза вчерашнего дня» // Биография. 2008. -№ 2.
- Привалов К. Антигламур // Итоги. 2010. — № 3.
- Прошутинская К. Рассказать о Маэстро // Коллекция Каравана историй. 2009. — № 1.
- Рудницкая Н. Мисс изобретательность // Биография. 2009. — № 3.
- Рыбинская Н. Эдриан Броуди: Охота на пианиста // Караван историй. 2009. — № 4.
- Смирнова С. Последний шанс клана Кеннеди // Story. 2009. — № 10.
- Тертычный А. А. Через призму биографии // Журналист. 2006. -№ 8.
- Тимофеева О. «Дон Кихот щенок по сравнению с нами» // Русский репортер. — 2010.-№ 8.
- Филатов С. Анна кузнец своего несчастья // Story. — 2007. — № 1.
- Чаплыгина М. Он идет по жизни смеясь // Story. 2010. — № 2.
- Шостак М. И. Набросок портрета пером журналиста // Журналист. -1998. № 4.
- Эрлихман В. Красота по-итальянски // Биография. 2009. — № 3.
- Эрлихман В. «Моя жизнь изумляющий роман» // Биография. -2008. — № 2.
- Эрлихман В. Святая грешница // Биография. 2008. — № 12.
- Якубович JI. Древо чудес // Коллекция Каравана историй. 2007. -№ 4.
- Сборники (научные периодические издания)
- Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. № 5. Специальный выпуск: Историческая биография и персональная история. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
- Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010.1. Интернет-ресурсы
- Биографический жанр. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/620 340
- Лотман Ю. М. Биография — живое лицо. Режим доступа: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/LOTMAN/BIOGRAPHY.HTМ
- Журбина Е. И. Искусство очерка (Избранные главы). Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/lib/zhurbinasketch.htm
- О журналах. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article041232.html
- О журналах «Караван историй» и «Коллекция Караван историй». -Режим доступа: http://www.7days.ru/www.nsf/All/ Index. html
- О журнале «Биография». Режим доступа: http://www.mega-press.ru/item.2604.html
- О журнале «Имена». Режим доступа: http://www.burda.ru/Magazine/Imena.aspx
- О журнале «Интервью». Режим доступа: http://media-atlas.ru/editions/? a=view&id=:6680
- Политический журнал РАКУРС — Житийный жанр. — Режим доступа: http://wvw.politjournal.ru/index.php?action=:Articles&-dirid=57&-tek=34 94&issue=102
- Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/History/Svet/index.php
- Story Письмо главного редактора. — Режим доступа: http://story.rU/content/view/l/12/lang.ru/
- Биография / Словари и энциклопедии на Академике. Режим дocтyпa: http://dic.academic.ru/dic.nsf/encculture/244/%D0%91%D0% 98%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%A4%D0%98%D0%AF1. Собственные интервью
- Ушакова Ю. (Редактор журнала «Караван историй») // Расшифровка собственного интервью автора диссертации. М., 2010.