Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение экономической эффективности промышленного предприятия на основе совершенствования маркетинговой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление промышленным предприятием является сложным возобновляемым процессом, результаты которого зависят от множества взаимосвязанных элементов — это получение информации, анализ ситуации, принятие решений, коммуникации, лидерство, мотивация, измерение и контроль. Получение информации и принятие решений являются факторами, определяющими эффективное управление промышленным предприятием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы и проблемы оценки эффективности деятельности промышленного предприятия
    • 1. 1. Анализ существующих методов оценки эффективности деятельности промышленного предприятия
    • 1. 2. Методы оценки эффективности деятельности промышленного предприятия на основе системы внутрифирменного маркетинга
  • Глава 2. Разработка метода оценки эффективности деятельности промышленного предприятия на основе анализа системы внутриорганизационного маркетинга
    • 2. 1. Методический инструментарий оценки взаимодействия промышленного предприятия с целевыми потребителями
    • 2. 2. Оценка эффективности деятельности промышленного предприятия на основе анализа системы внутрифирменного маркетинга
    • 2. 3. Обоснование рыночной стратегии промышленного предприятия на основе оценки эффективности внутрифирменного маркетинга
  • Глава 3. Реализация метода оценки эффективности деятельности промышленного предприятия на основе анализа системы внутриорганизационного маркетинга (на примере станкостроительных 115 предприятий)
    • 3. 1. Характеристика предприятий станкостроительной отрасли промышленности Самарской области
    • 3. 2. Реализация управления деятельностью предприятия с учетом аддитивного маркетингового потенциала
  • Заключение^
  • Список использованной литературы

Повышение экономической эффективности промышленного предприятия на основе совершенствования маркетинговой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Повышение эффективности производства — одна из основных задач экономического развития России на современном этапе. Необходимой предпосылкой ее решения является совершенствование систем управления, в первую очередь — за счет повышения уровня их организации и эффективности деятельности.

Мировой экономический кризис 2008 года, несомненно, повлиял на деятельность практически всех промышленных предприятий России. Это отразилось, прежде всего, на основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, таких как прибыль, рентабельность, валовая выручка, объем реализованной продукции и т. п. В силу сложившейся на рынках ситуации, менеджмент компаний столкнулся с трудностями реализации продукции и проблемами поиска новых рынков сбыта. Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях значительно возрастает роль маркетинговой деятельности в повышении эффективности и конкурентоспособности промышленного предприятия на основе научно обоснованной методики оценки.

Неопределенность макроокружения предприятия предопределяет тот факт, что решения, связанные с реализацией товаров и услуг промышленных предприятий, становятся сегодня одной из самых сложных задач управленческой деятельности, оказывающей существенное влияние и на другие сферы деятельности любого предприятия.

Взаимодействуя с потребителем в посткризисных экономических условиях, организация сталкивается с противоречием: с одной стороны, любое предприятие стремится к получению максимальной прибыли за счет своих клиентов, с другой — потребители вынуждают предприятие тратить все больше средств на удовлетворение своих растущих запросов. Разрешить данное противоречие можно, научившись управлять взаимоотношениями с потребителем, ориентируясь на мировой опыт взаимодействия и приемы, используемые лидерами отрасли в этом направлении. Однако управлять можно лишь тем, что поддается измерению, в силу чего необходимо иметь сравнительную оценку эффективности взаимодействия предприятия с потребителем.

Отсутствие единой системы показателей создает проблему объективности сравнительной оценки экономической эффективности работы предприятий. Для решения данной проблемы необходимо определить систему ключевых показателей маркетинговой деятельности, которые позволяли бы реалистично охарактеризовать эффективность работы любого промышленного предприятия. Это и определило направленность диссертационного исследования, в котором рассматривается и решается комплекс вопросов по совершенствованию системы показателей оценки экономической эффективности промышленных предприятий в современных условиях.

Степень разработанности научной проблемы. Методология и методика исследования основывались на современных теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, практическом опыте управления ведущих специалистов в области теории анализа, стратегического управления организацией, теории и практики эффективного управления маркетинговой деятельностью, оценки бизнеса.

Вопросы анализа и оценки экономической эффективности деятельности промышленных предприятий рассмотрены в трудах М. И. Баканова, М. Н. Берковича, В. М. Быкова, О. С. Виханского, П. Л. Виленского, А. П. Жабина, Б. А. Колотилина, И. В. Косяковой, A.A. Прохоренко, М. И. Римера, Г. В. Савицкой, Б. Я. Татарских, P.A. Фатхутдинова, В. В. Царева, А. Д. Шеремета.

Известны фундаментальные работы, в которых исследовались обозначенные проблемы таких ученых, как И. Ансофф, Г. Л. Багиев, И. А. Бланк, Б. Берман, Е. П. Голубков, В. А. Гончарук, А. П. Градов, В. В. Григорьев, Дж.М. Джордж, Е. Дихтиль, П. Дойль, П. Друкер, О. В. Ефимова, Г. Б. Клейнер, Т. Коупленд, Ф. Котлер, Г. Д. Крылова, Ж. Ж. Ламбен, Э. Майер, М. Мак-Дональд,.

Э.А. Маркарьян, E.B. Негашев, Т. Питере, М. Портер, ЕС. Стоянова, В. И. Стражев, A.A. Томпсон, Дж. Фридман, X. Хершген, Дж. Эванс и ряд других.

Анализу и оценке эффективности взаимодействия предприятий с потребителями посвящены труды таких авторов, как А. Г. Аганбегян, Д. Благоев, Е. В. Волкодавова, А. И. Гинзбург, Т. П. Данько, В. В. Ковалев, А. Костерин, Э. М. Короткое, Д. Нортон, Е. В. Попов, JI.B. Семеркова, М. И. Соколова, Н. Д. Эриашвили.

Тем не менее, несмотря на многообразие подходов, отсутствует единство в выборе, показателей, характеризующих эффективность промышленного предприятия на основе оценки маркетинговой деятельности.

Ряд показателей, используемых в настоящее время для оценки эффективности маркетинговой деятельности промышленного5 предприятия (изменение объемов продаж, количество заключенных договоров, и др.), потеряли свою актуальность. Это? связано, прежде всего, с изменениями целей функционирования предприятий' в условиях рыночной! экономики.-При этом"на эффективность промышленного предприятия стали существенно влиять нематериальные активы (сильные бренды, обладание передовыми технологиями* имидж фирмы) и качественные факторы (знания и опыт ключевых сотрудниковсистема мотивации и т. п.).

Существует., реальная? необходимость расширения направлений исследований по проблеме выбора системы показателей, комплексно характеризующих экономическую эффективность взаимодействия промышленного предприятия с потребителем, и методов их оценки. Это и определило тему диссертационной работы и направленность диссертационных исследований.

Область исследования — исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: п. 15 «Экономика, организация? и управление предприятиями, отраслями, комплексами» (промышленность, а именно: п.п.15.1. «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями промышленности», п.п.15.15. «Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства») — п. 3 «Маркетинг» (п.п.3.5 — «Внутриорганизационный маркетинг и его влияние на конечные результаты деятельности организации»).

Целью диссертационного исследования являются развитие теоретических положений и разработка методов повышения экономической эффективности промышленного предприятия на основе совершенствования маркетинговой деятельности.

Для реализации этой цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи: проанализировать и уточнить понятийный аппарат, используемый при проведении оценки экономической эффективности функционирования промышленного предприятия в рыночных условияхвыявить и ранжировать направления повышения эффективности деятельности промышленного предприятия за счет реализации элементов маркетингового потенциалапредложить методический подход к выявлению производственно-сбытовых функций, оказывающих существенное влияние на изменение эффективности деятельности промышленного предприятия на основе разработанных критериев оценки реализации маркетингового потенциаларазработать матрицу планирования рыночной стратегии с учетом увеличения объема реализации с целью повышения экономической эффективности промышленного предприятияразработать структурно-логическую модель формирования стратегий повышения экономической эффективности деятельности промышленного предприятия.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе функционирования промышленных предприятий в условиях рыночной экономики, связанных с повышением эффективности их деятельности.

Объектом исследования являются промышленные предприятия РФ.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический подход к изучению экономических явлений и процессов на базе использования общей концепции формирования рыночной экономики, научных трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области теории оценки эффективности функционирования промышленного предприятия в условиях рыночных отношений.

В качестве специальных инструментов исследования в диссертации использовались методы экономического анализа, логического и сравнительного анализа и содержательной экономической интерпретации полученных результатов.

Информационной базой исследования служат законы, постановления и указы Правительства РФ, исследования ведущих российских и зарубежных экономистов, статистические данные, публикации в печати, а также аналитические и отчетные материалы экономических служб ряда промышленных предприятий за 2003; 2009 гг. Обработка исходной информации проводилась с использованием современных средств вычислительной техники с применением пакетов прикладных программ Microsoft Word, Excel.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Уточнен понятийный аппарат, используемый при проведении оценки экономической эффективности функционирования промышленного предприятия в рыночных условиях. Уточнено содержание понятия «экономическая эффективность предприятия" — введен новый показатель «аддитивный маркетинговый потенциал», являющийся основой стратегического и операционного управления эффективностью деятельности предприятия в рыночных условиях.

2. Выявлены и ранжированы направления повышения эффективности деятельности промышленного предприятия за счет реализации элементов маркетингового потенциала.

3. Предложен методический подход к выявлению производственно-сбытовых функций, оказывающих существенное влияние на изменение эффективности деятельности промышленного предприятия на основе разработанных критериев оценки структурных составляющих элементов маркетингового потенциала.

4. Разработана матрица планирования рыночной стратегии с учетом увеличения объема реализации с целью повышения экономической эффективности промышленного предприятия.

5. Разработана структурно-логическая модель формирования стратегии повышения экономической эффективности деятельности промышленного предприятия.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации теоретические разработки и рекомендации прикладного характера могут быть использованы (и уже используются) в практике работы отечественных промышленных предприятий для проведения всесторонней и глубокой оценки результатов их деятельности. Предложенные методические подходы оценки эффективности функционирования предприятия могут быть использованы аналитическими группами, отделами крупных компаний, холдингов для проведения исследований с целью осуществления контроля.

В диссертационной работе теоретические и практические разработки обеспечивают развитие исследований в данной сфере, а также могут быть использованы при анализе других компонентов системы маркетинга предприятия в качестве методологической базы, являющейся основой для решения вопросов, возникающих при анализе деятельности организаций станкостроительной отрасли.

Материалы диссертации можно использовать в учебных курсах, в процессе повышения квалификации специалистов промышленных предприятий (подготовка кадрового резерва). ,.

Апробациярезультатов исследованияРеализация основных теоретических и методических положений, выводов, и рекомендаций, сформулированных в диссертации, была осуществлена в ходе научно-практических исследований и работ, выполненных в 2007;2010 гг. на ряде отечественных промышленных предприятийв том числе в Самарской области (РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ООО «Венто», ООО «Триумф», ООО «Сеалко»), ООО «Петробел» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Промизоляция» (г. Нижний Новгород) — что подтверждается актами о внедрении.

Материалы диссертации' используются в учебном процессе по курсам «Экономика предприятия», «Планирование на предприятии» в Самарском государственном техническом университете и «Управление маркетингом»? в Поволжском институте бизнеса.

Полученные в ходе исследования.- результаты нашли отражение в материалах международных, всероссийских й межрегиональных научно-практических конференций в Самаре, Санкт-Петербурге, Барнауле.

По теме диссертации автором опубликовано 30 работ, общим объемом 27,09 печл., авторский. вклад — 20 печ. л. Издано учебное пособие «Маркетинг» — 12,79 п.л. с ¡-рифом УМО по специальности «Ан тикризисное управление».

Состав иструктура работы. Диссертация объемом 164 страницы основного текста состоит из введения, трех главзаключения, библиографического спискавключающего 152 источника. Основной текст содержит 19 рисунков, и 22 таблицы, обусловленные, целью, и задачами исследования:. — •.

Заключение

.

Управление промышленным предприятием является сложным возобновляемым процессом, результаты которого зависят от множества взаимосвязанных элементов — это получение информации, анализ ситуации, принятие решений, коммуникации, лидерство, мотивация, измерение и контроль. Получение информации и принятие решений являются факторами, определяющими эффективное управление промышленным предприятием. Информация о внешней среде обеспечивается за счет постоянного, проводимого как собственными силами, так и силами сторонних организаций мониторинга, дающего возможность принятия адаптивных управленческих решений с использованием маркетинговых технологий. Таким образом, результаты взаимодействия предприятия с потребителем являются неотъемлемой частью процесса формирования принимаемых стратегий.

Руководители отечественных предприятий осознали необходимость использования маркетинговых технологий, но в силу ряда причин не могут оптимально реализовать необходимый (для конкретного предприятия — свой индивидуальный набор) инструментарий современного маркетинга. Именно на базе управления маркетингом, являющимся инструментом эффективного управления, предприятие может добиться реализации своих стратегических целей и тем самым не только повысить уровень своей конкурентоспособности, но и экономики страны в целом. Именно такой подход позволяет предприятию не только менее болезненно реагировать на происходящие конъюнктурные изменения внешней среды, но и целенаправленно воздействовать на них.

В настоящее время скорость изменений внешней среды функционирующего предприятия значительно возросла. Этому способствовали приход новых информационных технологий, глобализация экономических процессов, приоритетная ориентация деятельности хозяйствующих субъектов на стратегические перспективы развития и прочее.

Определяющим моментом эффективного управления в таких условиях будет способность своевременной адаптации менеджмента предприятия к быстро меняющейся рыночной обстановке. Инструментом такого реагирования является маркетинговый подход к управлению производственно-коммерческой деятельностью предприятия, успешно используемый в практике развитых стран.

В обеспечении реальных возможностей повышения эффективности управления промышленным предприятием особую роль занимает комплекс маркетинга, поэтому на основе оценки эффективности маркетинговой деятельности можно формировать адаптивные стратегические и оперативные управленческие решения. Отправной точкой в измерении эффективности маркетинговой деятельности являются анализ рыночных возможностей и анализ результатов маркетинговой деятельности на предприятии. На основе оценки эффективности маркетинговой деятельности возможно дать заключение об эффективности управления предприятием в целом.

Теоретические исследования и хозяйственная практика наглядно доказывают губительность для отечественной экономики сопротивления прогрессивным изменениям, пассивного ожидания лучшего будущего, рутинного труда по шаблонам. Назрела необходимость кардинальной и масштабной социально-экономической перестройки ведения дел, не имеющей прецедентов, но отвечающей духу времени, прогресса и рынка. Необходимость стратегического планирования и принятия адекватных управленческих решений для повышения эффективности хозяйствования создает предпосылки и обусловливает актуальность разработки методики оценки маркетинговой деятельности промышленных предприятий.

Анализ предлагаемых на практике и в теории методик показал, что зачастую определяется не эффективность маркетинговой деятельности в целом (комплекса маркетинга), а эффективность отдельных элементов комплекса маркетинга (компонентов маркетинговой деятельности): реклама, сбыт, кадры, поставки и др. На основе выполненных исследований разработаны методические основы оценки эффективности маркетинговой деятельности промышленного предприятия с использованием критериального и интегрального подходов. В качестве количественных критериев оценки эффективности маркетинговой деятельности используются характеристики маркетингового потенциала предприятия, к числу которых относятся: потенциал маркетинговой информационной системы, потенциал маркетинговых исследований, потенциал работы с целевыми группами (сегментация), потенциал товарной политики предприятия, потенциал ценовой политики предприятия, потенциал сбытовой политики предприятия, потенциал политики продвижения продукции предприятия, потенциал имиджевой политики предприятия, затраты на маркетинг.

Количественная оценка эффективности маркетинговой деятельности формируется на основе расчета агрегированного показателя, характеризующего оценку потенциала маркетинговой деятельности с одной стороны и оценку изменения объемов реализации товаров и услуг — с другой. Первая составляющая рассчитывается как сумма отдельных элементов, определяющих основные компоненты маркетинговой деятельности предприятия, состав и удельный вес которых были уточнены и скорректированы по результатам выполненных автором исследований с использованием экспертных оценок, анкетирования и глубинного интервью руководителей промышленных предприятий, специалистов, научных работников. Вторая составляющая формируется на основе внутренней вторичной информации предприятия.

Существующие методики оценки эффективности маркетинговой деятельности не позволяют в полной мере учесть ключевые факторы маркетинговой деятельности предприятия и имеют ограничительный характер применения. Предложенная в диссертации методика оценки эффективности маркетинговой деятельности предприятия носит комплексный характер, позволяет количественно оценить уровень использования маркетингового инструментария конкурирующих хозяйственных субъектов, выявить степень превосходства и факторы, ее обеспечивающие. Разработанная в диссертации методика определения эффективности маркетинговой деятельности позволяет не только анализировать текущие или прошлые результаты, но и дает возможность формировать стратегию рыночного поведения предприятия. Тем самым обеспечивается повышение эффективности управления промышленным предприятием в целом.

Для комплексной оценки рыночных перспектив развития хозяйствующего субъекта предлагается использовать матричный подход, с помощью которого можно охарактеризовать стратегическое положение предприятия. Данный метод анализа позволяет сформировать на основе оценки эффективности маркетинговой деятельности стратегическую линию рыночного поведения предприятия.

Апробация предложенной в диссертации методики подтверждается соответствующими расчетами и практическими рекомендациями, получившими одобрение в ходе теоретических обсуждений на конференциях и практической реализации на ряде промышленных предприятий Самарской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Приказ Минэкономики РФ «Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)» от 1.10.97 г.
  2. О защите прав потребителей. Закон РФ от 7 февраля 1992 г.
  3. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РФ от 22 марта 1991 г.
  4. В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
  5. Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000. -256 с.
  6. Р. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 1985.
  7. В.А. Маркетинг: Краткий курс.- М.: НТК «Дашков и К», 2005.
  8. М. Условия эффективности в экономике: Пер. с фр.-М.: Научн. изд. центр «Наука для общества», 1988.-299 с.
  9. A.B., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2002. — 364с.
  10. П.Ф. Применение метода главных компонент в практических исследованиях // Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях. — М.: Наука, 1974.
  11. И. Стратегический менеджмент: Сокр. Пер. с англ./ Питер. М.: Экономика, 2009. — 344 с.
  12. Г. Д., Иванова О. П. Как сформировать эффективные интегрированные компании в промышленности России? // ЭКО. 2002. -№ 12.-С. 106−111.
  13. В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка СПб.: Питер, 2006. — 270 с.
  14. Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: ИНФРА-М, 2001.
  15. Г. В. Управление фактор развития: размышления об управленческой деятельности. — М: Экономика, 2002.-576 с.
  16. Г. Л., Сайед-Мохамед Н., Юлдашева О. У. Промышленный маркетинг. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  17. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. Учебник для ВУЗов. Под общ. ред. Г. Л. Багиева.- М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“, 1999. -703 с.
  18. А.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М: Финансы и статистика, 2ООО. 416с.
  19. М.И. и др. Экономический анализ. Теория, история, современное состояние, перспективы. М.: Финансы, 1976. 264 с.
  20. A.B. Занимательное медиапланирование. М.: РИП-холдинг, 2004.- 104 с.
  21. И.Т. Анализ и планирование хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1994. — 80 с.
  22. И.Т., Степанов В. Н., Эйбшиц Е. В. Анализ расчета рентабельности продукции // Бухгалтерский учет. 1996. — № 3- С.30−34.
  23. И.Т. Риск менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1998. -104 с.
  24. И.Т. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2000.- 384 с.
  25. ИТ. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. И доп. м.: Финансы и статистика, 2005. — 528 с.
  26. Э. Темпы промышленного производства: оценки и прогноз // Экономист. 2002. — № 11. — С. 28−32.
  27. СБ. Анализ финансового состояния промышленных предприятий // Деньги и кредит. -1991. № 11.- С.32−34.
  28. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2006.-260с.: табл.- (Высш.образование).
  29. Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2005.-218 е.: табл.- (Высш.образование).
  30. А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. 2002. — № 4.- С. 28−31.
  31. Н.И. Технологии безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку: Учеб. практ.пособие. — М.: ЮристЪ, 2002.
  32. С.М. Прибыль и психология. М.: МЦФЭР, 2003. — 368 с.
  33. С.Н. Маркетинг: Учеб. пособие/ С. Н. Белоусова, А. Г. Белоусов. 3-е изд., доп. и перераб. — Ростов-на-Дону: Феникс: Москов.учеб., 2005.
  34. Л. П. Федотова М.А. Реструктуризация предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-399с.
  35. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  36. Т.Е. Основы маркетинга: Практикум: (Учеб. пособие)/ Т. Е. Березкина, O.A. Березкина. — М.: Высш.шк., 2006.
  37. М.Н., Беркович И. Г. Экономическая оценка инвестиций: Учебник. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса. -Самара, 2007.
  38. Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с англ. Под ред. С. Г. Божук. СПб: Питер, 2001.- 864 с.
  39. Берталанфи фон Л. Общая теория систем — критический обзор. Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969.
  40. К. Бизнес-разведка: Внедрение передовых технологий: Пер. с англ./ Б. Кристофер, Инглиш М.- Под ред. Б. Л. Резниченко. М. — СПб: Вершина, 2006.
  41. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е. Изд. М.: Сов. энциклопедия, 1978.- Т. 29.- 640 с, Т.ЗО.- 632 с.
  42. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. Энциклопедия, 1991.- Т. 2.- 768 с.
  43. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. А. Н. Азрилияна. М.: Правовая культура, 1994. — 528 с.
  44. Брю С., Макконнелл. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. 11 го изд. — М.: Республика, 1993. — Т. 1 — 2.
  45. Ф. Изучение рынков // Академия рынка: Маркетинг / Пер. с фр. — М.: Экономика, 1993.
  46. Е.В. Показатели денежного потока в оценке финансовой устойчивости предприятия // Финансы. 2000. — № 2. — С. 56−59.
  47. А., Цодиков С., Кириенко И. В поисках ресурсов управления прибыльностью // Экономика и жизнь. 2003. — № 10. — С.26.
  48. И.В., Плотников C.B., Подчернин В. М. К вопросу о формировании маркетингового бюджета // Маркетинг в России и за рубежом № 6, 2001.- с. 46−52.
  49. Е.В. Международные экономические миссии как фактор повышения экспортного потенциала промышленных предприятий/Е.В. Волкодавова, И. В. Гусева — ред. А. П. Жабин. 2002.
  50. Е.В. Новые тенденции развития системы брендинга российских экспортоориентированных предприятий // Фундаментальные исследования. 2005. — № 8 — с. 60−62.
  51. М. Модели: Репрезентация и научное понимание / Пер. с англ.- Об. ред. и послесл. И. Б. Новикова и В. Н. Садовского. — М.: Прогресс, 1988.
  52. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004.
  53. Г. С., Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Изд-во „Лань“, 2002.
  54. П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаиомотношений с потребителями./ пер с англ. В.Егорова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 512 с.
  55. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 1999. — 263 с.
  56. А.И. Экономический анализ. СПб.: Питер, 2003. — 176с.
  57. А.И. Экономический анализ: предмет и методы. Моделирование ситуаций. Оценка управленческих решений. СПб.: Питер, 2003. — 480 с.
  58. М.М. Маркетинг предприятия: анализ и диагностика: Учеб./ М. М. Глазов, И. П. Фирова. СПб.: ООО „Андреев.издат.дом“, 2006.
  59. Ф. Деловая активность базовых промышленных предприятий // Экономист. 2002. — № 3. — С. 25−27.
  60. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Издательство „Финпресс“, 1999. — 65 с.
  61. Е.П., Голубкова E.H., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. — 222 с.
  62. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998. 416 с.
  63. Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом № 4, 2000. с. 3 — 18.
  64. Г. Я. Основы менеджмента. — Таганрог: ТРТУ, 1995.
  65. Г. Я., Катаев A.B. Маркетинг: Учебное пособие. — Таганрог: ТРТУ, 1999.
  66. Я. Маркетинг партнерских отношений / Пер. с англ. Под. ред. O.A. Третьяк. СПб: Питер 2001.-384 с.
  67. A.B. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. М.: Финпресс, 2002. — 208 с.
  68. A.B. Оценка платежеспособности предприятия за период // Финансовый менеджмент. 2003. — № 1.- С.20−30.
  69. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 1997. 208 с.
  70. И., Аврамова Е., Тулабов В. Факторы создания добавленной стоимости российскими предприятиям // Вопр. экономики. 2002. — № 6. -С. 120−132.
  71. О. Принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий и практика их применения // Управление компанией. 2003. — № 2.- с. 34−37
  72. Л. А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика: Учеб. пособие/ Л. А. Данченок, А. Г. Иванова. — М.: Эксмо, 2006.
  73. Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дом.- М.: ИНФРА-М, 2005.
  74. А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Дело и сервис, 2002. — 416 с.
  75. Д. Принципы и практика маркетинга.: Пер. с англ. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2000. 688 с.
  76. С., Симкин JT. Практическое руководство по маркетинговому планированию. СПб.: Питер, 2005. — 256 с.
  77. С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированшо рынка. СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
  78. П. Управление маркетингом. М.: ЗАО „Изд-во БИНОМ“, 1998.
  79. Е., Хериген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова. Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк., 1995.-255 с.
  80. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / Пер. с англ. под ред. Каптуревского. СПб: Питер, 2007. — 480 с.
  81. Л.В., Никифорова H.A. Анализ финансовой отчетности. М.: Дело и сервис, 2003. — 336с.
  82. В.Н. Брендинг: новые технологии в России. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. -381с.
  83. Друкер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технол. школа бизнеса, 1994. — 200 с.
  84. Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента. / М.: Изд. дом „Вильяме“, 2004. — 432 с.
  85. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учеб./ Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996.
  86. Ю.А. Методика сегментирования рынка продукции производственного назначения // Маркетинг в России и за рубежом № 1, 2002. с. 3−14.
  87. С.А. Основы теории экономического управления предприятием. М.: Изд-во „Финпресс“, 2000. — 384 с.
  88. Дж. Прицельный маркетинг: Новые правила привлечения и удержания клиентов: (Пер. с англ.)/ Дж. Забин, Г. Бребах. — М.:Эксмо, 2006.
  89. А., Шуремов Е. Информационные технологии маркетинга. Управление взаимоотношениями с клиентами / Издательский дом „Бухгалтерия и банки“, 2009 г.
  90. В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. 2-е изд., стереотип. Мн.: Книжный Дом, 2004.
  91. К.А. Бесценные советы для настоящего PR-менеджера: Уст. Коммуникация. -М.- СПб.- Н. Новгород: Питер, 2006.
  92. C.B. Продажи на 100%: Эффективные техники продвижения товаров и услуг. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  93. В.А. и др. Математический анализ. Начальный курс / В. А. Ильин, В. А. Садовничий, Бл. X. Сендов. Под ред. А. Н. Тихонова. 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 662 с.
  94. Н.Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие/ Н. Г. Каменева, В. А. Поляков.-М.: Вуз.учеб.ВЗФЭИ, 2006.
  95. P.C., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО „Олимп-Бизнес“, 2003. — 304с.
  96. Л.М. Основные принципы научного управления. М.: Финансы и статистика, 1994. — 372 с.
  97. Д.А. Оценка эффективности рекламной деятельности в бизнес-структурах./ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2001. — 17 с.
  98. И.К. Маркетинг: Учебное пособие Самара: Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса. — Самара, 2007.
  99. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 424 с.
  100. .А., Малярова Е. А. Проблемы моделирования инвестиционной деятельности малых предприятий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции „Наука, бизнес, образование“. Сам. ГТУ, ПИБ. Самара, 2005.
  101. .А. Актуальность совершенствования методики оценки эффективности инвестиционных проектов / Материалы Международной научно-практической конференции „Наука, бизнес, образование“. Сам. ГТУ, ПИБ. Самара, 2009.
  102. С.В. Особенности формирования национального бренда в России.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России № 3 (27), 2000.- с.47−49.
  103. Н.В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований: соотношение качественных и количественных подходов // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 2. С. 75−81.
  104. ИВ. Оценка эффективности модернизации промышленного предприятия/ Матер.междунар.симп. „Теоретические и организационные проблемы развития науковедения“ Красноярск: Изд-во КГУ, 1999.-С.54−56
  105. И.В. Особенности определения показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия в переходный период / Матер.всер.межвуз.научной конф."Наука.Бизнес.Образование'2000.» — Самара: Изд-во ПИБ, 2000.-С.25−26.
  106. И.В., Агафонов И. А., Кифоренко И. К. Образовательный маркетинг и его роль в формировании единого образовательного пространства / Экономика Поволжья. Матер, пятой Всерос. науч.-техн. конф., Самара: Изд-во ПИБ, 2006 — С. 19−27.
  107. И.В., Агафонов И. А., Кифоренко И. К. О рекламной эффективности средств массовой информации / Экономика Поволжья. Матер, пятой Всерос. науч.-техн. конф., Самара: Изд-во ПИБ, 2006-С.64−71.
  108. Ф. Основы маркетинга: Крат. курс: (Пер. с англ.). М.- СПб., Киев: ИД «Вильяме», 2006.
  109. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок./ Пер. с англ. В. А. Гольдича и А.И.Оганесовой- Науч. ред. и авт. вступ. ст. Б. А. Соловьев. М.: ООО «Издательство ACT», 2000.-272 с.
  110. Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, контроль/ Пер. с англ. МПб.: Питер Ком, 2004.
  111. Ф., Келлер K.JI. Маркетинг, менеджмент. 12-е изд. СПб.: Питер, 2008.-816 с.
  112. В.В. Развитие маркетинговых систем в организациях.// Маркетинг в России и за рубежом № 6,2008. с.3−11.
  113. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  114. Н.В. Информационные системы маркетинга: Учеб.пособие.-СПб.: (Изд-во СПбГУП), 2006.
  115. Дж. Рентабельность инвестиций в маркетинг./ Пер. с анг. Под ред. В. Б. Колчанова и М. А. Карлика. СПб.: Питер, 2005. — 272 с.
  116. . Искусство презентации: Как преподносить товар, чтобы его покупали: (пер. с англ.). -М.: Бератор-паблишинг, 2006.
  117. В.Г. Организация бизнеса с нуля: Советы и практика. — М., СПб., Н. Новгород: Питер, 2006.
  118. М.И., Макаров В. Л., Рубинов A.M. Математические модели экономического взаимодействия. -М.: Физматлит, 1993. — 376 с.
  119. В.А., Туровец О. Г. Организация машиностроительного производства: Теория и практика. — М.: Машиностроение, 1992. 208 с.
  120. ЕА. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 300 с.
  121. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. — СПб. Литер, 2000. 320 с: ил.
  122. И.Б. Маркетинг на 100%: ремикс: Как стать хорошим менеджером по маркетингу. 4- е изд., перераб. М.: Манн, Иванов и Фребер, 2006.
  123. И.Б. Маркетинговая машина: Как стать хорошим директором по маркетингу/ И. Б. Манн, А. Ю. Турусина. 2-е изд., доп. — М.: Манн, Иванов и Фребер, 2006.
  124. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В. А. Алексунина.- М.: ИТК «Дашков и К», 2002.
  125. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие/ Под ред. Н. А. Нагапетьяна. -М.: Вуз. Учеб., 2006.
  126. Маркетинг: учебник / Под. ред. Т. Н. Парамоновой. -5-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2008.
  127. А.Н. Искусство завоевывать рынок. Экономистъ, 2006.
  128. Математическое моделирование экономических процессов. / Под ред. Е. Г. Белоусова, Ю. Н. Черемных, X. Керта, К. Опто. М.: изд-во МГУ, 1990.-232 с.
  129. П.М. Организация маркетинговой службы с нуля: методы оценки работы маркетологов. Орг. взаимодействия со смеж.
  130. M.B. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -М.: Финансы и статистика, 1990. 136 с.
  131. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 1992. — 702 с.
  132. C.B. Маркетинговая информационная система. — М.: Эксмо, 2006.
  133. H.A. Прикладной маркетинг: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 272 с.
  134. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991. — 304 с.
  135. Нэгл Томас Т. Стратегия и тактика ценообразования. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.-572 с.
  136. А.П. Маркетинг: Учебник. -6-е изд. -М.: Омега-Л, 2009.
  137. Е.В. Потенциал маркетинга предприятия.// Маркетинг в России и за рубежом № 5, 1999.
  138. Е.В. Актуальные вопросы маркетинга.// Маркетинг № 1, 2000.-С.21−34.
  139. Е.В., Попова Л. Маркетинговый аудит //Маркетинг 1997. № 2, с. 43−52.
  140. Е.В. Теория маркетингового исследования: Монография — Екатеринбург: Урал. техн. ун-т., 1998. — 200 с.
  141. С. Эволюция организационных структур: от линейной к дивизиональной// Проблемы теории и практики управления. 1997, № 6. С.83−88.
  142. Ю.Ф., Соренсен О. Ю. Особенности развития маркетинговой деятельности на российских предприятиях //Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5, с. 3 — 10.
  143. Портер Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 496 с.
  144. В., Пономаренко И. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятии. // Маркетинг. -2001.-№ 5,с.102−121.
  145. Применение математики в экономических исследованиях. Под ред. академика B.C. Немчинова. Т.2. М.: Соцгиз, 1961. — 538 с.
  146. X., Томпсон М. Энергия торговой марки / Перевод с англ. под ред. И. В. Крылова. СПб.: Питер, 2001. — 288 с: ил.
  147. Т.П. Маркетинг: Учеб. пособие Ростов на / Д.: Феникс, 2008.
  148. A.A., Беркович И. Г., Беркович М. Н. Экономика предприятия: Учебник. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса. — Самара, 2007.
  149. A.A. Вводный курс экономики для экономистов и менеджеров (основы экономического мышления): Учебник. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса. Самара, 2007.
  150. A.A., Прохоренко Н. Ф. Экономический кризис 2008. годов (полемические заметки в феврале 2009) / Материалы Международной научно-практической конференции «Наука, бизнес, образование». Сам. ГТУ, ПИБ. Самара, 2009.
  151. A.A. Маркетинговые коммуникации/ A.A. Романов, A.B. Панько.- М.:Эксмо, 2006.
  152. Дж. Р., Перси JL Реклама и продвижение товаров / Пер. с англ. Под ред. Л. А. Волковой. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с: ил.
  153. Е.А. Основы бренд-менеджмента: Учебн.пособие. М.: Аспект Пресс, 2006.
  154. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. — 336 с. — (Серия «Высшее образование»).
  155. Л.Н., Беркутова Т. А. «Экономика маркетинга как составляющая экономики предприятия» Вестник Ижевского государственного технического университета. 2009. № 2. С. 72−75.
  156. JI.H., Патрикеева Ю. В. Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий машиностроения посредством улучшения маркетингового потенциала Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2008. № 4. С. 7280.
  157. .А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. М.: ИНФРА-М, 2000. — 288 с.
  158. Ю.Н. Маркетинг взаимодействия: промышленные сети, бенчмаркинг, конкурентоспособность. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.84 с.
  159. .В. Маркетинг: Учеб.пособие. М.: Высш.шк., 2005.
  160. Ф.У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. А.И. Зак- Науч. ред и предис. Е. А. Кочерина. М.: Журнал «Контроллинг», 1991.104 с.
  161. Терещенко H.H.: Маркетинг: Возможна ли практика в стиле funk? Кн. для первых лиц/ H.H. Терещенко, Е. О. Трибунская, О. И. Корень. М.: Манн, Иванов, Федоров, 2006.
  162. А.Б. Маркетинг и управление инновациями. СПб: Питер, 2001.-240с.
  163. A.A., Стприкленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ.- Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. 576 с.
  164. Дж. Новое позиционирование. — СПб.: Питер, 2000. — 192 с.
  165. Э.А. Управление компанией. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство Экмос, 1997. — 304 с.
  166. Э.А., Кочеткова А. И. Рекламное дело. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во Экмос, 1997. — 272 с.
  167. К.В., Прохоренко A.A. Развитие малого бизнеса в Самарской области//Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука, бизнес, образование». Сам. ГТУ, ПИБ. — Самара, 2005.
  168. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.- М.: ИКД «Маркетинг», 2002.
  169. P.A. Стратегический маркетинг: Учеб. — 4-е изд., испр. и доп. -М.- СПб.: Питер, 2006.
  170. Е.А. Стратегический маркетинг в системе стратегического управления/Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве. Сборник материалов 1-ой Всероссийской научно-практической конференции.- Пенза, 2000 с.45−46.
  171. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999 — 528 с.
  172. В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  173. Г. А. Маркетинговые исследования. — СПб.: Питер, 2000. — 752 с.
  174. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. Пер. с нем. М.: Республика, 1995. — 317 с.
  175. В.И., Жуплев A.B., Володин A.A. Корпоративный менеджмент: опыт России и США. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.-280 с.
  176. А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа.-М: Инфра, 1996. 203с.
  177. О. Комплексный подход к оценке качества маркетинга — основа принятия эффективных управленческих решений.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России № 28, 2000. стр. 19−22.
  178. P.A., Райт X., Финансовые аспекты маркетинга: Учебное пособие для вузов/Пер.с англ. М.: Юнити-Дана, 2000. — 527с.
  179. Й. Новые подходы к экономике коммерческого предприятия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 413 с.
  180. К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М: Издательство «Дело и сервис», 2001. — 544 с.
  181. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.
  182. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов /Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юнити — Дана, 2001. — 718 с.
  183. Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миннард П. У. Поведение потребителей. -СПб.: Питер Ком, 1999. 768 с: ил.
  184. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. A.A. Лобанова, A.B. Чугунова- М.: Альпина Паблишер, 2003.
  185. Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю. А., Соловьев Б. А., Федосеев В. В. Маркетинг: Учебник для вузов. Под ред. Эриашвили Н. Д. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2000. — 623 с.
  186. А.Ю. Конкуренция: история и практика: Учеб. пособ., Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Гном-Пресс, 2000.
  187. В.Н. Маркетинговые информационные системы промышленных предприятий. Санкт-Петербург, 1998. -214 с.
  188. Т.В. Основы экономики предприятия. — М.: Инфра-м, 2006. — 345 с.
Заполнить форму текущей работой