Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование региональной стратегии развития образования в Приморском крае

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Приморье на протяжении столетнего периода сформировался уникальный научно-образовательный комплекс. В настоящее время образовательный комплекс края включает 725 государственных общеобразовательных школ, 579 дошкольных учреждений, около 120 учреждений дополнительного образования для детей, более 110 специальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование стратегии образования в регионе
    • 1. 1. Ретроспективный анализ развития системы образования в России и ее особенности в Приморском крае
    • 1. 2. Нормативная база современной стратегии образования
    • 1. 3. Выбор основных направлений региональной образовательной стратегии
  • Глава II. Регионализация в контексте единого образовательного пространства
    • 2. 1. Научные основы регионализации образования
    • 2. 2. Профессиональная ориентация на потребности регионального рынка труда
    • 2. 3. Региональный компонент содержания образования

Формирование региональной стратегии развития образования в Приморском крае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный облик российского образования формируется в условиях, порожденных радикальными социально-экономическими изменениями в стране и достижениями мирового научно-технического прогресса.

Приморский край является одним из ключевых субъектов федерации в Дальневосточном федеральном округе. Немаловажным фактором является его роль как органической части Азиатско-Тихоокеанского региона, который является наиболее динамично развивающейся частью мира. Глобальная взаимозависимость и конкуренция, необходимость широкого использования постоянного развития и усложнения технологий определяют фундаментальность проблемы формирования стратегии развития образования в Приморском крае.

В Приморье на протяжении столетнего периода сформировался уникальный научно-образовательный комплекс. В настоящее время образовательный комплекс края включает 725 государственных общеобразовательных школ, 579 дошкольных учреждений, около 120 учреждений дополнительного образования для детей, более 110 специальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей с отклонениями в развитии. В составе научно-образовательного комплекса функционируют 13 учебных заведений высшего профессионального образования, в число которых входят 10 государственных вузов (в их числе классический, технический, морской, медицинский и др. университеты), 3 филиала центральных вузов, 3 института повышения квалификации, 3 негосударственных образовательных учреждения, реализующие программы высшего профессионального образования. В крае функционируют 32 самостоятельных учреждений среднего профессионального образования. В системе начального профессионального образования обучается более 27 тысяч молодых людей в 57 учреждениях.(статистический сборник «Образование и культура в Приморском крае» — Приморский краевой комитет государственной статистики, 2002 год).

В состав научного комплекса края входит Приморский научный центр Дальневосточного отделения Российской академии наук (ПНЦ ДВО РАН). В его составе 14 научных организаций, среди которых 11 крупнейших академических институтов, горно-таежная станция, астрофизическая обсерватория и ботанический сад. В Приморском научном центре около 1,5 тысяч научных сотрудников, более 950 из них имеют ученые степени. Научный потенциал края также включает 10 отраслевых научно-исследовательских институтов и научно-производственные подразделения высших учебных заведений. (20, стр. 14,26).

Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности, реальным потребностям региона и социальным вызовам в решающей степени определяют состояние кадрового, интеллектуального и научного потенциала столь важного для России региона.

В соответствии с происходящими в России процессами формирования принципиально новых административно-территориальных образованийфедеральных округов, усилением роли субъектов Федерации в решении образовательных проблем и очевидным ростом внимания к проблемам образования на федеральном уровне образовательная политика становится объектом постоянного взаимодействия органов управления всех уровней.

Необходимость регионализации образования связана с потребностью учета особенностей каждого субъекта федерации и предполагает возможность привести в соответствие с потребностями регионального рынка труда структуру и качество подготовки специалистов.

Регионализация образования позволяет полнее учитывать влияние на подрастающее поколение социокультурной среды региона, обеспечивать интеграцию жизни различных этносов, реализацию региональных и общегосударственных социокультурных программ.

Подобный подход предполагает выработку каждым регионом самостоятельной образовательной политики, отражающей, с одной стороны, его социально-экономические особенности, образовательно-научные и культурные традиции, с другой, — вхождение в качестве составной неотъемлемой части в федеральное образовательное пространство.

Органическая связь развития современной системы образования с социально-экономическим и политическим устройством общества, с направленностью общественных перемен предопределяет необходимость продолжения поиска путей развития российского образования, нацеленных на обеспечение качественного сдвига в процессе его модернизации.

Актуальность темы

исследования состоит в необходимости осознать идею регионализации образования как сложную проблему, выявить условия формирования регионального аспекта образовательной политики и рассмотреть его в аспекте сохранения и укрепления единого федерального образовательного пространства.

Проведение настоящего исследования потребовало подбора и уточнения понятийного аппарата проблемы. Используемые в диссертации основные термины имеют сущностное значение и позволяют наиболее полно охарактеризовать избранную тему.

Регион (лат. regio, -onis) — направление, граница, область, округ. Регион (научное) — часть страны, мира, определяемая некоторой общностьюэкономической, географической, культурной, национальной, политической.

Аспект — от лат. aspectus — вид, угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет, явление, понятие).

Региональный аспект — угол зрения, особый взгляд, своеобразная постановка задач, выбор способов деятельности, оценки ситуации и результатов деятельности с учетом географической, социально-политической, образовательно-научной, культурной, демографической и другой общности образовательных или иных сфер деятельности, значимых для региона.

Стратегия образования рассматривается в диссертации как набор доктринальных идей и долговременных целей, определяющих функционирование и развитие системы образования в рамках существующего законодательства.

Усилия по принятию федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждения государственных стандартов профессионального образования, формирование вариативного (регионального и школьного) компонента, появление инновационных образовательных учреждений свидетельствует о возникновении гибкой вариативной образовательной среды и нового элемента стратегии образования — его регионального компонента.

Проблемы регионализации образования недостаточно изучены. Ее основные параметры, закономерности и опыт, не достаточно исследованы.

Научные основы формирования современной стратегии образования глубоко исследованы в научных публикациях Болотова В. А., Бутко Е. Я., Довжко Ф. Е., Глазунова А. Т., Леднева B.C., Никандрова Н. Д., Смирнова И. П., Ткаченко Е. В., Филиппова В. М. и других. Важные содержательные аспекты развития теории современного образования содержатся в педагогических и дидактических разработках Анисимова В. В., Беспалько В. П., Лейбовича А. Н., Кузнецова В. В., Кязимова К. Г., Новикова П. Н., Савиной М. С., Федотовой Л. Д., Шароновой Н. В., Читаевой О. Б. Работы, отражающие всю широту этой темы в региональном аспекте, характерны для научных публикаций последних лет (Аверкин В.Н., Гаранин Л. А., Гревцев Г. С., Тхагапсоев Х. Г., Кузьмин М. Н., Моисеенко В. В., Мигаль В. И., Кадакин В.В.), что связано с недавней актуализацией, сложностью и многогранностью этой проблемы.

Заметно, что к анализу проблем регионализации образования, как правило, обращаются руководители органов управления образованием (Аверкин В.Н., Кадакин В. В., Мигаль В. И., Гаранин Л. А., Золотарев В. Б., Петровичев В. А., Моисеенко В.В.). Очевидно, поэтому понимание регионализации образования часто сводилось к разделению предметов ведения, органов управления образованием различных уровней, к заключению соглашений о сотрудничестве в области образования между федеральным центром и регионами.

В настоящее время Правительство РФ осуществляет комплекс мер по приведению актов, регулирующих взаимоотношения федерального и регионального уровней управления в соответствие с реальными целями и задачами государственного строительства, в частности, в области разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями управления. В связи с этим в Министерстве образования РФ разрабатывается проект нового типа соглашения, построенного на принципах гражданского правового договора в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса РФ.

Более целесообразно рассмотрение проблем в плане регионализации содержания образования, всех его компонентов. Нельзя оставлять без внимания вопросы согласования государственных образовательных стандартов и их региональных компонентов, принципов функционирования региональных систем образования и единого образовательного пространства.

В настоящее время процесс регионализации образования носит противоречивый характер. Во-первых, наметилась тенденция дистанцирования региональных систем образования от фундаментальных основ единой общероссийской системы образования.

Во-вторых, противоречивая нормативно-правовая основа образования привела к несогласованности в методологии формирования стратегии развития образования в субъектах Федерации.

Вместе с тем, накопленный в последние годы опыт формирования стратегии отечественной системы образования диктует необходимость более полной и научно-обоснованной разработки регионального аспекта современной государственной образовательной политики.

Учитывая очевидную актуальность и недостаточную научную разработку проблемы, избрана тема исследования: «Формирование региональной стратегии развития образования в Приморском крае».

Цель исследования — разработка научных основ регионализации образования.

Объект исследования — государственная система образования Приморского края.

Предмет исследования — региональная стратегия развития образования Приморского края.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть формирование региональной стратегии развития системы образования как социально-педагогическую проблему, определить подходы к ее решению в Приморском крае;

• выявить существующие противоречия нормативно-правовой основы образования, предложить систему новых законодательных актов, способных составить основу образовательного права;

• доказать, что регионализация, в рамках федерального нормативно-правового образовательного поля, значительно расширяет спектр эффективных способов, форм и методов образовательно-воспитательной деятельности и служит сохранению единого образовательного пространства страны;

• выявить новые и оценить устойчивость сложившихся тенденций и факторов, реально влияющих на формирование образовательной политики в регионе;

• выявить взаимосвязь федерального и регионального компонентов образования (применительно к начальному профессиональному образованию);

• определить научные основы формирования единого образовательного пространства в условиях регионализации образования.

Гипотеза исследования построена из предположения, что региональная стратегия развития образования будет эффективной, если:

— образовательная политика региона будет формироваться в соответствии с Национальной доктриной образования России и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;

— будут приняты федеральные и региональные нормативно-правовые акты, обеспечивающие укрепление единого образовательного пространства России;

— процесс формирования региональной стратегии развития образования будет сконцентрирован на содержательных аспектах развития образования в регионе;

— будет обеспечено обогащение содержания единогообразовательного пространства за счет регионального компонента.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— философские положения о необходимости учета общего, единичного и особенного при формировании региональной стратегии развития образования;

— принцип содержательного и методического единства федерального и регионального компонентов образования;

— концептуальные положения регионализации содержания образования и педагогического процесса как гармонии инновационного и традиционного.

Источники исследования: труды педагогов, психологов, историков педагогики, монографии, сборники научных трудов, диссертационные исследования, директивные, нормативные и программно-методические документы по вопросам образования, научное и литературное наследие педагогов-исследователей и практиков, публикации периодической печати. Исследование проводилось на базе образовательных учреждений Приморского края.

Методы исследования: анализ научно-педагогической, историко-философской, культурно-исторической литературы, метод моделирования экспериментального образовательного пространства региона, экстраполяции, изучения и обобщения педагогического опыта, опытно-экспериментальной работы. Сравнительный анализ по ряду параметров результатов функционирования системы образования Приморского края в ретроспективном контексте.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: на основе ретроспективного анализа и теоретического обобщения выявлены и систематизированы научные основы формирования региональной стратегии развития образования, предполагающие структурное и содержательное единство с федеральной системой образования, а также ее характеристики: открытость, преемственность, непрерывностьдоказано, что формирование региональной стратегии развития образования не исчерпывается разделением административных полномочий между центром и регионами, а включает содержательные аспекты развития образованияформирование региональной стратегии развития образования рассмотрено в широком понятийном поле: «традиция», «инновация», «региональные особенности». Выявлено и доказано обогащение содержания образования региональным компонентом государственного стандарта НПОметодом социологического опроса определены особенности профессиональной ориентации на потребности регионального рынка труда Приморского края как стратегической цели профессионального образованиясистематизированы сложившиеся и предложены новые формы взаимодействия органов управления образованием различных уровней (федерального, регионального, муниципального).

Практическая значимость исследования обеспечена следующими разработками:

— разработкой стратегического прогноза развития образования края (Приложение к диссертации № 4−7);

— апробацией и внедрением системы нормативно-правовых отношений федерального, регионального и муниципальных органов управления образованием на основе разработки системы целевых региональных программ развития образования (Приложение к диссертации № 8−14);

— формированием перечня профессий и методики разработки профессиональной и гуманитарной составляющей регионального компонента стандарта НПО.

Научная объективность и достоверность полученных результатов обеспечены комплексным теоретическим анализом проблемы, включающим анализ правовых, экономических, содержательных и дидактических аспектов регионализации образования, разнообразием научно-педагогических источников информации, позитивными результатами проверки гипотезы, ведением исследования в единстве с практической деятельностью по формированию регионального аспекта стратегии образования в Приморском крае.

В ходе подготовки диссертации проведены социологические исследования среди учащихся ряда муниципальных образований Приморского края, отражающих совокупность всех уровней образования.

На защиту выносятся следующие положения: концепция формирования региональной стратегии развития образования как составной части модернизации государственной системы образования на основе гармонии традиционного (федерального) и инновационного (регионального) — принципы отбора содержания регионального компонента: актуальность и локализация, социально-культурные и экономические факторы, дидактическая целесообразность и др.- структура и содержание регионального компонента начального профессионального образования: профессиональной составляющей (региональный перечень профессий НПО, ориентация на местный рынок труда) и гуманитарной (компоненты курсов экономики, экологии).

Основные этапы исследования:

Исследование проводилось с 1994 по 2002 год в три этапа.

Первый этап (1994;1998) — изучение общетеоретической и специальной литературы по проблемеформирование программы, конкретизация задач, разработка теоретико-методологических основ исследования.

Второй этап (1998;2000) — отбор, систематизация и обобщение опыта работы образовательных учреждений России и Приморского края по формированию регионального аспекта образования.

Третий этап (2000;2002) — осмысление и обобщение материала о системе регионализации в содержании образования, завершение оформления материалов диссертационной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в докладах и выступлениях на Всероссийских, региональных, межвузовских, внутривузовских и международных конференциях, коллегиях Минобразования РФ, в том числе на III Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного образования» (5−6 ноября 2002 г., Владивосток), Всероссийской конференции по информатизации образования (20−21 ноября 2002 г., Санкт-Петербург) и других.

Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение в Институте развития профессионального образования Минобразования РФ, где выполнялась данная работа.

Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования могут быть использованы для.

• проектирования и внедрения региональных программ развития образования, согласованных с федеральной образовательной политикой;

• разработки регионального компонента содержания образования;

• обогащения опыта регионализации образования в других субъектах.

Российской Федерациисовершенствования национально-региональной практики ее осуществления.

Заключение

.

Образование как социальный феномен выступает в качестве инструмента трансляции культуры от поколения к поколению, механизма расширенного воспроизводства: совокупного интеллектуального, нравственного, эмоционального, профессионального и духовного потенциала общества. Такое воспроизведение предполагает наследование не только социального опыта, но и предпосылок для его преобразования, обогащения и развития.

Происходит переосмысление самой концепции образования — его сущности, целей, функций, принципов, организации. Традиционная и непрерывная системы выступают, прежде всего, как две противоположные «технологии образовательных процессов». Поэтому встает чрезвычайно сложная и ответственная задача переориентировать традиционную систему образования, дополнить новыми формами, задействовать принципиально новые образовательные ресурсы и т. д.

Анализ реальной образовательной политики, складывающейся в России, подтверждает, что она является сплавом из традиционных и инновационных элементов. Происходит процесс постепенного отмирания элементов традиционного образования и его цели — наполнения учащегося знаниями. Образованию придается новое качество и «измерение», стержневой идеей которого является развитие личности школьника, студента, специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности. Образование выполняет функцию трансляции и распространения культуры, формирует современные ценностные ориентации, готовит человека к определенной роли и статусу в новом обществе.

Образование, как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в общении с другими людьми, в процессе приобретения личного опыта познания мира. Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека. Образование — сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры. Образованиенепрерывно протекающий процесс, в котором огромное значение имеет личное творчество субъекта образования.

Реформы образования, как и общества в целом, призваны способствовать формированию самостоятельного мышления, усилению индивидуального подхода к развитию творческих способностей, коренному улучшению профессиональной и мировоззренческой подготовки молодежи, способной адаптироваться к условиям рыночной экономики. От системы образования во многом зависит, в какой мере молодежь сможет соединить современные знания, профессионализм с социальной активностью и высокой нравственностью.

Универсальной модели системы образования не существует, несмотря на то, что мировая практика дает их богатые и разнообразные примеры. Если чужая модель не совместима, то результатом эксперимента станет простое отторжение или нарушение работы функционирования системы, но в обоих случаях все сведется к растрате и без того скудных средств. Можно найти немало примеров таких неудачных попыток в совсем недавнем прошлом.

Чужой опыт может дать реформаторам лишь некоторые инструменты для анализа ситуации и принятия решений. Образовательная система является не механическим устройством, а социальной структурой, отражающей, наряду с общефедеральными характеристиками, особенности каждого региона. Поэтому формирование образовательной политики в регионе является актуальной научной и практической задачей.

Наше исследование позволило выделить три фундаментальных цели формирования региональной стратегии образования. Первая — создать условия для максимально полного освоения молодежью традиций, опыта и духовных ценностей общества. Вторая — раскрыть творческий потенциал самого молодого человека, стимулировать его усилия для самоопределения, самоутверждения, самореализации в жизни. Третья — помочь молодежи обрести достойные цели, обеспечить ее саморазвитие и постоянное движение к прогрессу. Для этого надо перейти от предметно-ориентированного обучения к обучению, ориентированному на формирование саморегулирующейся мотивационной сферы учащегося.

Для дальнейшего обновления содержания образования прежде всего необходимо модернизировать содержание учебных программустранить перегрузку учащихсяусилить гуманитарный компонент содержания образованиясоздать условия для широкого использования информационных технологийскорректировать учебные планы и разработать методики образования для сельских малочисленных и малокомплектных школразвивать дистанционное обучениепривести структуру подготовки специалистов в соответствие с потребностями практикиулучшить работу с одарёнными детьми и студентамиразработать программу коррекции, поддержки и реабилитации детей группы рискаурегулировать рынок учебной литературыразработать структуру и содержание 12-летнего общего образованияразвить систему национального тестирования.

Очевидно, что проблема образования не может быть решена только увеличением объема финансирования. Она лежит еще и в другой областисфере пересмотра подходов к организации и содержанию образования, методов обучения и воспитания. Важный фактор воздействия на образование — процесс демократизации управления, создающий возможности формирования иной, открытой атмосферы школьной жизни. Речь идет о том, чтобы отказаться от административных, авторитарных мер воздействия на учащихся, разработать такие технологии обучения, в которых и учитель и учащийся станут играть активную роль. Последовательное развитие образовательной политики вместе с созданием правовых и социально-экономических условий для ее реализации может стать надежным стабилизирующим фактором в обществе.

Региональная образовательная политика — это предмет работы и управления не только федеральных, региональных и местных властей, но и педагогической, родительской общественности, структур делового мира, гражданского общества.

Закрепленный законом «Об образовании» государственно-общественный характер управления образованием в нашей стране плодотворно реализуется на общефедеральном уровне и в большинстве субъектов Российской Федерации. Это прежде всего относится к союзам и ассоциациям высшей и средней профессиональной школы. Менее активно структурируется педагогическая общественность общеобразовательной школы. В последние годы растут авторитет и влияние в регионах попечительских советов образовательных учреждений и интегрированных образовательных центров. Влияние конструктивных сил академической и гражданской общественности может стать более эффективным, если под их деятельность в сфере образования будет подведена адекватная правовая база.

Проведенный в ходе нашего исследования анализ законодательной и правовой базы системы образования выявил множество противоречий и рассоглассованности в нормах юридических актов. В результате оказывается разорванной единая «вертикаль» исполнительной власти, и, соответственно, органов управления системой образования. Не отлажен правовой механизм муниципального управления образованием. Несовершенна правовая основа учредительства и собственности образовательных учреждений. Отсутствие механизма регулирования отношений собственности отражается на организации финансирования системы образования: нет четкости в правах и обязанностях по финансированию участников образовательного процесса, правовых основах введения соучредительства территориальных органов государственной власти и управления образованием для всех видов государственных образовательных учреждений. Региональные органы управления образованием (министерства, департаменты управления) должны выступать основными учредителями образовательных учреждений, непосредственно им подчиненных, и соучредителями средних общеобразовательных, начальных профессиональных и средних профессиональных учебных заведений. Правительства, администрации регионов могут выступать соучредителями учреждений профессионального образования федерального подчинения.

В последние годы в систему управления образованием активно «вписываются» различные общественные структуры: региональные и отраслевые советы ректоров вузов, региональные и отраслевые советы директоров ссузов, региональные учебные округа (центры), профессиональные объединения и ассоциациина уровне образовательных учрежденийпопечительские советы, родительские комитеты. Это свидетельство активного включения общества в процесс управления образованием, утверждения государственно-общественной системы управления.

Законодательное правовое обеспечение развития общероссийской и региональных систем образования остается незавершенным, а имеющиеся федеральные законы, в том числе базовый закон «Об образовании», по ряду важных направлений или устарели, или противоречат реальным процессам в отрасли образования.

На наш взгляд, исходя из логики и перспектив развития образовательной политики в Российской Федерации, можно было бы предложить три этапа последовательной разработки образовательных законопроектов. На первом этапе: «О Федеральной программе развития образования», «О Национальной доктрине развития образования», «О государственном образовательном стандарте основного общего образования», «О государственной аттестации образовательных учреждений», «О федеральных нормативах финансирования образовательных учреждений». Эти законы в совокупности составили бы основы законодательства Российской Федерации об образовании.

На следующем этапе развития законодательной базы могла бы быть разработана серия таких законопроектов: «О среднем профессиональном образовании», «О начальном профессиональном образовании», «Об общем образовании», «О дошкольном образовании», «О дополнительном образовании» .

Третий этап законодательной практики предполагает завершение разработки правовой базы образования серией социальных законов, типа: «О статусе педагогического работника», «О государственной поддержке обучающихся». В дальнейшем целесообразным представляется принятие некоторых специальных законопроектов, к которым можно отнести: ''Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья", «О негосударственном секторе системы образования Российской Федерации», «О воспитательной функции образования», «Об охране здоровья образования» .

Необходимо разработать документы организационного, нормативно-правового характера, выступающие не только в виде доктрины, но и в виде системы механизмов решения острейших проблем образования. Среди их приоритетной для образовательной стратегии тематики можно особо выделить:

— обновление содержания образования, его гуманизация и гуманитаризация;

— создание образовательных комплексов как перспективного направления интеграции образовательных программ;

— изменение целей и способов аттестации образовательных учреждений, имея ввиду переход от формальной и репрессивной процедуры — к стимулированию эффективности и развития школы;

— формирование системы аттестации учителей как механизма стабильности и стимулирования учительского роста;

— повышение социального статуса учителя до уровня государственного (возможно муниципального) служащего;

— введение минимальных социальных стандартов как гарантии реализации прав граждан на образование;

— снижение учебной нагрузки, укрепление системы физического воспитания;

— переход к нормативному финансированию и стимулирующим моделям финансового обеспечения школы;

— использование целевых налогов на нужды образования и введение налоговых льгот для системы образования, ее инвесторов и благотворителей;

— обеспечение механизмов и гарантий экономической самостоятельности.

132 образовательных учреждений.

На основании перечисленных выше приоритетов формирования региональной стратегии образования под научным руководством диссертанта разработан комплекс стратегических целевых программ развития образования в Приморском крае, утвержденных Губернатором края С. М. Дарькиным. Среди них целевые программы «Учебно-наглядные пособия школе», «Подготовка школ к новому 2003;2004 учебному году», «Обеспечение учебниками детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие. (Приложение № 7−14).

Одновременно возникает потребность создания информационной консалтинговой системы экономико-правового обеспечения реформы образования, позволяющей обеспечить оперативное доведение законодательных и нормативных актов, опыта их применения до исполнителей, оказание систематической консультативной и иной помощи образовательным учреждениям и органам управления образованием.

Консалтинговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных информационных правовых и методических источников (международные акты в области образования, законы Российской Федерации, указы Президента, постановления Правительства, нормативные документы Минобразования России, другие документы ведомств и субъектов Российской Федерации, методические рекомендации и др.), составляющих целостную информационную базу, обладающую структурой, поисковыми признаками и ориентированную на вопросы экономического и правового сопровождения системы НПО. Представляется целесообразным создание как Федерального, так и региональных центров нормативно-правовой и учебно-методической информации.

Методологическая сложность формирования региональной стратегии образования в том, что как и ранее признается всегда и во всём лишь одна версия, которую надо выучить навсегда. Хотя сегодня уже очевидно другое: чем многообразнее содержание образования, тем более оно соответствует глобальному многообразию современной культуры и цивилизации.

Поэтому несмотря на нынешние трудности, образование как стратегическая отрасль, должна иметь ясные ориентиры на будущее и подготовить базу для разработки действительной национальной стратегии.

Образовательная стратегия должна быть подчинена духовному возрождению и экономическому развитию России — она призвана служить достойному будущему страны, которое связано прежде всего с возвышением человека, раскрытием его созидательных качеств и способностей.

Ныне же сложилась такая ситуация, когда не только не выполнены первоочередные меры по стабилизации системы образования, но и нет общественного согласия по стратегическим направлениям развития образования.

Настала пора преодолеть конфронтацию, которая сложилась в течениие ряда лет между различными ветвями власти, в т. ч. и в области образовательной политики. Ибо это в итоге негативно отражается на нашей школе, учителях, учениках. Для всех очевидно, что нужны согласованные, скоординированные действия, которые помогут российскому образованию пережить новый, быть может, не самый лёгкий этап его истории.

Регионы сегодня хотят иметь общую образовательную платформу, единые цели и подходы, которые укрепят нашу школу и помогут обществу продвинуться вперёд к идеалам мира, свободы, демократии и социальной справедливости.

Нужно начать именно сегодня, чтобы преодолеть противоречия между долгосрочными и краткосрочными задачами, между глобальными и локальными проблемами, между тем, что необходимо решать в первоочередном порядке, и тем, что определяет перспективу общества в целом. Стратегия развития российского образования нужна, чтобы видеть пути и организовывать совместное строительство будущего России.

Образовательная политика должна основываться на внепартийной, надпартийной, надидеологической концепции, объединять все слои общества, формировать ясные цели и ориентиры, потому что задача духовного и экономического подъема России может быть решена прежде всего через содержание образования. Основа для этого имеется: российская система образования перешла от унифицированной к многообразной системе образования, ориентированной на удовлетворение запросов личности и реализацию творческого потенциала педагогов.

Образовательная политика в Российской Федерации базируется на общих принципах федеративного устройства государства и находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. На основании проведенного диссертационного исследования можно выделить следующие основные принципы и направления региональной стратегии образования:

1. Единая государственная стратегия образования предусматривает разнообразие ее реализации с учетом специфики социумов субъектов Российской Федерации, их экономического и социального состояния, демографической ситуации и приоритетов комплексного развития.

2. Совместные усилия федерального центра и субъектов Российской Федерации должны быть направлены на создание во всех регионах условий для общедоступности общего и профессионального образования.

3. Необходимы общая разработка государственных образовательных стандартов и раздельное утверждение: федеральных компонентовфедеральными органами властинационально-региональных компонентоворганами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих основах обеспечивается и развитие национальных школ в субъекта? Российской Федерации.

4. Статус образовательных учреждений на территориях субъектов Российской Федерации целесообразно дифференцировать по основным их учредителям (федеральные, субъекта Российской Федерации, муниципальные, негосударственные), поощряя при этом соучредительство. Учредительство и соучредительство, как правило, связаны с формированием собственности образовательного учреждения, участием в финансировании его основной деятельности.

5. Важным направлением формирования современной региональной образовательной политики является развитие федеративных межбюджетных отношений в интересах сферы образования. Перспективными могут стать консолидированные бюджетные отношения в сочетании с повышением роли и доли внебюджетных источников финансирования образовательной деятельности и социального развития коллективов образовательных учреждений.

6. Управление региональной образовательной политикой является составной частью управления региональной политикой в целом на основе принципов цивилизованного федерализма. Особую актуальность в последние годы обрела проблема взаимодействия федеральных, региональных (субъектных) и местных властей по предметам ведения, к которым относится и сфера образования.

7. Взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования целесообразно регулировать путем подписания конкретных договоров, соглашений и совместной разработкой и утверждением конкретных программ развития региональных систем образования с четким определением обязательств каждой из сторон. Новое поколение программ развития региональных систем образования должно реализовать идею территориальной комплексности всех звеньев и структурных связей образовательных учреждений. Решение этих задач реально только на основе интеграции возможностей и усилий федеральных, региональных и местных властей, самих образовательных учреждений, академической и гражданской общественности.

При этом целесообразно руководствоваться следующими принципами: каждому субъекту Российской Федерации — свою программу развития единой, в основном самодостаточной, региональной системы образованиягосударственные образовательные стандарты разрабатываются с учетом органического сочетания федеральных и национально-региональных компонентовинициатива по разработке региональных программ развития образования принадлежит органам государственной власти субъектов Российской Федерациисоставной частью региональных программ развития образования является решение вопросов об учредительстве образовательных учреждений и межбюджетных отношениях в их финансировании.

С учетом того, что новое поколение региональных программ развития образования будет базироваться на конституционных основах совместного ведения сферы образования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, их утверждение должно осуществляться совместным постановлением Правительства Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Включение данного механизма в разработку и утверждение региональных программ развития образования делает ненужными соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере образования, помимо тех, которые содержатся в федеральных законах.

В результате исследования решены поставленные задачи, подтверждена гипотеза, заключающаяся в том, что процесс регионализации образования не исчерпывается разделением полномочий между различными уровнями управления образованием, а затрагивает содержательные аспекты развития образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Белая книга Российского образования. — М., 2000. — 246 с.
  2. Всеобщая декларация Прав человека от 10 декабря 1948 г.
  3. Глоссарий терминов профессионального образования. Турин, 1998. — 26 с.
  4. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации (Основные положения). М.: Минобразование России, 1993.
  5. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М., 1992.
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1994.
  7. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» Принят Государственной Думой 12 июля 1995 г., одобрен Советом Федерации 5 января 1996 г. — М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
  8. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993.
  9. Концепция реформирования начального профессионального образования. -М., 1997.
  10. Национальная доктрина образования. Материалы Всероссийского совещания работников образования. — М., 2000.
  11. Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений //Приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 г., № 27.
  12. Профессиональное образование в XXI веке. Материалы второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию. Сеул, Республика Корея, 26−30 апреля 1999 г.
  13. Сборник учебно-методических и нормативных материалов по профтехобразованию. (Сост. Ю.А. Якуба). М., 1992. 224 с.
  14. В.Н. Приоритеты реформирования начального профессионального образования в Новгородской области. В сб. Инновации в российском образовании. Начальное профессиональное образование 2000. М.: Изд-во МГУП, 2000.
  15. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. М., 1958.
  16. Ш. А. Основы педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под редакцией А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 326 с.
  17. А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. М.: Педагогика, 1997. — 284 с.
  18. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. — 167 с.
  19. Ю.В., Дикарев В. П. и др. «Адресная поддержка творчества ученых в Приморском крае (1994−2000г.г.).
  20. В.И. Образовательный стандарт. М., 1999.
  21. С. Я. Производственная педагогика. М., 1999. — 672 с.
  22. В. К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1994. — 186 с.
  23. В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  24. Г. В., Беловодченко Е. В., Буянова Н. В. и др. Методические и справочные материалы по внедрению развивающих педтехнологий в профессиональное образование. М., 2000. — 172 с.
  25. А. П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. СПб., 1995. — 64 с.
  26. JI. Ю., Глазунов А. Т. и др. Структурные и целевые компоненты единой образовательной программы начального профессионального образования. М., 1998. — 136 с.
  27. Н.И. Развитие образования в Приморье. 1860−1990 гг. -Владивосток, 1994.
  28. М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. — 172 с.
  29. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-334 с.
  30. В.А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление. Монография. Волгоград: Перемена, 2001.
  31. A.A. Психология общения. М.: 1997. — 364 с.
  32. Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка //Тезисы докладов 11 съезда общества психологов. М., 1963.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — 216 с.
  34. Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. Т. 1.М., 1999. 0,9 п.л.
  35. Р.Б. Школа 20-х годов. М., 1993. — 284 с.
  36. Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицёя. -Издательский центр АПО. М., 1999. 162 с.
  37. . 3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие /Ун-т Рос. акад. образования. М.: Изд-во УРАО, 1997.-285 с.
  38. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999 г. — 208 с.
  39. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 1956.
  40. О.В., Ткаченко Е. В. Педагогический колледж в региональной системе образования. М., 2002. — 192 с.
  41. М. А. Эволюция понятия «воспитание» //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Вып. 1/ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — С. 46−60.
  42. Л. А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 140 с.
  43. В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. -Женева Москва, 2000. — 386 с.
  44. . С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  45. В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. — 381 с.
  46. А.Т. Британская профшкола. М., 1999. — 86 с.
  47. А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. М., 1999.-6 п.л.
  48. А.Т., Золотарев В. Б. Регионализация профобразования: программа развития и эффективность управления. М.: Изд. центр АПО, 2002. — {04 стр.
  49. А.Т., Ткаченко E.B. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.
  50. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. Выступление Министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. М. Филиппова на Седьмых Рождественских чтениях 24 января 1999 г. М., 1999.
  51. JI. И. Профессиональное образование во Франции. Казань, 1993. — 204 с.
  52. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  53. С.М. Проблемы образования в Приморском крае. Приморская школа. № 3, 2001.
  54. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Книга 2. -М.РАГС, 2000.-536 с.
  55. Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999, 74 с.
  56. Европейская профессиональная школа/ Под ред. И. П. Смирнова. М., 1996. -96 с.
  57. В.М., Новиков П. Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования. Научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ, 1999. — 80 с.
  58. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.-304 с.
  59. Каким должен быть образовательный стандарт. Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования. /Под ред. Л. П. Кезиной, В. Д. Шадрикова. М., 2002. — 176 с. у
  60. В. А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М.: Вологда, 1998.-204 с.
  61. Квалиметрия человека и образование: методология и практика. Восьмой симпозиум национальной системы оценки качества образования в России. В трех частях. Под ред. Н. А. Селезневой. — М., 1999. — 583 с.
  62. М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследований, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта /Международная ассоциация «Развивающее обучение». Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  63. Е. А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с. 73 .Климов Е. А. Человек и профессия Я, 1984. — 200 с.
  64. Я. А. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.
  65. Кон И. С. Психология ранней юности М.: Просвещение. 1989. — 461 с.
  66. Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979. — 522с.
  67. В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во САМГПИ, 1994. — 164 с.
  68. В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чувашского государственного ун-та, 2001.
  69. В.В. Содержание образования потребности, концепция, стандартизация. В сб. «Каким должен быть образовательный стандарт. Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования». /Под ред. Л. П. Кезиной, В. Д. Шадрикова. — М., 2002.
  70. В.Ф. Самостоятельная работа студентов по изучению истории. — М., 1991.- 168 с.
  71. В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, 1999. — 183 с.
  72. М. Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации /Труды ИНПО. Вып. 1. М., 1993. — 163 с.
  73. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990. -303 с.
  74. Л.Н. Взаимосвязь саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения. Хабаровск. 1998. -84 с.
  75. В.И. Человек и общество. М., 1995. — 391 с.
  76. К. Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда. М, 2001. — 216 с.
  77. В. С., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: ЦСЗИ, 1995. — 282 с.
  78. В. С. Научное образование. -М., 2001. 120 с.
  79. А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука 1975. — 516 с.
  81. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  82. . Т. Педагогика. М., 1993. — 492 с.
  83. Г. И. Методические основы сбалансированного функционирования рынков труда и образовательных услуг. СПб., 1994. — 274 с.
  84. А. М. История педагогики. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1994. — 368 с.
  85. О.Б. История образования на Дальнем Востоке. Автореф. дисс. на соиск. у/ст. к.п.н. — Уссурийск. 2000.
  86. A.C. Книга для родителей (Педагогические сочинения Т-5 М.: 1985). — 586 с.
  87. МальковаЗ. А Современная школа США. М.: Педагогика, 1971. — 368 с.
  88. Мареева 3. Б., Рыкова Е. А. Теоретические основы разработки учебно-программной документации для профессиональной подготовки безработных граждан. М., 1995. — 34 с.
  89. И. А., Малов С. А. Психология производственного обучения. М.: Высшая школа, 1995. — 132 с.
  90. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. М.: Издательский дом «Ореол-лайн», 1998. — 160 с.
  91. H.H., Гайворонский. Технология моделирования содержания образования. -М., 2001. 128 с.
  92. В.М., Смирнов И. П. Рынок труда и профессиональное образование. М., 1999. — 86 с.
  93. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222 с.
  94. В.Н. Психология отношений. М.: 1996. — 352 с.
  95. А. Я. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993.-213 с.
  96. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  97. M.B. Модернизация управления развитием образовательных организаций. М., 2001. — 221 с.
  98. A.M. Профессиональное образование России /Перспективы развития/. М., 1997. — 254 с.
  99. П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профтехучилищах. Минск: Вышэйшая школа, 1987. 7 п.л.
  100. П.Н. Опережающее образование. М., 1997. — 341 с.
  101. Новые модели финансирования профессионального образования /Под науч. ред. И. П. Смирнова. М., 1996. — 152 с.
  102. Отчет о состоянии московской земледельческой школы и Бутырского хутора московского общества сельского хозяйства за 1892/93 год. М., 1894.
  103. Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия для XXI века: Сб. ст. М., 1992. — 64 с.
  104. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай-Кью, 1994. — 352 с.
  105. В.А. Личность. Деятельность. Коллектив. М.:1982. — 561 с.
  106. К.К. Структура и развитие личности. М.: 1986. — 584 с.
  107. В.А. Проблемы профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования /Материалы научно-практической конференции, Кемерово, 1995, с. 13−16.
  108. Профессиональное образование в коммерческой сфере. (Под науч. ред. Л.Д.Федотовой). М., 1999. — 145 с.
  109. Профессиональное образование. Журнал. № 1, 1999.
  110. Профориентация и проблемы занятости. (Под ред. Е. Ткаченко). М., 1994.- 362 с.
  111. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. /Под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999. — 1 том — 424 е., II том — 816 с.
  112. Психология человека от рождения до смерти. (Под общей ред. А.А.Реана). СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 656 с.
  113. В.А. Драматизм бытия, или Обретение смысла. М.: Изд-во «Пихта», 2000.
  114. Региональная политика и национальная доктрина образования. По материалам собрания Академии профессионального образования. М., 1999. — 62 с.
  115. Роль профессионально-технического образования в образовательной системе Российской Федерации //Бюллетень ЮНЕСКО /Под научной ред. И. П. Смирнова. М., 1995. — 32 с.
  116. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. — 333 с.
  117. С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь. (Соб.собр.соч. в 2 т. М.: 1989.).
  118. В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: 1998. — 381 с.
  119. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: 1981. — 532 с.
  120. Е. А. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения. (Учебное пособие). М., 2000. — 137 с.
  121. М.С. Организация профориентационной и профконсультационной работы. М., 1998. 7,5 п.л. (в соавторстве).
  122. М.С. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости. М., 1995. 9 п.л. (в соавторстве).
  123. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том I, 1802−1852.-С.-Петербург, 1864.
  124. Сборник статей: Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования. Саранск, 1993.
  125. В. Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. 362 с.
  126. Сертификация профессионального образования за рубежом /Сост. В. А. Малышева. М.: ИРПО, 1998. — 99 с.
  127. И.М. Психология поведения. М.: 1998.-354 с.
  128. М.С. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. СПб.: ЦИПК ПО, 1998. — 354 с.
  129. В. А. Методика производственного обучения. М., 1992. — 164 с.
  130. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. (Всероссийское социологическое исследование). М., 2002. — 46 с.
  131. И. П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М., 1998. — 102 с.
  132. И. П. Познай себя в творчестве: социологические проблемы труда молодежи: Монография. М., 1982. — 101 с.
  133. И.П., Хварцкия А. Х. Технология педагогического общения в профессиональной школе. М., 2000. — 74 с.
  134. B.C., Писарский П. С. Социологический портрет учащегося ПТУ. -М., 1992.-42 с.
  135. B.C., Писарский П. С. Регионализация образования: опыт многомерного анализа. М., 1999.
  136. А.Г. Профессиональное образование в Петрограде и губернии в начале века. М., 1999. — 24 с.
  137. П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  138. Т. В. Роль прогнозирования в становлении и развитии новой системы профессионального образования. СПб., 1994. — 212 с.
  139. В.Г. Психология трудных школьников. М.: 1996. — 217 с.
  140. В. А. О воспитании. М., 1973. — 391 с.
  141. Н. М. Введение в неопедагогику. М.: Изд-во «Лотос», 1991. -184 с.
  142. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке: вчера, сегодня, завтра. -М., 1994.-281 с.
  143. . М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.
  144. Е. В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. отв. ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995, Вып.1 13,7 п.л. 1996, Вып. 2−21,3 п.л.
  145. Е. В. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994.-232 с.
  146. X. Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. Нальчик, 1997.-461 с.
  147. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.
  148. Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. М., 2001. — 224 с.
  149. Л.Д. Дидактические основы формирования интегрированного содержания начального профессионального образования. М., 1995. 7 п.л.
  150. Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. (Избранные труды). М., 1999.- 672 с.
  151. С., Кузнецов Ю. Страницы истории профессионального и технического образования России. СПб., 1996. — 296 с.
  152. Н. К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998. -249 с.
  153. В. Е., Мартынова Е. И. Подготовка конкурентоспособного рабочего в профессионально-технических учебных заведениях. СПб., 1994.- 86 с.
  154. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 1999.- 30 п.л.
  155. С.Ю. Теоретические основы современного трудового воспитания. Логико-дидактический аспект, М: Высш.ШК., 1997.
  156. И. Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений. 4. I-II. М., 1995. 9,7 и 8 п.л.
  157. О.Б. Подготовка квалифицированных рабочих по массовым профессиям //Профессиональное образование. 1997. № 4. с. 8.
  158. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.-64 с.
  159. Н.В. Авторские программы учебных курсов в современной школе //Наука и школа. 1997. № 1, 0,3 п.л. (в соавторстве).
  160. Н.В. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в школе. 4.1. Таллин, 1995. 10 п.л. (в соавторстве).
  161. Г. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1992. — 415 с.
  162. А. Введение в профессиональную педагогику: Учебное пособие /Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 1996. — 288 с.
  163. А. X. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы (теория и практика). -Минск, 1995. 136 с.
  164. Ю. А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. М.: ИРПО, 1995. — 95 с.
  165. Перечень диссертационных работ
  166. Н.Ю. Организационно-методические основы разработки программы развития профессионального образования в крупном регионе. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. экон. наук. СПб, 1994.-26 с.
  167. М.Г. Обучение и воспитание учащихся с девиантным поведением в специальных учреждениях профессионального образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999 г. -24 с.
  168. Е.В. Педагогические аспекты правового обеспечения образования (проблемы начального профессионального образования). Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998. 21 с.
  169. А.H. Педагогические основы организации дифференцированногопрофессионального образования учащейся молодежи в условиях рынка труда. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. нг.ук. Москва. 1999.-23 с.
  170. В.И. Мониторинг начального профессионального образования региона. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 2000. 23 с.
  171. Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения в службе занятости населения. Диссертация на соискание уч. степени канд. пед. наукв виде научного доклада. Москва. 1998. 45 с.
  172. В.Б. Эффективность деятельности органов управления начальным профессиональным образованием в регионе. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. 21 с.
  173. В.В. Формирование современной образовательной политики (национально-региональный аспект). Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 2002. 28 с.
  174. М.Ю. Гуманитарная подготовка студентов высших технических учебных заведений (историческо-педагогический и организационно-управленческий аспекты). Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 2000.
  175. Г. А. Образование как социокультурная ценность: философский анализ. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. филос. наук. Москва. 1999. 41 с.
  176. К.Г. Педагогические основы профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения. Диссертация на соискание уч. степени докт. пед. наук в виде научного доклада. Москва. 1999. 44 с.
  177. Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. С.-Петербург. 1998. 86 с.
  178. A.A. Особенности функционирования профессионального лицея в условиях формирования муниципального рынка труда. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998. 22 с.
  179. H.H. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва: ИКПРАО. 1996.
  180. И.И. Комплексная система контроля качества образования в профлицее. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 2000. 24 с.
  181. З.К. Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва: ИТОиП РАО. 1998.
  182. A.C. Педагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении. Автореф. диссертации на соискание уч. степени пед. филос. наук. С.-Петербург. 2000.
  183. Л.Р. Организация научно-экспериментальной работы в профессиональном лицее центре непрерывного образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. — 22 с.
  184. Е.Л. Проектирование и реализация системы методической работы в средней профессиональной школе. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Тольятти, 2000. 35 с.
  185. Л.А. Особенности управления трудовыми ресурсами в условиях переходного периода (на примере Камчатской области). Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. экон. наук. Владивосток, 1999 -22 с.
  186. М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 1999. 45 с.
  187. М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Санкт-Петербург. 1998. 46 с.
  188. В.М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов (Общедидактический аспект). Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. С.-Петербург: СПбГУ. 1997.
  189. В.А. Государственная система профессионального образования: анализ, прогнозирование, организация. Автореф. диссертации на соискание уч. степени док. экон. наук. СПб, 1992. 41 с.
  190. Ф.Т. Теоретические основы развития этнических знаний профессионально-педагогических работников. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Екатеринбург. 1999. 39 с.
  191. А.Х. Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждении профессионального образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. 22 с.
  192. П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 1995. 26 с.
  193. Т.И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 1996.-23 с.
  194. H.H. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени доктора пед. наук. Москва. 2000. -22 с.
  195. В.И. Организационно-педагогические основы развития профессионального образования в региональном многопрофильном колледже. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998. 26 с.
Заполнить форму текущей работой