Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая диагностика в системе совершенствования профессиональной деятельности учителя начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из выделенных нами общих условий, нами предложены следующие рекомендации: а) содержание, формы, методы воспитательных воздействий разрабатывать в соответствии с основными положениями концепций гуманизации педагогического процесса, личностно ориентированных технологий обучения и воспитания учащихсяб) готовить учителей к профессионально-диагностической деятельности в педагогических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики
    • 1. 1. Логика и структура профессиональной 13 деятельности учителя в современной теории педагогического образования
    • 1. 2. Особенности профессиональной 36 деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию педагогической диагностики в системе совершенствования профессиональной деятельности учителя начальных классов
    • 2. 1. Содержание, формы, методы педагогической 77 диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях экспериментального исследования
    • 2. 2. Педагогические условия использования 125 педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов

Педагогическая диагностика в системе совершенствования профессиональной деятельности учителя начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в России социально-экономические преобразования обусловили гуманизацию и демократизацию системы образования и условия для внедрения в школьную практику педагогической диагностики. Действительно, возникновение новых типов образовательных учреждений, переход на образование по выбору, обновление его содержания, разработка новых технологий обучения и воспитания, освоение самой школой сферы дополнительных услуг, в том числе и платных, профессиональная конкуренция обусловили изменения требований общества к качествам личности учителя и его профессиональной деятельности. В связи с этим появилась потребность в учителе, являющемся конкурентоспособным на рынке трудаспециалисте высокого класса, способном создавать образовательные технологии на уровне мировых стандартовспециалисте, который с первых же дней пребывания ребенка в школе проявит себя по отношению к нему как профессионал-диагност.

В условиях рыночных отношений профессионализм приобретает и будет все больше приобретать стоимостную значимость. Это значит, что вопросы трудоустройства, зарплаты, аттестации и др. будут зависеть от его профессионализма, в том числе и от диагностического.

Диагностическая деятельность учителя становится нормативно-обязательной. Это нашло отражение в документах Министерства образования Российской Федерации — в нормативном включении в перечень аттестационных требований к учителю.

Подчеркнутая в Законах «Об образовании» Российской Федерации и Чувашской республики направленность на гуманизацию, ориентацию на свободное самоопределение личности выдвигает на первый план задачи развития индивидуальности ребенка, его способностей и склонностей, раскрытия его творческого потенциала. В значительной степени успешно решать эти задачи позволяют средства и методы педагогической диагностики.

Многими отечественными и зарубежными психологами и педагогами (Ю.К. Бабанский, JI.B. Занков, К. Ингенкамп, А. И. Кочетов и др.) доказано, что организация обучения и воспитания на диагностической основе значительно повышает эффективность и результативность этих процессов. В научной литературе установлено, что успех учебно-воспитательной работы находится в прямой зависимости от уровня высокопрофессиональной деятельности учителя, в основе которой лежит теория и практика педагогической диагностики. Поэтому проблема диагностического обеспечения педагогического процесса приобрела особую актуальность не только в социальном аспекте, но и в научном.

В настоящее время имеется ряд исследований, посвященных изучению содержания, методов и форм педагогической диагностики (Б.К. Битинас, Н. К. Голубев, И. Я. Климов, В. Г. Максимов, Н. И. Монахов и др.). Учеными рассматриваются методологические, теоретические, операционные аспекты внедрения педагогической диагностики в школьную жизнь. Особенно активизировались поиски научно обоснованных рекомендаций по изучению воспитанности учащихся (Н.И. Болдырев, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, Н. И. Монахов, М. И. Шилова и др.). Хотя ученые выдвигают различные подходы к определению критериев, показателей воспитанности школьников, все они единодушно признают важность и необходимость изучения индивидуальных особенностей личности ребенка, необходимость профессионально заниматься диагностической деятельностью. Это позволит научно обоснованно строить учебно-воспитательный процесс уже в начальной школе, оптимально ставить задачи обучения и воспитания, планировать систему педагогических воздействий, своевременно вносить коррективы.

Педагогическая диагностика как часть профессиональной подготовки студентов рассматривалась в работах Н. А. Кузьминой, Т. В. Куприянчик, Н. Е. Мажар, В. Г. Максимова, Г. Н. Судженко и др.

В последнее время по педагогической диагностике защищены кандидатские диссертации. В них представлены исследования по системе формирования готовности студентов к педагогической диагностике результатов воспитания школьников (М.А. Ерофеева), формированию у будущих учителей умений педагогического диагностирования (J1.H. Давыдова), подготовке студентов педвуза к профессионально-диагностической деятельности (Г.Г. Андреева), обучению будущих учителей культуре педагогического диагностирования (Т.Е. Маркова), диагностике учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы в школе (В.Н. Максимова) и др.

В настоящее время проведен ряд исследований, посвященных проблемам, принципам, компонентам формирования готовности учителей начальных классов к педагогической деятельности в процессе базового образования (В.П. Ковалев), методике воспитательной работы в начальных классах (О.С. Богданова, В.И. Петрова), проблеме выявления и учета индивидуальных различий учащихся 1−3 классов в учебном процессе (Г.С. Овчинников), вопросам развития и воспитания младших школьников (Л.Ю. Сироткин, А.Н. Хузиахметов) и др. Однако сегодня не полно представлены разработанные теории системной профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики, не обоснованы научно и эмпирически педагогические условия, необходимые для внедрения соответствующей технологии в целостный педагогический процесс.

Важность разработки данного исследования подтверждается также тем, что в современной педагогической науке утвердилось положение о зависимости уровня учебно-воспитательного процесса школы от того, насколько успешно этот процесс осуществляется в начальном его звене, то есть в младших классах, в связи с чем особенно необходима научно обоснованная деятельность учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики. Она важна не только в научно-экспериментальных целях, но и для практического использования каждым учителем в повседневной деятельности. Актуальность нашего исследования в практическом аспекте связана с имеющимися недостатками в традиционной системе планирования и осуществления учебно-воспитательной работы с классом. К ним необходимо отнести неумение учителя устанавливать диалектическую взаимосвязь между наработанной теорией и своей повседневной практикой, отсутствие достаточной информации при определении педагогических задач, случайный и далеко не обоснованный характер выбора содержания, методов и средств воспитательной работы, отсутствие разработанной системы необходимых в начальной школе диагностических процедур, научно обоснованного анализа проделанной учителем работы и другие.

Таким образом, теория и практика профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики потребовали специального исследования.

В результате изучения существующих теорий организации учебно-воспитательного процесса в начальной общеобразовательной школе и понимания необходимости его совершенствования на современном этапе мы выявили противоречия между значимостью использования педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов, с одной стороны, и недостаточным уровнем и степенью ее разрешенности в научной литературе, с другой сторонымежду необходимостью использовать педагогическую диагностику в целостном педагогическом процессе и современными требованиями к диагностической деятельности, с одной стороны, и ее недостаточно профессиональным практическим осуществлением в начальной школе — с другой.

Выявленные нами противоречия определили проблему нашего исследования: какие педагогические условия использования педагогической диагностики способствуют совершенствованию профессиональной деятельности учителя начальных классов? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее разрешения обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования: «Педагогическая диагностика в системе совершенствования профессиональной деятельности учителя начальных классов».

Объект исследования — профессиональная деятельность учителя начальных классов.

Предмет исследования — процесс использования педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

1. Определить логику и общую структуру профессиональной деятельности учителя с позиций требований современной теории педагогического образования.

2. Разработать теоретические основы профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики.

3. Опытно-экспериментально обосновать содержание, формы, методы педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

4. Выявить и опытно-экспериментально обосновать педагогические условия использования педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

В качестве гипотезы исследования мы выдвинули положение: педагогическая диагностика может быть средством совершенствования профессиональной деятельности учителя начальных классов, если:

1. Содержание, формы и методы педагогической диагностики разработаны в соответствии с основными положениями концепции гуманизации педагогического процесса, личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания учащихся.

2. Учитель профессионально подготовлен к диагностической деятельности.

3. Учитель имеет специально разработанную опытно-экспериментальную программу по использованию педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов, в которой предусмотрено соблюдение следующего режима проведения диагностических процедур: общего физического развития школьников — с первого по четвертый классывоспитательной возможности классного коллектива — с первого по четвертый классывоспитательного потенциала семьи школьников — с первого по четвертый классыуровня развития социальных качеств школьников — со второго по четвертый классыпрофессиональных намерений школьников — в четвертом классе.

4. По каждой диагностической карте разрабатывается система коррекци-онной деятельности учителя, учащихся и их родителей.

5. Диагностическое заключение, составляемое ежегодно, является основой для определения педагогических задач, планирования учебно-воспитательной работы.

6. Осуществляется ежегодный анализ диагностических данных об уровне общего развития учащихся, который дает основание для оценки качества профессиональной деятельности учителя начальных классов.

7. У учителя сформированы необходимые для диагностической деятельности профессионально значимые личностные качества.

Теоретической и методологической основой исследования являются: философские учения о материально-диалектическом и системном понимании природы и общества, о всеобщем и особенном, о взаимодействии систем, их структур, педагогических концепций в организации учебно-воспитательного процесса в средней школе;

— общая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.);

— психологическая теория личности (П.П. Блонский, Л. С. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.);

— концептуальные идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Л. Г. Вяткин, И .Я. Якиманская и др.);

— основные положения теории педагогической диагностики (Б.П. Битинас, Н. К. Голубев, А. И. Кочетов и др.);

— методы и приемы диагностических исследований (А.С. Белкин,.

B.П. Беспалько, В. Г. Максимов, В. А. Сластенин и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические: теоретико-методологический, историко-сравнительный анализ философской, психолого-педагогической литературы, директивных и нормативных документов, системный подход;

— эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестовые испытания, социометрия, коллективная и коллективно-экспертная оценка, устные и письменные опросы, изучение результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся и учителей, педагогический эксперимент, методы математической обработки экспериментальных данных.

Организация, этапы, опытно-экспериментальная база исследования Экспериментальной базой исследования явились средняя школа № 1 пос. Вур-нары, УВК № 39 г. Чебоксары Чувашской Республики, средняя школа № 277 г. Гаджиево Мурманской области.

Исследование осуществлялось в период с 1996 по 2002 гг. в три этапа: 1. На первом этапе — поисково-теоретическом (1996;1998 гг.) — осуществлялись изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, была обоснована проблема, изучался уровень ее разработанности в теории образования. Определились цель, задачи, объект, предмет, рабочая гипотеза исследования. Это позволило сформулировать основные теоретические положения исследуемой проблемы, разработать программу опытно-экспериментальной работы. Были подготовлены публикации по теме исследования.

2. На втором этапе — опытно-экспериментальном (1998;2001 гг.) — апробировалась опытно-экспериментальная программа использования педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов, была осуществлена обработка промежуточных результатов эксперимента, подготовлены публикации по теме исследования.

3. На третьем этапе — обобщающем (2001;2002 гг.) — осуществлялись обработка, анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, были внедрены практические рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положенийкритическим анализом и учетом состояния изучаемой проблемы в теории и практикевыбором используемых теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследованияразносторонностью эмпирических материалов, необходимых для количественного и качественного анализа исследуемой проблемыматематической обработкой опытных данныхиспользованием на практике результатов опытно-экспериментальной работырезультатами эксперимента, подтверждаемыми позитивные изменения. Благодаря избранной логике подтверждена эффективность опытно-экспериментальной программы, спроектированной модели профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики.

На защиту выносятся:

1. Теоретические основы профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики: сущность, логика и структура диагностической деятельности, ее принципы, этапы и уровниособенности использования педагогической диагностики в начальной школе.

2. Методика использования педагогической диагностики в начальных классах в целостном педагогическом процессе.

3. Педагогические условия использования педагогической диагностики в процессе совершенствования профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Содержание, формы, методы использования педагогической диагностики в начальной школе определены специально разработанной нами опытно-экспериментальной программой. Предлагаемые в ней методики подобраны таким образом, чтобы не перегружать учителя: они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткое времяполученная информация может быть обработана количественно и качественноупрощенные методы математической обработки позволяют обрабатывать диагностическую информацию в условиях отсутствия компьютерной техники.

2. В экспериментальном классе, где работа строилась на основе педагогической диагностики, выходные параметры, динамика уровней развития (общее физическое развитие, развитие социальных качеств, воспитательного потенциала семьи учащихся, нравственная направленность, сплоченность класса) а также успеваемость учащихся выше, чем в контрольном классе.

3. Профессиональная деятельность с использованием педагогической диагностики предполагает отражение ее результатов в следующих документах: классном журнале, поурочных планах по предметам, оперативном плане воспитательной работы с классом, журнале «Мой класс» .

4. На основании диагностических заключений мы имеем возможность делать выводы о дальнейших тенденциях развития личности, в связи с чем появлялась возможность уже в начальной школе прогнозировать предполагаемую сферу профессиональной деятельности учащихся, индивидуализировать процессы обучения и воспитания.

5. Использовать педагогическую диагностику можно на любом этапе профессиональной деятельности учителя начальных классов (при поступлении детей в школу, в первом, втором, третьем, четвертом классах). Педагогическая диагностика может быть использована в начальной школе с 3-летней и 4-летней программой обучения.

6. К общим педагогическим условиям использования педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов относятся следующие:

— соответствие содержания, форм и методов педагогической диагностики основным положениям концепции гуманизации педагогического процесса, личностно-орентированных технологий обучения и воспитания учащихся;

— профессиональная подготовка (или переподготовка) учителя начальных классов к диагностической деятельности;

— использование педагогической диагностики по специально разработанной и опытно-экспериментально апробированной программе, в которой предусмотрено соблюдение определенного режима проведения диагностических процедур;

— использование результатов педагогической диагностики при определении педагогических задач;

— разработка по каждой диагностической карте системы коррекционной деятельности учителя, учащихся и их родителей;

— осуществление ежегодного анализа диагностических данных об уровне общего развития учащихся;

— наличие у учителя необходимых для диагностической деятельности профессионально значимых личностных качеств.

Исходя из выделенных нами общих условий, нами предложены следующие рекомендации: а) содержание, формы, методы воспитательных воздействий разрабатывать в соответствии с основными положениями концепций гуманизации педагогического процесса, личностно ориентированных технологий обучения и воспитания учащихсяб) готовить учителей к профессионально-диагностической деятельности в педагогических колледжах, институтах, университетахв) соблюдать режим проведения диагностических процедург) определять педагогические задачи, планировать учебно-воспитательную работу на основе диагностических заключенийд) по каждой диагностической карте разрабатывать систему коррекционной деятельности учителя, учащихся и их родителейе) осуществлять ежегодный анализ диагностических данных об уровне общего развития учащихсяж) развивать свои профессионально значимые личностные качестваз) использовать в работе журнал «Мой класс», опытно-экспериментальную программу.

7. К частным педагогическим условиям использования педагогической диагностики в профессионально деятельности учителя начальных классов относятся следующие:

— создание стимулирующей среды, благоприятной атмосферы в коллективе учителей начальных классов (нравственно-психологический климат в школе);

— моральная поддержка учителя со стороны администрации школы;

— создание эффективной системы материального стимулирования труда учителя;

— создание условий для непрерывного профессионального образования учителей;

— использование ЭВМ при обработке и обобщении диагностических данных;

— обеспечение преемственности диагностической деятельности: дошкольные заведения — начальная школа — среднее звено общеобразовательной школы.

Выделение частных условий использования педагогической деятельности позволяет нам предложить следующие рекомендации: а) создать благоприятную атмосферу в учительском коллективе (благоприятный нравственно-психологический климат) — б) морально и материально стимулировать осуществление профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики (стимулирование диагностического профессионализма вовсе не означает нагнетение непосильного напряжения в ущерб здоровью учителя.) — в) создавать условия для непрерывного профессионального образования учителяг) использовать ЭВМ при обработке и обобщении диагностических данных, для чего необходимо создание специальных профессионально-диагностических программд) обеспечивать преемственность начальной школы с детским садом и средним звеном общеобразовательной школы. Один из путей такой преемственности выражается в передаче диагностических данных о детях воспитателем детского сада учителю начальных классов, учителя начальных классовучителю-классному руководителю детей в пятом классе. Для этого необходимо разработать содержание, формы получения и представления диагностических данных для воспитателя подготовительной группы детского садае) обеспечивать единую согласованную работу всего педагогического коллективаж) осуществлять контроль за качеством профессионально-диагностической деятельности (самоконтроль учителя начальных классов, контроль со стороны администрации школы) — з) повышать учебно-методическую обеспеченность в начальных классах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Уровень современных требований, предъявляемых к профессионалам в любой области, в том числе и педагогической, очень велик. Проблема использования педагогической диагностики имеет прямое отношение к проблеме повышения профессионализма учителя, совершенствования его профессиональной деятельности. Она относится к числу наиболее актуальных в наше время как в социальном, так и в теоретическом и практическом плане.

Педагогическая диагностика является одним из направлений современной педагогической науки, позволяющим на научной основе совершенствовать профессиональную деятельность учителя, в частности учителя начальных классов. Более того, она само по себе является средством совершенствования этой деятельности.

В диссертации определена специфика педагогической деятельности, ее своеобразие сравнительно с другими видами профессионального трудадана обобщенная характеристика уровней и компонентов педагогической деятельности, профессионально-педагогических умений учителяопределена логика и структура профессиональной деятельности учителя с позиций требований современной теории педагогического образования. Она состоит в следующем:

— профессионально-педагогическая деятельность представляет собой сложную, многоуровневую, динамически развивающуюся систему внутренних и внешних действий учителя, направленных на реализацию основной цели воспитания. Цель воспитания реализуется в процессе решения многообразных педагогических задач;

— общая схема профессионально-педагогической деятельности может быть представлена как цель воспитания (педагогические задачи) — профессионально-педагогическая направленность (мотив) — концептуальная модель и план решения каждой педагогической задачипроцесс переработки текущей педагогической информации и действия по решению педагогических задачпроверка результатов и коррекция действий. Профессионально-педагогическая деятельность требует от учителя определенной системы и последовательности действий, определенной логики и напряжения, постоянной нацеленности на поиск оптимальных для данных условий решений педагогических задач.

На основе изучения историко-педагогической и историко-психологической научной литературы нами были изучены и представлены исторические этапы развития педагогической диагностики. Это позволило разработать теоретические основы профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностики. Они состоят в следующем:

— в сущности, педагогическая диагностика — важнейшая, составная часть и в то же время самостоятельная область профессиональной деятельности учителя, проводимая поэтапно и систематически с целью определения психолого-педагогического состояния учащихся для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса, использующая строго и малоформализованные методы исследования;

— педагогическая диагностика в начальной школе имеет функции, которые были реализованы в процессе нашей опытно-экспериментальной работы: обратной связи, оценочная, мотивационно-побуждающая, коммуникативная, конструктивная, информационная, прогнозирующая;

— к принципам диагностической деятельности мы относим соответствие педагогической диагностики уровню развития науки, целенаправленность диагностики, целостное изучение педагогического явления или процесса, одновременное изучение коллектива и личности, единство их изучения и воспитания, изучение педагогических явлений в динамике, комплексное использование методов диагностики, объективность результатов педагогической диагностики;

— охарактеризовав особенности использования педагогической диагностики в начальной школе, раскрыли следующие области ее применения: в определении индивидуальных свойств в психическом развитии, социальном и физическом развитии детей, в семьи и классном коллективе. В соответствии с ними определена система профессионально-диагностических умений учителя начальных классов;

— педагогическую диагностику как научно-практическую деятельность можно осуществлять на трех уровнях: компонентном, структурном, системном;

— профессиональную деятельность с использованием педагогической диагностики учитель начальных классов может осуществлять на различных уровнях: низком (адаптивный), среднем (локально-моделирующий) — выше среднего (системно-моделирующий знания) — высоком (системно-моделирующий деятельность).

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выявлены и обоснованы общепедагогические условия использования диагностики:

— соответствие содержания, форм и методов педагогической диагностики основным положениям концепции гуманизации педагогического процесса, личностно-орентированных технологий обучения и воспитания учащихся;

— профессиональная подготовка (или переподготовка) учителя начальных классов к диагностической деятельности;

— использование педагогической диагностики по специально разработанной и опытно-экспериментально апробированной программе, в которой предусмотрено соблюдение определенного режима проведения диагностических процедур;

— использование результатов педагогической диагностики при определении педагогических задач;

— разработка по каждой диагностической карте системы коррекционной деятельности учителя, учащихся и их родителей;

— осуществление ежегодного анализа диагностических данных об уровне общего развития учащихся;

— наличие у учителя необходимых для диагностической деятельности профессионально значимых личностных качеств.

К частным педагогическим условиям использования педагогической диагностики в профессионально деятельности учителя начальных классов относятся следующие: создание стимулирующей среды, благоприятной атмосферы в коллективе учителей начальных классов (нравственно-психологический климат в школе), моральную поддержку учителя со стороны администрации школы, с оздание эффективной системы материального стимулирования труда учителя, создание условий для непрерывного профессионального образования учителей, использование ЭВМ при обработке и обобщении диагностических данных, обеспечение преемственности диагностической деятельности: дошкольные заведения — начальная школа — среднее звено школы.

Подводя итоги диссертационного исследования, отметим, что поставленные задачи решенывыдвинутая гипотеза исследования на основе опытно-экспериментальной работы доказанаматериал исследования полностью апробирован и внедрен в практику конкретных школ. Итоги формирующего эксперимента, проведенного нами, подтвердили, что выявленные и учтенные нами педагогические условия позволяют совершенствовать профессиональную деятельность учителя начальных классов, что отражается в выходных параметрах уровней общего развития младших школьников, динамике их развития.

Исследование, имеющее теоретико-экспериментальный характер, затрагивает только один из аспектов проблемы профессиональной деятельности учителя с использованием педагогической диагностики. Результаты исследования указывают на перспективность ее дальнейшего изучения. В ходе проведения и осмысления его результатов наметились новые проблемы, решение которых является немаловажным, и предполагают дальнейшее исследование профессиональной деятельности учителей средних и старших классов общеобразовательной школы с использованием педагогической диагностики, развития профессионально-диагностической культуры студентов и учителей в процессе профессиональной подготовки и переподготовкиразработку компьютерных диагностических программ и другие. Полученные экспериментальные данные обогащают теорию и практику школьного образования, профессиональной подготовки учителя, способствуют разработке подходов к новым педагогическим технологиям, ориентированным на личностное развитие детей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определена логика и общая структура профессиональной деятельности учителя с позиций требований в современной теории педагогического образованияразработаны теоретические основы профессиональной деятельности учителя начальных классов с использованием педагогической диагностикиопытно-экспериментально обоснованы содержание, формы, методы использования педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классоввыявлены и опытно-экспериментально обоснованы педагогические условия использования педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы, а также научно обоснованные педагогические условия использования педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса начальной школымногократно проверенные в ходе эксперимента методики диагностирования (физическое развитие школьников, развитие их социальных качеств, воспитательная возможность классного коллектива, воспитательный потенциал семьи школьников, индивидуальные особенности в психическом развитии школьников), новая система планирования воспитательной работы позволяют строить целостный учебно-воспитательный процесс в начальной школе на диагностируемой и прогнозируемой основепо материалам диссертации разработаны опытно-экспериментальная программа, журнал «Мой класс». Они могут быть широко использованы при организации учебно-воспитательной работы в начальном звене общеобразовательной школытеоретические положения, результаты исследования могут быть использованы студентами и преподавателями педагогических колледжей и вузов при изучении и преподавании курсов «Педагогическая диагностика», «Педагогика».

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:

1. О технологии педагогического труда и педагогическом творчестве // Школа-лицей как образовательно-воспитательная система: технология деятельности педколлектива (Материалы научно-практической конференции) — Чебоксары: ЧГПИ, 1996. -С. 144 — 146.

2. Организация индивидуализированных самостоятельных работ учащихся // Личностно ориентированная технология обучения и воспитания в системе «школа — вуз»: процесс и результаты (Материалы научно-практической конференции) — Чебоксары: ЧГПИ, 1997. — С. 227 — 229.

3. Отечественный и зарубежный опыт учебных заведений по социальной адаптации молодежи к рынку // Сборник научно-методических статей преподавателей и аспирантов. Выпуск IX. — Чебоксары: ЧКИ МУПК, 1997. — С. 3 — 84. Педагогическая диагностика как важнейшая часть профессиональной деятельности учителя // Сборник научных трудов студентов и аспирантов. -Чебоксары: ЧГПИ, 1997. — С. 37 — 43.

5. Формирование образовательных потребностей // Формирование гражданина (из опыта работы школы (УВК) № 39 г. Чебоксары) — Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 1997. — С. 35 — 38.

6. Опытно-экспериментальная программа по использованию педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя начальных классов. — Чебоксары: Крона, 1998. — 65с.

7. Журнал «Мой класс» (диагностико-коррекционная деятельность учителя начальных классов). — Чебоксары: Крона, 2001. — 156 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш 1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266−1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. — N 3. — ст. 150.
  2. Закон Чувашской Республики от 28.01.1993 (ред. от 14.02.1997) // Чавашъ-ен. 1997.-N9(8 марта).
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336 с.
  5. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кетелла. Л., 1985. — 57 с. ш
  6. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагно-! стика // Вопросы психологии. 1968. — № 6. — С. 21 — 33.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2. Казань: КГУ, 1998. — 318 с.
  8. Г. Г. Подготовка студентов педвузов к профессионально-диагностической деятельности: Дисс. .канд. пед. наук. Чебоксары, 2001.- 166 с.
  9. В.А. Естественный эксперимент // Методы изучения ребенка. -* Орел: Красная книга, 1923. С. 52 — 80.
  10. С.Н. Профессия учителя. Очерки по психологии труда. -М.: Трудрезервиздат, 1958. 160 с.
  11. А.Г. Деятельность и установка. М.: Просвещение, 1990. — 112 с.
  12. Н.Н. Диагностико-технологическое обеспечение преемственности обучения учащихся начальных и пятых классов: Дисс.. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. — 180 с.
  13. Ф 13. Афанасов В. А. Пути совершенствования молодым учителем своего мастерства: Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1951. — 153 с.
  14. М.А. Основные результаты контентанализа учебных программ дисциплин психолого-педагогического цикла / Тез. докл. к пленуму УМО и семинару-совещанию «Психологическая диагностика профессионально важных качеств». Бухара, 1992. — С. 63 — 65.
  15. Л.Г. Индивидуально-психологические характеристики личности учителя с разным уровнем педагогического мастерства // Совершенствование профессиональных знаний педагогических кадров. Ч. 1. Л., 1978. — С. 106- 108.
  16. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -251 с.
  17. И.А., Барташников А. А. Учись играя: Тренировка интеллекта: игры и тесты для детей 5−7 лет. Харьков: Фолио, 1997. — 412 с.
  18. М.Я. Новые данные к обоснованию естественного эксперимента исследования личности // Вопросы изучения и воспитания личности. М. -Л.: Гос. изд-во, 1922, № 4−5. — С. 918 — 933.
  19. Л.А. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 250 с.
  20. А.С. Об изучении личности воспитанников // Народное образование. 1972. -№ 11. — С. 17−23.
  21. Ю.А., Раппорт И. А. Тесты как инструмент и как объект педагогических исследований // Объективные характеристики, критерии, оценки измерения педагогических явлений и процессов. М., 1973. — С. 311 — 320.
  22. М.С. Вопросы методологии на 1 Всесоюзном Педологическом съезде // На путях к новой школе. М., 1928. — № 1. — С. 37 — 43.
  23. М.С. Метод анкеты // Методы изучения ребенка. Орел: Красная книга, 1923. — С. 81 — 107.
  24. М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 340 с.
  25. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 13 — 36.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  27. .Н., Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.- 173 с.
  28. .Н., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика, сущность, функции, перспективы//Педагогика. 1993. -№ 2.-С. 10 — 15.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. / Под редакцией А. В. Петровского. В 2 т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 2. -400 с.
  30. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Педагогика, 1986. — 123 с.
  31. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Изд-во Моск. Ун-та, 1982. — 57 с.
  32. А.П. Анкета в педагогическом и психологическом исследовании. М.: В. В. Думнов, 1923. — 95 с.
  33. А.П. Как вести педагогический дневник. Петроград, 1923. -143 с.
  34. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  35. Е.Ю. Обучение молодого учителя стилю педагогической деятельности в системе повышения квалификации: Дисс.. канд. пед. наук. -Петрозаводск, 1995. 177 с.
  36. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  37. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект: Пособие для студентов педвузов и учителей / Под общ. ред. Я.С. Тур-бовского. М.: изд. ИПТ и МИО РАО, 1993.- 192 с.
  38. В.А. Педагогическая диагностика в системе управления общеобразовательной школой с дифференцированным обучением. Чебоксары: ЧГПУ, 2000. — 202 с.
  39. Г. К. Целенаправленность в деятельности преподавателя высшей школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. JL, 1994. — 15 с.
  40. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 215 с.
  41. Вопросы изучения учителя / Под ред. Н. Д. Левитова, Г. С. Прозорова, М. П. Соколова, Г. К. Чугуева. ~ М.: Учпедгиз, 1935. 216 с.
  42. Е.И. Диагностика как вид познавательной деятельности. ~ Автореф. дисс.. .канд. фил ос. наук. Воронеж, 1975. — 47 с.
  43. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск.: БГПИ, 1997. — 378 с.
  44. Воспитательная деятельность молодого учителя / Под ред. С.Г. Вер-шловского. Л!: НИИООВ, 1978. — 117 с.
  45. Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. — 296 с.
  46. З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. Пермь, 1979. — 73 с.
  47. Г. Ф. В начале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника // Начальная школа. 1994. — № 1. — С. 16- 18.
  48. Ю.З. Психодиагностика в школе.- М.: Знание, 1989. № 4.-180 с.
  49. Гладков Ф. М, Об учительском труде // Нар. Образование. 1934. — № 1. -С. 15−17.
  50. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. — 158 с.
  51. Н.В. Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Л., 1951. 192 с.
  52. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 157 с.
  53. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  54. О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 215 с.
  55. А.С. Основные принципы педологического исследования детей // Вопросы изучения и воспитания личности. 1929. — № 5−6. — С. 34 — 43.
  56. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.: ИКА «Москва», 1990. — 145 с.
  57. К.М. Индивидуальные психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. — 79 с.
  58. К.М. Что такое психодиагностика.- М.: Знание. 1985.- № 4. -140 с.
  59. Л.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): Уч. пособие. СПб.: РГПИ, 2000. — 158 с.
  60. В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Просвещение, 1990.- 285 с.
  61. Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования: Дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 155 с.
  62. Диагностика и совершенствование форм и методов воспитания учащихся. Межвузовский сборник научных трудов Красноярск: КГПИ, 1986.- 166 с.
  63. И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975. — 76 с.
  64. А.В. Методы исследования личности ребенка в отечественной педагогике 1-ой трети 20 века: Дисс.. канд. пед. наук. Владимир, 1995. — 147 с.
  65. М.А. Система формирования готовности студентов к педагогической диагностике результатов воспитания школьников: Автореф. дисс.. канд. пед наук. Саратов, 2000. — 19 с.
  66. Естественный эксперимент и его школьное применение / Под ред. А. Ф. Лазурского. -М.: Изд-во К. Л. Риккера, 1918. 192 с.
  67. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Просвещение, 1984. ~ 178 с.
  68. Е.Н. Успешность педагогической деятельности в зависимости от педагогических и специальных способностей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Л., 1983.- 16 с.
  69. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 150 с.
  70. А.Б. Основные вопросы педологии. М.: Работник просвещения, 1930.-264 с.
  71. Л.В. Опыт психологического изучения школьников в составе педагогического исследования // Вопросы психологии. 1971. — № 2. — С. 3 — 19.
  72. Г. Б. Фрустация в профессиональной деятельности учителя начальной школы и условия ее преодоления: Дисс.. канд. психол. наук. -Москва, 1982.-203 с.
  73. И .Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие: Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
  74. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 130 с.
  75. Изучение личности школьника учителем. / Под ред. З. И. Васильевой и др. -М.: Педагогика, 1991. 136 с.
  76. Изучение развития учащихся учителем. М.: НИИ ОПАПК СССР, 1984.-78 с.
  77. Е.Н. Путь к ребенку. М.: Просвещение, 1988. — 145 с.
  78. К. Педагогическая диагностика: пер. с нем.: М.: Педагогика, 1996.-236 с.
  79. Использование психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя / Под ред. Г. С. Сухобской, Н. М. Божко, В. Н. Козиева. М.: Педагогика, 1983. — 254 с.
  80. М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. СПб.: Изд. Дом «Нева" — М.: ОЛМА-ПРЕСС», 2001. — 224 с.
  81. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 325 с.
  82. З.И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников // Вопросы психологии. 1968. — № 6. — С. 15 — 17.
  83. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Дисс.. докт. психол. наук. Грозный, 1985. — 485 с.
  84. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  85. Л.П. Деятельность как педагогическое явление // Сов. педагогика. 1984. — № 2. — С. 52 — 56.
  86. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожковой. М.: ВЛАДОС, 1999. — 280 с.
  87. Е.А., Чистякова С. П. Основы производства. Выбор профессии. Часть 2, М.: Просвещение, 1987. — 64 с.
  88. А.Г. Психология познания людьми друг друга // Вопросы психологии. 1983. — № 1.-С. 112−118.
  89. В.П. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе в малокомплектной сельской национальной школе: Дис.. докт. пед. наук. Чебоксары, 1998. — 390 с.
  90. М.Я. Философский анализ человеческой деятельности // Вестник МГУ. 1978.-№ 2. — С. 3 — 16.
  91. Н.Е. Работа учителя начальных классов по повышению воспитательного потенциала семьи: Дисс. .канд. пед. наук-Москва, 1991.-214 с.
  92. Я.Л. Человек: Психология. М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
  93. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Пестолоцци И. Г. Педагогическое наследие. / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. -416 с.
  94. С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 159 — 174.
  95. С.В. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 184 с.
  96. Н.А., Медынский Е. Н., Шибаева М. Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, 1974. 447 с.
  97. Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики. Чебоксары.: Министерство образования Чувашской Республики, 1998. — Юс.
  98. В.Н. Научно-педагогические основы совершенствования воспитательной деятельности молодого учителя: Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1986.- 198 с.
  99. А.И. Педагогическая диагностика. Минск.: Народная Асвета, 1987.- 223 с.
  100. А.А. История становления и современное состояние диагностики воспитанности: Дисс.. канд. пед. наук. Таганрог, 2000. — 144 с.
  101. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  102. Н.А. Формирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя: Дисс. .канд. пед. наук.- Н Новгород, 1994. 191 с.
  103. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. — 256 с.
  104. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: «Знание», 1985.-97 с.
  105. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя / Тексты лекций. Гомель: ГГУ, 1976. — 57 с.
  106. О.Г. Профессиональные особенности познания людьми друг друга / Тезисы 1 Всесоюзной конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга». Краснодар, 1975. -С. 292−293.
  107. Ю.Н. Педагогическая задача / Творческая направленность деятельности педагогов. Д., 1978. — 67 с.
  108. Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога. JT., 1978.-40 с.
  109. Т.В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе. Красноярск, 1991. — 163 с.
  110. Н.В. На пути к профессиональному мастерству. М.: Просвещение, 1990.-78 с.
  111. А.Ф. Программа исследования личности. Петроград, 1915. -33 с.
  112. К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: СПУ, 1991. — 168 с.
  113. Н.Д. Психология труда ~ М.:Учпедгиз, 1963. 78 с.
  114. С.Н. Методы психологического анализа профессиональной деятельности. Л., 1973. — 49 с.
  115. Л.А. Логика педагогического процесса: М.: Просвещение, 1980. -135 с.
  116. Г. Н. Цель и способы воспитания. М.: Просвещение, 1990. -45 с.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 192 с.
  118. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика. 1968. -№ 7.-С. 3−17.
  119. Е.Н., Погадаев Г. Н., Торчкова Т. Ю., Щитова Р. Я. Методика физического воспитания учащихся 1−4 классов. М.: Просвещение, 1997. — 80 с.
  120. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. — 464 с.
  121. Логинова Г. О профессиональном применении диагностических средств // Народное образование. 1998. — № 9 — 10. — С. 260 — 262.
  122. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991.-296 с.
  123. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.- 194 с.
  124. А. С. О целостном изучении человека // Собр. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. 7. — С. 449 — 450.
  125. А.С. Собрание сочинений: в 5-ти Т. М.: Правда, 1971. — Т. I -384 с.
  126. В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. М.: NB Магистр, 1993. — 84 с.
  127. В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: ЧГПИ, 1996. — 288 с.
  128. В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы в школе. СПб.: ЛОИУУ, 1995. — 85 с.
  129. В.Н. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Сургут: СГПИ, 1999.- 158 с.
  130. Э.С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии. 1972. — № ю. — С. 18 — 29.
  131. А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя // Школа и производство. 1988. — № 12. -С. 6−9.
  132. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  133. Т.Е. Содержание и методы обучения будущих учителей культуре педагогического диагностирования: Дисс. .канд. пед. наук. Самара. -1998.-214 с.
  134. A.M. Если вы учитель: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.- 160 с.
  135. А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. — 301 с.
  136. Е.С., Рапопорт И. А. К методике изучения личности школьника // Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974. — С. 109 — 111.
  137. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. -254 с.
  138. B.C. Проблемы экспериментальной личности Пермь, I960.- 42 с.
  139. Методологические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991. — 104 с.
  140. Методы изучения ребенка / Под. ред. Н. А. Рыбникова. Орел: Красная книга, 1923.- 139 с.
  141. Методы объективного изучения ребенка / Под ред. И. В. Эвергетова. Л.: ЛПИ, 1924.-240 с.
  142. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГПУ, 1980. — 172 с.
  143. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию:
  144. Уч. пособие для студентов пед. уч. заведений. М.: пед. общество России, 1999.-288 с.
  145. В.М. Педагогические основы комплексного изучения личности школьника. Самара: Бахрах, 1991. — 74 с.
  146. В.М., Бордников И. Г. Педагогическая диагностика личности школьника. Самара: СГПУ, 1993. — 96 с.
  147. Л.М. Психологические аспекты труда учителя: Уч. пособие. Тула, 1991.-62 с.
  148. Младший школьник как субъект педагогического воздействия: Сб. научных трудов. Л.:ЛГПИ, 1989. — 164 с.
  149. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  150. Н.И. Изучение эффективности воспитания. Теория и методика. -М.: Педагогика, 1981.-272 с.
  151. В.Ф. Психодиагностика в системе «школьник студент — молодой специалист» // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя. — Полтава, 1985. — С. 114 — 117.
  152. А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.-214 с.
  153. Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Просвещение, 1990. — 145 с.
  154. Т.В. Об организаторском аспекте педагогической деятельности / Вопросы профессиональной подготовки учителя. Иваново, 1973. — С. 90 -98.
  155. Р.С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психодиагностическое исследование с элементами математической статистики. -М.: Владос, 1998.-632 с.
  156. А.В. Роль личности педагога в его деятельности / Индивидуальность педагога и развитие личности школьников. М.: Даугавпилс, 1988. — С. 11 — 15.
  157. А .Я. Влияние особенностей индивидуального стиля на процесс и результаты педагогической деятельности учителя // Новые исследования в психологии. 1987. — № 1. — С. 31 — 35.
  158. К.И. Организация учебно-воспитательной работы в школе. М.: АПН РСФСР, 1950.-86 с.
  159. Новое в воспитательной работе школы / Под ред. Н. Е. Шуркова, В. Н. Шнырева. М., 1991.-84 с.
  160. Г. С. Выявление и учет индивидуальных различий учащихся 1−3 классов в учебном процессе. Чебоксары: ЧГПИ, 1982. — 56 с.
  161. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Инс-т русск. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд, доп. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  162. Орн Ю. А. Познание людьми друг друга как условие и задача воспитания // Проблемы общения и воспитания. Тарту: ТГУ, — 1974. — С. 78 — 84.
  163. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  164. Педагогика для всех: Афоризмы и мысли / В. В. Чечет. Мн.: Нар асвета, 1992.- 190 с.
  165. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Асадем А, 1999. — 544 с.
  166. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. Мн.: Народная газета, 1967. — 153 с.
  167. Педагогическая культура современного учителя. Сборник научных трудов. / Под ред. В. Г. Максимова. Чебоксары.: ЧГПИ. — 1997. — 282 с.
  168. Педагогическая энциклопедия. / Гл. редактор И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. -М.: Советская энциклопедия, 1964. 1 Т. — 834 с.
  169. Е.Н. Руководство учебно-воспитательной работой в школе. -М.: АПН РСФСР, 1950. 68 с.
  170. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.- 174 с.
  171. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Советская педагогика. 1985. — № 12. — С. 42 — 47.
  172. И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. М.: Владос, 2000. — 400 с.
  173. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Казань: КГПУ, 1989. -207 с.
  174. М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие. Опыт программного целевого управления. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  175. A.M., Толстых Н. Н. Совместная работа педагога и психолога по изучению личности учащегося // Психологическая служба в школе. Кн. 1. -Таллин, 1983.-С. 17−26.
  176. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1980. — 115 с.
  177. Программы общеобразовательных учреждений, начальные классы (1−4) одиннадцатилетней школы / Сост. Л. А. Вохиянина, Т. В. Игнатьева, Т. А. Федосова. М.: Просвещение, 1994. — 64 с.
  178. Г. С. Учитель в оценке учащихся // Вопросы изучения учителя / Под ред. Г. С. Прозорова. М.: Учпедгиз, 1935. — С. 67 — 71.
  179. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С.Г. Вер-шловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
  180. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.- 150 с.
  181. В.М. Понимание учителем личности учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1973. — 268 с.
  182. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
  183. А.А. Психология межличностного познания в процессе педагогического общения: Обзоры по основным направлениям развития профтехобразования. Л., 1990. — 121 с.
  184. М.С. Карта-схема психолого-педагогической характеристики семьи как коллектива. Кострома, 1977. — 34 с.
  185. Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: Кн. 1.- 3-е изд. М.: Владос, 2001.-384 с.
  186. Г. Я. Влияние представлений о себе на формирование представления о личности другого // Тезисы 1 Всесоюзной конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга». -Краснодар, 1975. С. 50 — 52.
  187. Г. И. Об экспериментальных методах исследования индивидуальных особенностей личности // Ежегодник экспериментальной педагогики: Т. 3, — М.: тип. И. Н. Кушнерева, — 1910. С. 17−20.
  188. С.Л. Основы общей психологии: Т. 2. М.: Педагогика, 1989.- 328 с.
  189. В.Н. Структуры деятельности // Закономерности научного познания. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1982. — С. 8 — 22.
  190. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Педагогика, 1998.-256 с.
  191. А.А., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. культура». М.: «Терра — Спорт», 2000. — 272 с.
  192. Л.Ю., Хузиахметов А. Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань.: Казанский пед. ун-т, 1997. — 232 с.
  193. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Вып.1. Л., 1976. — С. 30 -46.
  194. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79 — 84.
  195. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М., 1999. 378 с.
  196. К. Н. Учет педагогической работы в школе. М., 1924. — 42 с.
  197. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993.-200 с.
  198. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач (проблемы теории и методики развивающего профессионально-педагогического обучения и самообразования). Кострома, 1994. — 107 с.
  199. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль, 1974.- 131 с.
  200. Т.А. Педагогика: Наука и искусство: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998.-369 с.
  201. B.C. Формирование конкурентоспособного специалиста в профессиональной школе (на примере подготовки специалистов для сферы торговли и общественного питания): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Казань, 1999.- 16 с.
  202. В.А. Верьте в человека.- М.: Молодая гвардия, I960.- 145 с.
  203. В.А. О воспитании. М., 1975. — 257 с.
  204. К.Е. Общая методология процесса диагностики как специфического вида познания: Автореф. дисс.. докт. философ, наук. М., 1969. -34 с.
  205. Л.В. Педагогическое обеспечение преемственности в учебно-воспитательной деятельности комплекса «Детский сад школа»: Дисс.. канд. пед. наук. — Москва, 2000. — 134 с.
  206. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  207. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под ред. С.Г. ВершловскОго. СПб. — 1994. — 133 с.
  208. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.- 557 с.
  209. Н.П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1995. — 85 с.
  210. Ф.А. Педология: мифы и действительность. М.: Знание, 1991. -80 с.
  211. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 267с.
  212. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение. — 1985. — 194 с.
  213. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. С. Изучение личности учащегося и ученических коллективов М.: Просвещение, 1988. — 205 с.
  214. Характеристика готовности ребенка к школьному обучению. Методические рекомендации. Магнитогорск: МАГУ, 2000 — 185с.
  215. И.Ф. Педагогика. 5-е издание. Минск.:Ушвератацкая, 1998. -560 с.
  216. X. Мотивация и деятельность: Пер. с англ. Т. 1- М.: ИЛ, 1986.198 с.
  217. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики и школы / Под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 280 с.
  218. А.В. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1996. 200 с.
  219. Г. И. Что нужно педагогу из психологии // Вопросы философии и психологии. 1911. — С. 38 -69.
  220. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982.- 185 с.
  221. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 206 с.
  222. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Просвещение, 1982.-31 с.
  223. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. // Психология труда и личности учителя. / Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976. — С. 3 — 29.
  224. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса // Советская педагогика. — 1982. — № 8. — С. 74 — 77.
  225. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика, 1993. -112 с.
  226. Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. — С. 6068.
  227. Э.Г. Понятие деятельности как методологическая проблема. М.: Просвещение, 1976. — 73 с.
  228. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Совершенство, 1996. — 274 с.
  229. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349 с.
  230. A Search in Pedagogics. Discussions of the 1920 and Early 1930 p. Moscow: Progress Publishers, 1990. — 406 p.
  231. Frankiewicz V. Rothe Viets Handbuch. Produktive Arbeit der Schuler. Berlin: Volk u. Wissen, 1988. — 208 s.
  232. Klauer K.S. Hand nach der Pedagogischen Diacnostic. Dusseldorf: Schawann, 1978.- 125 s.
  233. Sawin N. Padagogik. Lerbuch fur die Ausbildung von Unterstufenlehrern. -Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1976. 335 s.
Заполнить форму текущей работой