Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Республике Таджикистан процесс интеграции национальных меньшинств в политической жизни, можно сказать, идет естественным путем. Прослеживается некоторая неготовность этнических общин, особенно их лидеров к отстраненности государства от директивности в подходах к решению возникающих проблем и упор на общеправовой подход развития политических отношений в обществе. Политическая инициатива… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОЛЬШИНСТВА И НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЬШИНСТВА
    • 1. Понятие и сущность «национальное большинство» и «национальное меньшинство» и проблемы их взаимоотношения
    • 2. Политико-теоретические аспекты положения национальных меньшинств в современном государстве
  • Глава II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОЛЬШИНСТВА И НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЬШИНСТВА: ИХ МЕСТО И РОЛЬ В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • 3. Взаимоотношения национального большинства и национального меньшинства в постсоветском пространстве
    • 4. Место и роль национального большинства и национального меньшинства в политической системе общества
    • 5. Степень реализации прав национальных меньшинств и их интеграция в политическую жизнь страны

Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. После приобретения политической независимости и государственного суверенитета, Республика Таджикистан, избрала в качестве пути развития строительство правового государства и демократического общества. Избрав демократический путь, Таджикистан, как полиэтническое государство, взял обязательства перед мировым сообществом предоставить равные права для всех, населяющих ее национально-этнических общностей. Закрепленные Конституцией страны политико-правовые акты в области прав человека во многом определили внутреннюю политику государства и ускорили внедрение международных стандартов в различных областях жизни. Права человека были объявлены одним из главных приоритетов развития страны.

Внутренний межтаджикский конфликт способствовал миграцию населения за рубеж. Но, несмотря на это Республика Таджикистан осталась многонациональным государством, в котором в настоящее время проживают представители более 120 национальностей и этнических групп.

В условиях гражданской войны каждый житель Таджикистана, независимо от его национальной, религиозной и расовой принадлежности находился в крайне тяжёлых жизненных испытаний, но и также он был свидетелем взаимопонимания, единства и национального примирения между противоборствующими сторонами. В связи с этим Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон особо подчёркивал: «Национальное согласие нужно республике как воздух. Только идя по пути единения и взаимопонимания, мы сможем обеспечить независимость страны, ее надёжную оборону и единство народа».1.

Проблемы наций, народностей и других национально-этнических общностей являются центральным вопросом национальной концепции современных государств. Понятия и идеи о нации и национальных отношениях возникают вместе с национально-этническими общностями и их.

1 Рахмон Э. Движение национального единства и возрождения Таджикистана. — Душанбе, 1997. -С.31. 3 политическим устройством. В этом плане, в современных науках разработка проблем взаимоотношений между национальным большинством и национальными меньшинствами является актуальной и своевременной. Особенно актуален данный вопрос в условиях Таджикистана как государство нового типа.

Международно-правовыми нормами в области прав человека по взаимоотношению национального большинства и национального меньшинства предусмотрены особые стандарты, которые по мере возможности выполняются. В частности, Таджикистан, как многонациональное государство, принял на себя обязательства защищать права всех национальных, этнических, языковых и религиозных меньшинств, и при этом обеспечить их национально-культурную самобытность. Поэтому одна из главных задач правительства Таджикистана заключается в урегулировании и развитии межнациональных отношений. Изложенная нами аргументация выдвигает необходимость разработки проблем, касающихся национально-этнических общностей в современных условиях. Данное обстоятельство, уже свидетельствует об актуальности предпринятого исследования, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Актуальность темы

исследования таюке обусловлена:

— потребностями дальнейшего развития межнациональных отношений, необходимостью совершенствования национальной политики Республики Таджикистан;

— необходимостью совершенствования конституционных положений по отношению национальных меньшинств, проживающих в Таджикистане;

— суверенный Таджикистан находится на этапе демократизации, и в этой связи необходимо определить наиболее важные аспекты взаимосвязи и взаимодействия между существующими национально-этническими общностями;

— глубокие перемены, происходящие в современном Таджикистане, требуют перемен во взглядах, мировоззрении, политическом сознании и политической культуре всего таджикистанского народа, ибо без этого, решить сложные задачи развития национальных отношений невозможно.

В настоящее время проблема изучения и всестороннего анализа жизнедеятельности национальных меньшинств и национального большинства, и реализация их политических прав и свобод в современном Таджикистане является весьма актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимоотношения национального большинства и национального меньшинства для отечественной науки в определенной степени является новой. Интерес ученых к данной проблеме постепенно возрастает. Учёных интересует разные аспекты данного вопроса. Содержание публикаций дает основание утверждать, что авторы по-разному подходят к этой проблеме, и естественно, высказывают разные предположения.

В разработку теоретических, методологических исследований, а также выявление закономерностей национальных процессов и проблемы развития взаимоотношения между национально-этническими общностями значительный вклад внесли такие ученые, как Р. Г. Абдулатипов, А. Г. Здравомыслов, В. А. Тишков, Р. Касымова, З. А. Дадабаева, А. Лейпхарт, Дж. Лембрух, У. Коннор, Л. Купер, М.Дж. Смит, Дж. Алмонд, С. Верба, Л. Байндер и др.1.

1 Абдулатипов Р. Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. — М., 2002; Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. — М., 2ОООАбдулатипов Р. Г. Этнополитология. — СПб, 2004; Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. — М., 1999; Тишков В. А. Этничность и власть в полиэтнических государствах. — М., 1994; Тишков В. А. Этнополитология и этнополитика. — М., 2001; Касымова Р. Проблемы развития этнических меньшинств в современном Таджикистане (Политико-правовой аспект). — Душанбе, 2005; Дадабаева 3. А. Особенности эволюции национальных отношений в Республике Таджикистан. — Автореферат на соискание доктора политических наук. — Душанбе.2002; Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование / Пер. с англ. Под ред. A.M. Салмина, Г. В. Каменской. — М., 1997; Lehmbruch G. Pluralism and Political Strategies in Continental Europe: Internal and external Conditions of «Concordant Democracy» // Paper presented at the Round Table of the International Political Science Association, Turin, Sept. 1969; Lehmbruch G. Proporzdemokratie: politishes Sistem und politishes Kultur in der Schweiz und Ostereich. Tubingen. Mohr. 1967; Connor W. Nation-Building or Nation-Destroying? // World Politics 24. № 3- Kuper L., Smith M.G. Pluralism in Africa. Berkeley: University of California Press. — 1966; Almond G., Verba S. The Civic Culture Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton University Press. — 1963; Binder L. Crises and Sequences in Political Development. Princeton University Press.- 1971 и др.

Вопросы и факторы взаимосвязи между национальным большинством и национальным меньшинством рассматриваются в работах Л. Ф. Болтенковой, С. С. Юрьева, Н. Нурмакова, А. И Кима, Ф.А. Муртазо-Оглы, И. Л. Клода, А. Цукермана, В. Р. Лорвина, Р. А. Шермерхорна и др.1.

Отдельные вопросы взаимодействия национального большинства и национального меньшинства. исследуются А. Г. Здравомысловым, Л. Н. Гумилевым, В. О. Тишковым, Л. В. Паем, Г. Н. Зокировым, С. Фаттоевым, М. л.

Мансурходжаевым и др.

Значительный вклад в изучение проблем национального большинства и национального меньшинства в условиях Таджикистана внесли такие ученые республики, как Т. Н. Бозрикова, Р. Касымова, 3. Мадаминджанова, 3. Авзалова, С. Джононов, З. А. Дадабаева, М. Тоштемиров и др.3.

1 Болтенкова Л. Ф. Интернационализм в действии. — М., 1985; Юрьев С. С. Правовой статус национальных меньшинств. — М., 2000; Нурмаков Н. Состояние и задачи работы среди нацменьшинств РСФСР. — М., 1934; Ким А. И., Муртазо-Оглы Ф. А. Национальное меньшинство и этнографическая группа как субъекты советской автономии //Конституционное регулирование национального суверенитета и государственности в СССР. — Свердловск, 1982; Клод И. Л. Национальные меньшинства: Проблема международного масштаба. -М., 1955; Zuckerman A. Political Cleavage: A Conceptual and Theoretical Analyses // British Journal of Political Science 5 No 2 (April 1975). P. 231−248- Lorvin V.R. Segmented Pluralism: Ideological Cleavages and Political Cohesion in the Smaller European Democracies // Comparative Politics 3. No 2 (January 1971) — Shermerhorn R.A. Comparative Ethnic Relations. A Framework for Theory and Research. New York, 1970 и др.

2 Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. — М., 1999; Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — Ленинград, 1990; Тишков В. А. Этничность и власть в полиэтнических государствах. — М., 1994; Тишков В. А. Этнополитология и этнополитика. — М., 2001; Руе L.W. The Non-Western Political Process // Journal of Politics 20. № 3 (August 1958) — Pye L.W. Identity and the Political Culture // Binder L. Crises and Sequences in Political Development. Princeton University Press.- 1971; Pye L.W. Aspects of Political Development. Boston: Little, Brown, 1966; Huntington S.P. The Clash of civilization? / The International system after the Collapse of the East-West Order. — 1994; Зокиров Г. Н. Истиклолияти сиёсй. -Душанбе: Деваштич, 2006; Зокиров Г. Н. Донишномаи сиёсй. — Душанбе: Деваштич, 2007; Зокиров Г. Н., Абдулхаков М. Манфиатхои миллй — омили мехварии рушди давлатдорй. — Душанбе, 2008; Фаггоев С. Социально-политические конфликты в современном обществе (Опыт Таджикистана). — Душанбе, 2001; Мансурходжаев М. Роль национальных объединений Республики Таджикистан в укреплении атмосферы доверия, согласия и сотрудничества// Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. — Душанбе, 2002 и др.

3 Bozrikova Т. N. Problems of ethnic minorities in Tajikistan. By results of sociological research. — Dushanbe, 2003; Касымова P. Межнациональные отношения в таджикском современном обществе. — Душанбе, 2003; Касымова Р. Проблемы развития этнических меньшинств в современном Таджикистане (Политико-правовой аспект). — Душанбе: Эчод, 2005; Касимова Р. Бархе аз масоили инкишофи ак-аллиятх, ои миллй дар Ч, умхурии Точикистон (Некоторые вопросы развития национальных меньшинств в Республике Таджикистан. — На тадж. яз.) — Душанбе, 2004; Крсимова Р. Масоили умда ва пешомадхои ак-ашшятх, ои миллй дар Чумхурии Точикистон (Актуальные проблемы и перспективы национальных меньшинств в Республике Таджикистан. — На тадж. яз.) //Точикистон. — № 1−3, 2005; Мадаминджанова 3., Авзалова 3. Политико-правовой аспект проблем этнических общностей в Таджикистане// Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. — Душанбе, 2000; Джононов С. Исторический опыт решения проблем национальных меньшинств и его значение для государственного строительства// Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. — Душанбе, 2002; Дадабаева З. А. Особенности эволюции национальных отношений в Республике Таджикистан. — Автореф. на соиск. доктора политических наук. -Душанбе, 2002; Тоштемиров М. Живем в мире и согласии //Курьер Таджикистана. -2004. -№ 20 и др.

Несмотря на наличие литературы по этому вопросу, нельзя сказать, что все проблемы взаимоотношений национального большинства и национального меньшинства, факторы, влияющие на данный процесс, исследованы с достаточной полнотой. Анализ опубликованной литературы показывает, что никто из исследователей еще не ставил задачи комплексного подхода к изучению взаимодействия национального большинства и национального меньшинства, особенности их развития. До сих пор, не изучены все проблемы, касающиеся взаимоотношения и взаимовлияния национального большинства и национального меньшинства в условиях современного Таджикистана.

Таким образом, недостаточная разработанность проблем взаимоотношений национального большинства и национального меньшинства, а также отсутствие специальных работ в условиях Таджикистана обусловили выбор данной темы кандидатской диссертации.

Объектом исследования является развитие национальных отношений, взаимодействие между национальным большинством и национальными меньшинствами, их место и роль в развитие общественных отношений.

Предметом исследования являются вопросы взаимоотношения между национальным большинством и национальными меньшинствами, и их особенности развития в условиях Таджикистана.

Цель и задачи исследования

Основной целью данной диссертационной работы является изучение проблем взаимоотношений национального большинства и национального меньшинства, их места и роли в государственном устройстве современного Таджикистана, соблюдение прав и свобод национально-этнических общностей.

В соответствии с общей целью автором поставлены следующие задачи: — анализировать вопросы взаимосвязи и взаимовлияния национального большинства и национального меньшинстваопределить генезис и эволюцию понятия «национального меньшинства» в системе современной политической теорииисследовать проблемы развития национальных меньшинств в современном Таджикистаневсесторонне изучить и определить перспективы и тенденции развития национально-этнических общностей в обществепоказать объективные и субъективные факторы, влияющие на жизнь и деятельность национальных меньшинствисследовать место и роль национального большинства и национального меньшинства в структуре политической власти Таджикистана;

— рассмотреть вопросы дальнейшей интеграции национально-этнических общностей в различных областях общественно-политической жизни страны.

Научная новизна исследования определяется поставленными задачами и состоит в следующем:

— рассмотрены проблемы взаимосвязи и взаимодействия национального большинства и национального меньшинства в управлении государственными и общественными делами таджикского общества;

— уточнен и систематизирован категориально-понятийный аппарат по проблеме межнациональных отношений, исходя из современных требований политической науки.

— раскрыты сущность и особенности «национального меньшинства» как политическое явление, и его место и роль в современной политической жизни Таджикистана;

— исследованы проблемы, перспективы и тенденции развития национальных меньшинств в условиях Таджикистана;

— выявлены тенденции и противоречия развития конфликтогенных факторов и ситуаций между национальным большинством и национальными меньшинствами и пути их преодоления;

— исследованы проблемы дальнейшей интеграции национальных меньшинств в политическую жизнь страны.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту, которые отражают содержание, цели и задачи исследования, можно сформулировать следующим образом:

1. Анализ политической литературы по вопросам соотношения национального большинства и национальных меньшинств, их места в управлении общественными делами, и вообще проблемы устойчивого развития национальных отношений показывает, что им присущ многоаспектный характер и они по-разному отражают в своей деятельности реалии современного Таджикистана. До сих пор нет научной концепции о таких важных явлениях общественной жизни, как «национальное большинство» и «национальное меньшинство».

2. Необходимость актуализации и теоретической идентификации теории «национальных меньшинств» как действующего субъекта определяется ее современной онтологической значимостью и вытекает из содержания в политической науке концептуальных парадигм, теорий и типологий массовых действий. Деятельностный подход к теории национального меньшинства дает возможность раскрыть ее способность самореализоваться и саморазвиваться через формирование национально-специфических черт жизнедеятельности и особенностей политических действий.

3. Приоритеты, связанные с этническими интересами и потребностями национальных меньшинств и углублением их этнического самосознания, играют важную роль в возрождении политико-социального и экономико-культурного развития современного Таджикистана.

4. Анализ национальной политики правительства Таджикистана, определение ее основные направления, имеющие приоритетное значение для политической и конституционной защиты прав и свобод национально-этнических общностей. Что касается тенденции дальнейшего возрастания роли и значения национальной политики в развитии национальных меньшинств в условиях реформирования и демократизации общества в Таджикистане, то, на наш взгляд, пока отсутствует конкретный путь интеграции и консолидации всех представителей наций, народов и этнических групп в демократическом обществе.

5. Существующие социально-политические факторы развития национальных отношений показывает, что сегодня в Таджикистане еще отсутствует конкретные и четкие определения различных категории национально-этнических общностей Республики Таджикистан. Следовательно, исследование особенностей национальных отношений в условиях суверенного Таджикистана имеет большое значение.

6. Вышеизложенные положения требуют новых и эффективных подходов и конкретного анализа политических, социально-идеологических факторов развития национальных меньшинств в условиях современного Таджикистана.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужило учение об этнополитических отношениях. При написании диссертации автор опирался на общенаучные и специальные методы сбора, анализа и обобщения эмпирического материала, на принципы структурно-функционального анализа с учетом выводов политической науки о принципах формирования национальной политики. Были использованы и такие методы, как сравнение и аналогия, определение и классификация, абстрактно-объяснительная интерпретация, а также методы фундаментальной политологии. При написании диссертационной работы автор опирался на исследования известных отечественных и зарубежных учёных в области этнополитологии.

Теоретическое значение и практическая ценность диссертации. Научные выводы и обобщения могут использоваться для правильного понимания этнополитических процессов, особенностей развития взаимоотношений между национальным большинством и национальным меньшинством. Основные положения, выводы и рекомендации диссертации могут быть учтены при формировании и реализации национальной политики, концепции национальных интересов Таджикистана. Материалы диссертации могут применяться в процессе преподавания соответствующих предметов и спецкурсов по политическим наукам.

Апробация работы. Диссертационные исследования выполнены на кафедре политологии Таджикского национального университета. Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях автора на научных конференциях, а также статьях и тезисах автора. Содержание, идеи и выводы исследования используются в спецкурсе «Национально-политические проблемы современности», который в настоящее время читается автором для студентов отделения политологии философского факультета ТНУ.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучая проблемы взаимоотношения национального большинства и национального меньшинства в современном Таджикистане можно сделать следующие выводы:

1. В условиях многонационального государства мирное сожительство представителей национально-этнических общностей, их дружбы и единства опирается на справедливых и демократических основах общественного развития, главным вопросом, который является вопрос о власти, об участие национальных меньшинств в управление обществом. Данная проблема, в политическом плане приобретает особую остроту во всей Центральной Азии.

Сегодня, Республика Таджикистан как демократическое, светское и правовое государство, должно стать гарантом мирной жизни между национальным большинством и существующими национальными меньшинствами, а также способствовать созданию организаций, со стороны национальных меньшинств, чтобы они могли реализовать свои права и интересы во всех сферах общественной жизни. Можно с уверенностью сказать, что развитие национальных отношений в Республике Таджикистан, прежде всего, зависит от степени развития взаимоотношений и взаимодействий между национальным большинством и национальными меньшинствами, проживающими в стране, а также их места и роли в политической жизни общества.

2. В современном мире национальные меньшинства являются политическими субъектами, и, следовательно, для их развития и культурной репродукции, постепенно вырабатываются в международном масштабе политико-правовые основы. Существующие современные принципы, методы, трактовки, списки прав и обязательств государств в отношении национальных меньшинств, прежде всего, могут способствовать разрешению конфликтов по национальному, языковому или религиозному признаках внутри государства, а также формированию системы международных механизмов, обеспечивающих транспарентности и подотчетности государств на международной арене. Об этом явно свидетельствуют универсальные, региональные и двусторонние политико-правовые акты 1990;2000 гг.

Следует отметить, что степень реализации прав и свобод лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в основном, зависит от конкретных действий существующих государств. Например, специальные меры в национальное законодательство Республики Таджикистан и системы механизмов защиты прав меньшинств в соотношении международного опыта. Очень важным для решения возникающих проблем внедрения международных стандартов в области прав человека и прав меньшинств, механизмов их реализации, соблюдения и защиты является полномасштабный анализ внутреннего законодательства Республики Таджикистан и особенностей существующего правоприменения в практике государственных органов и судебной системы, в результате которого выявились бы те тонкие моменты, которые сегодня тормозят и консервируют данный процесс на уровне действия механизмов реализации права.

3. Распад СССР привёл к новому политическому порядку. Изменился общественный строй, политическая система общества, власть и национальный состав населения в постсоветском пространстве. Появились и активизировались межнациональные конфликты, миграции национально-этнических общностей и другие проблемы. Демократические реформы сопровождались ростом национального самосознания, стремлением национально-этнических общностей к самостоятельному устройству основ общественной жизни. Национальные движения сыграли активную роль в разрушении тоталитарных структур. Национализм стал реальным фактором дестабильности общества.

В нынешних условиях процесс национального возрождения встречает большие трудности. По-прежнему абсолютизируется идея национальной государственности. Утверждается установка на преимущественное право титульных наций. Новая национальная политика также утверждает института национально-культурной автономии, право на которую имеют все национальные общины.

Основу нового концептуального подхода национальной политики составляет представление о незавершенности процесса национальной консолидации таджикистанцев, как граждан единого унитарного государства. В концепцию государственной национальной политики Республики Таджикистан, должен быть положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения межнациональных конфликтов. Очевидной является также необходимость доктринальных поисков и скорейшей выработки современной стратегии в отношении национальных меньшинств — государственной Концепции национальной политики, так как она включила бы механизмы политической воли в решении вопросов, не поддающихся урегулированию в правовом порядке.

4. Анализируя политическую реальность государства, мы пришли к выводу, что основными задачами национальной политики Таджикистана должны являться: обеспечение возможности реализации и защиты, основных прав и свобод для представителей всех этнических групп и меньшинств в общественно-политической и социально-экономической сферах жизни, предусмотрев там, где это возможно, механизмы государственной поддержки;

— содействие в сфере культуры и образования возрождению исторического культурного наследия национальных сообществ Таджикистана и поощрение культурной самобытности как основной фактор этнической репродукции меньшинств в системе культурного взаимодействия народов страны, включая развитие национального языкаспособствовать духовному развитию, поощряя законную мирную деятельность различных религиозных и культурных организаций;

— содействовать развитию культурных связей национальных сообществ с зарубежными диаспорами, включая возможности межгосударственного сотрудничества для решения в ходе культурных обменов различных вопросов и проблем меньшинств и пр.

5. Благоприятные взаимоотношения и взаимодействия между национальным большинством и национальными меньшинствами, их место и роль в общественно-политической жизни страны, прежде всего, зависит от национальной политики государства. Культурная репродукция национальных меньшинств возможно лишь тогда, когда взаимоотношения между государством и национальными меньшинствами основываются на недискриминационные принципы, и приобретают характер сотрудничества.

Межнациональные отношения должны основываться на подлинно демократические принципы, которые в свою очередь способствуют благоприятному взаимоотношению между национальным большинством и национальными меньшинствами. Республика Таджикистан избрал демократический путь развития, и строительства правового, светского общества, признал почти все международно-правовые и региональные нормы в области прав человека, а также коллективные права национальных меньшинств, чтобы в дальнейшем представители этих меньшинств имели возможность участвовать в политической, и в других сферах общественной жизни. Государством, привлечены в политической системы общества национальные объединения, организованные по этническому признаку, для более тесной взаимосвязи государства и национально-этнических общностей.

Посредством конституции и других законодательных актов в Республике Таджикистан обеспечиваются права, свободы и интересы представителей национальных меньшинств. Но, несмотря на это, государством должны приниматься специальные меры, по осуществлению позитивной дискриминации, например, квотированное представительство в парламенте страны. А для этого необходим долгий процесс имплементации международных норм и учет положительной практики других стран.

6. В современных условиях страны актуальной проблемой является принятие законодательных норм, для сохранения самобытности национальных меньшинств, ибо в республике имеются специфические проблемы, связанные с возможностями реализации права на сохранении самобытности. Проблемы эти главным образом являются проблемами техническими — обеспечение учебного процесса необходимыми учебными материалами и учебниками школ с обучением на языках меньшинств, поддержка средств массовой информации на языках меньшинств, доступ к качественному школьному образованию, гарантирующему овладение государственным языком в объеме, необходимом для осуществления деловой и профессиональной деятельности.

7. В Республике Таджикистан процесс интеграции национальных меньшинств в политической жизни, можно сказать, идет естественным путем. Прослеживается некоторая неготовность этнических общин, особенно их лидеров к отстраненности государства от директивности в подходах к решению возникающих проблем и упор на общеправовой подход развития политических отношений в обществе. Политическая инициатива представителей национальных меньшинств, которая в системе общественных отношений обретают все большую самостоятельность как субъекты права и участники политических процессов, должно обеспечиваться политико-правовым подходом. Политическая практика государства должна вырабатывать определенные подходы, учитывающие местные реалии и особенности кадровой ситуации на местах, так как вопрос представительства национальных меньшинств на местном уровне еще остается открытым.

8.

Введение

государством органа омбудсмена по проблемам национальных меньшинств в текущем году, действительно может способствовать расширению для государства возможностей надзорного характера и контроля ситуации в этой сфере. Должность и деятельность омбудсмена в современном Таджикистане, может стать основой для ликвидации всех форм дискриминации, а также дальнейшего развития взаимоотношений между национальным большинством и национальными меньшинствами, проживающими в стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алма-атинская декларация //Правда. -1991. -23 дек.
  2. Американская конвенция о правах человека ОАГ //Международные акты о правах человека. Сборник документов. -М., 2002. -С.867−886.
  3. Африканская Хартия прав человека и народов (Организация африканского единства) //Международные акты о правах человека. Сборник документов. -М., 2002. -С.887−899.
  4. Всемирная Конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Декларация и Программа действия. — Нью-Йорк //Издание департамента общественной информации ООН. 2002.-125с.
  5. Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948.00Н) //Известия. -1989. -9 дек.
  6. Гаагские рекомендации по правам национальных меньшинств в области образование. Изд-во Фонда по межэтническим отношениям. -М., 1999.-21с.
  7. Госстатагенства при Правительстве Республики Таджикистан. Население Республики Таджикистан в 1995 г. Душанбе, 1997.
  8. Государственная программа национальной возрождения и межнационального сотрудничества народов России (основные направления). М., 1994.
  9. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам //Права человека: сборник международных документов //Издание Хельсинского фонда по правам человека. Варшава, 2001. -С.139−141.
  10. Декларация прав народов России //Антология мировой политической мысли. Т.5. -М.Д997.-С.125.
  11. Договор между Республики Таджикистан и Российской Федерации о регулировании вопросов двойного гражданства //Хроника таджикско-российских отношений (1992−1998гг.). М., 1999. -С. 44−47.
  12. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ /Права человека: сборник международных документов //Издание Хельсинского фонда по правам человека. — Варшава, 2001. -С.400−414.
  13. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод //Права человека: сборник международных документов //Издание Хельсинского фонда по правам человека. — Варшава, 2001. -С.306−318.
  14. Европейская социальная хартия //Права человека: сборник международных документов //Издание Хельсинского фонда по правам человека. Варшава, 2001. -С.346−361.
  15. Европейская Хартия о региональных языках и языках меньшинств // Права человека: сборник международных документов //Издание Хельсинского фонда по правам человека. Варшава, 2001. -С.374−387.
  16. Закон Латвийской Республики «О гражданстве» //Сборник законодательных актов. -М., 1994. -С.191−201.
  17. Закон Республики Таджикистан «О печати и других средствах массовой информации» //Ведемостх, ои Шурой Олии Советии Сотсиалистии Точ, икистон (Ведомости Верховного Совета ТССР). -1990. -№ 24.-Ст.421.
  18. Закон Республики Таджикистан «О религии и религиозных организаций» //Ведомостей Шурой Олии Чумхурии Тоцикистон (Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан). -1994. -№ 23−24. -Ст.452.
  19. Закон Республики Таджикистан «О языке». Преамбула, статьи 5,6 //Ведомостх, ои Шурой Олии Чумхурии Сотсиалистии Точикистон (Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан). 1989. -№ 15. -Ст.28.
  20. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» //Ведемостх, ои Шурой Олии Чумхурии Точикистон (Ведемости Верховного Совета Республики Таджикистан). -1994. -№ 1. -Ст.30.
  21. Закон Республики Таджикистан «Об ограничении предпринимательской деятельности и развитии конкуренции» от 27.12.1993 //Ведомостх, ои Шурой Олии Чумхурии Точикистон (Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан). 1993. — № 12. — Ст. 174.
  22. Закон Республики Таджикистан «Об общественных объединениях» //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — 1998. -№ 10.-Ст.139.
  23. Закон Республики Таджикистан «Об упрощенной системе налогообложения» //Ахбори Мацлиси Олии Чумхурии Точикистон. — 1997.-№ 1−2.-Ст.186.
  24. Закон Эстонской республики о гражданстве (1995 года) //Сборник законодательных актов. -М., 1994. -С. 432−443.
  25. Замечание общего порядка 18 (37) Комитета по правам человека //Документ ООН HRI/GEN/1 от 4 сентября 1992 года.
  26. Замечание общего порядка по вопросу о недискриминации в контексте Международного пакта о гражданских и политических правах Комитета по правам человека //Документ ООН HRI/GEN/l/Rev.2 от 29 марта 1996 года.
  27. Конвенция Международной организации труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах от 27.06.1989. -№ 169. www.Google.ru.
  28. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (ст. 11).
  29. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам //Азаров А. Я. Права человека. Новое знание. -М., 1995. -С.151−156.
  30. Конвенция стран Содружества Независимых Государств об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (Статьи 3−7) //Азаров, А .Я. Права человека. Новое знание. М., 1995. — С.151−156.
  31. Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (ст.5).
  32. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.-86с.
  33. Конституция Российской Федерации //Вестник межпарламентский Ассамблеи. -М., 1994. -39с.
  34. Копенгагенский документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1990).
  35. Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни с Пояснительными примечаниями. Изд-во Фонда по межэтническим отношениям. -М., 1999. -36с.
  36. Материалы международного стола «Дальнейшее развитие прав человека в Таджикистане. Роль и деятельность института омбудсмана», Душанбе, 21−22 июня 1999 года. Душанбе, 2000. -192с.
  37. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации /Права человека: сборник международных документов //Издание Хельсинского фонда по правам человека. Варшава, 2001. -С.126−136.
  38. Международный пакт о гражданских и политических правах /Права человека: сборник международных документов //Издание Хельсинского фонда по правам человека. — Варшава, 2001. -С.87−102.
  39. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Душанбе: МНООНТ, 1997. -56с.
  40. Ословские рекомендации по языковым правам национальных меньшинств и Пояснительная записка. Изд-во Фонда по межэтническим отношениям. -М., 1998. -39с.
  41. Права меньшинств //Права человека. Изложения фактов. 1998. № 18. — 18с.
  42. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств /Права человека: сборник международных документов //Издание Хельсинского фонда по правам человека. Варшава, 2001. -С.367−374.
  43. Таджикистан: отчет по человеческому развитию. Душанбе, 2000.
  44. Типовой закон о борьбе с расовой дискриминацией (Организация Объединенных Наций) //Библиотека по Правам человека Университета Миннесоты //Материалы Центра ОБСЕ в г. Душанбе, 2003. -10с.
  45. Уголовный кодекс Республики Таджикистан //Ахбори Маджилиси Олии Чумхурии Точикистон. 1998.-№ 4.-ч.1, статья 148.- С. 293.
  46. Указ Президента Республики Таджикистан «О государственной поддержке малого предпринимательства» //Ахбори Маджлиси Олии Чумхурии Точ-икистон. 2002. -№ 4. -С.214.
  47. Устав Организации Объединенных Наций и статут международного суда. С. 9−11.
  48. Материалы совещаний, научных конференций.
  49. Ленинградская конференция по правам меньшинств. Ленинград, 1991.- 157с.
  50. Материалы второй международной научно-практической конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке». — Душанбе, 1997.
  51. Материалы научно-практической конференции: «Теория и практика консолидации нации и суверенитета». — Душанбе, 2001.
  52. Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов. — Душанбе, 2002.
  53. Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава «День науки». Душанбе, 2003.
  54. Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава «Душанбе символ мира, науки и просвещения». — Душанбе, 2004.
  55. Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава «Во имя мира и счастья на земле». -Душанбе, 2005.
  56. Материалы научно-практической конференции юнных исследователей «Молодежь будущее страны». — Душанбе, 2005.
  57. Материалы республиканской конференции //Место Таджикистана в мировой политике (14−15 сент.). Душанбе, 2005.
  58. Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава «2700-летию города Куляба» и «Году арийской цивилизации». Душанбе, 2006.
  59. Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава «16-й годовщине Независимости Республики Таджикистан». Душанбе, 2007.
  60. Материалы республиканской конференции //Таджикистан: Политические проблемы и их дальнейшее развитие (17−18 окт.). — Душанбе, 2007.
  61. Национальная политика в Российской Федерации //Материалы международной научно-практической конференции. М., 1993.
  62. Федерация и национальные отношения в современных условиях //Материалы «круглого стола» //Социально-политический журнал. -М., 1994.-С 167−174.3. Книги, монографии.
  63. Р.Г. Этнополитология. -М.: Питер, 2004. -313с.
  64. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.: Мысль, 1991.- 169с.
  65. Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
  66. Р.Г. Заговор против нации: национальное и националистическое в судьбах народов. -СПб, 1992. 225с.
  67. Р.Г. Обустройство народов: российская модель. — М., 1999.
  68. Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. — 224с.
  69. Р.Г., Болтенкова А. Ф. Россия: в чём суть твоего бытя? -М., 1994.
  70. Р.Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество. Приоритеты национальной политики. -М., 1994.
  71. А.В., Авксетьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: Став. гос. Пед. ин-т., 1993.-221с.
  72. А.Г. К вопросу о теории народности. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1965. — 285с.
  73. А.Г. Судьбы народностей. М.: Политиздат, 1978. — 110с.
  74. А.Г. Нациология (философия национальной экзистенции). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. — 116с.
  75. Р., Саидов М. Национальный вопрос: расчеты и просчеты (точка зрения). Душанбе: Ирфон, 1991. — 154с.
  76. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М., 1998.
  77. О.И. Этнополитический конфликт: сущность и технология управления. М., 1996. — 216с.
  78. JI.A. Арабское население Израиля. — М.: Наука, 1988. -139с.
  79. М.Б. На пути национального возрождения. — Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992. 335с.
  80. Л.Ф. Интернационализм в действии. М.: Мысль, 1988. -223с.
  81. Т. Международные права человека /Краткий обзор. -Алма-Ата, 1999.-351с.
  82. С.А. Становление и развитие марийской нации. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1982. — 215с.
  83. А.И. Этнополитика и формирование новой государственности в России. СПб., 2000. -С.56−58.
  84. А.И. Особенности этнополитических отношений . и формирования новой государственности в России: (Ист. и консеп. аспекты). М.: РАУ, 1993. — 72с.
  85. З.Т. Воспитание юных патриотов — интернационалистов. — Махачкала, 1984. 154с.
  86. Р. В.И. Ленин о языке. Душанбе: Ирфон, 1966. — 88с.
  87. Э. Нация и национализм. М.: Прогресс, 1992. — 567с.
  88. Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. Т.2. -М., 1991.-535с.
  89. Ф.Я., Римаренко Ю. И. Национальный вопрос и социалистическая практика. — Киев: Выща шк., 1991. 253с.
  90. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. — Ленинград, 1989. -174с.
  91. Л.Н. География этноса в исторический период. Ленинград, 1990.-279с.
  92. З.А. Таджикистан: межнациональные отношения в период трансформации общества. Душанбе, 2000.
  93. В. Толковый словарь. Т.2. -М., 1955. 425с.
  94. Л.А. Национальные меньшинства в странах восточной Африки. -М.: Наука, 1972. 127с.
  95. М.Х. Международные отношения парламента Республики Таджикистан в годы национальной независимости и политического суверенитета 1991−2000гг. Душанбе, 2005. — 364с.
  96. М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. — Ташкент, 1980. 148с.
  97. М.С. Введение в марксистко-ленинскую историю наций. — Ашхабад: Илым, 1988. -402с.
  98. М.С. Национализм в различных измерениях. Казахстан: Алма-Ата, 1990. — 234с.
  99. А.В. Этнический конфликт: теория и практика. — М., 1998.
  100. Н.В. Национальные, национально-государственные интересы в системе международных отношений. М., 1995.
  101. А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 2002. — 321с.
  102. В.А. Большая судьба малых народов. Новосибирск: Западносибирское книжное издательство, 1972. — 175с.
  103. Г. Н. Истикдолияти сиёсй. Душанбе: Деваштич, 2006. — 158с.
  104. Г. Н. Донишномаи сиёсй. Душанбе: Деваштич, 2007. — 602с.
  105. Г. Н., Абдулхдков М. Манфиатх, ои миллй омили мех, варии рушди давлатдорй. — Душанбе, 2008. — 172с.
  106. В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы перспективы. — М., 2003.
  107. Ю.В., Зотов В. Д., Зотова JI.B. Политология. М.: Юристъ, 1999. -510с.
  108. С.Т. Марксистко-леиинская теория нации и современность. -М., 1983.-367с.
  109. Р. Межнациональные отношения в таджикском современном обществе. Душанбе, 2003. — 64с.
  110. Р. Проблемы развития этнических меньшинств в современном Таджикистане. Душанбе: Эцод, 2005. — 222с.
  111. А. О русском национальном характере. М., 1994.
  112. И.Л. Национальные меньшинства: Проблема международного масштаба. -М., 1955. 287с.
  113. В.И. Динамика численности народов. М.: Наука, 1969. — 292с.
  114. Я.В. Этнополитика: Справочно-библиографическое издание. -СПб., 2003.
  115. В.В. Теория национализма в зарубежных социальных науках. -М., 1999.
  116. Г. С. Этнополитология консенсуса конфликта. Цивилизац. пробл. теории и практики. — М.: Луч, 1992. — 184с.
  117. Краткий политический словарь. -М.: Политиздат, 1971. -295с.
  118. Краткий энциклопедический словарь-справочник (политология) /Отв. Ред. Борцов Ю. С., Ростов-на-Дону, 1997. 310с.
  119. А.И. Мультикултуризм: Проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. — Спб., 2000.
  120. А., Коновалов А. Терроризм и этнополитические конфликты. Кн. 1. Из истории басков. -М., 2004.
  121. А.П. Национальный вопрос в России. М.: Современник, 1991.-283с.
  122. А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование / Пер. с англ. Под ред. A.M. Салмина, Г. В. Каменской. -М., 1997.-287с.
  123. Д. Теория политической идентичности. Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. — М., 1999.
  124. Дж. Два трактата о государственном правлении // Сочинения в 2-х томах. М., 1976.
  125. Й. Правовое положение меньшинств в Словении //Права меньшинств в европейских странах. Т.2. Берлин, 1994. -С.320−351.
  126. К., Энгельс Ф. Соч. Т.8. -С. 119.
  127. P.M. История топорного разделения. — Душанбе, 19 991. 192с.
  128. Мах, мадов А.Н. Точ-икистон дар масири истикдолият. Душанбе, 2000.
  129. Мах, мадов А. Н. Низои сиёсй ва цомеаи муосир. Душанбе, 2003.
  130. Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. М., 1993.
  131. Межнациональные отношения в Российской Федерации. М.: НИП. «Соц. полит, конфликты в сфере межнац. отношений». 1991. — 67с.
  132. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР: (Опыт социал.-филос. анализа) //Отв. ред. В. М. Семёнов. -М.: Наука, 1991. 234с.
  133. Д.В. Таджикская революция и гражданская война. М., 1999.
  134. Н.М. Федерация, этничность, государственность: новый курс российской власти. М., 2002.
  135. М.О. Нации и национализм: Учеб. пособие. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 367с.
  136. Т. Международная защита прав меньшинств в Европе. — М., 1969.-276с.
  137. М.Д. Интернационализация национальной жизни: сущность, тенденции развития. Ставрополь: Кн. изд-во, 1991. — 176с.
  138. Нации и национализм (Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.). М.: Праксис, 2002. — 416с.
  139. Национализм: теория и практика. М., 1994.
  140. Национальная доктрина России: (Проблемы и приоритеты) //РАУ-корпорация. -М.: Агентство «образователь», 1994. — 501с.
  141. Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире. М: Наукова дума, 1984. — 292с.
  142. Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. -Душанбе, 2002. 135с.
  143. Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. — М., 1977. -298с.
  144. О некоторых национальных проблемах в период становления Содружества Независимых Государств: (сб. ст. ред. кол.: Л. Я. Дадиани, М.С. Джунусов). М.: Ис. 1992. — 140с.
  145. М. Межтаджикский конфликт: путь к миру. М., 1998.
  146. Основы национальных и федеративных отношений. — М., 2001.
  147. Политическая энциклопедия. //Под ред. Ю. В. Симигин в 2 томах. М.: Мысль, 2000. -Т.1. — 750с., — Т.2. — 701с.
  148. Политологический словарь. //Под ред. В. Ф. Халипова. — М.: Высш. шк., 1995. 192с.
  149. А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. -М., 1990.-304с.
  150. К., Гулахмедов М. Равандх, ои миллй ва сиёсии истикдолияти сиёсии Точ, икистон. Душанбе, 2001.
  151. Расы и народы: Ежегодник. М.: Наука, 1981. — 302с.
  152. Э. Таджикистан на пути демократии и цивилизованного общества. Душанбе: Ирфон, 1996. — 312с.
  153. Э. Движение национального единства и возрождения Таджикистана. Душанбе, 1997.-216с.
  154. Э. Долгий путь к миру. Душанбе, 1998. — 59с.
  155. Э. Таджики в зеркале истории. — Душанбе-Лондон, 1999. 273с.
  156. Э. Политика мира и созидания. Душанбе, 2001. -216с.
  157. Э. Опираясь на волю народа. Душанбе, 2002. — 54с.
  158. Д. и др. Национальные отношения и их политико-правовое регулирование: Современная мировая практика. — Ташкент: Фан, 1990. -230с.
  159. Россия и народы стран Востока. Иркутск: ИГМИ, 1993. — 142с.
  160. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права.-М., 1998.-414с.
  161. В.В., Хаванов Е. И. Нации: единство этнического и социално-политического //Рос. акад. упр. — М.: ААУ, 1992. — 307с.
  162. ЗЛОО.Садохин А. П. Этнология: Учебник. -М.: Гардарики, 2002. 256с.3101.Садохин А. П. Этнология: Учебный словарь. — М.: Гардарики, 2002. -208с.3102.Саидов А. Нация как субъект социального действия. Минск, 2000.
  163. З.ЮЗ.Сапаров О. Национальные отношения: общее и особенное. Ашхабад:
  164. Almond G., Verba S. The Civic Culture Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton University Press. L., 1963.
  165. Binder L. National Integration in Political Development. //American Political Science Review 58. No 3 (September 1964).
  166. Bozrikova T. N. Problems of ethnic minorities in Tajikistan. By results of sociological research. Dushanbe, 2003. -158p.
  167. F. «Right of persons belonging to ethnic, religious and linguistic minorities» //United Nations Study Series. -No.5.
  168. S. «Definition of minorities», Е/ CN.4 / Sub.2/AC.5/1996 /WP.l- А //Материалы Центра ОБСЕ в Таджикистане.
  169. Connor W. Nation-Building or Nation-Destroying? //World Politics 24. № 3 (April) 1972. P. 309−319.
  170. J. «Proposals concerning a definition of the term minority», Е/ CN.4 / Sub.2/1985/31 of 14 May 1985 //Материалы Центра ОБСЕ в Таджикистане.
  171. A. «Classification of minorities and differentiation in minority rights», Е/ CN.4 / Sub.2/AC.5/1996/WP.2 //Материалы Центра ОБСЕ в Таджикистане.
  172. A. «Possible ways and means to facilitate the peaceful and constructive solution of problems involving racial minorities» //Е/ CN.4 / Sub.2/1993/346 Add 1−4.
  173. Huntington S.P. The Clash of civilization? //The International system after the Collapse of the East-West Order. 1994. — 126p.
  174. Kuper L., Smith M.G. Pluralism in Africa. Berkeley: University of California Press. 1966. — № 4.
  175. Lehmbruch G. Pluralism and Political Strategies in Continental Europe: Internal and external Conditions of «Concordant Democracy» //Paper presented at the Round Table of the International Political Science Association, Turin, Sept. 1969. P. 1−2.
  176. Lehmbruch G. Proporzdemokratie: Politics System und politics Kultur in der Schweiz und Osterreich. Tubingen. Mohr. 1967.
  177. Lorvin V.R. Segmented Pluralism: Ideological Cleavages and Political Cohesion in the Smaller European Democracies //Comparative Politics 3. No 2 (January 1971). P. 114−144.
  178. Pye L.W. The Non-Western Political Process //Journal of Politics 20. № 3 (August 1958).
  179. Pye L.W. Aspects of Political Development. Boston: Little, Brown, 1966.
  180. Pye L.W. Identity and the Political Culture //Binder L. Crises and Sequences in Political Development. Princeton University Press. 1971.
  181. Shermerhorn R.A. Comparative Ethnic Relations //A Framework for Theory and Research. New York, 1970. P. 123−127.
  182. Zuckerman A. Political Cleavage: A Conceptual and Theoretical Analyses // British Journal of Political Science 5 No 2 (April 1975). P. 231−248.5. Статьи из книг.
  183. JI. Принцип национального самоопределения //Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. -С. 26−51.
  184. О. Национальный вопрос и социал-демократия //Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. -С. 52−120.
  185. Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса //Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. -С. 146−200.
  186. Джононов С. Исторический опыт решения проблем национальных меньшинств и его значение для государственного строительства
  187. Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. Душанбе, 2002. -С. 34−47.
  188. В.А. Расизм на Британских островах //Расы и народы. -М.: Наука, 1981, вып.11. -С. 40−56.
  189. К., Зееванн Г. Венгерский закон о меньшинствах: разработка, содержание, общественное обсуждение //Меньшинства как потенциал конфликтов в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. — Мюнхен, 1995. -С. 353−387.
  190. И.Г. Геноцид в Кампучии //Расы и народы. М.: Наука, 1981, вып.11.-С. 57−89.
  191. А.И. Малые народы и национальные меньшинства //Расы и народы. М.: Наука, 1981, вып. 11. -С. 12−24.
  192. Мадаминджанова 3., Авзалова 3. Политико-правовой аспект проблем этнических общностей в Таджикистане. //Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. Душанбе, 2002. -С. 24−69.
  193. М. Роль национальных объединений Республики Таджикистан в укреплении атмосферы доверия, согласия и сотрудничества // Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. Душанбе, 2002. -С. 28−44.
  194. Общественные науки и современность. -1994. № 3.
  195. Э. Баланс власти и этнополитические конфликты //Этнич-ность и власть в полиэтнических государствах. — М., 1994. -С. 275−298.
  196. О. Роль ОБСЕ в обеспечении прав национальных меньшинств //Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. Душанбе, 2002. -С. 87−97.
  197. П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи //Из глубины. М., 1990. -С. 235−268.
  198. В.А. Стратегия и механизмы национальной политики //Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993. -С. 2227.
  199. В.А. Этничность и власть //Этничность и власть в полиэтнических государствах. М., 1994. -С. 300−345.
  200. Э.Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе //Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. -С. 332−346.6. Статьи из журналов
  201. М., Яннинг Й. «Несостоявшиеся нации» // Internationale Politik. 1999 (Сентябрь). № 9. -С. 3−10.
  202. Л.Н., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению //Социологические исследования. -1992. № 1.
  203. М. X. Становление и развитие двусторонних и многосторон-ных межпарламентских связей Верховного Совета Республики Таджикистан (1991−1994гг.) //Вестник МПА СНГ.2000. -№ 1. -С.241−258.
  204. В.В. Полезная встреча. //Дусти. (Апрель-июнь). 2005. -С.26−27.
  205. Дусти (Октябрь-Декабрь). 2004.-С.5.
  206. М. Проблемы национальных меньшинств в Согдийской области. //Дусти. (Апрель-июнь). 2005. -С. 18.
  207. М.А. Национализм в эпоху постиндустриализма: попытка нового прочтения //Кентавр.-1994. -№ 1. -С.12.
  208. А. Коренизация в советском строительстве //Революция национальности .1980. № 4−5. -С. 111.
  209. Социально-политический журнал. -1994. № 7−8.
  210. Г. Т. Современная этнополитическая ситуация в России //Социально-политический журнал. —1994. № 11−12. -С. 30−57.7. Статьи из газет
  211. Э. Нация как гражданство //Независимая газета. 1994. -15 март.
  212. Г. Таджикистан в цивилизованном процессе. Уроки независимости и перспективы развития //Народная газета. — 2001. -22 фев.
  213. Мадаминджанова 3. Национальные отношения в Таджикистане //Бизнес и политика. -2002. -8 фев.
  214. А. Русский национализм. Реальна ли угроза в России? //Труд. -1996.-4 янв.
  215. В.Н. Национальная идея //Независимая газета. -1993. —13 янв.
  216. Дж. Российская нация как падчерица российской нациологии //Независимая газета. -1994. -9 апр.
  217. Послание президента Республики Таджикистан Э. Рахмона Маджлиси оли Республики Таджикистан //Бах, ори Ачам. -2009. -15 апр.
  218. Э.Ш. Независимость — великое завоевание нации //Народная газета. -1998. -18 сент.
  219. Э.Ш. Путь созидания и прогресса //Народная газета. -1993. -9 сент.
  220. Резолюция ООН о правах человека в Эстонии. Что дальше? //Вечерние вести. -1995. -18 дек.711. «Среди всех стран Балтии самое тяжелое положение русских в Эстонии» //Вечерняя Москва. -1996. -28 сент.
  221. Р. Идет война против Таджикистана. Мы к ней не готовы, кто виновать? //Бизнес и политика. -2002. -25 янв.8. Диссертации
  222. М.М. Защита национальных интересов как важный фактор развития государственности. Дис. кан. полит, наук. — Душанбе, 2006. -174с.
  223. С. Формирование политического сознания в условиях демократизации общества. Дис. кан. полит, наук. — Душанбе, 2001. -180с.
  224. Х.К. Развитие национальных отношений в условиях демократизации общества (опыт Таджикистана). Дис. кан. полит, наук. — Душанбе, 2007.
  225. К.Х. Национальные интересы: (социально-философский анализ). Дис. кан. филос. наук. — Душанбе, 1999.
  226. З.А. Особенности эволюции национальных отношений в республике Таджикистан. Дис. док. полит, наук. — Душанбе, 2002.
  227. Н.А. Распад политической системы СССР и тенденции дальнейших социально-политических изменений. — Дис. кан. полит, наук. Душанбе, 1999.
  228. Г. А. Современные проблемы национальных и интернациональных интересов народов СССР. Дис. док. филос. наук. -Ереван. 1990.
  229. Ф.А. Социокультурные особенности становления и развития национального самосознания (на примере таджикского народа). Дис. кан. филос. наук. — Душанбе, 2002.
  230. А.Р. Проблема власти в политическом процессе современного Таджикистана. Дис. канд. полит, наук. — Душанбе, 2007.
  231. P.M. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане. Дис. кан. полит, наук. — Душанбе, 1999. -164с.9. Авторефераты.
  232. В.Р. Проблема национальных интересов в условиях независимости Узбекистана. Автореф. дисс. канд. филос. наук. — Ташкент, 1995.
  233. Н.Р. Национальная идея таджикского народа как предмет социально-филофского анализа. Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Душанбе, 2004.
  234. А.Н. Соотношение классовых и национальных интересов в социалистическом обществе. Автореф. дисс. канд. филос. наук. — М., 1969.
  235. Р.Г. Социально-политические проблемы национальной независимости Республики Таджикистан. Автореф. канд. полит, наук. -Душанбе, 2001. -22с.
  236. Г. С. Этнополитические проблемы национальной безопасности. Цивилизационный анализ «консенсуса-конфликта»: Автореф. дисс.док. полит, наук. -М., 1992.
  237. А.Ш. Сочетания общегосударственных и национальных интиресов в период строительства социализма и коммунизма. Автореф. канд. филос. наук. -М., 1967.
  238. А.С. Нация как субъект социального действия: философско-методологический анализ. Автореф. док. филос. наук. — Минск, 2000. -33с.
  239. С.С. Роль советской национальной государственности в формировании и развитии социалистической культуры народов СССР (На примере республик Средней Азии и Казахстана): Автореф. канд. филос. наук. -М., 1985.
Заполнить форму текущей работой