Образование как сфера государственной политики Таджикистана
Закон Республики Таджикистан об образовании. — Душанбе. 1994. — С.ЗЗ. организации подготовки кадров, т. е. от образования и воспитания и рассмотрения их как одной из главных ценностей государственной политикив-третьих, образование как одна из главных ценностей нашего государства, является объективной закономерностью успешного функционирования дальнейшего развития и совершенствования общества… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. Образование как ценность государственной политики и его значение в формировании молодого специалиста
- 1. 1. Методологические и теоретические проблемы образования студенческой молодежи
- 1. 2. Специфика политического сознания и его влияние на социализацию студенческой молодежи в трансформирующемся обществе
- Глава II. Социально-гуманитарное образование- важнейшее направление государственной политики развития высшей школы
- 2. 1. Формирование политической культуры и самовоспитания студенчества в процессе обучения
- 2. 2. Место воспитательной работы в сфере государственной политики
Образование как сфера государственной политики Таджикистана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследуемой проблемы. В документах государства, Конституции Республики Таджикистан, в выступлениях Президента страны Рахмонова Э. Ш., в проводимой молодёжной политике государством большое внимание уделяется профессиональной ориентации молодого поколения, дальнейшему совершенствованию образования и воспитания будущих специалистов, которым придется строить новое демократическое, правовое, светское, унитарное государство1.
Для построения такого государства необходима последовательная политика в области образования, которая играет ключевую роль, определяет уровень и качество жизни, обеспечивает его развитие и процветание.
Современная система образования дает возможность:
— на основе имеющихся знаний и опыта формировать систему убеждений, которые становятся основой мировоззрения (в частности политического) каждого студента;
— осознать индивиду социальные нормы и ценности образования;
— дать возможность свободному и разумному индивидуальному действию личности в рамках социально допустимого и желаемого;
— переориентировать образование на устойчивой основе, которое является комплексным развитием общества на основе принципов целесообразного существования экономической и социальной справедливости, рационального природопользования, предоставляет экономические и социальные услуги всем членам общества, поддерживая при этом социально-экономические, природно-экологические и жизненно — обеспечивающие системы в стабильном состоянии и служит целям удовлетворения духовных, материальных потребностей нынешнего и будущих поколений, всестороннего развития личности;
— повысить информированность будущего специалиста (молодежи) и его профессиональную подготовку, с помощью которой он сможет в полной мере раскрыть свои потенциальные возможности.
В Законе Республики Таджикистан об образовании констатируется: «Образование является обладающей стратегическим значением и приоритетно-развиваемой сферой деятельности, лежащей в основе развития личности, общества, государства».1.
Выступая на встрече с представителями молодёжи 23 мая 1997 года, Президент страны Э. Ш. Рахмонов, обращаясь к молодежи, отмечал: «Наше государство лишь тогда сможет выполнить свои задачи, когда к руководству придут знающие, инициативные, честные специалисты».2.
Дальнейшая разработка программы образования, в том числе и студенческой молодежи, имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение, обусловленное рядом обстоятельств: во-первых, на современном этапе Республика Таджикистан приобрела политическую независимость и поставила перед собой задачу, отвечающую интересам таджикского народа, построить демократическое общество. В нынешней культурно-исторической ситуации важнейшее значение имеет подготовка образованных, высококультурных молодых личностей, которым придется поднимать и совершенствовать все отрасли народного хозяйства республики. «Целью образования является удовлетворение потребностей личности во всестороннем развитии для реализации всех своих способностей, выживания, существования, повышения качества своей жизни и работы, приумножения на этой основе экономического, культурного и духовного наследия для обеспечения социально-экономического развития Республики Таджикистан"3- во-вторых, на современном этапе все процессы, начиная с экономики и заканчивая социальной сферой замкнуты непосредственно на государстве. Поэтому проблема будущего успеха развития общества зависит от правильной.
1 Закон Республики Таджикистан об образовании. — Душанбе. 1994. — С 33.
1 Рахмонов Э. «Молодежь — будущее суверенного Таджикистана». — Душанбе: Ирфон, 1997. — С.29.
3 Закон Республики Таджикистан об образовании. — Душанбе. 1994. — С.ЗЗ. организации подготовки кадров, т. е. от образования и воспитания и рассмотрения их как одной из главных ценностей государственной политикив-третьих, образование как одна из главных ценностей нашего государства, является объективной закономерностью успешного функционирования дальнейшего развития и совершенствования общества в целомв-четвертых, имеет особую значимость фундаментальная проблема природы человека, осознание его места в мирев-пятых, в наше время, время коренных изменений в развитии человечества: переход от индустриального общества к постиндустриальному, в период угасания ценностей определенных цивилизаций, необходимо дальнейшее сохранение и развитие совершенствования национального самосознания и самовоспитания как расширение сферы деятельности морального фактора в деле объективного закономерного развития общества. «Только личность способна повлиять на формирование и развитие другой личности. Только атмосфера правильного поведения, порядочности может сделать здоровым и совершенным в моральном отношении климат общества"1- в-шестых, в национальной политике нашего государства в вопросах образования, исходя их требования времени, наметился переход от теоретизма к методологизму, от усвоения различных теоретических конструктов к обладанию многообразными способами познавательной деятельности. Если в прошлые годы в вопросах образования в высшей школе на первый план выдвигалась задача познания и освоения своей будущей профессии, то на современном этапе одной из основных проблем стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельностив-седьмых, учитывая сложность современного общества, характеризующегося высшей степенью многомерности и строением функционирования общества, молодежь необходимо готовить к пониманию.
1 Рахмонов Э. Молодежь-будущее суверенного Таджикистана. — Душанбе: Ирфон. 1997. — С.36. мирового сообщества, готовности к новым путям развития, т. е. необходимо искать новые пути у себя и пути объединения в мировом сообществе, чтобы выжить перед лицом глобальных проблем, а также выдвигаются перед всеми государствами ЕврАзийского континента, в состав которого входит Таджикистан, «задачи укрепления новой системы международных отношений, основу которых составляет политическая толерантность друг к другу"-1 в-восьмых, студенческая молодежь является ведущей силой, основой пополнения и дальнейшего развития государства. От правильно разработанной и осуществленной политики государства по вопросам образования и воспитания, зависит успех общества в экономическом, политическом, идеологическом и нравственных отношениях. Именно на это акцентировал внимание президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов: «Анализ показывает, что и в области образования очень много проблем. Несмотря на то, что в этой сфере продолжается реформа, следует все же отметить, что уровень образования остаётся низким.
В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки второго этапа реформы национального образования, основные параметры которого должны л быть на высоком качественном уровне" - в-девятых, правильно и грамотно составленная программа по воспитанию будущего специалиста — успех всего народа Республики Таджикистан. «Пора пересмотреть порядок подбора и расстановки кадров, повышения их квалификации, которые не связаны догмами старого мышления и могут работать с учетом сегодняшних новых условий"3- в-десятых, жизненно важна целенаправленная работа по адаптации зарождающемуся новому типу цивилизации и сохранению, приумножению менталитета своей нации и умению приобщаться к культурным ценностям мировой цивилизации. «Все меры, принимаемые в процессе осуществления.
1 Рахмонов Э. Республика Таджикистан на пороге XXI века. — Душанбе: Матбуот. 2000. — С.21.
1 Рахмонов Э.: Наша цель-единство, согласие, создание. Душанбе. «Ирфон». 2000. — С.98.
3 Там.же. — С.93. общей культурной политики, в частности разработка принципов и правовых норм для граждан в области создания и использования нравственного наследия должны быть направлены на то, чтобы эти ценности направляли всех наших граждан на рост чувства национальной гордости, национального самосознания, чувства гордости за свою государственность, уважение друг к другу и, в конечном счете, должны способствовать обеспечению культурной независимости страны"1- в-одиннадцатых, деятельность будущего подготовленного специалиста окажет значительное воздействие на успешное дальнейшее развитие республики, умение сотрудничать и приумножать построение гражданского общества и формирование различных граней феномена человека. «Молодые люди, вступая в самостоятельную жизнь, хотят добиться прочного положения в обществе. Перед ними встают такие проблемы, как выбор профессии, создание семьи, присоединение к тому или иному политическому движению, наконец, занятия прочной гражданской позиции. Все эти факторы формируют личность». Поэтому проблема формирования молодого человека в вузе требует пересмотрения всей системы образования и воспитания студентов и выступает как ценность национальной политики нашего государствав-двенадцатых, нашему государству на современном этапе нужны специалисты, способные не только воспроизводить систему полученных знаний, но и понимать, осмысливать, объяснять политические события прошлого и современного развития, уметь получать необходимые знания и использовать их в своей профессиональной и повседневной деятельности.
Сегодня наша страна нуждается в специалистах различных отраслей. В сегодняшних условиях воспитанные нами кадры должны работать в соответствии с требованиями мировых стандартов и рыночной экономики".3.
Понимая, что одной из важнейших задач нашего правительства,.
1 См.: Эмомали Рахмонов: Наша цель-единство, согласие, созидание. — Душанбе. «Ирфон». 2000 г — С.99−100.
2 Рахмонов Э. Молодежь-будущее суверенного Таджикистана. — Душанбе: Ирфон. 1997. — С.29.
3 Рахмонов Э. Наша цель единство, согласие, созидание. — Душанбе: Ирфон. 1997. — С.93. соответствующих министерств и комитетов по делам молодежи должна стоять комплексная разработка молодежной политики, Президент Таджикистана Э. Ш. Рахмонов сказал:
Мы должны поднять государственную молодежную политику на уровень государственных стратегических вопросов, вопросов национальной безопасности страны и всесторонне изучить социальное и экономическое положение молодежи"1- в-тринадцатых, на современном этапе реформирование образования является самым сложным, потому что речь идет о всей социально-экономической системе Таджикистана. Решить проблему реформирования отдельно взятому государству, в частности Таджикистану, по ряду объективных причин, невозможно. В связи с этим, разработаны и внедряются инструменты сближения государств в вопросах образования.
Поэтому политика нашей страны ставит развитие образования на принципах демократического, гражданского общества, устраняет властную монополию государства в этой сфере, признает приоритет общечеловеческих ценностей, усиливает вопрос интеграционных процессов на планетарном уровне, воздействует интенсивному вхождению Таджикистана в мировое пространство, что ведет к культурному плюрализму.
Следовательно, интеграция в образовании как форма взаимодействий проявляет свою эффективность лишь при наличии сложившихся национальных образовательных систем. Интеграция придает дополнительный импульс развитию образования как отдельного государства Таджикистан, мирового сообщества, что зафиксировано в Законе Республики Таджикистан об образовании в разделе VI «Международные связи в системе образования» на основе международных договоров и соглашений.2.
Все вышеизложенное дает основание учитывать, что на современном этапе в мире наблюдается кризис в образовании, сущность которого проявляется в Рахмонов Э. Молодежь-будущее нации суверенного Таджикистана. — Душанбе: Ирфон. 1998. — С.88.
2 «Закон Республики Таджикистан об образовании». — Душанбе. 1994. — С.61. разрыве между образованием и культурой, образованием и наукой и в связи с новым осмыслением природы человека, целей и способов его воспитания и образования — это и обусловило выбор и исследование данной темы: «Образование как сфера государственной политики Таджикистана».
Степень изученности проблемы. Ряд ученых, ведя исследования в области образования и воспитания, рассматривали данную проблему в следующих аспектах: 1) социально-фиолософском- 2) социально-психологическом- 3) педагогическом.
В социально-философском аспекте рассматриваются объективные условия построения независимого демократического государства и субъективные факторы — руководящая роль государства в вопросах образования и воспитания молодежи.
Социально-философский аспект проблемы образования рассматривается в научных трудах ряда ученых: Гафаровой М. К., Фоминой В. К., Адыгезаловой С. М., Фалеева А. Н., Шимановского Д. С., Шкуро И. П., Марковой Т. И., Турсунова Ф. А., Канке В. А., Хидировой М. А., Рахимова И. Х., Шоисматуллоева Ш., Шамолова А. Ашурова С. и др.1 Данные научные работы внесли весомый вклад в развитие проблемы формирования личности.
Работы социально-философского аспекта являются методологической основой для разработки теории и практики образования и воспитания студенческой молодежи, так как позволяют рассматривать данные вопросы в.
1 См.: Гафарова М. К., Фомина В. А. Общественное сознание (особенности его обновления). — Душанбе.: Ирфон. 2001. -С. 142- Адыгезапова С. М., Проблема соотношения нравственной активности личности. Автореф.дис.канд.философ.наук. — Баку. 1990. -С.20- Фалеев А. Н. Морально-ценностные факторы становления и развития нравственного самосознания в условиях современной цивилизации. Автореф.дис.канд.философ.наук.-М., 1992. —С.20. Шимановский Д. С. Моральное самосознание личности: теоретические и методологические проблемы. Автореф.дис.докт.филос.наук. -М., 1989. -С.49. Шкуро И. П. Нравственное самовоспитание личности.Автореф.дис.канд.филос.наук. -М., 1980. -С.22. Маркова Т. И. Нравственное самовоспитание (методологические проблемы) Автореф.дис.канд.филос.наук. Л., 1987. -С. 16- Турсунов Ф. А. Социокультурные особенности становления и развития национального самосознания (на материалах таджикского народа) Автореф.дис. канд.филос.наук. — Душанбе. 2002. -С.22. Канке В. А. Философия: Учебник для XXI века. -M., 2001. -С.343. Хидирова М. А. Конфликт как социально-политический феномен. Автореф.дис. канд. политических наук.-Душанбе.1999. -С.20. Рахимов И. Х. Формирование государственной молодежной политики в Республике Таджикистан. Автореф.дис.канд.политич.наук. — Душанбе. 2002. -С.21. Щоисматуллоев Ш. Социально-профессиональная и ценностная ориентация. Изв.АН. Тадж.Сер.: Философия, экономика, правоведение. 1990. — № 1. -С.34−40- Шамолов А. И. Ашуров С. Вопросы молодежной политики в Республике Таджикистан. — Душанбе. 1998. системе и связях с общими закономерностями развития социально-экономической и духовной жизни общества.
В работах социально-психологического аспекта большое внимание уделяется национальной психологии, национальному характеру, национальным чувствам, национально-патриотическому сознанию, национальному самосознанию. Акцентируется внимание на то, что высококвалифицированный специалист сегодня не только знаток своего профессионального дела, но и подлинный коллективист, организатор и воспитатель масс, субъект социальной активности, в широком смысле этого слова, так как потребность дальнейшего самосовершенствования является важнейшей целью построения демократического общества.
Ряд ученых внесли весомый вклад в развитие проблемы формирования личности, её образования.1 Определенное внимание в работах уделяется проблеме ценностных ориентаций.
Социально-психологический аспект воспитания наукой изучен достаточно. Но в настоящее время невозможно эффективно осуществить систему воспитания, формировать национальное сознание, убеждения, поведение, профессиональную ориентацию без учета изменений, которые произошли в обществе, в частности в Республики Таджикистан, на современном этапе.
В работах по образованию и воспитанию находит отражение Л педагогический аспект. В этом плане написан ряд исследований. Особое внимание на современном этапе уделено проблемам воспитания в народной.
1 См.: .Гафарова М. К., Фомина В. А. Общественное сознание (особенности его обновления). — Душанбе.: Ирфон. 2001. -С. 142- Лисовский B.T. Советское студенчество. Социологические очерки. -М. 1990. — С. ЗОЗПороховская Т. И. Роль системы ценностных ориентаций морального сознания в регуляции поведения личности. Автореф. дис.канл.филос.наук. — М. 1981. -С.27. Парамзин В. Профессиональная направленность личности и её формирование в школьные годы, — Новосибирск. 1987. -С. 154- Васюк T.T. Самовоспитание как фактор активизации нравственного развития личности. Автореф.дис.канд.филос.наук. -Киев. 1991. -С. 17. Бабаджанов P.M. Проблемы профориентации в Таджикистане. /Материалы научной конференции.-Душанбе.1995. Шарипов А. А. История высшего образования Таджикистана: опыт и проблемы. Автореф.дис.докт.истор.наук. — Душанбе. 2000.
2 См.: Каминская С. О. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольных учреждений. Автореф.дис.канд.пед.наук. -Минск. 1997. -С.19. Ярошенко В. В. Мотивация выбора профессии и особенности её развития у учащихся общеобразовательной школы. -Автореф. дис.канд.психол.наук. -Киев., 1975. -С.23- Кадыров С., Карамзин И., Сатторов Ш. Профессиональная ориентация школьников. — Душанбе. 1997. -С.212. педагогике1. Эта проблема нашла отражение в прошедшей международной научно-практической конференции в 1998Г2.
Обучение и воспитание нуждаются в научно-практическом подходе к разработке проблем, которые ориентировали бы на определение эффективных путей и средств реализации воспитательных возможностей, соединение образования и воспитания с производительным трудом, выработку организационных форм и методов образования и воспитания в условиях новых социально-экономических отношений.
Анализ работ социально-философского, социально-психологического и педагогического аспектов, позволяет сделать вывод, что в работах ученых исследуются различные стороны образования и воспитания, рассматриваются ценностные ориентации, но не рассматривается образование и воспитание как ценность государственной политики.
Разработанность данной проблемы в теоретических исследованиях и значение государственной политики Республики Таджикистан в вопросах образования и воспитания студенческой молодежи служит методологической основой системного подхода к исследованию образования как сферы политики государства.
Цель и задачи исследования
.
Целью работы является рассмотрение образования и воспитания как одного из основополагающих принципов национальной политики государства в выявлении его значения как методологической основы для решения проблем народного образования. Для достижения данной цели поставлены следующие.
1 Обидов И. О. История развития народного образования в Таджикской ССР. — Душанбе: Ирфон. 1968. -С.294. Развитие народного образования и педагогической мысли в Таджикистане за годы Советской власти. -Душанбе. 1967. -С.36. Обидов И. О. Таълими ибтидои ба маълумоти миёна умуми: Маориф. — Душанбе. 1986. -С.173. Кодиров С., Давлатов M. Психология. -Душанбе. 2002. -С.207. Кодиров С. Основы гражданского воспитания молодежи. -Душанбе. 1996. -С.207. Миралиев A.M. Социально-педагогический аспект профориентации. -Душанбе. 2003. -С.170. Гиёсиев Мехриддин. Мархилаи аввали инкишофи педагогикаи халки точик. -Душанбе. 2003. -С. 150. Шарапов Ш. А. Теория и практика трудового воспитания старшекласников. -Худжанд. 1994. -С.198. Кодиров С. Общественность и трудный подросток. -Душанбе: Дониш. 1987. — С.170. Шукуров Т. А. Теоретико-методическая система игровых форм организации познавательной деятельности в физическом образовании школьников. — Душанбе: Дониш. 1998. -С.245.
2 Материалы Международной научно-практической конференции: «Проблема воспитания в народной педагогике». -Душанбе:Сино. 1998. -С.99. задачи:
1. Исследовать сущность государственной политики страны в области образования и воспитания (на примере студенческой молодежи).
2. Раскрыть роль образования и воспитания как показатель меры её социальности в политике государства.
3. Определить образование и воспитание как ценность, составляющую основу убеждения, обеспечивающую устойчивость будущего специалиста, выраженной в преемственности определенного типа поведения и деятельности.
4. Рассмотреть специфику политического сознания и его влияние на формирование правильной ориентации студенческой молодежи в условиях перехода к рыночной экономике.
5. Исследовать и обобщить опыт работы по формированию жизненной позиции молодежи в многонациональных высших учебных заведениях республики.
6. Дать рекомендации для решения практических вопросов по дальнейшему совершенствованию политической культуры будущих специалистов в вузах.
Теоретико-методологической основой исследования явились: диалектический подход к методу познания образования и воспитания, их единство, структурно-функциональный и конкретный анализ в исследуемой проблеме.
Постановка и анализ исследуемой темы потребовал дополнительного изучения вопросов образования и воспитания, положений и выводов, содержащихся в трудах отечественных и российских ученых.
В работе широко использованы труды Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова, его выступления и встречи с представителями молодежидокументы и постановления Правительства, Министерства народного образованияЗакон Республики Таджикистан об образованииматериалы Конституции Республики ТаджикистанДокументы комитета по делам молодежи при Правительстве Республики Таджикистаннаучные исследования, посвященные проблеме подготовки кадров для страныпочерпнут ценный материал из научных публикаций по итогам международных, научно-практических и республиканских конференцийматериалы республиканской печати и статистических ежегодников Республики Таджикистан по проблемам образования и воспитания.
Специфика предмета исследования была направлена на изучение состояния проблемы образования и воспитания по подготовке кадров для нужд республики в нижеуказанных учебных заведениях: Таджикский аграрный университет (ТАУ) и его филиалы (Консультативный Учебный центр ТАУ в г. Ходженте, Матчинский и Бохтарский колледжи) — Таджикский государственный педагогический университет им. К.Джураева (ТГПУ им. К. Джураева) — Таджикский государственный институт языков (ТГИЯ).
В ходе исследования состояния образования и воспитания в данных вузах были проведены: анкетирование, интервьюирование, коллективные и индивидуальные беседы.
Научная новизна исследования.
В философской, политической, социальной литературе до сих пор нет специальных исследований по проблемам образования и воспитания как ценности в сфере государственной политики.
На основе анализа проведенной работы в аудиторное и внеаудиторное время среди молодежи (ТАУ, ТГПУ им. К. Джураева, ТГИЯ) рассматривается широкий круг проблем по вопросам образования и воспитания на современном этапе.
Научная новизна работы заключается в следующем:
— впервые сделана попытка раскрыть проблему образования и воспитания как ценность национальной политики Республики Таджикистан;
— проанализирована методология, специфика образования и воспитания и их значение как одной их особенностей государственной политики.
Таджикистана;
— в теоретическом аспекте изучено образование как ценность, использующаяся в социально-экономической и духовной жизни общества и обосновано его функционирование в качестве одного из основополагающих принципов политики государства;
— сделана попытка рассмотрения политического сознания студенческой молодежи и формирование политической культуры будущих специалистов, умеющих разбираться в происходящих событиях на фоне меняющегося образа жизни человека;
— выявлены цели и задачи, средства и методы образования и воспитания студенческой молодежи в процессе формирования и совершенствования будущего специалиста в трансформирующемся обществе.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
— теоретически обобщенный опыт работы по образованию и воспитанию студенческой молодежи даёт предпосылки для дальнейшего совершенствования средств и методов подготовки молодого специалиста;
— выводы и рекомендации, представленные в ходе исследования могут быть использованы при ведении работы по совершенствованию государственной политики реформирования образовательной системы, в особенности по обновлению стандартов социально-гуманитарного образования студенческой молодежи;
— проанализированный процесс образования в сфере государственной политики может оказать помощь в дальнейшем совершенствовании учебно-воспитательного процесса преподавателями вузов, а также в пропагандистской работе по формированию чувства долга и ответственности к избранной профессии и к обществу в целом, которые раскрываются в действиях и поведении личности.
— основные положения исследования могут способствовать функционирующим молодежным организациям республики более целенаправленно вести работу по формированию политической культуры студенческой молодежи.
1. Апробация работы.
Работа выполнена на кафедре философии и политологии Таджикского аграрного университета.
Материалы диссертации использовались в учебных лекциях, в работе студенческих кружков по философии, культурологи, политологии, в методологических семинарах университета для кураторов, в лекционно-пропагандистской работе среди населения республики. По теме диссертации опубликовано 8 статей общим объемом 3,5 п.л.
2. Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Результаты исследования, проведенные в данной работе характеризуют еще слабое участие студентов в общественно — политической жизни страны, дают рекомендации улучшения работы по формированию политической культуры молодежи.
Студенты — это будущие специалисты разных отраслей, которых ждет республика. Но есть то общее, что их объединяет — это сформированная чистота помыслов, воспитание в себе чувства ответственности, уважения к себе и окружающим — что именуется как лучшие качества в человеке. Работая с молодежью, надо всегда иметь перед собой развернутую программу воспитательной работы.
Исследование образования как сферы государственной политики Таджикистана — дает возможность сделать следующие выводы:
1. Образование выступает как сфера государственной политики Таджикистана, направленная на улучшение социально-экономических, политических и нравственных отношений трудящихся, в том числе и молодежи, поставивших перед собой задачу строительства нового демократического, правового, светского, унитарного государства, закрепленного в Конституции Республики Таджикистан.
2. XXI век — век образования, где в центре внимания стоит проблема реализации права человека — право на образование, в котором он нуждается и которое направлено на формирование в человеке главных ценностей: истины, красоты и добра, которые дополняют друг друга и являются идеалом образования, где важную роль в формировании у молодежи этих качеств призвана выполнять высшая школа.
3. На основе новых целей и задач современного общественного развития важнейшей функцией образования являются три взаимосвязанных процесса: а) воспитание, т. е. усвоение индивидом ценностей, принятых в обществеб) обучение, т. е. усвоение знаний, умений, навыков, позволяющих индивиду овладеть выбранной им ценностямив) социализацию, предусматривающую усвоение прав, связанных с их реализацией (социальные нормы и ценности при этом усваиваются как сознательно, так и бессознательно).
4. Необходимо сохранить унаследованный менталитет народаважнейшую ценность, но укоренить его на почве государственной независимости Таджикистана, его исторического своеобразия и достоинства.
5. Характерной чертой современной мировой ситуации является неопределенность, многообразие связей. Чтобы успешно ориентироваться в этих условиях, требуется нестандартность мышления, способность к дискуссиям, отказ от зубрежки и заучивания. А это означает, что студенту приходится много самому работать, не удовлетворяться готовыми ответами, почерпнутыми из учебников, т. е. образование в настоящее время носит творческий характер.
6. Главная задача образования заключается в том, чтобы провозглашать в обществе такие цели образовательного процесса, которые не просто созвучны времени, но и адекватны ментальности того или иного социума. Успех реформаторских решений в области образования находится в определенной зависимости от правильного понимания того, к чему общество готово, а к чему нет. Образование играет большую роль в формировании и воспроизведении образа мира. Изменение ментальности средствами образования бывает возможно не во все периоды развития общества. Чаще всего общество уповает на образование как на средство формирования нового мышления в эпохи кризисов (Таджикистан), когда происходят существенные сдвиги обыденного массового сознания.
7. Отвечая потребностям времени, государственная политика Таджикистана направлена на усиление развития гуманитарной составляющей образования, как стратегической линии развития в соответствии с целями и задачами заключенными в национальных законах об образовании.
8. В связи с гуманизацией образования в тесной связи находится тенденция демократизации, что проявляется в равных возможностях всех граждан в получении качественного образования, в его растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов удовлетворения разнообразных потребностей. С этим тесно связано непрерывность образования как основополагающий принцип развития образования, как ценностный фактор каждого индивида, предусматривает воспитание человека нового типа, который в меняющихся социально-экономических условиях сможет активно жить и вносить вклад как в собственное саморазвитие, самореализацию, так и в развитие и обновление общества.
9. Важным условием выполнения государственной политики в вопросах образования является Содружество Независимых Государств (СНГ). Страны СНГ осуществляют реформы в образовании исходя из своих национальных культурных и экономических задач, создавая необходимые предпосылки определения основных тенденций его развития, отвечающих общемировым тенденциям образовательного пространства.
10.В условиях рыночных отношений переходного периода Таджикистана проявилась возможность стабилизации и развития образовательных, воспитательных функций общества. Недостаточная «отдифференцированность» воспитательной деятельности общества, уменьшение количества молодежных организаций, коммерциализация образования тормозят формирование социально-зрелого человека, способного к творческой, активной деятельности.
11.Одной из особенностей политики государства в вопросах высшей школы является активизация познавательной самостоятельности и гражданственности студенческой молодежи, формирование у них политического сознания, адекватного современным реалиям, и соответствующего типа политической культуры и поведения.
12.Образовательные программы высшей школы представляют собой совокупность образовательных услуг, позволяющих реализовать требования, установленные государственными образовательными стандартами. Студенты вузов получают знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры. В процессе обучения у них формируются навыки участия в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления вуза.
13.Образование — составная часть воспитания, — которая обозначает процесс усвоения определенной суммы систематизированных знаний и результат усвоения. Знания не только обеспечивают интеллектуальный рост индивида, но и являются моральной ценностью, т.к. определяют степень развития человека как личности.
М.Важным условием для построения демократического общества является формирование мировоззрения, в том числе и политического сознания, которое является отражением объективной социально — классовой структуры общества и характерных для него видов политической деятельности, соответствующих политических учреждений.
Таким образом, перед современным высшим образованием стоят многоаспектные и чрезвычайно значимые задачи, от правильности решения которых во многом зависит успех общего курса реформ образования в Таджикистане.
Рассмотрение, изучение и выводы, сделанные по проблеме образования как сферы государственной политики Таджикистана позволяют предложить ряд практических рекомендаций:
1. Образование студенческой молодежи необходимо осуществлять через комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных, социально-экономических, культурных воздействий, включающих целенаправленную работу, как в процессе обучения, так и во внеаудиторное время, направленных на формирование мировоззрения молодой личности. В центре внимания должно стоять формирование политического сознания, поведения и деятельности.
2. В процессе формирования политического сознания на занятиях общественных дисциплин направлять свою деятельность на формирование политической культуры.
3. Формируя политическую культуру студенчества, в процессе обучения раскрывать значение социально-экономических и культурных ценностей, направленных на развитие и совершенствование общества.
4. В связи с тем, что в формировании политического сознания большое значение имеет идеологический уровень, важно в воспитательной работе уделять должное внимание социально-экономическим, идеологическим, нравственным, эстетическим факторам, где: а) уделять особое внимание социально-гуманитарному образованию как важнейшему направлению развития высшей школыб) глубоко изучать теоретические вопросы, связанные с проблемой демократии, идеологии гуманизма (идеологии мира, общества, человечества) — в) вести работу по расширению связей в области образования со странами СНГ и мировым сообществомг) особое значение в процессе занятий уделять вопросам развития гражданского общества, раскрывая функции, его экономическую основу, многоуровневую систему норм, традиций, направленных на формирование высокого уровня гражданского сознания и культуры, развития этнических норм, регулирующих общественные и межличностные отношения и раскрыть формы социальной активности молодежид) в процессе ведения занятий формировать самосознание студента, которое должно быть направлено на понимание своего положения в системе общественных отношений, своих и общих интересов, формируя так самосознание, которое отвечало бы интересам общества и находилось во взаимосвязи с другими людьми через практическую деятельность (проявляющуюся в жизни группы, курса, факультета и т. д.).
5. При составлении «Программы по воспитательной работе среди студентов вузов» уделить особое внимание совершенствованию политической культуры, направленной на выработку политического поведения и деятельности студенческой молодежи.
6. С целью совершенствования политической культуры, при ведении воспитательной работы (беседы, конференции, диспуты и т. д.), необходима преемственность по курсам и целенаправленность её.
7. Шире и целесообразнее использовать внеаудиторную сферу общения — встречи с государственными деятелями, учеными-обществоведами, работниками гос. безопасности и т. д.
8. Стремиться привлекать большее число студентов в кружки по 1 общественным дисциплинам и к участию в вузовских, городских, республиканских научных студенческих конференциях по социально-гуманитарным дисциплинам.
9. Общественным организациям вузов (молодежная организация, профсоюзная студенческая организация), по мере необходимости, уделять особое внимание индивидуальной работе со студентами с целью изжития в их взглядах конформистской позиции, безразличного, инфантильного отношения к политическим событиям, происходящим в обществе, воспитывая осознанное отношение к учебе, к окружающим, к обществу в целом.
10. Целесообразно, при ведении воспитательной работы уделить внимание тому положительному, демократическому, что есть в истории не только своего народа, но других наций, знакомиться с бытом, традициями, культурой, выдающимися личностями, деятелями науки, культуры и искусства.
11. Целенаправленности, конкретности и большей эффективности в воспитательной работе в вузе способствует конкретно — социологическое исследование, результаты и обобщения которого дают возможность сконцентрировать планы, содержание и методы работы по формированию важнейших качеств будущего молодого специалиста.
Таким образом, выявление основных тенденций развития образования на современном этапе является не только важным условием осуществления уровня возможностей определения знаний и «воспроизводства» молодого человека как производительной силы, как культурного феномена, но и необходимым основанием воспроизводства систем отношений, обеспечивающих соответствующее решение общих социальных, экономических, культурных и других проблем, в том числе приобщения к общечеловеческим ценностям, роста гуманистических начал в решении больших социокультурных задач современности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Сегодняшние реалии общественно-политической, экономической сфер общества настоятельно требуют разработки официальной политики государства в области образования. И не случайно Президент Республики Э. Ш. Рахмонов в своем выступлении на встрече с интеллигенцией особо подчеркнул, что «Жизнь настоятельно требует полной реорганизации системы образования. Реформа образования, науки является сегодня одной из важнейших задач нашей страны"1.
В обществах переходного типа, каким является Таджикистан, особенно важным является изучение и прогнозирование процессов социальной стратификации и мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании молодежи, которые должны формироваться в процессе образования в вузе.
Наша страна находится на переломе своей истории, её будущее зависит от образования каждого гражданина Республики Таджикистан. Несмотря на трудности, гражданскую войну и её последствия, наши люди крупица за крупицей сохраняли и сохраняют богатства образования и науки, культуры и искусства.
Вузэто место, где развиваются в молодом человеке черты гуманности, трудолюбия, добра и правды. Эти качества сами по себе не разовьются. Для этого необходима большая кропотливая, систематическая воспитательная работа в процессе обучения на занятиях и во внеаудиторное время.
Образование как ценность национальной политики выполняет методологическую функцию и направлено на формирование политической культуры молодежи.
Критерием успешного формирования такой личности является сформированное политическое сознание и поведение молодого специалиста.
Политическое сознание, будучи одной из форм общественного сознания,.
1 Рахмонов Э. Выступление на встрече с интеллигенцией 19 марта 1997. — Душанбе: Ирфон. 1997. -С.34,41. имеет свою специфику. Оно находится в тесной связи с экономическим, идеологическим, экологическим и нравственным сознанием и формируется на двух уровнях общественного сознания: общественной психологии и идеологии, что необходимо учитывать в процессе формирования политического поведения и деятельности.
Действие политического поведения было раскрыто на примере исследуемых вузов в процессе обучения социально-гуманитарных дисциплин, способствовало формированию знаний, убеждений и практических действий, которые проявляются при изучении этих дисциплин и находят свое закрепление во внеаудиторной работе среди студентов.
История свидетельствует о том, что таджикский народ сохранил на протяжении веков свою национальную идентичность в основном благодаря культуре, образованию. Он сохранил и развивает свой национальный язык и снискал уважение других наций.
Сегодня этот принцип также является стержнем социальной политики Правительства Республики Таджикистан. В решении многочисленных проблем, в том числе решении вопросов развития экономики, укрепления чувства политической ответственности, развития патриотического мышления мы опираемся на культуру".1.
В современном мире для успешного ведения образования важную роль играет Содружество Независимых Государств. В меняющемся современном мире перед партнерами по Содружеству встала проблема поиска места в развитии интеграционных процессов. Конечным результатом общих усилий становится определенный социальный прогресс, который влияет на характер общества, а образующаяся социальная система входит в основу всего СНГ.
Наша республика вошла в единое образовательное пространство с Россией и Белоруссией, в которых функционируют головные вузы бывшего СССР. Через Россию сегодня мы выходим на международные стандарты образования.
Принятый Правительством Республики Таджикистан 23 февраля 1996 года пакет Государственных стандартов образования в качестве основополагающего документа определяет для всех государственных и негосударственных высших учебных заведений систему многоуровневой подготовки специалистов с учетом способностей обучающихся.
Мировое сообщество до сих пор не сталкивалось с такими сложными проблемами. Каждое из государств — участников СНГ с самого начала своего суверенного существования стояло перед выбором собственного пути. И этот выбор стал решающим фактором развития тенденций, отражающих свои национально-государственные интересы. Этот выбор придал единому трансформационному процессу национальную окраску.
Происходящая в последнее десятилетие ломка традиционных ценностей, навязывание иных норм и идеалов, несовместимых с ментальностью большинства наших граждан, во многом дезориентировали процесс образования в вузах, стимулировали тенденцию к ограничению его только профессиональной квалификацией обучаемого. Однако эти позиции утверждения жестких рыночных отношений в сфере образования не соответствуют сущности самого социального института образования. Жизнь в мировом масштабе показывает, что образование, наука, культура не могут функционировать, основываясь только на рыночных принципах. Необходимо выработать эффективный механизм их адаптации к рыночной среде, обеспечивающий его плодотворную деятельность, необходимую обществу. В связи с этим во всех звеньях системы образования первостепенное значение приобретает воспитание в рамках новых систем ценностей, приемлемых для большинства людей, формирование социальных норм, направленных на укрепление этих ценностей, утверждение и отстаивание национальных интересов страны, сохранение контроля над интеллектуальными ресурсами.
В условиях рыночных отношений переходного периода Таджикистана появилась возможность стабилизации и развития образовательных, воспитательных функций общества.
Задача нашей страны — вернуться к идеалам социального общества, нацелить экономику на приоритет развития социальной сферы. Иначе страна откатится в день вчерашний или позавчерашний.
Система образования предопределяет и отражает изменения в ценностной ориентации и социальных поступках молодежи, которые, в свою очередь, обусловлены социально-экономическими изменениями в нашем обществе.
Важное место занимают вопросы финансирования образования в целом, высшего, в том числе. Это обусловлено тем, что в последнее десятилетие XX в. в мировом масштабе четко обозначилась тенденция сокращения государственного финансирования этой сферы.
Острые социальные проблемы глобального характера (экология, здравоохранение и др.) отодвигают образование на более низкое место при распределении финансовых ресурсов, выделяемых государствами для социальной сферы.
У каждого молодого человека имеются взгляды, интересы, опыт в оценке ситуации. Поэтому важно развивать политическое сознание, политическую культуру молодежи и политические знания, ибо ей строить демократическое общество.
Подлинно демократическое образование должно воспитывать не узких специалистов, а активных, политически образованных, независимо от их профессии граждан, сознательно употребляющих свои знания на благо своего народа и всего человечества.
Ведение социально-гуманитарных дисциплин: философии, политологии, социологии, культурологии и систематическая, целенаправленная, планомерно продуманная работа, воспитательная работа в вузах дает возможность развитию политического сознания студенческой молодежи, политической культуры и выработке правильного поведения и деятельности в решении тех или иных жизненных вопросов.
Список литературы
- Абдукадыров А. Освещение общественно-политической жизни Таджикистана на страницах русскоязычной прессы (1990−1995). Автореф.дис.канд.истор.наук. -Душанбе. 1996. 20 С.
- Адыгезалова С.М. Проблема соотношения нравственной и социальной активности личности. Автореф.дис.канд.филос.наук. -Баку. 1990 — 20 С.
- Айни С. Бухара. / Воспоминания/ -М. 1952. -177 С.
- Александров Н. Гуманизация образования. // Общественные науки и современность. 1992. № 2. — 74−81 С.
- Александрова Р. Н. Смольянов А.В. Экология и мораль. М. 1984. — 64 С.
- Алексеев П. В. Панин А.В. Философия: Учебник. М. 2001. — 608 С.
- Алмонд Г. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии.//Полис. 1992. № 4. — 122−134 С.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс. -2000−288 С.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М. 1985. — 144 С.
- Асадуллаев И.К. Экспансия подобия, демократия и Таджикистан. -Душанбе. 2002. 130 С
- Афанасьев В.Г. Образование и культура: некоторые проблемы. //В сб.: Молодежь и образование. М.: Молодая гвардия. 1973. — 307 С.
- Бабаджанов P.M. Проблемы профориентации в Таджикистане // Материалы научной конференции. -Душанбе. 1995.
- Базаров Ш. Ш. Проект целевой комплексной программы «Стратегия развития инженерно-технической системы АПК Таджикистана». -Душанбе. 2000. 67 С.
- Базарова С.Ш. Интернационалистское воспитание рабочего класса в условиях развитого социализма. -Автореф.дис.канд.филос.наук. -Душанбе. 1983.- 18 С.
- Базарова С.Ш. Программа пособие по воспитательной работе среди студентов и сотрудников Таджикского аграрного университета.- Душанбе. 2002.- 132 С.
- Барышева А. Человеческий потенциал как основа национального экономического успеха. // Общественные науки и современность. 1994. -№ 1.-28−39 С.
- Батенин С.С. Человек в его истории. Л. -Лен.ун-т. 1976. — 295 С.
- Беляев А.А. Политика и её роль в развитии общества. //Социально-политические науки. 1991. № 9. — 56−62 С.
- Богоришвили Т.Г. Проблема объективности ценности. -Автореф.дис.канд.филос.наук. -Тбилиси. 1988. 25 С.
- Большая Советская энциклопедия. (Третье издание). -М.: Советская энциклопедия. 1975. 588 С.
- Бутенко И.А. Способствуют ли программы высшего образования становлению гражданского общества. //Вестник Московского университета. Серия 18. «Социология и политология». 2001 — № 4. — 109 118 С.
- Василик М.А., Вершинин М. С. Политология. Словарь справочник. — М.: Гардарики. 2000.
- Васюк Т.Т. Самовоспитание как фактор активизации нравственного развития личности. -Автореф.дис.канд.филос.наук. -Киев. -1991. -17 С.
- Вайлер В. Гусейнов А. А. Формирование научного мировоззрения и нравственное воспитание. // В сб.: Проблемы нравственного воспитания студентов. М.: Высшая школа. 1977. — 98 С.
- Вестник Министерства образования Республики Таджикистан. Душанбе. 1996.- 174 С.
- Волков Г. В. В поисках новой идеологической парадигмы. //Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 2. — 93−95 С.
- Волков Ю.Г. Политология в вопросах и ответах: Уч. пособие для вузов. -М.: Гардарики. 1999. 472 С.
- Волков Ю. Г. Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. -М.: Гардарики. 2000. 520 С.
- Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология: идеи и принципы. // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3. -49−50 С.
- Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России) -М. 2000. -61 С.
- Волчек Е.З. Философия: Уч.пособие. Минск: ИП «Экоперспектива». 1988.-343 С.
- Гаджиев К.С. размышления о политической культуре современной России. //Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 2. — 18−21 С.
- Гафарова М.К. Женщины горной республики. Душанбе: Дониш. 1986. -19 С.
- Гафарова М.К. Женщины Советского Востока. Душанбе: Ирфон. 1987. -124 С.
- Гафарова М.К., Фомина В. А. Общественное сознание. Душанбе: Ирфон. 2001.-142 С.
- Гафуров X. Таджикистан на рубеже в XXI в. Президент Э. Ш. Рахмонов и национальная политика. Душанбе. 1999. — 211 С.
- Гиёсиев Мехриддин. Мархилаи аввали инкишофи педагогикаи халки точик. Душанбе. 2003. — 150 С.
- Горохова О.Н. Ценностно-ориентирующая функция морали. Автореф. дис.канд. филос.наук. -М. 1990. — 24 С.
- Гражданское образование в Таджикистане. // Сб. статей, (сост. Каримбоев Н.). -Душанбе. 2001. 82 С.
- Гулямов Р.Г. Суверенный Таджикистан на пути демократизации общества. Душанбе. АООТ «матбуот». 2001. 22 С.
- Дадабаева З.А. Таджикистан межнациональные отношения в период трансформации общества. — Душанбе: Конуният. 2000. — 232 С.
- Диноршоев М. Культурологическое значение Авесты. // Бахори Аджам. -2001.-№ 6.-6 С.
- Диноршоев М.Д. О некоторых принципах философии национального мира. -Душанбе: Фонус. -2001. -№ 3.
- Дробницкий О.Г. Природа морального сознания. // Вопросы философии. -1968.-№ 2.-26 С.
- Дубровский Д.И. Психологические явления и мозг. М.: Наука. 1971. -386 С.
- Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. — М.: Высшая школа. -1980. 286 С.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль. 1983. — 228 С.
- Журавлев В.В. Человек. Культура. Политика. -М. 1998.
- Закон Республики Таджикистан об образовании. Душанбе. 1994. — 95 С.
- Замбровский Б.Я. К вопросу формирования гражданского общества и правового государства. // Социально-политические науки. 1991. № 6. — 2532 С.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.:Политиздат. 1986.-221 С.
- Здравомыслов А.Г. Утверждение социальной справедливости -важнейшая задача перестройки. -М.: Знание. 1987. -64 С.
- Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. -М.:Аспект Пресс. 1999. -285 С.
- Зилков А.И. Некоторые методологические вопросы идейно-политического и нравственного воспитания. // В кн.:Этика и современность. М. 1981. -98−104 С. 55.