Фильмы ужасов и насилия и их влияние на детскую психику
Если обратиться к профессиональной литературе, то мы найдем множество исследований влияния информации с элементами насилия и агрессии на психику детей и подростков, но специальные исследования, посвященные изучению влияния фильмов ужасов на детей, практически отсутствуют. В результате, сейчас можно уверенно говорить лишь о том, что любая информация содержащая элементы ужасов и насилия вызовет… Читать ещё >
Фильмы ужасов и насилия и их влияние на детскую психику (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа
ФИЛЬМЫ УЖАСОВ И НАСИЛИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕТСКУЮ ПСИХИКУ
Содержание Введение ГЛАВА I. Что представляют собой фильмы ужасов и насилия
1.1 Фильмы ужасов и насилия. Основные понятия
1.2 Характерные черты фильмов ужасов и насилия
1.3 Почему зрители любят фильмы ужасов и фильмы, содержащие сцены насилия?
ГЛАВА II. Эмоциональные состояния, вызываемые просмотром фильмов ужасов и насилия. Влияние на психику человека
2.1 Страхи и фобии
2.2 Влияние фильмов ужасов на психику
2.3 Как фильмы в стиле horror (ужасы) влияют на детей?
Заключение
Литература Приложения
Введение
Множество талантливых писателей, художников, кинематографистов настоящего и прошлого посвятили свои произведения человеческим страхам. В этих произведениях исповедуется в определенной мере религия деструктивных чувств, рассматривается переживание человеком ужаса, страха как уникальная возможность для расширения спектра эмоций, обогащения воображения, испытания силы духа на прочность и даже закалки характера человека.
В современном мире телевизор и компьютер с выходом в интернет стали непременными атрибутами каждой семьи, а наши дети проводят возле них большую часть своего свободного времени, в результате, многие мамы и папы начали задаваться вопросом: можно ли ребенку смотреть фильмы ужасов и картины, содержащие сцены насилия? Многие общественные организации опубликовали прогноз того, какое поколение появится под влиянием современных информационных технологий и кинематографа, того что ждет в будущем человечество в целом. В своей курсовой работе я попытаюсь определить, какое влияние могут оказать такие фильмы на еще не сформировавшуюся психику ребенка.
Цель исследования: изучить психологические аспекты влияния фильмов ужасов и насилия на психику детей.
Объект: фильмы ужасов и насилия и детская психика.
Предмет: влияние фильмов ужасов и насилия на детскую психику.
Гипотеза: фильмы ужасов и насилия негативно влияют на психику и эмоциональное состояние детей и подростков, так как в этот период происходит формирование личности и мировоззрения.
Задачи:
— Дать определение фильмам ужасов и насилия, а также выделись их основные особенности;
— Выявить причины проявления интереса людей к данному жанру;
— Дать определение и описать эмоциональные состояния, вызываемые просмотром фильмов ужасов и насилия (страхи и фобии);
— Определить влияние фильмов ужасов и насилия на психику человека и в частности на психику детей.
ГЛАВА I. Что представляют собой фильмы ужасов и насилия
1.1 Фильмы ужасов и насилия. Основные понятия Фильм ужасов (разг. ужамстик, хомррор; англ. horror film, horror movie) — жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и неопределённости, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — так называемый эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость). Однако насчёт именования жанра существуют другие мнения. Так, известный в хоррор-кругах актёр Кристофер Ли в одном из своих интервью, данном в 1975 году, утверждал, что термин horror неверен, ибо условность таких фильмов делает их безвредными, он настаивал на употреблении термина «film du fantastique» (фильм фантазии). Таким же термином французы обозначают определённый тип фильмов ужасов.
1.2 Характерные черты фильмов ужасов и насилия
Основополагающим признаком фильмов ужасов и насилия является страх, который реализуется на экране теми или иными сюжетными поворотами, событиями, образами и т. д. Данный эмоциональный элемент может развиваться как на фоне каких-то фантастических, так и на фоне психопатологических действий, иных проявлений действия человека, проявления действия природы, стихии, демонстрации сцен насилия, человеческих внутренностей, крови и т. д.
Как и во многих иных жанрах кинематографа, перед зрителем в классическом фильме ужасов предстаёт картина борьбы добра со злом, где это процесс выражает схема «палач — жертва», где в качестве палача может выступать чудовище (монстр) или иная потусторонняя сила, стихия, сам человек и его девиантные отклонения (безумцы, психопаты, маньяки, убийцы и т. д.). Однако во многих фильмах такая грань становится расплывчатой, и не всегда удаётся определить такую схему, а порой она и вовсе отсутствует, сюжет как бы констатирует факт и не пытается выразить и определить указанную схему. Кроме того, для некоторых подобных фильмов, в которых так или иначе выражается принцип борьбы добра со злом, не всегда победа принадлежит добру.
В начале века неотъемлемой чертой фильма ужасов считалось наличие монстра, сверхъестественного существа. Но в сороковые годы возникает концепция фильма ужасов без монстра. Вместе с тем мы знаем множество фильмов, где есть монстр — вампир, призрак, — при этом не являющихся хоррорами. Фильм «Призрак любви» Дина Ризи — это не фильм ужасов, равно как и фильм «Привидение» — классическая мелодрама. У фильма ужасов нет не только собственной формулы, но даже собственных сюжетных моделей. Он, как правило, заимствует их у мелодрамы или детектива.
1.3 Почему зрители любят фильмы ужасов и фильмы содержащие сцены насилия?
Во-первых, фильмы ужасов и картины, содержащие сцены насилия, как ни крути — эмоциональное кино. Они вызывают страх, а страх — это стресс, а стресс — это адреналин и эмоции. Если человеку не хватает в жизни адреналина, то он вполне может восполнять его недостаток посредством просмотра фильмов ужасов.
Во-вторых, ситуации, вызывающие страх, автоматически привлекают наше внимание. Фильмы ужасов и насилия от начала и до конца состоят именно из таких ситуаций. Так что, в каком-то смысле, смотреть фильмы ужасов — это примерно то же самое, что смотреть прямые репортажи с места катастрофы. Людям это может быть просто очень интересно. Они увлечены, а это — такая увлеченность, по нынешним временам, дорого стоит. Ведь увлечься, пережить заинтересованность, находясь в таком потоке информации, в котором живет современный человек, не так-то просто. А интерес — это положительная эмоция, даже если она связана с негативным содержанием — предметом интереса. Так что страсть к фильмам ужасов, основанная на одном только таком «интересе», вполне понятна и объяснима.
В-третьих, фильмы ужасов и насилия, как правило, наполнены страхами, которые человек часто испытывает в своей жизни. В фильме, правда, они даны в утрированной, заостренной форме. Проживание подобных страхов в ситуации безопасности (в собственной квартире) может оказаться для некоторых людей приятным времяпрепровождением.
В-четвертых, просмотр фильмов ужасов может быть для человека способом разрядки его подсознательных агрессивных влечений. Зритель, самим фактом просмотра кинофильма, заставляет героя ленты переживать тот ужас, который тот испытывает благодаря фантазиям сценаристов и режиссеров.
Наконец, в-пятых, есть среди нас люди, которые смотрят фильмы ужасов как, своего рода, комедии. Как правило, такие зрители, сами не зная об этом, имеют искаженное, сниженное чувство боли. Чувство боли — это такое же чувство, как зрение или слух. Люди от рождения могут быть слабовидящими или слабослышащими, а могут иметь измененное чувство боли, сниженное. И когда другому человеку больно или страшно, такой человек не испытывает страха или неловкости, наоборот, ему забавно, как «эмоционально» реагирует другой человек. Таких зрителей, разумеется, не много.
Понятно, что если люди смотрят фильмы ужасов и фильмы, содержащие сцены насилия, то им почему-то они нравятся. А значит, они — эти фильмы, оказывают определенное воздействие на психику человека, которое заставляет выбрать их среди прочих.
ГЛАВА II. Эмоциональные состояния, вызываемые просмотром фильмов ужасов и насилия. Влияние на психику человека
2.1 Страхи и фобии При просмотре фильмов, содержащих сцены насилии, а также фильмов ужасов, у зрителя возникает чувство страха, которое может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психологическое состояние человека. В данной главе своей курсовой работы я хотела бы поподробнее рассмотреть понятие «страх» и «фобия».
Страх — негативная эмоция, возникающая при угрозе жизни, здоровья или социальных установок. Слово фобия происходит от греческого «фобос» — страх. Т. е страхи и фобии это одно и тоже. Но, с точки психологии, фобии — это страхи навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению конкретного содержания, охватывающее человека в определенной обстановке. Фобии могут сопровождаться вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, обильный пот, дрожь и т. п.). Т. е. если страх приходит часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то он называется фобия. Реакция на объект фобии, как, впрочем, и любой страх, имеет свойство запоминаться организмам, и в последующем воспроизводиться, а также она имеет свойство прогрессировать, и переходить на смежные (близкие) предметы и ситуации. Таким образом, если страх не ограничивать и не бороться с ним, могут возникнуть фобии, а если не разбираться с тем, почему они возникают, и не бороться с ними фобии углубляются, закрепляются.
В принципе, существует такая точка зрения, что если есть страх, то есть чего бояться. Но почему именно этот страх появляется у конкретного человека? Определенные страхи появляются примерно в одном и том же возрасте у всех, а будет «награжден» человек определенным страхом или нет, зависит от самой личности, социального окружения, воспитания, генов и т. д.
Страхи и фобии изучаются представителями различных наук: биологами и медиками, психологами, философами и теологами, и даже лингвистами (которые изучают особенности речи при переживании этой эмоции), и каждый по-своему представляет этот феномен. Поэтому существует столько определений страха, и теорий как от него избавиться.
Любой человек испытывает и знает это переживание. Функционально он необходим для благополучного биологического и социального существования индивида. Он защищает его от бессмысленного риска. Но любое существо, испытывающее эту эмоцию, предпринимает меры для преодоления негативного воздействия источника страха. Страх провоцирует выброс адреналина в кровь, что ведет к усилению работы мышц, улучшает работу рецепторов. Но в тоже время он может оказывать влияние на способность думать рационально, может вызвать агрессию, панику, ступор. Слишком частый просмотр фильмов ужасов, может негативно сказаться на здоровье человека, так как постоянный страх (стресс) подавляет иммунную систему организма, что может привести к ухудшению здоровья.
Возникновение любого страха, в том числе и при просмотре кинофильма, — это «работа» инстинкта самосохранения. А потом уже на это накладываются и другие характеристики. На появление и протекание эмоции страха влияет также психология и физиология человека. От психологических и физиологических особенностей личности зависит то, как будет протекать реакция на опасность. Физиология и психология тесно связаны. От генетики зависит акцентуация, темперамент, которые влияют на характер, течение эмоций также зависит от воспитания. Психологи отмечают, что существует положительное, так и отрицательное действие страха на организм. Эмоция страха, в психологии является негативно окрашенной. Негативные эмоции — это эмоции, которые появляются на основе негативного настоя, и негативного восприятия мира.
Страх может быть рациональный, оправданный и иррациональный (невротический). В некоторых ситуациях эта эмоция — вполне нормальное явление, которое может даже спасти жизнь, остерегая нас от опасных шагов. Он предупреждает об опасности, например, от падения со скалы, укуса змеи, автомобильной аварии. Реальный страх является реакцией на действительно существующую внешнюю опасность, он сигнализирует об опасности, целесообразен и реализует инстинкт самосохранения.
В других случаях, страх может начаться без видимой причины, например при просмотре фильмов ужасов и насилия. Ситуации, в которых человек может оказаться, и могут не нести опасность и не угрожают жизни, но даже думая о них человеческий организм реагирует так, будто он находиться на краю пропасти. В любом случае организм наш действует одинаково.
Развитие чувства страха (эмоции) и рационального и иррационального происходит одинаково. Оно устанавливается по двум нейронными путям, которые, должны функционировать одновременно. В нейронах происходят процессы обработки информации, именно с их помощью формируются ответные реакции организма (рефлексы) на внешние и внутренние раздражения. Первый путь, отвечает за вырабатывание важнейших эмоций, реакция по этому пути происходит быстро, позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но этому сопутствует большое количество ошибок, он нередко бывает ложной тревогой. Этот путь (подкорковый, короткий, низкий) является эмоциональным стимулом, он отражается в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра и вызывает эмоциональный ответ. По второму пути, реакция идет медленнее, но более точно. Он позволяет вернее оценить обстоятельства и ответить на опасность точнее. Чувство страха, вызванное первым путем, блокируется вторым, он оценивает признаки опасности как реальные или не реальные. По второму пути (корковому, длинному, высокому) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, поднимается в сенсорные отделы коры головного мозга, а потом из них устремляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.
Страх это базовая основная эмоция наравне с радостью, печалью, гневом. Базовыми они являются потому, что представляют собой основу для других эмоциональных состояниях, а сами при этом не могут быть сведены к еще более фундаментальным эмоциям. Страх-это базовое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрожающей спокойствию и безопасности субъекта, сопровождающееся ощущением беззащитности перед угрозой.
Страхи и фобии часто делят на 5 основных видов:
1)свободный страх,
2) тесно связанный с определенным объектом или ситуацией,
3) страхи пространств
4) страхи живых существ
5)социальные страхи.
Признаками этой эмоции являются спазмы, синдром ватных конечностей (особенно ног), сдавленность в груди, сухость во рту, тошнота, дрожь во всем теле, беспокойство, головокружение, повышение кровяного давления, ускоренный пульс и дыхание, холодный пот и т. д. Надо знать, что организм фиксирует (запоминает) реакцию на страх, а потом позднее в нужный момент ее вспоминает и воспроизводит снова. Но в любом случае страх — это состояние сознания, которое можно контролировать.
Страхи и фобии часто связаны с культурой, в частности с религией. Страх и религия всегда были тесно связаны, большинство ученых, которые исследуют первобытные культуры, считают, что страх был самой важной из причин появления религии. Древние люди, испытывая опасности окружающего их мира, и видя гром, молнии, диких зверей, и др., боялись их и пытались оградиться. Они обладали развитым воображением, и начали считать, что это какие-то сверхъестественные существа насылают на них напасти. Кроме того страх всегда использовался представителями всех религий для подчинения общества своим правилам и манипуляции ими. Использует религия его и сегодня.
2.2 Влияние фильмов ужасов на психику Естественно, что фильмы ужасов, влияют на психику человека. Но как влияют? Фильмы ужасов, и другие жанры, использующие страх, призваны нас пугать. Вызывать спрятанные глубоко в подсознании страхи, они эффектно концентрируются на запретных желаниях, страхе, тревоге, темной стороне человеческой личности, войной, голодом. Фильмы ужасов обращаются к первобытной природе человека: первобытным страхам: ранимость, страх пред другой личностью, обществом, или отделением от него, потерей самоидентификации, страхами пред смертью, противоположным полом. Т. е самые примитивные стороны, которые одновременно и привлекают и отталкивают нас. Интересно, что часто подростки, берут примеры из таких фильмов, например в Китае, были запрещены фильмы: «Дневники смерти», «Звонок», и «Звонок 2», поскольку возросло количество насилия, и подростки копировали поведение персонажей из фильма. В России, тоже был случай, когда группа подростков, заманила девушку в лес, а потом убила и выпила кровь, насмотревшись фильмов о вампирах. Но надо сказать, что кроме фильмов ужасов, существуют и другие причины такого поведения детей. Проблемы в социализации, отсутствие внимания со стороны родителей и учителей, государства, и др. ведь фильмы не могут полностью заменить воспитание.
Конечно, самая главная эмоция при просмотре фильмов ужасов и насилия, это страх. Страх негативная эмоция, и влияние страха на организм человека, изучено довольно хорошо. Сильный страх и постоянный (но, именно сильный), запускает программу самоуничтожения организма). В 2009 В РБК daily обнародовали результаты эксперимента, проведенного Биохимиками из Вашингтона. В этом исследовании обнаружилось, что просмотр фильмов со сценами насилия, на людей влияет довольно сильно. И влияет не только на психологическую составляющую, но и на физиологическую, впрочем, как и любая опасность. Нескольким добровольцам предложили просмотреть 3 фильма: мелодраму, документальный фильм, и боевик. После каждого сеанса у добровольцев, был взят анализ крови. Согласно результатам, мелодрама и документальный фильм никак не повлияла на состав крови, а боевик, заставил кровь «вскипеть». У людей резко повысилось количество гормонов и антител в крови. Антитела должны бороться с опасностью, но так как человек, не отвлекался и смотрел фильм дальше, и не реагировал на проявления своего организма, то антитела начинали искать угрозу внутри организма и бороться с ним. Обычно выводы таких исследований распространяют и на фильмы ужасов. В принципе, это логично, поскольку, проявления страха, в любом случае одинаковы, но логично лишь отчасти, поскольку специализированных исследований, направленных именно на фильмы ужасов, не так уж и много. К тому же фильмы ужасов, бывают и психологические, т. е. без насилия, или с минимальным его количеством.
Психологами замечено, что любители фильмов ужасов более агрессивны. Агрессивность — свойство личности, заключающиеся в готовности использовать насильственные методы в реализации целей, и готовность к этому. Но агрессия любителей ужастиков, как ни странно первичная. Вторичная агрессия развита, наоборот меньше. Т. е. их труднее довести до белого коления, или вывести из себя. При просмотре фильмов ужасов люди переживают вместе с героями фильмов, эмоции страха, ужаса, тревоги, и имеют возможность преодолевать их, справиться со страхом т. е. ситуация просмотра фильма создает более-менее комфортные условия, для зрителя. События, показанные на экране, не могут причинить реального вреда, и зритель находиться в условиях полной безопасности, и осознает это. Т. е он может совладать с угрозой, и адаптироваться к такой мнимо-реальной угрожающей ситуации.
В Техасском университете тоже изучали влияние фильмов ужасов (но именно фильмов ужасов) на психику человека и его агрессивность и пришли к выводу, что качественные ужастики являются тренингом для человеческих нервов. Руководитель исследования профессор клинической психологии Дэвид Радд говорит, что при просмотре фильмов ужасов мы получаем своеобразное удовольствие, так как наш мозг адекватно оценивает реальность угрозы. Понимая, что в действительности никакой опасности нет, зритель испытывает волнующие ощущения от выброса адреналина. По его мнению, неоднократно повторяющийся аналогичный страх вызывает в мозге определённую «привычку» привычка к адреналину, кстати, замечена не только им, но и другими учеными. Некоторые считают, это может перевести к адреналиновой зависимости. И постоянном просмотре фильмов ужасов и желанию рисковать. Но Дэвид Радд, говорит, что организм «перестаёт реагировать на угрозу, что может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств», т. е могут использоваться в клинической медицине.
Еще одни интересный факт, с каждым годом количество любителей фильмов ужасов растет. А в последние годы, просмотры фильмов ужасов выросли на 65%. Эта тенденция связана с тем, что культура становится более гуманная, и людям не хватает адреналина. Недостаток адреналина, который выделяется при страхе, мы черпаем из альпинистских походов, фильмов ужасов, полетов на воздушных шарах и т. д. Людям не хватает естественного адреналина и они начинают получать его искусственным путем. Небольшие дозы адреналина, полезны для людей. Страх не наносит вреда, если он не носит постоянного характера, и не выражен слишком сильно.
Анализ фильмов вышедших в 2010 году показал, что за период с 01.01.10 по 01.10.10 на наши экраны вышло более 300 зарубежных фильмов (США, Франция, Италия, Китай, Корея, Германия…), российская киноиндустрия выпустила более 100 фильмов. Из них большую часть занимают именно те жанры, которые способны усугублять депрессию, подпитывать злость, агрессию, негативизм, враждебное отношение к другим людям.
Ниже представлены две диаграммы, которые показывают, фильмы каких жанров преобладают на наших экранах.
Даже беглый взгляд на обе диаграммы позволяет сделать вывод, что «кинофон» в России намного благоприятнее своего западного визави и это имеет свои вполне определенные последствия.
Чтобы лучше понять, каким образом фильмы влияют на психику человека, рассмотрим уровни, из которых собственно и состоит психическая деятельность человека.
Все три уровня очень сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Нервная система не может быть разделена на три автономные составляющие, и ее необходимо воспринимать как одно целое, где происходит взаимовлияние или обмен информации на всех уровнях. То есть влияние фильмов на человека проявляется на всех уровнях психики.
Если человек просмотрел фильм «Убийца внутри меня», он «подпитал» свою агрессию, которая через сознание проникла на подсознательный уровень. Затем она может проявляться через агрессивное отношение к другим людям, животным и так далее. Частый просмотр таких фильмов приведет к тому, что постепенно на бессознательном уровне отложится своего рода пласт агрессивности, который будет влиять на жизнь человека. Он будет не только агрессивен по отношению к кому-то, но и к нему будут агрессивны, в его жизни будут происходить такие события, которые будут провоцировать его к проявлению агрессивного поведения.
2.3 Как фильмы в стиле horror (ужасы) влияют на детей?
Не последнее место среди факторов, потенциально способных вызвать постоянные деструктивные изменения в психическом состоянии человека, занимает влияние информации из телевизионного вещания, эта информация очень часто содержит элементы ужасов и насилия, особенно сильное влияние телевизор оказывает на психику подростков и детей, внутренний мир которых только начал формироваться. Споры, связанные с необходимостью ограничивать показ по телевидению фильмов, содержащих многочисленные сцены насилия, вроде бы, завершились в пользу сторонников организации государственного контроля за телевизионным эфиром для зрителей. Результатом стал, запрет Национального совета по вопросам радиовещания и телевидения трансляции фильмов содержащих сцены насилия до 22-х часов. Правда такая постановка вопроса не удовлетворила многих родителей.
Подразумеваемый, и часто подразумеваемый замысел фильмов ужасов — это пугать людей. Страх, порождаемый фильмами в стиле хоррор, способен сохранить после себя остаточный психологический эффект на годы вперед. Два исследования: «Экранные истории: устойчивые реакции на страх от развлекательных ужасов» (Tales from the Screen: Enduring Fright Reactions to Scary Media) и еще одно, профинансированное Национальным американским институтом умственного здоровья (National Institute of Mental Health; NIMH), закончились четким выводом, что просмотр фильмов ужасов детьми может привести к длительным деструктивным эффектам.
Перманентное беспокойство Беспокойство или тревога (Anxiety; Angst) — эмоциональное состояние, возникающее как реакция на какой-то еще не известный фактор либо в окружающей среде, либо в самом индивиде; иррациональный страх, вызванный изменениями в окружении или движением вытесненных бессознательных сил индивида.
Исследования NIMH разоблачило прямые доказательства того, что у детей 5-ти лет и младше, особенно у тех, кто только начал ходить, фильмы ужасов нередко вырабатывают стойкое и острое состояние постоянного беспокойства. Симптомы подобных случаев включают в себя расстройства сна, агрессивность и ситуации, когда ребенок начинает представлять опасность для себя самого.
Избегание Избегание — тип социального поведения человека, для которого характерно преимущественное избегание любых деловых отношений с другими людьми, как в плане кооперации, так и в плане отстаивания своих интересов. Это защитный механизм психики, заключающийся в контроле информации об источнике неприятного воздействия. Реакция избегания или избегающее поведение (англ. Escape response) — род оборонительных реакций, возникающих в ответ на сигнал-предвестник негативно окрашенного эмоционального раздражения, либо действия, направленные на предотвращение такого раздражения. Различают активные и пассивные реакции избегания.
Оба исследования отметили, что дети, которым случалось периодически просматривать фильмы ужасов, начинают избегать ситуаций в реальной жизни, вымышленные аналоги которых изображались на экране. Объекты исследования демонстрировали ужас перед необходимостью столкнуться с подобными ситуациями. Например, зайти в опустевшую школу после занятий, остаться дома одним или свернуть в темный переулок. Некоторые же дети не просто делали все возможное, что избежать таких обстоятельств в реальной жизни, но еще и старались не смотреть другие фильмы по ТВ (любой направленности), в которых героям приходилось иметь дело со схожими обстоятельствами, изначально по капле «влившими» в ребенка его страх.
Навязчивые состояния и одержимость Навязчивые состояния — это различные мысли, действия, страхи, которые не зависят от воли данного человека. Человек, подверженный таким страхам, может вполне понимать и осознавать свою проблему, но не может самостоятельно решить её: страхи оказываются сильнее.
Фиксация сознания на какой-то вещи или человеке также называется навязчивым состоянием. Это состояние проявляется в любой сфере и в самой различной степени.
Навязчивое состояние возникает у человека вследствие того, что он длительное время позволял сильным страхам, иногда бессознательным, управлять собой. Человек становится все более одержимым.
Распространенный эффект среди детей более старшего возраста и даже у подростков после просмотра фильмов ужасов — одержимо обсуждать тот стимул, что заставляет вырабатываться у них чувство страха. Предмет подобного навязчивого разговора может выражать себя как через болезненное очарование, так и через потребность отдалить себя от того, что они услышали и говорили сами в подобных непростых беседах.
Ночные кошмары Кошмамр (фр. Cauchemar, от др.-фр. caucher — давить и mare — ночное привидение) — пугающий, тревожный, страшный сон.
Ночные кошмары считаются нефизиологическим расстройством сна и возникают во время фазы быстрого сна, длительность которой варьируется между несколькими минутами и получасом. Кошмар заканчивается обычно резким пробуждением в испуге, после чего обычно немедленно приходит осознание пробуждения ото сна, связанное с возвращением ощущения пространства и времени. Причинами кошмаров считаются неосмысленные, непереработанные текущие события, травмирующие переживания, стресс или психические или телесные нагрузки.
Ночные кошмары, вероятно, самый распространенный эффект, оказываемый фильмами ужасов на детей. Многие дети, к слову, точно так же, как многие взрослые, могут ожидать ночных страхов после просмотра подобных шедевров кинематографии, особенно после таких, которые способны потревожить какие-то личностные установки, вызвать сильные эмоции, отвращение и вбить причиняющий сильное расстройство клин в психику.
Клин Раздражители из хоррор-фильмов, наиболее часто проявляющие себя как причины неблагоприятного эффекта у детей, — это изображения крови или физических увечий. Практически 2/3 отчетов по объектам исследований гласят, что на последних особенно эмоционально повлияло присутствие крови и ран в картинке, — больше, чем прочие стимулы, вроде беспокойных изображений, катастроф, страшных животных, монстров и пришельцев.
Заключение
Если обратиться к профессиональной литературе, то мы найдем множество исследований влияния информации с элементами насилия и агрессии на психику детей и подростков, но специальные исследования, посвященные изучению влияния фильмов ужасов на детей, практически отсутствуют. В результате, сейчас можно уверенно говорить лишь о том, что любая информация содержащая элементы ужасов и насилия вызовет у человека, а особенно у маленького ребенка, специфические ощущения, способные изменить его эмоциональное состояние и надолго оставить определенный след в формировании психического восприятия повседневной жизни человека. Но, несмотря на это утверждение, на практике невозможно дать однозначный ответ по поводу как особенностей этих изменений, так и конструктивности или деструктивности их влияния на психику. В свою очередь по результатам проделанной мной работы и на основании исследований: «Экранные истории: устойчивые реакции на страх от развлекательных ужасов» (Tales from the Screen: Enduring Fright Reactions to Scary Media) и исследования профинансированного Национальным американским институтом умственного здоровья (National Institute of Mental Health; NIMH) можно сделать вывод, что детям смотреть ужасы нельзя! В общем-то, это было очевидно и раньше, но последствия могут быть куда серьезнее, чем предполагает беспечный обыватель. Необходимо следить за тем, что дети делают у телевизора, компьютера, какие они смотрят фильмы. Необходимо строго соблюдать возрастные ограничения, установленные для каждого фильма, а также при просмотре телепередач, благо с вступления в силу федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» сделать это не сложно.
Каждый из нас способен осознать, что для него выгодно, а что нет. Не зря некоторые родители контролируют ребенка на предмет просмотра мультфильмов с негативным сюжетом («Том и Джерри» — где отпадает голова, выпадают глаза, туловище бегает отдельно от головы, где кот всегда жертва своих же хитростей и так далее). Родители понимают, что ребенок потом может плохо спать, нервничать, бояться, переживать другие негативные эмоции. Родители должны задуматься о том, что и себя тоже необходимо оградить от просмотра фильмов жанра ужасы, детектив, драма, триллер, криминал, боевик.
фильм ужас насилие психика
1. Астапов, В. М. Тревожность у детей/ В. М. Астапов.- СПб.: Питер: Питер Принт, 2004;
2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М. издательство МГУ, 1990;
3. Воробьева К. А. Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка// Воспитание школьников.-2011. № 6. с.55−58;
4. Изард К. Э. Психология эмоций. / Перев. англ. СПб.: Питер, 2001;
5. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.: Академия, 2004;
6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. — М.: РОУ, 2006;
7. Кулагина И. Ю., Колютский В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002;
8. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1965;
9. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. Вузов/ М.: «Академия», 2000;
10. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений: В 3кн. 4-е изд. М.: Гуманист. Изд. Центр Владос, 2002;
11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2000;
12. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 1996 г., № 4.
13. Телевидение и воспитание // Воспитание школьников.-2008. № 1. с. 3−7;
14. Фрейд З.
Введение
в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1991.
15. Щербатых Ю. В. Психология страха М.: Эксмо, 2002.
16.Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. № 2/2006. — с.27−28
17.http://tbn-tv.ru/news/est-li-chto-to-poleznoe-dlya-detej-v-filmax-uzhasov/
18.http://testoteka.narod.ru/lichn/1/36.html
19. http://www.psychology.ru/
20. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
Тест школьной тревожности Филлипса
Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.
Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».
Инструкция
«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: «+», если Вы согласны с ним, или «—», если не согласны".
Обработка и интерпретация результатов При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности. При обработке подсчитываются:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
Представление результатов
1. Подсчитывается число несовпадений знаков («+» — да, «—» — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50; >50; >75) для каждого респондента.
2. Подсчитывается число несовпадений по каждому измерению для всего класса (абсолютное значение в процентах: <50; >50; >.75).
3. Подсчитывается количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору >50% и >75% (для всех факторов).
4. При повторных замерах представляются сравнительные результаты.
5. Собирается полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Полученные результаты можно представить в сводной таблице, включив в нее результаты, превышающие норму. Такой способ представления облегчит общий анализ результатов по классу в целом, а также сравнительный анализ данных по разным классам.
Текст опросника Филлипса
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Методика диагностики тревожности Филипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны".
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы, на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
Анализ результатов исследования
В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста. Для этого детей собрали в одном из классов школы и коротко объяснили суть исследования.
Детям раздали опросники состоящие из 58 вопросов. На эти вопросы дети должны были ответить либо «да», либо «нет». Ответы детей фиксировались в таблице приведённой ниже По данным видно, что наибольшее количество процентов правильных ответов набрали Коля, Витя, Лена, Олег, Катя, Артём, Кира и Таня. Это говорит о том, что они обладают низкой тревожностью.
Наименьшее количество правильных ответов дали: Вера, Оля, Ира, Женя и Аня. Это свидетельствует о том, что они обладают высокой тревожностью.
Среднее количество правильных ответов дали Костя, Саша, Ваня, Кирилл, Павел, Сергей и Слава. Отсюда можно сделать вывод, что эти дети обладают умеренной тревожностью. Т. е. у детей с умеренной тревожностью, в некоторых случаях тревожность может проявляться, а в некоторых нет.
Таким образом, мы провели исследование тревожности в группе детей, состоящей из 20 человек. Мы определили, какие дети обладают.
Таблица 1
Данные по тесту на определение тревожности Филипса
№ | Коля | Вера | Костя | Лена | Саша | Витя | Ваня | Кирилл | Олег | Оля | Катя | Павел | Ира | Сергей | Кира | Таня | Женя | Артём | Ваня | Оля | |
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
; | ; | ; | ; | ||||||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||||
; | ; | ; | ; | ||||||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
; | ; | ; | ; | ||||||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
; | ; | ; | ; | ||||||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
; | ; | ; | ; | ; | |||||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||
; | ; | ; | ; | ||||||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||||||
Всего % | |||||||||||||||||||||