Совокупный спрос
Понятие совокупного спроса и его компоненты В микроэкономике нами рассматривалось такое понятие как индивидуальный спрос, который представляет собой количество товаров и услуг, которое покупатели желают приобрести. То есть спрос индивидуальных субъектов хозяйствования на различные блага. В макроэкономике рынки отдельных товаров и услуг агрегируются в общий рынок. Отсюда вытекает и такое понятие… Читать ещё >
Совокупный спрос (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра финансов и мировой экономики Курсовая работа по предмету «Макроэкономика»
Совокупный спрос Специальность «Экономика и управление на предприятии»
Автор работы Студент 2 курса, 3 группы д/о А. А. Алиев Руководитель Старший преподаватель Д. И. Лепешев Гродно, 2014
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни как никогда ранее важную роль в обществе играет экономика. Каждое государство стремится развивать экономические отношения с целью повышения качества жизни своих граждан и удовлетворения их возрастающих потребностей. В этой связи возрастает важность такого показателя состояния экономики как совокупный спрос. Изучение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса необходимо для определения макроэкономического равновесия рынка благ.
Уровень совокупного спроса оказывает непосредственное влияние на объём национального производства, уровень цен и уровень занятости в экономике. Этим обусловлен такой интерес к теме совокупного спроса со стороны многих экономистов. На протяжении многих лет понятие «совокупный спрос» изучали различные экономические школы, в том числе кейнсиаснская и монетаристская.
Целью данной курсовой работы является исследование понятия «совокупный спрос», его структуры, а также его выражения в различных экономических показателях и в Республике Беларусь. Для достижения данной цели необходимо решить определённые задачи такие как:
1) Изучение совокупного спроса, определение его факторов и компонентов.
2) Исследование кривой совокупного спроса, а также её особенностей.
3) Изучение возможностей политического регулирования совокупного спроса и составляющих его компонентов.
4) Рассмотрение фискальной и кредитно-денежной политики в отношении совокупного спроса в РБ.
5) Выявление структуры и динамики совокупного спроса в РБ, а также политики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие основные методы:
1) Синтез информации
2) Сравнительный метод
3) Графический метод
4) Теоретический анализ
5) Статистический метод В качестве объекта исследования в данной курсовой работе выступает экономическая система Республике Беларусь. Предметом исследования является динамика и структура совокупного спроса в РБ.
Изучением данной темы занимались многие экономисты. В основу данной курсовой работы легли труды таких авторов как Лемешевский И. М., Тарасевич Л. С., Ивашковский С. Н., Агапова Т. А. и Серёгина С. Ф. Также были использованы данные с сайтов Национального статистического комитета Республики Беларусь, а также Национального банка Республики Беларусь.
1 СУЩНОСТЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.1 Понятие совокупного спроса и его компоненты В микроэкономике нами рассматривалось такое понятие как индивидуальный спрос, который представляет собой количество товаров и услуг, которое покупатели желают приобрести. То есть спрос индивидуальных субъектов хозяйствования на различные блага. В макроэкономике рынки отдельных товаров и услуг агрегируются в общий рынок. Отсюда вытекает и такое понятие, как совокупный спрос, представляющий собой желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен. Иначе совокупный спрос можно определить как сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведённые в экономике. Совокупный спрос является более сложным показателем, чем индивидуальный рыночный спрос. В его структуре выделяют четыре компонента: потребительский спрос С — совокупный спрос домашних хозяйств; спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей и домашних хозяйств I; спрос на товары и услуги со стороны государства G; спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств — чистый экспорт NX. Все перечисленные составляющие совокупного спроса можно записать в виде формулы:
Y = C + I + G + NX (1.1)
где Y — объем выпуска.
Рассмотрим более подробно каждый их этих компонентов. Главным компонентом совокупного спроса являются потребительские расходы. Объем потребления ©, в первую очередь, определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Кроме того, долгосрочные тенденции в динамике потребления связаны с величиной доходов, имущества и уровня цен.
Вторым по важности компонентом являются государственные закупки товаров и услуг (G), которые включают расходы на национальную оборону, строительство дорог, а также покупка дорожно-строительного оборудования, выплаты местным органам власти, финансирование судебной системы или государственных школ и т. д. Эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.
Следующий компонент совокупного спроса — валовые частные внутренние инвестиции (I), которые включают весь прирост физического объема капитала и запасов, произведенных жителями данной страны за определенный период времени. Чистые инвестиции равны валовым за минусом амортизации. Объем инвестиций определяется, главным образом, уровнем выпуска, стоимостью капитала и ожиданиями относительно будущей конъюнктуры. Основным каналом влияния экономической политики на инвестиции является кредитно-денежная политика.
Чистый экспорт (NX) равен разности между ценностью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт (который является импортом для других стран) можно представить как зеркальное отображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и за рубежом, цен на продукцию и валютного курса. Одни компоненты совокупного спроса, например, потребительские расходы, относительно стабильны, изменяются медленно, другие, более динамичны, например, инвестиционные расходы — их изменения вызывают колебания экономической активности. Изучив все компоненты совокупного спроса, можно сказать, что он характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен. Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.
Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:
1) доход от участия в производстве,
2) налоги и трансфертные платежи,
3) размер имущества,
4) доход с имущества,
5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,
6) численность населения.
Первые два фактора можно объединить в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».
1.2 Кривая совокупного спроса Модель совокупного спроса графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВВП и уровнем цен (см. рис.1). По оси ординат отражается уровень цен P (индекс-дефлятор ВВП), измеряемый в долях (процентах) от уровня цен базового года, принимаемого за единицу. По оси абсцисс отражается реальный объем совокупного выпуска Y (реальный ВВП).
Рисунок 1.1 — Кривая совокупного спроса Кривая совокупного спроса (см. рис. 1.2) показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых рынки товаров и рынки активов одновременно находятся в равновесии. Ее легко получить из модели IS-LM. Обратимся сначала к графическому выводу кривой совокупного спроса. Зафиксировав цены на уровне P0, найдем соответствующий равновесный доход Y0 и изобразим эту точку в осях Y-P. Рассмотрим более низкий уровень цен P' (P'Y0). Таким образом, мы получаем кривую совокупного спроса, которая имеет отрицательный наклон и является функцией цен (см. рис. 1.2.)
Рис. 1.2 — Выведение кривой совокупного спроса Каждая точка кривой совокупного спроса показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.
Кривая совокупного спроса и кривая спроса на отдельный товар имеют общие черты и отличия.
Общее состоит в том, что:
— отражается обратная зависимость между уровнем цен и уровнем реального выпуска;
— действуют сходные мотивационные механизмы принятия решений (естественное стремление покупать больше по более низкой цене);
— пересечение с кривой предложения выражает равновесное состояние.
Отличия заключаются в том, что:
— кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности цен на остальные товары. В кривой совокупного спроса отражается изменение общего уровня цен.
— кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности доходов. Кривая совокупного спроса предполагает возможность изменения доходов. Соответственно, отрицательный наклон кривой AD нельзя объяснить действием эффектов дохода и замещения.
Рисунок 1.3 — Кривая совокупного спроса (сдвиг вправо) Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя важнейшими эффектами в рыночной экономике:
а) эффектом процентной ставки;
б) эффектом реального богатства;
в) эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки показывает, что уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. Это означает, что если в стране повышается уровень цен, то при неизменной денежной массе происходит повышение процентной ставки (так как растет спрос на деньги для осуществления трансакционных операций). Но чем выше процентная ставка, тем ниже уровень инвестиций, а значит, и объем производства. Кроме того, чем выше процентная ставка, тем ниже потребительский спрос, поскольку дорогим становится потребительский кредит. Следовательно, более высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального ВВП, и наоборот.
Эффект реального богатства проявляется следующим образом. В рыночной экономике богатство домашних хозяйств в значительной степени представлено в виде различных финансовых активов (акций, облигаций, срочных счетов). При повышении уровня цен реальное богатство обладателя актива возрастает пропорционально росту уровня цен. Снижение реального богатства приведет к уменьшению потребительского спроса, что и отражается в отрицательном наклоне кривой совокупного спроса.
Эффект импортных закупок — это влияние повышения цен на выбор покупателей между подорожавшими отечественными товарами и импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации покупатели будут предпочитать импортные блага, в силу чего объем совокупного спроса на отечественные товары уменьшится.
Сдвиг кривой совокупного спроса AD может происходить в результате изменений макроэкономической политики (денежного обращения, государственных расходов или налогообложения) или изменения экзогенных переменных (объема производства в зарубежных странах, влияющего на объем экспорта, или уверенности бизнесменов, оказывающих непосредственное влияние на инвестиции).
1.3 Факторы совокупного спроса
1.3.1 Ценовые факторы совокупного спроса На динамику совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов выражается изменением объёма совокупного спроса на товары и услуги и графически интерпретируется движением вдоль кривой AD.
К ценовым факторам, которые влияют на динамику объема AD, относятся:
1) Эффект процентной ставки ®. Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Кейнс (1883−1946), поэтому иногда его и называют эффектом Кейнса. Данный эффект показывает, что увеличение уровня цен в экономике приводит к повышению спроса на наличные деньги. Рост спроса на деньги при неизменном объеме денежного предложения приводит к повышению уровня реальной ставки процента. Рост банковской процентной ставки не любят инвесторы, предпочитающие финансировать бизнес-проекты кредитами от банков, а не из собственного кармана, что влечет за собой снижение объема инвестиций и общего уровня расходов в экономике.
Таким образом, рост спроса на деньги отпугивает инвесторов, что приводит к сокращению инвестиций в экономику. Следовательно, падает объём совокупного выпуска.
P^=> MD^=> r^=> Iv и Сv=>ADv (1.2)
где P — уровень цен,
MD — спрос на деньги,
r — реальная ставка процента,
I — объём инвестиций, С — расходы в экономике.
При снижении уровня цен перечисленные события развиваются в обратном направлении.
2)Эффект богатства, или реальных кассовых остатков, — воздействует прежде всего на потребительские расходы: повышение уровня цен приводит к уменьшению реальной стоимости накопленных активов с фиксированной ставкой, например, срочных счетов или облигаций, имеющихся у населения. Это делает население беднее, поэтому можно ожидать сокращения покупательской способностей и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:
P^=>Реальная стоимость активовv=>Сv=> ADv (1.3)
Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.
3)Эффект импортных закупок (Xn) выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Повышение уровня цен на национальном рынке приводит к уменьшению спроса на отечественные товары. Покупатели начинают приобретать более дешёвые импортные товары. Одновременно сократиться и экспорт отечественных товаров за границу, так как иностранцы откажутся покупать товары по высоким ценам и переориентируются на закупки аналогичных товаров в других странах. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги иностранных и отечественных потребителей.
P^=>Xnv=>ADv (1.4)
Все рассмотренные эффекты связаны с изменением общего уровня цен на товары и услуги. При этом имеется в виду, что все другие условия являются неизменными. Однако в реальной практике необходимо учитывать эти условия. Ими являются неценовые факторы совокупного спроса, которые сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево.
1.3.2 Неценовые факторы совокупного спроса К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт. Изменение неценовых факторов отображается на графике сдвигом кривой совокупного спроса (см. рис. 1.4).
Рисунок 1.4 — Изменение совокупного спроса под влиянием неценовых факторов Остановимся подробнее на неценовых факторах совокупного спроса.
Неценовые факторы, воздействующие на объем потребления домашних хозяйств:
1) Благосостояние потребителей — желание осуществлять расходы (тратить) изменяется в зависимости от динамики реальной стоимости активов (ценностей), которыми обладают потребители (акции, облигации, недвижимость). Например, резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров) как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается, т. е. кривая совокупного спроса смещается влево.
2) Ожидания потребителей — изменения в потребительских расходах зависят от тех прогнозов, которые делают люди. Если, по их мнению, в будущем их реальный доход увеличится, они будут готовы тратить большую часть своего текущего дохода, т. е. возрастают потребительские расходы, уменьшаются сбережения, а кривая совокупного спроса смещается вправо.
3) Задолженность потребителей — высокий уровень задолженности (например, вследствие прежних покупок в кредит) может заставить потребителей сократить текущие расходы, чтобы погасить уже имеющиеся долги. В такой ситуации потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево.
4) Налогообложение — уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Следовательно, снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, а их увеличение вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
Неценовые факторы, вызывающие изменения в инвестиционных расходах:
1) Процентные ставки — при прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любыми факторами (кроме изменения уровня цен) приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса.
2) Ожидаемые прибыли от инвестиций — оптимистичные прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и смещают кривую совокупного спроса вправо. В противном случае возможно снижение масштабов инвестиций и уменьшение совокупного спроса.
3) Налоги с предприятий — увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению чистых прибылей и к снижению инвестиционных расходов и совокупного спроса. Наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли от инвестиций и приведет к росту инвестиционных расходов, смещая кривую совокупного спроса вправо.
4) Технологический уровень производства — новые технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.
5) Уровень использования производственных мощностей — увеличение избыточных мощностей (неиспользуемого капитала) сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Если производственные мощности используются в полном объеме, то появляется стимул строить новые заводы и покупать дополнительное оборудование. В этом случае инвестиционные расходы будут возрастать, а кривая совокупного спроса начнет смещаться вправо.
Неценовые факторы, обусловливающие изменения в государственных расходах. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Уменьшение расходов государства приведет к сокращению совокупного спроса.
Неценовые факторы, приводящие к изменениям в расходах на чистый экспорт.
1) Национальный доход в зарубежных странах — если он увеличивается, то это может способствовать увеличению совокупного спроса в данной стране (за счет роста экспорта в другие зарубежные страны). Уменьшение национального дохода в зарубежных странах приведет к сокращению чистого объема экспорта, смещая кривую совокупного спроса в левую сторону.
2) Валютные курсы — определяют выбор потребителей, какие товары покупать — отечественные или импортные. Снижение курса национальной валюты приводит к тому, что иностранные товары становятся слишком дорогими для потребителей, вследствие чего, скорее всего, увеличится объём экспорта. Это вызовет рост чистого экспорта и, соответственно, совокупного спроса.
фискальный совокупный спрос ценовый
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА
2.1 Фискальная политика, как инструмент регулирования совокупного спроса Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика — это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса (см. 1.1) следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов © и инвестиционных расходов (I).
При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.
Из кейнсианской модели следует, что все инструменты фискальной политики влекут за собой мультипликативный эффект. Именно поэтому Кейнс и все его последователи сходятся на том, что совокупный спрос следует регулировать при помощи фискальной политики.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:
1) стимулирующую
2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов;
в) увеличение трансфертов.
Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:
а) сокращение государственных закупок;
б) увеличение налогов;
в) сокращение трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику:
1) дискреционную;
2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности.
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 — за счет действия встроенных стабилизаторов.
2.2 Денежная политика, как инструмент регулирования совокупного спроса Различают два вида денежной политики: стимулирующий и сдерживающий.
Стимулирующая денежная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Эта политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами выступают снижение нормы резервных требований и учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса, что обеспечивает рост выпуска и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости.
Сдерживающая денежная политика проводится в период так называемого «перегрева» экономики. Она направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Данная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К таким мерам относятся: повышение нормы резервных требований и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Уменьшение предложения денег сокращает совокупный спрос, что обеспечивает снижение уровня цен и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню.
Воздействие денежной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено стабилизацию экономической ситуации путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег центральным банком.
Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента. Равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Изменяя величину предложения денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет; если предложение денег увеличивается, ставка процента падает. Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать фирмы и тем меньше будет величина совокупных инвестиционных расходов и поэтому меньше объем выпуска.
Установлено, что государство имеет возможность воздействовать на параметры совокупного спроса с помощью денежно-кредитной и финансово — бюджетной политики. Следовательно, их изменение может привести к краткосрочным колебаниям производства и цен. Предвосхищая негативные эффекты, политики, возможно, примут решения, направленные на их компенсацию.
Известно, что помимо денежно — кредитной и финансово — бюджетной политики на совокупный спрос воздействует и множество других факторов. В частности, решения о величине расходов, принимаемыми домашними хозяйствами и фирмами, определяют совокупный спрос на товары и услуги, и в случае их изменения кривая совокупного спроса смещается. В случае отсутствия соответствующей реакции государства сдвиги совокупного спроса вызывают краткосрочные колебания объема производства и уровня занятости. Политические деятели, ответственные за проведение денежно-кредитного и финансово-бюджетного регулирования, пытаются скомпенсировать сдвиги совокупного спроса и стабилизировать экономику.
Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон из-за эффекта богатства, эффекта процентной ставки и эффекта обменного курса. Рассмотренные эффекты действуют одновременно, что определяет возрастание объема спроса при снижении общего уровня цен.
3. CОВОКУПНЫЙ СПРОС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Макроэкономическая политика и её влияние на совокупный спрос
3.1.1 Фискальная политика Фискальная политика является одним из наиболее важных инструментов финансового регулирования в большинстве современных государств. Её основной направленностью является обеспечение экономического роста государства. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни, накопление и прямые инвестиции в экономику.
Фискальная политика в РБ базируется на концепции стабилизации бюджета на долгосрочной основе, которая основана на идее проведения антициклической политики на основе встроенных стабилизаторов и изменения величины бюджетного дефицита в период подъема и спада. Фискальная политика реализуется в соответствии с направленностью государства на построение социально-ориентированной экономики. Фискальная система РБ характеризуется в первую очередь громоздкой системой налогообложения, которая в сочетании с относительно высокими ставками позволяла привлекать в бюджет высокие суммы средств, превышающие 50% от ВВП. Тем не менее, такая чрезмерная налоговая нагрузка не вредила экономическому росту. Получаемые в бюджет средства переправлялись обратно в экономику посредством прямых субсидий или кредитов, предоставляемых государственными банками на льготных условиях. Субсидии убыточным предприятиям при этом включали в себя скрытые социальные трансферты — они были нацелены на сохранение рабочих мест и избежание безработицы.
На протяжении последних лет перед фискальной политикой Беларуси стояли следующие цели: укрепление финансово-кредитной системы, поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение системы налогообложения, стимулирование приоритетных отраслей промышленности, а также повышение уровня жизни населения. На протяжении достаточно большого периода времени бюджетно — налоговая политика в РБ носила «фискально — защитный характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень социальной защиты населения, прямой поддержки предприятий и ценового регулирования. Это требовало значительных расходов и соответственно высоких налогов. В результате возникло явление «усталости» национальной экономики от высоких налогов, что нашло свое выражение в снижении темпов производственно — инвестиционной деятельности, низкой собираемости налоговых платежей, ухудшении финансового положения хозяйствующих субъектов, стимулировании уклонения от уплаты налогов.
Несмотря на предпринимаемые меры на данный момент налоговая нагрузка в РБ очень велика. Как показано в таблице 3.1, а также на рисунках 3.1 и 3.2, налоговые отчисления по-прежнему составляют значительную часть консолидированного бюджета и соответственно являются значительной долей ВВП.
Таблица 3.1 — Доходы консолидированного бюджета (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)
Год | Общие доходы | Налоговые доходы | |
48 754 | 44 875 | ||
85 608 | 73 446 | ||
157 956 | 138 013 | ||
189 232 | 164 922 | ||
Рисунок 3.1 — Доля налоговых доходов в общих доходах консолидированного бюджета (в процентах) Рисунок 3.2 — Доля доходов консолидированного бюджета в общем объёме ВВП (в процентах) С целью устранения данных недостатков фискальная политика в Беларуси предлагает рациональное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы, создание защиты от двойного налогообложения, достижение справедливости в налогообложении, принятие мер по повышению уровня собственности налогов, в том числе адресная работа с крупными неплательщиками налогов, сокращение неэффективных бюджетных расходов, использование практики бюджетного секвестирования (ограничения), предусматривающего направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения.
Механизм фискальной политики во многом в первую очередь ориентирован на стоящие цели:
1) Фискальные — перераспределение части создаваемого национального продукта в бюджетную систему и внебюджетные фонды, достаточной для выполнения соответствующими уровнями правления возлагаемых на них функций;
2) Экономические — обеспечение эффективного участия государства в регулировании экономики, поддержании темпов экономического роста, устранение структурных диспропорций общественного воспроизводства, стимулирование инвестиций в увеличение физического капитала;
3) Социальные — сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения, повышение социальной заинтересованности малоимущих слоев населения, стимулирование инвестиций в развитие человеческого потенциала;
4) Экологические — охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования, создание компенсационного механизма за пользование природными ресурсами, стимулирование инвестиций в сохранение природного капитала для будущих поколений;
5) Международные — устранение практики двойного налогообложения, ликвидация возможностей ухода от налогообложения, гармонизация таможенного обложения.
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета страны в разрезе уровней бюджетной системы обусловливает степень адекватности доходов расходам бюджетов. Главными задачами бюджетной политики Республики Беларусь остаются макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетных расходов. Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами — государственными бюджетными расходами и налогами). Расходы бюджета, будучи компонентом бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций и служат воспроизводству экономических и социальных отношений. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, следует сделать вывод, что фискальная или налоговая политика непосредственно влияет на совокупный спрос, так как с ростом совокупных налогов соответственно растет доходная часть бюджета. С ростом доходной части бюджета возрастает совокупный спрос всех субъектов экономики.
3.1.2 Денежная политика Для того, чтобы определить сущность монетарной политики в Республике Беларусь и ее влияние на совокупный спрос, попытаемся проанализировать экономические проблемы государства.
В качестве главных проблем национальной экономики РБ можно выделить высокий уровень инфляции, а также низкие темпы экономического роста. Уровень инфляции в стране усугубляется высокими темпами девальвации национальной валюты. Однако в последние годы уровень инфляции в РБ начал постепенно снижаться, что выразилось в снижении индекса потребительских цен. Данные изменения показаны в таблице 3.2 и на рисунке 3.3.
Таблица 3.2 — Индекс потребительских цен (в процентах к предыдущему году)
Год | Индекс | |
2010 г. | 109,9 | |
2011 г. | 208,7 | |
2012 г. | 121,8 | |
2013 г. | 116,5 | |
Рисунок 3.3 — Индекс потребительских цен (в процентах к предыдущему году) Исходя из представленных выше данных можно сделать вывод о том, что денежно-кредитная политика в РБ приносит определённые плоды, однако уровень инфляции всё ещё очень высок. Наибольший уровень инфляции в РБ был зафиксирован в 2011 году. Рост инфляции на декабрь 2011 года составил 208,7% к декабрю 2010 года. Уровень инфляции в РБ в 2011 году составил рекордную в Европе величину. Причиной такого резкого ускорения инфляционных процессов стала широкомасштабная девальвация белорусского рубля, основной причиной которой стал Мировой экономический кризис.
Национальный банк Республики Беларусь с начала 2011 года начал постепенно повышать ставку рефинансирования, к концу года доведя ее до 45% с 10,5, что являлось наибольшим значением за период с 1 марта 2010 года по 1 мая 2013 года. Все изменения ставки рефинансирования с 2010 года представлены на рисунках 3.4, 3.5, 3.6.
Рисунок 3.4 — Ставка рефинансирования НБ РБ 2010;2011(в процентах) Рисунок 3.5 — Ставка рефинансирования НБ РБ 2011;2012(в процентах) Рисунок 3.6 — Ставка рефинансирования НБ РБ 2012;2014(в процентах) В данный момент ставка рефинансирования НБ РБ составляет 20%. Из графиков видно, что, начиная с 2012 года, процентная ставка постоянно снижалась. Это связано с тем, что после 2011 года кризисные явления постепенно начали отступать, и инфляция стала заметно снижаться.
Также в связи с инфляцией 1 марта 2011 года Национальный банк Республики Беларусь повысил нормативы обязательных резервов, данные изменения в промежутке с 01.03.2009 г. по 01.08.2013 г. представлены в таблице 3.3
Таблица 3.3 — Изменения нормативов обязательных резервов с 01.03.2009 г. по 01.08.2013 г.
Дата начала действия нормативов | По привлеченным средствам в национальной валюте | По привлеченным средствам в иностранной валюте | ||
по средствам физических лиц | по средствам юридических лиц | |||
01.03.2009 | ||||
01.03.2011 | ||||
01.11.2011 | 7,5 | 7,5 | ||
01.05.2012 | 10,0 | 10,0 | ||
01.09.2012 | 10,0 | 12,0 | ||
01.08.2013 | 10,0 | 14,0 | ||
01.02.2014 | 9,0 | 13,0 | ||
Исходя из данных, представленных в таблице можно утверждатб, что изменения нормативов обязательных резервов с 01.01.2009 г. по 01.08.2013 г. произошли следующим образом: повысились нормативы обязательных резервов до 9% по привлеченным средствам в иностранной валюте и по привлеченным средствам юридических лиц в национальной валюте. Затем с 1 ноября 2011 года эти нормативы были снижены до 7,5%, что объясняется решением вопроса о курсе национальной валюты и переходом к рыночному образованию курса. Последующий рост нормативов с 1 мая 2012 года наблюдался в связи с целью Национального банка Республики Беларусь обеспечить более высокий уровень процентных ставок по вкладам в белорусских рублях, чем по валютным депозитам. 1 февраля 2014 года норматив обязательных резервов по привлечённым средствам в иностранной валюте и по привлечённым средствам юридических лиц в национальной валюте был снижен. Это было сделано с целью повышения доступности банковских для предприятий реального сектора экономики.
Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 года № 586 были утверждены основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год. Согласно данному указу основными целями денежно-кредитной политики на 2014 год являются:
1) Сохранение стратегической направленности на поддержание ценовой стабильности в экономике, как основы экономического роста
2) Снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен до 11%
Уровень ставки рефинансирования планировалось снизить до 14−16% годовых. Позже прогнозируемый уровень инфляции на конец 2014 был повышен правительством до 14,5%. Динамику изменения индекса потребительских цен в 2014 году модно увидеть на рисунке.
Рисунок 3.7 — Динамика индекса потребительских цен в 2014 году Как видно на графике темп роста инфляции в РБ достаточно стабилен. На данный момент уровень инфляции в стране составляет 13,9%(в среднем 1,39% в месяц). Вероятнее всего планируемый уровень инфляции будет превышен. Запланированный уровень годовой ставки рефинансирования также скорее всего не будет достигнут, что обусловлено более высоким темпом роста инфляции нежели было запланировано.
В целом денежно-кредитная политика в РБ направлена на стабилизацию общей экономической ситуации в стране, а также достижение стабильного роста. Несмотря на очевидные проблемы, в целом можно сказать, что денежно-кредитная политика достаточно эффективна. Такой вывод можно сделать исходя из динамики таких экономических показателей как ставка рефинансирования, индекс потребительских цен. Эти показатели оказывают значительное влияние на совокупный спрос. Снижение ставки рефинансирования стимулирует экономических агентов вкладывать больше денежных средств в экономику. То есть можно сказать, что снижение годовой процентной значительно повышает такой компонент совокупного спроса как инвестиции.
3.2 Структура и динамика совокупного спроса в РБ Экономика Республики Беларусь в последние десятилетия претерпевает кардинальные изменения, что естественно приводит к изменению всех макроэкономических показателей, причем не только в стоимостных показателях, но и в структурных. В данной главе следует проанализировать совокупный спрос в Республике Беларусь и их динамику за важнейшие периоды экономики РБ.
Если исходить и структуры совокупного спроса, описанной выше, то следует выделить факторы домашних хозяйств, инвестиционный спрос, расходы государства, внешний сектор.
Очень сложно сказать, какой из секторов наиболее важный. Вероятнее всего, главным компонентом совокупного спроса являются спрос домашних хозяйств. Данный спрос доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Сектор промышленности, предъявляющий инвестиционный спрос, является весьма важным в структуре совокупного спроса, так как внеоборотный фонд экономики истощен, и имеется тенденция к его обновлению. Государственный сектор важен исходя из концепции развития самой экономики, так как социально-ориентированное хозяйство характеризуется высокими расходами. Экспортоориентированность, несмотря на тенденции импортозамещения, предопределяет важность внешнего сектора.
Для того, чтобы проанализировать динамику совокупного спроса необходимо рассмотреть показатели, составляющие его. Для начала стоит проанализировать динамику ВВП. Этот показатель очень важен для анализа динамики совокупного спроса так как ВВП отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Иными словами ВВП — сумма всех конечных благ, на которые предъявляется совокупный спрос. Динамика ВВП с 2009 по 2013 год показана на рисунке 3.8.
Рисунок 3.8 — Динамика ВВП (миллиардов рублей) Таким образом, можно сделать вывод, что ВВП в РБ постоянно растёт, однако темпы роста в последние годы снизились. На 2014 год правительством РБ был запланирован рост ВВП в объёме 5,7% к предыдущему году. Однако затем прогнозируемый уровень роста был пересмотрен. Таким образом на конец 2014 года объём роста ВВП должен составить 2,4%. По данным Международного валютного фонда Беларусь в 2013 году заняла 67 место по уровню ВВП. Общий объём ВВП составил 71 710 000 000 долларов США.
Для сравнения стоит привести данные по Республике Беларусь на фоне её географических соседей, а также основных торговых партнёров и некоторых государств, входящих в Содружество независимых государств. Данные сравнения представлены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 — Сравнение объёмов ВВП (согласно данным МВФ)
Страна | Объём ВВП (млрд. $) | Место в рейтинге МВФ | |
Китай | 9,240,270 | ||
Германия | 3,634,823 | ||
Бразилия | 2,245,673 | ||
Россия | 2,096,777 | ||
Италия | 2,071,307 | ||
Нидерланды | 800,173 | ||
Польша | 517,543 | ||
Венесуэла | 438,284 | ||
ОАЭ | 383,799 | ||
Казахстан | 224,415 | ||
Украина | 177,431 | ||
Азербайджан | 73,56 | ||
Беларусь | 71,71 | ||
Узбекистан | 56,796 | ||
Литва | 42,344 | ||
Туркменистан | 41,851 | ||
Латвия | 28,373 | ||
Армения | 9,91 | ||
Молдова | 7,254 | ||
Среди основных торговых партнёров Республики Беларусь выделяются Китай, Германия, Бразилия, Россия и Италия. Они имеют значительное превосходство над Беларусью, а также её остальными торговыми партнёрами. Эти страны находятся среди лидеров и в мировом рейтинге. Однако сравнивать уровень ВВП Беларуси с уровнем этих стран не корректно, так как они относятся к высокоразвитым странам и обладают куда большим территориальным, демографическим и ресурсным потенциалом. В тоже время нужно отметить явное превосходство над Беларусью одного из её основных партнёров по экспорту и импорту — Нидерландов. Нидерланды значительно уступают Беларуси по величине территории, но в то же время существенно превосходят её по численности населения. При этом Нидерланды превосходят Беларусь по запасам природных ресурсов: государство входит в число лидеров по добыче природного газа. Необходимо также отметить, что в Нидерландах куда более низкий уровень инфляции нежели в Беларуси — в среднем он составляет 2,1−2,6% в год. В Беларуси, как уже ранее упоминалось, в 2014 году запланирован уровень инфляции в районе 14,5%. Этот показатель оказывает существенное влияние на уровень ВВП и, соответственно, на совокупный спрос.
Также необходимо отметить явное превосходство над Беларусью в уровне ВВП таких стран как Польша, Венесуэла и Объединённые Арабские Эмираты, которые являются важными торговыми партнёрами страны. Однако здесь важно сказать, что эти страны имеют больше возможностей. связанных с наличием богатых природных ресурсов. В то же время нужно заметить, что Азербайджан, один из лидеров по добыче нефти, превосходит Беларусь по уровню ВВП совсем незначительно. Это говорит о том, что имеющиеся в РБ природные и другие ресурсы используются достаточно рационально и уровень ВВП в стране в целом сопоставим её возможностям.
Для того, чтобы определить уровень совокупного спроса в РБ необходимо рассмотреть такой показатель как расходы на конечное потребление, который включает в себя расходы домашних хозяйств, расходы государственных организаций и расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Динамика показателей представлена в таблице 3.5.
Таблица 3.5 — Расходы на конечное потребление (в текущих ценах; миллиардов рублей)
Показатель | Год | |||||
расходы на конечное потребление | 88 883,6 | 98 928,0 | 117 215,0 | 183 034,1 | 322 714,7 | |
домашних хозяйств | 66 244,4 | 74 997,4 | 88 470,2 | 139 955,1 | 244 863,4 | |
государственных организаций | 21 447,9 | 23 001,3 | 27 638,1 | 41 387,3 | 74 705,1 | |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства | 1 191,3 | 929,3 | 1 106,7 | 1 691,7 | 3 146,2 | |
Как видно из таблицы, расходы на конечное потребление в стране растут все последние годы. Однако, чтобы лучше понять значение этого показателя необходимо рассмотреть его в структуре ВВП. Структура использования ВВП представлена в таблице 3.6 и на рисунке 3.9.
Таблица 3.6 — Структура использования ВВП (в текущих ценах; в процентах к итогу)
Показатель | Год | |||||
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах | ||||||
в том числе: | ||||||
расходы на конечное потребление | 69,6 | 73,5 | 72,1 | 62,8 | 60,3 | |
домашних хозяйств | 51,9 | 55,7 | 54,4 | 48,0 | 45,8 | |
государственных организаций | 16,8 | 17,1 | 17,0 | 14,2 | 14,0 | |
из них: | ||||||
на индивидуальные товары и услуги | 10,2 | 10,5 | 10,6 | 9,2 | 9,5 | |
на коллективные услуги | 6,6 | 6,6 | 6,4 | 5,0 | 4,5 | |
Некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства | 0,9 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | |
валовое накопление | 38,3 | 38,0 | 41,7 | 38,3 | 35,1 | |
в том числе: | ||||||
основного капитала | 33,9 | 36,6 | 39,8 | 38,8 | 33,4 | |
изменение запасов материальных | 4,4 | 1,4 | 1,9 | — 0,5 | 1,7 | |
чистый экспорт товаров и услуг | — 7,9 | — 11,5 | — 13,8 | — 1,1 | 4,6 | |
Рисунок 3.9 — Структура использования ВВП (в текущих ценах; в процентах к итогу) Исходя из представленных выше данных можно сделать вывод о том, что наиболее значительную часть в структуре совокупного спроса РБ составляют расходы домашних хозяйств. Однако, необходимо заметить. Что этот показатель в последние годы снижается. Зато заметно вырос процент чистого экспорта в структуре использования ВВП.
Учитывая экспортоориентированность белорусской экономики рост доли чистого экспорта в использовании ВВП можно считать успехом. Чистый экспорт также является одним из компонентов совокупного спроса поэтому динамику этого показателя стоит рассмотреть подробней. Для начала рассмотрим изменение чистого экспорта в последние годы в денежном исчислении. Данные по динамике чистого экспорта в период с 2010 по 2012 год представлены на рисунке 3.10.
Рисунок 3.10 — Динамика чистого экспорта (в текущих ценах) Как видно на графике, уровень чистого экспорта значительно возрос в последние годы. Особенно он вырос в 2012, посткризисном году. Во многом это связано со снижением инфляции и ростом ВВП. Далее стоит проанализировать динамику экспорта и импорта товаров и услуг в РБ, так как эти показатели влияют на формирование чистого экспорта, а значит и на совокупный спрос.
Рисунок 3.11 — Динамика экспорта и импорта (в текущих ценах) По итогам 2012 года было достигнуто положительное сальдо внешней торговли. Однако в 2013 году импорт товаров и услуг снова преобладал над экспортом. В данный момент внешнее торговое сальдо РБ также является отрицательным. Однако, если проследить динамику этого показателя в 2014 году можно заметить, что в период с января по сентябрь отрицательное сальдо было меньше нежели в соответствующем периоде предыдущего года. В первую очередь это связано с сокращением импорта из стран Евросоюза. С января по август в РБ было импортировано товаров из стран ЕС на сумму 7 027,3 млн. долларов США. Тогда как в тот же период 2013 года — 7 658,5 млн. долларов США. Сравнительные показатели представлены в таблице 3.7.
Таблица 3.7 — Баланс внешней торговли товарами РБ в январе-сентябре 2014 г. (миллионов долларов США; в текущих ценах)
Показатель | Период | ||
Январь-сентябрь 2013 г. | Январь-сентябрь 2014 г. | ||
Внешняя торговля товарами — всего | |||
оборот | 60 368,6 | 58 208,9 | |
экспорт | 28 442,4 | 28 138,9 | |
импорт | 31 926,2 | 30 070,0 | |
сальдо | — 3 483,8 | — 1 931,1 | |
Ещё одним важным компонентом совокупного спроса являются инвестиции. Для того, чтобы проанализировать этот показатель необходимо рассмотреть динамику и структуру инвестиций в основной капитал. Она представлена в таблице 3.8.
Таблица 3.8 — Структура инвестиций в основной капитал (миллиардов рублей в фактически действовавших ценах)
Показатель | Год | |||||
Инвестиции в основной капитал | 43 377,6 | 55 380,8 | 98 664,9 | 154 442,4 | 209 574,6 | |
сферу производства | 22 998,5 | 28 487,7 | 54 795,5 | 81 426,4 | 110 045,7 | |
сферу услуг | 20 379,1 | 26 893,1 | 43 869,4 | 73 016,1 | 99 528,9 | |
Теперь для более точного анализа необходимо рассмотреть те же показатели, но в процентном выражении. Это позволит более наглядно продемонстрировать структуру инвестиций в основной капитал. Данные представлены в таблице 3.9.
Таблица 3.9 — Структура инвестиций в основной капитал (в процентах)
Сфера инвестирования | Год | |||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 17,8 | 16,1 | 14,1 | |||
рыболовство, рыбоводство | 0,02 | 0,03 | 0,02 | 0,1 | 0,03 | |
горнодобывающая промышленность | 1,4 | 1,8 | 2,4 | 1,9 | ||
обрабатывающая промышленность | 21,8 | 19,4 | 28,6 | 26,7 | 23,6 | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 7,1 | 8,3 | 8,8 | 5,3 | 10,6 | |
строительство | 3,7 | 4,1 | 2,1 | 2,2 | 2,4 | |
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования | 3,5 | 3,6 | 4,4 | 5,1 | ||
гостиницы и рестораны | 0,3 | 0,4 | 0,6 | 1,1 | 1,4 | |
транспорт и связь | 8,9 | 9,9 | 12,6 | 9,5 | ||
финансовая деятельность | 1,1 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | ||
операции с недвижимым имуществом, аренда | 24,7 | 25,8 | 21,3 | 20,4 | 22,5 | |
государственное управление | 0,9 | 1,1 | 1,3 | 1,9 | ||
образование | 1,4 | 1,5 | 1,1 | 1,2 | ||
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 2,3 | 2,2 | 1,8 | 1,9 | ||
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 3,8 | 3,4 | 2,4 | 2,7 | 3,1 | |
Исходя из представленных выше данных можно сделать вывод о том, что в последние годы инвестиции в основной капитал постоянно растут. Относительно небольшое превосходство в структуре инвестиций отдаётся сфере производства. Во многом это связано с тем, что зачастую сфера производства требует значительных капиталовложений. Основную часть инвестиций в основной капитал составляют операции с недвижимым имуществом, а также отрасли обрабатывающей промышленности. Также по-прежнему высок уровень инвестиций в сельское хозяйство. Однако в последние годы наметилась тенденция на снижения этого показателя.
Для того, чтобы определить природу тенденций динамики инвестиций в основной капитал, необходимо также рассмотреть такие показатели как номинальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения. Динамика вышеназванных показателей представлена на рисунках 3.12, 3.13.
Рисунок 3.12 — Реальные располагаемые денежные доходы (предыдущий год берётся за 100 процентов) Рисунок 3.13 — Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников (тысяч рублей) Как видно на графиках, номинальная заработная плата работников в последние годы значительно выросла. Однако при этом уровень реальных располагаемых денежных доходов оставался примерно на одном уровне. Это связано в первую очередь с очень высоким уровнем инфляции и девальвацией белорусского рубля. Если проследить динамику инвестиций в процентах, в сопоставимых ценах, можно заметить, что на самом деле уровень инвестиций в основной капитал в последний годы не сильно изменился.
Рисунок 3.14 — Инвестиции в основной капитал (в процентах к предыдущему году; в сопоставимых ценах) На графике видно, что после наиболее кризисного для белорусской экономики 2011 года уровень инвестиций заметно снизился. Во многом это связано с тем, что Национальным банком Республики Беларусь была установлена очень высокая ставка рефинансирования. Затем ставка процента постепенно начала снижаться и в 2013 году уровень инвестиций заметно возрос.
В целом нужно сказать, что в структуре совокупного спроса РБ по-прежнему преобладает спрос домашних хозяйств. В последние годы наметился рост чистого экспорта.
В связи с политикой правительства РБ, направленной на плавное снижение ставки рефинансирования, в ближайшие годы можно ожидать повышение такого показателя как инвестиции в основной капитал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о совокупном спросе, следует прежде всего определить отличие этого понятия от понятия «спрос». В отличие от этого объективной основой совокупного спроса выступают пофакторные доходы.
В формировании совокупного спроса принимают участие все агрегированные субъекты национальной экономики:
а) сектор домашних хозяйств;
б) сектор бизнеса;
в) государство;
г) сектор «заграница» или внешний мир (в пределах чистого экспорта).
Поэтому совокупный спрос — это агрегированный спрос со стороны всех субъектов макроэкономики на блага отечественного производства.
Совокупный спрос всегда ограничен теми реальными денежными доходами, которые потребители намерены использовать для удовлетворения потребностей.
Поэтому совокупный спрос представляет собой сумму денежных расходов на конечные товары, произведенных в национальной экономике.
Из этого можно сделать вывод, что совокупный спрос выражает тот реальный объем ВВП, который конечные потребители готовы выкупить при сложившемся уровне цен и денежного дохода.
Среди факторов совокупного спроса принято выделять ценовые (стоимостные) и неценовые. Отличительной особенностью совокупного спроса выступает то, что при его анализе цена не может быть выражена в виде цены на тот или иной товар (одежда, обувь, станки и т. п.). Поэтому приходится использовать понятие «уровня совокупной цены». Неценовые факторы — это факторы, которые не связаны с изменением уровня цен, но тем не менее могут столь же сильно влить на изменение совокупного спроса.
Говоря о Республике Беларусь, о факторах, влияющих на совокупный спрос в нашей стране, не следует искать каких-то кардинальных отличий от теории совокупного спроса. Есть лишь определенные особенности, как, например, то, что Беларусь не отличается очень емким внутренним рынком, что определяет экпорториентированность экономики.
В Республике Беларусь не только в рынках сбыта и, соответственно, недополучении валютной выручки для поддержания валютного курса. Проблемы Республики не связаны с кризисом, на фондовой бирже, как это наблюдается в других странах. Основная задача Республики Беларусь сегодня — структурная перестройка экономики, отход от тяжелой промышленности, упор на сферу услуг и т. д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; под общ. ред. А. В. Сидоровича. — М.: Дело и Сервис, 2001. — 448 с.
2. Базылев, Н. И. Макроэкономика: учеб. пособие / Н. И. Базылев. — Минск: Соврем. школа, 2007. — 288 с.
3. Базылев, Н. И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учеб. пособие Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. — Минск: Соврем. школа, 2010. — 144 с.
4. Белорусская информационная компания БелаПАН — [Электронный ресурс]. — Минск, 2010. — Режим доступа: http://belapan.com/. — Дата доступа: 15.11.2014.
5. Вечканов, Г. С. Макроэкономика / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. — СПб.: Питер, 2005. — 256 с.
6. Головачев, А. С. Макроэкономика: курс лекций / А. С. Головачев, И. В. Головачева. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. — 256 с.
7. Долан Э. Дж., Линдсен Д. Макроэкономика. Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; под общ. ред.Б. Лисовина и др. СПб., 1994. — 368 с.
8. Дорнбуш, Р. Макроэкономика / Р. Дорнбуш, С. Фишер, О. В. Иванова; пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ: Инфра-М, 1997. — 784 с.;
9. Ивашковский С. Н., Макроэкономика: Учебник. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. — 448 с.
10. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: учеб. пособие: в 3 ч. / И.М. Лемешевс-кий. Минск: ООО «ФУА информ», 2004. — Ч. 3: Экономическая теория. — 576 с.
11. Макроэкономика: учеб. пособие / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. — 391 с.
12. Международный валютный фонд
13. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс.2-е изд. / Мэнкью Н. Г. — СПб: Питер, 2000. — 493 с.
14. Национальный банк Республики Беларусь
15. Селищев А. С. Макроэкономика. — СПб: Питер, 2001. — 448 с.
16. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2003.
.ur