Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа: На материале физического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, на основе представленных данных, полученных в ходе экспериментальной работы по социально-нравственному саморазвитию личности учащихся колледжа средствами физической культуры в ходе изучения её основ в учебно-воспитательном процессе, были получены следующие результаты: у учащихся резко изменилось отношение к дисциплине с её саморазвивающей направленностью, приобретены умения управлять новыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Саморазвитие — многофакторный и многомерный процесс в системе средств развития и формирования личности
    • 1. 1. Социально-нравственное саморазвитие как педагогическая проблема
    • 1. 2. Обусловленность стремления учащихся к саморазвитию психологическими особенностями возраста ранней юности, связанных с выстраиванием своей «Я-концепции»
    • 1. 3. Саморазвивающая активность как важнейший фактор, определяющий направленность личности на саморазвитие
    • 1. 4. Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся на занятиях физической культуры. ф
    • 2. 1. Психолого-педагогическая характеристика участников экспериментальной и контрольной групп
    • 2. 2. Обогащение педагогической технологии посредством введения модуля нетрадиционных методов обучения и воспитания
    • 2. 3. Социально-педагогический тренинг как средство стимуляции социально-нравственного саморазвития личности учащихся
    • 2. 4. Модель, отражающая результативность педагогической технологии формирования у учащихся направленности на социально-нравственное саморазвитие личности. f 2.5. Выводы по второй главе

Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа: На материале физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена социально-экономическими изменениями в стране, связанными с переходом к рыночной экономике, с появлением различных видов собственности и переоценкой всей системы общественно-личностных отношений в обществе, которые повлекли за собой коренные изменения в образовании, поставив образовательный процесс в позицию поиска новых путей и средств активизации личности как субъекта самопреобразования, адекватного требованиям жизни и не противоречащего целостной сущности личности. Образовательный процесс, создавая поле свободного творческого поиска, формирует благоприятные условия для саморазвития личности, предоставляет широкую возможность для свободного выбора и более полного удовлетворения потребностей в самореализации, самовыражении, самоутверждении.

Такая постановка вопроса требует модернизации процесса образования, перевода его на рефлексивность и ценностные отношения к личности, демонстрирует необходимость поиска адекватных методов влияния, ставящих личность в позицию самопознания и саморазвития.

В психолого-педагогической литературе в целом проблема саморазвития личности разработана слабо, и исследование ее в образовательном процессе по существу только начато. Однако следует отметить, что подходы к пониманию саморазвития личности уже сложились и представлены в литературе в разных аспектах. Одни понимают саморазвитие как самовоспитание, самоорганизацию личности (А.Я.Арет, Т. Е. Конникова, А. И. Кочетов, С. Д. Поляков, В. Ф. Райский, Е. В. Соловьева, Р. Т. Теувашукова, Л.И.Тувинский). Другие понимают саморазвитие как саморегуляцию (И.Н. Смирнов) — как процесс жизненного самоопределения (К.А.Альбуханова-Славская), или как активность в процессе самоутверждения (И.Ф.Харламов). Более глубоко эта проблема исследована Н. Л. Куликовой, которая делает попытку представить механизм этого процесса, выделяет структурные компоненты и устанавливает их взаимосвязь. Ближе к теме нашего исследования работа Н. Г. Григорьевой «Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения как педагогическая проблема». Автор исследует проблему педагогического обеспечения образовательного процесса, создающего условия для саморазвития личности.

В последние годы в науке широко разрабатывается аспект, близкий к проблеме саморазвития посредством включение в систему обучения и воспитания нетрадиционных методов, в частности, педагогического аутотренинга (Л.В.Гашева, A.JI. Гройсман, Л. Г. Ушакова, Л. П. Калининский, Е. Д. Коновалов, A.C. Новоселова, А. С. Ромен, Б. И. Чарный, И. Е. Шварц и др.).

Ближе всего в этом плане к теме нашего исследования работы, отражающие эффективность нетрадиционных методов в процессе спортивных занятий (А.В.Алексеев, Ф. А. Алик, А. А. Белкин, Л. А. Бочаров, М. И. Боришевский, В. В. Ботаршов, И. П. Волков, Б. А. Вяткин, В. Б. Горский, О. В. Дашкевич, О. В. Дехтяр, П. М. Левитский, А. С. Ромен, А. А. Рудик, Б. Н. Смирнов, Г. А. Чашин, В.С.Язловецкий). Рассматривается аспект формирования познавательной активности личности в процессе занятий физической культурой (С.М.Ахметов, В. Ф. Балашова, А. М. Доронин, Н. Г. Закревская, Н. С. Радевская, Ж. К. Холодков и др.). Серьезное значение в исследованиях придается проблеме становления социально-нравственной личности в подготовке спортсменов (А.Н. Алябьев, Г. Б. Баймеев, Ю. В. Гапова, Д. А. Завьялова, И. Б. Казиков, С. П. Киреев, С.Ф.Лейкин).

Тем не менее, остаются нераскрытыми вопросы саморазвития личности, связанные с конкретным видом деятельности человека в области нравственного совершенствования личности. Недостаточно определен механизм саморазвития, не разработаны принципы педагогической технологии для построения педагогического процесса, обеспечивающего саморазвитие личности с акцентом социально-нравственной направленности на основе изучения той или иной образовательной дисциплины. Не исследована проблема обучения учащихся технологии личностного саморазвития. Не представлен конкретный педагогический инструментарий, способный активизировать психическую деятельность учащегося в процессе социально-нравственного самостроения личности.

В литературе представлено весьма мало работ, освещающих подходы к изучению проблемы саморазвития средствами физической культуры в условиях образовательного процесса. Анализ теории и практики по проблеме развития, саморазвития и формирования личности, в том числе и средствами физической культуры, свидетельствует о её актуальности и малой изученности.

Проблема исследования: противоречие между традиционной системой обучения физической культуре, решающей только задачи общего физического развития и физического здоровья, в которой ученик выступает в основном как объект и как средство — и необходимостью нового личностно-ориентированного образования, где ученик выступает в роли субъекта, принимает активное участие не только в области своего физического развития, но и становления личности посредством социально-нравственного саморазвития.

Выявление противоречия позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе содержания и форм саморазвития личности учащихся на занятиях физической культуры.

В соответствии с проблемой была определена тема исследования: Социально-нравственное саморазвитие личности учащихся колледжа (на материале физического воспитания).

Цель. Разработка педагогической технологии саморазвития личности учащихся средствами физической культуры.

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс в условиях гуманитарного колледжа.

Предмет исследования. Процесс разработки педагогической технологии обучения учащихся саморазвитию средствами физической культуры.

Гипотеза. Педагогическая технология, основанная на материале изучения личности учащихся, включающая образовательные модули традиционных и нетрадиционных методов физической культуры и социально-педагогического тренинга, способна создать условия для социально-нравственного саморазвития учащихся средне-специального образовательного учреждения гуманитарной направленности.

Цель и гипотеза обусловливают постановку следующих задач:

1) провести логический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблемеопределить методологические и теоретические основы саморазвития личности;

2) на основе психологических и педагогических методов изучить личность учащихся, для составления адресной программы в процессе формирования установок социально-нравственного саморазвития личности на занятиях физической культуры;

3) разработать педагогическую технологию, создав благоприятные условия для активного участия учащихся в составлении личностной технологии самосовершенствования;

4) построить структурную полифункциональную демонстративную модель педагогической технологии для реализации комплекса задач по социально-нравственному саморазвитию учащихся средствами физической культуры.

База исследования. Пермский областной колледж искусств и культуры.

Методологические и теоретические основы исследования.

Исследование основывалось на ведущих философских положениях о диалектических законах развития, о единстве биологического и социального в личности, о социальной детерминации поведения личности (Бобнева М.И., Буева Л. И., Ломов Б. Ф. и др.), положении о детерминации саморазвития в целостном процессе развития личности на основе антропологической теории И. Канта и антропных идей отечественных философов: Н. Бердяева, К. Вентцеля, И. И. Соловьева и др. Значимым для нашего исследования является утверждаемая философами идея самоценности личности, ее способности к самостоятельному жизненному самоопределению, рассматриваемая М. М. Бахтиным, В. С. Библером, М. С. Каганом и др. Сущность процесса саморазвития отражена в трудах философов М. К. Мамардашвили, Э. Фромма и др. Значительное внимание уделено важным для нашего исследования идеям взаимовлияния осознаваемого и неосознаваемого в психике человека (Бассин Ф.В., Бехтерев В. М., Блонский П. П., Выготский Л. С., Дубровский Д. И., Косицкий Г. И., Куликов В. Н., Мерлин B.C., Шварц И.Е.). В соответствии с целями и задачами нашего исследования в диссертации отражены труды психологов, где личность рассматривается в аспекте «Я-концепции» (Берне Р., Кон И., Роджерс К., Маслоу А. и др.). В теоретическом аспекте автор опирался на ведущие труды современных ученых, раскрывающих сущность развития и саморазвития личности (Асмолов А.Г., Божович Л. И., Давыдов В. В., Зимняя И. А., Слободчиков В.И.).

Учитывались проблемы возрастной педагогики и психологии, что значимо в ракурсе нашего исследования (Белкин A.C., Караковский А. П., Коломенский Я. П., Кон И. С., Мудрик A.B., Немов P.C., Петровский A.B.). Концепция личностно-ориентированного образования в нашем исследовании отражена как доминирующая идея (Бондаревская Е.В., Ворожцова И. Б., Газман О. С., Сериков В. В., Трофимова Т. С., Ушаков Г. А., Якиманская И. С., и др.). Основополагающее значение имеют труды педагогов в области технологий гуманистической личностно-ориентированной системы образования (Амонашвили Ш., Безрукова B.C., Беспалько В. П., Гурье Л. И., Казаринов A.C., Кларин М. В., Лихачев Б. Т., Монахов В. М., Селевко Г. К., Тубельский А. П., Чошанов М. А., др.).

Методы исследования. Теоретические: философско-логический анализ литературы по состоянию проблемы на современном этапе развития наукиизучение директивных документов и нормативных актов, моделирование педагогических процессов. Диагностические: комплекс психолого-педагогических методов изучения личности. Эмпирические: целевое педагогическое наблюдение по разработанной автором карте, отражающей динамику деятельности личности по социально-нравственному саморазвитию, основной метод — формирующий эксперимент, метод математической статистики.

Этапы исследования.

Первый этап (1999;2000). Изучалась литература по выявлению возможностей физического воспитания как средства саморазвития личности. Рассматривались вопросы психологических особенностей возраста ранней юности в аспекте наличия потенциала саморазвивающей активности. Определялись методологические и теоретические основы исследования. Изучалась литература по теории «Я-концепции» личности в плане возможности ее коррекции в процессе социально-нравственного саморазвития. Определялся круг психологических и педагогических методов исследования. Проводился пилотажный эксперимент по накоплению эмпирического материала.

Второй этап (2000;2001). С учетом данных пилотажного эксперимента осуществлялось проектирование модели опытно-экспериментальной работы по саморазвитию личности учащихся средствами физической культуры. Разрабатывалась и апробировалась педагогическая технология реализации модернизованной программы. На эмпирическом уровне проверялась гипотеза, решались задачи, обусловливающие коррекцию созданной программы и технологии ее реализации.

Третий этап (2001;2002). В течение учебного года апробировалась модернизованная программа физического воспитания по откорректированной педагогической технологии. В ходе эксперимента определялись условия, благоприятствующие проявлению активности учащихся в освоении способов социально-нравственного саморазвития личности и реализации их деятельности.

Четвертый этап (2002;2003). На данном этапе созданная модель курса физического воспитания с социально-нравственной направленностью саморазвития апробировалась в других условиях: в работе с учащимися общеобразовательной школы, в условиях спортивной секции на базе Дома детского творчества «Мотовилиха». Анализировался и обобщался материал проведенного эксперимента, делались выводы. Результаты оформлялись в диссертацию.

Новизна проведенного исследования в раскрытии еще одной стороны концепции саморазвития личности в представленной модернизованной программе физического воспитания для средних образовательных учреждений, во включении в нее нетрадиционных методов в виде двух модулей — «Интегральный системный метод самосовершенствования с элементами йоги» и «Социально-педагогический тренинг» , — призванных в процессе взаимодействия стимулировать психическую активность учащихся в решении задач социально-нравственного саморазвития личности, как в области физического развития, так и социально-нравственного становления. В разработке педагогической технологии реализации данной программы с акцентом на создание учащимися своей индивидуальной личностной технологии социально-нравственного саморазвития.

Теоретическая значимость в уточнении понятия «Саморазвивающая активность» (педагогический аспект), в раскрытии его сущностив адаптировании понятия «Психическая саморегуляция», представленного как «Произвольная психическая саморегуляция», основанная на взаимодействиях методов убеждения и внушения в области социально-нравственного развития.

Практическая значимость исследования — в обогащении педагогических знаний по проблемам саморазвития личности в процессе обучения физической культурев предоставлении учителям физической культуры средних образовательных учреждений модернизованной программы и технологии её реализации. В качестве указаний к её реализации предложены методические пособия и рекомендации.

Достоверность и научная обоснованность проведенной работы, основных положений и выводов обеспечивается подбором методов исследования, адекватных поставленным целям, репрезентативностювыборки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Разработанная программа и созданная технология её реализации как в работе с группой, так и индивидуально, на уроках и в спортивном клубе в послеурочное время неоднократно апробировались на разных этапах с разным контингентом учащихся вторых курсов колледжа искусств и культуры. Вторичная апробация проводилась на базе Дома творчества «Мотовилиха», где программа и технология не только отрабатывалась с юношами, но и адаптировались к возрасту старших подростков в спортивных секциях. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в работе со студентами факультета физической культуры 111'11 У, которые знакомились на практических занятиях по педагогике с содержанием новой программы и технологией ее реализации в изложении автора. Результаты исследования доводились в форме сообщений на научно-практических конференциях: Пермь, 2000 — 2003 г. г.- Глазов, 2001 г.- Оренбург, 2003 г.

Результаты исследования используются в процессе подготовки учителей ПГТУ факультета физической культуры в курсе «Педагогические технологии образовательного процесса» и в спецкурсе «Педагогический аутотренинг как средство саморазвития личности» (г.Пермь).

На защиту выносятся положения:

— Созданная педагогическая технология саморазвития требует глубокого изучения личности учащихся по выявлению внешних и внутренних факторов, тормозящих этот процесс и развитие потенциальных возможностей личности в её самосовершенствовании.

— Представленная педагогическая технология занятий физической культурой включает нетрадиционные модули: интегральный системный метод упражнений самосовершенствования с элементами йоги (Ю.М. Иванов) и социально-педагогический тренинг (A.C. Новосёлова), которые существенно влияет на формирование мотивации, определяя направленность личности обучающихся на социально-нравственное развитие.

— Авторская программа обучения физической культуре создаёт учащимся благоприятные условия для освоения нетрадиционных упражнений и обеспечивает предельно активную самостоятельную позицию обучающихся в овладении личностной технологией социально-нравственного саморазвития.

2.5. Выводы по второй главе.

Итак, на основе представленных данных, полученных в ходе экспериментальной работы по социально-нравственному саморазвитию личности учащихся колледжа средствами физической культуры в ходе изучения её основ в учебно-воспитательном процессе, были получены следующие результаты: у учащихся резко изменилось отношение к дисциплине с её саморазвивающей направленностью, приобретены умения управлять новыми методами физической культуры, возросла нравственная воспитанность, выраженная в их личностном ростеучащиеся овладели саморефлексией и самокоррекцией своей личности, освоили приёмы составления личностной технологии саморазвития с направленностью на перспективу. Результаты обусловлены реализацией разработанной экспериментальной программы физической культуры на основе созданной педагогической технологии, обеспечивающей предельное подключение учащихся с их простимулированной активностью к решению поставленных задачсубъект — субъективными отношениями педагога и учащихсякомплексом диагностических методов и механизмом создания и реализации личностных установок, переведённых с помощью взаимодействия методов убеждения и внушения в социальные установки саморазвития личности как основа мотивации, деятельности самостроения. Представленная структурная, полифункциональная модель, построенная на результатах исследования, отражает протекание педагогического процесса физической культуры в экспериментальном режиме по решению задачи социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа. Таким образом, приведённый комплекс показателей результативности исследования даёт основание считать, что гипотеза подтверждена, задачи решены, и цель исследования достигнута.

Заключение

.

Постановка и исследование проблемы социально-нравственного саморазвития личности учащихся в учебной деятельности средствами физической культуры вызваны перестройкой парадигмы образования в условиях демократизации общества, согласно которой личность является социальной ценностью общества, выступающей в качестве субъекта собственного самопреобразования. Это обусловливает поиск педагогических путей и средств активизации личности адекватных современным требованиям и не противоречащих её целостной сущности.

Выбор темы исследования — в её неоспоримой актуальности и малой изученности проблемы как в педагогической науке в целом, так и в области физического воспитания. В исследовании проблемы учтены достижения в теории смежных с педагогикой научных знаний, идей и концепции в области развития личности в психологии и педагогике, традиции, основанные на принципах гуманизма, интерактивности и природосообразности.

В ходе исследования проблемы были выявлены как внутренние, так и внешние факторы, тормозящие социально-нравственное саморазвитие личности, (Рубинштейн С.Л.). К внутренним факторам отнесены зафиксированные у большинства учащихся слабость личностной активности в преодолении трудностей, слабый самоконтроль, малая самостоятельность, почти отсутствие самокритичности, эмоциональная неустойчивость, неумение управлять своими психическими состояниями, настроением и поведением, неразвитые способности к саморазвитию, неустойчивость нравственного выбора при принятии важных решений и т. д.

К внешним факторам отнесены: традиционная программа обучения, нацеленная в основном на физическое развитие человека с ущербными функциями социально-нравственного развития и воспитания и методика обучения с доминированием репродуктивных методов.

Выявлен определенный потенциал социально-нравственного саморазвития личности, недостаточно реализованный в образовательной деятельности, как невостребованный средой. Так, у определенной части учащихся выявлены — доминирование абстрактного мышления, радикализм, открытость в общении, склонность к риску в принятии нового и т. д. На основе данных исследования личности учащихся, постановки цели сформулированной гипотезы исследования и поставленных задач, проектировалась и модернизировалась в ходе экспериментальной работы учебная программа, изучения основ физической культуры, представленная взаимодействием традиционных и нетрадиционных методов, способствующая в процессе обучения пробудить у учащихся стремление к социально-нравственному саморазвитию личности средствами физической культуры, обучить их владением индивидуальной технологии личностного саморазвития для решения своих конкретных задач в процессе самостроения личности. Решение поставленных в исследовании задач потребовало уточнения ключевого понятия, определяющего свойство, в котором сформированы движущие личностные силы саморазвития — «саморазвивающая активность» (педагогический аспект).

В соответствии с целью и задачами исследования в ходе экспериментальной работы понятие «саморегуляция» адаптировано в педагогическом аспекте и рассматривается в нашем варианте как «произвольная личностная саморегуляция», построенная по принципу педагогического аутотренинга в целях овладения способом самоуправления своей личностью в процессе построения технологией личностного саморазвития.

В ходе эксперимента путём модернизации традиционной программы разработана экспериментальная программа обучения учащихся основам физического воспитания, предназначенная для средних специальных образовательных учреждений Она основана на принципах гуманизации, культуросообразности и педагогической целесообразности с учетом социальной и личностной природы человекана учении о социальной детерминации поведения, на идеях философских и психологических теориях о развитии и формировании личности, на теории синергической связи осознаваемого и неосознаваемого, позволяющей учитывать психику учащихся в целомс целевой направленностью на социально-нравственное саморазвитие личности. Такой подход позволил расширить в программе поле содержания образования за счёт введения двух модулей — «Интегральный системный метод самосовершенствования с элементами йоги» и «Социально-педагогический тренинг», — отнесенных к нетрадиционным методам обучения физической культуре, что существенно усилило зону воспитывающего влияния на личность, создавая благоприятные условия для проявления активной позиции учащихся в процессе овладения способами самостроения своей личности в области социально-нравственной направленности. Для реализации модернизованной программы разработана педагогическая технология, позволяющая учащимся овладеть нетрадиционными методами физической культуры и приемами педагогического аутотренинга, что способствовало формированию у них предельно активной позиции как в познавательной, так и в саморазвивающей деятельности.

В качестве механизма социально-нравственного саморазвития личности средствами физической культуры выступает теория взаимодействия методов убеждения и внушения (Шварц И.Е.), способствующая созданию системы личностных психологических доминантных установок саморазвития (Узнадзе Д.Н.) которая, реализуясь в деятельности, носящей социальный характер (Асмолов А.Г.), становится социальной установкой личности (Шихарев H.H., Ядов В. А. и др.). Такой механизм управления доминантой, возможен при включении в систему методов убеждения — такого способа как внушение (Мясищев В.Н., 1967 г.). Это экспериментально подтверждено исследованиями И. Е. Шварца (1971 г.) и А. С. Новосёловой (2001 г.).

Педагогическая результативность проведённого нами исследования подтверждается данными, полученными при промежуточных и контрольных срезах после окончания эксперимента. Они засвидетельствовали преодоление внутреннего личностного «барьера», задерживающего саморазвитие личности. Так, в четыре раза уменьшился показатель числа учащихся с высокой тревогой, в пять раз увеличился показатель, характеризующий самостоятельность учащихся в саморазвивающей деятельности, почти в десять раз повысилась эмоциональная устойчивость у большинства учащихся экспериментального курса, в два раза выросли данные, фиксирующие у учащихся проявление сдержанности и в три раза — нормативность поведения. Экспериментальные данные и результаты целевого педагогического наблюдения подтвердили: значительно повысилось количество учащихся с показателем силы личностного «Я», характеризующей их способность к преодолению трудностей в социально-нравственном саморазвитии своей личности. Отмечено, что у большинства учащихся, участвующих в эксперименте, нормализовалось эмоционально — соматическое самочувствие.

В процессе комплексного влияния на личность посредством включения учащихся в освоение традиционных и нетрадиционных методов физического воспитания и техники педагогического тренинга, на основе создания целостных личностных установок социально-нравственного саморазвития, реализуемых в процессе деятельности, формировались такие качества как: решительность, дисциплинированность, другодоминантность, конкурентоспособность, уверенность в своих силах. Приобретены умения управлять своим психическим состоянием, строить индивидуальную технологию личностного саморазвития на принципах нравственности и социальной значимости.

Общий итог можно выразить в следующих положениях:

Модернизация программы физического воспитания в условиях среднего образовательного учреждения обусловлена ориентацией на директивные документы: Федеральный закон «Об образовании» (№ 3266−1 от 10 июля 1992 г.) — «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», утвержденная распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 1756-р. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»: Приказ Министерства образования РФ № 2715, Минздрава РФ № 227, Госкомспорта РФ № 166, Российской Академии образования № 19 от 16 июля 2002 г.". В программе сохранены лучшие традиции и учтены современные научные достижения в области физиологии, психологии и педагогики. Саморазвитие личности — сложный процесс, требующий, прежде всего, глубокого и всестороннего изучения личности для выявления факторов, тормозящих её саморазвитие и определение личностного потенциала, на который нужно опереться, организуя эту специфическую деятельность учащихся по самостроению своей личности.

Саморазвитие в нашем варианте — процесс комплексный в том плане, что представляет перестройку не одного лишь определённого качества, что скорее присуще самовоспитанию, а решает вопросы положительной самокоррекции целого блока своей «Я — концепции» — физического развития с ориентацией на социально — нравственную направленность. Саморазвитие — процесс непрерывный, достижение заданного результата рождает постановку новой задачи с выходом её решения на более высокий уровень.

Обучение учащихся саморазвитию в условиях образовательной деятельности — процесс глубоко индивидуализированный. Педагогическая эффективность его обуславливается качеством владения учащимся построением своей личностной технологии саморазвития для решения конкретных задач с учётом индивидуальности личности и созданием благоприятных условий её реализации, прежде всего, в спортивной деятельности, с закреплением в широком круге жизнедеятельности.

— Организация саморазвития учащихся средствами физической культурыпроцесс технологичный, построенный по принципу алгоритма, где каждое звено технологической цепи решает свою конкретную задачу, обеспечивая в целом конечный конкретный результат — углублённое физическое развитие учащихся, нацеленное на саморазвитие, как физических свойств, так и социально — нравственных качеств личности.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать выводы:

— Технология социально-нравственного саморазвития личности — сложный процесс, требующий глубокого изучения личности для определения потенциала творческого саморазвития и выявления факторов, тормозящих этот процесс.

— Педагогическая технология, основанная на материале изучения личности учащихся, включающая образовательные модули нетрадиционных методов преподавания физической культуры и социально-педагогического тренинга, способна создать условия для социально-нравственного саморазвития личности учащихся.

— Эффективность педагогической технологии социально-нравственного саморазвития личности учащихся в процессе освоения основ физической культуры обеспечивается сочетанием традиционных и нетрадиционных модулей образовательной программы физической культуры, создающих условия для овладения учащимися личностной технологией саморазвития.

— Структурно-полифункциональная модель демонстрирует педагогическую технологию социально-нравственного саморазвития учащихся средствами физической культуры, подтверждая её педагогическую эффективность содержательной частью Я-концепции, отражающей личностный рост учащихся.

Следует отметить, что в данном исследовании решались задачи только личностного саморазвития учащихся колледжа без учета конкретно получаемой специальности в профессиональном становлении. В ходе этого эксперимента было выявлено, что профессиональная направленность и специальность данного колледжа искусств и культуры имеют свою специфику: хореографы нуждаются в физическом саморазвитии одними методами, оркестранты и актеры другими. Но эта область требует отдельного исследования.

Определена содержательная сущность внутренних и внешних факторов задерживающих социально-нравственное развитие личности. Уточнено содержание понятий «произвольная саморегуляция», «саморазвивающая активность (педагогический аспект)». Разработано содержание уровней проявления у учащихся социально-нравственного саморазвития личности. Представлена их диагностика. Установлена возможность формирования средствами физической культуры направленность личности учащихся на саморазвитие.

В результате проведенного исследования доказано:

— Модернизованная программа физической культуры в условиях гуманитарного колледжа дает возможность эффективно решать проблему освоения учащимися технологии социально-нравственного саморазвития.

— Разработанная технология обучения учащихся колледжа в процессе занятий физической культурой создаёт благоприятные условия для реализации модернизованной программы посредством постановки учащихся в предельно активную позицию самостроения личности в области физического развития и социально-нравственного саморазвития и самосовершенствования. — Введение нетрадиционных методов в систему обучения учащихся физической культуре в целях усиления их социально-нравственного саморазвития, интенсифицирует и оптимизирует учебно-воспитательный процесс за счёт глубокой гуманизации, индивидуализации и интеграции, выводя его на более высокий уровень.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования подтверждена гипотеза и решены поставленные задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агни-йога: в 3 т. / Тольят. гор. об-во Рерихов, Рерих, центр духовной культуры г. Самары — под ред. Г. И. Кагана, Ю. Е. Родичева. Самара, 1992. -Зт.
  2. М. К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. М.: Знание, 1992. — 77 с.
  3. А. В. Себя преодолеть! М.: Физкультура и спорт, 1978. — 144 с.
  4. А. В. Психомышечная тренировка // Физкультура и спорт. 1975. -№ 9. — С. 32−34 — № 10. — С. 34−35 — № 11. — С. 38−39 — № 12. — С. 36−37.
  5. . Вклад в будущее : приоритет образования: пер. с англ. / Программа развития ООН. -М.: Педагогика, 1993. 164 с.
  6. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск: Университетское, 1990. 559 с.
  8. Н. М. Здоровье и счастье ребенка. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  9. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  10. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности : основы педагогики творчества. Казань, 1988. — 237 с."
  11. В. И. Педагогика творческого саморазвития : в 2 кн. Казань, 1996−1998.-2 кн.
  12. В. И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности менеджера. Казань: Фирма «СКАМ», 1992. — 207 с.
  13. М. А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности // Физическая культура и советский образ жизни / К. В. Адомсон и др. М., 1982.-С. 169−179.
  14. Аристотель. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. Политика. М.: Мысль, 1983. -830 с.
  15. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. Метафизика — О душе. — М.: Мысль, 1975.-550 с.
  16. А. Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб.: Наука, 1992. -146 с.
  17. А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 151 с.
  18. Аутогенная тренировка / Г. С. Беляев идр.-Л. ¡-Медицина, 1973.-216 с.
  19. О. А. Учитель и перестройка процесса физического воспитания в школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 35−37.
  20. В. А. Особенности восприятия и внушаемость личности // Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 1976.-Вып. 1.-С. 31−39.
  21. В. Ф. Специфика физического воспитания в инновационной образовательной форме «Лицей искусств» (хореограф, профиль): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Моск. пед. ун-т. М., 1996. — 25 с.
  22. Ф. В. Проблема «бессознательного» : о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. — М.: Медицина, 1968. — 468 с.
  23. С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся : учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1982. — 82 с.
  24. В. П. Психология восприятия зрительной информации : учеб. пособие / В. П. Баушев, А. В. Зубакова. Л.: МИПК ЛИТМО, 1990. — 27 с.
  25. В. А. Духовная культура личности : филос. очерки. М.: Политиздат, 1986. — 108 с.
  26. В. С. Педагогика : учебник. Екатеринбург: Деловая кн., 1996. -344 с.
  27. В. П. Избранные сочинения. М.: Гослитиздат, 1947. — 671 с.
  28. А. С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). -Екатеринбург: Сократ, 1995. 151 с.
  29. А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
  30. В. В. Воспитание в процессе занятий физической культурой / В. В. Белоусова, И. Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1964. — 96 с.
  31. Г. С. Психогигиеническая саморегуляция / Г. С. Беляев, В. С. Лобзин, В. А. Копылова. Л.: Медицина, 1977. — 160 с.
  32. Н. А. Мое философское миросозерцание // Филос. науки. 1990. — № 6. — С. 85−90.
  33. Н. А. О рабстве и свободе человека : опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995. — С. 4163.
  34. Н. А. Самопознание : опыт филос. автобиогр. М.: Книга, 1991. -445 с.
  35. Э. Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений — Люди, которые играют в игры: психология человеческойсудьбы: пер. с англ. / общ. ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992. -399 с.
  36. Р. Развитие «Я концепции» и воспитание : пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  37. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-180 с.
  38. В. М. Внушение и воспитание. Питер: Время, 1923. -40 с.
  39. И. Т. Установка как механизм действия внушения // Вопр. психологии. 1967. — № 2. — С. 42−50.
  40. А. А. Самомассаж // Бирюков А. А. Массаж. М., 1988. — Гл. 11.— С. 237−252.
  41. Л. В. Великие философы : словарь-справочник. 2-е изд. — М.: Логос, 1998.-429 с.
  42. Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и пед. психологии. М., 1978. — С. 168−178.
  43. Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37—42.
  44. М. И. К вопросу о детерминации психической саморегуляции личности / М. И. Боришевский, С. П. Тищенко // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 27.
  45. Л. С. Об одном варианте сочетания аутогенной тренировки с музыкой (сообщение 1) / Л. С. Брусиловский, А. Г. Цынман // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 123−125.
  46. С. Г. Педагогическое управление психическими состояниями школьников : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Тарт. гос. ун-т. Тарту, 1987. — 16 с.
  47. К. Общий очерк теории свободного воспитания // Шиянов Е. Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева. М., 2003.
  48. К. Проблема космического воспитания // Пед. альманах. М., 1993. -Вып. 2.-С. 9−13.
  49. К. Психологические и педагогические условия торжества новой религии // Пед. альманах. ML, 1993. — Вып. 2. — С. 2−9.
  50. Н. Н. Физическая культура и спорт как социальное явление : филос. очерки. — Кишинев: Штиинца, 1986. 162 с.
  51. А. А. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности : автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра психол. наук. -Пермь, 2002.
  52. И. Е. К вопросу о методах театрализации в психотерапии / И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1973.-С. 80−85.
  53. . 3. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учеб. пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 286 с.
  54. JI. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  55. JI. С. Развитие высших психических функций : из неопубл. тр. -М.: Изд-во АПН, 1960. 500 с.
  56. А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения : учеб. пособие. Челябинск: Челяб. ГПИ, 1979. — 69 с.
  57. . А. Темперамент и психическая саморегуляция в условиях спортивных соревнований // Психическая саморегуляция. — Алма-Ата, 1974. -Вып. 2. С. 230−232.
  58. Г. Ш. К методике самоуправления психическим состоянием / Г. Ш. Габдреева, Н. М. Пейсахов // Вопр. психологии. 1982. — № 5. — С. 101−108.
  59. О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы //Новые ценности образования. М., 1995. — Вып. 2. — С. 16−45.
  60. О. С. Потери и приобретения в воспитании после 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996. -С. 4−26.
  61. А. А. Формирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Яросл. гос. пед. ун-т. Ярославль, 1998. — 16 с.
  62. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 245 с.
  63. В. Г. К применению в фехтовании способа активного самовнушения//Психическая саморегуляция в спорте. Алма-Ата, 1977.
  64. Т. Ю. Развитие способности к психической саморегуляции у подростков с помощью метода аутогенной тренировки : курс психол. занятий. // Прикладная психология. 1999. — № 5. — С. 75−85.
  65. С. И. Основы педагогики. Введ. в прикладную философию: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
  66. К. Психогигиена / пер. с нем. Г. С. Черновой. М.: Прогресс, 1979. -176 с.
  67. С. С. Педагогические условия самореализации подростков : дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. -150 с.
  68. Л. Д. Психорегулирующая тренировка : (успокоение и варианты завершения успокаивающего занятия доп. к 1 части ПРТ)/ ВНИИ физ. культуры. — М., 1969. — 42 с.
  69. А. Воля и ее воспитание у заключенных : лекция / А. Глоточкин, В. Пирожков. М., 1969. — 47 с.
  70. Е. А. Развитие творческого потенциала старших школьников в учебной деятельности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Оренбург, 1997.-24 с.
  71. В. В. К вопросу о связи психической саморегуляции со свойством внушаемости // Психическая саморегуляция. М., 1983. — Вып. 3.
  72. И. А. Функциональная музыка. Пермь, 1968. — 89 с.
  73. В. Б. Использование приемов психической саморегуляции в тренировке начинающих гимнастов // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 233−236.
  74. Е. И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике : автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук / Рос. акад. образования. М., 1996. — 19 с.
  75. В. С. О формировании нового типа педагогического мышления // Филос. науки. 1985. — № 3. — С. 38−42.
  76. О. С. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград, 2000. — 572 с.
  77. В. С. Культура педагогического общения : кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  78. Н. Г. Саморазвитие личности учащегося среднего учебного заведения как педагогическая проблема : автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук / Хабар, гос. пед. ун-т. Хабаровск, 1995. — 24 с.
  79. JI. П. Общение с собой : начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. -319 с.
  80. JI. П. Резервы человеческой психики : введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 284 с.
  81. С. Путешествие в поисках себя : измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира / пер. с англ. Н. И. Папуш. М.: Трансперсон, ин-т, 1994. — 324 с.
  82. Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: УВЦ «Инноватор», 1995. — 115 с.
  83. К. М. Нравственная педагогика, или общепонятное изложение основных начал нравственного воспитания. М.: Унив. тип. Каткова, 1876. -98 с.
  84. В. Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: пособие для самообразования. М.: Интерпракс, 1994. — 128 с.
  85. Р. Сочинения : в 2 т. М.: Мысль, 1989. — 2 т.
  86. О. В. О применении активного самовнушения (АС) в спортивной гимнастике // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 238−240.
  87. О. В. Опыт применения активного самовнушения (АС) в заключительной части занятия по физическому воспитанию // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 242−244.
  88. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ред., авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев — пер. с древнегреч. М. Л. Гаспаров. М.: Мысль, 1998.-572 с.
  89. И. В. К вопросу о границах использования мотивированного самовнушения и элементов аутогенной тренировки при неврозах у детей младшего школьного возраста // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974.-Вып. 2.-С. 146−148.
  90. Духовность и культура: материалы Всерос. конф. (Екатеринбург, 14−16 июня 1994 г.). Екатеринбург: УрГУ, 1995.-124 с.
  91. М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях : психол. аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. -Минск: Университетское, 1985.-206 с.
  92. М. И. Психологические проблемы готовности в деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 175 с.
  93. . А. Личностный психотренинг и возможности его использования в развитии личности : учеб. пособие / Владимир, гос. пед. ун-т. Владимир: ВГПУ, 1996.-94 с.
  94. В. И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  95. В. И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования // Образование и наука. 2000. — № 1. — С. 10−15.
  96. В. П. Образование это образ человека, его лик, личность // Учит, газ. — 1993. — 12 янв. (№ 1). — С. 22−23.
  97. Ю. И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 104 с.
  98. Е. И. Волшебная сила растяжки. М.: Сов. спорт, 1990. — 64 с.
  99. Ю. М. Йога и психотренинг : путь к физич. совершенству и космич. сознанию. М.: СП Лесинвест, 1990. — 286 с.
  100. Ю. М. Человек и его душа : жизнь в физическом теле и астральном мире. М.: Рипол Классик, 1991. — 224 с.
  101. К. Эмоции человека : пер. с англ. М.: МГУ, 1980. — 439 с.
  102. Э. С. О некоторых возможностях способа активного самовнушения в фехтовании // Психическая саморегуляция в спорте. Алма-Ата, 1977.
  103. История педагогической технологии: сб. науч. тр. / сост. С. И. Мезенцева — отв. ред. Ф. А. Фрадкин. М.: НИИТИИП, 1992. — 133 с.
  104. М. С. Мир общения : пробл. межсубъект, отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  105. M. С. Человеческая деятельность : опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  106. Как построить свое «Я» / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -131 с.
  107. Д. В. Управляемый медитативный аутотренинг / Д. В. Кандыба, В. М. Кандыба. -М.: Медицина, 1990. 195 с.
  108. И. Собрание сочинений. В б т. Т. 4, ч. 1. М., 1965. — 544 с.
  109. Ш. Киреев А. Я. Применение способа активного самовнушения в фигурном катании на коньках // Психическая саморегуляция в спорте. Алма-Ата, 1977.
  110. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей : (монография). Оренбург: б. и., 1996. — 188 с.
  111. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-77 с.
  112. Е. Н. Интуиция как самодостраивание / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопр. филос. 1994. — № 2. — С. 110−122.
  113. М. Л. Ключ к самосозиданию. М.: Мол. гвардия, 1990. — 253 с.
  114. Комплексное изучение личности как основа осуществления индивидуального подхода в воспитании и перевоспитании: метод, пособие. Ч. 1. / сост. А. С. Новоселова, В. Л. Катков. Пермь, 1990. — 106 с.
  115. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  116. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  117. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-254 с.
  118. Кон И. С. Психология юношеского возраста: пробл. формирования. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  119. А. М. Йога и психическая саморегуляция // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 55−56.
  120. Е. Д. Самовнушение в психотерапии и профилактике страха в плавании // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 254−255.
  121. Е. Д. Чувство страха и психическая саморегуляция // Психическая саморегуляция. М., 1983. — Вып. 3.
  122. О. А. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психологии. -1984. — № 3. С. 42−52.
  123. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе / РАН, Ин-т. истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова — отв. ред. А. А. Печенкин. -М.: Наука, 1994. 236 с.
  124. Коротаева J1. А. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Казан, гос. пед. ун-т. -Казань, 1997.-21 с.
  125. В. В. Формирование готовности подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе преподавания курса «Мир и Человек» : учеб. метод, пособие / Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь: ПГПУ, 1999. — 51 с.
  126. В. В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности : учеб. пособие / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2001. — 176 с.
  127. . Б. Принципы изучения психических состояний и проблема саморегуляции спортсмена // Психология и современный спорт: междунар. сб. науч. работ по психологии спорта. -М., 1982. С. 51−57.
  128. . И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. М.: Об-во Знание, 1988. — 80 с.
  129. О. А. Практика биолокации : целительные возможности маятника и рамки. -М.: Фаир, 2001.-256 с.
  130. Н. Б. Культура саморазвития личности // Новые ценности образования. М., 1995. — Вып. 2.
  131. Н. Б. Культурология образования. М., 2000. — Гл. 3.
  132. Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования.-М., 1995.-Вып. 2.-С. 67−103.
  133. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.- Л., 1935.-417 с.
  134. . И. Гармония психической саморегуляции. Кишинев: Об-во Знание, 1987.- 13 с.
  135. Н. В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Всерос. НИИ физ. культуры и спорта. М., 1996. — 24 с.
  136. М. Е. Тренинговый компонент как основа формирования педагогической технологии будущих учителей : дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Тобольск, 1998. — 153 с.
  137. В. Н. Вопросы психологии внушения // Вопросы психологии внушения. Иваново, 1971. — С. 3−139. — (Учен. зап. ИГПИ — т. 3).
  138. В. Н. Контрсуггестия и воспитание // Взаимосвязь убеждения и внушения в пед. процессе. Пермь, 1976. — Вып. 1. — С. 50−58,
  139. Л. Н. Воспитать себя : кн. для учащ-ся. М.: Просвещение, 1991. -143 с.
  140. Л. Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя основа гуманистической педагогики : психопед. процессы. // Педагогика развития. — Хабаровск, 2001. — С. 3−10.
  141. Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-313 с.
  142. М. С. Очерки психотерапии. М.: Медгиз, 1959. — 351 с.
  143. М. С. Психотерапия и медицинская психология в реабилитации // Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями: материалы пленума правления Всесоюз. об-ва невропатологов и психиатров, 11−13 дек. 1973 г. Л., 1973. — С. 41−44.
  144. В. Л. Искусство быть другим. СПб.: Питер, 1993. — 188 с.
  145. В. Л. Искусство быть собой. Кемерово: Кн. изд-во, 1978. — 222 с.
  146. В. Л. Я и Мы. 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1973. — 288 с.
  147. К. М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург, 1999. — 272 с.
  148. Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  149. Н. С. Возрастные особенности раскрытия склонностей //Проблемы общей, возрастной и пед. психологии. М.: Педагогика, 1978. — С. 222−236.
  150. Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 279 с.
  151. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  152. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  153. П. Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — 336 с.
  154. X. Аутогенная тренировка : путь к восстановлению здоровья и работоспособности: пер. с нем. 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1985. -133 с.
  155. Д. Избранные философские сочинения : в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1960.
  156. Марищук В. JL О самоконтроле и саморегуляции эмоционального состояния на спортивном состязании // Психическая саморегуляция в спорте. Алма-Ата, 1977.
  157. А. Самоактуализация // Психология личности. Тесты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырева. М., 1982. — С. 108−117.
  158. . М. Психология саморазвития : психотехника риска и правила безопасности. М.: Интерпракс, 1994. — 156 с.
  159. К. А. Установка на занятия физической культурой подростков и условия ее формирования : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Курган, гос. ун-т. Курган, 1997. — 20 с.
  160. М. Целенаправленное формирование психофизиологического состояния спортсмена с использованием методов саморегуляции / М. Махач, Е. Махачева// Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. ст. М., 1983. — С. 222−237.
  161. А. В. Педагогические условия саморазвития подростков в детском коллективе : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Яросл. гос. пед. ун-т. Ярославль, 1999. — 18 с.
  162. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-253 с.
  163. Т. Н. Функциональная музыка в ходе релаксопедических занятий // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: республ. сб. науч. тр. Пермь, 1979. -С. 89−97.
  164. В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. ст. М., 1983. — С. 24−46.
  165. В. В. Психология выразительных движений и вопросы диагностики психических состояний : библиогр. указ. лит. / В. В. Мироненко — ред. М. Г. Ярошевский. М., 1973. — 24 с.
  166. Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. -М.: Педагогика, 1991. 151 с.
  167. Моделирование воспитательных систем: теория практике: сб. науч. ст. / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М., 1995. — 144 с.
  168. В. А. Психологическая готовность к труду на современном производстве / В. А. Моляко, М. Л. Смульсон. Киев: Об-во Знание УССР, 1985.- 14 с.
  169. В. А. Психология творческой деятельности. Киев: Об-во Знание УССР, 1978.-47 с.
  170. В. И. Акцентуализация и стиль саморегуляции у студентов // Вопр. психологии. 1997. — № 6. — С. 30−38.
  171. В. И. Диагностика индивидуальных способностей саморегуляции у подростков / В. И. Моросанова, Т. Ю. Смирнова // Журн. прикладной психологии. 2003. — № 3. — С. 58−63.
  172. В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психол. журн. 2002. — Т. 23, № 6. — С. 5−17.
  173. О. И. Психология самопознания личности : практ. пособие. М.: б. и., 1993.-96 с.
  174. А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: Ин-т практ. психологии, 1997. 368 с.
  175. А. В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих : кн. для учащ-ся. М.: Просвещение, 1990. — 189 с.
  176. В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопр. психологии. 1957.-№ 5.-С. 142−155.
  177. В. Н. Психология отношений : изб. психол. тр. / под ред. А. А. Бодалева. М.- Воронеж, 1998. — 368 с.
  178. Н. И. Психологическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. -112 с.
  179. А. К. Психическая саморегуляция : практ. руководство. Киев: Здоровье, 1995. -238 с.
  180. А. Н. Социокультурные аспекты физического познания / А. Н. Насынбаев, А. Г. Косиченко // Филос. науки. 1990. — № 5. — С. 4049.
  181. Г. С. Самоконтроль человека. -JI.: Изд-во ЛГУ, 1989. 191 с.
  182. Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-278 с.
  183. А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных : теория и технология. М., 2000. — 243 с.
  184. А. С. Диагностика саморазвивающей активности в образовательном процессе (педагогический аспект) / А. С. Новоселова, А. А. Оплетин, Л. А. Титова. Пермь, 2003. — 27 с.
  185. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова и др. — Науч.- метод, объединение «Творческая педагогика». М.: Новая школа, 1993.- 112 с.
  186. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. — 114 с.
  187. Новые ценности образования. Вып. 2. / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. М.: б. и., 1995. — 103 с.
  188. В. Г. Свойства личности и фиксированная установка // Вопр. психологии. 1983. — № 5. — С. 130−136.
  189. А. Б. Личность и сущность : внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. психологии. 1995. -№ 2. — С. 5 -18.
  190. Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера : кн. для учащ-ся. -М.: Просвещение, 1987.-223 с.
  191. П. Н. Психологические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы : автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук / РАО, Ин-т сред. спец. образования. Казань, 1993. -34 с.
  192. И. П. Мозг и психика : изб. психол. тр. М.- Воронеж, 1996. — 320 с.
  193. В. Н. Психотехнология управления собой. М.: Сфера, 1998. -124 с.
  194. . Д. Психологический барьер как фактор общения // Общение как предмет теоретических прикладных исследований. Л., 1973.-С. 122−124.
  195. В. Д. Твои возможности человек. М.: Знание, 1973. — 208 с.
  196. Л. Г. Тренировка на адекватное поведение // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 194−195.
  197. И. Г. Взгляды, опыты и средства содействия успеху природосообразующего метода воспитания // Избр. пед. соч.: в 2 т. М., 1981.-Т. 2.-С. 94−164.
  198. Н. Н. Аутогенная тренировка для вас : практ. пособие (с примеч. для инструкторов). М.: Центр психологии и психотерапии, 1990. — 31 с.
  199. Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
  200. А. В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 110 с.
  201. А. В. Личность в психологии : парадигма субъектности. -Ростов н/Д, 1996. 509 с.
  202. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  203. П. И. Самостоятельная деятельность учащихся : дидакт. анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  204. В. Я. Вступительная статья // Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. — С. 5−24.
  205. Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984.-104 с.
  206. Платон. Государство — Законы — Политик: перевод. М.: Мысль, 1998. — 799 с.
  207. Платон. Диалоги: пер. с древнегреч. /^сост. ред. и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1998.-607 с.
  208. К. К. Личностный подход как принцип психологии // Методолог, и теорет. проблемы психологии. М., 1969. — С. 190−217.
  209. К. К. Осознанное и неосознанное в формировании личности // Педагог, воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. Пермь, 1975. — С. 3−18.
  210. К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  211. Я. А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. — 256 с.
  212. Практика психосинтеза: упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовного роста: пер. с англ. / сост. и ред. Дж. Томас. СПб.: МНПО «Жизнь», 1992.-29 с.
  213. А. С. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой // Психол. исслед., посвящ. 85-летию со дня рожд. Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973. — С. 10−24.
  214. А. М. Психология неудачника : тренинг уверенности в себе. М.: Сфера, 1997.
  215. Проблемы экспериментальной психологии личности: сб. ст. / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1970. — 296 с.
  216. А. О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопр. психологии. 1991. — № 5. — С. 156— 161.
  217. А. С. Тренинг личностного роста. М.: Новая школа, 1993. — 47 с.
  218. Психическая саморегуляция: сб. ст. Вып. 1. / под общ. ред. А. С. Ромена.- Алма-Ата, 1973. 468 с.
  219. Психическая саморегуляция: сб. ст. Вып. 2. / под общ. ред. А. С. Ромена.- Алма-Ата, 1974. 418 с.
  220. Психическая саморегуляция: сб. ст. Вып. 3. / под общ. ред. А. С. Ромена. -М.: [б. и.], 1983.-540 с.
  221. Психическая саморегуляция в спорте: тез. и сообщения / отв. ред. А. С. Ромен. Алма-Ата, 1977. — 109 с.
  222. Психологические критерии качества знаний школьников: сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М.: АПН СССР, 1990. -142 с.
  223. Психологические модели рефлексии в анализе и корректировке деятельности: метод, указ. / сост. И. С. Ладенко, С. Ю. Степанов, А. Б. Холмогорова. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991. — 36 с.
  224. А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 88 с.
  225. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.-303 с.
  226. Е. И. Письма Елены Рерих, 1929−1938 : в 2 т. Минск: Белорус, фонд Рерихов: ПРАМЕБ, 1992. — 2 т.
  227. Н. К. О вечном : сб. — М.: Республика, 1994. —461 с.
  228. Н. К. Семь великих тайн Космоса. Бишкек.: МРИП «Феникс», 1991.- 184 с.
  229. Рефлексивная регуляция мышления: метод, указ. / сост. В. К. Зарецкий и др. Новосибирск: НГУ, 1990. — 55 с.
  230. К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека / пер. с англ. М. И. Исениной. -М.: Изд. группа «Прогресс», 1994.-480 с.
  231. К. Р. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. 1990. -№ 1.-С. 164−168.
  232. А. С. Об обучении психической саморегуляции в детском и юношеском возрасте // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. -Вып. 2. — С. 83−84.
  233. А. С. О возможностях и особенностях применения активного самовнушения (АС) у спортсменов-баскетболистов / А. С. Ромен, В. И. Моршинин // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 275−278.
  234. А. С. Психическая саморегуляция, ее значение и возможности // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1973. — Вып. 1. — С. 3−6.
  235. А. С. Экспериментально-теоретические и практические вопросьл психической саморегуляции // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974.-Вып. 2.-С. 5−14.
  236. С. Л. Бытие и сознание : о месте психического во всеобщ, взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. — 328 с.
  237. Л. И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983.-159 с.
  238. . Ж. Избранные сочинения : в 3 т. М., 1961. — 3 т.
  239. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / JI. В. Бозрикова и др. JI.: Наука, 1979. — 264 с.
  240. А. И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. Пермь: ПГПУ, 2000. — 132 с.
  241. В. Ф. К истории проблемы внушаемости в отечественной и зарубежной психологии // Учен. зап. МПГИ. 1969. -№ 352. — С. 189−212.
  242. Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. -М.: Нар. Образование, 1998. 255 с.
  243. В. Д. Вопреки, но благодаря : (этюды о пед. антропологии конца XX века). Екатеринбург: Урал НАУКА, 1999. — 76 с.
  244. А. Н. Исцеление словом. СПб.: Изд. дом. «Невский проспект», 1998.-255 с.
  245. Сен-Симон А. К. Очерк науки о человеке // Антология мировой философии: в 4 т. М., 1971. — Т. 3. — С. 508−509.
  246. В. В. Личностный подход : от концепций до технологий. -Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.
  247. Н. Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория -практике. М., 1995.
  248. В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1996. — № 6. — С. 14−22.
  249. . Н. Системность в использовании приемов психической саморегуляции спортивной деятельности / Б. Н. Смирнов, Г. А. Чащина // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 283−285.
  250. Советский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1982. 1600 с.
  251. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопр. филос. 1990. -№ 5. — С. 61−74.
  252. Ю. Е. Психологические состояния человека, их классификация и диагностика : пособие для студ. и учителей. Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975.-118 с.
  253. А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  254. М. И. Самовоспитание как победа над собой // Физическая культура в школе. 2003. -№ 5. — С. 48−51.
  255. Е. Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности // Психол. журн. 1992. — Т. 13, № 4. — С. 95−98.
  256. С. Ю. Психология рефлексии : проблемы и исследования // Вопр. психологии. 1985. -№ 3. — С. 31−40.
  257. В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
  258. В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. — 558 с.
  259. В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  260. В. А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1971. — 336 с.
  261. В. А. Сердце отдаю детям. Минск: Нар. Света, 1981. — 288
  262. В. А. Сто советов учителю. Киев: Рад. школа, 1981. — 382 с.
  263. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  264. М. И. Формирование умений и навыков самовоспитания у студентов педагогического колледжа как фактор их готовности к профессиональной деятельности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Моск. пед. ун-т. М., 1997. — 22 с.
  265. Теория и практика аутогенной тренировки / А. Г. Панов, и др. — под ред. В. С. Лобзина. 2-е изд. — Л.: Медицина, 1980. — 271 с.
  266. А. А. Гипнотизм в педагогии. М., 1890.
  267. А. Н. Школа самоопределения : первый шаг / Центр пед. инноваций АПН СССР, Союз учителей СССР, Науч.-метод. объединение «Творческая педагогика. М.: б. и., 1991. -2 ч.
  268. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциализация обучения. М.: Педагогика, 1990.-188 с.
  269. А. И. Основы психокоррекционной работы в ИТУ / А. И. Ушатиков, В. И. Поздняков, М. Г. Дебельский. Умань, 1995.
  270. К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  271. К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: в 11 т. М. — Л, 1950.-8−9 т.
  272. Л. История философии : собр. произв.: пер. с нем. М.: Мысль, 1974.-3 т.
  273. А. Т. Аутогенная тренировка. 2-е изд. — Киев: Здоровье, 1987. -126 с.
  274. Е. В. Восприятие саморегуляции психических состояний : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Перм. гос. ун-т. -Пермь, 2002. 23 с.
  275. Т. А. Проблема психологии катарсиса как преобразования личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М., 1979.-С. 151−174.
  276. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика Пресс, 1993.- 140 с.
  277. Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  278. Л. М. Формирование самосознания учащихся // Журн. прикладной психологии 2003.-№ 3.-С. 31−43.
  279. И. Т. Перспективы человека : опыт комплекс, постановки пробл., дискус., обобщения. М.: Политиздат, 1979. — 336 с.
  280. Ю. Л. Опыт применения десенсибилизации в межличной адаптации спортсменов // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974. — Вып. 2. — С. 289−291.
  281. И. Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Сов. педагогика. -1990.-№ 12.-С. 28−35.
  282. В. Тренинги самооздоровления и самосозидания / В. Харькин, А. Гройсман. -М.: Магистр, 1996. 195 с.
  283. Н. В. Психотренинг : игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 268 с.
  284. Г. А. Психология саморазвития. Задача для подростков и их ^ педагогов: пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994. — 156 с.
  285. . М. Аутогенная тренировка как средство оптимизации настроения школьников // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. Пермь, 1982. — С. 14−24.
  286. В. А. К методике исследования внушаемости // Учен. зап. ЛГУ. Сер. Филос. наук. 1955. — Вып. 8., № 203. — С. 171−183.
  287. Г. К. Самопознание и самореализация личности : методол. пробл.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. филос. наук / СПб. гос. унт. СПб., 1994.-38 с.
  288. И. А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студентов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Белгород, 2000. — 24 с.
  289. С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М.: Педагогика, 1980. — 2 т.
  290. И. Е. Внушение в педагогическом процессе : учеб. пособие для спецкурса. Пермь, 1971. — 304 с.
  291. И. Е. Психогигиена в школе : учеб. пособие. Пермь, 1986. — 69 с. ф, 296. Шибутани Ф. Социальная психология: пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.-535 с.
  292. П. Н. Исследование социальной установки в США // Вопр. филос. 1973.-№ 2.-С. 159−166.
  293. П. H. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С. 278−295.
  294. Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Шк. Культ. Политики, 1997.-656 с.
  295. М. Основные проблемы педагогики спорта : ввод, курс: пер. с нем. / под ред. М. Я. Виленского, О. С. Метлушко. М.: АО «Аспект-пресс», 1995.-317 с.
  296. Эмоциональное состояние «работоспособность» // Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 1. -М., 1970. Гл. 6. — С. 161−174.
  297. Энциклопедия практического самопознания / сост. А. И. Красило. М.: Меджунар. пед. акад., 1994. — 347 с.
  298. В. С. О методике развития гибкости при помощи асан и активного самовнушения / В. С. Язловецкий, И. Ф. Тараненко // Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1973. — Вып. 1. — С. 349−352.
  299. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  300. И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопр. психологии. 1994. — № 2. — С. 64−77.
  301. Binet A. La Suggestibilite. Paris, 1990.
  302. Jacobson E. Progressive relaxations. Univ. Chicago. Press, 1938.
  303. Klinsorge H., Klumbies G. Technik der Relaxation. Lena, 1961.
  304. Langen. D. Autogenes Training und hupnotherapie. Fortcher Meg., 1971.
Заполнить форму текущей работой