Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Фатические средства в речи пользователей компьютерной сетью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение в наши дни к феномену фатической Интернет-коммуникации вызвано возросшим интересом к когнитивным и прагматическим аспектам речевой интеракции. Несмотряна то, что фатической коммуникации были посвящены многочисленные исследования (В.Г.Гак, Г. Г. Почепцов, Т. Г. Винокур и другие), изучение фатических аспектов языка принято связывать с открытием Р: Якобсона, наряду с другими языковыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Коммуникативно-прагматические принципы исследования Интернет-коммуникации
    • 1. 1. Речевая коммуникация как база электронного общения
    • 1. 2. Компьютерный текст как особая форма коммуникации
    • 1. 3. Основные жанры компьютерного общения и отличительные черты чата
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Специфика языка компьютерной коммуникации в жанре чата
    • 2. 1. Типы фатических ситуаций в компьютерной коммуникации и средства оптимизации речевого контакта в чате
    • 2. 2. Языковое оформление текстов компьютерного дискурса
    • 2. 3. Карнавальность электронного общения в чате
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Прагматический потенциал фатических языковых средств в системе чат-коммуникации
    • 3. 1. Прагматические функции фатических средств чат-общения
    • 3. 2. Роль фатических средств в формировании стиля речевого поведения пользователя
    • 3. 3. Коммуникативно-прагматическая реализация фатических эмотивов в чате
  • Выводы по главе III

Фатические средства в речи пользователей компьютерной сетью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Компьютерные коммуникации создали огромное число речевых объектов, возникновение которых обусловлено потребностями коммуникации в условиях сверхбыстрой передачи больших объёмов разнообразной информации. Интернет — компьютерный носитель информации и средство передачи и хранения текстов. В рамках особого типа языкового существования сформировались электронные жанры. Объединяющим фактором для этих объектов является язык. География русского Интернета очень широка: это не только Россия, но и другие страны мира. Таким образом, возникло новое сообщество пользователей русскоязычного Интернета, которых объединяет русский язык. Доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях дает возможность использовать Интернет не только как инструмент для поиска информации, но и как средство для общения. Благодаря развитию сетевых технологий (материальных, инженерных и программных ресурсов) образовались новые жанры общения: электронная почта, веб-сайт, форумы и гостевые книги, общение через систему ICQ (программа коротких сообщений), электронная конференция, чат и др. Таким образом, на сегодняшний день сформировалась новая коммуникативная среда — электронная, в которой совмещаются устная и письменная речь с разной жанровой направленностью. Электронный гипертекст стал объектом научного исследования в конце XX века.

Речевая деятельность, в том числе и коммуникация в Сети, представляет собой самостоятельный феномен и не является преимущественным объектом какой-либо узкоспециализированной дисциплины. В настоящее время речевое общение обращает на себя пристальное внимание социологии (Р.Т.Белл, М. С. Каган, А. Ю. Круглов и др.), философии (Е.В. Грязнова, М. К. Петров, B.C. Стёпин и др.) и психологии (А.Е. Войскунский, А. Е. Жичкина, A.A. Леонтьев и др.). Компьютеризация общества входит в число социальных факторов, 5 влияющих в условиях информационной революции на основные сферы использования языка. Изменения, которые претерпевает русский язык под влиянием компьютеризации и Интернета, абсолютно неизбежны. В русское коммуникативное пространство входит не только лексика, но и новые формы коммуникации, новые формы речевого поведения (Анна А. Зализняк, Г. И. Богин, A.A. Бурыкин, В. В. Дементьев, О. И. Ермакова, JI.A. Капанадзе, В. Г. Костомаров, Л. П. Крысин, О. П. Лаптева, М. Л. Макаров, О. Б. Сиротинина, ИЛ. Сусов, Е. Ф. Тарасов, Г. Н. Трофимова и др.):

Обращение в наши дни к феномену фатической Интернет-коммуникации вызвано возросшим интересом к когнитивным и прагматическим аспектам речевой интеракции. Несмотряна то, что фатической коммуникации были посвящены многочисленные исследования (В.Г.Гак, Г. Г. Почепцов, Т. Г. Винокур и другие), изучение фатических аспектов языка принято связывать с открытием Р: Якобсона, наряду с другими языковыми функциями выделившего фати-ческую, контактоустанавливающую функцию. Фатическая, функция, с точки зрения Р. Якобсона, подразумевает организационный аспект речевой интеракции, под которым понимается установление, поддержание’и размыкание речевого контакта. Б. Малиновский, предложивший понятие «фатического общения», исследовал контактоустанавливающую функцию в другом аспекте, и, тем самым, расширил рамки данного явления. Вслед за5 Т: Г. Винокур, фати-ческую составляющую речевой коммуникации начали изучать как многофункциональное речевое событие, включающее такие аспекты, как: формальная организация" интеракции (вступление в контакт, егоподдержка и проверка) — фатика как. фатическое общение, фатическая речь, сосредоточенная на контактном аспекте взаимодействия, на регуляции социальных отношений. На наш взгляд, фатика, прежде всего,, связана с формальной, организацией интеракции, в этом смысле она изучается на уровне дискурса, связана с элементами коммуникативно-дискурсивной рамки высказывания, в этом, состоит ее онтологический статус.

• I ¦ ¦

I ¦

В аспекте лингвистики фатика представляет собой контакт в широком смысле. Эволюция прагматики знаков делает возможным семиотическое преобразование одного типа в другой, что обусловливает движейие от информатики к фатике. Элементы коммуникативно-дискурсивной рамки высказывания относятся к эксплицитной реализации фатической функциифатическая речь, фатические речевые жанры реализуют фатическую функцию имплицитно. Критериями информативности считаются небанальность, релевантность и адекватность в подаче информации, а фатика предполагает банальность содержания, эмоциональность и аффективность.

Одной из важных задач при изучении фатической коммуникации является выявление и изучение организующих ее средств, номенклатуры фатических маркеров и особенностей их функционирования в речи. В лингвистике до сих пор не разработан системный подход к анализу средств фатической коммуникации на различных уровнях речевой интеракции. В центре внимания многих ученых (Н.И. Формановская, Г. В. Кобзева, М. И. Бездверная и др.) находилась, например, область речевого этикета, в которой широко применяются фатиче-ские высказывания. С другой стороны, большое количество работ (О.Г. Почепцов, Т. Д. Чхетиани и другие) посвящено фатическим метакомму-никативным единицам, связанным с организационной стороной процесса речевой коммуникации.

Исследование лингвистических особенностей чата началось проводиться западными учеными. Так, например, Е. Рейд уже в 1994 году говорил о том, что чат по существу является игровой площадкой, где «люди могут экспериментировать с различными формами коммуникации и самовыражения». В дополнение к этим качествам Р. Руденберг (2001) отметил пространственно-временную независимость, которой обладает чат. Б. Данет (2007) этот вид коммуникации назвал разновидностью синхронного письменного диалога, проходящего между удаленными в пространстве собеседниками.

Параллельно с западными учеными началось изучение жанров Интернет-коммуникации и в России. Чат и онлайн-общение стали самым обсуждаемым Интернет-новшеством. Тексты, созданные коммуникантами в Интернете, представляют интерес для многих отечественных лингвистов, изучающих компьютерное общение (Н.Г.Асмус, М. Б. Бергельсон, E.H. Вавилова, E.H. Га-личкина, И. В. Голубева, П. Е. Кондратов, O.A. Левоненко, К. В. Овчарова и др.). Такой научный интерес демонстрирует ответ современных лингвистов на призыв JI.B. Щербы считать текстами «совокупность всего говоримого и понимаемого» и сожаление о том, что в представлении филологов прошлого текст

— это «литература, рукописи, книги» [JI.B. Щерба 2004:24]. Вместе с тем в нарастающем потоке лингвистических исследований, посвященных коммуникации через Интернет, фатические средства в речи пользователей компьютерной Сетью применительно к жанру чата (от английского chat — 'дружеская беседа, болтовня') специальному исследованию, по нашим данным, не подвергались.

Таким образом, актуальным представляется обоснование чата как особого коммуникативного жанра, выявление закономерностей организации общения в Интернет-пространстве с точки зрения всех его составляющих — лингвистических и экстралингвистических (дискурсивных) факторов и исследование специфики функционирования языковой личности в электронной коммуникации.

Объектом данного диссертационного исследования являются фатические высказывания в коммуникативных актах чата.

Предмет исследования — прагматические особенности реализации фати-ческой функции высказываниями в речи пользователей применительно к жанру чата.

Цель исследования — изучение жанра чата как сферы бытования языка в речи пользователей компьютерной Сетью.

Цель исследования определила следующие конкретные задачи: изучить структуру коммуникативных актов в компьютерной коммуникации чатавыявить лингвистические и экстралингвистические особенности спонтанной письменной речисистематизировать виды фатических средств, разработать их функционально-ситуативную классификациюисследовать закономерности употребления фатических высказываний в различных ситуациях общения и определить их роль в поступательном развитии компьютерной коммуникации чата.

Гипотеза исследования. Компьютерная коммуникация Интернет-чат является фатической, направленной исключительно на поиск реципиента по 6 коммуникации, установление, поддержание контакта и может существовать только при условии активной речевой деятельности. Игровой принцип чата позволяет коммуникантам свободно пользоваться любыми фатическими средствами естественных форм письменной и устной разговорной речи. Речь пользователей Интернет-чата становится не только средством компьютерного общения, но и способом создания электронной реальности.

Теоретической основой исследования явились положения М. М. Бахтина об особой конститутивной функции жанров в человеческом общениипостулаты речевой коммуникации как межличностного взаимодействия (Дж. Остин, Дж. Сёрль, Г. П. Грайс, Т. Г. Винокур, В. В. Дементьев и др.) — современные исследования новых форм и способов коммуникации, революционизировавших все сферы человеческой жизнедеятельности (В.И. Карасик, В. Г. Костомаров, M. J1. Макаров, Е. И. Шейгал и др.).

Методологическая основа исследования базируется на философской категории деятельности, составной частью которой является речевая деятельность человека (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев и др.) — общелингвистических положениях: 1) о развитии и изменении языка в целом и отдельных его элементов- 2) о необходимости рассматривать язык с точки зрения взаимодействия всех его функций (Л.П. Якубинский, Б. Малиновский, P.O. Якобсон и др.) — 3) теории дискурса и лингвистики текста (М.М. Бахтин, Г. В. Токарев, К. Ф. Седов и др.).

В работе осуществляется коммуникативно-прагматический подход к исследованию электронного чата, который позволяет анализировать речь пользователей в Сети как фатический процесс, лежащий в основе создания электронного текста.

Источники диссертационного исследования представлены текстами русскоязычного чата (http://www.volchat.ru).

Материалом для исследования явились тексты чатов, из полилога которых нами были выделены диалогические единства, состоящие из спонтанных, неподготовленных высказываний Интернет-коммуникантов. Объем проанализированных. чатов составил 3612 реплик, выделено и подвергнуто рассмотрению 200 диалогов общим объемом 1810 КБ. |

Научная новизна настоящей: работы состоит в том, что впервые на материале жанра чата русского Интернета исследованы функции языка (межличностная и интеракциональная) и их отражение в языке чата как сферы бытования русского языка.

Теоретическая значимость диссертации заключается в углублении положений теории речевой коммуникации исследованием языковых средств и способов, которыми участники Интернет-общения регулируют совместную деятельность. ,

Практическая ценность работы обусловливается возможностью применения материалов исследования в-, лекционных курсах по теории речевого общения, лингвистике текста, в спецкурсах и спецсеминарах по компьютернойлингвистике и речевой коммуникации.

Специфика предмета исследования: и поставленные задачиобусловили использование в работе следующих методов:

1) описательного, включающего приёмы лингвистического наблюдения* сопоставленияобобщения, систематизации и интерпретации дискурсивных явлений;

2) метода семантических и прагматических интерпретаций, предполагающего комплексное толкование смысла высказыванийна основеширокого контекста электронной ситуации;

3) контекстного наблюдения, дающего возможность выявить специфику фатических средств в русскоязычном чате;

4) приёма количественных подсчетов, позволяющего уточнить соотношение1 разных форм, и способов реализации фатической функции в чате русского Интернета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Общество функционирует и развивается лишь при условии социальной интеракции, взаимодействия между его членами, осуществляемой^ с помощью языка. Именно в языке находят отражение изменения, происходящие в жизни общества. Ключевые функции вербального языка человеческого обще8 ни я преломляются в речи пользователей компьютерной Сетью. Разные формы реализации и воплощения текста создают новые сферы функционирования языка и новые их соотношения. Каждый вид общения может по-разному реализовать свой текст.

2. Чат — жанровая разновидность компьютерной коммуникации может рассматриваться как явление, состоящее для его участников из двух составляющих: вербальной коммуникации и невербальной. Языковая личность в коммуникативном пространстве русскоязычного чата может реализовать в соответствии с принятыми в данной сфере общения языковыми и прагматическими правилами необходимые потребности своего бытия.

3. Из всех форм языка именно синтаксические ближе всего к конкретным формам высказывания, теснее связаны с реальными условиями электронного общения. Именно они в наибольшей степени отражают языковую личность. Фатические средства в речи пользователей компьютерной Сетью на протяжении всего речевого общения функционируют на фазах: а) инициализацииб) поддержания контактав) размыкания контакта. Фатические средства являются ситуативно-дейктическими единицами, указывающими на определённые ситуации общения.

4. Коммуникативные стратегии и тактики партнеров чата направлены исключительно на поиск реципиента по коммуникации. Фатические средства организуют интеракциональное пространство коммуникативного акта в чате. Коммуникативные потребности общающихся диктуют характер отбора языковых и внеязыковых средств выражения смысла. Фатические средства в речи пользователей являются воспроизводимыми, клишированными, закономерными в различных ситуациях интернет-коммуникации.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы на Международных и Всероссийских конференциях, проводимых в Астрахани (2004, 2005, 2010), Волгограде (2005), Северодвинске (2005), Пятигорске (2008), Москве (2009), Элисте (2009), Красноярске (2009). По теме диссертации опубликовано 9 статей, из них 1 в рецензируемом журнале, включённом в реестр ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Выводы по главе III

1. Фатические языковые средства в чат-коммуникации являются основными звеньями речевой цепи, организуют весь коммуникативный процесс и выполняют контактоустанавливающую, контактосохраняющую и контактозавершающую функции.

2. К инициальным фатическим средствам, которые активно употребляются в чате, относятся инициальные приветствия, инициальные вопросы, а также инициальные побуждения к совершению конкретных неречевых действий. Среди инициальных реплик выделяются реплики с прагматической функцией — найти коммуникативного партнера (а) по тендерному и возрастному признаку, (б) по территориальной принадлежности, (в) по внешним параметрам и характеристикам личности, (г) с целью обсудить конкретную тему.

3. Разнородные по языковому оформлению контактосохраняющие средства фатического общения являются в чате одними из наиболее активно употребляемых речевых единиц. Контактосохраняющую роль в ходе компьютерного общения играют фатические средства с такими частными установками, как:

1)показать свою осведомленность, компетентность в предмете разговора;

2) сопереживать эмоционально- 3) активизировать речевые контакты с другими пользователями- 4) выразить согласие, одобрение- 5) сменить тему беседы, уклониться от ответа.

4. Группу финальных фатических средств общения, характерных для чат-коммуникации, составляют этикетные формулы и неэтикетные реплики с имплицитным значением завершенности, заимствованные из «естественной» устной и письменной коммуникации.

5. Исследование коммуникативных стратегий помогает формулировать и уточнять ролевые предписания речевого поведения носителей языка, определить которые возможно, учитывая речевые предпочтения пользователей в выборе тех или иных средств фатики. «Соперничающий», «фальшивый» или «драматичный» стиль речевого поведения связан с участием говорящего в коммуникативно неудачных ситуациях общения. Иной стиль коммуницирова-ния («дружественный», «сопереживающий») обеспечивает протекание коммуникативно удачной речевой ситуации.

6. По результатам нашего исследования, к частотным фатическим средствам относятся фатические эмотивы, которые чаще всего функционируют в составе высказываний-представлений и высказываний-обращений и несут эмоциональную оценку лица, предмета или ситуации, входящих в тематический блок диалога, направлены на оценку говорящим своего коммуникативного партнера или актуализацию собственного эмоционального состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе была предпринята попытка реализовать коммуникативно-прагматический подход к исследованию фатических средств коммуникации на материале жанра чата. Взаимодействие между пользователями Интернета осуществляется с помощью языка. Его функции в электронной коммуникации чата преломляются. Ведущей становится фатическая функция.

Фатическое речевое общение в Сети имеет ряд характерных особенностей: (А) речевой акт в данном случае интенционально направлен на выбор наиболее адекватного способа вступления в речевой контакт- (Б) речевые функции подчинены первоначальному контактному импульсу- (В) информативность носит вторичный характер- (Г) широкий коннотативный план реплик.

Языковая личность в коммуникативном пространстве русскоязычного чата реализует необходимые потребности своего бытия в соответствии с принятыми в данной сфере общения языковыми и прагматическими правилами. В результате электронного общения коммуникантами чата рождается спонтанный устно-письменный текст. Разные формы реализации и воплощения текста создают новые сферы функционирования языка и новые их соотношения.

Одним из наиболее распространенных жанров общения в Сети является Интернет-чат. В основе общения в чате лежат коммуникативная, психологическая и социальная составляющие.

С точки зрения языкового оформления специфика чат-коммуникации проявляется в нарушении правил трех основных компонентов письменной речи: графики, орфографии и пунктуации.

Для данного исследования основной интерес представляли фатические ситуации компьютерной коммуникации, ориентированные на общение между коммуникантами, которое преимущественно осуществляется в разговорной речи через полилоги и диалоги, то есть в непосредственном неформальном общении. Разнообразие фатических ситуаций зависит от типа языковой личности пользователя. На материале речевого общения в чате наблюдается изомор

145 физм устной речи, при этом сохраняются некоторые черты письменной, как возможность анализа и корректировки реплик.

Анализ исследовательского материала подводит нас к выводу, что компьютерное общение в чате обусловлено техническими особенностями Интернет-среды. Отсюда: разнообразные графические средства для передачи эмоций и оценок, частые сокращения, ожидание от коммуникативного партнера мгновенного ответа, неожиданное прерывание речевого контакта и т. п. Анонимный характер общения в чате определяется выбором ника, в зависимости от степени языковой и семантической оригинальности которого формируется круг потенциальных коммуникативных партнеров пользователя. Ники рассматриваются нами как одно из средств фатики Интернет-чата.

Материал исследования показал, что основная часть фатических языковых средств в чат-коммуникации выполняет одну из функций: контактоуста-навливающую, контактосохраняющую или контактозавершающую. Для каждой группы фатических средств характерны специфические прагматические

V Г функции. Фатические средства являются ситуативно-дейктическими единица- | ми, указывающими на определённые ситуации общения. Частотность использования реплик, которые выступают в чат-коммуникации фатическими клише, отражена в таблицах.

Фатические средства организуют интеракциональное пространство коммуникативного акта в чате. Коммуникативные потребности общающихся диктуют характер отбора языковых и внеязыковых средств выражения смысла.

Особую роль в системе чата играют фатические эмотивы, которые яв-^ ляяются средством выражения эмоциональной оценки лица (предмета или ситуации), тематически связанной с диалогом / полилогом. Список наиболее употребительных из них также отражен в таблице. Данные единицы направлены на оценку говорящим своего коммуникативного партнера или выражения собственного эмоционального состояния.

Как показал материал исследования, фатические единицы в чате организуются по правилам прагматических связей, т. е. вступают с другими репликами в отношения противопоставления и согласования, а также могут быть обращены на условие успешности речевого акта или презумпцию говорящего или основаны на импликатурах электронного дискурса.

Смысл фатических средств, функционирующих в процессе чат-коммуникации, отражает особенности речевого поведения говорящих, реализуемые ими коммуникативные стратегии и тактики, которые направлены исключительно на поиск реципиента по коммуникации. Употребление разнообразных средств фатики может служить показателем «доминантного», «пассивного», «соперничающего», «уступительного», «фальшивого», «сопереживающего», «дружественного», «драматичного» стиля речевого поведения, которого коммуникант придерживается в ходе общения.

Настоящее исследование не исчерпывает круга проблем, связанных с коммуникативно-прагматическим изучением фатических средств интернет-коммуникации. Перспектива дальнейшей работы представляется нам в проведении концептуального анализа речевых единиц электронного дискурса, в рассмотрении дихотомии язык компьютера / речь пользователя в психолингвистическом аспекте. Возможно также исследование роли фатических средств в процессе отражения языковой картины мира носителей русского языкапользователей чата.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. А. Коммуникативно-прагматические функции фатиче-ских высказываний Текст. / Л. А. Азнабаева // Филологические науки.1992.-№ 5−6.-С. 54−60.
  2. , Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие Текст. / Е. Е. Анисимова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 128 с. -ISBN 5−7695−0961−9.
  3. , Г. А. Текст как явление культуры Текст. / Г. А. Антипов. -Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. 197 с.
  4. , В. Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста : автореф. дис. .канд. филол. наук. Текст. / В. Б. Апухтин. -М., 1977.-23 с.
  5. , Н. Д. Фактор адресата Текст. / Н. Д. Арутюнова // Известия АН СССР. СЛЯ. Т.40. — № 4. — 1981. — С.356−367.
  6. , Н. Д.Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис Текст. / Н. Д. Арутюнова. 1992.
  7. , Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / Н. Г. Асмус. — Челябинск, 2005. — 22 с.
  8. , О. С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова. М., 1966. — 345 с.
  9. , А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста Текст. / А. Г. Баранов. Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского университета, 1993.-230 с.
  10. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. М.: Наука, 1979. — 360 с.
  11. П.Бахтин, М. М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники Текст. / М. М. Бахтин // Ежегодник философского общества1984−1985). М.: Наука, 1986а. — С. 7−94.
  12. , М. М. Проблема речевых жанров Текст. / М. М. Бахтин // Собрание сочинений в 7 тт. М.: Русские словари, 1996. — Т.5. — С.159−206. -ISBN 5−89 216−011−4.
  13. , М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других науках Текст./ М. М. Бахтин / http://infolio.asf.ru./Philol/Bahtin/probltext.html.
  14. , Р. Т. Социолингвистика: цели, методы и проблемы Текст./ Р. Т. Белл / Пер. с англ. — М.: Междунар. отношения, 1980. 318 с.
  15. , Н. Н. Интегративная поэтика : монография Текст. / Н. Н. Белозерова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. — 208 с.
  16. , М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. Интернет-публикация Текст. / М. Б. Бергельсон // http://www.rik.ru.
  17. , Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы Текст. / Э. Берн. М.-СПб.: Университетская книга, 1997. — 400 с.
  18. , Е. В. Семантика и прагматика инициальных и финальных реплик диалога: автореф. дис.канд. филол. наук. Текст. / Е. В. Бобырева. Волгоград, 1996. — 24 с.
  19. , Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов : автореф. дис.. д-ра филол. наук Текст. / Г. И. Богин. — Л., 1984.-44 с.
  20. , Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста Текст. / Г. И. Богин. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 1993. —
  21. , Г. И. Речевой жанр как средство индивидуализации Текст. / Г. И. Богин // Жанры речи. Вып.1. — Саратов: Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1997.
  22. , И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге Текст. / И. Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. — С. 21−48.
  23. , Т. В. О границах и содержании прагматики Текст. / Т. В. Булыгина // Известия АН СССР. СЛЯ. 1981. — № 4. — С. 333−342. .
  24. , A.A. Коммуникативные и социальные' функции языка Текст. / А. А. Бурыкин // Вестник Магнитогорского университета. 2000. -№ 1.-С. 107−110.
  25. , Е. П. А поговорить? Интернет как лингвистический феномен Текст. / Е. П. Буторина / http://www.npi.ru/mirmedia/but.htm.
  26. , E.H. Жанровая классификация дискурса телеконференций Фидонет : автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / Е. Н. Вавилова. -Томск, 2001.-21 с.
  27. , Д. Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса Текст. / Д. Р. Валиахметова // http://www. ken. ru/tat ru.
  28. , E.A. Роль невербальных и вербальных компонентов коммуникации в текстах, отражающих эмоциональные реакции человека : автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / Е. А. Вансяцкая. — Иваново, 1999.— 21 с.
  29. , А. Речевые жанры Текст. / А. Вежбицка // Жанры речи. Саратов, 1997. — С. 106−112.
  30. , Т.Ю. Специфика общения в Интернете Текст. Т. Ю. Виноградова //Русская и сопоставительная филология: Лингвокультуро-логический аспект. Казань, 2004. — С. 63−67. http://philology.ru/
  31. , Т. Г. Полилог Текст. / Т. Г. Винокур // Лингвистическийэнциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 70−79.
  32. , Т. Г. Информативная и фатическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего Текст. / Т. Г. Винокур. // Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993. — С. 5−29.
  33. , Л. Философские исследования Текст. / Л. Витгенштейн // Избр. философские работы. М., 1994. — Ч. 1. — С. 34−42.
  34. , А. Е. Общение, опосредованное компьютером: дис.. канд. психол. Текст. / А. Е. Войскунский — М., 1990. — 44 с.
  35. , А. Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета Текст. / А. Е. Войскунский //Конференция «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» // Ы1р://рзупе1-. carfax.ru/texts/voysk6.htm.
  36. , В. Н. (Бахтин, М. М.) Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке Текст. / В. Н. Волошинов (М. М. Бахтин). М.: Лабиринт, 1993. — 198 с.
  37. , Л. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-400 с.
  38. , Е. Н. О конститутивных признаках компьютерного дискурса Текст. / Е. Н. Галичкина // Языковая личность: проблемы креативной семантики. Волгоград, 2000. — С. 143−146.
  39. , Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): ав-тореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / Е. Н. Галичкина. — Волгоград, 2001.-22 с.
  40. , Д. А. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна Текст. / Д. А. Галкин // Критика и семиотика. Томск: Томский гос. ун-т, 2000. — Вып. 1 -2. — С. 26−34.
  41. , И. Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. — 139 с.
  42. , В.И. Прагматика устного общения Текст. / В. И. Герасимов, С. А. Ромашко // Звучащий текст. М.: ИНИОН, 1983. — С. 173−217.
  43. О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 272 с. (Серия «Высшее образование»).
  44. , В. Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи Текст. / В. Е. Гольдин. // Жанры речи. Саратов, 1997. — С. 23−24.
  45. В. Е., Дубровская О. Н. Жанровая организация речи в аспекте социальных взаимодействий Текст. // Жанры речи. — Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3.
  46. , И. В., Левоненко О. А. К вопросу о чате как ведущем жанре электронного общения Текст. // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов. —Волгоград, 2005.
  47. , И. В. Качественно-количественный анализ использования экспрессивных синтаксических конструкций в чате (в сопоставлении сустной речью) Текст. / И. В. Голубева. — Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. -С. 83 90. — ISBN 978−5-85 117−276−2.
  48. , И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики Текст. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. -М.: Лабиринт, 2001. 412 с.
  49. , Е. И. Электронная коммуникация (гендерный анализ) Текст. / Е. И. Горошко // http://www.textology.ru.
  50. , Е. И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области Текст. /Е.И.Горошко // Жанры речи: Сборник науч. ст. — Саратов: Издательский центр «Наука», 20 076. — Вып. 5.
  51. , Г. П. Логика и речевое общение Текст. / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. — Вып. 16. — С. 217−237.
  52. , Д. Б. Когнитивная база русской языковой личности и обучение межкультурной коммуникации Текст. / Д. Б. Гудков // Международная конференция по русскому языку: Тезисы конференции. — М.: Изд-во Моск. унта, 19 946.-С. 119−120.
  53. Гуц, Е. И. К проблеме типичных речевых жанров языковой личности подростка Текст. / Е. И. Гуц. // Жанры речи. Саратов, 1997. — С. 131−137.
  54. , Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
  55. , В. В. Теория речевых жанров: социопрагматический аспект Текст. / В. В. Дементьев, К. Ф. Седов // ЗгуЫука 8. Оро1е, 1999. — 8. 5387.
  56. , В. В. Непрямая коммуникация и ее жанры Текст. / В. В. Дементьев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 248 с.
  57. , В. 3. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ Текст. / В. 3. Демьянков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- 172 с.
  58. , В. Синтаксис текста Текст. / В. Дресслер // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистика текста / Отв. ред. Т. М. Николаева. — М.: Изд-во «Прогресс», 1970. Вып. 8. — С. 111−137.
  59. , Т. М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) Текст. / Т. М. Дридзе // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. — С. 47−52.
  60. , Л. Р. Речевой этикет Текст. / Л. Р. Дускаева, О. В. Протопопова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. — С. 354−358.
  61. , Л. Р. Язык сети Интернет Текст. / Л. Р. Дускаева, О. В. Протопопова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. — С. 648−651.
  62. , О. И. Этика в компьютерном жаргоне Текст. /
  63. О. И. Ермакова // Логический анализ языка: Языки этики: отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 246−253. — ISBN 5−7859−0156−0.
  64. , О. Н. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) Текст. / О. Н. Ермакова, Е. А. Земская // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993. — С.36−64.
  65. Жанры речи Текст. Саратов: Колледж, 1999. — Вып.2. — 287 с.
  66. , Н. И. Исследование внутренней речи по методике центральных речевых помех Текст. / Н. И. Жинкин // Известия АПН РСФСР. -1960. -№ 113.-С. 57−63.
  67. , Н. И. Речь как проводник информации Текст./ Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982. — 157 с.
  68. , А. Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью Текст. / А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская // http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy.
  69. , А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете Текст. /А. Е. Жичкина / http:// floqiston.ru/projects/articles/strateqy.shtm/.
  70. , А. А. Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста Текст. / А. А. Залевская, Э. Е. Каминская, И. Л. Медведева, Н. В. Рафикова. Тверь, 1998. — 250 с.
  71. Зализняк Анна А. Переписка по электронной почте как лингвистический объект Текст. / Анна А. Зализняк, И. Микаэлян // Труды межд. конф. «Диалог 2006». М., 2006. — С. 157−163
  72. , Е. А. Русская разговорная речь Текст. / Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Е. Н. Ширяев. М.: Наука, 1981. — 278 с.
  73. Зиндер, JL Р. Функционально-текстовые аспекты языковых единиц: Сборник статей Текст. / JI. Р. Зиндер. — СПб: Изд-во С.-Петербургского гос. ун-та, 1995.- 128 с.
  74. , JI. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста Текст. / JI. Ю. Иванов // http://www.ivanoff.ra.
  75. , Г. Г. Вставочные конструкции в спонтанной разговорной речи Текст. / Г. Г. Инфантова // Ceskoslovenska rusistika, XXVIII. 1983. -№ 5.- С. 214−218.
  76. , О. С. Коммуникативная тактика комплимента в русской разговорной речи Текст. / О. С. Иссерс // Городская разговорная речь и проблемы ее изучения. Омск, 1997. — Вып. 2. — С. 56−76.
  77. , М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  78. , JI. А. Разговорная речь как генератор неопределенности Текст. / JI. А. Капанадзе. // Русский язык сегодня. М., 2000. — С.287−294.
  79. JI.A. Жизнь языка Текст. / JI. А. Капанадзе. // Структура и тенденции развития электронных жанров. — М., 2002.
  80. , В. И. Язык социального статуса Текст. / В. И. Карасик. -М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 333 с.
  81. , Ю. Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса Текст. / Ю. Н. Караулов, В. В. Петров // Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. — С. 5−11.
  82. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987. 263 с.
  83. , Е. В. Речевая коммуникация Текст. /Е. В. Клюев. — М.: ПРИОР, 1998. I
  84. , И. М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности Текст. / И. М. Кобозева // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. — Вып. XVII. — С. 7−21.
  85. , М.Н. Речевой жанр и речевой акт: (некоторые аспекты проблемы речи) Текст. / М. Н. Кожина. // Жанры речи. — Саратов, 1999. -Вып. 2.-С. 52−61.
  86. , М. В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учебное пособие Текст. / М. В. Колтунова. — изд. второе, доп. — М.: Логос, 2005.-305 с.
  87. , Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения Текст. / Г. В. Колшанский // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1. — С. 10−14.
  88. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990.
  89. , Н. Г. Слово в речи. Денотативные аспекты Текст. / Н. Г. Комлев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 216 с.
  90. П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / П. Е. Кондратов. Краснодар, 2004. — 22 с.
  91. , Е.М. Речевая культура сетевых коммуникаций Текст. / Е. М. Концевая, М. П. Концевой // http ://www. auditor! um. ru.
  92. , В. Г. Рассуждение о формах текста в общении Текст. / В. Г. Костомаров. — М.: Изд-во Ин-та рус. яз. им. A.C. Пушкина, 2008. — 84 с. ISBN 978−5-98 269−088−3.
  93. , В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций Текст. / В. В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 284 с.
  94. , С. «ЧАТ» как разновидность виртуального общения Текст. / С. Кремлева // http://sociology.extrim.ru/dip/start.htm
  95. Крысин, JL П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты Текст. / JI. ГГ. Крысин // Язык культура — этнос. — М., 1994. — С. 74−89.
  96. , Е. С. О номинативном компоненте речевой деятельности Текст. / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. 1984. — № 4. — С. 13−22.
  97. , Е. М. Этика речевого общения и этикетные формулы речи Текст. / Е. М. Лазуткина // Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяевой. М., 1998. — 370 с.
  98. , Т. В. Фатические эмотивы и их роль в коммуникации Текст. / Т. В. Ларина // Эмоции в языке и речи: сб. науч. статей / Под ред. И. А. Шаронова. -М.: РГГУ, 2005. С. 150−160.
  99. Левоненко О. А. Языковая личность в электронном гипертексте (на материале экспрессивного синтаксиса ведущих электронных жанров): авто-реф.дис. .канд. филол. Наук Текст. / О. А. Левоненко. — Таганрог, 2004.- 22 с.
  100. , Р. Язык рисует Интернет Текст. / Р. Лейбов // http ://inter. net.ru
  101. , A.A. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания Текст. / А. А. Леонтьев // Вопросы порождения речи и обучения языку. М.: Наука, 1967. — С. 7−32.
  102. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 683 с.
  103. , М. Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе
  104. Текст. / М. Л. Макаров. — Тверь: Тверск. гос. ун-т., 1998. — 200 с.
  105. С. 252−253. ISBN 5−85 829−107−9.
  106. , JI. Ф. Структура образцов речевого поведения Текст. / Л. Ф. Маркова // Диалог глазами лингвиста. — Краснодар: Изд-во КубГУ, 1994.-С. 112−115.
  107. , Т.В. К лингвистической теории жанра Текст. /Т.В.Матвеева // Collegium. Киев, 1995. .№ 1−2.
  108. , Н. Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи Текст. / Н. Б, Мечковская // Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 1996. — С. 7−29.
  109. , С. Н. Жанровая специфика электронной коммуникации Текст. / С. Н. Михайлов // Русский язык: исторические судьбы и современность: Мат-лы. Межд. конгресса исследователей русского языка. — М., 2004. — С. 405−407.
  110. , А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-сопоставительной исторической риторике Текст. / А. К. Михальская: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. М.: Издательский центр «Academia», 1996. — 192 С. — ISBN 5−7695−0017−4.
  111. , Н. Л. Динамико-системное исследование смысла текста Текст. / Н. Л. Мышкин. Красноярск: Изд-во КГУ, 1991. — 213 с.
  112. , В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете Текст. / В. Нестеров // http:// floqiston.ru/projects/ articles/netemotions. shtm.
  113. , В. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов Текст. / В. Нестеров // http://flogiston.ru /articles/netpsy/nesterov.
  114. , Т. М. Краткий словарь терминов лингвистики текста / Т. М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. Текст. / Под ред. Т. М. Николаевой. М.: Прогресс, 1978. — Вып.8. — С.467−472.
  115. , К. В. Диалог как универсальный принцип организации электронного общения Текст. / К. В. Овчарова // Материалы IV Межвузовской научно-методической конференции. Краснодар, 2004. — Ч. 2 — С. 80−86.
  116. , К. В. Электронный дискурс: общая характеристика Текст. / К. В. Овчарова // Лингвистическая организация дискурса: функциональные и содержательные аспекты: Межвуз. сб. тр. молодых ученых. — Краснодар, 2004. Вып.1. — С. 108−113.
  117. , К. В. Дискурсный анализ IRC-коммуникации Текст. / К. В. Овчарова // Дискурс как коммуникативное пространство: Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар, 2005. — С. 73−76.
  118. , К. В. Язык IRC разрушение традиционных дихотомий. Феномен и паралингвистические особенности IRC Текст. / К. В. Овчарова, Н. Ю. Фанян // Образование — наука — творчество. — Нальчик-Армавир, 2005. — № 6.-С. 118−121.
  119. , К. В. Речевой жанр в IRC-коммуникации Текст. / К. В. Овчарова // Лингвистическая организация дискурса: функциональные и содержательные аспекты: Межвуз. сб. научн. тр. Краснодар, 2006. — Вып.З. -С. 145−152.
  120. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  121. , Дж. Л. Слово как действие Текст. / Дж. Л. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. — Вып. XVII. — С. 22−129.
  122. , Е. В. Прагматические аспекты связности диалога Текст. / Е. В. Падучева // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. — Т. 41, № 4. -С. 305−313.
  123. , И. Разговорчики в Сетях Текст./ И. Паравозов / http://inter.riet.ru
  124. , О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: монография Текст. / О. Н. Паршина. — Астрахань: Изд-во АГТУ, 2004. 195 с.
  125. , Н. Русский Интернет как открытое фольклорное сообщество Текст. / Н. Петрова // http://www.visualtech.ru.
  126. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации Текст. / Г. Г. Почепцов // М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — 656 с.
  127. , JI. В. Реальный отзвук и коммуникативное взаимодействие (на материале политического дискурса) Текст. / JI. В. Расторгуева,
  128. B. Б. Кашкин // Языковая структура и социальная среда. — Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.-С. 5−10.
  129. Резанова, 3. И. Механизмы языкового моделирования виртуальной реальности Текст. / 3. И. Резанова, И. А. Мишанкина //http://www.iriss.ru.
  130. , К. Ф. Типы языковых личностей и стратегии речевого поведения (о риторике бытового конфликта) Текст. / К. Ф. Седов // Вопросы стилистики. Язык и человек. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. Вып.26.1. C. 8−14.
  131. , К. Ф. Анатомия жанров бытового общения Текст. / К. Ф. Седов // Вопросы стилистики: Человек и текст. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. -Вып.27. — С.9−20.
  132. , К. Ф. Коммуникативные стратегии дискурсивного поведения и становление языковой личности Текст. / К. Ф. Седов // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград- Саратов, 1998. — С. 9−20.
  133. , К. Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности Текст. / К. Ф. Седов // Жанры речи. Саратов, 1999. — С. 19−24.
  134. , К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности : Психо- и социолингвистический аспекты Текст. / К. Ф. Седов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 180 с.
  135. , К. Ф. Жанры общения в речевом онтогенезе Текст. / К. Ф. Седов // Ребенок как партнер в диалоге. СПб: Союз, 2001. — С. 189−200.
  136. , Б. А. Территориальная и социальная дифференциация языка Текст. / Б. А. Серебренников // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка/ Отв.ред. Б. А. Серебренников. М.: Изд-во «Наука», 1970. — С. 452−501.
  137. , Д. А. Новогодние ночи в чатах Текст. / Д. А. Сергеева // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. Сб. науч. тр.- под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротиной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. -Вып. 5.-С. 135−139.-ISSN 1812−1810.
  138. , О. Б. Культура общения Текст. / О. Б. Сиротинина // Язык и общение. Саратов, 1995. — с. 25−37.
  139. , О. Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» Текст. / О. Б. Сиротинина // Жанры речи. Саратов, 1999. — Вып. 2. — С. 26−31.
  140. , Г. Г. Речевой жанр: перспективы концептологического анализа Текст. / Г. Г. Слышкин // Жанры речи 4. — Саратов, 2005. С. 25−31.
  141. , Ф. О. Пользователям нарисовали рты Текст. /162
  142. Ф. О. Смирнов // http://www.webplanet.ru.
  143. , И. П. Личность как субъект языкового общения Текст. / И. П. Сусов // Личностные особенности языкового общения: межвуз. сб. науч. тр. Калинин, 1989. — С. 25−28.
  144. , И. П. Прагматика как один из векторов развития новейшей лингвистики Текст. / И. П. Сусов //Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. М., 1995. — T. II. — С. 487−488.
  145. , С. А. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса Текст. / С. А. Сухих, В. В. Зеленская. Краснодар: Ку-банск. гос. ун-т, 1998. — 159 с.
  146. , Е. Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте Текст. / Е. Ф. Тарасов // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. — с. 67−77.
  147. , В.Г. Семиотика : учеб. пособие Текст. / В. Г. Токарев. -Тула.: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007. 147 с. — ISBN 978−5-87 954−421−3.
  148. , Т. Н. Виртуальный обман зрения Текст. / Т. Н. Трофимова // http://www.gramota.ru.
  149. , Т. Н. Заходите в наш портал Текст. / Т. Н. Трофимова // http://www.gramota.ru.
  150. Тураева, 3. Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика) Текст. / 3. Я. Тураева. М.: Наука, 1986. — 215 с.
  151. , Л. Л. О видах речевого воздействия и роли интонации в их распознавании Текст. / Л. Л. Федорова // Московский лингвистический журнал. -1996. № з. с. 113−134.
  152. , Н. И. Русский речевой этикет: лингвистические и методические аспекты Текст. / Н. И. Формановская. М.: Русский язык, 1987. — 158 с.
  153. , Н. И. Речевой этикет и культура общения Текст. / Н. И. Формановская. М.: Высшая школа, 1989. — 415 с.
  154. , Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения Текст. /Н. И. Формановская. М.: Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 1998. — с. 55−67.
  155. , Н. И.Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика Текст. / Н. И. Формановская. М.: Изд-во Икар, 2007. — 480 с.
  156. , Н. Г. ОРФО-арт: карнавальное общение в виртуальной реальности Текст. / Н. Г. Шаповалова // Жанры речи: Сборник науч. ст. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. — Вып. 5.
  157. , Н. Время собирать ошибки Текст. / Н. Шахова // Известия, 28.11.2002, с. 6.
  158. , Е. И. Семиотика политического дискурса: диссертация доктора филологических наук Текст. / Е. И. Шейгал. Волгоград, 2000. — 175 с.
  159. , М. А. Функциональная грамматика русского языка Текст. / М. А. Шелякин. М.: Рус. язык, 2001. — 288 с.
  160. , Т. В. Модель речевого жанра Текст. / Т. В. Шмелева // Жанры речи. Саратов, 1997. — С. 88−99.
  161. , JI.B. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании Текст. / JI. В. Щерба // Щерба JI.B. Языковая система и ре164чевая деятельность. Изд. 2-е. стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2004. — С. 2439.- ISBN 5−354−816−6.
  162. Язык и дискурс: Когнитивные и коммуникативные аспекты: сб. науч. тр. Текст. / ред. И. П. Сусова. Тверь, 1997. — 83 с.
  163. Язык, дискурс и личность Текст. / ред. И. П. Сусова. Тверь, 1990. — 133 с.
  164. , Р. О.Лингвистика и поэтика Текст. / Р. О. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». -Москва, 1975. С. 198.
  165. , Р. О. Язык в отношении к другим системам коммуникации Текст. / Р. О. Якобсон // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. — С. 319 330.
  166. , Л.П. О диалогической речи Текст. / Л .П. Яку бинский // Избранные работы. Язык и его функционирование- отв. ред. А. А. Леонтьев. -M: Наука, 1986.-С. 17−57.
  167. Internet Behavior and addiction. / http://www.ifap.ethz.ch/~egger/
  168. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / P. Kelly // Netropolitan life/E-lecture from the univercity cource about the net. 1997. / http://www-home.calumet.yorku.ca/pkelly/www/id 1. htm
  169. Kiesler, S. Social Psychological Aspects of Computer-mediated Communication Siegel J. and McGuire T. W / S. Kiesler // American Psychologist. -October 1984. Vol. 39. № 10. P. 1123−1134.
  170. Malinovski, B. The problem of meaning in primive languages // C.K. Ogden, I. A. Richards. The Meaning of Meaning. London, 1960.
  171. Malinowski, B. Phatic communion // Communication in Face-to-Face Interaction. Harmondsworth, 1972.
  172. Rice, Ronald E. Electronic Emotion: Socio-emotional Content in a Computer-mediated Communication Network / Ronald E. Rice // Communication Research. February 1987. Vol. 14. — № 1. — P. 85−108.
Заполнить форму текущей работой