Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение гендерного равенства в социально-трудовой сфере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия оказалась в стороне от этой общей тенденции. В 90-е гг. XX столетия в Российской Федерации с формированием принципиально иной системы экономических отношений положение женщин резко изменилось. В условиях формирующейся рыночной экономики женщины оказались менее защищенными по сравнению с мужчинами, как на рынке труда, так и в сфере производства. Женщины чаще чем мужчины попадали под… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА
    • 1. 1. Объективные условия и формы проявления тендерного неравенства в экономическом развитии
    • 1. 2. Экономические предпосылки и необходимость сокращения тендерного неравенства в условиях социального государства
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ^ СФЕРЕ
    • 2. 1. Основные формы дискриминации женщин в социально-трудовой сфере
    • 2. 2. Изменение социально-экономического положения женщин в России в 90-е гг
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ РОССИИ
    • 3. 1. Совершенствование социально-трудового законодательства как основа реализации тендерного равенства. 106 Щ
    • 3. 2. Тендерное равенство как объект социальной политики российского государства

Обеспечение гендерного равенства в социально-трудовой сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном обществе в сфере социально-трудовых отношений заняты две большие социальные группы — мужчины и женщины, которые трудятся на предприятиях, получают соответствующее вознаграждение за свой труд, имеют свои экономические интересы.

Долгое время считалось, что не существует никаких социально-экономических ограничений для включения мужчин и женщин в сферу социально-трудовых отношений, что существуют лишь биологические различия полов, которые не могут не отражаться на тех функциях, которые они выполняют в общественном производстве.

Однако во второй половине XX столетия под воздействием демократических преобразований, осуществляемых в большинстве развитых стран, выявилось наличие многочисленных форм дискриминации в сфере социально-трудовых отношений, обусловленных принадлежностью человека к тому или иному полу — мужскому и женскому. Выяснилось также, что женщины являются наиболее уязвимой социальной группой, которая чаще, чем мужчины, подвергается различным формам дискриминации в социально-трудовой сфере. Такой вывод послужил основой для выработки международными организациями, а также правительствами большинства развитых стран определенных механизмов, смягчающих тендерное неравенство.

Россия оказалась в стороне от этой общей тенденции. В 90-е гг. XX столетия в Российской Федерации с формированием принципиально иной системы экономических отношений положение женщин резко изменилось. В условиях формирующейся рыночной экономики женщины оказались менее защищенными по сравнению с мужчинами, как на рынке труда, так и в сфере производства. Женщины чаще чем мужчины попадали под сокращение, у них оказалось значительно меньше возможностей для продвижения по служебной лестнице и получения должности с высокой заработной платой, даже несмотря на более высокий уровень образования по сравнению с мужчинами. Следствием этого стало резкое обострение проблемы рабочих мест для женщин и качества занятости женщин. Нередкими стали случаи открытого проявления различных форм дискриминации женщин в сфере социально-трудовых отношений. Отсутствие должного внимания к перечисленным проблемам со стороны государства лишь усугубило сложившуюся ситуацию и привело к усилению тендерного неравенства в социально-трудовой сфере.

В этих условиях комплексное изучение вопросов тендерного равенства и, прежде всего, равенства в социально-трудовой сфере, приобрело для России особую актуальность и практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Проблемы социальной политики, социального партнерства, занятости населения, оплаты труда в условиях становления рыночных отношений, особенности формирования рынка труда в России рассматриваются в работах Л. И. Абалкина, Г. А. Ахинова, A.M. Бабича, В. Н. Бобкова, B.C. Буланова, H.A. Волгина, Г. В. Жукевич, Р. П. Колосовой, JI.A. Костина, А. Э. Котляра, В. В. Куликова, И. С. Масловой, И. Н. Мысляевой, Г. Ю. Одегова, В. И. Плакси, Б. В. Ракитского, Г. Я. Ракитской, JI.C. Ржанициной, Н. М. Римашевской, Г. Г. Руденко, Т. С. Сулимовой, Л. П. Храпылиной, А. И. Щербакова и других отечественных ученых.

Весомый вклад в изучение положения женщин в современном обществе внесли работы С. Г. Айвазовой, М. Е. Баскаковой, JI.A. Веллем, O.A. Ворониной, Е. А. Здравомысловой, М. М. Малышевой,.

Е.Ф. Лаховой, Г. Г. Силласте, Е. Б. Мезенцевой, Н. Д. Стрекаловой, И. О. Тюриной, O.A. Хасбулатовой, З. А. Хоткиной, Т. Я. Четверниной.

Однако наличие фундаментальных и серьезных специальных исследований, посвященных анализу положения женщин в современной.

России, еще не означает, что все вопросы тендерного равенства рассмотрены глубоко и всесторонне. Особого внимания заслуживает социально-трудовая сфера, где в последнее время тендерное неравенство не ослабляется, а, наоборот, усиливается. К сожалению, в современной экономической науке еще отсутствуют комплексные исследования, позволяющие определить экономические механизмы, обеспечивающие сокращение тендерного неравенства в социально-трудовой сфере.

Актуальность и недостаточная степень разработанности проблемы определили цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении объективных причин тендерного неравенства в социально-трудовой сфере в условиях формирования рыночной системы хозяйствования в России, а также определении основных направлений государственного содействия сокращению тендерного неравенства.

Основные задачи диссертационного исследования. Реализация поставленной цели определила следующие задачи исследования:

— уточнить содержание понятий «тендерные отношения», «тендерное равенство» и «гендерное неравенство»;

— определить основные формы проявления тендерного неравенства в социально-трудовой сферепроанализировать изменение социально-экономического положения женщин в России в условиях экономических реформ;

— выявить социально-экономические факторы, усиливающие гендерное неравенство в условиях формирования рыночной экономики в России;

— выявить причины, препятствующие эффективному решению проблемы ликвидации различных форм дискриминации женщин в России в социально-трудовой сфере;

— определить экономические механизмы, обеспечивающие сокращение тендерного неравенства в социально-трудовой сфере;

— сформулировать направления совершенствования трудового законодательства в обеспечении реализации тендерного равенства в социально-трудовой сфере;

— раскрыть роль коллективных договоров и соглашений в обеспечении тендерного равенства в социально-трудовой сфере;

— уточнить роль государства по сокращению тендерного неравенства в сфере труда и занятости;

Объект исследования — положение женщин в социально-трудовой сфере Российской Федерации.

Предмет исследования — социально-экономические и трудовые отношения, складывающиеся в процессе обеспечения тендерного равенства.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по регулированию социально-трудовых отношений, тендерному анализу, экономике труда и занятости, нормативно-правовые акты Российской Федерации, Международной Организации Труда, Совета Европы.

Информационную базу исследования составили материалы Международной Организации Труда, ООН, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы статистики, материалы, отражающие тендерную практику в Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Обосновано, что тендерные отношения — это не только социально-закрепленное разделение ролей в обществе на мужские и женские, которое опирается на половые различия, но и определенная система взаимоотношений между полами в процессе выполнения ими этих ролей.

2. Уточнены понятия «тендерное неравенство в социально-трудовой сфере» и «гендерное равенство в социально-трудовой сфере». Определено, что при тендерном неравенстве в социально-трудовой сфере.

разделение ролей в социально-трудовой сфере на преимущественно мужские и женские становится устойчивым, порождая неравные возможности для реализации способностей мужчин и женщин в социально-трудовой сфере. Выявлено, что тендерное равенство в социально-трудовой сфере предполагает создание равных социальных условий для развития человека и его самореализации независимо от пола.

3. Определены основные формы проявления тендерного неравенства в социально-трудовой сфере. Показано, что к числу форм дискриминации женщин в социально-трудовой сфере относятся: более низкое вознаграждение за равноценный с мужчинами трудограниченный доступ к получению престижных профессий и должностей, а также продвижения по службевысокая вероятность увольнения, в первую очередь, в случае ухудшения работы предприятияограниченная возможность для повышения квалификациидискриминационная практика наймаограниченные возможности доступа к производственным ресурсам и контроля над ними.

4. Выявлены причины нарастания тендерного неравенства в России в 90-е гг. Аргументировано, что приватизация государственной собственности, увеличение доли занятости женщин в отраслях с низким уровнем доходов (образование, здравоохранение, культура, легкая, пищевая промышленность и другие), увеличение суммарной трудовой нагрузки на женщин в результате разрушения сферы социального обслуживания и государственной системы поддержки семей привели к усилению тендерного неравенства в социально-трудовой сфере и дискриминационных ограничений со стороны работодателей в отношении женщин.

5. Выявлены причины, препятствующие эффективному решению проблемы ликвидации различных форм дискриминации женщин в социально-трудовой сфере. Определено, что к числу наиболее значимых причин относятся: сохранение в национальном законодательстве ряда дискриминационных по отношению к женщинам правовых нормотсутствие санкций в случаях нарушения прав и свобод женщинсохранение и воспроизводство патриархальных традиций и нормнедостаточное внимание со стороны органов государственной власти к вопросам социального и экономического статуса женщин.

6. Сформулированы основные направления сокращения тендерного неравенства в социально-трудовой сфере: создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщин на трудобеспечение конкурентоспособности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиямликвидация исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отрасляхобеспечение права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функцииорганизация и развитие доступных социальных услуг, позволяющих родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой деятельностью.

Практическая значимость исследования. Результаты данной работы могут быть использованы органами, осуществляющими социальную политику, правительственными и общественными организациями, заинтересованными в улучшении положения женщин и семьи. Результаты исследования могут быть использованы в программах учебных курсов соответствующей направленности.

Апробация результатов исследования нашла отражение в обсуждениях и докладах на международных и всероссийских научно-практических конференциях и «круглых столах», в том числе: на заседаниях «круглого стола» 24 декабря 2004 г., проводимом Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации на тему: «Профессиональные союзы в системе гражданского общества" — «Гендерное неравенство: взгляд из Германии и России» в рамках Международного «Круглого стола» 26 января 2005 г., (Академия труда и социальных отношений) — Всероссийской научно-практической конференции «Корпоративная социальная политика на современных российских предприятиях: проблемы, опыт, перспективы» 4−5 марта 2003 года, проводимой Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Третье тысячелетие специалисты связывают с наступлением эпохи тендерного равенства. На протяжении практически всей истории человечества деятельность женщин ограничивалась домом и семьей. Начавшийся век открывает возможности для реализации способностей женщин в любой сфере деятельности и в политике, и в бизнесе. Минувший век был эпохой индустриального человека, индустриального общества. Научно-технический прогресс, развитие промышленности, мировые войны, борьба за мировое господство оставляли в тени проблему человека. Пессимистические прогнозы о будущем человечества связаны с дальнейшим ухудшением социального климата в обществе, развитием промышленности, глобальными экологическими катаклизмами. Оптимистические прогнозы свидетельствуют о наступлении постиндустриальной эпохи. Новая эпоха влечет изменение социальных ценностей, предполагает новый образ жизни, творческий характер труда. Основной ценностью становится развитие человека.

В условиях формирования в России социально ориентированной рыночной экономики особую важность приобретает человеческий фактор. Учет тендерных аспектов при формировании социально-экономической политики становится важным условием гармонизации общества, повышения качества жизни и обеспечения тендерного равенства — преодоления неравенства в социальных позициях мужчин и женщин.

Переходные процессы в России протекают по многим причинам деформированно. Преодоление возникшей деформации позволит качественно изменить ситуацию с тем, чтобы сама социальная политика и меры, отражающие и реализующие ее, стали бы результатом взаимодействия многих субъектов, в том числе социального партнерства (а не только государства) и никто не был бы отстранен от этого процесса. Только при таком подходе все социально-трудовые и вместе с ними экономические процессы будут осуществляться совместными усилиями и под совместным контролем общества и государства.

Анализ сферы труда и занятости выявил понижение социально-экономического статуса женщин: низкий уровень экономической активности женщинвысокий уровень и длительный характер безработицыфеминизацию бедностивытеснение женщин из высокооплачиваемых отраслей экономикинизкий уровень оплаты труда женщинрост дискриминационных тенденций в сфере труда и занятостинизкую конкурентоспособность женщин на рынке труда. Вышеперечисленные факторы свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных государственных мер по устранению сложившейся тендерной асимметрии в сфере труда и занятости.

Включение тендерной составляющей в процесс регулирования социально-трудовых отношений должно способствовать решению ключевых социальных проблем: занятости, заработной платы и справедливого распределения доходов, преодоления массовой бедности, улучшения репродуктивного здоровья населения, накопления образовательного потенциала, повышения уровня страховой защиты и, несомненно, увеличения роли и доли женщин в национальной экономике.

Назрела необходимость перспективного подхода к социальной политике с позиций разработки тендерной стратегии, позволяющей выработать взвешенную модель социального развития, а также дать более глубокую оценку переживаемого Россией социального кризиса.

Стратегия гармонизации социально-трудовых отношении в аспекте тендерного равенства понимается как комплекс решений, направленных на обеспечение мужчин и женщин качественным, предполагающим свободу выбора и достойно оплачиваемым трудом. Эта стратегия должна включать как необходимую компоненту специальную тендерную политику.

Другой ее компонентой должны стать законодательные макроэкономические реформы, бюджетные и финансовые меры, создание специальных институтов, активизация и консолидация усилий субъектов гражданского общества (женских, молодежных, ветеранских и иных общественных объединений), пропаганда и повышение чувствительности власти и общества к тендерному неравенству, тендерное просвещение и т. д.

По нашему мнению, тендерная политика — относительно самостоятельный аспект общей социально-экономической политики, направленной на разработку и принятие решений, обеспечивающих выравнивание социального положения мужчин и женщин, преодоление или сглаживание социально несправедливых сторон асимметрии тендерной системы, имеющей целью создание и обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин и в конечном счете ликвидацию дискриминации женщин прежде всего в сфере социально-трудовых отношений. Эта политика призвана вырабатывать конкретные меры по упорядочению и корректировке действующего законодательства (в первую очередь трудового), формулировать требования и критерии тендерного равенства при осуществлении страховой, пенсионной и налоговой реформ.

Главная проблема в проведении тендерной политики — преодоление разрыва между прописанными в законах и в целом необходимыми и достаточными нормами, гарантиями и принципами с их практическим воплощением.

Анализ проводимой социально-экономической политики, ряда принятых непопулярных решений свидетельствует о сохранении многих подходов в управлении трудом и социальными процессами, присущими традиционному обществу, оказавшемуся в кризисе. Есть опасения и достаточно веские основания полагать, что в ближайшей перспективе тенденции углубления тендерного неравенства не только сохранятся, но и усилятся в связи с нарастающими демографическими проблемами и необходимостью структурных перемен в сфере занятости населения при неготовности страны к отражению возникающих угроз занятости населения со стороны процессов глобализации.

Государственное вмешательство, активизация его роли в регулировании социально-трудовых отношений с целью их гармонизации и устранения тендерной асимметрии необходимы, поскольку его результатом должны стать: формирование цивилизованного рынка труда, ликвидация социальной несправедливости по отношению, прежде всего, к женщинам в сфере труда и социальной защиты, содействие развитию гражданского общества, укрепление демократии в стране, улучшение социальной атмосферы, развитие социального диалога и активизация всех субъектов социальной политики.

Поэтому предлагаемые меры в области встраивания тендерного подхода в регулирование социально-трудовых отношений через совершенствование законодательства, развитие социального партнерства, повышение роли коллективно-договорных отношений и уровня требований к стандартам социально ответственного поведения бизнеса — все это лишь первый и потому наиболее сложный шаг к пониманию необходимости коренного изменения типа государственного управления, изменения его целезадающих основ, приоритетов и механизмов.

В настоящее время в первоочередном порядке внимание государства, бизнеса и профсоюзов должно быть сфокусировано не на том, что отличает положение женщин и мужчин в социально-трудовых отношениях, а что их объединяет, то есть какие причины тендерной асимметрии являются общими для всех женщин и мужчин без различий специфических признаков их социума.

Анализ политики государства, связанный с оценкой разного влияния на мужчин и женщин принимаемых решений в ключевых блоках социально-трудовых отношений (занятость, оплата труда, распределение доходов, проведение реформ в различных секторах социальной сферы), показал:

— особые тендерные интересы зачастую не осознавались или игнорировались в ходе реформирования экономикисложившееся разделение труда по полу воспринималось властью и обществом (и в том числе самими женщинами) как естественное и справедливое. Формула равноправия трактовалась не как определенная идеологемма, а как необходимое оформление сложившегося порядка вещейженщина несла свою ношу на работе и дома, в основном не задумываясь о степени реализации своих индивидуальных потребностей и интересов;

— формирование нового менталитета как наемных работников, работодателей, так и в первую очередь государственного менеджмента, адекватного требованиям тендерного соответствия (баланса), остается одной из актуальных задач дальнейшей трансформации социально-трудовой сферы, решение которой в первую очередь должно способствовать расширению зон эффективной занятости и повышению трудовой мобильности женщин.

В связи с этим представляется рациональным усилить внимание к тем аспектам и профсоюзной деятельности, которые связаны с решением общезначимых для обоих полов социально-трудовых проблем, встраивая в коллективно-договорные отношения с бизнесом (работодателями) элементы, конкретно продвигающие отношения тендерной справедливости в сферу корпоративного управления трудом, развивая гендерно-чувствительную кадровую политику организаций снизу. Важно усиливать профсоюзную убежденность соображениями полезности более активного женского участия, его выгодности для работодателя с точки зрения устойчивости и эффективности бизнеса, имиджа организации и т. д., создания психологический эмоционально комфортного климата на предприятии, сохранения и укрепления за счет женщин его квалифицированного ядра. Необходимо создавать атмосферу общего дела в организации, в осуществлении которого в равной мере используются потенциал, лучшие качества и мужчин, и женщин, ведя позитивную селекцию зарубежного опыта, распространяя положительные достижения отечественных предприятий высокой социальной эффективности и их профсоюзных организаций в практическом продвижении принципа тендерного равенства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации, № 197-ФЗ, 30 декабря 2001 г.
  3. Указ Президента РФ от 4 марта 1993 г. № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин».
  4. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490−1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп. От 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г.).
  5. Закон Российской Федерации «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». М., 1997.
  6. г. Москвы «О социальном партнерстве». // Солидарность. 1997. № 23.
  7. Федеральный закон от 05.01.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
  8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г.).
  9. Постановление Правительства РФ от 29 августа 1995 г. № 1032, от 22 сентября 1999 г. № 1083 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.» // СЗ РФ. — 1996. — № 37.
  10. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  11. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2001. № 855-Р «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышении их роли в обществе на период 2001—2005 гг.».
  12. Международные документы, Конвенции и рекомендации МОТ
  13. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации. МОТ. Женева, 1998.
  14. Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS). Страсбург, 1998. Пер. с англ. Council of Europe, 1998.
  15. Конвенции и рекомендации, принятые международной конференцией труда. В 2-х т. Женева, Международное бюро труда. 1991.
  16. Конвенции и рекомендации. 1991−1997 гг. Региональное бюро МОТ в Москве. — М., 1997.
  17. Пекинская Декларация и Платформа действий. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, Китай, 4−15 сентября 1995 года). — ООН, 1995 г.
  18. Проблемы тендерного равноправия в социально-трудовой сфере. Бюро МОТ в Москве, 2001 (выпуск 10).
  19. Российский статистический ежегодник, 2002. Стат. Сб. / Госкомстат России. — М.: Госкомстат России, 2002. — 690 с.
  20. Российский статистический ежегодник, 2003. Стат. Сб. / Госкомстат России. — М.: Статистика России, 2003. — 705 с.
  21. Российский статистический ежегодник, 2004. Стат. Сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). — М.: Статистика России, 2004. — 725 с.
  22. Россия в цифрах, 2003: Кратк.стат.сб. / Госкомстат России. — М.: Статистика России, 2003. — 398 с.
  23. Россия в цифрах, 2004: Кратк.стат.сб. / Федеральная служба государственной статистики. —М.: Статистика России, 2004. — 431 с.
  24. Труд и занятость в России. Стат.сб. /Госкомстат России. М, 2001. —580 с.
  25. Труд и занятость в России. Стат.сб. /Госкомстат России. М, 2003. — 638 с
  26. Социальное положение и уровень жизни населения России / Госкомстат России. — М., 2001. — 463 с.
  27. Социальное положение и уровень жизни населения России / Федеральная служба государственной статистики. — М.: Статистика России, 2004. —510 с.
  28. Женщины и мужчины России. Статистический сборник. / Госкомстат России. — М, 2002. — 205 с.
  29. Л.И. Избранные труды: в 4-х тт. Т. IV: В поисках новой стратегии. М.: Экономика, 2000. — 799 с.
  30. Н.И., Кочкина Е. В. О тендерной экспертизе законодательства. // Женщина и общество: мифы и реалии. Составитель Круминг JI.M., Москва: XXI век, 2001.
  31. С. Влияние советского тендерного порядка на современное поведение в сфере занятости. // Социс. — 2000 — № 11.
  32. Азбука демократии: тендерное просвещение. // Информационный вестник. — 2000 — № 1, 2001 —№ 2.
  33. Азбука прав трудящихся женщин и тендерного равенства. — М.: МОТ «Права человека», 2002.
  34. С.Г. «Второй пол» и женское движение в России. // WE / МЫ: Диалог женщин. Специальный выпуск. — 2000.
  35. С.Г. Тендерное равенство в контексте прав человека.—М., 2001.
  36. С.Г. Тендерное равенство в контекте прав человека. М.: 2001.
  37. С.Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант. В кн.: Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. Ред. Малышева М.М.1. М., 2001.
  38. М.П., Емельянова Е. Д., Кулик В. Н. Женщина в российском обществе. XX век. История и современность. Специальный курс.1. М., 1996.
  39. В.А., Елизаров В. В., Калобихина И. Е. Аналитическое исследование «Положение детей и женщин в Российской Федерации. Статистический обзор». Отчет по контракту ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН).—М, 2001.
  40. Г. А. Основы экономики общественного сектора: Курс лекций для вузов. М: Экономический фак-т МГУ /ТЕИС.
  41. БаллаеваЕ.А. тендерная экспертиза репродуктивных прав в России: законодательство и практика прав женщин. — М.: МЦГИ, 1998.
  42. БаллаеваЕ.А. Тендерные аспекты глобализации социальной политики. В кн.: на положение трудящихся государств — участников СНГ. Труды международной научно-практической конференции. — М.: Профиздат, 2002.
  43. БаллаеваЕ.А. Тендерный анализ политики в сфере здравоохранения и индикаторы тендерного равенства в сфере охраны здоровья. М.: МЦГИ, 2003 (препринт).
  44. БаллаеваЕ.А. Тендерный анализ политики в сфере здравоохранения. В кн.: Экономика и социальная политика: тендерное измерение. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М.: Academia, 2002.
  45. БаллаеваЕ.А. Институционализация тендерного подхода к сфере здравоохранения. В кн.: Экономика и социальная политика: тендерное измерение. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М.: Academia, 2002.
  46. БаллаеваЕ.А. Репродуктивные права женщин в России реальность и перспективы // Права женщин России. — 1999. — № 4.
  47. А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения // Вопросы экономики. — 2000. — № 7.
  48. С. Неформальная экономика и сетевая организация пространства в России // Мир России. — 2000 — № 1.
  49. В.Н. и Баскакова М.Е. Тендерные аспекты пенсионной реформы в России // Вопросы экономики. — 2000 — № 3.
  50. М.Е. Высшее образование для мужчин и женщин. В кн.: Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М.: Academia, 2001.
  51. М.Е. Образование в России: тендерная ассиметрия развития и эффективности инвестиций. В кн.: Тендерное равенство: поиски решения старых проблем. — МОТ — 2002.
  52. М.Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда. М., МЦГИ, 1998.
  53. М.Е., Баскаков В. Н., Лельчук А. Л. Тендерные аспекты российской пенсионной системы. В кн.: Тендерное равенство: поиски решения старых проблем. — М.: МОТ, 2002.
  54. М.Е., Воронина O.A., Мезенцева Е. Б., Хоткина З. А. Политика равных прав и равных возможностей. Россия: Социальная доктрина периода и концепция программы действий. // Народонаселение — 1996 —№ 1.
  55. Л.Ф. Государственная политика в отношении женщин. В кн.: Интеграция женщин в процесс общественного развития. Часть. 1. —М.: Луч, 1994.
  56. И. А. и др. Стереотипы восприятия дискриминации женщин // Женщина в российском обществе. — 1998 — № 4.
  57. Л.А. Что может сообщить аналитику тендерная статистика. В кн.: Тендерный бюджет, тендерная экспертиза. Материалы методологического семинара. Рук. Проекта Ржаницына Л. С. — М., 2001.
  58. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни в современной России. —М.:ВЦУЖ, 1995.
  59. О. Пол и характер. М, 1992.
  60. Веллем J1.A. Регулирование занятости в переходной экономике России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: РАГС, 2000. — 166 с.
  61. Вопросы социально-экономической политики России в ген-дерном аспекте. По материалам семинара «Планирование, внедрение, мониторинг и оценка программ и проектов: тендерные перспективы» 1014 апреля 2000 г. — М. ПРООН, 2000.
  62. O.A. Феминизм и тендерное равенство. — М.: Еди-ториал УРССС. 2004.
  63. Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Отв. ред. и составитель Мезенцева Е. Б. — М., 2002.
  64. Тендерная экспертиза российского законодательства. Отв.ред. Завадская Л. Н. — М.: БЕК, 2001.
  65. Тендерное равенство в России: законодательство, политика, практика. Материалы научно-экспертного семинара. —М.: МЦКИ, 2003.
  66. Тендерное равенство: поиски решения старых проблем. — МОТ, 2002.
  67. Тендерные исследования в России и СНГ. Кто есть Кто. Справочник. Ред. — сост. Хоткина 3. — М., 2000.
  68. Тендерные последствия экономических реформ в условиях постсоциалистической трансформации. — М., 2002.
  69. Тендерный бюджет, тендерная экспертиза. Материалы методологического семинара. Рук. проекта Ржаницына JI.C. — М., 2001.
  70. Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М.: Academia, 2001.
  71. H.H. Проблемы формирования социального государства // Человек, наука, управление: Материалы «круглого стола» (23 июня 2000 г.). — М., 2000.
  72. Л. Процесс трансформации и положение женщин (на примере стран Центральной и Восточной Европы) // Вопросы экономики. — 2000. —№ 3.
  73. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год. М.: ИнтерДиалект, 2002.
  74. Женщина, тендер, культура. Ред. ХоткинаЗ.А., Пушкаре-ва Н.Л., Трофимов Е. И. — М.: МЦГИ, 1999.
  75. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог». Ред. Римашеская Н. М. — М., ИСЭПН РАН. 2001.
  76. ЖеребинВ.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. — М., 2002.
  77. Е.А. О возможности изменения статуса женщины в семье // Народонаселение. — 2000 — № 2.
  78. Е.А. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин. В кн.: Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М., 2001.
  79. А.М., Лаврентьева И. В. Стратегии включения репродуктивного труда в производство // Социологические исследования — 2003 —№ 3.
  80. И.Е. Тендерный фактор в экономических и демографических взаимосвязях. Экономика домохозяйства. В кн.: Экономика народонаселения. Ред. Ионцев В. А. — М., 2003.
  81. И.Е. Женщина и мужчина в экономической сфере. В кн.: Введение в тендерные исследования. Ред. Костикова И. В. — М., 2002.
  82. Т.А. Реформы в России: тендерный взгляд. В кн.: Женское движение в контексте российской истории. — М., 1999.
  83. КонИ.С. Российский мужчина и его проблемы. В кн.: Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М., 2001.
  84. М.И. Малое предпринимательство как форма занятости женщин в условиях социально-экономических реформ. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. М. 2002.
  85. А.Э., Кирпа И. Н., Щегорцов В. А. Маргиналы на рынке труда. Серия «Россия на пороге XXI века». Учебно-методическое пособие. М.: РГАТиЗ, 1988.
  86. А.Э., Турчанинова С. Я. Занятость женщин в производстве. (Статистико-социологический очерк). М., «Статистика», 1975.
  87. Е.В. Женщины в российских органах власти. // Общественные науки и современность. — 1999 — № 1.
  88. К.Д. Защита социально-экономических прав женщин. В кн.: Экономика и социальная политика: тендерное измерение. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М., 2002.
  89. К.Д. Социально-экономические права женщин: виды, содержания и тенденции развития. В кн.: Экономика и социальная политика: тендерное измерение. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — Academia, 2002.
  90. И.В. Глоссарий тендерных терминов и социально-экономических науках. Научно-учебное пособие. — Челябинск, 2002.
  91. В.И. О задачах женского рабочего движения в Советской республике//Полн.собр.соч. Изд. 5, 1981.
  92. М.М. Глобализация, гендреное неравенство и репродуктивный труд женщин. В кн.: Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Отв.ред. и сост. Мезенцева Е. Б. — М.: Русская Панорама, 2002.
  93. М.М. Экономическое развитие в оценке международного женского движения. В кн.: Экономика и социальная политика: тендерное измерение. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — Academia, 2002.
  94. МасловаИ.С. Неформальная занятость в России // Вопросы экономики. — 2003. № 9. с. 89−99.
  95. Е. Тендер в теориях экономического роста. В кн.: Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Отв.ред. и сост. Мезенцева Е. Б. — М., 2002.
  96. Е. Тендер в программах социально-экономического развития: анализ международного опыта. В кн.: Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Отв.ред. и сост. Мезенцева Е. Б. — М., 2002.
  97. Е.Б. Тендерная проблематика в экономической теории. В кн.: введение в тендерные исследования. Часть I. Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. — СПб.: Алетейя, 2001.
  98. Е.Б. Тендерная экономика: теоретические подходы. В кн.: Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М., 2001.
  99. Е.Б. Тендерные аспекты деятельности в неформальной экономике. В кн.: Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. — М.: МЦГИ, 2001.
  100. Е.Б. Дискриминация в занятости по признаку пола: теоретические подходы. В кн.: Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. — М.: МЦГИ, 2001.
  101. Е.Б. Профессиональная сегрегация по признаку пола. В кн.: Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. — М., МЦГИ, 2001.
  102. Е.Б. Социальная справедливость, государство благосостояния и тендер. В кн.: Экономика и социальная политика: тендерное измерение. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М., 2002.
  103. Е.Б. Трудовые права в современном российском контексте (тендерный аспект). В кн.: права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания (по результатам анкетного опроса). Том. I. — М., МФФ, 1998.
  104. Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. Отв. ред. Седловская А. Н., Семашко И. М. Т. 1,2. — М., 1999.
  105. И.Н. Создание женских комиссий в профсоюзах: первый российский опыт. / Трудовая демократия. Вып. 38. М. 2001.
  106. Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001−2005 годы. Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 855-р. — М., 2002.
  107. ИЗ. О некоторых проблемах методологии тендерной экспертизы законодательства. — М., 2002.
  108. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. — М.: Идея пресс, 2000.
  109. JI.H., Прокофьева JI.M. Социально-экономические факторы феминизации бедности. В кн.: Экономика и социальная политика: тендерное измерение. М.: Academia, 2002.
  110. Основные права человека в сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документы-стандарты. Комментарии специалистов. (Библиотечка «Российской газеты»). Вы. № 22−23. — М., 1999 —2000 гг.
  111. ПлаксяВ.И. Безработица в рыночной экономике, (вопросы теории, методологии, государственного регулирования). М.: 1996. Изд-во РАГС. —с. 12.
  112. Повышение конкурентоспособности женщин на российском рынке труда. Аналитический доклад. — М.: ИЭ РАН, 2000.
  113. Правовая основа обеспечения равных прав мужчин и женщин и равных возможностей их реализации. Сост.: Апарина A.B., Суслова З. М., Щербаков В. Н. Гос. Дума Федер.Собр.РФ — М., 1998.
  114. Проблемы тендерного равноправия в социально-трудовой сфере. Вып. 10 — М., Издание бюро МОТ в Москве. 2001.
  115. Проблемы равноправия. Документы и материалы (На примере ЕС, Швеции, Финляндии, Германии). Сост. Т. И. Шипуло. — М.: ЧеРо. 2000.
  116. ПРООН в России: тендерные аспекты сотрудничества. — М., 2000.
  117. Г. Я. Классовые взаимоотношения на предприятиях России и шансы на социальное партнерство. / Социальное партнерство: Проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей / Под общ.ред. проф. H.A. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 116 с.
  118. .В. Занятость и безработица: российские и международные принципы, нормы, проблемы. — М.: институт перспектив и проблем страны, 2001. № 5.
  119. JI.C. Тендерный бюджет. Первый опыт в России. — М., 2002.
  120. JI.C. Женская занятость и безработица: итоги 90-х годов и перспективы на 2000-е годы. В кн.: Проблемы тендерного равноправия в социально-трудовой сфере. Вып. 10. — М., Издание Бюро МОТ в Москве. 2001.
  121. JI.C. Макроэкономические проблемы в ракурсе тендерного подхода: анализ российской практики. В кн.: Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Отв.ред.и сост. Мезенцева Е. Б. — М., 2002.
  122. JI.C. Макроэкономические проблемы занятости. В кн.: Экономика и социальная политика: тендерное измерение. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М., 2002.
  123. JI.C. Работающие женщины в России в конце 90-х // Вопросы экономики. — М., 2000. — № 3. — С. 46−53.
  124. Н.М. Тендер и макроэкономика. В кн.: Человек и реформы. Секреты выживания. — М., 2003.
  125. Н.М. Тендерные аспекты глобализации. В кн.: Человек и реформы. Секреты выживания. — М., 2003.
  126. Н.М. Тендерные аспекты социально-экономического развития России // Экономика и социальная политика: тендерное измерение. М.: Academia, 2002.
  127. Н.М. Тендерные аспекты социально-экономической трансформации в России. В кн.: Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М.: Academia, 2001.
  128. С.Ю. Тендерные аспекты концепции развития человека. — В кн.: проблемы тендерного равноправия в социально-трудовой сфере. Вып. 10. — М.: Издание Бюро МОТ в Москве. 2001.
  129. Рынок труда: Учебник. / Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. H.A. Волгина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ииздательство «Экзамен», 2003. — 480 с.
  130. Словарь, тендерных терминов. Под ред. A.A. Денисовой. — М.: «Информация — XXI век», 2002.
  131. Д. Назначение женщины по учению Слова Божия. СПб., 1862.
  132. Социальная политика / Под общ.ред. Волгина H.A. — М.: Изд. РАГС, 2003. — 548 с.
  133. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики / Под ред. H.A. Волгина и А. И. Щербакова. М., 1997.
  134. Социальная политика. Толковый словарь. — М.: Изд-во РАГС, 2002.
  135. Социальная политика. Учебник / Под общ.ред. H.A. Волгина. — М.: Экзамен, 2002.
  136. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под общ.ред. Акимова А. К., Волгина H.A. — М.: Молодая гвардия, 1996.
  137. Н., ЛакунинаЛ. Трудовое законодательство и реальность: тендерный аспект. — В кн.: Проблемы тендерного равноправия в социально-трудовой сфере. Вып. 10. М., Издание Бюро МОТ в Москве. 2001.
  138. СулимоваТ.С. Социальное партнерство как институт регулирования социально-трудовых отношений. / Социальное партнерство: Проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей / Под общ.ред. проф. H.A. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 116 с.
  139. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. Под ред. O.A. Ворониной. — М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001.
  140. Трипартизм: проблемы законодательного обеспечения. // Человек и труд. — 2000 г. № 6.
  141. Трудовая демократия. Выпуск 22. МысляеваИ.Н. Современная идеология и практика социального партнерства — М.: Институт перспектив и проблем страны, 1999.
  142. Трудовая демократия. Выпуск 23. МысляеваИ.Н. Каким может быть социальное партнерство в России. — М.: Институт перспектив и проблем страны, 2000.
  143. Трудовая демократия. Выпуск 5. Социальное партнерство: мировой опыт и российская практика. — М.: Институт перспектив и проблем страны, 1997.
  144. Феминизация бедности в России. Макроэкономический анализ феминизации бедности в России. Сб. докладов, подготовленных для Всемирного Банка. — М: Весь мир, 2000.
  145. З.А. Тендерный подход к анализу труда и занятости. В кн.: Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. — М.: Academia, 2001.
  146. З.А. Тендерный подход к исследованию неформальной экономики. В кн.: Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Отв.ред. и сост. Мезенцева Е. Б. — М.: Русская Панорама, 2002.
  147. З.А. Женская безработица и неформальная занятость в России // Вопросы экономики. — 2000 — № 3.
  148. З.А. Социальные проблемы занятости в неформальной экономике // Народонаселение. — 2002 — № 4.
  149. ЧекоринаН. Женщины и социальная политика в условиях рыночного реформирования. В кн.: Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. Отв.ред. и сост. Мезенцева Е. Б. — М.: Русская Панорама, 2002.
  150. Т.Я. Пожилые работники на российской рынке труда: уязвимость положения и формы дискриминации. В кн.: Тендерное равенство: поиски решения старых проблем. — МОТ, 200.
  151. Т. Неформальная экономика. М.: Логос, 1999.
  152. Экономика и социальная политика: тендерное измерение. Курс лекций. Ред Малышева М. М. — М., 2002.
  153. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. H.A. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: «Экзамен», 2002. — 736 с.
Заполнить форму текущей работой