Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Консервативное правопонимание в России XIX-XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Длительный период консерватизм служил для отечественной гуманитарной науки объектом не столько научного анализа, сколько идеологически мотивированной критики. В современной истории учений о праве и государстве продолжает доминировать идеологически ангажированная позиция исследователей, анализирующих консерватизм в рамках ситуативно-функционального подхода «в отрыве» от его национально-религиозных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНСЕРВАТИВНОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 1. Понятие и принципы консерватизма: доктринальные и концептуальные интерпретации
    • 2. Консервативная идеология и правопонимание
    • 3. Русский государственно-правовой консерватизм: генезис, особенности и основные представители
  • ГЛАВА 2. РУССКОЕ КОНСЕРВАТИВНОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ XIX-XX ВВ
    • 1. Православное вероучение и консервативная философия права
    • 2. Единство нравственности и права в государственно-правовых доктринах русских консерваторов
    • 3. Консервативный государственно-правовой идеал и публичное право

Консервативное правопонимание в России XIX-XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Ряд серьезных неудач либерально-демократического реформаторства, обусловленных в немалой степени поспешностью и непродуманностью принимаемых решений в плане их преемственности и соответствия российским государственно-правовым традициям, породил всплеск научного и практического интереса к альтернативам западной версии государственно-правового развития, к теориям формирования отечественной государственности без «вестернизации». При этом особую ценность приобрели идеи, координирующие построение государственных и правовых институтов на основе политико-правового опыта и менталитета российского народа с возможностью модернизации, отвечающей экономическим и международно-политическим вызовам глобализации. Обращение к русской консервативной мысли XIX — XX вв. может облегчить поиск адекватной российской национальной самобытности методологии анализа традиционных и модернизационных концепций.

Обращение к консервативной теории и философии права приобретает особо актуальное значение в связи с изменением в последние годы государственно-правовых доктринальных приоритетов: повышенным интересом в научных и политических кругах к феномену российского консерватизма, к его национальной специфике и самобытностивозникновением условий для плюралистичной с идеологической точки зрения оценки консерватизмаобщественно-политической стратегией построения независимой державыпризнанием необходимости правокультурной преемственности. В настоящее время очевидным для многих стал факт, что отсутствие интереса к консервативным моделям крайне негативно сказывается на государственно-правовом развитии страны, на формировании стратегии правового реформирования российской государственности.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной разработанности проблемы дает возможность сделать вывод о том, что объем работ по русскому государственно-правовому консерватизму значительно уступает количеству исследований либеральной правовой идеологии. При этом либеральные учения о праве и государстве анализируются, как правило, в апологетическом ключе, в то время как консервативные проекты государственно-правового развития России критически оцениваются многими современными авторами как архаичные, отсталые, не актуальные по причине своей конфликтности с доминирующими сегодня уже и на глобальном уровне либеральными идеалами правового государства, рыночной экономики, индивидуалистической доктрины прав человека.

Между тем актуализация патриотических и традиционных культурно-исторических ценностей в последние годы существенно повлияла на опубликование сочинений русских правоведов и государствоведов, ранее «замалчиваемых» советской доктриной или просто не востребованных в годы либеральной перестройки. Поэтому в диссертации использованы работы не только относительно изученных авторов: К. С. Аксакова, Н. Н. Алексеева, Н. Я. Данилевского, И. А. Ильина, И. В. Киреевского, П. И. Новгородцева, К. П. Победоносцева, И. Л. Солоневича, JI.A. Тихомирова, Е. Н. Трубецкого, С. С. Уварова, А. С. Хомякова, но и труды малоизученных — Н. А. Захарова, П. Е. Казанского, В. Д. Каткова, М. Н. Каткова, М. О. Меньшикова, Д. А. Хомякова и других представителей русского правового консерватизма. В работе также были рассмотрены труды европейских мыслителей: Э. Берка, А. Мелле-ра Ван ден Брука, Ж. де Местра, К. Шмитта, Э. Юнгера.

Наиболее активно консервативное мышление в последние годы анализируется философами, историками и культурологами. Рассмотрению консерватизма как социокультурного феномена посвящены исследования Э. Абе-линскаса, В. А. Гусева, A.M. Руткевича, Г. А. Сухоруковой, М. М. Федоровой и др. В качестве источников исследования следует выделить классические работы по консерватизму зарубежных авторов: К. Манхейма, который определяет консерватизм в качестве особого, исторически и социологически укорененного типа мировоззрения — «стиля мышления» — С. Хантингтона, рассмотревшего консерватизм в контексте глобализации и модернизационных перемен последних десятилетий.

Консерватизм в русской общественно-политической мысли представлен большим количеством исследований. Среди них следует выделить общетеоретические работы Э. А. Попова, в которых осуществлена комплексная социально-философская оценка русского консерватизма в широком социокультурном контексте. Среди трудов, посвященных методологии и идейному наследию русского консерватизма, в диссертации использованы исследования И. Л. Беленького, В. Ю. Верещагина, А. В. Елисеева, С. Т. Кармизовой, С. М. Сергеева, Ю. И. Сохрякова, М. Ю. Чернавского, АЛ. Янова и др.

Государственно-правовые идеи представителей отечественного консерватизма последних двух столетий рассматриваются, как правило, в контексте анализа учений о праве и государстве определенного мыслителя. Например, в работе В. Ю. Верещагина и М. Ю. Понежина рассмотрены произведения одного из самых выдающихся представителей русского государственного права JI.A. Тихомирова. В монографии А. И. Овчинникова и С. П. Овчинниковой обобщены и проанализированы методологическая концепция и государственно-правовая доктрина теоретика и философа права, одного из идеологов евразийского движения Н. Н. Алексеева. Представления и учения о форме российского государства К. П. Победоносцева, Н. В. Устрялова, И. Л. Солоневича, И. А. Ильина подробно рассмотрены И. А. Иванниковым и Е. В. Тимошиной. Сущность и организация верховной власти в консервативной мысли представителей русской эмиграции И. А. Ильина, И. Л. Солоневича изучены также в диссертационном исследовании С. И. Атмачева.

Комплексных работ по изучению консервативной правовой идеологии немного, среди них выделяются исследования А. С. Карцова, в которых рассмотрены правовые взгляды некоторых русских консерваторов с позиции ситуативного понимания консерватизма. Среди трудов, посвященных общим вопросам консервативных идей о российской государственности, можно в качестве источников выделить исследования философов и юристов:

А.А. Контарева, рассмотревшего генезис и социокультурную самобытность идей российской государственностиА.В. Серегина, использовавшего в своем анализе консервативной модели развития современной России идеи К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, митрополита ИоаннаА.В. Репникова, рассмотревшего консервативные концепции российской государственности Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева и Л.А. ТихомироваМ.Б. Смолина, посвятившего свои исследования неизвестным или малоизвестным русским консерваторам и их идеям имперского возрождения России.

Несмотря на достигнутые результаты в исследовании государственно-правового наследия отдельных консервативных мыслителей, монографических работ, обобщающих теоретико-методологическую, философско-правовую и аксиологическую специфику консервативного правового мышления, крайне недостаточно для современной юридической науки.

Объектом исследования выступают государственно-правовые учения представителей отечественного консерватизма, а предметом являются правовые идеалы, ценности, принципы и приоритеты, определившие правопо-нимание русских консерваторов последних двух столетий российской истории.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретико-методологическом и аксиологическом анализе правопонимания представителей отечественного государственно-правового консерватизма как целостного социокультурного феномена, особого типа правового мышления.

Для достижения этой цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:

— дать характеристику консервативного правового мышления, рассмотреть его направления, ценностную аргументацию, приоритеты и модели;

— выявить особенности генезиса государственно-правового консерватизма, его парадигмальных и концептуальных оснований;

— описать историко-культурные и национальные особенности русского консервативного правопонимания;

— определить ценностно-мировоззренческие основания русской консервативной теории и философии права;

— изучить взаимосвязь между правопониманием русских консерваторов и их государственно-правовыми идеями, публично-правовыми взглядами.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Рассмотрено понятие и проанализирована система доктринальных приоритетов консервативного правопонимания, выявлены методологические особенности консервативного правового мышления, его аксиомы и принципы.

2. Определены особенности генезиса и основные направления развития русской консервативной государственно-правовой мысли, показана самобытность русского консерватизма в контексте его обусловленности религиозными, нравственными и политическими установками.

3. Выделены концептуальные основания консервативного правопонимания, определенные православным вероучением и мировоззрением.

4. Описаны духовно-нравственные основы консервативного правопонимания, рассмотрены вопросы соотношения права и морали, закона и справедливости в контексте русской правовой культуры, национального правового менталитета.

5. Обоснованы институциональные особенности и правовые идеалы русской государственности, выявлены интерпретации и пути решения государственных задач в консервативном представлении.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Признание либерального консерватизма в качестве теоретической модели возможно только в рамках ситуативного или функционального подхода, актуализирующего вектор мышления интеллектуальной элиты в эпоху реформ. В границах идейно-ценностного подхода главной ценностью в консервативном мировоззрении признается общество и его духовно-нравственное состояние, в то время как в либерализме высшей ценностью объявляется индивид и его свобода. В связи с тем, что правопонимание представляет собой определенное учение о праве, его ценности, месте и роли в общественной жизни, необходимо различать либеральное и консервативное правопонимание как следствие различных стилей правового мышления и правопознания.

2. Важнейшим противоречием между либеральным и консервативным правовым мышлением является различное понимание природы общественных процессов. Для консервативного правового мышления характерным является: социальный органицизм, философско-правовой идеализм, национально-культурный традиционализм и учет самобытности, уникальности каждой правовой культуры. К особенностям консервативного правопонимания следует также отнести отрицание односторонности юридического формализмапереориентацию правовой проблематики с изучения логико-методологических проблем на исследование смысло-жизненных, мировоззренческих основ правовой жизни обществапризнание кризиса секулярного правосознания.

3. Особенностью русского государственно-правового консерватизма является то, что смысл и цель государства и права рассматривается сквозь призму христианского спасения и духовного совершенствования человека и общества. Спецификой русского правового консерватизма стало также то, что в его задачи было включено обоснование невозможности и опасности заимствования западных правовых моделей и институтов, в том числе и государственно-правового абсолютизма.

4. Православное понимание цельности бытия, в котором не должны быть разорваны разум и вера, наука и религия, право и нравственность, предопределили основные особенности русского консервативного правопонимания: невозможность разрыва духовно-нравственных и правовых ценностейстремление к симфонии государственной и духовной властисамодержавие и соборность как элементы общественного идеала.

5. Русские правоведы обосновывали право религиозно-нравственными ценностями, многократно усиливая правовую мотивацию поведения человека. Национальное правосознание и народный дух рассматривались ими как источники права только в пределах их православной истинности и симфо-ничности с христианскими заповедями. Теория и понятие прав человека в консервативном правоведении обусловлены их восприятием в качестве средства исполнения обязанностей перед другими людьми и обществом в целом, что выражается через понятие «правообязанности» .

6. Идеал самодержавия и царской власти обосновывался признанием несовершенства формально-юридического нормирования государственной жизни и деятельности госаппарата, не способного в условиях кризиса, отсутствия или пробельности законодательного акта, а также его многозначности обеспечить эффективное управление обществом й быстрое принятие ответственных решений. Самодержавная власть рассматривается как власть, стоящая выше всяческих частных интересов, социально нейтральная и уравновешивающая разнонаправленные стремления общества.

Теоретико-методологической основой диссертации являются подходы и методы парадигмального, системно-структурного, концептуального анализа государственно-правовых доктрин, а также исследовательские способы и приемы истории учений о праве и государстве: историософский, ис-торико-хронологический, сравнительный, аксиологический. Концепции современной философско-правовой герменевтики были использованы в ходе интерпретации правовых идей русских мыслителей. Культурологический подход позволил выявить этнокультурные особенности русского правосознания и влияние на его становление религиозного мировосприятия и учения о государстве.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Предпринятый в диссертационном исследовании теоретико-методологический и историко-культурный анализ консервативного правопо-нимания позволит учесть в ходе модернизации российской государственности консервативные проекты ее политико-правового развития, скорректировать деструктивный курс либеральных реформ, обосновать необходимость поиска самобытных форм устройства государственно-правовой жизни общества, основывающихся на правовом менталитете и правосознании русского народа. Материалы исследования могут быть востребованы в учебном процессе по теории государства и права, истории политических и правовых учений, философии права. Диссертация может быть использована в плане практических рекомендаций по формированию доктрины российской правовой политики, дальнейшим реформам государственно-правовых институтов России.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на двух всероссийских и международных научно-практических конференциях, проводившихся в Ростовском юридическом институте МВД России, и отражены в четырех публикациях автора общим объемом 1,3 п.л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования консервативного правопонимания русских мыслителей мы пришли к следующим выводам, относительно его основных характеристик.

В научной литературе сохраняется методологическая неопределенность понятия «консерватизм» и если рассматривать консерватизм как идеологию, то все многообразие подходов можно свести к двум: содержательному («идейному» или ценностному) и «ситуативному» (формально-рациональному, функциональному). Идейно-ценностного подхода придерживаются сами консерваторы, защищающие не всякую традицию, а христианскую, и критикующие не любые реформы и перемены, а либерально-буржуазные реформы. В таком контексте консервативным признается все то, что органически необходимо для данного народа, является исторически проверенным и ему свойственным.

В рамках содержательного подхода большинство исследователей определяют консерватизм с помощью следующих признаков: антилиберализмскепсис по отношению к возможностям человеческого разума, умозрительным конструкциям идеального общества, иррационализм — в противовес рационализму либерально-просветительского мировоззренияпризнание необходимости аристократического слоя в государствеантииндивидуализм, неприязнь к завоеваниям буржуазных революций, капитализмуприверженность интегративному или органическому подходу к государственному развитиюантропологический реализм или признание несовершенства, даже поврежденное&trade- (первородным грехом) человеческой природырелигиозность, церковностькритика государственного вмешательства в образ народной жизнизащита национальных ценностей.

Консерватизм стал реакцией на появление идей реформации и социально-политических проектов протестантизма, а также на рационализм Нового времени и материализм эпохи Просвещения. Европейские консерваторы.

150 были заинтересованы в защите не только своей собственности и основанных на ней прав, как предлагается признать сторонниками материалистического объяснения исторического процесса, но всей политической, правовой и социальной системы, которая сохраняла и гарантировала эти права собственности: феодального землевладения, королевской власти, аристократии, парламента, судов, армии и флота, а также церковных институтов, освящавших «старый порядок». Итогом развития консервативной мысли стали определенные принципы социального бытия, характеризующие суть этого мировоззрения. Консерватизм — идеология, возникшая в христианской цивилизации как ответ на секулярные идеологии либерализма и социализма.

Предпосылки консервативного правопонимания обнаруживают труды Ш. Л. Монтескье, который не принял рационалистические конструкции естественного права и общественного договора, несмотря на свои просвещенческие идеологические позиции. Общим лейтмотивом идей, высказанных Жо-зефом де Местром, Эдмундом Берком, было следующее убеждение: задача законодателя состоит в том, что он должен учесть население, нравы, обычаи, религиозные убеждения, характер народа, так как подлинные конституции формируются исторически, из элементов, содержащихся в его обычаях и характере.

Для консервативного правового мышления главным отличием является следующее: религиозное мировоззрение, идеализм, традиционализм. Консерваторы оперируют понятиями «история», «народная жизнь», «нация», а дедуктивным склонностям школы естественного права противопоставляют иррационализм социальной жизнигосударство и нацию понимают не как сумму их индивидуальных членов, а как органическое целое. Не количественное, но качественное измерение государства и обществане формальное равноправие, а справедливое равноправие предлагали консерваторы и рассматривали государство как результат исторического развития, а не произвольного конструирования и общественного договора.

Органицизм характерен лишь для ранних консерваторов, находившихся также под влиянием натурализма и успехов естественных наук. К органическим учениям можно отнести и правовую теорию «народного духа», которая стала известной со времени Г. Гуго, К. Савиньи и Ф. Пухты в юриспруденции.

Правопонимание не может рассматриваться исключительно с точки зрения источника права — естественного права, воли суверена или социально-правовых отношений. Выделение естественно-правового, позитивистского или социологического правопонимания представляет собой лишь один из способов классификации — на основе определенного критерия, которым является учение об источнике права. Правопонимание представляет собой определенное учение о праве, особый взгляд на его природу, отражающуюся на правовой политике государства. Следует выделять и анализировать либеральное и консервативное правопонимание как самостоятельные типы правового мышления. Через категорию «правопонимание» можно обобщить и охарактеризовать юридические убеждения представителей этих полярных общественно-политических парадигм.

Длительный период консерватизм служил для отечественной гуманитарной науки объектом не столько научного анализа, сколько идеологически мотивированной критики. В современной истории учений о праве и государстве продолжает доминировать идеологически ангажированная позиция исследователей, анализирующих консерватизм в рамках ситуативно-функционального подхода «в отрыве» от его национально-религиозных ценностей, традиционализма и российской самобытности, выхолащивая сущность русского консерватизма. Либеральное понимание права накладывает отпечаток на исследовании правовых взглядов консерваторов, которым приписывается правовой нигилизм, реакционность, национализм, антропологический пессимизм. Между тем правовой нигилизм в большей степени присущ революционному радикализму — народникам, анархистам, эсерам, большевикам и либералам, отрицавшим «старые порядки», национализмом назы.

152 вают патриотические убеждения консерваторов, а антропологический пессимизм представляет собой признание несовершенства природы человека.

Характеристики русского правового консерватизма: убеждение в необходимости следования России по собственному пути национального развития, отличному от западного в политическом и духовно-нравственном аспектепризнание незыблемости самодержавной власти в России, допускавшее возможность проведения реформсохранение общественной иерархии как основы самодержавной системысохранение единой и неделимой Российской империиучет специфики развития российской экономикиособое внимание православному воспитанию молодого поколения, сакрализации царской власти и основных явлений государственной жизни. Приоритетными ценностями были: православие, самодержавие и сильное централизованное государство, патриотизм и сохранность традиционной русской культуры.

Позиции славянофилов и консерваторов отличаются: различия в их взглядах носили исторический, а не теоретический характер и были вызваны особыми геополитическими и внутриполитическими событиями в России. Их разделяли представления о творческой силе государства и пределах его влияния на народную жизнь. Это разделение было преодолено в рамках третьего направления, идеологами которого являлись К. Н. Леонтьев, Л. А. Тихомиров, Н. А. Захаров.

Основные идеи и особенности русского правового консерватизма невозможно понять вне религиозного контекста.

Консерваторов часто обвиняли в ретроградстве и охранительстве, не принимая во внимание того, что их призывы были основаны на любви к духовной истории России, а не к ее государственной жизни и истории права. Консерваторы призывали «не к состоянию древней России, а к пути древней России», к возрождению духовности, к вечным ценностям, а не к любым традициям.

Неприятие русскими консерваторами достижений европейской политический и правовой истории обусловлено глубокими отличиями православных и католико-протестантских представлений о государстве и обществе.

Правовой индивидуализм, социальный атомизм, политическая активность, а главное — юридическое мировоззрение, формально-рациональная легитимация государственной власти возникли в правосознании западного человека именно в силу «обмирщения» и формализации католического, а затем и протестантского вероучения, где юридический стиль мышления и образ мировосприятия определяют интерпретацию Нового Завета. Консерваторы отстаивали самобытность и специфику русской государственности не как культурный феномен, но как результат истинного, православного Богопозна-ния и вероучения. Теория правового государства, по их мнению, появилась благодаря юридизации веры и нравственности в католицизме и протестантизме. Формализм и рационализм постепенно привели к господству юридического мировоззрения в богословии, а затем и во всех остальных сферах общественной жизни.

Для русской философии права свойственен идеализм, заключающийся в отказе русского сознания в повиновении закону, если он вступает в противоречие с человечностью. Большинство русских философов права отказывались от позитивистского отождествления права и закона, однако именно консерваторы фиксировали эту черту русского правосознания как неотъемлемую константу православного правопонимания. Консерваторы справедливо считали западную теорию права и правового государства, основывающейся на Ветхозаветном мировоззрении, а также на идеях древнегреческих мыслителей — язычников и римских юристов. Христианское правопонимание отличается следующим: в ней не разделяется нравственность и правоне различается легальность и моральность поступкане существует отдельной ценности права — христианин стремится к нравственному максимуму поступка и ищет правды, единой и неделимой.

Консерваторы, предсказывая кризис западного правосознания, критиковали западную традицию права за гиперюридизм и формализм в понимании права, его связи с моралью и предупреждали, что попытки выделить самостоятельные правовые ценности и избавиться от нравственной легитимности правопорядка ведут к конфликтам в правовой сфере, ибо право не может поддерживаться только принуждением, запретами, силой. Консерваторы полагали, что вместе с расчленением наук и нарастанием индивидуализма, произошедшими в эпоху Реформации и Новое время, когда естественное право стало выводится из разумной природы человека, а не из Святого писания, происходило отчуждение права от религии, а вместе с тем и от нравственности. Поэтому вся русская философия права строится на попытке синтеза права и нравственности. Практически все без исключения мыслители признавали, что в русском понимании право становилось синонимом правоты, правды и даже праведности, а в западном — более сближалось с законностью, формальной упорядоченностью.

В диссертации раскрываются правовые идеи Д. А. Хомякова, П.И. Нов-городцева, Ф. М. Достоевского, которые самобытны своей одухотворенностью вечными ценностями. Их взгляду на мир свойственно убеждение в том, что высшая цель культуры состоит не в строительстве внешних форм жизнигосударственно-правовых институтов, а в ее духовной, внутренней сущности: не конституции, а религии образуют высший продукт духовного творчества и высшую цель жизни. Поэтому гуманистический, рационалистический, утопический идеал правового государства есть в основе своей отрицание самых оснований христианской веры, отречение от них. Это убеждение лежит и в основе правовых теорий Н. Н. Алексеева и И. А. Ильина, для которых характерно убеждение в том, что отождествление общественного идеала с правовым противоречит сущности человеческого общества. Смысл понятия «правосознание» для консервативного правопонимания: система объективного права должна соответствовать тем ценностям, которые наличествуют в общенародном правосознании, основанном на религиозно-нравственных идеях. Защита национальных религиозных святынь лежит в основе агиокра-тии позднего П. И. Новгородцева.

В основе неверия русского народа в возможность устроить общественно-политическую жизнь посредством юридических норм лежит глубокое и мудрое понимание того, что закон, установленный раз навсегда, без соображения с индивидуальностью личности и случая, не способен стать мерилом политического. Он не способен быть высшим выражением правды, искомой народом в общественных отношениях. Лев Тихомиров, предваряя идеи современной герменевтической философии права XX века, указывал на зависимость применения права от воли толкователя, его правосознания.

Право личности иметь «автономную» мораль уничтожает не только возможность нравственной общественной дисциплины, но и правового общества, так как автономность морали подрывает силу закона. Л. А. Тихомиров показал, что сила закона без нравственной легитимации ничтожна: правила закона для того, чтобы быть убедительными, должны сообразоваться с правилами нравственности, иначе его исполнение будет поддерживаться только силой, и в большинстве случаев закон совсем не будет исполняться.

Как в самой Церкви, права различных степеней ее членов истекают исключительно из несомых ими обязанностей, так и в мире, для православного человека права требуются исключительно для исполнения своих обязанностей перед другими. С таким пониманием права связано и представление о правах Царя: права на престол вытекают из обязанности царствовать и неразрывно с ним связаны. Идеал правообязанности невозможно обосновать исключительно в рамках юридического позитивизма без нравственно-правового синтеза. Понятие правообязанности свойственно социальным системам права и русскому национальному правосознанию, в то время как права человека и индивидуалистические категории римского частного права свойственны западной традиции права.

В основе недоверия русских консерваторов формально-юридическому ограничению верховной власти лежит традиционное для отечественной православной традиции разграничение между Законом и Благодатью. Самодержавная власть действует по закону, во имя исполнения закона и является гарантом законности в государстве, но в критический момент преодолевает его несовершенство.

Государь прежде всего лично ответственен за выход из тех чрезвычайных ситуаций, в которые попадает государство и которые никак не могут быть предусмотрены обычным законодательством, рассчитанным на результативное функционирование только в режиме стабильного и устойчивого общества. Такое чрезвычайное включение «царской прерогативы» отнюдь не заменяет собою течение государственных дел в порядке обычного законодательства, но лишь сохраняет собой путь для Верховной власти в чрезвычайных исторических обстоятельствах для государства. В правовом государстве нет гарантий обеспечения порядка, так как нет такой внешней силы, которая могла бы принудить суверенных носителей власти к исполнению их государственных обязанностей. Самого себя можно принуждать только духовно и нравственно, обязанность соблюдать закон для законодателя является нравственной. Поэтому самодержавие является властью нравственного идеала.

Православное понимание власти: высшей формой правления или общественно-политическим идеалом после ветхозаветного судейства признается монархия, во главе которой стоит человек, власть которого санкционирована Богом и которая осознает свою религиозную миссию по отношению к народу, соответственно осознающему себя общиной веры. При этом русские консерваторы отрицали монархический абсолютизм и идеал средневековых монархий, к которым призывали западные консерваторы.

Государственники, имея аналогичные со славянофилами взгляды на наличие самобытного пути развития России, были сторонниками жесткой государственной власти и ее полномочий для мобилизации народа в условиях угрозы западной экспансии. Славянофилы критиковали институты империи и декларируемый государственниками принцип иерархичности и оправдание государственного вмешательства в процесс общественной жизни, в то время.

157 как государственники поддерживали имперскую власть и не видели иного способа сохранить державу. Критика позиции государственной школы сторонниками славянофильского консерватизма основана на идеалистическом отрицании ими этатизма и бюрократизма государственной организации империи и не носит принципиального характера.

Для консервативного понимания самодержавия характерно следующее: оно признается соответствующим духовно-историческим традициям русского народа и его правовой культуреего легитимация является духовно-нравственной, а не формально-рациональнойвласть самодержца рассматривается как бремя, обязанность и тягло, а не как привилегияличность царя предполагает соответствующее воспитание, понимаемое как «предуготовление» служению народу.

Роскошь и избыток противоречат христианским заповедям, следовательно, коллективное владение преимущественней частной собственности, так как при последнем возникает глубокое социальное расслоениеабсолютное право на землю не свойственно русскому человекусобственники должны иметь обременения, связанные с социальными задачами государства и нести обязанности перед обществомкорпоративные собственники — основа национального экономического развитияв правовой культуре русского народа преобладают общественные ценности и интересы, идеалы служения общему делу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М, 1999.
  2. К.С. О внутреннем состоянии России // Ранние славянофилы. М&bdquo- 1910.
  3. В. Западники и почвенники сегодня // Россия и Европа: опыт соборного анализа/ Сост. П. В. Тулеева. М., 1992.
  4. И.В. Идея органического развития в русском правоведении XIX века // Правоведение. 2000. № 3.
  5. Н.Н. Введение в изучение права. М., 1918.
  6. Н.Н. Государственный строй // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. V.
  7. Н.Н. Духовные предпосылки Евразийской культуры // Русский народ и государство. М., 1998.
  8. Н.Н. Идея государства. Очерки по истории политическойс/мысли. Нью-Йорк, 1955.
  9. Н.Н. Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов: Очерки по истории и методологии общественных наук. М, 1912.
  10. Н.Н. Общее учение о праве. Симферополь, 1919.
  11. Н.Н. Обязанность и право // Русский народ и государство. М., 1998.
  12. Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.
  13. Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 1919.
  14. Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.
  15. Н.Н. Собственность и социализм // Русский народ и государство. М., 1998.
  16. Н.Н., Тимашев Н. С. Источники права // Антология правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. V.
  17. С.С. Философия права. М., 1997.
  18. А.П., Масленников Д. В., Сальников В. П. Русская философия права философия бытия, веры и нравственности // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.
  19. Альфред Вебер. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1998.
  20. Э. История европейского права: Пер. со швед. М., 1994.
  21. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. V: Россия конец XIX—XX вв.
  22. Аристотель. Политика. Афинская политая. М., 1997.
  23. Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с фр. М., 1993.
  24. А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Новосибирск, 1997. Т. I: От прошлого к будущему.
  25. В.Г. Историческая школа права: теория и политическая практика в Германии (1815 1848) // Право и политика. 2005. № 10.
  26. Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2.
  27. А.В. Консерватизм как обоснование самобытного пути России в XXI веке: исторические основы идеологического выбора // Консерватизм и традиционализм на Юге России. Ростов н/Д, 2002.
  28. П.П. Правовая сфера духовного мира человека // СевероКавказский юридический вестник. 1998. № 1.
  29. Н.А. Новое Средневековье // Избранное. М., 2005.160
  30. Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д, 1997.
  31. Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997.
  32. Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.
  33. В.И. Консерватизм. Новейший философский словарь. Минск, 1996.
  34. А.Н. Введение // Российские консерваторы. М., 1997.
  35. Н. О «теории», которой не было. Круглый стол «Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения» // Отечественная история. 2001. № 5.
  36. С.Н. От марксизма к идеализму // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. V.
  37. А.П. Общая концепция истории и современность // Социально-политический журнал. 1998. № 2.
  38. В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск-М., 1997.
  39. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем. М., 1990.
  40. A.M. Философия русской государственности. СПб., 2001.
  41. Вехи. Из глубины. М., 1991.
  42. В. Избранное: Дух и история: Пер. с нем. М., 1995.
  43. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995.
  44. Д.М. О российских консерваторах без гнева и пристрастия. Круглый стол «Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения» // Отечественная история. 2001. № 5.
  45. Г. Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. М, 1986.
  46. . Этика преображенного Эроса // Проблемы закона. М, 1994.
  47. .П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6.
  48. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М, 1991.
  49. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М, 1988.
  50. Г. Защита прав собственности в конституционном праве Российской Федерации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 4- 2001. № 1.
  51. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М, 1997.
  52. П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.
  53. Гайденко П. П, Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М, 1991.
  54. В.Н. Философия «сострадательного консерватизма» // США, Канада: Экономика. Политика. Культура. 2002. № 1.
  55. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М, 1990.
  56. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М, 1977. Т. 3.
  57. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М, 1978.
  58. Германское гражданское уложение 1896 г. // Антология мировой правовой мысли. М, 1999.
  59. В.И. О Конституции и парламентаризме в России // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М, 1999. Т. V.
  60. Ф. О средствах правления и оппозиции в современной Франции // Классический французский либерализм: Сборник: Пер. с фр. М, 2000.
  61. Г. К. На путях к государству будущего: от либерализма к солида-ризму // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М, 1999. Т. V.162
  62. Т. Сочинения в двух томах. М., 1991. Т. 2.
  63. А.А. В защиту права: Статьи и речи. Нью-Йорк, 1952.
  64. Л.А. Бедность, благополучие, противоречивость: материальная дифференциация в 1990-е годы // Общественные науки и современность. 2001. № 3.
  65. Государственный строй и политико-правовые идеи России второй половины XIX столетия: Межвуз. сб. научн. тр. / Отв. ред. М. Г. Коротких. Воронеж, 1987.
  66. В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: актуальный и все еще незавершенный проект // Правоведение. 2000. № 3.
  67. В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (истоки и эволюция). М., 1993.
  68. Н.А. Марксизм и идеализм: публичная лекция. Харьков, 1905.
  69. Н.А. Современные вопросы права // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. М., 1999. Т. V.
  70. Н.А. Современные вопросы права. Харьков, 1906.
  71. С. Управляемый хаос разрастается (на учениях НАТО отрабатывается методика нового передела постсоветского пространства) // Независимая газета. 2002. 6 марта.
  72. В.Я. Долгий путь русского консерватизма // Наука в России. 2001. № 3.
  73. И. Текст права (Опыт методологического анализа конкурирующих теорий). Таллин, 1983.
  74. Г. Декларация социальных прав // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. 3.
  75. Г. Д. Новгородцев как философ права // Современные записки. 1924. № 20.
  76. В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития // Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт: Материалы международной научной конференции. Самара, 26 29 апреля 2002 г. Самара, 2002.
  77. В.А. Консервативная русская политическая мысль. Тверь, 1997.
  78. Н.Я. Россия и Европа // Россия и Европа: опыт соборного анализа/Сост. П. В. Тулеева. М, 1992.
  79. Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб, 1995.
  80. К.Ч. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность. 1994. № 2.
  81. Д. Либерализм: размышления о свободе. М, 1996.
  82. Ф.М. Дневник писателя // Хрестоматия по истории политических и правовых учений России (XIX начало XX вв.) / Сост. А. Г. Гузнов, Н. А. Катаев, А. А. Кененов, А. А. Козлачков, К. Б. Толкачев, А. Г. Хабибулин. Уфа, 1989.
  83. Дряхлов Н. И, Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // Социологические исследования. 1997. № 7.
  84. А. Евразийство: от философии к политике // Независимая газета. 2001. 30 мая.
  85. А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М, 1999.
  86. А.Г. Евразийский федерализм // Евразийство: теория и практика: Сб. статей. М, 2001.
  87. А.Г. Теория евразийского государства // Философия права. 2000. № 1.
  88. А.Г. Философия политики. М, 2004.
  89. Jl. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908.
  90. Л. Общие преобразования гражданского права со времени кодекса Наполеона//Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. 3.
  91. Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. 3.
  92. Евразийство: теория и практика: Сб. статей. М., 2001.
  93. Т.Ф. Патернализм в России. Ростов н/Д, 1999.
  94. А.Н. Российский менталитет и феномен «западничества» в русской культуре // Вопросы философии. 1994. № 1.
  95. Жозеф де Местр. О порождении политических конституций // Полис. 1997. № 2.
  96. Жозеф де Местр. Рассуждения о Франции. М., 1997.
  97. Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М., 1986.
  98. Н.А. Система русской государственной власти. М., 1912.
  99. В.В. История русской философии. М., 2001.
  100. А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию России // Правоведение. 2000. № 4.
  101. Н.М. «Слово о законе и благодати» первый русский политический трактат киевского писателя XI в. Илариона // Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии / Отв. ред. Г. В. Швеков. М., 1984.
  102. В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М., 2004.
  103. В.Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М., 1986.
  104. И.А. Проблема формы российского государства в русской политико-правовой мысли: Монография. Ростов н/Д, 1999.
  105. В.Н., Назаров М. М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 1998. № 2.
  106. А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии. 1987.8.
  107. А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. № 6.
  108. ИерингР. Борьба за право / Пер. с нем. В. И. Лойко. СПб., 1912.
  109. И.А. О сущности правосознания // Соч. в двух томах. М., 1993. Т. 1: Философия права.
  110. И.А. Очертания будущей России // Ильин И. А. Собрание сочинений в 10 т. 1993. Т. 2. Кн. 1.
  111. И.А. Против России // Россия и Европа: опыт соборного анализа / Сост. П. В. Тулеева. М., 1992.
  112. И.А. Путь к очевидности: Сочинения. М., 1998.
  113. И.А. Собр. соч. в 10 т. М., 1996.
  114. И.А. Соч. в двух томах. М., 1993. Т. 1: Философия права.
  115. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2-х т. СПб., 1994.
  116. И.А. Яд партийности // Хрестоматия по философии: Учебное пособие. М., 1993.
  117. В.Л. Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное общество // Общественные науки и современность. 2001. № 3.
  118. Иоанн Павел II. Энциклика «Вера и разум». Изд-во францисканцев, 1999.
  119. И.Н. Российская цивилизация IX начала XX века. М., 1995.
  120. И., Алексеев Н. Н. // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.
  121. И.А. Древнерусская государственность в исторической перспективе: критика евразийской концепции // Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии / Отв. ред. Г. В. Швеков. М., 1984.
  122. И.А. Метафизика Власти и Закона: У истоков политико-правового сознания. М., 1998.
  123. И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX начало XX вв.). М., 1991.
  124. И.А. Структура имущественных отношений по праву Московской Руси // Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве / Отв. ред. З. М. Черниловский. М., 1985.
  125. И.А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI—XX вв.. М., 1995.
  126. История политических и правовых учений XX в.: Учебник / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1995.
  127. История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М., 1997.
  128. К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.
  129. П.Е. Власть Всероссийского Императора: Очерки действующего права. М., 1999.
  130. И. Метафизика нравов // Критика практического разума. СПб., 1995.
  131. В.И. Монархический путь: не влево и не вправо, а вверх // Россия и Европа: опыт соборного анализа / Сост. П. В. Тулеева. М., 1992.
  132. В.И. Некоторые черты государственности и государственной идеологии Московской Руси. Идея верховной власти // Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве / Отв. ред. З. М. Черниловский. М., 1985.
  133. А.С. Правовая идеология русского консерватизма. М., 1999.
  134. В.Д. О власти русского Императора и ее недругах // Русская речь. 1912. № 18.
  135. И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Московский сборник. 1852. Т. 1.
  136. И.В. В ответ А.С. Хомякову // Избранные статьи. М., 1984.
  137. И.В. Избранные статьи. М., 1984.
  138. И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Россия и Европа: опыт соборного анализа / Сост. П. В. Тулеева. М., 1992.
  139. Р. Берк и политика, основанная на праве давности // Полис. 2003. № 5.
  140. .А. Государство и личность // Власть и право: из истории русской правовой мысли. Л., 1990.
  141. .А. Путь к господству права // История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. М., 1998.
  142. .А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916.
  143. Классический французский либерализм: Сборник: Пер. с фр. М., 2000.
  144. А.И. Исторические формы демократии: проблемы поли-' тико-правовой теории. М., 1990.
  145. И.Ю. Идея правового государства: История и современность. СПб., 1993.
  146. И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3.
  147. П.Г. О символизме права вообще и русского в особенности. СПб., 1839.
  148. И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). М., 1994.
  149. Консерватизм // Современная западная социология: Краткий энциклопедический словарь. М, 1990.
  150. Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Вып. 1. Воронеж, 2001.
  151. Консерватор: эксперт, гражданин, правитель. Государство, общество, частная жизнь, познание. «Круглый стол» // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки.1995.№ 4.
  152. . Принципы политики // Классический французский либерализм: Сборник: Пер. с фр. М, 2000.
  153. О. Общий обзор позитивизма // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М, 1999. Т. 3.
  154. А.А. Идеи российской государственности. Ростов н/Д, 2000.
  155. А.А. Проблема самобытности российской государственности: Учебное пособие. Ростов н/Д, 1998.
  156. Конфликтология. Ростов н/Д, 2000.
  157. А.А. Одухотворенная наука о праве // Русская философия права: философия веры и нравственности (антология). СПб, 1997.
  158. А.А. Философия права: западноевропейская и русская традиции // История философии права. СПб, 1998.
  159. Д.А. Русский национализм в начале XX столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М, 2001.
  160. Кузнецов Э. В, Сальников В. П. Наука о праве и государстве. СПб, 1999.
  161. В.В. От Пути Прави к Русской Правде: этапы правоге-неза восточнославянского этноса // Правоведение. 1999. № 4.
  162. А. Православие и право. Сретенский монастырь, 1997.
  163. Я. Собственность в буржуазной правовой теории: Пер. с нем. М, 1985.
  164. Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. № 5.
  165. В.К. Социополитические стратегии развития России // Социологические исследования. 2000. № 7.
  166. В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001. № 4.
  167. В.В. История либерализма в России. 1762−1914. М., 1995.
  168. К.Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М, 1996.
  169. В. Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII века. М, 1858.
  170. Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2526 мая 2000 г. М, 2001.
  171. Дж. Два трактата о правлении // Соч. в 3-х т. М, 1988. Т. 3.
  172. В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М, 1991.
  173. И.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М, 1992.
  174. М.Н. Российский консерватизм и реформа, 1907−1914. Пермь, 2001.
  175. В.Я. Гражданское общество: понятие, основные принципы функционирования // Юристь-Правовед. 2000. № 1.
  176. Л. «Третий путь», или Назад в Третий рейх? // Вопросы философии. 2000. № 5.
  177. В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д, 2002.
  178. В.П. Российский политический менталитет // Вопросы философии. 1994. № 1.
  179. А.В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7.
  180. JI.C. Политико-правовая идеология германского национал-социализма // История политических и правовых учений XX в. М., 1995.
  181. JI.C. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7.
  182. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  183. И. Социальные репрезентации демократии в обыденном и рефлексивном мышлении // Психологический журнал. 1996. № 17.
  184. Г. Одномерный человек. М., 1994.
  185. Н.И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено» // Правоведение. 1999. № 3.
  186. Н.И. Рецензия на кн. Лучин В. О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ // Правоведение. 2000. № 4.
  187. А. Бонапартистская модель власти для России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 4- 2001. № 1.
  188. Д.И. Русское гражданское право. СПб., 1894.
  189. А. Гражданское право и неимущие классы населения // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. 3.
  190. Мизес Людвиг фон. Либерализм в классической традиции / Пер. с англ. А. В. Куряева. М., 2001.
  191. А. Рецензия на книгу Антони Гидценс «Третий путь. Обновление социальной демократии» // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 4- 2001. № 1.
  192. А.И. Либерализм в России: история, политика, опыт (XIX начало XX века). Ростов н/Д, 1996.
  193. З.А. Идеи «возрожденного» естественного права (Н.Н. Алексеев и Е.Н. Трубецкой) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. № 2.
  194. Наш Путь. Стратегические перспективы развития России в XXI веке. М., 1999.
  195. И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. № 2.
  196. B.C. Права человека в истории политико-правовой мысли // Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999.
  197. B.C. Право гражданской собственности как основа ци-вилизма: концепция общественного договора // Журнал российского права. 2001. № 6.
  198. B.C. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социс. 2001. № 10.
  199. B.C. Философия права. М., 1997.
  200. О.П. Исследование этнопсихологических различий морально-правовых суждений // Психологический журнал. 1995. № 4.
  201. П.И. Историческая школа юристов. СПб., 1996.
  202. П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997.
  203. П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
  204. А. И. Овчинникова С.П. Евразийское правовое мышление Н.Н. Алексеева. Ростов н/Д, 2002.172
  205. А.И., Янжинов С. А. Консервативный взгляд на идею либеральной правовой государственности // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава кафедры теории и истории государства и права. Ростов н/Д, 2006.
  206. А.П. Трудности анализа ментальности//Вопросы философии. 1994. № 1.
  207. О.А. Московское государство в историческом наследии Ф.В. Тарановского // Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве / Отв. ред. З. М. Черниловский. М., 1985.
  208. Павлов-Сильванский Н. П. Государевы служилые люди. М., 2000.
  209. Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в удельной Руси. СПб., 1910.
  210. Павлов-Сильванский Н. П. Феодальные отношения в удельной Руси. СПб., 1901.
  211. А.С. Проект для России: фундаментальный либерализм или либеральный фундаментализм // Знамя. 1993. № 9.
  212. А.С. Процессы модернизации и менталитет // Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. № 1.
  213. И.К. Национальный менталитет и история России // Вопросы философии. 1994. № 1.
  214. С.В. Обычное гражданское право в России: Юридические очерки. СПб., 1877. Т. I.
  215. В.Н., Краснопевцева Т. Н. Русский вопрос в современной России // Вопросы философии. 1995. № 6.
  216. И.А. Основные проблемы гражданского права. Пг., 1917.
  217. Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. М., 1978.
  218. А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2000. № 2.
  219. Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Ростов н/Д, 2005.
  220. Попов Э. А, Кисиль А. С. Русский национализм и российский консерватизм: дореволюционный опыт взаимоотношений // Консерватизм и традиционализм на Юге России: Сборник научных статей. Ростов н/Д, 2002.
  221. Православие и культура: Сборник религиозно-философских статей / Под ред. В. В. Зеньковского. Берлин, 1923.
  222. Н.С. Правовая культура и правовое сознание в России: вектор современного развития // Юридический вестник. 1999. № 1.
  223. А.В. Морализирующий традиционализм адмирала Шишкова (страница из российской истории идей начала XIX века) // Вопросы философии. 1999. № 4.
  224. П.Ж. Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. М, 1999. Т. 3,
  225. В.Т. Российская культура и реформирование общества // Социально-политический журнал. 1998. № 2.
  226. Г. Ф. Энциклопедия права // История философии права. СПб, 1998.
  227. . История западной философии: В 3 кн. Новосибирск, 1997.
  228. П.Ю. Аналитик широкого профиля // Новый компаньон.2000. 26 декабря.
  229. А.В. Консервативная концепция российской государственности. М, 1999.
  230. А.В. Консервативная модель переустройства России // Россия в условиях трансформаций. Историко-политологический семинар: Материалы. Вып. 2. М, 2000.
  231. А.В. Консервативная традиция и современность // Либеральный консерватизм: История и современность. М., 2001.
  232. А.В. Метаморфозы русского консерватизма: от С. С. Уварова до Никиты Михалкова. Круглый стол «Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения» // Отечественная история. 2001. № 5.
  233. П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии. 1996. № 4.
  234. Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1997.
  235. В.А. К вопросу о развитии княжеской власти на Руси // Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии / Отв. ред. Г. В. Шве-ков.М., 1984.
  236. В.А. Эволюция уголовной политики в Московском государстве (вторая половина XVI первая половина XVII вв.) // Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве / Отв. ред. З.М. Чер-ниловский. М., 1985.
  237. Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
  238. Россия и Европа: опыт соборного анализа / Сост. П. В. Тулеева. М, 1992.
  239. Н. Юридическая антропология. М., 1999.
  240. Русская философия права: основные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской научной конференции. Ростов н/Д, 2000.
  241. Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997.
  242. Русская философия: Словарь. М., 1999.
  243. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000.
  244. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: Сборник трудов евразийцев. М., 1997.
  245. A.M. Возможен ли консерватизм в России? // НГ-сценарии. 2000. 12 января.
  246. A.M. Что такое консерватизм? М.-СПб, 1999.
  247. П.Н. Континент Евразия. М, 1997.
  248. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? // Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. М, 1997.
  249. Сартр Ж.-П. Избранные произведения. М, 1992.
  250. Св. Филарет (Дроздов). Государственное учение. М, 1888.
  251. Ф.Т. Отечественный опыт экологии культуры в обычном праве // Государство и право. 1992. № 10.
  252. А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.
  253. В.А. Евразийство миф XXI века? // Вопросы философии. 2001. № 4.
  254. А.В. Актуальные проблемы теории государства: опыт русского консервативного мышления в начале XXI века. Ростов н/Д, 2006.
  255. В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994.
  256. Синюков В. Н, Синюкова Т. В. К вопросу о российской правовой доктрине в XXI веке // Вопросы теории государства и права: Новые идеи и подходы: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 (11) / Под ред. М. И. Байтина. Саратов, 2000.
  257. А.Н. Интерпретация как механизм правовых представлений личности в российском обществе (опыт психосоциального исследования) // Психологический журнал. 1998. № 2.
  258. Д.С. Критические правовые исследования в США // Правоведение. 1999. № 3.
  259. М.Б. Очерки имперского пути. Неизвестные русские консерваторы второй половины XIX первой половины XX века. М., 2000.
  260. М.Б. Публицистика государственной самобытности // Захаров Н. А. Система русской государственной власти. М., 2002.
  261. И. Б. Консерватизм: идея или метод // Полис. 1998. № 6.
  262. В.В. О значении вещателей права в первобытных обществах, преимущественно у древних кельтов и германцев. Ярославль, 1875.
  263. А. Красное колесо // Наш современник. 1990. № 11.
  264. B.C. Избранные произведения. Ростов н/Д, 1998.
  265. И.Л. Народная монархия. М., 1991.
  266. Е. В. Христианство и культура. Прага, 1925.
  267. М. Христианство и свободное конституционное государство // Вопросы философии. 2001. № 4.
  268. А.Г. О происхождении положительного права. Харьков, 1856.
  269. А.Л. Униполярность (концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России) // Полис. 1997. № 2.
  270. Г. А., Червонная Л. Г. Консерватизм: сущность, способы бытия, социальные функции. Свердловск, 1990.
  271. В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. М., 2000. Т. 1: Элементный состав.
  272. Л. К чему приводит наш спор? // Русское обозрение. 1894. № 2.
  273. Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. М., 1993.
  274. Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
  275. Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика // Правоведение. 1999. № 3.
  276. Н.Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели // Общественные науки и современность. 2001. № 3.
  277. А. Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1996.
  278. Г. П. Влияние Московского государства на формирование и развитие обычаев и норм международного права // Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве / Отв. ред. З. М. Черниловский. М., 1985.
  279. .Н. Сильное государство объективная потребность времени // Вопросы философии. 2001. № 7.
  280. Е.С. Русский народ в поисках правды и организованности. М., 1996.
  281. В.А. Учения о праве // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
  282. А.А. Правое политическое сознание // Вопросы философии. 2000. № 5.
  283. М., Хайек Ф. О свободе. М., 2003.
  284. Ю. Демократия. Разум. Нравственность // Московские лекции и интервью. М., 1995.
  285. Ф. Почему я не консерватор // Неприкосновенный запас. 2001. № 5 (19).
  286. А.В. Достоинство человека: к либеральной стратегии права для России // Полис. 2001. № 4.
  287. А. С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» // Благовой Т. Н. Родоначальники славянофильства. М., 1995.
  288. А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Русская философия: Имена. Учения. Тексты. М., 2001.
  289. А.С. Полное собрание сочинений в 8-ми тт. М, 1900.1. Т. 8.
  290. Д.А. Православие, самодержавие, народность. М, 2005.
  291. А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М, 1988.
  292. В. Православие и общественный идеал сегодня // Право и безопасность. 2004. № 2.
  293. М.Ю. Два подхода к определению консерватизма // Консерватизм и традиционализм на Юге России / Отв. ред. В. В. Черноус. Ростов н/Д, 2002.
  294. М.Ю. О сущности русского консерватизма // Истоки российской духовной культуры. Ставрополь, 1997.
  295. М.Ю. Сверхкраткие тезисы о консерватизме // Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе: Тез. докл. конф. студентов, молодых ученых и учителей. М, 1997. Вып. III.
  296. З.М. Русская правда в свете других славянских судебников // Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии / Отв. ред. Г. В. Швеков. М, 1984.
  297. И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. 1998. № 3.
  298. Л.И. К вопросу о менталитете русского народа // Социс. 2000. № 7.
  299. В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М, 1997.
  300. Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Сб. переводов / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев, Н. Н. Разумович. М, 1987. Вып. 1.
  301. О.И. О политико-правовом опыте и традициях России // Вестник МГУ. Серия «Право». 1990. № 2.179
  302. .Н. О народном представительстве. М., 1899.
  303. .Н. Философия права. СПб., 1998.
  304. Г. В. Методологические приемы исследования древнерусского государства и права в трудах Н.П. Павлова-Сильванского // Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии / Отв. ред. Г. В. Швеков. М., 1984.
  305. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М., 1994.
  306. К. Политическая теология: Сборник: Пер. с нем. М., 2000.
  307. А.И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. 1996. № 12.
  308. Юм Д. Трактат о человеческой природе: В 3-х т. М., 1995.
  309. Conservatism // Encyclopaedia Britannica. Chicago, Toronto, Geneva, Sydney. Vol. 6. 1963.
  310. Kirk R. The Conservatuve Mind. From Burke to Eliot. Seventh Revised Edition. Chicago- Washington, 1986.
  311. Диссертационные исследования, авторефераты
  312. Э.Ш. Консерватизм как мировоззренческий стиль эпохи постмодерна: Дис.. док. политол. наук. Екатеринбург, 1997.
  313. А.В. Модернизация права в России: теоретический анализ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1999.
  314. А.З. Конституционно-правовые основы развития современных федеративных отношений в России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
  315. О.В. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений: Автореф. дис.. докт. социол. наук. Ростов н/Д, 1998.
  316. A.JI. Социально-политические взгляды М.Н. Каткова: Дис.. канд. полит, наук. М., 2000.
  317. В.И. Национальная безопасность современной России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999.
  318. М.А. Политическая трансформация современного российского евразийства: Автореф. дис.. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2003.
  319. Р.Б. Право в системе нормативного регулирования современного российского общества: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н.-Новгород, 1998.
  320. A.M. Проблемы депортации и реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа: 20−90-е годы XX века: Автореф. дис.. докт. истор. наук. Ростов н/Д, 1998.
  321. А.А. Идеократическая государственность: политико-правовой анализ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
  322. А.И. Государственная власть в современной России: становление и основные тенденции развития: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1998.
  323. В.О. Конституционные основы российского федерализма: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
  324. А.К. Идеология национализма: социокультурный подход: Автореф. дис.. докт. филос. наук. Ростов н/Д, 1998.
  325. О.Н. Собственность и современное российское общество: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999.
  326. И.Ю. Субъект социального познания: социологический и эпистемологический анализ: Автореф. дис.. докт. социол. наук. Ростов н/Д, 1994.
  327. М.И. Политический экстремизм: этнонациональная регионализация: Автореф. дис.. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2002.
  328. Е.Ю. Специфика европейского мышления: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1993.
  329. В.И. Понимание и объяснение в гуманитарном и естественно-научном познании: Автореф. дис.. докт. философ, наук. СПб, 1998.
  330. Е.Е. Государственная власть и местное самоуправление в России: опыт историко-правового исследования: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М, 1999.
  331. П.Я. Процессы чеченского этнонационального самоопределения: государственно-правовая институциализация: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.
  332. Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой анализ): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.
  333. А.И. Правовое мышление: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Краснодар, 2004.
  334. B.JI. Политические и правовые средства обеспечения национальной безопасности России: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
  335. М.В. Процессы этнонационального самоопределения (на примере Северного Кавказа): Дис.. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2001.
  336. В.И. Идея русского самодержавия и ее развитие в творчестве Л.А. Тихомирова: Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.
Заполнить форму текущей работой