Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система контроля в праве Европейского Союза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования были изучены акты вторичного праварегламенты, директивы, решения, рамочные решения и другие, предметно относящиеся к теме диссертационного исследования. В частности, были подвергнуты анализу регламенты № 1073/1999 и 1074/1999, посвященные правовому регулированию отношений при организации контроля в бюджетно-финансовой сфере ЕС, регламент № 2185/1996, осуществляющий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Системные качества контроля
  • Европейского Союза
    • 1. 1. Сущность контроля
    • 1. 2. Системообразующие факторы контроля ЕС
  • Глава II. Структура системы контроля
  • Европейского Союза
    • 2. 1. Административно-правовой контроль
    • 2. 2. Судебный контроль
    • 2. 3. Политико-правовой контроль
    • 2. 4. Социально-правовой контроль

Система контроля в праве Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из наиболее значительных явлений прошлого века было зарождение и развитие интеграционных процессов в Западной Европе. В век всеохватывающей экономической глобализации общества проект региональной интеграции, результатом которого стало появление Европейского Сою? а, явился революционной новацией в международной жизни. В своем развитии европейская интеграция прошла несколько этапов, где ее доминанты менялись от догматизма национальных приоритетов до формирования общеполитической идентичности. Разумное и систематическое сочетание гибкости с интегративным заделом в управлении сообществом, состоящим из высокоразвитых государств Западной Европы, позволило сформировать самобытный и динамично развивающийся феномен международной жизни.

Процессы европейской интеграции детерминированы правом, которое, по мнению немецкого философа Р. Циппслиуса, является не только регулятором общественных отношений, но и средством социальной инженерии, способом эффективного управления обществом1. Существенным признаком процессов европейской интеграции было и остается выявление и преодоление существующих дисбалансов, которыми призван заниматься контроль, аккумулирующий в своем арсенале как юридические, так и политические средства. Умение Европейского Союза пользоваться этим инструментом детерминирует многие годы социальную результативность его действий в соответствии с заданными целями.

Актуальность контроля находится вне национальных рамок, поскольку любое общество стремится к формированию желательного для него типа поведения и контролирует или карает нежелательные отклонения от него. Как и любое социальное явление, контроль представляет собой сложную систему, состоящую из множества элементов, которые взаимодействуют не только.

1 Zippelius R. Gesellschaft und Recht Grundbegriffe der Rechtsund Staatssoziologie-MUnchen: Beck, 1980.-S.68. между собой, но и с внешней средой. Для изучения таких комплексных явлений необходим системный подход, который позволяет объединить философские, юридические и социальные знания об их сущности, понять не только причины их происхождения и закономерности развития, но и изучить возможности их адаптивной способности, выявить потенциалы влияния на окружающий мир.

Изучение конкретных организационно-правовых форм и методов осуществления контроля Европейского Союза имеет не только научное, но и практическое значение. Положительный опыт, накопленный Европейским Союзом в области контроля, может быть полезен для его рациональной организации в России. Особенно, в контексте исполнения Стратегии развития отношений между ЕС и Россией на перспективу 2000;2010 гг.2 Цели развития взаимоотношений между ними в ближайшем будущем и средства их достижения являются логическим продолжением общей внешнеполитической концепции России на европейском направлении. Поэтому реализация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, принятого в контексте указанной стратегии, способствует развитию интеграции в з соответствии с европейскими стандартами .

Международные соглашения с третьими странами, в том числе и с Россией, рассматриваются сообществом через призму поставленных в учредительных договорах целей и задач. Они закладывают основу регламентации поведения субъектов ЕС в отношениях с третьими странами посредством норм и принципов, гарантирующих соблюдение и выполнение международных договоров. Партнерство Европейского Союза и России в рамках принятой стратегии позволяет найти компромисс между взаимной заинтересованностью сторон в будущем Европы, но оно невозможно без взаимного выполнения обязательств. Сохраняя независимость российской правовой системы и законодательства, участники соглашения должны способствовать сближению и гармонизации российского законодательства с.

2 Gemeinsame Strategie der Europaischen Union vom 4. Juni 1999 fUr Ru? land 1999/414/GASP//ABI.-1999, — L 157.-S.I-10.

3 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом от 24 июня 1994 года//Дипломатический вестник.-1994.-№ 15/16.-С.29−59. законодательством Европейского Союза в областях наиболее активного сотрудничества, используя возможности правового контроля.

Европейским Союзом разработаны правовые и технические основы контроля, которые осуществляются специальными средствами. Институтами Евросоюза осуществляется регулярный контроль в отношении исполнения обязательств: ведется мониторинг, проводятся консультативные проверки. В рамках Стратегии развития отношений России с ЕС предусмотрен ряд контрольных мер, которые позволяют осуществлять наблюдение за положением дел в России, ее активности по осуществлению принятых обязательств, вести оценку действий и представлять отчеты Европейскому Совету о прогрессе в достижении целей.

Будущее России может и должно быть связано с ее способностью к интеграции, которая определяется состоянием правовой системы, политическими и экономическими реформами, развитием структурного диалога, выполнением принятых решений, которые, как показывает опыт Европейского Союза, становятся историческими в жизни государств и их граждан только после их претворения в жизнь.4.

Исходя из вышеизложенного, выбранная тема исследования представляет как теоретический, так и практический интерес, является своевременной и актуальной.

Степень разработанности темы. Контроль за развитием правоотношений, формирующихся в ходе интеграции Западной Европы, является малоисследованной темой, как в зарубежной, так и в отечественной науке. Вместе с тем отдельные вопросы, относящиеся к проблематике исследования, нашли отражение в трудах целого ряда как отечественных, так и зарубежных исследователей.

4 Шаншиева Л. Н. Расширение ЕС на Восток: проблемы и перспективы/Л.Н.Шаншиева, Т. Г. Пархалина и др.//Европейский Союз на рубеже веков: Пробл.-тем.сб./Под ред.Т. Г. Пархалиной и др.- М.: ИНИОН РАН, 2000,-С.223.

Проблемы правовой природы и развития процессов интеграции Европейских Сообществ и Европейского Союза были объектом исследования в работах В. Г. Барановского, Ю. М. Батурина, С. А. Беляева, А. Богданди, Ю. Борко, А. Блекмана, Х. П. Ипсена, АЛ. Капустина, С. Ю. Кашкина, А. В. Клемина, И. С. Крыловой, В. И. Кузнецова, В. И. Маргиева, Р. А. Мюллерсона, Т. Оппермана,.

A.Н.Талалаева, Г. П. Толстопятенко, Б. Н. Топорнина, Х. Г. Фишера, М. Хиршлера, Б. Циммермана, Е. А. Шибаевой, Л. М. Энтина, М. Л. Энтина, Ю. М. Юмашева и других.

Вопросы, относящиеся к проблематике контроля, включая аспекты внутригосударственного и международно-правового регулирования отношений (в общетеоретическом и отраслевом аспектах), нашли свое отражение в исследованиях С. С. Алексеева, А. Хиль-Роблеса, Р. М. Валеева, В. М. Горшенева,.

B.Н.Карташова, Ю. М. Колосова, И. И. Котлярова, Г. И. Курдюкова, И. И. Лукашука, В. А. Мазова, Л. Х. Мингазова, В. Моравецкого, В. Д. Сорокина, П. Сандевуара, О. И. Тиунова, Г. М. Тимербаева, Б. Р. Тузмухамедова,.

C.В.Черниченко, И. Б. Шахова и других.

Проблемы взаимосвязи контроля с организацией социально — правового управления в обществе являлись предметом исследования в трудах отечественных и зарубежных ученых — В. Г. Афанасьева, В. С. Барулина, К. Борхарда, А. Герлица, В. Кравитца, А. Найта, У. Фридмана, Ж. Эллюля и других.

Методологии изучения правовых явлений, в частности, системного подхода к пониманию их сущности посвящены труды отечественных и зарубежных ученых — ЮЛ. Баскина, Ж. Л. Бержеля, Р. Дворкина, Д. А. Керимова, Н. К. Кунца, Н. Лумана, И. И. Лукашука, В. С. Нерсесянца, Л. А. Петражицкого, В. Н. Садовского, Д. И. Фельдмана, Ю. Хабермаса, Р. Циппелиуса и других.

Цель, задачи и предмет исследования. Цель диссертации состоит в систематизации организационно-правовых форм контроля в праве Европейского Союза.

Предметом исследования являются связи и правоотношения, возникающие в ходе осуществления контрольной деятельности в различных сферах и на отдельных этапах развития интеграции Европейского Союза.

Для реализации поставленной цели и комплексного изучения обозначенного предмета исследования определены следующие задачи: проанализировать мнение отечественной и зарубежной доктрины о сущности контроля и его особенностях во внутригосударственном и международном правеисследовать источники права Европейского Союза для изучения генезиса контролявыявить и изучить системообразующие факторы контроля в праве Европейского Союзаисследовать связи и отношения, возникающие между субъектами контроля в праве ЕС, определить особенности их взаимодействия в каждой из сфер интеграции.

Научная новизна исследования определяется тем, что оно является первым опытом системного изучения контроля Европейского Союза, предпринятым в отечественной науке международного и европейского права. В работе рассмотрены различные аспекты правового регулирования отношений, возникающих в ходе контроля, которые ранее не были предметом научного исследования в отечественной юридической литературе. Системнометодологически изучены вопросы становления и развития контроля, выявлены его качества, особенности организации и функционирования, исследованы связи и отношения в различных сферах интеграции. Исследование контроля проведено на основе системного анализа, который позволил получить целостное представление о контроле как правовом институте в европейском праве. В проведенном исследовании учтены и развиты положения отечественной международно — правовой концепции контроля. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Системность контроля в Европейском Союзе объективно обусловлена его политико-правовой природой. Образование Европейского Союза на базе международных организаций, дополненных политиками и формами сотрудничества государств-членов, 5 определило необходимость интеграции его гетерогенных структур. Принципиальные различия в их правовой основе разграничили принципы правового регулирования, средства обеспечения и гарантии правопорядков в отдельных сферах интеграции, детерминировав системные качества контроля.

2. Правовую основу Европейского Союза образуют учредительные договоры и акты, принятые на их основе, которые являются основными системообразующими факторами контроля.6.

Договоры определяют цели и задачи контроля, формируют его объективное содержание и субъектный состав. Акты вторичного права определяют направления и средства воздействия на отношения, благодаря чему субъекты контроля как источники активности и носители предметно-практической деятельности становятся участниками правоотношений. Поскольку контрольная деятельность имеет вторичный, производный характер и касается уже существующих отношений, особенности правового регулирования в рамках первой, второй и третьей опор ЕС определяют специфику контроля в различных сферах интеграции.

3. Вследствие указанных обстоятельств контроль в Европейском Союзе обладает свойствами как международно-правового, так и внутригосударственного контроля.

В рамках первой опоры ЕС контроль базируется на наднациональном праве Сообществ и как структурная часть исполнительно — распорядительной власти входит в систему европейского централизованного управления.

5 В данной работе мы будем использовать категориальнопонятийный аппарат, принятый в доктрине европейского права, в рамках которого Европейские СообществаЕвропейское (экономическое) сообщество, Евратом и ЕОУСпринято называть первой опорой ЕС, область внешней политики и безопасностивторой опорой ЕС, сотрудничество полицейских и судебных органов в уголовно-правовой сфере — третьей опорой ЕС (прим. авт.-Б.М.).

6 В системе источников права ЕС учредительные договоры образуют первичное право, а акты, издаваемые институтами и принимаемые на их основевторичное право (прим. авт.-Б.М.).

Контроль данной сферы строится на основе отношений субординаций, характеризуется императивами регулирования отношений и юрисдикционной защитой Суда ЕС. Судебный контроль обеспечивает целостность права Сообществ посредством единообразия в его толковании и применении, считая несовместимым нарушения права с принципом ответственности государств. Основными субъектами контроля данной сферы являются наднациональные органы, которые осуществляют контроль за применением права Сообществ всеми субъектами. Правовые рамки первой опоры определяют возможность подключения национальных механизмов контроля, что позволяет использовать потенциалы ресурсов государств-членов.

4. Контроль в рамках второй и третьей опор Европейского Союза, имея международноправовую основу, базируется на отношениях координации при отсутствии централизованного надгосударственного аппарата принуждения. Гарантией поддержания правопорядка являются международно-правовые нормы и принципы, важнейший из которых — принцип pacta sunt servanda. Особенности контроля в сфере общей внешней политики и политики безопасности обусловлены дефицитом легитимности европейских структур власти и отсутствием контроля со стороны Суда ЕС. Основными субъектами контроля являются межправительственные структуры и государствачлены ЕС.

Для третьей опоры Европейского Союза характерно развитие ассоциированных форм контроля, которые формируются в результате взаимодействия европейских и национальных органов. Вместе с тем, деятельность координаторов взаимодействия, в частности, Европола и Евроюста постоянно находится в центре контроля государствчленов, что свидетельствует об их стремлении сохранить суверенные прерогативы власти в уголовно-правовой политике.

5. В Европейском Союзе создана сложная многосубъектная система контроля, которая опирается на тесное взаимодействие и поддержку как политических, так и демократических структур сообщества. Управляющим блоком контроля являются институты Евросоюза, которые осуществляют управление в интересах всего сообщества и обеспечивает эффективное функционирование его политико-правовой системы. Субъектами контроля являются также государствачлены, юридические и физические лица, юридическая «вовлеченность» которых формирует иерархическое строение контроля и автономность уровней его организации. Это способствует процессу передачи информации с одного уровня на другой, повышая эффективность контроля.

Взаимный политический контроль европейских и национальных структур власти гармонизирует совместимость их властвования и устраняет дисбалансы в отношениях, необходимо соединяя федеративные и национальносуверенные интересы в единую европейскую политику.

Передача функций контроля в руки общественности приводит к качественным изменениям самого правового регулирования, а участие демократических структур ЕС в контрольной деятельности повышает уровень доверия к власти и ее легитимность.

6. Одной из целей Европейского Союза является сохранение достижений Сообществ (asguis communautaire), что соответствует преемственности политики, в том числе, в области контроля. Наиболее полно это отражено в проекте Конституции Европейского Союза, который был принят Конвентом в июле 2003 года. Авторы проекта Конституции не только не отказались от существующих форм и методов контроля, но и конституировали их с учетом изменений в правовом положении Европейского Союза. Хотя новацией проекта Конституции стало наделение Европейского Союза собственной правосубъектностью и распределение компетенций между европейским и национальным уровнями власти, принципы регулирования отношений были сохранены, что детерминировало преемственность в развитии действующих контрольных механизмов.

Источники исследования. При проведении настоящего исследования были детально проанализированы положения учредительных договоров.

Европейского СоюзаДоговор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 года, Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 года, Договор об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии 1957 года, Единый Европейский Акт 1986 года, Договор о Европейском Союзе 1992 года, Амстердамский договор 1999 года, Ниццский договор 2001 года, Проект Конституции Европейского Союза, принятый Конвентом в июле 2003 года.

В ходе исследования были изучены акты вторичного праварегламенты, директивы, решения, рамочные решения и другие, предметно относящиеся к теме диссертационного исследования. В частности, были подвергнуты анализу регламенты № 1073/1999 и 1074/1999, посвященные правовому регулированию отношений при организации контроля в бюджетно-финансовой сфере ЕС, регламент № 2185/1996, осуществляющий регулирование отношений при организации внешних расследований и сотрудничестве служб государств-членов и органов ЕС, регламент № 1612/68, регулирующий трудовые отношения в сфере общего рынка. Исследованы свойства директивы № 2001/46, определяющей правовые рамки организации контроля в сфере здравоохранения и решения № 468/1999, регламентирующего условия и правила реализации делегированных Советом полномочий Комиссии и ряд других.

Диссертантом была изучена обширная прецедентная практика Суда, посвященная различным аспектам применения права и мер ответственности государств-членов за его нарушения. Исследованы решения Суда по искам наднациональных органов, государств-членов, физических лиц. Проанализирован ряд решений Суда ЕС в контексте применения статей 226, 227, 228 Договора об учреждении Европейского Сообщества (далее ДЕС).

Для анализа практики применения и изучения тенденций развития контроля в Европейском Сообществе были детально изучены отчеты Комиссии о контроле за применением права за 1996, 1997, 1999 гг., а также отчеты Парламента с оценкой деятельности Комиссии. Исследованы отчеты о контрольной деятельности Европейской службы по борьбе с мошенничеством.

OLAF) за 1999, 2000 и 2001гг., проанализирован отчет о деятельности Омбудсмана за 2001 год и ряд других документов органов ЕС.

В рамках исследований контрольной деятельности в сферах общей внешней политики и политики безопасности (далее ОВПБ) подробно рассмотрен ряд правовых актов, регулирующих отношения при осуществлении контроля в данной сфере, изучены программные документы Европейского Союза по ОВПБ, где обозначены приоритеты и ориентиры его развития на будущее.

В работе проанализирован ряд правовых актов, регулирующих отношения в рамках сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфереизучены положения Конвенции о Европоле, регламентирующие деятельность контрольных инстанцийисследованы отчеты Парламента о демократическом контроле в отношении деятельности Европола и многие другие.

В сравнительно— правовом аспекте были проанализированы положения ряда законодательных актов государств-членов по организации доступа к информации, законодательные инициативы Комиссии в области политики транспарентности (открытости, гласности).

В процессе работы над диссертацией использовался ряд библиографических и справочных изданий, материалы сайтов Europaserver, электронные публикации Института международного права им. Макса Планка (Германия) и Университета г. Мангейм (Германия).

В рамках проведенных исследований диссертантом были изучены труды отечественных и зарубежных исследователейправоведов, философов права и социологов, которые посвящены проблемам, составляющим предмет изучения.

Методологическая основа. В основу исследования положен, прежде всего, системный подход, позволивший рассматривать объект исследования как сложную систему.

Использование метода структурно — функционального анализа позволило детально изучить сложную динамическую целостность системы контроля.

Европейского Союза, выявить составные части этой системы и их специфические особенности, провести анализ связей и отношений между отдельными ее элементами, изучить функции и роль каждого из них.

В настоящем исследовании использован также исторический метод, позволивший исследовать эволюцию развития контроля в различных сферах интеграции.

При исследовании эмпирического материала были использованы также метод логического анализа и синтеза, метод сравнительного анализа, методы формализации и моделирования, позволившие рационально систематизировать собранный эмпирический материал.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения ее результатов в научно-исследовательской, правоприменительной, педагогической деятельности. Выводы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных и учебно-методических пособий по праву Европейского Союза.

Материал настоящей работы может быть использован также для выработки конкретных направлений сотрудничества в интеграционной сфере в рамках Содружества Независимых Государств, делового партнерства ЕС и России, в практическом применении исследованных методов контроля.

Апробация результатов исследования. Ряд основных положений диссертационного исследования использовался в опубликованных научных работах:

Байтеева М. В. Контрольные полномочия Суда Европейского Союза/М.В.Байтеева, Н. А. Абузарова, В. К. Филиппов и др.//Вестник ТИСБИ: Сб.науч.тр.- Казань, 2003.-№ 1.-С.69−77.

Байтеева М. В. Контрольные полномочия органов Европейского экономического сообщества/М.В.Байтеева., А. В. Клемин, Ш. Ш. Ягудин др.//Теоретико-методологическое обеспечение социально-экономического, правового и политического развития Республики Татарстан: Сб. науч. тр.-Казань.-2004.-Том XX.- С.239−244.

Байтеева М. В. Регулирование контрольной деятельности в актах вторичного права Европейского Союза/М.В.Байтеева., А. В. Клемин, Ш. Ш. Ягудин и др.//Теоретико-методологическое обеспечение социально-экономического, правового и политического развития Республики Татарстан: Сб. науч. тр.-Казань.-2004.-Том XX.- С.244−247.

Байтеева М. В. Социальный контроль Европейского Союза/М.В. Байтеева, Ж. Н. Бородина, А. А. Рябов и др.//Вестник ТИСБИ: Сб.науч.тр.- Казань, 2004.-№ 1.-С.77−81.

Байтеева М. В. Политико — правовой контроль в сфере ОВПБ Европейского Союза/М.В.Байтеева, А. И. Бодрягин, Ю. С. Никишина и др.//Вестник ТИСБИ: Сб.науч.тр.- Казань, 2004.-№ 2.-С.96−111.

Структура работы обусловлена целями и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых источников и литературы.

1. Альваро Хиль-Роблес. Парламентский контроль за администрацией (институт Омбудсмана).Пер. с исп.-М.:Ас1 Marginem, 1997.-335c.

2. Акчурин Т. М. Соотношение международного и внутригосударственного права (вопросы общей теории): Автореф. Дис.канд. юрид.наук. Казань, 2001.-26с.

3. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.-М.:Изд-во политической литературы, 1981.-432с.

4. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования)-М.:Изд-во политической литературы, 1973.-392с.

5. Барановский В. Г. Западная Европа: военно-политическая интеграция. -М.: Международные отношения, 1988.-194с.

6. Барановский В. Г. Политическая интеграция.- М.:Наука, 1983.-264с.

7. Борхардт К. Д. Азбука права Европейского сообщества.- М.:Право, 1994.-113с.

8. Валеев P.M. Контроль в современном международном праве: Дис.докт.юр.наук.Казань, 1999.-423с.

9. Валеев P.M. Контроль в современном международном праве.- Казань.: Центр инновационных технологий, 2001.-319с.

10. Васильев А. М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий теории права.- М.: Юридическая литература, 1976.-264с.

11. Верификация. Контроль за разоружением/ Под.ред.Ф.Колоджеро и др.-М.:Мир, 1991.-479с.

12. Горшенев В. М. Участие общественных организаций в правовом ре1улировании.-М.:Гос.изд-во юр. лит-ры, 1963 .-167с.

13. Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая деятельность.-М.: Юридическая литература, 1987.-175с.

14. Дворкин Р. Серьезное отношение к правам//Правовая мысль XX века.: Сб.обз. и реф./ РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ.иссл./ Отв.ред. Ю. С. Пивоваров.-М., 2002. С.143−148.

15. Европейский Союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития./Под. ред.Ю. А. Борко и др.-М.:Эдиториал УРСС, 2001.-471с.

16. Европа: новое начало. Европа и проблема расширения./Под ред. Ю. А. Борко и др. -М.: Право, 1994.-345с.

17. Современная буржуазная политикоправовая идеология: критический анализ./Под ред.В. А. Туманова.- Киев: Наукова думка, 1981.-272с.

18. Идее Б. В. Роль чиновников в управлении правительственной информацией// Право и информатизация общества: Сб.науч.трудов./ РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-инфор.иссл./Отв.ред.И. Л. Бачило.- М., 2002.-С.149−157.

19. Преподавание права Европейского Союза в российских ВУЗах: Матер.межд.сем., сост. 8−15 ноября 1999г/ Ин-т «Открытое общ-во», инт-т др.народ./.-М.: Nota Bene, 2000.-376с.

20. Карташов В. Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность.- Изд-во Саратовского ун-та, 1989 г.-218с.

21. Керимов Д. А. Методология права.- М.: Аванта+, 2000.-559с.

22. Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований.-М.:Мысль, 1989,-ЗЗОс.

23. Керимов Д. А. Философские проблемы права.-М.:Мысль, 1972.-472с.

24. Кравитц В. Право и теория систем.//Право XX века: идеи и ценности: Сб.обз.и реф. // Право и информатизация общества: Сб.науч.трудов./ РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-инфор.иссл./ Отв.ред.Ю. С. Пивоваров. -M., 2001.-С. 116−120.

25. Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве.-М: Юридическая литература, 1975.-256с.

26. Кох JI., Магнус У., Винер фон Марендельс. Международное частное право и сравнительное правоведение. Пер. с нем.-М.: Межд. отношения, 2003.-476с.

27. Клемин А. В. Европейский союз и государства участники: взаимодействие правовых порядков.- Казань, 1996.-168с.

28. Клемин A.B.Регионы в ЕС: права на участие//Московский журнал международного права, 2001. № 2(42) — 221−229с.

29. Клепацкий 3. Западноевропейские международные организации. -М.Международные отношения, 1973.-487с.

30. Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций.- М.:Наука, 1988.-174с.

31. Курдюков Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования.-Изд-во КГУ, 1979.-174с.

32. Левин И. Д. Суверенитет.-СПб.:Юридический центр Пресс, 2003.-371с.

33. Лукашук И. И. Международно-правовое регулирование. -М.: Межд. отношения, 1975.-176с.

34. Лукашук И. И. Функционирование международного права.-М.:Наука, 1992. -221с.

35. Маргиев В. И. Внутреннее право международных организаций: Дис.докт.юр.наук.Майкоп, 1999.-282с.

36. Марочкин С. Ю. Проблема эффективности норм международного права.-Иркутск, 1998.-399с.

37. Методология исследования теоретических проблем международного права/Д.И.Фельдман, Г. И. Курдюков, Л. Х. Мингазов и др./ Под ред Ю. А. Баскина. -Казань.: Изд-во КГУ, 1986.-135с.

38. Мингазов Л. Х. Эффективность норм международного права: Автореферат дисс.докт.юр.наук. Казань, 2000.-41с.

39. Михайлов В. И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности.- Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2002.-425с.

40. Моравецкий В. Функции международных организаций.-М. ¡-Прогресс, 1976.-384с.

41. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании.- М, 1997.-320с.

42. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 т. Т.2.-СПб.:Тип.Сиб.акц.об-ва «Слово», 1907.-331с.

43. Право и межгосударственные объединения./Под ред.В. Г. Вишнякова.-СПб.?Юридический центр Пресс, 2003.-575с.

44. Рассолов М. М. Проблемы управления и информации в области права.-М.:Юрид.

литература

1991 .-208с.

45. Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права. :Изд-во Сарат. ун-та, 1984.-116с.

46. Садовский В. Н. Основания общей теории систем.-М.:Наука, 1974.-279с.

47. Сандевуар П. Контроль за деятельностью государственной администрацией во Франции. Пер. с фр. МИД Франции, 1996.-105с.

48. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень).-СПб.?Юридический центр Пресс, 2003 .-659с.

49. Социальные аспекты управления./Под ред.Р. А. Белоусова.-М.:Экономика, 1981.-216с.

50. Сырых В. М. Метод правовой науки (основные элементы, структура).-М. ¡-Юридическая литература, 1980.-176с.

51. Талалаев А. Н. Право международных договоров. Общие вопросы.-М.: Межд. отношения, 1980.-312с.

52. Тиунов О.И.СССР и обеспечение международных договоров.-ИГУ, 1989.-147с.

53. Топорнин Б. Н. Европейские Сообщества: право и институты (динамика развития).-М.:ИГП РАН, 1992.-183с.

54. Ушаков Н. А. Проблемы теории международного права.-М, 1988.-186с.

55. Фельдман Д. И. Система международного права.-Изд-во КГУ, 1983.-119с.

56. Хабермас Ю. Право как средство и право как институт.//Правовая мысль XX века.: Сб.обз.и реф./ РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-инфор.иссл./ Отв.ред.Ю. С. Пивоваров.- М., 2002. С. 130−134.

57. Хартли Т. Основы права Европейского Сообщества. Пер. с англ.-М.:Юнити, 1997.-647с.

58. Хиршлер М., Циммерман Б. Западно-европейские интеграционные объединения. Пер. с нем. -М.:Наука, 1975.-368с.

59. Черниченко C.B. Теория международного права. Старые и новые теоретические проблемы. В 2 т. -М.:НИМП, 1999. Т.2.-526с.

60. Шибаева Е. А. Правовой статус межправительственных организаций.-М., 1972. 176с.

61. Европейский Союз на рубеже веков: Пробл.-тем.сб./ Под ред. Т. Г. Пархалиной и др./ РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-инфор.иссл.- М., 2000.-С.294.

62. Шершеневич Г. Ф. История философии праваСПб.: Фонд «Университета», 2001. 568с.

63. Шпэт JI. Мечта о Европе. Пер. с нем.- М. Международные отношения, 1993. 270с.

64. Эллюль Ж. Политическая иллюзия.Пер. с фр.-M/.Nota Bene, 2003 .-430с.

65. Энтин M.JI. Международные судебные учреждения.-М.'.Международные отношенбия, 1984.-176с.

66. Энтин M. J1. Суд Европейского Сообщества: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции.-М.: 1987.-175с.

67. Юмашев Ю. М. Международно-правовые формы внешнеэкономических связей ЕЭС.-М.:Наука, 1984.-253с.

Литература

на иностранных языках.

68. Borchardt K.-D. Das ABC des Gemeinschaftsrecht.- Brussel, 2001.-147s.

69. Europarecht: Texte und Falle.-Wien, 1989.-240s.

70. Gorlitz A. Politische Funktionen des Rechts.- Wiesbaden: Akad. Verl.-Ges., 1976.-X, 155S.-(Systematische Politwiss: Bd.6).-155s.

71. Kunz K.-L.Die analytische Rechtstheorie: Eine «Rechts» Theorie ohne Recht?-B.:Duncker a. Humblot, 1977.-142s.

72. Knight A. Private enterprise and public intervention—L.:Allen a. Unwin, 1974.-196p.

73. Luhmann N. Rechtssystem und Rechtsdogmatik. -Stuttgart e.a.: Kohlhammer, 1974.-430s.

74. Stammler R. Theorie der Rechtswissenschaft.- Halle a.d.s.:Buchhandlung des Waisenhauses, 1911.-989s.

75. Steinberger H. Aspekte der Rechtsetzung des Bundesverfassungsgerichts zum Verhaltnis zwischen EG und deutschen Recht// Fs. for Karl Dohring, 1989.-345s.

76. Friedman L.M. The legal system: A social science perspective. -N.Y.: Sage, 1975,-439p.

77. Friedman L.M. The State and rule of law in a mixed economy.-L.: Stevens, 1971.-253p.

78. Zippelius R. Gesellschaft und Recht: Grundbegriffe der Rechtsund Staatssoziologie.-Munnchen: Beck, 1980.-560s.

79. Weber M. Rechtssoziologie/Aus dem Manuskript Hrsg.u.eingel.von Winkelnann J.: Neuwied: Luchterhand, 1960.-340s.Учебники и учебные пособия.

80. Алексеев С. С. Теория права: Учебник.-М.:Изд-во БЕК, 1994.-224с.

81. Барулин B.C. Социальная философия. -М.:Гранд, 2002.-567с.

82. Бержель Ж. Л. Общая теория права. Пер. с фр.-М.^о1а Вепе, 2000.-575с.

83. Европейское право: Учебник/ Под ред. Л.М.Энтина— М.:Норма, 2000.-699с.

84. История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. B.C. Нерсесянца. -М.: Норма МКодекс, 1995. -547с.

85. Курс международного права. В 7 т. М.: Наука, 1993.-Т.7.?Международно-правовые формы интеграционных процессов в современном мире/ М. П. Бардина, С. А. Войтович, Ю. М. Колосов и др.-328с.

86. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.-428с.

87. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: Учебник.- М.: БЕК, 1996. -371с.

88. Международное право: Учебник/ Под.ред. Г. И.ТункинаМ.: Юридическая литература, 1994.-512с.

89. Международное право.-М.: Международные отношения, 2000.-712с.

90. Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник. -М.: Норма, 2003.-647с.

91. Основы права Европейского союза: схемы и комментарии: Учебное пособиеМ.: Инфра-М, 2002.-136с.

92. Политология: Учебник/ Под ред. Перевалова В.Д.-М.: Норма, 2001 .-450с.

93. Право Европейского Союза: Учебник/ Под ред.С.Ю.КашкинаМ.: Юрист, 2002.-925с.

94. Правовые системы мира.- М.: Норма, 2003 .-967с.

95. Рождественский А. Основы общей теории права. -М.: Изд-во В. С. Спиридонова, 1912.-196с.

96. Теория государства и права: Учебник/ Под ред.В. М. Карельского, В.Д. ПереваловаМ.: Норма-инфра, 1998.-558с.

97. Толковый словарь русского языка/ Под ред.Д. Н. Ушакова. В 4 т,-М.:Терра, 1996.-Т.4.-С. 1500.

98. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд. М.: Изд-во «Республика», 2001. 720с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой