Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экскурсии как компонент культурно-просветительной политики в первое десятилетие Советского государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. С. Зузыкина и Ю. Н. Александров обращаются к истории экскурсий в контексте их использования в массовой просветительной деятельности музеев, и вследствие этого их обзор начинается с 1917 года Научная ценность этих работ состоит в том, что они рассматривают проблему в тесной связи с политикой партии и правительства в области культуры. Зузыкина Н. С., характеризуя массовую работу музеев в первое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Истоки формирования экскурсионной системы образования
  • Глава 2. Экскурсионная практика как один из важнейших методов образования и просвещения народных масс в первое десятилетие Советской власти
    • 2. 1. Образовательная и просветительская роль экскурсий в годы революционных преобразований (1917−1921 гг.)
      • 2. 1. 1. Экскурсиеведение в области школьного образования
      • 2. 1. 2. , Экскурсиеведение как метод внешкольного образования трудящихся масс
      • 2. 1. 3. Экскурсии и образовательное значение музеев
      • 2. 1. 4. Подготовка кадров
    • 2. 2. Период расцвета экскурсионной деятельности в Советской России в 1921−26 гг
      • 2. 2. 1. Государственные экскурсионные структуры после реорганизации
  • Наркомпроса РСФСР
    • 2. 2. 2. Работа экскурсионных институтов
  • Глава 3. Свертывание экскурсионной политики в конце 20-х годов
    • 3. 1. Ликвидация экскурсионных учреждений Наркомпроса РСФСР
    • 3. 2. Образовательное значение экскурсий в настоящее время

Экскурсии как компонент культурно-просветительной политики в первое десятилетие Советского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Изучение развития экскурсионной практики как компонента культурно-просветительной политики Советского государства в 1917;1927 гг. представляет несомненный научный интерес, так как позволяет, во-первых, на частном примере проследить общие тенденции в области образования, культуры и кадровой политики, во-вторых, существенно дополнить знания о развитии социально-культурной жизни общества и месте в ней экскурсиеведения в первое послереволюционное десятилетие и, в-третьих, осветить малоизученный аспект культурной политики в период становления государства.

Анализ деятельности экскурсионных организаций в системе органов государственного управления выявляет яркую картину использования их в школьном образовании, просвещении внешкольных аудиторий, расширении образовательной и просветительской функций музеев.

Руководство страны в эти годы уделяло вопросам экскурсионной практики столь значительное внимание, что применительно к 1917;1927 гг. правомерно даже говорить об экскурсионной политике государства. Основным элементом этой политики являлась экскурсия — самобытный, творческий, увлекательный метод познания и воспитания, который, как все прогрессивное, не утратил ценности до настоящего времени. Его применение в современных условиях утверждения в стране демократических принципов развития общества может стать не менее актуальным, чем в 20-е годы, поскольку многие проблемы образования и культуры в связи с изменившейся государственной политикой предстоит решать заново.

Социально-значимые функции, выполняемые экскурсиями как социокультурным феноменом, не утратили своего значения на современном этапе, отличающимся снижением культурно-образовательного уровня общества и некоторой утратой им патриотических ориентиров.

Образовательная функция играла важную роль в получении объективных знаний по различным отраслям науки, будь то природа, экономический процесс или социальное явление. Особую ценность она представляла при изучении истории. Даже в то время, когда в исторической науке в целом насаждался вульгарно-социологический подход к истории, экскурсиеведение по мере сил поддерживало традиции конкретных исторических исследований, строя процесс познания на обращении к подлинным источникам и умении извлечь из них необходимую информацию. Воспитательная функция оказывала воздействие на проявление самостоятельности, индивидуального творческого подхода, патриотизма, основанного на истинном знании прошлого. Попутно экскурсии выполняли организующую роль, объединяя людей, заполняя их досуг, давая возможность удовлетворять их творческие интересы. В какой-то мере они выступали как связующее звено между государственной политикой в области просвещения и культуры и деятельностью общественности.

Обращение к опыту экскурсионной практики может оказать значительную помощь во внедрении прогрессивных методов преподавания в ходе школьной реформы, особенно для преодоления безальтернативности программ по истории, придания им большей конкретности и приближения к разнообразным источникам информации, а также в воспитании подрастающего поколения. Оказание государственной поддержки экскурсионной деятельности должно неизбежно привести к усилению мероприятий по сохранению культурно-исторических памятников России и музейных коллекций, подъему культурного уровня народа, увеличению посещаемости и образовательно-воспитательной роли музеев.

Объектом исследования является политика в области образования и культуры в России в первое десятилетие после Октябрьской революции.

Предмет исследования — эволюция экскурсионной практики в России в 19 171 927 гг. как компонента образовательной и просветительной политики: структура экскурсионных организаций, научно-исследовательская и практическая деятельность их в условиях проведения культурной революции, кадровая политика в экскурсионной сфере.

Степень разработанности темы.

Культурно-просветительная политика Советского государства в первые послереволюционные годы стала темой исследования таких авторов как П. Н. Милюков, В. А. Куманев, А. И. Фомин, М.Б. Кейрим-Маркус, М. П. Ким, В. Т. Ермаков, В. В. Горбунов, JI.B. Иванова, Т. П. Коржихина, К. Аймермахер и др1. Вместе с тем, значение многих конкретных методов, на которые опиралась эта политика, до сих пор не исследовано и не получило должной оценки. Это в полной мере относится к такому явлению, как экскурсионная школа в России, которая сыграла важную роль в решении одной из очередных задач Советской власти. Вышеизложенные факты послужили основанием для выбора темы реферируемой диссертации.

Русское экскурсиеведение ранее не становилось предметом исторического исследования. История его мало освещена в научной литературе. В настоящее время отсутствуют обобщающие исследования, в которых анализировались бы принципы и методы экскурсионной работы, предпринимались попытки определить ее место в культурной и политической жизни России первой трети XX века как метода образования и просвещения трудящихся масс. Это, на наш.

1 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. — Т.2. — 4.2. — М., 1994; Куманев В. А. Революция и просвещение масс. — М., 1972; Он же. Воплощение ленинских принципов народного просвещения в первые годы Советской власти.// Советская культура. 70 лет развития. — М., 1987. — С. 93−101- Фомин А. И. Развитие государственного аппарата народного просвещения в первые годы Советской власти. // Вопросы истории. — 1984. — № 12. — С.3−15- Он же. Культурное строительство в первые годы Советской власти (1917;1927гг). — Харьков, 1987; Кейрим-Маркус М. Б. Государственное руководство культурой. Строительство Нар-компроса (ноябрь 1917;середина 1918 гг.). — М., 1980; Ким М. П. 40 лет Советской культуры. — М., 1957; Великая Октябрьская Социалистическая революция и становление советской культуры 1917;1927 гг./ Под ред. М. П. Ким, Инст-т истории СССР. — М., 1987; Ермаков В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. — М., 1968; Горбунов В. В. Ленин и социалистическая культура. Ленинская концепция формирования социалистической культуры. -М, 1972; Иванова Л. В. Формирование советской научной интеллигенции. 1917;1927. -М., 1980; Коржихина Т. П. Извольте быть благонадежны! — М., 1997; Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине 1917;1932 гг. — М., 1998 и др. взгляд, связано с объективными причинами — изменением отношения к экскурсиям как прогрессивному методу образования и воспитания в 30-е годы и сужением их функций до рамок знакомства с музейными экспозициями и организации досуга в туристических путешествиях. Такое восприятие экскурсий сохранялось вплоть до 1980;х гг., и только в эпоху демократических преобразований общества специалисты вновь обратились к таким преимуществам экскурсионного образования как объективность, ценностная конкретность содержания, превалирование визуального способа восприятия над вербальным, возможность непосредственно обращаться к источниковой базе, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Данная тема большей частью привлекала внимание культурологов и музееведов. При этом их работам была присуща соответствующая спецификаавторов интересовали главным образом вопросы развития методики экскурсий, в центре их внимания оказывались музейные экскурсии как часть культурно-просветительной работы музеев. История экскурсиеведения в России излагалась при этом либо как прелюдия к основному тексту, либо с точки зрения ценности конкретных приемов ведения экскурсий, применявшихся ранее и подходящих для использования в настоящее время.

Сами экскурсиеведы были первыми историографами экскурсионного движения. В некоторых их работах, написанных преимущественно в 1920;е годы, наряду с вопросами методики и классификации экскурсий, присутствуют материалы, посвященные периодизации и предшествующей истории экскурсиеведения В работе Н. А. Гейнике они открываются периодом предыстории и завершаются 1921 годом. Б. Е. Райков останавливается на вкладе в экскурсиеве-дение профессора Д. Н. Кайгородова, связывая рождение экскурсионного метода с 1901 годом. Статья И. М. Гревса целиком посвящена краткому обобщению основных этапов развития экскурсиеведения в начале XX века и широко пред.

1 Гревс И. М. Экскурсионное дело и нужды русской культуры // Наука и ее работники. — 1922. — № 3−4. — С.3−14- Гейнике Н. А. Культурно-исторические экскурсии. (Москва, московские музеи, подмосковные). — М., 1923 — Райков Б. Е. Методика и техника ведения экскурсий. -Пб&bdquo- 1922. ставляет изданные за это время научные работы. Оценивая послереволюционный этап, он отмечает как отличительные черты возникновение внешкольного экскурсиеведения, размах экскурсионного движения и огромное значение возникших экскурсионных институтов, ставших «главными истоками и преемниками экскурсионной волны"1.

Следует особо выделить еще одну статью Н. А. Гейнике, написанную для у словаря «Гранат». Являясь хронологически более поздней в данной группе исследований, она включает сжатый очерк истории экскурсиеведения за достаточно продолжительный отрезок времени, хотя значительная ее часть отведена проблеме экскурсионной методики. Несмотря на лаконичность изложения, работа богата фактическим материалом. Дата публикации определила главные ее недостатки — идеологизированный подход и умолчание о коренных изменениях сущности экскурсий, происшедших в конце 1920;х годов.

В современных научных изданиях можно отметить несколько трудов, авторы которых предпринимают попытку осветить вопросы истории экскурсионного дела. К ним, прежде всего, можно отнести статью сотрудников НИИ культуры Ф. Л. Курлата и Ю. Е. Соколовского, в одном из разделов которой представлен краткий очерк развития методики экскурсионного дела в СССР 4. По признанию самих исследователей, «задачи и объем работы не позволили им осветить историю экскурсионного дела во всех аспектах», и «эта тема еще ждет всестороннего изучения и освещения"5. Тем не менее, авторами предложена периодизация истории экскурсоведения: дореволюционный период, состоящий из двух этапов (1860-е—1907гг. и 1907;1917гг.), и послереволюцион.

1 Гревс И. М. Экскурсионное дело и нужды русской культуры // Наука и ее работники. — 1922. -№ 3−4.-С. 12.

2 Гейнике Н. А. Экскурсионное дело и туризм. // Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. М., 1932. — Ихд.УИ. — Т. 51. — С. 450−458.

3 Здесь и далее сокращения см. в приложении Б.

4 Курлат Ф. П., Соколовский Ю. Е. Экскурсии по памятникам истории и культуры. // Вопросы массовой научно-просветительной работы. Труды НИИ культуры — М., 1972 — Т.5. — С.3−146.

5 Там же. — С.5 ный, также включающий несколько этапов (1917; 1930;е гг., 1930;1941гг.и др.). В общих чертах сообщается о работе некоторых экскурсионных организаций Наркомпроса РСФСР. Несомненной заслугой является характеристика направлений деятельности ряда ведущих специалистов экскурсиеведов. Вместе с тем, некоторые положения авторов вызывают серьезные возражения. Так, анализ литературы позволяет говорить о неправомерности утверждения о проведении музейных экскурсий в конце 1860-х — 1907гг. и присутствии в экскурсионной практике борьбы буржуазно-монархического и демократического направлений в 1907 — 1927 гг., а также тезиса о доступности экскурсий лишь для представителей господствующих классов и буржуазной интеллигенции. Авторами не дана оценка последнего этапа экскурсионной работы, основными чертами которого были борьба за партийную направленность, за превращение экскурсий в действенное средство пропаганды социалистического строительства. Встречаются ошибки при упоминании экскурсионных учреждений: Центральный Музейно-экскурсионный институт (ЦМЭИ) принимается за два разных московских НИИ, пишется, что Институт методов внешкольной работы (ИМВР) был образован в результате слияния ЦМЭИ с петроградским и московскими Экскурсионными институтами. На самом деле в архивных источниках имеются материалы, четко указывающие на то, что в состав ИМВР из всех перечисленных вошел только ЦМЭИ, и никаких других экскурсионных институтов, кроме него, в Москве вообще не было. Все перечисленное не снижает ценности исследования, в котором впервые после долгого перерыва были подняты вопросы истории экскурсиеведения в России.

Реферативный обзор публикаций ведущих представителей экскурсионной школы второй половины XIX — начала XX века, в которых изложены методические основы экскурсиеведения, представлен сотрудницей НИИ культуры Н. Г. Колокольцевой 1.

1 Колокольцева Н. Г. К истории отечественной экскурсионной школы (реферативный обзор публикаций второй половины XIXначала XX в.) — М., 1992.

Несколько интересных работ, посвященных вопросам истории экскурсионного метода, написано научным сотрудником Музея революции СССР (ныне ГЦМСИР) Е. Н. Рафиенко Некоторые из них до сих пор хранятся в текущем архиве ГЦМСИР и только планируются к публикации. Особую ценность имеет ее вступительная статья к подготовленному для печати сборнику трудов экс-курсиеведов «Экскурсионная школа в России». В ней обобщены многие материалы о зарождении экскурсиеведения до революции и представлены основные вехи его развития в Советской России. Автор представляет экскурсионную школу как самобытное явление исследовательского характера, сыгравшее огромную роль в культурной жизни России. Вместе с тем, небольшой объем статьи не позволил автору осветить историю деятельности экскурсионной школы с достаточной полнотой, тем более, что вторая часть статьи посвящена методическим вопросам и классификации экскурсий. Е. Н. Рафиенко не связывает эволюцию экскурсионной деятельности с экономическими и политическими условиями первого послереволюционного десятилетия. Работа не свободна от некоторых хронологических неточностей. Многообразие названий экскурсионных структур затрудняет восприятие материала.

В сборник предполагается включить собранные Е. Н. Рафиенко материалы о биографиях ведущих экскурсиеведов, также требующие некоторых поправок2. Они позволяют лучше представить специфику изучаемой эпохи и особенности кадровой политики того времени.

Основные идеи этой статьи более сжато изложены в опубликованных работах автора, посвященных частным моментам экскурсионной практики 20-х гг.

1 Рафиенко Е. Н. Биографии ведущих экскурсиеведов.// Текущий архив ЦГМСИРРафиенко Е. Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений. // Музейное дело. Вып.21. — М., 1992. — С. 168 — 184- Рафиенко Е. Н. Экскурсионная школа в России. //Текущий архив ГЦМСИРРафиенко Е. Н. Экскурсионный метод и город: постановка проблемы в 20-е гг. // Музейное дело: музей — культура — общество. Вып. 21. Сб. науч. трудов. — М., 1992. -С.102−109.

2 По просьбе сотрудников ГЦМСИР такие поправки и дополнения были сделаны соискателем в подготовленном для публикации варианте статьи.

Н.С. Зузыкина и Ю. Н. Александров обращаются к истории экскурсий в контексте их использования в массовой просветительной деятельности музеев, и вследствие этого их обзор начинается с 1917 года Научная ценность этих работ состоит в том, что они рассматривают проблему в тесной связи с политикой партии и правительства в области культуры. Зузыкина Н. С., характеризуя массовую работу музеев в первое десятилетие советской власти, затрагивает историю экскурсоведения, называя экскурсионные учреждения в системе Нар-компроса РСФСР, касаясь вопросов подготовки экскурсионных кадров, созыва экскурсионных конференций, деятельности экскурсионных институтов, но преобладающее место в ее работе отводится музейным экскурсиям, о чем свидетельствует и использование архивов ОНИ ГИМ и других музеев страны. Оценивая этот труд как значительный источник, характеризующий одну из отраслей экскурсионного дела, следует назвать в качестве недостатков искажение некоторых фактов, касающихся деятельности ЦМЭИ, ПЭИ и ИМВР, а также позитивное отношение автора к процессам идеологизации и направленности экскурсий на участие в социалистическим строительстве в 1928;1941 гг. Последнее, скорее всего, обусловлено годом публикации и общими политическими установками тех лет.

Обобщая рассмотренные выше источники, можно сделать вывод, что все они свидетельствуют о недостаточной разработанности темы диссертации. Она проявляется в неоднозначности терминологии, которая зачастую приводит к ошибкам и неточностям. Одни и те же события в различных работах представлены по-разному (особенно это касается деятельности экскурсионных институтов) и датируются разными годами. Неоднозначность названий экскурсионных организаций мешает восприятию материала. Такое положение дела объясняется во многом невостребованностью архивных источников, касающихся деятельности экскурсионных структур Наркомпроса РСФСР.

1 Зузыкина Н. С. Из истории массовой научно-просветительной деятельности советских музеев (1917;1945гг.). // вопросы массовой научно-просветительной работы. Труды НИИ культуры. — М. — 1972. — Т.5. — С. 23−194- Александров Ю. Н. Экскурсионная работа в Москве. // Вопросы массовой научно-просветительной работы. — М., 1961. — С. 1−35.

Современные учебные пособия по экскурсоведению уделяют вопросам его истории недостаточное внимание, излагая их весьма поверхностно, идеологи-зированно, не вполне объективно, и недооценивают заслуги отечественной экскурсионной школы в становлении культуры в стране '.

В некоторой степени дополняют материал труды, посвященные деятельности основоположников и пропагандистов экскурсионного метода 2. Представляя исключительный интерес в биографическом отношении, большинство этих работ в силу самого жанра вопросам экскурсионной теории и практики уделяет незначительное внимание, как одной из сфер деятельности представляемой персоналии.

Рассмотрение частной проблемы на общем фоне российской истории и постановка задачи найти общие тенденции, оказавшие влияние на различные стороны культурной жизни Советской России в первое десятилетие ее существования, послужили основанием для обращения к работам по истории краеведческого движения, тесно связанного с экскурсионной деятельностью 3. Эти источники дают ясное представление об эволюции краеведения в изучаемый период и позволяют провести аналогии между ним и экскурсионной практикой.

Кроме того, процессы демократизации и либерализации, происходящие в стране в настоящее время, позволяют, в отличие от многих опубликованных работ, под иным углом зрения рассмотреть влияние на развитие экскурсоведе-ния политических условий в стране, более объективно трактовать те или иные процессы.

1 Дьякова Р. А., Емельянов Б. В., Пасечный Б. С. Основы экскурсоведения. -М., 1985.

2 Гревс И. М. Владимир Александрович Гердт.// Краеведение.- 1926. — Т. З, № 3−4. — С.386−388- Райков Б. Е. В. В. Половцев, его жизнь т труды. — М.-Л., 1956; Райков Б. Е. А. Я. Гердт и школьное образование.// Естествознание в школе. — 1914, — № 6- Райков Б. Е. К кончине Дмитрия Никифоровича Кайгородова. // Естествознание в школе, — 1924, — № 1- Анциферов-ские чтения. — Л., 1989;, Лукина Т. А. Борис Евгеньевич Райков. — Л., 1970.

3 Рюмина Т. Д. Эволюция краеведения в России в конце XIX—XX вв.еках (на материалах Москвы). Автореф. дисс. канд. ист. наук. — М., 1999; Гатагова Л. С. Краеведческое движение 20-х гг. и проблема исторической памяти на переломных этапах развития общества. // Краеведение Москвы: научно-методические материалы в помощь краеведам. — М., 1990. — С. 30−33.

Хронологические и территориальные рамки исследования.

Русская экскурсионная школа конца XIX — начала XX века обязана своим рождением реформам 60-х годов XIX века, а своим расцветом — послереволюционным годам, характеризовавшимся бурным обновлением общественной жизни. Поэтому исследование охватывает период с 60-х годов XIX до 30-х годов прошлого века, причем основной упор делается на развитии экскурсионной практики в первое послереволюционное десятилетие, с 1917 по 1927 год. Столь продолжительный период времени характеризуется грандиозными политическими событиями в России, вплоть до смены общественного строя.

Территориально основное внимание уделено экскурсиеведческим организациям Москвы и Петербурга-Петрограда в силу особого государственного статуса этих городов, наличия в них культурных ценностей и наибольшего развития экскурсионного движения.

Экскурсионные организации на местах находились под сильным влиянием экскурсионных структур Москвы и Петрограда, так как они либо административно зависели от центральных столичных инстанций, либо пользовались теоретическими и методическими разработками центральных экскурсионных учреждений, либо являлись дочерними учреждениями последних. Местные организации занимались в основном практической работой (воплощали в жизнь теоретические разработки центра).

Методологическая основа.

Методологической основой исследования являются многофакторный подход в понимании истории, современные концептуальные разработки отечественной и всемирной истории.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертации является изучение деятельности экскурсионных организаций и оценка роли экскурсионной практики в культурно-просветительной политике Советского государства в 1917;1927 гг.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— определить периоды и этапы развития экскурсионной политики;

— проследить процесс развития теоретической и практической деятельности экскурсиеведов с конца XIX века до конца 20-х годов прошлого столетия;

— проанализировать влияние на экскурсионную практику политических условий жизни в стране;

— выявить возможность использования опыта отечественной экскурсиеведче-ской школы для развития образования и подъема культуры на современном этапе.

Источниковая база исследования.

Источниковую базу данной диссертации составили четыре основные группы: архивные материалынаучные труды экскурсиеведовдокументы партийных и государственных органовмемуары деятелей экскурсионной школы. 1. Архивные материалы в основной своей массе не опубликованы и впервые вводятся в научный оборот '. Они представляют собой документы (планы, отчеты, текущую переписку), в которых отражена деятельность экскурсиеведче-ских структур в системе Наркомпроса РСФСР. В них изложены общие направления работы, цифровой материал, размеры финансирования, отдельные факты, обобщение которых позволяет получить полное представление о целях, стоящих перед экскуреиеведением в 20-е годы, характере проводимой работы, отношении к экскурсионным структурам государства. Изучено четыре фонда ГАРФ: фонд 1575 — Главсоцвос НКП РСФСР, фонд 2306 — Наркомпрос РСФСР, фонд 2307 — Главнаука НКП РСФСР, фонд 2313 — Главполитпросвет НКП.

1 ГИМ ОПИ: Ф. 54. — Оп.1. — Д. 44- Ф. 54.-Оп. 1.-Д. 55- Ф. 54. — Оп.1. — Д. 206- Ф. 54. -Оп.1.-Д. 647- Ф. 494.-Оп.1.-Д. 24;

ГАРФ: Ф.1575. -Оп. 4. — ДД. 59, 162, 315- Ф. 2306. — Оп.1. -ДД. 2902, 3276- Ф.2306. -Оп.15. — ДД.277, 283, 560, 684- Ф. 2306. — Оп.28. — Д. 155- Ф.2306. — Оп.47. — Д.53- Ф. 2306. -Оп. 69. — ДД. 392,1631,1634,2114- Ф.2307.-0п. 8.-ДД. 152,193- Ф.2307−0п. 9.-ДД.207,208, 228- Ф.2313.-Оп. 1.-Д. 1- Ф. 2313. — Оп. 3. — ДД 2,7, 50, 53−56, 155;

НА ГЦМСИР: Ф.1. -On. 1. — ДД. 60,266- Ф. 28. — ГИК 26 907 / 894. Ф. 28, — ГИК 26 907 / 895.

РСФСРдва фонда ОПИ ГИМ: фонд 54 — Музейный отдел Главнауки и фонд 494-Коган И.И.- два фонда архива ГЦМСИР: фонд 1 и фонд 28 — Мицкевич С.И.

2. Основная часть трудов основоположников экскурсиеведения была издана в период с 1901 г. по 30-е гг. XX века и с тех пор практически не переиздавалась1. Некоторые из них остались неопубликованными и хранятся в архивах. Имеющиеся труды позволяют понять сущность экскурсионного метода, его основные преимущества, дают возможность оценить степень теоретических и практических разработок проблем экскурсиеведения, почерпнуть сведения по истории экскурсионной практики.

В современных научных изданиях не так много работ, посвященных экскурсионной практике. Как правило, она не является предметом отдельного ис.

1 Анциферов Н. П. Пути изучения города как социального организма. — Л., 1925; Анциферов Н. П. Типовая экскурсия по городу. // Известия Центрального Бюро Краеведения. — 1927. -№ 7. — С. 234−237- Анциферов Н. П. Экскурсия по экономическому и социальному быту городов (обследование рынка). // Экскурсии в культуру. — М., 1925. — С. 35−55- Анциферов Н. П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. // Современная школа. — Пг., 1923. -С. 131−155- Анциферов Н. П. Краеведный путь в исторической науке: историко-культурные ландшафты. //Краеведение. — 1928. — № 6. — С. 321−338- Бакушинский А. В. Современное экскурсионное дело в России. // Казанский музейный вестник. -1921, — №№ 3−6. — С. 87−93- Бакушинский А. В. Художественные экскурсии и их методы. // Художник и зритель. — 1924. -№ 2. — С.74−78- Школьные экскурсии, их значение и организация. / Под ред. Б. Е. Райкова. — Спб., 1910. — С. 1−12- Гейнике Н. А. Основы методики культурно-исторических экскурсий. // Жаворонков Б., Гейнике Н., Гартвиг А. История и обществоведение в школе (методы работы). — М., 1924. — С. 105−109- Гейнике Н. А. Туризм и экскурсии. — М., 1930; Гревс И. М. К теории и практике экскурсий как орудия научного изучения истории в университетах. — Спб., 1910; Гревс И. М. Монументальный город и его жизнь в исторических экскурсиях. Истори-ко-педагогический этюд. // Экскурсионное дело. -1921, — № 1. — С. 21−34. Гревс И. М. Монументальный город и его жизнь в исторических экскурсиях. — JL, 1924; Гревс И. М. Научные прогулки по историческим центрам Италии, — М., 1907; Гревс И. М. Несколько теоретических замечаний об общеобразовательном значении экскурсий. // Памятная книжка Тенишевского училища в Санкт-Петербурге на 1900.

1901 гг. — Спб., 1902, — С. 102−111- Гревс И. М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру. // Экскурсии в культуру. Метод, сб.- М., 1925. — С. 10−19- Гревс И. М. Экскурсии в трудовом методе образования. // Трудовая школа в свете истории и современности. — Л., 1924. — С. 171−197- Гревс И. М. Дальние экскурсии и их образовательно-воспитательный смысл. // Экскурсионное дело. — 1923. — № 4−6. — С. 1 — 12- Половцев В. В. Экскурсии и их методика, // Основы общей методики естествознания.- Пг., 1922. — С. 214−233- Райков Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе. — Л., 1924; Райков Б. Е. Методика и техника ведения экскурсий. — Пб., 1922; Райков Б. Е. Современные течения в преподавании естествознания. // Современная школа. — Пб., 1923. — С. 5−6- Райков Б. Е. Типы школьных экскурсий. // Педагогическое дело-1921, № 1−2 -С. 19−25. и др. следования и чаще всего упоминается как метод краеведения или в связи с организацией работы музеев.

Краткий исторический очерк экскурсионного дела представлен сотрудниками НИИ культуры Ф. Л. Курлатом и Ю. Е. Соколовским Несколько содержал тельных работ подготовлено сотрудницей ГЦМСИР Е. Н. Рафиенко. Основная масса современных источников содержит сведения о роли экскурсий лишь в отдельных областях культуры, позволяет проследить историю развития отдельных направлений экскурсионного дела. Сопоставление этих материалов дает возможность нарисовать общую картину процесса в целом. 3. В указанную группу входят постановления, приказы, циркуляры, распоряжения органов власти, ведавших культурой и образованием (главным образом, Наркомпроса РСФСР) в 1917;1930;х годах, касающиеся тех или иных сторон образовательной политики и культурного строительства и имеющие отношение к экскурсионной деятельности3. Они посвящены созданию новой трудовой школы, просвещению и воспитанию широких трудящихся масс, развитию связей школьного и внешкольного образования с деятельностью музеев. Материа.

1 Курлат Ф. П., Соколовский Ю. Е. Экскурсии по памятникам истории культуры // Вопросы массовой научно-просветительной работы. Труды НИИ культуры, — М., 1972. — Т.5. — С.3−146:

2 Рафиенко Е. Н. Биографии ведущих экскурсиеведов.// Текущий архив ЦГМСИРРафиенко Е. Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений // Музейное дело. Вып.21. — М., 1992. — С.168 — 184- Рафиенко Е. Н. Экскурсионная школа в России. //Текущий архив ГЦМСИРРафиенко Е. Н. Экскурсионный метод и город: постановка проблемы в 20-е гг // Музейное дело: музей — культура — общество. Вып. 21. Сб. науч. трудов. — М., 1992. -С. 102−109.

3 Декреты Советской власти. — T.I. 25 октября 1917 г — 16 марта 1918 г. — М., 1957. — С. 371 374- Декреты Советской власти. -Т.П. 17 марта — 10 июля 1918 г. — М., 1959. — С.451−457- Декреты Советской власти. — Т.III. 11 июля 9 ноября 1918 г. — М., 1964. — С. 381−382- Из истории строительства советской культуры 1917;1918 гг. Сб. документов. — М., 1964; КПСС в резолюция и решениях: съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1970).- М., 1970. — Т.2. Культурная жизнь в СССР. Хроника 1917;27 гг. — М., 1975; Культурное строительство в РСФСР. 1917;1927, — М., 1984; Сборник узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства: 1917.-№ 12.-ст. 183- 1918.-№ 38.-Ст. 499−501- 1919. — № 21. — Ст.267- 1920.-№ 69,-Ст. 312- 1921. — № 12. — Ст. 78,79- 1923. — № 28. — Ст.326- 1924. — № 4. — Ст. 10- Народное образование в СССР. 1917;1973 гг. — М., 1974;. Петроградский Военно-революционный комитет: Сборник докладов и материалов. — М., 1966. Т. 1. лы дают возможность уяснить государственную политику в области образования и культуры, позволяют провести анализ экскурсионной деятельности в зависимости от общих политических установок партии и правительства. 4. Мемуары экскурсиеведов и их современников, как изданные, так и хранящиеся в архиве, являются также важным источником Хронологически они, как правило, охватывают более широкий, чем интересующий нас, период времени, но из них можно почерпнуть ценный, порой нигде более не дублирующийся материал.

Кроме того, в диссертации использованы общеисторические работы 2 Одним из источников стала периодическая печать: газеты и журналы, выходящие в изучаемый период времени. В них печатались постановления партии и правительства и освещалась хроника текущих событий в области культуры и образования, в том числе связанных с темой нашего исследования. Они дополняют перечисленные выше источники и помогают лучше понять отношение общества к интересующим нас вопросам.

Научная новизна работы.

В диссертации обобщен обширный фактический материал об экскурсионной практике как одном из методов культурно-просветительной политики Советского государства в 1917;1927 гг.

Уточнены и обоснованы данные по периодизации экскурсиеведения, начиная с 90-х годов XIX столетия до конца 20-х годов прошлого века.

Впервые разработана схема «Эволюция экскурсионных структур в системе Наркомпроса РСФСР в первое десятилетие Советской власти».

1 Дружинин М. Н. Избранные труды. Воспоминания. Мысли. Опыт историка — М., 1990. Анциферов Н. П. Из дум о былом, — М., 1992; Закс А. Б. Эта долгая, долгая, долгая жизнь. М., 2000; Коган И. И. Из истории экскурсионного дела (1919;1935 гг.). — ОПИ ГИМ. — Ф. 494. -Д. 24.-ЛЛ. 62−72.

2 Всемирная история в 24 томах-Минск, 1986 — Т. 17- Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры — М., 1994 — Т.2- Гребельский П. Х., Мирвис А. Б. Дом Романовых — Спб., 1998 и др.

Проведен анализ роли экскурсий в школьном образовании, просвещении внешкольной аудитории, повышении культурного уровня народа.

Введены в оборот неопубликованные архивные материалы о деятельности экскурсионных институтов, музейно-выставочно-экекурсионного подотдела, опытно-показательной экскурсионной базы Наркомпроса РСФСР.

На примере экскурсиеведения выявлено конкретное влияние политической и экономической обстановки в стране на культуру и образование.

Практическая значимость диссертации.

Материалы могут быть использованы при подготовке монографических исследований, при чтении общих исторических и специальных курсов в высших учебных заведениях, в педагогической и краеведческой деятельности, а также в практической работе музеев для повышения их научно-просветительской и воспитательной роли.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Экскурсионная деятельность в России в 1917;1927 гг. базирующаяся на теоретических и практических разработках ученых-экскурсиеведов начала XX века и пережившая подлинный расцвет в первое послереволюционное десятилетие, являлась одним из важнейших методов проведения государством культурной политики в области перестройки школьного обучения, повышении культурного и образовательного уровня трудящихся, усилении просветительной роли музеев.

2. Эволюция экскурсионной практики в значительной степени определялась конкретными политическими условиями жизни в стране.

3. Опыт отечественных экскурсиеведов первого десятилетия Советской власти не утратил своей актуальности для развития образования и культуры в современных условиях.

Апробация исследования.

Диссертация обсуждалась на кафедре истории и культуры МГУс. По материалам диссертации опубликованы две статьи автора: «Роль русской экскур-сиеведческой школы конца XIX — начала XX века в разработке новаторских методов образования» и «Политика советского государства в области образования и культуры в первой трети XX века на примере экскурсионного дела», а также сделан доклад «Роль русской экскурсиеведческой школы конца XIXначала XX века в разработке новаторских методов образования и воспитания» на Московской областной научно-практической конференции «Гражданскопатриотическое воспитание молодежи: вчера, сегодня, завтра», посвященной 70-летию образования Московской области, 23 марта 1999 года. Кроме того, работа «Традиции и новаторство в культурно-образовательной политике Советской власти в 20-е годы на примере экскурсионного дела» сдана в печать в сборник научных трудов ГЦМСИР «Проблемы теории, истории и методики музейного дела».

III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании представленных исследований можно сделать следующие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Вопросы научно-просветительной деятельности музеев в 30-е годы. // Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. Сб. науч. трудов НИИ культуры, — М., 1987. — С. 192.-206.
  2. К. Политика и культура при Ленине и Сталине 1917−1932 гг. -М., 1998.
  3. Е. Из истории музееведческой мысли в России в первой трети XX века. // Музейное дело. Музееведение в России в первой трети XX века. Сб. науч. трудов, — Вып. 24. -М., 1997. С. 6−28.
  4. Е.Г. Аудитории 2000 года. // Советский музей. 1986, № 1. -С.34−36.
  5. Великая Октябрьская Социалистическая революция и становление советской культуры 1917−1927 гг. / Под ред. М. П. Ким. -М.: Инст-т истории СССР, 1987.
  6. Вопросы экскурсионной работы музеев. М., 1965.
  7. Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев. М., 1961.
  8. Всемирная история в 24 томах. Т. 17. — Минск, 1986.
  9. С.О. К творческой биографии И.М. Гревса. // Из истории рукописных и старопечатных собраний: Исследования, обзоры, публикации. Сб. науч. трудов ГПБ. Л., 1979. — 123−141.
  10. Л.С. Краеведческое движение 20-х гг. и проблема исторической памяти на переломных этапах развития общества. // Краеведение Москвы: научно- методические материалы в помощь краеведам. М., 1990. — С. 30 -33 .
  11. В.В. Ленин и социалистическая культура. Ленинская концепция формирования социалистической культуры. М., 1972.
  12. П.Х., Мирвис А. Б. Дом Романовых. Спб., 1998.
  13. Декреты Советской власти. T.I. 25 октября 1917 г — 16 марта 1918 г. — М., 1957.-С. 371−374-
  14. Декреты Советской власти. -Т.Н. 17 марта 10 июля 1918 г. -М., 1959. -С.451−457-
  15. Декреты Советской власти. T.III. 11 июля — 9 ноября 1918 г. — М., 1964. -С. 381−382.
  16. Р.А., Емельянов Б. В., Пасечный П. С. Основы экскурсоведения. -М., 1985.
  17. Еженедельник Наркомпроса РСФСР. 1927, № 31. — С. 74−76.
  18. В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. М., 1968-
  19. Н.С. Из истории массовой научно-просветительной работы советских музеев (1917−1945гг.). // Вопросы массовой научно-просветительной работы. Труды НИИ культуры. М, — 1972. — Т.5. — С.23−194.
  20. JI.B. Формирование советской научной интеллигенции. 1917−1927. -М., 1980
  21. Из истории строительства советской культуры 1917−1918 гг. Сб. документов. -М., 1964.
  22. Известия ВЦИК, 23 декабря 1921 г.
  23. Известия ЦБК, — 1927, № 1. С. 12.
  24. Известия ЦИК, 15 марта 1927 г.
  25. Информационный бюллетень. 1921, № 4. — С. 12−13.
  26. Искусство Коммуны, 12 января 1919 г.
  27. Искусство Коммуны, 16 февраля 1919 г.
  28. Искусство Коммуны, 23 февраля 1919 г.
  29. Кеирим Маркус М. Б. Государственное руководство культурой. Строительство Наркомпроса. (ноябрь 1917 — середина 1918). -М., 1980.
  30. Н.Г. К истории отечественной экскурсионной школы (реферативный обзор публикаций второй половины XIX -начала XX в.). М., 1992.
  31. Т. П. Извольте быть благонадежны!. М., 1997.
  32. Коржихина.Т. П. История государственных учреждений. М., 1986.
  33. КПСС в резолюция и решениях: съездов, конференций и пленумов ЦК1898−1970).-М., 1970.-Т.2.
  34. Н.К. Педагогические сочинения. М., 1962. — Т. 10. — С.337.
  35. Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959.- Т.7. — С.347−352.
  36. Культурная жизнь в СССР. Хроника 1917−1927 гг. М., 1975.
  37. Культурное строительство в РСФСР. 1917−1927. М., 1984.
  38. В.А. Революция и просвещение масс. М., 1972.
  39. В.А. Воплощение ленинских принципов народного просвещения в первые годы Советской власти.// Советская культура. 70 лет развития. М., 1987.-С. 93−101-
  40. Ф.Л., Соколовский Ю. Е. Экскурсии по памятникам истории икультуры. // Вопросы массовой научно-просветительной работы. Труды НИИ культуры. Т. 5. — М, 1972. — С. З- 146.
  41. Ф.Л. Научно-просветительная работа музеев в СССР. М., 1977.
  42. В. Музеи и новые учебные программы в системе образования в Англии. // Культура и искусство за рубежом. Серия: Музейное дело и охрана памятников. Экспресс информация. — М., 1988. — Вып.5. — С.8,9.
  43. В.И. ПСС. 1969. — Т.37.
  44. В.И. ПСС. 1969. — Т.38
  45. В.И. ПСС. 1969. — Т. 41
  46. Т.А. Борис Евгеньевич Райков. Л., 1970.
  47. А.В. Классовая борьба в искусстве. // Искусство. 1929.- № 12. — С.21−23.
  48. Материалы научно-практических семинаров музейных работников по теме «Музей и дети» в гг. Москве и Сыктывкаре 1995 г. М., 1996.
  49. Материалы научно-практических конференций музейных работников по теме «Музей и традиции» в г. Москве и Саратове. 1996 г. М., 1997.
  50. П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. — Т.2.
  51. Музейное дело. Сб. науч. трудов. -М., 1997. Вып. 24.
  52. Музей город — регион: история и современность. Материалы конференций музейных работников, состоявшихся в гг. Москве и Орле в 1997 г. -М., 1998.
  53. Музей в современном обществе. Поиски новых решений (По материалам конференций музейных работников, состоявшихся в гг. Москве и Екатеринбурге в 1998 г.).-М., 1999.
  54. Народное образование в СССР. 1917−1973 гг. -М., 1974.
  55. Народное просвещение. 1918. -№ 6
  56. Народное просвещение. 1918. — № 21.
  57. Петроградский Военно-революционный комитет: Сборник докладов и материалов. -М., 1966.- Т.1.
  58. Правда, 10 февраля 1925 г.
  59. Правда, 13 февраля 1925 г.
  60. Д. А. Организация музейного дела в годы восстановления народного хозяйства (1921−1925). // Очерки истории музейного дела в СССР. -Вып. VI. -М., 1968. С. 97−445.
  61. Е.С. Истринский краеведческий музей 1928 -1938 гг. // Очерки музейного дела в СССР. М., 1968. — Вып. 6. — С. 244−311.
  62. Е.Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений. // Музейное дело. Вып.21. М., 1992. — С. 168 — 184.
  63. Е.Н. Экскурсионный метод и город: постановка проблемы в 20-е гг. // Музейное дело: музей культура — общество. Вып. 21. Сб. науч. трудов. -М., 1992. -С.102−109.
  64. Т.Д. Эволюция краеведения в России в конце XIX—XX вв.еках (на материалах Москвы). Автореф. дисс. канд. ист. наук, — М., 1999.
  65. Е.Ч. Иван Михайлович Гревс. // Гревс И. М. Тацит. M.-JL, 1946. — С.223−248.
  66. Ю.Е. Из опыта изучения эффективности экскурсий. // Вопросы экскурсионной работы. Труды НИИ культуры. М., 1973.- Т. 10. -С.228−237.72. СУ, 1917. -№ 12,-Ст. 183.
  67. СУ, 1918. -№ 38. -Ст. 499−501.74. СУ, 1919. -№ 21.-Ст.267.75. СУ, 1920.-№ 69.-Ст. 312
  68. СУ, 1921. № 12. — Ст. 78,79.77. СУ, 1923. -№ 28.-Ст.326.78. СУ, 1924. -№ 4.-Ст. 10.
  69. С.О. Золотое десятилетие советского краеведения. // Отечество: краеведческий альманах. Вып. 1, — М., 1990.
  70. С.Б. Н.П. Анциферов участник краеведческого движения 20-х годов. // Анциферовские чтения. — JL, 1989. — С. 9−23.
  71. А.И. Развитие государственного аппарата народного просвещения в первые годы Советской власти. // Вопросы истории. 1984. — № 12. — С. З -15.
  72. А.И. Культурное строительство в первые годы Советской власти (1917−1927гг). Харьков, 1987- Ким М. П. 40 лет Советской культуры. -М., 1957.
  73. A.M. Музейное дело в советской республике. // Музейное дело. Музееведение России первой трети XX века. Сб. науч. трудов М., 1997. -Вып. 24. -С.161−188.
  74. О.С. К работе Б.Е.Райкова по организации экскурсионных станций. // Учебные записки Ленинградского Государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Л., 1948. — С.51−57.
Заполнить форму текущей работой