Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Страховой рынок Узбекистана: основные проблемы и тенденции развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В положениях, регулирующих страховой рынок Узбекистана, сохраняются: жесткие требования к инвестиционной деятельности в части размещения собственных активов страховщиковограничения, накладываемые на сотрудничество с нерезидентами в сфере перестрахования. Слабо развитая инфраструктура страхового сектора тормозит его развития в Узбекистане. Необходимо активное участие государства в лице… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Особенности формирования рыночной экономики в Республике Узбекистан
    • 1. 2. Этапы становления и развития страхового рынка Узбекистана
    • 1. 3. Анализ современного состояния страхового рынка Узбекистана
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА УЗБЕКИСТАНА
    • 2. 1. Совершенствование государственного регулирования страховой деятельности Республики Узбекистан
    • 2. 2. Потенциал международной интеграции страхового рынка Узбекистана в рамках СНГ
    • 2. 3. Финансовая поддержка экспортеров Узбекистана с помощью страхования экспортноимпортных операций
  • ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СТРАХОВОГО РЫНКА УЗБЕКИСТАНА
    • 3. 1. Место взаимного страхования на узбекском рынке страховых услуг
    • 3. 2. Применение метода взаимного страхования в сельском хозяйстве Узбекистана
    • 3. 3. Взаимное страхование в системе страхования имущества на случай природных катастроф

Страховой рынок Узбекистана: основные проблемы и тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Переход Республики Узбекистан к рыночной форме функционирования экономики сопровождался коренными изменениями ранее существовавшего уклада хозяйствования. В условиях переходной экономики решению важнейших социально-экономических задач во многом призвана содействовать страховая отрасль — одна из важнейших составляющих финансового сектора экономики развитых стран. Однако доля страхования в ВВП Узбекистана пока составляет лишь около 0,3%. Имеют место существенные бюджетные затраты на ликвидацию последствий стихийных бедствий, оказание социальной поддержки гражданам.

Это обусловлено недостаточной развитостью многих институтов страхования, в особенности взаимного страхования как одного из наиболее актуальных путей решения социально-экономических проблем на современном этапе. К негативным факторам, сдерживающим рост страхового рынка, следует отнести и недостаточное развитие законодательной базы, слабый уровень вовлеченности страны в интеграционные процессы.

В этой связи необходимо более глубокое и всестороннее осмысление роли и места страхования на рынке финансовых услуг как важной компоненты экономического развития в Республике Узбекистан.

Тенденции становления и развития рынка страховых услуг Узбекистана, особенности его функционирования, в том числе в условиях интеграционных процессов в рамках стран СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза, требуют должного внимания и комплексного исследования, что и обусловило актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, постановку цели и задач диссертационной работы.

Цель исследования — определение роли страхового рынка Узбекистана в интеграции страны в мировое хозяйство и выявление основных направлений дальнейшего его развития.

Реализация указанных целей предполагает решение следующих задач:

— сформулировать целостное представление о количественных параметрах узбекского страхового рынка и его структуре;

— выявить тенденции развития и особенности структуры страхового рынка Республики Узбекистан и определить факторы, влияющие на его развитие;

— раскрыть особенности государственного регулирования страхового рынка Республики Узбекистан;

— выявить возможности и основные направления интеграции страхового рынка Узбекистана в мировой рынок страховых услуг;

— определить роль и место страхования при проведении экспортно-импортных торговых операций в Узбекистане, а также влияние специализированных правительственных институтов по экспортному кредитованию и страхованию на темпы развития национальной экономики;

— обосновать преимущества взаимного страхования на узбекском рынке, перспективные направления и необходимые условия его развития.

Объект исследования — страховой рынок Республики Узбекистан.

Предмет диссертационного исследования — формирование страхового рынка Республики Узбекистан и процессы, связанные с обеспечением страховой защиты имущественных интересов юридических и физических лиц в условиях становления основных институтов рыночной экономики страны.

Теоретическую основу исследования составили труды ведущих российских и зарубежных ученых и специалистов, раскрывающие сущность и закономерности развития рынка страховых услуг, основы формирования страховых продуктов.

Методологической основой исследования выступают такие общенаучные методы и приемы исследования, как комплексный статистический и экономический анализ, синтез, сравнение, классификация и прогнозирование.

Степень разработанности проблемы. Вопросы становления и отдельные аспекты развития зарубежных страховых рынков рассмотрены в работах.

Н.Г. Адамчук, И. Л. Логвиновой, Л.А. Орланюк-Малицкой, И. В. Орловой, А. П. Плешкова, Л. И. Рейтмана, К. Е. Турбиной, Т. А. Федоровой, A.A. Цыганова, Г. В. Черновой, С. А. Чудинова, Р. Т. Юлдашева и других. В них отражены специфика и процессы развития национальных страховых рынков, организация деятельности страховых компаний и органов страхового надзора, проанализированы нормативно-правовые акты по регулированию страхового бизнеса.

Проблематика развития страхового рынка и отдельных видов страхования исследовалась в трудах зарубежных экономистов. В их числе: Р. Аскари, С. Диакон, Ч. Скавторм, Р. Сойтс, П. Чеччини и др.

Анализу страхового рынка Узбекистана посвящены работы узбекских специалистов — М. Т. Аскаровой, Б. Б. Ашрафханова, Ш. Б. Имамова, М. А. Мирсадыкова.

Однако до настоящего времени ощущается явный недостаток работ по системному анализу современного страхового рынка Узбекистана. Исключение составляют фрагментарные статистические данные о развитии страхового рынка или проблемы в отдельных отраслях страхования, освещаемые в периодической печати. Практически не изучен аспект взаимного страхования на узбекском страховом рынке.

Информационная основа исследования: нормативные правовые акты, касающиеся формирования и развития рынка страховых услуг Узбекистанаданные Государственной инспекции по страховому надзору Республики Узбекистан, Государственного комитета по статистике Республики Узбекистанисточники государственного регулирования страховой деятельности стран-членов СНГ, ОЭСРзарубежные учебные и научные изданияданные российских и международных информационных и рейтинговых агентств, перестраховочных обществматериалы конференциймонографии российских и зарубежных авторов по различным аспектам рынка страховых услугИнтернет-ресурсыпубликации в периодической печати.

Научная новизна диссертации заключается в выявлении характерных особенностей формирования и направлений развития страхового рынка Республики Узбекистан в целях дальнейшей интеграции страны в мировой рынок страховых услуг.

Наиболее существенные результаты, выносимые автором диссертационного исследования на защиту:

— сформировано целостное представление о структуре, количественных и качественных показателях узбекского страхового рынка на основе комплексного анализа страховых отношений за период с начала 90-х годов XX в. по настоящее время. Результаты проведенной периодизации развития страхового рынка показывают, что Узбекистан прошел путь от начала трансформации узбекского «Госстраха», формирования основных субъектов страхового рынка, в том числе созданных при участии и активной поддержке государства, до становления современного страхового законодательства как самостоятельного правового института и основы дальнейшей либерализации национального рынка страховых услуг;

— выявлены особенности государственного регулирования страховой деятельности Республики Узбекистан на основе анализа законодательной базы, регулирующей страховые отношения и системы государственного надзора за деятельностью страховщиков, которые состоят в применении методологической базы России на первых этапах становления узбекского страхового рынка и введении жестких, сдерживающих рост этого рынка мер регулирования на современном этапе его развития, а также в слабой эффективности инфраструктуры страхового рынка;

— раскрыты факторы, препятствующие развитию национального страхового рынка, заключающиеся в наличии ограниченного платежеспособного спроса, недостаточной емкости внутреннего рынка, неоднородности финансовой инфраструктурыпредложены рекомендации по повышению эффективности узбекского страхового рынка путем внедрения взаимного страхования, усиления роли посредников как главных страховых консультантов страхователей;

— обоснована экономическая целесообразность дальнейшей интеграции страхового рынка Узбекистана в международный страховой рынок, в первую очередь в рамках СНГ, что будет способствовать приходу на местный рынок иностранных страховщиков с различными ноу-хау, росту капитализации страхового рынка и страховых организаций, развитию новых каналов продаж страховых услуг;

— обоснована необходимость финансовой поддержки хозяйствующих субъектов Узбекистана с помощью страхования экспортно-импортных операций как инструмента содействия развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и повышения конкурентоспособности узбекских товаров на зарубежных рынках в свете перспективы вступления Узбекистана в ВТО;

— разработаны предложения, способствующие повышению эффективности функционирования рынка взаимного страхования с учетом мирового опыта и его адаптации к условиям Республики Узбекистан, в комплексе с государственной поддержкой и регулированием. Обосновано комплексное развитие взаимного страхования на базе сообществ жителей (по-узбекски — «махалля»), существующих на протяжении многих веков в каждом районе города и кишлаке Узбекистана, в целях совместной защиты от общих рисков.

Апробация результатов работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных, вузовских научно-практических конференциях, в частности, на X Международном заочном симпозиуме на тему «Актуальные проблемы управления рисками и страхования», организованном Международным институтом исследования риска (Москва, декабрь 2010 г.) — на научно-практической конференции «Проблемы повышения конкурентоспособности российского страхования как инструмента управления рисками», организованной Международным институтом исследования риска (Шарджа, февраль 2011 г.) — на.

IV Межвузовской научно-практической конференции на тему «Управление рисками в современной экономике», организованной кафедрой управления рисками и страхования МГИМО (У) МИД России (Москва, ноябрь 2011 г.) — на VIII Международной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики», проведенной кафедрой национальной экономики и экономической безопасности Пермского государственного университета (Пермь, август 2012 г.).

Практическая значимость исследования. Разработаны предложения: а) государственному органу страхового надзора Республики Узбекистан и другим органам законодательной и исполнительной власти Узбекистана по ряду направлений активизации развития страхового рынка, б) по проекту закона о взаимном страховании, в) по оценке целей присоединения Узбекистана к интеграционным соглашениям в рамках СНГ. Материалы диссертации могут быть использованы и в качестве информационного источника для российских страховщиков, перестраховщиков и страхователей, имеющих деловые связи с Узбекистаном, а также они могут служить базой для дальнейшего исследования вопросов интеграции страховых рынков стран-членов СНГ.

Материалы исследования могут использоваться в учебном процессе высших учебных заведений по дисциплинам: «Мировой страховой рынок», «Страховое дело», «Страхование в Российской Федерации и за рубежом», а также при составлении спецкурса: «Россия и Узбекистан: сотрудничество в страховой сфере».

Публикации. По материалам диссертации автором опубликовано 5 статей, в том числе 4 статьи общим объемом 2,6 п.л. в журналах из Перечня ВАК России. Ряд положений апробирован на семинарах по страхованию МГИМО (У) МИД России в рамках курса «Страховое дело».

Структура диссертационной работы отражает его цель, задачи и состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений (34 таблицы). По тексту приводится 13 таблиц и 3 рисунка. Общий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное автором исследование позволило сформулировать следующие выводы, предложения и рекомендации по развитию рынка страховых услуг Республики Узбекистан.

1. Основные направления рыночных преобразований в Узбекистане: формирование малого и среднего бизнеса, финансово-кредитной системы и сопутствующих структурреформирование аграрного сектора экономикиналаживание внешнеэкономических связей с внешним миром. Основные приоритеты для страны — преодоление сырьевой направленности экономики республикидиверсификация общей структуры экспорта развитием индустриальных отраслейстимулирование экспорта хозяйствующих субъектов.

2. Становление и развитие национального рынка страхования предусматривали постепенность преобразований с учетом стартовых условий, национальных страховых традиций и культуры страхования. Исследование этапов развития страхового рынка Узбекистана позволило сделать вывод о том, что осуществлена либерализация сектора страхования (ликвидация монополии Госстраха), создана необходимая правовая база по обеспечению эффективного функционирования страхового рынка и принят курс на дальнейшее развитие и повышение качества страховых услуг. Последующие этапы будут связаны с усилением роли инфраструктуры страхового сектора, включающей посреднические институты, актуарные организации и самоорганизующиеся структуры, а также развитие метода взаимного страхования.

3. Анализ страхового рынка Узбекистана, проведенный в диссертации, показал, что в развитии страхового рынка в последние годы преобладают позитивные тенденции — устойчивый рост показателей состояния страхового рынка. Это касается: объема страховых премий и выплатколичества компанийразмера накопленных капиталовложенийстабильных темпов роста. Так, за период 2005;2010 гг. объем страховых премий увеличился более чем в четыре раза — с 42,6 до 175,5 млрд сумобъем страховых выплат в шесть раз — с 4,8 до 27,6 млрд сумразмер уставных капиталов в более чем в два раза — с 89 до 209 млрд сум. Несмотря на высокие темпы роста абсолютных показателей страхового рынка в национальной валюте, в долларовом эквиваленте они остаются незначительными по сравнению с другими странами-членами СНГ.

По относительным показателям, к которым можно отнести долю страховой премии в ВВП, размер страховой премии на душу населения, Узбекистан в лучшем случае соответствует среднему уровню по СНГ. Практически за весь период своего рыночного опыта страховщики Узбекистана не смогли выйти за планку, ограниченную 0,3% ВВП. Страховая премия на душу населения по итогам 2010 г. составило всего 6 223,4 сум (3,79 долл.).

При этом, страховой рынок Узбекистана имеет неиспользованные резервы и заложенные в страховании потенциальные возможности. В стране застраховано приблизительно 10−15% возможных рисковимеется значительный нереализованный потенциал по взаимному страхованиюслабо решаются задачи по стимулированию инициативного осуществления страховой защиты предприятиями промышленного комплекса, населением вследствие его низкой страховой культуры, присущей странам с переходной экономикой. В этом направлении необходимы: реклама конкретных видов страховых услуг, отдельных страховых компаний, разъяснительная работа о выгодах взаимного страхования на местах проживания граждан, пропаганда его как эффективная форма защиты собственности, имущественных интересов предпринимателей и граждан.

4. Узбекистан, во избежание негативных последствий для национального бизнеса и платежного баланса, допустил вхождение иностранцев в страховой рынок страны для осуществления любых видов страхования. Действующее страховое законодательство страны содержит наиболее благоприятные условия для иностранных инвесторов по сравнению с законодательством, регулирующим другие сектора услуг. Приход на местный рынок иностранных страховщиков способствует появлению различных ноу-хау, росту капитализации страхового рынка и страховых организаций, развитию новых каналов продаж страховых услуг. Здоровая конкуренция между узбекскими и иностранными страховыми менеджерами, между различными стратегиями и моделями бизнеса, всеми поставщиками услуг идет только на пользу национальному страховому рынку.

5. Анализ механизма государственного регулирования страхового сектора в Узбекистане показал, что общие принципы и подходы, выработанные на стадии становления страхового рынка как неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы страны, соответствуют общепринятым мировым тенденциям, т. е. можно говорить о возможности быстрой адаптации узбекской практики страхования к условиям интеграции страховых рынков стран-членов региональных объединений.

6. В положениях, регулирующих страховой рынок Узбекистана, сохраняются: жесткие требования к инвестиционной деятельности в части размещения собственных активов страховщиковограничения, накладываемые на сотрудничество с нерезидентами в сфере перестрахования. Слабо развитая инфраструктура страхового сектора тормозит его развития в Узбекистане. Необходимо активное участие государства в лице Госстрахнадзора в развитии инфраструктуры страхового рынка. Актуальное значение приобретает посреднический институт, остающийся слабо развитым. Согласно Закону, деятельность страхового брокера не может совмещаться с другими видами деятельности в сфере страхования (за исключением деятельности перестраховочного брокера). Учитывая то, что страховой брокер является главным консультантом страхователей в вопросах страхования, тем самым содействуя становлению страховой грамотности населения, на первых этапах становления страхового рынка, лицензирование этого вида деятельности должно быть упрощено заменой на сертификацию (аттестацию) брокеров на основе установленных требований государства в Положении о брокерской деятельности.

7. Необходимо сформировать официальный реестр страховых агентов, в котором должны фиксироваться не только данные агента, но и данные компании, которую он представляет. Страховые агенты должны иметь профессиональную квалификацию, подтвержденную квалификационным аттестатомпредоставлять, по требованию страхователя, информации о размерах вознаграждений в целях недопущения спекулятивного роста рыночной доли компаний в ущерб их финансовой устойчивости.

8. Важное значение в развития страхового рынка имеет развитие актуарных институтов. Сегодня только две компании в Узбекистане ведут актуарную деятельность на рынке страхования. Учитывая достаточно большую емкость страхового рынка, и потенциал его развития, актуарная деятельность приобретает важное значение. Оно требует эффективного стимулирования в целях роста качества страховых услуг и повышения уровня узбекского страхового рынка в целом. Разработка программ обучения актуариев с участием зарубежных актуариев, развитие актуарной профессии в стране в соответствии с международными стандартами ІАА уменьшит степень прямого надзорного вмешательства, сводя его до оценки пригодности и соответствия самого актуария.

9. Модель регулирования страховой деятельности должна предусматривать рациональное сочетание государственного регулирования и саморегулирования страхового сообщества. Важнейшие функции саморегулируемых организаций: выработка профессиональных требованийметодологическая поддержка новых страховых технологийлоббирование интересов страхового сообществаподготовка кадровпропаганда страхования. Необходим страховой омбудсмен Узбекистана, которому можно передать функции Госстрахнадзора по рассмотрению претензий страхователей.

10. Усиление интеграционных процессов в постсоветском пространстве стало фактором повышения конкурентоспособности входящих в него стран, а также повышения экономической эффективности некоторых сегментов экономики, в том числе и страхования. Между тем, в страховых секторах стран СНГ существуют определенные барьеры (к примеру, рейтинговые требования к перестраховщикам), что существенно осложняет обмен рисков страховщиков из стран СНГ, вызывая ослабление взаимного сотрудничества. Представляется актуальным вопрос о создании единого перестраховочного пространства, в том числе по обязательным видам страхования (ОСАГО, ОСГОП).

11. Новые перспективы для узбекского страхового бизнеса могут открыться при вступлении Узбекистана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Преобладание торгово-экономических отношений, осуществление совместных проектов Узбекистана со странами-членами СНГ требуют их соответствующее финансирование на государственном уровне и их страхового сопровождения. Совместная работа страховщиков по разработке и принятию единых правил и общих принципов страхования, учреждение совместных международных страховых пулов послужат стимулом к реальной интеграции страхового пространства стран-членов СНГ. Опыт сотрудничества в рамках многосторонних интеграционных соглашений показал, что такое взаимодействие может стать эффективным при осознании важности развития страхового сектора в качестве механизма обеспечения экономической безопасности государств-членов СНГ и наличия политической воли президентов к дальнейшему углублению экономической интеграции.

12. Растущая открытость экономики Узбекистана, формирование зрелого страхового рынка в стране, перспективы его интеграции с мировым рынком страхования определяют необходимость: создания целостной системы страхования экспорта в Узбекистаневыработки эффективных механизмов стимулирования экспорта путем создания узбекского Эксимбанка и Экспортно-кредитного агентства в соответствии со сложившейся международной практикой. Это обеспечит: стабильность экспорта в форме товарного кредитования несырьевой продукции производителей на основе их защиты от риска неплатежейулучшит доступ к оборотному капиталуудешевит кредитные ресурсы. Формирование в Узбекистане практики страхования экспортно-импортных операций (как отдельной отрасли) положительно повлияет на развитие культуры риск-менеджмента узбекских экспортеров, повысит прозрачность экспортных операций и международных инвестиций. В свете перспективы вступления страны в ВТО и ввиду ограничений со стороны этой организации на прямое стимулирование экспорта и применение тарифных методов регулирования торговой деятельности, такая финансовая поддержка экспортеров на государственном и частном уровнях приобретает особую значимость.

13. Государственная поддержка взаимного страхования необходима в целях защиты имущественных интересов граждан, так как неразвитость на уровне общества самостоятельно формируемых источников возмещения ущерба, сравнительно высокая вероятность наступления неблагоприятных событий, а также низкие страховая культура и платежеспособный спрос населения не позволяют формировать соответствующие резервы. Особенности взаимного страхования, заключающиеся в доступности для всех слоев населения, самостоятельном формировании собственной страховой программы, низкой стоимости таких услуг создают все предпосылки для его внедрения и развития в Республике Узбекистан. Существующие в стране самоуправляющие институты («махалля»), добровольная общественная взаимопомощь среди местного населения, когда люди на регулярной основе оказывают помощь членам общины для улучшения их социально-экономического состояния общества («хашар») создают необходимые предпосылки для развития взаимного страхования. Махалля как орган самоуправления на местах может стать платформой для объединения лиц для совместной защиты от общих рисков. На самобытной структуре махалли можно успешно развивать новые принципы защиты имущественных интересов лиц, проживающих в одном квартале методом взаимного страхования.

14. Необходимо законодательно регламентировать права субъектов предпринимательской деятельности (граждан-индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) на осуществление взаимного страхования путем объединения в общества взаимного страхованияпринять новый Закон о взаимном страховании, который должен определить существенные правовые особенности ВСО и взаимного страхования, к которым следует отнести: минимальное количество участников ВСО, принципы налогообложения, особые нормы и положения по отношению к обществам малого размера, условия лицензирования (регистрации) операторов такафул страхования как модификация взаимного страхования.

15. Узбекистан — один из центров мусульманской культуры мира. Поэтому актуально появление исламских институтов, в том числе института такафул-компаний. К сдерживающим факторам следует отнести отсутствие опыта и соответствующих кадров, неразвитость правовой базы. Наличие таких институтов увеличит спрос на страховые продукты среди консервативных мусульман и конкуренцию на страховом рынке, улучшит в стране инвестиционный климат.

16. Страхованием в сельскохозяйственной отрасли от природно-климатических условий занимается только ГАСК «Узагросугурта». При этом, невыгодные для страхователей условия в правилах страхования урожая, длительные бюрократические процедуры урегулирования страхового случая, слабость юридических служб сельхозпредприятий ставят их в невыгодное положение. Представляется необходимым уход коммерческих структур из данного сегмента, создание благоприятных условий для освоения его исключительно ВСО. Взаимная форма страховой защиты позволяет уменьшить в разы взносы по страхованию сельскохозяйственных рисков при высоком качестве страхового продукта и другими преимущественными особенностями, присущими ВСО.

17. Ситуацию на национальном страховом рынке можно улучшить поэтапным созданием в Узбекистане с участием представителей махаллинских комитетов, государства и опытных страховых компаний, эффективной системы защиты имущества физических и юридических лиц от рисков природных катастроф без введения обязательного страхования.

18. Внедрение в сельском хозяйстве взаимного метода страхования предполагает: широкомасштабное информирование дехканских, фермерских хозяйств о его преимуществахнепосредственное участие в этом процессе районных хокимиятов, председателей махаллинских комитетов, участковых инспекторов, работников налоговой инспекции.

19. В целях эффективного функционирования ВСО в обеспечении защиты от рисков природных катастроф требуется построение такого механизма, который будет органично сочетать взаимное страхование с государственной поддержкой. В связи с чем, представляется целесообразным определить государственного перестраховочного агента в лице ГАСК «Узагросугурта» с наделением ее государственными гарантиями и возложением функций, связанных с обязательным перестрахованием рисков ВСО, представив ее тремя уровнями:

— коммерческая структура для осуществления традиционных видов страхования (первый уровень);

— перестраховочная компания для возмещения ущерба от гибели урожая сельскохозяйственных культур (второй уровень);

— перестраховочная компания для защиты имущества ОВС от рисков природных катастроф (третий уровень).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Республики Узбекистан, введен в действие с 1 марта 1997 года постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан N 257−1 от 29 августа 1996 года.
  2. Налоговый кодекс Республики Узбекистан, утвержден Законом Республики Узбекистан №ЗРУ-136 от 25 декабря 2007 года.
  3. Закон Украины «О страховании» с изменениями, внесенными законами Украины № 2664−111 и № 2665-ІІІ от 12 июля 2001 года.
  4. Закон Республики Беларусь «О страховании» № 2343-ХІІ от 3 июня 1993 года.
  5. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. № 126-И «О страховой деятельности».
  6. Закон Российской Федерации № 4015−1 от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  7. Закон Республики Узбекистан «О дехканском хозяйстве» № 604−1 от ЗО апреля 1998 года.
  8. Закон Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» № 763−1 от 14 апреля 1999 года.
  9. Закон Республики Узбекистан «О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)» № 600−1 от 30 апреля 1998 года.
  10. Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности» № 358−11 от 5 апреля 2002 года.
  11. Закон Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве» № 602−1 от 30 апреля 1998 года.
  12. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 167 от 21 апреля 1998 года «О мерах по обеспечению страховой защиты национальных экспортеров».
  13. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июля 1998 года «О мерах по государственному регулированию страховой деятельности»
  14. Постановление Президента Республики Узбекистан № 286 от 17 апреля 2006 года «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006—2010 годах».
  15. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-1710 от 18 февраля 1997 года «О создании Национальной компании экспортно-импортного страхования «Узбекинвест».
  16. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-3022 от 31 января 2002 года «О мерах по дальнейшей либерализации и развитию страхового рынка».1. Книги
  17. В.Ю. Правовое регулирование страховой деятельности в Российской Федерации : учеб. пособие / В. Ю. Абрамов. М.: Анкил, 2009. — 312 с.
  18. В.Ю. Страховой риск: понятие и оценка: правовые аспекты / В. Ю. Абрамов. М.: Анкил, 2006. — 128 с.
  19. Н.Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации / Н. Г. Адамчук. М.: РОССПЭН, 2004. — 591 с.
  20. Н.Г. Обзор страховых рынков ведущих стран Азии (на примере Китая и Японии) / Н. Г. Адамчук, Р. Т. Юлдашев. М.: Анкил, 2001. — 120 с.
  21. А.П. Основы страхового дела / А. П. Архипов, В. Б. Гомелля. М.: Маркет, 2002.- 101 с.
  22. А.П. Страховое дело: Учебно-методический комплекс / А. П. Архипов, A.C. Адонин. М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2008. — 424 с.
  23. Р. И. Страхование в мусульманском праве (теория и практика) / Р. И. Беккин. -М.: Анкил, 2001.- 152 с.
  24. Г. Н. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Г. Н. Власов, A.M. Желтов. Нижний Новгород, 1998. -289 с.
  25. A.M. Страхование / A.M. Годин, С. Р. Демидов, C.B. Фрумиыа. — М.: Дашков и Ко, 2010 504 с.
  26. В.Б. Страхование внешнеэкономической деятельности / В. Б. Гомелля. -М.: БГЭУ, 2007.-384 с.
  27. Государственное регулирование в условиях перехода к рынку: Опыт Б*оссии и Узбекистана / под ред. Л. И. Абалкина. М.: ИЭ РАН, 2003. — 530 с.
  28. P.C. В мире перемен / P.C. Гринберг. М.: Институт экономики РАН, 2006.-484 с.
  29. М.В. Оценка и регулирование платежеспособности страховых компаний в странах Европейского Союза и России / М. В. Иванова. М.: Анкил, 2010.- 102 с.
  30. И.А. По пути модернизации страны и устойчивого развития экономики / И. А. Каримов. Ташкент, Узбекистан, 2008. — 280 с.
  31. И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана / И. А. Каримов. Ташкент: Узбекистан, 2009.-48 с.
  32. И.А. По пути преодоления последствий мирового кризиса, модернизации страны и достижения уровня развитых государств / И. А. Каримов. — Ташкент: Узбекистан, 2010. -248 с.
  33. М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций /М.Ю. Карякин. М.: Авуар консалтинг, 2002. — 144с.
  34. В.Е. Основы риск-менеджмента / В. Н. Кирюшкин, И. В. Ларионов. — М.: Анкил, 2009. 132 с.
  35. H.H. Международные экономические отношения: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. / H.H. Ливенцев. M.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. — 648 с.
  36. В.К. Мировая экономика : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям 3-е изд., перераб. и доп. / В. К. Ломакин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 671 с.
  37. И.Л. Взаимное страхование в России: особенности эволюции / И. Л. Логвинова. М.: Финансы и статистика, 2009. — 176 с.
  38. И.Л. Взаимное страхование как метод создания страховых продуктов в российской экономике / И. Л. Логвинова. М.: Анкил, 2010. — 248 с.
  39. Т.Я. Управление рисками в современном предпринимательстве / Т. Я. Нерсисян. М.: Анкил, 2009. — 168 с.
  40. О.Б. Страхование в Российской Федерации : учеб. пособ. / О.Б. Окунев- Моск. гос. ин-т международных отношений (университет) МИД России, кафедра страхования. М.: Анкил, 2009. — 232 с.
  41. Орланюк-Малицкая Л. А. Страхование: Учебник / Л.А. Орналюк-Малицкая. — М.: Юрайт, 2010.-828 с.
  42. А.П. Очерки зарубежного страхования / А. П. Плешков, И. В. Орлова. — М.: Анкил, 2006. 200 с.
  43. Д.В. Системы страхования в США, Великобритании и Германии / Д. В. Самаркин. М.: ПАИМС, 2001. — 286 с.
  44. Страхование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям (60 400) «Финансы и кредит», (60 500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. Ю. Т. Ахвледиани. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 543 с.
  45. Страхование от, А до Я: Книга для страхователя / под ред. Л. И. Корчевской, К. Е. Турбиной. М.: Инфра-М, 1996. — 624 с.
  46. Страховое дело: Учебник / Л. И. Рейтман, Е. В. Коломин, А. П. Плешков и др. под ред. Л. И. Рейтмана. М.: Банк и биржевой науч.-консультац. центр: ТОО НПФ «Экое», 1992. — 524 с.
  47. Страховой бизнес в Узбекистане. Информационно-аналитический справочник. ООО «8А1РЯО» Ташкент: Узбекистан, 2008. — 284 с.
  48. Теория и практика страхования / под общей ред. К. Е. Турбиной. М.: Анкил, 2003.-704 с.
  49. К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования / К. Е. Турбина. М.: Анкил, 2000. — 320 с.
  50. К.Е. Взаимное страхование / К. Е. Турбина, В. Н. Дадьков. М.: Анкил, 2007. — 344 с.
  51. Т.А. Страхование: Учебник для вузов / под ред. Т. А. Федоровой. 3-е изд., перераб., доп. -М.: Магистр, 2008. — 1008 с.
  52. А. А. Современные механизмы регулирования рынка страховых услуг / A.A. Цыганов, Е. И. Васильев. М.: РАГС при Президенте РФ, 2004.
  53. Г. В. Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования / Г. В. Чернова. С-П., Питер: 2005. — 240 с.
  54. М.В. Страхование во внешнеэкономической деятельности / М. В. Чиненов. М.: Омега-Л, 2008. — 248 с.
  55. И.Э. Страхование ответственности: справочник. 2-е изд., испр. и доп. / И. Э. Шинкаренко. M.: Анкил, 2006. — 416 с.
  56. Р.Т. Очерки теории страхования. Ретроспективный анализ развития / Р. Т. Юлдашев. М.: Анкил, 2009. — 248 с.
  57. Р.Т. Организационно-экономические основы страхового бизнеса / Р. Т. Юлдашев. М.: Анкил, 2002. — 248 с.
  58. Р.Т. Практика развития страхового бизнеса: пособие для собственников и менеджеров страховых компаний / Р. Т. Юлдашев, Л. И. Цветкова. -М.: Анкил, 2011.-276 с.
  59. Энциклопедия «Экспертиза страхового рынка». -М.: Эксперт РА, 2008. — 332 с. 1. Периодические издания
  60. В.Ю. Общества взаимного страхования. Особенности правового положения / В. Ю. Абрамов // Страховое право. 2005. — № 2. — С. 5.
  61. Д.В. Некоторые правовые вопросы взаимного страхования / Д. В. Акимочкин // Страховое право. 2005. — № 1. — С. 19.
  62. А.Б. Формы покрытия и виды страховых полисов в кредитном страховании / А. Б. Азарченков // Финансовый менеджмент в страховой компании. 2007. — № 2. — С. 24.
  63. Аналитический доклад ПРООН «Совершенствование механизма регулирования экспортно-импортных операций и повышение эффективности таможенного контроля» Ташкент, 2008. — С. 52.
  64. Аналитическая записка ПРООН № 4 «Развитие экспорта Узбекистана — создание благоприятной среды и эффективных институтов» Ташкент, 2006 — С 17.
  65. Аналитическая записка ПРООН «Совершенствование защиты прав потребителей страховых продуктов» Ташкент, 2006. — С. 32.
  66. Аналитическая записка ПРООН «Возможности и перспективы создания Эксимбанка в Узбекистане» Ташкент, 2007 — С. 48.
  67. Аналитическая записка ПРООН № 3 (10) «Финансирование экспорта в Узбекистане: фокус на несырьевой сектор» Ташкент, 2007. — С. 12.
  68. Аналитическая записка ПРООН «Совершенствование защиты прав потребителей страховых продуктов» Ташкент, 2009. — С. 32.
  69. Аналитическая записка ПРООН № 2(13) «Потенциал роста малого бизнеса в Узбекистане: барьеры и возможности» Ташкент, 2009. — С. 12.
  70. Аналитическая записка ПРООН «Медицинское страхование: возможности развития в Узбекистане» Ташкент, 2009. — С. 57.
  71. Аналитическая записка ПРООН «Текущее состояние, проблемы и перспективы рынка страхования Узбекистана» Ташкент, 2009. — С. 55.
  72. Аналитический доклад ПРООН «Совершенствование торговой политики в целях человеческого развития» Ташкент, октябрь 2010. — С. 87.
  73. Аналитическая записка ПРООН «Современное состояние, проблемы и перспективы развития страхования от катастрофических природных рисков в Узбекистане» Ташкент, 2010. — С. 47.
  74. М.Т. О перспективах развития страхового рынка Республики Узбекистан /М.Т. Аскарова // Страховое дело. 2001. — № 4. — С. 36.
  75. A.B. Система государственной поддержки экспорта в Польше / A.B. Атаев // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 4. — С. 23.
  76. JT.A. Анализ эффективных форм предпринимательской деятельности в России. Путеводитель предпринимателя / JI.A. Ахметов // Научно-практическое издание Российской Академии предпринимательства. — 2010. — Выпуск VI. — С. 5.
  77. JI.A. Некоторые факторы, стимулирующие инновационное развитие экономики / Ахметов JI.A., Ботавина Р. Н. // Сборник научных трудов «Путеводитель предпринимателя». 2013. — Выпуск XVII. — С. 13.
  78. .Б. Основные тенденции развития страхового рынка Узбекистана / Б. Б. Ашрафханов, М. А. Мирсадыков // Бозор, пул ва кредит. 2002. — № 4. — С. 28.
  79. .Б. Стимул процесса капитализации / Б. Б. Ашрафханов, М. А. Мирсадыков // Частная собственность. 2003. — № 16. — С. 13.
  80. A.B. Китайский страховой рынок итоги либерализации за 2002 год / A.B. Богатёнков // Страховое дело. — 2003. — № 7. — С. 55.
  81. В.Н. Положение обществ взаимного страхования на крупнейших национальных рынках страхования / В. Н. Дадьков // Страховое дело. 2006. — № 7. -С. 13.
  82. В.Н. Основы взаимного страхования (в порядке обсуждения законопроекта «О взаимном страховании») / В. Н. Дадьков, К. Е. Турбина // Страховое право. 2004. — № 3. — С. 4.
  83. Т. Аспекты деятельности и структура органов страхового надзора за рубежом / Т. Джураев, Б. Ашрафханов, М. Мирсадыков // Экономический вестник Узбекистана. 2001. — №½. — С. 9.
  84. В. Перспективы развития страхования в странах Шанхайской организации сотрудничества / Дрошнев В., М. Дрошнева // Страховое дело. 2010. — № 2,3. — С12 и с49.
  85. Т. Особенности работы страховых брокеров и посредников в Европе / Т. Емельнова // Финанс. -2010. № 2. — С. 28.
  86. М.С. Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах / М. С. Жилкина // Финансовый бизнес. 2001. — № 1. — С. 13.
  87. Журнал «Ингосстрах REPORT». Азиатский подход: «Ингосстрах» укрепляет свои позиции в Узбекистане. Июнь 2008. № 15. — С. 6.
  88. Заброд екая A.A. Проблемы и перспективы развития страхования ответственности в Республике Узбекистан / A.A. Забродская // Экономическое обозрение. 2003. — № 7. — С. 34.
  89. В.В. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом / В. В. Ионкин // Финансовый менеджмент в страховой компании. 2006. — № 2. — С. 4.
  90. Ш. Страхование как инструмент защиты бизнеса / Ш. Имамов // Бозор, пул ва кредит. 2002. — № 6. — С. 27.
  91. Х.Х. Состояние и развитие страхового рынка Узбекистана / Х. Х. Кариев // Страховое дело. 2004. — № 10. — С. 58.
  92. Х.Х. Состояние и развитие страхового рынка Узбекистана / Х. Х. Кариев, Н. П. Васильева // Страховое дело. 2004. — № 10. — С. 60.
  93. Н.В. Как возродить взаимное страхование в России? Анализ уроков истории в приложении к современной ситуации / Н. В. Коваленко // Страховое Дело. 2001. — № 12. — С. 22.
  94. М. ШОС Грандиозный геополитический блеф? Взгляд из Казахстана / М. Лаумилин // Программа исследований по России и СНГ. — 2006. -июль.
  95. А. Активизация брокерской и консультационной деятельности / А. Лайков, А. Морозов // Страховое ревю. 2004. — № 006. — С. 24.
  96. И.Л. Взаимное страхование в странах ЕС и в России / И. Л. Логвинова // Страховое дело. 2009. — № 3. — С. 40.
  97. И.Л. Взаимное страхование в РФ: будет ли оно развиваться? / И. Л. Логвинова // Страховое Дело. 2011. — № 2. — С. 16.
  98. И.Л. Интервью с доктором экономических наук, профессором кафедры страхования Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Ириной Львовной Логвиновой / И. Л. Логвинова // Страховое дело. -2012. № 5.-С. 3.
  99. И.Л. Личное взаимное страхование / И. Л. Логвинова // Страховое дело.-2009,-№ 7.-С. 27.
  100. И.Л. Кэптивное страхование и взаимный метод создания страхового фонда / И. Л. Логвинова // Страховое дело.- 2010. № 5. — С. 45.
  101. И.Л. Такафул-страхование: особенности и перспективы развития / И. Л. Логвинова // Страховое дело. -2012. № 6. — С. 32.
  102. И.Д. Тенденции изменения масштабов деятельности взаимных страховых организаций, осуществляющих личное страхование / И. Л. Логвинова // Прикладная эконометрика. 2010. — № 2(18). — С. 101.
  103. Е.В. Комментарии к законам о страховании Республики Узбекистан и Республики Туркменистан / Е. В. Коломин // Страховое дело. 1994. — № 7.
  104. A.B. Проблемы и перспективы развития Шанхайской организации Сотрудничества: мнения экспертов / A.B. Лукин // Вестник МГИМО-Университета. -2011.-№ 2(17).-С. 82.
  105. Р.Л. Теоретические аспекты сельскохозяйственного страхования / Р. Л. Мадаева // Страховое дело. 2007. — № 10. — С. 35.
  106. Г. И. Страховой рынок Казахстана: состояние, проблемы и тенденции развития / Г. И. Маянлаева // Финансовый бизнес. 2008. — № 5(136). — С. 77.
  107. М.А. Современное состояние страхового рынка Республики Узбекистан / М. А. Мирсадыков // Страховое дело. 1998. — № 4. — С. 14.
  108. М.А. Современное состояние и тенденции развития страхового рынка Республики Узбекистан / М. А. Мирсадыков // Рынок, деньги, кредит. 2001. — № 8. — С. 31.
  109. М.А. Современное состояние и тенденции развития страхового рынка Республики Узбекистан / М. А. Мирсадыков, Б. Б. Ашрафханов // Страховое дело. -2001. -№ 11.-С. 58.
  110. М. Страхование и перестрахование в Узбекистане / М. Мирсадыков, Д. Султанов // Страховое дело. 2006. — № 10.
  111. А.Ф. Экономическое сотрудничество в ШОС: слова и дела. / А. Ф. Мочульский // Вестник МГИМО-Университета. 2011. — № 5(20). — С. 48.
  112. И.В. Сельскохозяйственное страхование в Европейских странах и возможность использования европейского опыта в России / И. В. Орищенко // Современная экономика: проблемы решения. 2010. — № 2 (14). — С. 114.
  113. И.В. Страховые рынки промышленно развитых стран в новом тысячелетии / И. В. Орлова // Финансы. 2005. — № 5. — С. 31.
  114. П.А. Страхование в странах БРИК / П. А. Орлова // Управление в страховой компании. 2009. — № 2. — С. 46.
  115. H.A. Предпосылки появления институтов саморегулирования на страховом рынке / H.A. Павлова, A.A. Цыганов // Финансы. 2011. — № 5. — С. 45.
  116. И. Запланированный триумф. Экономическая программа развития КНР до 2020 г. / И. Панфилов // Международная экономика. 2009. — № 3. — С. 49.
  117. Перспективы развития страхового рынка Узбекистана // Бизнес-вестник Востока. Деловая газета. 2004. — № 854. — С.7.
  118. JI.M. Сравнительный анализ международного страхового рынка и страхового рынка России / JI.M. Садыкова // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. — № 8 (58). — С. 95.
  119. С.Г. Мировая практика взаимного страхования / С. Г. Скакун // Страховое Дело. 2004. — № 8. — С. 51.
  120. К.Е. Исследования правового положения обществ взаимного страхования / К. Е. Турбина // Страховое дело. 2007. — № 2. — С. 8.
  121. Узбекистан: система страхования иностранных инвестиций и содействия продвижению экспорта // Внешнеэкономические связи. 2005. — № 4. — С. 70.
  122. М. Порядок аудита страховых компаний в Республике Узбекистан / М. Ходжаева // Рынок, деньги и кредит. 2000. — № 4.
  123. E.H. Синтез риск-менеджмента на основе конкурирования специализированных структур агробизнеса в АПК на примере отрасли растениеводства / E.H. Храбсков // Страховое дело. 2008. — № 2. — С. 33.
  124. С.А. Налогообложение страховой деятельности в ведущих странах Европейского Союза / С. А. Чудинов // Страховое дело. 2010. — № 5. — С. 52.
  125. С.А. Налогообложение страховой деятельности в ведущих странах Европейского Союза / С. А. Чудинов // Страховое дело. 2010. — № 6. — С. 56.
  126. К.Б. Страхование предпринимательских рисков в производственном секторе экономики / К. Б. Шамсиев // Материалы научно-практической конференции на тему: Проблемы формирования и развития страхового рынка Таджикистана // Душанбе. — 2008. — С. 45.
  127. Н. Состояние страхового рынка в Республике Таджикистан в переходный период / Н. Шаропов // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2004. -№ 3. — С. 99.
  128. Н. Из истории развития страхования в Республике Таджикистан / Н. Шаропов // Экономика Таджикистана: стратегия и развития. 2004. № 3. — С. 131.
  129. Anand М. Agrawal. Emerging Trends in Banking, Finance and Insurance Industry / Anand M. Agrawal & Krishn A.Goyal. 2009. — 287 p.
  130. Ascari R. Is Export Credit Agency a Misnomer? The ECA response to a changing world / R. Ascari, CFO of Sace. Working Paper 02. — February 2007.
  131. Cecchini P. The Incomplete European Market for Financial Services (ZEW Economiics Studies 19) / P. Cecchini, Jopp F. Heinemann. 2003. — 187 p.
  132. Export Credit Insurance and Guarantee Schemes. A practical Guide for developing and transitions economies. International Trade Center UNCTAD/WTO. — Geneva. -1998.- 10 p.
  133. Glaser K. Inside the Insurance Industry / K. Glaser. Paperback-17 Feb 2010.
  134. Jean Kwon W. Toward Free Trade in Services / Kwon W. Jean. The ASEAN Insurance Market II International Insurance Foundation Occasional Paper. 2001. — No. 3.-44 p.
  135. Market Structure and the Efficiency of European Insurance Companies: A Stochastic Frontier Approach / S. Diacon, P. Fenn, D. Vencappa, C. O’Brien, P. Klumpes. Journal of Banking and Finance. — 2008. — Vol.32 (1) — 86 p.
  136. Regulations on Supervision and Administration Responsibilities of Local Offices of the China Insurance Regulatory Commission. 2004. — June 30.
  137. The Berne Union. International Union of Credit and Investment Insurers / Yearbook. 2008.
  138. Thoyts R. Insurance theory and practice / R. Thoyts. 2010. — 340 p.
  139. Trade credit insurance: globalisation and e-business are the key opportunities / Swiss Re, Sigma. 2000. — No. 2.
  140. Scawthorn. С. Asian Catastrophe Insurance / C. Scawthorn, K. Kobayashi. 2008. -April. — 165 p.
  141. Stephens M. The Changing Role of Export Credit Agencies IMF / M. Stephens. -Washington. 1999 -187 p.
  142. Word insurance in 2010: reveals growth in global premium volume and capital / Swiss Re, Sigma. 2011. — No. 2. — 44 p.
  143. И.А. Узбекистон иктисодий ислохотларни чукурлаштириш йулида / И. А. Каримов. Ташкент: Узбекистон, 1995. — 269 б.
  144. И.А. Узбекистон XXI аср бусагасида: хавфсизликка тахдид, баркарорлик шартлари ва тарак-к-иёт кафолатлари / И. А. Каримов. Тошкент.: Узбекистон, 1997.-315 б.
  145. Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010
  146. Объем фактически поступивших страховых премий (млрд руб.) 479,5 552,9 666,1 939,7 1 115,2 1 342
  147. Темы роста объема страховых премий (%) 22,9 16,7 20,5 41,1 18,7 20,3
Заполнить форму текущей работой