Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие системы международных тендеров в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источник: материалы сайта ФАС РФ http://fas.gov.ru/. рассмотрения процесса закупок принято решение обратиться к опыту международных консалтинговых агентств в Великобритании и практике закупок по линии Всемирного Банка, так как там есть база полуприкладных исследований. В то же время, рейтинговые агентства недостаточно объективно освещают положение того или иного предприятия на рынке, так как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические и практические аспекты организации международных торгов
    • 1. 1. История развития торгов
    • 1. 2. Сущность торгов
    • 1. 3. Виды тендерных торгов и методы выбора
      • 1. 3. 1. Торги на поставку товаров
      • 1. 3. 2. Торги на выполнение работ
      • 1. 3. 3. Торги на приобретение услуг
    • 1. 4. Практика проведения торгов
  • ГЛАВА 2. Организация и проведение тендеров в ведущих странах мира
    • 2. 1. Закупки по линии Всемирного Банка
    • 2. 2. Практика США в проведении тендеров
    • 2. 3. Европейский опыт государственных закупок
    • 2. 4. Организация торгов в Великобритании
    • 2. 5. Японский опыт проведения международных торгов
    • 2. 6. Международный опыт функционирования контрактных систем
  • ГЛАВА 3. Концепция развития системы международных торгов в России
    • 3. 1. Современное состояние торгов в Российской Федерации
    • 3. 2. Проблема конкурентоспособности предприятий ВПК в условиях вступления России в ВТО
    • 3. 3. Анализ методов расчета цены, экономии средств и эффективности проведения тендера
    • 3. 4. Перспективные направления развития системы тендеров в России

Развитие системы международных тендеров в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Международный тендер является разновидностью операций в международной торговле, сущность которого заключается в конкурентном отборе отечественных и зарубежных поставщиков и подрядчиков, в сборе их коммерческих предложений и заключения контракта с тем из них, предложения которого полнее всего удовлетворяют потребностям и требованиям импортеров-заказчиков. Существование проблемы сбыта на мировом рынке стимулирует импортеров не только расширять и интенсифицировать сферу использования тендеров, но и применять их как механизм создания определенных (а иногда и значительных) преимуществ при размещении импортных заказов. К примеру, по данным специалистов, цены на энергетическое оборудование, размещенное через международные торги, в среднем на 20−25% ниже, чем при подписании контрактов в результате двусторонних переговоров, даже с несколькими конкурирующими поставщиками. Это объясняется в первую очередь тем, что международные торги стимулируют конкуренцию между продавцами, позволяют покупателям выбирать наиболее технически совершенный и коммерчески целесообразный для них вариант из многих предложенных, а для победителей тендера этот факт является официальным признанием их конкурентоспособности.

Расширение практики проведения международных тендеров обусловило тенденцию к регламентации проведения торгов. Правовыми источниками процесса организации и проведения международных тендеров являются:

— рекомендации международных организаций (ЕЕК, ЮНИДО, ВБ, МБРР);

— международные соглашения по процедурам проведения тендеров;

— рекомендации национальных организаций в сфере консультационного инжиниринга;

— международные торговые обычаи.

Современными направлениями регламентации международных торгов являются разработка документов и рекомендаций относительно стандартизации квалификационных требований к участникам торгов и правил проведения переквалификацииоптимизация расходов на подготовку тендерной документации и тендерных предложений, а также сроков их подготовкипривлечение наибольшего числа участников тендера и активизация конкурентной борьбыликвидация дискриминации относительно иностранных участников с соблюдением принципов национального режима. При этом международная регламентация торгов не направлена на ограничение национальной самостоятельности в организации местных торговых обычаев и правил к практике, которая сложилась в международной торговле. Каждое государство, учитывая правила международной регламентации, принимает свои нормативные акты, которые обеспечивают защиту национальных интересов и возможность влияния государства как на процедуры проведения тендеров, так и на деятельность иностранных подрядчиков и поставщиков, которые победили в торгах.

Актуальность исследования. В современном мире происходит глобализация экономической деятельности, обостряется конкуренция. В этих условиях осуществляются международные тендеры, являющиеся для компаний средством предложения своей продукции, работ и услуг на международный рынок, где компании одних стран вступают в серьезную конкурентную борьбу с компаниями из других стран. Для организаторов торгов — это средство выгодного размещения заказа, возможность выбрать оптимально выгодные для себя условия для его реализации из предложений сразу нескольких конкурентоспособных компаний. Но для того, чтобы была сформирована система, представляющая собой эффективную конкурентную среду, в которой были бы полностью реализованы принципы конкурентности и на должном уровне созданы условия, позволяющие выбрать лучшие фирмы-поставщики, необходимо проведение целого ряда организационных процедур.

В зависимости от рынка конкретной продукции конкуренция ранжируется в диапазоне от квази-совершенной конкуренции до монополии. Условия, в которых протекает тот или иной вид конкуренции, определяются рыночной структурой по набору параметров: типу предлагаемой продукции, числу и размерам предлагающих ее фирм, степени контроля над ценами, условиям входа в рассматриваемую область, а также полноте и доступу участников рынка к информации. Степень конкурентности рынка зависит от способности фирм-конкурентов повлиять на какие-либо из упомянутых элементов рыночной структуры: чем меньше это влияние, тем более конкурентным (совершенным) считается рынок. Так как современная рыночная экономика ориентирована на потребителя (покупателя), то автор полагает, что покупатель через организацию и применение механизма тендеров при каждом размещении заказа способен влиять на элементы рыночной структуры. Вне зависимости от количества имеющихся на местном рынке продавцов, продукции, с помощью механизма открытых или закрытых торгов можно регулировать количество претендующих на заказ конкурентов, приглашая при необходимости к участию иностранные фирмы и транснациональные корпорации.

Таким же образом организатор торгов может регулировать свободу доступа к участию в тендере или ограничения для некоторых претендентов путем их предварительной квалификации. И, наконец, заказчик зачастую регулирует информированность фирм-конкурентов относительно уровня приемлемых условий, и даже цены. Таким образом, организатор торгов имеет все возможности «совершенствовать» условия конкуренции рынка в своих интересах.

Для большинства мировых товарных рынков в конце XX века совершенная конкуренция становится достаточно нечастым явлением. Подавляющее их большинство — это рынки несовершенной конкуренции. Увеличение государственных расходов на военные и гражданские цели, рост объемов и расширение отраслевой направленности заказов, оплачиваемых как государством, так и частными корпорациями, усиливают концентрацию капитала и монополистическое поведение. Однако размещение заказов на поставки и подрядные работы через международные тендеры в ведущих отраслях промышленности способствует острой конкурентной борьбе национальных и иностранных монополий и немонополизированных фирм-аутсайдеров. Поэтому международные тендеры стали инструментом острого соперничества компаний промышленно-развитых стран за получение заказов, что, по мнению автора, является фактором глобализации международной конкуренции через формирование глобальных рынков государственных и корпоративных закупок. Очевидно, что такая ситуация характеризует рынок несовершенной конкуренции, при которой действует малое количество производителей-продавцов, и крупнейшие из них получают возможность влиять не только на равновесную рыночную цену, но и на цену, приемлемую для организатора закрытых торгов.

Значение именно международных тендеров в мировой экономике заключается в том, что для получения достаточной прибыли от продажи высококонкурентоспособных товаров и оказания услуг требуется закупка новых иностранных материалов, оборудования и технологий, отвечающих критериям инновационности и имеющих репутацию надежности их компаний-создателей. Присоединение России к ВТО будет содействовать беспрепятственной международной торговле, развивать равноправную конкуренцию отечественных фирм, способствовать быстрой модернизации промышленности и постепенному восстановлению экспортного потенциала страны.

Вместе с тем, на сегодняшний день не предложено целостной концепции развития международных тендеров в России, которая охватила бы торгово-экономические, финансовые, инновационные, методические, регламента-ционные и социально-этические вопросы реализации торгов. Развивая отечественную систему закупок, следует максимально использовать накопленный в стране и мире опыт, потому что вопросы государственных закупок и международных тендеров стоят на первом месте по расходованию бюджетных средств. А проблема повышения эффективности использования этих средств, связанная с реализацией механизмов закупок и тендеров, является общемировой.

Принятие летом-осенью 2012 года законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС) и поправок к ФЗ-94, ратификация соглашения между РФ и ВТО создает в настоящий момент и ближайшем будущем условия неопределенности в российской экономике и законодательной базе. В связи с вышеизложенным анализ развития системы международных тендеров в России имеет большое научное и практическое значение и является очень актуальным, так как от ее успешного построения и функционирования зависит укрепление и оздоровление экономики нашего государства.

Степень разработанности проблемы. В последние годы изучением вопросов развития международных тендеров занимались отечественные ученые Дашков С. Б., Дидковский В. М., Дорожкин В. Р., Жуков JI.M., Захаров.

A.Н., Перская В. В, Покровская В. В. и другие, которые исследовали преимущественно вопросы участия в торгах. При этом акцент делался на использование оферентами современных достижений в науке и технике, которые снижали затраты факторов производства в единице экспортируемой продукции. Значительное внимание уделялось методике расчета цен, управления стоимостью строительства, и предложениям правительственных кредитов для реализации инвестиционных проектов на торгах. Это усиливало соревновательный момент в деятельности поставщиков, подрядчиков, инженеров-строителей и приводило к удешевлению оферт.

Вопросами организации размещения государственного заказа и соблюдения интересов заказчика, изучением развития торгов занимались такие ученые как Абдрахимов Д. А., Веденеев Г. М., Кудрявцева Т. Ю., Кузнецова И. В., Кузнецов К. В., Недужий Г. М., Нестерович Н. В., Перов К. А., Пономарев.

B.В., Романовский A.B., Смирнов В. И., Свинаренко А. Г., Сухадольский Г. А., Синецкий Б. И. и другие. Из зарубежных авторов механизмам проведения международных тендеров и их основным проблемам значительное внимание было уделено в трудах Болдвина А., Берга С., Вильямса JL, Груббер-Кирха Э., Дитгера X., Джиллингема М., Лайсонса К., Линерса М. Р., Марна М., Мор-генштерна О., Негла Т., Неймана Дж., Никсона Д., Портера М., Фирона Х. Е. и других. В качестве основного направления развития торгов понималось усиление их соревновательности за счет создания равных условий для всех участников торгов, привлечения большего числа оферентов, устранения внерыночных форм борьбы за получение заказов.

Предстоящей необходимой увязке пакета законопроектов о ФКС с бюджетным и процессуальным законодательством Российской Федерации и, кроме этого, изучению вопроса развития и организации регулирования международных тендеров в условиях действия Закона № 94-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2006 г., надлежащего внимания еще не уделялось. По мнению автора, в основе 94-ФЗ лежит целый узел нерешенных проблем — от снижения качества исполнения контрактов на поставки товаров и оказание услуг из-за так называемого «ценового приоритета» и невозможности внесения в контракт поправок по объективным причинам (например, при росте тарифов на перевозки, энергоносители, стройматериалы, автоматически повышающем стоимость работ) и до прямого демпинга недобросовестными участниками торгов, контракт с которыми заведомо нереален. Ведь закон, допускающий лишь рост объема работ, при взлете цен тормозит выполнение условий контракта, делает его невозможным.

К тому же при существующей процедуре торгов их случайные «фавориты» по своему производственному, интеллектуальному и кадровому потенциалу подчас совершенно не вписываются в условия контракта. И это проявляется особенно явно при размещении заказов на НИОКР, интеллектуально и технологически емкие виды деятельности.

В настоящее время в России разработаны три стратегии развития системы международных и государственных тендеров: создание ФКС, повышение эффективности бюджетных расходов, совершенствование закона о госзакупках (94-ФЗ).

По нашему мнению, для повышения эффективности международных и государственных тендеров, в том числе и с позиций развития рыночных контрактных отношений, необходимо создание национальной контрактной системы, предметом деятельности которой должно стать формирование и реализация экономической политики в сфере государственных закупок, комплексное управление системой государственных закупок,.

В этой связи представляется целесообразным предложение Министерства экономического развития о принятии нового законодательства о ФКС. Однако принципы и этапы формирования ФКС, ее институционального и организационного дизайна нуждаются в дополнительном обосновании и межведомственном согласовании. В частности, необходима увязка пакета законопроектов о ФКС с бюджетным и процессуальным законодательством.

Важно рассмотреть вопрос о внесений изменений в Бюджетный кодекс РФ по поводу расходования поступающих в течение года средств с момента доведения их до бюджетополучателей или возможности их переноса на следующий финансовый год. Контрактное законодательство должно обеспечить сбалансированность прав, обязательств и ответственности субъектов контрактных отношений, базируясь на общих принципах и прозрачных правилах разработки, утверждения, заключения и корректировки контрактов с учетом их длительности, номенклатуры и специфики продукции (товаров, работ и услуг) для государственных нужд.

Мы все стоим на пороге внесения изменений в Закон № 94-ФЗ и одновременно — на пороге утверждения нового закона о Федеральной контрактной системе. Поэтому автор считает, что есть смысл активно обсуждать поправки в 94-ФЗ, а одновременно — те проблемные вопросы, которые пока что не учтены в проекте закона о ФКС. Много вопросов вызывает вступление России в ВТО. На ближайшие 1,5−2 года эти факторы создадут условия неопределенности во многих сферах деятельности, в том числе и внешнеэкономической.

В современных условиях функционирования мировой экономики с развитием кризисных явлений привычное разделение процессов закупок по географическому принципу уже не играет той роли, которую обуславливает мировая экономическая архитектура. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях кризиса даже объединениям стран, регионам приходится действовать в собственных интересах. А в период с сентября 2008 года (в США — с сентября 2007 года) не идет речь об устойчивом развитии, на что указывалось и признавалось развитыми государствами как основная цель развития экономики с 2001 года. С того момента в ряде европейских стран был самый активный процесс интеграции, где и проявлялись ее положительные последствия — вплоть до конца 2008 года.

Мировой кризис показывает, что стабильность сама по себе не дает импульса развитию, она лишь база для этого развития. Соответственно, стабильность, по мнению автора, не может служить ключевой компонентой в построении модели противостояния экономическому кризису. Следовательно, в сфере экономической мысли происходит поиск того, что может стать «новой возможностью».

По нашему мнению, одним из критериев преодоления кризисных последствий может считаться конкурентоспособность, которую в условиях ухудшения финансовой инфраструктуры следует признать «сильной стороной», и возможностью развиваться для страны в целом. Поэтому автор считает продуктивным подход к изучению роли конкурентоспособности во внешнеэкономическом секторе.

Фактор повышения конкурентоспособности важнее в кризисных условиях нежели, к примеру, доля предприятия на рынке как показатель создания определенных преимуществ. При этом официальные данные Федеральной Антимонопольной Службы РФ говорят о том, что рост доли компании лишь на 10% увеличивает инфляционную обостренность экономики, в то время как антиконкурентные действия — в 5 раз1.

Для исследования автором выбраны три региона: США, Европейский Союз и Япония — по принципу единства торговых правовых норм, действующих в каждом регионе. Кроме того, для упрощения прикладной задачи.

1 Источник: материалы сайта ФАС РФ http://fas.gov.ru/. рассмотрения процесса закупок принято решение обратиться к опыту международных консалтинговых агентств в Великобритании и практике закупок по линии Всемирного Банка, так как там есть база полуприкладных исследований. В то же время, рейтинговые агентства недостаточно объективно освещают положение того или иного предприятия на рынке, так как существуют «перекосы» в сторону какой-либо одной отрасли и придания ей приоритетного значения (к примеру, придание избыточной оценки сырьевой отрасли России). Строится система показателей, не унифицированных для одной отрасли, но требующая сосредоточения на выявлении потенциально сильных мест в экономике даже в кризисный период. Это не «стратегическая концепция до п-го года», а вполне осязаемая цель и не для субсидирования слабых отраслей, а для повышения выживаемости отраслей и создания запаса прочности для компаний на короткий и среднесрочный период. Если принять за истину положение о принятии некоторых мер, высказанных 15 ноября 2008 года на саммите Большой 20-ки, то требуется разработка конкретных мер для улучшения глобальной экономической мировой инфраструктуры .

Между тем в России не до конца сформировалось понимание важности развития системы международных и отечественных тендеров и роли государства в регулировании этого процесса, а также в разрешении существующих экономических проблем. Потому исследование современных отечественных торгов является жизненно необходимым и требует более детального анализа.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка концептуального подхода и практических рекомендаций к развитию системы международных тендеров в России.

Для достижения указанной цели в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

2 См. Приложение № 1 «Классификация конкурентных стратегий на уровне больших компаний».

— проанализировать особенности механизма тендеров в ведущих странах мира для выявления их общих особенностей и различий при внедрении зарубежного опыта в отечественную практику торгов;

— систематизировать имеющиеся научные подходы к практике международных тендеров и дать теоретическое обоснование их влияния на конкурентоспособность предприятий — участников торгов;

— провести анализ отмененных торгов в России с целью уточнения их основных причин и негативных последствий, а также эффективного механизма их возобновления;

— определить значимость организационно-экономического механизма торгов для целей модернизации практики тендеров, в том числе с привлечением и внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса;

— уяснить влияние цен и существенного улучшения характеристик качества продукции при интенсивном росте требований контрагентов на международных рынках;

— предложить набор мероприятий для их применения в развитии тендеров на международном, межгосударственном, национальном, региональном, муниципальном уровнях в целях укрепления экономического потенциала России.

Объектом исследования являются международные тендеры и система их развития в Российской Федерации.

Предметом исследования является комплекс экономических отношений, возникающих в процессе становления и развития системы международных тендеров в России, обеспечивающих повышение эффективности размещаемых заказов, а также действия в условиях открытого торгового пространства ВТО и неопределенности регламентации процедур тендеров в РФ.

Область исследования. Содержание диссертации соответствует п. 17 «Мировой рынок товаров и услуг: тенденции развития, отраслевая и фирменная торговля. Организация и техника международной торговли» Паспорта ВАК Минобрнауки России специальности 08.00.14 — «Мировая экономика».

Теоретической и методологической основой исследования явились научные публикации ведущих зарубежных и российских специалистов в области мировых товарных рынков и международной торговли в различных формах ее проявления, торгово-экономические соглашения, нормативно-правовые акты зарубежных стран и Российской Федерации, официальные данные Росстата, Минэкономразвития и информационных порталов сети Интернет, справочные и аналитические материалы. Работа основана на системном подходе как принципиальном условии анализа эффективности размещения заказа через тендеры в условиях постоянного развития международного и национального регулирования, а также на принципе единства экономического исследования. Методологической основой диссертации служат теоретические разработки и конкретные примеры в области международных тендеров, а также методы системного, сравнительного, статистического, факторного анализа и экспертных оценок, прогнозирования и диалектической логики, построения аналитических таблиц и рисунков.

Научная новизна диссертации заключается в разработке теоретических основ формирования и практических рекомендаций по развитию системы международных тендеров в РФ, включающих концептуальные подходы к созданию иерархической системы госзакупок и увязки результатов с межгосударственными, федеральными и региональными программами социально-экономического развития России.

Научные обобщения и наиболее существенные результаты, полученные в процессе исследования и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

— выявлены основные причины неудачного внедрения зарубежного опыта ФКС США, положений о госзакупках Всемирного банка и других, в том числе отсутствие иерархической системы вертикальных связей, контроля и регулирования в системе институтов, отвечающих за организацию тендеров в РФ;

— доказана необходимость жесткой увязки принятия решений по результатам проведения международных тендеров с реализацией межгосударственных, федеральных и региональных программ и проектов, определяющих социально-экономическое развитие России за счет повышения уровня планирования проведения госзакупок и увязки с трехлетними (годовыми) федеральными, региональными и местными бюджетами;

— доказана необходимость анализа отмены результатов проведения международных тендеров с целью совершенствования процедуры торгов в соответствии с международной практикой;

— разработана и предложена система мониторинга цен на международных тендерах, соответствующая международной торговой практике и российскому законодательству, в частности, необходимость переориентации приоритетов ценовых факторов конкурентоспособности на льготность условий финансирования производства и/или оплаты;

— разработана и предложена методика привлечения отечественного малого и среднего бизнеса к участию в международных торгах путем создания преференций с целью повышения конкурентоспособности их товаров, работ и услуг;

— доказана необходимость формирования федеральной системы госзакупок, основанной на жесткой иерархии международных, национальных (федеральных), региональных и муниципальных (местных) тендеров с передачей функций контроля за расходами бюджетных средств единому координационному органу.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке направлений развития системы международных тендеров в РФ, в том числе методических рекомендаций по реализации практики мониторинга и контроля за ценами, расширения числа участников торгов за счет привлечения к участию мелких и средних отечественных компаний.

Материалы диссертационного исследования можно использовать в преподавании базовых курсов «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Международная торговля», «Организация и техника внешнеторговых операций», а также в профессиональной подготовке и повышении квалификации госслужащих, специалистов предприятий и органов управления, в обучении представителей малого и среднего бизнеса по проведению тендеров и госзакупок.

Апробация и внедрение результатов работы. Научные положения и результаты исследований докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях, проведенных ФГБОУ ВПО РГТЭУ в рамках VII Румянцевских чтений (апрель 2009 г.) и VIII Васильевских чтений (октябрь 2009 г.) в г. Москве, и нашли отражение в научных публикациях автора объемом 2,5 п.л. Ряд положений исследования был апробирован и внедрен автором в практическую деятельность отделов подготовки и проведения тендеров компаний ОАО «Щекиноазот», ОАО «Химволокно», ОАО «Гекси-он-Щекиноазот», ОАО «Полема», «ОАО НПО „Стрела“», в результате чего были успешно проведены несколько российских и международных торгов, что подтверждается соответствующими справками.

Публикация результатов диссертационного исследования. По результатам диссертационного исследования опубликовано 5 работ общим объемом 2,5 п.л., из них 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, объемом 1,66 п.л.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 156 источников, пяти приложений.

Результаты работы оборонных предприятий и реализация мер государственной поддержки вселяют уверенность в том, что оборонно-промышленный комплекс и в дальнейшем будет сохранять лидирующее положение в экономике Тульской области.

Проведя анализ состояния ВПК Тульской области, характеризующий его конкурентоспособность, покажем методику расчета интегрального показателя конкурентоспособности. Для его расчета использованы общепризнанные международные методики, в основе которых лежат оценки влияния каждого из составляющих на интегральный показатель с учетом весовых коэффициентов. Для оценки потенциала конкурентоспособности отрасли ВПК используется метод экспертных оценок, в соответствии с которым способности отрасли по обеспечению конкурентоспособности с точки зрения имеющихся возможностей и ресурсов оцениваются по 10-балльной шкале (при этом 10 баллов характеризуют наличие или полное использование ресурсов, а 0 бал.

33 лов — их отсутствие) .

В соответствии с таким подходом балльная оценка /-го условия по необходимым факторам обеспечения конкурентоспособности составит величину: п где: Fi — оценка возможностей выполнения г-го условия, fij — элемент матрицы, то есть балльная оценка у-го фактора конкурентоспособности по г'-му условию,.

32 Иванов А. П. Финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2004.

33 Porter М.Е. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. — New York: Free Press, 2003.-P. 39. п — число факторов обеспечения ресурсами.

Суммарная балльная оценка потенциала конкурентоспособности отрасли определяется в следующем виде:

Л! р, к т где: Рк — оценка потенциала конкурентоспособности, Fi — оценка выполнимости г-го условия, т — число условий, включенных в рейтинг. Балльная характеристика потенциала конкурентоспособности может быть дополнена качественной его оценкой путем использования пороговых значений качественного состояния:

— низкий (ему соответствует оценка ниже 3,5 балла);

— средний (оценка от 3,5 до 5,0 балла);

— выше среднего (оценка от 5,0 до 7,5 балла);

— высокий (оценка выше 7,5 балла)34.

Несмотря на определенный субъективизм такой градации оценок, они достаточно логически обоснованы и позволяют оценить не только состояние отрасли в плане конкурентоспособности в данный момент времени, но и наметить стратегические направления повышения конкурентоспособности в перспективе35.

После определения потенциала конкурентоспособности отрасли в целом нужно сделать оценку конкурентоспособности наиболее представительных видов продукции (Кпр), выпускаемых данной отраслью. Продукция считается конкурентоспособной, если выполняется следующее условие:

К = М- -" тах, пр 2 где: Е — полезный эффект использования данного вида продукции;

Z — затраты потребителя на ее приобретение и использование.

34 Голубков Е. П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 2. — С. 28.

35 Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: АСКЕРИ, 2008.

Оценка конкурентоспособности продукции, участвующей в международных торгах (тендерах), оценивается в несколько этапов. Сначала необходимо определить круг сравниваемых параметров по товарам-аналогам, часть из которых будет характеризовать их потребительские свойства (то есть потребительную стоимость), а другая — экономические свойства (то есть стоимость). При этом потребительские свойства каждого вида продукции, определяющие величину ее полезного эффекта, описываются набором так называемых «жестких» и «мягких» потребительских параметров. Первые характеризуют важнейшие функции продукции и связанные с ними основные характеристики, обусловленные конструктивными параметрами продукции (например, эксплуатационными, техническими и др.). Вторые описывают потребительские качества продукции, такие как цвет, дизайн, упаковка и др.

Наиболее ответственным моментом является определение круга потребительских параметров сравниваемых товаров-аналогов, после которого осуществляется ранжирование этих параметров по принципу наибольшей значимости (или веса, который определяется экспертным путем) для потребителя.

В той же последовательности проводится выбор стоимостных параметров товаров-аналогов, определяющих его основные экономические характеристики, то есть затраты потребителя на приобретение и использование продукции в течение всего периода ее эксплуатации.

Величина экономических параметров определяется совокупностью затрат — ценой продукции (8пр), затратами на ее транспортировку (8Т), установку (8У), подготовку персонала (8П), эксплуатацию (8Э), техническое обслуживание (8Т0), выплату налогов (АО и т. д., которые в итоге составляют затраты потребления продукции {7) — + + + + 8то + N +. .

Определение интегрального показателя относительной конкурентоспособности данной продукции основывается на сравнении ее параметров с параметрами аналогов (или субститутов), что обусловливает необходимость количественной оценки «жестких» параметров в определенных границах (размерах, сортах, марках и др.). Следует отметить, что параметры (свойства) определяются так, что увеличение их значений соответствует росту покупательной привлекательности продукции.

По каждому такому параметру рассчитывается Jkm — к-й параметрический индекс т-то товара: где: Ркт — фактическое значение, отражающее к-ое свойство m-ой продукции, конкурентоспособность которой определяется;

Рка — значение соответствующего параметра у товара-аналога (субститута)36.

Далее определяется сводный параметрический индекс (Jcem), который отражает степень удовлетворения потребностей пользователя потребительскими свойствами m-ой продукции: к.

Jсет ~~ dkm * Jkm, к — 1 где: dkm — вес к-то параметрического индекса у m-го товара (для всех товаров),.

К — число анализируемых параметров m-го товара.

В случае, если Jcem> 1, анализируемая продукция более конкурентоспособная, чем ее аналог, если Jcem< - то она уступает другим аналогам, если Jcem= 1 — она находится на одном уровне с предлагаемыми субститутами. Добиться повышения интегрального показателя конкурентоспособности продукции можно путем целенаправленного улучшения соответствующих потребительских и экономических параметров продукции.

Уровень конкурентоспособности продукции непосредственно отражается на ее рыночной цене, характеризует сравнительную предпочтительность ее перед аналогами и вероятность выбора ее потребителями.

36 Шевцова В. Е. Конкурентная стратегия фирмы // Микроэкономические предпосылки экономического роста. — Вып. 2. — М.: ЦЭМИ РАН, 2003. — С. 46.

Таким образом, исходя из анализа конкурентной стратегии отрасли, ее положения на международных торгах (тендерах), конкурентоспособности продукции, можно ввести следующие градации рейтинговой оценки отрасли.

37 региона по этому фактору :

— конкурентная стратегия отрасли эффективна, положение отрасли стабильно, продукция конкурентоспособна;

— конкурентная стратегия требует обоснования (доработки), положение отрасли временно-стабильное, продукция конкурентоспособная;

— отсутствие обоснованной конкурентной стратегии, положение отрасли нестабильное, часть продукции конкурентоспособна;

— отсутствуют положительные оценки по каждому фактору, отрасль и продукция неконкурентоспособны.

Перечисленные рейтинговые оценки могут быть выполнены по отношению к среднеотраслевым показателям компаний, выпускающих аналогичную продукцию, или с учетом динамики изменения конкретных факторных показателей. По этой причине необходимо пояснение, для каких условий и в каком промежутке времени проведена рейтинговая оценка.

Работа в любых условиях (в том числе и кризис) возможна при высокой конкурентоспособности, когда себестоимость продукции ниже аналогичных продуктов в ближайших странах с промышленной сборкой. А наилучшим инструментом повышения конкурентоспособности в условиях вступления России в ВТО38 должны стать, по мнению автора, международные тендеры, так как несмотря на заметное присутствие нашей страны на мировом рынке оружия, Россия, подобно Индии, должна ускорить разработку новых видов вооружения и поиск новых рынков сбыта. Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в нынешних условиях. Во-первых, Россия свободно торгует.

37 Шевцова В. Е. Конкурентная стратегия фирмы //Микроэкономические предпосылки экономического роста. — Вып. 2.-М.: ЦЭМИ РАН, 2003. — С. 125.

Заключение

.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты, сделаны выводы и сформулированы предложения.

Анализ коммерческой практики международных тендеров за рубежом, а также развития экспортно-импортных операций в России выявил неоднозначное влияние создавшейся конъюнктуры и тенденций мирового рынка торгов на процесс проведения международных тендеров в России. Основываясь на результатах исследования в первых двух главах, разработка концепции развития международных торгов, таким образом, будет ориентирована на мировую практику реализации торгов и их инновационность, применение новых схем финансирования тендеров, торговых режимов доступа иностранных поставщиков и подрядчиков к госзаказам и/или системы преференций и прочее. Соответственно, низкое качество продукции даже при хорошей протекционной активности со стороны России служит прямым отрицательным фактором при выходе предприятия на внешний рынок и не позволяет отдельно взятому продукту даже на стадии вывода на рынок и даже при наличии широкомасштабной промоушн-акции завоевать внимание потребителей, не говоря уже о стабильных нишах и поднишах.

Ключевым инструментом деятельности должны стать международные тендеры. Торги на закупку по наименьшей цене обеспечат смену физически и морально устаревших производственных фондов для изготовления продукции с высокой долей интеллектуальной собственности (в том числе и в сфере нанотехнологий), что в перспективе 5−10 лет станет залогом восстановления конкурентоспособности страны в целом через распространение не только ноу-хау, но и самой практики внедрения и улучшения уже импортного оборудования в РФ.

Рассмотрение состояния международных торгов в России позволяет сформулировать следующее предложение по улучшению организации тендеров: ввести для компаний, устраивающих тендеры, обязательство участников тендера изучить тщательным образом деловую этику компании (например,.

Кодекс деловой этики" ОАО «ПК Балтика», принятый в ноябре 2010 года). В спектр регулирования данного «Кодекса» входят:

— взяточничество;

— незаконные платежи для «продвижения»;

— подарки и развлечения;

— конфликт интересов;

— конфиденциальная информация;

— право на эффективную конкурентную информацию;

— мошенничество.

Несоблюдение данной деловой этики, по мнению автора, основанное на результатах изучения проведения международных торгов в 2008;2012 гг., ведет российские компании к утрате деловой репутации, снижению позитивного имиджа их продукции в глазах потребителя, и, как следствие, все это приносит миллионные убытки.

Автор выявил, что развитие конкуренции на рынке РФ осложняется таким фактором, как «стадное поведение» конъюнктуры того или иного рынка (сырье, автомобили, металл), когда повышение (необоснованное) цен вызвано политикой ценообразования малых игроков, смотрящих на стратегию лидеров того или иного отраслевого рынка.

Учитывая вышеизложенное, автор полагает справедливым начать модернизацию всей системы торгов с лидеров рынка. Исходя из этого, уровень издержек только тогда станет основой конкурентных преимуществ и благосостояния компании, когда программа снижения издержек будет дополнена системой управления затратами — как на уровне организационного развития так и на уровне планирования и контроля текущей деятельности. Кроме того, может быть полезен метод оценки альтернативных предложений, в том числе и тендер по аутсорсингу при условии, что в данном случае внедрение предложений покажет большую эффективность.

Торги в РФ должны быть сфокусированы на клиенте, при этом построение системы международных и государственных тендеров невозможно:

1) без четкого представления рынка поставщиков продукции (услуг, работ);

2) без понимания комплекса факторов, усиливающих или ослабляющих позиции данного субъекта РФ в сфере международных торгов;

3) без смещения приоритетов закупок для нужд социально значимых объектов;

4) без снижения налогового бремени поставщикам, более трех раз осуществившим поставку для социально значимых нужд.

Как известно, одной из важнейших задач любого государства является своевременное и полное удовлетворение государственных и общественных потребностей в материальных и нематериальных благах. Опыт развитых зарубежных стран, а также России убедительно свидетельствует о том, что в экономике рыночного типа значительную роль играет государственный заказ как инструмент государственного регулирования, благодаря которому реализуются публичные потребности. Использование системы госзакупок как механизма поддержания конкуренции и либерального способа хозяйствования способствует более эффективной экономической, научно-технической и промышленной интеграции России в мировую экономику.

Значимыми недостатками в использовании ФГЗ в России являются отсутствие опыта государственного хозяйствования и оппортунистическое поведение государственных представителей, управляющих федеральными заказами и осуществляющих государственный контроль деятельности поставщиков товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Негативными обстоятельствами, тормозящими развитие госзакупок, являются отсутствие совершенной методологии проведения торгов, квалифицированных ответственных лиц, законодательной базы, регулирующей данную сферу.

В России расходы на государственный сектор, социальные программы, национальные проекты за последние годы увеличились, что подтверждает наличие государственного хозяйствования в стране, поэтому российская экономика должна использовать ФГЗ как инструмент развития государственного хозяйствования и государственного рынка товаров и услуг. В настоящее время препятствий для широкого внедрения контрактной системы нет. что создает возможность ее активной реализации.

В результате анализа ФКС США исследованием выявлено, что формирование организационной структуры управления государственным рынком при выделении на территории страны нескольких административных центров способствует регулированию социально-экономического положения районов. Такой опыт следует использовать и в России, т.к. размещение федерального заказа в дотационном регионе позволит улучшить его финансовое состояние и устранить многие проблемы местного уровня без привлечения дотационных средств федерального бюджета.

Федеральный государственный заказ (ФГЗ), применяемый в России, хотя и является аналогом ФКС, но пока еще не занимает столь значимое место в экономике страны как контрактная система. Существуют различные точки зрения на использование федерального государственного заказа в России. С одной стороны, ФГЗ рассматривается как элемент планового централизованного хозяйствования, и его применение трактуется как возврат к командной экономике. С другой стороны, ФГЗ признается единственно возможным механизмом реализации национальных проектов. Задача, поставленная Президентом РФ перед Правительством по развитию социальной сферы с одновременным повышением эффективности использования бюджетных средств, требует использования этого современного механизма государственного хозяйствования.

Анализ текущих проблем проведения торгов в нашей стране и оценка международного опыта доказывает, что повышение качества данных процедур давно требует существенного развития системы управления организацией закупок России, подобной Федеральной контрактной системы. Ключевым отличием контрактной системы от действующего порядка станет создание сквозного цикла организации закупок, анализ и сопоставление ключевых параметров контрактов. Характерными особенностями будут:

— широкое применение методик планирования обеспечения государственных нужд и потребностей отдельных заказчиков;

— анализ рынка и мониторинг текущей рыночной конъюнктуры;

— использование библиотеки типовых контрактов и стандартных (нейтральных) спецификаций;

— внедрение механизмов контроля исполнения контрактов, осуществление процедур приемки и оценки результатов исполнения государственных контрактов и контрактов отдельных заказчиков;

— достижение большей публичной открытости и гласности всех контрактных процессов и их результатов;

— развитие специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.

Государство в одном лице является крупнейшим покупателем, заказчиком, плательщиком, потребителем на внутреннем рынке своей страны, поэтому госзакупки за рубежом оказывают положительное влияние на благосостояние населения, оптимизацию бюджета, повышение уровня национального дохода, интеграцию в мировую хозяйственную систему. Показательны к применению в России широкомасштабные проекты компаний клуб Т5 и НЬЮ, новаторские стратегии Министерства предпринимательства Великобритании и его опыт в привлечении малого бизнеса к выполнению госзаказа, о чем подробно описано в исследовании.

Тендеры, проводимые государством с помощью организаций, занимающихся построением прогнозов, позволят существенно экономить финансовые ресурсы. В итоге государство выигрывает не только в экономическом плане, но и получает высококачественные прогнозы, так как большой проблемой для России является фактическое отсутствие прогностической отрасли. В этой связи государству необходимо искусственно стимулировать ее возникновение, а еще лучше заимствовать японский опыт планирования и прогнозирования.

Появление в последние годы дополнительных средств в бюджете России из-за высоких мировых цен на нефть стимулировало многочисленные дискуссии о целесообразности увеличения расходов на национальную оборону. Возможен ли в современной России перевод экономики из низкопродуктивного в высокопродуктивное состояние и какова при этом роль военно-промышленного комплекса (ВПК) и Государственного оборонного заказа (ГОЗ)? Обычно ГОЗ считают нагрузкой на экономику, которую приходится нести только во имя обеспечения безопасности страны. Из этого следует, что если бы внешних военных угроз не было, то от ГОЗ следовало бы отказаться. Но наш анализ и опыт позволили сделать следующие выводы:

• в условиях существования значительного оборонно-промышленного сектора в экономике страны (доля ВПК в промышленности России без учета ТЭК и сырьевых отраслей составляет 12%), а наличие ГОЗ оказывает стабилизирующее влияние на общее экономическое состояние государства;

• ВПК является важным сегментом экономики, обеспечивающим развитие новых технологий, наукоемких и высокотехнологичных производств;

• ГОЗ играет важнейшую роль в обеспечении работы уникальных производств, давая им возможность модернизировать уровень, выходить на рынки с конкурентоспособной продукцией, стимулировать развитие смежных предприятий.

Так, на прошедшем 6 октября 2011 года в Туле выездном совещании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ первый заместитель председателя комиссии Юрий Борисов заметил, что российские Вооруженные Силы должны быть вооружены российской техникой и что тульские заводы оборонного комплекса справятся с этой задачей. На эти нужды до 2020 года федеральный бюджет потратит 20 трлн рублей, так как российский ВПК способен и обязан выпускать конкурентную технику. Государство будет инвестировать эти значительные средства в обновление оборонных предприятий, подготовку кадров, инновационно-технологические разработки для удержания качества продукции на высоком уровне. Совершенствование российского ВПК способно стать базой для качественного роста всей национальной экономики. На участие в реализации ряда проектов и получение Гособоронзаказа в нынешнем 2012 году могут рассчитывать все предприятия ВПК Тульского региона. Стимулировать эти события позволит законопроект «О Федеральной контрактной системе», который объединит разработчиков, производителей и смежников, обеспечит более высокий уровень организации тендеров и их прозрачность, подконтрольность и результативность.

Конечный эффект от реализации законопроекта будет включать выполнение ГОЗ предприятиями ВПК, а также:

— повышение качества удовлетворения государственных нужд за счет реализации процедур прогнозирования и планирования закупок товаров, работ и услуг в увязке с мониторингом и контролем исполнения контрактов, учетом и комплексной оценкой контрактных результатов;

— сокращение уровня коррупции при реализации государственного заказа — за счет осуществления необходимых закупочных процессов на всех этапах жизненного цикла контракта, их регламентации и публичного мониторинга;

— повышение эффективности бюджетных расходов — за счет сокращения малоэффективных государственных контрактов, оперативного контроля исполнения, анализа и предупреждения контрактных рисков;

— обеспечение технологической безопасности — за счет контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг.

В результате проведенных правительственных мер в ВПК произойдет укрепление конкурентоспособности продукции, что повлечет за собой проведение международных тендеров на продажу за рубеж отечественного вооружения и военной техники, присутствующего в армиях 50 стран мира, а также разработку и создание новых образцов оружия после поступления валютной выручки от клиентов.

Установлено, что в современной российской экономике функции разработки и реализации государственной закупочной политики распылены и не существует единого стратегического центра, выражающего консолидированные интересы государства как гаранта обеспечения общественных нужд, согласовывающего и координирующего законотворческие инициативы и деятельность хозяйствующих субъектов в данной сфере. Отсутствует стратегическое планирование и экономическое обоснование закупок с учетом приоритетных задач обеспечения инновационного обновления российской экономики. Законодательная база государственных закупок не обеспечивает единой нормативной регламентации всех этапов процесса государственных закупок (обоснование объемов финансирования закупок, формирование и размещение государственного заказа, расчет начальной /максимальной цены тендера, заключение и мониторинг исполнения контракта). Имеет место серьезный недостаток и отсутствие единой практики ФАС по рассмотрению жалоб поставщиков. А ведь именно это позволяет наказывать за необоснованный допуск к участию в размещении заказа или, наоборот, запрет на это.

О значимости развития системы международных тендеров и государственных закупок в России говорит тенденция органов государственной власти, проявляющаяся в двух факторах: разработке и вынесении на рассмотрение МЭР Проекта федерального закона «О ФКС» и модернизации ФЗ-94, проводимой ФАС.

При этом характер выработки инноваций в правовом, методологическом, регламентационном полях имеет большую скорость и уже осенью 2012 года станет ясна доминирующая тенденция, внедрение которой сформирует границы регулирования и развития системы международных тендеров в РФ.

Доказано, что международные торги являются комплексом механизмов, позволяющих решать задачи роста конкурентоспособности предприятий, существенно улучшать характеристики качества продукции при интенсивном росте требований покупателей/потребителей, значительно укрепить потенциал экономики страны и отечественных предприятий — участников международных тендеров при вступлении России в ВТО. Одновременно долгосрочной тенденцией, по мнению автора, станет продвижение отечественной продукции военного назначения на рынки стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии через международные торги. Отмечено, что происходящие преобразования находят отклик как у исследователей, так и у общественности, стремящейся выявить факторы нарушений в сфере проведения тендеров в РФ.

Автор выявил значимость мониторинга отмененных торгов. Несостоявшиеся торги являются тормозом к развитию новейших передовых технологий, в частности, в сфере информации и коммуникаций (отмена на неопределенный срок тендера Роскомнадзора на услуги в стандарте связи LTE на территории России). Кроме того, ситуация с отмененными торгами не позволяет найти и выявить добросовестных, компетентных и профессиональных подрядчиков (Харьковский ФТИ отложил тендер для начала строительства ядерной установки). Фактор политической нестабильности на Ближнем Востоке и странах Северной Африки стал ключевым в отмене тендеров на реализацию целого ряда проектов с участием международных компаний и нанес урон промышленному потенциалу этих стран (Египет перенес на неопределенный срок тендер на строительство первой в стране АЭС). Одним из институтов возобновления отложенных тендеров должны стать проектные комиссии, задачами которых будет надзор за осуществлением тендерных процедур и привлечение дополнительного финансирования для реализации проектов (международный проект Минтранс РФ по развитию сети высокоскоростных железнодорожных магистралей до 2030 года).

Установлено, что развитие международных торгов на региональном и муниципальном уровнях улучшает активность МСП при их участии в тендерах, повышает вероятность привлечения иностранных инвестиций при создании объектов инфраструктуры, дорожного строительства, обновлении транспортного хозяйствастимулирует вовлечение финансово-кредитных учреждений в содействие финансированию торговсоздает предпосылки кооперирования МСП в ассоциации / консорциумы по отраслевому признаку, способные в будущем активно участвовать в международных тендерах. Доказана возрастающая роль и значимость участия МСП в международных тендерах, так как 68,6% малых и средних предприятий являются прибыльными, в то время как у крупных предприятий позитивные показатели только у 61,9%.

В свете образования новых таможенных режимов международной торговли РФ со странами СНГ, а также упрощения процедур международной торговли России в части обмена научно-техническими достижениями межгосударственные тендеры будут способствовать совместному формированию передовых достижений посредством реализации ряда НИОКР в составе объединенных общей тематикой исследований. Предлагается установление сроков проведения тендеров и утверждения планов НИОКР в первом квартале финансового года, а также распространение в регионы РФ опыта Москвы и ее Тендерного комитета по проведению торгов.

В целях компенсации чистого оттока капитала за границу следует активно привлекать к участию в международных и национальных тендерах российских инвесторов, создавая стимулы для выгодного вложения частного капитала в отечественную экономику. В ведущих зарубежных странах созданы льготные условия налогообложения и кредитования: снижение ставки налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (15−25%), «бонус первого года» (до 50%), освобождение от уплаты налогов в первые два года (Франция).

Участие отдельно взятого предприятия в международных тендерахзалог укрепления экономического потенциала России в целом.

В диссертационном исследовании выделены теоретические и практические аспекты организации международных торгов, их сущность и принципы, изучены достоинства и недостатки организации и проведения тендеров в развитых странах мира, определены перспективные направления развития системы международных тендеров и государственных закупок, в том числе с привлечением малых и средних предприятий в Российской Федерации, названы предложения по ее развитию и интеграции в мировую экономику, приведен личный опыт автора по проведению международных тендеров и внешнеэкономической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11.04.1980 г.).2. Директива 2004/17/ЕС.3. Директива 2004/18/ЕС.
  2. The Supplies Directive 93/36/ЕЕС.
  3. The Services Directive 92/50/EEC.
  4. The Works Directive 93/37/EEC.
  5. Government Procurement Agreement. 1994.
  6. Руководство. Использование консультантов заемщиками Всемирного банка и Всемирным банком как исполнительным органом. Цюрих, 2008.
  7. Руководство Всемирного Банка «Закупки по займам МБРР и кредита MAP». Женева, 1979.
  8. Federation Internacionale des Ingenieurs-Conseils. Tendering Procedures. -London, 1981.
  9. FIDIC Guidelines for the Selection of Consultants. London, 2003.
  10. Guidelines on the Use of Consultant by Asian Development Bank and its Borrowers. Asian Development Bank, 2006.
  11. Manual of Instructions. Contracts for Works, Supplies and Services concluded for the purposes of Community cooperation with third countries. -Geneva, 1999.
  12. Quality-Based Selection for the Procurement of Consulting Services. London, 1997.
  13. Selection and Employment of Consultants by the World Bank Borrowers. -Washington, 1985.
  14. Statuory Instrument 2006 № 5 «The Public Contracts Regulations».
  15. Statuory Instrument 2006 № 6 «The Utilites Contracts Regulations».
  16. Agreement on Government Procurement GATT. Geneva, 1979.
  17. WB Standart Bidding Documents. Zurich, 2008.
  18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. Ст. 168. -15.02.2001.
  19. Закон РФ от 28.05.1992 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд».
  20. Федеральный закон № 53-Ф3 от 02.12.1994 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
  21. Федеральный закон № 60-ФЗ от 13.12.1994 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (с изменениями от 19 июня 1995 г., 17 марта 1997 г., 6 мая 1999 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.).
  22. Федеральный закон № 79-ФЗ от 21.04.2011 «О внесении изменений в Федеральный закон „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“».
  23. Федеральный закон № 97-ФЗ от 06.05.1999 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
  24. Федеральный закон № 135-Ф3 от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
  25. Федеральный закон № 164-ФЗ от 08.12.2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 22.07.2005 — 117-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ).
  26. Федеральный закон № 213-ФЭ от 23.12.1995 «О государственном оборонном заказе».
  27. Федеральный закон № 223-ФЭ от 18.07.2011 «О закупках государственных корпораций и естественных монополий».
  28. Проект Федерального закона «О конкурсах в сфере капитального строительства» от 30.11.2011 г.
  29. Указ Президента РФ № 826 от 07.08.1992 «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы».
  30. Указ Президента РФ № 305 от 08.04.1997 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».
  31. Постановление Правительства РФ № 637 от 27.10.2006 г.
  32. Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2008 года № 558-р «Перечень иностранных государств, экспорту продукции в которые в 20 082 010 годах оказывается государственная гарантийная поддержка с учетом предельных ежегодных объемов гарантирования».
  33. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 г.
  34. МЭРТ. Директива 07−54 от 18.01.2006 г.
  35. Письмо ФАС России от 20.07.2011 г.
  36. Н.В. Прокьюремент в системе государственного регулирования предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  37. С.Д. Аттестация государственных служащих по государственному заказу: методическое пособие. М.: НИУ Высшая школа экономики- Институт управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева, 2010.
  38. JI. Долгосрочный прогноз в краткосрочной торговле. М., 2001.
  39. О.В. География промышленности зарубежных стран. М.: Прогресс, 2007.
  40. Горбунов-Посадов М. М. Электронные государственные закупки. М.: ИПМ им. М. В. Келдыша РАН, 2002. — № 44.
  41. В.Н. Система закупок ВВТ США. М.: ИНКОРН РАН, 2005.
  42. Дитгер Хан. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 2007.
  43. И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.
  44. А.Н. Международные конкурсные торги. М.: МГИМО-Университет, 2011.
  45. Д.В. Международные расчеты. Условия поставки товара. -М.: Дакор, 2007.
  46. В.А. Маркетинговая концепция управления государственными заказами. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.
  47. А.Н. Конкурентные закупки и рыночные коммуникации промышленного предприятия. М.: Власть, 2007.
  48. К.В. Конкурентные закупки: торги, тендеры, конкурсы. -СПб.: Питер, 2005.
  49. К.В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры. М., Альпина паблишере, 2003.
  50. .А. Модель торгов покупателя и продавца в последующих взаимодействиях спроса и предложения. СПб, 2008.
  51. В.П. Торговля оружием: организация, экономика, мировая конъюнктура и международные тендеры. М.: Воениздат, 2004.
  52. Марн Майкл В. Ценовое преимущество. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  53. Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. М.: Юнити, 2008.
  54. О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Плюс, 1999.
  55. И.И. Международные торги. М.: Международные отношения, 1991.
  56. Д. Как выиграть тендер, подготовив хорошее предложение. -М.: Hippo, 2004.
  57. Т. Стратегия и тактика ценообразования: руководство по принятию решений, приносящих прибыль. СПб: ПИТЕР, 2004.
  58. И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. -Смоленск: Ойкумена, 2005.
  59. М. Конкуренция. М., 2010.
  60. Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Дашков и К, 2007.
  61. Е.И. Ценообразование в международной торговле. Теория и практика формирования цен в условиях НТР. М.: Международные отношения, 1990.
  62. М.Г. Международная купля-продажа товаров. М., 2006.
  63. Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006.
  64. Г. А. Тендеры: вопросы и ответы. М.: Вершина, 2008.
  65. B.JI. Контрактная модель стратегии фирмы. М: ТЕИС, 2000.
  66. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Акалис, 1996.
  67. Блумфельд Роберт, О’Хара Морин. Валютные торги. Анализ поведения игроков на валютных торгах. Нью-Йорк: «Пингвин», 1995.
  68. Горбунов-Посадов М.М., Ермаков A.B. и др. Предпосылки развертывания электронных торгов для государственных нужд. М., 2001.
  69. Донцова JL, Никифорова Н. Анализ финансовой отчетности. М., 2004.
  70. К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. М., 2005.
  71. Линерс Марк Р., Фирон Харольд Е. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. СПб: Виктория плюс, 2002.
  72. В.Н., Смирнов В. И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. М.: Инфра-М, 2000.
  73. Фон Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970.
  74. Н.З., Сафиуллин Л. Н. Конкурентоспособность: теория и методология / Монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
  75. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами. -М.: Экономика, 2001.
  76. В.А., Патрон А. П., Заварухин В. П. США: Федеральная контрактная система и экономика: механизм регулирования государственного хозяйствования. М.: Наука, 2010.
  77. Становление рыночной системы государственных закупок в России / В. И. Смирнов, Н. В. Нестерович, Е. Ю. Гончаров и др. Казань: НПО «БизнесИнфоСервис», 2000.
  78. Федеральная контрактная система: программа учебной дисциплины / И. В. Кузнецова и др. М.: НИУ Высшая школа экономики, 2011.
  79. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери, 2008.
  80. Международные экономические сделки: как избежать ошибок при оформлении и и сполнении договоров международной купли-продажи товаров. М.: Воскресенье, 2001.
  81. Совершенствование системы закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. М.: Институт экономики переходного периода, 2003.
  82. Мировая экономика: прогноз до 2002 г. / Под ред. акад. А. А. Дынкина. М.: Магистр, 2008.
  83. Мировой кризис: угрозы для России. Материалы совместного заседания Ученого совета ИМЭМО РАН и Правления ИНСОР 10 декабря 2008 года / Сост. и научн. ред. C.B. Чебанов. М.: Магистр, 2008.
  84. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд / Под ред. В. И. Смирнова, Н.В. Несте-ровича. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
  85. А.П. Применение электронных систем закупок для нужд государственно-корпоративных предприятий. // Вестник МГТУ. Том 9. -№ 4. — 2006. — С. 586−589.
  86. B.C. Государственный заказ в экономических системах: принципы, формирование и механизм реализации. // Вестник Ленинградского Университета. Серия 5. -1990. Выпуск 2 (№ 12). — С. 104 109.
  87. В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 5. — С. 3848.
  88. И.П. Новое в антимонопольном законодательстве и правоприменительной практике по вопросам размещения государственных и муниципальных контрактов. // Государственный заказ Санкт-Петербурга, Аналитический выпуск. 2003. — № 2/5.
  89. В.Е. Конкурентная стратегия фирмы // Микроэкономические предпосылки экономического роста. Вып. 2. Москва: ЦЭМИ РАН, 2003.
  90. Е.В. Моделирование конкурентоспособности бренда на основе нечетких баз знаний // Вестник Житомирского государственного технологического университета. 2008. — № 4 (31). — Том II.
  91. Л.И. Эффективность государственных закупок. 1 часть. // Информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги». 2000, июль-август.
  92. Л.И. Эффективность государственных закупок. 2 часть. // Информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги». 2000, июль-август.
  93. М.В. Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями // Маркетинг. 2007. — № 6.
  94. С. Кризис-2008: пора ставить диагноз // Вопросы экономики. 2008. — № 11.
  95. М.В., Попов Е. В. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. 2008. — № 4.
  96. М. Японская экономическая модель // МЭ и МО. 2004. -№ 1.
  97. Е.И. Выиграть тендер // Предпринимательство. 2006. — № 7.
  98. Е.И. Использование международных конкурсных торгов в практике современной межфирменной конкуренции // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. — № 6.
  99. А. Как снижать издержки? // Компания. № 1(247). — 13 января 2003.
  100. Н. Унификация коллизионных норм в сфере международных коммерческих контрактов (Гаагские конвенции) // Хозяйство и право. -2002.-№ 21.-С. 136.
  101. А.Б. Формы государственного влияния на экономику. Госзаказ. // Экономист 1991. — № 3.
  102. М.И., Жуковская В. М., Трофимова И. А. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерении // Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С. 67−77.
  103. Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. — № 2.
  104. A.B., Хухлаев Е. В. Электронная цифровая подпись в системе госзакупок. // Открытые системы. 2002. — № 7−8.
  105. Т.П. Нормативные и организационные аспекты формирования системы государственных и муниципальных закупок в электронной форме в России. // Сервис plus. № 4. — 2007. — С. 168−176.
  106. Ш. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. // Вопросы экономики. 2009. — № 1.
  107. К.В. Мастер делового администрирования // Госзаказ. 2005. — № 2.
  108. Ю.В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. М.: Международные отношения, 2003.
  109. А.Н. Регулирование процессов выдачи государственных заказов в Европейском Союзе // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. — № 8.
  110. Некоторые особенности, присущие подходам к выявлению монопольных цен на территории ЕС // Российский внешнеэкономический вестник.-2007.-№ 10.
  111. В.П. «Ромб конкурентоспособности» М. Портера: российская проекция. // Российский внешнеэкономический вестник. Апрель 2008.
  112. В.В., Ускова Е. А. Современный зарубежный опыт в области развития государственных закупок // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. — № 3.
  113. B.C., Резник А. И. Многокритериальный отбор претендентов и оценка предложений участников подрядных торгов // Экономика строительства. М.: Евразия, 1997. — № 5.
  114. A.B. Участие в международных торгах в составе консорциумов // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. — № 5.
  115. Ю.А., Резников Я. Г. Развитие мирового рынка подрядных услуг по добыче нефти и газа // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. — № 8.
  116. Л.А., Смоловик Г. М. Использование реальных опционов как инструмент оценки конкурентоспособности поставщика при проведении тендеров // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. -№ 8.
  117. А., Авдашева С., Голованова С. Конкурентная политика в период кризиса // Вопросы экономики. 2009. — № 3.
  118. Моя Балтика. Корпоративное издание ОАО «Пивоваренная компания «Болтика». СПб. — 2009. — № 3 (35).
  119. Игорь Сечин рассказал кредитную историю. Коммерсант. — 2008. — 29 октября.
  120. Н.В. Поставки для обороны эффективность за разумные деньги // Новый оборонный заказ. — 2011. — № 4. — С. 46−49.
  121. Повышение конкурентоспособности компании: формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление. М.: Рос. газета, 2005.
  122. Е.И. Формирование и развитие системы международных торгов в России: автореф. дис. .канд. экономич. наук. М., 2007.
  123. Н.В. Модели и инструментальные средства проведения подрядных торгов и финансового анализа дорожных предприятий: автореф. дис.. .канд. экономич. наук. МПб., 2007.
  124. Д.В. Совершенствование взаимоотношений российский предприятий с зарубежными партнерами: дис. .канд. экономии, наук.- Екатеринбург, 2007.
  125. К.Б. Современные стратегии конкурентоспособности крупных зарубежных компаний: диссертация .канд. эконом, наук. М. -2007.
  126. Р.Б. Методология организации и проведения подрядных торгов в строительстве: автореф. дис. .докт. экономии, наук. -М., 2003.
  127. Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: автореф. дис.. докт. юрид. Наук. Томск, 2001.
  128. Annika Alexius. Uncovered interest primarily revisited. № 53. — 1998.
  129. Baldwin A., McCafer R., Oteifa S. International Bid Preparation. ILO, 1995.
  130. S. V. & Tschirhart J. Natural Monopoly Regulation. Principles and practice. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 1988.
  131. Bulletin Jones Day: Cambridge University Press, 1999.
  132. Jones D. M. Development models // Supply Management, 18 March 1999.
  133. Michiel R. Leenders and David L. Blenkhorn, Reverse Marketing: The New Buyer Supplier Relationship, New York, 1998.
  134. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York: Free Press, 2003.
  135. Trade Line: Coface’s magazine for its clients and partners. Special Edition. Main lessons from the 2010 Coface Country Risk Conference held in Paris.- Issue 9. Feb. 2008.
  136. Сайт торговая площадка chemindustry.ru.144. Сайт coface.jp.
Заполнить форму текущей работой