Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности механизма взаимодействия предпринимательства и региональных властных структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа может представлять интерес для научных работников, занимающихся проблемами управления в аспекте взаимодействия управляемых и управляющих систем, а также преподавателей, аспирантов и студентов вузов в процессе преподавания и изучения дисциплин: «Государственное регулирование экономики» (разделы «Экономика России: тенденции и перспективы развития», «Задачи и общие функции государства… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР
    • 1. 1. Взаимодействие органов государственной власти и предпринимательства как гносеолого-ретроспективная проблема
    • 1. 2. Общие принципы взаимодействия предпринимательства и властных структур
  • 2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР В МАСШТАБЕ РЕГИОНА
    • 2. 1. Предпринимательство и властные структуры в нормативно-правовых условиях интитуционального взаимодействия
    • 2. 2. Характеристика механизма взаимодействия предпринимательства и властных структур как субъектов организационно-экономических отношений
    • 2. 3. Динамика состояния и основные проблемы взаимодействия предпринимательства и исполнительных органов государственной власти региона
  • З.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР РЕГИОНА
    • 3. 1. Критерии взаимодействия предпринимательства и властных структур региона как методическая основа оценки качественных характеристик этого процесса
    • 3. 2. Основные организационно-экономические подходы к совершенствованию механизма взаимодействия предпринимательства и властных структур региона

Особенности механизма взаимодействия предпринимательства и региональных властных структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Последнее десятилетие ознаменовалось радикальными изменениями, преобразившими социальный, политический и экономический облик нашей страны. В этих условиях особую значимость и актуальность приобретают взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики как в федеральном центре, так и на местах: в регионах и муниципальных образованиях. В настоящее время механизм такого взаимодействия находится в процессе своего становления. Многочисленные трудности и неудачи, встречающиеся на этом пути, во многом объясняются нарушениями государственными служащими и предпринимателями правовых и других общественных норм, что обостряет ситуацию социально-экономической жизни на местах и выливается во внутренние и внешние конфликты. На повестке дня стоит вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, регионального, так и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сферах. Сегодня действующее законодательство с целью укрепления исполнительной вертикали власти значительно сократило предметы ведения и полномочия региональных органов власти, передавая часть полномочий местному самоуправлению. В современных условиях участие региона в формировании нормативно-правовой базы законодательно ограничено. Функции региональных органов власти уменьшились количественно, и теперь важно более качественно ими распорядиться. Взаимодействие предпринимателей с органами власти осуществляется в первую очередь на территории муниципальных образований. Фактически это взаимодействие ведет к консолидации общественных сил в вопросах организации бизнеса даже тогда, когда для него возникает отрицательный результат. В этой ситуации бизнес вынужден вступать в отношения с региональной властью и их организационно выстраивать. Этот процесс и возникающие в нем проблемы имеют особую значимость как для теории, так и для практики рыночного хозяйствования, что и определяет своевременность диссертационного исследования.

Разработанность проблемы. В современной научной литературе проблема взаимодействия предпринимательства и власти рассматривается достаточно широко. Исследованию сущности данных процессов в условиях переходной экономики, формированию институциональных основ ее социальной ориентации посвящены научные публикации Р. Кучукова, А. Савки, В. JI. Тамбовцева, А. Е. Шаститко. Имеются также отдельные исследования, в которых затрагиваются те или иные аспекты государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях — М. Еваленко, И. Задирако, В. А. Рубе, Ю. Симачев, А. Соколов. Самоорганизации современного российского предпринимательства и практики его лоббистской деятельности посвящены работы А. Г. Гранберга, Г. О. Грефа, Е. А. Павлодского, Е. О. Паниной, Ф. Шамхалова, в которых рассматриваются проблемы конкурентноспособности экономики и роль государства в обеспечении конкурентных преимуществ на микрои макроуровнях. Из костромских ученых вопросам взаимодействия предпринимательства и властных структур посвящены большей части работы М. И. Беркович, Н. П. Гибало и С. П. Сироткина.

В экономической литературе рассматриваются в основном традиционные формы взаимодействия предпринимательства и бизнеса, такие, как лоббирование, прямое администрирование (См., например: С. Ю. Глазьев, B.A.May). Возрастает научный интерес к отношениям предпринимателей и государственных органов на основе социального партнерства. В этой области экономики следует отметить работы таких исследователей, как С. Б. Авдашевой, В. Е. Дементьева, Т. Долгопятовой, А. Радыгина и др. В их исследованиях уделено внимание проблемам формирования и функционирования интегрированных групп в условиях рыночной экономики. В западной литературе тоже имеются разработки, посвященные исследованию партнерских отношений между предпринимательством и органами власти (См., например: М. Портер).

Отечественные авторы занимались этими вопросами почти исключительно на федеральном уровне без связи с различными направлениями хозяйственной практики в регионах. Многие исследования посвящены социально-экономической природе и общественной форме местного самоуправления. Среди них выделяются работы Б. К. Коробова, С. А. Мельник, А. И. Тяжова. В настоящее время в регионах разрабатываются планы, программы, концепции их социально-экономического развития. Тем не менее, теоретические и практические аспекты этого процесса остаются до конца не осмысленными и нуждаются в совершенствовании.

Цель диссертационной работы состоит в разработке основополагающих принципов и практических путей совершенствования сложившегося механизма взаимодействия предпринимательства и властных структур региона.

В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся и решаются следующие задачи'. на основе всестороннего изучения теоретических и прикладных разработок, имеющихся сегодня в экономической литературе, проведение анализа состояния механизма взаимодействия предпринимателей и властных структур как в целом по России, так и по Костромской областиисследование сложившегося механизма взаимодействия предпринимательства и региональных органов государственной власти и его схематичное представление с учетом особенностей Костромской, Ярославской и Ивановской областейразработка ряда организационно-значимых предложений для методического обеспечения процесса совершенствования указанного механизма.

Объект исследования: механизм взаимодействия предпринимательства и региональных властных структур как неотъемлемый атрибут управления экономикой региона в рыночных условиях.

Предмет исследования: организационно-экономические отношения, существующие и возникающие в процессе взаимодействия предпринимательства и органов региональной власти.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретической основой диссертационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области взаимодействия предпринимательства и властных структур. В диссертационном исследовании использованы принципы теории управления, теории организации, положения классической, неоклассической, институциональной экономических теорий. При анализе отдельных проблем и аспектов применены некоторые методы диалектической и формальной логики, микрои макроэкономикипредставлены схематично, графически, статистически и математически многие социально-экономические явления и процессы, требующие адекватных форм организаций и управления. В диссертации также использован метод экспертных оценок.

На защиту выносятся положения о том, что:

Предпринимательство и властные структуры часто обходят общие социально значимые проблемы и не координируют свои действия в направлении их совместного преодоления;

Не зависимо от того, как взаимодействуют предприниматели и властные структуры региона, между ними объективно складываются организационные отношения, которые институционально оформляются в определенный механизм, обеспечивающий их взаимодействие;

Функционирование механизма взаимодействия указанных субъектов происходит в определенной формальной и неформальной среде, которая либо способствует, либо препятствует его развитию;

В механизме этого взаимодействия важным элементом являются некоммерческие организации, благодаря которым достигается открытость и прозрачность отношений предпринимателей и региональных властных структур, балансирование их интересов, возможность обойти конфликтные ситуации и достичь необходимого эффекта в преодолении острых проблемМногие функции, выполняемые сегодня органами региональной власти, могут быть переданы в доверительное управление также и коммерческим организациям. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты государственного и регионального уровней, материалы, опубликованные в монографической литературе, научных изданиях, публикации в периодической печати, сайты Интернета. При выполнении диссертационной работы использованы материалы Госкомстата РФ, комитета государственной статистики по Костромской области, администрации Костромской области, а также собранные автором сведения и результаты проведенного им социологического исследования в рамках темы диссертационной работы. Научная новизна работы сводится к следующему: 1. Применен всесторонний анализ организационных, экономических и управленческих отношений, объективно складывающихся между региональной государственной властью и предпринимательством, и на этой основе показан механизм их взаимодействия, который опирается главным образом не на иерархические, а партнерско-паритетные начала.

2. Введены в научный оборот экономические понятия: «потенциал развития взаимодействия предпринимательства и региональных властных структур», «среда коммерческого и некоммерческого взаимодействия», «качество взаимодействия предпринимателей и властных структур региона».

3. Разработана общая схема сложившегося в регионе механизма взаимодействия предпринимательства и региональных властных структур, на основе которой доказано, что субъекты политической и хозяйственной власти пытаются найти между собой консенсус экономических интересов и достичь наибольшего эффекта в реализации своих целевых функций.

4. Предложен индекс взаимодействия предпринимательства и региональных властных структур, при расчете которого органы государственного управления в центре и на местах могут произвести качественный анализ механизма этого взаимодействия и принять надлежащие меры по его совершенствованию.

5. Для перспектив развития отношений между предпринимателями и региональными властными структурами установлены критерии их взаимодействия как процесса межсубъектного обмена объективно возникающих функций, реализация которых позволит более четко определить динамику и характер протекания этого процесса.

Соответствие темы и содержания диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК: Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)»: п. 5.15. «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальном, в крупных экономических районах, субъектах Федерации, муниципальном)», п. 5.16. «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления», а также в рамках специальности 08.00.01 «Экономическая теория (общая экономическая теория)», п. 1.1. «Политическая экономия: взаимодействие производительных сил, экономических формметодов хозяйствования и институциональных структурвоздействие новых технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур и институтовроль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических системтеория государственного сектора в экономикеформирование экономической политики (стратегии) государства» паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в диссертации результаты проведенного исследования, предложенные рекомендации могут быть использованы региональными структурами государственной власти при формировании основных направлений социально-экономического развития регионадля мониторинга ситуации в центре и на местах. Систематизированные данные о субъектах взаимодействия предпринимательства и органов государственной региональной власти Костромской области, о нормативно-правовых основах указанного взаимодействия, могут быть применены при формировании соответствующего сайта Интернета, необходимого для более успешного ведения дела субъектами предпринимательства.

Диссертационное исследование позволяет предпринимателям определить свое место и значение в отношениях с органами государственной власти в направлении достижения консенсуса экономических интересов и наибольшего эффекта в реализации своих целевых функций.

Работа может представлять интерес для научных работников, занимающихся проблемами управления в аспекте взаимодействия управляемых и управляющих систем, а также преподавателей, аспирантов и студентов вузов в процессе преподавания и изучения дисциплин: «Государственное регулирование экономики» (разделы «Экономика России: тенденции и перспективы развития», «Задачи и общие функции государства в современной экономике», «Формы и методы государственного регулирования экономики», «Государственное регулирование предпринимательства»), «Региональная экономика» (раздел «Региональная политика России»), «Основы экономики и предпринимательства» (разделы «Место предпринимательства в экономике. Меры государственной поддержки предпринимательства», «Правовое обеспечение предпринимательства», «Предпринимательская среда»),.

Экономическая теория" (разделы «Основные понятия экономической теории», «Государство и экономическая политика»), спецкурса «Государство и экономика», проведения круглых столов по темам «Проблемы взаимодействия предпринимательства и органов государственной власти региона», «Особенности взаимодействия государства и экономики в транзитивной экономике», «Методы и формы взаимодействия государства и экономической системы».

Апробация работы проводилась в ходе выступлений с докладами на TV международной научной конференции «Молодежь и экономика» (Ярославль, 2002), на 57-й межвузовской научно-технической конференции молодых ученых и студентов «Студенты и молодые ученые КГТУ — производству» (Кострома, 2004, 2005), на международной научной конференции «Методология экономической науки: проблемы и перспективы развития», посвященной 80-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора Сироткина С. П. (Кострома, 2005), на страницах научных изданий. Отдельные положения диссертационного исследования излагались на заседаниях кафедр экономической теории, экономики и управления, экономики отраслей Костромского государственного технологического университета. Автором опубликовано 4 научных работы по теме диссертации общим объемом 1 п.л. Некоторые специальные разработки автора по вопросам взаимодействия предпринимательства и региональных структур государственной власти использовались в работе комитета развития предпринимательства и потребительского рынка администрации Костромской области.

Структура построения диссертации определена логикой рассмотрения взаимосвязанных вопросов и совокупностью решаемых задач. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и.

1. В 2003 году льготные кредиты получили 18 малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица на 5 млн. рублей (в 2002 году кредиты получили всего четверо — на 1 млн. рублей). Больше 70% из них в городах и области.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой