Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная система отечественного образования ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации. Усиление условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострило общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации студенческой молодежи и вызвало необходимость в мотивационной структуризации процесса самоопределения. Рыночная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы социологического анализа профориентации и профессионального самоопределения студенческой молодежи средней профессиональной школы
    • 1. Профориентация и профессиональное самоопределение как социальное явление и социальный процесс
    • 2. Студенческая молодежь среднего профессионального образования как социальная группа
  • Глава II. Профориентации и профессиональное самоопределение студенческой молодежи средней профессиональной школы в условиях социальных преобразований
    • 1. Среднее профессиональное образование как социальный институт современной России
    • 2. Развитие системы среднего профессионального образования в Пермском крае
  • Глава III. Особенности профориентации и профессионального самоопределения студентов-выпускников Пермского государственного профессионально — педагогического колледжа
    • 1. Характеристика Пермского государственного профессионально-педагогического колледжа. Выборка исследования
    • 2. Факторы, влияющие на профориентацию и профессиональное самоопределение
    • 3. Молодой специалист о своей специальности (профессии) в профессиональной деятельности

Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные социально-экономические условия российского общества существенно изменили подход к процессу профориентации и профессионального самоопределения студенческой молодежи.

Студенческая молодежь — динамично развивающаяся социальная группа, активно участвующая в процессе воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Усложнение производственных процессов, бурный научно-технический прогресс повышают значение данной социальной группы в современном обществе [33].

Современная система отечественного образования ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации. Усиление условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострило общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации студенческой молодежи и вызвало необходимость в мотивационной структуризации процесса самоопределения. Рыночная экономика не только создает условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему высокие требования — умение самостоятельно выбирать, готовность к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимым [32].

Проблема профориентации как общественная проблема проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. По своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии [156, с. 84−89].

В постсоветский период на смену ранее существовавшим механизмам трудового воспитания студентов и формирования основ социально-экономического поведения приходят новые механизмы, влияющие на процесс профориентации и профессионального самоопределения. Это обусловлено, с одной стороны, либерализацией экономической, ценностной, нормативной, нравственной сфер общества, а с другой — возросшей степенью свободы студента. В этой связи отечественную систему профессионального образования следует рассматривать как стратегически важную сферу человеческой деятельности и как социальный институт, обладающий возможностью активно влиять на процесс профориентации и профессионального самоопределения студенчества. Значимость этого процесса возрастает по мере продвижения общества по пути информационного, технологического и социально-экономического прогресса [37].

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.

Актуальность решения проблемы профориентации студенческой молодежи проявляется в том, что необходимо привести в соответствие потребности экономической сферы общества в отношении профессионально подготовленных трудовых человеческих ресурсов и потребности молодых людей в трудовой и профессиональной самореализации. В настоящее время социально-экономическая ситуация в России становится все динамичнее: кардинально изменился рынок труда, появился бизнес, ориентированный на поиск и отбор высококвалифицированных специалистов[62].

Интенсивное развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников. Эти изменения неизбежно породили массу проблем профессиональной жизни, так как прежние профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Все это не обошло и среднюю профессиональную школу, студенчество оказалось в ситуации неопределенности, неуверенности в своем профессиональном будущем, поэтому проблема профориентации и профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях современных социально-экономических и социокультурных преобразований [78].

В связи с тем, что студенты средних специальных учебных заведений (ССУЗ) представляют важную часть студенческой аудитории, необходимо выяснить те мотивы, по которым выбирается учебное заведение и будущая профессия, а также установить присутствие перспективной жизненной мотивации в профессиональном самоопределении студенческой молодежи.

Кроме того, изучение профориентации и профессионального самоопределения важно для разработки эффективной молодежной политики, как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона, края и города. При реализации молодежной политики необходимо принимать во внимание тенденции социально-экономического развития, влияющие на процесс профессиональной ориентации и самоопределения студенческой молодежи.

Степень разработанности темы. Для отечественной социологии образования проблематика профориентации и профессионального самоопределения молодого поколения не является новой. Отдельные аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее социологами, философами, педагогами и психологами.

Концептуальные основы диссертационного исследования сформировались на основе изучения теоретических и методологических подходов, представленных в работах ученых по различным проблемам образования, молодежи, студенчества. Классифицируя эти работы, можно выделить ряд направлений, объединяющих исследования различных авторов.

В работах классиков зарубежной социологии Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, у отечественных социологов Е. Ю. Бикметова, В. В. Гаврилюк, Г. Е. Зборовского, Ф. Г. Зиятдинова, Г. Б. Кораблева, Т. Н. Кухтевича, JI.H. Курбатовой, В. Я. Нечаева, М. Н. Руткевича, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппова выявляются сущность, признаки, особенности становления и функционирования института образования, определена его роль развития общества.

Социологический анализ молодежи как социальной группы, определение ее места в социальной системе представлены в работах: И. А. Акимовой,.

1 См: Дюркгейм Э. Педагогика и социология / Э. Дюркгейм. — М., 1995; Кораблева Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи / Г. Б. Кораблева. — Екатеринбург, 1994; Зборовский Г. Е. Социология образования: учебное пособие для вузов / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. -М.: Гардарики, 2005. — с. 383- Филлипов В. И. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы: / В. И. Филлипов // Бюллетень Министерства образования РФ, — 2000. — № 2- Курбатова Л.II. Образование как социальное качество общества / Л. Н. Курбатова. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун — та. — 2004.

Н.А. Аитова, Е. С. Баразговой, Ю. Р. Вишневского, С. Н. Иконниковой,.

A.И. Ковалевой, Ю. С. Колесникова, А. Б. Курлова, В. Т. Лисовского,.

B.А. Лукова, А. В. Меренкова, Р. Т. Насибуллина, В. В. Павловского, Б. Г. Рубина, Б. С. Павлова, B.C. Собкина, В. Н. Стегния, З. И. Файнбурга, В. Т. Шапко, В. Н. Шубкина, Е. А. Шуклиной, В. А. Ядова и др.2.

Позволяют рассмотреть проблемы профориентации и профессионального самоопределения, с позиций системного подхода, работы В. А. Архипова, Е. И. Головахи, А. Е. Голомштока, Л. Н. Дормидонтовой, В. И. Журавлева, Н. Н. Захарова, Ю. А. Зубок, Е. А. Климова, Д. Л. Константиновского, Г. Б. Кораблевой, Н. Д. Левитова, И. Н. Назимовой, Е. М. Павлютенкова, К. К. Платонова, В. П. Потапова, Н. С. Пряжникова, Э. А. Саар, М. Х. Титмы, Ф. Р. Филиппова, Г. А. Чередниченко, С. Н. Чистяковой, В. И. Чупрова, П. А. Шавира, В. Н. Шубкина и др.3.

Профессия как сложное социальное явление рассмотрена М. Вебером, Е. А. Климовым, Г. Б. Кораблевой, Н. Д. Левитовым, В. А. Мансуровым, О. И. Шкаратаном и др.

В трудах Е. И. Головахи, Д. Л. Константиновского, А. Б. Курлова, М. Х. Титмы, В. Н. Шубкина можно найти обращение к категории «профессиональное самоопределение». Данными авторами изучались проблемы, связанные с социальной обусловленностью выбора тех или иных профессий, динамикой их престижа, изучением профессиональных интересов и намерений.

2 См: Аитов Н. А. Технический прогресс и движение рабочих кадров / Н. А. Аитов. — М.: Экономика, 1972; Вишневский Ю. Р. Парадоксальный молодой человек /Ю.Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2006. — № 5- Иконникова С. Н. Молодежь о себе, о своих сверстниках: социологическое исследование / С. Н. Иконникова. — JL, 1969; Стегний В. Н. Изменение в социальном статусе молодежи современного общества / В. Н. Стегний // Молодежь XXI века: трансформация российского общества и молодежная политика: матер. Город, молодеж. науч.-практ. конфПерм. гос. техн. ун-т. -Пермь, 2002; Зборовский Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. — 2000. — 3 № 4- Файнбург З. И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации. Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. — 1969. № 25/40. Вып. 2. С. 59−99- Ядов В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. — М., 1998.

3 См: Константиновский Д. Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентация и пути в сфере образования (от 1960;х годов к 2000;му) / Д. Л. Константиновскийпод ред. В. Н. Шубкина. — М., 1999; Шубкин В. Н. Начало пути / В. Н. Шубкин. — М., 1979; Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. — М.- Воронеж, 1996; Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов / Н. Н. Захаров — М, Просвещение, 1988.

Социологические исследования в сфере среднего профессионального образования проводились эпизодически, по отдельным проблемам такими исследователями как П. Ф. Анисимовым, H. JL Гунявиной, П. Н. Осиповым, В. М. Паршиным, Ф. А. Хохлушкиной, Г. А. Чередниченко и др.4.

При всем многообразии и глубине раскрытых в трудах социологов проблем образования среднее профессиональное образование остается недостаточно исследованным. Недостаточно монографий и исследований, проведенных в условиях российской трансформации в последние годы, начиная с 2000 года, особенно на уровне средней профессиональной школы5. Исследования социологов проводились на уровне средней школы, профессионального училища или вуза. С. И. Григорьев, JI.H. Курбатова, Ю. И. Леонавичюс, Л. Я. Рубина, В. Г. Харчева и др. исследовали проблемы высшей школы и начального профессионального образования. Л. Г. Борисова, A.M. Гендин, П. О. Кенкман, М. И. Сергеев и др. проводили исследования средней школы и учительства.

Проблемы соответствия профессиональных ориентаций молодежи структуре потребностей экономики страны в рабочей силе, необходимости рациональной расстановки профессиональных кадров разрабатывались Ю. К. Васильевым, Л. П. Веревкиным, В. Д. Голиковым, Ю. Н. Дорожкиным, B.C. Ендальцевым, Е. Д. Катульским, И. Н. Назимовым.

Индивидуальные аспекты профессионального самоопределения, профессиональное самосознание, личностное профессиональное развитие рассматриваются в работах Ф. И. Иващенко, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Р. С. Немова, Н. С. Пряжникова, Э. Ф. Зеера.

Определенные методологические ориентиры для диссертационного исследования имеют работы Н. Н Захарова, Е. И. Климова, Д. Л. Чередническо,.

4 См: Анисимов П. Ф. Средняя профессиональная школа: пути развития /П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. — 1999. — № 1- Когда наступает время выбора (Устремление молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений)/ отв. Ред. Г. А. Чередниченко.- СПб.: Изд-во РХГМ, 2001; Чередниченко Г. А. Развитие социальных исследований образования в России / Г. А. Чередниченко // Социологические исследования. — 2001. — № 3- Хохлушкина Ф. А. Кто они, выпускники средних специальных учебных заведений /Ф.А. Хохлушкина// Среднее профессиональное образование.-2001 -№ 12.

5 См: Калугина Д. А. Среднее профессиональное образование как предмет социологического исследования: институциональный подход /Д.А. Калугина: диссертация. капд. социол. наук — Екатеринбург, 2004. 187 с.

Н.С. Пряжникова, М. Х Титмы, В. Н. Шубкина, в которых рассматривается социологический, социально-философский и социально-психологический аспекты профессиональной ориентации и самоопределения.

С практической и научной точек зрения актуальны исследования, в которых осмыслены изменения, происходящие в сфере среднего профессионального образования, затронуты проблемы, волнующие педагогов и студентов, субъектов управления данным уровнем образования. Также необходим анализ и оценка действенности и эффективности процессов профориентации и самоопределения молодежи в среднем профессиональном образовательном учреждении.

Работы перечисленных авторов позволили дать системное представление о профессиональной ориентации и самоопределении, а также выявить, какие ракурсы обозначенной темы нуждаются в дальнейшей разработке. Результаты конкретных работ, изучение определенных сторон профессиональной ориентации и самоопределения молодежи являются основой для постановки проблемы диссертации.

Объектом диссертационного исследования является студенческая молодежь средних профессиональных учебных заведений.

Предметом диссертационного исследования выступают проблемы профориентации и профессионального самоопределения студентов-выпускников очной формы обучения, средней профессиональной школы.

Гипотеза исследования: процесс профориентации и профессионального самоопределения студентов средней профессиональной школы будет успешным при реализации следующего комплекса действий: о проведение коррекции учебно-воспитательного процесса в средней профессиональной школе на основе анализа профессиональной деятельности студентов — выпускниково формирование профориентации студентов на принципах научности, систематизации профориентации и профессионального самоопределенияо соблюдение преемственности социально-профессионального становления будущих специалистов с профессиональным воспитанием и обучением на других уровнях системы профессионального образования и профессиональной деятельности.

Целью диссертационной работы является изучение и анализ на теоретическом и эмпирическом уровне процессов профориентации и профессионального самоопределения студентов средней профессиональной школы в условиях российской трансформации.

Для достижения цели выдвинуты следующие задачи: — проанализировать подходы, уточнить понятие «профориентация», «профессиональное самоопределение» и рассмотреть структуру профессиональной ориентации в целом и профориентации студенчества в частности;

— представить профориентацию и профессиональное самоопределение как социальное явление и социальный процесс, выявить их универсальные и специфические черты;

— рассмотреть студенчество среднего профессионального образования (СПО) как социальную группу. Выявить мотивы его образовательной и профессиональной деятельности;

— изучить процесс профориентации и профессионального самоопределения как систему социально-институциональных и социально-психологических подходов по формированию трудового поведения;

— определить факторы, оказывающие влияние на процессы профориентации и профессионального самоопределения, и показать отношение студентов-выпускников к образовательной и профессиональной деятельности как инструментам достижения жизненной перспективы в условиях социально-экономической трансформации российского общества;

— определить индикаторы сформированности профориентации и профессионального самоопределения студентов-выпускников и использовать их для оценки реального состояния;

— сформулировать предложения о путях совершенствования системы профориентации и профессионального самоопределения студенческой молодежи.

Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи системного подхода к анализу социальных явлений и процессов профориентации и профессионального самоопределения положения деятельностной концепции личности. Рассматривая образование как социальный институт, мы получили возможность использовать соответствующий инструментарий, достаточно разработанный в социологической теории.

Эмпирическую основу диссертационной работы составили:

— нормативные акты и статистические материалы государственных и муниципальных органов;

— материалы опубликованных исследований, касающиеся различных аспектов профориентации и профессионального самоопределения студенческой молодежи;

— опубликованные прогнозы в области образования населения Пермского края на период с 2005 по 2010 год;

— материалы исследования, проведенного комиссией, с участием автора, к подготовке аттестации учебного заведения за 2005/2006 учебный год;

— результаты авторского социологического исследования за 2005/2006 учебный год в Пермском государственном профессионально-педагогическом колледже (ПГППК);

— результаты проведенного автором интервью с молодыми специалистамивыпускниками колледжа за 2007/2008 учебный год;

— вторичный анализ результатов социологических исследований, посвященных изучению профориентации и профессионального самоопределения студенческой молодежи, проектированию социальной карьеры, проведенных в разные годы в крупных российских городах.

Авторский опрос проводился с марта по июнь 2005/2006 учебного года среди студентов-выпускников ПГППК. Выборка составила (N) 223 человека. Был использован метод анкетирования (инструментарий прил. А). При обработке полученных данных применялась программа SPSS 15.0, предназначенная для обработки социологической и статистической информации.

Интервью проводилось с ноября по декабрь 2007 года среди молодых специалистов — выпускников ПГППК. Количество опрошенных составило 61 человек. Для интервью с выпускниками был составлен вопросник (инструментарий прил. Б). второй тип — ориентирован на получение высшего образованиятретий тип — ориентирован, работать по специальности и четвертый тип — ориентирован, иметь собственное дело) — о определены эмпирические индикаторы для измерения сформированности профориентации и профессионального самоопределения у студентов-выпускников СПО. В качестве индикаторов приняты: отношение к специальности, оценка образовательного учреждения, типы жизненных ориентацийо обоснованы главные направления совершенствования процесса профориентации, профессионального самоопределения студенческой молодежи на уровне средней профессиональной школы в условиях российской трансформации.

Теоретическое значение диссертационной работы заключается в определении возможности использования структурного ряда базовых понятий: профориентация, профессиональное самоопределение и др. в последующих эмпирических исследованияхв разработке социологических оснований информационного обеспечения профориентационной работы со студенческой молодежьюв обосновании категорий социологии образования и социологии молодежи: профориентации и профессионального самоопределения молодежи.

Практическая значимость диссертационной работы: результаты работы представляют интерес для совершенствования профессионального самоопределения и профориентации студентов СПО, реализации соответствующих направлений региональной молодежной политикивыявлены основные черты профессиональной ориентации и самоопределения студентов в современных условиях на уровне среднего профессионального образованияопределили индикаторы для измерения сформированности профориентации и профессионального самоопределениянеобходимая для принятия эффективных управленческих решенийматериалы исследования, выводы и практические рекомендации могут быть использованы в процессе модернизации региональной системы среднего профессионального образования.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты и выводы отражены в восьми публикациях, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК, «Высшее образование в России» (2007, № 5), в монографии, статьях и тезисах.

Результаты, выносимые на защиту:

1. Уточненное содержание и иерархия базовых понятий «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение» студентов средней профессиональной школы. Оно рассматривается как процесс интеграции индивида в социально-профессиональную структуру общества, осуществляемый в результате анализа им своих внутренних ресурсов в процессе обучения, и соотнесения их с требованиями профессии.

2. Основные факторы, влияющие на профессиональный выбор современного студенчества СПО, для оценки сформированности профориентации и профессионального самоопределения студентов.

3. Особенности профориентации и самоопределения студентов-выпускников Пермского государственного профессионально-педагогического колледжа, и их социально-профессиональной адаптации на современном этапе.

4. Эмпирические индикаторы, применяемые для оценки сформированности профориентации и профессионального самоопределения студентов среднего профессионального образования.

5. Рекомендации и меры, обращенные к основным субъектам системы профориентации, которые могут способствовать достижению ключевых целей профориентации и профессионального самоопределения студентов и выпускников средней профессиональной школы.

Научная новизна результатов: уточнены содержание и иерархия базовых понятий «профориентация», «профессиональное самоопределение» для исследования профориентации и профессионального самоопределенияо выявлены основные факторы (институциональные и социально-демографические), влияющие на профориентацию и профессиональное самоопределение современного студенчества СПО, исследована взаимосвязь факторово определены особенности профориентации, профессионального самоопределения, выделены типы жизненных ориентаций студентов-выпускников Пермского государственного профессионально-педагогического колледжа (первый тип — искать место, где лучше платят, не обязательно по специальности;

Основные положения по теме диссертационной работы обсуждались на всероссийских научно-практических конференциях в 2007 — 2008 г. г.:

— г. Екатеринбург — II Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональные технологии в теории и практике обучения» (Десятилетие кафедры профессионально-педагогических технологий Российского гос. проф.-пед. ун-а) — 24. 04. 2007 г.;

— г. Пермь — III Всероссийская научно-практическая конференция «Современная торговля: теория, практика, инновации» — 04 апреля 2008 г.;

— г. Челябинск — VII Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» — 14. 11. 2008 г.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по главе III.

Таким образом, анализ влияния различных факторов на процесс профессиональной ориентации и профессионального самоопределения студентов колледжа позволил сделать ряд выводов.

В отличие от результатов, полученных другими авторами, в нашем исследовании социально-демографические факторы оказывают незначительное влияние на процесс профессиональной ориентации молодых людей — студентов колледжа. Пол, уровень урбанизации поселения, образовательный и социально-профессиональный статус семьи вызывают изменения лишь некоторых показателей, использованных нами в качестве индикаторов профессионального самоопределения.

Гораздо большее влияние на процесс формирования установок в профессиональной сфере оказывают социокультурные характеристики учащихся и в первую очередь — мотивация образовательной деятельности. Мотивы отражают особенности ценностной структуры молодых людей, которая формируется на более ранних этапах социализации. Таким образом, процесс профессионального самоопределения учащихся, происходящий в колледже, находится в зависимости от результатов предшествующей профессиональной, точнее — жизненной ориентации студента.

Влияние подработок на процесс профессионального самоопределения носит противоречивый характер. С одной стороны, наличие подработок негативно сказывается на образовательном процессе и, следовательно, на теоретической подготовке к будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, в случае соответствия подработки по специальности, получаемой в колледже, ориентация на выбранную профессию усиливается, при этом шансы выпускника на успешное трудоустройство заметно повышаются. Учитывая широкое распространение подработок, администрации колледжа можно попытаться максимизировать положительный эффект этого явления, оказывая содействие студентам в трудоустройстве по специальности.

Воздействие ряда факторов обостряет противоречие и усложняет характер профессиональных ориентаций современных российских студентов, вынужденных адаптироваться к нестабильной ситуации на рынке труда, ориентироваться на работу не по специальности, переобучаться на другую профессию, мигрировать из региона. Среди факторов, детерминирующих профессиональный выбор студентов, выделяются: престиж и статус профессии, сложившиеся социально-экономических отношения, социальные условия жизни и работы членов семьи и родственников.

Организационный механизм системы профессиональной ориентации студенческой молодежи в Пермском регионе предполагает деятельное участие и тесное сотрудничество органов исполнительной государственной власти, специализированных общественных организаций и объединений, образовательных учреждений, предприятий и организаций края.

Заключение

.

Переход страны на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые задачи и цели, возможность достижения видны в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Данные изменения представляются в виде двух взаимосвязанных процессов: формирование новых концептуальных подходов к ее развитию на основе прогнозных оценок и стратегических направлений и усовершенствование существующей образовательной системы в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политике государства.

На современном этапе для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, совершенствование рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса увеличивается потребность в специалистах среднего звена [171].

В стране на сегодняшний день сформировались новые социально-экономические отношения, которые повлияли на содержание среднего профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных и качественных изменений. К количественным изменениям относится появление новых профессий и специализаций. Качественные изменения проявляются в гуманизации содержания обучения. Эти процессы легли в основу развития содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы.

17 среднего профессионального образования .

Перед ССУЗами достаточно серьезно стоит проблема поиска своего нового места в системе социально-экономической адаптации и профессиональной ориентации молодого поколения.

Молодежь не получает достаточно знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.

17 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 годы».

Так, при первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, профессиональной карьере. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.

В данной ситуации весьма актуальна задача профессиональной ориентации и самоопределения студенческой молодежи уровня средних профессиональных учебных заведений.

Первый этап профориентации в учебном заведении должен раскрывать и объективно оценивать интересы, склонности, способности молодого человека к определенному виду профессионально-трудовой деятельности. На втором этапе все большее значение начинают приобретать те критерии, которые позволяют подросткам сравнивать между собой различные мотивы и предпочтения, выделять для себя главное, связанное с общим жизненным замыслом. В качестве их критериев выступают ценности, существующие объективно как результат развития человеческого общества, накопленного им опыта и знанийв случае их освоения, принятия человеком говорят о его ценностных ориентациях18.

Если выбирающий профессию ориентирован на содержательные ценности, он отмечает, что ему интересен сам процесс труда. И значит, эта профессия соответствует его способностям, у него получается такая работа, ему нравится, что здесь можно создавать своими руками сложные и полезные вещи, узнавать в этой области что-то новое, работать с людьми или техникой и т. д. Обоснованный выбор включает в себя и те, и другие мотивы. При этом если человек реально оценивает свои силы и возможности, то он готовит себя к достижению поставленной цели, осознает, что чем выше поставленная цель, тем больших усилий потребуется для ее достижения.

18 Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-товпод ред. Л. Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988.-223 стр.

Таким образом, сформировать мотивационную основу профессионального — самоопределения означает развить интересы, склонности, способности обучающегося, помочь осознать их значение для успешного профессионального труда, а также развить стремление к самоутверждению через трудовые усилия, трудовой вклад, взаимодействие с товарищами по работе, осознание ценности созидательной деятельности как для общества, так и для развития своей личности.

Профессиональное самоопределение — многолетний процесс, это не единичное решение, а цепочка различных решений, принимаемых на протяжении определенного времени, при этом каждый шаг связан с предыдущим и последующим.

Таким образом, сам момент выбора сферы профессиональной деятельности, оценка приоритетов в этой области значительно отодвигаются во времени, осуществляются не в период выбора учебного заведения, специальности, а во время его окончания. Профессиональное образование становится скорее элементом системы общего образования. В этой связи особую значимость приобретают формы подготовки и переподготовки молодежи, поскольку именно они, в первую очередь, реально осуществляют функции профессиональной ориентации и самоопределения.

Для успешного профессионального становления обучающихся необходимо, чтобы в учебно-воспитательном процессе учебного заведения в основном завершилось их профессиональное самоопределение, т. е. сформировалось отношение к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности.

Кроме того, важно, чтобы выпускники были готовы к вхождению в новую профессиональную систему взаимоотношений, уверенно чувствовали себя в ней, обладали сформированными профессиональными качествами личности и навыками социального и сугубо профессионального общения. Исходя из этого, мы определили, что профессиональное развитие и становление не кратковременный акт, охватывающий лишь период обучения и воспитания в стенах одного учебного заведения, а длительный, динамичный, многоуровневый процесс.

Студенты ССУЗов представляют собой многоплановую социальную группу. В нее могут входить как выпускники школ, так и молодые люди, уже отслужившие в армии или имеющие трудовой опыт на предприятиях.

Существующий социальный статус, набор социальных ролей влияют на эффективность и результативность процессов профориентации и самоопределения.

Так как переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в обеспечении качества подготовки квалифицированных специалистов в системе образования. Поэтому вопросам качества подготовки студентоввыпускников учебных заведений в настоящее время уделяется большое внимание. Многие учебные заведения России активно реагируют на происходящие изменения тем, что открывают пользующиеся спросом специальности, совершенствуют учебные планы и программы, углубляя уровень подготовки по существующим специальностям, и т. д.

Действующая система профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизирован преподавательский состав, разработаны новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития деятельности образовательных учреждений, организовано социальное партнерство19.

Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессиональной деятельности способствуют успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии. В свою очередь, успех профессионального самоопределения обучающихся зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии. Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий, чаще всего в рамках профильных классов в общеобразовательных учреждениях.

Система профессионального образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов,.

19 Спиридонова Г. В. Проблемы адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труд /Г.В. Спиридонова //Российская наука: тенденции и перспективы: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2002. — № 21 (177).- С.— 72. способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Это обусловливает необходимость перехода системы СПО на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, самой системы СПО и ее влияния на основные общественные процессы.

Опережающее образование, в отличие от традиционного, ориентируется в подготовке кадров на профессиональную мобильность и конкурентоспособность специалиста, отвечающего запросам современного и перспективного рынков труда.

Поэтому процесс обучения в профессиональных учебных заведениях нужно дополнить умением воспринимать и осваивать новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации управления.

Социологическое исследование выявило ряд позитивных характеристик. Студенты образовательного учреждения имеют высокий уровень притязаний по отношению к обучению, нацелены на получение профессии, востребованной в обществе. Но прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения студентов. Также исследование позволило определить социальный портрет современного студента ССУЗа. Оно показало механизм действия различных мотивов, стимулирующих или тормозящих формирование и укрепление профессиональной ориентации будущих специалистов.

Управление процессом и сам процесс профориентации и самоопределения студентов в окружающей действительности в значительной, если не в определяющей, степени принадлежат системе образования. В рыночных отношениях профессиональные учебные заведения должны не просто подготовить своих выпускников к взрослой жизни, но дать им определенный объем таких знаний и умений, которые повысили бы их конкурентоспособность на рынке труда, содействовали их занятости в народном хозяйстве, способствовали развитию предпринимательских черт характера.

Поскольку современный рынок труда требует новых широких и гибких знаний, умений и навыков, облегчающих ориентацию молодого специалиста в постоянно меняющемся мире, то приоритетной задачей образовательного учреждения является формирование и развитие у молодого человека таких способностей, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям и создавать новое социальное пространствостоит задача научить специалиста самостоятельному взаимодействию с динамичным миром профессионального труда, развитию творческого мышления, умению планировать.

В диссертации разработаны и приведены рекомендации и предлагаются меры, которые могут способствовать достижению ключевых целей профориентации и профессионального самоопределения студентов ССУЗов:

— усовершенствование психолого-педагогических служб для целенаправленной помощи студентам в поиске путей профессионального самоутверждения;

— использование профориентационных материалов в учебном процессе;

— развитие навыков профориентационной работы у преподавательского состава;

— внедрение специальных дисциплин, способствующих профессиональному становлению и профессиональному самоопределению студентов;

— тесная взаимосвязь колледжей с центрами занятости студентов и выпускников в целях содействия успешному трудоустройству молодых специалистов;

— разработка соответствующей нормативно-правовой базы для развития системы профориентации студенчества в процессе обучения;

— содействие в улучшении финансирования колледжей, обновлении их материально-технической базы, развитии инфраструктуры;

— мониторинг трудоустройства выпускников средних профессиональных учебных заведений;

— корректирование объема выпуска специалистов ССУЗов края по существующим профессиям и специальностям, исходя из анализа трудоустройства выпускников и прогнозирования потребностей в кадрах;

— развитие кадрового потенциала системы СПО региона;

— оптимизация сети учреждений СПО в соответствии со спросом на их образовательные услуги и оценкой качества осуществляемой в них профессиональной подготовки студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. М. Аврамова // Социологические исследования. 2006. -№ 6. — С. 22 — 25.
  2. Н.А. Технический прогресс и движение рабочих кадров /Н.А. Аитов. М.: Экономика, 1972. — с. 80 — 123.
  3. И.А. Проблемы формирования статусно-ролевой идентичности в условиях постиндустриальной трансформации /И.А. Акимова // Матер. III Всерос. социолог, конгресс: Моск. гос. ун-т, 2008. С. 43 — 47.
  4. .Г. К методологии профессионоведения. На психотехническом фронте / Б. Г. Ананьев. -М., 1991. Т.2. — с. 95 — 145.
  5. Д.А. Проблема адаптации студента / Д. А. Андреева. М., 1972.
  6. П.Ф. Средняя профессиональная школа: пути развития / П. Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. —1999. № 1.
  7. В.А. Профессиональная ориентация и обучение труду в сфере обслуживания / В. А. Аптекман, В. Н. Зубков, И.М. Пацула- под ред. Б. Н. Ройзмана. -М.: Высшая школа, 1979.-с. 198 -232.
  8. С.Н. О содержании и методике разработке региональной комплексной программе «Образование и занятость населения»/С.Н. Апенько, JI.A. Еловиков, B.C. Половинко. Вестник Омского гос. ун-та, вып 1, 1997 С. 91— 96.
  9. В .Г. Учащиеся ПТУ и его профессия /В.Г. Асеев. JL: Знание, 1980- с. 13−20.
  10. П.Г. Школа и труд /П.Г. Атутова, В. А. Калинец // Педагогика. -1987.-№ 5.-С. 20−23.
  11. P.M. Социальное партнерство на промышленных предприятиях /P.M. Ахмадинуров, С. Н. Испулова // Социологические исследования. 2008. — № 3. — С. 8−12.
  12. В.А. Профессиональное развитие личности и его планирование /В.А. Байметов // Ежегодник Российского психологического общества. Вып. 2. — М, 1969.-Т. 2.-С. 29−32.
  13. М.А. Азбука профориентации XXI века /М.А. Бандюков
  14. СПб.: Изд-во РОСТ, 2001.-е. 3 45.
  15. Г. И. Введение в психологическую профессию: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений /Г.И. Батурина, Т. Ф. Кузина. — М.: Академия, 1988.-с. 6- 132.
  16. С.В. Социологические аспекты социокультурных установок студенчества: автореф. дис. канд. социол. наук/ С. В. Беличева. Саратов, 1996.
  17. Г. М. Профессиональное становление студентов — психологов /Г. М. Белокрылова: диссертация. кандид. психол. наук: Москва, 1997.- 189 с.
  18. Бестужев-Лада И. В. Восьмая подсистема образования. А может быть, первая? / И.В. Бестужев-Лада // Внешкольник. — 1997. № 3.- С. 2 — 20.
  19. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование социальных потребностей молодежи / И. В. Бестужев Лада. — М., 1979. — с. 78 — 122.
  20. Е.Ю. Теоретико-методологические проблемы оптимизации управления современным образованием / Е. Ю. Бикметов: дис.. д-ра социол. наук: Уфа, 2003, — 298 с.
  21. А.В. Социальное партнерство как общественно-исторический феномен и принцип регулирования взаимоотношений социальных групп: диссертация. кандидата социол. наук / А.В. Бородина— Уфа, 2005. — 193 с.
  22. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Л.И. Божович- под ред. Д.И. Фельдштейна// Международная педагогическая академия М., 1997. — с. 50 — 65.
  23. Большой толковый социологический словарь. М., 1999. — Т. 2.
  24. Г. В. Социально-культурная интеграция молодежи в кризисном обществе: автореф. дис. канд. культурол. наук /Г.В. Брындимна. -СПб., 1999-С. 2−21.
  25. Л.В. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя /Л.В. Брякотова, А. Е. Голомшоток, С. С. Гриншпун. М.: Просвещение, 1986. — с. 52 — 79.
  26. И. Формирование трудовых ресурсов: опыт Запада и России /И. Бушмарин // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 32-С. 16−19.
  27. JI.JI. Профориентационная карта в руководстве выбором профессии учащимся /Л.Л. Бырлякова// Школа и производство. — 1985. — № 11.— С. 23 -26.
  28. .М. Молодежь Прикамья на рынке труда: проблемы профориентации: Монография /Б.М. Ваганов, И.Ш. Кибишева- Пермь, 2003. -С. 31−47.
  29. М.С. Особенности профессиональной консультации подростков / М.С. Валитов// Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С. 19 — 24.
  30. М. Основные социологические понятия /М. Вебер // Избранные произведения. — М., 1990. — с. 35 — 40.
  31. М. Образ общества / М. Вебер // Избранные произведения. М., 1994.-с. 77−94.
  32. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: межвуз. сб. науч. тр. — Ярославль: Изд-во ЯГПИ им. К. Г. Ушинского, 1984. С. 57 — 62.
  33. Ю.Р. Парадоксальный молодой человек /Ю.Р. Вишневский, ВТ. Шапко // Социологические исследования. — 2006. № 5. — С. 29 — 32.
  34. Ю.Р. Социология молодежи /Ю.Р. Вишневский, В. Т. Шапко. Екатеринбург, 1997.- с. 20 — 65.
  35. Ю.Р. Студент 90-х: социокультурная динамика /Ю.Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. 2000. — № 5. -С. 17−21.
  36. А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе /А.С. Власенко- М., 1987 с.54
  37. Н. Н. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях социокультурного кризиса /Н. Н. Волкова // Отечественный журнал социальной работы. — 2005 —N1. — С. 18 — 29.
  38. Ю.Г. Социология молодежи: учеб. пособие /Ю.Г. Волков, В. И. Добреньков. Ростов н/Д, 2001.-е. 72−132.
  39. О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: учеб.-метод. пособие /О.А. Волкова- под ред. Т. П. Дурасановой. Балашов: Николаев, 2002.-с 68. — с. 16−79.
  40. В.Т. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка /В.Т. Волов, Л. Б. Четырова, О. А. Чаденкова //Труды СГУ. 2000. — Вып. 17. — С. 26−31.
  41. В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи /В.В. Выборнова, Е. А. Дунаева // Социологические исследования. 2006. — № 7. — С. 22 — 25.
  42. В.Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация /В.Е. Гаврилов // Ежегодник Российского психологического общества. Т.1. -М., 1995. — Вып. 2. — С. 50−53.
  43. Е.И. Методика профессиографии /Е.И. Гарбер, В.В. Козачая// Методика профессиографии. — Саратов, 1992. с. 23 — 48.
  44. JI.A. Социальные параметры общества риска /JI.A. Гедуева, Т. В. Кенжаева, В. В. Соболева. М.: Альфа, 2006. — с. 26 — 109.
  45. JI.A. Социальная адаптация современной российской молодежи к социально-экономическим и институционально-правовым рискам /JI.A. Гедуева. Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006.- с. 20 — 132.
  46. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ / Н. Ф. Гейжан. СПб., 1994. — с. 24 — 30.
  47. Н.Ф. Пути повышения престижа рабочих профессий: метод, пособие /Н.Ф. Гейжан. -М.: Высшая школа, 1991.— с. 44 78.
  48. Ю.З. Как учиться и работать эффективно /Ю.З. Гильбух. -Минск, 1985.-с. 4−45.
  49. Н. Занятость в постиндустриальном мире /Н. Говорова // Мировая экономика и международные отношения. М., 2003. — С.24 — 46.
  50. Е.И. Жизненная перспектива, профессиональная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи /Е.И. Головаха. М.: Прогресс, 2001 -с. 18 -67.
  51. Т.В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка /Т.В. Голощапова // Маркетинг образования: проблемы и перспективы: тез. докл. семинара. М., 2002. — С. 31 — 33.
  52. Э.А. Способности и индивидуальность /Э.А. Голубева. М., 1993.-С. 45−81.
  53. Н.Г. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения /Н.Г. Гусев, Н. П. Калашников, А. В. Качанов // Высшая школа М., 1982. — С. 20 — 59.
  54. В.П. Прикладная социология /В.П. Давидюк. — Минск, 1984. -с. 31−89.
  55. А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма /А.А. Деркач Н. В. Кузьмина. М., 1993. — с. 85 — 90.
  56. О.С. Адаптация школьной молодежи на рынке труда в контексте социальной трансформации: автореф. дис.канд. социолог, наук /О.С. Димьяновская Саратов, 2009.
  57. А.В. Общая социология: учебное пособие /А.В. Дмитриев. -М., 2001.-с. 47−123.
  58. JI.M. Формирование адаптивных качеств выпускников в системе профессионального образования: автореф. дис. канд. социол. наук /JI.M. Дормидонтова. Пермь, 2005. — С. 2 — 22.
  59. В.И. Социология труда / В. И. Дряхлов, А. И. Кравченко. М., 1993.-с. 35−98.
  60. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных кадров средних профтехучилищ / Н. И. Думческо. Д., 1975. — с. — 27 — 49.
  61. Э. Педагогика и социология / Э. Дюркгейм. М., 1995. — с. 32−201.
  62. А. Ю. Особенности профессиональных ориентаций студенческой молодежи (на материалах Сахалинской области): автореф. дис. канд. социолог, наук / А. Ю. Живага Москва, 2008.- С. 2 — 4.
  63. Р.Ф. О занятости населения в РФ от 19.04.1991. № 1032−1
  64. А.С. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи: автореферат дис. канд. культурол. наук /А.С. Запесоцкий. СПб., 1996. — С. 2 — 23.
  65. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов / Н. Н. Захаров М.: Просвещение, 1988. — с. 45 — 109.
  66. Г. Е. Образование: научные подходы /Т.Е. Зборовский // Социологические исследования. 2000. — № 6. — С. 15 — 18.
  67. Г. Е. Образование: от XX к XXI веку /Т.Е. Зборовский. — Екатеринбург, 2000.- с. 3 147.
  68. Г. Е. Социология образования: учебное пособие для вузов / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. М.: Гардарики, 2005. — 383 с.
  69. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности /А.Г. Здравомыслов. М., 1986. — С. 65 — 80.
  70. Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов /Э.Ф. Зеер.- М., Академический проект, 2006. — 336 с.
  71. М.И. Особенности профессиональных склонностей в связи с задачами профориентации. Научные основы профессионального самоопределения учащихся / М. И. Иванюк, И. Ф. Гейжан.-Л., 1982.-е. 32−92.
  72. С.Н. Молодежь о себе, о своих сверстниках: социологическое исследование / С. Н. Иконникова. Л., 1969. — с. 12 — 78.
  73. М.В. Социально-типический портрет студента СГИ /М.В. Кибакин, ВА. Лапшов // Труды СГИ. 1999. — Вып. 10.- С. 52 — 62.
  74. Е.А. Школа . а что дальше? / Е. А. Климов. Л., 1971.-84 с.
  75. Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. Ростов н/Д, 1996.
  76. Кон И. С. Молодежь / И. С. Кон // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — М., 2001. — Т. 16.- 231.
  77. JI.JI. Человек и профессиональный труд /JT.JI. Кондратьева. -Таллин, 1976.- 101 с.
  78. О.Б. Социальные критерии эффективности образования, автореф. дис. канд. социол. наук/ О. Б. Кондратюк. Пермь, 2002. — С. 2 — 24.
  79. Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентация и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) /Д.Л. Константиновский- под ред. В. Н. Шубкина. -М., 1999. 107 с.
  80. Д.Л. Молодежь и образование /Д.Л. Константиновский, В. Н. Шубкин. М., 1977.- с. 39 — 44.
  81. Konstantinovski D.L. The Formation of the Social Behaviour of Young People in the Sphere of Education /D.L. Konstantinovski, F.A. Khokhlushkina // Russian Education and Society Vol. 42. — №. 2. — N.Y.: M.E. Sharpe, 2000.
  82. Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи / Г. Б. Кораблева. Екатеринбург, 1999. — 163 с.
  83. В.Т. Социально профессиональная адаптация безработных /В.Т. Кривошеев: Учебное пособие. Саратов, 2002. — 139 с.
  84. Н.И. О производственной адаптации выпускников средней школы /Н.И. Крылов // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: тез. докл. V Всесоюз. съезда психологов. М., 1977. — С. 35 — 40.
  85. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания /Т.В. Кудрявцев. -М., 1986. 207 с.
  86. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности /Н.В. Кузьмина. Л., 1977.- с. 75 — 95.
  87. Л.Н. Образование как социальное качество общества /Л.Н. Курбатова. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2004.- 82 с
  88. А.Б. Мотивы получения Высшего технического образования / А. Б. Курлов // Социологические исследования. 1997. — № 8.- С. 25 — 28.
  89. О.Г. Профессия и познание людей /О.Г. Кукосян. Ростов н/Д, 1981.-254 с.
  90. Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы /Е.Н. Кустова // Имидж. 2002. — № 2. С. 29 — 34.
  91. Н.Ю. Ранний класс в эпоху информационной революции (французский опыт 80-х годов) /Н.Ю. Лапина //Рабочий класс и современный мир.-1990 Вып.5 — С. 37−41.
  92. В.И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Лебедев. — М., 1989.- 127 с.
  93. Лебедев О. Е Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев //Школьные технологии. 2004. — № 5 — С. З — 12.
  94. А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н. Леонтьев. — М., 1975.- 120 с.
  95. В.Т. Личность студента /В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриев-Ленинград- 1974. -с. 41.
  96. Лясников Н Мотивы выбора профессии. «Человек и труд» /Н. Лясников. -2000.-№ 8. С. 42−43
  97. В. Как адаптироваться в новых условиях? /В. Любимов // Служба кадров. 2000. — № 12. — С. 26 — 29.
  98. К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм М., 1994.- 381 с.
  99. К. Из ранних произведений/ К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1956.
  100. С.С. Профессиональная ориентация школьников: метод, рекомендации /С.С. Мартынова. Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ин-та, 1976. — 62 с.
  101. Т.Л. Самосознание профессионала /Т.Л. Миронова. Улан-Удэ, 1999.-107 с.
  102. Молодежь Прикамья на рынке труда и проблемы профориентации в условиях модернизации образования: матер. III Межрегион, науч.- практ. конф. / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2004. — 280 с.
  103. Молодежь на рынке труда: проблемы профориентации в условиях модернизации системы образования / под ред. А. Л. Зимина, Н. Н. Захарова, А.Г. Антипьева- Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2003. — 242 с.
  104. С.В. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения /С.В. Мошкин, Б. Н. Руденко // Социологические исследования. — 1994. — № 11, — С. 18 28.
  105. О. В. Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования /О.В. Назарова: диссертация. канд. педаг. наук Ставрополь, 2003.- 176 с.
  106. И.Н. Выбор профессии как решение проблемы /И.Н. Назимов// Профессиональная ориентация и консультация молодежи. Киев, 1996.-82 с.
  107. Народное образование в условиях перестройки: социологические очерки / под ред. Е. А. Якубы. М., 1990. — 73 с.
  108. P.P. Молодежь в социальном пространстве крупного города /P.P. Насибуллин: автореф. дис. канд. социолог, наук/ P.P. Насибуллин Уфа, 2007 — С. 2 — 24.
  109. Начало пути: поколение со средним специальным образованием / под ред. М. Х. Титмы, Л. А. Колягиной. М., 1989. — 120 с.
  110. Д.И. Социология молодежи /Д.И. Никольский: учеб. пособие М., Феникс, 2002 г.- 250 с.
  111. И.Никольская Г. К. Государство и регулирование рынка труда: Опыт США / Г. К. Никольская // Труд за рубежом. 1997. — № 2. -С. 28 — 32.
  112. B.C. Профессиональная адаптация молодежи / B.C. Немченко, Г. И. Шинакова, Л. С. Белкина и др./ М., 1969. — 213 с.
  113. В.Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. М., 1992. — 219 с.
  114. Л.И. Школа и среда /Л.И. Новикова. М.: Знание, 1985. — С.3.4.
  115. Об образовании: Федер. закон РФ от. 13.01.1968 //Собр. законод-ва Рос. Федерации 1992. — № 12.
  116. Образование России 2001: сб. стат. данных. М., 2001. — С. 159, — 187. 120.0бщероссийский классификатор занятий ОК 010−93. — М.: Изд-востандартов, 1998.
  117. В.Е. Исследование феномена профессиональной деформации личности /В.Е Орел // Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2. —
  118. М., 1969. Вып. 2. — С. 25 — 26.
  119. А.Б. Склонность и профессия /А.Б. Орлов. М., 1981.- 252 с.
  120. Основы экономики труда / под ред. К. С. Ремизова. М., 1981. — 286 с.
  121. Основы ювенологии. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2001. — 82 с.
  122. В.И. Социальная зрелость выпускника школы /В.И. Переведенцев. -М.: Знание, 1985. 62 с.
  123. К.К. Вопросы психологии труда /К.К. Платонов. М., 1970.230 с.
  124. К.К. Выбираю профессию/ К. К. Подлеснова //Семья и школа.-2001.-№ 11.-С. 19−21.
  125. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг. г.: Постановление Правительства РФ от 26.02 1997. № 222. — М., 1997.
  126. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 2005 г. г.// Среднее профессиональное образование. — 2005. — № 1. — С. 53 — 59.
  127. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: межвуз. сб. науч. трудов. Новосибирск, 1980. — 95 с.
  128. Профессиональная ориентация школьников: межвуз. сб. науч. трудов. -Ярославль: Изд-во Я111И им. К. Д. Ушинского, 1987. 103 с.
  129. Прикладная социология: учеб. пособие /под ред. д.э.н. проф. Ю. С. Колесникова. Ростов н/Дону: Феникс, 2001 — 320 с.
  130. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /Н.С. Пряжников. Воронеж, 1996. — 116 с.
  131. Н.С. Психология труда и человеческого достоинства /Н.С. Пряжников, Е. Ю. Пряжников. М., 2001. — 241 с.
  132. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения /Н.С. Пряжников.— М., 2002 — 392 с.
  133. ЕЮ. Профориентация /Е.Ю. Пряжников, Н. С. Пряжников. -Академия.- ВПО. 2008. — с. 496.
  134. Е.Ю. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники /Е. Ю. Пряжников. -М.,-Вако, 2005. с. 288
  135. Н. Выбираю профессию / Н. Подлеснова // Семья и школа. -2001.-№ 11−12.-С. 19−21.
  136. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /под ред. А. Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1988. — 262 с.
  137. Психологические основы профессионально-технического обучения: Проблемы профессионального становления молодежи / под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. — М.: Педагогика, 1988. 305 с.
  138. Психологическое сопровождение выбора профессии/ под ред. JI.M. Митиной.-М., 1998
  139. Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы /Е.Н. Пустова // Имидж. 2002. — № 2. С. 29 — 34.
  140. Ю.Г. Социализация молодежи в средних профессиональных образовательных учреждениях в постсоветской городской среде: автореф. дис. канд. социол. наук/ Ю. Г. Рольник — Пермь, 2004. С. 15 20.
  141. Л.Я. Советское студенчество / Л. Я. Рубина. — М., 1981.С. — 64.
  142. Е.Д. Феноменологическая социология знания /Е.Д. Руткевич. М., 1993. — 249 с.
  143. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 231 с.
  144. В.Ф. Профессиональная ориентации школьников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Ф. Сахаров, АД. Сазонов. — М.: Просвещение, 1982. с. 61 105.
  145. А.И. Проблема человека в свете современных социально-философских наук /А.И. Синюк: сборник научных трудов преподавателей и аспирантов кафедры философии и социологии ЕГПУ. Выпуск 3. — Елабуга: Изд-во Елаб. гос. пед. ун-та, 2006. С. 68 — 73
  146. М.А. Адаптационные процессы в сфере труда в условиях трансформации российского общества /М.А. Слюсарянский // Матер. VIII Всерос. науч. конф. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2006. С. 6 — 12.
  147. Э.Е. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Э. Е. Смирнова. Л., 1977. — с. 58.
  148. Е.Г. Формирование социальной структуры современного российского общества: социальная трансформация и социальная стратификация: дис. канд. социол. наук/Е.Г. Сорокина. -М., 1997. С. 15 —22.
  149. Социология молодежи: учеб. пособие, /под ред. Ю. Г. Волгова. учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001. —201 с. 15 6. Социология образования /под ред. В. А. Ядова // Социология образования. М., 1998. — 267 с.
  150. Статистический бюллетень Госкомстата Российской Федерации. — М., 2001. — № 1 (75).-С. 119.
  151. Статистический бюллетень Российской Федерации. М., 2001. — № 1 (75). — С. 118.
  152. Л.Н. Профессиональное самоопределение и профориентация /Л.Н. Старикова// Высшее образование в России. 2007. — № 5. — С. 75 — 77.
  153. JI.H. Процесс профориентации и профессионального самоопределения студентов-выпускников средней профессиональной школы /Л.Н. Старикова Монография — Пермь: Изд-во Пермь, гос. техн. ун-та, 2008. — 92 с.
  154. Л.Н. Социологическое исследование профессиональной ориентации и самоопределения студенческой молодежи колледжа /Л.Н. Старикова //Социально-экономические науки: вестник Перм.гос.тех. ун-та, 2007.-№ 6(15)-с. 123- 127.
  155. В.Н. Проблемы нового в социальном прогнозировании /В.Н. Стегний // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. — Пермь, 2002. С. 6 — 39.
  156. Е.И. Формирование молодого рабочего как субъекта деятельности /Е.И. Степанова// Педагогика и психология в системе профтеобразования. Л., 1978. С. 7 — 22.
  157. И. В комиссии ЮНЕСКО по вопросам профессиональной консультации /И. Суворов// Советская педагогика. —1971. № 3 — С. 17 — 22.
  158. М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи /М.Х. Титма. Таллин, 1982. — 83 е.
  159. В.А. Стили профессиональной деятельности /В.А. Толочек. — М., 1967. — с.50 71.
  160. З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации. Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. 1969. — № 25/40. Вып. 2. — С. 59−99.
  161. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии /Д.И. Фельдштейн. М., 1995.- С. 32.
  162. В.И. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы /В.И. Филлипов// Бюллетень Министерства образования РФ — 2000. -№ 2. С. 23 — 32.
  163. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  164. Р.А. Особенности становления профессионала (на примере профессии психолога) / Р. А. Фокина // Ежегодник Российского психологического общества. М., 1996. С. 24 — 26.
  165. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990. С. 71.
  166. А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования /А.В. Хуторский // Народное образование. 2003. — № 5. С. 12—15.
  167. , Ф.А. Формирование социального поведения молодежи в сфере образования /Ф.А. Хохлушкина, Д. Л. Константиновским // Социологический журнал. 1998. -№¾. С. 10 — 13.
  168. Ф.А. Молодежь и образование: 60−90 годы /Ф.А. Хохлушкина, Д. Л. Константиновским // Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи. М: Изд-во ИС РАН, 1999. С. — 20 — 38.
  169. Ф.А. Социально-демографическая ситуация и молодежь /Ф.А. Хохлушкина// Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи- сборник Изд-во М: ИС РАН, 1999.- С. 6 — 10.
  170. Ф.А. Выпускники учебных заведений среднего специального образования /Ф.А. Хохлушкина// Когда наступает время выбора (устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений). — СПб: Изд-во РХГИ, 2001. С. 14 — 17.
  171. Ф.А. Кто они, выпускники средних специальных учебных заведений /Ф.А. Хохлушкина// Среднее профессиональное образование. — 2001 -№ 12 С. 15−19.
  172. Хохлушки на Ф. А. Социальная селекция в системе среднего профессионального образования /Ф.А. Хохлушкина // Актуальные задачи социологии образования: — сборник матер. Всерос. сем. М: Изд-воИС РАН, 2003.— С. 30−35.
  173. Ф.А. Жизненные стратегии молодежи Новосибирска после получения среднего и начального профессионально образования /Ф.А. Хохлушкина// Образование и наука в процессе реформ: социологический анализ. М.: Изд-во ЦСП, 2003.- С. 82 114.
  174. S3.Чебышев В. В. Психология трудового обучения /В.В. Чебышева. — М., 1969.-С. 28−41.
  175. Г. А. Молодежь вступает в жизнь /Г.А. Чередниченко, В. Н. Шубкин. М., 1985. с. 29 — 30.
  176. Г. А. Развитие социальных исследований образования в России /Г.А. Чередниченко // Социологические исследования. 2001. — № 3. С. 10 — 14.
  177. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов /Д.В. Чернилевский. М.: Юнити-Дана, 2002.- С. 56 — 70.
  178. Чепляев B. J1. Профориентация: функция управления /B.JL Чепляев // Человеческие ресурсы. 1998. — № 3. — С. — 24 — 27.
  179. С.Н. Концепция профессионального самоопределении молодежи /С.Н. Чистякова // Проблемы профориентации молодежи в условиях рынка труда- под науч. ред. Е.В. Ткаченко- РИПКРО М., 1995.- С. 29−45.
  180. В.Д. Деятельность и способности /В.Д. Шадриков. — М., 1994- 178 с.
  181. Шалавина J1.H. Рыночные отношения и подготовка учащейся молодежи к профессиональному самоопределению/Jl.H. Шалавина // Научные интересы — проблемы профессионального самоопределения молодежи- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004.-С. 18−21.
  182. Школа и выбор профессии /под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агановой // Педагогика. М., 1987. с. 79 — 112.
  183. В.Н. Начало пути /В.Н. Шубкин. М., 1979. — с. 20 — 28.
  184. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М., 1979. с. 27 — 39.
  185. А.П. Качество среднего профессионального образования: проблемы и пути обеспечения /А.П. Щепотин. М., Изд-во ИПР СПО, 2003. — С. 20 — 24.
  186. Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект /Ф.Э.Щереги, В. А. Харчева, В. В. Сериков. -М., 1997. с. 109 — 121.
  187. И.М. Готовность студентов к овладению педагогическими профессиями /И.М. Юсупов // Формирование личности учителя в педагогическом вузе: межвуз. сб. Казань, 1989.
  188. А.В. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов /А. В. Юпитов, А. А. Зотов // Социс. 1997. — № 3. — С. 84 — 92.
  189. В.А. Стратегия социологического исследования /В.А. Ядов. — М., 1998.- 567 с.
Заполнить форму текущей работой