Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование специальных познаний при расследовании краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре организации следственной работы Волгоградского юридического института МВД России, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные ее положения отражены в статьях и выступлениях: на 3 Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области по направлению «Право и юриспруденция» (г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Особенности использования специальных познаний при расследовании краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта
    • 1. Особенности грузовых перевозок по железной дороге, их влияние на процесс расследования краж грузов
    • 2. Генезис, понятое и содержание использования специальных познаний при расследовании преступлений, в том числе краж грузов
    • 3. Пределы использования следователем своих специальных знаний и проблема определения им компетенции приглашаемых специалистов
  • ГЛАВА 2. Тактика использования специальных знаний при расследовании краж грузов из подвижного железнодорожного состава
    • 1. Использование специальных познаний на первоначальном этапе расследования краж перевозимого груза
    • 2. Тактика использования познаний сведущих лиц при определении способа, времени и места краж грузов
    • 3. Использование специальных познаний в профилактической работе следователя, расследующего кражи грузов

Использование специальных познаний при расследовании краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях формирования нового экономического и политического уклада жизни общества все большую актуальность приобретает эффективное противостояние государства преступным проявлениям.

Происходящие в стране изменения в хозяйственной и финансовой деятельности, либерализация экономических отношений, а также широкое распространение достижений научно-технического прогресса все больше затрагивают производственные и иные, так или иначе связанные с ними отрасли, к которым относится и промышленный транспорт. Основным видом такого транспорта является железнодорожный. Он максимально приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночью, независимо от времени года и атмосферных условий, потому имеет стратегическое, государственное значение. Учитывая это, проблема обеспечения бесперебойности и качества его работы весьма значима и актуальна.

На железной дороге осуществление мероприятий по обеспечению сохранности грузов и объектов возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций железнодорожного транспорта и подразделений военизированной охраны МПС России1. Однако, как показывает практика, сохранность грузов, перевозимых по стальным магистралям страны, в значительной мере зависит и от деятельности органов внутренних дел, дислоцированных на железных дорогах.

Кражами грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, причиняется не только существенный материальный ущерб железной дороге, которая «несет имущественную ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузо.

1 Си.: Положение о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте Российской Федерации. • М., 1996 получателю" 1, но и нарушаются договорные условия с клиентскими организациями, что, в свою очередь, влечет сбои в их нормальном функционировании.

С позиций защищенности перевозимых грузов от преступного посягательства можно выделить такие особенности: перемещение груза на удаленное от отправителя расстояние и слабую его защищенность от воздействия посторонних лицнедостаточно надежную охрану в местах сортировки или обработки груза и почти отсутствие контроля за наличием и сохранностью перевозимых материальных ценностей, поскольку осуществляется он лишь периодически2.

Другой аспект проблемы защищенности грузов заключается в том, что некоторые работники железной дороги принимают непосредственное участие в хищении перевозимых грузовв общей массе расхитителей их количество иногда достигает 60% 3, а это те лица, которые достаточно четко и подробно знают, как осуществляется охрана грузов, какими запорными и предохранительными устройствами снабжаются контейнеры, вагоны и другие единицы подвижного состава, каковы специфика организации и порядок движения поездов, как функционирует сигнализация, связь и т. д.

Процесс расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта порой осуществляется в сложных условиях, связанных с трудностью установления способа, места и времени совершения преступлений. Решение этих вопросов — основная задача лица, осуществляющего первоначальные следственные действия по делам данной категории (в том числе, неотложных, часто проводимых органом дознания).

1 Транспортньй устав железных дорог Российской Федерации//Российская газета. -М., 1997, — 17 яна-ст.108.

2 См.: Петрунев ВЛ. Расследование краж грузов на подвижном составе железнодорожного транспорта.-М, 1973 .-С* в.

См.: Винокуров С. К. Каверин ЮА Характеристика хищений грузов на транспорте. -М., 1980;—СИ.

При производстве следственных действйй сотруднику следственного подразделения при линейном органе внутренних дел на транспорте необходимо учитывать специфику функционирования железнодорожного транспорта (процесс и технологию грузовой работы, документооборот, конструктивные особенности различных единиц подвижного состава и т. д.) и использовать соответствующие специальные познания. При этом следователь как специалист, не только может, но и обязан использовать собственные специальные познания, например, относящиеся к области криминалистической техники. В то же время, как бы он ни был подготовлен, возникают такие вопросы, разобраться в которых без помощи соответствующих специалистов ему сложно или невозможнов таких случаях он будет нуждаться в знаниях, которые может привлечь лишь «со стороны». Поэтому следователь должен знать возможности различных видов специальных познаний, чтобы применять те из них, которые позволят ему получить ответ на тот или иной вопрос. Пока, однако, не все сотрудники следственных подразделений при линейных органах внутренних дел на транспорте хорошо представляют значение специальных знаний, пределы их использования при расследовании краж 1рузов.

Существуют определенные негативные факторы, препятствующие внедрению достижений науки и техники в повседневную работу следователя. К ним относятся: неудовлетворяющая современную практику правовая регламентация использования этих познаний, от-сутстаие методик определения следователем компетенции специалистов, познания которых ему надо использоватьнедостаточная разработанность проблем, связанных с применением специальных знаний при расследовании краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта, и др.

В юридической литературе рассматривались проблемы, связанные с применением специальных познаний в уголовном судопроизводстае, Л. ЕАроцкером, В Д Арсеньевым, Р. С. Белкиным,.

А.НВасильевым, А. И. Винбергом, Г. И. Грамовичем, ГА. Грановским,.

A.В Дуловым, АА. Закатовым, С. И Черновым, Е. И .Зуевым, Г. Г. Зуйковым, П. П. Ищенко, Л. М. Карнеевой, В. Е. Колдиным, И. Ф. Крыловым, Н. И .Кулагиным, А. М Лариным, В. Н. Маховым,.

B.С.Митричевым, Г. Е. Морозовым, И. Ф. Пантелеевым, Н. С. Полевым, Н. И. Порубовым, С. М. Потаповым, А. Р. Ратиновым, М. С. Салтевским, МЛ. Сегаем, Н А. Селивановым, И. Н. Сорокотягиным, М. НХиынцовым, В. И. Шикановым, А. РЛПляховым, ААЗйсманом, Н Л Л блоковым и другими учеными.

Их исследования имеют большое теоретическое и практическое значение, но они направлялись или на разработку вопросов использования специальных познаний на отдельных этапах (стадиях) уголовного судопроизводства, или на изучение отдельных их направлений применительно к деятельности тех или иных субъектов уголовного процесса. Проблемы использования при расследовании специальных познаний, а также вопросы взаимодействия следователя со специалистами исследовались как бы «попутно». Ряд вопросов тактики и методики использования специальных познаний следователем, расследующим преступления на транспорте, они или не освещали совсем, или осуществляли это в рамках иных разработок, делая акцент на тот или иной (но локальный для данной темы) аспект проблемы.

Проблеме борьбы с хищениями грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта посвящены монографические работы Н. Н. Баранова, С. И .Винокурова, ВЛ. Егорова, А. К. Заморина, Ю А. Каверина, ВА. Князева, Е. Н. Котова, П. П .Мозгового,.

В.П.Петрунева, Ю. ВЛриходько, А. В. Сергунова, ЕЛ. Фирсова, В. М. Юрина и др. В них изложены различные вопросы производства предварительного следствия с использованием специальных познаний, однако они чаще всего освещались не применительно к расследованию краж грузов, совершенных из подвижного железнодорожного состава, а потому часть вопросов рассматриваемой темы оказалась за пределами их научных разработок.

Наибольшие затруднения при расследовании противоправных посягательств на грузы следователь, как правило, испытывает на первоначальном этапе, когда ему предстоит установить способ, точное место и время совершенной кражи. Анализ следственной практики свидетельствует о том, что результативность неотложных следственных действий часто зависит от тактически правильного использования следователем довольно специфических специальных познаний.

Актуальность темы

обусловлена важностью использования при расследовании преступлений данного вида специальных сведений и, вместе с тем, — неполной разработанностью тактики оперирования ими при расследовании краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта, а также необходимостью точно и полно выделять значимую для предварительного следствия специфику функционирования железнодорожного транспорта. Это важно для того, чтобы в ходе расследования краж грузов успешнее использовать специальные познания дня установления объективной истины по большинству или всем уголовным делам.

Объектом исследования является специальные познания, используемые при расследовании краж грузов, совершенных из подвижного железнодорожного состава, а предметом исследования выступают значимые для предварительного следствия элементы железнодорожной специфики, тактика и методика использования специальных познаний при расследовании выделенного нами вида преступлений.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью исследования является углубленное изучение, систематизация и описание имеющих значение для расследования краж грузов особенностей функционирования железнодорожного транспорта, рассмотрение правовых, тактических и методических вопросов использования специальных познаний на первоначальном и последующих этапах расследования с целью установления способа, места и времени совершения краж перевозимого груза, виновных в этом лиц, а также для предупреждения этого вида преступлений.

Для достижения отмеченной цели поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть особенности грузовых перевозок по железной дороге и специфику расследования краж перевозимых грузов;

2) показать генезис использования специальных познаний при расследовании краж перевозимого груза, выделить их формы;

3) определить 1раницы использования специальных познаний следователем в зависимости от условий расследования, чтобы правильно определить компетенцию специалиста, которого следует пригласить для участия в следственном действии;

4) рассмотреть особенности использования специальных познаний на первоначальном и последующих этапах расследования краж грузов из подвижного состава;

5) подвергнуть анализу и сформулировать предложения по совершенствованию тактики использования познаний сведущих лиц для определения с их помощью способа, времени и места краж грузов;

6) показать возможности, определить формы и способы использования специальных познаний в профилактической работе следователя, расследующего дела данной категории.

Положения, выносимые на защиту:

— выделенные и систематизированные по особым признакам различные элементы специфики грузовой работы железнодорожного транспорта, учет которых необходим при расследовании краж грузов;

— генезис и перспективы использования специальных познаний, исследованные и описанные автором в данной работе;

— установленные пределы использования следователем собственных специальных познаний, а также методика определения им компетенции приглашаемых специалистов;

— разработанные при исследовании рекомендации по использованию специальных познаний на первоначальном и последующем этапах расследования краж грузов;

— сформулированные выводы и основанные на них тактические рекомендации по использованию специальных познаний при определении способа, места и времени совершения кражи груза из подвижного состава железнодорожного транспорта;

— предложения автора по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, относящиеся к использованию при расследовании преступлений познаний сведущих лиц;

— выделенные автором направления, формы и способы использования специальных познаний в профилактической работе следователя.

Методология, методика и эмпирическая база исследования. Методологическую основу исследования составляет всеобщий метод познания, отражающий диалектическую взаимосвязь теории и практики, системный подход, логико-правовой метод, сопоставительный анализ статистических и иных сведений, изучение и обобщение практики правоохранительных органов по использованию различных форм специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе, краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Сбор эмпирических данных, относящихся к профилю изучаемых проблем, осуществлялся автором путем анкетирования следователей линейных органов внутренних дел на железнодорожном транспорте и изучения уголовных дел по специальной программе, составленной диссертантом.

Достоверность и обоснованность выводов, полученных в результате исследования, определяется репрезентативным количеством эмпирических данных, собранных автором в процессе изучения и обобщения следственной практики. Им анкетировано 87 работников следственных подразделений в 20-ти линейных органах внутренних дел на транспортепо специальной про1рамме изучено 600 уголовных дел, возбужденных в Волгоградском ЛУВД на транспорте Приволжской железной дороги (Приволжское УВДТ) и в ЛОВД на ст. Тамбов Юго-восточной железной дороги (Юго-восточное УВДТ).

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, уголовно-правовое и уголовно-процессуальное законодательство, межведомственные и ведомственные нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью на объектах транспорта.

Основные выводы и положения, отраженные в диссертации, получены на основе анализа юридической литературы, обобщения следственной практики, а также собственного опыта работы автора в оперативном и следственном подразделениях линейного отдела внутренних дел на железнодорожном транспорте.

Новизна и практическая значимость диссертационного исследования определяются тем, что в данной работе:

• систематизированы данные, характеризующие специфику грузовой работы железнодорожного транспорта, учет которой необходим при расследовании краж грузов из подвижного состава;

• раскрыт генезис и определены перспективы использования специальных познаний;

• уточнены границы использования специальных знаний следователем и рассмотрены вопросы определения компетенции приглашаемых специалистов;

• рассмотрены особенности использования специальных познаний на первоначальном этапе расследования краж грузов из подвижного состава;

• проанализирована практика использования познаний сведущих лиц по определению способа, времени и места совершения кражи груза, внесены предложения по ее совершенствованию;

• показаны возможности использования по делам данной категории специальных познаний в профилактической работе следователя.

Теоретическая и практическая ценность результатов исследования. Теоретическая их значимость определена сформулированными и обоснованными в диссертации выводами и предложениями по использованию специальных познаний при расследовании краж груза из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в диссертации положения, выводы и рекомендации могут быть использованы: а) следователями следственных подразделений при линейных органах внутренних дел на транспорте в работе по раскрытию и расследованию преступлений указанной категорииб) законодательными органами при совершенствовании уголовно-процессуального законодательствав) для повышения профессионального мастерства работников следственных и иных подразделенийг) в учебном процессе при подготовке и переподготовке кадров для следственных и оперативных подразделенийд) в ходе дальнейших научных исследований (имеющей значение для расследования) специфики функционирования железнодорожного транспорта, тактики и методики использования специальных познаний в борьбе с противоправными посягательствами на грузы.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре организации следственной работы Волгоградского юридического института МВД России, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные ее положения отражены в статьях и выступлениях: на 3 Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области по направлению «Право и юриспруденция» (г. Волгоград, 10−11 декабря 1996 г.) — на Межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы государства и права в научных исследованиях» (г. Орел, 4225 апреля 1997 г.) — на итоговой научно-практической конференции, проведенной по программе «Месяц науки» (г. Краснодар, 20−21 июня 1997 г.) — в Сборнике научных статей «Региональная система социального контроля, обеспечения занятости, профилактики девиантного поведения и наркотизации молодежи» (г. Волгоград, 1997 г.) — на Межвузовской научно-практической конференции «Российская государственно-правовая идеология» (г. Ростов, 23−24 мая 1997 г.) — в Межвузовском сборнике научных статей «Правоохранительные органы России: история и современность» (г. Барнаул, 1998 г.) — в Сборнике научных статей «Актуальные проблемы криминалистики» (г. Волгоград, 1998 г.) — в Сборнике 'Труды Краснодарского юридического института МВД России". Вып.2, часть 2 (г. Краснодар, 1998 г.). Одна из публикаций диссертанта, находящаяся в печати, поощрена Дипломом 2-ой степени — «За лучшую научную работу молодых ученых Волгоградской области». Материалы диссертации используются при проведении занятий на факультете повышения квалификации Волгоградского ЮИ МВД России и частично внедрены в практику следственных подразделений Волгоградского ЛУВД на транспорте, ЛОВД на ст. Тамбов, а также используются следователями Волгоградской транспортной прокуратуры.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений в виде диаграмм, выполненных на основе машинной обработки баз данных, сформированных из собранного автором эмпирического материала посредством использования инструментального средства интерактивного общения Flint (версия 5.19).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования проблемы использования специальных знаний при расследовании краж грузов, совершаемых из подвижного состава железнодорожного транспорта, позволяют обосновать рад теоретических выводов и научно-практических рекомендаций по совершенствованию практики применения достижений естественных и технических наук в раскрытии, расследовании и предупреждении подобных преступных посягательств.

На основе результатов диссертационной разработки вносятся следующие предложения, направленные на оптимизацию использования специальных познаний при расследовании краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта:

1. Сведения специального характера (криминалистические, технические, судебно-медицинские и др.) в той или иной мере всегда занимали важное место в уголовном судопроизводстве. Использование специальных познаний в правоохранительной деятельности Российского государства, вплоть до начала девятнадцатого века развивалось по трем направлениям: а) для создания и совершенствования средств технического обеспечения допроса (орудия пытки), а также предупреждения побега из-под стражиб) для предотвращения доступа к имуществу посторонних лицв) для экспертных заключений по делам о подлогах.

2. Предпосылкой системного использования при расследовании данных естественных и технических наук можно считать введение в уголовное судопроизводство института предварительного следствия, а началом целенаправленного процесса использования специальных познаний, основанных на научной методологии, стали труды выдающегося криминалиста России Е. Ф. Буринского. Научно-технический прогресс и развитие научного знания привели к многообразию видов специальных познаний, используемых в уголовном судопроизводстве. Их связь с базовыми науками формировалась на основе единства законов всеобщего развития и универсальных законов логики, что позволяет систематизировать и классифицировать их.

3. Состав и уровень специальных познаний, используемых в уголовном судопроизводстве, динамично изменяется. Эта тенденцияглавная предпосылка к выделению проблем их использования в самостоятельное учение, развивающееся в рамках общей теории криминалистики. Специальные познания развиваются по трем основным направлениям: а) ориентированные на обслуживание правоохранительной деятельности (криминалистические и судебно-прикладные) — б) не ориентированные на обслуживание правоохранительнойдеятельности (естественные и технические наукиискусствопрофессиональные знания и навыки) — в) познания вспомогательного и пограничного плана (технические, справочные и др. знания).

4. Знание железнодорожной специфики расследования краж перевозимых грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта весьма важно для их расследования. Эту специфику можно разделить на три основные группы: а) относящуюся к видам и конструктивным особенностям единиц подвижного состава (вагоны, цистерны, контейнеры и т. п.), грузов и их упаковкеб) относящуюся к обороту железнодорожных документовв) составляющую общие технические сведения об элементах железной дороги, об особенностях организации движения поездов и о мерах безопасности при осуществлении следственных действий.

5. Осведомленность следователя в специальных познаниях обусловливается:

— его профессионально-практическим мастерством;

— профессионально-учебной подготовкой;

— общей эрудицией;

— умением использовать данные специальных наук и навыками применения научно-технических средств.

6. Определение следователем компетенции специалиста, используемого на предварительном следствии, решается в зависимости от: а) наличия у него (специалиста) необходимых познаний и навыковб) владения им криминалистическими приемами и методами.

Оформляя протокол следственного действия, можно примененные специалистом научно-технические средства и познания описать кратко, если тот составил справку с подробным описанием использованных им средств и познаний. Эта справка может иметь процессуальное значение в том случае, если она в качестве приложения приобщена к протоколу следственного действия.

7. Исходя из требований уголовно-процессуального закона, следователь, осуществляя расследование преступлений, может использовать специальные познания в двух основных формах: а) процессуальной (применение специальных познаний указано и регламентировано, а также указано, но не регламентировано уголовно-процессуальным законодательством) — б) не процессуальной (применение специальных познаний не указано и не регламентировано уголовно-процессуальным кодексом).

Следователь использует помощь тех или иных специалистов тогда, когда: а) у него соответствующие специальные познания и навыки отсутствуютб) он слабо владеет приемами и средствами быстрого и доброкачественного выполнения той или иной работы, требующей специальных познаний и навыковв) из этических или тактических соображений совершение определенных действий необходимо поручать именно специалистуг) надо одновременно применить несколько средств криминалистической техникид) необходимо выполнить большой объем работы, требующей специальных познаний и навыков.

8. При расследовании хищений груза, совершенных из подвижного железнодорожного состава, в ряду первоочередных обстоятельств, подлежащих установлению, находятся те, которые связаны с определением способа, места и времени кражипри этом учитывается транспортная специфика и используются специальные познания из области естественных и технических наук. По функциональной на.

• правленности специальные познания на первоначальном этапе расследования можно дифференцировать на поисковые, идентификационные, исследовательские и проверочные. При этом отметим, что преобладание того или иного вида познаний будет определяться интересами следствия и тактической направленностью действий следователя.

9. В случаях, когда следователь не смог произвести осмотр места происшествия (например, при получении материала проверки из органа дознания или коммерческого акта о недостаче груза — из администрации станции), он может восполнить недостающие сведения о грузе и условиях его транспортировки путем изучения грузовых, коммерческих, маневровых и технических железнодорожных документов.

10. Тактические особенности применения специальных познаний при расследовании краж грузов обусловливаются обстоятельствами их обнаружения, которые можно разделить на две группы: а) очевидные (т.е. коща обнаружен доступ к грузу в результате нарушения целостности вагонов, контейнеров, цистерн и др., а также пломб, пломбировочных нитей, закруток, запорных устройств типа.

Ерш", «Спрут-универсал» и др. или упаковки перевозимого груза) — б) неочевидные (т.е. выявленные при выдаче груза получателю либо самим получателем).

11. Условия, которые способствуют совершению краж грузов из подвижного состава, можно разделить на три основные группы:

— общие (ненадлежащий контроль над подчиненными работниками, некачественное производство технологических операций и ненадлежащая охрана груза);

— специфические (нарушение правил перевозок грузов и технологии их обработки, а также конструктивное несовершенство вагонов, контейнеров, цистерн, запорных и пломбировочных устройств;

— иные (некачественная упаковка, неправильный выбор или отсутствие тары, отправка и перевозка одной паршей малоценных и ценных изделий и др.).

12. Принимаемые следователем меры, направляемые на устранение выявленных причин и условий, способствовавших совершению преступлений, предлагается осуществлять ему по следующей схеме:

— вначале определить объекты и субъекты воздействия;

— выявить обстоятельства, подлежащие устранению;

— выделить общие, специфические и иные рекомендации по их устранению;

— оценить реальные возможности того или иного должностного лица по осуществлению предлагаемых мер;

Для проведения целенаправленной профилактики преступлений данной категории следователь должен активно использовать возможности средств массовой информации (публикации в печати, выступления на телевидении и радио), поездного и вокзального радио, объявлений, плакатов, буклетов, открыток, фотовитрин и др. средств наглядной агитации.

13. Вносятся следующие предложения, направленные на оптимизацию использования специальных познаний следователями органов внутренних дел:

— периодически менять специализацию следователей по расследованию ими тех или иных видов преступлений;

— повышать уровень технической оснащенности следователей, снабжать их персональными компьютерами, копировально-множительной техникой (сканеры, ксероксы, принтеры), а также современными средствами связи и средствами обмена информацией (факсы, модемы и т. п.);

— активизировать использование специальных познаний сведущих лиц при вынесении представлений по устранению причин и условий, способствующих преступлениям;

— усилить внимание к проблемам использования специальных познаний на занятиях по служебной подготовке, при изучении юридической и специальной литературы;

— требовать от следователей постоянного повышения своего профессионального уровня, в том числе, посредством обучения на курсах повышения квалификации в высших учебных заведениях МВД России.

14. Вносятся следующие предложения, направленные на совершенствование уголовно-процессуального законодательства.

— О совмещении функций специалиста и эксперта в производстве по делу, как это сделано в отношении врача — специалиста в области судебной медицины. Это ускорит проведение криминалистических исследований и активизирует использование специальных познаний сведущих лиц. Предлагается п. За ч1 статьи 67 действующего УПК РСФСР (Отвод эксперта) исключить.

— Санкции, предусмотренные к специалисту за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей, необходимо усилить. Часть 5 статьи 133−1 УПК РСФСР следует изложить в следующей редакции: «За отказ или уклонение специалиста от выполнения своих обязанностей к нему могут быть применены меры, предусмотренные частью 1 ст. 307 УК РФ (заведомо ложное показание, заведомо ложное заключение эксперта или заведомо неправильный перевод)» .

— В свете предлагаемых изменений в УПК РСФСР, часть 1 ст. 307 УК РФ, должна быть изложена так: «Заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего, а также отказ ши утонение специалиста от выполнения своих обязанностей, либо заведомо ложное заключение эксперта, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования — наказываются штрафом. «(далее по тексту ст307 УК РФ).

— Не логично лишать сведущее лицо, вызванное для участия в следственном действии, права (в отличие от эксперта) возбуждать ходатайства, связанные с решением специальных вопросов, возникших в ходе его деятельности. Как правило, ему первому приходится разбираться в обстановке происшедшего, реконструировать ее, помогать следователю обнаруживать, закреплять и изымать доказательства, а, в случае необходимости, выступать в качестве свидетеля по делу. В этой связи, часть 4 ст.133−1 предлагается изложить так: «Специалист вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств, давать пояснения по поводу выполняемых им действий, а также заявлять ходатайства по вопросам, относящимся к его деятельности» .

— Вызванный специалист понести дополнительные расходы. Следователь может учесть их при составлении договора о вознаграждении, но лишь в том случае, когда специалист (эксперт), выполняет работу не в порядке служебного задания. В иных случаях, его затраты не возмещаются. Учтя это, предлагается изложить окончание п. 1 ст. 106 УПК РСФСР в следующей редакции: «Кроме того, все указанные лица имеют право на возмещение понесенных расходов по явке, а также расходов, связанных с обеспечением своей деятельности» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г. — 62с.
  3. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. М., 1969. — 56 с.
  4. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1995. — 100 с.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: Научно-практический комментарий. М., 1995. — 613 с.
  6. Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном железнодорожном транспорте». М., 199
  7. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от I марта 1993 года № 184 иО мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте". М., 1993.-3с.
  8. Бюллетень Верховного суда Российской Федерации М., 1994, № 1,с.16
  9. Указание Генеральной прокуратуры, МВД и МПС 919/23−1/1609−103 от 3 апреля 1995 г. «О порядке реагирования на признаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищении грузов». М., 1995.-4с.
  10. Директива Министра внутренних дел Российской Федерации «Об итогах оперативно-служебной деятельности в 1998 г. и задачах на 1999 г.» № 1. М., 1999.- 25 янв.
  11. Устав уголовного судопроизводства. СПб, 1864
  12. Судебники царя и великого князя Ивана Васильевича. -СПб, 1786
  13. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. М., 1997.- 101с.
  14. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. М., 1994.- 159с.
  15. Правила перевозок грузок. М., 1983.-472с.
  16. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. М., 1993.- 288с.
  17. Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах государств участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики. — М., 1994.-162с.
  18. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. М., 1994.-128с.
  19. Положение о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте Российской Федерации. М., 1996.-87с.
  20. Правила курсирования и учета собственных грузовых вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям и физическим лицам, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру «5». М., 1996.-29с.
  21. Правила эксплуатации, номерного учета и расчетов запользование грузовыми вагонами собственности других государств. -М., 1996.- 64с.
  22. Инструкция по составлению натурного листа поезда формы ДУ-1.-М., 1993.- 40с.
  23. Правила техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте. М., 1991.- 35с.
  24. Инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за надзор по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами. М., 1994.- 37с.
  25. Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах. -М., 1995.-61 с.
  26. Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте. М., 1987.- 14с.
  27. Инструкция о порядке служебного расследования и учета на железнодорожном транспорте несчастных случаев с людьми, не связанных с производством. М., 1994.- 15с.
  28. Указание МПС РФ «О мерах по применению запорно-пломбировочных устройств на цистернах». М., 1997.- 4с.2. Монографии
  29. В.Б. Компьютерные преступления: Способы совершения и раскрытия. М., 1996−182с.
  30. А. О пресечении обвиняемому способов уклоняться от следствия и суда. СПб., 1868.- 195с.
  31. Л .Д. Расследование преступлений как система деятельности. М., 1989.-183с.
  32. B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. -Волгоград, 1997.-220с.3. Учебники, учебные пособия
  33. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М., 1994.-336с.
  34. Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.-287с.
  35. Г. Ф. История западноевропейской философии.- М., 1945.-246с.
  36. Л.Г. Проблема физической реальности. -М., 1973.-262с.
  37. В.Н., Ефимов В. П. Организация, формы и методы внедрения научных рекомендаций в практику расследования преступлений. М., 1978.-1 Юс.
  38. В.Д., Заболоцкий В. Г. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела.- Красноярск, 1986.-124с.
  39. В.Г. Системность и общество. М., 1980.-476с.
  40. О .Я. Тактика следственных действий. Уч. пособие. -Воронеж, 1992.-205с.
  41. H.H., Фирсов Е. П. Краткое руководство по проведению первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по делам о кражах грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта. М., 1981 .-112с.
  42. P.C., Винберг А. И. Криминалистика и доказывание. -М., 1969.
  43. P.C. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. М., 1987- 272с.
  44. P.C. Криминалистическая энциклопедия. M., 1997.342с.
  45. P.C. Курс криминалистики в Зт. Т.1: Общая теория криминалистики. М., 1997.-408с.
  46. P.C. Курс криминалистики в Зт. Т.2: Частные криминалистические теории. М., 1997.- 464с.
  47. P.C. Не переступи черту. Л., 1979.-336с.
  48. P.C. Очерки криминалистической тактики. Уч. пособие. Волгоград, 1993.- 200с.
  49. C.B., Воронцов Б. С. Внедрение результатов научных исследований в практику органов внутренних дел и совершенствование борьбы с правонарушениями. Уч. пособие. Горький, 1978−63с.
  50. Борьба с хищениями грузов на железнодорожном транспорте. Метод, пособие. М., 1983, — 107с.
  51. В.М., Ломовский ВД. Приостановление производства по уголовному делу. M., 1978. — 112с.
  52. Е.Ф. Судебная экспертиза документов. -СПб, 1903.
  53. А.Н. Следственная тактика. M., 1976.-140с.
  54. А.Н. Тактика отдельных следственных действий. -М., 1981.-112с.
  55. А.Н., Яблоков Н. П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М., 1984.-144с.
  56. А.И. Роль учения Е.Ф.Буринского в формировании отечественной криминалистики. Волгоград, 1981.-79с.
  57. И.В. Применение положений судебной медицины в расследовании преступлений. Уч. пособие, М., 198 170с.
  58. И.В. и др. Экспертиза на предварительном следствии. М., 1967.-36с.
  59. С.И., Каверин ЮА. Характеристика хищений грузов на транспорте. М., 1980,-46с.
  60. Возможности применения современных научно-технических методов и средств в криминалистике. М., 1979.-56с.
  61. Галенок В А. Достижения научно-технического прогресса и деятельность органов внутренних дел. Уч. пособие. Минск, 1987.-54с.
  62. .К., Полежаев А. П. Основы управления наукой системе уголовной юстиции США. М., 1979.-55с.
  63. В.П. и др. Всесоюзная централизованная автоматизированная информационно-поисковая система о хищениях грузов на железнодорожном транспорте. Уч. пособие. М., 1985.-32с.
  64. B.C., Семенюк Э. П., Урсул A.JI. Категории современной науки. М., 1984.
  65. Г. И. Тактика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений. Минск, 1987.-65с.
  66. P.M. Элементы практической психологии. -Л., 1988.- 565с.
  67. А.П. Следователь в уголовном процессе. М., 1981.- 192с.
  68. Ю.Т. и др. Участие специалиста-бухгалтера в проведении следственных действий по делам о хищениях социалистического имущества. М., 1989.-68с.
  69. Достижения научно-технического прогресса и деятельность органов внутренних дел. Уч. пособие. Минск, 1987.-54с.
  70. A.B. и др. Тактика следственных действий. Минск, 1971.-272с.
  71. А.П. Расследование убийств на железнодорожном транспорте. М., 1960.-123с.
  72. ВЛ. Осмотр места происшествия при хищении грузов на железнодорожном транспорте. Лекция. Волгоград, 1992.-44 с.
  73. С.П. и др. Вопросы внедрения НОТ в следственную работу. Уч. пособие. Волгоград, 1976.-62с.
  74. ВА. Принципы системного подхода в криминалистике и в практической деятельности органов внутренних дел при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств. Уч. пособие. М., 1977.-1 Юс.
  75. Железные дороги. М. 1998. — 343с.
  76. Закатов, А А., Оропай Ю. Н. Использование научно-технических средств и специальных знаний в расследовании преступлений. -Киев, 1980−101с.
  77. Г. Г. Поиск преступников по признакам способов совершения преступлений. -М., 1970.-191с.
  78. Использование железнодорожных перевозочных и иных документов при расследовании хищений грузов из подвижного состава. -Л., 1987.-41с.
  79. П.П. Специалист в следственных действиях. -М., 1990.-159с.
  80. .М. Классификация наук. М., 1985.-543с.
  81. ВА., Мозговой П. П. Методика расследования и раскрытия хищений грузов на железнодорожном транспорте. Уч. пособие. -Горький, 1977.- 102с.
  82. .М., Шевченко Б. И. Руководство по осмотру места преступления. М., 1938.-271с.
  83. Компьютерные технологии в юридической деятельности. -М., 1994.-304с.
  84. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. ПодШред. академика A.A. Самарского. М., 1988−176с.
  85. E.H. Расследование краж, совершаемых на железнодорожном транспорте. Уч. пособие. Минск, 1987.-48с.
  86. Криминалистика социалистических стран/ Под ред. В. Я. Колдина. М., 1986.-511с.
  87. Криминалистика/Под ред. P.C. Белкина и Б А. Викторова. -М., 1976
  88. Криминалистика/ Под ред. P.C. Белкина и др. Т.1. М., 1995.-279с.
  89. Криминалистика. Т.2. Волгоград, 1994.-560с.
  90. И.Ф. Были и легенда! криминалистики. Л., 1987.-215с.
  91. И.Ф. Очерки истории криминалистики и криминалистической экспертизы. Л., 1975.-187с.
  92. И.Ф. В мире криминалистики. Л., 1989.-328с.
  93. Н.И. Делопроизводство. Устная и письменная речь сотрудника милиции и следователя. Краснодар, 1996. — 122с.
  94. Н.И. Организация управления в сфере предварительного следствия. Волгоград, 1980. — 207с.
  95. Н.И. Организация и тактика предварительного следствия в местах лишения свободы. Учебное пособие Волгоград, 1977.- 127с.
  96. Н.И., Порубов Н. И. Организация и тактика допроса в условиях конфликтной ситуации. Минск, 1977
  97. Н.И. Психология и этика управления в следственном аппарате органов внутренних дел. Волгоград, 1981
  98. A.M. Криминалистика и паракриминалистика. -М., 1996.-180с.
  99. И.М. Расследование как процесс познания. М., 1969,-178с.
  100. П.В. Практическое руководство для судебных следователей. 4.1 и 2. СПб., 1870.
  101. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.-294с.
  102. З.И. Первоначальные следственные действия по делам о хищениях грузов из подвижных составов железнодорожного транспорта. -Харьков, 1986.-62с.
  103. Научно-технический npoipecc. Словарь. М., 1987.-366с.
  104. P.C. Психология. М., 1990.-301с.
  105. A.B., Молоканов В. Н. Использование видеозвукозаписи при расследовании преступлений. Волгоград, 1998.-59с.
  106. Обеспечение следователем всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. М., 1977.-68с.
  107. О некоторых возможностях использования данных естественных наук в работе милиции. М., 1960.-160с.
  108. Органы и войска МВД России. М., 1996.-463с.
  109. И.Ф. Теоретические проблемы советской криминалистики. М., 1980. -95с.
  110. .Я. Психология осмотра места происшествия/ Лекция. Волгоград, 1981.-23с.
  111. В.П. Расследование краж грузов на подвижном составе железнодорожного транспорта. М., 1973.-61 с.
  112. Н.С. Криминалистическая кибернетика. -М., 1982−208с.
  113. Н.И., Самончик А. Н. Особенности осмотра места хищения грузов на железнодорожном транспорте. М., 1963−51с.
  114. С.М. Судебная фотография. М., 1926
  115. Проблемы управления интеллектуальной деятельностью. Психоэвристическое программирование/ Под ред. В. В. Чавчанидзе. Тбилиси, 1974.-348с.
  116. Расследование хищений и должностных преступлений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. JI., 1982.-38с.
  117. А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.-290с.
  118. Рекомендации по предупреждающей окраске сооружений, устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей. М., 1980.-18с.
  119. Розыск, дознание, следствие. Уч. пособие. JI., 1984.116с.
  120. М.В. Собирание криминалистической информации техническими средствами на предварительном следствии. -Киев, 1980.-132с.
  121. НА. Привлечение специалистов к расследованию. М., 1973.
  122. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности). Уч. пособие. Волгоград, 1984.- 240с.
  123. Справочник по профессиям и специальностям. Минск, 1978.-272с.
  124. Н.И. Практическое руководство к русскому уголовному судопроизводству. -СПб., 1852.
  125. М.С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. М., 1955.-383с.
  126. С.М., Меженцев Г. Н. Предварительное исследование следов орудий взлома на месте кражи. М., !985.-46с.
  127. Теория доказательств в советском уголовном процессе. -М., 1973.-702с.
  128. Типовые программы расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте. -JL, 1989.-45с.
  129. Физические методы исследования в криминалистике/ Под ред. Н. В. Терзиева. М. Л948.-223с.
  130. Ю.Д., Соболев Б. П. Осмотр места происшествияпри краже грузов из подвижного состава. -Ташкент, 1973.-23с.
  131. В.П. Обеспечение внедрения научно-технических достижений в следственную практику функция науки криминалистики// Актуальные проблемы следственной практики и научно-технические достижения. — Киев, 1987.-С. 13−21
  132. Л. Фиксация и изъятие микрочастиц на месте происшествия// Соц. Законность№ 2.-М., 1981.-С. 48−49
  133. Богодухова ЕЛ- Процесс дифференциации и интеграции знаний в современной криминалистической экспертизе// Современное состояние и перспективы развития традиционных видов криминалистических экспертиз. М., 1988. -С. 99−105
  134. С.В. Возможности использования современных достижений науки и техники в совершенствовании средств и методов борьбы с преступностью// Возможности применения современных научно-технических методов и средств в криминалистике. -М., 1979.-С.8−12
  135. А. О пластических снимках с человеческих и других следов в судебно-медицинском отношении// Архив судебной медицины и общественной гигиены. СПб, 1868, кн. З, разд.2
  136. В.М., Макаров Н. О регламентации следственных действий// Рос. юстиция. М., 1998, № 2. — С.22−23
  137. В. Допрос эксперта. //Соц. законность. № 9. М., 1986.-С. 49−50.
  138. С.П. Охрана чести и достоинства участников уголовного процесса как фактор их социально-правовой активности// Оптимизация расследования преступлений. Иркутск, 1982.-С.34−40.
  139. С. М. Организация взаимодействия следователей и оперативно-розыскных подразделений по раскрытию краж грузов на железнодорожном транспорте// Информационный бюллетень Следственного комитета МВД Российской Федерации № 2(83). М., 1995.- С. 33−36
  140. Жбанков В А. Функциональная роль и значение системного подхода в криминалистике// Повышение эффективности использования криминалистических методов и средств расследования преступлений.-М., 1985. С.62−65
  141. Железной дороге 160 лет// Рос. газета. -1997.-15 нояб.
  142. АЛ. Классификационные системы в теории розыскной деятельности следователя// Оптимизация расследования преступлений. -Иркутск, 1982.-С.71−75
  143. Е.И. Совершенствование использования специальных познаний следственными аппаратами органов внутренних дел// Повышение эффективности использования криминалистических методов и средств расследования преступлений. М., 1985.-С.66−78
  144. Г. Г. Использования данных о способе совершения преступлений в деятельности органов охраны общественного порядка по предупреждению преступлений// Труды ВШ МООП РСФСР.- М., 1968. № 21.-С .42−48
  145. Е.П. Научно-технический прогресс и система советской криминалистики// Предмет и система советской криминалистики в свете современных исследований. М., 1988.- С.58−59
  146. A.C. Наука и методологическая организация судеб-но-следственного познания// Оптимизация расследования преступлений. Иркутск, 1982.- С.3−10
  147. Коддин В Л. К вопросу об идентификации и доказывании// Актуальные проблемы теории и практики судебной экспертизы. М., 1989.- с.24−34.
  148. .М. Участие экспертов-криминалистов в проведении следственных действий по особо опасным преступлениям против личности// Теория и практика судебной экспертизы. М., 1964. Вып. 1(2).- С.6−64
  149. И.Ф. и др. Как овладеть навыками применения криминалистических знаний// Соц. законность. М., 1975, № 4.-С.63−75
  150. A.M. Представление предметов и документов при расследовании//Соц. законность. М., 1981, ?3.-С.31−32.
  151. В.К., Циркаль В. В. Виды участия специалистов на предварительном следствии// Криминалистика и судебная экспертаза.-Киев, 1985.Вып.30.
  152. ЕЛ. Процессуальное оформление участия специалиста в следственных действиях// Некоторые вопросы борьбы с преступностью. Алма-Ата, 1970.- С. 128−133
  153. И.Н., Шурухнов Н. Г. Методические рекомендации по изъятию компьютерной информации при проведении обыска// Информационный бюллетень Следственного комитета МВД Российской Федерации. Мм 1996,4(89).- С .22−28.
  154. А.К. О применении судебной киносъемки под водой// Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. -Саратов, 1978. Вып. 2.- С.26−36
  155. А.К. Возможности применения миноискателя «ИМП» под водой// Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Саратов, 1978, вып.З.-С.143−149
  156. Н.И. Использование специальных познаний в уголовном судопроизводстве// Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Саратов, 1978, вып.З.-С.32−38
  157. Д.И. Об экспертизе в судебных делах// Судебный вестник. СПб, 1870.-29 окт.
  158. Методические рекомендации для следователей по организации обсуждения в коллективе материалов уголовных дел.// Информационный бюллетень ГСУ МВД.- М., 1987, № 3(52).- С.67−72
  159. Методических рекомендациях по работе сотрудников органов внутренних дел со средствами массовой информации// Информационный бюллетень ГСУ МВД РФ № 1(69). М., 1991. -С.76−80
  160. Е.С. О недостатках в расследовании хищений металлов на транспорте// Информационный бюллетень Следственного комитета МВД Российской Федерации. М., 1993, № 4(77).-С.43−46
  161. Г. Е. Об участи специалиста в советском уголовном процессе// Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Саратов, 1978, вып.2.-С.74−79.
  162. Г. Е. Специалист в уголовном процессе: функции и процессуальных статус// Оптимизация расследования преступлений. -Иркутск, 1982.- с. 127−130.
  163. Обзор следственного управления и БПППГ СК УВДТ.-Ростов, 1996, № 7/34- 4 мар.
  164. Ю. Лица, обладающими специальными познаниями, как субъекты уголовного процесса// Советская юстиция. М., 1988,? 8.-С.14−15.
  165. АЛ. Проблемы компетенции эксперта в советском уголовном процессе// Проблемы советского государства и права. Иркутск, 1975, вып.9−10.- С.92−96
  166. Ю.В. и др. Раскрытие и расследование преступлений в сфере грузовых перевозок// Вестник МВД Российской Федерации. М., 1996, № 2/96.- С.54−56
  167. Проведение осмотра места происшествия и первоначальных следственных действий при кражах бензина на железнодорожном транспорте// Информационный бюллетень следственного комитета МВД Российской Федерации. М., 1996, № 1(86).-С30−33.
  168. Профилактические мероприятия следователей по устранению причин и условий, способствующим преступным посягательствам// Бюллетень ГСУ МВД. М., 1985, № 1(42). — С.86−91
  169. Работа следователя по правовой пропаганде как средство реализации воспитательной функции предварительного следствия// Бюллетень ГСУ МВД.- М., 1984,№ 2(39). С.58−68
  170. НА. Критерии допустимости тактических приемов при расследовании// Соц. законность. М., 1994, № 4.- С.23−28
  171. АЗ. Использование ЭВМ в анализе информации о хищениях 1рузов на железнодорожном транспорте// Повышение эффективности деятельности органов внутренних дел на основе достижений научно-технического прогресса. М., 1988. — С.63−67.
  172. Серов В А. Специальные познания и формы их использования при расследовании и рассмотрении уголовных дел// Социальное развитие и право. М., 1980. — С.68−73
  173. З.М. Понятие специальных познаний// Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1969. Вып.6
  174. И.Н. Применение следователем собственных специальных познаний в процессе расследования преступлений// Повышение эффективности использования криминалистических методов и средств в расследовании преступлений. М., 1985.-С. 135−143
  175. Соя-Серко Л А. Некоторые вопросы внедрения в следственную практику научных рекомендаций// Вопросы совершенствования предварительного следствия. М., 1983.- С. 31 -37
  176. В.В. Процессуальные и криминалистические проблемы использования технических средств при расследовании преступлений// Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы.-Саратов, 1978, вып.3.-С.3−10
  177. ГА. Процессуальное положение специалиста// Проблемы судебной автотехнической экспертизы.- М., 1987.- С.48−51
  178. Ю.Д. Использование специальных знаний при осмотре места происшествия// Пути совершенствования следственных аппаратов органов внутренних дел. Ташкент, 1987.- С.66−70
  179. Н.П. Некоторые процессуальные вопросы обеспечения законности при оказании влияния следователя на участвующих в деле лиц// Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Саратов, 1978, выпЗ.- С.84−92
  180. М.Н. Моделирование личности скрывшегося преступника по информации, полученной в процессе осмотра места происшествия// Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Саратов, 1978.- С.56−65
  181. Л.И. Правовые и тактические аспекты применения специальных познаний при расследовании преступлений// Правовые вопросы деятельности органов внутренних дел в современных условиях. Ташкент, 1985.-С. 168−173
  182. Шире использовать экспертные возможности предупреждения преступлений// Бюллетень ГСУ МВД СССР.- М., 1985. № 1(42).-С.91−94
  183. Элементарно Ватсон// Рос. газета. 1997.- 11 июл.5. Авторефераты диссертаций
  184. В.Н. Предупреждение преступлений с помощью специальных познаний в области судебно-баллистической экспертизы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1989.-24с.
  185. В.М. Деятельность следователя по приостановленным уголовным делам: Автореф. дисс. канд. юрид. Наук. Свердловск, 1972.- 17с.
  186. КА. Теория и практика использования специальных товароведческих познаний на предварительном следствии: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1977.-21с.
  187. АЛ. Кражи грузов, совершаемьгх на железнодорожном транспорте и их предупреждение: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1995. -21с.
  188. Воронов И А. Неотложные следственные действия по делам о кражах грузов из-под вижного состава железнодорожного транспорта: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Казань, 1991. -21с.
  189. АЛ. Борьба с имущественными преступлениями несовершеннолетних на железнодорожном транспорте: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1987.-20с.
  190. В.И. Методологические проблемы использования данных естественных и технических наук в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. д-ра. юрид. наук. Киев. 1981.-49с.
  191. Г. И. Проблемы теории и практики эффективного применения специальных знаний и научно-технических средств в раскрытии и расследовании преступлений: Автореф. дис. д-ра. юрид. наук. Киев. 1989−44с.
  192. А.И. Предварительное исследование вещественных доказательств при расследовании преступлений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1974.-21 с.
  193. А.Н. Правовые и организационные вопросы использования специальных медицинских знаний при расследовании преступлений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1985.-19 с.
  194. А.К. Борьба с кражами грузов на железнодорожном транспорте: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1987.- 21с.
  195. С.Б. Криминалистическая характеристика и особенности расследования краж грузов, совершаемых несовершеннолетними из подвижного состава: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995.-25с.
  196. В.П. Роль, место и значение специальных знаний в криминалистической методике: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Ижевск, 1994.-24с.V
  197. СЛ. Теоретические и прикладные проблемы применения специальных познаний при выявлении и расследовании преступлений, сопряженных с пожарами: Автореф. дис. д-ра. юрид. наук. М., 1997.-44с.
  198. Князев В А. Методика расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Харьков, 1972.-24с.
  199. ГА. Расследование хищений грузов при контейнерных перевозках железнодорожным транспортом: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1987.-21с.
  200. В.Я. Криминалистические средства и методы представления информации на предварительном следствии: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев,!992.-20с.
  201. В.Н. Теория и практика использования знаний сведущих лиц при расследовании преступлений: Автореф. дис. д-ра. юрид. наук.-М., 1993.-54с.
  202. В.Н. Участие специалиста в следственных действиях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1972.- 24с.
  203. В.М. Соотношение гносеологического и правового аспектов криминалистической идентификации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1981. — 16с.
  204. Серов В А. Использование научно-технических познаний и средств в доказывании по уголовным делам: Автореф. дис. канд. юр ид. наук. М., 1980.-20с.
  205. И.Н. Криминалистические проблемы использования специальных познаний в расследовании преступлений: Авто-реф.дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1992--29с.
  206. С.И. Криминалистическая теория тактических решений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1992. -29с.
  207. С.И. Состояние и перспективы использования данных науки управления в криминалистике: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1977. — 16с.
Заполнить форму текущей работой