Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обобщенная модель профессиональной успешности, разработанная на основе психограммы инспектора таможенной службы, включает следующие основные блоки, составляющие ее содержание: а) профессионально-деловые качества (профессиональная наблюдательность, профессиональное мышление, требовательность при выполнении оперативно-служебных задач, эмоционально-волевые качества, умение общаться в конфликтных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-акмеологический подход к изучению профессиональной успешности
    • 1. 1. Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Детерминанты профессиональной успешности инспектора таможенной службы
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
    • 2. 1. Методы эмпирического изучения
    • 2. 2. Результаты эмпирического исследования
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы
    • 3. 1. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников таможенной службы
    • 3. 2. Анализ динамики развития профессиональной успешности таможенного инспектора средствами психологической службы ^
  • Выводы по главе 3

Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время одной из значимых проблем, стоящих перед отечественной наукой и социальной практикой, является повышение уровня профессионализма служащих государственных органов власти, развитие их компетенций, в том числе и психологических. В последнее время эти вопросы стали предметом научной рефлексии в психолого-акмеологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

Актуальность темы

исследования обусловлена рядом обстоятельств, прежде всего, потребностью осмыслить возможности личностно-профессионального развития должностных лиц таможенных органов, определением значимости их опыта в процессе самодвижения к профессиональному и личностному акмэ, необходимостью повышения профессионализма личного состава, стремлением оценить влияние психологической службы на активизацию и развитие личности специалистов этого профиля.

Сложность, многоаспектность и неоднозначность проблем общественного и экономического ' бытия современной России предъявляет повышенные требования к самой личности таможенника, а также к осуществлению им своих профессиональных функций на качественно новом уровне. Целостное изучение детерминант успешности выполнения служебных обязанностей таможенника позволит более глубоко исследовать возможности профессионально-личностного развития, оптимального использования ресурсов и гармонизации его взаимодействия с различными субъектами, задействованными в пространстве его профессиональной деятельности.

Значимость настоящего исследования определяется все более возрастающим интересом к процессу формирования профессионалов в области таможенной службы, необходимостью уточнения теоретических и прикладных аспектов их подготовки, разработкой эффективных технологий и стратегий обучения и повышения квалификации.

Анализ имеющихся литературных источников показывает, что существует большое количество исследований, в которых отражены общие проблемы профессионального развития и профессиональной успешности личности. В то же время практико-ориентированные работы, выполненные в русле психолого-акмеологического подхода к проблеме психологического сопровождения профессиональной успешности специалистов таможенных органов, практически отсутствуют.

В научных исследованиях традиционно освещаются вопросы кадровой политики служб различных государственных учреждений, разрабатываются способы и технологии подготовки государственных служащих к реализации сложных социальных задач, требующих высокого уровня профессионализма. Анализируются также психологические и социально-психологические особенности личности государственных служащих, заинтересованных в карьерном продвижении, в самопроектировании последовательных этапов собственного профессионального роста (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, Е. Н. Богданов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, И. Н. Семенов и др.).

Представление о функциях и профессиональных обязанностях специалистов таможенных органов можно получить из различных нормативных сборников. Они позволяют понять, с какими проблемами сталкиваются таможенные служащие наиболее часто, а также осмыслить тот широкий круг задач, которые требуют решения в кадровых службах.

Анализ служебной деятельности показывает, что выполнение все усложняющихся требований, предъявляемых к специалистам таможенных органов, становится возможным только в случае постоянного повышения ими уровня профессионализма, рефлексии приобретенного опыта, осмысления акмеологических ориентиров профессионального развития и условий, обеспечивающих должностной и профессиональный рост. Однако психологические службы таможенных органов еще не освоили акмеологические идеи и технологии, которые бы обеспечили решение задач содействия профессиональному развитию специалистов этой сферы.

Недостаточная разработанность вопросов развития профессиональной успешности специалистов таможенных органов в процессе их деятельности определила выбор темы настоящего исследования.

Изучение научной литературы и опыта деятельности психологических служб в таможенных органах, позволило выявить наличие следующих противоречий:

— между быстрым развитием и становлением психологических служб во всех сферах социальной практики и недостаточной изученностью специфики их деятельности в таможенных органах, степени влияния психологического сопровождения на формирование личностных и профессионально-деловых качеств инспектора таможенной службымежду необходимостью оказания психологической помощи должностным лицам таможенных органов в их профессиональном развитии и не разработанностью психолого-акмеологических технологий оказания им такого содействиямежду стремлением должностных лиц таможенных органов к становлению профессионализма и отсутствием опыта личностной рефлексии каждого из этапов профессионального роста.

Цель исследования — психолого-акмеологическое изучение характеристик профессионального развития инспекторов таможенных служб.

Объект исследования — личность инспектора таможенной службы.

Предмет исследования — психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспекторов таможенных служб.

В связи с поставленной целью, были определены теоретические, методические и эмпирические задачи исследования:

Теоретические задачи:

1. Провести системный анализ категориально-понятийного аппарата, используемого при изучении проблемы профессиональной успешности в современной психологической науке;

2. Проанализировать особенности психолого-акмеологического подхода к исследованию профессионального развития должностных лиц таможенных органов.

3. Осуществить теоретический анализ основных концепций и теорий формирования профессиональной успешности личности;

4. На основе анализа литературы выявить профессионально важные качества и психолого-акмеологические характеристики должностных лиц таможенной службы;

5. Установить детерминанты психолого-акмеологической успешности должностных лиц таможенной службы.

Методические задачи:

1. Разработать процедуру экспертной оценки для диагностики профессиональной успешности должностных лиц таможни;

2. Подобрать банк диагностических методик для изучения детерминации профессиональной успешности таможенников.

3. Разработать систему психолого-акмеологического сопровождения профессионального развития должностных лиц таможни;

Эмпирические задачи:

1. Провести психологическую диагностику профессионально важных качеств инспекторов таможенных служб, влияющих на успешность их профессиональной деятельности.

2. Определить уровни профессиональной успешности в деятельности инспекторов таможенных служб, используя процедуру экспертной оценки.

3. На основе проведенной диагностики модернизировать профессиограмму и психограмму инспекторов таможенной службы в соответствии с современными психолого-акмеологическими требованиями.

4. На основе психограммы инспектора таможенной службы разработать обобщенную модель профессиональной успешности таможенника.

5. Провести психологический мониторинг влияния психолого-акмеологического сопровождения на профессиональную успешность инспекторов таможенных органов.

6. Эмпирически выявить факторы, детерминирующие успешность профессиональной деятельности инспекторов таможенных служб.

7. Проверить эффективность разработанной психолого-акмеологической системы сопровождения профессионального развития должностных лиц таможни.

Гипотезы исследования:

1. Для профессионального развития инспектора таможенных органов наибольшую значимость имеют морально-нравственные, эмоционально-волевые, познавательные и индивидуально-типологические качества. Среди них: выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокий уровень самоконтроля, наличие стенического типа реагирования в критических и экстремальных ситуацияхвысокая адаптивность, сохранение работоспособности, способность к адекватному отражению происходящих событий. В своей совокупности указанные качества и свойства личности определяют ее нервно-психическую, эмоциональную устойчивость, которую следует рассматривать как один из важнейших факторов профессиональной пригодности к работе в таможенных органах.

2. При психологическом отборе специалистов таможенной службы требуется проведение диагностики следующих групп качеств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности: морально-нравственныхэмоционально-волевых, познавательных и индивидуально-типологических.

3. Психолого-акмеологическое сопровождение может позитивно влиять на профессиональную успешность инспекторов таможенных органов, если будут учтены следующие условия:

— программа и модель психолого-акмеологической службы будет разрабатываться с опорой на профессиограмму и психограмму инспекторов таможенной службы, отражающих психолого-акмеологические требования к специалистам таможенных служб;

— программа и модель психолого-акмеологической службы будет содержать научно-обоснованную систему средств воздействия на развитие профессиональной успешности, связанную с развитием мотивации, усовершенствованием профессиональных навыков, освоением основных функциональных обязанностей и развитием профессионально важных личностных качеств;

— формами психолого-акмеологического сопровождения могут быть: психологическая диагностика, психолого-акмеологическое консультирование, психологическая коррекция, обучающая, профилактическая и развивающая деятельность, способствующие развитию профессиональной направленности и профессиональных устремлений инспекторов таможенных органов.

4. Психолого-акмеологическими характеристиками развития профессиональной успешности инспекторов таможенных органов являются: высокая самоэффективность в сфере профессиональной деятельности, интернальный локус контроля, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, развитый карьерный инсайт, идентификация с профессией.

Научная новизна исследования впервые разработана и апробирована обобщенная модель профессиональной успешности, в основу которой положена психограмма инспектора таможенной службы, включающая три основных блока: а) профессионально-деловые качества, б) полимотивированные качества, в) психофизиологические качествадоказано, что психолого-акмеологическое сопровождение деятельности специалистов таможни, построенное на основе обобщенной модели профессиональной успешности, значимо повышает возможности их профессионального развития.

— впервые разработана научно-обоснованная система воздействия на развитие профессиональной успешности инспекторов таможенной службывпервые разработана модель и программа психолого-акмеологического сопровождения развития профессиональной успешности инспекторов таможенных органов;

— впервые эмпирически выявлены психологические показатели, характеризующие уровень развития профессиональной успешности инспекторов таможенных служб;

— проведен психологический мониторинг влияния психологического сопровождения на профессиональную успешность должностных лиц таможни;

— уточнена и дополнена профессиограмма и психограмма для должностных лиц таможенных органов в соответствии с современными требованиями к специалистам данного сферы.

Практическая значимость данного исследования состоит в следующем: результаты исследования и конкретные психологические рекомендации позволят психологам таможенных органов определять направления и методы наиболее эффективного психологического сопровождения должностных лиц таможни;

— диагностический комплекс может быть использован психологами таможенных органов для выявления профессионально значимых и личностных качеств таможенников;

— программа психолого-акмеологического сопровождения может быть применена психологами и кадровыми работниками для проведения работы, нацеленной на развитие профессиональной успешности должностных лиц таможни;

— модель и программа психолого-акмеологического сопровождения может быть использована как типовая для организации работы психологических служб таможенных органов;

— материалы диссертации и ее результаты могут быть использованы в спецкурсах и курсах лекций по акмеологии, организационной психологии.

Методологическая основа исследования. В исследовании использованы: системный подход (Т.Ф.Базилевич, Ю. М. Забродин, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, Я. А. Пономарев, Э. Г. Юдин и др.), гуманистический подход к развитию личности (К.А. Абульханова-Славская, М. Н. Берулава, В. П. Зинченко, Дж. Ньюттен, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.) — субъектно-деятельностный подход, (К.А.Абульханова-Славская,.

A.В.Брушлинский, В. В. Знаков, С. Л. Рубинштейн, В. А. Петровский,.

B.И.Слободчиков).

Научные принципы отечественной психологии: принцип развития, принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Е.В.Шорохова).

Методологические основы акмеологического подхода в области развития профессионализма (Б.Г.Ананьев, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е. А. Яблокова и др.).

Теоретическую основу исследования составляют: работы, в которых рассматриваются идеи деятельностной сущности человека (А.Г.Асмолов, Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский,.

C.Л.Рубинштейн и др.), теоретические основы психологии саморегуляции (И.В.Дубровина, В. И. Моросанова, В. А. Иванников, О. А. Конопкин, М. А. Котик, В. А. Петровский, В.Н.Дружинин). Также публикации, касающиеся проблематики человека, его субъективного мира:

К.А.Абульхановой-Славской, С. С. Батенина, Л. П. Буевой, В. В. Давыдова, Л. Н. Когана, А. Г. Мысливченко, В. Ф. Сержантова, Л. В. Скворцова, Г. Л. Тульчинского, Д. И. Фельдштейн и др.).

Методы исследования.

1. Обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. В качестве эмпирических методов исследования использовались: констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка, метод ранжирования.

Обработка полученных экспериментальных данных осуществлялась с помощью методов математической статистики.

В комплекс психодиагностических методик вошли следующие: (методика К. Томаса «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» (адаптированный Н. Гришиной) — стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI) в модификации Л.Н.Собчик-. краткий отборочный тест В. Н. Бузинатест Р. Кеттелла (16-факторный) — изучение личных дел специалистов таможенной службыопросник «Якоря карьеры».

3. Шейна (адаптация В. А. Чикер и В.Э.Випокуровой) — методика экспертной оценки профессионально-важных качеств Липманаметодика уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Ксенофонтовой Е. Г., рекомендована для специалистов таможенной службы) — анкета психической надежности В. Э. Мильман, оценка уровня личностной тревожности.

4.Спилбергера.

3. Достоверность результатов исследования обеспечивается применением апробированных в многочисленных экспериментальных исследованиях методик, достаточным объемом выборки испытуемых, строгостью методов математико-статистической обработки результатов (t-критерий Стьюдента, корреляционный, регрессионный и факторный анализ по программе SPSS v. 11.0.1 for Windows 2003.).

Организация и этапы исследования. Исследование носило пролонгированный характер, продолжалось в течение четырех лет и осуществлялось в три этапа.

На первом, подготовительном этапе (2004 — 2005гг.) изучались теоретико-методологические материалыосмысливалась стратегия и тактика исследования, подбирались методы, осуществлялась разработка требований к экспериментальной выборке с учетом правил экспериментальной психологии (содержательного критерия, критерия репрезентативности, критерия эквивалентности испытуемых), проводился отбор испытуемых, прорабатывалась этапность эмпирических шагов, оттачивались требования к ним.

На втором, констатирующем этапе (2005 — 2006гг.) проводилось ' эмпирическое обследование (сбор и анализ материала), определение психологических детерминант профессиональной успешности { таможенников, выявление критериев успешных и менее успешных должностных лиц таможенной службы. На этом этапе также осуществлялась. модернизация профессиограммы и психограммы таможенных служащих.

На основе синтеза эмпирического материала было осуществлено построение модели психолого-акмеологического сопровождения развития профессиональной успешности таможенников, а также осуществлена организация формирующего эксперимента.

В ходе третьего этапа (2006;2008гг.) осуществлялась апробация поостренной модели, затем осуществлялась повторная диагностика качеств «менее успешных» специалистов таможни. Анализировались полученные результаты. В заключение данного этапа оформлялись результаты исследования в виде диссертационной работы и автореферата.

Эмпирическую базу исследования составили должностные лица Минераловодской таможни. Количество респондентов составляет 160 человек в возрасте от 25 до 45 лет. Из них 80 женщин и 80 мужчин. Должностной статус специалистов таможни: государственный таможенный инспектор, старший государственный таможенный инспектор, главный государственный таможенный инспектор, инспектор, старший инспектор, главный инспектор.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В профессиональной деятельности инспектора таможни имеются специфические особенности, обусловленные реализацией поисковой, организационной, коммуникативной и познавательной функций. Деятельность инспектора таможни протекает в условиях острого дефицита времени и постоянного общения с большим количеством людей. Наличие поисковой доминанты обеспечивает «вычленение» необходимой информации. Нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, что может приводить к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, к появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний.

В связи с этим необходимым является осуществление психолого-акмеологического сопровождения профессионального развития инспекторов таможенных органов.

2. Обобщенная модель профессиональной успешности, разработанная на основе психограммы инспектора таможенной службы, включает следующие основные блоки, составляющие ее содержание: а) профессионально-деловые качества (профессиональная наблюдательность, профессиональное мышление, требовательность при выполнении оперативно-служебных задач, эмоционально-волевые качества, умение общаться в конфликтных ситуациях и дисциплинированность) — б) полимотивированные качества (идейная убежденность, отношение к общественной деятельности, общественная активность, отношение к профессии, чувство долга, ответственность, позитивное отношение к учебе) — в) психофизиологические качества (высокая работоспособность, скорость реакции, способность быстро приспосабливаться к изменяющейся обстановке).

3. Система воздействия на развитие профессиональной успешности инспекторов таможенной службы должна опираться на научно-обоснованную модель и программу психолого-акмеологического сопровождения и включать следующие формы и виды работы: психологическую диагностику, психолого-акмеологическое консультирование, психологическую коррекцию, обучающую, профилактическую и развивающую деятельности.

4. Психологическими показателями уровня развития профессиональной успешности выступают: интерпальный локус контроля, адекватная самооценка, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, развитый карьерный инсайт, высокая самоэффективность в сфере деятельности.

5. Наличие психолого-акмеологической службы в таможенных органах и осуществление систематического психолого-акмеологического сопровождения инспекторов таможни значимо повышает их профессиональную успешность.

Апробация работы. Отдельные аспекты работы обсуждались на аспирантских семинарах Северо-Кавказского Социального Института (г. Ставрополь), заседаниях и методических семинарах кафедры психологии Армавирского Государственного педагогического университета (г. Армавир), Кисловодского института экономики и права (г. Кисловодск). Полученные материалы составили основу докладов на: межрегиональной научно-практической конференции в г. Армавире «Социально-психологическая поддержка педагогов», 2006 г.- на всероссийской научно-практической конференции в г. Краснодаре, 2005 г. «Личность и бытие: субъектный подход. Становление и реализация субъектности личности в профессии" — на межрегиональной научно-практической конференции в г. Ставрополе, 2005 г. «Развитие личности как стратегия гуманизации образования" — на всероссийской научно-практической конференции в г. Екатеринбурге, 2008 г. «Роль и место таможенной службы Урала в обеспечении экономической безопасности».

Публикации: по теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 1,6 условных печатных листа, в том числе 1 работа — в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 202 источников, в том числе 13 на иностранном языке, приложений. Текст иллюстрирован рисунками и таблицами.

Основные выводы диссертационного исследования.

1. Результаты проведенного исследования показали, что наиболее важными качествами для профессиональной успешности таможенников являются: а) профессионально-деловые качества, которые включают профессиональную наблюдательность, профессиональное мышление, требовательность при выполнении оперативно-служебных задач, эмоционально-волевые качества, умение общаться в трудных конфликтных ситуациях и дисциплинированностьб) полимотивированные качества, к которым относятся: идейная убежденность, отношение к общественной деятельности, общественная активность, ответственное отношение к профессии, чувство долга, ответственность, позитивное отношение к учебев) психофизиологические качества: высокая работоспособность, скорость реакции, способность быстро приспосабливаться к изменяющейся обстановке.

2. На основе проведенного анализа можно сделать заключение о том, что достоверные различия (по критерию Стьюдента) между «более успешными» и «менее успешными» таможенниками намечаются в основном не по глубинным свойствам, а по характеристикам, которые в значительной степени обусловленным социальным опытом и обучением. В этой связи, наличие психолого-акмеологического сопровождения становится важным условием развития профессиональной успешности инспекторов таможенных служб.

3. Эмпирическое исследование подтвердило необходимость проведения целенаправленной работы, связанной с психологическим сопровождением развития профессиональной успешности таможенников, накопления знаний о рефлексии собственных личностных особенностей должностных лиц таможенных органов, с расширением представлений о возможностях карьерного продвижения, которые в своей совокупности смогут обеспечить успешность в профессиональной деятельности.

4. Проведенное исследование позволило выделить в качестве основных эмпирических коррелятов профессиональной успешности инспекторов таможенной службы следующие показатели: высокая самоэффективность в сфере деятельности: уверенность в возможности реализовать свой профессиональный, управленческий, карьерный потенциалрасширение возможности выбора тактики, модели осуществления карьерыспособность построить позитивный сценарий своего карьерного продвиженияориентация на эффективное разрешение проблемных ситуаций, связанных с профессиональной успешностьюинтернальный локус контролля: ответственное отношение к работе, самостоятельность, повышение эффективности деятельности при отсутствии внешнего контролярассмотрение наиболее значимых карьерных событий в качестве результата, прежде всего, собственных усилийактивный поиск информации относительно возможностей своего карьерного продвижения, устойчивость в ситуации информационной неопределенностиэмоциональная стабильность: менее выраженная реакция на непривычные, вызывающие беспокойство стимулывнутреннее спокойствие, высокий уровень самоуважениянизкий уровень психотизма: адекватность эмоциональных реакций, сдержанность, неконфликтностьумение быстро и эффективно использовать имеющиеся психоэмоциональные ресурсы в ходе адаптации к сложным условиям профессиональной деятельностиразвитый карьерный инсайт: осознание и активное использование своих сильных и нейтрализация влияния слабых сторон в отношении карьерного продвиженияналичие конкретных целей профессиональной карьеры и четких планов их реализацииреалистичный уровень профессионального продвиженияидентификация с профессией: готовность работать с максимальной отдачей ради достижения, прежде всего, целей организацииспособность длительное время работать сверхурочно;

5. Развитие профессиональной успешности инспекторов таможенных органов — длительный процесс, который может включать ряд этапов. К ним следует отнести:

— повышение квалификации (переподготовку, стажировку) в системе непрерывного обучения;

— зачисление в резерв кадров для выдвижения на руководящие должности, когда обязательно прохождение подготовки в системе непрерывного образования согласно индивидуальным планам;

— назначение на более высокую должность (по результатам подготовки в резерве, решению конкурсной, аттестационной комиссии, решению руководства организации).

6. При разработке моделей психолого-акмеологического сопровождения следует корректировать имеющиеся профессиограммы и психограммы с учетом современных требований к профессии.

Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования и положений, выносимых на защиту и позволило сформулировать следующие научно-практические рекомендации: включать в программу психолого-акмеологического сопровождения систему практических занятийдиагностику индивидуально-личностных особенностейпрохождение тренингов личностного и профессионального ростаформирование и повышение уровней развития профессионального самосознания и аутопсихологической компетентностиповышение коммуникативных умений с помощью активных методов обученияобучение эффективным стилям коммуникаций и разрешения конфликтных ситуацийантистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости и креативности личностипрограммы повышения эмоциональной устойчивости и психофизической гармонизации путем овладения способами психической саморегуляции, оптимизации образа жизни, самоорганизации и планирования личной и профессиональной карьеры.

Рекомендуем проводить диагностическое тестирование на профессиональную пригодность еще при поступлении в Вузы по профилю данной специальности.

Исследование показало, что уровень профессиональной мотивации зависит от удовлетворенности трудом, его содержанием и взаимоотношениями в коллективе в большей степени, чем от пола, возраста, занимаемой должности и стажа. Психологические факторы превалируют над социально-демографическими. Чем больше сотрудники удовлетворены содержанием выполняемой работы, а также условиями труда и социальным пакетом, тем более высокие показатели они демонстрируют по всем трем аспектам профессиональной мотивации — профессиональной причастности, профессиональной устойчивости и профессиональной интуиции.

Таким образом, для таможенных органов уровень профессиональной мотивации сотрудников прямо пропорционален уровню их внутренней мотивации. Чем выше удовлетворенность инспектора таможенной службы выполняемой работой, тем более высокие показатели у него по всем трем аспектам профессиональной мотивации. В ходе проведенного эксперимента подтвердились все выдвинутые гипотезы. Вместе с тем, мы не рассматриваем представленные результаты как окончательно исчерпывающие изучение психологических факторов профессиональной успешности госслужащих таможенных органов. Соответственно, для повышения уровня мотивации сотрудников таможенных органов необходимо внедрение программы управления внутренней мотивацией персонала. Это будет являться предметом нашего дальнейшего исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональная сфера является одной из основных сфер жизнедеятельности человека, многие авторы отмечают её как ведущую область самореализации личности: К.А.Альбуханова-Славская, Л. А. Коростылева, А. К. Маркова, Н.С. ПряжниковЛ. Росс, А. НисбеттЛ.А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, О. С. Советова.

Профессиональная успешность обеспечивает социальное признание и одобрение, а также является механизмом подкрепления самореализации и раскрытия творческого потенциала личности. Успешность — это положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него профессиональных целейвыступающий формой самореализации субъекта, обеспечивающий его саморазвитие и предполагающий оценку со стороны общества в форме одобрения и признания.

Успешность является интегральной характеристикой личности, подразумевает личностное развитие, самоопределение, обретение человеком ценностно-смыслового единства и нахождения своего места в мире. Личностное самоопределение задает ориентацию на достижения определенного уровня в системе социальных отношений и вырабатывает требования к профессиональной области, формирует представление индивида о его будущем. Таким образом, успешность как характерологическая особенность личности позволяет человеку достичь самоактуализации, оптимально и эффективно реализовывать себя в настоящем, результативно планировать свое будущее.

Служебная карьера — движущая сила аппарата государственной таможенной службы. Чем ниже ранг таможенника, тем в большей степени он приближен к профессиональной деятельности, тем более востребованы его профессиональные и деловые качества, определяющие профессиональную успешность и свидетельствующие о высоком уровне его профессионализма в определенной сфере. Чем выше служебный ранг специалиста таможенной службы, тем в большей степени его деятельность носит общественный характер, а успешность определяется способностью организовать подчиненных на выполнение определенных профессиональных задач.

Выявлено, что в группе личностных качеств, обуславливающих профессиональную успешность инспекторов Минераловодской таможни экспериментальной группы (ЭГ) по отдельным показателям, после формирующего эксперимента выделяются 3 значимых фактора. Фактор 1 после обучения, становится более разносторонним и усиливается по интернальности в межличностном общении, по средней величине насыщенности доминирует показатель по шкале «Напряженность релаксация», степень внутренней эмоциональной напряженности после эксперимента снизилась (пок.15), по уровню личностной тревожности — тенденция к снижению (пок.16), по скорости и точности восприятия информацииповысилась продуктивность (пок. 18), по стилю «Сотрудничество» (пок.21) более эффективным стало взаимодействие должностных лиц таможенных органов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М. 1999.
  2. К. А., Бодалев А. А., Семенов, И. Н. и др. Общая и прикладная акмеология / Под ред. А. А. Деркача. М., 2000.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  4. Актуальные проблемы психологической работы в таможенных органах Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции (5−7 декабря 1996 г.). М. 1996.
  5. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания,— М.: Наука, 1977.-380 с.
  7. А. Психологическое тестирование в И-х томах. М. 1982 г.
  8. Г. М. Социальная психология. М., 1990.
  9. Дж. Введение в психологию. /Под общей ред. В. П. Зинченко, А. И. Назаренко, Н. Ю. Спомиора. -СПб.: прайм Еврознак, 2003.-672 с.)
  10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1994.
  11. , А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002. — 416 с.
  12. Ф.Б., Мирошников М. П. Методика многостороннего исследования личности.- М., 1994.
  13. Байрон А. Люис, Р.Фрэнк. Пуселик. Магия нейролингвистического программирования без тайн: Пер. с англ. СПб., 1995.
  14. В.А. Зависимость восприятия образа успешности от индивидуально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2000, — 17с.
  15. И.Л. Личностно-ориентированный подход в непрерывномобразовании государственных служащих: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 2000.
  16. В.П. Психолингвистика: Учебник. М.: Флинта- Московский психолого-социальный институт, 2003. — 232с.
  17. В. Карьера суперигра. — Нетривиальные советы на каждый день. -М: АО «Интерэксперт, 1998. — 272с.
  18. Берн Э Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. М,. 1988.
  19. . Р. Развитие „Я-концепции“ и воспитание: Пер. с англ. М., 1980.
  20. Н.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2004.
  21. , М. И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М., 1976. — С. 144 -146.
  22. Т.А. Интегративный подход в групповом консультировании женщин социономических профессий: Автореф. Дисс. канд. психол. наук, СПб, 2002.
  23. А. А., Столин В. А. Общая психология.- С-Пб., 2002 г.
  24. A.A. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998. — 167с.
  25. АЛ. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  26. В.Ю. Психотренинг: Социодинамия. Упражнения. Игры. -СПб. 1999.
  27. Л.Ф. Социальная психотерапия личности. Киев. 1999.
  28. Л. П. Деятельность как объект социальной психологии // Методология проблемы социальной психологии. М., 1975,
  29. Л. Ф. Введение в практическую психологию. Киев, 2000.
  30. Л.Ф., Морозов СМ. Справочник по психологической диагно-стике.-Киев, 1999.
  31. Ф., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы : Пер. с англ. — Новосибирск, 1992.
  32. JI.H. Индивидуальные различия в психологической адаптации к условиям профессиональной деятельности у госслужащих таможенных органов // Психологический журнал, 2008.- Т.29, № 1 .-С.79−82.
  33. Васильев В. Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности. С-Пб., 1995.
  34. Васильев В. Л. Юридическая психология.- С-Пб., 2003.
  35. Васильев В. П. Психологические основы руководства следственным подразделением. Л., 1983.
  36. Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. С-Пб., 2002.
  37. И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -1989.
  38. Введение в психодиагностику ./Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М. 1999 г.
  39. .Н. Российское таможенное право. М., ИНФРА-М, 2001.
  40. Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
  41. , Л. П. Резервы человеческой психики- М.: Политиздат, 1987. -286 с.
  42. П. В. Психология конфликта. СПб., 2003.
  43. М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практи-ка.-М., 1997.
  44. ВВ. Социально-психологический тренинг: теория и практика.» М., 1995
  45. А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000. — 124 с.
  46. A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003.-256с.
  47. A.A. Ситников А. Л. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехники. М., 1993.
  48. С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ.
  49. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2004. 480с
  50. Джозеф О’Коннор, Джон Осеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Пер. с англ. Челябинск, 1997.
  51. В.Г. Основы таможенного дела. М., Экономика, 1998.
  52. В.Н. Структура и логика психологического исследования -М., 1993.
  53. С.М. Практикум по конфликтологии: С-Пб., 2001.
  54. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — ЛГУ 1985.
  55. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. -М., 1996.
  56. П. М. Режиссура как практическая психология М., 1972. — 389 с.
  57. , О. И. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999.-С.321 -338.
  58. А. Э. Основы профессиональной деятельности юриста. — Смоленск, 1995.
  59. Е.Г. Психология проницательности. М., 1997.
  60. В.П. Социально-психологический тренинг. ЛГУ.1998.
  61. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. ЛГУ 1989.
  62. Э. Ф. Психология профессий.- Екатеринбург, 2006.- 329 с.
  63. , В. П., Моргунов, Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  64. Ф.С. Исмагилова. Профессиональный опыт специалиста, а организации и на рынке труда.- Екатеринбург, 1999.- 212 с.
  65. А.Г. Морально-психологическое обеспечение как вид управления войсками- социально-технологический аспект: Учебное пособие. М. 19%.
  66. С. Б. Акмеологическая теория потребностей Тамбов: ТГУ, 2004.-300 с.
  67. А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений. М., 1992.
  68. С.В. Мотивация труда.- Изд-во: «Институт психологии РАН», 1998.- 224 с.
  69. А.Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология.- М., 2006.
  70. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. М., 1997.
  71. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  72. Е.В. Психология профессионального самоопределения. Ростов н /Д: Изд-во «Феникс», 1996.
  73. , Е. А. Введение в психологию труда.- М., 1998.
  74. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург. 1997.
  75. А.Н. Таможенное право России. М., 1995.
  76. И. Н. Психология управления: Курс лекций. М., 1996.
  77. Комментарий к таможенному кодексу РФ. М., 1997.
  78. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1997
  79. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург. 1997.
  80. Е.В. Игровые модули общения: Учебные материалы. — Екатеринбург. 1995.
  81. М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М ., 1977.
  82. Красильников А.Ю.Психолого- педагогические основы формирования профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов РФ в современных условиях.- Ростов на- Дону, 2007.
  83. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., рассм., испр. и доп. -Ростов-н/д, 1998.
  84. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теория и прикладные аспекты. М. 1991.
  85. Н. Чтобы грамотно выйти из любого конфликта//Таможня информационно-аналитическое обозрение.- 2007, № 8.- С.30−31.
  86. Л.М. Психология развития. М.1997.
  87. .В. Основы профессиональной психодиагностики Л., 1984.
  88. Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности новая версия методики «Уровень субъективного контроля"//Психологический журнал. 1999, том 20,№ 2-.С. 103−114.
  89. М., Спенсер М.Компетенции на работе. Пер. с англ.-М., 2005.-358 с.
  90. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. -1977.-304 с.
  91. Личность воина: методики психологического и психофизиологического обследования. М., 1994.
  92. И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы: Автореф., дисс. д-ра психол. наук, М- 2004.
  93. Н.Ф., Талан М. В. Развитие эффективных деловых коммуникаций: Уч.-метод, пособие для госслужащих М. 1997
  94. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука. С. 1984−445.
  95. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. 2-е изд., испр. и доп. Киров, 1995
  96. Т.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров. 1995.
  97. А. К. Психология профессионализма М.: Академия, 1996. -236 с.
  98. . В. Личностные детерминанты карьерной успешности предпринимателя: дисс. .канд. психол. наук-Ставрополь, 2001.
  99. Матвеев В. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании бандитизма// Законность. 1995.№ 6.
  100. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. -М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448с.
  101. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер // Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М., 2003.
  102. Методические рекомендации по оценке управленческого потенциала таможенных органов и эффективности его использования.- М., Государственный таможенный комитет РФ, 2003.
  103. Методы психологической диагностики. Описание и практика применения: Уч.-метод, пособие. Курган, 1994
  104. Мигель А. А. Развитие представлений студентов вуза о психологических факторах карьерной успешности управленцев: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. -25с.
  105. .В. Таможенная система в первые годы советской власти. Уч. Записки МГИМО. М.: 1958.
  106. Е.А. Карьерный рост. Диагностика, технологии, тренинг.-СПб, 2007.- 326 с.
  107. Немирич В. В. Основы психологии таможенной деятельности .- М., 1995.
  108. P.C. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995.
  109. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева. В. В. Столина. М., 1987.
  110. Озрих М. Ф. Личность и право. М., 1975.
  111. С.И. Словарь русского языка. Изд. 6-е. — М.: Советская энциклопедия, 1986.-900с.
  112. Основы конфликтологии / Под ред. В. К. Лавриненко. М., 2001.
  113. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. — С.52−73.
  114. Ф. Опыты психологии самопознания. М.1993.
  115. Петровская JI. A, Компетентность общения. -М., 1989. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  116. К. К. Психологический практикум. -М., 1980.
  117. Л.А. Компетентность в общении. СПТ. М.1998.
  118. П.А. Компетентность в общении. М. 1996.
  119. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов н/Д., 1996.-512с.
  120. Положение об Отделении психологической службы Регионального таможенного управления тылового обеспечения// Психологическая служба.- № 2,1999.-0.47.
  121. В.Е. Произвольная саморегуляция состояний сознания: Уч.-метод, пособие. М., 1996.
  122. A.C. Трудное восхождение к себе. Мет. разраб. -М.1995.
  123. Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. М., 1997.
  124. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. в 5 частях/ Под.ред. Батышева А.С.-М., 2000.
  125. Психология и педагогика: Учебное пособие /Под ред. К.А.Абульха-новой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М., 1998.
  126. Рабочая книга психолога таможенного органа: Учебное пособие/Под ред. Съедина С. И., Колобовой И. Н., Деркача A.A. М., 1998.
  127. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М., 2006.
  128. Дж. Это в ваших силах. М., 1992.
  129. В.Ф. Индивидуально-воспитательная работа с сотрудниками таможенных органов: Уч.-метод, пособие. М, 1996.
  130. Романов В.В.Военно-юридическая психология, — М., 1997.
  131. В.В., Кроз М.В.Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры // Вопросы психологии.-1994 № 3.-С. 9496.
  132. Е.С. Психология профессионального становления личности.: Автореф. дисс. д-ра психол. наук, МЛ992
  133. Н. Групповая психотерапия: Пер. с англ. М., 1990. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1997.
  134. Самоукина Н. В. Карьера без стресса.-С.-Пб., 2003.-248 с.
  135. Н.В. Психология профессиональной деятельности. С.-Пб., 2004.-220с.
  136. С.И., Столяренко Л. Д. Психология менеджмента и маркетинга. -Ростов н/Д.: Пегас, 1996.
  137. Т., Веутилейнен Д. Управление по результатам. Пер. с фин. / Общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна. М.: Просвещение, 1993. — 318с.
  138. Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001. -460с.
  139. Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. -М., 1998.
  140. Т.Ф. Социально- психологические особенности женщин, успешных в карьере: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1999.
  141. Н.П. Психологические основы продуктивности отношений в управленческой деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1993.
  142. А.Л. Психология управления организациями: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 224с.
  143. C.B. Акмеологический подход в изучении профессионализма кадров управления в особых условиях деятельности. M.: МААН, 2001.
  144. Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // В кн. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1997. — С. 125−141.
  145. О.В. Семинар-совещание психологов СКТУ// Психологическая служба- № 2,1999.-С.30−32.
  146. А.П. Акмеологический тренинг. М. 1996.
  147. Словарь справочник по психодиагностике А. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Питер 1999 г.
  148. Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. -М., 1990.
  149. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1.-М., 1990.
  150. Социальная психология / Под ред. А. Л. Журавлева. М., 2002.
  151. Спаркс А/ Начальные навыки эриксонианского гипноза Воронеж. 1985
  152. В.В. Самосознание личности. -М.1983.
  153. А. Д. Основы психологии.- Р-н. Д., 2002 г.
  154. Г. В. Математика для психологов Л., 1972.
  155. И. Основы управления таможенным делом: Курс лекций М. 1996.
  156. С.И. Впереди большая работа// Психологическая служба № 2,1999-.С.23−24.
  157. С.П. Применение некоторых количественных методов в конкретных психолого-педагогических исследованиях Уч.-метод пособие -М. 1974.
  158. С.Г. Проблемы экономии труда/ С. Г. Струмилин.- М.: Вопросы труда, 1925, — С. 178). (Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.) (Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  159. Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности: Дисс.канд. психол. наук. Екатеринбург, 1999.
  160. Н. Кадры крупным планом // Таможня.-2007,№ 10.-С.2−3.
  161. Таможенное право/Под ред. Рассолова М. М., Эриашвили Н. Д-. М, 2000.
  162. Таможенный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: Ростаможинформ, 2003.
  163. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. -Л.1989.
  164. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. -М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-544с.
  165. Терновская О. П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М.:МП-СИ, 2006. -21с.
  166. Тобоиас J1 Психологическое консультирование и менеджмент: Пер с англ.-М. 1997.
  167. H.H. Управление конфликтами. М., 2000.
  168. , Г. А. Разум, воля, успех: о философии поступка Л., 1990. — 162 с.
  169. Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 37 — 47.
  170. A.A., Кочергин, С. М. Философская герменевтика ответственности // Человек как субъект общественно-исторического развития: философские, социальные, психологические и правовые проблемы. М., 1999.
  171. Д. Н. Психологические исследования М., 1966.
  172. , Дж. Психология с точки зрения бихевиориста Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса (начало 10-х гг. -середина 30-х гг. 20 в.) / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждана. М.: МГУ, 1980.-301 с.
  173. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. JL Еремина. М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 1998. — 423 с.
  174. Д., Фрегер Р. Личность и личностный рост. 1994.
  175. , Д. И. Психология развивающейся личности. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 512 с.
  176. , Д. И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  177. Л. Теория когнитивного диссонанса СПб, 1999. — 412 с.
  178. , О. Ф. Жизненное пространство человека: (Аксиологический аспект). Саратов: СГПИ, 1998. — 320 с.
  179. , А. В. Работа с кадрами— М.: Экономика, 1988. 168 с.
  180. Фрумкин А. А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности.- СПб.: Речь, 2004.-210с.
  181. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Спб, 2003.-798 с.
  182. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М., 1992.
  183. Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб., — 1993.
  184. Н. В. Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М. 1985
  185. В.А. Психологическая диагностика организации и персонала.1. СПб.: Речь, 2004. 176с.
  186. А.Н. Ведение переговоров: стратегия, коммуникация, фасилитация, медиация. М., 2003.
  187. Шейнис М. Ю. Рабочая книга психолога организации.- М., 2005.
  188. Е. Первым делом человек // Таможня информационно-аналитическое обозрение.- 2007, № 7-.С.17.
  189. Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности/ под ред. Д. А. Леонтьева.- М.: Смысл, 2004. С. 12−13
  190. С.А. Схема содержания работы психологического изучения индустриальных профессий/ С.А.Яманов// Кадры соц. пром. М., 1931.-№ 6.- С. 30−33.)
  191. Ясюкова Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990. № 6.-С.72−74.
  192. Bhogle S., Murthy V. Fear of Success in Indian Context // J. of Personality and Clinical Studies. 1990. V.6 (1).
  193. Breedlove C.G., Cicirely V.G. Women’s Fear of Success in Relation to Personal Characteristics and Type of Occupation // J. of Psychology. 1974. V.86.
  194. Bremer T.H., Witting M.A. Fear of Success: A Personality Trait or a Response to Occupational Deviance and Role Overload // Sex Role. 1980. V.6.
  195. Cantor N., Kihlstrom, J. Personality and social intelligence. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1987
  196. Fleming J., Horner M. The Motiv to Avoid Success // Motivation and Personality: Handbook of Thematic Content Analysis. N.Y. 1992.
  197. Fried-Buchalter S. Fear of Success, Fear of Failure and the Imposter Phenomenon: A Factor Analitic Approach to Convergent and Discriminant Validity // J. of Personality Assessment. 1992. V.58 (2). ¦
  198. Gollwitzer, P.M., Bargh, J.A. The psychology of action/ Linking cognition and motivation to behavior. New York: Guilford Press
  199. Holland J. L Making Vocational Choices a Theory of Carreers. New Jercy, 1973.150p
  200. Kaur R., Ward C. Cross-cultural Construct Validity of the Fear of Success/ A Singapurean case study. Amsterdam, 1992.
  201. Lawton M.P. Quality of life and affect in later life. In C/ Magai S.N. McFadden (Eds/.), Handbook of emotion, adult development and aging (pp. 327−248)/ San Diego, CA: Academic Press. 1996.
  202. Salili F. Age, Sex and Cultural Differences in the Meaning and Dimensions of Achievement//Personality and Social Psychology Bulletin. 1994.V.20 (6).
Заполнить форму текущей работой