Особенности неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения
У большинства дошкольников с нарушениями зрения в старшем дошкольном возрасте ведущей формой общения является внеситуативно-познавательная. Это вызвано двумя причинами: во-первых, посредством внеситуативно-познавательной формы общения дети с нарушениями зрения более подробно и качественно узнают окружающий мир, расширяют рамки его познания, обеспечивая тем самым условия компенсации зрительного… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ
- I. 1. Коммуникативная деятельность детей
- 1. 1. 1. Генезис развития общения как особого вида детской деятельности
- 1. 1. 2. Своеобразие становления деятельности общения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
- I. 2 Общение как условие осуществления взаимодействия между ребенком и окружающими
- 1. 2. 1. Условия успешного протекания процесса коммуникации
- 1. 2. 2. Способы общения у детей с нарушениями зрения
- I. 1. Коммуникативная деятельность детей
- Глава II. МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- III. 1. Коммуникативные умения детей дошкольного возраста и особенности их проявления в процессе свободного взаимодействия
- III. 2. Представления детей дошкольного возраста о жестах
- 111. 3. Представления детей дошкольного возраста о мимике лица
- 111. 4. Представления детей дошкольного возраста об экспрессии тела
- 111. 5. Уровни развития ведущей формы общения у детей дошкольного возраста
- IV. 1. Содержание и методика занятий по ознакомлению детей с невербальными средствами общения и способами их речевого выражения
- IV. 2. Методика обучения способам использования коммуникативных средств и возможностям преодоления трудностей в процессе общения
- IV. 3. Результаты обучающего эксперимента
Особенности неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, этапы, которого характеризуются конкретной социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он попадает с момента рождения.
Под влиянием общения происходит качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом. Лурия А. Р. указывал, что «функция, возникающая в общении и сначала разделенная между двумя людьми, перестраивает всю деятельность ребенка и постепенно превращается в сложно опосредованную функциональную систему, характеризующую строение его психических процессов» (1959, с.568).
В дошкольный период развития детской психики, когда общение выступает как ведущий фактор, обусловливающий накопление и усвоение новых знаний, навыков и умений, все новообразования психики формируются в процессе ведущей деятельности, которая является её мотивацион-но-смысловой характеристикой, осуществляемой по схеме: ребенок — общение — взрослый.
В нормальных условиях развития психики эта роль общения несколько скрыта, и наоборот, при развитии компенсаторных процессов у слепых и особенно слепоглухонемых детей, она выступает с особенной ясностью и очевидностью (А.И.Мещеряков, 1974, Л. И. Солнцева, 1980).
Особенности общения, его роль и функции привлекают внимание многих исследователей. Психологов интересуют вопросы общения как процесса взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, умениями и навыками.
Тифлопедагоги и тифлопсихологи, работающие со слепыми и слабовидящими школьниками и взрослыми, указывают, что одна из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих — трудность в общении, особенно в смешанных коллективах (В.З.Денискина, 1997, П. М. Залюбовский, 1981, А. Г. Литвак, 1985, В. А. Феоктистова, 1981 и др.). Ряд авторов (Л.В.Егорова, 1981, М. Заорска, 1991, А. Г. Литвак, 1985, В. А. Феоктистова, 1981 и др.). Они установили, что к моменту поступления в школу многие слепые и слабовидящие дети слабо владеют такими основными средствами общения, как вербальные и невербальные, которые по данным Лисиной М. И. и Капчели А.Г.(1987), являются доступными нормально видящим детям уже к пятилетнему возрасту.
Научные исследования показали ведущее значение зрительного анализатора в процессе восприятия человека человеком в качестве основного канала получения информации, характеризующей партнера по общению. Нарушения зрения, естественно, влияют на процесс общения, хотя и не могут изменить общую структуру его построения (А.А.Бодалев, 1982, В. З. Денискина, 1997, В. П. Ермаков, 1990, П. М. Залюбовский, 1981, М. Заорска, 1997, И. Г. Корнилова, 1999, А. Г. Литвак, 1985, В. А. Феоктистова, 1981).
Бодалев А.А. (1965) указывал, что от того, как люди отражают и интерпретируют облик, поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. Нарушения зрения, сужение сферы использования зрительного восприятия не только затрудняет, но даже делает невозможным восприятие партнера по общению, его выразительных средств, несущих информацию об особенностях характера и эмоциональном состоянии. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции.
В данной работе впервые сделана попытка проанализировать генезис общения и его средств у дошкольников с нарушениями зрения (а именно с амблиопией и косоглазием), выявить своеобразие процесса познания ребенком окружающих людей, раскрыть ряд возрастных и индивидуальных особенностей формирования и протекания коммуникативной деятельности, характерных для этих детей.
В настоящее время в детской психологии имеется ряд работ, в которых были изучены и проанализированы многие аспекты процесса общения дошкольников (М.П.Денисова, 1949, И. А. Зачесова, 1989, Е. К. Каверина, 1950, М. И. Лисина, 1978, Н. Д. Павлова, 1989, Т. А. Репина, 1987, Е. О. Смирнова, 1997, Т. Н. Ушакова, 1989, З. С. Целенко, 1986, А. М. Щетинина, 1984 и др.).
Проблемы развития общения у детей с особыми нуждами представлены в работах О. К. Агавеляна, 1989, Е. К. Баенской, 1989, К. С. Лебединской, 1989, А. И. Мещеряковой, 1974, О. С. Никольской, 1989, V. Goldfard, 1955 и др. В тифлопсихологии вопросы развития и функционирования коммуникативной деятельности раскрыты недостаточно (Л.С.Волкова, 1983, В. З. Денискина, 1997, Л. В. Егорова, 1981,.
П.М.Залюбовский, 1981, М. Заорска, 1991, И. Г. Корнилова, 1999, Л. И. Плаксина, 1998, Л. И. Солнцева, 2000, J.S.Fulcher, 1942 и др.).
В своей работе мы сделали попытку оценить уровень развития общения у детей с нарушениями зрения с позиции структурной организации данного процесса, выявить особенности влияния зрительной недостаточности не только на овладение детьми средствами общения, но и на коммуникативные, интерактивные и перцептивные компоненты общения, определяющие успешность коммуникативных актов, что делает данную работу актуальной.
Методологическая основа. Работа опирается на исследования общей и детской тифлопсихологии, теории — генезиса общения у детей дошкольного возраста М. И. Лисиной и восприятия и познания человека человеком в процессе коммуникативной деятельности А. А. Бодалева, показывающие стадиальный характер становления общения, зависимость его от биосоциальных условий развития ребенка и коррекционно-воспитательной работы.
Тесная связь между интеллектуальным и эмоциональным развитием дошкольников, отмеченная Ж. Пиаже, и комплексный подход к обучению и воспитанию ребенка с особыми нуждами, указанный Л. С. Выготским, стали также основой для исследования особенностей развития средств неречевого общения у детей с нарушениями зрения. Важным для исследования являются выявленные Л. П. Григорьевой, Л. И. Фильчиковой, Л. И. Солнцевой у детей с нарушениями зрения асинхронность в созревании зрительных функций и диспропорциональность в развитии психических процессов.
В качестве объекта исследования избран процесс общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предметом исследования выступили особенности развития невербальных средств общения и коммуникативных умений у дошкольников 6 -7 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования. Трудности в общении с окружающими людьми у детей с нарушениями зрения, обусловленные недостаточной зрительной информацией, связаны со структурными изменениями построения коммуникативной деятельности, в которой отсутствует одна из важнейших сторон — перцептивная. Специально организованное обучение дошкольников с амблиопией и косоглазием невербальным средствам общения способствует развитию целостных форм осуществления процесса коммуникации, включая все три ее стороны (коммуникативную, интерактивную, перцептивную).
В соответствии с гипотезой определены цель и задачи исследования.
Целью исследования является: выявление и изучение особенностей неречевого общения детей с нарушениями зрения и определение путей активизации восприятия и понимания невербальных средств воздействия и использования их в общении.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1.Анализ концептуальных и методологических аспектов проблемы общения.
2.Выявление своеобразия общения дошкольников с нарушенным зрением, их коммуникативной деятельности, процесса контактирования, восприятия и понимания окружающих людей.
3. Определение уровней развития коммуникативных умений и характеристик невербальных форм общения детей со зрительной недостаточностью.
4. Разработка и экспериментальная апробация содержания коррекци-онной работы, направленной на преодоление отклонений в развитии неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения.
В соответствии с этим определены методы исследования: наблюдение, констатирующий (дифференциальный и контрольный) и формирующий эксперименты, фотосъемка, сравнительный и корреляционный анализ, а также перспективное прогнозирование.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассмотрено своеобразие развития невербальных форм общения, коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения и разработаны содержание, методы, формы коррекционного воздействия и преодоления трудностей их общения.
Практическая значимость определяется разработкой методических рекомендаций к организации коррекционно-психологической помощи детям с нарушениями зрения, направленной на формирование у детей неречевого общения, которое позволит самостоятельно и адекватно взаимодействовать с окружающими. Исследование поможет воспитателям, тифлопедагогам и практическим психологам в организации психологической позации восприятия и понимания невербальных средств воздействия и использования их в общении.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1.Анализ концептуальных и методологических аспектов проблемы общения.
2.Выявление своеобразия общения дошкольников с нарушенным зрением, их коммуникативной деятельности, процесса контактирования, восприятия и понимания окружающих людей.
3. Определение уровней развития коммуникативных умений и характеристик невербальных форм общения детей со зрительной недостаточностью.
4. Разработка и экспериментальная апробация содержания коррекци-онной работы, направленной на преодоление отклонений в развитии неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения.
В соответствии с этим определены методы исследования: наблюдение, констатирующий (дифференциальный и контрольный) и формирующий эксперименты, фотосъемка, сравнительный и корреляционный анализ, а также перспективное прогнозирование.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассмотрено своеобразие развития невербальных форм общения, коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения и разработаны содержание, методы, формы коррекционного воздействия и преодоления трудностей их общения.
Практическая значимость определяется разработкой методических рекомендаций к организации коррекционно-психологической помощи детям с нарушениями зрения, направленной на формирование у детей неречевого общения, которое позволит самостоятельно и адекватно взаимодействовать с окружающими. Исследование поможет воспитателям, тифлопедагогам и практическим психологам в организации психологической по.
Диссертация прошла апробацию в Институте Коррекционной Педагогики РАО, в лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями зрения, на курсах повышения квалификации тифлопедагогов, научно-практических конференциях и методических объединениях в МИПКРО и МГПУ.
Экспериментально-методические материалы внедрены в работу педагогического коллектива и практического психолога д/у № 527 ВАО г. Москвы.
Базой для проведения, констатирующего и обучающего экспериментов, были нач.шк./дет.сад № 1647 для детей с нарушениями зрения САО и д/у № 527 и № 1908 ВАО г. Москвы.
Выводы по четвертой главе:
На основе результатов констатирующего эксперимента были разработаны содержание и методика коррекционной работы по формированию представлений о средствах общения, навыков их использования при взаимодействии с окружающими у детей с косоглазием и амблиопией старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное обучение показало, что:
— организация работы по знакомству с невербальными средствами коммуникации и их словесными обозначениями способствует улучшению процесса общения детей между собой и со взрослыми, и служит развитию компенсаторных процессов у детей данной категории;
— дети данной категории к старшему дошкольному возрасту не могут полноценно осуществлять процесс познания окружающих людей, совершать совместную деятельность с ними и участвовать в социальных взаимоотношениях и взаимодействиях без специального обучения;
— в процессе специально организованных занятий необходимо сформировать у дошкольников представления о выразительных элементах невербального поведения и умения правильно их оценивать и использовать при взаимодействии с окружающими;
— в процессе коррекционной работы необходимо повышать коммуникативно-речевую компетентность детей с нарушениями зрения;
— необходимо учить детей наблюдать за неречевыми способами выражения эмоций, соотносить их с различными модальностями в мимике и пантомимике;
— учить контролировать свои мимические движения на основе про-приорецептики, с использованием зрительного контроля;
— важно обучать мимике и пантомимике как двигательному средству выражения эмоций;
— усвоение экспрессивно-мимических средств общения происходит путем наложения невербальных действий на сформированные коммуникативно-речевые умения;
— старший дошкольный возраст является сенситивным для такой работы и обучение должно осуществляться не только с детьми, имеющими нарушения зрения, но и нормально видящими, так как и они недостаточно владеют этими формами общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование впервые рассматривает развитие и протекание коммуникативной деятельности, формирование невербальных средств общения и коммуникативных навыков у детей с косоглазием и амблиопией в той ее части, которая наиболее зависима от трудностей зрительного восприятия в условиях монокулярного зрения, а также определению содержания и методики коррекционной работы по формированию у них представлений о невербальных средствах общения и коммуникативных навыков.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы в тифлопси-хологической науке определяется не только литературными данными, установившими, что у детей с нарушениями зрения наблюдается отставание в усвоении невербальных средств общения, но и необходимостью выявить и изучить затруднения, которые мешают им нормально адаптироваться в обществе зрячих и отрицательно сказываются на развитии всех структурных компонентов коммуникативной деятельности и функциональной стороне процесса взаимодействия детей с окружающими.
Дефект зрительного анализатора влияет на развитие психических процессов, познавательных способностей, предметной деятельности у детей. Нарушения функционирования зрительного анализатора приводят к ограничению возможности четкого дистантного восприятия, обедненности зрительных образов и представлений, влекут за собой неадекватное понимание окружающей действительности. Это отражается на социальной адаптации дошкольников с нарушениями зрения, которая предполагает, прежде всего, осуществление совместных операций и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что генезис форм общения у детей с косоглазием и амблиопией протекает медленнее, чем у их нормально видящих сверстников, это вызвано структурными изменениями построения коммуникативной деятельности.
Рассмотрение генезиса общения детей с нарушениями зрения обеспечило выделение особенностей и трудностей его протекания, сложный путь формирования коммуникативной деятельности.
У большинства дошкольников с нарушениями зрения в старшем дошкольном возрасте ведущей формой общения является внеситуативно-познавательная. Это вызвано двумя причинами: во-первых, посредством внеситуативно-познавательной формы общения дети с нарушениями зрения более подробно и качественно узнают окружающий мир, расширяют рамки его познания, обеспечивая тем самым условия компенсации зрительного дефектаи, во-вторых, без специального обучения невербальным средствам и умениям их использовать комплексно в коммуникативных ситуациях дошкольники не могут спонтанно овладеть ими. Это является отправной точкой для совершенствования формы общения и начала перехода к более высокому уровню его построения.
Особенности познавательной сферы и специфика ознакомления с окружающим миром затрудняют дошкольникам данной категории осуществление перехода к более совершенной форме общения: внеситуативно-личностной, которая предполагает высокий уровень развития познавательных способностей, характеризуемый слиянием всех средств общения.
Все это подтверждает тот факт, что в условиях спонтанного накопления знаний о средствах общения у детей с нарушениями зрения формируются нечеткие, малочисленные, не конкретизированные представления о невербальных формах общения. Недоразвитие экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения, замещение их речевыми на ранних стадиях становления коммуникативной деятельности, приводит к тому, что усвоение экспрессивно-мимических средств общения происходит путем наложения невербальных действий на сформированные коммуникативно-речевые умения. Следствием такого пути развития средств общения является нарушение процесса социальной перцепции, восприятия и понимания окружающих людей, вступления с ними в контакт, а ситуативный характер их использования в процессе общения тормозит развитие коммуникативной активности.
У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения процесс общения со взрослыми носит абортивный характер, т. е. наполняется только коммуникативным (передача информации) и интерактивным (взаимодействие) содержанием, перцептивный компонент (взаимовосприятие) не развит.
Вместе с тем, было выявлено, что в период с 6 до 7 лет дети не только научаются выделять большее количество характеристик в воспринимаемой информации в процессе взаимодействия с окружающими, но и растет их чувственный опыт, мышечные ощущения. Большие возрастные различия результатов выполнения заданий детьми шестого и седьмого года жизни с дефектом зрения свидетельствуют о том, что этот период наиболее благоприятен для обучения элементам вербальных и невербальных средств общения, являясь наиболее сенситивным и продуктивным в усвоении эмоционально выразительных движений и формированием их представлений.
Исследование позволило сложить определенную систему коррекци-онных занятий по формированию представлений о невербальных средствах общения и коммуникативных умений и навыков у детей с патологией зрения, состоящую из двух основных задач и этапов, в процессе которых они получали представления о коммуникативных средствах, эмоциональных проявлениях при взаимодействии и о том, как это может быть использовано при общении с окружающими.
Результаты обучающего эксперимента показали эффективность разработанного содержания, методики и средств коррекции процесса общения у дошкольников с нарушениями зрения. Сравнительные данные, полученные по результатам контрольного среза, свидетельствуют о более высоком уровне владения коммуникативными средствами детьми со зрительным дефектом, способствующими развитию у них коммуникативной активности, развитию интереса к самому процессу общения, который возникает у дошкольников при осознании своих коммуникативных возможностей, личной значимости и получаемой информации.
Список литературы
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1989. — 34 с.
- Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) /Л.М.Щипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова Спб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 1998.-384 с.
- Акимушкин В.М., Моргулис И. С. Основы тифлологии. Психолого-педагогические основы социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению. Киев: «Выща школа», 1980. — 63с.
- Ананьев В.А. Психологический «диагноз» в практике общения. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1996. № 2, -С.31- 44.
- Аминов Н.А. Коммуникативная природа эмоций // Личность и деятельность: Тезисы докладов. М., 1977. — С. 54 — 55.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная пед. академия, 1994. — 216с.
- Бабич Н.И. Формирование социально перцептивных навыков младших школьников: Метод, разработки. — М.:Ротапринт, 1988, — 33с.
- Башлакова Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. -24с.
- Бернадская М.Э. Особенности зрительного восприятия младших школьников с нормальным и глубоко нарушенным зрением: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 22с.
- П.Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб: Питер Пресс, 1997.-224с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.:МГУ, 1982. -200с.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1965. — 123с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271с.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970. — 135с.1 б. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1972. № 2. — С.45−57.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.: «Филинъ», 1996. 472с.
- Боскис P.M. Учителю о детях с нарушением слуха. М.: Просвещение, 1987. — 125с.
- Виленская A.M. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей // X сессия по дефектологии: Тез.докл. -М., 1990.-С. 12−13.
- Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1983. — 28с.
- Воробьева В.К. О принципах логопедической работы над формированием связанной контекстной речи у моторных алаликов // Вопросы логопедии: Сб. науч. тр. М., 1978. — С. 37 — 43.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А. В. Запорожец.- М.: Педагогика, 1981- 1984. Т.2. — 504с.- Т.5. — 369с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. -528 с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. -М.: ИНТОР, 1996.- 160с.
- Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: МГУ, 1987. -151с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. -175с.
- Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1974. — 119с.
- Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей// Вопросы психологии. -1995. № 2. — С. 137 — 150.
- Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Психологический журнал. 1988. — т.9. — № 2. — С.97 -107.
- Григорьева Л.П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. М, Изд-во АПН СССР, НИИ Деф-гии, 1990. — 78с.
- ЗГГудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушеным зрением. // Дефектология. 1996, — № 2, — С.7−12.
- Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения.- г. Верхняя Пышма, 1997. 22с.
- Денисова М.П., Фигурин Н. Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года //Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аскариной. М.:Медгиз, 1949. — 104с.
- Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм / Под ред. К. С. Лебединской, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской. М.: Просвещение, 1989. -92с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987. 205с.
- Дьяконов Г. В., Ярославцева Н. Д. Улыбка феномен социальной перцепции // Теоретические и прикладные познания людьми друг друга: Тез. докл. — М., 1979. — С. 12 — 13.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников./ Под ред. Репиной Т. А. М.: Педагогика, 1987. — 189с.
- Егорова J1.B. Общение слепых младшего дошкольного возраста // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов. -Л, 1981. С. 107−110.
- Изард К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: МГУ, 1980. — 440 с.
- Изотова Е.И. Влияние эмоциональных представлений на психическое развитие детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.психол.наук. М., 1994. — !5 с.
- Каверина Е.К. О развитии речи у детей первых двух лет жизни / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аскариной. М.: Медгиз, 1950. — 123с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 192с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. -144с.
- Корнилова И.Г. Применение игры-драматизации для диагностики и коррекции развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста с нарушениями зрения как условие их социальной адаптации. М.: НПФ"НАРТ", 1997.-28с.
- Корнилова И.Г. Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста в креативной игре-драматизации: Автореф. дис.. канд.психол. н. М., 1999. — 24с.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Носковой Л. П. М.: Педагогика, 1987.- 176с.
- Кручинин В.А. Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения: Автореф. дис.. д-ра психол. н. -М., 1992. 32с.
- Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых. М.: Педагогика, 1969. — 295с.
- Куницына В.Н. Восприятие и оценка экспрессии человеческого лица // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг другом / Тезисы доклада. Краснодар, 1975. — С.35.
- Лабунская В.А. Анализ процесса опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Вопросы психологии познания людьми друг другом и самопознания / Научные труды. Вып. 235. Краснодар, 1977. — С. 145 — 152.
- Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М.: Знание, 1989.-62с.
- Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица. // Психология межличностного познания. -М., 1981,-С. 54 -65.
- Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990. — 143с.
- Лебединский В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Просвещение, 1990. — 197с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. -365с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
- Лисина М.И. Генезис форм общения: Принцип развития в психологии /. М.: Наука, 1978. — С. 268 — 295.
- Лисина М.И., Капчеля А. Г. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев: Штиинца, 1987. — 136 с.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — С. 237 — 252.
- Лисина М.И., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 208с.
- Литвак А.Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихо-логии. М.: Просвещение, 1989. — 1 Юс.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. -208с.
- Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. — 82с.
- Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов: Психологическая наука в СССР. М., 1959. — Т. 1. — С. 516 — 577.
- Малкова Т.Н. Понятие эмоциональных состояний детьми младшего школьного возраста. // Личность и деятельность / Тезисы докладов. М., 1977, -С.70.
- Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития: Автореф. дис.. д-рапед. н. М.:, 1993. — 35с.
- Митеева Л.Б. Соотнесение уровней общения дошкольников со взрослыми и сверстниками: Дис.. канд. психол. н. М., 1987. — 217с.
- Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974. — 327с.
- Мудрик А.В. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Новичкова И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Автореф. дис.. канд.пед.н. М., 1997. -16с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. -151с.
- Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Дис.. д-ра психол.н. JI., 1983. — 220с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Метод, пособие для воспитателей и методистов д/у. М.: ТОО «ИнтелТех», 1995.- 60 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. — с.
- Плаксина Л.И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. М.: Изд-во «ГороД», 1998. — 56с.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М.: Изд-во «ГороД», 1998. -263 с.
- Подберезин И.М. Экспрессии лица в акте общения //Теоретические и прикладные проблемы психического познания людьми друг друга/ Тезисы докладов. М., 1979. — С. 26 — 27.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 128с.
- Помоги себе сам (метод, рекомендации к комплексной индивидуально-общественной программе)./ Сост. А. И. Осипова.- Псков, 1994. 56 с.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методич. разработки занятий. М.: Новая школа, 1993. — 49 с.
- Психокоррекция: теория и практика. / Под ред. Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя, О. Н. Усановой. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.- 224с.
- Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми: Тез. докл. межвузовской конф. молодых ученых и студентов. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. 163с.
- Психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения: Учебное пособие/ Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Артюкевич и др. СПб.: Из-во РГПУ, 1999. — 86с.
- Радзиховский Л.А. Диалог как единица анализа сознания // Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляева, М.Коула. М.: Наука, 1988.- С.24−35.
- Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет)./ Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288с.
- Развитие общения у дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева и др.- Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989.-215с.
- ЮО.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. — 392с.
- Репина Т. А. От трех до семи. -М.: Знание, 1965. -96с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-485с.
- ЮЗ.Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражненияи коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. — 144 с. 104. Свиридюк Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе. — Киев: Ра-дянська школа, 1984. — 94с.
- Селезнева Е.В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольников с нарушениями зрения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 18 с.
- Юб.Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М.: Academia, 2000. — 151с.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет: Учебник для пед. Вузов и училищ. М.: Школа — Пресс, 1997. — 383с.
- Снегирева J1.A. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Метод, рекомендации. Минск: Скарына, 1995. — 17с.
- Современный словарь по психологии/ Сост. В. В. Юрчук. Минск: Элайда, 2000. — 704с.
- Ю.Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграф сервис, 1997. — 124 с. 111 .Солнцева Л. И. Развитие компесаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
- Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. — 250с.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения,— М.: Наука, 1979. 327с.
- Н.Соркоумова Е. А. Уроки общения в начальной школе: Метод, пособие. Спб.: АО «Мэрил», 1994. — 16 с.
- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. СПб.: Образование, 1995. — С. 67 — 92.
- Пб.Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. М.: Институт практической психологии, 1996. — 296 с.
- Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 448с.
- Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1989. — 99с.
- Тоом А.И. О восприятии эмоции по лицевой экспрессии. //Психологический журнал. 1981.- Т.2. — № 4. — С. 150 — 151.
- Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / А. Г. Асмолов, Ю. Д. Бабаева, Н. Б. Березанская, Б. С. Братусь и др.- Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. -М.: Смысл, 1999. -429с.
- Турусов В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана)// Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 144 — 147.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М.: Наука, 1989. 191с.
- Ульянова Р.К. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. // Дефектология. 1988. — № 4.- С.66−70.
- Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. М.: Просвещение, 1981. — 168с.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.-221с.
- Фильчикова Л.И. Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушениями зрения: Автореф. дис.. д-ра пси-хол. н. -М., 1999. -46с.
- Фильчикова Л.И. Электрофизиологическая диагностика нарушений зрения у детей раннего возраста. / Дефектология. 1998. — № 1. — С. 1723.
- Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. -М.: Всерос. Общество слепых, 1983. 59с.
- Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями: Пер. с англ. СПб.: Петербург — XXI век, 1996. — 72с.
- Целенко З.С. Общение старших дошкольников в условиях совместной деятельности: Автореф. дис.. канд.психол. н. Л., 1986. — 16с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: «Просвещение», «Владос», 1995.- 160с.
- Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. 1994. — № 4. -С.49 -56.
- Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человека. // Вопросы психологии 1984.- № 3.- С. 60 -66.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328с.
- Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.- Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств. 2-е доп. изд. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 384с.
- Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1961. — 162с.
- Brierly М. Affects in theory and practice. // International Journal of Psychoanalysis. 1937. — 18, — P. 256 — 268.
- Eibl-Eibesfeldt I. Similarities and differences between cultures in expressive movements. // In: R.A.Hinde (Ed.). Nonverbal communication.- Cambridge, Mass.: Cambridge University Press, 1972. P. 20−33.
- Ekman P., Friesen W. Measuring facial movement.// In: Environmental Psychology and Nonverbal Behavior. N.Y., 1976. — 1(1). — P. 56 — 75.
- Ekman P., Friesen W. Unmasking the face. N.Y.: Prentice. — Mall, — 1975, — 343p.
- Ekman P. Universale and cultursale and cultural differences in facial expression of emotion/Nebraska symposium of Motivation, 1971, — vol. 19.
- Ellsworth P.С. & Carlsmith J.M. Effects of eye contact and verbal content on affective response to a dyadic interaction.// Journal of Personality and Social Psychology. 1968, — 10(1).-P. 15−20.
- Emde R.N. & Koenig K.L. Neonatal smiling and rapid eye-movement states.// Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1969.- 8.-P.57−67.
- Fantz R.L. Pattern discrimination and selective attention as determinants of perceptual development from birth.// In: Aline H. Kidd & J.L. Rivoire (Eds.) Perceptual development in children. N. Y.: International Universities Press, 1966.-P.143−173.
- Frijda N.H. & Phillipazoon E. Dimensions of recognition of expression.// Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. — 66. — P. 45−51.
- Fulcher J.S. «Voluntary» facial expression in blind and seeing children. -Archives of Psychology. 1942.- 272.- P. 5 — 49.
- Goldfard V. Emotional and intellectual consequences of psychologic deprivation in infancy: A re-evaluation. // In: P.H. Hock & J. Zubin (Eds.). Psy-chopathology of childhood. N.Y.: Grune and Stratton, 1955.- P. 105 — 119.
- Holt R.R. On the interpersonal and intrapersonal consequences of expressing or not expressing anger.// Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1970.- 35(1).- P. 8−12.
- Hunt J. McV. Intrinsic motivation and its role in development.// In: D. Le-vine (Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln: University of Nebraska Press, 1965. — 11. — P. 189 — 282.
- La Barbera J.D., Izard C.E., Parisi S.A. & Vietze P. Four and six month-old infant’s visual responses to joy, anger and neutral expression.// Child Development. 1976. -47. -P.535 -538.
- Landis C. The interpretation of facial expression in emotion.// In: Recognition of Facial Expression. N.Y.: Arnopress, 1975. — P. 59 — 72.
- Mehrabian A. Nonverbal communication. Chicago: Aldine-Atherton, 1972.
- Modigliani A. Embarrassment, facework and eye contact: Testing a theory of embarrassment.// Journal of Personality and Social Psychology-1971.-17(1).-P. 15−24.
- Savitsky J.C., Izard C.E., Kotsch W.E. & Christy L. Aggressor’s response to the victim’s facial expression of emotion.// Journal of Research in Personality. 1974. — 7. — P. 346 — 357.
- Schafer R. Emotion in the language of action.// In: M.M. Gill & P. S. Holzman (Eds.) Psychology versus metapsychology: Psychoanalytic essays in memory of George S. Klein. Psychological Issues, 1976 9 (4) Monograph 36. — P.106- 133.
- Schwartz G.E., Fair P.L., Salt P. S., Mandel M.R. & Klerman J.L. Facial muscle patterning to affective imagery in depressed and non- depressed subjects. Science, 1976, 192. — P. 489 — 491.
- Shaffer H.R. & Emerson P.E. Patterns of response to physical contact in early human development.// Journal of Child Psychology and Psychiatry. -1964.-5.-P. 1−13.
- Sroufe L.A. & Wunsch J.P. The development of laughter in the first years of life.// Child Development. 1972. — 43. — P. 1326−1344.
- Underwood В., Moore B.S. & Rosenhan D. Affect and selfgratification.// Developmental Psychology. 1972. — 8 (2). — P.209−214.
- Wachtel P.L. & Schimck J.G. An exploratory study of the effects of emotional toned incidental stimuli.// Journal of Personality. 1970.- 38.- P.467 -481.
- Webb W.B. «A motivation theory of emotions .».// Psychological Review.- 1948. 55.- P. 329−335.
- Wheeler L. & Caggiula A.R. The contagion of aggression.// Journal of Experimental and Social Psychology.-1966.- 2. P. 1−10.
- Wolff P.H. The natural history of crying and other vocalization in early infancy.// In: B.M.Foss (Ed.) Determinants of infant behavior. IV. London: Methuen. — 1969.- P. 81−109.
- Zigler E., Levine J. & Gould L. Cognitive challenge as a factor in children’s humor appreciation.// Journal of Personality and Social Psychology 1967.6.- P.332−336.