Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Актуализация профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, изучавших проблему развития творческих способностей. Подробно рассматривались источники формирования способностей к творчеству в трудах Дж. Гилфорда, Е. П. Торранса, М. Воллаха, Н. Когана, С. Медника. Экспериментальное исследование осуществлялось с позиции деятельностного подхода, согласно которому творческое… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
    • 1. 1. Проблема изучения изобразительных и педагогических способностей в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 2. Значение уровня развития познавательных процессов в профессиональной деятельности студентов художественно-графического отделения педагогических училищ
    • 1. 3. Творчество как основа профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ
    • 1. 4. Возрастные особенности в развитии профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Описание выборки испытуемых на разных этапах исследования
    • 2. 4. Характеристика методов статистико-математической обработки данных
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Общая характеристика развития профессиональных способностей в изобразительной деятельности студентов художественно-графического отделения
    • 3. 2. Сравнительный анализ результатов испытуемых с высоким, средним и низким уровнем развития профессиональных способностей
    • 3. 3. Исследование взаимосвязи когнитивной сферы и профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ
    • 3. 4. Статистический анализ и обсуждение результатов развивающего эксперимента
    • 3. 5. Анализ различий показателей экспериментальной и контрольной групп.*

Актуализация профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из направлений модернизации отечественной системы среднего специального образования является повышение качества подготовки будущих профессионалов. Увеличившийся разрыв между качеством образования и ростом требований к современному специалисту является спецификой развития всего мирового образовательного пространства.

В связи с этим начальный этап обучения в системе профессионального художественного образования является очень важным, а иногда решающим. От того, насколько правильно были сформированы первичные навыки, зависит успешность работы специалистов данного профиля в области преподавания изобразительного искусства учащимся средних образовательных учреждений.

Профессиональные способности педагога-художника нельзя считать чем-то неизменным, цельным и единым. Они включают в себя множество компонентов — педагогические, творческие, художественные, изобразительные способности.

Актуализация и развитие способностей в области рисунка, живописи и композиции следует относить к учебным задачам, требующим инновационных методов и условий совершенствования умений и технических навыков работы. При этом следует отметить сложность этой задачи в связи с необходимостью интеграции различных наук.

Следует отметить глубокую индивидуальность развития творческих способностей будущего педагога-художника, основанного на индивидуальных психофизиологических свойствах личности. Наибольший интерес в этом отношении представляют психические свойства, относящиеся к познавательной и эмоционально-интеллектуальной структуре личности. От них зависит уровень решения вопросов творческого характера в ходе учебной деятельности. Однако практика показывает, что современный выпускник школы, став Г iJ студентом, часто проявляет познавательную беспомощность и эмоциональную неустойчивость как результат неумения самостоятельно организовать учебный процесс.

Таким образом, профессиональные способности студентов важно развивать в комплексе со всеми особенностями когнитивной сферы и в тесной связи с ценностной ориентаций познавательной деятельности в процессе овладения основами изобразительного искусства. Важными моментами творческого развития студентов является воспитание художественного вкуса, формирование эстетических потребностей.

Важной целью развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища является формирование творческой личности выпускников, обладающих высокоразвитыми способностями художника и педагога. Все это обусловливает необходимость разработки специальных методических подходов, направленных не только на формирование профессиональных навыков, но и на развитие профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ.

На основе исследований развития творческой личности, овладение ею конкретными видами деятельности, приёмами и методами (А.Н. Леонтьевым, Н. Н. Нечаевым, В.Д. Шадриковым), целостно-личностного подхода к изучению творческих способностей (В.П. Зинченко, A.M. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, В. Н. Дружинина и др.), а также методического и методологического подхода в изучении специальных способностей к изобразительной деятельности (Н.Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Кузина, Н. Н. Ростовцева, П. М. Якобсона, Ш. А. Амонашвилли, И. П. Полуниной, И. П. Глинской, Г. Б. Беда, Б. Неменского, Н. Я. Маслова, Н. М. Сокольниковой, Г. А. Горбуновой др.) в диссертационном исследовании предложен вариант изучения изобразительных способностей как профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.

Цель диссертационного исследования заключалась в разработке психологических основ целенаправленного развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.

Объект исследования — студенты художественно-графического отделения педагогического училища.

Предметом исследования являлась когнитивная сфера студентов художественно-графического отделения педагогических училищ как основа формирования и развития у них профессиональных способностей.

Исходя из цели, задачами исследования являлись:

1) на основе анализа существующих подходов к изучению способностей в изобразительной и педагогической деятельности определить структуру профессиональных способностей преподавателя изобразительного искусства;

2) выявить психические качества, определяющие уровень и темпы развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища;

3) разработать дидактическую программу актуализации изобразительных способностей и их развитие на основе выявленных психологических характеристик когнитивной сферы учащихся, необходимых для успешного обучения по выбранной специальности;

4) разработать методические рекомендации по реализации программы, направленной на оптимизацию процесса обучения будущих учителей изобразительного искусства.

Гипотеза исследования.

1) Актуализация профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища и их развитие параллельно с профессиональными навыками, осуществляется на основе развитого внимания и восприятия, художественного мышления, зрительной памяти и творческого воображения.

2) Внедрение в практику авторской программы развития профессиональных способностей и навыков студентов художественно-графического отделения педагогического училища способствует проявлению особенностей психических качеств в изобразительной деятельности и общего повышения эффективности учебного процесса.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе проведенного исследования определена структура профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.

Важными компонентами данной структуры являются:

— психические процессы, их свойства и виды (целостность восприятия, зрительная память, художественное мышление, творческое воображение);

— изобразительные способности (оценка вертикалей и горизонталей, пропорциональных и тональных отношений, перспективных сокращений, передача увиденного цвета, его оттенков, передача материальности объектов, соответствующее использование технических средств и материалов);

— педагогические способности (передача знаний учащимся, организаторские способности, понимание учащихся, точная ориентировка в различных педагогических ситуациях).

Выявлено, что соответствующая выраженность компонентов структуры профессиональных способностей положительно сказывается на успешном изучении студентами художественно-графического отделения педагогического училища других специальных дисциплин, таких как живопись, скульптура, перспектива, пластическая анатомия, педагогика, психология.

Теоретическая значимость:

Заключается в том, что на основе содержательного и структурного анализа отечественных и зарубежных психологических исследований способностей к изобразительной деятельности определены психологические основы развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища. В исследовании обоснованы основные направления деятельности педагогов по обеспечению успешного развития способностей в изобразительной деятельности учащихся педагогических училищ и колледжей. Обоснована возможность разработки конкретных психолого-педагогических методов, направленных на развития художественных способностей.

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе выявленных психических процессов, значимых в успешности обучения изобразительному искусству, разработана обучающая программа, направленная на развитие профессиональных способностей, позволяющая не только повысить общую академическую успеваемость, но и выявить проблемные зоны познавательной сферы студентов художественно-графического отделения педучилища, не позволяющие им в полной мере реализовать свои возможности в учебно-творческой деятельности. Кроме этого, были определены методы коррекции существующих проблем в развитии профессиональных способностей и выявлены способы активизации творчества будущих преподавателей изобразительного искусства.

В ходе диссертационного исследования были разработаны и апробированы методы развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ. Модифицированы психодиагностические методики, направленные на выявление уровня развития когнитивной сферы в корреляции с методиками диагностики специальных изобразительных способностей.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивалась комплексным применением апробированных в зарубежной и отечественной психологии методов исследованияэкспериментальной проверкой гипотезыиспользованием статистических процедур количественной обработкой данныхсоблюдением основных методологических принципов отечественной психологической наукисочетанием теоретического анализа с практической реализацией исследованияаргументированностью теоретических положений и логических выводов работы.

Методологическая основа исследования.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, изучавших проблему развития творческих способностей. Подробно рассматривались источники формирования способностей к творчеству в трудах Дж. Гилфорда, Е. П. Торранса, М. Воллаха, Н. Когана, С. Медника. Экспериментальное исследование осуществлялось с позиции деятельностного подхода, согласно которому творческое развитие человека осуществляется в процессе овладения конкретными видами, приёмами, методами деятельности (А.Н. Леонтьев, Н. Н. Нечаев, В.Д. Шадриков). Кроме этого, при организации диссертационного исследования учитывались теоретические принципы гуманистической психологии (А. Маслоу, М. Роджерс, Л. С Выготский, Б.Г.Ананьев), а также целостно-личностный подход к изучению творческих способностей предложенный в трудах A.M. Матюшкина,.

A.А. Мелик-Пашаева, В. Н. Дружинина и др. Также методологическую основу исследования составили труды Л. С. Выготского, В. И. Рождественской, В. Г. Казанской, А. Г. Маклакова.

При изучении изобразительной деятельности и специальных изобразительных способностей учитывались методологические и методические подходы, разработанные в трудах Н. Н. Волкова, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева,.

B.И. Кириенко, A.M. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Кузина, Н. Н. Ростовцева, П. М. Якобсона, Ш. А. Амбнашвилли, И. П. Полуниной, И. П. Глинской, Г. Б. Беды, Б. Неменского, Н. Я. Маслова, Н. М. Сокольниковой, Г. А. Горбуновой и других учёных.

Методы исследования.

На различных этапах работы использовались методы, обусловленные общими теоретическими подходами и задачами исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, метод наблюдения, метод тестирования, метод анализа и экспертной оценки учебно-творческих работ испытуемых. Применялись следующие методики: для диагностики изобразительных способностей — методики В. И. Кириенко, модифи цированные Е. М. Базилевичем, — определение «на глаз» вертикального и горизонтального направлений, измерение глазомера и способности оценки пропорцийдля диагностики педагогических способностей — методика «Педагогические ситуации» и ориентировочная анкета (OA) В. Смекала и М. Кучерадля диагностики познавательных процессов в изобразительной деятельноститест на восприятие Г. Мюнстерберга в модификации автора на восприятие, методика «Фигуры Готшильда» (ПНЗ — ПЗ) на внимание, тест на мышление (пространственное) И. С. Якиманской, тест на зрительную память, методика Е. Е. Туник «Диагностика личностной креативности» и тест «Диагностика невербальной креативности» Е. Торренса, адаптированный А. Н. Воронинымтест на интеллект «Интеллектуальная лабильность».

Полученные в ходе диссертационного исследования экспериментальные данные были подвергнуты математической обработке с использованием программного пакета STATISTIC, А 6 и SPSS 13.

Для решения задач развивающего эксперимента разработана и применена программа специально организованной изобразительной деятельности, направленная на активизацию и «развитие профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Актуализация и развитие профессиональных способностей будущих учителей изобразительного искусства в значительной степени зависит от уровня развития восприятия и внимания, художественного мышления, зрительной памяти и творческого воображения.

2. Профессионально важным качеством учителя изобразительного искусства является общая и профессиональная креативность.

3. Комплекс разработанных упражнений, направленных на развитие когнитивных процессов, позволяет повысить уровень профессиональной «подготовки студентов. ~ - — - — —.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования представлялись на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях и изложены в печатных публикациях. Разработанный авторский комплекс упражнений на развитие профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических педучилищ реализован в учебном процессе Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища республики Татарстан.

Структура и объём работы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (270 источников), 12 приложений. В тексте диссертации имеется 17 таблиц и 2 рисунка, Объём диссертации 238 страниц.

ВЫВОДЫ.

1. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогических исследований изобразительных и педагогических способностей в изобразительной деятельности показал, что учебная изобразительная деятельность, специально организованная по принципам объединения и развития познавательных психических процессов (восприятие, художественное мышление, зрительная память, наблюдательность, творческое воображение и представление предметов, явлений окружающего мира), интеллектуальной лабильности и креативности, с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов, оказывает существенное влияние на развитие профессиональных способностей молодых специалистов в области преподавания изобразительного искусства.

Данные, полученные на констатирующем этапе диссертационного исследования, подтвердили результаты анализа научной литературы и выявили тесную связь между уровнем развития когнитивной сферы и степенью выраженности профессиональных способностей.

2. Основными познавательными процессами, имеющими важное значение для формирования и развития профессиональных способностей являются: развитое восприятие, наличие зрительной памяти, художественного мышления, творческого воображения, способность представлять сложные композиции на основе полученной ранее информации, наблюдательность.

3. Профессиональные способности. студентов художественно-графического отделения педагогического училища имеют сложную структуру. Она включает в себя изобразительные и психолого-педагогические способности. К изобразительным способностям относятся: оценка вертикалей и горизонталей, оценка пропорций, оценка тональных отношений, оценка перспективных сокращений, передача увиденного цвета, его оттенков, передача материальности объектов^ соответствующее использование художественных технических средств и материалов. К психолого-педагогическим способностям относятся: внимание (произвольное и непроизвольное), цельность восприятия, зрительная память, художественное мышление, творческое воображение, передача знаний учащимся, организаторские, понимание учащихся, наблюдательность, находчивость и точная ориентировка.

4. В зависимости от уровня развития профессиональных способностей в учебной изобразительной деятельности можно выделить три типа испытуемых:

Студенты с высоким уровнем развития профессиональных способностей. Представители данной подгруппы обладают высоким уровнем переключения и концентрации внимания, развитым восприятием, пространственным мышлением, высокоразвитой зрительной памятью, творческим воображением, интеллектуальной гибкостью, высоким уровнем креативности, ориентированны на скорейшее решение поставленной задачи. Студенты данной группы обладают знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности на соответствующем уровне.

Студенты со среднимуровнем развития профессиональных способностей обладают средним уровнем переключения и концентрации внимания, восприятием, способностью мысленно оперировать образами, памятью на образы, творческим воображением, средним уровнем интеллектуальной лабильности и креативности, ориентированны на межличностное общение в деятельности, чем на успешное решение задачи.

Студенты с низким уровнем развития профессиональных способностей обладают низким уровнем переключения и концентрации внимания, восприятие обобщённо, затруднения в мысленном оперировании образами, не способны к запоминанию деталей, отличаются неспособностью к волевым и интеллектуальным усилиям, в групповой деятельности больше ориентированны на собственные интересы.

5. Проведенная в ходе диссертационного исследования апробация авторского подхода к формированию и развитию профессиональных умений и навыков подтвердила его практическую значимость для решения задач подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Предложенная методика развития профессиональных способностей студентов художественно-гра-фического отделения может быть рекомендована для использования в образовательных учреждениях соответствующего профиля и творческих изостудиях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Полученные данные диссертационного исследования позволили выявить психологическую основу профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.

Молодые специалисты в области преподавания изобразительного искусства должны владеть целым рядом составляющих профессиональных способностей для того, что бы процесс освоения материала по выбранной ими специальности был успешным.

Успех в развитии профессиональных способностей студентов достигается при соблюдении следующих принципов: доступности, в постепенном усложнении, систематичности, взаимосвязи между учебными специальными предметами, творческой активности и индивидуального подхода к студентам.

Преподавателям необходимо донести до. студентов, что роль академического рисунка значительна в ряду других учебных дисциплин (живопись, композиция, скульптура, пластическая анатомия) как предмета, наиболее полно воплощающего в себе возможности для развития профессионализма личности студента. Для будущего учителя изобразительного искусства важным является не только формирование и развитие графических навыков и умений учащихся, но и расширение возможностей их когнитивной сферы.

Формирование профессиональных способностей, личностных свойств студента в процессе изобразительной деятельности должно происходить в органическом единстве с получением знаний по изобразительной грамоте, психологии творчества, чистого и свободного творчества, возможности самовыражения, поиске творческого «Я». Грамота рассматривается не как самоцель, а как условие для развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.

Развитие профессиональных (изобразительных и педагогических) спо-собностей~студентов-обеспечивается~последовательным~прохождением~ряда~ этапов:

— формирование и развитие специфики внимания и восприятия, заключающиеся в особой чувствительности к предметам, явлениям окружающей действительности, в определении незаметных глазу другого человека особенностей их проявления;

— формирование и развитие художественного мышления, заключающееся в присутствии всех других видов (творческое, пространственное, логическое, образное);

— формирование и развитие зрительной памяти на образы, позволяющей выполнять наброски и зарисовки без непосредственного наблюдения с натуры объектов изображения;

— формирование и развитие творческого воображения, особенность которого является способность воспроизводить виденные раньше объекты, явления в новой не существовавшей ранее форме или художественной композиции.

— формирование и развитие знаний, умений и навыков в графическом построении конструкций простых форм предметов быта, явлений окружающей действительностиосвоение конструктивного построения головы человека в различных ракурсах и освещением, с поиском индивидуального сходства изображения и моделиосвоение конструктивного построения сложных форм фигуры человека в пространстве. Этот этап включает элементы предыдущих этапов с постепенным усложнением учебно-творческих задач, поиском творческого «Я».

Каждый из этапов направлен на развитие познавательных процессов, интеллектуальных способностей, творческой активности студентов, профессиональных способностей — использование знаний по изобразительному искусству, графические умения и навыки, владение различным художественным материалом.

Графические и живописные способности проявляются в умении согласно правилам изобразительнойграмоты правдиво отражать окружающую действительность через призму индивидуального взгляда студента.

О сформированности и развитии профессиональных способностей принято судить по качеству выполняемого действия и результату (продукту). Качество, как правило, проявляется в процесс рисования, то, как выглядит рабочее место (соответствующий ситуации набор художественного материала), в посадке студента, в сосредоточенности, самостоятельности в процессе учебно-творческой работы. Результатом профессиональной изобразительной деятельности являются учебно-творческие работы.

С целью формирования профессиональной направленности студентов необходимо знакомить их с особенностями будущей деятельности. А для этого в теоретических и практических курсах начальных годов обучения больше внимания следует уделять не только овладению студентами научными специальными знаниями, но и умению оперировать ими в условиях решения профессиональных задач.

С целью повышения уровня развития профессиональных способностей студентов и их готовности к педагогической деятельности необходимо внести в программы психолого-педагогического и изобразительного цикла разделы, направленные на:

1) становление и развитие у студентов понимания важности развития когнитивной сферы в изобразительной деятельности;

2) активизацию знаний студентов, влияющих на развитие профессиональных способностей;

3) создание условий для развития у студентов дидактических умений, способствующих организации работы по развитию когнитивной сферы и графических навыков и умений у учащихся в процессе учебной деятельности;

4) развитие у студентов способности анализировать и корректировать деятельность по развитию собственного профессионализма;

5) создание методической основы для целенаправленной работы по формированию и развитию интеллектуальных, творческих, изобразительных и педагогических способностей студентов на занятиях специальных предметов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1989.
  2. , А. Наука жить / А. Адлер. Киев: Port-Royal, 1997.
  3. , М.К., Берулава, Г.А., Борисова, Е.М. и др. Психологическая диагностика детей и подростков / М. К. Акимова, Г. А. Берулава, Е. М. Борисова. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  4. , Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е. Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН. 1991.-С. 7−17.
  5. , Н.А., Болотов И. А., Воробьев А. Н. Психологический отбор на педагогические специальности / Н. А. Аминов, И. А. Болотов, А.Н. Воробье-вю Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1994. — 57 с.
  6. , Б.Г. Важная проблема современной педагогической антропологии: онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь / Б. Г. Ананьев // Советская педагогика, 1966. № 1, — С. 33−63.
  7. , Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980.
  8. , Б.Г. О соотношейии способностей и одаренности // Проблемы способностей / Б. Г. Ананьев, М. 1962.
  9. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — ISBN 5−272−289-Х.
  10. , А. Дифференциальная психология. В кн. Психология индивидуальных различий / А. Анастази. М.: МГУ, 1982, — С. 8−14.
  11. , А. Психологическое тестирование в 2-х Т. / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982.
  12. , А., Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Ур-бина. СПб.: Питер, 2001. — 688с. — ISBN 5−272−106−0.
  13. , Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. СПб.: Питер, 2002. — 496 с. — ISBN 5−272−216−4.
  14. , П.К. Узловые вопросы функциональной системы / П. К. Анохин.-М., 1980.
  15. , Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу / Л. И. Анцыферова // Вопросы психологии. 1973. № 4, -С.173−180.
  16. , Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. -М., 1974.
  17. , Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. М.: Наука, 1977.- 184 с.
  18. , В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976.
  19. , Е.М. Развитие креативности студентов в учебной изобразительной деятельности: автореф. дис. канд.психол.наук / Е. М. Базилевич. Хабаровск: Хабаровский архитектурно-строительный университет, 2003.
  20. , А.Б. Художественное творчество и воспитание / А. Б. Бакушинский. М.: Новая Москва, 1925.
  21. , С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие / С. П. Баранов. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
  22. , Е.Я. Творческая личность художника / Е. Я Басин. М.: Знание, 1988.-64 с.
  23. , Г. С. Диалектика творчества / Г. С. Батищев. М., 1984.
  24. , Г. С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л. Рубинштейна / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1989. — № 4, — С.96−109.
  25. , B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. М., 1975.315 с.
  26. , А. Измерение умственных способностей / А. Бине. СПб.: Союз, 1999. — 432 с. — ISBN 5−87 852−081−8.
  27. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  28. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. JL: РГУ, 1983.
  29. , Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия. 1997, — С.328−348.
  30. , Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская //Вопросы психологии. 1971. № 1.
  31. , Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. 1995. Т. 16,-№ 5,-С. 49−58.
  32. , Д.Б. Творческая личность, ее диагностика и поддержка / Д. Б. Богоявленская // В кн. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993. — С. 56−68.
  33. , З.М. Взаимоотношение цвета и формы в восприятии дошкольника / З. М. Богуславская // Доклады АПН РСФСР, № 1, 1958.
  34. , Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. / Л. И. Божович. М.: МПСИ, 2001. — 352 с. — ISBN 587 224−086−4.
  35. , Е.И. К постановке проблемы умений и навыков / Е. И. Бойко // Советская педагогика. 1975. — № 1. — С. 38.
  36. , Э. Латеральное мышление / Э. Боно // Серия «Мастера психологии» СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — С. 320.
  37. , М.Н. Исследование явлений относительного преобладания первой или второй сигнальной системы в условиях зрительного запоминания //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б. М. Теплова. М., 1956. — С. 333−347.
  38. , М.Н. Методика определения соотношения первой и второй сигнальных систем в условиях зрительного запоминания // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б. М. Теплова. М., 1956. — С. 307−332.
  39. , А.В. О природных предпосылках психического развития человека /А.В Брушлинский. М.: Знание, 1977.
  40. , А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с. — ISBN 5−87 224 107−0.
  41. , Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бур-лачук. СПб.: Питер, 2006. — 351 с. — ISBN 5−94 723−045−3.
  42. , Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. М., 1950.
  43. Восприятие и воображение: экспериментальные исследования / Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Московский педагогический институт им. В. И. Ленина, 1963.
  44. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки: книги для учителей, 3-е издание / Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1991. С. 331.
  45. , Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1968.
  46. , Л.С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. Т.З. — М., 1983, — С. 32−34.
  47. , Т.В., Алексеев, Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. Методы психологической диагностики. Вып. 2. / Т. В Галкина, Л. Г. Алексеев. М.: ИП РАН, 1995. t ,
  48. , T.B., Алексеева, Л.Ф. Диагностика и развитие креативности. Развитие и диагностика способностей / Т. В Галкина, Л. Ф Алексеев. М.: Наука,'1991,-С. 170−178.
  49. , П.Я. Введение в психологию / П. Я Гальперин. -'М.: МГУ, 1976.
  50. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я Гальперин. // Исследование мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966.- С. 236−277.
  51. , П.Я. Основные результаты исследования по проблемам формирования умственных умений и понятий / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1965.- 51 с.
  52. , Ф. Наследственность таланта: законы и последствия / Ф. Гальтон. М.: Мысль, 1996.
  53. , Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.
  54. , Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н. М. Гнатко. М.: ИП РАН, 1994.
  55. , Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека / Э.А. Голубева//Психофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1980.
  56. , Э.А. Комплексное исследование способностей. К 90-летию Б. М. Теплова / Э. А. Голубева // Вопросы психологии. 1986. — № 5, -С 18−30.
  57. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.
  58. , Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям / Э. А. Голубева // Психологический журнал. 1995, — Т.16, — № 1, -С. 6474.'"
  59. , Н.В. Гений в искусстве и науке / Н. В. Гончаренко. -М.: Искусство, 1991.
  60. , P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб, 1994. — С. 119−133.
  61. , E.JI. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности: авто-реф. дис. .канд.психол. наук / E.JI. Григоренко. М. 1989.
  62. , К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. М.: Наука, 1970.
  63. , Е.П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношение с некоторыми характеристиками познавательной деятельности: дис.канд.психол.наук / Е. П. Гусева. М. 1979.
  64. , Е.П., Левочкина, И.А., Печенков, В.В., Тихомирова, И. В. Эмоциональные аспекты музыкальности / Е. П. Гусева, И. А. Левлчкина, В. В. Печенков, И. В. Тихомирова // В кн. Художественный тип человека, комплексное исследование. М. 1994, — С. 122−138.
  65. , В.В., Зинченко, В.П. Принцип развития в психологии / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы философии. 1980. — № 12. — С. 47−60.
  66. Диагностика и развитие художественной одаренности // Сб. научн. трудов. СПб, 1992.- 171 с.
  67. , О. Развитие креативности: креативность и обучение / О. Донсон // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: ИП РАН, 1997.
  68. , В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта / В. Л. Дранков // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л. — 1983, — С. 162−165.
  69. , В.Л. Психологическая природа художественного творчества и таланта / В. Л. Дранков // Природа таланта Шаляпина. Л. 1973.
  70. , В.Л. Психология художественного творчества / В.Л.- -Дранков. Л. 1991. — .
  71. , В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. Т. 19, — № 2. 1998. — С. 61−70.
  72. , В.Н., Хазратова, Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность / В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова // Психологический журнал. Т. 15. — № 4. 1994.
  73. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2007 — 368 с. — ISBN 5−91 180−111−6.
  74. , В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2006 — 656 е.: ил. — ISBN 5−272−260−1.
  75. , И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1987.- 121 с.
  76. , О., Дункер, К. Психология продуктивного (творческого) мышления / О. Дункер, К. Дункер // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.- С. 86−234.
  77. , М.В. Практическая психология детского творчества / М. В. Ермолаева. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. -194.-ISBN 5−89 502−188−3.
  78. Ермолаева-Томина, JLБ., Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности / Л.Б. Ермолаева-Томина // В кн. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М., 1980.-С. 117−131.
  79. Ермолаева-Томина, Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей: по материалам зарубежных исследований / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. 1975. № 5. — С. 166−176.
  80. , И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004. — 384 c. — ISBN 5−94 010−018ГХ.
  81. , В.П. О методах развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку // Сб. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством / Отв. ред. Н. Н. Ростовцев. М.: МГПИ, 1983.
  82. , С.П. Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта: автореф. дис.канд. психол. наук / С. П. Иванов. М., 2002.
  83. , А.А. Искусство правильно мыслить / А. А. Ивин. М.: Просвещение, 1990 — 240 с. — ISBN 5−09−1 770−0.
  84. , Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. / Е. И. Игнатьев // Сб. Психология рисунка и живописи. М.: АПН РСФСР, 1954.
  85. , Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. М.: АПН СССР, 1961.
  86. , Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавкадзе. М.: Флинта, 1998.
  87. , Б.Р. Способности и склонности / Б.Р. Б. Р. Кадыров // Психофизиологические исследования. Ташкент, ФАН, 1990.
  88. , В.Г. Педагогическая психология / В. Г. Казанская. -СПб.: Питер, 2003. 366 с. — ISBN 5−94 723−490−4.
  89. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / И. П. Колошина. М., 1983. -197 с.
  90. , В.В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. Д., 1990.
  91. , С.Г. Психологический анализ работы В.И. Сурикова над картиной «Боярыня Морозова» / С. Г. Капланова. М., 1948.
  92. , Б.М. О методологических вопросах психологии / Б.М. Кедров// Психологический журнал. 1982, Т. 3, — № 6, — С. 14−21.
  93. , В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности/ВлИ^Кир^енка-М., 1959.-304 с. .
  94. , В.И. Целостность восприятия и художественные способности / В. И. Кириенко // Вопросы психологии. 1956. № 5. — С. 67−77.
  95. , А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982.-230 с.
  96. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. Казань, 1969.
  97. , А.Г., Мясищев, В.Н. Психические особенности человека / А. Г. Ковалёв, В. Н. Мясищев. Т. 2. Способности. — JL: ЛГУ, 1960. -303 с.
  98. , А.Г. Психологические особенности человека / А. Г. Ковалёв, В. Н. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1960. — 304 с.
  99. , В.Н. Проблема креативности личности / В. Н. Козленко // В кн. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М. 1990. — С. 131−149.
  100. , Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. 1990, № 6.
  101. , А.И. Психология обучения художественному творчеству / А. И. Красило. М.: Институт практической психологии, 1998. — 136. -ISBN 5−89 112−026−7.
  102. , А.И. Психологический анализ индивидуальных различий активности человека: авт’ореф. дис. д-ра психол. наук / А. И. Крупнов. -М., 1984.
  103. , В.А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  104. , B.C. Психология / B.C. Кузин. М.: Высшая школа, 1974.-280 с.
  105. , Н.В. Акмеологйческая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с. — ISBN-5−7563−0199−2. ---------- -------- ~ — - — - —
  106. , Н.В. Способности, одарённость и талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985 — 32 с.
  107. , Б.В. Основы профессиональной диагностики / Б. В. Кузьмина. Л., 1984.
  108. , Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабун-ская. М.: Просвещение, 1965.
  109. , Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XX века / Н.М. Лебедева//Психологический журнал, Т. 21, — № 3, — С. 73−87.
  110. , Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969.
  111. , Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1958″. — 324 с.
  112. , Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 343 с.
  113. , Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей / Н. С. Левитов // В кн. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1972, — Т.7. — С. 223−231.
  114. , Н.С. Об умственной одаренности / Н. С. Лейтес. М.: АПН РСФСР, 1960.
  115. , Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. 1985, -№ 1, — С. 9−18.
  116. , Н.С. Проблема способностей в трудах Б.М.Теплова / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии, 1966, № 5, — С.39−48.
  117. , Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. М., 1984.
  118. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. -М., 1971.
  119. , Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2000. — 320 с. — ISBN 57 695−0646−6.
  120. , Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
  121. , К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Киев. 1981. -127 с.
  122. , А.А. «Научите человека фантазии.»: творчество и развивающее образование / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1998. № 2, -С. 82−85.
  123. , А.Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. № 1.
  124. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1965.- 571 с.
  125. , А.Н. Художественное творчество и психология / А. Н. Леонтьев. М., 1991.
  126. , Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 202 с. ISBN 5−02−8 308−9.
  127. , А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия. М.: Наука, 1974. — 172 с.
  128. , А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2002. — 592 с. — ISBN 5−272−62−5.
  129. , И.А. Развитие креативности подростков в процессе художественной деятельности, автореф. дис. канд. пед. наук / И. А. Малахова. -Минск, 1996.
  130. , А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б^Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М. 1990.- 288 с.
  131. , Т.Д., Полева, Н.С. Роль Государственной академии художественных наук в научной судьбе Б. М. Теплова / Т.Д. Марцинков-ская, Н. С. Полева // Вопросы психологии. 1998. № 4, — С. 94−102.
  132. , А. Самоактуализация. Психология личности / А. Маслоу //Тексты.-М, 1982.
  133. , A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Ма-тюшкин // Вопросы психологии. 1989. № 6, -С. 29−33.
  134. , A.M., Снек, Д.А. Одаренные и талантливые дети / A.M. Матюшкин, Д. А. Снек // Вопросы психологии. 1982. № 4, — С. 88−97.
  135. , Л.Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку / на художественно-графических факультетах пединститутов: дис. канд. пед. наук / Л. Г. Медведев. М., 1977.
  136. Р. Структура личности / Р. Мейли // В кн. П. Фресса и Ж.Пиаже. «Экспериментальная психология», Т. 5, — М.: Прогресс, 1975. -С.196−283.
  137. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981.
  138. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: дис.докт. психол-. н. / А.А. Мелик-Пашаев. М., 1994.
  139. Мелик-Пашаев, А. А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности: дис. канд. психол. наук/А.А. Мелик-Пашаев. М., 1976.
  140. Мелик-Пашаев, ЛА., Новлянская, З. Н. Ступени к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. М.: Педагогика, 1987.
  141. , Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости / Н. И. Мешков. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1991. — 84 с. — ISBN 5−7103−0055−1.
  142. , B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / B.C. Мухина. М., 1981.
  143. , Т.В. Психологические условия развития изобразительной деятельности детей 4−8 лет: дис.. .канд. психол. наук / Т. В. Назарова. М., 2001.
  144. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А. Д. Наследов. -СПб.: Речь, 2004. 392 с. — ISBN 5−9268−0275−7.
  145. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин. М.: Наука, 1976.
  146. , Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе / Н. Н. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 112 с.
  147. , О.И. Исследование по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. М., 1972.
  148. , И.П. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед / И. П. Павлов. М — Л., 1949, — Т. 1, — С. 338.
  149. , И.П. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед / И. П. Павлов. М — Л., 1949, Т.2, — С. 585.
  150. Павлов,'И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. М., — Л.: Изд-во АН СССР, 1951−1952.
  151. , И.П. Павловские клинические среды / Павлов, И.П. М., -Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — Т. 1.
  152. , Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие / Д. Н. Перкинс // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, 1988.-№ 4.-С. 88−92.
  153. , A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией / A.M. Петрайтите // Вопросы психологии. 1981, -№ 6.
  154. , А.В. Способности и труд / А. В. Петровский. М., 1966.
  155. , Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук / Ж. Пиаже // Вечерняя лекция, XVIII Международный психологический конгресс. М., 1966. — Т. VI-X. — М.: Просвещение, Наука, Педагогика, 1969−1981. Советская педагогика, — № 4−5, — С.3−8.
  156. , Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  157. , П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 144 с. — ISBN 5−93 134−205−2.
  158. , К.К. О знаниях, навыках и умениях / К. К. Платонов // Советская педагогика. 1989. — № 5. — С. 39.
  159. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с. — ISBN 38−290−03−90.
  160. , Ю.А. Воображение и способности / Ю. А. Полуянов. -М., 1982.
  161. , Ю.А. Изобразительное искусство: пособие для учителя / Ю. А, Полуянов. М. 1997.
  162. , Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством / Ю. А. Полуянов // Вопросы психологии. 1998. № 5.
  163. , Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарёв. М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
  164. , Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарёв. М.: Наука, 1976. — С. 303.
  165. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2006. — 688.: ил. — ISBN 5−9268−0046−9.
  166. Практикум по общей экспериментальной прикладной психологии: учебное пособие / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. -456 с.
  167. , М.К., Капальдо, А. Творчество и выражение / М. К. Прете,
  168. A. Капальдо // Курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1981, 1982. -№ 1,2.
  169. Психологические исследования познавательных процессов и личности / под ред. Д. Ковач, Б. Ф. Ломова, Ф. Патаки, А. В. Белеева. Л.: Наука, 1983.
  170. Психологический словарь. / под ред. В. П. Зинченко, Б. П. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998. —440 с.
  171. Психология процессов художественного творчества / под ред. Б. С. Мейлаха, Н. А. Хренова.- Л.: Наука, 1980.
  172. Психология рисунка и живописи / отв. ред. к.п.н. Е. И. Игнатьев // Вопросы психологии исследования формирования образа: сб. статей. М., 1954.
  173. Психология художественного творчества / сост. К. В. Сельченок / Хрестоматия. Мн.: Харвест. 1999.- 752 с.
  174. Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В. Н. Дружинин,
  175. B.Д. Шадриков. М: Наука, 1991. — 177 с. — ISBN 5−02−13 427−9.
  176. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ. 1983.
  177. Регуш, J1.A. Психология прогнозирования: способность, её развитие и диагностика / JI.A. Регуш. Киев: Вища школа, 1997. — 86 с. — ISBN 5−11 004 497−3.
  178. , В.И. Индивидуальные различия работоспособности / В. И. Рождественская. М.: Педагогика, 1980.
  179. , Н.В. Проблемы и поиски в изучении творческих способностей / Н. В. Рождественская // Художественное творчество. Л., 1983.
  180. , Н.В. Психология художественного творчества / Н. В. Рождественская. СПб., 1995, — 270 с.
  181. , Е.С., Потёмкина, О.Ф. Графические методы в психологической диагностике / Е. С. Романова, О. Ф. Потёмкина. М.: Дидакт, 1992. -256 е., ил. — ISBN 5−86 776−017−0.
  182. , С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Психология индивидуальных различий. -М.: 1982.
  183. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2004. 713 е.: ил. — ISBN 5−314−16−4.
  184. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1976. — 416 с.
  185. , Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакули-на. М.: Просвещение, 1965.
  186. , Н.Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. М., 1988.
  187. , С.В., Воронин А. Н. Влияние экстраверсии-интроверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности / С. В. Сафонцева, А. Н. Воронин // Психологический журнал. Т. 21, — № 5, — С. 56−64.
  188. , JI.H. Становление творческой личности в условиях развивающейся среды: концепция и механизм развития / JI.H. Седова. Балашов: Изд. БГПИ, 1999.
  189. , И.М. Избранные произведения, изд.2 / И. М. Сеченов. -М., 1958.
  190. , М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1965. — 48 с.
  191. , В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности / В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1991.-141 с. — ISBN 5−7042−0007−9.
  192. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.
  193. , А.А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. -М.: Просвещение, 1966. 192 с.
  194. Современный словарь по психологии. Мн.: Современное слово, 1998.
  195. , Е.Н. Восприятие и условный рефлекс / Е. Н. Соколов. -М.: Изд. МГУ, 1958.
  196. , Т.А. Особенности проявления содержательных, операционных и мотивационных компонентов в учебной изобразительной деятельности младших школьников / Т. А. Соловьёва. Архангельск, 1994.
  197. , Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. СПб.: Питер, 2002. — 592 е.: ил. — ISBN 5−318−397−4.
  198. , Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н.Ф.
  199. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с. — ISBN 5−76 950 575−3.
  200. , Б.М. Избранные труды / Б. М. Теплов. М., 1986.
  201. , Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений / Б. М. Теплов //. Вопросы психологии. 1957, -№ 5.
  202. , Б.М. Проблема одаренности / Б. М. Теплов // Советская педагогика, 1940. № 4−5, — С. 146−155.
  203. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  204. , Б.М. Простейшие способы факторного анализа / Б. М. Теплов // В кн. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т. 5, — М.: Просвещение, 1967, — С.239−286.
  205. , Б.М. Психологические взгляды Герцена. Философские записки / Б. М. Теплов // Вопросы психологии. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1957, -Т. 5,-С. 99−147.
  206. , Б.М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
  207. , К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1998, -№ 4.-С. 123−132.
  208. , Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торранса / Е. Е. Туник.-СПб, 1998.
  209. , П.Т. Интеллектуальная активность в изобразительном творчестве: дис. .канд. психол. наук / П. Т. Тюрин. М., 1987.
  210. , В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: автореф. дис.докт. психол. наук / В. И. Тютюнник. М.: Изд. МГУ, 1994.
  211. , Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки / Д. Н. Узнадзе. Тб.: Изд-во АН ГССР, 1961.
  212. , Д.Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2004. — 412 с. — ISBN 5−89 357−121−5.
  213. , Б.Г. Природа и структура творческого потенциала ребенка-дошкольника: автореф. дис. канд.психол. наук / Б. Г. Урмурзина. -М., 2001.
  214. Философия: Учебник / под ред. В. Д. Губина и др. М.: Русское слово, 1997.
  215. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность / отв. ред. С. З. Гончаров. Свердловск: СИПИ, 1990. — 155 с. -ISBN 20−979−96−90.
  216. Фрейд, 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд. М.: Республика, 1995.-400с.
  217. , Э. Человек для себя / Э. Фром. Минск: Коллегиум, 1992.
  218. , Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды: дис.канд. психол. наук / Н. В. Хазратова. М., 1993.
  219. , М.А. Ментальный опыт как психологическая основа интеллектуальной одаренности / М. А. Холодная // Психологическое обозрение. 1996,-№ 2,3,-С. 6−11.
  220. , М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? / М. А. Холодная // Психологический журнал. Т. 17. — 1996. — № 1. — С.61−69.
  221. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 е.: ил. — ISBN 5−318−301-Х.
  222. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / под ред. Б. С. Мейлаха. Д.: Наука, 1982.
  223. , П.П. Письма, записные книжки, воспоминания / П. П. Чистяков. М., 1953.
  224. , Е.К. Динамика художественного развития школьников в процессе изобразительно-творческой деятельности / Е. К. Чухман // В кн.: Рольискусства в развитии способностей школьника. М.: Педагогика, 1985. — С. 57−86.
  225. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-320 с.
  226. , В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  227. , Е.В. Тенденции исследования личности в советской психологии / Е. В. Шорохова // Психологический журнал, 1980, Т. 1, — № 1, -С. 45−57.
  228. , Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: автореф. дис.канд. пед. наук / Т.Я. Шпика-лова. М., 1965.
  229. , Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности / Л. И. Шрагина // Психологический журнал, 2000, Т. 21, -№ 4, — С.73−78.
  230. , Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных показателей одаренности у младших школьников / Е. И. Щебланова // Вопросы психологии. 1998, С. 111−112.
  231. , Б. Художник внутри вас / Пер. с англ.- Худ. обл. Б. Г. Клюйко. -Мн.: ООО «Попурри», 2000.-256 е.: ил. ISBN 985−438−491−8.
  232. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991.
  233. Юон, К. О живописи / К. Юон. М., 1937, -С. 96.
  234. , П.М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон.-М., 1970.
  235. , П.М. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста / П. М. Якобсон // Вопросы психологии. 1957, -№ 3.
  236. , Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: Изд-во «Флинта" — 1997. — С. 224Г- ISBN 5−89 502 004.6 (Московский психолого-социологический институт). ISBN 5−89 349 032−9 (Флинта).
  237. , В.А. Педагогическая психология: учебное пособие / В. А. Якунин. СПб.: Михайлова В. А., 2000. — 349 с. — ISBN 5−8016−0213−5.
  238. , A.JI. Роль движения глаз в процессе зрения / A.JI. Ярбус. -М., 1965.
  239. Anastasi, A. Differential Psychology. Third Edition / A. Anastasi. NY., 1958.
  240. Barron, F. Creative person and creative process / F. Barron. N.Y.: World, 1971.
  241. Duffy, E. The concept of energy mobilization / E. Duffy // Psychol. Rev., 1951. V.58, — P. 30−40.
  242. Galton, F. Hereditary genius. An inquiry into its laws and consequences. 2-d./ F. Galton. L., — N.Y.: Macmillan, 1892.
  243. Guilford, J.P. Creative talents: Their nature, uses and development / J.P. Guilford. Buffalo, — N.Y.: Bearly Limited, 1986.
  244. Lytton, H. Creativity and education / H. Lytton. London: Rotledge & Kogan, 1971.
  245. Mooney, R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the identification of creative talent // Scientific creativity: its recognition and development / Taylor C.W., Barron F. (Eds.). N.Y.: Wiley, 1963. — P. 331 -340.
  246. Morgan, D.N. Creativity today // Journ. of Aesthetics. 1953. — № 12. -P. 1−24.- - 254, Osborn, AtF. Your creative power /-A.F. Osborn. — N.Y.: Charles1. Scribner’s Sons, 1948.
  247. Parnes, S.J. Can creativity be increased? // A source book for creative thinking / Parnes S.G., Harding H.F. (Eds.) — N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1962. -P. 185−191.
  248. Patrick, C. What is creative thinking? / C. Patrick. N.Y.: Philosophical Library, 1955.
  249. Ribot, T. Essays on the creative imagination / T. Ribot. London: Routledge and Kegan Paul, 1906.
  250. Sokolov, E.N. The Orienting Response, and Future Direction of its Development / E.N. Sokolov//Pav. J. Biol. Sci., 1990. -V. 25, -№ 3, P. 142−150. 259. Spearman, C. The abilities of man / C. Spearman. — N.Y.: MacMillan, 1927.
  251. Staats, A.W. Learning and cognitive development / A.W. Staats. Chicago (III): Univ. of Chicago Press, 1970.
  252. Starkweather, E.K. Creativity research instruments designer for use with preschools children // Assessing creative growth: The tests-book I / Biondi A.M., Parnes S.J. (Eds.). Buffali, N.Y.: Creative Education Foundation, 1976. — P. 79−90.
  253. Stein, M.I. Creativity and Culture / M.I. Stein // Joun. of Psychology. -1953. -№ 36. -P. 311−322.
  254. Taylor, C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity / C.W. Taylor // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridg: Cam-bridg Univ. Press, 1988. — P. 99−124.
  255. Taylor, I.A.: The nature of the creative process // Creativity / Smith P. (Ed.).-N.Y.: Hastings House, 1959.-P. 51−82.
  256. Thurston, L.L. Creative talent // Applications of psychology / Thurston L.L. (Ed.). N.Y.: Harper and Row, 1952. — P. 18 -37.
  257. Torrance, E.P. Guiding Creative Talent Englewoodcliffs / E.P. Torrance. — N. Y.: Prentice-Hall, 1962.
  258. Wallas, G. The art of thought / G. Wallas. N.Y.: Harcourt, Brace and World, 1926.
  259. Wilson, R. C / The program for gifted children in the Portland, Oregon schools 11 The 1955 University of Utah research conference on the identification of creative scientific talent / Taylor C.W. (Ed.). Salt Lake City: Univ. of Press, 1956,-P. 14−22.
  260. Wollach, M., Kogan, N. Modes of Thinking in Young Children / Wol-lach M., Kogan N. N. Y.: Holt, 1965.
  261. Zeiner, A.R. Individual Differences in Orienting Response Magnitude Related to Academic Performance / Zeiner A.R. // In: The Orienting Reflex in Humans. Eds.H.D.Kimellet al. New York, 1979, — P. 677−683.
Заполнить форму текущей работой