Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из таких задач является психологическая диагностика, включающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведения с целью оказания психологической помощи. При этом ошибки в диагностической практике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ребенка, что повышает требования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы диагностической деятельности практического психолога
    • 1. 1. Диагностика как направление деятельности практического психолога
    • 1. 2. Специфика диагностической деятельности практического психолога и организации психодиагностического процесса
      • 1. 2. 1. Методологический аспект диагностической деятельности практического психолога
      • 1. 2. 2. Психолог как субъект диагностического процесса
    • 1. 3. Особенности организации психодиагностического процесса
      • 1. 3. 1. Типология запросов как основа практической деятельности школьного психолога
      • 1. 3. 2. Психодиагностические таблицы
      • 1. 3. 3. Решение психодиагностических задач
  • Глава 2. Моделирование психодиагностических задач
    • 2. 1. Моделирование диагностических задач в технической и медицинской диагностике
    • 2. 2. Профилактическая Программа обследования как средство моделирования диагностических задач
      • 2. 2. 1. Разработка Программы диагностического обследования
        • 2. 2. 1. 1. Цель и задачи построения диагностической Программы
        • 2. 2. 1. 2. Принципы построения Программы
        • 2. 2. 1. 3. Структура и содержание Программы диагностики
        • 2. 2. 1. 4. Перечень характеристик обследования
      • 2. 2. 2. Организация и проведение обследования
    • 2. 3. Составление описания случаев по результатам диагностического обследования
    • 2. 4. Разработка экспериментальной методики на основе составленных описаний
  • Глава 3. Экспериментальное исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом
    • 3. 1. Цель, задачи и организация исследования
    • 3. 2. Методика проведения эксперимента
    • 3. 3. Результаты эксперимента
    • 3. 4. Анализ результатов эксперимента
      • 3. 4. 1. Стратегии диагностического поиска
      • 3. 4. 2. Факторы вероятности и трудоемкости
        • 3. 4. 2. 1. Качественная и количественная характеристика исследуемых параметров
        • 3. 4. 2. 2. Время решения задач
      • 3. 4. 3. Оперативность диагноза
      • 3. 4. 4. Адекватность диагноза
      • 3. 4. 5. Образование диагноста
      • 3. 4. 6. Стаж работы
      • 3. 4. 7. Встречаемость
      • 3. 4. 8. Возраст
      • 3. 4. 9. Использование психодиагностических средств
  • Выводы

Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

должности практического психолога в систему образования поставило перед высшей школой проблему быстрой и качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе.

Одной из таких задач является психологическая диагностика, включающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведения с целью оказания психологической помощи. При этом ошибки в диагностической практике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ребенка, что повышает требования к качеству психологической подготовки будущих специалистов и выдвигает на первый план вопрос о поиске оптимальных путей постановки психологического диагноза.

Совершенствование диагностической деятельности практического психолога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение особенностей процесса постановки диагноза в ходе решения психодиагностических задач. Между тем, содержание процесса решения психодиагностических задач до сих пор не являлось предметом исследования, как это было в технической и медицинской диагностике.

Такое исследование предполагает изучение логики мышления диагностов, основных стратегий диагностического поиска для определения наиболее эффективных, а также выявление диагностических ошибок, возникающих у психологов в ходе решения задачи.

Имея теоретически обоснованные знания, подкрепленные экспериментальными исследованиями об особенностях постановки диагноза при решении диагностических задач можно существенно сократить разрыв между теоретической и практической подготовкой будущих диагностов, переориентировав ее с математико-статистической, как это существует в настоящее время, на развитие диагностического мышления и его основных качеств: оперативности, адекватности, экономичности.

Данное исследование основывается на ведущих положениях теории диагноза, нашедших свое выражение в работах отечественных психологов, прежде всего Л. С. Выготского [26], а также А. Ф. Ануфриева [7], А. А, Бодалева [83], Л. Ф. Бурлачука [17], Ю. З. Гильбуха [30, 31], К. М. Гуревича [37], И. В. Дубровиной [43, 44], Ю. М. Забродина [46], Н. Ф. Талызиной [101], и др.

Предлагаемая работа посвящена экспериментальному исследованию особенностей решения диагностических задач практическими психологами. Опираясь на основные теоретические разработки в области психологической диагностики, в ней предпринята попытка выявления механизмов, влияющих на качество решения конкретных практических задач школьными психологами.

Целесообразность подобного исследования вытекает из современного состояния психологической диагностики, которая в своем развитии достигла такого этапа, когда дальнейшее увеличение числа методик и даже их совершенствование, связанное с усилением их разрешающей способности и достижением более высоких психометрических характеристик, не позволяет обеспечить качественного улучшения подготовки практического психолога и повышения эффективности психологического диагноза [7, с.4]. Имеющиеся методики ставят практического психолога в ситуацию их выбора, адекватно задачам, возникающим в практической деятельности. Понять логику этого выбора, его особенностей, закономерностей, возможностей — значит не только развить одну из сторон теории психологического диагноза, но и открыть перспективу оптимальной и эффективной подготовки будущих диагностов.

Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель исследования: выявить особенности решения диагностических задач практическими психологами. Более того, мы хотели зафиксировать, в чем заключается отличие процесса постановки диагноза практическим психологом от учителя, выступающего в роли диагноста, поскольку в теории психологической диагностики существует подход, рассматривающий учителя как достаточно эффективного диагноста [125].

В качестве объекта исследования выступил процесс постановки диагноза практическими психологами и учителями начальных классов.

Предметом исследования являлись особенности диагностического мышления практических психологов.

Гипотеза. Эффективность решения психодиагностических задач в значительной степени определяется выбором стратегии диагностического мышления психологов.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы выявить основные характеристики диагностического поиска и сформулировать принципы моделирования психодиагностических задач.

2. Построить психодиагностические задачи, моделирующие трудности обучения.

3. Разработать лабораторную методику исследования процесса решения диагностических задач, воспроизводящую логику постановки психологического диагноза в реальных условиях.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей решения диагностических задач практическими психологами и учителями.

Общий итог проведенной исследовательской работы заключается в экспериментальном изучении логики диагностического поиска в процессе постановки психологического диагноза. Ранее подобные исследования касались решения диагностических задач в медицинской и технической диагностике. Психологическая диагностика в этом смысле не была глубоко и детально изучена.

Были установлены особенности решения диагностических задач специалистами различной квалификации (с высоким уровнем психологической подготовки, средним уровнем и низким).

Выявлено качественное влияние опыта диагностической работы на логику диагностического мышления.

Определены основные стратегии диагностического поиска, которыми пользуются специалисты в процессе решения диагностических задач.

Подтверждено положение теории диагноза о повышении эффективности диагностического поиска при использовании психодиагностических средств и, в частности, такой формы, как психодиагностические таблицы.

Научная новизна настоящего исследования заключается:

1. В экспериментальном изучении процесса постановки психологического диагноза. Ранее подобные исследования касались лишь решения диагностических задач в медицинской и технической диагностике.

2. В исследовании процесса постановки дигноза на основе компьютерного моделирования психодиагностических задач.

3. В разработке компьютерной методики изучения психодиагностического процесса.

4. В определении основных стратегий диагностического поиска, которыми пользуются психологи в процессе решения диагностических задач: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема (задействовано не более двух этапов диагностического процесса).

5. В установлении особенностей решения психодиагностических задач психологами и учителями.

6. В выявлении влияния опыта диагностической работы на эффективность постановки психологического диагноза.

Полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

1. Экспериментально подтверждено теоретическое предположение о качественном различии субъектов психодиагностического процесса, имеющих разный уровень психологической подготовки. С этой целью проведено сравнение логики диагностического поиска практических психологов и учителей.

2. Выявлены варианты стратегий диагностического поиска, которыми пользуются психологи и учителя в процессе постановки диагноза.

3. Экспериментально показано влияние квалификации и опыта диагностической работы на качество постановки диагноза.

4. Описаны наиболее распространенные диагностические ошибки, встречающиеся в практике психологов.

5. Показана необходимость учета особенностей логики диагностического поиска в зависимости от опыта диагностической деятельности в процессе подготовки будущих специалистов.

Практическое значение работы.

1. Разработана Программа диагностического обследования, которая может быть использована для моделирования психодиагностических задач.

2. Создана компьютерная методика для изучения логики решения диагностических задач специалистами с разным уровнем психологической подготовки.

3. Разработанная методика может применяться для дальнейшего изучения особенностей решения диагностических задач (в частности, исследования влияния личностных свойств диагноста на качество постановки диагноза), а также для тренировки диагностических умений и навыков при подготовке практических психологов к диагностической деятельности.

4. Полученные в ходе эксперимента данные могут быть использованы в процессе психологической подготовки будущих диагностов (при разработке программ по курсу практической психологии, при создании спецкурса по диагностике трудностей в обучении).

5. Разработаны и апробированы психодиагностические средства в форме психодиагностических таблиц, которые в силу своей эффективности могут найти применение в диагностической практике психологов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психодиагностическое мышление может характеризоваться разными вариантами стратегий поиска решения диагностических задач.

2. Стратегия поиска на этапах диагностического процесса существенно зависит от опыта психодиагностической деятельности и уровня психологической подготовки.

3. При решении диагностических задач в диагностическом мышлении психологов и учителей существуют различия, которые проявляются в выборе стратегии решения задачи, в опоре на различные компоненты психологической диагностики, а также влиянии фактора вероятности гипотез на процесс постановки диагноза.

Всю экспериментальную работу можно условно разделить на три этапа:

1. Этап сбора теоретического и практического материала, касающегося специфики диагностической деятельности практических психологов и проведение пилотажных исследований (1992;1994 г. г.).

2. Этап, включающий подготовку экспериментального материала для разработки психодиагностических задач: анализ психолого-педагогической литературы, построение диагностической Программы по профилактике школьной дезадаптации, проведение диагностического обследования детей, составление описаний и моделирование на их основе диагностических задач (1993;1995 г. г.).

3. Этап разработки компьютерной версии методики исследования процесса постановки психологического диагноза на основе психодиагностических задач и непосредственное проведение эксперимента (1995;1996 г. г.).

Результаты исследования описаны в 3 главах.

Первая глава посвящена теоретическим основам диагностической деятельности практического психолога. В ней проводится анализ понятия психологической диагностики как одного из направлений деятельности практического психолога, рассматривается специфика диагностической деятельности психолога в условиях школы, дается анализ существующих особенностей организации психодиагностического процесса и их роли в структуре диагностической деятельности практического психолога.

Теоретические основы психодиагностической деятельности практического психолога рассмативаются посредством таких понятий как психодиагностика, предмет психодиагностики, субъект и объект диагностического процесса, схема диагностического поиска, средства психологической диагностики, понятие о психодиагностической задаче.

Далее проводится подробный анализ особенностей организации психодиагностического процесса, выражающихся в форме реализации, содержания и степени сложности диагностического поиска, а также приводится обобщенная модель психодиагностического процесса, которой мы придерживались в своем исследовании [7, с. 119].

В результате теоретического анализа особенностей психодиагностического процесса на первый план выдвинулась проблема оптимизации и повышения эффективности диагностического поиска. Решением этой проблемы могло бы стать внедрение в психологическую службу диагностических средств в виде типичных описаний объекта диагностики. Наиболее распространенной формой описания объекта диагностики на современном этапе развития психологической диагностики стала типология различных отклонений.

Работа по содержанию типологий отклонений для диагностической деятельности практического психолога в самом общем виде подразумевает систематизацию жалоб-запросов с целью отбора наиболее типичных. По форме они могут быть представлены в виде классификаций, схем детерминаций, психодиагностических таблиц.

В своем исследовании мы исходили из того, что с точки зрения повышения качества постановки диагноза наиболее эффективной является третья форма:

1. Она достаточно компактно и наглядно отражает связи феноменологического уровня и уровня причинных оснований.

2. В ней присутствуют указания на средства проверки, указанных причин и их коррекцию.

3. Её содержание включает практически все элементы диагностического процесса от анализа запроса до выдачи рекомендаций.

Особое место при рассмотрении теоретических основ диагностической деятельности занимает анализ понятия диагностической задачи.

Вторая глава посвящена моделированию психодиагностических задач, использование которых в лабораторных условиях максимально возможно воспроизводило бы логику процесса постановки психологического диагноза. С этой целью был проведен анализ различных исследований диагностического процесса в медицинской и технической диагностике, определены основные условия исследования, при помощи которых осуществляется изучение диагностического поиска. Прежде всего, это изначально заложенное в содержание диагностической задачи избыточное количество фактических данных для составления условий. Только при наличии информации, значительно превышающей достаточную для постановки адекватного психологического диагноза, возможно создание условий, приближающих решение единичной диагностической задачи в лабораторных условиях к реальной жизни.

В то же время анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время нет таких описаний случаев из диагностической практики, на основе которых можно было бы составить полноценную психодиагностическую задачу: с запросом, феноменологическими и психодиагностическими данными и т. д.

Нами было решено составить собственные психодиагностические задачи, удовлетворяющие лабораторным условиям исследования логики постановки психологического диагноза. Одним из таких условий являлось наличие избыточного количества информации.

С этой целью нами была создана Программа диагностического обследования. Выбор содержания Программы обуславливался широтой охвата различных проблем обучения — фактически любых затруднений, возникающих у ребенка в процессе школьного обучения.

Далее во второй главе описываются цели, задачи и принципы построения диагностической Программы, структура и содержание Программы, а также организация проведения обследования.

Значительное место в главе отведено составлению описания случаев по результатам диагностического обследования и моделированию на их основе психодиагностических задач. Для составления описаний случаев была использована схема, предложенная А. Ф. Ануфриевым и О. Р. Бусаровой в пособии «Случаи из школьной консультативной практики», М.: «Альфа» 1994, как наиболее удачная с точки зрения учета концептуального аппарата теории постановки психологического диагноза. Указанная схема позволяет осуществлять регистрацию всех основных этапов диагностического поиска, четко отражать полученную в ходе обследования информацию. На основе составленных описаний было разработано 9 психодиагностических задач.

В третьей главе раскрывается экспериментальное исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом. В ней формулируются цели и задачи исследования, а также подробно описывается исследовательская работа, которая включала разработку компьютерной методики, непосредственное проведение эксперимента, его результаты и их тщательный анализ.

В эксперименте по решению диагностических задач приняло участие 20 школьных психологов со стажем практической работы от 1 года до 7 лет и 20 учителей начальных классов со стажем работы от 1 года до 22 лет.

Эксперимент проводился индивидуально. Испытуемые были разбиты на 4 группы. Учителя — в зависимости от опыта практической работы (по стажу) и профессиональной подготовки (образования) — на 2 группы. Одну составляли педагоги с высшим образованием и опытом работы от 10 до 22 лет. Другую — специалисты со средним специальным образованием и стажем работы от 1 года до 10 лет.

Поскольку опыт практической работы всех школьных психологов, принимавших участие в эксперименте был менее 10 лет, а профессиональная подготовка оказалась достаточно равноценной (все имели высшее психологическое образование), испытуемые — психологи составили однородную группу, которая впоследствии была разделена на две. Первая группа — 10 человек — принимала участие в общем эксперименте, а вторые 10 психологов объединялись в 4 группу, решающую психодиагностическую задачу с использованием психодиагностических средств (психодиагностических таблиц). Этим исследованием мы решили продолжить работу по выявлению особенностей решения диагностических задач практическими психологами. Психодиагностические таблицы в этом смысле рассматривались нами как инструмент опосредования диагностической деятельности психологов.

Все этапы эксперимента, форма протоколов, инструкция и последовательность предъявления задач в обеих группах были одинаковыми. Единственное отличие было в дополнительной, четвертой группе, где присутствовал этап ознакомления с диагностическими таблицами, который занимал примерно 3−5 мин.

По завершению эксперимента был проведен анализ полученных результатов. Он включал разбор стратегий диагностического поиска, основных критериев качества постановки диагноза (оперативности, адекватности, трудоемкости) и анализ влияния на логику диагностического поиска таких факторов как образование, стаж, возраст и встречаемость. Особое место в анализе принадлежит роли психодиагностических средств в психодиагностическом процессе.

При сравнении эффективности решения испытуемыми психодиагностических задач по качеству их психологической подготовки по всем регистрируемым параметрам были зафиксированы статистически достоверные различия.

В заключении диссертации сформулированы выводы, которые подтверждают гипотезу и основные положения, выносимые на защиту. Показано практическое значение результатов исследования и перспективы дальнейшей работы по изучению проблемы оптимизации и повышения эффективности диагностической деятельности практического психолога.

В приложении к работе содержатся Программа диагностического обследования, схема типового описания, использованная для моделирования психодиагностических задач, примеры психодиагностических задач, образец полного содержания диагностической задачи, текстовой вариант компьютерной методики по изучению процесса постановки диагноза, а также пакет психодиагностических таблиц, предназначенных для выявления причин трудностей в обучении младших школьников.

ВЫВОДЫ.

1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и использованием или неиспользованием психодиагностических средств в процессе постановки диагноза.

2. В процессе решения диагностических задач возможно три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема (задействовано не более двух этапов диагностического процесса.

3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступать: этап феноменологии и анамнеза, этап выдвижения гипотез и этап психодиагностического обследования. Наиболее эффективной является стратегия в виде полной схемы, где в качестве первого выступает этап феноменологии и анамнеза.

4. При решении диагностических задач большое значение имеет фактор вероятности гипотез. Гипотезы характеризуют представления диагностов о степени вероятности того или иного события. Чем больше опыт психодиагностической деятельности и шире круг психологических знаний, тем четче выработан ранг вероятности основных признаков, которых диагност придерживается при диагностической проверке. По мере решения диагностических задач диагносты со слабым уровнем психологической подготовки набирают диагностический опыт и начинают лучше ориентироваться в причинно-следственных связях, вырабатывают свой ранг вероятностей и придерживаясь своего алгоритма проверки.

5. Фактор вероятности гипотез находится в тесной связи с фактором трудоемкости. Чем более размытым является ранжирование предполагаемых причин по степени их вероятности, тем более трудоемким становится процесс решения задачи. Роль гипотез в этом случае заключается в целенаправленности диагностического процесса, сужении круга диагностического поиска и фиксации необходимых в первую очередь для диагностики элементов психологического развития.

6. Механизмы определения причин, вызывающих трудности обучения у психологов и учителей как субъектов психодиагностического процесса, значительно отличаются друг от друга:

— психологи в процессе постановки диагноза опираются на основные компоненты психологической диагностики (семиотический, деонтологиче-ский, технический, логический), в то время как учителя — на интуитивный компонент, феноменологические характеристики, индивидуальные особенности. При этом факт наличия высшего педагогического образования и стажа педагогической деятельности никак не отражается на качестве постановки диагноза. Возраст диагноста также не влияет на показатели диагностического процесса.

— психологи в ходе диагностического поиска придерживаются традиционной схемы диагностического процесса, принятой в психологической диагностике. Учителя же предпочитают стратегию поиска с пропуском этапа постановки гипотез. Такая стратегия делает процесс решения задачи более трудоемким, т.к. за счет хаотичности расширяется круг диагностического поиска. В целом, стратегия диагностического поиска, используемая учителями, похожа на логику мышления начинающих психологов без опыта работы.

— учителя в процессе решения диагностической задачи пользуются вероятностью признаков событий-симптомов отклонений, т. е. работают на феноменологическом уровне, а психологи — вероятностью самих причин.

7. При решении психодиагностических задач основными ошибками являются:

— смешение элементов двух уровней: феноменологического и причинных оснований при выдвижении гипотез и при постановке диагноза.

— узость и наличие стереотипов.

— отсутствие гибкости диагностического мышления.

8. Проведенное исследование позволило сделать выводы относительно подготовки будущих специалистов к эффективной диагностической деятельности. Подготовка специалистов к решению диагностических задач должна включать:

— обучение полноценному анализу данных феноменологического уровня;

— тренировку гибкости диагностического мышления: умение рассмотреть одну и ту же проблему с разных точек зрения, выдвигать разнообразные гипотезы и ранжировать их по степени значимости;

— обучение выбору стратегии диагностического поиска оптимальной для решения диагностических задач;

— обучение будущих диагностов умению решать диагностические задачи с использованием психодиагностических средств, оптимизирующих процесс постановки диагноза: умению ориентироваться в их многообразии и выборе наиболее эффективного для конкретного диагностического случая.

Результатом такого целенаправленного обучения будет более эффективное формирование основных качеств диагностического мышления: оперативности, адекватности и экономичности. * *.

В заключение хотелось бы отметить, что актуальным направлением дальнейших исследований может быть разработка и апробация программ, воссоздающих логику диагностического поиска, и создание банка психодиагностических задач различных типов и для различных возрастных ступеней, на основе которых было бы возможно осуществление тренировки диагностического мышления будущих психологов уже в процессе обучения.

В качестве примера подобных программ может быть использована методика, предложенная в нашем исследовании.

Большое внимание следует уделить дальнейшей работе по изучению личностных свойств психодиагностов и их влиянию на качество постановки психологического диагноза. Перспективы такой работы в дальнейшем позволяют построить определенную модель диагноста с учетом показаний и противопоказаний для отбора практических психологов.

Накопление положительного опыта психодиагностической деятельности практических психологов открывает широкий простор в деле оптимизации психодиагностического процесса и повышения его эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1994.
  2. Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988.
  3. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
  4. .Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости // Советская педагогика, 1969, № 7.
  5. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. // Вопросы психологии, 1968, № 5.
  6. А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.
  7. А.Ф. Психологический диагноз. М., 1993.
  8. А.Ф. Психологический диагноз: теоретико-методологические основы: Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1994.
  9. А.Ф. Устройство для лабораторного исследования технико-диагностической деятельности. // Вопросы психологии, 1981, № 5.
  10. А.Ф., Бусарова О. Р. Случаи из школьной консультативной практики. М., «Альфа», 1994.
  11. А.Ф., Костромина С. Н. Моделирование диагностической деятельности практического психолога. // Актуальные вопросы практической психологии: Материалы научно-практической конференции. Май 1996 г. Шадринск, 1996, с. 55−61.
  12. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979.
  13. А.С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся. // Советская педагогика, 1976, № 8.
  14. БлецКер В.М., Круп И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
  15. JI.C. Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968.
  16. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  17. Л.Ф. Психодиагностика личности: понятийный аппарат и методы исследований: Дисс. на соискание ученой степени доктора психологических наук. Киев, 1989.
  18. С.В. Психодиагностика учителем трудностей в обучении младших школьников. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. психолог, наук М., 1996
  19. А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. М.: ВНИИК «Школа», 1989.
  20. Возрастно-психоло-гическое консультирование: Проблемы психического развития детей. / Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. М., 1990.
  21. В.И., Гильбух Ю. З. Актуальные вопросы школьной психодиагностики. // Вопросы психологии, 1978, № 8.
  22. В.И., Гильбух Ю. З. О некоторых основных понятиях психодиагностики. // Вопросы психологии, 1976, № 4.
  23. В.И., Гильбух Ю. З. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы. Киев, 1980.
  24. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе. /Под редакцией Н. Н. Обозова. Л., 1987.
  25. Е.И. Диагностика как вид познавательной деятельности: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, кандид. философ, наук. Воронеж, 1975.
  26. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1983, т. 5.
  27. А.И. Исследование процесса обнаружения событий человеком-оператором в системах контроля и управления: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, кандид. наук, М., 1967.
  28. А.И. Установка для экспериментального исследования переработки информации человеком-оператором в реальных условиях. // Тезисы докладов конференции «Проблемы инженерной психологии». Л., 1964, вып. 1.
  29. Генетические проблемы социальной психологии. / Под редакцией Я. Л. Коломенского. Минск, 1985.
  30. Ю.З. Актуальные проблемы профессиональной психодиагностики. Киев, 1977.
  31. Ю.З. Психодиагностика в школе. М., «Знание, 1989, № 4.
  32. Ю.З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации // Вопр. психологии. 1989, N 3.
  33. Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам: Пособие для учителей классов выравнивания. Киев, 1985.
  34. Г. К. Диагностика абстрактного и конкретного в медицинской диагностике как специфической формы познания: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Киев, 1979.
  35. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога/ Сост. Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К.Н.Полива-нова, Е. Ю. Сушкова. М.: ВНИИК «Школа», 1989.
  36. Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. М.: МГУ, 1982.
  37. К.М. Что такое психологическая диагностика. М.:3нание, № 4.
  38. Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991.
  39. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова, Саратов, 1989.
  40. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научных трудов / Под ред. Д. Б. Эльконина, АЛ.Венгера. М., 1981.
  41. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С. А., Коро-бейникова И.А., Кумариной Т. Ф. М., 1993.
  42. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  43. И.В., Прихожан А. И. Положение о школьной психологической службе. // Вопр. психологии, 1985, N 2.
  44. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991 232 с.
  45. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии // Пси-хол. журнал, 1980, т.1, N 2.
  46. Ю.М. Советская психология и задачи психологической службы // Тенденции развития психологической науки. М., 1989.
  47. М.Ю. Использование в обучении творческих задач из практики (на примере электротехники) // В сб.: Вопросы политехнического образования, М.: Известия АПН РСФСР. N 126, 1963.
  48. Зак А.З. О развитии способности действовать в «уме» у школьников 1 -10 кл. // Вопр. психологии, 1983, N 1.
  49. Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопр. психологии, 1978, N 2.
  50. JI.B. Память и мышление в учебной деятельности школьника. // Советская педагогика, 1969, № 10.
  51. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
  52. Л.И., Сушкова Е. Ю. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. М., 1988.
  53. Е.В. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психологии, 1984, N 4.
  54. З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982.
  55. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  56. Н.С. Личностные особенности школьников и их связь с состоянием психического здоровья // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988.
  57. В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-ата, 1975.
  58. В.В. Основные психопатические синдромы у детей и подростков. М., 1979.
  59. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. J1., 1970.
  60. Л.И. Индивидуальные особенности трудовой деятельности наладчиков в спокойных ситуациях и при простоях станков в зависимости от силы нервной системы относительно возбуждения: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1963.
  61. .Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики // Психол. журнал, 1985, т.6, N 4.
  62. С.П. Поиск неисправностей в радиоэлектронных системах методом функциональных проб. М.: «Сов. радио», 1965.
  63. И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. Рязань, 1992.
  64. Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  65. Л. Введение в проблему принятия решений в медицине. М., 1971.
  66. Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. Минск, 1979.
  67. В.В. Нарушения психологического развития у детей. М., 1985.
  68. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах из психологического исследования школьников // Советская педагогика, 1968, № 7.
  69. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  70. И.Г. О педологических извращениях в системе наркомпросов. М., 1936.
  71. Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1993. 1
  72. Логико-гносеологические и методологические проблемы диагноза / Под ред. В. С. Тюхтина. М., 1986.
  73. Н.А. Психологические проблемы преодоления школьной неуспеваемости // Сов. педагогика, 1970, N 11, с.70−82.
  74. В.Г. Диагностика акцентуированных черт характера и типов акцентуаций у школьников. Екатеринбург, 1993.
  75. Методики психодиагностики в спорте: Уч. пособие /В.Л.Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М., 1990.
  76. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка/ Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975.
  77. Н.И. Типы неуспевающих школьников: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1967.
  78. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1988.
  79. Научно-практические проблемы школьной психологической службы / Под ред. Ю. К. Бабанского и др.: В 2 т., м., 1987.
  80. Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности. / Под ред. А. АБодалева, Л. Р. Кричевского, М., 1987.
  81. Обучение логике диагностического поиска с помощью аппарата ТРЕФ-2 /Под ред. д-ра мед. наук И. М. Фейгенберга. М., 1971.
  82. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бо-далева, В. В. Столина. М., 1987.
  83. И.В., Копнин П. В. Основные вопросы теории диагноза. Томск, 1962.
  84. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, АЛ.Венгера. М., 1988.
  85. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.
  86. К.К. О месте психодиагностики в системе психологического знания // Вопр. диагностики и психического развития. Таллинн, 1974.
  87. А.С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления. Л., 1972.
  88. А.С. Логическая структура диагностического процесса // Основные философские вопросы современной биологии и медицины. Л., 1967.
  89. Проекты программ по общей, возрастной и педагогической психологии / Авт. проекта А. В. Петровский, Л. Б. Ительсон // Советская педагогика, 1968, № 7.
  90. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. /Сост. В. М. Астапов, М., 1989.
  91. Практическая психология основа индивидуализации и дифференциации образования: Сборник информационных материалов с июля 1988 г по сентябрь 1990 г / Сост. А. Г. Асмолов. М., 1991.
  92. Практический материал для психологической работы в школе / Сост. О. Н. Усанова. М., 1991.
  93. Проблема адаптации и здоровье человека // Методологические и социальные аспекты / Под ред. Т. Г. Дичева, К. Е. Тарасова. М., 1976.
  94. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. М., 1975.
  95. Проблемы оценивания в психологии / Под ред. Л.ПДоблаева. Саратов, 1984.
  96. Программа изучения психологических особенностей детей 6−10 лет и организация индивидуального подхода к ребенку / Сост. И. А. Оботурова. Сыктывкар, 1991.
  97. Психическое развитие школьников: экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
  98. Психогении в экстремальных условиях / Под ред. Ю. А. Александровского. М.: Медицина, 1991.
  99. Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума / Под ред. К. М. Гуревича. Таллинн, 1980, 199 с.
  100. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1986.
  101. Психодиагностическая работа в начальной школе. / Сост. И. ААрхипова, А. А. Матвеева, СПб, 1994.
  102. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1986.
  103. Психологическая диагностика: Учебн. пособие / Под ред. М. К. Акимовой и др. М., Бийск, 1993.
  104. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / Под ред. В.С.Шановой-Томовой, София: Медицина и физкультура. 1981.
  105. Психологическая служба в школе / Под ред. Э. М. Верник, Х.Й. Лейми-тес. Таллинн, 1983.
  106. Психологическая служба в школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1984.
  107. Психологические проблемы диагностики / Под ред. М. С. Роговина. Ярославль, 1985.
  108. Психологический анализ причин неуспеваемости школьников: Методам. разработки для педагогической практики стедентов дневного и заочного отделений / ЛГПИ им. АИ.Герцена. Л., 1981.
  109. Психология: Словарь / Под ред. АВ. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  110. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  111. Г. А. Методика диагноза. М., 1951.
  112. Р.Т. Лабораторная методика исследования процесса постановки технического диагноза в проблемной ситуации // Вопр. психологии, 1978, N 4.
  113. Р.Т., Рыбаков И. П. «Проблемный ящик» для изучения процесса поиска причин неполадок // Вопр. психологии, 1967, N 2.
  114. Р.Т. Психологический анализ процесса постановки технического диагноза // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева. М., 1970.
  115. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В.В.С лина. М., 1989.
  116. JI.C. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
  117. JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. М., 1958.
  118. Ю.Н., Морозов М. И., Губергиц А. А. Методология врачебного диагноза и прогноза. Киев, 1986.
  119. Тезисы докладов 2-й республиканской учебно-методической конференции по применению методов программированного обучения в высших медицинских учебных заведениях РСФСР. Саратов 15−17 мая 1968. М., 1968.
  120. А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1971.
  121. Л.П., Толочко Н. П. Экспериментальное исследование диагностического мышления // Психологические проблемы рационализации деятельности: Тезисы научно-практической конференции, Ярославль, 1984
  122. Л.М., Пушкин Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1987.
  123. Н.В. Диагностика внутренних болезней. М., 1953.
  124. В. Психодиагностика в социалистических странах: Психодиагностические и дидактические тесты. Братислава, 1983.
  125. В.И. Функционально-эквивалентные схемы для обучения специалистов по ремонту радиоэлектронной аппаратуры // Вопросы психологии, 1966, N 2.
  126. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989 535 с.
  127. Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума / Под ред. К. М. Гуревича, Таллинн, 1980.
  128. О.Н. Моделирование как этап диагностического обучения // Применение кибернетики в педагогике и психологии: Сб. научн. трудов / Отв. ред. Б. В. Бирюков, М., 1986.
  129. Beers C.S., Beers J.W. Early Identification of Learning Disabilities: Fact and Fallacias // The elementary school journal. New York, 1980. — v 81/ - № 2 -p. 67−76
  130. Dale H.C.A. Factors effecting the choice of Strategy in searching. «Ergonomics», vol. 7, 1964, № 1
  131. Dale H.C.A. Fault-finding in electronic equipment. «Ergonomics», vol. 1 1958
  132. Datambel M.H. Probabilities of success and amounts of work in a multichoice situation. Journal of Experimental Psychology, vol. 51, 1956, № 1.
  133. Datambel M.H. Stolarov L.M. Probability and work as determiners of multichoice behavior. Journal of Experimental Psychology, vol. 53
  134. Handbook of Research Methods in Clinical Psyhology / Ed. by Ph.C.Kendall, J.N.Harryman. Rept.Totowa. № 7. 1974.
  135. Holt R.R. Methods in Clinical Psychhology. New York. 1978. V. 1
  136. Hynd A. The school psychologist: An introduction. New York, 1983.
  137. Parness S.J., Noller R.B., Biondi A.M. Guide to creative action. New York, 1977.
  138. Reynolds C.R., Gutrin T.B. The handbook of School psychology. New York. 1982.
  139. Rorschach H. Psychodiagnostics. New York. 1969.
  140. Stones E., Andersen D. Educational objectives and the teaching of Educational psychology. London. 1972.
Заполнить форму текущей работой