Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущего учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ отобранных учебных дисциплин и практик свидетельствует о недостаточной содержательной и процессуальной подготовке учителя к обучению учащихся V-IX классов технологии художественной обработки древесины. В содержательной подготовке учителя к обучению учащихся художественной обработке древесины мало внимания уделено эстетической подготовке специалиста, а в процессуальной подготовке… Читать ещё >

Содержание

  • j Введение
  • Глава II. ервая. Теоретические основы подготовки учителя технологии и предпринимательства к обучению учащихся художественной обработке древесины
    • 1. 1. Концептуальный анализ предпосылок и факторов подготовки учителя технологии и предпринимательства к обучению учащихся художественной обработке древесины
    • 1. 2. Системно-структурный анализ трудового и профессионального обучения в средних общеобразовательных школах
    • 1. 3. Принципы отбора и разработка содержания подготовки учителя к обучению учащихся технологии художественной обработки древесины
  • Глава вторая. Содержание, формы и методы подготовки будущего j учителя к обучению учащихся технологии художественной обработки древесины
    • 2. 1. Моделирование интегративной подготовки будущего учителя к обучению учащихся технологии художественной обработки древесины
    • 2. 2. Подготовка учителя к реализации межпредметного взаимодействия в процессе художественной обработки древесины
    • 2. 3. Компьютерное сопровождение процесса обучения студентов художественной обработке древесины
    • 2. 4. Методика и результаты экспериментальной работы по ^ подготовке будущего учителя к обучению школьников художественной обработке древесины

Подготовка будущего учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важным направлением современного социально-экономического развития России является совершенствование производства на предприятиях разных форм собственности и труда на нем как целесообразного, социально обоснованного и все усложняющегося процесса взаимодействия человека и природы.

На протяжении веков прогрессивные мыслители рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду, его участие в нем как неотъемлемую часть формирования гармонично развитой личности. Современные социально-экономические преобразования (внедрение интенсивных технологий и связанных с ними технических средств, создание и развитие различных форм собственности, изменения рынка труда) кардинально меняют характер и содержание труда, а, следовательно, и подготовку к нему подрастающего поколения. Формирование личности в современных условиях в значительной мере связано с изменением отношения к предмету, средствам труда и самому труду, совершенствованием подготовки к предпринимательской деятельности. В свою очередь, это актуализирует социальный заказ на подготовку учителя технологии и предпринимательства. Указанная подготовка представляет собой интегративный процесс, основанный на взаимодействии общей психолого-педагогической, методической и особенной технологической подготовки, характерной только для этой специальности, что обязывает строить образовательный процесс с учетом характера и содержания труда на производстве и в быту, их технико-экономических основ.

Важным аспектом деятельности учителя технологии и предпринимательства является обучение мальчиков и подростков обработке древесиныдоступного материала, широко применяемого на производстве и в быту. При этом необходимо учитывать, что Россия, кроме самых больших в мире запасов деловой древесины, обладает огромным научным и практическим опытом промышленной деревообработки, а сама деревообработка является одним из основных направлений технологической подготовки, доступным для посильного участия школьников в производстве материальных ценностей, формирования у них трудовых умений и навыков, в т. ч. связанных с освоением художественной отделки и народных традиций ее выполнения. Обучение школьников художественной обработке древесины обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности, более успешной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению. Овладение технологией художественной обработки древесины учителем технологии и предпринимательства и методикой обучения ей школьников обеспечивает необходимую социальную защищенность педагога, его конкурентоспособность на рынке труда.

Для того, чтобы обучение школьников обработке древесины было эффективным, необходима специальная подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к такой деятельности. Причем указанная подготовка должна носить интегративный характер и включать не только формирование общепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладения технологией обработки древесины, эстетическое развитие будущих специалистов.

В массовой практике педагогических вузов на протяжении десятилетий накоплен значительный положительный опыт подготовки учителя трудового обучения (в современной версии — технологии и предпринимательства) на базе деревообрабатывающего и машиностроительного профилей (т.е. по обработке древесины и металла) с приоритетом последнего. Вместе с тем анализ педагогической практики показывает, что большинство учителей технологии и предпринимательства в полной мере не реализуют образовательный и воспитательный потенциал художественной обработки древесины, слабо знают особенности, дидактические принципы, формы и методы обучения технологии художественной обработки древесины, мало внимания уделяют эстетическому развитию школьников, их подготовке в области дизайна, декоративно-прикладного искусства. Далеко не все учителя могут удовлетворить потребности школьников в создании изделий из древесины высокого качества, красоты.

В результате общепедагогическая, методическая, общетехническая, технологическая подготовка учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины оказывается недостаточной и неадекватной требованиям к уровню знаний и умений школьников по деревообработке в образовательной области «Технология».

Данные обстоятельства ставят на повестку дня совершенствование содержания профессионально-педагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства в аспекте обучения школьников художественной обработке древесины, которое в значительной степени сдерживается педагогической теорией.

Общепедагогическая, содержательная и процессуальная стороны формирования личности учителя раскрыты в трудах С. И. Архангельского, Е. В. Бондаревской, Ю. К. Васильева, Т. А. Ильиной, В. В. Кузьминой, И.Т. Огород-никова, В. А. Сластенина, Н. А. Томина, А. Н. Чалова, А. А. Шибанова.

Проблемы трудового воспитания школьников и подготовки к нему педагогов обстоятельно анализируются в трудах С .Я. Батышева, П.А. Блон-ского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, М. Н. Скаткина, В.А. Сухомлин-ского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. В педагогической науке разработаны основы политехнического образования (П.Р. Атутов, Ю. К. Васильев, В. А. Поляков, Ю. С. Тюнников и др.), эстетического воспитания будущего учителя технологии и предпринимательства (Л.П. Заречная, М.Н. Левков-ский, P.M. Роговая и др.), определена структура профессиональной готовности учителя к трудовому воспитанию школьников (Е.М. Павлютенков, А. Н. Прядехо, В. Д. Симоненко и др.), раскрыты индивидуальные особенности психологической структуры личности будущего учителя технологии и предпринимательства (Н.В. Матяш, A.M. Ткаченко), изучена проблема связи обучения с производительным трудом и организации производительного труда школьников (А.Ф. Ахматов, А. Ф. Ктиторов, А. Ф. Крючков, М. Н. Скаткин и др.). Значительный вклад в разработку различных аспектов профессионально-педагогической подготовки учителя труда внесли П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, М. А. Жиделев, К. А. Иванович, В. А. Поляков, М. Н. Скаткин, В. Д. Симоненко, А. Г. Щеколдин, Д. А. Эпштейн и др. ф.

В современных научных исследованиях рассмотрен широкий спектр вопросов технологического образования школьников и подготовки учителей технологии и предпринимательства: раскрыты направления модернизации технологического образования школьников (В.Д. Симоненко), пути совершенствования концепции и программы образовательной области «Технология» (Ю.Л. Хотунцев), методология проектирования дисциплин различных предметных циклов (Н.Н. Сергеев), организация профессионально-педагогической (Е.В. Романов) и информационно-технологической (А.Н. Богатырев) подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства, место и роль в данной подготовке экономического образования (М.П. Пере-верзев).

В литературе в определенной степени представлен методический аспект обучения художественной обработке древесины (А.А. Абросимова, Н. И. Каплан, Т. А. Матвеева, Т. Б. Митлявская, Г. Я. Федотов, А.С. Хворостов). В то же время нет исследований, вскрывающих интегративные резервы такой подготовки, ориентированных на решение ее задач с опорой на современное содержание школьного образования, не показаны возможности синтеза психолого-педагогической, технологической, методической, эстетической подготовки учителя технологии по данному направлению. До сих пор нет ни одного исследования, обобщающего опыт высшей школы по подготовке учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины.

Проведенный анализ теории и практики подготовки будущего учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины позволил выделить следующие противоречия:

— между высоким образовательным и воспитательным потенциалом обучения школьников художественной обработке древесины и отсутствием теоретических разработок по его использованию, и, соответственно, недостаточным его использованием учителями технологии;

— между требованиями к уровню знаний и умений школьников по деревообработке в образовательной области «Технология» и неготовностью учителя технологии обеспечить их выполнение;

— между необходимостью подготовки будущих учителей технологии к обучению школьников художественной обработке древесины и отсутствием теории такой подготовки.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом проектировать и организовывать подготовку будущих учителей технологии к обучению школьников художественной обработке древесины?

Данная проблема актуализирует ряд проблемных вопросов:

1. Каков образовательный и воспитательный потенциал художественной обработки древесины? Как его максимально использовать учителю технологии при обучении школьников?

2. Какое место должна занимать подготовка к обучению школьников художественной обработке древесины в целостном процессе профессиональной подготовки будущего учителя технологии?

3. Что представляет собой процесс подготовки будущего учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины? Какие учебные дисциплины должны быть задействованы в данном процессе? На каких принципах и концептуальных положениях он должен строиться? Как обеспечить в данном процессе интеграцию общей психолого-педагогической, технологической, методической и эстетической подготовки? Какой педагогический инструментарий позволит качественно подготовить будущих учителей технологии к обучению школьников художественной обработке древесины?

4. Что представляет собой готовность будущего учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины? Каковы ее критерии и показатели, методика диагностики?

Объект исследования — процесс подготовки учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины.

Предмет исследования — проектирование и организация процесса подготовки учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины.

Целью исследования является разработка, обоснование и экспериментальная проверка концептуальной модели процесса интегративной подготовки учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины.

Гипотеза исследования: подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины позволит повысить качество профессиональной подготовки данного специалиста, если будут обеспечены: интегративный характер такой подготовки, включающей психолого-педагогический, методический, технологический и эстетический аспектыинтеграция содержания дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки, технологической и педагогической практик, реализуемая в логике этапов пропедевтической, технолого-эстетической, процессуальной и методической подготовкиразработка и внедрение спецкурса «Обучение учащихся художественной обработке древесины», являющегося системообразующим компонентом содержания процесса подготовкикомплексное использование педагогических средств, включая компьютерное сопровождение, электронные презентации уроков, электронные иллюстрированные пособия.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства, выявить современные требования к ней, обосновать необходимость включения в нее подготовки к обучению школьников художественной обработке древесины.

2. Определить сущность, принципы и содержание подготовки учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины.

3. Спроектировать и экспериментально апробировать концептуальную модель процесса подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины.

4. Разработать педагогический инструментарий и компьютерное сопровождение спроектированной модели.

Методологической основой исследования являются: диалектический метод познания как основа научной педагогики, положение о творческой сущности личности, системный подход к исследованию образовательного процесса, идеи гуманизации образования.

Исследование опирается на методологию современной педагогики (Б.С. Гершунский, А. А. Кирсанов, В. В. Краевский, B.C. Леднев и др.), системный подход к непрерывной профессиональной подготовке кадров (Н.В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков, A.M. Новиков и др.), идеи педагогической интеграции (А.П. Беляева, А. А. Кирсанов, Ю. С. Тюнников, В. Т. Фоменко, Н.К. Чапаев), теорию проблемного обучения (И.Я. Лернер, А. И. Матюшкин, М.И. Махмутов), концепцию модульного обучения (П.А. Юця-вичене, А. А. Вербицкий и др.), теоретические подходы к отбору содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Теоретические положения процесса. подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства разрабатывались на основе:

— теоретических концепций профессиональной подготовки учителя (С.И. Архангельский, Е. В. Бондаревская, ТА. Ильина, В. В. Кузьмина, И. Т. Огородников, А. И. Пискунов, В. А. Сластенин, Н. А. Томин, А. Н. Чалов, А. А. Шибанов и др.);

— теорий трудового воспитания школьников (А.Ф. Ахматов, Л. Ю. Гордин, А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, М. М. Пистрак, М. Н. Скаткин, Ю. П. Сокольников, В.Н. Сорока-Росинский, И.Д. Чернышенко);

— творческой направленности трудового воспитания (П.Н. Андрианов, Ю.С. Столяров) — теорий профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в современных условиях (А.Н. Богатырев, Е. В. Романов, Н. Н. Сергеев, В. Д. Симоненко, М. П. Переверзев, Ю. Л. Хотунцев и др.).

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами использовались следующие теоретические методы: анализ проблемы, моделирование педагогического процесса, обобщение результатов исследования. Применялись также эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, сравнительный анализ практики подготовки учителя, педагогический эксперимент.

Личный вклад автора в научную разработку проблемы состоит в определении общего замысла исследования, формулировании основных положений исследования, проектировании методики проведения эксперимента по исследуемой проблеме, организации опытно-экспериментальной работы и непосредственном участии в нейтеоретическом обобщении полученных результатов.

Организация, база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе факультетов технологии и предпринимательства Армавирского государственного педагогического университета и его.

Усть-Лабинского и Ессентукского филиалов, а также Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (1997;1999 гг.) включал изучение педагогической, методической, философской, экономической литературы по исследуемым вопросам, анализировался опыт подготовки учителя технологии и предпринимательства в педагогических ВУЗах. В результате были определены сущность, принципы и содержание подготовки учителя к обучению школьников художественной обработке древесины, разработана методология исследования.

Второй этап (1999;2000 гг.) предполагал проведение констатирующего эксперимента, включающего анализ практики вузовской подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства и школьной практики преподавания предметов образовательной области «Технология». На этом этапе были разработаны теоретическая модель процесса подготовки будущего учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины, ее компьютерное сопровождение, а также методика формирующего эксперимента.

Третий этап (2001;2004 гг.) включал экспериментальную проверку комплексной модели процесса подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины. Проводилась обработка экспериментальных материалов, выполнено литературное оформление исследования, его внедрение.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— раскрыта сущность интегративной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины, которая определяется единством психолого-педагогической, методической, технологической и эстетической подготовки;

— определено содержание интегративной подготовки будущего учителя к обучению школьников художественной обработке древесиныв описании теоретических основ подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины, включая сущность, структуру, содержание, принципы, педагогический инструментарий такой подготовкив разработке теоретической модели процесса подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины.

Практическая значимость исследования состоит в разработке, обосновании, проверке и внедрении в практику высшей педагогической школы комплекса учебно-методических материалов подготовки учителя к обучению учащихся художественной обработке древесины в условиях рыночной экономики (методические рекомендации по подготовке учителя технологии и предпринимательства к художественной обработке древесины, учебное пособие для студентов «Художественная обработка древесины», программа и методограмма авторского спецкурса «Обучение школьников художественной обработке древесины», модуль «Методика обучения учащихся художественной обработке древесины» программы курса «Методика преподавания технологии и предпринимательства», программы учебных, технологических и педагогических практик, банк творческих проектов по художественной обработке древесины) и ее компьютерного сопровождения (электронные презентации уроков, электронные иллюстрированные пособия).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины носит интегра-тивный характер и включает психолого-педагогическую, методическую, технологическую и эстетическую подготовку.

2. Содержание подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины строится на основе интегративного взаимодействия дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки, технологической и педагогической практик, введения дополнительного материала (модуля «Методика обучения учащихся художественной обработке древесины» в курс «Методика преподавания технологии и предпринимательства»). Системообразующим компонентом содержания такой подготовки является спецкурс «Обучение школьников художественной обработке древесины».

3. Подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины строится на основе ее концептуальной модели. Целе-фуутциональные характеристики модели определяет готовность будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесинылогико-содержательные характеристики определяются спецификой этапов проектируемой подготовки (этапы пропедевтической, технолого-эстетической, процессуальной и методической подготовки), инструментально-технологические характеристики — задачами, структурой и содержанием психолого-педагогической, методической, технологической и эстетической подготовок.

4. Результатом процесса такой подготовки выступает готовность будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению учащихся художественной обработке древесины, включающая когнитивный, операционный, мотивационный компоненты.

Достоверность исследования и его научных результатов определялись диалектико-материалистической методологией, адекватной педагогическим концепциям подготовки учителя, обсуждением хода и результатов исследования, экспериментальными оценками, разнообразием источников информации, обеспечивающих комплексную методику исследования, сочетанием количественного и качественного анализов, а также подтверждались опытно-экспериментальным путем, использованием объективных и доказательных методов исследования.

Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждения на научных конференциях, экспериментальной проверкой в Армавирском государственном педагогическом университете, в его Усть-Лабинском и Ессентукском филиалах, в Славянском-на-Кубани государственном педагогическом институте, публикациями в процессе исследования, научными сообщениями в различных средствах массовой информации (Армавир, 1997 — 2003 гг.- Славянск-на-Кубани, 2001 — 2003 г.- Челябинск, 2003 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем представления программ, методических рекомендаций органам управления для других педагогических институтов.

Выводы:

1. За время обучения в педагогическом вузе будущий учитель технологии и предпринимательства призван осмыслить социальную сущность своей педагогической деятельности в школе, которая вытекает из сущности социальной сферы производства, производительного труда.

Начальная трудовая, общетрудовая подготовка, профильное трудовое обучение организуются в основной девятилетней школе на единых принципах и подходах. С такой подготовкой выпускники этой школы продолжают обучение в старших классах средней школы, профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях. Поэтому крайне важно с достаточной точностью определить содержание основных направлений трудовой подготовки, которую осваивают выпускники основной школы. В современных условиях учителям и преподавателям указанных учебных заведений необходимо знать базовую трудовую подготовку выпускников основной школы, опираться на неё и углублять подготовку к труду на производствах с разными формами собственности. Преподаватели вуза должны хорошо знать содержание и структуру трудового обучения в основной школе. Только в этом случае они смогут эффективно готовить специалистов, обеспечивающих успешную трудовую подготовку.

2. Формирование готовности учителя технологии и предпринимательства к обучению учащихся художественной обработке древесины, как одному из старейших народных ремесел, в современных условиях требует развития: отбора учебного материала, заложенного в учебном планеразработки и внедрения интегрированного дидактического комплекса учебных дисциплин, технологической и педагогической практик.

3. Анализ отобранных учебных дисциплин и практик свидетельствует о недостаточной содержательной и процессуальной подготовке учителя к обучению учащихся V-IX классов технологии художественной обработки древесины. В содержательной подготовке учителя к обучению учащихся художественной обработке древесины мало внимания уделено эстетической подготовке специалиста, а в процессуальной подготовке не раскрываются особенности трудового и профессионального обучения, организации производительного труда как фундаментального вида деятельности. Остро ощущается необходимость разработки и внедрения за счет учебного времени по выбору специального курса. Был разработан и внедрен специальный курс «Обучение учащихся художественной обработке древесины», который изучался на третьем курсе. Отобранные учебные дисциплины, специальный курс, технологическая и педагогическая практики необходимо объединить в спроектированную интегратив-ную модель подготовки учителя к обучению учащихся технологии художественной обработки древесины. Специальный курс играет роль системообразующего, дополняющего структурно-логического интегративного компонента.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ.

2.1. Моделирование процесса подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины.

Для того чтобы наглядно представить технологию, конкретные цели и результаты профессиональной подготовки будущего учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины, выбрать способы контроля нами использован метод моделирования, основанный на принципе аналогии, то есть возможности изучения реального объекта не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного объекта, его модели.

Под моделью принято понимать образ реального объекта (процесса) в материальной или идеальной форме (описанный знаковыми средствами на каком — либо языке), отражающий существенные свойства моделируемого объекта (процесса) и замещающий его в ходе исследования и управления [59].

В основе построения модели профессиональной подготовки будущего учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины лежит содержание известной поэлементной структуры профессионально-педагогической деятельности, имеющей ведущие компоненты: цель, содержание, технология обучения, результат.

Подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины строится на основе концептуальной модели такой подготовки, включающей целе-функциональные, логико-содержательные и инструментально-технологические характеристики (выделены Ю.С. Тюнниковым).

Предложенная модель отличается системностью, непрерывностью процесса познания, интеграцией психологических, педагогических технологических и эстетических знаний, единством теории и практики, логичностью, преемственностью изучения педагогических смыслов, ориентацией на деятельностное освоение содержания.

Целе-функциональные характеристики составляет дерево целей проектируемого процесса, включающее генеральную цель и задачи психолого-педагогической, методической, технологической и эстетической подготовки. Генеральная цель — формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины. Денная готовность выступает не только в качестве цели проектируемого процесса, но и в качестве его результата. Составляющие такой готовности являются критериями эффективности подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению учащихся художественной обработке древесины. В связи с этим основанием для определения структуры такой готовности послужили критерии подготовки учителя технологии и предпринимательства. Критерий (от греч. criterion) — средство для суждения, признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо.

Анализ литературных источников показывает, что при разработке критериев следует учитывать следующие условия:

— необходимость определения области применения данных критериев, их целевого назначения;

— семантическую определенность — точное определение смысла каждого критерия и однозначное понимание его всеми экспертами;

— конструктивность — признаки должны быть конструктивно описаны [168].

Рассматривая проблему профессионального становления учителя технологии, Р. А. Галустов дал анализ критериев сформированное&tradeпрофессионально-педагогической готовности будущих учителей технологии и предпринимательства. По его мнению она обусловлена задачами технологического образования, включает в себя наличие знаний, умений и личностных качеств будущего учителя технологии и предпринимательства [55].

В диссертационных исследованиях последних лет, посвященных различным проблемам подготовки будущих учителей (О.А. Булавенко, С. Н. Веклич, А. Г. Дорошенко, Н. В. Зеленко, Н. В. Семенова, Т. В. Хохлова и др.), предприняты попытки обосновать и экспериментально проверить критерии эффективности подготовки учителей технологии. Но среди исследований нет таких, где были бы определены критерии подготовки будущего учителя технологии к обучению школьников художественной обработке древесины.

В связи с тем, что художественная творческая деятельность близка к проектной, наибольший интерес для нас представили критерии обученное: и проектной деятельности школьников предложенные и обоснованные Н. В. Матяш, Н. В. Семеновой [136]. Это — когнитивный (проектно-технологические знания), операционно-практический (проектно-технологические умения), потребностно-мотивационный (проектно-технологические качества). В соответствии с ними разработана структура готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины.

При определении структуры готовности нас также интересовали исследования, посвященные проблеме готовности к определенному виду деятельности, в том числе к профессиональной деятельности. В психологии понятие готовности означает, как правило, целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, умения, навыки, установки, настроенность на определенное поведение [73].

В психолого-педагогических исследованиях выделяется два подхода к проблеме готовности: функциональный и личностный. Представители первого подхода (А.Г.Ковалев, Н. Д. Левитов, В. А. Мижериков и др.) описывают готовность с точки зрения функционального уровня — как предстартовую активизацию психических функций в контексте временной готовности и работоспособности. В ее структуре выделяют следующие компоненты: познавательный, эмоциональный, мотивационный, волевой.

Представители второго подхода (В.А.Крутецкий, А. И. Щербаков, В. Т. Сластенин и др.) рассматривают готовность с точки зрения личностных предпосылок, дающих возможность эффективного осуществления определенной деятельности. Нашему пониманию готовности наиболее соответствует определение Ю. С. Тюнникова, который рассматривает психологическую готовность к определенному виду деятельности в качестве внутренних процессов интеллектуального, эмоционального, личностного и иного развития учащегося [181]. Представители личностного подхода к понятию «готовность» также выделяют различные компоненты готовности. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович выделяют мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты готовности [73]. Г. А. Бокарева выделяет содержательно-процессуальный, нравственный, мотивационно-целевой и ориентированно-профессиональный элементы готовности.

Общность подходов к понятию готовности выражается в том, что все исследователи рассматривают ее как сложное целостное образование, динамическое явление, детерминированное внутренними и внешними факторами, как систему, имеющую свою структуру, состоящую из интегрированных компонентов. В качестве основных элементов готовности большинство авторов выделяют познавательный (интеллектуальный), мотивационный, эмоционально-волевой, процессуальный.

В структуру готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников художественной обработке древесины мы включили когнитивный, процессуальный и мотивационный компоненты. Структура такой готовности представлена в таблице 15.

Заключение

.

В условиях развития технологической цивилизации как системы жизнеобеспечения человечества, удовлетворения его духовных, материальных потребностей и источника познания окружающего материального мира технологическое образование подрастающего поколения является важнейшим социальным феноменом педагогической интеграции. Интегративная образовательная область «Технология», приоритетное место в которой, как показал ретроспективный анализ, традиционно занимает художественная обработка древесины, определила социально-педагогическое значение, содержание и направленность профессионального и личностного становления учителя технологии и предпринимательства.

Современный учитель технологии и предпринимательства готовится в педагогическом вузе в процессе освоения четырех блоков учебных дисциплин: общекультурных и социально-экономических, медико-биологических, психолого-педагогических и предметных. Среди многих направлений педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства традиционно приоритетное значение имеет обучение учащихся VIX классов технологии обработки древесины, в том числе 106 часов из 366 часов (29 процентов) отводится на художественную обработку древесины (контурная, геометрическая, домовая, резьба, токарная обработка, обучение абрамцевско-кудринскому стилю обработки древесины, созданию композиций изделий для сельского быта с элементами резьбы).

На основании выделенных нами четырех критериев: научной и практической значимости учебных предметов, роли и значении дисциплин в реализации предмета исследования, учета обоснованной устойчивости дисциплин в подготовке специалиста, наличии систематизирующих свойств и интенсивности взаимодействия с другими учебными курсами, были отобраны учебные дисциплины психолого-педагогического и предметного блоков.

Подготовка учителя к интегрированному обучению учащихся технологии художественной обработки древесины должна носить комплексный профессионально развивающий характер и основываться на интеграции знаний различных областей наук, раскрытии взаимосвязи, взаимообусловленности общенаучных, социальных, технологических, эстетических, экологических, педагогических, психологических и других аспектов. Интегрированные учебные дисциплины подготовки учителя к обучению учащихся технологии художественной обработки древесины имеют различную направленность, сложность и т. д., их группировка обширная, особенно на межпредметных связях, они всесторонне исследованы и представлены в профессиональной педагогике. По функциональному назначению, содержанию, структуре все интегрированные учебные дисциплины нами исследованы, определена их роль, назначение и функции.

Проанализированная, выявленная, обоснованная, развернутая по курсам и семестрам система отобранных учебных дисциплин, технологической и педагогической практик, определенная последовательность, достаточность в разумных пределах компактности процессов, внедрение разработанного системообразующего и дополняющего специального курса позволила создать концептуальную модель интегративной подготовки учителя к обучению учащихся технологии художественной обработки древесины.

В процессе исследования выявлена сложность формирования интегрированных знаний и умений по технологии и эстетике, которое протекает во взаимодействии гносеологических (научно-теоретических) и ценностных (духовно-практических) аспектов, вызванных спецификой эстетических, конструкторских, технологических, технических средств достижения необходимого результата в процессе познавательной и предметно-образующей деятельности. В этой связи, важной и сложной педагогической задачей является раскрытие студентам эстетических теорий научных основ художественного художественно-конструктивного), технологического (в процессе создания изделия) и диалектического характера единства технологии и эстетики.

Анализ содержания технологической, эстетической, педагогической, подготовки учителя технологии и предпринимательства позволил произвести группировку отобранного учебного материала отражающего инте-гративный, целостный характер содержательной и процессуальной подготовки будущего специалиста, основные направления профессиональной деятельности в школе. На этой основе разработана концептуальная модель подготовки специалиста к обучению учащихся технологии художественной обработки древесины.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность разработанной концептуальной модели, значимость внедрения в учебный процесс спецкурса «Обучение школьников художественная обработка древесины», методических рекомендаций по его изучению, банка творческих проектов, компьютерного сопровождения процесса подготовки. Уровень знаний студентов возрос на 0,8 балла. По комплексу проверяемых дисциплин повысилось качество знаний на 0,1 балла, умений на 0,2 балла.

Однако нельзя считать завершенным исследование подготовки учителя технологии и предпринимательства. Неисследованными остаются общенаучная, общетехническая, методическая подготовка учителя технологии и предпринимательства и многие другие аспекты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1980. -141с.
  2. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России 1993. — № 3. — С. 165−170.
  3. Актуальные проблемы педагогики / Под редакцией А. Н. Прядехо, С. Ф. Петрушкина, Н. А. Асташевой. Брянск: изд. БГПУ, 1998. — 256 с.
  4. Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия, 1989.-128с.
  5. Л.Г. Технология росписи. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.-352с.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: БГУ, 1990. — 559 с.
  7. .Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961. — 456 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 338 с.
  9. .Г. Современные принципы обучения. М.: Просвещение, 1987. — 196с.
  10. Ю.Андрианов П. Н. Техническое творчество учащихся (из опыта работы) М.: Просвещение, 1986. — 128с.
  11. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М. ПУ НИИ ОШ РАО, 1994. — 227с.
  12. А.А. Средства обучения в высшей и средней специальной школе. -М.: НИИВШ, 1985. -№ 1. -С. 16.
  13. М.Ж., Гарунов М. Г., Хайзаров Ж. С. Проблемное обучение в учебном процессе вуза. Деловые игры / Под общ. ред. проф. П.И. Пидка-систого. Алма-Ата, Мектен, 1979. — 80с.
  14. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Просвещение, Высшая школа, 1976. — С. 164−165.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  16. Архивы инспектора народных училищ Кубанской области за 1870 -1904 г. Краснодар. Краевой госархив. Фонд 520.- С.5−32- 34−89- 116−180.
  17. А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1986.-С. 95.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 104с.
  19. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128с.
  20. П.Р. Образовательная область «Технология» как система // Материалы к заседанию ученого совета ИПСМ РАО 10 апреля 1995 г.
  21. П.Р. Опережающее профессиональное образование и пути его осуществления // Материалы международной конференции «Общее и профессиональное образование в условиях СЭЗ» (13−14 апреля 1995 г.) -Калининград, 1995. С. 93−96.
  22. П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1988.- 128 с.
  23. П.Р., Кальней В. А. и др. Трудовая подготовка школьников. К.: Радянская школа, 1987. — 227 с.
  24. П.Р., Поляков В. А., Андрианов П. Н., Аксенова Э. А. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2. / Под ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1998. — 176 с.
  25. П.Р., Поляков В. А., Андрианов П. Н., Байдалинова Э. А. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
  26. С.П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1987.-368 с.
  27. С.Н., Тамарин В. Э. Профессиональные ценности в структуре деятельности преподавателя высшей школы // Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. Ярославль: ЯГУ, 1983.-C.3−17.
  28. С.Я. Задачи профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: А.П.О., 1993. — 91 с.
  29. М.: Высшая школа, 1980. С. 45.
  30. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192с.
  31. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984.-672 с.
  32. Т.М. Идеи развивающего обучения в учебных книгах К.Д. Ушин-ского и его последователей. М.: Просвещение, 1987. — 247 с.
  33. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.-344 с.
  34. А.Н., Михелькевич В. П. Интегрированная система высшего инженерного образования // Высшее образование в России. — 1994. № 2.-С. 125−128.
  35. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-с. 144.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  37. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн. пособие для студ. ср. и высш. пед. учебн. заведений ИПК и ИФП. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  38. Ю.К. Эстетика М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
  39. А.Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе. -М.: Просвещение, 1989. 111 с.
  40. H.JI., Елесеева Е. В., Суслин А. В., Сорока В. Ф. Руководство по организации и оборудованию кабинета по электрорадиотехнологии в школе. Брянск: Изд. БГПУ, 1996. — 133 с.
  41. H.JI., Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Методика обучения учащихся 5 класса технологии. -Брянск: БГПУ, 2000. 147 с.
  42. В.М. Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения. Дис. докт. пед. наук. -М., 1987. -С. 3−118.
  43. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. -М.: педагогика, 1978. 172 с.
  44. М.А. Умение планировать познавательную деятельность основа культуры учебного труда. // Теория и практика образования. — Липецк, 2001.-С. 55−64.
  45. С.М., Бурлакова Н. Е. Примерная программа педагогической практики студентов при многоуровневой подготовке специалистов. -Липецк, 1999.-С. 26−38.
  46. А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  47. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982.- 144 с.
  48. И.Т. Основы художественного конструирования. К.: Вища школа, 1982. — 152 с.
  49. Воспитание школьников в труде. / Под ред. А. А. Шибанова и др. М.: Педагогика, 1976. — 104 с.
  50. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. 3-е издание. М. Просвещение, 1991 г. 93с.
  51. Р.А. Профессиональное становление учителя технологии сельской школы. Монография. Москва — Ростов на Дону, 2001. 280с.
  52. Н.Н. Критерии оценки мультимедийных приложений. Технолого-экономическое образование в XXI веке: Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. 4.2. -264с.
  53. В.А. Творческие задачи по черчению. М.: Просвещение, 1991. -128с.
  54. B.C., Галустов Р. А., Лерх А. А. Основы конструирования технологических приборов и машин: Учебное пособие Армавир: Изд. Центр АГПИ, 2000. — 172 с.
  55. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного познания: (анализ). (Е.М.: Изд Моск. ун — 1965., 248с.
  56. Д.М., Панарина Г. П., Прокопенко В. И. Конспективный курс педагогики. Издание 2-е: Учебное пособие. Калуга: КГУ, 1997. — 135 с.
  57. В. Толковый словарь великорусского языка. Том IV. М. Русский язык. 1978.
  58. И.И. Дидактические средства формирования опыта творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения. М.: Просвещение, 1998.-180 с.
  59. И. П. Краль В.Н. Интернет в вариативном образовании. //Высшее образование в России 2000. — № 5. С. 98.
  60. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 2000 с.
  61. Дидактика высшей школы / Сост. В. А. Волков, А. В. Коржуев: Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 136 с.
  62. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев- Пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова, М.: Изд-во «Мысль», 1998. — 572с.
  63. A.M. Учебная информатика и компьютерная технология обучения // Теоретические и учебные аспекты информатики. Киев: ИК АН УССР, 1987.-С. 3−26.
  64. Ю.М. Развитие образования в условиях информатизации общества. //Вестник Московского университета. 1999. — сер. 18. Социология и политология. — № 4. — С.33−51.
  65. Л.Н. Теория и практика трудового политехнического обучения в сельской школе. М., 1971. -С. 11−48.
  66. Е. Возможности компьютерных технологий обучения, //народное образование. 1997. — № 9. — С.52−59.
  67. Е.А. Формирование научного мировоззрения подростков в процессе освоения интегрированных знаний о человеке и обществе. Изд-во «Мысль», 1994.-С. 6−41.
  68. С.Е. Оптимизация содержания и форм организации производительного труда учащихся VII-VIII классов в условиях школьных мастерских. М.: Просвещение, 1979. — 21 с.
  69. М. И. Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза). Мн.: Изд-во БГУ. 1978 г.-320 с.
  70. А.И. Система межпредметных связей в высшей школе /аспект подготовки учителя. Харьков, 1984. — 152 с.
  71. А. Современная российская школа и формирование новой социальной среды. // Школьное образование. 2000. — № 4. — С.2−7.
  72. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 166 с.
  73. И.В. Проектная деятельность в сельской школе // Образование -2003.-№ 2. -С. 64−72.
  74. Л.П. Особенности подготовки учителя обслуживающего труда в педагогическом институте: Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1990.362 с.
  75. Л.П. Проблемы подготовки учителя обслуживающего труда в ретроспективе развития педагогического образования. Славянск-на-Кубани: СФ АГПИ, 1998. — 181 с.
  76. Н.Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  77. К.А., Эпштейн Д. А. Трудовое политехническое обучение в средней школе. Педагогика. М.: Просвещение, 1972. — 128 с.
  78. Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1987. -С. 12−14. § 9. Ильина Т. А. Педагогика. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента-М.: Знание, 1975. — 122 с.
  79. Т.А. Педагогика. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. -М.: 1975.— 122 с.
  80. B.C. Формирование личности школьника. / целостный процесс/. -М.: Педагогика, 1984. 301 с.
  81. JI.M., Симоненко В. Д., Шипицын Н. П. Творческие проекты для учащихся 5−7 классов по технологии обработки конструкционных материалов. Брянск: изд. БГУ, 1995. -155 с.
  82. Информатика. 10−11 класс/под ред. Н. В Макаровой. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 е.: ил.
  83. А.Г. Трудовая подготовка педагога. М.: Нар. просвещение, 1927.-С. 13−17.
  84. Карелль «Педагогический ручной труд по датской системе» Санкт-Петербург, 1905.-С. 12−30.
  85. В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987. -С. 6−14.
  86. Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера и Дальнего востока. М.: 1980. — 78 с.
  87. Н. И. Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М. Искусство, 1983. -224 с.
  88. А.Г. Психология личности, Изд. 3-е, переработанное и дополненное. М.: Прсвещение, 1969. 391с.
  89. Ю.С. Материаловедение. -М., СПб. «Агар», 1999. 189 с.
  90. В. В. Симоненко В.Д. Общественно-полезный труд учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  91. A.M. Некоторые вопросы взаимосвязи курса математики с другими предметами. М.: Просвещение, 1989. — 89 с.
  92. Я.А. Великая дидактика. М.: Просвещение, 1972. — 316 с.
  93. В.А. Подготовка будущих учителей к руководству производительным трудом школьников. М.: Просвещение, 1986. — 210 с.
  94. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Педагогика, 1979. — 174 с.
  95. К.П. Межпредметные связи и их влияние на формирование знаний и способов деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1968. -217с.
  96. В.В. Эстетическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения (на примере занятий по токарной обработке древесины в VI-VII кл.): Дисс. канд. пед. наук. -М., 1986. 180 с.
  97. А.Д. Формирование конструктивно-технических навыков у учащихся I-IV классов на уроках ручного труда. К.: Освита, 1966. — 205с.
  98. Н.И. Учебное рисование. М.: Педагогика, 1980. -С. 14−17.
  99. С.А., Леонов Л. А. Работоспособность человека и пути ее повышения. М.: Медицина, 1974. — С. 10−22.
  100. С.А. Физиологические основы производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1975. 264 с.
  101. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение. 1972.-255с.
  102. Г. В. Основные принципы и закономерности художественного конструирования изделий промышленного производства. М.: МВХПУ, 1984.-112с.
  103. В. Ж. Новоднов В.Г. О сравнении педагогических технологий. Высшее образование в России. 1994. — № 1. -С. 165−172.
  104. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Высшая школа, 1981. -С. 5−41.
  105. Н.Д. Психология характера. Изд. З-е, исправленное и дополненное. М.: Просвещение, 1969. 424с.
  106. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.- 360с.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат 1975.-304 с.
  108. А.В. Основы предпринимательства на уроках технологии / «Школа и производство». 1997. — № 4. — С. 89−93.
  109. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981.-С. 23−68.
  110. С.Н. Оптимизация процесса конструирования учебной информации преподавателями вуза. Дис. канд. пед. наук Л., 1984. -223.с.
  111. В.Т. Формирование личности современного студента. Авто-реф. дис. д-ра философ, наук. Л., 1981.-34 с.
  112. .Т. О соотношении теории и практики в педагогическом познании и обучении. Пути повышения эффективности подготовки учителя начальной школы. М.: Изд. МГПИ, 1976. — С. 5−14.
  113. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Педагогика, 1996. -С. 311 318.
  114. А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. —776с.
  115. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с. Луначарский А. В. Статьи об искусстве. — М. — Л., 1941. — С. 513−514, 540−542.
  116. Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителя на Западе. М.: Педагогика, 1994. — № 3. — С. 20−30.
  117. А.С. Трудовое воспитание. Минск: Нар. Освита, 1977.- 256с.
  118. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 189 с.
  119. Н.Ф. Становление личности в различных образовательных системах: интеграционно-технологические аспекты. Оред: Изд-во ОГУ. 1997.-110с.
  120. Т.А. Мозаика и резьба по дереву: Учебник для сред. проф. техн. училищ. М.: Высшая школа. 1981. — 80с.
  121. Матяш Н. В, Семенова Н. В. Подготовка учителя технологии к обучению школьников проектной деятельности. -Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика И. Г. Петровского, 2000. 120с.
  122. В.А. Словарь справочник по педагогике. М.: ТЦ сфера 2004.-448с.
  123. Г. А. Методические аспекты обучения художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» с использованием компьютерных технологий (на примере обработки керамики). Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 17 с.
  124. Методика обучения технологии. Книга для учителя. /Под редакцией В. Д. Симоненко. Брянск — Ишим: Изд. ИГПИ НМЦ «Технология». 1998.295 с.
  125. Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. Брянск: Изд. БГУ, НМЦ «Технология», 2000. — 235 с.
  126. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Мол. гвардия, 1994.-315с.: ил.
  127. В.М. Технология металлов и конструкционные материалы. М.: Высшая школа, 1968. — 359 с.
  128. О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации: Постановление Комитета по высшей школе М.: Наука, 19 ВШ ТП РФ от 13.03.92 г. № 33 / Бюлл. М.: Наука, 19 ВШ ТП РФ -1992.-№ 4.-С. 6−11.
  129. В.П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Брянск: БГГТУ, 1998. — 29 с.
  130. М.Ф. История эстетической мысли: Учебное пособие 2-е изд. перераб. и доизд. — М.: Высшая школа, 1984. — 366 с.
  131. Основы художественного ремесла / под ред. Барадулина В. А., Панкус О. В. М.: Изобразительное искусство, 1978. — С. 5−69.
  132. Основы декоративного искусства в школе / под ред. Нешумова В. В., Щедрина Е. Н. М.: Просвещение, 1981. — 84 с.
  133. Отчет о состоянии Кубанской учительской семинарии за 1872 год. -Краснодар. Краевой архив. Фонд 252, архивное дело 2361. -С. 5.
  134. Отчет о состоянии Кубанской учительской семинарии в учебно-воспитательном отношении за 1871 год. Краснодар. Краевой архив. Фонд 252, архивное дело 2326. -С. 6.
  135. Об устройстве при Кубанской учительской семинарии мастерской столярной, токарной, переплетной: § 4. О необходимости устройства при семинарии мастерских. Краснодар. Краевой архив. Фонд 252, архивное дело 2857. — С. 2−3.
  136. М.Б. «Технология» новый учебный предмет в школе. -Санкт-Петербург: Литбра, 1992. — 140 с.
  137. Ф.М. Педагогика производительного труда. М.: Знание, 1987. -80 с.
  138. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. Смирнова С. А., М., 1991.- 532 с.
  139. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1995. — 637 с.
  140. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998.-526 с.
  141. Педагогическая практика /Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1981.-159 с.
  142. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1964. т.З.- С.60−92.
  143. Д.И. Избранные педагогические сочинения. Кн. 1.- М.: АПН РСФСР 1951.-389с.
  144. Н.А. Резьба, мозаика, гравирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 320 с.
  145. О.С. Народные художественные промыслы. М.: Изобразительное искусство, 1984. — 48 с.
  146. С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе.- М.: Просвещение, 1976. С. 14−39.
  147. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профтехобразование», 1997. — 512 с.
  148. Профессиональное образование в России / Под ред. A.M. Новиков. -М.: ИЦПНПО РАО, 1997. 254 с.
  149. Ремесленные отделения и классы ручного труда при народных училищах в России // Народное образование. Санкт-Петербург, 1906. т. II, июль — август. — С. 51.
  150. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы: перспективы использования. М.: Школа-пресс, 1994.-205 с.
  151. В.К., Шимякин П. А. Методика экономического воспитания. М.: Просвещение, 1985. — С. 3−19.
  152. Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  153. Г. В. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. -Брянск: БГУ, 1992.-98 с.
  154. А.Г. Взаимосвязь занятий декоративно-прикладным искусством и трудовым обучением младших школьников. М.: Педагогика, 1987. -С. 6−29.
  155. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе образования / Высшее образование в России. 1994. — № 2. — с. 29−37.
  156. В., Казарин JL, Кузнецова В. О. О подготовке педагогических кадров в классических университетах / Высшее образование в России. 1995.-№ 3.-С. 54−63.
  157. М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. — С. 10−79.
  158. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП, Издательство «Магистр», 1997. — 308 с.
  159. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  160. Ю.С. Техническое творчество школьников: вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение. М.: Педагогика, 1984.-230 с.
  161. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1995.-40 с.
  162. Творческие проекты учащихся V-IX классов общеобразовательных школ / Под ред. В. Д. Симоненко. Научно-методический центр «Технология» Брянск: БГУ, 1996. — 238 с.
  163. Техническое моделирование и конструирование. М.: Просвещение, 1983.-255 с.
  164. В.П. Формирование положительного отношения к художественному труду у учащихся четырехлетней начальной школы. К.:УНИИП, 1992.-2 Юс.
  165. Ю.Ф. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования / Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 116−124.
  166. Ю.С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля. М.: Высш. шк., 1991.-192 с.
  167. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение. 1968.-557с.
  168. Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Кн. для учащихся ст. классов. М. Просвещение. 1985. -255с.
  169. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981. — 175 с.
  170. А.Я. Подготовка педагогических кадров для села. Ростов-на-Дону: Ростов, пединститут, 1978. — С. 3 — 11.
  171. С.М. Политехническое обучение. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-728 с.
  172. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 1979. — 91 с.
  173. А.А. Политехническое и производственное обучение в сельской школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. — 372 с.
  174. Г. А., Рубина Г. В. Конструирование и моделирование одежды. Пособие. Брянск, 1997. — 87 с.
  175. Школа и труд / Под ред. П. Р. Атутова, В. А. Кальней. М.: Педагогика, 1987.-215 с.
  176. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998. -349с.
  177. А.Г. Трудовое политехническое обучение в сельской школе зоны интенсивного земледелия. Краснодар: Краснодарское кн. изд-во, 1973.-С. 88−122.
  178. А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие для пединститутов. М.: 1987.
  179. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
Заполнить форму текущей работой