Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка специалистов в сфере моделирования и конструирования швейных изделий в условиях непрерывного профессионального образования: Лицей-колледж

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ставропольский край входит в состав южного региона России и этим обусловлена специфика подготовки специалистов среднего звена обеспечивающая региональный рынок труда. В этой связи подготовка специалистов для работы в сфере дизайна одежды становится актуальной. Учебные заведения Ставропольского края готовят специалистов разных уровней. В частности Невинномысский государственный… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА К РАБОТЕ В СФЕРЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Состояние научной разработанности темы исследования.

1.2. Понятийный аппарат предмета исследования.

1.3. Состояние и проблемы подготовки специалиста к работе в сфере моделирования и конструирования швейных изделий на основе преемственности образовательных уровней.

Выводы по I главе.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРИ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА К РАБОТЕ В СФЕРЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

2.1. Нормативное обеспечение учебного процесса.

2.2.Методика формирования преемственной Основной образовательной программы по специальности «моделирование и конструирование швейных изделий»: а) преемственного учебного плана. б) преемственных рабочих программ учебных дисциплин. в) преемственных программ практик. г) содержания и организации итоговой государственной аттестации специалиста

Выводы по II главе.

ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

3.1 Реализация преемственного содержания профессионального образования на основе модульной педагогической технологии.

3.2 Мониторинг качества подготовки специалиста.

Выводы по III главе.

Подготовка специалистов в сфере моделирования и конструирования швейных изделий в условиях непрерывного профессионального образования: Лицей-колледж (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В условиях перестройки социально-экономических отношений в нашей стране особое значение приобретает реформирование системы образования. При этом на передний план педагогической науки и практики выдвигается ряд приоритетных проблем, решение которых определяет успешность всех социальных реформ в целом. Одной из доминирующих является проблема проведения комплекса научно-педагогических исследований, посвященных изучению вопросов повышения качества подготовки специалистов в условиях современного профессионального образования. При этом названная проблема должна решаться в контексте современных требований российского общества и тенденций развития отечественной педагогической науки и образовательной практики. В настоящее время социальные потребности в сфере образования во многом связаны с реализацией идеи непрерывного профессионального образования, главный смысл которойпостоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Российское государство и общество могут пойти по пути прогресса и процветания только в том случае, если все население страны будет достаточно образованным, если каждый без исключения человек получит возможность для достойного саморазвития, раскрытия творческих способностей в сфере своей профессиональной деятельности. Построение системы непрерывного профессионального образования — проблема чрезвычайно сложная из-за своей относительной новизны. В настоящее время основная сложность построения данной образовательной системы связана с тем, что те проблемы, которые необходимо решать в отечественной педагогической науке и практике только начинают осознаваться.

Несомненную актуальность в рамках идеи непрерывного профессионального образования имеет проблема повышения качества профессиональной подготовки специалистов в области наиболее творчески ориентированных специальностей, к которым вне всякого сомнения можно отнести специальность, связанную с дизайном одежды. При этом названная проблема особо значима для уровня среднего профессионального, а образования, так как именно данный уровень составляет необходимый образовательный фундамент дальнейшего становления специалиста в выбранной профессии. Повышение качественного уровня среднего, профессионального образования в сфере дизайна одежды во многом определено необходимостью создания устойчивых преемственных связей образовательного характера в системе «лицей — колледж». Эта необходимость детерминирована современными требованиями к развитию профессий и соответствующего профессионального образования именно в контексте идеи непрерывности подготовки специалистов.

В настоящее время в педагогической науке и образовательной практике возникли объективные возможности для решения задачи оптимизации процесса подготовки специалистов в области дизайна одежды в условиях непрерывного профессионального образования. Эти возможности в # первую очередь обусловлены теоретическими предпосылками, связанными с результатами развития педагогической науки в предшествующий период, отраженными в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

Для нашего исследования особенно значимыми явились: идеи, определяющие роль и функции современной системы образования в культурном развитии общества и человека (М.Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Ю. П. Ветров, С. В. Кульневич, И. А. Колесникова, И. Б. Котова, Н. П. Клушина, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев, Х. Г. Тхагапсоев, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) — идеи в области педагогических инноваций (А.А. Арламов, М. С. Бургин, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, JI.C. Подымова, А. П. Тряпицына и др.) — труды по проблемам управления в образовании (Д.М. Вердиев, А. П. Волчкова, т A.M. Воронин, В. Ю. Кричевский, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, В.П.

Гриднев, Т. М. Давденко, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Т. И. Шамова и др.) — труды в области теорий взаимосвязи ступеней профессионального образования и непрерывного профессионального образования (А.П.Беляева, И. Д. Клочков, Н. Е. Кузнецова, М. И. Махмутов, Ю. С. Тюнников, О. Ф. Фёдорова, В. Д. Шадриков и др.) — общедидактические ¦т исследования профессионального образования (В.А.Бодров, В. С. Безрукова,.

A.А.Вербицкий, Г. М. Зарековский, Г. Л. Ильин, В. АЛономаренко,.

B.Д.Шадриков и др.) — труды в области теории творческой деятельности, гуманизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности его субъектов (А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов и др.) — исследования, посвященные профессиональной деятельности специалистов в области дизайна одежды и соответствующей профессиональной подготовки специалистов (Т.О. Бердник, А.Ф. Евсегнеев-Беляков, Е. В. Ткаченко, Л. М. Кадцын, С. М. Кожуховская, В. Н. Козлова, Б. В. Пальчевский, В. Ю. Серебрякова, В. В. Соловьева и др.).

Тем не менее, осуществленный нами анализ состояния проблемы ф профессиональной подготовки специалистов в сфере дизайна одежды в контексте системной связи «лицей-колледж» показал, что на сегодняшний день данная проблема разработана в педагогической науке и практике в недостаточной степени. Это обусловило выбор следующей темы нашего исследования: «Подготовка специалистов в сфере дизайна одежды в условиях непрерывного профессионального образования (лицей — колледж)».

Проблема исследования является следующей: какова роль непрерывного образования в повышении качества профессиональной подготовки специалистов среднего образовательного уровня и каковы соответствующие условия построения и осуществления непрерывности ооразовательного процесса в системе «лицеи — колледж» при подготовке специалистов в сфере дизаина одежды, гешение данной проолемы составляет цель нашего исследования.

Ооъект исследования: непрерывный образовательный процесс в системе начального и среднего уровней профессионального образования «лицей — колледж».

Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки специалистов в сфере дизайна одежды в условиях непрерывного образования в системе «лицей — колледж».

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: процесс подготовки специалистов в сфере дизайна одежды в условиях непрерывного профессионального образования будет качественно эффективным, если:

• процесс организации непрерывной профессиональной образовательной системы «лицей — колледж», будет строго ориентирован на нормативные документы, в которых отражены и законодательно обоснованы соответствующие требования к реформированию отечественного профессионального образования в контексте идеи его непрерывности;

• системообразующим фактором непрерывного профессионального образования в сфере дизайна одежды будет выступать его целостность, то есть не механическое приращение составляющих его элементов, а глубокая интеграция всех образовательных подсистем и процессов;

• процесс организации непрерывной профессиональной подготовки специалистов в сфере дизайна одежды будет строго ориентирован на требования соответствующих образовательных стандартов начального и среднего уровней профессионального образования;

• профессиональная подготовка специалистов в сфере дизайна одежды будет осуществлена на основе непрерывной образовательной программы, которая будет разработана в контексте требований государственных образовательных стандартов начального и среднего образовательных уровней, а так же требований профессиограммы специалиста в области дизайна одежды, обусловленной качественными характеристиками специальности «Моделирование и конструирование швейных изделий» и квалификационными требованиями к личности соответствующего специалиста;

• непрерывная образовательная программа будет включать в себя целевой, нормативный, содержательный и технологический компоненты, ф при этом системообразующим фактором процесса профессиональной подготовки специалистов будет общая образовательная цель, сформулированная следующим образом: формирование ценностно-ориетационного, мотивационного, волевого, интеллектуального и действенно-практического компонентов профессиональной готовности специалиста в области дизайна одежды;

• в процессе профессиональной подготовки будут использованы инновационные педагогические технологии, позволяющие в максимально полной мере раскрыть творческий потенциал будущих специалистов в области дизайна одежды.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

• выявить сущностные характеристики понятия непрерывного • профессионального образования применительно к системной связи образовательных уровней «лицей — колледж»;

• разработать нормативную базу построения непрерывного профессионального образования по специальности «Моделирование и конструирование швейных изделий» в контексте системной связи «лицейколледж»;

• исходя из требований специальности «Моделирование и конструирование швейных изделий» разработать соответствующую профессиограмму специалиста, которая определит общую цель соответствующей профессиональной подготовки;

• на основе профессиограммы разработать структуру профессиональной готовности специалиста в сфере дизайна одежды;

• разработать и реализовать на практике непрерывную профессиональную образовательную программу в контексте системной связи «лицей — колледж» по подготовке специалистов в области дизайна одежды.

Методологическую основу исследования составили аксиологический и личностно-деятельностный подходы, определяющие деятельность ведущим условием полноценного развития личности в условиях образовательного процесса и позволяющие рассматривать личность будущего дизайнера одежды в контексте субъект-субъектных образовательных отношений и в качестве субъекта творческой деятельностимеждисциплинарный и системный подходы, способствующие построению образовательного процесса на принципах непрерывности, целостности и системности.

Теоретической основой диссертации послужили труды учёных, принадлежащих к различным направлениям и школам, в которых существенное концептуальное значение имеют:

— труды, посвященные изучению роли и функций современной системы образования в развитии общества и человека (М.Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Ю. П. Ветров, С. В. Кульневич, И. А. Колесникова, И. Б. Котова, Н. П. Клушина, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев, Х. Г. Тхагапсоев, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.);

— труды, посвященные изучению вопросов, связанных с инновационными процессами в образовательной практике и проблемами управления в образовании (А.А. Арламов, М. С. Бургин, Д. М. Вердиев, А. П. Волчкова, A.M. Воронин, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, JI.C. Подымова, А. П. Тряпицына, Шамова и др.);

— труды в области проблем профессионального образования в сфере дизайна одежды и вопросов, связанных с теорией и практикой непрерывного профессионального образования (А.П.Беляева, Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская, Т. О. Бердник, А. А. Вербицкий, А.Ф. Евсегнеев-Беляков, И. Д. Кпочков, Н. Е. Кузнецова, М. И. Махмутов, В. Ю. Серебрякова, В. В. Соловьева, Ю. С. Тюнников, О. Ф. Фёдорова, В. Д. Шадриков и др.);

— исследования в области теории творческой деятельности, гуманизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности его субъектов (А.В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов и др.);

Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение и сравнение научной, нормативной и программно-методической литературыдиагностические: наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка, обобщение независимых характеристикпраксиметрические: анализ продуктов деятельности, учебной и учебно-методической документацииэкспериментальные: опытная работаметоды математической статистики.

База и этапы исследования. Исследование осуществлено на базе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. Им было охвачено 320 человек. Исследование выполнялось в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (1УУУ — 1-я п. 2UUU гг.- — изучение состояния данной проблемы в теоретических исследованиях и педагогической практике, определение исходных теоретических позиций, обоснование проблемы исследования.

Иго рои этап (2-я п. 2UUU — 1-я п. 2UU1 гг.) — определение цели и задач исследования, теоретический анализ проблемы, разработка экспериментальных материалов, подготовка экспериментальной базы исследования.

Третий этап (2-я п. 2UUI — 2UU4 гг.) — проведение констатирующего и формирующего экспериментов, анализ результатов экспериментальной части исследования, оформление текста диссертации.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые па защиту:

• процесс конструирования непрерывной профессиональной образовательной системы «лицей — колледж», требует строгого нормативного обеспечения, в качестве которого выступает комплекс необходимых документов, регламентирующих весь порядок мер образовательно-организационного характерасистемообразующим фактором непрерывного профессионального образования в сфере дизайна одежды выступает его целостность, то есть глубокая интеграция всех составляющих профессиональную подготовку специалистов образовательных подсистем и процессоворганизация непрерывной профессиональной подготовки специалистов в сфере дизайна одежды строго ориентирована на требования государственных стандартов начального и среднего уровней профессионального образованияпрофессиональная подготовка специалистов в сфере дизайна одежды осуществляется на основе непрерывной профессиональной образовательной программы, разработанной в контексте требований государственных образовательных стандартов начального и среднего образовательных уровней, профессиограммы специалиста в области дизайна одежды, обусловленной качественными характеристиками специальности «Моделирование и конструирование швейных изделий» и квалификационными требованиями к личности соответствующего специалистанепрерывная образовательная программа включает в себя целевой, нормативный, содержательный и технологический компоненты, при этом системообразующим фактором процесса профессиональной подготовки специалистов является общая образовательная цель, сформулированная следующим образом: формирование ценностно-ориетационного, мотивационного, волевого, интеллектуального и действенно-практического компонентов профессиональной готовности специалиста в области дизайна одежды;

• процесс непрерывной профессиональной подготовки является эффективным при использовании инновационных педагогических технологий, позволяющих в максимально полной мере раскрыть творческий потенциал будущих специалистов в области дизайна одежды.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• определены теоретические основы реализации идеи непрерывного профессионального образования в контексте системной связи начального и среднего уровней профессиональной подготовки специалистов;

• разработана профессиограмма специалиста в области моделирования и конструирования швейных изделий в рамках которой были определены структура и содержание его профессиональной готовности к деятельности в названной профессиональной сфере;

• выявлены и научно обоснованы качественные характеристики ценностно-ориетационного, мотивационного, волевого, интеллектуального и действенно-практического компонентов профессиональной готовности специалиста в области дизайна одежды;

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• обоснована с теоретической точки зрения непрерывная образовательная программа по подготовке специалистов в области дизайна одежды в контексте системной связи «лицей — колледж»;

• уточнены теоретические основы профессиональной подготовки специалистов в области дизайна одежды в условиях непрерывного профессионального образования в системной связи «лицейколледж»;

• разработаны практические рекомендации по подготовке специалистов в сфере дизайна одежды в условиях непрерывного профессионального образования, имеющие выраженную прикладную значимость.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в системе начального и среднего профессионального образования при подготовке специалистов в области моделирования и конструирования швейных изделий.

Достоверность исследования обеспечивалась использованием различных методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам работыметодологической обоснованностью теоретических положенийэкспериментальной проверкой гипотезы, давшей положительные результатыприменением методов математической обработки эмпирических данных и апробацией результатов исследования в образовательной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы над кандидатской диссертацией. Этим обеспечивалась достоверность и полноценность оснований для каждого последующего этапа научного поиска.

Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, обсуждались на заседаниях кафедры «Профессиональное обучение» Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, на всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Швейное производство: от научно-технических разработок до инновационных проектов» (Москва, 2002 г.) — «Педагогические системы развития творчества в учреждениях профессионального и дополнительного образования» (Екатеринбург, 2002 г.) — «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в системе педагогического образования на основе инновационных технологий» (Невинномысск, 2001 г.) — «Мониторинг оценки качества подготовки специалиста: современный опыт и тенденции развития» (Невинномысск, 2002) — на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Невинномысского.

Государственного гуманитарно-технического института (2000 — 2004 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации составил 203 страницы.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Формирующий эксперимент был осуществлен в рамках разработанной непрерывной профессиональной образовательной программы «лицей — колледж». В эксперименте приняли участие 320 человек Невиномысского гуманитарно-технического института. 154 человека составили контрольную группу, 166 человек — экспериментальную. Непрерывная образовательная программа была реализована в экспериментальных группах учащихся, которые имели профильное начальное образование. В контрольные группы учащихся вошли респонденты, не имеющие начального уровня профессионального образования. Общая цель профессиональной подготовки позволила сформулировать следующие задачи формирующего эксперимента:

В рамках формирования ценностно-ориентационного компонента профессиональной готовности специалистов в сфере дизайна одежды: сформировать у будущих специалистов систему ценностных ориентаций, связанную с гуманистическими установками на отношения с другими людьми.

В рамках формирования мотивационного компонента профессиональной готовности специалистов в сфере дизайна одежды: сформировать устойчивую мотивацию учащихся к профессиональной самостоятельности и инициативе, стремлению к творческому решению проблем в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.

В рамках формирования волевого компонента профессиональной готовности специалистов в сфере дизайна одежды: формирование способностей учащихся преодолевать трудности в процессе овладения специальностью, в решении проблем профессионального характера.

В рамках формирования интеллектуального компонента профессиональной готовности специалистов в сфере дизайна одежды: сформировать у учащихся необходимые профессиональные знания в области современных технологических, экономических процессов в обществе, представления о потребностях в сфере одежды у различных социальных групп населения, необходимые знания в теории и технологии швейного производства, конструирования и моделирования швейных изделий и дизайна одежды.

В рамках формирования действенно-практического компонента профессиональной готовности специалистов в сфере дизайна одежды: сформировать у будущих специалистов умения и навыки профессионального общения и деятельности.

Результаты формирующего эксперимента показали устойчивую положительную динамику профессиональной готовности будущих специалистов в сфере конструирования и моделирования швейных изделий в экспериментальной группе. В контрольной группе положительная динамика профессиональной готовности названных специалистов была выражена в меньшей степени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Тенденции социально — экономического развития нашей страны привели к изменению парадигмы профессионального образования и её переориентации на личность обучающихся, что зафиксировано в Законе РФ «Об образовании» и других государственных документах.

Распад СССР и кризис власти в Российской Федерации резко изменили масштабы и характер рынка труда в Российской Федерации и как следствие изменилась потребность уровня профессионального мастерства специалистов среднего звена вообще и в сфере дизайна одежды в частности.

Профессиональная подготовка, формирование профессиональной культуры, признается взаимосвязанными и взаимодополняющими друг друга составляющими среднего на базе начального профессионального образования с целью формирования специалиста высокой ступени квалификации и уровня культуры.

Ставропольский край входит в состав южного региона России и этим обусловлена специфика подготовки специалистов среднего звена обеспечивающая региональный рынок труда. В этой связи подготовка специалистов для работы в сфере дизайна одежды становится актуальной. Учебные заведения Ставропольского края готовят специалистов разных уровней. В частности Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт в системе непрерывного профессионального образования осуществляет многопрофильную подготовку специалистов начального, среднего и высшего образовательного уровня. Для удовлетворения потребностей регионального рынка труда в НГГТИ осуществляется подготовка специалистов в сфере дизайна одежды среднего (на базе начального) профессионального образования в сокращенные срокиспециальность 2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий».

В I главе диссертационного исследования рассматривается оптимизация процесса и принципов преемственного обучения, обосновывается целостность их состава и рациональность предложенного порядка раскрытия. Специальное внимание уделяется обзору и классификации форм и методов обучения, а также обоснованию категории дидактики- «вида обучения», как синтетического целостного образования, возникающего на основе системного сочетания определенных форм и методов обучения. Приоритетной выбрана блочномодульная педагогическая система, на основе которой разработана концепция подготовки специалистов среднего на базе начального профессионального образования в сфере дизайна одежды.

Во II главе нашего исследования излагаются разработанные методологические основы оптимизации процесса обучения — критерии оптимального его построения, методологические требования к выбору оптимальных решений и сама процедура последовательных действий по выбору оптимальной структуры преемственного процесса обучения.

Для конкретизации условий оптимального построения процесса обучения был проведен широкий педагогический эксперимент для решения задачи оптимального построения учебного процессарассматриваются наиболее важные условия, которые должны быть созданы в образовательном учреждении непрерывного типа для обеспечения эффективного внедрения в практику идей оптимального построения процесса обучения.

В III главе представлена практика реализации преемственного образовательного процесса среднего на базе начального профессионального образования, а также процесса взаимопроникновения и сопряжения содержания общепрофессионального и специального циклов дисциплин.

С целью конкретизации общетеоретических положений в III главе описывается система мер по оптимальному решению задач сформулированных в начале нашего исследования. Материал этой главы дается в соответствии с логикой действий преподавателя общепрофессиональных дисциплин по выбору оптимального решения названных задач. Коррекция рабочих программ по общепрофессиональным, специальным и элективным циклам на основе мониторинга образовательного процесса — реальный итог проведенного эксперимента.

В настоящем исследовании проблема оптимизации процесса обучения излагается преимущественно на основе методов качественного анализа, что позволяет выйти на доступные для условий непрерывной профессиональной образовательной системы практические рекомендации.

Материалы завершающей научной обработки убедительно подтвердили те положения, которые выносились на защиту, что даёт веское основание считать цель и задачи проведённого исследования полностью выполненными. Общий итог диссертационного исследования состоит в том, что разработана теория и методика профессиональной подготовки специалиста к работе в сфере дизайна одежды. Обоснован понятийный аппарат. Проанализирована нормативно — правовая база по предмету исследования. В нашем исследовании в большей степени акцент сделан на методику формирования преемственной Основной образовательной программы, в частности общепрофессионального цикла подготовки специалиста по специальности — моделирование и конструирование швейных изделий.

Результаты, полученные в ходе и итоге диссертационного исследования, позволяют сформулировать следующие частные выводы:

1. Тема предпринятого исследования является актуальной так как: а) разработана в педагогической науке не достаточноб) полученные результаты существенно меняют наши теоретические представления по кардинальным вопросам теории и методики подготовки специалиста к работе в сфере дизайна одежды.

2. Понятийный аппарат предмета исследования, включающий такие понятия и термины как: «дизайн», «художественные стили», «специальный рисунок», «творчество», «композиция костюма», «одежда», «дизайн костюма», «непрерывное профессиональное образование «, «система образования «, «образовательный модуль «, «подготовка специалиста «, «теория и технология подготовки специалиста к работе в сфере дизайна одежды», достаточно полно разработан нами в связи с использованием официальной, научной и справочной литературы.

3. Выявлены, проанализированы и представлены основные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие непрерывную подготовку специалиста к работе в сфере дизайна одежды. Можно утверждать, что для подготовки такого рода специалистов имеется достаточная правовая база и огромные возможности её реализации в педагогическом процессе через базовые, элективные курсы преемственной Основной образовательной программы среднего на базе начального профессионального образования по специальности — модельер-конструктор и специализации — моделирование и конструирование швейных изделий. Анализ состояния подготовки учащихся, реализация в региональном компоненте учебного плана новых спецкурсов «Имиджиология «, «История текстиля и моды», «Пластическая анатомия» расширяющих профессиональные знания, навыки и умения.

4. Разработано значительное дополнение и конкретизация содержания национально — регионального компонента государственного образовательного стандарта, в части теоретических и практических курсов общепрофессиональных дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом 2002 года по специальности -«Моделирование и конструирование швейных изделий», что позволило сформулировать две очевидные проблемы:

• состояние знаний у учащихся о работе в сфере моделирования и конструирования швейных изделий не полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к специалистам среднего звена на современном этапе развития легкой промышленности работодателем;

• степень присутствия материалов о работе в сфере дизайна одежды в федеральном и национально-региональном компонентах Основной образовательной программы СПО по специальности «Модельер-конструктор швейного производства», недостаточная.

5. Разработана в учебном заведении совокупность более 20 основных локальных актов, регулирующих учебный процесс в рамках подготовки специалиста по технологии, моделированию и конструированию, вообще, и моделирования и конструирования швейных и трикотажных изделий, в частности.

6. Смоделирована и впервые представлена методика формирования преемственной Основной образовательной программы подготовки специалиста по специализации «Моделирование и конструирование швейных изделий», преемственного учебного планапреемственных рабочих программ учебных дисциплинпрограмм практиксодержания и организации итоговой государственной аттестации.

7. В ходе исследования обосновано и апробировано учебнометодическое и организационное обеспечение реализации педагогических условий развития инновационных процессов включающее моделирование профессиональной деятельности, обновление содержания профессиональной подготовки, разработка механизма мониторинга образовательного процесса, активизацию творческого потенциала учащихся.

Практические рекомендации по использованию результатов исследования Настоящее исследование позволит законодательно закрепить систему подготовки специалиста по специальности — моделирование и конструирование швейных изделий и использовать технологию преемственной подготовки специалистов среднего на базе начального профессионального образования учебных заведениях России.

Некоторые перспективные области научных исследований данной проблемы Представленная диссертация не претендует на полное и всестороннее рассмотрение проблемы. Например, специального изучения требуют вопросы технологической подготовки специалистов различных подразделений в сфере моделирования и конструирования швейных изделий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Н. Петухова Р.И., Ярошенко Н. Г. Проблемы преемственности образовательных уровней- Под редакцией Анисимова П.Ф. — М. НПЦ «Профессионал», 1998. — С. 205.-2. .2 Абданов С. А. Общество. Политика. Студент. Ростов н /Д. 1992.
  2. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста. // Педагогика. -1998. № 1.
  3. Г. А. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви. -Ростов н/Д. 1992. — С. 4.
  4. Ш. Размышления о гуманной педагогике. М. — 1996. — С. 20.
  5. К. У. Образовательные стандарты как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -СПб., 1998.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды. М. Педагогика. -1989.
  7. Бабанский Ю. К Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1984.- № 1.
  8. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М. — 1979.
  9. С.Я. Профессиональная педагогика. М. — 1999. — С. 238.11 .Байденко В. И. Диверсификация среднего профессионального образования. -М. 1995. — С. 18.
  10. Н.М., Кузибецкий А. Н. Разработка и экспертиза авторских учебных программ / Науч. Ред. В. В. Сериков. Волгоград. 1996.
  11. Ъ.Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. -.2-е дополненное изд. М. — изд-во Академии художеств СССР 1963. -С. 5.
  12. Ы.Беспалъко В. П. и др. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. Учебно — методическое пособие. -М. Высшая школа. — 1989.
  13. В. П. Основы теории педагогических систем // Проблемы и методы психолого- педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж. -1977. — С. 304 .
  14. Т.О. Как стать модельером. Ростов н/Д. Феникс. 2000.
  15. Д.С. Построение образовательных программ на основе базисного учебного плана.- Ульяновск. 1995.
  16. Ф. М. Основы композиции костюма. -М. 1997.
  17. Г. Н. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки квалифицированных рабочих на основе принципа единства содержательной и процессуальной сторон обучения // Сб. науч. ТР. ВНИИ профтехобразования. JI.1988. — С. 39.
  18. С.В. Интегративный подход при разработке содержания обучения в средних профессиональных учебных заведениях. М. -1993.
  19. В.М., Кузнецова О. М. Особенности содержания профессионально -педагогического образования и государственные образовательные стандарты. // Весн. УМО высш. И средних проф. учебн. Заведений Рф по проф.- пед. Образованию. -Екатеринбург. -1997.
  20. А. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. -М. 1978.
  21. В.Г. Стили в искусстве. Словарь. С -Пб. -1995.
  22. Внедрение инновационных форм обучения.// Специалист. № 4.- 2001.
  23. Внедрение регионального компонента в преподавание. // Специалист. № 4.-2001.
  24. Векторы развития образования.//Педагогика. № 2. 2001.- С. 105.
  25. И. Т. Основы художественного конструирования. Киев. Вища школа. -1982. — С. 9.
  26. Взаимодействие педагогической науки и практики. Дидактический аспект. / Под общ. Ред. Я. С. Турбовского. М. 1993.
  27. ЪХ.Горина Т. А. Моделирование форм одежды. -М. -1981. .
  28. Ъ2.Грибанов В. И. Система начального профессионального образования востребована обществом. // Профессионал. № 3. 1999.33 .Гузеев В. В. Системные основания образовательной технологии. М. 1995.34,Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М. -1972.
  29. В.М., Шумейко А. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в системе педагогического образования. Комсомольск на Амуре. -1995.36., Данилов М'.А. Процесс обучения в советской школе. М. -1960.
  30. В.К. Организационная структура учебного процесса и его развития. М. -1989.
  31. Евстигнеев-Беляков А.Ф. К вопросу о подготовке преподавателей специальных дисциплин в профессиональном образовании. // Просвещение. № 8. -1997.
  32. О.Г. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза на основе принципа интеграции: Автореф. Дис. .канд. пед. Наук. Ставрополь, -2002.
  33. В.М. Такая изменчивая мода. М. -1980.41 .Зайцев В. М. Этот многоликий мир моды. М. -1982.
  34. JI.B. Дидактика и жизнь. М. -1968.
  35. И.А. Педагогическая психология. М.-1999.
  36. Н.Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. / Науч.ред. акад. АЕНЯковец Ю.П. М. -1995. — С. 372.
  37. Аб.Каспаржак А. Г., Левин М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М. Мирос. -1994.
  38. Н.М. Народный костюм. Семиотические функции. М. СВАРОГ и К. -2002.
  39. ЗО.Казакевич М. Н. Концептуальные основы создания многоступенчатых и многопрофильных учебных заведений. Сб. тр. ИПО РФ — М. 1993 —. С. 10.51 .Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М. Легкая и пищевая промышленность. 1981.
  40. Л.В. На пути к новому качеству подготовки специалистов. // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. -М., Союз.-1997. С. 30.
  41. ЪЪ.Ткачепко Е. В., Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование: Проблемы регионализации и развития. Чебоксары: Изд. Чуваш, гос. Унта.-2001.
  42. Е.В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования. М. :Минобразование России. -1996.
  43. КильпеА.П. Композиция.- М.-2000.
  44. .В. Инновационная технология обучения. // СПО. № 12. 2001. -С.20.
  45. Ъ%.Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара.1994.
  46. В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее. М.1980.
  47. В. А. Учебный рисунок М., «Изобразительное искусство».1981.- С. 2.
  48. Т. В. Культура современного костюма, М. -1977. — С. 129.
  49. Н.Б., Небудахина Н. А. Из опыта внедрения модульной системы обучения на инженерно- педагогическом факультете. // Весн. УМО вузов России по инж. пед. Образованию / - Екатеринбург, 1993.-Вып. 1.-С19−22.
  50. МерцаловаМ. Н. История костюма. -М. -1972.1 В.Менчинская НА. Система работы с передовым педагогическим опытом. -.М. ИРПО.- 1984.
  51. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. -М. ACADEMIA. 2001.
  52. О.Новиков A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика.№ 3.1998.
  53. В.Н. История текстиля и моды. -М. Высшая школа. -2000 .
  54. .В. Эти серьёзные игы: о внедрении деловых игр в учебный процесс. // профтехобразование № 1, — 1987.
  55. Ф. М. Костюм XX века: одежда, обувь, аксессуары. -М. 1995.
  56. Ф.М. Эстетика форм и конструкций костюма. М.- 1982.
  57. Ф.М., Кондратенко Т. П. Рисунок и графика костюма. -М. Легпромбытиздат.-1987.
  58. Ф. М. Основы композиции костюма.- М. -199 991 .Педагогика. Под редакцией И. П. Пидкосистого.- М. -2000.
  59. Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования. Аспект управления .- Н.- Новгород. -1996.-С. 97.
  60. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования//Педагогика № 4.-1998.
  61. Концепция непрерывного образования // Народное образование. № 6. -1989.9З.Регенъ И. А., Москвичева И. Н. Стереотипы сознания студенческой молодежи. М. Вып. 5. -1999.
  62. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности. // Вопросы психологии. № 1. 1995.
  63. З.А. Психологические основы профессионального обучения.-М. -1995.
  64. Реформирование региональной системы профессионального образования: опыт и проблемы./ Европейский Фонд образования. -С-Пб. 1992. -С 24.
  65. Е. Художник в дизайне. -М.- 1974.- С. 23.
  66. А.И. Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии. Минск. — 1995.
  67. Г. И. Размышление о педагогической деятельности, культуре, мастерстве//Педагогика. № 4. 1995.
  68. М.П., Федоров В. А. О преемственности обучения в системе среднее специальное учебное заведение -инженерно педагогический вуз.// Весн. УМО по инженерно пед. Образованию / Екатеринбург. 1993. -С. 5−10.
  69. Л.В. Комплексная оценка качества подготовки выпускников профессиональных учебных заведений на базе компьютерных технологий. Сб.тр.-М.- 1995.
  70. В.Ю., Тулина Е. В. Особенности организационной структуры подготовки дизайнеров- педагогов./ Урал, гос.проф.-пед. Ун- т. -Екатеринбург. -2000.
  71. В.П. Управление образовательными системами . Теория вопроса, практика. Учебное пособие.-Воронеж. -1991.
  72. Л.Г. Проблемы среднего профессионального образования. Обзор информации. -М. -1995. Вып 1.
  73. Семушина Л.Г.и др. Гибкие образовательные структуры в системе среднего профессионального образования. -М. -1995. Вып. 1.
  74. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. -М.-1993. Вып. 1
  75. Семушина Л. Г, Ненашева Л. А., Ломакина Г. Ю. Опыт разработки словаря терминов среднего специального образования. М. -1992. Вып 2.
  76. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения. -М. -2001.
  77. Семушина Л. Г, Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных заведениях. М. -1990-.С. 35−44.
  78. Сестры Сорины «Презентация внешности" — «Язык одежды" — «Истоки имиджа" — «Необходимый имидж" — -М. В 4. Т., Серия «Одежда плюс психология». 2001.
  79. И.И. О создании моделей в профессиональном образовании и методике их разработки // Проблемы формирования личности специалиста широкого профиля. JI., 1976.
  80. Д.С. Построение образовательных программ на основе базисного учебного плана. -Ульяновск. 1995.
  81. В.В. Тематика дипломного проектирования в области швейного производства. Екатеринбург.- 2000.
  82. Скатки!i М.Н. О критериях эффективности и качества завершенных научно- педагогических исследований // Советская педагогика. № 5. -1980.
  83. СластёнинВА. и др. Педагогика. -М. Школа-Пресс. -2000.- С. 18.
  84. Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств. -Л. -1984.
  85. Е.В., Косисуховская СМ. Организация, структура и содержание подготовки педагогов профобразования в области дизайна / Образование и наука. 2001. № 4. -С.138 -147.
  86. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М. -1975 .
  87. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста // Современная высшая школа. № 2. -1986.
  88. В.А. О рисунке и композиции. -Фрунзе, — 1966. С 23.
  89. Фишер.Э. Инновации в профессиональном образовании ФРГ: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М. -1995.
  90. В.Н. Педагогическая импровизация : теория и практика. -М. -1992.
  91. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет специалиста.-М., 1993.
  92. И.Д. Проблемы реализации многоуровневого профессионального образования. -Самара. -1997.
  93. П.С., Соловьева В. В. Информационно-технологическая подготовка дизайнера-педагога // Вестн. УМО Высш.и средн.проф. учебн. Заведений РФ по проф. -пед. Образованию / Екатеринбург. 2000.
  94. Д.В. Дидактическии технологии в высшей школе.:Учебное пособие для вузов- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002.
  95. В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М. -1982.- С. 9.
  96. Т.И. Педагогические принципы перестройки профобразования // Среднее специальное образование. № 4. -1990 .
  97. Т.И. Активизация учения школьников. -М. -1982.
  98. Г. П. Избранные труды.-М. 1995.
  99. П.Г. Очерки по философии образования.- М. 1993 .
  100. Методология и методика дидактического исследования. -М. 1982.
  101. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.-1979 .
  102. Н.Е. Профессионально- педагогические технологии: концептуальные основы новой образовательной программы. // Образование и наука. 2000. -№ 3. -С. 110−118.
  103. Т.Д., Гунявгша Н. Л., Караневский Р. И. Сборник нормативно-правовых документов. -М. Научно-производственный центр «Профессионал», 1998 С. 190.
  104. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. -М. Мин. Образования Р. Ф. от 1. 09. 2002 г.
  105. ГОСТ 7.1 84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления // Стандарты по издательскому делу / Сост.: АА. Джиго, С. Ю. Калинин. — М.: Юрист, 1998.
  106. Р. Ф. «Об образовании». Изд. 4.- М. Изд. Дом ИНФРА-М. 2001.
  107. О порядке формирования основных образовательных программ среднего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. М.: «Московский лицей», 2000. № 12. — С. 24.
  108. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. // Российская газета. № 13, 23 января 1996.
  109. О введении в действие документов Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования./ Сборник Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»».
  110. О подготовке специалистов по сокращённым программам: Письмо Минобразования России от 30 марта 1999 г. № 14−55−156 ин/15. М.: МО РФ, 1999. — С.7.
  111. О рекомендациях по применению Положения о производственной практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования: Письмо Минобразования России от 16. 09. 1999 г. № 16−51−198/16−15.
  112. О государственных аттестационных комиссиях: Письмо Минобразования России от 10.12.1998 г. № 11−48ин/11−01−13. М, 1998. -С.2. а) Инструкция о проведении Итогового междисциплинарного экзамена по специальности № 27−8-66−23 от 28.12.1998.
  113. О порядке формирования основных образовательных программ учебного заведения непрерывного типа на основе государственных образовательных стандартов // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. М.: «Московский лицей», 2000. № 12.
  114. Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования: Письмо
  115. Минобразования России от 3 августа 2000 г. № 14−55−484 ин/15 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2001. -№ 2.-С. 33−38.
  116. Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному Закону от 10. 04. 2000 № 51- ФЗ // Официальные документы в образовании. М. 2000. № 8 апрель.)
  117. А.Т., Березина Л. Ю. и другие Основы единой программы среднего(полного) общего и начального профессионального образования.- М. Издательский центр АЛО.- 2000.
  118. H.Y. Организационно- педагогические основы непрерывного профессионального образования учителей. На материалах Московской области.: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М. 1997.
  119. E.JI. Преемственность подготовки специалистов в профессионально- педагогическом колледже и вузе: Автореферат дис. канд. пед наук. -Тольятти. -1966.
  120. Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования. Аспект управления.: дис. д- ра пед. Наук. Н.- Новгород. 1996.
  121. Программа аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. М., 1999.
  122. В., Ляйкауф Г. Производственная практика // Образование в России: Словарь-справочник. -М.: Флинта: Наука, 2001.
  123. В., Ляйкауф Г. Учебная практика // Образование в России: Словарь-справочник. -М.: Флинта: Наука, 2001.
  124. Л.Д., Рыкова Е. А., Малышева В. А. Оценка качества начального профессионального образования. М. Издательский центр АПО.-2000.- С. 5.
  125. В.Е. Гибкая технология проблемно- модульного обучения.: Методическое пособие.-М. Народное образование. -1996.
  126. Словарь русского языка: В 4-х т. М: Издательство «Русский язык», 1983. Т. 3.
  127. Современный философский словарь. 2-е изд. испр. и доп. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «Панпринт», 1998.172.. Краткий словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лёхина., Ф. Н. Петрова. -М. 1998.
  128. Советский энциклопедический словарь. Автор- составитель Булатов Р. Я. -М., Советская энциклопедия, 1987.-С. 391.
  129. Г. А. Словарь моды. Терминология, история, аксессуары. -Минск. Хелтон .-1999.
  130. Энциклопедия профессионального образования. -М. Российская энциклопедия. -1998 .
  131. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М. 2000.
  132. Словарь специальных терминов в швейной промышленности. -.М. 1981.
  133. Российская энциклопедия образования. -М. Российская энциклопедия. Т. 2. -1997.
  134. Педагогическая энциклопедия. Т. 4. С. 324.
  135. Педагогический словарь. -М. 1960.
  136. Российская Педагогическая Энциклопедия. -М. Большая Российская Энциклопедия. Т. 1. С. 388. 1999.
  137. И.Ц. Мода XXI века. Энциклопедия М. «ОЛМА- ПРЕСС».-2002.
  138. З.И., Бережкова Г. М. Словарь справочник по трудовому обучению. -Минск. Народная Асвета. -1987.
  139. Г. Бегун В. Учебная практика. Производственная практика. // Образование в России. Справочник. -М. Флинта. Наука.2001. С. 76.
  140. Р. Костюмы народов мира. Иллюстрированная энциклопедия. -М. ЭКСМО-ПРЕСС. -2002.
  141. А. «История в костюмах».- М. ОЛМА -ПРЕСС.- 2001.
  142. В., Тилъке М. «История костюма от древности до новоговремени».- М. ЭКСМО-ПРЕСС.- 1999.
  143. К. Учителя и инновации: книга для учителя. Пер. с македон.- М.-1991.
Заполнить форму текущей работой