Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика словарно-стилистической работы на уроках русского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с требованиями программы по русскому языку в методическом письме «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» в ряду умений, которыми должны овладеть учащиеся, названо умение «. .правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказываниястроить высказывание в определенном стиле (разговорном… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ."
  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СТИЛИСТИКОЙ СЛОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    • 1. Проблема стилистической окраски слова в современной лингвистической литературе
    • 2. Предпосылки работы по стилистике слова в дореволюционной методике
    • 3. Задачи словарно-стилистической работы, ее содержание и объем, место в общей системе работы по стилистике в школе
    • 4. Стилистические умения учащихся. Лексико-стилистические ошибки и их классификация, типы словарно-стилистических упражнений в методической литературе советского периода
  • Выводы
  • Глава II. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКЕ
    • 1. Цели, задачи, организация констатирующего эксперимента. Диагностирующие задания
    • 2. Уровень сформированности умений распознавать функционально окрашенную лексику и понимать ее роль в контексте
    • 3. Уровень сформированности умения находить и исправлять лексико-стилистические ошибки
    • 4. Уровень сформированное&trade- умений самостоя -тельно отбирать и употреблять в речи стилистически окрашенные слова
  • Вы в о д н
  • Глава III. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СЛОВАРШ-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
    • 1. Программа опытного обучения
    • 2. Общая характеристика методики опытного обучения. I
    • 3. Сообщение знаний о стилистике слова. I02-I2I
    • 4. Формирование словарно-стилистических умений
    • 5. Результаты опытного обучения
  • Выводы

Методика словарно-стилистической работы на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образовательно-воспитательное и практическое значение русского литературного языка как учебного предмета огромно. При характеристике важнейших целей обучения русскому языку в школьной программе указывается, что учащихся следует вооружить как глубокими знаниями по предмету и навыками грамотного письма, так и «умениями связно в устной и письменной форме выразить свои мысли» (116,с.3). Работа над этими умениями непосредственно направлена на формирование культуры речи. Говоря о важности данного аспекта преподавания русского языка, академик В. В. Виноградов указывал: «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразиемсамая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» (38,с.19).

Работа по формированию культуры речи учащихся становится особенно актуальной в свете последних решений и постановлений ЦК КПСС и Советского правительства.

В докладе на июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко подчеркнул, что формирование нового человека — «не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства» (7, с. 574). «Те, кто сегодня садится за школьную парту,-говорил К. У. Черненко, — будут решать сложнейшие задачи грядущего двадцать первого века» (7,с.594).

В постановлении ЦК КПСС и Советского правительства «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» уназывается, что школа сегодняшнего дня призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду, активной общественной деятельности, формировать культуру труда (б, с.1).В этой связи возрастает внимание к подготовке всесторонне развитой личности с высоким уровнем знаний и общей культуры.

В достижении этой цели велика роль каждого учебного предмета, в том числе и уроков русского языка, вооружающих учащихся практически необходимыми умениями и навыками, в ряду которых важное место занимают навыки культуры речи. В связи с задачей формирования культуры речи учащихся особую актуальность приобретает стилистический аспект преподавания русского языка.

Настоящая диссертация посвящена разработке методики словар-но-стилистической работы на уроках развития речи в 1У-У1 классах средней школы. Под словарно-стилистической работой мы понимаем работу со стилистически окрашенной лексикой (прежде всего с различными группами лексических синонимов), целью которой является развитие у учащихся стилистических умений, направленных на распознавание, анализ, отбор и самостоятельное употребление в речи стилистически окрашенных слов в зависимости от содержания целей и задач высказывания. Предлагаемая методика направлена на формирование культуры речи учащихся, поскольку умение точно и целесообразно отбирать языковые средства в соответствии с содержанием, целями и задачами высказывания является одним из компонентов культуры речи.

В соответствии с требованиями программы по русскому языку в методическом письме «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» в ряду умений, которыми должны овладеть учащиеся, названо умение «. .правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказываниястроить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.)в зависимостиот цели и ситуации общения (на уроке, собрании, экскурсии, в походе и т. д.)». Грамотно оформленным считается высказывание, в котором соблюдаются в числе прочих «правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи» (88,с.41).

Лексическая стилистика обладает большими возможностями для формирования у учащихся названных умений и развития их языкового чутья. Это связано с тем, что стили языка и речи сопоставляются, как правило, на основе их лексического наполнения, поскольку именно в словарном составе отчетливее всего проявляются различия между ними. «Произносительные стили связаны со стилистическими соотношениями в лексике, в известном отношении они производны от лексических стилей», а вся лексика современного русского литературного языка «.распределена между отдельными стилистически сопоставимыми разрядами» (93,с.13). Именно стилистически окрашенная лексика, которая особенно многочисленна и разнообразна по сравнению с другими стилистически окрашенными языковыми единицами, «.обладает потенциальными стилистическими возможностями, знание которых, а следовательно, знание того эффекта, которого можно ждать от их применения в различных речевых условиях, необходимо как при изучении особенностей современной речи, так и в плане культуры речи» (96,с.15).

Необходимость работы по стилистике в связи с развитием речи неоднократно признавалась современными методистами (17- 18- 59- 62- 103- 170). Ее целесообразность определена следующим образом: «Любое высказывание обусловливается ситуацией, сферой общения. Одна и та же мысль в разных сферах общения формулируется по-разному, часто очень отличным друг от друга образом. Формируя речевые навыки, мы должны ясно представлять себе, над каким стилем-разговорным или книжным — мы работаем. Развивать речевые навыкивообще невозможно. Можно и нужно развивать навыки разговорной, научной, публицистической, деловой, художественной речи. Другими словами, работа по развитию речи должна быть стилистически ориентированной» (62,с.38−39).

Современной методической наукой накоплено значительное число исследований по проблемам методики грамматической стилистики (60- 160- 162- 169), стилистического аспекта изучения отдельных частей речи на уроках грамматики (85 — 144- 164 — 171- 173). Имеется диссертационное исследование, в котором предложена методика работы с эмоционально-экспрессивной лексикой на уроках русского языка (168). Однако в настоящее время отсутствует экспериментальное исследование, посвященное разработке методики словарно-сти-листической работы на уроках развития речи.

Обращение к данной проблеме представляется особенно своевременным и актуальным после появления специального исследования, в котором определены научные основы методики стилистики в средней школе (172). Автор указывает в перспективе на необходимость разработки конкретных вопросов методики обучения стилистике в школе, и среди них — системы работы по стилистике на уроках развития речи (172,с.93).

В указанном исследовании Т. И. Чижовой изложены лингвистические, психологические и дидактико-методические основы общей методики обучения стилистике, предложена система обучения, ориентированная на формирование у школьников опорных стилистических понятий и умений, выделены опорные стилистические понятия, в числе которых — понятия «синоним», «стилистическая окраска языковых средств», «стилистическая ошибка» — определены этапы работы по стилистике — П-Ш, 1У-У1, УП-УШ классы (172,0.22−24). Все это создает необходимую научно-методическую базу для разработки интересующей нас проблемы.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования, с одной стороны, обусловлена необходимостью создания специальной методики работы по стилистике слова на уроках развития речи, с другой стороны, определяется недостаточной разработанностью данной проблемы в современной методической науке.

Гипотеза исследования заключается в следующем: I) при сложившейся методике работа по" стилистике не отвечаетв полной мере задаче развития речи учащихся, поскольку отсутствует тесная связь работы по стилистике с работой по развитию речи учащихся- 2) систематическое ознакомление учащихся с основными понятиями лексической стилистики, подкрепленное системой словарно-стилистических упражнений на уроках развития речи, должно эффективно повлиять на формирование стилистических умений, качество письменных работ учащихся и культуру их речи в целом.

Цель исследования состояла в определении содержания, путей и приемов изучения стилистически окрашенной лексики на уроках развития речи. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

I. Выявить уровень знаний и умений учащихся по лексической стилистике.

2. Определить содержание словарно-стилистической работы.

3. Разработать методику словарно-стилистической работы на уроках развития речи в 1У-У1 классах.

4. Проверить эффективность предлагаемой методики.

Разрабатывая методику словарно-стилистической работы на уроках развития речи, мы исходили из того, что недостаточным будет только ознакомление учащихся с некоторыми понятиями лексической стилистики. Для успешного формирования основных стилистических умений необходима система работы, представляющая собой ряд этапов, соответствующих классу и возрасту учащихся. В связи с этим в процессе исследования решались следующие проблемы: о.

1. Отбор на основании данных констатирующего эксперимента теоретических сведений из области лексической стилистики, определение их объема, последовательности изучения в 1У-У1 классах.

2.Выявление типов упражнений по стилистике, способствующих формированию стилистических умений на уроках развития речи.

3.Выбор видов письменной работы по развитию речи.

В соответствии с характером поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: I) Анализ лингвистической и методической литературы. 2) Наблюдение за учебным процессом. 3) Констатирующий и обучающий эксперименты.

Научная новизна данного исследования состоит в следующем:

1.Уточнено понятие «словарно-стилистическая работа» .

2.Сформулированы принципы отбора сведений по лексической стилистике для школы.

3.Уточнена система словарно-стилистических упражнений на уроках развития речи.

4.Определены этапы словарно-стилистической работы.

5.Разработана методика словарно-стилистической работы на уроках развития речи в 1У-У1 классах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что цредложена система работы со стилистически окрашенной лексикой на уроках развития речи, уточнена методика работы по подготовке учащихся 1У-У1 классов к изложению и сочинению повествовательного характера, составлена программа обучения в соответствии с программой по русскому языку и примерным планированием уроков развития речи в 1У-У1 классах, подобран дидактический материал, сделаны практические рекомендации и выводы о работе.

Апробация исследования. О ходе и результатах исследования сообщалось на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка МГПИ им. В. И. Ленина, на конференции учителей русского языка и литературы Пролетарского района г. Москвы, на заседаниях методического объединения учителей школы № 79 г. Москвы.Исследование также прошло апробацию в процессе преподавания русского языка в школе № 79 г. Москвы и работы автора в качестве методиста на педагогической практике студентов 1У-У курсов МГПИ им. В. И. Ленина.

Достоверность выводов и рекомендаций, полученных: в ходе исследования, подтверждается данными анализа методической литературы по теме, результатами констатирующего эксперимента и опытного обучения, которыми было охвачено около 600 учащихся. В ходе исследования использовался личный 7-летний опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в средней школе.

Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, подтверждают также положительные результаты опытного обучения.

Методические выводы и рекомендации, сделанные в ходе исследования, внедрены в практику преподавания русского языка в 1У-У1 классах школ Ш 79,622,709 и 820 г. Москвы.

Кроме того, они могут быть рекомендованы составителям методических пособий по стилистике и развитию речи в школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Система словарно-стилистической работы на уроках развития речи, осуществляемая последовательно в 1У, У и У1 классах с опорой на элементарные знания по лексической стилистике положительно сказывается на формировании лексико-стилистических умений учащихся и качестве их письменных работ.

2.Разработанная система словарно-стилистических упражнений, направленных на формирование умений видеть функционально окрашенную лексику, понимать ее роль в контексте, отбирать и самостоятельно употреблять в речи, доступна для учащихся и не противоречит системе работы, предлагаемой стабильным учебником и программой, естественно дополняет и углубляет их.

Выводы.

В ходе опытного обучения были решены следующие задачи:

I.Отобран теоретический материал по лексической стилистике для изучения в 1У-У1 классах.

2.Разработана программа, определена последовательность обучения.

3.В результате опытного обучения определено, что основным средством словарно-стилистической работы являются лексико-сти-листические упражнения и задания. Среди них на уроках развития речи наиболее эффективными оказались следующие: I) подбор стилистических помет к данным словам — синонимам — составление словарных статей — 2) подбор возможных синонимов к данному слову.

— 165 и определение сферы их употребления — 3) нахождение в контексте разговорных, книжных слов путем подбора синонимов — 4) лексико-стилистический анализ данного текста- 5) стилистический эксперимент — б) составление рабочих материалов к сочинению: подбор лексики из данных синонимических рядов в соответствии с содержанием, целями и задачами высказывания — 7) самостоятельный подбор лексики, анализ рабочих материалов — 8) стилистическое конструирование предложений по данному началу — 9) стилистические этюды — 10) сочинения на заданную теиу с возможным выбором стиля и жанраII) нахождение в тексте слов, употребление которых стилистически неоправдано, замена их подходящими синонимами — 12) творческий диктант со стилистическим заданием — 13) взаимная редакторская правка письменных работ.

4.В ходе опытного обучения получены фактические данные, показывающие степень сформированности у учащихся экспериментальных классов словарно-стилистических умений.

Установлено, что большее число учащихся успешно овладело названными умениями.

Словарно-стилистическая работа в 1У-У1 классах была направлена в конечном итоге на формирование у учащихся умения сознательно, творчески употреблять стилистически окрашенную лексику в зависимости от содержания, целей и задач высказывания. Избранный путь решения данной проблемы, мы полагаем, себя оправдал. Как показало итоговое сочинение, дававшее учащимся возможность более полно продемонстрировать свои умения по сравнению с микротекстами, 61,7% четвероклассников, 55% пятиклассников и 66,6% шестиклассников экспериментальных классов сумели удачно ввести разговорную лексику Сот I до 3−4 слов) в текст сочинения.

Полученные данные позволяют говорить, что данная методика словарно-стилистической работы на уроках развития речи дала положительные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

и i. l i—I.

В связи с возрастающими требованиями к разносторонней подVготовке учащихся средней школы «.к жизни и труду, активной общественной деятельности» (6,с.I) большую актуальность приобретает проблема формирования культуры речи школьников. Показателем культуры речи является ее правильность, то есть соответствие нормам русского литературного языка, и коммуникативная целесообразность, которая выражается в мотивированном употреблении языковых средств.

Решению одного из аспектов этой проблемы посвящена настоящая работа. В диссертации исследован процесс формирования стилистических умений учащихся в связи с работой по стилистике слова на уроках развития речи.

В результате исследования получены фактические данные об уровне сформированности у учащихся 1У-У1 классов умений видеть функционально окрашенную лексику, анализировать текст с точки зрения ее использования, находить и исправлять лексико-стилис-тические ошибки, самостоятельно отбирать и употреблять в речи книжные и разговорные слова.

Установлено, что знакомство учащихся со стилистическим расследованием лексики целесообразно начинать с 1У класса. Дополнительные теоретические сведения следует сообщать в У и У1 классах в связи с программными темами по лексике и стилистике.

Словарно-стилистическая работа на уроках развития речи, направленная на подготовку к конкретным письменным работам, дает положительный результат. Выбор для этой цели сочинений и изложений повествовательного характера оказался удачен, так как а) учащиеся получили представление об особенностях разговорной.

— 167 лексики и ее употреблении в речи, а также об основных свойствах разговорной речи в целом — б) на фоне разговорной лексики легче усваивалась специфика книжных слов, их употребления в речи.

Словарно-стилистическая работа положительно сказалась на формировании стилистических умений учащихся.

Словарно-стилистическая работа является эффективной, если она осуществляется не только на уроках подготовки к письменным работам, но и на уроках, посвященных их анализу.

В результате словарно-стилистической работы повысился интерес учащихся к слову, а также к урокам русского языка в целом.

Появилась тенденция к индивидуализации письменной речи учащихся, во многих работах виден по-настоящему творческий подход, стремление авторов к совершенствованию своей речи.

В процессе цроведения опытной работы мы пришли к выводу, что наибольший эффект словарно-стилистическая работа может иметь в том случае, если она будет проводиться как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Учебники русского языка для 1У и У-У1 классов в каждом из разделов содержат необходимый материал для словарно-стилистической работы (33).

Результаты проведенного исследования подтверждают исходное положение, согласно которому систематическое ознакомление учащихся с основными понятиями лексической стилистики, подкрепленное системой словарно-стилистических упражнений на уроках развития речи, должно эффективно повлиять на формирование стилистических умений, качество письменных работ учащихся и культуру их речи в целом.

— 168.

Опытным путем доказано, что словарно-стилистическая работа, проводимая на уроках развития речи по предлагаемой методике, способствует формированию стилистических умений учащихся, повышает уровень их речевой культуры.

Материал, представленный в данном исследовании, не исчерпывает, на наш взгляд, всех возможностей темы. В качестве перспективы может быть названа дальнейшая разработка системы словарно-стилистической работы на уроках развития речи в УП-УШ классах в связи с работой над сочинением публицистического стиля. Перспективный тематический план работы по стилистике слова на уроках развития речи в УП-УШ классах представлен в приложении к диссертации (приложение № 3).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения классиков марксизма-ленинизма, руководителей КПСС и Советского правительства, постановления КПСС и1. Советского правительства
  2. Ленин В. И, Задачи союзов молодежи (речь на третьем Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года). -Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
  3. В.И. Об очистке русского языка. Полн.собр.соч., т.40, с. 49.
  4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1984. -47 с.
  5. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы (Постановление Пленума ЦК КПСС 10 апреля 1984 года). В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984, с.25−31.
  6. О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы средней общеобразовательной школы (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР).- Правда, 1984, 29 апр.
  7. Основные направления реформы средней общеобразовательной школы (Проект ЦК КПСС). Правда, 1984, 4 янв.
  8. К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1984. — 670 с.
  9. Труды по лингвистике, дидактике, психологии и методике преподавания русского языка
  10. П.С. О принципах составления словаря синонимов русского языка. В кн.: Лексикографический сборник, вып.6.- М.: ГИС, 1963, с.30−44.
  11. А.Д. Очерки из жизни языка (Введение в методику родного языка). М.: 1899. — 83 с.
  12. В.В., Шавкунова 0, В. 0 некоторых приемах работы по повышению стилистической грамотности учащихся. В кн.: В помощь учителю русского языка. Ульяновск, 1962, с.3−20.
  13. П.О. Как вести работу по развитию речи в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1933. — 56 с.
  14. П.О. Методика русского языка в средней школе.- 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1947. — 268 с.
  15. О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, 1957. — 295 с.
  16. О.С. О принципах и методах лингво-стилистического исследования. М.: Изд. Моск. ун-та, 1966. — 184 с.
  17. М.Т., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Русский язык. Учебник для 5−6 классов. -7-е изд. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  18. М.Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 5−6 классах: Методические указания к учебнику. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 288 с.
  19. М.Т. Словарно-семантическая работа на уроках русского языка в У-УШ классе. РЯШ, 1965, №.6, с.29−34.
  20. М.Т. О работе с толковым словарем на уроках русского языка в 1У-У классах. РЯШ, 1969, № 6, с.38−42.
  21. М.Т. О работе по лексике в 1У классе (В связи с использованием нового учебника). РЯШ, 1970, № 6, с. 35−39.
  22. Н.Н. Сборник упражнений по практической стилистике русского языка. 2-е изд., испр. — М.: Учпедгиз, 1961. -267 с.
  23. Ш. Французская стилистика. М.: Изд. иностр. лит. 196I. — 394 с.
  24. Е.А. и др. Методика русского языка. М.: Просвещение, 1974. — 368 с.
  25. Л.Г. Русский язык: Стилистика. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1978. 225 с.
  26. К.Б. Культура слова: Методическое пособие для преподавателей 2-й ступени. 2-е изд.-М.: Рабпрос, 1930. — 288 с.
  27. К.Б. Сборник упражнений по стилистике. Для неполной средней и средней школы.-М.: Учпедгиз, 1935, с. 127.
  28. К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе. М.: Учпедгиз, 1937. — 307 с.
  29. В.Г. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982. 287 с.
  30. А.Н. Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. М.: Карчагин, 1914. — 155 с.
  31. Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 412 с.
  32. Е.В. Работа над многозначностью слова в системе развития речи учащихся на уроках русского языка. В кн.: Развитие речи на занятиях по русскому языку. — М.: Изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1980, с.43−49.
  33. Е.В. О работе над многозначностью слова на уроках русского языка. РЯШ, 1981, № 5, с.32−35.
  34. Е.В. Система словарно-стилистических упражнений.- В кн.: Практическая направленность в преподавании русского языка. М.: Изд. НИИ школ, 1983, с.152−157.
  35. Е.В. Развитие у учащихся 1У класса умения распознавать стилистически окрашенную лексику (На материале темы «Глагол»). РЯШ, 1983, № 2, с.45−47.
  36. Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941. — 248 с.
  37. А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики, разговорно-обиходный стиль речи.- М.: Русский язык, 1976. 239 с.
  38. А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М.: Русский язык, 1976. — 189 с.
  39. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М.: Изд. Акад. наук СССР, 1963. 255 с.
  40. В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры. Вопросы языкознания, 1961, № 4, с. 19−24.
  41. Г. О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. — 492 с.
  42. Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.: Наука, 1980. — 237 с.
  43. Т.Г. Некоторые особенности стилистической системы современного русского языка. Рус.яз. в нац. школе, 1966, № 4, с.5−11.
  44. М.Т. Стилистические ошибки учащихся и их исправление. Фрунзе, I960. — 83 с.
  45. Р.Е. Лексико-стилистические упражнения в связи с изучением рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». РЯШ, 197I, № 6, с. 40−42.
  46. Галь Н. Я. Слово живое и мертвое: Из опыта переводчика и редактора. 3-е изд., доп. — М.:Книга, 1979. — 208 с.
  47. А.Н. Очерки по стилистике русского языка. 3-е изд. — М.:Просвещение, 1965. — 408 с.
  48. Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков. Иностр.яз. в школе, 1969,№ 6, с.29−40.
  49. И.Б. Стилистика современного русского языка. Лексика. Фоника: Учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Высшая школа, 1976. — 208 с.
  50. И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка: Учеб. пособие для вузов по специальности «Журналистика». М.:Высшая школа, 1979. — 207 с.
  51. Н.Г., Янкелевич Т. Е. Русский язык с элементами практической стилистики и основами редактирования: Учеб. пособие для техникумов. М.:Высшая школа, 1974. — 191 с.
  52. Э.М., Чижова Т. И. Лексико-стилистическая работа при проведении изложения повествовательного характера с элементами описания. В кн.:Развитие устной и письменной речи. — Л.-1976, с.107−119.
  53. Демиденко Л. П. Сборник текстов для стилистического анализа: Учебно-методическое пособие. Минск, 1979. — 98 с.
  54. Дидактика средней школы (Под ред.М. А. Данилова, М.Н.Скат-кина. М.:Просвещение, 1975. — 303 с.
  55. В.А. К вопросу о языке рабочего подростка /Под ред.А.Пешковского. М.:0НГИ, 1932. — 72 с.
  56. Добромыслов В. А. Развитие речи в связи с изучением грамматики (Морфология).-М.:Изд.Акад.пед.наук РСФСР, 1954.- 64 с.
  57. Ефимов А. И. Стилистика русского языка. М.:Просвещение, 1969. — 262 с.
  58. Задания по практической стилистике русского языка: Для студентов-заочников филологического факультета. Одесса, 1972. — 57 с.
  59. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.:Русский язык, 1979. — 239с.
  60. Ивченков П. Ф. Работа учителя и учащихся над речевыми и стилистическими ошибками. РЯШ, 1971, № I, с.32−35.
  61. Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка (УП-УШ классы) :Пособие для учителей. М.:Просвещение, 1979.- 224 с.
  62. О.В. Принципы отбора и раскрытия основных стилистических понятий при изучении раздела «Стилистика и культура речи». В кн.:Трудности преподавания русского языка. — JI., 1979, с.84−94.
  63. В.И. Стилистика в 1У классе. В кн.:Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе. — М. Просвещение, 1974, с.165−175.
  64. Капинос В. И. Новоселова Л.Л.Стилистические умения: их характеристика, принципы вычленения. В кн. Нормирование умений и навыков по русскому языку учащихся 1У-УШ классов.-М., 1979, с.17−25.65
Заполнить форму текущей работой