Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурологический и акмеологический подходы к организации гуманитарной подготовки студентов туристского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической базой исследования являются фундаментальные исследования по вопросам туристского образования (В.А. Квартальное, 1998, 2000, И. В. Зорин, 1998, А.А. Остапец-Свешников, 1995, B.C. Преображенский, И. Д Солодухин, 1995). Исследования приёмов и форм обучения проводилось с учетом работ зарубежных учёных-педагогов Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Рабле. В основе нашей работы лежат… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Культурно-исторические предпосылки модернизации гуманитарного образования
    • 1. 2. Обоснование необходимости гуманитарной парадигмы развития образования в России
    • 1. 3. Основные направления гуманизации воспитательной работы в туристском вузе в современных условиях
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
    • 2. 1. Культурологический подход к организации гуманитарного образования в туристском вузе
    • 2. 2. Акмеологические подходы к формированию профессионализма современного менеджера сферы туристской деятельности
    • 2. 3. Содержание и методы гуманитарной составляющей обучения студентов туристских вузов в рамках программы реабилитационно-коррек i ирующего учебного курса «Основы общения»
  • Выводы по главе 2
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Культурологический и акмеологический подходы к организации гуманитарной подготовки студентов туристского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В преодолении глобальных противоречий современности может и должна внести свой вклад система туристского образования. Сущность общечеловеческих аспектов гуманизации туристского образования в России заключается в формировании у студентов понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоруженияпроблем экологиизащиты и сохранения мировой художественной культурыэкономического, научного, культурного сотрудничества, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий. Для системы туристского образования общечеловеческое воспитание есть органическая часть гражданского, определяемая гуманизмом научного мировоззрения и его идеалом — созданием соответствующих условий для творческого развития студента. Быстро меняющиеся условия, влияющие на туристскую деятельность, требуют развития гибких и действенных систем подготовки кадров. Способность работника соответствовать новым требованиям всё более зависит от его уровня подготовки. В этом контексте необходимо учитывать взаимодействие системы образования и сферы туризма с общим направлением гуманитаризации российского общества. Становится ясно, что нельзя думать о сбалансированном развитии сектора образования, если вуз не направляет усилия на развитие современной гуманитарной составляющей профессиональной подготовки кадров в сфере туристской деятельности. Обеспечение конкурентоспособности фирмы во многом зависит от способности её сотрудников видеть перспективу развит" общества, в целом, и перспективу рынка в сфере туристской деятельности, в частности, и использовать наиболее адекватные технологические новшества, что в свою очередь зависит от подготовки персонала.

Основное противоречие гуманитарной подготовки молодежи проявляется как нарастание, с одной стороны, требований к подрастающим поколениям быгь активными участниками общественно-политической деятельности, понимать общечеловеческие проблемы и уметь осуществлять международное сотрудничество в сфере туризма. С другой, — среди части молодежи существует бездумное, равнодушное отношение к проблемам человечества, пассивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи между людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направлении каждого человека. В то же время научно-методическое обеспечение гуманитарной подготовки в вузе не в полной мере отвечает современным требованиям быстро меняющегося мира.

Всё вышеназванное позволило сформулировать проблему исследования — какие организационно-педагогические условия способствуют повышению эффективности гуманитарной подготовки студентов туристского вуза и профессионализма будущих менеджеров в сфере туристской деятельности.

Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная разработанность в теоретических и методических аспектах, определили выбор темы исследования: «Культурологический и акмеологический подходы к организации гуманитарной подготовки студентов туристского вуза» .

Теоретической базой исследования являются фундаментальные исследования по вопросам туристского образования (В.А. Квартальное, 1998, 2000, И. В. Зорин, 1998, А.А. Остапец-Свешников, 1995, B.C. Преображенский, И. Д Солодухин, 1995). Исследования приёмов и форм обучения проводилось с учетом работ зарубежных учёных-педагогов Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Рабле. В основе нашей работы лежат также труды по созданию теории формирования всесторонне развитой личности в системно-деятельностном и комплексном подходах в воспитании (J1.C. Выготский, 11Я. Гальперин, З. Е. Гердт, А. Я. Закс, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, A.M. Новиков, Б. Е. Райков, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.), по разработке целей и задач, принципов и приоритетов процесса воспитания и обучения, формирования содержания образования (С.Н.Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. А. Кальней, В. С. Лгднев, А. К. Маркова, СЛ. Рубинштейн, С. Е. Шишов, Д. Б. Эльконин и др.). Формируя содержательный модуль профессионально-прикладной программы, мы опирались на теоретически обоснованную модель структуры содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернср и др.), которая включает в себя основные сферы развития личности — развитие индивидуальных потребностей, интересов и склонностей, направленности, комму никативности.

Цель данного диссертационного исследования — разработать содержание, методы педагогические (раскрывающие содержание, цели, принципы) и организационные (раскрывающие сгруктуру и взаимодействие образовательных курсов) условия развития гуманитарной подготовки студентов туристского вуза, отражающие культурологическую структуру сферы туристской деятельности и акмеологическую специфику мастерства специалиста в сфере туризма.

Объектом исследования гуманитарная подготовка студентов туристского вуза.

Предмет исследования — культурологические и акмеологические подходы к развитию гуманитарной подготовки студентов туристского вуза.

Гипотеза исследования. Гуманитарная подготовки студентов туристского вуза для региональной сферы туристской деятельности будет осуществляться более эффективно, если:

— определены функции гуманитарной подготовки студентов туристского вуза в современных условиях развития региона;

— разработанная педагогическая модель будет строиться на основе культурологического и акмеологического подходов к формированию содержания, форм и методов профессионального образования с учётом реализации принципов социального партнёрства;

— на основе выявленных организационных и педагогических условий разработаны содержание и методы гуманитарной подготовки туристских кадров, востребованных на рынке туристских услуг г. Екатеринбурга.

Цель и гипотетические положения определили решение необходимых исследовательских задач:

1. Выявить функции гуманитарной подготовки студентов туристского вуза в современных условиях развития региона с учётом реализации принципа социального партнёрства. Определить роль и значение культурологического и акмеологического подходов к организации гуманитарной подготовки студентов туристского вуза.

2. Обосновать культурологическую структуру сферы туристской деятельности и акмеологическую специфику мастерства человека в сфере туристской деятельности с целью комплексного формирования структурно-содержательных компонентов гуманитарной подготовки специалистов туристского профиля.

3. Определить основные опирающиеся на идеи гуманизации педагогические условия повышения эффективности i уманитарной подготовки студентов туристского вуза.

4. Разработать на основе концепции гуманитарной подготовки студентов уральского филиала РМАТ и сочетания логико-рационального аспекта восприятия с эмоциональным учебную программу курса по основам общения, учитывающую социально-психологические особенности студенческой молодёжи, их будущую профессиональную деятельность, связанную с туристской деятельностью в регионе.

Методологическую основу исследования составляют системный подход к исследованию требований регионального рынка труда к уровню квалификации специалистов в сфере туристской деятельности, педагогические исследования и теория моделирования образовательной деятельности, результаты культурологических и акмеологических исследований профессионального образования для дальнейшего проектирования содержания учебного процесса и определения методов подготовки кадров.

Реализация вышеизложенных задач осуществлялась с помощью следующих методов исследования. Общенаучные: анализ литературных источников и педагогических исследований по изучаемой проблемеизучение и обобщение передового педагогического опытамоделированиеметод экспертного анализа и экспертной оценки. Преобразующий педагогический эксперимент: наблюдение, в том числе включённое, интервью, анкетирование, опрос, индивидуальные и групповые беседы, тесты, анализ результатов практической деятельности обучающихся с применением методики математической статистики (использовалась при обработке и интерпретации результатов опытно-экспериментального исследования).

Новизна исследования состоит в том, что:

1. Выявлены основные функции гуманитарной подготовки студентов туристского вуза, характерные для современного состояния социально-экономического развития регионаобоснованы роль и значение культурологического и акмеологического подходов в развитии гуманитарной подготовки студентов.

2. Разработана культурологическая структура сферы туристской деятельности, включающая следующие компоненты: социокультурология туристской деятельности, занимающаяся системами, формирующимися в процессе межгрупповой дифференциации социальных функций (т.е. разделения труда) и общей социальной стратификации обществасложения классов, сословий, социальпо-профессиональных констелляций, ячеек социальных сетей, политических и конфессиональных структур и пр.- этнокультурологш туристской деятельности, исследующая культурные системы (конфигурации), складывающиеся по экстерриториальному, этнополитическому, этносоциальному и этно-конфессиональному признакам, доклассовые этноплеменные и позднейшие этнические, субэтнические и национальные культуры как системно-иерархические нормативные комплексы, основанные преимущественно на внеинституциональных и мемориальных (традиционных) механизмах поддержания и трансляции регулятивных установок социального бытияисторическая культурология туристской деятельности, изучающая и моделирующая различные исторические варианты социокультурных систем сообществ, находящихся на разных ступенях общей эволюции, воплощающих разные стадиальные типы, уровни сложности и различные принципы социальной организации и регуляции коллективной жизни людей, исторические типы экзистенциальных ориентации, разные варианты и результаты работы адаптационных механизмов, коммуникативных каналов, моделей социокультурной модернизации и пр.

3. Определены структурно-содержательные компоненты гуманитарной подготовки специалистов туристского профиля: методологический (знание и осознание современного состояния гуманитарной науки в целом по стране и в своём регионе, в частности, и т. д.) — научно-теоретический (система гуманистических идей и понятий по оценке современного состояния развития внутреннего туризма и т. д.) — социально-психологический компонент (владение системой мотивации, понимание и осознание профессиональных функций гуманитарной подготовки специалиста туристского профиля, системой профессионально-туристских умении и т. д.) — предметно-методический компонент (методическая система гуманитарной подготовкисовременные концепции гуманитарного обучения в школе и вузеприменение межпредметных связей и т. д.).

4. Выявлены основные педагогические условия повышения эффективности гуманитарной подготовки студентов туристского вуза, опирающиеся на идеи гуманизации: психолого-педагогическая адаптация текстов учебных курсов, адресованных студентам 17- 18 летохват всех культурных пластов и разрезов гуманитарного знанияправдивое отражение существующих общественных нравовстимулирование логического анализа и сравнения различных точек зрения, широкое использование диалоговых методов работы на занятияхпобуждение учащихся к физическому, интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию, постоянному саморазвитию своего творческого потенциалапредоставление учащимся методических средств для самопознания и самовоспитаниядля гармонизации отношений с людьми, живой и неживой природойдля предотвращения несчастных случаевдля самозащиты и выживания в экстремальных условиях обитанияформирование неприятия социального неравенства людей, установленного по расовому, половому, национальному, религиозному и тому подобным признакамспособствование свободному и рациональному самоопределению в политической, профессиональной, духовной и других сферах и др.

5. Обоснованы принципиальные характеристики содержания курса «Основы общения», реализуемого в рамках гуманитарной подготовки студентов туристского вуза, такие как антропоцентрированность, интегративность, прагматичность. Где под антропоцентрированностью понимается необходимость введения з учебный материал сведений из педагогики, истории, лтературы, философии, социологии, теологии, психологии, этнографии, демографии, медицины, археологии и т. д. Под и итеративностью понимается необходимость давать целостное, или системное представление о человеке или формировании соответствующего мировоззрения с интеграцией знаний из множества источников. Под прагматичностью понимается направленность курса на развитие: познавательных способностей студентовкультуру общения (этикет, манеры, такт) и нравственной составляющей личности, то есть принятие и твердое соблюдение моральных и этических принципов.

1. Предложена концепция гуманитарной подготовки студентов туристского вуза.

На защиту выносятся:

1. Функции гуманитарной подготовки студентов туристского вуза: развитие в студентах сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолениюобеспечение понимания студентами единства и взаимосвязи патриотизма и интернационализма с решением общечеловеческих задачналаживание контактов и сотрудничества между студентами всех регионов, стран и культурных особенностей в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, развития туризма, за сотрудничество и диалог культургражданское воспитание, формирование правовой культуры и активной жизненной позиции.

2. Культурологическая структура сферы туристской деятельности, включающая следующий набор компонентов: социокультурология туристской деятельности, тгнокультурология туристской деятельности, историческая культурология туристской деятельности.

3. Структурно-содержательные компоненты гуманитарной подготовки специалистов туристского профиля: методологическийнаучно-теоретическийсоциально-психологический компонентпредметно-методический компонен г.

4. Основные педагогические условия повышения эффективности гуманитарной подготовки студентов туристского вуза: психолого-педагогическая адаптация текстов учебных курсов, адресованных студентам 17- 18 летохват всех культурных пластов и разрезоз гуманитарного знаниястимулирование логического анализа и сравнения различных точек зрения, широкое использование диалоговых методов работы на занятияхпобуждение учащихся к физическому, интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию, постоянному саморазвитию своею творческого потенциалаформирование неприятия социального неравенства людей, установленного по расовому, половому, национальному, религиозному и тому подобным признакам и др.

Практическая значимость исследования: проведен анализ комплекса учебно-методического обеспечения гуманитарной подготовки студентов вуза, разработаны методические рекомендации по организации гуманитарной подготовке студентов туристского вуза, учитывающие особенности регионального рынка труда в сфере туристской деятельности. В рамках концепции гуманитарной подготовки будущих менеджеров в сфере туризма разработана учебная программа «Основы общения».

Исследование проводилось в три этапа:

I этап — (1997;1998г.г.) изучалась литература по теме исследования, анализировался опыт гуманитарной подготовки в профессиональных учебных заведений за рубежом и в России, разрабатывалась программа опытно-экспериментального исследования.

II этап — (1998;1999г.г.) изучался рынок труда в сфере туристской деятельности, проводилась опытно-экспериментальная работа по реформированию системы профессионального образования в области туризма с учётом развития гуманитарной составляющей, разрабатывалась педагогическая модель гуманитарной подготовки в системе профессионального туристского образования.

III этап — (1999;2001г.г.) анализировались и корректировались результаты эксперимента, оформлялись результаты, разрабатывались рекомендации по созданию и оформлению учебной документации, создавались региональные компоненты образовательных стандартов.

Апробация. Основные положения результатов исследования докладывались и обсуждались на общероссийских и международных научно-практических конференциях, посвященных актуальным проблемам туризма в городах Екатеринбург (1999, 2000 г.г.), Владимир (1999г.) — на региональной научно-практической конференции профессиональных учебных заведений Сибири и Дальнего Востока (1998г.) — методологических семинарах Петровского колледжа (г. Санкт-Петербург, 1998, 1999 г.г.), заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Российской международной академии туризма, в командировках по изучению опыта в России (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Владимир).

Результаты исследования говорят об эффективности изложенных выше педагогических условий гуманитарной подготовки студентов туристского вуза и таким образом подтверждают исходную гипотезу исследования. Данное исследование не является исчерпывающим. Дальнейшие исследования могут быть связаны с разработкой эффективной системы управления качеством гуманитарной подготовки студентов туристского вуза в процессе профессиональной подготовка менеджеров туризма на всех управленческих уровняхразработкой критериев и показателей эффективности управления качеством гуманитарной подготовки студентов туристского вуза и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении можно констатировать следующее.

Выявлены основные функции гуманитарной подготовки студентов туристского вуза, характерные для современного состояния социально-экономического развития регионаобоснованы роль и значение культурологического и акмеологического подходов в развитии гуманитарной подготовки студентов.

Разработана культурологическая структура сферы туристской деятельности, включающая следующие компоненты: социокультурология туристской деятельности, занимающаяся системами, формирующимися в процессе межгрупповой дифференциации социальных функций (т.е. разделения труда) и общей социальной стратификации общества — сложения классов, сословий, социально-профессиональных коистелляций, ячеек социальных сетей, политических и конфессиональных структур и пр.- этно-культурология туристской деятельности, исследующая культурные системы (конфигурации), складывающиеся по экстерриториальному, этно-политическому, этносоциальному и этно-конфессионал'>" ому признакам, доклассовые этноплеменные и позднейшие этнические, субэтнические и национальные культуры как системно-иерархические нормативные комплексы, основанные преимущественно на внеинституциональных и мемориальных (традиционных) механизмах поддержания и трансляции регулятивных установок социального бытияисторическая культурология туристской деятельности, изучающая и моделирующая различные исторические варианты социокультурных систем сообществ, находящихся на разных ступенях общей эволюции, воплощающих разные стадиальные типы, уровни сложности и различные принципы социальной организации и регуляции коллективной жизни людей, исторические типы экзистенциальных ориентации, разные варианты и результаты работы адаптационных механизмов, коммуникативных каналов, моделей социокультурной модернизации и пр.

Определены структурно-содержательные компоненты гуманитарной подготовки специалистов туристского профиля: методологический (знание и осознание современного состояния гуманитарной науки в целом по стране и в своём регионе, в частности, и т. д.) — научно-теоретический (система гуманистических идей и понятий по оценке современного состояния развития внутреннего туризма и т. д.) — социально-психологический компонент (владение системой мотивации, понимание и осознание профессиональных функций гуманитарной подготовки специалиста туристского профиля, системой профессионально-туристских умений и т. д.) — предметно-методический компонент (методическая система гуманитарной подготовкисовременные концепции гуманитарного обучения в школе и вузеприменение межпредметных связей и т. д.).

Выявлены основные педагогические условия повышения эффективности гуманитарной подготовки студентов туристского вуза, опирающиеся на идеи гуманизации: психолого-педагогическая адаптация текстов учебных курсов, адресованных студентам 17−18 летохват всех культурных пластов и разрезов гуманитарного знанияправдивое отражение существующих общественных нравовстимулирование логического анализа и сравнения различных точек зрения, широкое использование диалоговых методов работы на занятияхпобуждение учащихся к физическому, интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию, постоянному саморазвитию своего творческого потенциалапредоставление учащимся методических средств для самопознания и самовоспитаниядля гармонизации отношений с людьми, живой и неживой природойдля предотвращения несчастных случаевдля самозащиты и выживания в экстремальных условиях обитанияформирование неприятия социального неравенства людей, установленного по расовому, половому, национальному, религиозному и тому подобным признакамспособствование свободному и рациональному самоопределению в политической, профессиональной, духовной и других сферах и др.

Обоснованы принципиальные характеристики содержания курса «Основы общения», реализуемого в рамках гуманитарной подготовки студентов туристского вуза, такие как антропоцентрированность, интегра-тивность, прагматичность. Где под антропоцентрированностью понимается необходимость введения в учебный материал сведений из педагогики, истории, литературы, философии, социологии, теологии, психологии, этнографии, демографии, медицины, археологии и т. д. Под интегративно-стью понимается необходимость давать целостное, или системное представление о человеке или формировании соответствующего мировоззрения с интеграцией знаний из множества источников. Под прагматичностью понимается направленность курса на развитие: познавательных способностей студентов: культуру общения (этикет, манеры, такт) и нравственной составляющей личности, го есть принятие и твердое соблюдение моральных и этических принципов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.:Мысль, 1991. — 299 с.
  2. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1994. -432 с.
  3. A.M., Аюрзанайн А. А., Пидкасистый П. И., Козаков В. А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Киев, 1993. — 333 с.
  4. .Г. Психология и проблемы человекознания (Под ред. А.А.Бодалева). М.- Воронеж: НПО «Модэк», 199б.-384с.
  5. П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем, —М., 1978. 400 с.
  6. А.Е. Цивилизация грядущего столетия: Культурологические размышления. М., 1997. — 328 с.
  7. С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997. — 256 с.
  8. В.Ф. Педагогическая технология: проблемы определения //Специалист. 1995. № 5. — С. 12−16
  9. А.А., РудкевичЛ.А. Как становятся великими или выдающимися? М., 1997. 143 с.
  10. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
  11. С.А. Основы превентивной психологии: Учебное пособие. М., 1993.
  12. Беломестных J1.A., Беломестных В. Н. Введение в личностно ориентированное обучение. Учебное пособие. Томск: ТПУ, 1996. — 139 с.
  13. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.
  14. М.Н. Гуманизация образования //Гуманизация образования, 1994, № 1. С.З.
  15. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. -Бийск, 1995.
  16. М.Н. Общедидактический подход к гуманизации образования //Педагогика, 1994. — № 5, С.21−25.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института профессионального образования, 1995. — 336 с.
  18. .П. Введение в философию воспитания. М., 1996.
  19. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.1. М., 1973.
  20. В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л., 1987. — 143 с.
  21. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей //Психологический журнал, 1995. -т. 16 № 5.- С.49−58
  22. В. А. Исаев Е.И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования /Я1едагогика, 1997.-№ 4.-С.бб-72.
  23. В.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Педагогика, 1997. № 4, с. 11−17.
  24. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. -Ниж. Новгород. 1991.
  25. К.Я. Саморазвитие человека. Челябинск, 1997.
  26. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие (Под ред. В.И.Журавлева) М, 1988.- 239 с.
  27. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. 132 с.
  28. А.А. Культуры нравственного самосовершенстования. Одесса, 1992.
  29. А.А. Основы суггестивной педагогики Ч. 1,2, Одесса, 1992. -124 с.
  30. О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — 84 с.
  31. .С. Философия образования для XXI века (в поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М., 1997. — 697 с.
  32. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию -Берлин, 1923.-326 с.
  33. М.Р., Психология личностного самоопределения: Автореф. .докт. псих. н. М., 1996
  34. В.И. Основы теоретической педагогики-СПб., 1992 154 с.
  35. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. — 305 с.
  36. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  37. В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.-135 с.
  38. Гуманистические проблемы психологической теории, М: Наука, 1995. -214 с.
  39. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США (Под ред. М. В. Кларина, И.Н.Семенова). М., 1994.
  40. Э.Н., Турчанинова IO.И. Образование личности: Пособие дляпреподавателей. М.: Интерпракс, 1994. — 134 с.
  41. В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. — М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1994. — 140 с.
  42. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме.-М., 1997. 265 с.
  43. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. -Москва/Афины, 1994. 407 с.
  44. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. М.: Исследовательский Центр, 1992.
  45. Г. Л. Проективное образование и реформация науки. -М.: Исследовательский Центр, 1993.
  46. Г. Л. Теоретические основы проективного образования: Автореф. докт. пед. н., М., 1995.
  47. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: РОУ, 1992.-140 с.
  48. Инновационное обучение (Под ред. В.Я.Ляудис). М., 1992.
  49. В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения //Вопросы философии, 1997. № 10, С.29−45.
  50. М.С. Философия культуры СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  51. М.С. Философская теория ценности СПб., 1997, — 205 с.
  52. З.И. Педагогика гуманизма. М., 1990. — 127 с.
  53. В.А. Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся / Сборник «Педагогические оснозы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М., 1986. — 156 с.
  54. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе „учитель ученик“. — М., 1999. — 86 с.
  55. И. О педагогике. М., 1990.
  56. В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма: История и современность // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.1 — 286 с.
  57. В.А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по Туризму в России // Туризм: теория и практика: Избр. труды В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.5.-248 с.
  58. В.Л. Новые цели и функции туризма // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.З.- 384 с.
  59. В.А. Социальный туризм // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.2. — 256 с.
  60. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере РМАТ. М., 1997. — 75 с.
  61. В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт. М., 1990. — 80 с.
  62. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма, 19 871 997 гг.-М., 1997. 212 с.
  63. В.А., Зорин И. В., Чепик В. Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности „Рекреация и туризм“: Проект // Актуальные проблемы туризма. -М., 1997. вып. 1.
  64. Р.Б. Философия образования: Учебное пособие. Томск, 1998. — 82 с.
  65. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учебное пособие. СПб, 1996 — 135 с.
  66. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. -512 с.
  67. И. Абстрактное понятие системы как методологическое средство //Исследования по общей теории систем. -М., 1969. 292 с.
  68. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмаль-ной рефлексии. СПб., 1999. — 242 с.
  69. Ю.Г. Культура, искусство, образование: актуальные проблемы. -М&bdquo- 1996.
  70. Н.В. Профессионализм педагогической деятельности, СПб, 1993.
  71. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997. -315 с.
  72. С.В. Личностно ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация: Дис. д-ра пед.н. в форме науч. докл. Ростов-на-Дону, 1995.-43 с.
  73. Культура, образование, развитие индивида /Отв. ред. Ф. Т. Михайлов. М., 1990.
  74. Кун Т. Структура научных революций. М ., 1975.
  75. Н.Н. Основы психолии знаний: Учебное пособие для студентов, изучающих курс „Основы психологии и педагогики.1'- М.: РМАТ, 1997. -295 с.
  76. Н.Н. Психология менеджмента: Практикум по курсу „Основы психологии и педагогики“. М.: РМАТ, 1998. — 235с.
  77. Н.И. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.-245 с.
  78. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. -М.: МОДЭК, 1998. 288 с.
  79. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М., 1991.-252 с.
  80. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.-М., 1992.-17 с.
  81. Д.А. Тест смысложизнениых ориентации (СЖО). М., 1992. — 16 с.
  82. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды (Сост. Ю.Н.Кулюткин), СПБ, 1996. — 175 с.
  83. А.С. Метод эффектов //Вопросы философии. 1997, № 12, с.49−65.
  84. М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
  85. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.- 308 с.
  86. A.M. Концепция творческой одаренности //Вопросы психол. -1989. № 6.-С. 29−33.
  87. А. Система и личность М.: Серебряные нити, 1996. — 128 с.
  88. А.Ф. Преподавание и учение в техническом вузе. -М., i993.- 176 с.
  89. А.Ф. Учебная работа в техническом вузе. -М., 1992. 142 с.
  90. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  91. А.А. Гармония и дисгармония личности М., 1990,-220 с.
  92. Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  93. Ф.Т. Образование как философская проблема //Вопросы философии. 1995 ,№ 1. с.9−15.
  94. И.Н. Амбивалентная личность: Морально-психологический аспект. М., 1991 .-128с.
  95. Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов-на-Дону, 1997. — 295 с.
  96. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена. 1995.
  97. Л.П. Современные проблемы философии образования. -М.: ИНИОН, 1998.
  98. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. — 280 с.
  99. В.В. Спонтанность сознания: Вероятная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во „Прометей“, 1989. -287 с.
  100. Немецкая классическая философия. М, .1993.
  101. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов.педагогика. -1990. -№ 9.-С.41−47
  102. Н.Д. Россия ценности общества на рубеже XXI века. -М., 1997.144 с.
  103. Новые ценности образования: Забота поддержка — консультирование. Вып.б. — М.: Инноватор, 1996. — 196 с.
  104. Г. К. Психолого-педагогические основы системы ценностного ориентирования. Алма-Ата, 1993
  105. Образование в поисках человеческих смыслов (Под ред. Бондаревской Е.В.). Ростов-на-Дону, 1995.
  106. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия образования для XXI века. М.: ЛОГОС, 1992.
  107. Педагогика и логика /Г.П.Щедровицкий и др. М., 1992.-416 с.
  108. Педагогика: Учебное пособие для вузов./Под ред. П. И. Пидкасистого. -М:РПА, 1998.
  109. Педагогические системы, модели и технологии личностно ориентированного образования (Сост. С. В. Рыжова, Л.Н.Шилова). Нижний Новгород, 1998.
  110. П.И. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе. Барнаул. 1988.
  111. Пидкасистый П.И.и др. Проблемно-модельное обучение, Алма-Ата, 1980.
  112. П.И. Процесс обучения в условиях демократии. -М., 1991
  113. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М., 1998.184 с.
  114. В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997. — 243 с.
  115. Проблемы фундаментального и прикладного науковедения: Материалы междун. науч. конф. Красноярск, 1998.- 273 с.
  116. Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования. Томск: ТГПУ, 1997.-15 8 с.
  117. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции (Отв. ред. Б.Л.Вульфсон), М., 1995.
  118. Г. Образование для свободы. М., 1997.
  119. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону, 1994. -240 с.
  120. И.М. Философские проблемы человека. СПб., 1997.
  121. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности, М., 1996.
  122. В.М. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения //Alma mater, 1991, № 1, С.48−56.
  123. С.Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973.- 424 с.
  124. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991. — 366 с.
  125. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М., 1998.-256 с.
  126. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. -М., 1993. 656 с.
  127. В.В. Личностный подход в образовании- концепция и технология.- Волгоград: „Перемена“, 1994.-150 с.
  128. В.Ф. Образование: образ культуры //Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С. 86−102
  129. Е.Б. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 350 с.
  130. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. -192 с.
  131. В.А., Подымова Л.С Педагогика: инновационная деятельность. -М., 1997.-224с.
  132. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Ав-тореф.. докт. псих, н., М., 1994.
  133. В.И. Исаев Е.И, Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 383 с.
  134. Г. Г. Развитие и воспитание личности. Кемерово: КГУ, 1996. -168 с.
  135. Э.А., Пойзнер Б. Н. Лазерная модель творчества. Томск, 1997. -147 с.
  136. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (Под ред. П.И.Пидкасистого). М., 1997. — 174 с.
  137. Станкин М. И Профессиональные способности педагоги. Акмеология воспитания и обучения: Учебное пособие. -М.: Флинта, 1998. 368 с.
  138. С.В. Глобальное образование: образы мира и человека. -СПб, 1996.-42 с.
  139. А.П. Образовательный стандарт как нормативная основа определения критериев результативности образовательного процесса //Проблемы результативности педагогической деятельности. -СПб., 1997.-С.15−16
  140. Ученик в структуре личностно ориентированного образования (Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону. 1997.
  141. Философия образования: „Круглый стол“ журнал“ „Педагогика“ //Педагогика. 1995, № 3. С.28
  142. П.А. У водоразделов мысли: Соч. Т.2.- М, 1990. 446 с.
  143. С.Л. Духовные основы общества. -М., 1992. -511 с.
  144. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб, 1994. -406 с.
  145. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -М.: Экспедитор. 1996, 288 с.
  146. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М., 1996.
  147. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исследовательский Центр, 1993.
  148. Н.И. Психосемантическая парадигма в гуманистически ориентированном образовании //Педагогика, 1992. — № 9−10.
  149. С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). -М.: Магистр, 1997.- 48 с.
  150. С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы. М., 1997. — 214 с.
  151. С.Б., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.- М: Роспедобщество, 1999. 215 с.
  152. С.Е. Организация и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования. М.-Вологда, 1997
  153. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности, Ростов-на-Дону, 1995.- 314 с.
  154. Щедровицкий Г. Г1. Очерки по философии образования. -М., 1993. 154 с.
  155. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса.- М.5 1988.
  156. Экология человека: Новые технологии в науке и образовании. Т. З. Новосибирск, 1998. -400 с.
  157. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М., 1978.- 392 с.
  158. И.С. Разработка, технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии» 1995. — № 2. — С. 32−42.
  159. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности.- М.: Флинта, 1997.
  160. Administration of the Attendance Improvement Dropout Prevention Program // State Education Department Report 94-S-48./ New York State Office of the Comptroller, Albany. Div. of Management Audit. 24 Apr 1995.
  161. Ahearn, Eileen M. Analysis of State Compliance Monitoring Practices. Project FORUM // National Association of State Directors of Special Education, Alexandria, VA. Dec 1992.
  162. Bragg, Debra D.- And Others. Implementing Tech Prep: A Guide to Planning a Quality Initiative // National Center for Research in Vocational Education, Berkeley, CA. Dec 1992.
  163. Bird Alan- Gage Heather. The relationship between school examination grades and class of economics degree obtained // Journal Name: Economics and Business Education- Vol. Ill, part 2, no. 10: Summer 95.
  164. Ellis A., Cogan J., Howey K. Introduction to the Foundations of Education. -New Jersey, 1991.-P.91−117
  165. Ellis A.E. Reason and emotion in psychotherapy. Revised and updated. New York, 1994.
  166. Kenney B.L. Vaiue-focused Thinking: A Path to Creative Decisionmaking. -Cambridge L., 1992.
  167. Lewin K. Feldtheorie in den Sozialwissenschaften. Ausgewahlte theoretische Schriften. Huber, Bern 1963 (Oris.: Fieid Theory in Social Science. Harper, New York, 1951).
  168. Ornstcin A., Levine D. Foundations of Education. Boston, 1995. — P. 448 465
  169. Richard J.-Fr. Les activites mentales. Armand Colin, i 995.
  170. Yalom I.D. The Theory and Practice of Group Psychoterapy. 3rd. N.Y.: Basic Books, 1985.
  171. Charrington A.J. Teaching styles and pupil attainment in some North Gwent junior schools // Thesis (M.Ed.) Wales, Cardiff, 1981.
  172. Charner I., Frazer B.Ch., Hubbard S. Reforms of the school-to-work tranzition // Phi Delta Kappan.-l995.-Vol.77, Nl.-P.40, 58−59.
Заполнить форму текущей работой