Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние охлаждения наддувочного и дополнительного воздуха на технико-экономические показатели дизельного двигателя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании рассмотрения современного состояния проблемы надежно сти работы, схем улучшения интенсивности горения заряда, проведенных рас четно-теоретических и экспериментальных исследований разработано схемно конструктивное решение системы впуска с завихрением заряда, наддувом и ох лаждением надувочного воздуха. Повышение технико-экономических и улуч шения эколого-экономических показателей… Читать ещё >

Содержание

  • Основные обозначения
  • Глава 1. Анализ способов улучшения технико-экономических показателен дизельных двигателей
    • 1. 1. Улучшение работы двигателя за счет наддува
      • 1. 1. 1. Анализ существующих способов наддува
      • 1. 1. 2. Анализ двухступенчатого наддува
    • 1. 2. Анализ способов охлаждения наддувочного воздуха
      • 1. 2. 1. Системы охлаждения наддувочного воздуха
      • 1. 2. 2. Системы охлаждения наддувочного воздуха типа «воздух-воздух»
      • 1. 2. 3. Системы ОНВ с промежуточным теплоносителем
      • 1. 2. 4. Комбинированная система охлаждения
    • 1. 3. Анализ существующих конструкций впуска воздуха
      • 1. 3. 1. Анализ завихрения в цилиндре путем ввода дополнительного воздуха
    • 1. 4. Анализ создаваемой конструкции
  • Выводы
  • Задачи исследования
  • Глава 2. Теоретический анализ параметров рабочего цикла дизеля с газотурбннным наддувом
    • 2. 1. Расчет параметров системы турбокомпрессора
    • 2. 2. Расчет промежуточного холодильника
    • 2. 3. Влияние охлаждения наддувочного воздуха на работу двигателя
    • 2. 4. Влияние давления и температуры воздуха на мощность двигателя
    • 2. 5. Влияние подогрева воздуха в процессе наполнения
    • 2. 6. Теоретический анализ процесса наполнения двигателя с дополнительным завихрением заряда
      • 2. 6. 1. Определение параметров дополнительного воздуха
      • 2. 6. 2. Математическое исследование влияния дополнительного воздуха на процесс наполнения
      • 2. 6. 3. Влияние дополнительного завихрения заряда на процесс наполнения
  • Выводы
  • Глава 3. Методика и программа экспериментальных исследований
    • 3. 1. Методика лабораторных исследований двигателя
      • 3. 1. 1. Цель исследования
      • 3. 1. 2. Объект исследования
    • 3. 2. Конструктивная особенность дизельного двигателя с охлаждением наддувочного и дополнительного воздуха подаваемого в цилиндр
    • 3. 3. Методика исследований на стенде
      • 3. 3. 1. Порядок проведения испытаний
      • 3. 3. 2. Программа исследования
      • 3. 3. 3. Приборы и оборудование, используемые при исследовании двигателя
    • 3. 4. Определение переводного коэффициента тахометра расхода воздуха
    • 3. 5. Оценка погрешности измерений
  • Глава 4. Результаты исследования двигателя
    • 4. 1. Результаты стендовых исследований экспериментального двигателя
    • 4. 2. Снятие и обработка характеристик дизеля
    • 4. 3. Результаты теплового исследования дизельного двигателя
    • 4. 4. Результаты опытов на токсичность
    • 4. 5. Сравнительный анализ теоретических и опытных результатов
    • 4. 6. Рекомендации по внедрению результатов исследования
  • Выводы
  • Глава 5. Экономическое обоснование конструкции двигателя Д-21А с охлаждением наддувочного и дополнительного воздуха

Влияние охлаждения наддувочного и дополнительного воздуха на технико-экономические показатели дизельного двигателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Автомобильные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) являются наиболее распространенным видом двигателей. Их суммарная мощность превышает мощность всех других видов двигателей. Потребление топлива и выброс токсичных продуктов неполного сгорания автомобилями исчисляется многими десятками миллионов тонн. Экономика автомобильного транспорта, здоровье f людей в большой мере зависят от совершенства двигателей. Поэтому к ним предъявляют все более жесткие требования, которые удастся выполнять благодаря росту научно-технического прогресса.

Среди различных требований к автомобильным ДВС важнейшими являются: достижение высокой топливной экономичности и удовлетворение растущих экологических требованийрост надежности, компактностиснижение материалоемкости, массы, трудоемкости изготовления и эксплуатации. Эти требования могут быть выполнены при применении наддува как средства комг плексного совершенствования показателей двигателей.

Серийное производство автомобильных двигателей с наддувом началось еще в конце 30-х годов. В тот период они оборудовались приводными нагнетателями как объемными типа Рут, так и центробежными. Сфера их использования ограничивалась применением на автомобилях с повышенными динамическими качествами, предназначенными для узкого круга потребителей, а также двухтактными дизелями автомобильного типа, где наддув осуществляется в завершающей стадии газообмена, после продувки. Небольшими сериями выпускались четырехтактные двигатели с нагнетателями Рут для большегрузных автомобилей.

Благодаря повышению эффективности и надежности турбокомпрессоров широкое распространение получили двигатели не только с низким и средним, но и затем с высоким наддувом, стали применяться системы охлаждения наддувочного воздуха, развернулось их серийное производство. Были реализованы положительные дополнительные качества двигателей с турбонад-дувом, такие, как улучшение скоростных характеристик, выражающихся в росте запаса крутящего момента, и в смещении максимума крутящего момента в диапазон пониженных частот вращения коленчатого вала. Интенсивно уменьшилось отставание двигателей с турбонаддувом по приемистости от обычных без наддува.

В настоящее. время стало технически и экономически оправдано применение турбонаддува для дизельных двигателей, устанавливаемых на автомобилях и тракторах всех категорий, включая легковые. На базе достижений в областях конструирования и производства компрессоров и наряду с этим микропроцессорной техникой создали условия для наддува на двигателях с принудительным воспламенением, массового применения автомобильных дизелей с турбонаддувом. Однако степень форсирования ограничивается тепловой напряженностью деталей двигателя и механическими нагрузками на них, поэтому с ростом давления наддува становится, все более актуальна задача охлаждения наддувочного воздуха.

Промежуточное охлаждение позволяет существенно увеличить мощность и снизить теплонапряженность деталей дизелей, повысить удельную топливную экономичность. При высоких давлениях наддува снижение температуры воздуха после компрессоров становится неизбежным.

В целом освоение высокого наддува в сочетании с промежуточным охлаждением можно считать важнейшим направлением повышения мощности, увеличения ресурса двигателей, а также снижения их удельной стоимости и металлоемкости.

Помимо увеличения мощности и совершенствования рабочих процессов двигателя можно отметить взаимосвязь между процессами наполнения, топли-воподачи и смесеобразования в камере сгорания.

Одним из путей улучшения показателей рабочего процесса двигателей является завихрение заряда.

В литературе известны различные способы завихрения заряда: установка во впускной трубе завихрителей, ширм на тарелке впускного клапана, подача в цилиндр дополнительного воздуха [16, 17, 102, 104].

Известное ранее устройство, основанное на дополнительном завихрении заряда в конце наполнения и начале сжатия, имеет ряд преимуществ перед другими. Этот способ не только увеличивает коэффициент наполнения, но и придает дополнительную скорость воздушному вихревому заряду.

Диссертационная работа посвящена исследованию возможностей повышения технико-экономических параметров дизельного двигателя с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха и с дополнительным завихрением заряда.

В настоящей работе, в качестве первого этапа решения задачи по созданию высокоэффективного дизеля с использованием комплекса методов применимо улучшение наполнения и смесеобразования за счет охлаждения основного и дополнительного зарядов. 1 Работа является составной частью научных направлений Казанского государственного аграрного университета «Улучшение эксплуатационных показателей автотракторных двигателей путем повышения турбулизации заряда дополнительной подачей воздуха в цилиндры». Номер государственной регистрации — 0187.43 352.

Эксперименты включали исследования опытного двигателя по скоростным, нагрузочным, регулировочным и другим характеристикам с охлаждением основного и дополнительного зарядов по сравнению без охлаждения основного и дополнительного зарядов и стандартного.

Анализ результатов экспериментов показал значительное преимущество опытного двигателя с охлаждением основного и дополнительного зарядов по ^ сравнению того же двигателя, но без системы охлаждения.

Достоверность исследования подтверждена положительными результатами испытания двигателя Д-21А с охлаждением основного и дополнительного воздуха, который в течение одного года показал высокие технико-экономические показатели, а также использованием современной измерительной быстродействующей аппаратурой.

Основные результаты научных исследований диссертации публиковались и докладывались: на 13-ой и 17-ой научно-практической конференциях вузов Поволжья и Предуралья, 2003 и 2006 года г. Н.Новгородна 3-ей, 4-ой и 5-ой международной научно-практической конференциях «Автомобиль и техносфера», 2003, 2005, 2007 года г. Казаньна ежегодных итоговых научных конференциях КГСХА 2001;2005 год.

Научная новизна. В диссертационной работе представлено научное обоснование технических решений, направленных на использование в дизельных двигателях совершенствованного рабочего процесса, за счет охлаждения основного наддувочного и дополнительного воздуха в конце наполнения и начале сжатия, а также комплекса методов, сочетающих в себе улучшение коэффициента наполнения и дополнительного завихрения заряда.

Разработаны:

— новая схема подачи охлажденного основного наддувочного и дополнительного воздуха в нижнюю часть цилиндра после турбокомпрессора для дизельного двигателя;

— система создающая завихрение заряда за счет подачи его в нижнюю часть цилиндра в конце наполнения и начале сжатия и увеличивающая коэффициент наполнения при охлаждении в холодильнике основного и дополнительного заряда;

— математическая модель с охлаждением дополнительного воздуха после турбокомпрессора;

Получены:

— новые результаты расчетно-теоретических исследований характеристик рабочего цикла при охлаждении основного и дополнительного наддувочного воздуха;

— количественные и качественные характеристики и уточненные закономерности изменения технико-экономических показателей при функционировании модернизированного дизеля за счет охлаждения воздуха.

На защиту выносятся:

— усовершенствованная система смесеобразования и наполнения в цилиндре при охлаждении наддувочного воздуха для основного и дополнительного заряда после турбокомпрессора путем подачи воздуха в нижнюю часть цилиндра в конце наполнения и начале сжатия;

— количественные соотношения и расчетные формулы, используемые для установления связи между коэффициентом наполнения и охлаждением основного и дополнительного заряда влияющего на смесеобразование и технико-экономические показатели дизельного двигателя;

— результаты расчетно-теоретических и экспериментальных исследований влияющие на технико-экономические и мощностные показатели модернизированного двигателя, оснащенного дополнительной системой охлаждения и подачей дополнительного воздуха в нижнюю часть цилиндра.

Основные обозначения gh ge ~ индикаторный и эффективный удельный расход топлива, г/кВтча — коэффициент избытка воздуха;

Nh Ne — индикаторная и эффективная мощность, кВт;

МКр — крутящий момент двигателя, Нм;

GT — часовой расход топлива, кг! чп — частота вращения коленчатого вала, минл;

Ge — расход воздуха, кг/чrji — индикаторный коэффициент полезного действияrjv, rjj — коэффициент наполнения стандартного двигателя и двигателя с дополнительным завихрением заряда;

Gc, Gmeop — масса смеси в цилиндре фактическая и теоретическая, кгР0 — атмосферное давление, Па Vh — рабочий объем цилиндра, лРа, Рс ~ давление в конце наполнения и сжатия, Па Та, Тс — температура в конце наполнения и сжатия, °КРд — давление дополнительного воздуха в цилиндре, Па Gd — количество воздуха, поступившего в цилиндр через дополнительную систему, кг/ч;

С — коэффициент подачи дополнительного воздухае— геометрическая степень сжатияр— плотность заряда, кг! мц, — термический КПД двигателяк — показатель адиабатыв — угол опережения впрыска топлива, град;

10— теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 килограмм топлива, кгgT — цикловая подача топлива, кгv — коэффициент полноты зарядаРг — давление остаточных газов, Па;

AT — температура подогрева свежей смеси при впуске от контакта свежего заряда со стенками, °Ку— коэффициент остаточных газов- £спр — сопротивление впускного тракта- / — количество цилиндров двигателяотношение средних удельных теплоемкостей продуктов сгорания и свежего зарядаvG — кинематическая вязкость воздуха, м2/сср — удельная теплоемкость при постоянном давлении, кДж/кг °КЕ — показатель энергетической эффективности охладителяF — поверхность теплопередачи, м2- G1, G2~ расходы теплоносителей, кг/сН— размер охладителя наддувочного воздуха, мW], Wi — скорости движения теплоносителей, м/сось а2 — коэффициенты теплоотдачи теплоносителей, Вт/{м °К) — AN, A/V2 — потери мощности на преодоление гидравлического сопротивления движению теплоносителей, кВт;

11 — тепловая эффективность охладителяЛ — коэффициент теплопроводности, Вт/(м-°К) — // — коэффициент динамической вязкости, Па-си — коэффициент кинематической вязкости, м /скоэффициент трения в трубахр — плотность вещества, кг/м — т — время, сif/ - поправочный коэффициент к среднему температурному напоруR — газовая постоянная;

APS — потеря давления в холодильникек — КПД компрессора;

Я// — степень наддуваи2ор — окружная скорость колеса, м/с, жк — степень повышения давления воздуха в компрессореLkad — адиабатическая работа ступени, кгс-м!кгс са — скорость воздуха, м/свр — момент инерции ротора турбокомпрессора, Н-м;

1. На основании рассмотрения современного состояния проблемы надежно сти работы, схем улучшения интенсивности горения заряда, проведенных рас четно-теоретических и экспериментальных исследований разработано схемно конструктивное решение системы впуска с завихрением заряда, наддувом и ох лаждением надувочного воздуха. Повышение технико-экономических и улуч шения эколого-экономических показателей дизельных двигателей с завихре нием заряда за счет охлаждения дополнительного воздуха в конце такта напол нения и в, начале сжатия через каналы, расположенные выше нижней мертвой точки.2. Получены новые количественные характеристики и закономерности из менения показателей смесеобразования и энергетических величин при завихре нии заряда за счет подачи в цилиндры охлажденного основного и дополнитель ного воздуха.3. Экспериментально отработана и испытана конструкция системы завих рения, обеспечивающая регулируемый ввод в цилиндр дополнительного охла жденного воздуха для дизельного двигателя Д-21 А.

4. Разработана программа и обоснована методика проведения исследования экспериментального двигателя.5. Проведенные испытания двигателя Д-21 А с дополнительным охлаждени ем и завихрением заряда показали высокую работоспособность системы подачи дополнительного воздуха. Удельный расход топлива снижается на 13%, макси мальная мощность увеличивается на 22%. Температура выхлопных газов уве личивается на 12…15%, что способствует снижению несгоревших углеводоро дов в сравнении с базовым двигателем. Двигатель на всех режимах работал мягче, по сравнению с базовым. ;

В результате количественного анализа выхлопных газов выявлено, что раз работанная конструкция подачи охлажденного дополнительного воздуха в двигатель Д-21А позволяет снизить суммарное содержание токсичных компонен тов в выхлопных газах на 60…80%: содержание углеводородов — на 60… 70%, дымность — на 60…65%.6. Анализ теоретических и экспериментальных результатов показал, что система с охлаждением основного и дополнительного воздуха после турбоком прессора на всех режимах дает снижение расхода топлива в среднем на.

10…15% и повышает мощностные показатели на 20.25%.Выявлено новое перспективное направление, улучшающее эксплуата ционные показатели дизельного двигателя с применением охлажденного над дувочного и дополнительного воздуха и рекомендуется для разработок конст рукций двигателей внутреннего сгорания на заводах двигателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Г. Прикладная газовая динамика.-М.: Наука, 1969.- 824 с.
  2. Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания / Под ред. М. Г. Круглова. -М.: Машиностроение, 1973. 296 с.
  3. П.А., Дмитриев В. П., Филипов B.C. Выбор диаметра камеры сгорания и оптимальной закрутки потока воздуха на впуске для дизеля размерностью S/D = 12,5/11// тезисы ВолПИ. -Волгоград, 1981. С. 3−7.
  4. С.Н. Исследование рабочих процессов и циклов ДВС. Метод. пособие для практич. занятий /Гос. ком. РФ по высшему образованию / Каз. гос. техн: ун-ет им. А. Н. Туполева. -Казань, 1995 36 с.
  5. В.М. и др. Автомобильные двигатели. Машиностроение. -М., 1967. -494 с.
  6. Ахтариев Mi Р. Улучшение технико-экономических и экологических показателей дизельного двигателя путем завихрения заряда дополнительной подачей воздуха в цилиндры. Автореф. дисс. канд. тех. наук. Казань, 2001.
  7. П.И. О выборе определяющих температур при расчете теплооб-менных аппаратов. Известия вузов СССР. Энергетика. -1978. № 6. — С. 143−147.
  8. В.И., Еремеев А. Ф., Семенов Б. Н. Топливная аппаратура быстроходных дизелей. -Л.: Машиностроение, 1967. 299 с.
  9. Н.В., Коваленко Л. М., Ястребенецкий А. Р. Пластинчатые и спиральные теплообменники. — М.: Машиностроение, 1973.
  10. И.Л. Исследование смесеобразования в четырехтактном дизеле с разделенной камерой сгорания с целью снижения максимального давления в цилиндре при высоком наддуве. Автореф. дис. на соиск. учен, степ.канд.техн.наук. -Л.: ЦНИДИ, 1978. 22 с.
  11. А.В., Мухачев Г. А., Щукин В. К. Термодинамика и теплопередача. -М.: Высшая школа. -1964. 458 с.
  12. В. Н. Теория, конструкция и расчет тракторных и автомобильных двигателей. -М.: Сельхозиздат, -1962. 391 с.
  13. В.Т. Применение турбокомпрессора с регулируемой турбиной для наддува дизелей. Энергомашиностроение. -1959, -№ 9, -С 6−8.
  14. В.В., Индейкин А. П. Автотракторные радиаторы. —Л.: Машиностроение.-1978.-41 с.
  15. И. Л., Магульский Ф. Ф. Токсичность дизельной сажи и измерение сажесодержания дизельного выхлопа//ЛАНЭ.- М., 1969.С. 120−157.
  16. М.М., Грудский Ю. Г. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей. -М.: Машиностроение, 1982. — С. 18−22.
  17. А. Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. -М.: Машиностроение, 1977. 277 с.
  18. Д.М., Лившиц В. М., Моносзон А. А. и др. Определение мощности дизелей с газотурбинным наддувом в эксплуатационных условиях/Механизация и электрификация сельского хозяйства. -М: Колос, 1980. 35с.
  19. Высокий наддув дизелей. Иванченко Н. Н. и др. — Л.: Машиностроение, 1983.- 198 с.
  20. A.M., Аладашвили И. К., Самойлов Д. Н. Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах двигателей с дополнительным завихрением и расслоением заряда. // Ж. Механизация и электрификация сельского хозяйства № 11. 2007. С. З0—31.
  21. A.M. Влияние охлаждения надувочного воздуха на коэффициент наполнения и технико-экономические: показатели дизельного двигателя. // 5-я международная научно-практическая конференция. —Казань: Автомобиль и < Техносфера, 2007. С. З 56−358. -
  22. Н.А., Горюнов JI.B., Ржавин Ю. А. Влияние конструктивных параметров на эффективность ЦБК малоразмерных ТКР. Казань." Изд-во Казанского ГТУ им. А. Н. Туполева. 1998. — 41с.
  23. Н.А., Горюнов JI.В., Такмовцев В. В., Байчурин P.P. Разработка и совершенствование триботехнических систем агрегатов наддува дизелей транспортных средств в процессе их доводки. Казань. Изд-во Казанского ГТУ им. А. Н. Туполева. 1998. — 26с.
  24. ГОСТ 14 846–69 Двигатели автомобильные. Стендовые испытания.
  25. ГОСТ 18 509–88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний.
  26. Н.И., Сафонов В. К., Соколов С. С. Особенности смесеобразования четырехтактных дизелей с высоким наддувом. — Тр. ЦНИДИ, 1970, вып.60, с. 184−192.
  27. Н.Х. и др. Теплообмен в двигателях и теплонапряженность их деталей. Л.: Машиностроение, 1969 247 с.
  28. Н.Х. Теория двигателя внутреннего сгорания. -Л.: Машиностроение, 1974. 552 с.
  29. Л.М. Причины повышения КПД ДВС при уменьшении температуры воздуха на впуске. -Л.: Двигателестроение № 1, 1989. -С.9−11%
  30. Л.М. Причины повышения максимального давления сгорания при охлаждении наддувочного воздуха. -Л.: Двигателестроение № 2, 1988. -С.46−47.
  31. Е.Н., Клименко В. Б., Савельев Г. М. Об оценке эффективности различных схем системы охлаждения наддувочного воздуха. Автомобильная промышленность, 1976, № 10, с.4−6.
  32. Р.Х. Результаты опытов на высокофорсированном двигателе с дополнительным завихрением заряда. Отдельный выпуск КГТУ им. А. Н. Туполева. -Казань, 1996. -22 с.
  33. Р.Х., Самойлов Д. Н., Самойлов Н. П. Бензиновые двигатели с подачей в цилиндры дополнительного воздуха. Монография. Издательство Форт Диалог. Казань. 1995. 70 с.
  34. В. А., Дядин А. П. Исследование сажевыделения в цилиндре дизеля // Тр. Украинского СХИ. Вып. 136.- Киев, 1977 С.77−82.
  35. П.В. Развитие перспективных турбокомпрессоров. «Энергомашиностроение», 1978, № 1, С.11−13.
  36. П.В., Герасимов О. М. Инженерный метод расчета охладителей наддувочного воздуха. -JL: Двигателестроение № 10, 1988. С.8−10.
  37. Н. Н., Балакин В. И. Проблемы высокого наддува дизелей. — «Двигателестроение». -1979. -№ 1. -С.11−13.
  38. Н.Н., Красовский О. Г. и др. Исследование рабочего процесса четырехтактного дизеля с высоким двухступенчатым наддувом методом моделирования на ЭЦВМ. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания, вып.25. Харьков: Вища школа, 1977, С.30−36.
  39. Н.А. Исследование тепловой напряженности форсированных дизелей. Автореф.дис. на соиск. учен.степ.канд.техн.наук. -М.: МВТУ, 1974 -16 с.
  40. В.П., Осипова В. А., Сукомел А. С. Теплопередача. —М.: Энергия, 1975.
  41. Испытания двигателей внутреннего сгорания. Ред. инж. Е. Н. Кореи. -М.: Машиностроение, 1972.
  42. Исследование влияния гомогенизации обедненных топливовоздушных смесей на образование оксидов азота./ Shiogi Masahiro, Zhu// Kikai gakkai ron-bunshi. B= Trans. Jap. Soc. Mech. Eng. B. 1995.- 61, № 588. — C. 3092−3098. -Яп- рез. англ.
  43. Исследование, конструирование и расчет тепловых двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч. тр. /Центр н-и. автомоб. и автомотор, ин-т- Редкол.: Кутенев В. Ф. (гл. ред.) и др. -М.: НАМИ, 1987. -118, [4] е.: ил.- 20 с.
  44. Конструирование впускных и выпускных каналов двигателей внутреннего сгорания / Б. X. Дреганов, М. Г. Круглов, В. С. Обухова / Киев: Вища шк., 1987.-174, 1. е.: ил.: 20 см.
  45. В.М., Лукьянов В. И. Перспективы применения автомобильных газотурбинных двигателей. «Автомобильная промышленность», 1979.6,-С. 9−11.
  46. П.П. Расходомеры и счетчики количества. Изд. 3-е, пере-раб. и доп. -Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), -1975.- 776 с.
  47. М. Г., Меднов А. А. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания: Учеб. пособие для вузов по спец «Двигатели внутреннего сгорания». М.: Машиностроение, -1988. — 360, 1. е.: ил.- 22 см.
  48. М.Г., Егоров Я. А. Расчетно-экспериментальное определение параметров1 газа в выпускной системе двигателя при импульсном наддуве. — В кн.: Проблемы развития комбинированных двигателей внутреннего сгорания. -М.: Машиностроение, -1968, -С. 109−122.
  49. С. С., Боришанский В. М. Справочник по теплопередаче. -М.: Госэнергоиздат, -1958. 431 с.
  50. В.М., Лондон А. Л. Компактные теплообменники. -М.- -Л.: Госэнергоиздат, 1962.
  51. Ле Мере, Тор Ш. Высокофорсированные дизели с удельной массой 1,8 кг/л.с. «Форсированные дизели», -М., Машиностроение, 1978, -С. 316−331.
  52. И.М. Теория автомобильных и тракторных двигателей. -М.Машиностроение. -1969. 368 с.
  53. Мак-Адамс В. Х. Теплопередача. -М.: Металлургиздат, 1961.
  54. Ю.Б. Двигатели внутреннего сгорания. Теория, конструкция и расчет. Изд.2-е. -М.: Машиностроение, -1972. — 336 с.
  55. Г. А., Форбес М. К., Джонс Т. Д. Охлаждение дизеля и охладители. «Поршневые и газотурбинные двигатели», 1968, С. 1−9. (Экспресс-информация ВИНИТИ).
  56. Е. А., Дехович Д. А. Двухступенчатые системы наддува комбинированных ДВС. «Энергомашиностроение», 1978. -№ 1. -С. 1−3.
  57. А. В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. —М.: Колос, -1984. 335 е., ил.
  58. Ю.В. Методика оптимизации теплообменника наддувочного воздуха по показателям работы дизеля. Труды ВНИТИ, Коломна, 1975, вып.41, -С.144−153.
  59. Н.А. Дизельные двигатели японских автомобилей. Новосибирск, 1996.- 144 с.
  60. Патент Великобритании № 1 504 544.
  61. Патент Великобритания № 1 065 206, 1967.
  62. Патент Великобритания № 1 071 451, 1967.
  63. Патент Великобритания № 1 281 781, 1972.
  64. Патент Великобритания № 1 295 767, 1972.
  65. Патент Великобритания № 1 325 526, 1973.
  66. Патент Великобритания № 1 366 327, 1974.
  67. Патент Великобритания № 1 418 767, 1974.
  68. Патент Великобритания № 1 453 274, 1976.
  69. Патент Великобритания № 1 490 187, 1978.77. Патент США № 3 941 104.
  70. Патент США № 3 976 041, 1976.
  71. Патент США № 3 091 228, 1963.
  72. Патент США № 3 162 993, 1964.
  73. Патент США № 3 829 235, 1974.
  74. Патент США № 3 881 455, 1975.
  75. Патент США № 3 946 563, 1976.84. Патент Франции № 2 295 233.85. Патент Франции № 2 317 492.86. Патент Франции № 2 362 275.
  76. Патент Франция № 2 124 223, 1972.
  77. Патент Франция № 2 191 609, 1974.
  78. Патент Франция № 2 257 012, 1975.
  79. Патент Франция № 2 269 636, 1975.
  80. Патент Франция № 2 397 523, 1978.92. Патент ФРГ № 2 544 471.93. Патент ФРГ № 2 610 192
  81. Ю.В., Фастовский В. Г. Современные эффективные теплообменники. М.- - JL: Госэнергоиздат, 1962.
  82. Подача воды для снижения токсичности ОГ дизелей. Dieselmotoren ег-fuller mit Wassere inspritzing zukunftide NOx- und Rubgrenzwe rte / Velji Amin, Eichel Erwin, Remmels Werner, Hand Franz // MTZ: Motortechn. Z. 1996, -№ 7— 8.-C. 400−407. -Нем.
  83. Работы фирмы Volkswagen по совершенствованию автомобильных двигателей. Auf dem weg zum 3-liter auto / Rodenbusch Pefer // AMZ: Auto, Mot., Zubehor .-1995.- 83, -№ 9.- 30 с Нем.
  84. Радиоконструктор «Стабилизатор напряжения». Набор деталей для самостоятельной сборки. Описание процесса сборки и контроля.
  85. Радиоконструктор «Электронный термометр». Набор деталей для самостоятельной сборки. Описание процесса сборки и контроля.
  86. И .Я. Испытание двигателя внутреннего сгорания. —М.: Высшая школа.-1975.-320с.
  87. И.Л., Бейлин В. М. Сплавы для термопар. Справочник. —М.: Металлургия, 1983. 360 с.
  88. Г. Б. Теплопередача в дизелях. —М.: Машиностроение, 1977. -216 с.
  89. Д.Н. Теплофизические процессы и характеристики бензиновых и дизельных двигателей с дополнительным завихрением и расслоением заряда. —Казань: Из-во Казанского ун-та, 2004 — 376 с.
  90. Д.Н., Самойлов Н. П., Петриченко P.M. Формализация скорости распространения фронта пламени в цилиндре бензинового двигателя. Юбилейный сборник трудов КГСХА. Казань. —1997. —С.70—'77.
  91. Н.П. Улучшение топливной экономичности и уменьшение загрязнения атмосферы бензиновыми двигателями путем подачи в цилиндры дополнительного воздуха. Монография. Библиографический указатель ВИНИТИ. № 4 (150).-1984.-95 с.
  92. Н.П. Улучшение эксплуатационных показателей автомобильных карбюраторных двигателей путем повышения турбулизации заряда дополнительной подачей воздуха в цилиндры. Док. дисс. КСХИ. Казань. 1993.
  93. А.Э. и др. Турбонаддув высокооборотных дизелей. —JL: Машиностроение, 1976. 288 с.
  94. Снижение токсичности отработавших газов в дизелях с высоким наддувом. Schadstoffminderunderungspotenfail hochaufgeladener Nfz-Dieselmoloren/ Strobel Martin, Durnholtz Manfred// MTZ: Motortechn. Z.- 1996. — 57, № 6. — C. 336−340. -Нем.
  95. Справочник по гидравлическим сопротивлениям / И. Е. Идельчик, д-р техн. наук, профф. 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Машиностроение, 1975.-559 с.
  96. СпундэЯ.А. Перспективы развития автомобильных газотурбинных двигателей. Промышленная теплотехника", 1980, 2, № 6. —С. 28−35.
  97. Регулирование и вспомогательные системы газотурбинных и комбинированных установок: Учебное пособие для вузов. Михальцев В. Е., Панков О. М., Юношев В. Д. М.: Машиносроение, 1982. -255 с.
  98. Теория двигателей внутреннего сгорания / Под ред. И. Х. Дьяченко. —JL: Машиностроение, 1974. 552 с.
  99. Топливная аппаратура автотракторных и комбайновых дизелей, технические требования на капитальный ремонт, -М.: Машиностроение, 1981.- 350 с.
  100. Трактор Т-25 Альбом справочник.
  101. Тракторные дизели. Справочник / Взоров Б. А. и др.- —М.: Машиностроение, 1981.-535 е., ил.
  102. Турбодвигатели и компрессоры: Справ. пособие / Г. Хак, Лангкабель. — М.: ООО Издательство Астрель, 2003. 351 с.
  103. Турбокомпрессоры для наддува дизелей: Справочное пособие Б. П. Байков, В. Т. Бордуков, П. В. Иванов и др. -Л.: Машиностроение, 1975.-200 с.
  104. Тяговые характеристики сельскохозяйственных тракторов. Альбом-справочник—М.: Россельхозиздат, 1979.-240 с.
  105. М.К., Хампсон Р. Д. Некоторые проблемы охлаждения воздушного заряда для дизеля: В кн.: Локомотивостроение и вагоностроение, 1972. -№ 33. — С. 1−7. (Экспресс-информация ВИНИТИ).
  106. К. К., Тейлор Д. Исследование работы дизеля со сверх-высокими параметрами. «Форсированные дизели». -М.: Машиностроение, 1978? С.267−284.
  107. Н.С., Шерстюк А. Н., Зайченко Е. Н., Динеев Ю. Н. Наддув и нагнетатели автомобильных двигателей. -М.'.Машиностроение. —1965. — 220 с.
  108. Ю.Н. Расчет динамических характеристик воздухоохладителя как объекта с сосредоточенными параметрами. -Л.: Двигателестроение. —1988. —№ 3. — С.31—32.
  109. К. Наддув двигателей внутреннего сгорания. -Л.: Машиностроение, 1978. 264 с.
  110. Chiranis Nicholos. P. Bleeding sir mfnifold gives more miles per gallon. «Prod Engng», 1966. 37. -№ 3. 60−61.
  111. Garrett gallops toward automotive turbines. «Diesel and Gas Turbine Progr.», 1980, 46, № 3, 82.
  112. Garrett/Ford advanced gas turbine program summary, Oct. 1981, 21 pp
Заполнить форму текущей работой