Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение выносливости шатунов из титанового сплава высокофорсированного дизеля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью разработки перспективных технологий при создании типоразмерного ряда поршневых авиационных двигателей с удельной массой 0,5−0,75 кг/л.с., литровой мощностью 80−105 л.с./л, минимальным удельным расходом топлива 190−220 г/кВт-ч при детальной модернизации шатунной группы, а также надежных методов оценки пригодности и повышения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ АВИАЦИОННЫХ ДИЗЕЛЕЙ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ
    • 1. 1. Современные авиационные дизели
    • 1. 2. ^Применение шатунов из титановых сплавов
    • 1. 3. Титановые сплавы
    • 1. 4. Технологические методы производства
    • 1. 5. Исследование и увеличение надежности
    • 1. 6. Цели и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ ШАТУНА
    • 2. 1. Конструирование шатуна
    • 2. 2. Создание расчетной модели
    • 2. 3. Определение условий эксплуатации
    • 2. 4. Определение НДС для случаев нагружения
    • 2. 5. Методы расчетов на выносливость
    • 2. 6. Расчеты шатуна на выносливость

Повышение выносливости шатунов из титанового сплава высокофорсированного дизеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разработка и улучшение конструкции двигателей внутреннего сгорания является сложным процессом, результатом которого должна стать долговечная конструкция, обусловленная состоянием научно-технического прогресса. Исходя из потребностей производителей в снижении массогабаритных характеристик двигателя в целом, и, как следствие, деталей двигателя в частности, а также уменьшения производственных затрат, увеличения срока службы двигателя, ведется поиск оптимальных материалов для каждой детали, так же как и освоение передовых технологий их производства. Одним из основных направлений в поршневом двигателестроении является модернизация шатунно-порш-невой группы, которая включает снижение веса за счет применения новых материалов, разработки конструкции, обеспечивающей условие равнопрочности сопрягаемых деталей. Базовым в сопряжении является шатун, основными требованиями к конструкции которого являются высокая прочность и надежность, минимальная масса, низкая склонность к трещинообразованию, высокая точность обработки отверстий и торцов кривошипной и поршневой головок.

Основным сектором промышленности, где вопросам увеличения надежности уделяется максимальное внимание, является авиационная промышленность. К работающим в высоконагруженных условиях агрегатам и элементам конструкции воздушных судов предъявляются требования по безопасной эксплуатации на сверхвысоких ресурсах. В современной гражданской авиации важное значение имеют также минимизация размеров агрегатов и весовая эффективность, во многом определяемая характеристиками сопротивления усталости применяемых материалов. В последние годы отечественными и зарубежными исследованиями установлено изменение механизма зарождения усталостных трещин и, как следствие, расположения очага зарождения в подповерхностном слое при значительном увеличении базы испытаний («10 циклов). Также показано, что данное явление — сверхмногоцикловая усталость — характерна для различных сплавов: сталей, алюминиевых и титановых сплавов, сплаbob на никелевой основе и др. Именно переходом от многок сверхмногоцик-ловой усталости характеризуются требования по увеличению ресурса деталей.

Как правило, выбор группы сплавов проводится по удельной прочности. Применение сплавов с высокими удельными прочностными характеристиками совместно с технологиями производства шатунов становится объектом детального изучения для соответствия названным выше требованиям. Несмотря на успешную практику применения шатунов из титановых сплавов для двигателей гражданского (дорожные автомобили и мотоциклы) и специального (автои мотоспорт) наземного назначения, данные условия эксплуатации не позволяют провести взвешенную оценку о пригодности подобных конструкций для эксплуатации при высоких нагрузках и сверхдлительных ресурсах.

Заключение

о пригодности применяемого комплекса может быть основано на результатах ресурсных испытаний как шатуна отдельно, так и двигателя в целом.

Заключение

о повышении выносливости шатуна с учетом приведенных выше аспектов может быть дано по результатам сравнительных численных или натурных экспериментов. В математический аппарат программных пакетов для проведения численных экспериментов входят характеристики сопротивления усталости рассматриваемого материала. В отсутствии таких данных для расчетов на выносливость в области сверхмногоцикловой усталости целесообразно применение методов натурных испытаний. При этом важным является условие сокращения времени проведения испытаний в данной области усталости при достоверных и надежных результатах, что может быть достигнуто методами ускоренных усталостных испытаний или применением специального оборудования.

Актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью разработки перспективных технологий при создании типоразмерного ряда поршневых авиационных двигателей с удельной массой 0,5−0,75 кг/л.с., литровой мощностью 80−105 л.с./л, минимальным удельным расходом топлива 190−220 г/кВт-ч при детальной модернизации шатунной группы, а также надежных методов оценки пригодности и повышения долговечности конструкций шатунов для эксплуатации в условиях сверхдлительных ресурсов. Несмотря на широкое распространение методов численного анализа выносливости деталей, для получения на их основе достоверных результатов необходимо наличие статистических данных по характеристикам сопротивления металлов сверхмногоцикловой усталости.

До настоящего времени не создано авиационных дизелей, соответствующих современным высоким требованиям со стороны производителей воздушных судов к характеристикам и надежности двигателей, а также надежных методик прогнозирования выносливости деталей при эксплуатации в условиях сверхдлительных ресурсов, соответствующих сверхмногоцикловой области усталости металлов.

Целью работы является разработка надежной конструкции шатуна для высокофорсированных дизелей при соответствии требованиям по мощности, удельным характеристикам и ресурсу.

Предметом исследования является шатун двигателя внутреннего сгорания из титанового сплава, работающий в условиях высоких нагрузок и сверхдлительных ресурсов.

Теоретическая и методологическая база состоит из методов теории прочности для определения напряженно-деформированного состояния и оценки выносливости деталей, а также экспериментальных методов усталостных испытаний деталей машин.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Определены параметры микроструктуры титанового сплава ВТ6, и представлен конструк-торско-технологический комплекс, обеспечивающий надежную работу шатунов из титанового сплава для высокофорсированного высокоресурсного авиационного дизеля. Разработана экспериментальная методика ускоренных испытаний для определения конструкторско-технологического комплекса, обеспечивающего максимальную долговечность шатунов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в доказательстве надежности шатуна из титанового сплава ВТ6 для высокофорсированного высокоресурсного авиационного дизеля, сокращении времени сравнительных усталостных испытаний в сверхмногоцикловой области усталости, разработке технического задания на сравнительные усталостные испытания, разработке технического задания на ресурсные испытания шатуна для 12-цилиндрового высокофорсированного авиационного дизеля RED АОЗ с целью доказательства соответствия современным авиационным требованиям и получения двигателем RED АОЗ сертификата типа.

Реализация и апробация работы. По акту о внедрении результатов диссертации результаты работы внедрены в конструкцию и производство установочной серии шатунов для 12-цилиндрового высокофорсированного авиационного дизеля RED АОЗ производства фирмы RED Aircraft GmbH, Германия.

Публикации. По результатам исследований опубликовано 2 работы, вошедшие в диссертацию.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов и заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 153 страницы, включая 135 страниц основного текста, 62 рисунка, 26 таблиц. Список использованной литературы включает 93 наименования.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Использование полученных расчетно-экспериментальными методами результатов позволяет впервые созданному 12-цилиндровому высокофорсированному авиационному дизелю RED АОЗ достичь предъявляемых к данному двигателю современных высоких требований по взлетной и максимальной продолжительной мощности, а также обеспечивает улучшение его массогабарит-ных характеристик.

2. Разработанная конструкция шатуна из титанового сплава ВТ6 является надежной для применения в высокофорсированном авиационном дизеле с требуемым ресурсом 3000 ч. Поэтому область применения титанового сплава ВТ6 с учетом необходимых технологий производства может быть расширена сегментом высокофорсированных авиационных дизелей, работающих в т. ч. в условиях сверхвысоких ресурсов.

3. Разработка шатунов из титановых сплавов и увеличение их надежности для эксплуатации в высокоресурсных двигателях, соответствующих современным наиболее высоким требованиям к надежности — требованиям авиационных правил, — требует многостороннего подхода: определение конструкции, применение передовых технологий производства полуфабрикатов и деталей, определение характеристик сопротивления сверхмногоцикловой усталости металлов, а также применение надежных методов ускоренных усталостных испытаний и соответствующего испытательного оборудования.

4. Успешно проведенные наземные и летные испытания авиационного дизеля RED АОЗ подтверждают работоспособность разработанной конструкции шатуна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результатами данной работы в рамках разработанного конструкторско-технологического комплекса и проведенных расчетно-экспериментальных исследований доказано создание надежной конструкции шатунов из титанового сплава ВТ6 для применения в высокофорсированном высокоресурсном авиационном дизеле, соответствующем современным авиационным требованиям. Разработанным экспериментальным методом сравнительных ускоренных усталостных испытаний возможно исследование повышения выносливости шатунов при применении различных технологий производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОСТ 1.90 013−81. Сплавы титановые. Марки. Введ. 1981−01−30. М.: Изд-во стандартов, 1981. 4 с.
  2. ГОСТ 25.504−82. Расчеты и испытания на прочность. Методы расчета характеристик сопротивления усталости. Введ. 1983−07−01. М.: Изд-во стандартов, 1983. 25 с.
  3. DIN 50 100. Werkstoffprufung. Dauerschwingversuch. Begriffe, Zeichen, Durchfuhrung, Auswertung. Koln, Beuth Verlag, 1974. Iis.
  4. ГОСТ 25.507−85. Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы испытания на усталость при эксплуатационных режимах нагружения. Введ. 1986−07−01. М.: Изд-во стандартов, 1986. 19 с.
  5. WL 3.7164. Luft- und Raumfahrt. Titanlegierung mit etwa 6 AI 4 V. Bleche und Platten. Koln, Beuth Verlag, 1972. 3 s.
  6. ОСТ 1.90 006−86. Заготовки из титановых сплавов для изготовления лопаток. Технические требования. Введ. 1986−10−01. М.: Изд-во стандартов, 1986. 26 с.
  7. Авиационные правила, часть 23. Нормы летной годности гражданских легких самолетов. М.: Минтранс России, 2000. 156 с.
  8. Авиационные правила, часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов. М.: Минтранс России, 2004. 48 с.
  9. Certification Specifications for Normal, Utility, Aerobatic, and Commuter Category Aeroplanes (CS-23). Koln, EASA, 2003. 427 p.
  10. Forschungskuratorium Maschinenbau: Rechnerischer Festigkeitsnachweis fur Maschinenbauteile, 5. erweiterte Ausgabe. Frankfurt am Main, VDMA-Verlag, 2003. 282 s.
  11. ГОСТ 23 207–78. Сопротивление усталости. Основные термины, определения и обозначения. Введ. 1979−01−01. М.: Изд-во стандартов, 1979. 49 с.
  12. ASME Boiler and Pressure Vessel Code, Section III, Division 1−1974, Subsection NB, Class 1 Components. Novelty, ASM International, 2007. 38 p.
  13. ASTM E466−07. Standard Practice for Conducting Force Controlled Constant Amplitude Axial Fatigue Tests of Metallic Materials. Mentor, ASTM International, 2011. 5 p.
  14. ГОСТ 25.502−79. Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость. Введ. 1981−01−01. М.: Изд-во стандартов, 1981. 42 с.
  15. ISO 1099. Metallic materials Fatigue testing — Axial force-controlled method. Geneva, ISO Publishing, 2006. 28 p.
  16. ГОСТ 28 841–90. Машины для испытаний материалов на усталость. Общие технические требования. Введ. 1993−01−01. М.: Изд-во стандартов, 1993. 11 с.
  17. ГОСТ 30 892–2002. Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая с профилем MJ. Профиль, диаметры и шаги, допуски. Введ. 2002−11−06. М.: Изд-во стандартов, 2003. 18 с.
  18. Титановые сплавы в конструкциях и производстве авиадвигателей и авиационно-космической техники / Б. А. Колачев и др.- Под ред. А. Г. Братухина. М.: Изд-во МАИ, 2001. 411 с.: ил.
  19. B.C. Термическая обработка сварных соединений титановых сплавов / Под ред. Б. А. Колачева. М.: Экомет, 2003. 351 с.
  20. Технология производства титановых самолетных конструкций / А. Г. Братухин и др. М.: Машиностроение, 1995. 443 с.: ил.
  21. Штамповка, сварка, пайка и термообработка титана и его сплавов в авиастроении / А. Г. Братухин и др. М.: Машиностроение, 1997. 600 с.: ил.
  22. Современные авиационные материалы: технологические и функциональные особенности / А. Г. Братухин. М.: «АвиаТехИнформ XXI век», 2001. 48 с.: ил.
  23. A.M. Методы расчета усталостной долговечности и предела выносливости с учетом модифицированных поверхностных слоев. Уфа: б. и., 2000. 109 с.: ил.
  24. Расчет на усталостную прочность деталей машин с учетом использования различных теорий / Е. Н. Капустянский и др. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 144 с.
  25. В.Ф. Усталостная прочность металлов и сплавов. М.: Интермет инжиниринг, 2002. 288 с.: ил.
  26. Теоретические основы повышения эксплуатационной долговечности штампованных металлоизделий / Г. В. Пачурин и др. Н. Новгород: НГТУ, 2006. 173 с.
  27. Сверхпластичность, измельчение структуры и обработка труднодеформируемых сплавов / O.A. Кайбышев и др. М.: Наука, 2002. 438 с.: ил.
  28. Сверхпластичность. Материалы, теория, технологии / E.H. Чумаченко и др. М.: УРСС: КомКнига, 2005. 319 с.: ил.
  29. К.Ф. Сингулярная нелинейная упругость (теория и приложения): Монография. СПб: б. и., 1998. 45 с.: ил.
  30. Проблемы нелинейной теории упругости: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Г. Зубчанинов. Калининград: Калинин, политехи, ин-т, 1989. 151 е.: ил.
  31. В.В. Основы нелинейной теории упругости: Монография. М.: УРСС- Едиториал УРСС, 2003. 214 с.: ил.
  32. В.Ф. Циклическая прочность металлических материалов. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2001. 104 с.: ил.
  33. Физико-механические свойства легких конструкционных сплавов: Монография / Б. А. Колачев и др. М.: Металлургия, 1995. 288 с.: ил.
  34. И.А. Допускаемые напряжения в машиностроении и циклическая прочность металлов: Монография, 4-е изд., испр. и доп. М.: Машгиз, 1962. 260 с.: ил.
  35. Титан в машиностроении: монография / И. В. Горынин и др. М.: Машиностроение, 1990. 400 с.: ил.
  36. В.Ф. Усталость металлических материалов: монография. М.: Наука, 2002. 247 с.: ил.
  37. Модифицирование поверхностей деталей ГТД по условиям эксплуатации / B.C. Мухин и др. М.: Машиностроение, 1995. 256 е.: ил.
  38. Материаловедение: Учебник для вузов / Б. Н. Арзамасов и др.- Под общ. ред. Б. Н. Арзамасова, Г. Г. Мухина. 7-е изд., стереотип. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. 648 е.: ил.
  39. Р. 3., Арзамасов И. В. Наноструктурные материалы, полученные интенсивной пластической деформацией. М.: Логос, 2000. 272 е.: ил.
  40. С.Г., Моисеев В. Н. Конструкционные титановые сплавы. М.: Металлургия, 1974. 368 с.
  41. .А., Ливанов В. А., Буханова A.A. Механические свойства титана и его сплавов. М.: Металлургия, 1974. 544 с.
  42. Применение титана в народном хозяйстве / С. Г. Глазунов и др. Киев: Техника, 1975. 200 с.
  43. Титановые сплавы в машиностроении / Б. Б. Чечулин и др. Л.: Машиностроение, 1977. 248 с.
  44. A.A. Сверхпластичность металлов и сплавов. Алма-Ата: Наука, 1969. 203 с.
  45. Сверхпластичность металлических материалов / М. Х. Шоршоров и др. М.: Наука, 1973. 217 с.
  46. .А., Полькин И. С., Талалаев В. Д. Титановые сплавы разных стран: Справочник. М.: ВИЛС, 2000. 316 с.
  47. Справочник по конструкционным материалам: Справочник / Б. Н. Арзамасов и др.- Под ред. Б. Н. Арзамасова, Т. В. Соловьевой. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. 640 е.: ил.
  48. Donachie Matthew J., Jr. Titamium: A technical guide, 2nd ed. Novelty, ASM International. The Materials Information Society, 2000, 381 p.
  49. .А., Елагин В. И., Ливанов B.A. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов: Учебник для вузов, 3-е изд., перераб. и доп. М.: «МИСИС», 2001. 416 с.
  50. Современные технологии авиастроения / Коллектив авторов- Под ред. А. Г. Братухина, Ю. Л. Ливанова. М.: Машиностроение, 1999. 832 е.: ил.
  51. Э.М., Корнилова З. И., Федорчук Н. М. Окисление титановых сплавов / М.: Наука, 1985. 139 с.
  52. A.A., Колачев Б. А., Полькин И. С. Титановые сплавы. Состав, структура, свойства: Справочник. М.: ВИЛС МАТИ, 2009. 520 с.
  53. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей / Д. П. Вырубов и др.- Под ред. A.C. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1984. 384 с.
  54. Kuntscher V.- Hoffmann W. (Hrsg.). Kraftfahrzeugmotoren. Auslegung und Konstruktion, 4. Auflage. Wurzburg, Vogel Buchverlag, 2006. 1680 s.
  55. Composite Materials: Testing and Design (2nd Conference). Mentor, ASTM International, 1972. 611 s.
  56. Р. Б. Проектирование с учетом усталости / Под. ред. АН СССР А. Н. Образцова. М.: Машиностроение, 1969. 504 е.: ил.
  57. М. Н. Ускоренные испытания на усталость. М.: Машиностроение, 1975. 57 с.
  58. В. М. Усталостная прочность и долговечность металлургического оборудования. М.: Машиностроение, 1969. 256 с.
  59. Hoffmann W., Greuter Е., Zima S. Motorschaden. Schaden an Verbrennungsmotoren und deren Ursachen, 3. Auflage. Wurzburg, Vogel Buchverlag. 2006. 576 s.
  60. ANS YS Structural Analysis Guide. Release 11.0. Canonsburg, PA: Ansys Inc., 2007. 478 p.
  61. С. П. Технологические методы обеспечения работоспособности элементов кривошипно-шатунных механизмов высокофорсированных дизелей: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук: 05.02.08. М., 2002. 18 е.: ил.
  62. JI. А. Повышение эксплуатационной надежности шатунов высокофорсированных дизелей технологическими методами: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук: 05.20.03. Саратов, 2005. 19 с.: ил.
  63. Fatigue design 1990: Tampere, 16−17, May 1990 / Ed. J. Solin. Espoo: s. п., 1990. 344 s.
  64. P.M. Влияние сложного нагружения на деформационное поведение двухфазных титановых сплавов в условиях сверхпластичности: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук: 05.02.01. Уфа, 2003. 23 е.: ил.
  65. Diemar A. Simulation des Einsatzhartens und Abschatzung der Dauerfestigkeit einsatzgeharteter Bauteile: Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktor-Ingenieur. Erfurt, 2007. 152 s.
  66. H.A. Разработка научных основ обеспечения работоспособности теплонагруженных деталей автомобильных двигателей: диссертация на соискание ученой степени д-ра техн. наук: 05.04.02. Н. Новгород, 2006. 335 е.: ил.
  67. Э.С. Математическое моделирование прочности и несущей способности анизотропных и композитных элементов конструкций: автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра физ.-мат. наук: 01.02.04. Казань, 2001. 38 е.: ил.
  68. A.A. Закономерности влияния химического состава и структуры на анизотропию механических свойств полуфабрикатов из а- иа+Ь)-сплавов титана: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук: 05.16.01. М., 2006. 22 с.: ил.
  69. Spickenreuther M. Untersuchungen zur Berechnung der Dauerfestigkeit von randschichtgeharteten Dieseleinspritzdusen: Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades eines Doktoringenieurs (Dr.-Ing.). Ilmenau, 2006. 277 s.
  70. А. А., Захарова Т. П., Потапенко Ю. А. Бифуркационный переход от мезо- к наномиру усталости титанового сплава ВТЗ-1 как частично замкнутой системы // Физическая мезомеханика. 2009. № 12. С. 33−44.
  71. А. М., Мухин В. С. Влияние технологии обработки деталей ГТД и условий эксплуатации на переход от сверхмногоцикловой к многоцикловой усталости // Вестник УГАТУ. Машиностроение. 2011. № 3. С. 90−93.
  72. Д. М., Широкий И. Ф., Муравлева Л. В. Гигацикловая усталость //ИзвестияТулГУ. Физика. 2006. № 6. С. 192−201.
  73. Kazymyrovych V. Very High Cycle Fatigue of engineering materials (A Literature Review). Karlstad: Universitetstrykeriet, 2009. 37 p.
  74. Kirkham M. J. Advances in Ultra-High Cycle Fatigue. Knoxville, University of Tennessee, 2002. 25p.
  75. С. П. К вопросу о применении наноструктурных материалов для лопаток компрессора стационарных ГТД, работающих в условиях больших ресурсов // Нефтегазовое дело. Прикладные академические исследования. 2006. № 1, том 4. С. 197−200.
  76. Н.Ф., Катая В. К., Катая Г. К. Локализация деформаций при горячей обработке титановых сплавов. // КШП. 1983. № 8. С. 24−26.
  77. Halbwarm-Prazisionsschmieden eines Pleuels mit offenem Steg // BAF. 2008. Ausgabe 2, S. 2−3.
  78. Potenziale massivumgeformter Bauteile // Schmiede-Journal. 2005. S.ll.
  79. Verbesserungen bei bruchtrennfahigen Pleuelstangen durch neuen mikrolegierten Stahl // MTZ. 2000. April. S. 244−245.
  80. Massereduzierung an Bauteilen des Kurbeltriebs // MTZ. 2006. April. S. 254 261.
  81. Einfluss der Strukturdynamik und elastohydrodynamischer Lagerung auf die Pleuelgestaltung // MTZ. 2002. August. S. 546−554.
  82. Comparative Theoretical-Experimental Evaluation Of Conrad Little-Eye Stress Analysis / M. Т. Cascella et al. Bologna: DIEM University of Bologna, 2008. 3 p.
  83. Fatigue Analysis Of Connecting Rod Of Universal Tractor Through Finite Element Method (ANSYS) // Journal of Agricultural Technology. 2008. V.4(2). P. 21−27.
  84. FEM Analysis Of Connecting Rod For Stationary Engine. Praha: Josef Bozek Research Center of Engine and Automotive Engineering, 2006. 7 p.
  85. A.A., Скворцова C.B., Спектор B.C., Куделина И. М., Орешко Е. И. Взаимосвязь структуры и комплекса механических свойств в титановом сплаве ВТ6 // Титан. 2011. № 1. С. 26−29.
  86. Design and assembly of an ultrasonic fatigue testing machine // Anales de Mecanica de la Fractura. 2011. V.l. P. 355−340.
  87. Ultrasonic fatigue testing of hardmetals in the gigacycle regime: Presentation of the Project. Vienna: Vienna University of Tecnology, 2009. 4p.
  88. Festigkeitsnachweis von Eisengu? teilen nach der FKM-Richtlinie // Konstruktion und Giessen. 2003. V.l. S. 15−21.
  89. А. О., Краснокутский А. Н. Применение титановых сплавов для шатунов высокофорсированных авиационных дизелей // Наука и образование. 2011. № 9. С. 1−10.
  90. А. Н., Калинин А. О. Оценка и сравнение долговечности шатунов из стали и титанового сплава высокофорсированного авиационного дизеля // Наука и образование. 2012. № 8. С. 505−516.
  91. Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова. 75 лет творческой научно-практической деятельности ЦИАМ в авиадвигателестроении / В. И. Бабарыкин и др. М.: Издательский дом «Авиамир», 2005. 656 с.: ил.
  92. Тисп температура испытаний, стр нормальные напряжения при растяжении, ссж нормальные напряжения при сжатии,
  93. Мод масса поступательно движущихся частей, 1. R радиус кривошипа, угловая скорость,
  94. X отношение радиуса кривошипа к длине шатуна, 0 коэффициент чувствительности к асимметрии цикла, б относительная деформация, адк ~ степень нагруженности, пст коэффициент запаса выносливости, 1. Gr предел выносливости, аа амплитуда напряжений цикла.
  95. ВМТ верхняя мертвая точка, 1. ВС воздушное судно,
  96. МКЭ метод конечных элементов,
  97. СПД сверхпластическое деформирование,
  98. ТНВД топливный насос высокого давления,
  99. ЧПУ числовое программное управление,
  100. ЭВМ электронная вычислительная машина.148
Заполнить форму текущей работой