Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Криминальные последствия незаконной миграции и меры их предупреждения: по материалам Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях координации деятельности по регулированию процессов миграции, предупреждения ее негативных последствий представляется целесообразным создать в Таджикистане специальный орган — Комитет по делам миграции при Президенте Республики Таджикистан. В его состав диссертант предлагает включить существующую миграционную службу МВД Республики Таджикистан. Комитет мог бы заниматься, прогнозированием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-правовая характеристика миграционных процессов и их криминальных последствий
    • 1. Сущность миграции и ее особенности в Республике
  • Таджикистан
    • 2. Состояние и особенности правового регулирования миграционных процессов в Республике Таджикистан
    • 3. Незаконная миграция как социальное явление, порождающее криминальные последствия
  • Глава II. Криминологическая характеристика миграционной преступности граждан Республики Таджикистан
    • 1. Понятие и структура миграционной преступности
    • 2. Причинный комплекс миграционной преступности граждан
  • Республики Таджикистан
    • 3. Предупреждение миграционной преступности граждан
  • Республики Таджикистан

Криминальные последствия незаконной миграции и меры их предупреждения: по материалам Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Организация Объединенных Наций (ООН) и Международная Организация по миграции (MOM) определили, что около 150 миллионов человек проживают за пределами своего постоянного места жительства (это составляет 2,5% населения Земли). Из них около 80−97 миллионов являются мигрантами-рабочими и членами их семей1. В основном мигранты руководствуются желанием получения более высокой заработной платы и лучших социальных возможностей, однако некоторые вынуждены покидать свои дома из-за голода, бедности и безысходности. В большинстве случаев миграционный обмен происходит между соседними странами.

Таджикистан и другие республики Центральной Азии столкнулись с этой проблемой после распада СССР. Развитие миграции было вызвано тяжелой экономической ситуацией и развалом прежней сферы занятости населения. Ситуация в Республике Таджикистан усугубилась гражданской войной, которая длилась с 1992 г. по 1997 г. С гражданской войной совпал основной поток эмиграции граждан русской и других национальностей, для которых русский язык был родным. Следует отметить, что в ходе массовой миграции из страны стали уезжать не только русское и русскоязычное население, но и жители коренных национальностей прежде всего самые активные, предприимчивые, малосемейные люди, а также те, у кого были родственники в России.

Дело в том, что Таджикистан является страной с интенсивным приростом населения. Вместе с тем, экономические показатели Республики свидетельствуют о низком жизненном уровне населения, что приводит к массовой миграции граждан не только внутри государства, но и в сопредельные стра.

1 Мифы и реалии работы за рубежом. Аналитический сборник. MOM. Душанбе, 2003. С. 4. ны. Значительный поток мигрантов ориентирован на Россию, являющуюся огромным рынком труда для мигрантов из Таджикистана.

Большое количество криминологических исследований свидетельствует о том, что по своей сути любая миграция обладает криминогенным потенциалом1. Мигранты, попадая в другие условия жизни, испытывают естественные социально-экономические и нравственно-психологические трудности, которые в последующем детерминируют повышенную криминальную активность лиц данной категории. Особенно опасна незаконная миграция, так как именно ей присущи криминальные последствия, которые выражаются как в преступлениях, совершаемых мигрантами, так и в преступлениях, совершаемых против них.

Данные статистики о преступлениях, совершенных гражданами Таджикистана за последние 5 лет на территории России, и преступлениях, совершенных в отношении них, показывают следующую картину. Так, гражданами Таджикистана было совершено в 2003 г. — 7065, в 2004 г. — 7163, в 2005 г. — 7991, в 2006 г. — 7914 и в 2007 г. — 8327 преступлений. В отношении" граждан Таджикистана за анализируемый период было совершенно следующее количество преступлений: в 2003 г. — 877, в 2004 г. — 941, в 2005 г. — 1236,) в 2006 г. — 1772, в 2007 г. — 1980 преступлений. Однако эти цифры не отражают реальную ситуацию, поскольку сфера миграционной преступности обладает большой латентностью.

Следует отметить, что основная доля работы по выявлению, пресечению и предупреждению криминальных последствий незаконной миграции.

1 См.: Бойченко О. А. Предупреждение преступлений совершенные незаконными мигрантами. — М., 2005; Бышевский Ю. Ю. Миграция как криминологическая проблема и ее специфика на Северном Кавказе. — Ставрополь, 2005; Горюнова Н. А Криминологическая характеристика и профилактика преступлений связанных с иностранными учащимися. — М., 1995; Метелев С. Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение. — Омск, 1996 и др. приходится на органы внутренних дел. Однако из-за несовершенства миграционного законодательства, отсутствия взаимодействия с органами исполнительной власти и правопорядка, а также с правоохранительными органами других государств, нерешенности организационно-правовых вопросов органы внутренних дел Республики Таджикистан в должной мере не могут адекватно реагировать и принимать эффективные меры по противодействию криминальным последствиям незаконной миграции.

Опыт правоохранительных органов Республики Таджикистан свидетельствует о том, что отсутствие четко продуманной миграционной политики государства в данной области затрудняет формирование и разработку мер государственного контроля над миграцией граждан Республике Таджикистан и системы мер предупреждения криминальных последствий.

Таким образом, незаконная миграция и ее криминальные последствия являются для Республики Таджикистан важной научной и прикладной проблемой. В связи с чем полагаем, что для ее решения требуется большая научно-исследовательская работа. К сожалению, на сегодняшний день в Республике криминологические и уголовно-правовые аспекты миграционных процессов на диссертационном уровне фактически не исследовались. В связи с этим криминологическое исследование криминальных последствий незаконной миграции граждан Республики Таджикистан, несомненно, является весьма актуальным.

Степень научной разработанности темы исследования. В период существования Советского Союза проблема миграции населения остро не стояла. Основной категорией мигрантов были иностранцы. Проблемам уголовной ответственности и предупреждения преступности отдельных категорий иностранных граждан, пребывающих на территории СССР, в криминологической и уголовно-правовой науке советского периода уделялось значительное внимание. В 70−90-х гг. XX века над указанными проблемами работали A.M. Арбузкин, М. М. Бабаев, Н. А. Горюнова, JI.H. Галенская, В. И. Гладких, М. В. Королева, О. Ф. Мураметс, В. Ф. Цепелев и другие авторы.

В связи с развитием процессов миграции в Республике Таджикистан появились работы, затрагивающие экономические, социальные, правовые и другие аспекты миграции граждан Таджикистана1. Миграционный процесс частично стал превращаться в криминальный, наносящий ущерб не только самой Республике Таджикистан, но и странам пребывания мигрантов из Республики. Однако криминологический и уголовно-правовой аспект миграционных процессов граждан Республики Таджикистан на диссертационном уровне пока еще не исследовался. В частности, малоизучены проблемы криминальных последствий незаконной миграции и меры их предупреждения.

В России эта проблема и ее отдельные аспекты исследуются такими учеными, как Ю. А. Архипов, З. К. Арифуллина, О. А. Бойченко, В. А. Берзин, Ю. Ю. Бышевский, Ю. И. Вьюнов, В. И. Гладких, Н. С. Голюк, А. И. Долгова, М. В. Королева, П. Н. Кобец, Ю. А. Кузьменко, С. Е. Метелев, И.Е. Нежибец-кая, B.C. Овчинский, К. А. Прохорова, А. Н. Сандугей, B.C. Свиридов, В. В. Собольников, М. А. Тюркин, Е. В. Уткина, Е. С. Цориева, А. Н. Шкилев и дру.

1 Исламов Ф. С. Миграция населения и его проблемы в переходной экономике (на материалах Республики Таджикистан). — Душанбе, 1998; Николаева Л. Ю. Трансформация социальной структуры Таджикистана в XX веке (миграционный аспект). — Душанбе, 2003; Хвалебное А. А. Вынужденная миграция населения Таджикистана (особенности, последствия, регулирование). — М., 2005; Закирое Г. Н. Миграционные процессы и национальные отношения вопросы взаимодействия и особенности развития. — Душанбе, 1998; Оли-мова С. О. Трудовая миграция из Таджикистана. — Душанбе, 2003; Солиев К. Х. Концептуальные основы новой миграционной политики. — М., 2007; Сатто-рова Ф. М. Особенности демографической политики в условиях перехода к рыночной экономике. — Душанбе, 2004; Мирзоев Р. Х. Специфика и закономерности таджикско-российских миграционных процессов. — Душанбе, 2006; Икрами З. А. Правовые аспекты трудовой миграции в Российской Федерации и в Республике Таджикистан: сравнительная характеристика. — М., 2007; Умаров Х. У., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). — Душанбе, 2006. гие. Представляется, что в той или иной степени научные разработки названных и других авторов актуальны и могут быть использованы для дальнейшего развития юридической науки, а также совершенствования миграционного и уголовно-правового законодательства Республики Таджикистан. Отдавая должное значимости научных работ данных авторов, отметим, что проблемы, связанные с миграцией населения, в целом чаще рассматриваются с позиции законодательства страны, принимающей мигрантов.

В других странах Содружества Независимых Государств и, в частности в республиках Центральной Азии, проблемы в области миграции довольно активно исследуются учеными различных отраслей права1. На этом фоне заметно, что в Таджикистане криминологическое исследование проблем, связанных с миграционными процессами, значительно отстает, хотя является чрезвычайно важным и актуальным. ,.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере миграционных процессов граждан Республики Таджикистана, преступлений совершаемых ими на территории принимающих государств и преступлений, совершаемых в отношении мигрантов из Республики Таджикистан на территории стран, принимающих мигрантов, а также их предупреждением.

Предметом диссертационного исследования являются криминальные последствия незаконной миграции, криминологические, уголовно-правовые,.

1 Например, в Республике Казахстан: Балабекое А. Б. Преступность мигрантов в Республике Казахстан. — Алма-аты, 2003; Абдулкасова Д. Б. Миграционные процессы в Казахстане. — М., 2001; в Республике Кыргызстан: Аль-чибеков К. А. Проблемы предупреждения преступности мигрантов в Кыргызской Республике. — Бишкек, 2006; Муксгшова А. Р. Кыргызско-российское взаимодействие по регулированию миграционных процессов. — М., 2005; Абжамгшова А. Ш. Особенности развития процессов миграции рабочей силы в условиях рыночной трансформации экономики. — Бишкек, 2006; в Республике Узбекистан: Максакова Л. П. Миграция населения в постсоветских государствах. — М., 1998. и социально-экономические меры их предупреждения, а также факторы, детерминирующие миграционную преступность граждан Таджикистана.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического изучения криминологических и уголовно-правовых проблем, связанных с криминальными последствиями незаконной миграции граждан Республики Таджикистан, разработать предложения и рекомендации по совершенствованию действующего уголовного, миграционного и административного законодательства Республики в данной области, также по разработке мер предупредительного характера в отношении преступлений граждан Республики Таджикистан и против них.

Достижению указанных целей служит решение следующих исследовательских задач: ,.

— изучить сущность миграции ее особенности в Республики Таджикистан;

— проанализировать состояния и особенности правового регулирования миграционных процессов в Республике Таджикистан;

— показать незаконную миграцию как социальное явление, порождающее негативные (криминальные) последствия;

— раскрыть понятие и структуру миграционной преступности;

— выявить причинный комплекс миграционной преступности граждан Таджикистана;

— предложить уголовно-правовые меры борьбы с миграционной преступностью;

— разработать предложения, направленные на дальнейшее совершенствование миграционного и уголовно-правового законодательства Республики Таджикистан по предупреждению миграционной преступности.

Методика исследования. Основу исследования составили апробированные юридическими науками методы познания объективной действительности, такие как: статистический, системный, социологический, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.

Для сбора, анализа и обобщения теоретических и эмпирических материалов применялись также общенаучные и частные методы исследования, такие как анализ и синтез, контент-анализ периодической печати в Республики Таджикистан и в Российской Федерации, в которых рассматривались проблемы, связанные с мигрантами. Наряду с применением этих методов использовались конкретно-социологические методы и именно: сбор и анализ статистических данных, изучение материалов уголовных дел, опрос и другие. В качестве теоретических источников были использованы труды ведущих специалистов в области криминологии, уголовного права, социологии, демографии, психологии, экономики России и Таджикистана.

Нормативно-правовой основой работы являлись международно-правовые акты, Конституция Республики Таджикистан (1994 г.), Закон РТ «О миграции» (1999 г.), Уголовный кодекс РТ (1998 г.), Уголовно-процессуальный кодекс РТ (1961 г.), указы Президента Республики Таджикистан, а также подзаконные акты Правительства Республики Таджикистан, нормативные правовые акты МВД Республики Таджикистан, аналогичные источники Российской Федерации, других стран Содружества Независимых Государств по вопросам миграции и противодействия преступности мигрантов.

Научная новизна исследования. Настоящее исследование является фактически первым комплексным исследованием проблем, связанных с криминальными последствиями незаконной миграции граждан Таджикистана. В работе впервые сформулирована совокупность определений понятий, необходимых для формирования научно обоснованной системы мер по повышению эффективности предупреждения незаконной миграции и миграционной преступностивыявлены причины и условия, порождающие незаконную миграцию и миграционную преступность граждан Таджикистанаописаны виды и характерные особенности миграционных перемещений граждан Таджикистанапроанализирован теоретический опыт, отраженный в многочисленных научных трудах российских ученых, посвященных исследуемой проблеме.

В конкретизированном выражении научная новизна исследования состоит, в частности, в таких его положениях, как определение понятий «незаконная миграция», «миграционная преступность». В данной работе автором предпринята попытка комплексного исследования социально-правовых и криминологических проблем, связанных с миграцией граждан Таджикистана. Исследуются социально-правовые и криминологические особенности противоправных последствий незаконной миграции граждан Республики Таджикистан, личностные особенности мигрантов, ставших жертвами и субъектами преступленийсформулированы и предложены меры правового, организационного, методического обеспечения деятельности правоохранительных органов и, в первую очередь, органов внутренних дел по предупреждению незаконной миграции и миграционной преступности граждан Таджикистана.

В результате проведенного исследования, разработаны следующие основные положения, выносимые на защиту.

1. Основными факторами, влияющими на миграцию граждан Республики Таджикистан за пределы республики, являются интенсивное увеличение населения, слабо развивающаяся экономика, отсутствие хорошо оплачиваемых рабочих мест в Республике. Страна на ближайшие 8−10 лет останется государством, поставляющим мигрантов в страны Содружества Независимых Государств, прежде всего, в Россию. За последние 5 лет сформировалась определенная модель миграции в Россию граждан Таджикистана. В частности, речь идет о распространении такого способа миграции, когда сначала выезжает один человек, а вслед за ним его родственники и близкие. Тем самым, рабочие места в принимающем Российском государстве резервируются за населением определенной области, района, кишлака.

2. Основной миграционный поток граждан Республики Таджикистан составляет межгосударственная (зарубежная) незаконная трудовая миграция. Незаконность этих перемещений проявляется в нарушении режима пребывания и незаконного трудоустройства на территории принимающих государств. В этой связи предлагается авторское определение понятия «незаконная миграция: — это «выезд за пределы Республики Таджикистан граждан по собственному желанию для осуществления временной трудовой деятельности, вызванной социально-экономическими, политико-правовыми и национально-демографическими факторами, с нарушением прав граждан и миграционного законодательства принимающего государства, а также въезд, выезд и пребывание иностранных граждан на территории Республики Таджикистан с нарушением ее миграционного законодательства, а также незаконная организация всей этой деятельности». Данное определение может быть включено в Закон Республики Таджикистан «О миграции».

3. Основные факторы, порождающие незаконную миграцию граждан Таджикистана, являются:

— отсутствие визового режима между Таджикистаном и другими странами СНГ;

— экономическая привлекательность стран, принимающих мигрантов (в нашем случае это Россия и Казахстан), большой спрос в этих странах на дешевую рабочую силунесовершенство миграционного законодательства принимающих стран и стран, поставляющих мигрантов;

— отсутствие на уровне СНГ достаточной правовой основы противодействия с незаконной миграцией, отвечающей современной миграционной политике;

— отсутствие должного межгосударственного и межведомственного взаимодействия между странами, поставляющими мигрантов, и странами, принимающими их.

4. Вывод о том, что незаконная миграция, порождает негативные социальные, в том числе криминальные последствия. Основным криминальным последствием незаконной миграции является миграционная преступность. Другими негативными социальными последствиями незаконной миграции, тесно связанными с миграционной преступностью, являются алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция, игромания.

5. Авторское определение понятия «миграционная преступность» -это преступные деяния, совершаемые мигрантами (группой мигрантов или этнической группой) на территории стран-реципиентов или на межгосударственном (транснациональном) уровне, а также совершенные в отношении мигрантов (законных или незаконных) общественно опасные деяния на территории принимающих государств или стран транзита. В контексте данной преступности мигрантов следует рассматривать как в качестве субъектов преступлений, так и в качестве жертв преступлений.

6. Уголовная статистика как Российской Федерации, так и Республики Таджикистан, не отражает реальной картины миграционной преступности граждан Таджикистана. Преступления, совершаемые мигрантами из Таджикистана, и преступные деяния, совершаемые в отношении них, обладают повышенной степенью латентности, по экспертной оценке, преступления совершаемые мигрантами, — 1:5 — 1:7 и преступления, совершаемые в отношении мигрантов -1:7−1:9.

7. В связи с тем, что одним из проявлений миграционной преступности является организация незаконной миграции, предлагается в порядке «de lede ferende» внести в главу 31 (преступления против порядка управления) Уголовного кодекса Республики Таджикистан отдельную статью 3351 — за организацию незаконной миграции. Диспозицию этой нормы следовало бы изложить в следующей редакции:

Ст. 3351 Организация незаконной миграции.

1. Организация незаконного выезда, пребывания и трудоустройства граждан Республики Таджикистан за ее пределами — наказывается.

2. Организация незаконной миграции лицом с использованием своего служебного положения — наказывается.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи совершенные а) организованной группойб) в отношении двух и более лицв) с вовлечением в принудительный труд, рабство, долговую кабалуг) в целях совершения преступления на территории принимающего государства, — наказывается.".

8. Предложения о мерах по предупреждению криминальных последствий незаконной миграции, включая, миграционную преступность граждан Республики Таджикистан, прежде всего, путем укрепления международного сотрудничества в данной сфере, основы которого могли бы составить предлагаемые автором следующие формы взаимодействия:

— обмен оперативной информацией о действиях транснациональных преступных групп, действующих на территории стран Содружества и других государств;

— проведение совместных оперативно-предупредительных мероприятий по пресечению незаконной миграции и их криминальных последствий;

— организация стажировок и обмен опытом по вопросам сотрудничества миграционных служб на базе ведомственных учреждений, учебных заведений и центров повышения квалификации;

— взаимный обмен информацией об аналитических и ведущих научных разработках в области предупреждения незаконной миграции и их криминальных последствий;

— информационно-аналитическая и методическая обеспеченность, техническая оснащенность, научная обоснованность, плановость и последовательность осуществления всех преобразований в борьбе с миграционной преступностью;

— обмен перечнями и образцами документов, необходимых для въезда иностранных граждан на территории друг друга, что позволило бы пограничной охране каждого государства не пропускать мигрантов, не имеющих надлежаще оформленных документов для предъявления стране назначения, уже на территории своего государства.

9. В целях координации деятельности по регулированию процессов миграции, предупреждения ее негативных последствий представляется целесообразным создать в Таджикистане специальный орган — Комитет по делам миграции при Президенте Республики Таджикистан. В его состав диссертант предлагает включить существующую миграционную службу МВД Республики Таджикистан. На данное ведомство следовало бы возложить прогнозиро-^ вание миграционных процессов и их социальных последствий, учет лиц, выбывающих из Республики и прибывающих в нее. При Комитете должен быть организован единый банк данных по мигрантам, который бы располагал всей информацией о мигрантах (при этом необходимы данные о судимости, о депортации, занятии проституцией, о гражданах страдающих или страдавших венерическими или инфекционными заболеваниями, находящимся в оперативной разработке, и т. д.). Этой информацией можно было бы обмениваться с сотрудниками правоохранительных органов тех стран, в которые мигрируют граждане Таджикистана. На данное ведомство также следовало бы возложить ведение совместных операций с соответствующими службами других государств по раскрытию транснациональных преступных групп, занимающихся транспортировкой наркотиков, организацией незаконной миграции, торговлей людьми и другими общественно опасными деяниями.

Теоретическая значимость настоящего исследования состоит, в частности, в его направленности на решение крупной социально-правовой проблемы — предупреждения криминальных последствий незаконной миграции.

Положения настоящей работы могут быть использованы в качестве теоретической основы для последующих научных исследований по данной проблеме, а также при подготовке учебно-методических материалов по курсу «Криминология». Результаты данного исследования могут широко использоваться для дальнейшего изучения проблем, связанных с миграционной преступностью граждан Республики Таджикистан, и при разработке уголовно-правовых и криминологических мер предупреждения миграционной преступности, а также для внесения изменений и дополнений в действующее миграционное законодательство Республики Таджикистан. Выводы и предложения также могут быть широко использованы в практической деятельности Миграционной службы МВД Республики Таджикистан и в деятельности Бюро по координации и борьбе с организованной преступностью стран СНГ.

Практическая значимость данного исследования определяется комплексом предложений по совершенствованию уголовно-правовых, специальных криминологических мер борьбы с незаконной миграцией и миграционной преступностью, предназначенных для таджикского законодателя, правоохранительных органов Республики Таджикистан и стран Содружества наделенных полномочиями в сфере борьбы с незаконной миграцией и миграционной преступностью. В частности, в работе даются предложения по организации деятельности образовательного учреждения для подготовки потенциальных мигрантов в Республике Таджикистан.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается его комплексным характером и собранным эмпирическим материалом. Широко использованы данные ряда криминологических и социологических исследований, проведенных другими авторами по исследуемой проблеме. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные ГИАЦ МВД Российской Федерации о состоянии преступности граждан Республики Таджикистан и преступлений, совершенных в отношении граждан Республики Таджикистан за 2003;2007 гг. Широко использованы данные.

Агентства по статистике Республики Таджикистан, статистические и аналитические материалы Информационного управления МВД РТ, Информационного отдела УВДТ МВД РТ, отчеты представительства Миграционной службы МВД Республики Таджикистан, а также Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан и иные источники. В рамках использования метода экспертных оценок было проведено анкетирование 150 мигрантов из Республики Таджикистан, находящихся на территории Российской Федерациидиссертант проводил беседы (интервьюирование) с мигрантами, были также использованы данные социологического исследования проблем, связанных с трудовой миграцией граждан Таджикистана, проведенных Международной организацией по миграции.

В ходе диссертационного исследования диссертантом учитывались личные наблюдения и мнение представителей неправительственных общественных организации и диаспор граждан Таджикистана на территории городов Москвы, Твери, Рязани, Иваново и Республики Татарстан.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и практические положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилак- < тики преступлений Академии управления МВД России. Положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, получили апробацию в пяти публикациях автора общим объемом 1,8 п.л. (в том числе в двух научных статьях, опубликованных в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ). Кроме того, результаты исследования внедрены в практическую деятельность Миграционной службы МВД Республики Таджикистан, а также в учебный процесс и научную работу Академии управления МВД Республики Таджикистан.

Заключение

.

В рамках данной диссертационной работы проведено исследование криминальных последствий незаконной миграции граждан Таджикистана анализированы статистические сведения о состоянии миграционной преступности граждан Таджикистана, проведен анализ криминогенной обстановки исследованы силы и средства субъектов, участвующих в деятельности по предупреждению миграционной преступности, собран и проанализирован массив данных социально-экономического, демографического, социально-культурного характера, В частности, были поставлены и последовательно решены социально правовые проблемы, разработаны на этой основе предложения по совершенствованию правового регулирования отношений в обозначаемой сфере. В итоге диссертант пришел к таким выводам, что:

Основными факторами, влияющими на миграцию граждан Республики Таджикистан за пределы республики, является интенсивное увеличение населения, слабо развивающаяся экономика, отсутствие хорошо оплачиваемых рабочих мест в Республике. Страна на ближайшие 8−10 лет останется государством, поставляющим мигрантов в страны Содружества Независимых Государств, прежде всего, в Россию. За последние 5 лет сформировалась определенная модель миграции в Россию граждан Таджикистана. В частности, речь идет о распространении такого способа миграции, когда сначала выезжает один человек, а вслед за ним его родственники и близкие. Тем самым, рабочие места в принимающем Российском государстве резервируются за населением определенной области, района, кишлака.

Миграционный поток граждан Таджикистана в основном составляет межгосударственная (зарубежная) незаконная трудовая миграция. Незаконность этих перемещений проявляется в нарушении режима пребывания и незаконного трудоустройства на территории принимающих государств. В этой связи предлагается авторское определение незаконной миграции: «Незаконпая миграция — это выезд за пределы Республики Таджикистан граждан по собственному желанию для осуществления временной трудовой деятельности, вызванный социально-экономическими, политико-правовыми и национально-демографическими факторами, с нарушением прав граждан и миграционного законодательства принимающего государства, а также въезд, выезд и пребывание иностранных граждан на территории Республики Таджикистан с нарушением ее миграционного законодательства, а также незаконная организация всей этой деятельности». Данное определение может быть включено в Закон Республики Таджикистан «О миграции».

Выявлены факторы, порождающие незаконную миграцию граждан Таджикистана, главными среди них являются:

— отсутствие визового режима между Таджикистаном и другими странами СНГ;

— экономическая привлекательность стран, принимающих мигрантов (в нашем случае это Россия и Казахстан), большой спрос в этих странах на дешевую рабочую силунесовершенство миграционного законодательства принимающих стран и стран, поставляющих мигрантов;

— отсутствие на уровне СНГ достаточной правовой основы противодействия с незаконной миграцией, отвечающей современной миграционной политике;

— отсутствие должного межгосударственного и межведомственного взаимодействия между странами, поставляющими мигрантов, и странами, принимающими их.

Вывод о том, что незаконная миграция, порождает негативные социальные, в том числе криминальные последствия. Основным криминальным последствием незаконной миграции является миграционная преступность. Другими негативными социальными последствиями незаконной миграции, тесно связанными с миграционной преступностью, являются алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция.

Дано авторское определение миграционной преступности, основными элементами которой являются преступные деяния, совершаемые мигрантами (группой мигрантов или этнической группой) на территории стран-реципиентов или на межгосударственном (транснациональном) уровне, а также совершенные в отношении мигрантов (законных или незаконных) общественно-опасные деяния на территории принимающих государств или стран транзита. При этом мигрантов следует рассматривать как в качестве субъектов преступлений, так и в качестве жертв преступлений.

Обосновано, что уголовная статистика, как Российской Федерации, так и Республики Таджикистан, не отражает реальной картины миграционной преступности граждан Таджикистана. Преступления, совершаемые мигрантами из Таджикистана, и преступные деяния, совершаемые в отношении них, обладают повышенной степенью латентности, по экспертной оценке преступления совершаемые мигрантами — 1:5 — 1:7 и преступления, совершаемые в отношении мигрантов — 1:7−1:9.

Так как одним из проявлений миграционной преступности является организация незаконной миграции, предлагается, Маджлиси Оли (Парламенту) Республики Таджикистан в порядке «de lede ferende» внести в главу 31 (преступления против порядка управления) Уголовного кодекса Республики.

Таджикистан отдельную статью 335* об ответственности за организацию незаконной миграции, диспозицию этой нормы следовало бы изложить в следующей редакции:

Ст.335* Организация незаконной миграции.

1. Организация незаконного выезда, пребывания и трудоустройства граждан Республики Таджикистан за ее пределами наказывается.

2. Организации незаконной миграции лицом с использованием своего служебного положения наказывается.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи совершенные а) организованной группойб) в отношении двух и более лицв) с вовлечением в принудительный труд, рабство, долговую кабалуг) в целях совершения преступления на территории принимающего государства — наказывается.".

Предложения о мерах по предупреждению криминальных последствий незаконной миграции, включая, миграционную преступность граждан Республики Таджикистан, прежде всего, путем укрепления международного сотрудничества в данной сфере, основы которого могли бы составить предлагаемые автором следующие формы взаимодействия:

— обмен оперативной информацией о действиях транснациональных преступных групп, действующих на территории стран Содружества и других государств;

— проведение совместных оперативно-предупредительных мероприятий по пресечению незаконной миграции и их криминальных последствий;

— организация стажировок и обмен опытом по вопросам сотрудничества миграционных служб на базе ведомственных учреждений, учебных заведений и центров повышения квалификации;

— взаимный обмен информацией об аналитических и ведущих научных разработках в области предупреждения незаконной миграции и их криминальных последствий;

— информационно-аналитическая и методическая обеспеченность, техническая оснащенность, научная обоснованность, плановость и последовательность осуществления всех преобразований в борьбе с миграционной преступностью;

— обмен перечнями и образцами документов, необходимых для въезда иностранных граждан на территории друг друга, что позволило бы пограничной охране каждого государства не пропускать мигрантов, не имеющих надлежаще оформленных документов для предъявления стране назначения, уже на территории своего государства.

В целях координации деятельности по регулированию процессов миграции, предупреждения ее негативных последствий представляется целесообразным создать в Таджикистане специальный орган — Комитет по делам миграции при Президенте Республики Таджикистан. В его состав диссертант предлагает включить существующую миграционную службу МВД Республики Таджикистан. Комитет мог бы заниматься, прогнозированием миграционных процессов, учетом лиц, выбывающих из Республики и прибывающих в нее. При Комитете должен быть организован единый банк данных по мигрантам, который бы располагал всей информацией о выбывающих гражданах (при этом необходимы данные о судимости, о депортации, занятии проституцией, о гражданах страдающих или страдавших венерическими или инфекционными заболеваниями, находящимся в оперативной разработке, и т. д.). Этой информацией можно было бы обмениваться с сотрудниками правоохранительных органов тех стран, в которые мигрируют граждане Таджикистана. На данное ведомство также следовало бы возложить ведение совместных операций с соответствующими службами других государств по раскрытию транснациональных преступных групп, занимающихся транспортировкой наркотиков, организацией незаконной миграции, торговлей людьми и другими общественно опасными деяниями.

Вышеперечисленное дало возможность впервые попытаться провести комплексное криминологическое исследование миграционной преступности граждан Таджикистана на территории Российской Федерации, так как ранее подобные исследования в комплексном масштабе не осуществлялись.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» // Энциклопедия Таджикского права «Адлия». Душанбе: USAID. 2006.
  2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: Сборник международных документов и законодательства Республики Таджикистан по правам человека (Для сотрудников правоохранительных органов). Душанбе, 2005.
  3. Конвенция. «О правовой помощи и правовых отношениях по Гражданским, семейным и уголовным делам» (Кишинев, 7 октября 2002 г.) // Энциклопедия Таджикского права «Адлия». Душанбе. USAID. 2006.
  4. Конвенция МОТ «Об упразднении принудительного труда» // Энциклопедия Таджикского права «Адлия». Душанбе: USAID, 2006.
  5. Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников (Бишкек, 1992 г.): Сб. международных документов и законодательства Республики
  6. Таджикистан по правам человека (Для сотрудников правоохранительных органов). Душанбе, 2005.
  7. Соглашение о Сотрудничестве Министерств внутренних дел, в сфере борьбы с организованной преступностью от 17 апреля 1994 г. // Энциклопедия Таджикского права «Адлия». Душанбе: USAID, 2006.
  8. Договор между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией «Об урегулировании вопросов двойного гражданства» от 7 сентября 1995 г. // Энциклопедия Таджикского права «Адлия». Душанбе: USAID, 2006.
  9. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. Душанбе: Ирфон, 2003.
  10. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. (в ред. Закона РТ от 17.05.2004 г. № 35). Душанбе: Издательство «ХУМО», 2004.
  11. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Таджикистан (на таджикском языке). Душанбе: Глобус. 2006.
  12. Закон Республики Таджикистан «О введении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан (Парламентский вестник) 30.06.2003 г. № 456, ст. 468.
  13. Кодекс об административных правонарушениях от 5 декабря 1985 г. // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1985. № 24. Ст. 243.
  14. Закон Республики Таджикистан «О миграции» от 11.12.1999 г. № 881 // Ахбори Маджлиси Оли РТ 1999. № 12. Ст. 320.
  15. Закон Республики Таджикистан «О порядке заключения ратификации, исполнения и денонсации международных договоров Республикой Таджикистан» // Энциклопедия таджикского права «Адлия». Душанбе: USAID, 2006.
  16. Закон Республики Таджикистан «О борьбе против торговли людьми» от 6 июня 2004 г. № 47 // Энциклопедия таджикского права «Адлия». Душанбе: USAID, 2006.
  17. Закон Республики Таджикистан «О милиции» от 17 мая 2004 г. № 41 // Энциклопедия таджикского права. «Адлия». Душанбе: USAID. 2006.
  18. Закон Республики Таджикистан «О правовом положении иностранных граждан» от 1 февраля 1996 г. № 230 (в ред. Закона РТ от 6 августа 2001 г. № 131).
  19. Указ Президента Республики Таджикистан «Об усилении борьбы с незаконной миграцией в Республике Таджикистан» от 2 апреля 2001 г. № 544 // Энциклопедия Таджикского права «Адлия». Душанбе: USAID, 2006.
  20. Федеральный закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 115-ФЗ.
  21. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О введении порядка учета внешней миграции граждан РТ» от 15 июля 2003 г. № 264 // Энциклопедия Таджикского права «Адлия». Душанбе: USAID, 2006.
  22. Г. А. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью: Учебное пособие. М.: Высшая школа МВД СССР. 1972.
  23. Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
  24. Г. А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, 1976.
  25. . Г. А. Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977.
  26. А.И. Криминология: Курс лекций. М., 1998.
  27. А.И. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997.
  28. Х.Д., Зайналов М. А. Компромисс в борьбе с преступностью. М., 1999.
  29. Ю.М. О понятии профилактика преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 26. М., 1977.
  30. Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений. М., 1973.
  31. М.М., Королева М. В. Преступность приезжих в столичном городе. М: Академия МВД СССР. 1990.
  32. М.М. Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки. М., 1999.
  33. Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.
  34. С.В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.
  35. С.С. Основы уголовной политики. М., 1999.
  36. Волэ/сенкин В. М. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. СПб., 1993.
  37. Ю.А. Транснациональная организованная преступность. -Екатеринбург, 1997.
  38. Гаухман Л Д. Правовые основы предупреждение преступлений. -М., 1990.
  39. Л.Д., Ляпунов Ю. И. Понятие советской уголовной политики и ее основные направления. М., 1980.
  40. С.И., Сухарев В. В. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.
  41. В.Н. Виктимологические аспекты профилактики преступлений. М., 1980.
  42. А.Г., Горшенков Г. Г., Горшенков Г. Н. Преступность как объект управленческого воздействия. Сыктывкар, 1999.
  43. С. Население Ферганской долины в конце XIX начале XX века. — Ташкент: «ФАН», 1991.
  44. П.С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1982.
  45. А.И. Криминология. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2008.
  46. А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2004.
  47. Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 1997.
  48. А.Ш. Понятие, предмет, методы, функции и система криминологии. Связь криминологии с другими науками. Астана, 2001.
  49. А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов: Высшая школа. 1976.
  50. КЕ. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976.
  51. В.П., Путова И. В. Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников: Учебное пособие. М.: Книжный мир, 1999.
  52. С.М. Криминология. М.: Юриспуруденция, 2002.
  53. С.М. Военная криминология. М., 1999.
  54. В. А., Хорее Б. С. Миграциология. М.: МГУ, 1996.
  55. В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999.
  56. И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы борьбы с преступностью). Баку, 1990.
  57. В.Е. Основы виктимологии. М., 1999.
  58. П.Н. Особенности предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России. М.: Экзамен, 2006.
  59. П.Н. Предупреждение преступности иностранных граждан и лиц без гражданства на современном этапе развития России: Монография. -М: Московский институт права, 2003.
  60. П.Н. Состояние и стратегия борьбы с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2002.
  61. М. В. Преступность приезжих. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. А. И. Долговой. М., 1997.
  62. Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах: Учебное пособие / Под ред. Ю. М. Антоняна. М., 2003.
  63. Е.С. Международная миграция населения в России. -М., 2000.
  64. Е.С. Нелегальная миграция в России. М., 2000.
  65. Е.С., Кубышина Е. С., Тюрюканова Е. В. Нелегальная миграция в Россию. М, 2000.
  66. Криминология / Под ред. А. А. Герцензона, И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева. М, 1966.
  67. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Минь-ковского. М, 1994.
  68. Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Э. Эминова. М, 1995.
  69. Криминология / Под. ред. В. Н. Кудрявцева, В. Э. Эминова. М, 2000.
  70. Криминология: Учебник / Под общ. ред. А. И Долговой. М, 1997.
  71. Криминология / Под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М, 1988.
  72. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Э. Эминова. М., 1995.
  73. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. М, 2002.
  74. Криминология: Учебник / Под ред. В. Д. Малкова. М.: Юстицин-форм, 2006.
  75. Криминология: Учебник / Под ред. Г. А. Аванесова. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА. 2005.
  76. Криминология: Учебник / Под ред. А. И. Долговой. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  77. Криминология: Учебник / Под ред. В. Д. Малкова. М.: Юстицин-форм, 2004.
  78. Криминология: Учебное пособие / Под ред. С. И. Курганова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  79. В.Н., Эминов В. Е. Причины преступности в России. Криминологический анализ. М., 2005.
  80. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  81. Кудрявцев В. Н, Причинность в криминологии. М., 1968.
  82. В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976.
  83. Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969.
  84. М.В. Движение рабочих кадров промышленного предприятия. М., 1971.
  85. Курс советской криминологии: Предупреждение преступности. -М., 1986.
  86. И.И., Наумов А. В. Международное уголовное право: Учебник. М.: СПАРК, 1999.
Заполнить форму текущей работой