Общественный идеал как объект социально-философского анализа в русской неакадемической философии начала XX века
Оторванность описанных в первой главе диссертации представлений от эмпирически наблюдаемых умонастроений большинства социальных групп российского общества начала XX века, для представителей изучаемой традиции социальной философии не было аргументом в пользу принятия более «прагматических» идеалов социального преобразованиянапротив, делался вывод о необходимости еще более «сублимированных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 2.
- Основные элементы и нормативные принципы конструирования идеально-типической модели общественного идеала в русской неакадемической философии начала XX века
- Отношение личности и общества- бердяевский персонализм и процесс социализации, природа общения
- Идея соборности в метафизике всеединства- «соборность» как модель «нормального общественного устроения»
- Онтологические основания общества- формы и ступени реализации идеального общественного устройства в истории
- Персоналистическое (H.A. Бердяев) и «мистически-анархистское (Вяч. Иванов) истолкование общественного идеала
- Церковь как модель «нормального общества" — «теургия» как способ его исторической реализации: «мистический блуд» русской неакадемической философии начала XX века
- Коллективные реальности» и «реальное общество»: несоответствие нормативной модели как детерминанта метода анализа и основа этического неприятия
Общественный идеал как объект социально-философского анализа в русской неакадемической философии начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. «Общественный идеал» для социально-философской мысли современной России представляет собой одно из тех понятий, которое может выступать как связующее звено, способствующее воссозданию целостности отечественных социальных практик, восстановлению утраченной преемственности. Обращение к традициям русской социальной философии начала прошлого столетия актуально с нескольких точек зрения. Прежде всего, в контексте современных российских проблем подобный подход связан с ностальгическим возвратом к некоему «порогу несбывшегося». Октябрьская революция и последующий советский период стали рубежом переосмысления общественных идеалов, они ознаменовали выбор новой, невиданной ранее свободы и глубины социального. Постсоветское разочарование в коммунистических социально-аксиологических ориентирах заставляет заново переживать устремления предреволюционной социально-философской мысли, осмысливать её самобытность и обретать тем самым необходимый потенциал дальнейшего развития. Как и столетием назад, в начале XXI века можно говорить о «канунной» России, когда осуществляется новый выбор формирования социальных структур. В качестве второго аспекта актуальности можно выделить несомненное единство стимулов философской рефлексии, общую стратегию гармонизации общественной жизни, сталкивающейся с всё новыми формами конфликтов и оппозиций. В переходный период одной из первоочередных задач становится поиск интегрирующего основания, вокруг которого могут консолидироваться различные социальные группы.
Помимо этого, концептуализация общественного идеала в заданном контексте затрагивает сущностные основы понимания природы социальной реальности как предметообразующей проблемы социальной философии. Историческая судьба отечественной обществоведческой мысли в нашей стране столь же сложна, как и путь развития самой России, их сопоставление открывает путь к обновлению взгляда на самобытность социальной реальности нашей страны.
Духовный опыт «канунной России» ценен для нас, прежде всего, как опыт построения общественного идеала, оказавшегося слишком метафизичным и абстрактнымупав в период испытаний с этой недосягаемой высоты, он не мог не разбиться. В настоящее время это социальное «несвершившееся» переживается в новом обличье. Можно говорить о состоянии «ожидания» общественного идеала в нашей стране, поиске нового универсального содержания во взаимодействии личности и общества, утверждения новых сверхличностных ценностей. Как никогда актуальными остаются слова H.A. Бердяева о необходимости работы духа в мире и человеке, над миром и над человеком.
Степень научной разработанности проблемы. Конструирование общественного идеала как элемента идеологии преобразования России была одной их осевых тем русской философской публицистики начала XX векав диссертации непосредственно изучается лишь то ее направление, которое создавалось группой интеллигенции, провозгласившей в качестве своей программы «возврат к идеализму» и затем к религии (не всегда православию, тем более в его церковной форме) (H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, Вяч. Иванов, А. Белый, C.JI. Франк и др.). Их сочинения составляют источниковую основу данной диссертацииосновные выдвинутые ими положения — предмет анализа в настоящей работе: соотношение коммюнотарности и общественностисодержание понятия «соборность» как модели для общественных преобразований- «теургия» и «христианская политика» как способ социального действияприрода «подлинного общения» и виды его объективацииступени реализации идеального общественного устройства в истории, — эти проблемы русской неакадемической философии начала XX века рассматриваются в диссертации в систематическом единстве как элементы концептуализации общественного идеала в названной традиции социального философствования)^^ обобщающих трудах по истории! русской философии Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского, С. А. Левицкого,! л H.H. Зернова проблема концептуализации общественного идеала в h отечественной социальной философии идеалистического и религиозного направления затрагивалась лишь в связи с общем анализом социально-!
И W философских учений того периодаисключением может считаться работа С. А. Левицкого «Трагедия свободы», но и в ней тема, ставшая предметом настоящей диссертации, обсуждается в отличном от нашего исследования контексте| Для идейного наследии русской эмиграции были характерны размышления о причинах «неудачи», «срыва», «катастрофы» в связи с сконструированным в начале XX века в русской неакадемической философии и философской публицистике изучаемого в диссертации направления концепта общественного идеала: например, Г. П. Федотов («грехи России»), В. В. Зеньковский и С. Н. Булгаков («мистические соблазны» русской социальной философии), И. А. Ильин (наиболее радикальный критик консервативно-монархического направления)| В ] воспоминаниях Ф. Степуна «Бывшее и несбывшееся» и H.A. Бердяева ¦
1 М/.
Самопознание" можно найти подробное достоверное описание и j.
I д проницательную философскую критику умонастроений русской ' «богоискательской» интеллигенции начала XX века (именно здесь.t употребляются такие характеристики как «мистический блуд» и «вынуждение благодати», — применительно к определению задач, социального творчества представителями изучаемой в диссертации: традиции социального философствования). Что касается характеристик, ! даваемых различным вариантам концептуализации общественного идеала в русской неакадемической философии начала XX века анализируемого в диссертации направления, их идейными и политическими противниками, ^ то мы посчитали возможным уклониться от их использования в настоящей / диссертации постольку, поскольку ее предмет расположен в сфере социальной философии, но не политической идеологии и истории идейно- ! политической борьбы. j.
В последние десять лет появились многочисленные исследования различных аспектов общественного идеала. В современной отечественной философии изучению общественного идеала в русской социальной мысли XIX — начала XX века посвящены работы И. Н. Баркова, М. Ю. Биоланова, О. Д. Волкогоновой, М. И. Воловиковой, Г. В. Жигунова, Т. Б. Ивановой, Е. И. Кравченко, И. В. Масланова, A.B. Скоробогатько, Е. П. Сугатовой, B.C. Ткачева. Методологический аспект изучения общественного идеала рассмотрен в работах JI.P. Дернова, Ю. П. Ивонина, З. Г. Искандарова, A.B. Карташова, A.B. Колос, A.B. Летенко, А. И. Липкина, Т. А. Лукшиной, К. В. Маркелова, Е. С. Маслова, И. М. Нениной, Н. С. Розова, Л. В. Савиной, В. И. Савокина, A.B. Токранова, И. С. Шестаковой, С. Э. Шешнева. Роль общественного идеала в социальных процессах в современной России изучалась в работах Н. И. Бирюкова, Е. В. Бродовской, О. Д. Волкогоновой, Н. И. Вороновой, A.M. Демидова, М. Ю. Денисенко, И. А. Журавлева, В. Р. Ибрагимовой, P.C. Истмагалина, С. Ю. Кагитина, H.A. Коровниковой, Т. П. Короткой, A.A. Кулыева, А. Е. Кумыкова, И. В. Следзевского, М. С. Цапко, С. Н. Яременко.
Объектом диссертационного исследования является общественный идеал как концепт социально-философской рефлексии, предметом исследования выступает концептуализация общественного идеала в русской неакадемической философии начала XX века.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования было обозначено социально-философское критическое исследование концептуализации общественного идеала в русской неакадемической мысли начала XX столетия, для достижения чего были поставлены следующие задачи:
— провести критический анализ основных доктрин идеальных основ общества в русской социальной мысли начала XX века;
— выявить специфику концептуализации общественного идеала применительно к неакадемической ветви русской социальной философии;
— раскрыть сущность функционирования общественного идеала как проблематику взаимодействия личности и общества;
— выявить специфику общественного идеала нашей страны в его взаимосвязи с соборностью и всеединством как конститутивными элементами русского самосознания.
Методологическая основа исследования. Общей теоретико-методологической основой рассмотрения концептуализации феномена общественного идеала в русской неакадемической философии начала XX века выступают фундаментальные категории и принципы диалектического и системного метода. В работе используются общенаучные методы исследования: рефлексия и детерминация, сравнение источников, анализ, синтез и экстраполяция.
Научная новизна диссертации определяется выбором предмета исследования, включением в оборот новых источников, точек зрения и полученными результатами:
— в диссертации осуществлен критический анализ концептуализации общественного идеала в русской неакадемической философии начала XX века;
— определено содержание понятия «общественного идеала» как конститутивного элемента взаимодействия личности и общества, выявлены его социальные и экзистенциально-антропологические составляющие, — на материале русской неакадемической философии начала XX века;
— впервые предпринят сопоставительный анализ концептуализации в русской неакадемической философии начала XX века религиозной и нравственной составляющих общественного идеала;
— показано, что общественный идеал России функционирует в общественном сознании как ментальная структура, наделённая универсальными вневременными характеристиками, не замыкающимися на определённый этап исторического развития;
— показана концептуальная взаимосвязь общественного идеала и отчуждения применительно к неакадемической социальной философии.
Теоретическая и практическая значимость заключается в возможностях реализации новых стратегий развития социального знания, опирающихся на полученные в ходе данной работы результаты. Их применение в сфере стратификационной политики общества заключает в себе тот потенциал гармонизации социальных взаимодействий, который так необходим современному обществу. Соответственно открываются возможности практических приложений, связанные с внедрением в современные социальные практики. Ряд результатов, обобщений и выводов может быть реализован в преподавательской деятельности при разработке дисциплин по социальной философии, социологии, антропологии, этике, эстетике.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Общественный идеал как модель социальной реальности в рамках русской философской традиции остается принципиально открытым и незавершенным, функционируя в любой исторический период в качестве недостижимого уровня духовной жизни.
2. Неакадемическая концеппуализация общественного идеала в русской социальной философии начала XX века наделена большим экспликативным и методологическим потенциалом по сравнению с академической традицией мысли.
3. Общественный идеал является смыслообразующим центром, фокусирующим единство неакадемической социальной философии в России начала XX века.
4. Основная проблема идеального общественного устройства в российском социальном пространстве — вопрос соотношения личности и государства, способ его постановки и путь его решения в определенный исторический период детерминирует соответствующую концептуализацию общественного идеала.
5. В изученной в диссертации традиции неакадемической социальной философии начала XX века утверждается невозможность существлвания духовной общности русского народа вне религиозного самосознания, детерминирующего морально-практические основания общественного идеала, формирование которых трудно реализуемо в академической традиции.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях (общим объемом более 3 п.л., в том числе две статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук) — излагались автором на международных и российских научных конференциях: Будущее технической науки (VII Международная научно-техническая конференция 2008 год, Нижний НовгородVIII Международная научно-техническая конференция 2009 год, Нижний НовгородIX Международная научно-техническая конференция 2010 год, Нижний НовгородX Международная научно-техническая конференция 2011 год, Нижний Новгород) — Российский студент — гражданин, личность, исследователь: Всероссийская научно-практическая конференция (2009 год, 2010 год, Нижний Новгород), «Актуальные проблемы социальных коммуникаций» (2010 год, 2011 год, Нижний Новгород), Модернизационный потенциал регионов: Международная научно-практическая конференция (2011 год, Иваново).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографического списка.
Основные результаты диссертации можно суммировать следующим образом. В работе критически исследуются идеальные основы социальности, выявленные в русской социальной онтологии начала XX века, и именно в ее «неакадемической» составляющей. В диссертации вводится понятие «неакадемической философии» для обозначения идейных течений в умонастроении той части отечественной интеллигенции, которая сознавала себя «вернувшейся к идеализму» и, более того, позиционировала себя как находящуюся в процессе «религиозного обновления» и даже «воцерковления». Описываются четыре основные типа взаимоотношения между личностью и социальностью: во-первых, человек не одинок и социален во-вторых, человек не одинок и не социален в-третьих, человек одинок и не социален в-четвертых, человек одинок и социален. Именно четвертый из обозначенных типов конструирует концепт «общественный идеал», согласно изучаемой традиции русской неакадемической философии начала XX века, и является главным деятелем его реализации. В диссертации рассматриваются основные типы общественного устройства, выявленные в русской неакадемической философии начала XX века: органические общности, механические общества, духовные общности, — анализируются их основные чертыделается вывод о связи «духовной общности» и выдвинутого в изучаемой традиции общественного идеала. Определяя «идеальное» (в изучаемой в диссертации традиции для характеристики общества, отвечающего сконструированному представлению об общественном идеале часто использовалось слово «нормальное», так как реально существующее полагалось отклонением и извращением нормы) общественное устройство, его важнейшей характеристикой утверждалась «соборность" — это одно из существенных понятий в осуществленной в русской неакадемической философии начала XX века конептуализации общественного идеала.
В работе выявляются природные и духовные основания любой общественностианализируется принцип их должного соотношениявыявляются логически возможные формы соборности, реализовавшиеся в социально-историческом бытии. Во-первых, первичной и основной формой соборности является единство брачно-семейное. Из начала человеческой солидарности, первичной формой осуществления которой является семья, выводится фундаментальное значение малых союзов и объединений, профессиональных союзов и корпораций. Во-вторых, вторая форма осуществления соборности — религиозная жизнь, причем все остальные формы и выражения общественной связи, покоясь на соборности, тем самым вырастают из религиозной связи и держатся на ней. В-третьих, третья форма соборности выражается в «общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей», т. е. есть народ. Три названные формы реализации соборности в социально-историческом бытии есть скорее не конкретные формы, но абстрактно-выделимые стороны соборности. В диссертации, на основе анализа корпуса работ представителей русской неакадемической философии начала XX века, выделены признаки соборности, релевантные для определения содержания концептуализированного в исследуемой традиции социальной философии общественного идеала.
Оторванность описанных в первой главе диссертации представлений от эмпирически наблюдаемых умонастроений большинства социальных групп российского общества начала XX века, для представителей изучаемой традиции социальной философии не было аргументом в пользу принятия более «прагматических» идеалов социального преобразованиянапротив, делался вывод о необходимости еще более «сублимированных» конструкций общественного идеала, так как подлинное и истинное социальное преображение понималось мистически, «теургийно», как «богочеловеческий процесс». В диссертации утверждается, что для всех представителей изучаемого направления социальной философии, общим является понимание того, что истинным прообразом соборности как дифференциального признака совершенного общества и понятия соборности как смыслового ядра концепции общественного идеала является жизнь бога, а именно — христианская тринитарная доктрина. Соборность, и в этом согласны все представители изучаемого нами направления социальной философии, есть не данность, но задание для теоретической мысли и задача осуществления соборности для творчества жизненных форм. Можно сказать, что сама идея соборности как дифференциального признака общественного идеала, выполняет несколько функций: во-первых, соборность понимается как общество, основанное на истинной идее общения (церковь есть осуществление соборности) — во-вторых, она есть смысловое ядро конструкта общественного идеала в идеологии изучаемой в диссертации традиции социального философствованияв-третьих, идея соборности выполняет роль регулятивной идеи, критерия познания и оценки действительно существующих сообществ. Именно использование критического потенциала идеи соборности в оценке коллективных реальностей и реальных сообществ в русской неакадемической философии начала XX века было предметом изучения во втором параграфе второй главы диссертации.
В вопросе о природе коллективных реальностей и их оценке с точки зрения общественного идеала и его осуществления мы выявили наиболее су щественные расхождения между представителями русской социальной философии изучаемого в диссертации направления. В диссертации доказывается, что противоположными полюсами в выявленном спектре утверждений по данному вопросу являются позиции H.A. Бердяева и Л. П. Карсавина.
Реконструкция социальной реальности в контексте общественного идеала создает новое пространство для анализа духовных оснований жизни современного российского общества. Концептуальный и объяснительный потенциал русской неакадемической философии начала XX века значительно расширяет возможности изучения постсоветской действительности, выявляя новые факторы и направления ее развития. Их гармонизация напрямую зависит от адекватности восприятия предшествующего опыта, реализуемого в различных моделях общественного идеала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Программа преобразований, определенная сконструированным в начале XX века в русской неакадемической философии идеалистического, религиозно-модернистского (впоследствии некоторые из авторов, труды которых стали предметом изучения в диссертации, стали православными священниками (С.Н. Булгаков), другие — католиками (Вяч. Иванов), большинство остались христианскими модернистами), мистически-анархистского направления, никогда не была реализована, да и самой программы, понимаемой как упорядоченная, структурированная совокупность шагов, действий, направленных к достижению определенных целей (политических, экономических и т. п.), кажется, так и не оказалось. С точки зрения современного исследователя велико искушение уличить названных авторов в утопизме, в мечтательности, утверждать иллюзорность, даже фантастичность сконструированной ими смысловой конструкции, которая лишь по недоразумению или благодушию может быть названа «общественным идеалом», — он не имел тогда, и тем более не имеет сейчас никакого практического значения, и более того: сама область его местобытия (религиозное сознание, религиозная общественность) перестала быть и опознаваться средствами современного научного познания, социальной мифологии и политической идеологии. Определяя значение постулированных тогда положений, высказанных догадок и надежд, определенных максим, для современных реалий, мы должны в первую очередь указать на два явных, на поверхности лежащих, аспекта этого значения. Во-первых, можно предположить, что те идеи имеют критический потенциал для понимания и оценки современных реалийвозможность взглянуть на современность как бы со стороны расширяет возможности самосознания, особенно если соглашаться с утверждением о том, что современность находится в преемственной связи с нашим не таким уж далеким прошлым (наше государство также называется Россией, у нас есть Государственная Дума, кажется, говорят о единстве культуры, значительно меньше, в видах политкорректное&tradeследует полагать, о народе и традиции). Во-вторых, изучение отечественной философской традиции, в том числе традиций социальной философии, может рассматриваться как инструмент реанимации национального самосознания, если считать сконструированный в изученной в диссертации традиции социальной философии концепт общественного идеала имеющим отношение к национальному самосознанию. В-третьих, явное преобладание нравственного и религиозного (для рассмотренной в работе традиции нравственность фундирована в религии) аспектов в общей идейной конструкции общественного идеала, свойственное всем авторам, труды которых анализировались в диссертации, совершенно чуждое современной постановке проблемы общественного идеала, может помочь выявить недостатки последней. Все эти возможности следует учитывать при определении теоретического и практического значения изучения темы, вынесенной в заглавие данной диссертации.
Список литературы
- Андреева, Л.А. Религиозность студенческой молодёжи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян / Л. А. Андреева, Л. К. Андреева // СОЦИС. 2010. № 9. С. 95−98.
- Антропова, Н.К. Проблема диалога в русской философии конца XIX — начала XX века / Н. К. Антропова — дисс. канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1999. — 193 с.
- Арсеньев, К.К. Пути и приёмы покаяния // Анти-Вехи: сборник статей. — М.: Астрель, 2009. — 640 с. С. 18−23. ISBN 978−5-27 115 708−0.
- Баркова, И.Н. Либеральное понимание общественного идеала в русской философии / И. Н. Баркова — дисс. канд. филос. наук — М., 2003 — 151 с.
- Баталов, Э.Я. Русская идея и американская мечта. М: Прогресс-Традиция, 2009. 384 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.-528 с.
- Бергсон, А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. 384 с.
- Бердяев, H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев / Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1990. с. 12−252.
- Бердяев, H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев / Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1990. с. 254−580.
- Бердяев, H.A. Судьба России. М. Мысль, 1990. 207 с.
- Бердяев, H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 174 с.
- Бердяев, H.A. Новое средневековье / H.A. Бердяев / Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Т. 1. М.: Искусство, 1994. с. 406−485.
- Бердяев, H.A. Философия неравенства / H.A. Бердяев / Судьба
- России: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс- Харьков: Фолио, 2001. с. 477−530.
- Бердяев, H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / H.A. Бердяев / О назначении человека. М.: Республика, 1993. с. 253−357.
- Бердяев, H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев / О назначении человека. М.: Республика, 1993. с. 11−250.
- Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев / Философия свободного духа. М.: Республика, 1993. с. 14−228.
- Бердяев, H.A. Я и мир объектов / H.A. Бердяев / Философия свободного духа. М.: Республика, 1993. с. 230−316.
- Бердяев, H.A. Судьба человека в современном мире / H.A. Бердяев / Философия свободного духа. М.: Республика, 1993. с. 318 362.
- Бердяев, H.A. Дух и реальность / H.A. Бердяев / Философия свободного духа. М.: Республика, 1993. с. 364−462.
- Бердяев, H.A. О рабстве и свободе человека / H.A. Бердяев / Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1994. с. 4−162.
- Бердяев, H.A. Опыт эсхатологической метафизики / H.A. Бердяев / Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1994. с. 164−286.
- Бердяев, H.A. Царство Духа и царство кесаря / H.A. Бердяев / Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1994. с. 288−356.
- Бердяев, H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. 446 с.
- Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Мысль, 1990. 225 с.
- Бердяев, H.A. Русская идея / H.A. Бердяев / Вопросы философии. 1990. № 1. с. 77−144- № 2. с. 87−154.
- Бердяев, H.A. Новое религиозное сознание и общественность. Спб., 1907. 227 с.
- Бердяев, H.A. A.C. Хомяков / H.A. Бердяев / Константин Леонтьевю Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков. М.: ACT: АСТ-МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. с. 226−445.
- Бердяев, H.A. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли / H.A. Бердяев / Константин Леонтьевю Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков. М: ACT: АСТ-МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. с. 5−224.
- Бердяев, H.A. О русской философии. Т.1. Свердловск, 1991. 288 с.
- Бердяев, H.A. О русской философии. Т.2. Свердловск, 1991. 240 с.
- Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. М.: Искусство, 1994. 542 с.
- Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М.: Искусство, 1994. 580 с.
- Бердяев, H.A. Pro et contra. Антология. Книга 1. Спб., 1994. 573 с.
- Билаонова, М.Ю. Проблема идеала как общественной ценности и её отражение в русской философии / М. Ю. Билаонова — дисс. канд. филос. наук — М., 2001 — 144 с.
- Бирюков, Н.И. Между дуализмом и соборностью (проблема и механизмы социальной интеграции в современном обществе) / Н. И. Бирюков, В. М. Сергеев // Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 61−74.
- Бродовская, Е.В. Ценностная система общества как фактор политической трансформации современной России / Е. В. Бродовская — дисс. канд. полит, наук. — Тула, 2002. — 217 с.
- Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер / Два образа веры. М.: Республика, 1995. с. 233−340.
- Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер / Два образа веры. М.: Республика, 1995. с. 15−92.
- Бубер, М. Диалог / М. Бубер / Два образа веры. М.: Республика, 1995. с. 93−124.
- Бубер, М. Образы добра и зла / М. Бубер / Два образа веры. М.: Республика, 1995. с. 125−156.
- Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер / Два образа веры. М.: Республика, 1995. с. 157−232.
- Бубер, М. Затмение Бога / М. Бубер / Два образа веры. М.: Республика, 1995. с. 341−420.
- Булгаков, С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. 415 с.
- Булгаков, С.Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков / Сочинения в 2-х томах. T.l. М.: Наука, 1993. с. 49−310.
- Булгаков, С.Н. Трагедия философии / С. Н. Булгаков / Сочинения в 2-х томах. T.l. М.: Наука, 1993. с. 311−518.
- Булгаков, С.Н. Избранные статьи / С. Н. Булгаков / Сочинения в 2-х томах. Т.2. М.: Наука, 1993. 751 с.
- Булгаков, С.Н. Христианский социализм (сборник). Новосибирск: Наука, 1991. 350 с.
- Вальков, A.A. Идея нации: социально-философское понимание / A.A. Вальков — дисс. канд. филос. наук — Уфа, 2000.
- Волкогонова, О.Д. Есть ли будущее у русской идеи? // Мир России. 2000. Т.9. № 2. С. 28−52.
- Воловикова, М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете / М. И. Воловикова дисс. д. псих, наук М., 2005. — 384 с.
- Воронова, Н.И. Неомиф в духовной культуре современной России / Н. И. Воронова — дисс. канд. филос. наук — СПБ., 2007 — 270 с.
- Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев / Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. с. 14−152.
- Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии / Б. П. Вышеславцев / Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. с. 154−324.
- Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. 607 с.
- Гадамер, Г. Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
- Гегель, Г. Ф. В. Философия истории. Спб.: Наука, 1993. 479 с.
- Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума (картография дословности). М.: Аграф, 1998. 416 с.
- Гиренок, Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2010. 235 с.
- Гредескул, H.A. Перелом русской интеллигенции и его действительный смысл // Анти-Вехи: сборник статей. — М.: Астрель, 2007. — 640 с. С. 24−65. ISBN 978−5-271−15 708−0.
- Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Издательство Эксмо, 2003.448 с.
- Давлетшина, Д.Г. Социальная память как основа нравственности человека / Д. Г. Давлетшина — дисс. канд. филос. наук — Уфа, 2007 — с.
- Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.
- Демидов, A.M. Исследования социокультурных стилей в России: десять лет спустя / A.M. Демидов, A.A. Демидов// СОЦИС. 2011. № 12.
- Денисенко, М.Ю. Социальная концепция православия в жизнисовременной России / М. Ю. Денисенко — дисс. канд. филос. наук1. Ставрополь, 2009 — 162 с.
- Дернова, JI.P. Проблема идеала и самосовершенствования личности в социально-философском контексте / Л. Р. Дернова -дисс. канд. филос. наук Архангельск, 2006. — 189 с.
- Дугин, А.Г. Социология русского общества. Россия между хаосом и логосом. М.: Академический проект- Гаудамус, 2011. 583 с.
- Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в философских воззрениях славянофилов / Г. В. Жигунова — дисс. канд. филос. наук. — Мурманск, 2005 — 155 с.
- Журавлёва, И.А. Возрождение религиозного в современной России / И. А. Журавлёва — дисс. канд. филос. наук — Уфа, 2005.140 с.
- Зеньковский, В.В. История русской философии. Т.1. 4.1. Л.: ЭГО, 1991.221 с.
- Зеньковский, В.В. История русской философии. Т.1. 4.2. Л.: ЭГО, 1991.280 с.
- Зеньковский, В.В. История русской философии. Т.2. 4.1. Л.: ЭГО, 1991.264 с.
- Зеньковский, В.В. История русской философии. Т.2. 4.2. Л.: ЭГО, 1991.269 с.
- Зеньковский, В.В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский / Основы христианской философии. М.: Канон, 1996. с. 5−306.
- Зеньковский, В.В. Апологетика / В. В. Зеньковский / Основы христианской философии. М.: Канон, 1996. с. 307−548.
- Ибрагимова, В.Р. Роль морали в духовном обновлении современного российского общества / В. Р. Ибрагимова — дисс. канд. филос. наук — Уфа, 2010 — 155 с.
- Иванов, В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. 428 с.
- Иванова, Т.Б. Общественный идеал в русской социальной мысли начала XX века: H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. И. Новгородцев, C. J1. Франк / Т. Б. Иванова — дисс. канд. филос. наук — СПб., 1998— 160с.
- Ивонин, Ю.П. Социальный идеал как предмет философского исследования Электронный ресурс. // Режим доступа: http://ideaidealy.ru/socialnyj-ideal-i-obshhestvennoe-soznanie/socialnyj-ideal-kak-predmet-filosofskogo-issledovaniya (Дата обращения 01.09.2012).
- Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин / Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. с. 39 282.
- Ильин, И.А. Наши задачи. Статьи 1948−1954 годов / И. А. Ильин / Собрание сочинений в 10 томах. Т. 2. Книга 1. М.: Русская книга, 1993. 496 с.
- Ильин, И.А. Наши задачи. Статьи 1948−1954 годов / И. А. Ильин / Собрание сочинений в 10 томах. Т. 2. Книга 2. М.: Русская книга, 1993. 480 с.
- Ильин, И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин / Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. с. 381−560.
- Ильин, И.А. О сущности правосознания / И. А. Ильин / Собрание сочинений в 10 томах. Т. 4. М.: Русская книга, 1994. с. 149 414.
- Ильин, И.А. О монархии и республике / И. А. Ильин / Собрание сочинений в 10 томах. Т. 4. М.: Русская книга, 1994. с. 415−576.
- Ильин, И.А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин / Собрание сочинений в 10 томах. Т. 5. М.: Русская книга, 1995. с. 31 220.
- Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 586 с.
- Ионин, Jl.Г. Апдейт консерватизма. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010. 304 с.
- Ионов, И.Н. Построение образа российской цивилизации в свете психологии мышления и социологии знания // Общественные науки и современность. 2003. № 6. С. 103−116.
- Искандарова, З.Г. Проблема социального идеала в истории социально-философской мысли / 3. Г. Искандарова дисс. канд. филос. наук — Душанбе, 2009. — 182 с.
- Истмагалин, P.C. Социальный идеал: формирование и развитие цивилизационных стратегий российской империи // Философия и общество. 2009. № 2 (54). С. 119−134.
- Кагитина, С.Ю. Становление новой системы ценностей в контексте модернизационных процессов в современной России / С. Ю. Кагитина — дисс. канд. филос. наук — М., 2010. — 158 с.
- Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю / Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. с. 119−356.
- Карсавин, Л.П. Философия истории. Спб.: Алетейя, 1993. 351 с.
- Карсавин, Л.П. О личности / Л. П. Карсавин / Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992. с. 3−234.
- Карсавин, Л.П. Малые сочинения. Спб.: Алетейя, 1994. 533 с.
- Карсавин, Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1994. 176 с.
- Карташов, A.B. Социальный идеал в системе духовных факторов развития общества / A.B. Карташов дисс. канд. филос. наук — Саранск, 2000. — 157 с.
- Кириллова, А.И. Религиозная духовность как показатель инкультурации // СОЦИС. 2011. № 8. С. 102−106.
- Колос, A.B. Общественный идеал как регулятивный принципфункционирования и развития социальной действительности / A.B. Колос дисс. канд. филос. наук — М., 2006. — 168 с.
- Коровникова, H.A. Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России / H.A. Коровникова — дисс. канд. филос. наук. — М, 2009. — 219 с.
- Короткая, Т. П. Социальный идеал в современном религиозном сознании Электронный ресурс. // Режим доступа: http://religio.rags.ru/journal/2010/201 004/N4−10 029.pdf (Дата обращения 01.09.2012).
- Кравченко, Е.И. Христианство и социология — два «града» отца Сергия (С.Н. Булгакова) // СОЦИС. 2012. № 5. С. 96−105.
- Кулыева, A.A. Формирование духовной личности в современном российском обществе / A.A. Кулыева — дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2005. — 134 с.
- Кумыков, А.Е. Национальный идеал российской государственности: социально—философский анализ / А. Е. Кумыков дисс. д. филос. наук — Ростов-на-дону, 2008. — 302 с.
- Лапин, Н.И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // СОЦИС. 2011. № 9. С. 3−17.
- Левицкий, С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. 512 с.
- Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. 496 с.
- Леонтьев К.Н. Записки отшельника / К. Н. Леонтьев / Избранное. -М.: Рарогъ, Московский рабочий, 1993. С. 187−306.
- Леонтьев К.Н. О всемирной любви, по поводу речи Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике К. Н. Леонтьев // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 годов. М.: Книга, 1990.
- Леонтьев К.Н. Племенная политика как орудие всемирной революции / К. Н. Леонтьев / Избранное. М.: Рарогъ, Московскийрабочий, 1993. С. 307−338.
- Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения / К. Н. Леонтьев / Избранное. М.: Рарогъ, Московский рабочий, 1993. С. 119−168.
- Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден / К. Н. Леонтьев / Избранное. М.: Рарогъ, Московский рабочий, 1993. С. 169−186.
- Летенко, A.B. Некоторые размышления об общественном идеале // Экономическая наука современной России. 2001. № 2. С. 131−137.
- Липкин, А.И. «Духовное ядро» как системообразующий фактор цивилизации // Общественные науки и современность. 1995. № 2. С. 57−67.
- Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев / Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. с. 5−216.
- Лосев, А.Ф. Русская философия / А. Ф. Лосев / Русская философия. Страницы истории. Т. 1. Свердловск, 1991. с. 67−95.
- Лосский, Н.О. История русской философии. М., 1991. 559 с.
- Лосский, Н.О. Условия Абсолютного Добра / Н. О. Лосский / Условия Абсолютного Добра. М.: Политиздат, 1991. с. 24−237.
- Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н. О. Лосский / Условия Абсолютного Добра. М.: Политиздат, 1991. с. 238−360.
- Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский / Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. с. 316−389.
- Лосский, Н.О. Ценность и бытие / Н. О. Лосский / Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. с. 250−314.
- Лосский, Н.О. Свобода воли / Н. О. Лосский / Избранное. М.: Правда, 1991. с. 484−596.
- Лукшина, Т. А. Природа общественного идеала: смыслообразующий синтез / Т. А. Лукшина — дисс. канд. филос. наук — Хабаровск, 2006. — 187 с.
- Макропсихология современного российского общества / под ред. A.JI. Журавлёва, A.B. Юревича — М.: Институт психологии РАН, 2009. — 350 с.
- Маркелов, К.В. Общественный идеал как объект информационной политики / К. В. Маркелов — дисс. д. полит, наук — М., 2006. — 320 с.
- Масланов, И.В. Формирование социального идеала в творчестве ранних славянофилов и К.Н. Леонтьева: сравнительный анализ / И. В. Масланов — дисс. канд. филос наук Н. Новгород, 2011. — 144 с.
- Маслов, Е.С. Ожидание осуществления социального идеала как феномен массового сознания / Е. С. Маслов дисс. канд. филос. наук — Казань, 2003. — 188 с.
- Менделеев, Д.И. Познание России. Заветные мысли. М. Эксмо, 2008. 688 с.
- Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Д. С. Мережковский / М.: Республика, 1995. 623 с.
- Мережковский Д.С. В тихом омуте / Д. С. Мережковский / В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 12−145.
- Мережковский Д.С. Грядущий Хам / Д. С. Мережковский / В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 350−377.
- Мережковский Д.С. Пророк русской революции (К юбилею Достоевского) /Д.С. Мережковский / В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. С. 310−349.
- Мережковский Д.С. В тихом омуте /Д.С. Мережковский // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 годов. М.: Книга, 1990.
- Милюков, П.Н. Интеллигенция и историческая традиция / Анти-Вехи: сборник статей. — М.: Астрель, 2007. — 640 с. С. 91 176. ISBN 978−5-271−15 708−0.
- Ленина, И.М. Социальный идеал и утопия в культурно-исторических ситуациях общественного развития / И. М. Ненина -дисс. канд. филос. наук Красноярск, 2004. — 150 с.
- Нещадин, A.A. Внеэкономические факторы модернизации: мешающие стереотипы / A.A. Нещадин, Г. Л. Тульчинский // СОЦИС. 2011. № 8. С. 132−135.
- Никтин, В.А. Достоевский: православие и русская идея // СОЦИС. 1990. № 3. С. 125−131.
- Новгородцев, П.И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев / Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. с. 13−523.
- Новгородцев, П.И. Восстановление святынь / П. И. Новгородцев / Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. с. 559 580.
- Новгородцев, П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. 448 с.
- Пастухов, В.Б. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 5−28.
- Петрункевич, И.И. Интеллигенция и «Вехи» // Анти-Вехи: сборник статей. — М.: Астрель, 2007. — 640 с. С. 7−17. ISBN 978−5271−15 708−0.
- Полторацкий, Н.П. Бердяев и Россия. Философия истории России у H.A. Бердяева. Нью-Йорк, 1967.
- Работяжев, Н.В. Историософия и геополитика российского консерватизма: опыт анализа // Полития. 2007. № 2. С. 103−118.
- Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени / В. В. Розанов / Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени. М.: Республика, 1994. с.
- Розанов В.В. Война 1914 года и русское возрождение / В. В. Розанов / Собрание сочинений. Последние листья. М.: Республика, 2000. С. 253−342.
- Розанов В.В. Когда начальство ушло. 1905−1906 / В. В. Розанов / Собрание сочинений. Когда начальство ушло. М.: Республика, 1997. С. 7−192.
- Розанов В.В. Мимолетное. 1914 год /В.В. Розанов / Собрание сочинений. Когда начальство ушло. М.: Республика, 1997. С. 193 604.
- Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год /В.В. Розанов / Собрание сочинений. Мимолетное. М.: Республика, 1994. С. 5−336.
- Розанов В.В. О Достоевском / В. В. Розанов // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 годов. М.: Книга, 1990.
- Розанов В.В. О писательстве и писателях / В. В. Розанов / Собрание сочинений. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. 734с.
- Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй / В. В. Розанов /
- Сочинение в 2 томах. Т.2. М.: Правда, 1990. С.421−629.
- Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый / В. В. Розанов / Сочинение в 2 томах. Т.2. М.: Правда, 1990. С. 277−420.
- Розанов В.В. Последние листья. 1916 год / В. В. Розанов / Собрание сочинений. Последние листья. М.: Республика, 2000. С. 5236.
- Розанов В.В. Последние листья. 1917 год / В. В. Розанов / Собрание сочинений. Последние листья. М.: Республика, 2000. С. 237−252.
- Розанов В.В. Религия и культура. Сборник статей / В. В. Розанов / Сочинение в 2 томах. Т.1. М.: Правда, 1990. С. 17 326.
- Розанов В.В. Сахарна / В. В. Розанов / Собрание сочинений. Сахарна. М.: Республика, 2001. С. 7−275.
- Розанов В.В. Уединенное / В. В. Розанов / Сочинение в 2 томах. Т.2. M.: Правда, 1990. С. 195−276.
- Розанов В.В. Черный огонь. 1917 год /В.В. Розанов / Собрание сочинений. Мимолетное. М.: Республика, 1994. С. 337−412.
- Розов, Н.С. Российский менталитет: наиболее конструктивные концепции и их критика // Мир России. 2011. Т.20. № 2. С. 100−112.
- Российское общество в социокультурном измерении: история и современность / под ред. A.A. Королёва. — М.: Институт молодёжи, 2000. — 168 с. ISBN 5−85 085−565−3.
- Россия в актуальном времени-пространстве / под ред. Ю. М. Осипова. — М.-Волгоград: изд-во ВолГУ, 2000. — 684 с. Тощенко, Ж.Т. Кентавр-идеи как деформация общественного сознания // СОЦИС. 2011. № 2.
- Рыжова, C.B. Становление православной идентичности русских: традиционно-культурные и гражданские основания // СОЦИС. 2010. № 12. С. 59−69.
- Савина, JI.B. Методологические аспекты социально-философского анализа общественного идеала / Л. В. Савина — дисс. канд. филос. наук — Тула, 2000. — 171 с.
- Савокин, В.И. Религиозный аспект социального идеала: социально-философский анализ / В.И. Савокин
- Ситников, A.B. Религиозный фактор модернизации российского общества: к постановке проблемы // Полития. 2006. № 1. С. 131−148.
- Скоробогатько, A.B. Проблема общественного идеала в русской социальной философии / A.B. Скоробогатько — дисс. канд.сфилос. наук — СПб., 2004 — 262 с.
- Следзевский, И.В. Образ России как смысловой конструкт (семиотическая составляющая главного русского спора) // Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 93−104.
- Соборность как русский социальный и религиозный идеал Электронный ресурс. // Режим доступа: http://politvektor.ru/glavnaya-tema/4707/ (Дата обращения 01.09.2012).
- Сугатова, Е.П. Понимание общественного идеала в философии B.C. Соловьёва / Е. П. Сугатова — дисс. канд. филос. наук — Барнаул, 2001. — 181 с.
- Степун, Ф. Бывшее и несбывшееся. Спб.: Алетейя- Прогресс-Литера, 1994. 651 с.
- Соловьев, B.C. История и будущность теократии / B.C. Соловьев / Россия и вселенская церковь. Минск: Харвест, 1999. с. 131−161.
- Соловьев, B.C. Русская идея / B.C. Соловьев / Россия и вселенская церковь. Минск: Харвест, 1999. с. 161−207.
- Соловьев, B.C. Россия и Вселенская Церковь / B.C. Соловьев / Россия и вселенская церковь. Минск: Харвест, 1999. с. 233−525.
- Соловьев, B.C. Тайна прогресса / B.C. Соловьев / Сочинения в2 томах. T. 2. M.: Мысль, 1990. c.556−558.
- Соловьев, B.C. Идея человечества у Августа Конта / B.C. Соловьев / Сочинения в 2 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990. с.562−582.
- Соловьев, B.C. Философская публицистика. Т. 1. М.: Правда, 1989. 687 с.
- Соловьев, B.C. Философская публицистика / B.C. Соловьев / Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда, 1989. с. 175−664.
- Солоневич, И.Л. Народная монархия. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 624 с.
- Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность. Спб., 1992. 680 с.
- Кн. Трубецкой E.H. Смысл жизни / кн. E.H. Трубецкой / Смысл жизни. М.: Прогресс, 1994. с. 243−486.
- Ткачёв, B.C. Идеалы как интегрирующие факторы развития духовной культуры общества: на материале российской общественной мысли / B.C. Ткачёв — дисс. д. филос. наук — Иркутск, 2000. — 273 с.
- Токранов, A.B. Социальный идеал как средство формирования субъекта социального действия / A.B. Торканов — дисс. канд. филос. наук. — Казань, 2006. — 117 с.
- Тощенко, Ж.Т. Время мифов и пути их преодоления // СОЦИС. 2006. № 1. С. 37−44.
- Трельч, Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1995. 719 с.
- Федотов, Г. П. Судьба и грехи России. М.: ДАРЪ, 2005. 496 с.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. 840 с.
- Флоренский, П.А. Об одной предпосылке мировоззрения / П. А. Флоренский / Сочинения в 4 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. с. 70−79.
- Флоренский, П.А. О цели и смысле прогресса / П.А.
- Флоренский / Сочинения в 4 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. с. 196−205.
- Флоренский, П.А. Понятие Церкви в Священном Писании / П. А. Флоренский / Сочинения в 4 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. с. 318−490.
- Флоренский, П.А. Вопросы религиозного самопознания / П. А. Флоренский / Сочинения в 4 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. с. 528−550.
- Флоренский, П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия / П. А. Флоренский / Сочинения в 4 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1996. с. 352−370.
- Флоренский, П.А. Записка о православии / П. А. Флоренский / Сочинения в 4 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1996. с. 537−547.
- Флоренский, П.А. Записка о христианстве и культуре / П. А. Флоренский / Сочинения в 4 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1996. с. 547−560.
- Флоренский, П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем / П. А. Флоренский / Сочинения в 4 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1996. с, 647−682.
- Флоровский, Г. Метафизические предпосылки утопизма / прот. Г. Флоровский / Вопросы философии. 1990. № 10. с. 78−99.
- Франк, С.Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк / Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. с. 13−146.
- Франк, С.Л. Смысл жизни / С. Л. Франк / Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. с. 147−216.
- Франк, С.Л. С нами Бог / С. Л. Франк / Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. с. 217−404.
- Франк, С.Л. Свет во тьме / С. Л. Франк / Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. с. 405−470.
- Франк, С.Л. Очерк методологии общественных наук. М., 1922.
- Франк, С.Л. Ересь утопизма / / Квинтэссенция. Философский альманах. 1991 год. М., 1992. с. 378−396.
- Франк, С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / С. Л. Франк / Сочинения. М.: Правда, 1990. с. 183.560.
- Франк, C. J1. Политика и идеи / С. Л. Франк / Сочинения. М.: Правда, 1990. с. 65−76.
- Франк, С.Л. Крушение кумиров / С. Л. Франк / Сочинения. М.: Правда, 1990. с. 113−182.
- Франк, С.Л. Этика нигилизма / С. Л. Франк / Сочинения. М.: Правда, 1990. с. 77−113.
- Франк, С.Л. Реальность и человек / С. Л. Франк / Реальность и человек. М.: Республика, 1997. с. 208−431.
- Франк, С.Л. Душа человека / С. Л. Франк / Реальность и человек. М.: Республика, 1997. с. 4−207.
- Хомяков, A.C. Работы по историософии / A.C. Хомяков / Сочинения в 2 томах, т.1. М.: Медиум, 1994. с. 15−446.
- Хомяков, A.C. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях / A.C. Хомяков / Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Медиум, 1994. с. 25−195.
- Цапко, М.С. Интеллигенция и идеалы российского общества / М. С. Цапко, Е. А. Колосова // СОЦИС. 2010. № 10. С. 148.
- Шеллинг, Ф.В. И. Философское исследование о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметов / Ф.В.Й. Шеллинг/ Сочинения в 2 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1989. с. 86−158.
- Шелов-Коведяев, Ф. В. Сознание — миф — жизнь // Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 28−38.
- Шестов Л. Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления) / Л. Шестов / Сочинения в 2 томах. Т. 2. Томск: Водолей, 1996. С. 4−180.
- Шестов Л. Афины и Иерусалим / Л. Шестов / Сочинения в 2 томах. Т. 1. М.: Наука, 1993. С. 317−664.
- Шестов Л. Великие кануны / Л. Шестов / Сочинения в 2 томах. Т. 2. Томск: Водолей, 1996. С. 275−444.
- Шестов JI. Власть ключей / Л. Шестов / Сочинения в 2 томах. Т. 1. М: Наука, 1993. С. 17−316.
- Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии) / Л. Шестов / Сочинения в 2 томах. Т. 1. Томск: Водолей, 1996. С. 317 464.
- Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия / Л. Шестов / Апофеоз беспочвенности. М.: ООО Издательство ACT, 2000. С. 621−808.
- Шестов Л. На весах Иова / Л. Шестов / Сочинения в 2 томах. Т. 2. М.: Наука, 1993. С. 5−404.
- Шестов Л. Начала и концы / Л. Шестов / Сочинения в 2 томах. Т. 2. Томск: Водолей, 1996. С. 181−274.
- Шестакова, И.С. Утопия и социальный идеал / И. С. Шестакова — Бийск: изд-во АлГТУ, 2007. — 89 с.
- Шешнев, С.Э. Общественные идеалы как предмет социально-философского осмысления / С. Э. Шумилов дисс. канд. филос. наук — Саранск, 2002. — 161 с.
- Шумилов, С.Н. Идеал и идеализация в социальном познании / С. Н. Шумилов дисс. канд. филос. наук — Казань, 2008. — 163 с.
- Эрн, В. Ф. Борьба за логос / В. Ф. Эрн / Сочинения. М.: Правда, 1991. с. 11−296.
- Эрн, В. Ф. Меч и Крест / В. Ф. Эрн / Сочинения. М.: Правда, 1991. с. 297−370.
- Яненко, A.C. Духовная идентичность российского общества в современных условиях / A.C. Яненко — дисс. канд. филос. наук — М., 2009.— 180 с.
- Ярёменко, С.Н. Метаморфозы дискурса о современном обществе / С. Н. Ярёменко, Т. А. Бондаренко, Т. Л. Кочанин. — Ростов-на-Дону, 2009. — 193 с.
- Ясперс, К. Истоки истории и ее цель / К. Ясперс / Смысл иназначение истории. М.: Политиздат, 1991. с. 28−288.
- Ясперс, К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс / Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. с. 288−420.
- Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс / Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. с. 420−509.