Превентивное уголовно-правовое воздействие в отношении учащихся общеобразовательных учреждений
Исследования. Реальностью для современного Российского государства является высокий уровень преступности, который выступает существенным дестабилизирующим фактором в социально-экономическом развитии общества. Негативные количественные и качественные показатели преступности обусловливаются, наряду с традиционным причинным комплексом факторов, также и определенными издержками проводимого… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОПЫТ ОТЕЧЕСТВЕННОГО, МЕЖДУНАРОДНОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КРИМИНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ: РЕТРОСПЕКТИВЫ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
- 1. Ретроспективный анализ отечественного законодательства по предупреждению противоправного поведения подростков
- 2. Совершенствование уголовного законодательства Российской Федерации по предупреждению подростковой преступности на основе международного опыта
- 3. Сравнительный анализ мер превентивного воздействия в отношении учащихся общеобразовательных учреждений в отдельных зарубежных странах
- ГЛАВА II. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В СИСТЕМЕ ОБЩЕЙ ПРЕВЕНЦИИ КРИМИНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
- 1. Основные элементы механизма уголовно-правового обучения
§ 2. Повышение эффективности уголовно-правового обучения в общеобразовательных учреждениях как важный фактор обеспечения общепревентивного воздействия в отношении криминальных проявлений среди учащихся.
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ УК РФ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ ПРЕВЕНТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ В ОТНОШЕНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
§ 1. Совершенствование уголовно-правовых норм о добровольном отказе от преступления, необходимой обороне и использование их превентивной направленности в профилактическом воздействии в отношении учащихся.
§ 2. Совершенствование отдельных уголовно-правовых норм об ответственности за преступления небольшой и средней тяжести, детерминирующие совершение более тяжких преступлений, и использование этих норм в превентивном воздействии в отношении школьников.
Превентивное уголовно-правовое воздействие в отношении учащихся общеобразовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Реальностью для современного Российского государства является высокий уровень преступности, который выступает существенным дестабилизирующим фактором в социально-экономическом развитии общества. Негативные количественные и качественные показатели преступности обусловливаются, наряду с традиционным причинным комплексом факторов, также и определенными издержками проводимого в последние годы в нашей стране реформирования различных сфер общественной жизни, которое, с одной стороны, обеспечило положительные сдвиги в социальной, экономической, политической сферах, с другой — привело к некоторым явлениям негативного характера, среди которых на одном из первых мест находится беспризорность и безнадзорность детей, правонарушения и преступления подростков. Изложенное подтверждается данными официальной статистики. Так, если в 1991 году несовершеннолетними было совершено 173 375 преступлений, а выявлено лиц, совершивших эти преступления, 159 461, то к 2002 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, составило уже 185 379, а лиц, совершивших эти преступления, выявлено 172 811. Учитывая, что за последнее десятилетие количество детей и подростков в возрасте до 18 лет в стране уменьшилось, а число лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, возросло, следовательно, в преступное поведение год от года вовлекается все большая часть подростков, что вызывает обоснованную тревогу у населения, правоохранительных органов. Особую озабоченность вызывает рост количества школьников среди подростков, совершающих преступления. Если в 1991 году из общего числа несовершеннолетних, совершивших преступления, учащиеся общеобразовательных учреждений составляли 43,6%, то к 2003 году этот показатель возрос уже до 60%. За указанный период отмечается рост удельного веса совершаемых подростками тяжких преступлений. Так, например, только за 2002 год из числа всех преступных посягательств, совершенных несовершеннолетними, около 80% относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.1.
Следует отметить, что преступления, совершаемые подростками, особенно опасны с социальной точки зрения, так как помимо причинения вреда отдельным объектам уголовно-правовой охраны (например, жизни, здоровью, собственности и т. п.), такие преступления характеризуются также и другими существенными негативными последствиями, в частности, формированием у конкретного подростка, совершающего преступное деяние, устойчивой антиобщественной установки на противоправное поведение в будущем, так как в этом возрасте происходит активный процесс формирования личности, а допущение совершения им преступления, вовлечение подростка в совершение преступления приводят к более серьезным социально опасным последствиям для общества. Кроме того, преступления несовершеннолетних являются основой для «воспроизводства» преступности в целом, в связи с тем что они нередко представляют собой начало криминального пути для последующего рецидива. Поэтому повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по использованию уголовно-правовых норм и иных мер, направленных на предупреждение преступных посягательств со стороны подростков, выступает одним из непременных условий нормального развития государства, общества и социальных институтов, а также снижения.
1 См.: Преступность и правонарушения (1991;1995). Статистический сборник. М., 1996. С. 50- Преступность и правонарушения (1995;1999). Статистический сборник. М., 2000. С. 50- Состояние преступности в России за 2000 год. М., 2001. С. 18- Состояние преступности в России за 2001 год. М., 2002. С. 18- Состояние преступности в России за январь-декабрь 2002 года. М., 2003. С. 4. количественного уровня преступности, смягчения ее качественных показателей.
Изучению различных проблем предупреждения подростковой преступности мерами криминологического и уголовно-правового характера посвящены исследования таких известных ученых, как З. А. Астемиров, М. М. Бабаев, Е. В. Болдырев, Н. И. Ветров, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, Е. С. Жигарев, К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский, В. В. Панкратов, В. П. Ревин, А. В. Шеслер и других специалистов.
Однако, несмотря на значительный вклад названных специалистов в изучение преступности несовершеннолетних и наличие опубликованных работ по названной проблематике, отдельному, самостоятельному аспекту, связанному с превентивным уголовно-правовым воздействием в отношении учащихся общеобразовательных школ, должного внимания уделено не было, некоторые вопросы такого воздействия изучены недостаточно, а отдельные проблемы в научных исследованиях вообще не рассматривались.
Актуальность рассмотрения превентивного уголовно-правового воздействия в отношении учащихся общеобразовательных школ обусловливается рядом объективных факторов и является важным аспектом предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в связи с тем что наиболее гуманным и эффективным является осуществление общепревентивного воздействия в отношении значительной части подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в целях недопущения совершения ими преступных посягательств. Такое превентивное воздействие должно осуществляться с раннего возраста, когда подросток еще не совершил криминального посягательства и не достиг возраста, с которого предусмотрена уголовная ответственность за совершение преступления, чтобы обеспечить позитивное влияние на него в виде ориентирования на законопослушное поведение именно в школьный период наиболее активного формирования личности. Организация такого воздействия на комплексной, системной основе в отношении как можно большей части подрастающего поколения возможна в общеобразовательных учреждениях, которые объединяют основную массу детей и подростков. Сегодня в России проживают почти 39 миллионов детей различных возрастных групп (грудных, ясельковых, детсадовских, малолетних, несовершеннолетних), значительная часть которых — более 21 миллиона обучается в общеобразовательных учреждениях.
Актуальность изучения проблем предупреждения преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений обусловлена также необходимостью оградить, предостеречь школьников при помощи превентивного уголовно-правового воздействия от совершения преступных деяний, сформировать у них стереотип правомерного поведения, недопустимости нарушения уголовного закона.
В последние годы наблюдается определенное «омоложение» подростковой преступности. В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации подростков. Зачастую дети предоставлены сами себе, подвергаются негативному влиянию в связи с семейным неблагополучием, неорганизованностью досуга, наркотизацией и т. п. Серьезными проблемами выступают при этом недостаточное использование правоохранительными органами возможностей общепревентивного уголовно-правового воздействия в отношении учащихся в деле предупреждения противоправных проявлений среди подростков, недостаточное взаимодействие органов внутренних дел с общеобразовательными учреждениями.
Актуальность проблемы превентивного уголовно-правового воздействия в отношении школьников определяется также тем обстоятельством, что подростковая преступность (а подавляющее большинство детей и подростков являются учащимися общеобразовательных школ) характеризуется неблагоприятными качественными тенденциями. В последние годы отмечается повышение степени общественной опасности совершаемых подростками криминальных посягательств, возрастание тяжести причиняемых ими последствий, снижение так называемых «порогов» мотивации, выражающееся в явном несоответствии повода и содеянного. Криминальные посягательства среди учащихся выступают серьезным препятствием для нормального формирования личности, способствуют падению нравственности, распространению жестокости, агрессии, корысти в подростковой среде. Кроме того, как показывают исследования, около 2/3 взрослых рецидивистов впервые совершили преступление будучи в подростковом возрасте. Поэтому предупреждение криминальных проявлений среди школьников способно оказывать существенное позитивное влияние на состояние общей преступности, снижение ее количественного уровня, «смягчение» качественных показателей.
Необходимо отметить, что именно в школьном возрасте активно происходят процессы формирования личности. В этот период начинают складываться ценностные ориентиры, нравственные установки и мировоззрение в целом. Поэтому очень важно со школьной скамьи осуществлять выработку у детей верного, неискаженного правосознания, определить правильные жизненные ориентиры, направленные на соблюдение уголовно-правовых норм, тем самым предупреждая совершение подростками противоправных, преступных деяний.
Актуальность избранной темы исследования определяется также и тем, что согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы нашего государства. Следовательно, положения одного из важнейших международных документов — Минимальных стандартных правил ООН (так называемых Пекинских правил), касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, выступают в качестве составной части правовой системы России и обладают юридической силой на всей территории нашей страны. В вышеуказанном международном документе закреплены, в частности, следующие рекомендации:
1) необходимо регулярно осуществлять исследования, касающиеся проблем предупреждения подростковой преступности;
2) результаты таких исследований следует использовать в качестве основы для выработки рациональной государственной политики в области предупреждения преступности несовершеннолетних, что выступает важным механизмом для поддержания соответствия практической деятельности правоохранительных органов уровню научно-теоретических достижений;
3) государствам следует оказывать всяческое содействие осуществле-" нию научных исследований по проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних. 1.
Все вышеизложенное и обусловило выбор темы диссертационной работы.
Цель и задачи исследования
Цель данного исследования состоит в проведении комплексного анализа превентивного уголовно-правового воздействия в отношении учащихся общеобразовательных учреждений и разработке на его основе предложений по совершенствованию отдельных норм уголовного законодательства в целях усиления его предупредительной функции в отношении несовершеннолетних, что имеет существенное значение для.
1 См.: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Сбор-щ ник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 206−207. уголовного права, криминологии, правоприменительной и правовоспитательной деятельности органов внутренних дел по превентивному уголовно-правовому воздействию в отношении преступных посягательств среди учащихся общеобразовательных учреждений.
Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе диссертационного исследования следующих задач:
— изучение историко-правового аспекта превентивных мер в отношении подростковой преступности в отечественном законодательстве;
— проведение сравнительно-правового исследования международного и зарубежного опыта превентивного воздействия в отношении криминальных проявлений среди учащихся общеобразовательных учреждений;
— разработка предложений по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства России на основе анализа международного и зарубежного опыта по превентивному уголовно-правовому воздействию в отношении учащихся общеобразовательных учреждений;
— выделение и исследование основных элементов механизма уголовно-правового обучения учащихся общеобразовательных учреждений;
— разработка предложений по осуществлению и повышению эффективности уголовно-правового обучения в общеобразовательных учреждениях в целях обеспечения общепревентивного воздействия в отношении криминальных проявлений среди учащихся;
— осуществление уголовно-правового анализа норм об ответственности за преступления против несовершеннолетних и разработка предложений по их совершенствованию в целях повышения эффективности предупредительного воздействия названных норм в отношении преступных посягательств, совершаемых против детей и подростков, а также предупреждения правонарушений и криминальных проявлений с их стороны;
— осуществление уголовно-правового анализа норм о добровольном отказе от преступления, необходимой обороне и разработка предложений по их совершенствованию в целях повышения эффективности превентивной направленности названных норм в профилактическом воздействии в отношении учащихся;
— осуществление уголовно-правового анализа норм об ответственности подростков за преступления небольшой и средней тяжести, детерминирующие совершение более тяжких криминальных посягательств, разработка предложений по их совершенствованию в целях использования названных норм в превентивном воздействии в отношении учащихся.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются, превентивное уголовно-правовое воздействие в отношении учащихся общеобразовательных учреждений, условия и факторы, оказывающие прямое или косвенное влияние на него, а также проблемы совершенствования действующего уголовного законодательства. Предмет исследования составляют. уголовно-правовые нормы, использующиеся при осуществлении превентивного уголовно-правового воздействия в отношении учащихся общеобразовательных учреждений, практика их применения в правоохранительной деятельности и в процессе формирования неискаженного правосознания у учащихся общеобразовательных учрежденийданные уголовной статистики, являющиеся источником официальной информации о состоянии, динамике, структуре и тенденциях подростковой преступностиисторический опыт и научное наследие в сфере предупреждения преступности в подростковой средемеждународный и зарубежный опыт функционирования системы превентивного уголовно-правового воздействия в отношении учащихсятеоретические и прикладные основы организации уголовно-правового обучения в отечественных общеобразовательных учреждениях.
Методология и методика исследования. В соответствии с общенаучными подходами к проведению теоретико-прикладных исследований методологическую основу диссертационной работы составили базовые положения диалектического метода познания. В процессе проведения исследования широко применялись основные положения общей теории права, уголовного права, уголовно-исполнительного права, уголовно-процессуального права, иных правовых актов по вопросам предупреждения подростковой преступности, зарубежного законодательства, международных правовых документов, криминологии, социологии, общей и возрастной психологии, социальной педагогики, философии. При решении поставленных задач в рамках диалектического метода научного познания автором использовались различные методы научного исследования: исто-рико-правовой (при изучении формирования уголовно-правовых норм), сравнительно-правовой (при сопоставлении уголовно-правовых норм между собой), формально-логический (при доктринальном толковании уголовно-правовых норм), статистический (при изучении данных, характеризующих деятельность следственных и судебных органов), изучение документов (при изучении уголовных дел), анкетирование (при опросе респондентов) и некоторые другие, успешно апробированные специалистами в области уголовного права и криминологии.
Выводы диссертационного исследования основываются на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов МВД России.
Теоретической базой исследования явились труды видных ученых в области общей теории права, уголовного права, уголовно-исполнительного права, криминологии, таких, как Г. А. Аванесов, С. С. Алексеев, Ю. М. Антонян, З. А. Астемиров, М. М. Бабаев, Е. В. Болдырев, С. В. Бородин, Н. И. Ветров, P.P. Галиакбаров, Л. Д. Гаухман, А. А. Герцензон, В. И. Горобцов, Г. В. Дашков, Ю. Н. Демидов, А. И. Долгова, А. П. Дьяченко, В. Д. Ермаков, А. Э. Жалинский, Е. С. Жигарев, К. Е. Игошев, Н. Г. Кадников, И. И. Карпец, М. Л. Клейменов, М. И. Ковалев, И. Я. Козаченко, Ю. А. Красиков, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, В В. Лунеев, Ю. И. Ляпунов, С. В. Максимов, А. И. Марцев, Э. Б. Мельникова, А. И. Миллер, Г. М. Миньковский, В. А. Никонов, В. В. Панкратов, Э. Ф. Побегайло, П. Г. Пономарев, В. П. Ревин, С. Н. Сабанин, В. П. Сальников, М. А. Скрябин, НА. Стручков, Н. С. Таганцев, А. Н. Трайнин, А. В. Шеслер, Д А. Шестаков и других специалистов.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили опубликованная практика Верховного Суда Российской Федерации за период 1997;2002 гг., изученные в 2000;2002 гг. по специально разработанной программе в двух регионах Уральского федерального округа Российской Федерации (Челябинская, Свердловская области) 45 уголовных дел о преступлениях, совершенных учащимися общеобразовательных учреждений или при их соучастии, а также 60 учетно-профилактических дел и 130 учетно-профилактических карточек в отношении учащихся, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. По проблемам, анализируемым в диссертационном исследовании, проведен опрос (устный и в форме анкетирования) более 50 сотрудников органов внутренних дел (подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска, следователей, участковых уполномоченных милиции), 35 работников общеобразовательных учреждений, а также около 90 учащихся школ. При подготовке диссертации автором использовались также результаты опубликованных исследований, проведенных отечественными и зарубежными специалистами в разное время.
Научная новизна исследования. Анализ уголовно-правовой и криминологической литературы позволяет сделать вывод о том, что имеющиеся на сегодняшний день научные работы по проблемам преступности несовершеннолетних практически не рассматривают вопросы превентивного уголовно-правового воздействия в отношении учащихся общеобразовательных учреждений и не акцентируют внимание конкретно на этой важной и сложной проблеме.
Настоящее диссертационное исследование представляет собой первую научную работу монографического уровня, посвященную анализу комплекса проблем превентивного уголовно-правового воздействия в отношении учащихся общеобразовательных учреждений, в которой содержится решение актуальной и сложной задачи, имеющей существенное значение для развития науки уголовного права и криминологии, а также правоохранительной, правовоспитательной деятельности, путем разработки теоретико-прикладных концептуальных основ предупреждения преступлений среди учащихся общеобразовательных учреждений.
Актуальность и новизну проведенного исследования отражают следующие основные положения, выносимые на защиту, которые аргументируются и доказываются в диссертации:
1. В Общей части УК России целесообразно закрепить, наряду с имеющимся в уголовном законе понятием «несовершеннолетний», также понятие «малолетний», включающее в себя лиц, не достигших 14-летнего возраста, в связи с чем внести изменения в название главы 20 УК России, изложив в следующей редакции: «Преступления против семьи, малолетних или несовершеннолетних», соответственно изменив названия и диспозиции ст. 150 «Вовлечение малолетнего или несовершеннолетнего в совершение преступления», ст. 151 «Вовлечение малолетнего или несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий», ст. 152 «Торговля малолетними или несовершеннолетними», ст. 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию малолетнего или несовершеннолетнего» .
2. Внести изменения в ч. 2 ст. 20 УК России, установив уголовную ответственность лиц, достигших 14-летнего возраста, только за совершение лишь таких преступлений из перечисленных в данной норме, которые в соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 15 УК РФ относятся к категориям тяжких и особо тяжких.
3. Внести изменение в ст. 56 УК России, дополнив ее ч. 5 следующего содержания: «5. Лишение свободы на определенный срок не назначается лицам, совершившим преступление в возрасте от 14 до 16 лет, а также лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести в возрасте от 16 до 18 лет» .
4. Внести изменения в ч. 6 ст. 88 УК России, изложив ее в следующей редакции: «6. Лишение свободы назначается несовершеннолетним, достигшим к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, осужденным за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях» .
5. Внести изменение в ст. 31 УК России, дополнив ее ч. 4 следующего содержания (ч. 4 и ч. 5 действующей редакции ст. 31 УК России считать соответственно ч. 5 и ч. 6 предлагаемой редакции ст. 31 УК России): «4. Несовершеннолетний, добровольно отказавшийся от доведения преступления до конца, не подлежит уголовной ответственности даже при наличии в фактически совершенном деянии иного состава преступления небольшой или средней тяжести.
6. Внести изменения в ч. 3 ст. 37 УК России, изложив ее в следующей редакции: «3. Право на необходимую оборону имеют в равной степени все лица независимо от их профессиональной, специальной подготовки, служебного положения, от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к кому-либо, а также независимо от возраста, вменяемости посягающего» .
7. Внести изменение в ст. 222 УК России, дополнив ее примечанием следующего содержания: «2. Если лицо, добровольно сдавшее предметы, перечисленные в настоящей статье, является несовершеннолетним, то оно не подлежит уголовной ответственности даже при наличии в фактически совершенном деянии иного состава преступления небольшой или средней тяжести» .
8. Внести изменения в ст. 310 УК России, дополнив ее ч. 2, ч. 3 и ч. 4 следующего содержания: «2. Разглашение в средствах массовой информации сведений о личности несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого — наказывается. 3. Освещение в средствах массовой информации обстоятельств преступления, совершенного несовершеннолетним, до вступления обвинительного приговора в законную силу, — наказывается. 4. Освещение в средствах массовой информации обстоятельств преступления, совершенного несовершеннолетним, хотя и после вступления обвинительного приговора в законную силу, но с указанием фамилии несовершеннолетнего осужденного, его места учебы, работы, жительства, — наказывается.» .
9. Внести изменение в главу 50 УПК России «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних», дополнив ее самостоятельной статьей следующего содержания: «1. Прокурор, следователь, дознаватель, другие участники уголовного судопроизводства, а также иные лица не вправе разглашать в средствах массовой информации сведения о личности несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. 2. Освещение в средствах массовой информации обстоятельств преступления, совершенного несовершеннолетним, допускается после вступления обвинительного приговора в законную силу. При этом не могут быть указаны фамилия несовершеннолетнего осужденного, его место учебы, работы, жительства» .
10. Внести изменения в ст. 91 УПК России, дополнив ее ч. 3 и ч. 4 следующего содержания: «3. По подозрению в совершении преступления не может быть задержано лицо, не достигшее 16-летнего возраста. 4. Лицо, достигшее 16-летнего возраста, но не достигшее 18-летнего возраста, может быть задержано при наличии оснований, указанных в ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи, только в случае подозрения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» .
11. Внести изменения в ч. 2 ст. 108 УПК России, изложив ее в следующей редакции: «2. К подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, не достигшему 16-летнего возраста, заключение под стражу в качестве меры пресечения не применяется. К подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, достигшему 16-летнего возраста, но не достигшему 18-летнего возраста, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» .
12. Внести изменения в ч. 1 ст. 423 УПК России, изложив ее в следующей редакции: «1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся лишь при условии достижения им 16-летнего возраста и в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, в порядке, установленном статьями 91, 97, 99,100 и 108 настоящего кодекса» .
13. Необходимо создать специальные ювенальные суды для рассмотрения уголовных дел по обвинению несовершеннолетних в совершении преступлений, а в целях обеспечения эффективности работы таких судов осуществлять подготовку судей также и в области возрастной психологии детей.
14. Под уголовно-правовым обучением учащихся общеобразовательных учреждений следует понимать вид социально-правовой практики, осуществляемой на системной основе специалистами с высшим юридическим образованием, заключающейся в разъяснении школьникам основных положений уголовного законодательства и имеющей целевую направленность на формирование у них убежденности в необходимости правомерного поведения.
15. В целях повышения эффективности уголовно-правового обучения в общеобразовательных учреждениях для формирования позитивной установки учащихся на правомерное поведение необходимо проводить работу по такому обучению в шестых-одиннадцатых классах всех общеобразовательных учреждений специально подготовленными для этого профессиональными юристами, для чего на юридических факультетах университетов целесообразно ввести новую специализацию по подготовке названных специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности 21 100 «Юриспруденция», квалификация «юрист», специализация «преподаватель права в общеобразовательных учреждениях» .
16. В целях обеспечения эффективного предупредительного воздействия в отношении учащихся общеобразовательных учреждений необходимо во всех вузах системы МВД России ввести самостоятельную специализацию по подготовке сотрудников для службы в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что решенный в работе комплекс актуальных и сложных задач, обусловленных темой исследования, выработанные предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства и практики его применения, разработанные рекомендации организационно-правового характера по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений среди учащихся общеобразовательных учреждений могут быть использованы для создания новой концепции превентивного уголовно-правового воздействия в отношении учащихся общеобразовательных учреждений, для последующих научных изысканий в области уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права, возрастной психологии, социальной педагогики, административной деятельности органов внутренних дел, а также в учебном процессе при разработке различных учебных, учебно-методических материалов, при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по уголовному праву и криминологии в учреждениях высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» .
Апробация результатов исследования нашла отражение в выступлениях на всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических, научно-методических конференциях и семинарах по проблемам обеспечения безопасности личности, предупреждения преступности и отдельных ее видов, совершенствования правотворчества, реформирования действующего отечественного законодательства, совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях. Так, например, основные выводы и предложения, разработанные в ходе проведения диссертационного исследования, докладывались и обсуждались на межвузовской научно-практической конференции «Организационно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств» (28 октября 1999 года, г. Челябинск), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы совершенствования российского законодательства в обеспечении законных прав и интересов личности» (6 декабря 2001 года, г. Челябинск), Общероссийской конференции Российской академии юридических наук (19 декабря 2002 года, г. Москва). Основные положения диссертации используются в учебном процессе при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по уголовному праву и криминологии в Тюменском, Уфимском и Челябинском юридических институтах Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 7 научных работах, общим объемом 18,9 п.л.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы. Диссертация выполнена на 153 страницах машинописного текста (без учета списка литературы).
I. Выводы.
1. Современный период характеризуется высоким уровнем подростковой преступности.
2. Выборочный анализ уголовных дел, осуществленный в двух областях Уральского федерального округа Российской Федерации (Челябинской и Свердловской), свидетельствует о возрастании в последние годы степени жестокости, дерзости и садистских издевательств при совершении подростками преступлений.
3. В последнее время участились случаи использования подростками оружия, специально изготовленных или приспособленных предметов для причинения физического вреда потерпевшему.
4. Выборочный анализ уголовных дел, учетно-профилактических дел и учетно-профилактических карточек подростков, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, результаты экспертных опросов специалистов свидетельствуют об увеличении среди несовершеннолетних преступников доли следующих категорий: младших возрастных групп — подростков 14−15-летнего возрастаподростков, имеющих опыт преступного или иного правонарушающего поведениянаходившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в момент совершения преступления. Имеет место увеличение количества подростковых группировок асоциальной и антисоциальной направленности, а также возрастание числа подростков, входящих в такие группировки.
5. Основная часть подростков в возрасте 12−16 лет является учащимися общеобразовательных учреждений, в которых необходимо осуществлять уголовно-правовое обучение с целью предупреждения совершения школьниками преступных посягательств.
6. Причинный комплекс негативных тенденций подростковой преступности включает в себя множество явлений и процессов социальной жизни, среди которых следует выделить следующие факторы:
— перемены, происходившие в последнее десятилетие в нашем обществе, привели к социальному напряжению, дезадаптации, к рассогласованности функционирования социальных институтов, с одной стороны, и граждан, подростков, их групп — с другойк усилению социальной дифференциации и материального неравенства, к увеличению соблазнов и ограниченным возможностям ими воспользоваться легальным способом, к снижению уровня нравственности, к повышению внутренней готовности действовать противоправным путем;
— пьянство и алкоголизм взрослых, влияющие на психическое и умственное развитие подрастающего поколения;
— вовлечение детей и подростков в пьянство, потребление наркотических средств;
— недостатки в деятельности основных институтов социализации личности подростков, которые по своему характеру и интенсивности воздействия на них способствуют формированию субъективных причин преступления;
— недостатки в организации работы по правовому обучению и воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений;
— недостатки в деятельности органов внутренних дел, связанные: а) с недостаточно высоким уровнем юридической, профессиональной подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска, дежурных частей, патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных милицииб) со слабой материально-технической оснащенностью органов внутренних дел в целом и названных подразделенийв) организационно-структурным разделением ведущих служб по профилактике и раскрытию преступлений несовершеннолетних — подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска, следствияг) с отсутствием реальных существенных стимулов материально-бытового характера для повышения усилий, эффективности со стороны каждого сотрудника органов внутренних дел;
— имеющие место пробелы и неточности в уголовном законодательстве Российской Федерации.
II. Предложения по совершенствованию уголовно-правовых норм, имеющих превентивную направленность в отношении преступного поведения учащихся общеобразовательных учреждений.
1. В целях устранения имеющихся в уголовном законодательстве России неточностей и противоречий автором разработано и предложено ввести в УК РФ наряду с имеющимся понятием «несовершеннолетний» самостоятельную возрастную категорию «малолетний», под которой следует понимать детей, не достигших 14-летнего возраста. В диссертации подготовлен проект новой редакции названия главы 20 УК РФ: «Преступления против семьи, малолетних или несовершеннолетних» .
2. В целях усиления уголовно-правовой защиты малолетних, а также устранения некоторых, на наш взгляд, неточностей в уголовном законодательстве автором разработаны предложения по дополнению принципиально важными положениями ст.ст. 150, 151, 152 и 156 УК РФ. В работе представлены проекты новой редакции вышеуказанных уголовно-правовых норм.
3. В связи с необходимостью приведения отечественного уголовного законодательства в соответствие с международными требованиями, с точки зрения содействия благополучию подростков, совершивших преступление, автором предлагается дополнить ст. 56 УК РФ, установив в законодательном порядке запрет на назначение наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним, не достигшим к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Возможность же назначения такого наказания лицам, достигшим к моменту совершения преступления 16 лет, предлагается и обосновывается ограничить случаями совершения ими тяжкого или особо тяжкого преступления.
4. В работе вносится предложение о дополнении ч. 6 ст. 88 УК РФ «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним» соответствующей поправкой, касающейся возможности назначения наказания в виде лишения свободы достигшим 16-летнего возраста подросткам, осужденным за тяжкое или особо тяжкое преступление, на срок не свыше 10 лет с отбыванием в воспитательных колониях.
5. В целях приведения в соответствие отечественного уголовно-процессуального законодательства требованиям международных правовых актов, автором предлагается дополнить главу 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» разработанной в диссертации самостоятельной статьей, регламентирующей недопустимость публичного разглашения данных о личности несовершеннолетнего (подозреваемого, обвиняемого) в совершении преступления. Ответственность за нарушение этих требований диссертантом предложено предусмотреть в ст. 310 УК России путем дополнения ее соответствующими частями.
6. В работе также предлагается дополнить статьи УПК РФ, касающиеся оснований задержания, заключения под стражу несовершеннолетних, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, в целях минимизации репрессии в отношении рассматриваемой категории лиц. Разработаны проекты новой редакции ст.ст. 91, 108, 423 УПК РФ.
7. Предлагается внести изменения в ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона». Разработан проект новой нормы, в которой сделан акцент на законодательное закрепление правомерности и социальной полезности применения акта необходимой обороны, на специальное указание о праве на необходимую оборону независимо от возраста нападающего и на юридически значимые условия правомерности.
8. В целях повышения эффективности использования превентивного воздействия нормы УК России о добровольном отказе от преступления в отношении учащихся общеобразовательных учреждений, диссертантом разработано предложение по совершенствованию ст. 31 УК РФ с законодательным смещением акцента на социальную значимость и полезность добровольного отказа от преступления несовершеннолетними. В проекте новой редакции данной статьи внесено дополнение о том, что несовершеннолетний, добровольно отказавшийся от преступления, с учетом обстоятельств дела и личности подростка, может быть освобожден от уголовной ответственности даже при наличии иного состава преступления в фактически совершенном деянии, относящемся к категории преступлений небольшой или средней тяжести.
9. Для недопущения фактов ошибочной квалификации хулиганства как одного из наиболее распространенных преступлений среди подростков в диссертации вносится предложение о внесении изменения в ст. 213 УК России. В проекте новой редакции данной статьи дается более четкая регламентация ответственности за хулиганство с исключением оценочных категорий «грубость», «явность» .
10. В рамках осуществления превентивного уголовно-правового воздействия на учащихся общеобразовательных школ автором разработан проект новой редакции ст. 222 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконное владение оружием для предупреждения его применения в криминальных целях и тем самым не допустить совершение подростками тяжких и особо тяжких преступлений. Кроме этого, для усиления профилактической направленности ст. 222 УК автором предложено дополнить данную статью примечанием, освобождающим от уголовной ответственности подростков, добровольно сдавших оружие и сознавшихся в фактически совершенных преступных деяниях небольшой или средней тяжести.
III. Предложения организационного характера.
1. Учитывая положительный законодательный и правоприменительный опыт зарубежных стран по использованию специализированных ювенальных судов, в работе предлагается и в нашем государстве создать специальные суды по делам несовершеннолетних.
2. В диссертации разработано предложение (с учетом возрастных психологических особенностей подростков) осуществлять специализированную подготовку судей для работы в судах по делам несовершеннолетних, особенно в сфере знания возрастной психологии детей.
3. В связи с тем, что абсолютное большинство детей и подростков значительную часть времени проводят в общеобразовательных учреждениях, автором предлагается организовать обязательное уголовно-правовое обучение школьников в нашей стране и внести соответствующие дополнения в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» .
4. Автором вносится и обосновывается предложение о целесообразности начинать правовое обучение и правовое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений с шестого класса.
5. Предлагается более широко использовать привлечение к правовоспитательной деятельности среди школьников сотрудников органов внутренних дел, преподавателей учебных заведений системы МВД.
6. Разработан проект учебной программы по правовому курсу «Основы российского законодательства» для общеобразовательных учреждений, где основное количество часов отводится на изучение вопросов уголовно-правового характера.
7. В рамках осуществления правового обучения в системе общеобразовательных учебных учреждений автором предлагается в юридических вузах, на юридических факультетах университетов ввести специализацию по подготовке преподавателей права в общеобразовательных учреждениях.
8. Предлагаются меры по совершенствованию процесса информирования населения в средствах массовой информации об уголовном законе, о вносимых в него изменениях и дополнениях. Разработано предложение о внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», касающихся правил вступления в силу федеральных законов, установлением более продолжительного срока между днем опубликования и их вступлением в силу (один месяц).
9. Вносится предложение по введению в вузах системы МВД специализации по подготовке сотрудников для работы в подразделениях по делам несовершеннолетних.
10. Обосновываются рекомендации о необходимости принятия органами внутренних дел всех возможных профилактических мер по склонению подростков к добровольному отказу от преступления и о запрещении этим органам допускать осуществление подростками преступных намерений в целях более полного их документирования, сбора доказательств.
11. Обосновываются предложения по тактике использования сотрудниками органов внутренних дел превентивной направленности уголовно-правовой нормы о добровольном отказе от преступления в отношении подростковых группировок.
Реализация вышеизложенного на практике без особых материальных затрат (что особенно важно в современный период состояния экономики нашего государства) позволит эффективнее выполнять задачи органов внутренних дел по обеспечению защиты граждан от криминальных посягательств, по предупреждению подростковой преступности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Разработанные в рамках настоящего диссертационного исследования теоретико-прикладные основы превентивного уголовно-правового воздействия в отношении учащихся общеобразовательных учреждений дают основание для следующих выводов и синтеза выработанных в процессе подготовки диссертации предложений.
Список литературы
- Законодательные и иные нормативные акты, официальные материалы
- Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 2000.
- Основные начала уголовного законодательства. М., 1938.
- Уголовный кодекс РСФСР. М., 1941.
- Уголовный кодекс РСФСР. М., 1961.
- Уголовный кодекс РСФСР. М., 1995.
- Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2001.
- Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 1996.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002.
- Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1995.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.
- Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2001.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. М., 2000.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II. М., 2000.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть III. М., 2002.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51, Ст. 5681.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа Л 995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. // Российская газета. 1999. 30 июля.
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июня 1992 г. // Российская газета. 1996. 23 января.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 34. Ст. 2876.
- Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996 г. // Российская газета. 1997. 25 июля.
- Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г.). Челябинск, 2002.
- Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.
- Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» //Российская газета. 1993. 25 февраля.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по предупреждению бродяжничества» от 2 ноября 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 45. Ст. 4327.
- Указ Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 17. Ст. 1955.
- Указ Президента Российской Федерации «О продлении президентской программы «Дети России» от 19 февраля 1996 г. // Российская газета. 1996. 28 февраля.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» //Российская газета. 1996. 15 августа.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 368 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» //Российская газета. 1995. 11 мая.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по производству и оптовой реализации этилового спирта и алкогольной продукции» от 8 февраля 1996 г. // Российская газета. 1996. 24 февраля.
- Постановление СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» // Сборник действующих постановлений Пленума и директивных писем Верховного Суда СССР 1924−1944 гг. М., 1945.
- Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Собрание законодательства РСФСР. 1935. № 9.
- Постановление ЦИК и СНК РСФСР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» // Собрание законодательства РСФСР. 1935. № 9.
- Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации от 8 января 1996 г. // Российская газета. 1996. 14 февраля.
- Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1998−2000 годы, утвержденная
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997. 23 октября.
- Федеральная целевая программа «Молодежь России» (1998−2000 годы), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 г. //Российская газета. 1997. 1 июля.
- Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период 2001—2002 годы» // Российская газета. 2000. 25 августа.
- Федеральная целевая программа «Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года» // Российская газета. 1996. 4 сентября.
- Приказ МВД России от 20 апреля 1993 г. № 186 «О первоочередных мерах по активизации деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью несовершеннолетних».
- Приказ МВД России от 20 июня 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений».
- Приказ МВД России от 11 августа 1998 г. № 490 «Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
- Решение коллегии МВД РФ от 1 июля 1998 г. № 4 км/1 «О состоянии и мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних».
- Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».
- Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 16 июля 1935 г. «О применении Закона 7 апреля 1935 г.» // Советская юстиция. 1935. № 25.
- Постановление Народного комиссариата юстиции № 590 «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» // СУ РСФСР. 1919. № 66.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета. 2000. 14 февраля.
- Преступность и правонарушения. Статистический сборник (19 901 994). М&bdquo- 1995.
- Преступность несовершеннолетних в России (1989−1993 гг.). Статистический сборник. М., 1994.
- Преступность несовершеннолетних в России (1991−1995 гг.). Статистический сборник. М., 1996.
- Состояние преступности в России за 1995 г. М., 1996.
- Преступность и правонарушения (1995−1999 гг.). Статистический сборник. М., 2000.
- Состояние преступности в России за 2000 г. М., 2001.
- Состояние преступности в России за январь-декабрь 2001 г. М., 2002.1. Монографии, учебники, учебные пособия
- Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
- Аванесов Г. А. Криминология и профилактика преступлений. Учебник. Особенная часть. М., 1995.
- Абыдов P.M. Предупреждение преступлений несовершеннолетних органами внутренних дел. Ташкент, 1990.
- Антонян Ю.М., Миньковский Г. М. Воспитание молодежи в быту. М., 1976.
- Антонян Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений (Психологические механизмы насильственного преступного поведения). М., 1983.
- Антонян Ю.М., Бородин С. В. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998.
- Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. М., 1970.
- Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М., 1968.
- Бабаев М.М., Миньковский Г. М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. М., 1971.
- Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних. Киев, 1982.
- Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX начало XX вв.). М., 1995.
- Булатов P.M., Шеслер А. В. Криминогенные городские территориальные подростково-молодежные группировки: Уголовно-правовые и криминологические аспекты. Казань, 1994.
- Бурлаков В Н. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. СПб., 1992.
- Васильев В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. М., 1980.
- Вельчев А.Д., Мошак Г. Г. Подросток и правонарушение. Кишинев, 1990.
- Ветров Н.И. Когда в ответе родители. Проблемы правового воспитания. М., 1973.
- Ветров Н.И. Индивидуальное профилактическое воздействие на молодых правонарушителей. М., 1979.
- Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.
- Ветров Н.И. Криминологическая характеристика правонарушителей молодежного возраста. М., 1981.
- Ветров Н.И. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми средствами. М., 1990.
- Гайнер M.JI. Правосознание подростков. М., 1998.
- Гернет М.Н. Изучение преступности в СССР (избранные произведения). М., 1974.
- Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 5 т. М&bdquo- 1980. Т. 4.
- Дегтярев И.П. Преступность и профилактика, правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи. Киев, 1979.
- Долгова А.И. Правовое воспитание несовершеннолетних. М., 1993.
- Забрянский Г. И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности. Статистико-криминологическое исследование. М., 1993.
- Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М&bdquo- 1971.
- Игошев К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989.
- Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
- Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999.
- Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.
- Куфарев В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. М., 1927.
- Ли Д. А. Преступность в структуре общества. М., 2000.
- Максимов С.В. Эффективность общего предупреждения преступлений. М., 1992.
- Марцев А.И. Специальное предупреждение преступлений. Омск, 1977.
- Марцев А.И., Максимов С. В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. Томск, 1989.
- Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 1990.
- Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних. Генезис и ранняя профилактика. Киев, 1985.
- Миньковский Г. М. Понятие и система мер предупреждения преступности в среде молодежи. М., 1971.
- Миньковский Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев, 1987.
- Миньковский Г. М., Ревин В. П., Чернышев Н. А. Методические рекомендации по предупреждению и пресечению органами внутренних дел нарушений общественного порядка со стороны участников неформальных объединений. Брянск, 1990.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
- Положение детей в России. М., 1998.
- Правовое воспитание молодежи. Киев, 1985.
- Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение. Сборник научных трудов. М., 1981.
- Саркисова Э.А. Уголовно-правовые средства предупреждения преступлений. Минск, 1975.
- Сахаров А.Б. Правонарушение подростка и закон (преступность несовершеннолетних и борьба с ней в СССР). М., 1967.
- Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. Казань, 1988.
- Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. М., 1991.
- Уголовное право буржуазных стран. Общая часть. Сборник законодательных актов. М., 1990.
- Уголовное право США: Сборник нормативных актов. М., 1986.
- Ш. Устинов B.C. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика. М., 1983.
- Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии: Пер. с яп. М&bdquo- 1989.
- Чернышев Н.А. Отношение населения и работников милиции к уголовному закону и практике его применения. М., 1987.
- Шестаков Д.А. Семья и детерминация преступности. СПб., 1996.
- Эффективность правовых норм. М., 1980.1.I. Научные статьи
- Авербах И., Булатов С. Закон 7 апреля 1935 г. и борьба с преступностью несовершеннолетних // Проблемы уголовной политики. М., 1936. Кн. II. С. 33−56.
- Адреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 26−27.
- Бабаев М.М. Исследование возрастных психологических особенностей и проблема ответственности несовершеннолетних правонарушителей // Советское государство и право. 1966. № 3. С. 123−127.
- Беляева Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Материалы научно-практической конференции. М., 1999. С. 53−56.
- Ветров Н.И. Профилактика нарушений среди несовершеннолетних и молодежи как научно-управляемый процесс // Вопросы теории и практики предупреждения правонарушений: Сборник научных трудов ВНИИ МВД СССР. М., 1980. № 55. С. 39−51.
- Гришанин П.Ф. Уголовно-правовые средства предупреждения преступлений // Труды Высшей школы МВД СССР. М., 1968. № 21. С. 76−81.
- Долгова А.И. О подходе к исследованию личности несовершеннолетних, совершивших преступления // Советская юстиция. 1990. № 18. С. 36−42.
- Жигарев Е С. Подростковая преступность сквозь призму права // Юридический вестник. 1999. № 3. С. 12−13.
- Миньковский Г. М. Использование уголовно-правовых средств в профилактике преступлений несовершеннолетних // Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений. Киев, 1962. С. 145−147.
- Миньковский Г. М., Жалинский А. Э. Преступность в СССР. Статистические данные, криминологический комментарий // Советское государство и право. 1990. № 6. С. 89−90.
- Сальников В.П. Профилактика правонарушений несовершеннолетних государственная проблема // Ювенальная юстиция и профилактикаправонарушений. Материалы научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 2−4.1. Авторефераты диссертаций
- Баженов А.В. Социально-психологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника (криминологический аспект). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.
- Бобылев О.В. Уголовно-правовые криминологические аспекты борьбы с преступлениями несовершеннолетних, занимающихся спортом. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1993.
- Бурмистров И.А. Криминологическое изучение неформальных групп несовершеннолетних и предупреждение органами внутренних дел совершаемых ими преступлений. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Московский юридический институт МВД России, 1997.
- Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи как научно-управляемый процесс. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1982.
- Двоименный И.А. Криминологические и организационно-правовые аспекты предотвращения преступлений несовершеннолетних. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: ПИИ МВД России, 1994.
- Демидов Ю.Н. Уголовно-правовая борьба органов внутренних дел с преступностью в экстремальных условиях. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1992.
- Жигарев Е.С. Криминологические проблемы административно-деликгного поведения несовершеннолетних: теория и практика. Автореф.дис.. д-ра юрид. наук. М.: Московская высшая школа милиции МВД России, 1993.
- Ким А. И. Криминологическая характеристика групповых преступлений несовершеннолетних. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2000.
- Нечаева Т.А. Профилактика преступлений в студенческой среде высших учебных заведений. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ставрополь. Ставропольский государственный университет, 2002.
- Нечепуренко А.А. Эффективность общего предупреждения преступлений несовершеннолетних. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Омск: Омская высшая школа милиции, 1989.
- Никифорова С.Ю. Предупреждение преступности учащихся профессиональных технических училищ. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск: Свердловский юридический институт, 1991.
- Ревин В.П. Современные проблемы изучения и организации борьбы с преступностью в сферах семейно-бытовых и молодежно-досуговых отношений. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1994.
- Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Л.: Ленинградский государственный университет, 1990.
- Ткаченко А.В. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (уголовно-правовой и криминологический анализ). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000.
- Устинов B.C. Система предупредительного воздействия на преступность (криминологические и уголовно-правовые проблемы). Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1988.
- Чирков Д.К. Предупреждение органами внутренних дел преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения с проявлением жестокости. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001.
- Шеслер А.В. Устойчивые преступные группы несовершеннолетних (уголовно-правовые и криминологические вопросы). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Томск, 1991.
- Шестаков Д.А. Криминологические проблемы семейных отношений. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Л., 1986.