Механизм организации и инструменты стратегического управления инновационной деятельностью в интегрированной цепи поставок производства чайной продукции
Анализ российского рынка чайной продукции, позволяет сделать вывод о его постепенном насыщении при постоянном незначительном увеличении производства и потребления чая. В настоящее время свыше 90% населения РФ уже являются потребителями чая, что обуславливает замедление количественного роста чайного рынка. Россия по душевому потреблению чая входит в первую пятерку стран и занимает первое место… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ современных подходов к повышению конкурентоспособности интегрированных цепей поставок промышленных предприятий
- 1. 1. Основные направления повышения конкурентоспособности промышленных предприятий
- 1. 2. Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности промышленных предприятий
- 1. 3. Анализ особенностей повышения конкурентоспособности интегрированных цепей поставок промышленных предприятий на основе инноваций
- 1. 4. Обоснование цели и задач диссертационной работы
- 2. Разработка механизма организации и инструментов стратегического управления инновационной деятельностью в интегрированных цепях поставок промышленных предприятий
- 2. 1. Анализ основных тенденций и перспектив развития предприятий по производству чайной продукции
- 2. 2. Иерархическая система производственно-организационных инноваций в интегрированных цепях поставок промышленных предприятий
- 2. 3. Разработка механизма организации инновационной деятельности в интегрированных цепях поставок промышленных предприятий
- 2. 4. Обоснование системы технико-экономических показателей эффективности логистического управления интегрированными цепями поставок производства чайной продукции
- 2. 5. Выводы
3. Практические результаты применения механизма организации и инструментов стратегического управления инновационнои деятельностью в интегрированной цепи поставок производства чайной продукции в Краснодарском крае
3.1. Разработка системы стратегий инновационного развития предприятий интегрированной цепи поставок производства чайной продукции
3.2. Разработка типов организационных структур интегрированных цепей поставок производства чайной продукции
3.3. Архитектура информационной системы комплексного планирования инновационной деятельности в интегрированных цепях поставок чайной продукции
3.4. Результаты практического применения механизма организации и инструментов стратегического управления инновационной деятельностью в интегрированной цепи поставок чайной продукции
ЗАО «Краснодарчай»
3.5. Выводы 141
Заключение 143
Список сокращений и условных обозначений 146
Глоссарий основных терминов и понятий 147
Список литературы 150
Приложение 160 Справки об использовании основных результатов диссертации
Механизм организации и инструменты стратегического управления инновационной деятельностью в интегрированной цепи поставок производства чайной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время одной из важнейших задач стратегического развития российского реального сектора экономики является повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе роста экономической эффективности за счет использования имеющегося инновационного потенциала интегрированных цепей поставок (ИЦП) производства высококачественной продукции.
Формирование и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ промышленными предприятиями, входящими в состав ИЦП, при выходе на внутренний и международный рынки соответствует основным приоритетам государственной политики, сформулированным в Государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 г. (новая редакция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 91-р). В тоже время существует ряд факторов сдерживания устойчивого развития промышленных предприятий, к которым относятся высокая степень износа оборудования, незначительная доля используемых инновационных производственных технологий и бизнес-процессов, низкий уровень инновационной составляющей в конечной продукции и невысокая потребительская удовлетворенность, проблемы с квалифицированными кадрами и другие.
В этих условиях повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно в случае модернизации и кардинальных преобразований на основе разработки и использования производственно-организационных инноваций цепей поставок. Проблемы переориентации на применение инновационных производственных технологий и бизнес-процессов промышленными предприятиями сформулированы в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (утверждена I I распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
В значительной степени сказанное относится к предприятиям перерабатывающей промышленности, в том числе к предприятиям и цепям поставок производства чая и кофе, развитие которых особенно важно с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» к 2020 г. производительность труда в перерабатывающей и пищевой промышленности должна вырасти на 200%, составив 4,0 млн. рублей/чел.
Анализ российского рынка чайной продукции, позволяет сделать вывод о его постепенном насыщении при постоянном незначительном увеличении производства и потребления чая. В настоящее время свыше 90% населения РФ уже являются потребителями чая, что обуславливает замедление количественного роста чайного рынка. Россия по душевому потреблению чая входит в первую пятерку стран и занимает первое место по импорту чая. Основными импортерами чайной продукции в Россию являются Шри-Ланка (52%), Индия (28,2%), Кения (7,7%), Индонезия (6,5%), Китай (5,3%). При этом в основном импортируется чайное сырье при небольшой доле фасованной готовой чайной продукции. Собственное производство чайной продукции в России осуществляется в Краснодарском крае и составляет в последние годы не более 1% от общих потребностей российского рынка. При высоком уровне конкуренции на данном рынке отечественным производителям первичного чайного сырья для дальнейшего развития необходима реализация эффективных мер по стимулированию инновационной деятельности и совершенствованию логистического управления ИЦП производства чайной продукции, что позволит контролировать конкурентоспособность продукции на всех этапах ее производства с учетом специфических особенностей производства российской чайной продукции, связанных, как с природно-климатическими особенностями, так и с уникальными свойствами получаемого продукта (чайного листа).
Анализ логистических процессов формирования потребительской ценности конечной продукции в интегрированных цепях поставок и, соответственно, показателей конкурентоспособности предприятий по производству чая, позволяет заключить, что достижение высоких значений показателей конкурентоспособности возможно только в случае принятия согласованных решений по формированию и применению стратегических конкурентных преимуществ на всех предприятиях-участниках ИЦП производства чайной продукции, включая предприятия по производству сырья, его переработке и реализации готовой чайной продукции.
В связи с этим актуальной является научная задача разработки механизма и инструментов логистического управления инновационной деятельностью в интегрированных цепях поставок производства чайной продукции.
Степень разработанности темы исследования.
Методы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий изложены в работах зарубежных и отечественных ученых: П. Бекатини, З. В. Вдовенко, В. В. Каргиновой, Г. Б. Клейнера, П. Кругмана, М. Портера, З. Х. Хубецовой, М. Энрайта и др.
Основные концепции стратегического управления экономической эффективностью и конкурентоспособностью ИЦП рассмотрены в научных трудах зарубежных ученых: Дж. Гатторны, Дж. Клосса, М. Кристофера, Д. Ламберта, Р. Хэндфилда, Дж. Стока, Д. Уотерса и др., а также российских ученых: Б. А. Аникина, A.A. Бочкарева, B.C. Лукинского, В. П. Мешалкина, Ю. М. Неруша, О. Д. Проценко, Т. А. Родкиной, В. И. Сергеева, В. И. Степанова и др.
Методология управления инновационной деятельностью промышленных предприятий рассмотрены в трудах Аныпина В. М., Баранчеева В. П., Валдайцева C.B., Глазьева С. Ю., Голиченко О. Г., Гранберга А. Г., Дагаева A.A., Данилова-Данильяна В.И., Завлина П. Н., Егоршина А. П., Еленевой Ю. Я., Епифанова В. А., Казанцева А. К., Ломакина М. И., Медынского В. Г.,.
Мешалкина В.П., Миндели Л. Э., Проценко О. Д., Румянцевой З. П., Савватеева Е. В., Саркисова П. Д., Соломатиной H.A., Чередниковой Л. Е., Чесбро Г., Шумпетера Й., Якимовича В. А., Яковца Ю. В., Янсена Ф. и др.
Основные концепции логистики ресурсосбережения, или «зеленой логистики», изложены в работах Д. Джонсона, В. К. Классена, В. П. Мешалкина, H.H. Семенова и др.
Различные аспекты управления инновациями в промышленности рассмотрены в докторских диссертациях Абаева А. Л., Арутюнова Ю. А., Беляковой Е. В., Головой И. М., Дорошенко C.B., Егоровой М. В., Ивановой Н. Е., Какатуновой Т. В., Мидлер Е. А., Монастырного Е. А., Палкиной М. В., Понамаренко С. А., Рожкова Г. В., Самарухи A.B., Тетерина Н. И., Филина С. А., Черновой O.A., Шаймиевой Э. Ш., Шинкевича А. И., Шинкевич М. В. и Яковлевой Н. В., которые выполнены с 2005 г. в МГУ им. М. В. Ломоносова, РХТУ им. Д. И. Менделеева, ГУУ, НИУ КГТУ, ИЛУ РАН и ряде других университетах и НИИ РАН.
Результаты выполненного автором аналитического обзора работ отечественных и зарубежных ученых по теме диссертационного исследования показывают, что существующие методы и инструменты стратегического управления инновационной деятельностью промышленных предприятий не учитывают в полной мере специфические особенности инновационного потенциала отдельных предприятий, входящих в структуру интегрированной цепи поставок производства высококачественной продукции, что не позволяет получать синергетический эффект увеличения эффективности инновационной деятельности в результате логистической координации инновационных процессов, а также выявлять новые синергетические инновационные эффекты во всей цепи поставок. Отсутствие научно-обоснованных подходов к выбору и разработке стратегических решений по инновационному развитию ИЦП снижает показатели ее конкурентоспособности.
В связи с вышеизложенным научная задача разработки механизма организации и инструментов управления инновационной деятельностью при производстве чайной продукции, обеспечивающих выбор стратегии инновационного развития цепи поставок, типа организационной структуры предприятий с учетом их инновационного потенциала, а также создание сквозного потока инноваций, реализующих логистическую концепцию «бережливого производства» («lean production») и принципы «зеленой логистики» («green logistics»), является новой актуальной научной задачей, решение которой имеет организационно-управленческое значение для повышения экономической эффективности и конкурентоспособности ИЦП производства чайной продукции.
Цель диссертационного исследования. Разработать механизм организации и инструменты управления инновационной деятельностью в ИЦП производства чайной продукции, обеспечивающие повышение конкурентоспособности чайной продукции за счет создания сквозного потока инноваций на основе использования логистической концепции «бережливого производства» («lean production») и принципов «зеленой логистики» («green logistics»), а также показателей инновационного потенциала и системы стратегий инновационного развития каждого предприятия-участника интегрированной цепи поставок.
Применить предложенные механизм организации и инструменты управления инновационной деятельностью ИЦП для разработки научно-обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности интегрированной цепи поставок ЗАО «Краснодарчай».
Для достижения цели исследования необходимо сформулировать и решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Анализ существующих подходов к повышению конкурентоспособности ИЦП производства высококачественной продукции, а также методов использования инноваций в обеспечении конкурентоспособности промышленных предприятий.
2. Системный анализ основных тенденций и перспектив развития российских предприятий по производству чайной продукции.
3. Определить для предприятий-участников ИЦП производства чайной продукции типы инноваций с учетом специфики приоритетных с точки зрения формирования потребительской ценности конечной продукции производственно-технологических и бизнес-процессов предприятий.
4. Разработать механизм организации и управления сквозным потоком инноваций в ИЦП производства чайной продукции, ориентированных на формирование высокой потребительской ценности чайной продукции.
5. Обосновать систему стратегий инновационного развития ИЦП производства чайной продукции с использованием предложенных показателей технико-экономической эффективности логистического управления, включающих показатели качества используемого сырья, показатели готовности цепи поставок воспринимать новшества, а также показатели кадрового, технологического и инновационного потенциалов каждого предприятия-участника ИЦП.
6. Разработать типы организационных структур интегрированных цепей поставок промышленных предприятий, обеспечивающих возможность эффективной логистической координации взаимодействия всех предприятий интегрированной цепи поставок при успешной коммерциализации новшеств.
7. Разработать архитектуру информационной системы комплексного планирования инновационной деятельности в ИЦП чайной продукции, реализующей предложенные механизм организации и инструменты стратегического управления инновационной деятельностью в интегрированной цепи поставок производства чайной продукции.
8. Разработать практические рекомендации по применению предложенных механизма и инструментов стратегического управления инновационной деятельностью в ИЦП для повышения конкурентоспособности ЗАО «Краснодарчай» на основе логистического управления инновационными процессами на всех предприятиях-участниках ИЦП.
Научная новизна работы, определяется совокупностью наиболее существенных следующих научных результатов, полученных лично соискателем:
1. Выявлены типы инноваций, распределенных между предприятиями-участниками ИЦП производства чайной продукции, отличающиеся использованием логистической концепции «бережливого производства» («lean production») и принципов «зеленой логистики» («green logistics») с учетом специфики приоритетных с точки зрения формирования потребительской ценности конечной продукции технологических и бизнес-процессов предприятий-участников ИЦП, что позволяет повысить эффективность стратегического управления конкурентоспособностью ИЦП.
2. Разработан механизм организации инновационной деятельности в ИЦП производства чайной продукции, учитывающий возможность создания сквозного потока инноваций между предприятиями-участниками ИЦП, основанный на использовании различных типов организационных структур предприятий-участников ИЦП производства чая и отличающийся применением методики выбора рациональной стратегии инновационного развития каждого предприятия, что позволяет повысить потребительскую ценность чайной продукции.
3. Обоснована система стратегий инновационного развития ИЦП производства чайной продукции с учетом инновационного потенциала отдельных предприятий, а также предложена методика выбора и реализации рациональных стратегий, отличающаяся применением предложенных показателей эффективности ИЦП, характеризующих качество используемого сырья, готовность ИЦП воспринимать новшества, а также кадрово-технологический потенциал каждого предприятия, что обеспечивает принятие научно-обоснованных решений по стратегическому инновационному развитию ИЦП производства чая.
4. Предложены типы организационных структур предприятий-участников ИЦП производства чайной продукции, учитывающие выбранные стратегии инновационного развития и инновационный потенциал этих предприятий, что позволяет повысить эффективность сквозной инновационной деятельности на основе результативной межфункциональной и межорганизационной логистической координации взаимодействия предприятий-участников ИЦП производства чайной продукции при разработке и коммерциализации новшеств.
5. Предложена архитектура информационной системы комплексного планирования инновационной деятельности в ИЦП чайной продукции, реализующая предложенную методику выбора стратегии инновационного развития и типа организационной структуры предприятий-участников ИЦП при расчете предложенных технико-экономических показателей эффективности логистического управления, которые характеризуют качество используемого сырья, готовность ИЦП воспринимать новшества, кадрово-технологический потенциал указанных предприятий, и являющаяся инструментальным средством внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях-участниках ИЦП производства чайной продукции.
Теоретическая значимость работы определяется созданием механизма организации и инструментов стратегического управления инновационной деятельностью в ИЦП производства чайной продукции, которые вносят определенный вклад в развитие теоретических основ повышения конкурентоспособности промышленных предприятий-участников ИЦП промышленной продукции.
Практическая значимость результатов исследования.
1. Разработанные механизм организации и инструменты стратегического управления инновационной деятельностью в ИЦП производства чайной продукции могут использоваться при организации и управлении сквозным потоком инноваций предприятий-участников ИЦП с целью повышения конкурентоспособности промежуточной и конечной продукции.
2. Предложенные типы производственно-технологических, организационно-управленческих и других инноваций, система стратегий инновационного развития и типы организационных структур предприятий-участников ИЦП могут найти практическое применение при разработке научно-обоснованных решений по стратегическому управлению инновационной деятельностью предприятий ИЦП производства чайной продукции.
Объектом исследования являются интегрированные цепи поставок производства чайной продукции.
Предметом исследования являются бизнес-процессы управления инновационной деятельностью предприятий-участников ИЦП производства чайной продукции.
Методология и методы исследования, использованные в диссертационной работе: методология системного анализа и методы финансово-экономического и статистического анализаметоды стратегического и инновационного менеджментаметодология общей теории системметоды экономики и управления предприятиями, отраслями и комплексами промышленностилогистическая концепция «бережливого» производствапринципы «зеленой логистики" — методы логистической координации и управления цепями поставок.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснование иерархической системы производственно-организационных инноваций, распределенных между предприятиями-участниками ИЦП производства чайной продукции и учитывающих логистическую концепцию «бережливого» производства" («lean production») и принципы «зеленой логистики» («green logistics»), реализация которых позволит повысить эффективность основных бизнес-процессов предприятий-участников ИЦП производства чайной продукции.
2. Механизм организации сквозной инновационной деятельности в ИЦП производства чайной продукции, включающий инструменты формирования и стратегического управления сквозным потоком инноваций между предприятиями-участниками ИЦП, или цепи формирования потребительской ценности чайной продукции.
3. Система стратегий комплексного инновационного развития ИЦП производства чайной продукции, отличающаяся ориентацией на реализацию инновационного потенциала каждого предприятия-участника ИЦП, и методика выбора экономически эффективной стратегии для соответствующего предприятия-участника ИЦП с использованием предложенных технико-экономических показателей эффективности логистического управления ИЦП, позволяющих принимать научно-обоснованные стратегические решения по инновационному развитию ИЦП производства чайной продукции.
4. Типы организационных структур предприятий ИЦП производства чайной продукции для реализации различных видов стратегического инновационного развития, позволяющие повысить межфункциональную и межорганизационную логистическую координацию сквозного потока инноваций в ИЦП.
5. Архитектура информационной системы комплексного стратегического планирования инновационной деятельности в ИЦП чайной продукции, использующей предложенные технико-экономические показатели эффективности логистического управления ИЦП производства чайной продукции.
6. Практические рекомендации по применению предложенных механизма организации и инструментов стратегического управления инновационной деятельностью в ИЦП при стратегическом управлении инновационными процессами на всех предприятиях-участниках интегрированной цепи поставок ЗАО «Краснодарчай».
Обоснованность теоретических разработок определяется корректным применением методологии системного анализа социально-экономических явлений и процессовметодов инновационного менеджментаметодов экономики и управления промышленными предприятиямипринципов «зеленой логистики" — методов логистической координации и управления цепями поставок.
Степень достоверности научных результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, подтверждена использованием достоверных исходных организационно-экономических данных, а также практическим применением результатов диссертационного исследования для разработки научно-обоснованных решений по повышению конкурентоспособности интегрированной цепи поставок ЗАО «Краснодарчай» на основе организации сквозного потока инноваций в ИЦП.
Реализация результатов работы осуществлена применением разработанного в диссертации механизма организации и инструментов управления инновационной деятельностью в ЗАО «Краснодарчай», что позволило повысить конкурентоспособность выпускаемой чайной продукции на основе эффективной межфункциональной и межорганизационной логистической координации сквозного потока инноваций на всех предприятиях-участниках ИЦП.