Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие способов и форм мобилизации инновационного потенциала региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены и одобрены на международных и межрегиональных научно-практических конференциях: «Развитие конкуренции как фактор экономического роста и обеспечения социального благополучия: методология, теория, практика» (Орел, 2005 г.) — «Экономическое и социальное развитие регионов России» (Пенза… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
    • 1. 1. Инновационный потенциал региона как необходимое условие устойчивого развития региона
    • 1. 2. Состав и структура инновационного потенциала региона
    • 1. 3. Система управления использованием инновационного потенциала
  • Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, СПОСОБОВ И ФОРМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
    • 2. 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта использования инновационного потенциала региона
    • 2. 2. Оценка приоритетных направлений и форм использования инновационного потенциала региона
    • 2. 3. Выбор приоритетных направлений использования инновационного потенциала в регионах
  • Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НА
  • РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
    • 3. 1. Создание регионального инновационного центра
    • 3. 2. Формирование оптимального состава участников региональных инновационных центров
    • 3. 3. Рекомендации по повышению эффективности использования инновационного потенциала в регионе

Развитие способов и форм мобилизации инновационного потенциала региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Инновации, научно-технический прогресс и усиление интенсификации народного хозяйства становятся неотъемлемыми составляющими устойчивого экономического роста. Лишь инновационным системам присуща способность быть конкурентоспособными и эффективно развиваться в рыночной среде. В равной степени это положение относится как к предприятиям и организациям, так и к системам более сложным, к числу которых принадлежат региональные социально-экономические системы. В современных условиях региональные социально-экономические системы вынуждены постоянно совершенствоваться, вносить адекватные вызовам времени изменения в систему управления, проводимую экономическую, социальную и экологическую политику, сохраняя, формируя и развивая свои конкурентные преимущества в целях повышения качества жизни населения.

Осуществление нововведений неразрывно связано с наличием и эффективным использованием инновационного потенциала. Благодаря наличию инновационного потенциала социально-экономическая система способна достигать более высокого уровня развития и характеризуется ростом творческих способностей и готовностью к инновационному развитию.

В июле 2006 года ведущий американский стратегический центр RAND Corporation в докладе «Глобальная технологическая революция-2020» привел комплексный набор так называемых Форсайтов глобальных технологических трендов на ближайшие 15 лет. В числе лидеров были названы США, Япония, страны ЕС, Канада, Тайвань, Австралия, а научно-технологический потенциал России определен авторами как «достаточно высокий», но несколько ниже, чем у Китая, и примерно на уровне Индии и Польши. По мнению авторов доклада, число барьеров технологического развития в России будет несколько превышать число стимулов инновационного роста, и этот дисбаланс затруднит эффективное внедрение и развитие в ней передовых технологий в полном объеме. Тем самым подчеркивается тот факт, что в России актуальной проблемой является не столько создание, сколько эффективное использование инновационного потенциала.

Степень изученности проблемы. В исследование теоретико-методологических и практических основ формирования и использования инновационного потенциала для обеспечения эффективного развития хозяйствующих субъектов крупный вклад внесли такие зарубежные ученые, как П. Ф. Друкер, Э. Мэнсфилд, Й. М. Пиннингс, Б. Санто, Ф. Хайек, А. Хостинг, Й. Шумпетер и другие.

Л.И. Абалкин, А. И. Анчишкин, А. В. Бачурин, С. Ю. Глазьев, А. Илларионов, С. Д. Ильенкова, Е. Попов, А. Г. Поршнев, В. Ханжина, М. Хучек, А. В. Черезов, Ю. В. Яременко и другие российские ученые исследовали инновационный потенциал как стратегический фактор, определяющий условия и перспективы устойчивого развития социально-экономических систем.

В научных трудах С. В Валдайцева, Д. М. Гвишиани, П. Н. Казанцева, Ю. П. Морозова, А. И. Пригожина, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина, Д. В. Соколова, А. Б. Титова, М. М. Шабановой, Р. А. Фатхутдинова, А.Н. Фоломье-ва исследованы проблемы создания и внедрения новшеств на основе использования научно-технического потенциала.

Предметом исследования таких ученых, как Е. П. Губин, И. Г. Дежина, Г. И. Жиц, В. Г. Зинов, В. И. Зинченко, И. А. Колесникова, Е. А. Лурье, Л. М. Марченкова, С. М. Никитенко и других является разработка форм и способов мобилизации инновационного потенциала.

Вместе с тем, многие проблемы развития инновационного потенциала и создания эффективных стимулов его использования в стране и ее регионах исследованы не в полной мере. Так, существует необходимость исследования теоретико-методических аспектов управления использованием инновационного потенциала на региональном уровне, в том числе уточнения понятийного аппарата, состава инновационного потенциала, определения приоритетных направлений использования его компонентов.

Существует насущная потребность в разработке эффективных форм и способов активизации инновационной деятельности всех субъектов хозяйствования, обладающих различными элементами инновационного потенциала, и, в первую очередь, населения, как занятого, так и незанятого в рыночном секторе экономики.

Значимость затронутых проблем, а также недостаточность их научной проработанности предопределили выбор темы, объекта и предмета исследования, а также его цели и задачи.

Объектом исследования являются региональные экономические системы Российской Федерации, реализующие инновационные процессы.

Предметом исследования являются экономические и организационно-управленческие отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования инновационного потенциала на региональном уровне.

Цель диссертации состоит в исследовании инновационного потенциала регионов, обосновании теоретических положений и разработке методических рекомендаций по развитию эффективных способов и форм его мобилизации. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

— уточнить понятие, состав, структуру регионального инновационного потенциала, а также перечень участников инновационного процесса, владеющих элементами регионального инновационного потенциала;

— изучить отечественный и зарубежный опыт управления использованием инновационного потенциала на региональном уровне;

— определить приоритетные направления, способы и формы использования инновационного потенциала региона и его элементов, в первую очередь принадлежащих занятому и незанятому в рыночном секторе экономики населению;

— разработать методику оценки инновационного потенциала и выбора оптимальной стратегии его использования на региональном уровне;

— обосновать предложение по созданию регионального инновационного центра, обеспечивающего вовлечение в инновационный процесс элементов инновационного потенциала всех субъектов хозяйствования, включая население;

— предложить комплекс взаимосвязанных мероприятий по обеспечению развития и эффективности использования инновационного потенциала региона.

Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения и научные разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования и использования элементов инновационного потенциала на различных уровнях управления, опубликованные в монографиях, периодической печати и материалах научно-практических конференций по теме исследования.

Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование системного подхода. Для решения поставленных задач использованы методы наблюдения, сравнения, категориальный, структурно-функциональный, ситуационный, экономико-математические методы, метод анализа иерархий.

Информационная база исследования включает нормативно-правовые документы — законы Российской Федерации и ее субъектов, указы Президента и постановления Правительства России, материалы Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, администрации Орловской и Томской областей, а также результаты авторских исследований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании научно-методических рекомендаций по развитию способов и форм мобилизации регионального инновационного потенциала, позволяющих обеспечить взаимодействие субъектов инновационной деятельности, в том числе населения, занятого и незанятого в рыночном секторе экономики.

Научная новизна подтверждается следующими наиболее существенными научными результатами, выносимыми на защиту:

— уточнено понятие «инновационный потенциал региона», отличающееся от существующих тем, что в его составе выделены статическая и динамическая компоненты, элементы «потенциал внешней среды» и «имиджевый потенциал». Доказано, что население должно рассматриваться в качестве ключевого обладателя инновационного потенциала, что обусловливает применение новых подходов к обоснованию эффективных способов и форм его использования (п. 4.1 Паспорта специальности 08.00.05);

— предложена методика оценки регионального инновационного потенциала региона, построенная на выделении его элементов, создающих региону конкурентные преимущества, а также методика выбора оптимальной стратегии использования инновационного потенциала в региональных экономических системах (п. 4.2 Паспорта специальности 08.00.05);

— на основе экспертного исследования и принципов структурно-функционального анализа обоснованы приоритетные мероприятия, направленные на мобилизацию элементов инновационного потенциала населения, занятого как в рыночном, так и нерыночном секторах экономики. Это позволяет обеспечить мультипликативный эффект использования инновационного потенциала, принадлежащего другим субъектам рынка инноваций (п. 4.1 Паспорта специальности 08.00.05);

— обосновано предложение по образованию региональных инновационных центров, созданных на принципах государственно-частного партнерства в форме софинансирования новшеств на начальных этапах коммерциализации, которое представляет собой сетевую структуру. Его филиалы охватывают муниципальные образования региона и реализуют задачу содействия максимальному использованию на рынке инноваций как динамической, так и статической составляющих инновационного потенциала населения, занятого в рыночном и нерыночном секторах экономики (п. 4.10 Паспорта специальности 08.00.05);

— предложена методика определения состава учредителей регионального инновационного центра, которые способны обеспечить эффективное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности и мобилизацию принадлежащих им элементов инновационного потенциала региона. Обоснована система ранжированных по степени значимости организационных мероприятий, направленных на обеспечение принятия эффективных управленческих решений в области использования инновационного потенциала региональных экономических систем (п. 4.7 Паспорта специальности 08.00.05).

Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности применения основных положений и выводов диссертации органами власти субъектов Федерации при разработке приоритетных направлений, способов и форм использования инновационного потенциала на региональном уровне.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены и одобрены на международных и межрегиональных научно-практических конференциях: «Развитие конкуренции как фактор экономического роста и обеспечения социального благополучия: методология, теория, практика» (Орел, 2005 г.) — «Экономическое и социальное развитие регионов России» (Пенза, 2005 г.) — «Компьютерные технологии при моделировании, в управлении и экономике» (Харьков, 2005 г.) — «Государственное и муниципальное управление: территориальный аспект» (Орел, 2005 г.) — «Шихобаловские чтения: опыт, проблемы и перспективы развития потребительского рынка в регионе» (Самара, 2005 г.) и др.

Публикации. По теме исследования опубликовано 11 научных работ общим объемом 4,4 пл., из них авторский вклад составил 3,3 пл.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 143 источника. Рукопись содержит 184 страницы текста, включая 11 рисунков, 12 таблиц и 7 приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Для эффективного использования инновационного потенциала региона с учетом выявленных тенденций развития рынка инноваций целесообразно создавать региональные инновационные центры, представляющие собой такую форму государственно-частного партнерства, как софинансирование ранних стадий коммерциализации в виде сетевых структур, к числу важнейших задач которых относится стимулирование использования инновационного потенциала населения.

2. Выполнению уставных целей и задач регионального инновационного центра будет способствовать формирование оптимального состава учредителей центра, в число которых должны входить представители органов государственного и муниципального управления.

3. Создание региональных инвестиционных центров будет способствовать привлечению инвестиций в инновационную сферу, вызовет дополнительный эффект в результате их повышенной заинтересованности и инновационной активности в ходе подготовки и реализации проекта, а также в эффективном использовании вложенных инвестиционных ресурсов.

4. Систематизация различных способов мобилизации инновационного потенциала показала, во-первых, существование в этой области многочисленных неиспользованных возможностейво-вторых, подтвердила сделанный ранее вывод о том, что первостепенная проблема эффективного использования инновационного потенциала — это создание адекватной целям и задачам обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны нормативно-правовой базы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.

1. Установлено, что обоснование вектора управленческих усилий, направленных на выбор приоритетов, форм и способов использования инновационного потенциала региона зависит от определения его состава инновационного потенциала региона. Предложенный в работе состав компонентов инновационного потенциала позволяет решать конкретные задачи управления использованием в регионе с учетом их специфики, выбирать из имеющегося обширного арсенала наиболее адекватные и эффективные управленческие средства, которые могут обеспечить достижение максимального результата. В целях эффективного управления использованием инновационного потенциала региона целесообразно представлять его как совокупность инновационных потенциалов субъектов инновационной деятельности, включая предприятия и организации, население, органы государственного и муниципального управления.

Разнообразные элементы инновационного потенциала в целях повышения эффективности использования целесообразно ранжировать по степени важности на данном отрезке времени и акцентировать внимание на тех из них, которые и должны обеспечить максимальную отдачу.

2. Исследование элементов инновационного потенциала региона с помощью структурно-функционального анализа приводит к выводу о приоритетности мер по стимулированию использования инновационного потенциала населения. Первоочередное развитие форм и способов использования инновационного потенциала населения способствует возникновению мультипликативного эффекта в процессе использования взаимосвязанных элементов совокупного инновационного потенциала региона, определяет направленность, структуру и содержание стратегических программ развития инновационной деятельности не только на региональном, но и федеральном уровне.

3. Эффективному управлению процессом формирования и использования инновационного потенциала региона будет способствовать применение методики оценки инновационного потенциала региона, основанной на предложенной классификации его состава, учитывающая статику и динамику элементов инновационного потенциала и эффективности его использования.

4. Доказано, что для эффективного использования инновационного потенциала региона с учетом выявленных тенденций развития рынка инноваций целесообразно создавать региональные инновационные центры, представляющие собой такую форму государственно-частного партнерства, как софинансирование новшеств на ранних стадиях коммерциализации в виде сетевых структур, к числу важнейших задач которых относится стимулирование использования инновационного потенциала населения. Создание региональных инвестиционных центров будет способствовать привлечению инвестиций в инновационную сферу, вызовет дополнительный эффект в результате повышения инновационной активности и заинтересованности субъектов хозяйствования в реализации проектов, а также в эффективном использовании вложенных инвестиционных ресурсов.

5. Установлено, что первоочередное значение в системе мероприятий, направленных на обеспечение процесса управления использованием инновационного потенциала региона, имеет нормативно-правое обеспечение, в рамках которого на первом месте стоит управление интеллектуальной собственностью, а также совершенствование законодательства, регулирующее инновационную деятельность субъектов хозяйствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Новая волна, 1996. 512 с.
  3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 88-ФЗ от 14.06.1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29, ст. 2757.
  4. О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.1998 г. № 374 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14, ст. 1603.
  5. Об инвестиционной деятельности в Орловской области", утвержден1 сентября 1997 года- Закон Орловской области № 53−03.
  6. О концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года: Закон Орловской области № 586−03 от 9.03.2006 г.
  7. О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы: Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 83.
  8. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // ЭКО. 1996. С.107−116.
  9. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.519 с.
  10. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Изд-во «Питер», 1999.416 с.
  11. В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1996.
  12. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ. Под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 631с.
  13. И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП «ИТЕМ» ЛТД, 1995.448 с.
  14. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 1998. 864 с.
  15. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997. 175 с.
  16. Р. Теория регуляции: Критический анализ / Пер. с франц. Н. Б. Кузнецовой. М.: Наука для общества, Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997. 213 с.
  17. А.И., Самостроенко Г. М. Маркетинговое обеспечение инновационного процесса. Монография. Орел: Изд-во ОРАГС, 2000. 184 с.
  18. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. 334 с.
  19. С.В., Горланов Г. В. Эффективность ускорения научно-технического прогресса. JL: Изд-во ЛГУ, 1990.304 с.
  20. Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: ОАО Изд. «Экономика», 1998. 255 с.
  21. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.432 с.
  22. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  23. М.В. Инновационное развитие муниципального образования. СПб.: ИУЭ, 2003. 217 с.
  24. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП «Сувенир», 1993. 143 с.
  25. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень: (Вопросы теории и практики). Под ред. Н. А. Волгина и др. М. РАГС, 1998.421 с.
  26. Государственно-частное партнерство. Делегированное управление: французский опыт. Франция: Министерство экономики, финансов и индустрии, Главное управление индустрии, технологии, информации и почты, 2003. 23 с.
  27. И., Салтыков Б. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. Научные труды № 72-Р. М.: ИЭПП, 2004. С. 94−103.
  28. П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.288 с.
  29. ., Адолл П. Кластерный анализ. М.: Статистика, 1987. 240с.
  30. Ежегодное патентное обозрение: Российское агентство по патентам и товарным знакам. М.: Информационно-издательский центр, 2005.
  31. Жиц Г. И. Инновационный потенциал. Саратов: СаратовГТУ. 1999.132 с.
  32. Зайцев Г. Г, Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. СПб.: Изд-во СПб ун-та экономики и финансов, 1992.180 с.
  33. В.А., Шуметов В. Г., Милых Ф. Г., Лазарева Л. М., Пикин С. М. Теория и практика принятия решений в экономике и управлении экспертными методами. М.: ИИЦ МГУДГ, 2003.186 с.
  34. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997. 327 с.
  35. Инновационный менеджмент / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Е. Миндели. М.: Наука, 1997. 560 с.
  36. Инновационные приоритеты государства. М.: Наука, 2005. 276 с.
  37. Инновация: теория, механизм, государственное регулирование / Под ред. Ю. В. Яковца, А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 2000.237 с.
  38. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07. 2002 г. № 156.
  39. Э.А., Ченцова Е. П., Черезов А. В. Управление инновационным потенциалом промышленных предприятий. Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2001. 112 с.
  40. В.Н. Управление развитием и использованием научного потенциала. Киев: Наукова думка, 1994. 227 с.
  41. Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. 576с.
  42. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 1998. 896 с.
  43. А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука, 1991.317 с.
  44. А.И., Шуметов В.Г. Expert Decide для Windows 95, 98, NT, 2000, Me Версия 2.2. Руководство пользователя. Орел: ОРАГС, 2001. 44 с.
  45. Круглова НЛО. Инновационный менеджмент / Под ред. Д. С. Львова. М.: «Ступень», 1996.170 с.
  46. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.160 с.
  47. Р.Е. Научно-технический потенциал современного производства. М.: Знание. 1978. 33 с.
  48. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996. 187 с.
  49. А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Прогресс, Универс, 1993.416 с.
  50. В.Г., Шаришкова Л. Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. 240 с.
  51. Менеджмент организации / Под ред. З. П. Румянцевой, Н.А. Соло-матина. М.: ИНФРА-М, 1997.432 с.
  52. Менеджмент систем качества: Учебное пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1997.205 с.
  53. Р.К. Парадигма структурно-функционального анализа. СПб.: Питер, 2004.179 с.
  54. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. 704 с.
  55. .З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980. 134 с.
  56. Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста. М.: Изд-во РосЭА, 1997.215 с.
  57. Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ИНГУ, 1997. 310 с.
  58. Э. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970. 251 с.
  59. Научно-техническая политика: проблемы формирования и реализации. Отв. редактор А. Г. Фонотов. М. 1990. 78 с.
  60. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд. стер. М.: Русский язык, 1990. 921 с.
  61. А.У. Законы формирования и предпосылки функционирования хозяйственного механизма. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995. 88 с.
  62. Т. О социальных системах. СПб.: Питер, 2002. 214 с.
  63. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦЛО «Мегополис-Контакт», 1993. 204 с.
  64. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.
  65. А.И. Управление инновационным потенциалом региона // Шихобаловские чтения: опыт, проблемы и перспективы развития потребительского рынка в регионе / Материалы Поволжской н.-практ. конф. Самара: СИ РГТЭУ, 2005. С.14−17.
  66. А.И. Система управления использованием инновационного потенциала региона // Наука и образование: Новые технологии. Меж-вуз. сб. науч. трудов. Вып. З «Экономика и управление». М.: ИИЦ МГУДТ, 2004. С. 167−170.
  67. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социально-экономические проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. 218 с.
  68. Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 1997.124 с.
  69. Роберт Фалмер Б. Энциклопедия современного управления. В 5-ти томах. Т.2. М.: ВИПКЭНЕРГО, 1992.168 с.
  70. Российский статистический ежегодник: 2005. Статистический сборник. М.: Росстат, 2002. 815 с.
  71. Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1993.524 с.
  72. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь. 1993. 320 с.
  73. Г. М. Формирование стратегии развития региона на основе интеграционного маркетинга. Монография. Орел: Изд-во ОРАГС, 2002. 304 с.
  74. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. 296 с.
  75. А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. М.: Издательство АО «Консалт-Банкир», 1993.44 с.
  76. Ю.И. и др. Маркетинговое обоснование научно-технической политики производственных систем: концептуальные и методологические аспекты / Ю. И. Смоляков, В. П. Лукин, О. В. Фирсанова. М.: Машиностроение, 1996.120 с.
  77. Д.В., Титов А. Б., Шабанова М. М. Предпосылки анализа иформирования инновационной политики. СПб.: ГУЭФ, 1997.155 с.
  78. Статистика науки и инновации: Краткий терминологический словарь. М.: ЦИСН, 1998 .72 с.
  79. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.312 с.
  80. А.Б. Маркетинг и управление инновациями. СПб.: Питер, 2001.240 с.
  81. В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции: Учебное пособие. М.: ГАУ, 1995. 287 с.
  82. Э.А. Управление компанией. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 1997. 255 с.
  83. Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-синтез». 1998. 600 с.
  84. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и ее региональные формы. 4.1. 2. М.: Издательство РАГС, 1997.318 с.
  85. А.П. Стратегия развития региона: структурный аспект. Новосибирск: Иркутский научный центр, 2000. 217 с.
  86. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.456 с.
  87. В.Г. Управление инновационным процессом в хозяйственной системе на основе современных информационных технологий / Под общ. ред. А. Ю. Егорова. М.: Изд-во «Палеотип», 2004 .286 с.
  88. М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ. под ред. И. И. Елисеевой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 301 с.
  89. Экономическая восприимчивость производства к научно-техническим инновациям / Ю. П. Бажан, В. П. Александрова, А. И. Пасхавер и др. Киев: Наукова думка, 1991.296 с.
  90. Это должен знать каждый предприниматель: Словарь-справочник. Саратов: Литера II, 1992. 240 с.
  91. Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984. 240 с. 1.I Периодическая печать
  92. И.М., Пациорковский В. В. Непроизводственная инфраструктура регионального центра// Социологические исследования. 1984. № 3. С.75−81.
  93. В.П., Стрижов С. Г. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. 1994. № 3. С.42−50.
  94. А. Условия экономического роста // Экономист. 1998. № 2. С.32−38.
  95. А.П. Об основах инновационной политики и деятельности в США // Инновации. 2002. № 5(52) С.42−47.
  96. М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 58.
  97. Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. 1996. № 3. С.23−33.
  98. В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. 2005. № 4. С.6−21.
  99. И. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 1997. № 9. С.84−97.
  100. Е.П. Разработка стратегии развития на основе инновационного потенциала предприятия // VIII Всесибирский инновационный форум. Томск, 19−21 октября 2005. Тверской ИнноЦентр, 2005. 384 с. С.292−300.
  101. И.Г. Новые инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности // Инновации, 2005. № 4. С.30−36.
  102. Жиц Г. И. Инновационная система как объект принятия управленческих решений // Основные направления развития современных форм кооперации: Сб. статей. 4.2. Энгельс: Изд-во РИИЦ ПКИ, 1998. С.51−57.
  103. В.Г. Управление коммерциализацией результатов НИОКР в Вузе и НИИ // VIII Всесибирский инновационный форум. Томск, 19−21 октября 2005. Тверской ИнноЦентр, 2005. С.69−77.
  104. В.И. Об опыте коммерциализации технологий в Томской области и предложения по его использованию в законодательстве РФ // VIII Всесибирский инновационный форум. Томск, 19−21 октября 2005. Тверской ИнноЦентр, 2005. С.28−39.
  105. А. Рынок не панацея. // Инновации. 2005. № 4. С.51−52.
  106. Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. № 7.1. KJ
  107. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2. С.86−89.
  108. И.А. Развитие национальной системы трансфера технологий для усиления инновационной составляющей российской аграрной науки // VIII Всесибирский инновационный форум. Томск, 19−21 октября 2005. Тверской ИнноЦентр, 2005. С.237−240.
  109. А.Н. Формирование оптимального состава участников финансово-промышленной группы // Финансы и кредит. 2005. № 5. С.79−83.
  110. А. Механизм кредитования технологической модернизации // Экономист. 2005. № 9. С.21−23.
  111. Е.А. Мониторинг научно-технического и инновационного потенциала регионов на примере Тверской области // VIII Всесибирский инновационный форум. Томск, 19−21 октября 2005. Тверской ИнноЦентр, 2005. С.78−92.
  112. Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2000. № 6. С.34−40.
  113. С.М. Запросы на инновации основа взаимодействия науки и бизнеса // VIII Всесибирский инновационный форум. Томск, 19−21 октября 2005. Тверской ИнноЦентр, 2005. С.217−221.
  114. А.И. Система управления использованием инновационного потенциала региона // Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. З «Экономика и управление». М.: НИЦ МГУДТ, 2003. С. 167−170.
  115. А.Б. Опыт Томской области по формированию территории инновационного развития // VIII Всесибирский инновационный форум. Томск, 19−21 октября 2005. Тверской ИнноЦентр, 2005. С.93−103.
  116. Г. К. О законодательном обеспечении инновационной деятельности в Российской Федерации // Инновации. 2002. № 5. С.48−50.
  117. Г. И. Инновационная политика региона как объект управления // Инновации. 2003. № 9. С.20−23.
  118. С.И. «Критическая масса» интеллектуального потенциала и технологическая безопасность страны // Вестник РАН. 1996. № 3. С. 234.
  119. Управление исследованиями и инновациями // Сборник статей. М: Наука, 1993.144 с.
  120. М. Приватизация и инновации (на опыте польских предприятий) // РЭЖ. 1995. № 2. С.86−89.
  121. В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6. С.118−122.
  122. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4. С.98−104.
  123. А.П. Стратегия развития регионов // ЭКО. 2000. № 9. С.52−60.
  124. И. Развитие производства основной источник повышения уровня жизни населения // Экономист. 2000. № 4. С.60−68.
  125. Г. Я. Новые формы поддержки наукоемкого бизнеса фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере // VIII Всесибирский инновационный форум. Томск, 19−21 октября 2005. Тверской ИнноЦентр, 2005. С. 222−225.
  126. Юнг О., Борисов В. Инновационная деятельность в промышленности // Экономист. 1999. № 9. С.29−37.1. Диссертации
  127. А.Б. Маркетинговые основы управления инновационной политикой промышленных предприятий. Автореф. дис.. к-та экон. наук. Орел: 1999. 21 с.
  128. В.В. Инновационный тип развития экономики. Автореф. дис. к-та экон. наук. Ростов-на-Дону: 2001. 21 с.
  129. Я.В. Формирование системы стратегического партнерства субъектов инновационной деятельности на основе приоритетных способов и форм мобилизации инновационного потенциала. Автореф. дис.. к-та экон. наук. Орел, 2006.23 с.
  130. А.Ф. Инновационный процесс в современной России: региональный аспект. Автореф. дис. к-та экон. наук. СПб. 2002.23 с.
  131. Жиц Г. И. Методология управления формированием и эффективным использованием инновационного потенциала экономических систем. Автореф. дис. д-ра экон. наук. Саратов, 2001.41 с.
  132. В.Д. Инновационная политика как основа управления социально-экономическим развитием региона. Автореф. дис.. к-та экон. наук. Тамбов, 2005. 26 с.
  133. Марченкова J1.M. Управление формированием и развитием инновационного потенциала региона. Дис. к-та экон. наук. Орел: 2004. 193 с.
  134. П.С. Развитие способов и форм управления процессом создания инновационной продукции на предприятиях промышленности. Автореф. дис. к-та экон. наук. Орел: 2006. 23 с.
  135. Burns Т., Stalker G. The Management of Innovation. London, 1961.160 p.
  136. Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997.
  137. European competitiveness report 2002. Commission staff working document (SEC)2002)528). European Commission/ Luxembourg: Office for Official Publication of the European Communities, 2002.126 p.
  138. ANVAR your partner in innovation. Paris: ANVAR, the French Agency for Innovation, 2004.4 p.173
Заполнить форму текущей работой