Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологическое содержание имиджа успешного менеджера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы исследования обогащают социально-психологические представления о природе имиджа успешного менеджера. В них выявлены характеристики содержания имиджа, связанные с успешностью управленческой деятельности: уровень оценок выраженности компонентов имиджа и отдельных его элементов, специфика образа «Я-идеальный», гармоничность личности и конгруэнтность имиджа, особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 19.00.05 — социальная психология
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
  • Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Новиков Виктор Васильевич
  • Ярославль
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИМИДЖА
    • 1. 1. Философские предпосылки современных исследований имиджа
    • 1. 2. Теоретические предпосылки социально-психологического изучения имиджа в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 3. Имиджелогия как синтетическая наука, воплощающая принципы интегративной психологии
    • 1. 4. Основные социально-психологические подходы к типологии, структуре и функциям имиджа
    • 1. 5. Особенности содержания имиджа успешного менеджера
    • 1. 6. Теоретические основы авторского подхода к пониманию имиджа
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ИМИДЖА УСПЕШНОГО МЕНЕДЖЕРА
    • 2. 1. Принцип системности в изучении имиджа
    • 2. 2. Описание объекта исследования
    • 2. 3. Проблема диагностики имиджа. Применение психосемантических методов в экспериментальном исследовании имиджа
    • 2. 4. Методы и процедура эмпирического исследования
    • 2. 5. Этапы проведения эмпирического исследования
  • Описание выборки
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ИМИДЖА УСПЕШНОГО МЕНЕДЖЕРА
    • 3. 1. Исследование структурной организации содержания имиджа менеджера
    • 3. 1. 1. Раскрытие объективной стороны имиджа менеджера (или социально-перцептивного восприятия руководителя со стороны подчиненных)
    • 3. 1. 2. Определение субъективной стороны имиджа линейного менеджера или компонентного состава его Я-концепции)
    • 3. 1. 3. Изучение особенностей соотношений компонентов содержания имиджа (конгруэнтность и эффективность имиджа, гармоничность личности)
    • 3. 2. Исследование взаимосвязи выявленных переменных (Я-образов и их соотношений) с успешностью управленческой деятельности
    • 3. 3. Семантическое изучение социально-психологического содержания имиджа менеджера
    • 3. 3. 1. Исследование семантической структуры объективной стороны имиджа
  • О I Л /1 /1 «Т/1 «1 nil Т I II ^ 1 I /1» I — ПИ/' 'Г II f, А ГГЛ ГТ/ТТГТТТТТМ ПГТЛТ1ТТ|1|т, тт иъ^л^диоси 1 А^ 1 ирпдл w npuvipanviDa, ^ii^jj.jaijjjais.j' содержания образа «Я-реальный»
    • 3. 3. 3. Исследование факторного пространства, определяющего специфику содержания образа «Я-зеркальный»
    • 3. 3. 4. Исследование факторного пространства, определяющего специфику содержания образа «Я для других»
    • 3. 3. 5. Исследование факторного пространства, определяющего специфику содержания образа «Я-идеальный»
    • 3. 3. 6. Сравнительный анализ факторов, определяющих содержание компонентов имиджа менеджера
  • ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социально-психологическое содержание имиджа успешного менеджера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономическая ситуация развития нашего государства зависит от изменений в различных сферах жизни общества в целом и функционировании отдельных организаций, в частности. Деятельность любой организации определяется профессионализмом его персонала и в первую очередь — её менеджеров и руководителей.

В современных условиях рыночной экономики, характеризующихся резкими изменениями деловой среды, нарастанием конкуренции и постоянно увеличивающейся сложностью решаемых задач, термин «менеджер» быстро w-r TT"nTYYTn ТЧЛТТТЛТТ 1−1 ТТЛТТТТТ IrlTI 1 ¦ • ЛГГЛ1ПОУ1ГТГТТТ -1 J^* I Т Л Г ' I D /ЛТТ1П vjjuvji, а па. илу /лпопо jr± wiuoapnoiri wwja/v-w/j,. j-jwopvjv^uuciyi рсло общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», которые присутствуют в разнообразных по сложности организационных структурах. В силу этого, в российской практике понятие «менеджер» стало у всех «на слуху». Так могут назвать кого угодно, независимо от наличия или отсутствия подчиненных. Эта новая категория заменила такие понятия, как «руководитель», «директор», «предприниматель», «управляющий» и «переплелась» с ними до такой степени, что отделить одно от другого без специального научного анализа практически невозможно. Отсюда, одна из задач нашего исследования — изучить социально-психологическое содержание имиджа именно менеджера, как субъекта, принципиально отличающегося от руководителя.

Другая важная проблема, попыткой решения которой стало настоящее исследование, состоит в определении социально-психологической сущности понятия «имидж». Анализ многочисленных источников показал, что серьезной, научно обоснованной теории имиджа до сих пор не имеется, а некоторые формы его употребления интерпретируются исследователями настолько широко, что те нередко противоречат друг другу. Очевидно, что на сегодняшний день общепринятого определения категории «имидж» нет, хотя сделаны разнообразные попытки определить его, то как «визуальный образ» (Шепель В.М.), то как «мнение» (Панасюк А.Ю.) или же -«символический образ субъекта» (Перелыгина Е.Б.). Сложнее сформулирован имидж в качестве категории, универсально применимой к любому объекту (Петрова Е.А.) или — специфического единства типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием (Белобрагин В.Я., Журавлев Д.В.). Существует множество и других определений. В работах отечественных исследователей, выполненных в последние десятилетия прошлого века, представлены различные аспекты имиджа, имеющие принципиальное значение именно для темы нашего.

ТТЛ/-«ТТЛТТ/-УОПТГГТ<�Т ПТТТП «ГОТГТТО ТТЛ ТГИ *ТТ ТТЛТЛ ТТ ГТТ XT*T ТУГГЛ 'ттхтттатттлА Т7 О.

VVW j^di-L^V-iTA V/ -О11 iTJ. 1V1C4−11 VHCt lVlfl^yiX 11JJ 1Г11 Olivet Jlj 1±1,V111W .,.

Егорова-Гантман E.B., Ефремов A.B., Жариков E.C., Жмыриков А. Н., Зайцева Г. С., Колесников А. Н., Панасюк А. Ю., Парыгина Б. Д., Почепцов Г. Г. и др.) — имидж предпринимателя (Блажнов Е.А., Емельянов Ф. Н., Коропцева Н. А., Кричевский P. J1., Кузин А. Ф., Ладанов И. Д., Пелих А. С., Петрова Е. А., Уткин Э. Т., Шепель В. М., Штрабинский Э. Е. и др.) — имидж педагога (Калюжный А.А., Кузьмина Н. В., Реан А. А., Русская Е. Н. и др.), А такде имидж организации и руководителя (Алехина И.А., Гришина Е. В., Криксунова И. А., Ободкова Е. А. и др.) — имидж средств массовой информации (Адамьянц Т.З., Алехина И. А., Амелин Н. С., Гуревич П. С., Феофанов О. А. и др.).

Очевидно, что эффективность влияния любого лидера на людей обусловлена тем, насколько социально-психологические особенности избранноого имиджа соответствуют подлинным психологическим качествам человека, его природе. Такое соответствие во многом обеспечивает успех деятельности, потому что имидж есть составная часть управленческой деятельности, а органическое обладание им — существенная профессиональная характеристика специалиста. Иногда имидж является знаковым заменителем, «маской», под которой скрывается противоречивая, порой, ранимая душа отдельного индивида, его слабость. Современному человеку порой трудно адаптироваться к условиям жизни, стремительно меняющейся, перенасыщенной информацией, часто не оставляющей возможности для взвешенных решений.

Таким образом, в настоящем исследовании обозначается актуальная социально-психологическая проблема, которая заключается в следующем:

1. Особенности развития современной общественно-экономической системы порождают новый профессиональный корпус управленцев, который условно называется английским термином «менеджер», хотя содержание его весьма неопределенно, широко и разнопланово.

2. Отсутствует базовая концепция и системный подход к изучению имиджа вообще и имиджа менеджера в частности, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

3. Имидж часто изучается сам по себе, в отрыве от эффективности деятельности, что уменьшает практическую значимость соответствующих исследований.

Итак, сочетание высокой теоретической ценности и практической значимости с недостаточной научной разработанностью социально-психологического содержания имиджа успешного менеджера обусловило актуальность диссертационного исследования и постановку его цели.

Цель исследования — изучить социально-психологическое содержание имиджа успешного менеджера.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Изучить основные социально-психологические подходы к природе имиджа в отечественной и зарубежной психологии и дать его социально-психологическое определение.

2. Проанализировать понятия «менеджер» и «руководитель», выявить, конкретизировать и определить их сходства и различия.

3. Подобрать и апробировать адекватный психологический инструментарий для изучения социально-психологического содержания имиджа менеджера, а также для оценки успешности его управленческой деятельности.

4. Сформулировать и экспериментально обосновать основные положения авторского представления о социально-психологическом содержании имиджа менеджера.

5. Исследовать внутренние факторы, лежащие в основе структуры имиджа и определяющие его содержание.

6. Выявить компоненты содержания имиджа и его свойства, связанные с успешностью управленческой деятельности.

Объект исследования — линейные менеджеры, представляющие частные и государственные организации города Ярославля.

Линейный менеджер — это руководитель первого уровня, управляющий непосредственно исполнителями, т. е. рабочими или специалистами, обеспечивающий им оптимальные условия труда и добивающийся максимального использования их потенциальных возможностей.

Предмет исследования — социально-психологическое содержание имиджа линейного менеджера.

Основная гипотеза работы состоит в том, что социально-психологическое содержание имиджа успешного менеджера характеризуется следующими особенностями Я-концепции менеджера и представлений о нем воспринимающих его индивидов :

— степенью близости Я-образов, входящих в Я-концепцию менеджеров;

— высоким уровнем выраженности социально-одобряемых личностных качеств и низким уровнем — социально-неодобряемых, который менеджеры определили по отношению к самим себе в выделенных ракурсах (Я-образах);

— степенью согласованности представлений менеджера о самом себе и по тем же параметрам представлений о нем со стороны подчиненных.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили следующие теории и научные положения: подходы к пониманию Я-концепци личности и ее самосознания (Берне Р., Кон И. С., Мерлин B.C., Чеснокова И. И. и др.) — теории когнитивного диссонанса (Дерябин А.А., Левин К., Фестингер J1. и др.) — некоторые общетеоретические аспекты интегративной психологии (Козлов В.В., Мерлин B.C., Уилбер К. и др.) и частные интегративные теории личности руководителя (Егорова Е.В., Кудряшова Л. Д., Чечулин А. А., Шакуров Р. Х. и др.) — личностные теории самопрезентации (Готли Дж., Майерс Д., Снайдер М., Фенигстейн А. и др.) — идеи феноменологической психологии (Роджерс К., Хорни К. и др.): теория социального познания (Андреева Г. М., Бодалев А. А., Брунер Дж., Гительмахер Р. Б. и др.) — психологические концепции феномена социальной маски (Костомаров А.С., Кузин И. В., Тихомирова Е. Г., Шнырева О. А. и др.) — общепсихологические исследования в области социологии и психологии управления (Журавлев Л.А., Забродин Ю. М., Зазыкин В. Г., Новиков В. В. и др.) — психосемантический подход к исследованию феноменов обыденного сознания (Озгуд Ч., Петренко В. Ф., Русина Н. А., Шмелев А. Г. и др.) — современные теоретические положения имиджелогии (Деркач А.А., Калюжный А. А., Панасюк А. Ю., Перелыгина Е. Б., Петрова Е. А., Почепцов Г. Г. и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научной литературы по исследуемой проблемеэмпирические методы (наблюдение, тестирование, опрос, интервью, анкетирование) — комплекс психодиагностических методикметоды математико-статистической обработки данных.

Комплекс психодиагностических методик включает в себя методику личностного семантического дифференциала, которая с соответствующими модификациями в инструкции употреблялась пять раз, для: 1) выявления особенностей Я-концепции менеджера, оценивающего себя в четырех предложенных ракурсах (образах «Я-реальный», «Я-зеркальный», «Я для других» и «Я-идеальный») и 2) для раскрытия специфики восприятия менеджеров глазами подчиненных (оценка «снизу» по тем же семантическим шкалам). Психодиагностические методики включают также тест «Оценка успешности деятельности менеджера». К методам статистического анализа данных относятся: метод выявления расстояния между объектами, находящимися в многомерном пространстве с многомерной системой координат, корреляционный анализ, факторный анализ методом главных компонент с последующим вращением Varimax Кайзера. Результаты обрабатывались с помощью электронных версий программ количественной обработки статистических данных «PSYSTAT», «STATISTICA 6.0».

Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2003 по 2007 г. и условно подразделялось на три этапа:

1. Теоретический анализ проблемы, определение, уточнение и обобщение основных подходов к предмету и объекту исследования, его концептуального аппаратаразработка программы исследования, выбор методов, проведение пилотажного исследования.

2. Планирование и проведение эмпирического исследования.

3. Качественная и количественная обработка полученных в ходе эмпирического исследования данных, их анализ и интерпретация, обобщение результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позицийприменением теоретически обоснованного комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватным задачам и целям исследованиярепрезентативностью выборки, сочетанием количественного и качественного анализа материалаприменением методов математической статистики.

Научная новизна исследования:

6. В результате социально-психологического анализа определений понятия «имидж» и подходов к его изучению, выделены свойства и обозначены отличия этого понятия от других общепсихологических и социально-психологических категорий. Предложено авторское определение имиджа как многоаспектного, многогранного и интегративного социально-психологического феномена.

7. Впервые рассмотрено такое содержание имиджа, которое преимущественно включает закономерно соотносящиеся друг с другом, структурированные компоненты сознания индивида, имидж которого создается, а также особенности социально-перцептивного восприятия со стороны окружающих. Установлено, что некоторые конкретные соотношения подструктур содержания имиджа и сами эти подструктуры прямо связаны с уровнем успешности.

8. Определены и проанализированы устойчивые внутренние факторы, лежащие в основе содержания имиджа менеджера. Обнаружено, что фактор силы является ведущим в структуре имиджа линейного менеджера.

9. Показано, что уровень успешности больше связан не с тем, в какой степени выражены те или иные компоненты содержания имиджа, а с тем, насколько они внутренне интегрированы, конгруэнтны и согласованы друг с другом.

10. Введены понятия, отражающие степень сходства компонентов:

— «Я-реальный» и «Я-идеальный» (гармоничность личности),.

— «Я для других» и «Я-идеальный» (эффективность имиджа),.

— «Я для других» и оценкой «снизу» (конгруэнтность имиджа).

Рассмотрены соотношения этих категорий и обнаружено, что они прямо связны с успешностью деятельности.

11. Проанализирован, уточнен и конкретизирован объект, имидж которого изучается — термин «менеджер». Выделены его сходства и различия с категорией «руководитель», дано социально-психологическое определение.

Теоретическая значимость исследования определяется:

1. Научным вкладом в изучение проблем имиджа социального объекта. Имидж изучен в контексте Я-концепции его носителя, в которой зафиксировано четыре компонента, организованных в определенную структуру. Акцент сделан на том, как репрезентируется «выгодная маска» в самосознании субъекта, в ней представленного. Проведен анализ соотношений понятия «имидж» с понятиями «образ», «мнение», «репутация», «авторитет», «установка», «стереотип». Теоретически и статистически обосновано авторское социально-психологическое видение имиджа. В трактовке имиджа подчеркивается его многогранность, многоаспектность, феноменальность и делается акцент на следующих его аспектах: символическая и социально-психологическая природа, стихийное или сознательное формирование в процессе самопрезентации, отождествление имиджа с социальной маской, социально-перцептивная сторона, интегрированность компонентов и др. Кроме того, в работе реализован принцип интегративности: в авторском подходе к пониманию имиджа интегрированы различные социально-психологические и общепсихологические научные положения и теории. Здесь же воплощен принцип системности на структурном уровне: определены компоненты и элементы содержания имиджа, закономерно сорганизованные в некоторую целостность. Объем и содержание разработанного материала дали возможность наметить перспективы для изучения имиджа на других уровнях, входящих в стратегию реализации принципа системности.

2. Материалы исследования обогащают социально-психологические представления о природе имиджа успешного менеджера. В них выявлены характеристики содержания имиджа, связанные с успешностью управленческой деятельности: уровень оценок выраженности компонентов имиджа и отдельных его элементов, специфика образа «Я-идеальный», гармоничность личности и конгруэнтность имиджа, особенности социально-перцептивного восприятия носителя имиджа и др. Выявлены некоторые значимые особенности отношений в системе «Менеджер — Подчиненный»: подчиненные видят чаще всего не «маску», которую демонстрирует для них менеджер, а то, что под нейменеджер для подчиненных это, прежде всего, сильный, компетентный, спокойный и уверенный в себе лидер, в поведении которого они усматривают также и лицемерие, хитрость и агрессивностьпо мнению менеджера, подчиненные видят его больше в негативных красках, т. е. авторитарным, хитрым, корыстным, лицемерным, поверхностным, ограниченным, негибким, безнравственным и невоспитаннымвзаимодействуя с подчиненными, менеджер, как ему кажется, в первую очередь должен пытаться демонстрировать прямоту, силу, властность, надежность, компетентность, терпимость и гибкость.

Таким образом, полученные результаты способствуют расширению исследовательского поля в таких областях социальной психологии, как психология менеджмента, имиджелогия, социальная психология имиджа, психология управления персоналом и др.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• данные проведенного исследования, его теоретические и эмпирические материалы, могут использоваться для составления учебных курсов, лекций и семинарских занятий в различных областях профессиональной подготовки и деятельности;

• результаты исследования позволяют совершенствовать программы и тренинги по формированию имиджа и повышению квалификации менеджеров и других управленческих кадров. Имиджкоррекционная работа с линейными менеджерами должна строиться на основе их самоанализа, направленного на понимание себя реального и осознание себя в различных образах5 а также достижение им интеграции всех представлений о себе. При этом необходимо формировать у руководителей позитивное отношение к себе как к сильной, гармоничной личности;

• предлагаемый автором вариант применения методики СД может эффективно использоваться в практике диагностики имиджа с целью дальнейшей коррекции его проблемных зон;

• выявленные связи особенностей содержания имиджа и успешности управленческой деятельности менеджера могут служить ориентиром в формировании позитивного имиджа управленца. Намечена возможность прогнозирования уровня успешности деятельности руководителя по показателям социально-психологического содержания его имиджа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее полно содержание имиджа менеджера отражает следующее определение. Имидж — это символический, стихийно формирующийся или сознательно формируемый социально-психологический феномен, проявляющийся в процессе самопрезентации субъекта и существующий в форме двух взаимосвязанных сторон:

— субъективной, представляющей собой совокупность взаимосвязанных компонентов Я-концепции носителя имиджа, и.

— объективной — существующей в качестве образа сознания индивидов, воспринимающих носителя имиджа.

2. Существуют следующие особенности взаимосвязей подструктур содержания имиджа:

— компоненты субъективной стороны имиджа по сходству содержания располагаются в последовательности «Я-реальный» — «Я-зеркальный» — «Я для других» — «Я-идеальный».

— все компоненты имиджа попарно связаны друг с другом прямой корреляционной связью.

— Чем ближе числовая выраженность образов «Я в глазах других» и «Я для других», тем ближе числовая выраженность образов «Я-реальный» и «Я-идеальный».

3. Особенности соотношений компонентов, входящих в структурную организацию имиджа, целесообразно обозначить понятиями:

— гармоничность личности — степень сходства представлений индивида об оценках своих собственных индивидуальных качеств и его представлений об оценках соответствующих качеств, составляющих субъективный идеал,.

— эффективность имиджа — разница между представлениями субъекта по какому-либо критерию о том, как он ведет себя, взаимодействуя со своими подчиненными (образ «Я для других») и его субъективным идеалом (образ «Я-идеальный»),.

— конгруэнтность имиджаразница между оценкой, которую дают подчиненные своим менеджерам по какому-либо критерию и оценкой, которую приписывают менеджеры самим себе по этому же критерию.

Приведенные понятия связаны друг с другом и с эффективностью управленческой деятельности прямой корреляционной связью.

4. В основе субъективных и объективных компонентов имиджа лежат различные латентные факторы, содержание которых качественно отличается.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах и на заседаниях кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ имени П. Г. Демидова. Они нашли отражение в 12 научных публикациях, две из которых находятся в изданиях ВАК, и в выступлениях на международных и российских конгрессах, симпозиумах, съездах, конференциях: «Психологическая служба образовательного учреждения» (Ярославль, 2007), «Творчество в системе ценностей субъектов образовательного процесса» (Архангельск, 2006), «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль, 2004;2007), «Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире» (Ижевск, 2007), «Управление корпоративной безопасностью в малом и среднем бизнесе» (Ярославль, 2006), «Тендерные основания механизмов и профилактики девиантного поведения личности и малых групп в 21 веке (Москва-Кострома, 2005), «Современные технологии менеджмента» (Иваново, 2006), «Психология и духовность человека в системе рыночных отношений» (Чебоксары, 2006).

Материалы диссертационного исследования легли в основу авторских тренингов: «Имидж руководителя», «Успешный менеджер», «Повышение конф ликтоустойчивости».

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Текст диссертации изложен на 207 страницах, приложение — на 28 страницах, иллюстрирован 22 таблицами и 15 рисунками. Библиография содержит 342 наименования, из них 25 — на английском языке.

Выводы диссертационного исследования:

1. Имидж как многогранный, многоаспектный и интегративный социально-психологический феномен характеризуется: символический природой, стихийным или сознательным формированием,.

— реализацией в процессе самопрезентации субъекта,.

— тождественностью социальной маске,.

— наличием объективной стороны, существующей в качестве образа сознания индивидов, воспринимающих носителя имиджа,.

— наличием субъективной стороны, представляющей собой совокупность взаимосвязанных компонентов Я-концепции носителя имиджа,.

— взаимосвязью и согласованностью объективного и субъективного компонентов.

О ПТТТЛЯ TTT, UnTTl->T/rvr>TTr>T, T/ITJAl-4/-r4=" r>n ттатлм^ТТТДР" ТТЛ/ГТД TTM/-0 MSUS nwsnq чvy а^ • 1 к" «1−1 11 а 1 V > 1J 1 w X 1 V л 11 1 W V lv/ V V V/ r' ^ W lit.V I’ll V характеризуются следующими закономерностями:

• В Я-концепции индивида можно зафиксировать 4 подструктуры, которые по сходству содержания располагаются в следующей последовательности: Я-идеальный — Я для других — Я в глазах других — Я-реальный.

• Оценка «снизу» всех сильнее кореллирует с образом «Я-реальный», т. е. представления подчиненных о менеджере более всего совпадают с образом самосознания руководителя «Я-реальный». Это значит, что окружающие носителя имиджа люди видят скорее не «маску», которую он им представляет, а то, что под ней.

• Чем больше сходство между оценками выраженности установок «Я в глазах других» и «Я для других», тем больше сходство между оценками выраженности установок «Я-реальный» и «Я-идеальный».

• Компоненты имиджа связаны попарно друг с другом прямой корреляционной связью.

3. Целесообразно выделить понятия, обозначающие особенности соотношений компонентов, входящих в структурную организацию имиджа:

• Гармоничность личности — расхождение оценок выраженности образов «Я-реальный» и «Я-идеальный».

• Эффективность имиджа — расхождение оценок выраженности образов «Я для других» и «Я-идеальный».

• Конгруэнтность имиджа — разница между оценкой, которую дают подчиненные своим менеджерам по какому-либо критерию и оценкой, которую дают менеджеры самим себе по этому же критерию.

Чем больше выражена конгруэнтность имиджа, тем дисгармоничнее личность. Чем больше выражена эффективность имиджа, тем больше выражена гармоничность личности. Конгруэнтность и эффективность имиджа в большинстве случаев не связаны друг с другом.

4. С успешностью управленческой деятельности связаны следующие характеристики содержания имиджа как социально-психологического феномена:

• Оценки выраженности компонентов «Я-реальный», «Я-зеркальный» и «Я для других»: чем они выше по социально одобряемым качествам (таким, например, как гибкость, сила, принципиальность, сдержанность и др.) и чем ниже по социально неодобряемым (таким, например, как безнравственность, порочность, корыстность и др.), тем выше успешность управленческой деятельности.

• Чем в большей степени менеджер хотел бы видеть себя идеального агрессивным, порочным, честолюбивым, лицемерным, корыстным, расчетливым и грубым, тем выше успешность его управленческой деятельности.

• Успешность управленческой деятельности больше связана не с тем, насколько высоко или низко руководитель оценивает себя в том или ином ракурсе, а от того, на сколько близко индивид оценивает «себя реального» и «себя идеального» по данному качеству, а также, на сколько близко совпадает субъективная оценка своего поведения («Я для других») с оценкой соответствующего поведения, данной окружающими (оценкой «снизу»),.

• Чем ближе оценки выраженности образов «Я для других» и «Я-идеальный» (эффективность имиджа), тем успешнее управленческая деятельность менеджера.

• С успешностью деятельности самую сильную по всем оцениваемым параметрам корреляционную связь имеет оценка «снизу», отражающая совокупность всех представлений подчиненных о своем руководителе, обозначенная нами термином «объективная сторона имиджа».

5. В основе самовосприятия менеджера и восприятия его со стороны подчиненных лежат во всех случаях качества, обозначающие силу, интеллект, волевые и морально-этические характеристики личности.

Вариации заключаются в следующих тенденциях:

• В образе «Я-реальный» больше, чем в других компонентах имиджа присутствуют качества, обозначающие мягкость характера: открытость, бескорыстность, простота, нравственность, непорочность, мягкость, воспитанность и др.

• Менеджер для подчиненных это, прежде всего, сильный, компетентный, спокойный и уверенный в себе лидер, в поведении которого они усматривают также лицемерие, хитрость и агрессивность.

• По мнению менеджера, подчиненные видят его больше в негативных красках: авторитарным, хитрым, корыстным, лицемерным, поверхностным, ограниченным, негибким, безнравственным и невоспитанным.

• Взаимодействуя с подчиненными, менеджер, как ему кажется, в первую очередь пытается демонстрировать следующие черты: прямота, сила, властность, надежность, компетентность, терпимость и гибкость.

6. В основе оценки образа «Я-идеальный» ярко выражены следующие особенности: компонента силы связана с аморальными качествами (например, с корыстностью, агрессивностью и нечестностью) — для современного менеджера важнее не образованность, а обладание такими личностными качествами, как лицемерие, агрессивность, гибкость, порочность, хитрость и т. п.

7. Модифицированная методика СД позволяет получить богатые и разнообразные результаты, широко и глубоко исследовать социально-психологическую структуру и содержание имиджа.

В заключении подводятся итоги относительно достижения поставленной автором цели и оценивается вклад в решение обозначенных в работе проблем.

Заключение

.

Настоящее исследование осуществлялось в направлении решения следующих важных социально-психологических проблем:

• Уточнение содержания таких актуальных социально-психологических понятий, как «менеджер» и «имидж»,.

• Ориентация на принцип системности при разработке авторского подхода к раскрытию социально-психологической структуры имиджа.

• Изучение социально-психологического содержания имиджа в контексте эффективности управленческой деятельности менеджера.

В работе сделан вклад в решение указанных проблем посредством следующих достижений:

1. На основе проведенного теоретического анализа обобщены представления об имидже менеджера в отечественной и зарубежной психологии. Изучены основные подходы к пониманию социально-психологической природы имиджа, дано его социально-психологическое определение.

2. В работе проанализированы и определены понятия «менеджер» и «руководитель».

3. Подобран и апробирован адекватный психологический инструментарий для изучения социально-психологического содержания имиджа менеджера, а также для оценки эффективности его управленческой деятельности.

4. Сформулированы и экспериментально обоснованы основные положения авторской концепции имиджа, в которой акцент делается на особенностях внутреннего мира носителя «выгодной маски», на том, как она репрезентируется в его сознании и «приспосабливается» к когнитивным структурам самосознания.

5. Исследованы внутренние факторы, лежащие в основе структуры имиджа и определяющие его содержание.

6. Выявлены компоненты имиджа и его свойства, связанные с успешностью управленческой деятельности.

Таким образом, достигнута основная цель исследования, заключающаяся в изучении социально-психологического содержания имиджа успешного менеджера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999.- 265 с.
  2. И.Г. Персонал технология менеджера. М., 1991.-97с.
  3. И.Д. Менеджмент как система управления. М., 1992.- 145 с.
  4. JI.K. Имидж и личностный рост. Учебное пособие. Новосибирск, 1999. 146 с.
  5. B.C. Проблема личности руководителя в отечественной психологии // Интернет, сайт http: www.proref.ru/ref-32 399.
  6. B.C. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. М.:МОСУ, 2000. 30с.
  7. B.C. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. М.-.МОСУ, 2000. — 30с.
  8. В. С. Эмпирическое изучение Я-концепции руководителей // Вестник интегративной психологии / Под ред. В. В. Козлова.- М.- Ярославль: МАПН, 2006. Вып. 9 (25) С. 4 — 21.
  9. В. С., Тимофеев А. И. Психологическая характеристика Я-концепции // Вестник интегративной психологии / Под ред. В. В. Козлова.-М.- Ярославль: МАПН, 2006.-Вып. 9 (25) С. 21 — 26.
  10. В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопр. психол. 1986, № 1. С. 95—101.
  11. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990. 96 с.
  12. Т. 3. В поисках имиджа: (Как стать телезвездой). М.: «Добрая книга», 1995. — 120 с.
  13. А. А., Громова JL А, Поймите меня правильно СПб: Экономическая школа, 1993. 134 с.
  14. И. Имидж и этикет делового человека: Изложение спецкурса. М.: Энн, Центр правовой защиты, 1996. — 126 с.
  15. В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, т. 1) СПб: «Издательство ДНК», 2000. — 528 с.
  16. В. Н., Левчик Д. А., Устименко С. В. Воюют надписи: Имидж кандидата и способы его актуализации / Ин-т социал. и полит, технологий. М., 1995. — 44 с.
  17. Г. Предприятие будущего. Структура, методы и стили руководства. М., 1997.- 109 с.
  18. Г. С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов Изд 6-е., перераб. и доп. — М: Акаде-мический Проект, 2001. — 480 с. 1. У VJWUUVU111UU J
  19. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. С. 65−89.
  20. Г. М. Социальная психология. М., 2001. 345 с.
  21. Г. М. Психология социального познания. М., 1997.298 с.
  22. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. М., 1978. 278 с.
  23. И. Стратегическое планирование / Пер. с англ. М., 1998.-88 с.
  24. Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980. —128 с.
  25. М.Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам. М.: ЭКСМО, 2002. 160с.
  26. А. Г. Деятельность и установка. М., 1979. — 150 с.
  27. А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н. М.: 1997. 145 с.
  28. О.А. Профессионально важные качества личности менеджера//статья из Интернет, найдена на сайте: http://psi.lib.ru
  29. В. Д. Психическое отражение. Элементы теоретической психологии СПб ГУ: 2001, 376 с.
  30. В. Я., Белобрагин В. В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки Электрон, ресурс. Режим доступа: httm://www. academim. org.
  31. В.Я. Региональная экономика: проблема качества. М., 2001.- 198 с.
  32. О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореф. канд.--ТТ--- «--» ОЛЛЛ ОС ~поллил. паук. 1 njbociiuiipcjv, jL) kjJ. —с.
  33. И.Е. Имидж компании как образ национальной экономики // ЭКО. 2006. — N 10. — С. 161−169.
  34. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.-278 с.
  35. Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Новосибирск, 2006. 23 с.
  36. Р. Я концепция и Я — образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003 г., 656 с.
  37. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1986. 422 с.
  38. Е.А. Паблик рилейшнз. М., 1994. 183 с.
  39. С. «Паблик рилейшнз»: что это такое? М., 1990. — 78 с.
  40. Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Издательство Московского университета, 1984. с. 173−179.
  41. М.И., Дорофеев Е. Д. Изменение ценностных систем личности в период преобразования общества. Ценностное сознание личности в период преобразования общества (ред. Е. Д. Дорофеев, JI.A. Седова), М.: Изд-во ИП РАН, 1997, С. 32−46.
  42. , Е. Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз» Текст.: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. -203 с.
  43. , Н. Н., Стефаненко, Т. Г. Контент анализ: Спецпрактикум по социальной психологии / Моск. гос. ун- т им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 49−97.
  44. Л Л Т^ «„“ „„“ А, А &bdquo----&bdquo-----------------Т→----tn. и и доле в rv.rv. и^нлилишл ivicvttjmitiuuiriunj иищеим. г"ань, 1. РВШМВД, 1994.-108 с.
  45. А.А. Личность и общение. Избранные труды.— М.: Педагогика, 1983.— 271 с.
  46. А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. — Л., 1971. — 133 с.
  47. А.А. Имиджелогия это серьезно // Материалы международной конференции „Психология общения: социокультурный анализ“ 30 октября — 1 ноября 2003. — Ростов-на-Дону, 2003. — С.31−34
  48. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г., № 4, с.22−34
  49. Большой толковый словарь русского языка. СПб, 1998. С. 123.
  50. Ю.А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звенаЛ Психосемантика/ Психологический журнал, 2003 г., т. 24, № 1, с.91−103
  51. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПБ., 2002. — 528 с.
  52. Т. Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности // Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Челябинск, 2007.
  53. И.А. Словарь иностранных слов. М., АСТ-ПРЕСС, 1998.-С. 98.
  54. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2001. 123 с.
  55. Д. Д. Венегин. В. Р. Менеджер и стиль руководства. -Социал. -полит, журн. 1993, № 7. — с. 99.
  56. И.В. Влияние имиджа человека на деловые отношения в организации.: Дис. канд. психол. наук. -М., 2001. С. 37 57.
  57. Введение в практическую социальную социологию // М.: „Наука“. 1994 С. 255. Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой.
  58. К.В. Персонал как руководить организацией. М., 1993.201 с.
  59. С. В. Имиджевые технологии на выборах регионального уровня в современной России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Саратов, 2006.
  60. С.В. Специфика формирования и функционирования имиджа политической партии „Единая Россия“ // Проблемы политологии и политической истории. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та. 2004. Вып. 13. С. 175 184.
  61. О.С. Стратегический менеджмент. Москва, 1996. С. 48.98.
  62. А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. Москва, 1992. 132 с.
  63. И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании: учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1970, 88 с.
  64. Е.А. Имидж ученого современной российскойнауки//
  65. PR в образовании. № 3, 2003. — С.79−82.
  66. JI. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. —519 с.
  67. JI.C. О психологических системах. //Собрание сочинений. T.I. — М.: Педагогика, 1982.- С. 109−131.
  68. В. А. Сущность и возможнеости системного подхода // Журнал Практическая психология. Вып. 10, № 5, 2004 г. С. 45−67.
  69. В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.
  70. Гер ген К. Движение социального конструкционизма в современной психологии //Социальная психология: саморефлексия маргинальное&trade-. Хрестоматия. М., 1995. С. 67−98.
  71. Л. Р., Шмелев А. Г. Межкультурное исследование личностных черт: „Большая пятерка“ факторов в английском и русском языках // Психологический журнал. 1993, № 4. С. 32−40.
  72. В.В. В поисках совершенства управления. Москва, 1993.-76 с.
  73. В. А Развитие предприятия. Локальные цели и системный подход. // [email protected] из материалов сайта http://www.user.cityline.ru/~itbcons
  74. Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учебное пособие. Самара: Издательский дом „Бахрах-М“, 2000. — 248 с.
  75. М.В. Супер кадры: управление персоналом, Москва, 1993. -134 с.
  76. М.М. Отношение к богатству и предприимчивости русских крестьян XIX века в свете традиционных религиозно-нравственных представлений и социальной практики. Этнографическое обозрение, 2000, № 2. С. 56−98.
  77. И. В. Русская ментальность и экономические реформы в России / Под ред. В. М. Юрьева. Тамбов: ТРО ВЭО России Изд-во Тамбовского гос. универ-та им. Г. Р. Державина, 2000. — 53 с.
  78. Н.А. О связи самоприятия и осознания Я образа в ситуации неуспеха // Вестник моек, ун-та, сер.14 (психология), 2001 г., № 3,оv“ jJ~ / ^
  79. П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991. С. 78 134.
  80. Д.Г. Имидж в контексте психологической теории // Имиджелогия: тенденции и перспективы развития. М., 2003. С. 98 123.
  81. Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков, бизнесменов, мужчин и женщин. М., 1997. — 189 с.
  82. О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000. 160с.
  83. В.И. Специальные методы социально-психологического воздействия и влияния на людей. Челябинск, 1996. 98 с.
  84. Г. Управление персоналом / Пер. с англ. М., 1997. С. 67.98.
  85. У. Личность // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982. С. 61−70.
  86. М. А. Установки коммуникативного поведения: Диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М., 2000. С 89 — 154.
  87. Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. -М., 1971.-98 с.
  88. Г. Г. Социально-политическая психология // Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: „Наука“ 1994 С. 104
  89. З.В., Щеголева Т. М. Самосознание личности. Иркутск, 1998 г., 85 с.
  90. JI. Ю. О сущности имиджа с позиций гармонии // психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9, вып. 2. М., 2002. С. 121 — 135.
  91. О. В. Психологические характеристики имиджа российских предпринимателей // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2007.
  92. О. В. Управленческая имиджелогия основа создания позитивного имиджа российского предпринимателя — М.: ЛПИ и ИИМ, 2003.- С. 34 -36.
  93. Э.К. Имиджелогия для руководителя. Новосибирск, 1998.-84с.
  94. Р. Создай себе имидж. М.: ООО „Попурри“, 1998. С. 89−134.
  95. Ф. Ваш абсолютный имидж: Кн. для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. М., 1997. — 320с.
  96. Дюк В. Классификация психодиагностических методик // Статья с сайта http://www.psyfactor.org/dyuk.htm
  97. Е. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М.: „Армада“, 1998.-С. 123−157.
  98. А. Л., Рубахин В. Ф. Индивидуальный стиль руководства коллективом. — В кн.: Психология управления. Вып. 11. М., 1976.-С. 87−123.
  99. А.Л., Позняков В. П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, № 3. С. 46−64.
  100. В.Г. Психология в рекламе. М.: ДатаСтром, 1992.121 с.
  101. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии М.: ЦИТП, 1992. — 168с.
  102. А.Н. Организационная психология М.: Флинта л/ггтгчд олпл п 1 1 оirillVlij W.. Vi
  103. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.- М.- Харьков- Минск, 2001. С. 23 -58.
  104. Е. В. Руководство по управлению личным имиджем. СПб: Речь, 2005, 144 с.
  105. В. В. Общие вопросы самосознания личности // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры, Киев, 2004 г., 78 с.
  106. Э.К. Имидж и управление: (Рабочая кн. руководителя). -Новосибирск, 1999. 115с.
  107. В. В. Новый миллениум для России: путь в будущее. Теоретическая политология: мир России и Россия в мире. МГУ, 2001. 224 с.
  108. Имидж лидера / Под. ред. Е. Абашкиной-М., 1996. 83 с
  109. Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е. А. Петровой Москва: 2004 г. -380 стр.
  110. Имиджелогия-2005: Феноменология, теория, практика. Материалы Третьего Международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е. А. Петровой М.: РИЦ АИМ, 2005. — 360 с.
  111. Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. Материалы Первого Международного симпозиума „ИМИДЖЕЛОГИЯ-2003″: / Под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ „Альфа“ МГОПУ им. М. А. Шолохова. 2003 г. 228стр.
  112. Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.: Пед. общ. России, 2003. — 384 с.
  113. А.А. Профессиональный имидж как инструмент педагогического влияния. Москва-Ярославль: Ярославский психологический вестник. — Выпуск 17. — 2006. — С. 96−98.
  114. А.А. Имидж учителя как социально-психологический феномен //Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан, Алматы. — № 2. — 2006. — С. 79−84.
  115. А.А. Социально-психологические особенности развития профессионального самосознания будущего учителя. Тверь: Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. — № 1. — 2006. -С. 31−33.
  116. А.А. Социально-психологические механизмы построения профессионального имиджа // Проблемы социальной психологии личности: Межвузовский сборник научных трудов: Выпуск 3. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. — С. 21−27.
  117. А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 450 с.
  118. А. В. К проблеме психических процессов // Психол. Журнал, 1986. Т. 7. № 6. С. 21−31.
  119. А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.:Институт психологии РАН, 2002. 320 с.
  120. А.В. Психология менеджмента М.: Гардарики, 1999. -С. 378−401.
  121. А. В. Проблемы принятия решения в тркдовой деятельности // Психол. Журн. 1992.Т.13. № 1. с. 3−14.
  122. А. В. Метасиситемная организация уровневых структур психики. М.: Институт психологии РАН, 2004. 511 с.
  123. Г. Процесс каузальной атрибуции //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. — С. 89 123.
  124. КилошенкоМ. Психология моды: теоретические и прикладные аспекты. СПб., 2001. С. 67−89.
  125. В. И. Искусство управления: Учебник. -М.: Издательство БЕК, 1997. — С. 56- 98.
  126. В. В. Внутренний имидж руководителя Журнал „Бизнес Без Проблем Персонал“ № 3, март 2004, приложение к газете „Деловой Петербург“. — С. 12−21.
  127. ТО ТУ^г.тт^тч ТЭ TD т- „-----------------х^о. xvMojiMo jj.jj. i-iniu paiишасш прилили! пл. icupmi и псмлигслншш.
  128. Методическое пособие. Ярославль 2004 г. — 129 с.
  129. Козлов В. В Психодуховный кризис — новые измерения. Ярославль, ЯрГУ 2005 г. — 28 с.
  130. В. В., Фролова О. П. Интегративный подход в развитии целостной личности // Психология и практика. Ежегодник РПО. Т. 4. -Ярославль, 1998. С. 351 -354.
  131. В. В. Чарующее пространство внутренней целостности. Методическое пособие. Ярославль, 1996. — 52 с.
  132. Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова и др. М.: Наука, 1975.-263 с.
  133. Коллектив. Личность. Общение / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 143 с.
  134. КонИ.С. Категория „Я“ в психологии // Психол. ж л., 1981 г., т.2., № 3, с.25−38
  135. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. 576 с.
  136. Ю.Л. Методика, определяющая эффективность деятельности руководителей (к 75-летию ВНИИЭСХ). М., 2005 Рубрики ГРНТИ: 68.75.21. -с. 320−326
  137. JI.H. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. 1989 г., Вып. 4, с.91−96
  138. . Б. Профессиональная психопрогностика и методы исследования личности руководителя. — Психологический журнал, 1981, № 2. С. 24−48.
  139. И. А. Экономическая психология управления сферой материального производства, или новая технология работы с кадрами. Ярославль „Верхняя Волга“, 1997, 321 с.
  140. А. И. Имидж рекламных персонажей. М.- Ростов н/Д, 2004, 144 с.
  141. С. В. Административно-правовая ориентация""""И — „-------------—“““»"" ИТ) &bdquo-С. .р^у гчллэидм Lcjic^i iva. iv ijjcuvivjpиравлспуш ncpv^wncunjivi upi апуиации п и v^vj.
  142. Психологические и социальные технологии в управлении персоналом. СПб. 1999. С. 93−125.
  143. С. В. Этика управления: права руководителю, обязанности подчиненным? // Персонал-Микс, № 2, 2001. С. 54 — 67.
  144. А. Ю. Телевизионный образ политического лидера как результат репутационного менеджмента // Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9, вып. 2. М&bdquo- 2002. С. 34 -99.
  145. Г. Н. Образ Я в профессиональном сознании // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (12 13 апреля 2002 г.). — Ч. 2. — Белово, 2002. — С. 223.
  146. И. Создай свой имидж. — СПб., 1997. с. 110.
  147. Р.Л. Если Вы руководитель.Элементы психологии менеджмента в повседневной работе — М.: Дело, 1996. — 384с.
  148. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности // Дис. .канд. психол. наук., М., 1984 г.-С. 132−213.
  149. Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М.:.Ось-89, 2002. — 512 с.
  150. В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. ММ.: Политиздат, 1984. 464 с.
  151. Кущ Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1. — М., 1981. С. 98−134.
  152. Н. И., Беляева Л. А., Здравомыслов А. Г., Наумов Н. В.
  153. ТТттТТОТк *ТТТГГ" ТТаТТТТГУЛггТТТ ГкЧЛТТОТТгГПТГТТТТ ТТП ЛАТТЛТТТТГГ ГГТОТ ГЛ" глтт / /jrinCUVlirilYC* и, СППи^111ШЛ 1 CUU, riiri n. Cl-W'JiWnirj.^l pV’Lp^j-liVlirij-IJ' vivivjjri A J*>*>fljri / I
  154. Социологические исследования, 1999 г., № 5 С. 32 58.
  155. И.Д. «Практический менеджмент», ч.1−3, Москва, 1992.-98 с.
  156. Н.М., Павелко Е. В. Исследование преемственности культуры у русских на современном этапе развития.// Ежегодник Российского Психологического Общества, Т.4, Вып.1, Ярославль, Изд-во ЯрГУ, 1998, С. 99−100.
  157. А. А. Общение как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.- С. 78- 123.
  158. А. Н. Проблемы развития психики. М., 1975. С. 67 123.
  159. Д. От образа к имиджу: психосемантический брендинг // с сайта www.russianmarket.ru
  160. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с.
  161. А. Н. Психология образа. — Вестник Моск. ун-та, серия 14. Психология, 1979, № 2, с. 3—13.
  162. А. Н. Психология руководителя. М.: Издание «Наука» 1996.- 156 с.
  163. Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1985. Т. 1.-С. 142−358.
  164. . Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 98 150.
  165. Ч/ I • - «t. I. Ч. 1 -» • > I • л VAA^A * 1 1 (1 VV 1, 1xi IWVXVV/llнауки. Монография. Ярославль: МАПН, 2004. 243 с.
  166. О.А. Имидж политического института как предмет социологического исследования.: Дис. канд. социол. наук. Самара, 1999. С. 35.
  167. Г. М. Психологическое управление в рыночных условиях. Изд-во «ИПРАН», Москва, 1997. 123 с.
  168. Л. Конструктивная система личности и социометрический выбор // Бюллетень «Вестник социума». 2003, № 2 (60). С.-32−43.
  169. В. М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. М. 1996. 123 с.
  170. О. В. психологические аспекты формирования имиджа практического психолога // С сайта old.prosv.ru/metod/egorova/6.html
  171. А. Психология бытия. М., 1997. 432 с.
  172. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.321 с.
  173. JI. В., Аникеева Т. Я. Мочалова Ю. В. Экранный образ и личностные особенности телеведущих // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 2. Март-Апрель. С. 45 — 58.
  174. B.C. Психология индивидуальности/Под. ред. Е. А. Климова. М., 1996. 147 с.
  175. В. С. Индивидуальный стиль общения.— Психологический журнал, 1982, № 4. С. 87−121.
  176. В. А. Проблемы имиджелогии в современный период развития общества // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. 2001. № 6 (12). С. 47 — 104.
  177. Р. Различные аспекты Я// Экспериментальная психология
  178. ТТ^тт патт TT TI «ф» ГТтхо-^т-а ЛД Ю7? т^ ТЗтттТ П 110 1/11хх.pwva JTX -/XV. х xrxc*ViY W. J.VX., 1 S I X. X/X"X1X. *. V. L ^ 1 I i
  179. H. H. Курс лекций по истории психологии, Ярославль 2003.
  180. Ю. Рекламный антитеррор: Западные фирмы пересматривают свой взгляд на рекламу // Компания. 2001. № 38. С. 5456.
  181. С. В. Проблема занятости женщин в современных условиях // Женщины в России в 20 столетии. Материалы межрегиональной научной конференции, Иваново, 1993. С. 37 — 67.
  182. Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика / Сост., вступит, ст. и общ. ред. Ю. С. Степанова. М., 1983. С. 37 88.
  183. С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. 231 с.
  184. А.А. Социально-психическая адаптация.// Психология самосознания. Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000. С.270−317
  185. А. Д. математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное ипособие. СПб.: Речь, 2007.-392 с.
  186. У. Познание и реальность. М., 1981. 321 с.
  187. Р. С. К проблеме эффективности стиля руководства коллективом.— В сб.: Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности / Под ред. А. В. Петровкого и др. Ульяновск, 1981.
  188. Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. 1980 г., № 1, с.20−30
  189. И. Я и мой имидж / И. Нефедова, Е.Власова. М., 1997.
  190. Е.А. Механизмы восприятия лица // В Сборнике Исследования по когнитивной психологии. Под ред. Е. А. Сергиенко. Изд-во «Института психологии РАН», Москва 2004, с.81−94.
  191. Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчинёнными // Дис. канд. психол. наук -Иваново, 1998.-С. 56−231.
  192. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: 1998 г. С. 164.
  193. В. В. Некоторые психолого-экономические аспекты поведения человека в производственной группе // Проблемы психологии и эргономики. Ярославль-Тверь, 2000. С. 29−30.
  194. В. В., Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией. М., 1991. 220 с.
  195. В. В. О феноменологии психо-социальных представлений в социальной психологии 21 века // Материалы к пленарному докладу международного симпозиума 3−12 сентября 1999 г. 40 с.
  196. В. В. Социальная психология и экономика. Избранные произведения в 11 томах. Т. 11. Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2005. 382 с.
  197. В. В. Социальная психология и экономика. Избранные произведения в 11 томах. Т. 6. Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 1995. 206 с.
  198. Е. А. социально-психологическая структура и содержание имиджа организации // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ярославль, 2007. -26 с.
  199. Н.Н. Психологическая работа с людьми. Советы руководителю/ Учебн. Пособие. Минск: МАУП, 2004. 228 с.
  200. С. И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1986. С. 321.
  201. А. М. Руководитель- размышления о стиле управления. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат. 1987. — 432с.1. wpjujo rv.u. ^nvumpnчс^лал jiwirnjv^in л wt, wpjruj pci // SUU^UVDIпсихологии. 1995. — № 2. — С. 56 — 76.
  202. E. А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля (Соц.-психол. аспект) // Дис. канд. психол. наук. Москва, 1997. 216 с.
  203. Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 34- 65.
  204. Г. В. Глава 17. Теория социального обмена и бихевиористская социология: Джордж Хоманс и Питер Блау // История западной социологии История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Редкол.: Г. В. Осипов (отв. ред.), Л. Г. Ионин,
  205. В.П.Култыгин- Ин-т соц.-полит, исслед. РАН. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999. С. 401.
  206. Отц Е. В. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношения электората: Дис. канд. психол. наук: Москва, 2005. 163 с.
  207. В.Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в пост-тоталитарном обществе // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 1.С. 83−95.
  208. А. Ю. Формирование имиджа Стратегия, психотехники, психотехнологии. М.: Омега-JI, 2007 — 266 с.
  209. А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, какnrr> rrcmQTT. стзгт ттлттт ттм/" — Л/Г • П**ттг" 1 QQR — 9 1
  210. А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии // по материалам Симпозиума «Имиджелогия-2004». С. 45−68.
  211. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 110с.
  212. Е.Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. М., 2003.4.Психология. Словарь. М., 1990. С. 67 — 123.
  213. Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002, 223 с.
  214. Е. Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия (Содержание и пути развития) // Дис. д-ра психол. наук: 19.00.05, 19.00.13: Москва, 2003. 697 с.
  215. Перцептивные процессы в управленческой деятельности // сайта http://www.uprav
  216. Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования// PR в образовании. № 1, 2004. — С.36−38
  217. Е. А. Секрет обаяния. Проблема качества и современное состояние имиджелогии в России // PR в образовании. № 2, 2004. — С.36−38.
  218. В. Ф., Нистратов А. А. Построение вербального семантического дифференциала на базе русской лексики. — В сб.: Восприятие языкового значения. Калининград, 1980, с. 88—100.
  219. В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. Пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та 1997. — 400 с
  220. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. 235 с.
  221. В.Ф., Шмелев А. Г., Нистратов А. А. Метод классификации как экспериментальный подход к семантике изобразительного знака. — Вестник Моск. ун-та, серия 14. Психология, 1978, № 4. с. 25—37.
  222. Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования// FR в образовании. № 1, 2004. С.36−38
  223. Е. А. Психология имиджа: Психосемантический подход // Психология как система напрвлений. Ежегодник российского психологического общества. Т. 9, вып. 2. М., 2002. С. 123−158.
  224. Е. А. Секрет обаяния. Проблема качества и современное состояние имиджелогии в России // PR в образовании. № 2, 2004. — С.36−38.
  225. А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Т. 2, Ростов-на-Дону, 1996 г. 121 с.
  226. В. П. Государственно-правовые аспекты русского либерализма (Юридико-методологический анализ) // Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Поздняков В. П. М., 2004. — 218 с.
  227. В. Д. Социально-психологические законы и формирование имиджа государственной службы. М., 1996.- 321 с.
  228. Пахомов Ю. В Система управления по результатам // Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 133−142. Статья.
  229. Г. Г. Имиджеология: теория и практика. Киев, 1998.234 с.
  230. Г. Имиджмейкер: Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. — Киев: 1995. —235 с.
  231. Г. Имидж: от фараонов до президентов. Киев: 1997.- 123 с.
  232. Г. Г. Имидж. Выборы. Киев, 1997. 121 с.
  233. Г. Г. Имиджмейкер как профессия // Почепцов Г. Г. Коммуниктивные технологии двадцатого века. М., 2000. — С.47−67.
  234. Г. Г. Профессия имиджмейкер. Киев, 2001. 106 с.
  235. В.Н., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984. № 4.- С. 34−47.
  236. Принцип системности в психологических исследованиях // Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной. М.: Наука, 1988. 231 с.
  237. Психологический словарь. Авт.-сост. Копсрулина В. и др. Р-н/Д: Феникс, 2003.-640 с.
  238. А.С. Потребности, мотивы, установки// Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси. 1974. 345 с.
  239. Д. А. Психологические барьеры руководителей среднего звена в процессе дополнительного профессионального образования // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологический наук. Казань, 2006. С. 45 -49.
  240. А. Имидж как инструмент управления // Информация и бизнес. 2002. — N 2. — С.37−41.
  241. М. С. Структурно-уровневые теории психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1977, 80 с.
  242. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998.-321 с.
  243. Руководитель и коллектив: Соц. психолог, очерк / Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. — JL: Лениздат. — 1974. — 167 с.
  244. А.Б. Проблемы восприятия политического имиджа// Личность и бытие: личность и социальная реальность. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та 2003. — С 240−243.
  245. А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. 2-е изд. М., 2000.
  246. С.К. Центр оценки: групповая деятельность, управленческая технология, исследовательская лаборатория. М., ГУУ, 1999. 145 с.
  247. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986.- 176 с.
  248. А.Л. Психология управления организациями Спб.: СпбГУ, 1999. — 224 с.
  249. Е.В. Методы математической обработки в психологии// СПб.: Речь 2000. С. 359.
  250. И.М. Паблик рилейшенз. УЧЕБНИК. Изд-во «ЮНИТИ», 2000. 95 с.
  251. В. С. Политические лидеры глазами старшеклассника // Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование М., 1997. С. 204−214.
  252. B.C. Собкин, М. В. Ваганова Политические лидеры России: взгляд молодежи (по материалам психосемантического эксперимента) // Статья с сайта http://www.socioedu.ru/articles/sb2.php
  253. В. С. Грачева А. М. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования. Сб. научн. трудов / Отв. редактор В. С. Собкин. М.: Изд. АПН СССР, 1990. С. 102 130.
  254. B.C., Шмелев А. Г. Сценическое перевоплощение как экспериментальная модель семантической перестройки «Я образа» в группе. / Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. (Тезисы конференции) — Даугавпилс, 1985, 4.1, с. 79−81
  255. В.С., Шмелев А. Г. Психосемантическое исследование актуализации социально-ролевых стереотипов. // Вопросы психологии 1986, N 1, с.124−136
  256. Социальная психология. Учебное пособие, Пэрьтгин Б. Д. СПбГУП, 2003. 616 с.
  257. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 231 с.
  258. Статистические методы анализа экспертных оценок / Под ред. Т. В. Рябушкина. — М., 1977. — 384 с.
  259. JI.A. Изучение экономического сознания методом семантического дифференциала// Социологические исследования. 1992. № 8. -С. 89−120.
  260. Стиль и методы руководства: Сборник /сост. Попов С., Подволкий Г., М.: Московский рабочий, 1985. — 98 с.
  261. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. унта, 1983. — 284 с.
  262. В. В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции // Психологический журнал, 1981, № 3, с. 104—117.
  263. Г. В. Инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности: Автореф. докт. дис. JL, 1982. 40 с.
  264. И. Р. Психология взаимоотношений. Академ. Проект, 1999,-352 с.
  265. Дж. С., Оукс П.Дж., Хеслем С. А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. № 2. С. 8- 17.
  266. Е.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология имиджа» Ростов-на-Дону, 2000. 50 с.
  267. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур и др.- Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1994. Т. 1−4. С. 11.
  268. Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л. Изд-во Ленинградского университета 1975 г. 312 с.
  269. Э.П. Практическая психология имиджа // Вестник университета. Социология и управление персоналом. —М.3 ГУ У 1999, N° 1. С.- 34−54.
  270. . Г. Имидж как социально-психологическая проблема. — Екатеринбург, 1995. 142 с.1 273. Уфаев А. Голос чисел. М., 1994. 198 с.
  271. Уффельман Инге. Хорошие манеры в любой ситуации. М., 1993.- 142 с.
  272. И. А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: Диссертация на соискание уч. Ст. доктора социологических наук. Тамбов, 1998. 654 с.
  273. А. П., Ромашкина Р. Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. М., 1996. 121 с.
  274. О.А. Реклама: Новые технологии в России. СПб.: 2000. — 98 с.
  275. Ю.И., Юрьев А. И., Нестеренко В. М. Экспрессметодика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека // Личность и деятельность: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 2. Л., 1982. 109 с.
  276. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. -М.Политиздат, 1991, — С. 121−312.
  277. Фома Аквинский Сумма теологии, 1262- 1273, С. 231−498.
  278. , Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм // Современная американская социология. С. 146−156.
  279. В. Человек в поисках CMbi^a.(http://hpsy.m/link/250). С. 34.69.
  280. Ф., Банистер Б. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. 198 с.
  281. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. 97 с.
  282. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности.- Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений (ред. Журавлев A.JI., Шорохова Е.В.). М.: Изд-во ИПРАН, 1998, С. 107−122.
  283. В. И. Информационное оружие М.: Олимпа-пресс, 2003, — 480 с.
  284. Д. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 82−91.
  285. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности.// Спб: Издательство «Питер», 1999 г. С. 608.
  286. С. С. Лидерство и руководство в малых группах. Курс лекций М., 2002. — 101 с.
  287. А. Формирование имиджа политика в России. М.: Университет, 1999. — 143с.
  288. Р. Психология влияния. 4-е международное издание. СПб.- М.- Харьков- Минск, 2001. 272 с.
  289. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.//Проблемы сознания. М., 1968. 134 с.
  290. И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974 г., с.209−225
  291. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977 г., 144 с.
  292. В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1997.- 230 с.
  293. В. М. Управленческая психология. М., 1984. 321 с.
  294. Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1999 213 с.
  295. Т. Я концепция и чувство собственного достоинства, амосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003 г. — 231 с.
  296. П. Законы эмоционального лидерства как инструмент эффективного руководителя // Вопросы психологии, 2000, № 2. С. 65−76.
  297. Е.Б. Личность и политика.// М.: 1988. 98 с.
  298. Шестопал Е. Б Очерки политической психологии//М. 1990. 102с.
  299. В. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М., 2000. 143 с.
  300. А.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982, N 2. С. 45−87.
  301. В.В. Психология менеджмента: учебное пособие. М.: УРАО, 2000. 184 с.
  302. Энциклопедический словарь: психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика / Под ред. Б. А. Душкова. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 462 с.
  303. JI.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала. — Вопросы психологии, 1979, № 1, с. 17—27.
  304. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности / Психология самосознания = Самара: Изд дом. «Бахрах-М», 2000. С. 589−602.
  305. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности.//Мир России 1995 № 3−4 С.158−181.
  306. В.А. Круглый стол «Психологического журнала»: Ценности в ризисном социуме // Психологический журнал. 1991. № 6. С. 154 167.
  307. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 165 с.
  308. E.JI. Имидж и социальные роли// Политический маркетинг, № 7(76), 2004. С.9−14.
  309. Яндарова, Светлана Вахаевна Имидж личности: содержание, функции и мотивации построения: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01 М., 2005.- С. 89−176.
  310. А. Благоприятный внешний облик и вкус в одежде -факторы успешной деятельности бизнесмена // Бизнес. 1999. — N 10−12. -С.8−9.
  311. JI. Т. Анализ структуры связей шкал личностных опросников. — Вопросы психологии. 1981, № 2, с. 90—99.
  312. Adams-Webber J. R. Personal construct theory: concepts and applications. — Chichester, etc.: Wiley. 1979.—XII. 239 p.
  313. Bieri J. Cognitive complexity-simplicity and predictive behavior. — J. abnormal and social psychol. — 1955. v. 51, p. 263—268.
  314. Carroll J.D., Chang J. J. Analysis of individual differences in multidimensional scaling via an N-way generalisation of «Eckart-Young» decomposition. — Psychometrika, 1970, 35. p. 283—319.
  315. R. В., Eber H. W., Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen personality factors questoinnaire (16 PF). — Chicago: 1970. — 554 p.
  316. Coombs C.H. A theory of data. — N.Y.: Wiley. 1964, — XVTL —585 p.
  317. Cronbach L. I. Essentials of psychological testing. Third ed. — N.Y., L.: Harper & Row, 1970. —XX, 650 p.
  318. Edwards A. L. The measurement of personality traits by scales and inventories. — N. Y., etc.: Holt et al., 1970. —X, 308 p.
  319. Eysenck H. J. The biological basis of personality. — Springfield: Thomas, 1967. — XVII, 399 p.
  320. Fillenbaum S., Rapoport A. Structures in the subjective lexicon. — N.Y.: Acad, press,. 1971. — IX, 266 p.
  321. Francella F., Bannister D. A manual for repertory grid technique. — L.: Acad, press,. 1977. — IX, 266 p.
  322. Gough H.G. Adjective check list as a personality assessment research technique. — Psychol, reports, 1960, v. 6, p. 107—122.
  323. Gregson A. N. Psychometrica of similarity. — N.Y.: Acad, press, 1975. —IX. 262 p.
  324. Honess T. Cognitive complexity and social prediction. — Brit. j. clin. soc. psychol., 1976, 15, p. 23—31.
  325. Kelly E. L. Assessment of human characteristics. — Belmont (California): Brooks-Cole publ. со., 1967. — VII, 114 p.
  326. Kelly G. A. The psychology of personal constructs. — N.Y.: Norton, 1955. — v. I — A theory of personality. — VIII, 556 p.
  327. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. — N.Y.: Ronald press, 1957. —XIX, 518 p.
  328. Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
  329. Miller G.A. A psychological method to investigate verbal concepts. — J. of mathematical psychology, 1969, v. 6, p. 161—191.
  330. Osgood С. E., Luria Z. A blind analysis of a case of triple personality using the semantic differential. — J. abn. soc. psychol., 1954, 49, p. 579—591.
  331. Osgood C.E., Suci G. J., Tannenbaum P H The measurement of meaning. — Urbana: Univ. of Illinois press, 1957. — 342 p.
  332. Rumellhart D. E., Abrahamson A model for analogical reasoning. — Cognitive psychology, 1973, v. 5, p. 1—28.
  333. Reuchlin M. Histoire de la psychologie. — Paris: Press Universitaire de France, 1961. — 125 p.
  334. Shepard R. N. The analysis of proximities: multidimensional scaling with unknown distance function. — Psychometrika, 1962, v. 27, p. 125—140.
  335. Watson J.P. Possible measures of changes during group psychotherapy. — Brit. j. med. psychol., 1972, v. 45, p. 71—73.
Заполнить форму текущей работой